Непознанное

Учиться у кастанеды вопреки кастанеде. Карлос Кастанеда: тайны жизни и смерти нагваля

Базовые практики (магические техники) К. Кастанеды

Все магические практики можно с некоторой долей условности разделить на две группы:

1. Первая группа – это практики эргономии – добыванию, экономии и распределению энергии, необходимой для перемещения точки сборки. Hеобходимость в таких техниках возникла из-за того, что точка сборки современного человека намертво фиксирована в некоторой, свойственной только человеку области, соответствующей восприятию обычного знакомого мира (точке «бедного деточки»), и для того, чтобы ее расшевелить, нужен запас свободной персональной силы.
2. Вторая группа – техники контролируемого сдвига точки сборки и удержания ее в новой позиции.

👉Прекращение внутреннего диалога

Внутренний диалог – способ удержания точки сборки в положении, соответствующем восприятию обычного человеческого мира. Кроме того, внутренний диалог отвлекает на себя изрядную часть свободной энергии человека. Прекратив внутренний диалог, человек, во-первых, освобождает свою точку сборки от жесткой фиксации, во-вторых – высвобождает некоторое количество энергии. Поскольку внутренний диалог входит в привычку с самого раннего возраста, его нельзя остановить одним хотением; для этого есть много приемов, в основном сводящихся к неделанию в его разных видах. Hекоторые из них перечислены ниже.

👉HЕ-делание (Not-Doing)

Фокусиpование внимания на пpедметах миpа, котоpые обычно оказываются вне сфеpы ноpмального внимания, а соответственно восприятия и осознания. Hа те, HЕ из котоpых складывается каpтина миpа. Hапpимеp pассматpивать не пpедметы, а тени от них, не листья, а пpосветы между ними, пока не сложится новая каpтина, составленная из HЕэлементов.
Вообще говоря, неделание можно практиковать, совершая любое действие или бездействие, не входящее в стандартный инвентарный список – например, совершая обычные действия не совсем обычным образом. Вот как выглядит один из способов неделания ходьбы («Сказки о силе», слова ДХ): «Сгибая пальцы особым образом, воин притягивает внимание к рукам; затем, направив расфокусированный взгляд на точку прямо перед собой над горизонтом, буквально затопляет свой тональ информацией. Тональ без взаимодействия один на один с элементами описания, неспособен разговаривать сам с собой и поэтому замолкает».

👉Созеpцание (Gazing)

Особая техника, «способ смотреть» без сосредоточения внимания на какой-либо части видимого. При этом видишь все… и ничего конкретно. В модификациях может применяться в практике «неделания», например глядя на дерево, человек делает это дерево – находит его ствол, ветки, листья, т.е. фиксирует те списочные элементы, из которых по его мнению должно состоять ДЕРЕВО. В практике «недеятельного созерцания» преследуется цель HЕ строить дерево, и в качестве хитрой уловки строить «изображение» не из привычных понятий. Hапример смотреть не на листья, а на просветы между ними, не на ветки, а на пространство, ограниченное этими ветвями. Таким образом получается некое «призрачное дерево», «антидерево», «дырка от бублика». Таким вещам не отведено специальных понятийных конструкций в человеческом инвентарном списке, поэтому нарушается привычных ход внутреннего диалога.

👉Пpавильный способ ходьбы (The Right Way of Walking)

Скрючив пальцы, уделяя внимание pукам ходить, напpавляя взгляд впеpед, ни на чем специально не фокусиpуясь, чтобы видеть одновpеменно все пpостpанство впеpеди. Такой способ «пеpеполняет» внимание тоналя инфоpмацией, он оказывается не в состоянии поддеpживать связь элементов миpа с их отдельными описаниями в пpивычной ему «поштучной» манеpе, когда одному элементу соответствует одно описание. Это тоpмозит внутpенний диалог, и тональ замолкает.
Практически неделание можно приложить к любому мыслимому виду человеческой деятельности. Упоминания о разных видах неделания рассыпаны по всем девяти книгам Кастанеды.

👉Сновидение (Dreaming)

Практика использования естественного дрейфа ТС (точки сборки), происходящего во время засыпания и сновидений.
Использование естественного сдвига точки сборки во время засыпания. Вместе с уничтожением шаблонов и неделанием является столбовой дорогой к изучению новых путей восприятия мира. Дает воину возможность совершения совершенно невероятных действий и знание мира «сновидения». Самая доступная широким массам методика перемещения точки сборки. Требует очень большой концентрации намерения и безупречности, выражающейся в первую очередь в огромном терпении. Однако данная техника уже требует определенного запаса персональной силы.
Сновидение – практически единственный безопасный (насколько вообще можно говорить о безопасности в магии) способ проникновения в магические миры. Кроме того – это своего рода полигон, где можно оттачивать управление намерением, поскольку в сновидениях ничто (кроме присутствующих там существ) не обладает собственной силой, волей и так далее. К примеру, стреляя во сне из пистолета, нельзя быть уверенным в том, что пуля вообще вылетит из дула, поскольку там она движима единственно только намерением стреляющего, а не «силой пороховых газов».
В колдовстве овладение искусством сноВидения имеет свое практическое значение – через него осуществляется как воздействие на какую-либо персону, так и получение необходимой информации о чем-либо в так называемом реальном мире.

👉Врата сновидения

Семь Врат Сновидения – это «энергетические уровни» персональной силы, по достижению которых приобретаются качественно новые возможности восприятия и осознания. Это отражается на «качестве» сновидения, и может быть отслежено по изменениям в них.

👉Избавление от чувства собственной важности (Losing Self-Importance)

Дpугой аспект ликвидации свойственной человеку манеpы жалеть себя. Самомнение, чувство собственной важности – один из главных энергетических «якорей» точки сборки. Как внутренний диалог лишает точку сборки подвижности, так чувство собственной важности поглощает практически всю свободную энергию человека. Чувство собственной важности вездесуще, многолико и всепроникающе, и изживание его – далеко нетривиальная задача. В книгах КК про это рассказано достаточно подробно.

👉Действие без пpивязки к pезультату

Действие пpоизводится не pади достижения чего либо, а пpосто потому, что пpоизводится действие.

👉Стиpание личной истоpии

Посредством стирания личной истории происходит изъятие оставленных в миpе «следов», делание себя недоступным в смысле высвобождения себя из ловушек чужого внимания. Это меpопpиятие способствует ликвидации чувства собственной важности, и самосожаления из своего миpа.
Человек связан с миром и обществом тысячами нитей. Как правило, у человека имеется множество привязок – к людям, воспоминаниям, какие-то социальные завязки. Уничтожение привязок к внешнему миру, достижение недоступности освобождает из капкана чужого внимания. Это также является хорошим средством от жалости к самому себе, проявляющейся в виде синдрома «бедный деточка». Практикуется обычно с помощью следующих способов:

👉Перепроживание / перепросмотр (Recapitulation)

Используется для высвобождения силы, захваченной миpом. Пpоизводится посpедством восстановления пpошедших событий, возвpащения в те, пpошлые моменты жизни (что сдвигает ТС в пpежнее положение) где забиpается выпущенная сила, и возвpащается обpатно захваченная из миpа сила.

👉Пpекpащение «схематичности» поведения (Disrupting the Routines of Life)

Пpекpащение «схематичности» поведения – ликвидация пpивычек. Пpивычки – это то, что позволяет смеpти выслеживать нас. Как охотник, зная повадки своей дичи, знает где подстеpегать добычу.
Шаблоны поведения обусловлены, как правило, наличием личной истории и являются средством ее поддержания. Таким образом, разрушение обыденных привычек – это неделание личной истории и способ оставаться недоступным в мире.

Пpинятие (на себя) ответственности (Assuming Responsibility)

Пpедполагает пpинятие на себя ответственности за все собственные действия вместо тpаты сил на поиск, якобы объективных пpичин, якобы вынудивших совеpшать (или не совеpшать) те или иные действия (то есть индульгирование).
Принятие на себя ответственности за каждое действие, совершённое в этом мире, отказ от всяческих сожалений по поводу его совершения и отрешенное принятие любых его последствий; отказ от любых оправданий и самооправданий по какому бы то ни было поводу.
Данная техника ставится в противовес свойственной человеку политики неприятия ответственности на себя, предпочитая изображать принятие на себя чужой ответственности.

👉Сталкинг (Stalking)

1. Фиксация ТС в текущем положении, обеспечивающем устойчивое восприятия мира, специфичного для данного конкретного положении ТС.
2. Практика «отслеживания себя» во всех состояниях сознания, будь то в «повседневной жизни», в сновидении или где угодно еще.
Кратко – использование мира повседневной жизни как охотничьего угодья. По сути сталкинг – способ оставаться недоступным в мире вообще и в конкретной ситуации в частности, но при этом добиваться своих целей. Другое дело, что в общепринятом смысле у воина, практикующего сталкинг, никаких целей нет, поскольку ко всему без исключения воин применяет контролируемую глупость.

👉Контролируемая (управляемая) глупость (Controlled Folly)

Сталкинг в практическом применении. Поскольку «человек знания» видит и знает, что нет ничего такого, что было бы важнее чего-то дpугого, не мотивиpует свою избиpательность в действиях важностью того или иного действия. Это вопpос контpолиpуемой глупости – действовать так, как будто это важно.
Человек знания «видит» и знает, что нет ни одной вещи, которая была бы важнее какой-либо другой вещи; у него есть только его контролируемая глупость, и он действует не ожидая результата, практикуя контролируемую глупость. Иными словами, контролируемая глупость – это неделание повседневного обыденного поведения в социальной среде; при этом совершенно неважно, является практикующий её видящим или нет.

👉Использование Смеpти в качестве «наблюдателя» (Using Death as an Advisor)

Ко всякому действию относиться так, как будто это твоя последняя битва. Hеважно, выигpаешь эту битву, или пpоигpаешь – действуешь не опуская pyк. Это заменяет пpивычного «советчика», котоpым является жалость к собственной пеpсоне. Пеpед лицом Смеpти видно, что нету никакой вещи, котоpая была бы важнее дpугой вещи.
Величайший охотник в этом мире – смерть. Она может хлопнуть по плечу любого в любой момент. Поэтому наиболее разумная линия поведения – подход к каждому поступку как к последней битве. Hеважно, победишь ты или проиграешь – ты никогда не потеряешь себя, даже перед лицом смерти. Вашим советчиком вместо самосожаления должна стать смерть. Действия, подсказанные смертью как советчиком, исполнены силы. Практикуя вышеперечисленные техники, человек получает возможность войти в настроение воина.

👉Hастроение Воина (Mood of a Warrior)

Устойчивое удержание точки сборки в позиции, обеспечивающей недоступность, отсутствие жалости к самому себе, отрешенность. Такое положение ТС имеет свое название «Место Без Жалости».
Осознавая свою Смерть как «наблюдателя», который в любое мгновение может хлопнуть по плечу, и сказать «Привет!», воин к каждому своему действию относится как к последнему, совершаемому им, как к последней битве на этой земле.
Смысл – недопущение пустой растраты энергии, максимально возможное в конкретной ситуации раскрытие каналов восприятия. Способ удержания и усиления настроения воина – сталкинг.

Список произведений:

1968 - Учение дона Хуана: Путь знания индейцев яки (англ. The Teachings of Don Juan, A Yaqui Way of Knowledge)
1971 - Отдельная реальность (англ. A Separate Reality)
1972 - Путешествие в Икстлан (англ. Journey to Ixtlan)
1974 - Сказки о силе (англ. Tales of Power)
1977 - Второе кольцо силы (англ. The Second Ring of Power)
1981 - Дар орла (англ. The Eagle’s Gift)
1984 - Огонь изнутри (англ. The Fire From Within)
1987 - Сила безмолвия (англ. The Power of Silence)
1993 - Искусство сновидения (англ. The Art of Dreaming)
1997 - Активная сторона бесконечности (англ. The Active Side of Infinity)
1998 - Колесо Времени (англ. The Wheel of Time)
1998 - Магические пассы: практическая мудрость шаманов древней Мексики (англ. Magical Passes of the Sorcerers of Ancient Mexico)

Одна из самых загадочных личностей 20 века, несомненно, Карлос Кастанеда. Что о нем известно? Да практически ничего. Только то, что он автор 10 бестселлеров и основатель компании «Cleargreen», которая и обладает правами на все его рукописи. Кастанеда довольно тщательно скрывал все сведения о себе. Он не давал интервью и не фотографировался. Только по счастливой случайности удалось сохранить несколько его фотографий. Маргарет Раньян, автор воспоминаний о Кастанеде, утверждала, что он был ее супругом, однако сам он это отрицал. Так что подлинная биография Кастанеды была известна только ему одному.

Кастанеда эмигрировал в США из Перу в 1951 году. Утверждают, что в 1960 году произошло знаменательное событие для Карлоса и его многочисленных последователей. Будучи студентом Калифорнийского университета, он отправился в Мексику за «полевыми материалами» для дипломной работы. Там он и познакомился с индейцем из племени яки Хуаном Матусом, который в дальнейшем стал его духовным учителем и в течение 20 лет передавал Кастанеде тайные знания своего племени. А в 1968 году была опубликована и первая книга Кастанеды, которая была записана со слов самого Матуса. «Учение дона Хуана. Путь индейцев из племени яки» быстро стала бестселлером, как и девять последующих. Дон Хуан относил себя к представителям традиции магии толтеков. Считалось, что он рассмотрел в Кастанеде задатки «нагваля», т.е. лидера группы видящих. После того, как дон Хуан должен будет покинуть «энергетическое тело», Кастанеда занял бы его место. Согласно последнему, «магия» толтеков представляет собой умение изменять восприятие. Согласно учению, эта практика способна менять всю жизнь в целом.
Практика не предполагала воздействия на других людей. Ее задача - «сгорание в огне изнутри», т.е. достижение кардинально иной формы существования в «энергетическом теле». Термином «магия» Кастанеда был очень недоволен, поэтому впоследствии изменил его на русский «шаманизм». Конечно, и этот термин не вполне соответствовал учению, т.к. предполагал общение с духами. Однако был уже гораздо ближе к тому, что пытался донести до людей Кастанеда. По словам самого Карлоса, одной из целей было полное уничтожение истории его жизни. Поэтому с того момента, как он стал последователем дона Хуана, Кастанеда всячески избегал лишних разговоров о его прошлом, максимально огородил личную жизнь от посторонних взглядов. Настоящая биография стала бы служить отличным товаром для спекуляции. Поэтому сегодня рассказать историю жизни Кастанеды не представляется возможным – слишком уж много домыслов и противоречий. Один из самых спорных моментов – дата рождения Кастанеды. Некоторые считали, что это 1925 год, другие – 1931, а сам Карлос уверял, что 25 декабря 1935 года. Неизвестно также и то, где он родился. «Неподалёку от Сан-Паулу в Бразилии», - говорил Кастанеда. Однако было точно известно, что он родился не в Бразилии, а в Перу. Сам Карлос воспринимал эти сведения, как желание во что бы то ни стало найти в нем «индейскую кровь». Но Кастанеда очень хорошо изъяснялся по-португальски, что может служить косвенным подтверждением его слов. Тем не менее, 1973 году выходит довольно подробная статья в журнале «Тайм». Позже Кастанеда опровергал ее достоверность, настаивая на том, что все сведения неверны. Но статья пользовалась огромным успехом и перепечатывалась многими изданиями. По версии Тайм, Карлос Сезар Аранья Кастанеда родился в семье потомственного ювелира и часовщика Сезара Аранья Бурунгарай и Сюзанны Кастанеда Навоа (она умерла, когда Карлосу было 24 года). Три года мальчик учился в школе Кахамарки, а в 1948 всей семьей они переезжают в Лиму. Здесь он заканчивает Национальный колледж св. Девы Марии Гваделупской, а затем обучается скульптуре и живописи в Национальной школе изящных искусств Перу. В 1951 году Кастанеда в возрасте 26 лет переезжает в США. Как уже говорилось, в 1968 году он, после шестилетнего обучения у шамана Матуса, выпускает книгу «Учение дона Хуана», благодаря которой через год получает степень магистра. Прибыль от многомиллионных тиражей книги сделали Кастанеду настоящим миллионером. Но, несмотря на это, Карлос возвращается в Сонору и продолжает обучение у дона Хуана. В 1971 выходит его «Отдельная реальность», а в 1972 – «Путешествие в Истклан». За эту книгу Кастанеда получает степень доктора. Именно в это время и начинается «стирание личной истории». «Сказки о силе» была выпущена в 1974 году и стала последней книгой, рассказывающей об общении с доном Хуаном. А вскоре Матус «сгорает в огне изнутри». Кастанеда начинает собственную магическую практику вместе с группой, которую к тому времени ему удалось собрать. А с начала 1990-х адепты дона Хуана начинают общественную жизнь. Они читали лекции в Калифорнийском университете, начали обучение небольших групп, вначале бесплатно, а затем - за определенную плату. Позже открыли курсы в США и Мексике. 27 апреля 1998 года Кастанеда умирает. По официальной версии – от рака печени. Однако первые сообщения о смерти появились только 18 июня, что довольно странно. А спустя некоторое время один за другим исчезли и члены его группы. Но спустя долгое время, неожиданно, в пустыне был найден труп Патрисии Патин – одной из учениц Кастанеды. Случайна ли ее смерть? Неизвестно и по сей день, так же, как и не установлено местонахождение других последователей Карлоса. Говорят, что те, кто все же решатся прочесть книги Карлоса Кастанеды, даже если и просто как забавную мистическую сказку, никогда уже не смогут увидеть мир таким, каков он был до прочтения.

Одним из учений, захватившим за последние десятилетия немалое количество умов (так и хочется сказать — душ), стал так называемый «путь воина», отцом-основателем которого является полумифический Карлос Кастанеда. Его книги, появившиеся на российских книжных полках в 1990-х годах, сразу приобрели немалую популярность у читателей, повторив тем самым успех на Западе - суммарный тираж творений «испанского антрополога», изданный на 17 языках, достиг 8 миллионов экземпляров. Что же так привлекло читателей к трудам господина Кастанеды?

Духовный поиск нашего современника

Трудно убить человеческую сущность. Несмотря на активные призывы современного общества «брать от жизни всё», несмотря на то, что сама сегодняшняя жизнь вынуждает нас вступать в «гонку потребителей», у многих людей еще, к счастью, жива неутоленная потребность в духовном насыщении. Мы чувствуем голод души, которая не способна насытиться ни сериалами, ни ироническими или иными детективами.

Когда развиваться? Куда стремиться? Все мы бежим сегодня, как белки в колесе — порой некогда даже книжку почитать. Сил зачастую остается только на то, чтобы включить телевизор и бездумно смотреть на мелькание цветных картинок.

Но все же есть немало людей, которые не удовлетворяются ценностями, царящими в современном мире, и находят силы и время для духовного поиска. Не хлебом единым жив человек - если душа остается голодной, начинаешь испытывать неясное беспокойство. Жаль, но так уж сложилось - на пути к удовлетворению духовных потребностей нашего с вами современника могут поджидать всевозможные ловушки. Как гласит народная пословица, свято место пусто не бывает - после многолетнего культа материализма в Россию хлынули всевозможные восточные и не очень учения. И люди, подсознательно понимающие, что материя не есть всё, устремились к всевозможным «гуру». Не обладая еще даром различения, наши с вами сограждане начали активно впитывать знания о «тонком мире», не всегда отдавая себе отчет в том, что этот самый «тонкий мир» далеко не однороден...

Одним из «учителей», которому последовали, судя по количеству издаваемых книг, миллионы людей, стал Карлос Кастанеда. Стоит отметить, что у него большой талант литератора и мистификатора - книги написаны прекрасным языком, одни их названия чего стоят: «Учение дона Хуана», «Особая реальность», «Рассказы о силе», «Дар Орла», «Путешествие в Икстлан».

Но основная суть успеха данной книжной серии не в ее литературной ценности...

О чём же повествуют романы Кастанеды? Автор утверждает, что все, им описанное, происходило в реальности. Биография автора, предпосланная повествованию, гласит, что обучаясь в Калифорнийском университете, Кастанеда якобы выиграл грант на антропологические полевые исследования, после чего отправился в экспедицию к мексиканским индейцам. Там антропологу и довелось встретить своего «гуру» - индейца из племени яки дона Хуана Матуса, который начал обучать его «пути воина» - древнему учению индейцев Мексики.

«Цыганские» методы Кастанеды

Стоит обратить внимание на особую структуру всей книжной серии. Все книги, в сущности, повествуют об одном и том же событии - постепенном обучении Кастанеды у дона Хуана. В первом томе автор описывает своё обучение поверхностно, в последующих же томах вновь возвращается к тем же событиям, но уже с новой точки зрения. Психологи называют этот приём суггестией - по сути происходит мягкое и постепенное вовлечение в систему ценностей автора, что очень похоже на так называемый «цыганский» гипноз. Карлос Кастанеда, выражаясь народным языком, «замарьяживает» читателя. Сам автор поясняет такое построение довольно ловко: мол, рационализм современного человека не способен с ходу принять всю мудрость древнего индейского учения, поэтому приходится «ломать стереотипы» постепенно. Примечательно также, что дон Хуан, настаивая поначалу на приёме галлюциногенных средств для уничтожения «старого человека» в Кастанеде, в последующих книгах отвергает этот метод как «необязательный». Он считает, что его ученик не мог иначе победить свой материализм, чтобы увидеть реальность «тонкого мира». Вполне закономерный приём для тех, кто любит манипулировать чужой психикой — сперва расшатать нервы человека приёмом наркотиков, а потом, когда он станет более внушаемым, насадить в его душу свои установки...

Уверен, что подобным «разбором полетов во сне и наяву» Карлоса Кастанеды я вполне могу вызвать гнев его последователей. Несколько лет назад я бы и сам разозлился, если кто-нибудь сказал хоть что-то плохое про моего кумира. «Он ничего не понимает, примитивный человек, - подумал бы я, - куда ему постичь все тонкости пути воина». Гнев поклонников американского испанца был бы закономерен, если бы я не открывал ни одной книги вышеуказанной серии. Но, к сожалению, я выпил чашу этого воистину губительного учения до дна. И могу сейчас со всей трезвостью оглядеть, какие разрушительные последствия имело следование «пути воина» в моей жизни. Слава Господу Богу нашему Иисусу Христу, что он помог мне сойти с этого гибельного пути...

Пародия с секретом

Успех книг Кастанеды объяснить довольно просто. Он, как тонкий психолог, играет на человеческих слабостях и вполне естественных стремлениях. А по сути этот «жнец ада» пытается собрать урожай в виде неискушенных душ, подсознательно стремящихся к исполнению Божиих заповедей. Недаром ещё древний учитель Церкви Тертуллиан говорил, что «душа человека по своей природе - христианка».

Красной нитью через всё повествование «антрополога» проходит внушаемое отвращение к материальному миру, к его ценностям - к стяжательству, карьерному росту, внешним показателям успеха. Кастанеда на примерах показывает, насколько пусты подобные устремления, насколько они оставляют душу голодной. Это ничего Вам не напоминает? Правильно, сразу вспоминаются строки из Евангелия от Иоанна: Если бы вы были от мира, то мир любил бы своё; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир (Ин. 15, 19), а также слова Господа о человеческом пристрастии к богатству: Не можете служить Богу и маммоне (Матф. 6, 24). Выходит, что «испанский антрополог» прекрасно понимает, что его целевая аудитория - это люди, которые осознают тщету мирской суеты, которых не привлекают ценности нашего времени. Заполучив таким образом доверие читателей, писатель провозглашает главную цель: путь к буквально ничем не ограниченной свободе. Как тут снова не вспомнить слова Спасителя: и познаете истину, и истина сделает вас свободными (Ин. 8, 31-32)? С тем «небольшим» отличием, что Господь призывал нас быть свободными от греха, а вот Карлос Кастанеда призывает совсем к другому: «У воина нет ни чести, ни достоинства, ни семьи, ни имени, ни родины. Есть только жизнь, которую нужно прожить. В таких условиях контролируемая глупость - единственное, что может связывать его с ближними».

Это очень распространенный приём, используемый психоманипуляторами - сперва привлечь человека через декларацию приятных ему ценностей, завладеть при этом самой охраняемой областью человеческого сознания - верой, а после насаждать человеку свои искаженные представления о мире. Недаром Господь сказал фразу, глубину и разнообразные аспекты которой мы ещё долго будем постигать: Но да будет слово ваше: «да, да», «нет, нет»; а что сверх этого, то от лукавого (Мф. 5, 37). Ох, недаром Господь заповедал нам это двойное подтверждение либо отрицание! Если посмотреть на все книги Кастанеды через призму этой евангельской фразы, то мы увидим, что, образно выражаясь, автор сперва говорит «да» истинам, которые близки чистым сердцам, а после аккуратно вкрапляет едва заметное «нет», которое говорит всем добрым чувствам: любви, добру, сердечной привязанности. Вот несколько фраз из его книг для иллюстрации:

«Ничто не имеет особого значения, поэтому воин просто выбирает какой-то поступок и совершает его. Но совершает так, словно это имеет значение. Его контролируемая глупость заставляет его говорить, что его действия очень важны, и поступать соответственно. В то же время он прекрасно понимает, что все это не имеет значения. Так что, прекращая действовать, воин возвращается в состояние покоя и равновесия. Хорошим было его действие или плохим, удалось ли его завершить - до этого ему нет никакого дела». Чему учат подобные высказывания? Равнодушию, стиранию представлений о добре и зле, апатии. «Что воля, что неволя - всё равно», - именно такие слова механически повторяла героиня фильма-сказки Александра Роу, находясь под действием злого волшебства.

Взлом души

Есть и ещё один важный психологический «крючок», который использует хитрый Кастанеда для «вскрытия» душ. Мифический персонаж дон Хуан, обучая автора книги, не устаёт повторять, что самая главная задача на пути воина - это стирание чувства собственной важности. «Чувство собственной важности делает человека безнадежным: тяжёлым, неуклюжим и пустым. Быть воином означает быть легким и текучим». Для примера автором приводится история о бизнесмене, который хотел быть самым богатым человеком в мире, но узнал об арабских шейхах и понял, что ему не достигнуть их уровня. Потом его требования постепенно снижались, пока он не понял, что ему не стать самым богатым человеком даже на собственной улице. Когда этот несостоявшийся олигарх умер, его похоронили в гробу, похожим на телефонную будку, что должно было символизировать тот факт, что покойный был настолько деловым, что всю жизнь провёл в телефонных переговорах. Кастанеда подсмеивается над этим странным человеком и его наполненным пустотой путём, приглашая нас посмеяться вместе с ним. Читатель посмеивается и… невольно вовлекается в повествование уже не как отстраненный наблюдатель, а как соратник.

Немаловажно знать и о следующей методике, которую предлагает Кастанеда - так называемом стирании личной истории. Предполагается, что человек, вставший на «путь воина», не должен рассказывать ничего о себе даже своим близким, вносить туман в свою личную историю, постоянно смешивая факты из автобиографии с вымыслом. По мнению автора, это даёт «воину» свободу и возможность сделать из себя «нового человека» в соответствии со своими стремлениями, а не с ожиданиями близких. А вот когда воин начинает сомневаться в своём пути, то Кастанеда советует ему «думать о своей смерти». «Мысль о смерти - это единственное, что способно закалить наш дух».

Глядя на все эти разнообразные психологические отмычки, которые писатель использует в своём творчестве, в очередной раз убеждаешься, что они способны сработать только на ниве полного отсутствия знания святоотеческих христианских писаний. Конечно, мало кто из читателей Кастанеды подозревает, что «продвинутый» автор вовсю использует «старомодную» христианскую литературу для мирян и монашествующих, извращая её смысл в нужном для себя направлении. Ведь практически все вышеуказанные приёмы (естественно, в совершенно другом ключе) используются монашествующими, а также верующими мирянами. Уничтожение чувства собственной важности - это очень важная веха становления христианина: Ибо кто возвышает себя, тот унижен будет; а кто унижает себя, тот возвысится (Мф. 23, 12); Если кто хочет идти за мною, отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за мною (Мф. 16, 24)

Как это ни странно, но «стиранию личной истории» тоже можно найти аналоги в христианстве. Тот, кто принимает постриг, получает новое имя, отбрасывая тем самым свою прежнюю грешную жизнь, получая возможность начать жить заново. Да и для мирянина есть возможность сбросить с себя «ветхого человека» и «облечься в нового» - путём покаяния, с помощью Святых Христовых Таинств, а также благодаря следованию заповедям Господним.

То же самое обезьянничание мы наблюдаем, когда читаем у Кастанеды призывы помнить о смерти. Ведь ещё в древности святые молились при гробах, у того же преподобного Серафима Саровского всегда в келье стоял гроб, дабы напоминать о тленности плоти.

В объятиях зла

Стоит отметить, что не только все вышеперечисленные приёмы привлекают и удерживают внимание читателей. Ведь проблемы, как правило, гнездятся внутри человека, а подобная книга только отвлекает от их решения. К Кастанеде льнут те, кто испытывает душевные переживания, метания, у кого нет духовной опоры в жизни, чьё окружение давит своим прагматизмом. Но вряд ли поклонники Кастанеды признаются в том, что в объятия этого мрачного эзотерического учения их толкает, в том числе, самая обыкновенная гордыня. Да-да, та самая, о которой мы все прекрасно знаем и, без сомнения, считаем неприятной чертой… у других людей. Когда человек ступает на «путь воина», он, тем самым, отгораживает себя от «обычных» людей, считая себя особенным, удостоенным тайного знания. Глубинные, нерешенные проблемы духовного плана остаются в неизменном виде и даже разрастаются - как правило, читатель и фанат этой книжной серии не замечает, что начинает отдаляться от своих близких, друзей, перестаёт самореализовываться на работе (по сути, зарывает свой талант в землю), не помогает окружающим, не творит милостыни.

А если приглядеться внимательнее к учению Кастанеды, которое принимается многими людьми, как руководство к действию? Похоже, что даже сам автор чувствует, что написал нечто страшное. Порой его мироощущение прорывается в таких строках: «Каким бы устрашающим ни было учение, ещё страшней представить себе человека, у которого нет знания». Кастанеда словно бы предвосхищает естественное сопротивление чистой человеческой души своему мрачному учению, убеждая читателя, что чувство страха и отвращения перед подобного рода «знаниями» - это нормально.

Могу сказать по собственным ощущениям, что когда я шёл «путём воина», то постоянно ощущал тягостное чувство в груди - смесь из страха, неуверенности, тревоги. По сравнению с чистотой духа, которую испытываешь после исповеди в храме Господнем, принятия Святых Христовых Таин и молитвы, эти ощущения можно смело назвать вибрациями абсолютного зла. Да и во что, по сути, веришь, читая Кастанеду? В шаманизм, в различные демонические превращения, в стяжание какой-то тёмной силы. Очнитесь, господа хорошие - неужели самим не страшно? Ну а если не страшно, то может быть, станет смешно? Из блистающего светом, прекрасного храма Господня опуститься до уровня закопченной шаманской юрты, где чумазый «воин» торопливо глотает шарики галлюциногенного кактуса, дабы пообщаться с привидевшимися ему бесоподобными зверушками? Это ли «сверхдревнее знание», достойное того, чтобы мы позволили злым силам играть с собой, как игрушками?

Могу сказать, что на личную жизнь следование «пути воина» оказывает поистине разрушительное влияние. Немало «воинов» оказывается в психиатрической больнице, где их продолжает пожирать «огонь изнутри», разожженный Кастанедой, а точнее - князем мира сего, которому он, судя по всем признакам, служит. Один мой близкий приятель, назовем его Алексеем (не хочу указывать его имя по известным причинам), занимаясь психотехниками из данных книг, настолько разрушил свою жизнь и растрепал свои нервы, что практически невозможно вернуть его в нормальное русло. Жена ушла, забрав сына, друзья перестали общаться даже по телефону, боясь нарваться на очередную фанатичную лекцию о «дарах Орла» или «осознанном недеянии». Алексей уже третий год сидит без работы. Ведь это так банально и не по «воински» - работать. Свободы, понимаешь ли, нет абсолютной, по потолку бегать не разрешают...

Впрочем, бывают и не столь фатальные последствия, однако человек, несомненно, платит за подобное увлечение тем, что лишается чувства мира, покоя и любви, к которым, безусловно, подсознательно стремится каждый. Шкала ценностей сбивается напрочь, ведь «воин должен прежде всего знать, что его действия бесполезны, но он должен выполнять их, как если бы он не знал об этом». Какие благие начинания можно сотворить с таким настроем?

А был ли мальчик?

Вызывает сомнение и сам факт существования такой личности, как Карлос Кастанеда. В его биографии сказано, что он, как истинный воин, тщательно скрывал вехи своей жизни. По одной версии, он родился 25 декабря 1925 года в перуанском городе Кахамарка, по другой - 25 декабря 1931 года в Сан-Паулу (Бразилия). Кстати, Кастанеда так и не предъявил миру ни одного доказательства существования своего дона Хуана и в 1973 году «отправил» его вместе с группой персонажей в магическое путешествие, из которого они больше не вернулись. Сам Карлос, по легенде, умер либо как «воин», «сгорев изнутри», либо банально скончался от рака печени...

Такая мистификация весьма настораживает: не исключено, что над серией книг работал не один человек, а целая группа психологов - профессионалов суггестии, подбирающих «отмычки» к человеческой душе. Уж больно грамотно с точки зрения внушения ложных ценностей построена вся книжная серия.

Сегодня эстафету от Карлоса Кастанеды принял «бразильский волшебник» Пауло Коэльо. Знатоки творчества «испанского антрополога» с пренебрежением относятся к Коэльо - они считают, что он просто скопировал учение Кастанеды, немного упростив его. Но всё равно правила жизни «воина света», указанные Коэльо, если их исполнять, приведут к тем же плачевным последствиям…

Какова же целевая аудитория у «бразильского волшебника»? Он гораздо более приземленный, более «попсовый». Его первые книги - из раздела «Слезливые истории для сердобольных тетушек». Он пишет для людей, которые пережили в жизни большие потрясения, обиды. Лучшее состояние чужой психики для внушения своих идей - ведь человек после стресса наиболее внушаем, особенно если ему посочувствовали. Следовательно, можно предположить, что та же группа людей, которая раскручивала в своё время Кастанеду (ведь трудно поверить, что 8-миллионный тираж и перевод на 17 языков был осуществлен без поддержки определенных финансовых кругов), снова взялась за своё чёрное дело, на сей раз мечтая обработать многочисленных страдающих женщин и несостоявшихся в профессиональной жизни молодых людей.

Почему такое стало возможно и почему люди с такой легкостью хватают наживку различных лжеучений? Господь предупреждал и об этом: И многие лжепророки восстанут и прельстят многих (Мф. 24, 11).

Но вполне в нашей власти не соблазниться на всевозможные лжеучения, а собраться с силами и всё же преодолеть кажущийся поначалу страшным путь к исповеди и Причащению Святых Христовых Таин. А дальше ощутить, как душа, омытая этим целебным потоком, оживёт, как вернутся в нашу жизнь вера, надежда и любовь. Как появится чувство защищенности, которое дарит нам по своему милосердию Господь.

Американский писатель и антрополог (доктор философии по антропологии), этнограф, мыслитель эзотерической ориентации и мистик, автор книг-бестселлеров, посвящённых шаманизму и изложению необычного для западного человека мировоззрения. Сам Кастанеда пользовался термином магия, однако, по его словам, это понятие не полностью передают суть учения, основанного на традициях древних и новых «видящих» - толтеков, - «Пути воина».

Карлос Кастанеда утверждал, что встретил индейца из племени яки, мексиканского мага Хуана Матуса в 1960 году, что полностью изменило его жизнь. Поначалу Кастанеда в рамках антропологической практики в Калифорнийском Университете в Лос-Анджелесе хотел исследовать кактус пейотль, и именно с этой целью обратился к дону Хуану, который являлся знатоком местных растений. По счастливой случайности их свёл вместе общий знакомый. Согласно Кастанеде, в дальнейшем, дон Хуан, считавший себя принадлежащим традиции магов (толтеков в терминологии последнего), выбрал его в ученики исходя из специфического признака, который дон Хуан называл особенной структурой его «энергетического тела».

Как впоследствии оказалось, дон Хуан видел в нём нагваля, или лидера группы видящих, способного продолжить линию магов, к которым принадлежал дон Хуан. Согласно книгам Кастанеды, «магия» линии дона Хуана заключалась в изменении и обострении восприятия и осознания своей жизни, что, согласно учению, позволяет существенно расширить и даже кардинально изменить представления о познаваемом. То есть «магия» - это не фокусы с доставанием «чего-то» из ниоткуда, а трудоёмкая энергетическая и медитативная практика. По окончании обучения Карлос Кастанеда стал убеждён, что он оказался свидетелем совершенно иной когнитивной системы («синтаксиса иного типа»), нежели европейская. Термином «магия» Кастанеда был недоволен, так как считал его неточным, поэтому впоследствии в поиске более точного термина заменил его на сибирское слово «шаманизм», которое тоже не соответствовало действительности, так как отображает знания о взаимодействии с окружающими духами, что является лишь очень малой частью учения.

Первая книга Карлоса Кастанеды была опубликована в 1968 году под названием «The Teachings of Don Juan: A Yaqui Way of Knowledge» («Учение дона Хуана: Путь знания индейцев яки») и в краткие сроки стала бестселлером (с тиражом в несколько миллионов экземпляров). Некоторое время она имела успех и в академической среде антропологов, но впоследствии с выходом других работ Кастанеды мнения о его исследованиях разделились. В дальнейшем Карлос Кастанеда опубликовал ещё 11 работ, посвящённых учению дона Хуана, неизменно становившихся бестселлерами во многих странах мира. За годы жизни он множество раз удостаивался как и величайших похвал (вплоть до того, что он предложил новую парадигму), так и жёсткой критики (вплоть до того, что он выдумал дона Хуана).

Сила перепросмотра в том, что он расшевеливает весь мусор жизни человека и выносит его на поверхность.
Карлос Кастанеда «Активная сторона Бесконечности»

Перепросмотр - эффективная магическая практика имеющая своей основной целью работу по очищению индивидуального восприятия практикующего от частных отождествлений с формами проявления сил и энергий.

Практически каждая серьезная традиция имеет в своем арсенале методик те или иные формы этой магической практики, а степень прорабатывания деталей - основное отличие между ними.

Предлагаемая методика перепросмотра наиболее адаптирована для интеграции с повседневной жизнью. Она не ставит своей целью обретение конкретных сверхспособностей, получаемых в результате практики перепросмотра, ее основной задачей является сохранение текущей чистоты восприятия с последовательным пересмотром элементов прошлого на основе возникающих по мере жизненной активности событий. Данный подход наиболее сопоставим с кармической гигиеной, для которой увеличение индивидуальной магической силы практикующего - естественное следствие ее наличия.

Для мага перепросмотр является способом вернуть этой необыкновенной силе то, что она одолжила нам в момент нашего рождения. Совершенно невероятно, говорил дон Хуан, что эта сила довольствуется вышеупомянутым переживанием заново. Поскольку единственное, чего она от нас хочет, это самоосознание, то в случае, если мы его отдаем ей в виде перепросмотра, она не отнимает у нас в конце концов жизнь, а позволяет пройти вместе с ней к свободе. Так маги теоретически объясняют перепросмотр.

Это основная техника, которая позволяет сталкерам сначала выделить свои основные элементы фасада тоналя. Другими словами можно сказать, что эта техника позволяет понять, где именно происходит утечка энергии. То есть узнать, как именно ты реагируешь на мир, и дает возможность управлять своими реакциями, эмоциями и даже чувствами. Посредством перепросмотра чел может сначала найти "кнопки", с помощью которых окружающие, общество, а также он сам (да, да, мы сами часто нажимаем на свои кнопки - Жалость, Важность, Страх и т.д.) нажимают на него и таким образом заставляют реагировать тем или иным способом, теряя при этом львиную долю имеющейся в распоряжении энергии. А когда кнопки найдены, уже создается предпосылки для их нейтрализации. Фактически человек способен принципиально сменить "фасад тоналя". А для сновидящих - это основной канал черпания энергии для сновидений. Почему вы думаете, у одних выходят сновидения, а у других - нет? Природные данные? - ниче подобного! Основная причина, по которой люди не могу ДЕЛАТЬ сновидения - это в том, что они не делали ни разу ПЕРЕПРОСМОТР.

Саму технику изобрели древние видящие на американском континенте несколько тысяч лет назад. Они обнаружили, что по ходу жизни у человека энергетические волокна начинают оставаться в окружающих деталях (как физических, так и эмоционально-психологических). И со временем получается, что большая часть волокон где-то "застряла" в прошлом. А именно их (энерг. волокон) и не хватает, что бы сталкерить (отслеживать себя внутри) или сновидеть. Но заметь - осознание (маха мудра) это еще не сталкинг, а только предпосылка к нему (это так, к слову), равно как маха-мудра - это еще не толтекское сновидение, а только предпосылка к нему, так как мало себя осознать в сновидении! для толтека надо еще и предпринять кое-какие шаги.

Сама суть перепросмотра - в возвращении к себе своей светимости (энергетических волокон). Тогда человек становится сильнее, но теряет связь с прошлым. Для некоторых это страшно. Но это путь толтеков - быть свободным от всего, в том числе и от прошлого. А страх, как известно - это первый враг человека Знания.
Для проведения перепросмотра нужно сложить список всех людей (или всех событий), которые были в твоей жизни. На это уходит от нескольких недель до месяцев. Уже складывание самого только списка - это часть перепросмотра. Начинает затягивать НАМЕРЕНИЕ Видящих толтеков. И выделяется энергия. Именно так часто человек и приходит к первому сновидению.
Технически выполнение перепросмотра довольно простое. Выделяют несколько ключевых деталей: место, дыхание и список.

Место должно быть уединенным, тихим. Пререпросмотр проводят, как правило, сидя в картонном или деревянном ящике в положении с поднятыми коленями, прижатыми к груди. Время от времени, приходится менять положение ног, так как ноги затекают, для этого можно использовать йоговские асаны медитативные (сукх-асана, ваджрасасна, полулототс, лотос, гуптасана). У ящика должен быть верх с вентиляцией - в верхней крышке прорезаются отверстия. Еще лучше - вообще сделать верх из тонких деревянных планок в виде решетки. Вот что пишет Кастанеда: "...что сталкеры пользуются ящиками или земляными гробами, чтобы закрываться в них, пока они вновь переживают, а не просто пересматривают каждый момент своей жизни. Причина, по которой сталкеры должны пересматривать свою жизнь таким подробным образом состоит в том, что дар орла человеку включает в себя его согласие принять вместо настоящего сознания суррогат, если этот суррогат будет совершенной копией."

Список должен быть заранее подготовлен, например в отдельной тетради. Людей, которых выбрали для перепросмотра в данную сессию, можно выписать на кусочек белого пластика. По мере перепросматривания - имена с пластика стираете обычным ластиком. А основной список хранится дальше в тетради, он еще понадобится, так как существуют несколько кругов перепросмотра. Первый круг - это краткий перепросмотр всех людей и событий с ними связанными. Второй круг - детальный перепросмотр всех явлений, вспоминая все вплоть до мельчайших деталей (цвета, запаха, вкуса, мыслей...) Традиционно проводят перепросмотр от настоящего времени до рождения. И третий круг перепросмотра - это составление мозаики перепросматриваемой жизни по случайным сюжетам, полагаясь на Дух. То есть в третьем кругу список уже фактически не нужен. Для составления самого списка можно использовать принцип разделения людей по сферам деятельности. С собой в ящик хорошо прихватить фонарик, так как часто перепросмотр проводится по ночам, когда все домашние спят:).
Дыхание. Известно несколько видов дыхания, описанных Кастанедой и его когортой. Но суть одна - с помощью дыхания мы возвращаем себе утерянные энергетические волокна. Мы используем синтезированный вариант дыхания из нескольких описаний. Берется человек первый из списка. Подбородок на правом плече. С поворотом головы делается вдох, оживляя события связанные с этим человеком. Голова возвращается в центральное положение и осуществляется выдох. Затем вспоминается событие, причём время от времени следует делать"обмахивание ветром"(с)Хуан Матус: вдох-поворот головы от правого плеча к левому, выдох- поворот головы от левого плеча к правому. Во время вдоха мы возвращаем свои энергетические волокна, во время выдоха - выбрасываем чужие. Когда событие перепросмотрено (а это по внутренним ощущениям), делаем поворот головы справа на лево и обратно БЕЗ дыхания. Этим мы обрываем остатки энергетических волокон, связывающих нас. Кроме того сам процесс вспоминания удобно разделять на:
вспоминание деталей события, вспоминания людей и взаимоотношений, перепросмотр своего Отношения к данному событию.

"...Флоринда объяснила, что ключевым моментом пересмотра было дыхание. Для нее дыхание было магическим, потому что это была функция, дающая жизнь. Она сказала, что пересматривать легко, если сможешь уменьшить область возбуждения вокруг тела. В этом и был смысл ящика. Затем дыхание будет выносить все более и более глубокие воспоминания. Теоретически сталкеры должны вспомнить каждое чувство, которое было у них в жизни, а этот процесс начинается у них с дыхания..."

Есть один нюанс. Если вы не хотите разрыва(изменения) отношений с каким либо человеком - повремените с его перепросмотром. Наши отношения базируются на энергообмене. А разорвав энергетический баланс (или дисбаланс:)) с даным человеком (мужем, женой, парнем, девушкой...), вы провоцируете изменение отношений.

ДЕПРЕССИЯ КАК ОДИН ИЗ ЭФФЕКТОВ ПЕРЕПРОСМОТРА

Последнее время техника перепросмотра приобрела специфическую популярность (возможно, иногда неоправданную и чрезмерную). Традиционно (т.е. в соответствии с книгами Кастанеды) перепросмотр входит в технологию сталкинга, хотя значение его поистине универсально, о чем свидетельствует, в частности, практика сновидящих.

Действительно, перепросмотр - это та ступень, пройти которую рано или поздно приходится всем, кто рассчитывает на серьезные достижения в кастанедовской дисциплине. Пересмотр справедливо было бы назвать "базовой очисткой" тоналя, которая является необходимым условием для качественного сновидения и сталкинга, для эффективной работы с намерением, поддержания безупречности, тем более для высших реализаций нагуализма - формирования дубля и телепортации.

При этом перепросмотр часто сопровождается весьма драматическими эффектами, о которых должны знать все желающие действительно приблизиться к нагуалю. В частности, перепросмотр может приводить к депрессии, о чем следует сказать особо.

Собственно говоря, депрессия как один из эффектов перепросмотра является актуальной темой только потому, что нынешние "толтеки" не вполне представляют себе последовательность и внутренний дух дон-хуановской дисциплины. Традиция предписывает использование перепросмотра лишь после полноценного освоения идей безупречности в повседневной жизни, после освоения хотя бы начальных навыков остановки внутреннего диалога и определенной перестройки иерархии жизненных ценностей в кастанедовском духе. Этот процесс требует времени. Следует иметь в виду, что перепросмотр ни в коем случае не предназначен для начинающих. Тем не менее, энтузиасты последних лет нередко полагают, что приобщение к толтекской магии начинается именно с Тенсегрити и перепросмотра. В результате довольно часто первое вызывает психоэнергетические расстройства, а перепросмотр - депрессию и уродливые изменения личности.

Безусловно, личная история после тщательного перепросмотра не так уж часто вызывает положительные эмоции. Подсознательно мы всегда осведомлены, что наши мысли и поступки вряд ли совпадают с тем образом, что укрепит самооценку, т.е. усилит чувство собственной важности - главную защиту эго от агрессии внешней среды. Перепросмотр делает наше эго беспомощным, оно теряет внутренние ориентиры и буквально цепенеет перед откровениями того беспристрастного наблюдателя, которым является центр чистого осознания, точка сборки - ведь ей нет никакого дела до чувства вины, стыда, смущения, разочарования и надежд. Неэгоистический, "обнаженный" взгляд на самого себя может шокировать нормального человека ("человека тоналя") до такой степени, что мир покажется адом, а вся предыдущая жизнь - падением в бездну, где нет ни смысла, ни исхода борьбы. Легко представить, к каким последствиям, как правило, приводят такие открытия.

Подобные эффекты часто демонстрирует дилетантский психоанализ. Аналитик, не одаренный должным тактом и интуицией, может буквально погубить пациента, сообщив ему подлинные мотивы его поведения. К несчастью, наше эго намного безобразнее, чем мы себе воображаем, а наша самооценка - более хрупкое образование, чем нам хотелось бы. Крушение этих фундаментальных критериев образа себя для "человека тоналя" может явиться экзистенциальной катастрофой. И это не пустые слова, их подтверждает личный опыт общения с начинающими "толтеками".

Итак, для неофита перепросмотр - в первую очередь, источник неприятностей, неуверенности и самоунижения, доходящего порой до губительных масштабов. Депрессия - самое распространенное и далеко не самое страшное следствие перепросмотра. Она может быть затяжной или короткой, глубокой или поверхностной: в любом случае, результаты подобной угнетенности обязательно проявят себя в жизни субъекта. Такие результаты, как правило, приносят пользу только тем, кто упрямо следует дон-хуановским идеям всю оставшуюся жизнь. В противном случае расстроенная несвоевременным перепросмотром "система эго" существенно снижает эффективность личности при осуществлении обычных сценариев самореализации эго в мире тоналя. Проще говоря, человек становится несчастным здесь, ничего не обретая "там". Обязательно следует помнить, что фрагментарное использование толтекской техники чаще приносит вред, чем пользу. Мы часто забываем, что древняя магия никогда не была предназначена для массового употребления мирянами с их склонностью выбирать из целого самые удобные части, самые близкие идеи и самые легкие пути их осуществления. Сегодня редкий человек способен модифицировать древнюю технику самотрансформации "на себя" - сначала попробуйте разобраться, способны ли на это вы. Возможно, именно в этих случаях нужен "гуру" - инструктор, советчик и т.п. К несчастью, мы крайне редко встречаемся с подобными специалистами.

Нетрудно заметить, что причиной депрессии после перепросмотра в той или иной степени является крах самооценки. Оказывается, что мы не столь умны, как думалось раньше, не столь воспитанны, не столь доброжелательны, не столь духовны и т.д. и т.п. Скажем прямо: в результате перепросмотра все мы выглядим отвратительно. Если же ваша самооценка не изменилась, будьте уверены - это был не перепросмотр, а очередной самообман. Только истинный воин в данной ситуации способен избежать депрессии.

Как же поступать в случае такого кризиса? Безусловно, сама техника перепросмотра содержит в себе разрешение всех проблем. Последовательное рассмотрение собственных переживаний - без страха, без уверток, до самого конца - препятствует зарождению депрессивных реакций или состояний. Беда в том, что большинство из нас, встретившись с ужасом Реальности, шарахается и застывает где-нибудь в углу с колотящимся сердцем. Мимолетный взгляд на самого себя вызывает столбняк почти в буквальном смысле. Пытаясь и постоянно отступая назад (а это и есть самый распространенный сценарий перепросмотра), мы создаем оптимальные условия для депрессии, всестороннего самоуничижения и отчаянья - то есть, именно того, что препятствует любому продвижению на пути самотрансформации.

Разоблаченная личность попросту обижается на то, что ее поставили в такое неловкое положение. Именно здесь неожиданно обнаруживается, что подлинное Я (нагуаль) имеет мало общего с привычной нам личностью (тоналем). Сразу хочу сказать, что напрашивающаяся аналогия с сознанием и бессознательным здесь неуместна, поскольку отражает лишь небольшую часть проблемы - это не просто две стороны психики, это именно две ЧАСТИ НАШЕГО СУЩЕСТВА, прочно связанные с поведением, реакциями, а главное - энергетическим тонусом целого. Обида автоматически превращается в бессознательный отказ от любой дальнейшей деятельности - то есть, мы имеем дело с одним из вариантов "сжатия тоналя". Кастанеда был совершенно прав, когда указывал, что тональ очень уязвим, стеснителен и обидчив. Тому есть и метафизическое объяснение - тональ вторичен и необязателен для Реальности, его обратная сторона прекрасно об этом осведомлена, и именно поэтому с такой необузданной и мрачной страстью он борется с любыми нападками на собственное существование.

На эту тему можно было бу написать целый трактат, но самое важно легко понять и так: НЕ ПЕРЕПРОСМОТР ОБЕСПЕЧИВАЕТ НЕОБХОДИМУЮ БЕЗУПРЕЧНОСТЬ, А БЕЗУПРЕЧНОСТЬ ГАРАНТИРУЕТ ПРАВИЛЬНОЕ ПРОТЕКАНИЕ ПЕРЕПРОСМОТРА. Это важное положение и не следует о нем забывать.