Инф. технологии

В каком году шолохов. Михаил шолохов

Фото 1938 года

Михаил Александрович Шолохов родился 24 мая 1905 года на хуторе Кружилин станицы Вёшенской Донецкого округа Области Войска Донского (сейчас хутор Кружилинский Шолоховского района Ростовской области Российской Федерации). Отец Михаила Шолохова - Александр был служащим торгового предприятия.
Начальный опыт в обучении, а также первые навыки в школе Михаил Александрович получил во время Первой Мировой войны в столице Российский Федерации. После школы Михаил переехал в Воронежскую губернию, где поступил в гимназию, в Богучаре. Отучившись там, Михаил Александрович возвращается в Москву с целью дальнейшего получения образования. Но, после того как попытки поступления не обвенчались успехом, Михаил был вынужден поменять много разнообразных рабочих профессий, чтобы хоть как-то выживать. Но, даже при постоянной работе без выходных, Михаил Александрович всегда мог и находил свободное время для того, чтобы заниматься самообразованием.
Дебют Михаила как писателя, а именно первая публикация состоялась в 1923 году. Творческая деятельность Михаила всегда играла в его жизни значимую и большую роль. После изданных фельетонов в газетных редакциях, Михаил принялся за публикацию небольших рассказов в журналах.
Следующий, 1924 год оставил отпечаток в его биографии, как год публикации первого рассказа, как отрывка из донского цикла "Родинка". Немного позднее, все повествования этого цикла были объеденные Михаилом в три значительных сборника.
Широкую популярность Михаил Александрович получил от публикации романа "Тихий Дон", в котором рассказывается про военные времена и донских казаков в 28-32 году 20 века.
Этот роман спустя недолгий период времени стал популярен и известен не только в странах Советского Cоюза, но и за его пределами: в Азии и Европе. А годами позже роман-эпопею перевели на многие языки мира.
Личной жизни Шолохова можно смело подражать. Когда он пришел просить руки и сердца дочери атамана Громославского, тот отказал на его предложение, но в замен предложил Михаилу Александровичу забрать своей женой его вторую дочку - Марию. Ни минуты не сомневаясь, Михаил Александрович дал свое согласие.
Их свадьба состоялась в 1924 году, а брак оказался крепким и верным. Прожив совместно 60 лет, у Михаила с женой было четверо детей.
Ленинская премия была получена Михаилом Шолоховым за роман в 2-х томах "Поднятая целина". В нем идет повествование о тяжелых временах коллективизации.
В период 41-45 годов, Михаил Александрович начинает работать военным корреспондентом. Отдаваясь работе по полной, Михаил находит время и для творческой деятельности.
Следует отдельно сказать о том, что существенным событием в истории Михаила Александровича было получение Нобелевской премии в 1965 году, в номинации раздела литературы, за произведение «Тихий Дон», которое по праву принято считать романом-эпопеей.
На завершающем этапе жизни, Михаил Шолохов забросил заниматься литературной деятельностью, отдавая предпочтение природе: рыбалке и охоте, а все имеющиеся награды и вознаграждения передавал на то, чтобы строили новые школы и образовательные учреждения.
Его жизнь оборвалась внезапно. В 1984 году, 21 февраля Михаил Шолохов ушел из жизни. Врачи вынесли только один вердикт - рак. Похоронен Михаил Александрович в станице Вешенской, при дворе родного дома, что находится на берегу речки Дон.
Умер Михаил Александрович Шолохов 21 февраля 1984 года в станице Вешенской от рака гортани. Похоронен во дворе своего дома в станице Вешенской. На этой территории в 1984 году создан Государственный музей-заповедник Михаила Александровича Шолохова.

Шолохов Михаил Александрович (род. 11.05.1905г. – умер 21.02.1984г.) – известный русский советский писатель, признанный классик отечественной литературы, лауреат Нобелевской премии, Герой Соц. Труда и Академик АН СССР.

Биография

Родился Михаил Шолохов 11.05.1905г. в станице Вешенской на хуторе Кружилине. Учился с 1914 по 1918 в Москве, а также в городе Богучаре Воронежской губернии и окончил четыре класса гимназии.

В 1920 переехал с семьей в станицу Каргинскую, где жил до 1922 года, служил в станичном ревкоме, трудился делопроизводителем заготовительной конторы, учительствовал в начальной школе. Окончив налоговые курсы, назначен был в станицу Букановскую продовольственным инспектором, где, вступив в продотряд, принимал участие в продовольственной разверстке.

Осенью 1922г. Шолохов отправился в Москву для продолжения образования, а также с целью заняться в столице писательской деятельностью. Однако, из-за отсутствия направления комсомола и трудового стажа, поступить на рабфак Шолохов не смог. Михаилу в Москве необходимо было зарабатывать на жизнь, поэтому он работал каменщиком, разнорабочим, грузчиком. Параллельно занимался самообразованием, вступил в ВЛКСМ и участвовал в деятельности литературной группы «Молодая гвардия».

Михаил пробует писать небольшие литературные произведения. В 1923 году в «Юношеской правде» напечатаны были первые фельетоны Михаила Шолохова, а в 1924г. – первый его рассказ «Родинка». Затем были опубликованы другие рассказы Шолохова, которые впоследствии были объединены в сборниках «Лазоревая степь» и «Донские рассказы».

В 1924 году, возвратившись в родную станицу, Михаил женился на Марии Громославской. Впоследствии у Шолоховых родилось четверо детей.

Широкую известность (всесоюзную и даже мировую) Шолохову принес роман «Тихий Дон», посвященный донскому казачеству. Произведение это, которое объединяет несколько сюжетных линий, именуют эпопеей и считают одним из наиболее ярких примеров литературы социалистического реализма.

Другой известный роман Шолохова носит название «Поднятая целина» и посвящен движению «25-тысячников», а также коллективизации на Дону. Во время Великой Отечественной 2-й том «Поднятой целины» был утрачен, а восстановил его Шолохов уже в послевоенное время.

Во время войны Шолохов работал военным корреспондентом и опубликовал несколько очерков, а также рассказ «Наука ненависти». Впоследствии Михаилом Шолоховым были опубликованы отрывки из так и незавершенного им романа под названием «Они сражались за Родину», посвященного отступлению советских войск в 1942 году на Дону. Роман этот Шолохов писал в три этапа, а незадолго до своей смерти сжег рукопись, поэтому напечатаны были лишь отдельные главы этого произведения. Тем не менее, данный роман в 1975 году экранизировал режиссёр Сергей Бондарчук, создав двухсерийный фильм, ставший одним из лучших кинофильмов советского кинематографа о войне.

В 1956 году Шолохов пишет рассказ «Судьба человека».

В 1965г. Михаилу Шолохову была вручена премия Нобелевская по литературе.

До конца жизни Михаил Шолохов проживал в своей станице Вешенской, на постройку школы в которой он передал свою Нобелевскую премию. С конца 1960-х он практически полностью отошел от литературных трудов.

Творческое наследие Михаила Шолохова

  • Шолохов – классик советской литературы, внесший в нее бесценный вклад. Одной из наиболее значимых черт таланта Шолохова-прозаика является его способность заметить в жизни и затем воспроизвести в искусстве весь спектр человеческих эмоций – от трагического отчаяния и безнадежности и до безудержного веселья.
  • Созданный Шолоховым роман «Тихий Дон» был в Советском Союзе воспринят вначале неоднозначно. Значительное место в данном романе автор уделил белому казачеству, что вызвало нарекания советской критики. Однако Сталин лично прочел этот неоднозначный роман и одобрил его к печати. «Тихий Дон» переведен был на европейские, а затем и на восточные языки и имел успех за рубежом.
  • Шолохов в своих произведениях всегда давал авторскую оценку происходящим в стране событиям, как это было, к примеру, в «Поднятой целине», где он осветил ход коллективизации.
  • Шолохов является одним из ведущих мастеров литературы жанра социалистического реализма, внесшим весомый вклад в мировое искусство, который, состоит в том, что в его произведениях трудовой народ едва ли не впервые в истории мировой литературы предстает во всем богатстве характеров и в полноте своей эмоциональной, нравственной и социальной жизни.
  • Шолохов неоднократно награждался различными премиями: помимо Нобелевской, он получил также Сталинскую премию, Ленинскую, Литературную премию «София», Международную премию Мира и пр.

Важные даты биографии Шолохова

  • род. 11.05.1905г – в станице Вешенской родился Михаил Шолохов.
  • 1914-1918 – учеба в гимназии.
  • 1920-1922 – проживание в станице Киргинской.
  • 1922 – отъезд Шолохова в Москву.
  • 1923 – напечатаны первые фельетоны Шолохова.
  • 1924 – выходит первый рассказ Шолохова. Женитьба писателя на Марии Громославской. Работа над «Тихим Доном».
  • 1932 – публикация I тома «Поднятой целины».
  • 1941-1945 – работа военным корреспондентом.
  • 1956 – рассказ «Судьба человека».
  • 1959 – II том «Поднятой целины».
  • 1965 – вручение Нобелевской премии.
  • 21.02.1984г – смерть Шолохова.
  • Рядом с именем Шолохова периодически всплывает проблема авторства опубликованных им произведений. Впервые поднялась она еще в 1920-х, когда был издан впервые «Тихий Дон». Оппонентов Шолохова смущал удивительно молодой возраст автора, создавшего, да еще и в сжатые сроки, столь масштабное произведение, продемонстрировавшее глубокое знание жизни донского казачества, расположенных на Дону местностей, военных событий, которые происходили, когда Шолохов был ребенком. Исследователи творчества писателя на такой аргумент отвечают, что данный роман написан был Шолоховым не в двадцать лет, он писался на протяжении почти полутора десятилетий. Шолохов много времени провел в архивах, общался с различными людьми, ставшими впоследствии прототипами героев «Тихого Дона». Еще одним доводом, приводившимся оппонентами, стал низкий, по их мнению, уровень «Донских рассказов» Шолохова. В 1929 году для прояснения данного вопроса даже была создана, причем, по указанию Сталина, комиссия, которая занялась расследованием данного вопроса и в итоге подтвердила авторство Шолохова, изучив предоставленную им рукопись. Однако остался необъясненным важнейший вопрос – отчего Шолохов, который явно приветствовал большевистскую власть, роман свой написал о «белых»?
  • Интересно, что Шолохов стал первым и единственным советским литератором, получившим Нобелевскую премию с согласия советской партийной власти. На церемонии вручения премии Шолохов нарушил сложившийся этикет, не поклонившись вручавшему награду королю Швеции. Точно не известно, сделал ли это Шолохов нарочно, чтобы продемонстрировать всему миру, что казаки кланяться никому, кроме своего народа, не собираются, либо попросту не был предупрежден о данной детали этикета.

(1905-1984) советский писатель

Михаил Шолохов – известный советский прозаик, автор множества рассказов, повестей и романов о жизни донских казаков. За масштабность и художественную силу произведений, описывающих жизнь казацких станиц в сложный переломный период, писатель был награжден Нобелевской премией. Творческие достижения Шолохова Михаила Александровича были высоко оценены и в своей стране. Он дважды получал звание Героя Социалистического Труда, стал лауреатом наиболее значимых в Советском Союзе Сталинской и Ленинской премий.

Детство и юность

Отец Михаила Шолохова был зажиточным купеческим сыном, скупал скот, арендовал у казаков земли и выращивал пшеницу, одно время был управляющим паровой мельницы. Мать писателя из бывших крепостных крестьян. В юности она прислуживала в имении помещицы Поповой и была выдана замуж помимо воли. Через время молодая женщина покидает так и не ставшего родным мужа и уходит к Александру Шолохову.

В 1905 году на свет появляется Михаил. Незаконнорожденного мальчика записывают на фамилию официального мужа матери. Этот известный факт биографии Михаила Александровича Шолохова оказал на будущего писателя большое влияние, развив обостренное чувство справедливости и желание всегда докопаться до правды. Во многих произведениях автора можно будет найти отголоски личной трагедии.

Фамилию настоящего отца М. А. Шолохов получил только после венчания родителей в 1912 году. За два года до этого семья выехала в станицу Каргинскую. Биография этого периода содержит краткие данные о начальном обучении Шолохова. Вначале с мальчиком регулярно занимался местный учитель. После подготовительного курса Михаил продолжил обучение в гимназии г. Богучара и закончил 4 класса. Занятия пришлось оставить после прихода в город немецких солдат.

1920-1923 годы

Этот период является довольно сложным не только для страны, но и для будущего писателя. О некоторых событиях, произошедших в жизни Шолохова в эти годы, не упоминает ни одна краткая биография.

На новом месте жительства юноша получает должность делопроизводителя, а потом и налогового инспектора. В 1922 году он был арестован за превышение власти и практически сразу же приговорен к расстрелу. Спасло Михаила Шолохова вмешательство отца. Он внес довольно большую сумму в качестве залога и привез на суд новое свидетельство о рождении, возраст сына в котором был уменьшен более чем на 2 года. Как несовершеннолетнего, юношу приговорили к исправительным работам в течение одного года и под конвоем отправили в Подмосковье. В колонию М.А. Шолохов так и не попал, поселившись впоследствии в Москве. С этого момента в биографии Шолохова наступает новый этап.

Начало творческого пути

Первые попытки опубликовать свои ранние произведения приходятся на недолгий период проживания в Москве. Биография Шолохова содержит краткие сведения о жизни писателя в это время. Известно, что он стремился продолжить обручение, однако из-за отсутствия необходимой рекомендации от комсомольской организации и данных о трудовом стаже поступить на рабфак не удалось. Писателю приходилось довольствоваться небольшими временными заработками.

М. А. Шолохов участвует в работе литературного кружка «Молодая гвардия», занимается самообразованием. При поддержке давнего знакомого Л.Г. Мирумова, большевика со стажем и кадрового сотрудника ГПУ, в 1923 году свет увидели первые произведения Шолохова: «Испытание», «Три», «Ревизор».

В 1924 году издание «Молодой ленинец» на своих страницах печатает первый рассказ из выпущенного позже сборника донских рассказов. Каждая краткая история в сборнике – это отчасти и биография самого Шолохова. Многие из персонажей его произведений не вымышлены. Это реальные люди, окружавшие писателя в детстве, юности и более позднем возрасте.

Наиболее значимым событием в творческой биографии Шолохова стал выход в свет романа «Тихий Дон». Первые два тома были напечатаны в 1928 году. В нескольких сюжетных линиях М. А. Шолохов развернуто показывает жизнь казачества в период Первой мировой, а затем и Гражданской войны.

Несмотря на то, что главный герой романа Григорий Мелехов так и не принял революцию, произведение было одобрено самим Сталиным, который дал разрешение на печать. Позже роман был переведен на иностранные языки и принес Шолохову Михаилу Александровичу мировую популярность.

Еще одним эпическим произведением о жизни казацких станиц является «Поднятая целина». Описание процесса коллективизации, выселения так называемых кулаков и подкулачников, созданные образы активистов говорят о неоднозначной оценке автором событий тех дней.

Шолохов, биография которого была тесно связана с жизнью простых колхозников, пытался показать все недочеты при создании коллективных хозяйств и беззаконие, достаточно часто имевшее место по отношению к обычным жителям казачьих станиц. Принятие в целом идеи создания колхозов послужило поводом для одобрения и высокой оценки произведения Шолохова.

Через некоторое время «Поднятую целину» вводят для обязательного изучения в школьную программу, и с этого момента биография Шолохова изучается наравне с жизнеописаниями классиков.

После высокой оценки своего произведения М. А. Шолохов продолжил работу над «Тихим Доном». Однако в продолжении романа нашло отражение то усиливающееся идеологическое давление, которое оказывалось на автора. Биография Шолохова должна была стать подтверждением еще одного превращения сомневающегося в идеалах революции в «твердого коммуниста».

Семья

Шолохов всю жизнь прожил с одной женщиной, с которой и связана вся семейная биография писателя. Решающим событием в его личной жизни стала краткая встреча в 1923 году, после возвращения из Москвы, с одной из дочерей П. Громославского, бывшего когда-то станичным атаманом. Приехав свататься к одной дочери, Михаил Шолохов по совету будущего тестя женится на ее сестре, Марии. Мария окончила гимназию и в то время преподавала в начальной школе.

В 1926 Шолохов первый раз становиться отцом. В последствие семейная биография писателя пополняется еще тремя радостными событиями: рождением двух сыновей и еще одной дочери.

Творчество военных и послевоенных лет

Во время войны Шолохов работал военным корреспондентом, творческая биография его в этот период пополнилась краткими очерками и рассказами, среди которых «Казаки», «На Дону».

Многие критики, исследовавшие творчество писателя, говорили о том, что М. А. Шолохов весь свой талант израсходовал на написание «Тихого Дона», а все написанное после по художественному мастерству намного слабее, чем даже самые ранние произведения. Единственным исключением был роман «Они сражались за Родину», так и не дописанный автором до конца.

В послевоенный период Михаил Шолохов занимается в основном публицистической деятельностью. Единственное сильное произведение, которым пополнилась творческая биография автора, является «Судьба человека».

Проблема авторства

Несмотря на то, что Михаил Шолохов является одним из известных советских прозаиков, биография его содержит сведения о нескольких разбирательствах, связанных с обвинениями в плагиате.

Особое внимание вызвал «Тихий Дон». Шолохов написал его за очень небольшой для такого масштабного произведения срок, подозрения вызывала и биография автора, который во время описываемых событий был ребенком. Среди аргументов против Михаила Александровича Шолохова некоторые исследователи приводили и тот факт, что качество написанных до романа рассказов значительно ниже.

Через год после публикации романа была создана комиссия, которая подтвердила, что автором был именно Шолохов. Членами комиссии была исследована рукопись, проверена биография автора и установлены факты, подтверждающие работу над произведением.

Среди прочего было установлено, что Михаил Александрович Шолохов длительное время проводил в архивах, а создать одну из главных сюжетных линий помогла биография реального сослуживца отца, который был одним из руководителей изображенного в книге восстания.

Несмотря на то, что Шолохов подвергался подобным подозрениям, а биография его содержит некоторые неясности, роль писателя в развитии литературы 20 столетия тяжело переоценить. Именно ему, как никому другому, удалось точно и достоверно передать все разнообразие человеческих эмоций обычных тружеников, жителей небольших казачьих станиц.

Михаил Александрович Шолохов – русский писатель; крупнейший русский прозаик, наиболее яркий советский писатель-неинтеллигент, сделавший жизнь донского казачества предметом пристального читательского интереса; академик АН СССР (1939 ), дважды Герой Социалистического Труда (1967, 1980 ). Лауреат Сталинской (1941 ), Ленинской (1960 ) и Нобелевской (1965 ) премий.

Михаил Александрович Шолохов родился 11 (24) мая 1905 года на хуторе Кружилин станицы Вешенской области Войска Донского.

Внебрачный сын украинки, жены донского казака А.Д. Кузнецовой и богатого приказчика (сына купца, выходца с Рязанщины) А.М. Шолохова. В раннем детстве носил фамилию Кузнецов, получил надел земли как «сын казачий». В 1913 , после усыновления родным отцом, потерял казачьи привилегии, став «сыном мещанина».

Рос в атмосфере явной двусмысленности, что, очевидно, породило в характере Шолохова тягу к правде и справедливости, но и одновременно привычку скрывать о себе по возможности все. О юности Шолохова при его жизни распространялись многочисленные легенды, которые ничем не подтверждаются, противоречат историческим фактам и элементарной логике, но писатель их никогда не опровергал. Он окончил четыре класса гимназии. Во время Гражданской войны семья Шолохова могла оказаться под ударом с двух сторон: для белых казаков это были «иногородние», для красных - «эксплуататоры». Юный Шолохов не имел страсти к накопительству (как и его герой, сын богатого казака Макар Нагульнов) и принял сторону победившей силы, установившей хотя бы относительный мир, служил в продотряде, но самовольно снижал обложение людей своего круга; был под судом.

Его старший друг и наставница («мамуня» в обращенных к ней письмах), член РСДРП (б) с 1903 Е.Г. Левицкая (сам Шолохов вступил в партию в 1932 ), которой впоследствии был посвящен рассказ «Судьба человека», полагала, что в «шатаниях» Григория Мелехова в «Тихом Доне» много автобиографического. Шолохов сменил множество профессий, особенно в Москве, где подолгу жил с конца 1922 по 1926 . Затем, после того как закрепился в литературе, обосновался в станице Вешенской.

В 1923 Шолохов печатал фельетоны, с конца 1923 - рассказы, в которых с фельетонного комизма сразу переключился на острый драматизм, доходящий до трагизма. При этом рассказы были не лишены элементов мелодраматичности. Большинство этих произведений составило сборники «Донские рассказы» (1925 ) и «Лазоревая степь» (1926, дополненный предыдущий сборник). За исключением рассказа «Чужая кровь» (1926) , где старик Гаврила и его жена, потерявшие сына, белого казака, выхаживают коммуниста-продотрядника и начинают любить его, как сына, а он от них уезжает, в ранних произведениях герои Шолохова в основном резко делятся на положительных (красные бойцы, советские активисты) и отрицательных, подчас беспримесных злодеев (белые, «бандиты», кулаки и подкулачники). Многие персонажи имеют реальных прототипов, но Шолохов почти все заостряет, гиперболизирует: смерть, кровь, пытки, муки голода представляет нарочито натуралистически. Излюбленный сюжет юного писателя, начиная с «Родинки» (1923 ), - смертельное столкновение ближайших родственников: отца и сына, родных братьев.

Свою верность коммунистической идее Шолохов еще неискусно подтверждает, подчеркивая приоритет социального выбора по отношению к любым другим человеческим отношениям, включая семейные. В 1931 он переиздал «Донские рассказы», дополнив новыми, в которых делался упор на комизм в поведении героев (позднее в «Поднятой целине» совмещал комизм с драматизмом, подчас достаточно эффектно). Потом в течение почти четверти века рассказы не переиздавались, автор ставил их очень невысоко и вернул читателю тогда, когда за неимением нового пришлось вспомнить забытое старое.

В 1925 Шолохов начал было произведение о казаках в 1917, во время Корниловского мятежа, под названием «Тихий Дон» (а не «Донщина», согласно легенде). Однако этот замысел был оставлен, но уже через год писатель заново берется за «Тихий Дон», широко разворачивая картины довоенной жизни казачества и событий Первой мировой войны. Две первых книги романа-эпопеи выходят в 1928 в журнале «Октябрь». Почти сразу возникают сомнения в их авторстве, слишком больших знаний и опыта требовало произведение такого масштаба. Шолохов привозит в Москву на экспертизу рукописи (в 1990-е гг. московский журналист Л.Е. Колодный дал их описание, правда, не собственно научное, и комментарии к ним). Молодой писатель был полон энергии, обладал феноменальной памятью, много читал (в 1920-е гг. были доступны даже воспоминания белых генералов), расспрашивал казаков в донских хуторах о «германской» и гражданской войнах, а быт и нравы родного Дона знал, как никто.

События коллективизации (и предшествующие ей) задержали работу над романом-эпопеей. В письмах, в том числе к И.В. Сталину, Шолохов пытался открыть глаза на истинное положение вещей: полный развал хозяйства, беззаконие, пытки, применяемые к колхозникам. Однако самую идею коллективизации он принял и в смягченном виде, с бесспорным сочувствием к главным героям-коммунистам, показал на примере хутора Гремячий Лог в первой книге романа «Поднятая целина» (1932 ). Даже весьма сглаженное изображение раскулачивания («правый уклонист» Разметный и др.) было для властей и официозных литераторов весьма подозрительно, в частности, журнал «Новый мир» отклонил авторское заглавие романа «С кровью и потом». Но во многом произведение устраивало Сталина. Высокий художественный уровень книги как бы доказывал плодотворность коммунистических идей для искусства, а смелость в рамках дозволенного создавала иллюзию свободы творчества в СССР. «Поднятая целина» была объявлена совершенным образцом литературы социалистического реализма и вскоре вошла во все школьные программы, став обязательным для изучения произведением.

Это прямо или косвенно помогло Шолохову продолжить работу над «Тихим Доном», выход третьей книги (шестой части) которой был задержан из-за достаточно сочувственного изображения участников антибольшевистского Верхнедонского восстания 1919. Шолохов обратился к Горькому и с его помощью добился от Сталина разрешения на публикацию этой книги без купюр (1932 ), а в 1934 в основном завершил четвертую, последнюю, но стал заново ее переписывать, вероятно, не без ужесточившегося идеологического давления. В двух последних книгах «Тихого Дона» (седьмая часть четвертой книги вышла в свет в 1937-1938 , восьмая - в 1940 ) появилось множество публицистических, нередко дидактических, однозначно пробольшевистских деклараций, сплошь и рядом противоречащих сюжету и образному строю романа-эпопеи. Но это не добавляет аргументов теории «двух авторов» или «автора» и «соавтора», выработанную скептиками, бесповоротно не верящими в авторство Шолохова (среди них А.И. Солженицын, И.Б. Томашевская).

В 1935 уже упоминавшаяся Левицкая восхищалась Шолоховым, находя, что он превратился «из «сомневающегося», шатающегося - в твердого коммуниста, знающего, куда идет, ясно видящего и цель, и средства достичь ее». Несомненно, писатель убеждал себя в этом и, хотя в 1938 чуть не пал жертвой ложного политического обвинения, нашел в себе мужество закончить «Тихий Дон» полным жизненным крахом своего любимого героя Григория Мелехова, раздавленного колесом жестокой истории.

В романе-эпопее более 600 персонажей, и большинство их гибнет либо умирает от горя, лишений, нелепостей и неустроенности жизни. Гражданская война, хотя и кажется поначалу «игрушечной» ветеранам «германской», уносит жизни почти всех запомнившихся, полюбившихся читателю героев, а светлая жизнь, ради которой якобы стоило приносить такие жертвы, так и не наступает.

Эпопейное содержание в «Тихом Доне» не вытеснило романного, личностного. Шолохову как никому удалось показать сложность простого человека (интеллигенты же у него не вызывают симпатии, в «Тихом Доне» они в основном на третьем плане и говорят неизменно книжным языком даже с не понимающими их казаками). Страстная любовь Григория и Аксиньи, верная любовь Натальи, беспутство Дарьи, нелепые промахи стареющего Пантелея Прокофьича, смертельная тоска матери по не возвращающемуся с войны сыну (Ильиничны по Григорию) и другие трагические жизненные переплетения составляют богатейшую гамму характеров и ситуаций. Дотошно и, конечно, любовно изображаются быт и природа Дона. Автор передает ощущения, испытываемые всеми органами чувств человека. Интеллектуальная ограниченность многих героев восполняется глубиной и остротой их переживаний.

В «Тихом Доне» писательский талант выплеснулся во всю мощь - и почти исчерпался. Вероятно, этому способствовала не только общественная обстановка, но и все усиливавшееся пристрастие писателя к спиртному. Рассказ «Наука ненависти» (1942) , агитировавший за ненависть к фашистам, по художественному качеству оказался ниже средних из «Донских рассказов». Несколько выше был уровень печатавшихся в 1943-1944 глав из романа «Они сражались за родину», задуманного как трилогия, но так и неоконченного (в 1960-е гг . Шолохов приписал «довоенные» главы с разговорами о Сталине и репрессиях 1937 в духе уже закончившейся «оттепели», они был напечатаны с купюрами, что вовсе лишило писателя творческого вдохновения). Произведение состоит преимущественно из солдатских разговоров и баек, перенасыщенных балагурством. В целом неудача Шолохова по сравнению не только с первым, но и со вторым романом очевидна.

После войны Шолохов-публицист отдал щедрую дань официозной государственной идеологии, однако «оттепель» отметил произведением довольно высокого достоинства - рассказом «Судьба человека» (1956 ). Обыкновенный человек, типично шолоховский герой, предстал в подлинном и не осознанном им самим моральном величии. Такой сюжет не мог появиться в «первую послевоенную весну», к которой приурочена встреча автора и Андрея Соколова: герой был в плену, пил водку без закуски, чтобы не унизиться перед немецкими офицерами, - это, как и сам гуманистический дух рассказа, было отнюдь не в русле официальной литературы, взращенной сталинизмом. «Судьба человека» оказалась у истоков новой концепции личности, шире - нового большого этапа в развитии литературы.

Вторая же книга «Поднятой целины», завершенная публикацией в 1960 , осталась в основном лишь знаком переходного периода, когда гуманизм всячески выпячивался, но тем самым желаемое выдавалось за действительное. «Утепление» образов Давыдова (внезапная любовь к «Варюхе-горюхе»), Нагульнова (слушание петушиного пения, затаенная любовь к Лушке и т.д.), Разметнова (отстрел кошек во имя спасения голубей - популярных на рубеже 1950-1960-х гг. «птиц мира») и др. было подчеркнуто «современным» и не вязалось с суровыми реалиями 1930 года, формально остававшимися основой сюжета.

Писательница Л. К. Чуковская в своем письме к Шолохову предсказала творческое бесплодие после его выступления на XXIII съезде КПСС (1966) с шельмованием осужденных за публикацию произведений за рубежом (первый процесс брежневского времени против литераторов) А.Д. Синявского и Ю. М. Даниэля. Предсказание полностью сбылось.

Ключевые слова: Михаил Шолохов,биография Михаила Шолохова,скачать подробную биографию,скачать бесплатно,русская литература 20 в.,русские писатели 20 в.,жизнь и творчество Михаила Шолохова,Нобелевская премия по литературе


11 (24) мая 1905 года родился Михаил Александрович Шолохов. Родители – Александр Михайлович Шолохов и Анастасия Даниловна Кузнецова (урожд.Черникова). Место рождения – хутор Кружилин станицы Вешенской, Донецкого округа, бывшей Области Войска Донского.

Отец – разночинец, выходец из Рязанской губернии, до самой смерти (1925 год) менял профессии. Был последовательно: «шибаем» (скупщиком скота), сеял хлеб на покупной казачьей земле, служил приказчиком в коммерческом предприятии хуторского масштаба, управляющим на паровой мельнице и т.д.

Мать – полуказачка, полукрестьянка. Грамоте выучилась, когда отец отвез меня в гимназию, для того, чтобы, не прибегая к помощи отца, самостоятельно писать мне письма. До 1912 года и она, и я имели землю: она, как вдова казака, а я, как сын казачий…» (М.Шолохов. Автобиография. 1931).

Дом в хуторе Кружилин, где родился М.А.Шолохов. Фото В.Темина. 1930-е гг.


«С самого рождения маленький Миша дышал чудесным степным воздухом над бескрайним степным простором, и жаркое солнце палило его, суховеи несли громады пыльных облаков и спекали ему губы. И тихий Дон, по которому чернели каюки казаков-рыболовов, неизгладимо отражался в его сердце. И покосы в займище, и тяжелые степные работы пахоты, сева, уборки пшеницы, - все это клало черту за чертой на облик мальчика, затем юноши, все это лепило из него молодого трудового казака, подвижного, веселого, готового на шутку, на незлую, веселую ухмылку. Лепило его и внешне: широкоплечий, крепко сбитый казачок с крепким степным бронзовым лицом, прокаленным солнцем и ветрами»

(А.С.Серафимович)

Переехав в хутор Каргин, Михаил Шолохов сначала занимается на дому с учителем Т.Т. Мрыхиным, а затем поступает в Каргинское мужское приходское одноклассное училище.

Тимофей Тимофеевич Мрыхин – первый учитель М.Шолохова – был не только прирожденным педагогом, но и знатоком русской литературы и народной музыки, хорошо знал и пел донские казачьи песни.

В 1914 году Михаил Шолохов был отвезен отцом в Москву в глазную клинику доктора К.В.Снегирева (Колпачный пер., 11). Сюда привел писатель своего любимого героя Григория Мелехова, приехавшего в Москву в санитарном эшелоне для лечения поврежденного в бою глаза. После Октябрьской революции К.В.Снегирев жил в этом же доме и продолжал заведовать глазной лечебницей. М.Шолохов запомнил «красивого, с подстриженной бородкой» хозяина больницы и описал его на страницах своего романа.


Т.Т.Мрыхин с женой Ульяной


Бывший особняк К.В.Снегирева в Колпачном переулке.


По выздоровлении Шолохов был определен в подготовительный класс частной мужской гимназии им. Г.Шелапутина (ныне пер. Виктора Хользунова, 14). Это была хорошо оснащенная, обеспеченная высококвалифицированными кадрами и пользовавшаяся новейшими методиками обучения частная школа. (Ныне – здание Генеральной Военной Прокуратуры).

Жил Миша на квартире родственника по линии отца – А.П.Ермолова, в Долгом переулке, на Плющихе, д.20, кв.7. (дом был снесен). Подружился с сыном хозяина, Сашей Ермоловым. Дружил с ним до самой его смерти в 1969 году. Как вспоминала Мария Сергеевна Ермолова (жена А.А. Ермолова), обычно, когда писатель сидел в гостях, его легковая машина, на которой он приезжал на Плющиху, в это время катала по Москве ребят, собиравшихся со всего двора. Им было по столько же лет, сколько Мише Шолохову, когда он проживал в Долгом переулке, в маленьком московском доме.

В 1915 году родители переводят М.Шолохова на учебу в Богучарскую мужскую гимназию Воронежской губернии. Жил Миша Шолохов в семье священника Дмитрия Ивановича Тишанского, преподававшего в гимназии Закон Божий. В доме была богатейшая библиотека, и Мише разрешалось читать книги, какие и сколько пожелает.

В 1918 году гимназия была закрыта, и ему пришлось уехать домой, в хутор Плешаков. Осенью Михаила отдали в только что открывшуюся в Вешенской смешанную гимназию, где он учился несколько месяцев.

Четырнадцатилетний Михаил своими глазами видел многие трагические события Вешенского восстания 1919 года: расправу над пленными красноармейцами, убийство И. А. Сердинова Дарьей Дроздовой, вручение ей генералом Сидориным, командующим Донской армией, награды и денежной премии. Живя в Плешакове, был свидетелем гибели командира повстанческой сотни хорунжего Павла Дроздова (сына хозяина дома, в котором жила семья Шолоховых). Отдельные черты характеров членов семьи, особенно Павла и Алексея, по признанию самого писателя, нашли свое отражение в образах Григория и Петра Мелеховых. В конце мая - начале июня, навещая родственников, купцов Моховых в Вешенской, был свидетелем приезда в Вешенскую казачьего генерала А. С. Секретева.

«Поэты рождаются по-разному, - спустя много лет говорил М.А.Шолохов. – Я, например, родился из гражданской войны на Дону».

Из автобиографии (1934 г.): «...продолжать учение не мог, так как Донская область стала ареной ожесточенной гражданской войны. До занятия Донской области Красной Армией жил на территории белого казачьего правительства» (Архив ИМЛИ, ф. 143, оп. 1, ед. хр. 5).

В 1919 году семья Шолоховых переезжает сначала в хутор Рубежный, а потом в станицу Каргинскую, где отец писателя покупает казачье подворье на окраине станицы.


В январе 1920 года в станице Каргинской установилась Советская власть. Михаил Шолохов работает делопроизводителем, обучает взрослое население грамоте, участвует в переписи населения, служит в продотряде, а попутно, по воспоминаниям современников, участвует в самодеятельном театре и даже пишет пьесы для драмкружка. « С 1920 г. Служил и мыкался по Донской земле. Долго был продработником. Гонялся за бандами, властвовавшими на Дону до 1922 г., и банды гонялись за нами. Приходилось бывать в разных переплетах…»

(Шолохов. Автобиография 1931).

В качестве одного из бойцов продотряда попадает в руки Нестора Махно. О различных версиях этой встречи см. http://veshki-bazar.narod.ru/makhno.htm

В 1922 году знакомится с Марией Петровной Громославской, учительницей школы, сотрудницей Букановского исполкома.

В декабре 1923 года в станице Букановской 11 января 1924 года женился на М. П. Громославской, дочери бывшего станичного атамана. У Шолоховых родилась старшая дочь Светлана (1926), затем сыновья Александр (1930, г. Ростов-на-Дону), Михаил (1935, г. Москва), дочь Мария (1938, ст. Вёшенская).

В октябре 1922 года Шолохов уехал в Москву с целью продолжить образование, попробовать свои силы в писательском труде. Однако поступить на рабфак не удалось из-за отсутствия требуемых для поступления трудового стажа и направления комсомола. Чтобы прокормиться, работал грузчиком, разнорабочим, каменщиком. Затем был направлен биржей труда на должность счетовода жилищного управления № 803 на Красной Пресне. У него появилась маленькая восьмиметровая комнатка в Георгиевском переулке № 2, кв.5. В эту комнату в январе 1924 года к Михаилу приехала жена Мария Петровна.

Занимался самообразованием, принимал участие в работе литературной группы «Молодая гвардия», посещал учебные занятия, которые вели В. Шкловский, О. Брик, Н. Асеев. Вступил в ВЛКСМ.

19 сентября 1923 года появилась первая публикация Михаила Шолохова – фельетон «Испытание (случай из жизни одного уезда в Двинской области)» в газете «Юношеская правда» (1923, №35) за подписью М.Шолох.

В декабре 1924 года в газете «Молодой ленинец» Шолохов публикует свой первый рассказ «Родинка» и в этом же месяце вступает в члены Российской ассоциации пролетарских писателей (РАПП). С этого времени начинается напряженная литературная деятельность писателя, тесно связанная с жизнью народа и крупнейшими событиями в стране.

В 1925 году выходят отдельными книжечками массовыми тиражами рассказы М.Шолохова «Алешкино сердце» и «Двухмужняя».

В 1925 году состоялась встреча М.Шолохова с А. Серафимовичем.

В дневнике Серафимовича в этот день записано: «И черт знает, как талантлив!..»

О том, какую роль сыграл Серафимович в его творческой судьбе, рассказал впоследствии сам Шолохов: «Серафимович принадлежит к тому поколению писателей, у которых мы, молодежь, учились. Лично я по-настоящему обязан Серафимовичу, ибо он первый поддержал меня в самом начале моей писательской деятельности, он первый сказал мне слово ободрения, слово признания. Это, конечно, кладет свой отпечаток на наши отношения. Никогда не забуду 1925 год, когда Серафимович, ознакомившись с первым сборником моих рассказов, не только написал к нему теплое предисловие, но и захотел повидаться со мною. Наша первая встреча состоялась в Первом доме Советов. Серафимович заверил меня, что я должен продолжать писать, учиться» (сборник «Слово о родине». Ростов-на-Дону, 1951, стр. 84)

В дальнейшем на одном из литературных вечеров МАППа, проходившем в здании Пролеткульта, на Воздвиженке, председательствующий А. С. Серафимович представил слушателям своего земляка. Шолохов прочел на этом вечере один из своих «Донских рассказов». (Впоследствии посвятит Серафимовичу рассказ «Чужая кровь»).

В самом начале 1926 года выходит в свет первый сборник писателя «Донские рассказы», предисловие к которому написал А.Серафимович. В сборнике 8 рассказов, но М.Шолохов не останавливается на этом, в этом же году выходит новый сборник - «Лазоревая степь», - в который вошли уже 12 рассказов.

В творческих планах молодого писателя зарождается мысль о создании большого полотна из жизни казачества.

«...За ”Тихий Дон” я взялся, когда мне было двадцать лет, в 1925 году. Поначалу, заинтересованный трагической историей русской революции, я обратил внимание на генерала Корнилова. Он возглавил известный мятеж 1917 года. И по его поручению генерал Крымов шел на Петроград, чтобы свергнуть Временное правительство Керенского. За два или полтора года я написал 6-8 печатных листов... потом почувствовал: что-то у меня не получается. Читатель, даже русский читатель, по сути дела не знал, кто такие донские казаки. Была повесть Толстого ”Казаки”, но она имела сюжетным основанием жизнь терских казаков. О донских казаках по сути не было создано ни одного произведения. Быт донских казаков резко отличается от быта кубанских казаков, не говоря уже о терских, и мне показалось, что надо было начать с описания вот этого семейного уклада жизни донских казаков, таким образом я оставил начатую работу в 1925 году, начал <...> с описания семьи Мелеховых, а затем так оно и потянулось...» (Из беседы М. А. Шолохова со студентами факультета славистики в Упсале (Швеция) в декабре 1965 года).

В октябре 1927 года знакомится с Е.Г.Левицкой, зав. отделом издательства МК ВКП (б) «Московский рабочий». Отдельными изданиями «Тихий Дон» выходит в издательстве «Московский рабочий» в «Роман-газете», 1 и 2 книга.


В архивах Москвы, Ростова-на-Дону и Новочеркасска писатель перебрал и изучил множество приказов, докладов, воззваний, директив, материалов советской и белогвардейской прессы (Прийма К. С веком наравне. Статьи о творчестве М. А. Шолохова. Ростов н/Д, 1981. С. 161-162.) Знакомится с участниками Вешенского восстания 1919 г. Например, с Харлампием Васильевичем Ермаковым, прототипом Григория Мелехова: http://www.vesti.ru/doc.html?id=736522&cid=460

В 1928 году участвует в работе 1 Всесоюзного съезда Пролетарских Писателей как делегат МАПП.

1928, 1 октября – пленум правления РАППа ввел Шолохова в состав редколлегии журнала «Октябрь».

В 1928-1929 годах появляются статьи «за» и «против» романа.

В Берлине в 1929 году выходит первый перевод «Тихого Дона» (переводчик О.Гальперн). О судьбе книг М.Шолохова см. http://rslovar.com/ http://litena.ru/books/item/f00/s00/z0000027/st003.shtml

Первый зарубежный отклик на роман «Тихий Дон» - статья Беллы Иллеша в венгерской газете «100%».

Из рецензии в «Die Linkskurve», 1929, № 3 (October):
Weiskopf F.: «Шолоховский ”Тихий Дон” является выполнением того обещания, которое молодая советская литература дала начинавшему внимать ей Западу. ”Тихий Дон” свидетельствует о том, как развивается новая литература, сильная своей самобытностью, литература, которая широка и необъятна, как русская степь, молода и неукротима, как новое поколение там, в Советском Союзе. И то, что в известных уже произведениях молодых русских прозаиков («Разгром» Фадеева, «Бруски» Панферова, новеллы и повести Бабеля и Иванова) часто еще только намечалось, было еще зародышем - новый угол зрения, подход к проблеме с совершенно неожиданной стороны, сила художественного отображения, - все это в романе Шолохова получило уже свое полное развитие. Величием своего замысла, многообразием жизни, проникновенностью воплощения «Тихий Дон» напоминает «Войну и мир» Льва Толстого». См. http://feb-web.ru/feb/sholokh/shl-abc/shl/shl-0461.htm?cmd=2&istext=1


1929-1930 – Создание фильма «Тихий Дон»

«Тихий Дон» - немой кинофильм 1930 года производства СССР. Фильм озвучен в 1933 г. Первая экранизация двух первых завершённых книг одноименного романа Михаила Шолохова. В главных ролях снимались А.Абрикосов и Э.Цесарская. Премьера немого фильма состоялась 14 мая 1931, озвученного - 14 сентября 1933 г.


В одном из частных писем 1928 года Горький дает такую оценку Шолохову: «Шолохов, судя по первому тому, - талантлив… Каждый год выдвигает все более талантливых людей. Вот - это радость. Очень, анафемски талантлива Русь». Именно М.Горький помогает встретиться М.Шолохову со И.Сталиным.

1930, после 5 января. Встреча и беседа М.Шолохова со И.В.Сталиным. В июне 1931 года на даче А.М.Горького в Краскове состоялась встреча М.А.Шолохова с И.Сталиным.

Слухи о плагиате усилились после публикации в 1930 году сборника памяти Леонида Андреева, в котором было письмо Андреева критику Сергею Голоушеву, датированное 3 сентября 1917 года. В этом письме Андреев упоминал «Тихий Дон» Голоушева, который после этого стал первым претендентом на звание подлинного автора. Лишь в 1977 году выяснилось, что речь в письме шла всего лишь о путевых заметках под названием «С Тихого Дона», опубликованных в одной московской газете.

Шолохову этот факт был известен. Он писал Серафимовичу: "Я получил ряд писем от ребят из Москвы и от читателей, в которых меня запрашивают и ставят в известность, что вновь ходят слухи о том, что я украл «Тихий Дон» у критика Голоушева - друга Л. Андреева - и будто неоспоримые доказательства тому имеются в книге-реквиеме памяти Л. Андреева, сочинённой его близкими».

В 1930 году, прервав работу над «Тихим Доном», М.Шолохов начинает писать роман «Поднятая целина» (первоначально назывался «С потом и кровью»). В 1932 году «Новый мир» опубликовал 1 книгу романа.

В романе М.Шолохов рассказывает о сопротивлении русского крестьянства принудительной коллективизации. В письмах, в том числе к Сталину, писатель пытается открыть глаза на истинное положение вещей: полный развал хозяйства, беззаконие, пытки, применяемые к колхозникам. В 40-50 –е гг. он подверг первый том существенной переработке, а в 1960 г. Завершил работу над вторым томом.

В 1933 году начинается активная работа над постановкой спектакля «Поднятая целина» в Ленинградском театре ЛОСПС.

Грузинский режиссер Н.М.Шенгелая начинает работать над съемками фильма по роману «Поднятая целина». М.Шолохов принимает участие в написании сценария. Однако фильм не был снят. Лишь в 1938 году Ю.Райзман по сценарию М.Шолохова и С.Ермолинского снимает фильм с участием артистов МХАТа: Б.Добронравов (Давыдов), М.Болдуман (Нагульнов), Л.Калюжная (Лушка), В.Дорофеев (дед Щукарь). Музыку к фильму написал Георгий Свиридов.



В 1934 году, 17 августа – 1 сентября, М.А.Шолохов принимает участие в работе 1 Всесоюзного съезда писателей. Избирается в президиум съезда.

В конце 1934 года М.Шолохов с женой отправляются в деловую поездку в Швецию, Данию, Англию, Францию (длилась почти 2 месяца).

В 1934 году знакомится в гостинице «Националь» в Москве с композитором И.И.Дзержинским. Вскоре будет написана опера «Тихий Дон». Первая постановка состоялась 22 октября 1935 года в ленинградском Малом оперном театре. В основу либретто положены свободно переработанные эпизоды первой и второй книг романа Шолохова (1925-1929). Сюжет оперы во многом отличается от литературного первоисточника. Изменения коснулись главным образом образа Аксиньи, которая показана в опере не как «чужая жена», а как одинокая женщина, страстно чувствующая, глубоко переживающая свою личную драму. Свое впечатление от оперы М.Шолохов выразил так: Может быть твоя опера и понравится в больших городах, а у нас, на Дону, ее музыка будет чужда и непонятна. Раз ты пишешь оперу о донских казаках, как же ты можешь игнорировать их песни…»

Сцена из 3 действия оперы

Никандр Ханаев в роли Григория Мелехова. Большой театр. 1936.

20 июня 1936 года М.Шолохов выступил на траурном митинге в станице Вешенской в день похорон Максима Горького, он говорил о своей любви к нему, о его колоссальных разносторонних знаниях и об удивительном писательском даре.

В 1936 году М.Шолохов переписывается с Николаем Островским и успевает с ним встретиться в Москве в конце 1936 года, за месяц до смерти Н.А.Островского. На смерть писателя М.Шолохов написал статью: «На его примере будут учиться побеждать миллионы». Об их отношениях см. http://www.sholokhov.ru/museum/collection/books/1299/


М. Шолохов с пиететом относился к памяти Н. А. Островского. В 1973 г. он передал Музею Н. А. Островского в Москве экземпляр «Как закалялась сталь» с надписью: «Эта книга достойно выдержала испытание временем, Влияние ее на молодежь социалистических стран до сих пор огромно и неизменно. И это - превосходно. М. Шолохов. 26.2.73. Москва» (автограф, ГЦП им. Н. А. Островского), а в 1977 г. написал предисловие к трехтомному изданию произведений Н. А. Островского на украинском языке (Киев: изд. «Молодь», 1977).

В 30-е гг. М.Шолохов активно «заступается» за многих репрессированных и обвиненных в ложных доносах (Э.Цесарская – исполнительница роли Аксиньи, писатель Е.Пермитин – см. http://xn--90aefkbacm4aisie.xn--p1ai/content/ya-ne-mogu-umirat и др.).

В 1940 году М.Шолохов заканчивает последнюю часть романа «Тихий Дон».

В январе 1941 года М.Шолохову была присуждена Сталинская премия за роман в четырех книгах «Тихий Дон». 23 июня 1941 года М.Шолохов пишет письмо маршалу С.Тимошенко, в котором просит присужденную ему премию перечислить в фонд обороны СССР.

«Наркому обороны Тимошенко. Дорогой товарищ Тимошенко. Прошу зачислить в фонд обороны СССР присужденную мне Сталинскую премию. По Вашему зову в любой момент готов стать в ряды Рабоче-Крестьянской Красной Армии и до последней капли крови защищать социалистическую Родину и великое дело Ленина-Сталина». Полковой комиссар запаса РККА, писатель Михаил Шолохов.

В 1941-45 гг. служит военным корреспондентом Совинформбюро. Демобилизован в декабре 1945.

После аварии при вынужденной посадке бомбардировщика в Куйбышеве, на котором М. А. Шолохов летел по вызову начальника Совинформбюро, писатель проходил лечение в госпитале по поводу тяжелой контузии и ушибов. После лечения М. А. Шолохов и поэт Е. Долматовский были под Сталинградом. Оттуда приезжали к семье Шолоховых в Николаевск.

М. А. Шолохов писал домой о последствиях аварии самолета: «...Прошел средний ремонт в кремлевской больнице и сейчас уже - почти в рабочей форме, пишу, а было такое время, когда не только ехать куда-либо, но и писать не мог по запрету профессоров. Чуть не попал в инвалиды, но кое-как выхромался, а сейчас уже рою ногой землю...» (Собр. соч. в 9 т. Т. 8. С. 322-323).

С. М. Шолохова вспоминает, что у отца было смещение всех внутренних органов, но от длительного стационарного лечения он отказался. Уехал в Николаевку.

Председатель колхоза и местные рыбаки поддерживали писателя, помогали с питанием, привозили сливки, рыбу, икру (Из беседы Н. Т. Кузнецовой с С. М. Шолоховой 20 сентября 1990 года).

Узнав обо всем этом, Сталин настоял на его отпуске. Состоялась встреча со Сталиным.

Из Москвы Шолохов поехал в г. Николаевск Сталинградской (ныне Волгоградской) области, чтобы перевезти семью в Вешенскую, так как его убедили, что немцы не станут предпринимать наступательных операций в его родных местах (Михаил Шолохов. Летопись жизни и творчества, 184-185).

Во время войны М.Шолохов пишет очерки «Люди Красной Армии», «Военнопленные», «На юге» и др.


Во время войны Ольга Берггольц осталась в осажденном Ленинграде вместе со своим вторым мужем Николаем Молчановым. Именно в эти тяжелые блокадные дни, работая в литературно-драматической редакции ленинградского радио, она из малоизвестной писательницы и поэтессы она выросла в зрелого автора, олицетворявшего стойкость и мужество жителей осажденного города.

«В мае 1942 года в «Комсомольской правде» по инициативе Шолохова был опубликован мой «Февральский дневник» и вскоре после этого «Ленинградский дневник». Они вызвали горячий отклик у читателей на всех фронтах...»

Доверилась: «О Ленинграде ничего не знают. На радио, не успела раскрыть рта, как мне сказали: «Никаких упоминаний о голоде!» Все скрывается... так же, как о ежовской тюрьме». Цензура на правду!

Он тут же вспомнил: это жена расстрелянного «по политике» поэта Бориса Корнилова и сама отсидела, но повезло, освободили досрочно.

Вечером в гостинице она читала ему свои стихи, а потом увозила шолоховское «Письмо к ленинградцам». Начинал проникновенно, без пафоса: «Родные товарищи ленинградцы! Мы знаем, как тяжело вам жить, работать, сражаться во вражеском окружении...»



Британский журналист Александр Верт так вспоминал об этом времени в своей книге «Россия в войне. 1941–1945»: «Летом 1942 г. и в литературе, и в пропаганде безраздельно властвовали только два чувства. Одним была та же любовь к Родине, которая пронизывала всё, что писалось в разгар битвы под Москвой, - только теперь ещё более горячая и нежная. Это была также любовь к собственно России. Вторым чувством была ненависть. На протяжении всех этих месяцев она росла и росла, пока не вылилась наконец в самые чёрные дни августа в пароксизм самой настоящей ярости. Клич «Убей немца!» стал в России выражением всех десяти заповедей, слитых в одну. Глубокое впечатление произвел на советскую общественность опубликованный 23 июня во многих газетах рассказ Шолохова «Наука ненависти» - история русского военнопленного, которого немецкие солдаты подвергли жесточайшим пыткам. Написанный живо и убедительно, этот рассказ в большой мере задал тон пропаганде ненависти, развернувшейся в последующие недели».

8 июля 1942 г. фашисты бомбили станицу Вешенскую. Осколком одной из бомб, взорвавшихся во дворе Шолоховых, была убита мать писателя, Анастасия Даниловна.

Специальный корреспондент «Красной звезды» М.Шолохов был приписан к Сталинградскому фронту восемь месяцев. 22 декабря М.Шолохов был награжден медалью «За оборону Сталинграда». Командующий 62-й армией В. И. Чуйков вспоминал: «...В тяжелые дни и ночи Сталинградской битвы советские воины видели в своей среде писателей М. Шолохова, К. Симонова, А. Суркова, Е. Долматовского и других бойцов «литературного полка». Их слово можно сравнить с боевым снарядом, разящим самую опасную цель в стане врага...» (Михаил Шолохов. Летопись жизни и творчества, 194).

В конце 1942 года сразу после окончания Сталинградской битвы М.Шолохов начинает писать роман «Они сражались за Родину», отдельные главы романа печатались в 1943-1944 и 1949-1954 гг. в газетах «Правда» и «красная звезда». В 1945 году в свет выходят главы романа отдельным изданием в Росиздате.

Джек Линдсей (Англия) в статье «Новаторство Шолохова» сделал интересное наблюдение: «Та интерпретация, которую мы дали здесь последним страницам «Тихого Дона», - трагической и рождающей надежду встрече Григория с сыном, - находит, видимо, свое подтверждение в потрясающем рассказе «Судьба человека». Солдат, вырвавшийся из гитлеровского плена и пробирающийся к дому, ощущает себя, как и Григорий, таким же обездоленным, начисто лишенным всего самого дорогого ему, хотя это вызвано совсем другими причинами. Встретив в пути голодного сироту мальчика, солдат усыновляет его. И постепенно в общении с этим маленьким живым существом он начинает снова обретать для себя какую-то цель и надежду в жизни. Здесь все сгущено Шолоховым до основных черт трагедии; и все-таки здесь как бы находит простое земное завершение то, что осталось только символом в последней сцене «Тихого Дона». Жизнь, окоченелая, изломанная, нагая и бездомная, снова пускает корни; из безжалостного и бесчеловечного вырастает и утверждает себя человеческая близость - на более широкой, полной и более надежной основе». (Цит. по: Огнев А. Вот он, русский человек! // «Волга». 1980, № 5. С. 182).

О. Г. Верейский. Иллюстрация к рассказу Шолохова «Судьба человека». 1958


В 1959 году Сергей Бондарчук снял фильм по рассказу М.Шолохова «Судьба человека». См. http://www.liveinternet.ru/users/komrik/post360914827


А спустя 15 лет Сергей Бондарчук вновь обратился к творчеству любимого писателя. Он начинает снимать фильм «Они сражались за Родину». Шолохов долго отказывался давать разрешение на съемки фильма по неоконченному произведению, но потом согласился с условием, что сам выберет место, где будет сниматься фильм.


Актёрский ансамбль подобрался сверхзвёздным: сам Бондарчук, Василий Шукшин, Вячеслав Тихонов, Георгий Бурков, Юрий Никулин, Иван Лапиков, Николай Губенко, Евгений Самойлов, Андрей Ростоцкий, Иннокентий Смоктуновский, Нонна Мордюкова, Ирина Скобцева, Ангелина Степанова, Лидия Федосеева-Шукшина…



«М.Шолохов ценил таланты коллег и не боялся поддерживать их. Опальную Анну Ахматову выдвигает на соискание высшей в стране премии, вызволяет из тюрьмы ее сына, ученого Льва Гумилева, добивается издания недавней узницы НКВД Ольги Берггольц, писателя- изгоя Андрея Платонова и освобождения из лагеря его сына, подписывает письмо в защиту Корнея Чуковского, хвалит прозу аполитичного Константина Паустовского, будущего политэмигранта Виктора Некрасова. Он же поддержал идею печатать «Один день Ивана Денисовича» А. Солженицына с запретной лагерной темой» (В.О. Осипов).

В Вешенской М.Шолохов постоянно встречается с молодыми писателями, помогает им в публикации их произведений, делится секретами мастерства. В 1950-80 –е гг. активно занимается общественной деятельностью. Существуют многочисленные воспоминания современников – врачей, учителей, простых колхозников, студентов, - которым М.Шолохов оказывал помощь в сложных бытовых ситуациях.

Решение Шведской Королевской АН присудить Нобелевскую премию по литературе за 1965 год советскому писателю М. А. Шолохову.

По сообщениям ТАСС из Швеции, Эрик Бломберг, известный шведский поэт и публицист, выражая мнение радикальных кругов Швеции, вновь выдвинул кандидатуру Михаила Шолохова и выступил в «Ню Даг» с серией статей, посвященных его творчеству.

Известно высказывание Э. Бломберга в 1935 г.: по его мнению, М. А. Шолохов «как никто другой, достоин Нобелевской премии, которая должна присуждаться как за художественные достоинства, так и за высокую идейность». Эти слова Э. Бломберга приводились в газетах «Социаль-Демократен» и «Ню Даг».(«Правда». 1965, 18 октября.) (Михаил Шолохов. Летопись жизни и творчества, 373-374).

«Он страстно любит свою степь, с ее суховеями, то знойным, то ласковым солнцем, с ее оврагами, перелесками, с ее зверями, птицами. Он страстно любит свой тихий Дон, который, ласково изогнувшись, так мягко, нежно обняв станицу зелеными берегами, создал удивительно уютный, задушевный, тихий, чуть задумчивый уголок. А в Дону ходит рыба, богатая востроносая стерлядь, и Шолохов весь отдается рыбной ловле»


(А.Серафимович)

В 1984 году, 18 января М.Шолохов пишет из Центральной клинической больницы художнику Ю.П.Реброву: «Получил свой портрет – Ваш подарок, работу, которую Вы создали. Большое спасибо, дорогой Юрий Петрович. Хорошо помню, как Вы работали над иллюстрациями «Тихого Дона». М.А.Шолохов».

21 января 1984 года М.А.Шолохов возвращается из Москвы в Вешенскую. Лечащий врач А.П.Антонова напишет позже: «Оперировать нельзя, спасти невозможно. Проводимое лечение, в том числе повторная лазерная терапия, продлило жизнь на два с лишним года. Облегчали страдания. А страдания были тяжкие. Михаил Александрович был очень терпелив, мужественно переносил их. И когда понял, что тяжелая болезнь, продолжительная болезнь неудержимо прогрессирует, принял твердое решение вернуться в Вешенскую. Последнюю неделю пребывания в больнице совсем мало спал по ночам, ушел в себя. Мне, лечащему врачу, наедине сказал: «Я принял решение…уехать домой. Прошу отменить все лечение… больше ничего не надо…Попросите сюда Марию Петровну…» – и умолк. Позвали Марию Петровну. Она села рядом с кроватью, близко. Михаил Александрович положил свою ослабевшую руку на ее руку и проговорил-попросил: «Маруся! Поедем домой…Хочу домашней пищи. Покорми меня дома…Как прежде…».