Непознанное

В праздник марии магдалины необходимо сказать красивые слова поздравления своим близким людям. День святой Марии Магдалины

22 июля / 4 августа Православная Церковь празднует день памяти святой равноапостольной мироносицы Марии Магдалины (I).

На берегу Геннисаретского озера, между городами Капернаумом и Тивериадой, располагался небольшой город Магдала, остатки которого уцелели до наших дней. Теперь на его месте стоит лишь небольшой поселок Медждель.

В Магдале когда-то родилась и выросла женщина, имя которой навеки вошло в евангельскую историю. Евангелие ничего не повествует нам о юных годах Марии, но Предание сообщает, что Мария из Магдалы была молода, красива и вела грешную жизнь. В Евангелии говорится, что Господь изгнал из Марии семь бесов. С момента исцеления Мария начала новую жизнь. Она стала верной ученицей Спасителя.

Евангелие повествует, что Мария Магдалина следовала за Господом, когда Он с апостолами проходил по городам и селениям Иудеи и Галилеи с проповедью Царствия Божия. Вместе с благочестивыми женщинами – Иоанной, женой Хузы (домоправителя Иродова), Сусанной и другими она служила Ему от имений своих (Лк. 8, 1–3) и, несомненно, разделяла с апостолами благовестнические труды, в особенности среди женщин. Очевидно, ее вместе с другими женщинами имеет в виду евангелист Лука, рассказывая, что в момент шествия Христа на Голгофу, когда после бичевания Он нес на Себе тяжелый Крест, изнемогая под его тяжестью, женщины шли за Ним, плача и рыдая, а Он утешал их. Евангелие повествует, что Мария Магдалина находилась и на Голгофе в момент распятия Господа. Когда все ученики Спасителя разбежались, она бесстрашно оставалась у Креста вместе с Богородицей и апостолом Иоанном.

Евангелисты перечисляют среди стоявших у Креста еще и мать апостола Иакова Меньшего, и Саломию, и других женщин, следовавших за Господом от самой Галилеи, но все называют первой Марию Магдалину, а апостол Иоанн, кроме Богоматери, упоминает только ее и Марию Клеопову. Это говорит о том, насколько выделялась она из среды всех женщин, окружавших Спасителя.

Она была верна Ему не только в дни Его славы, но и в момент Его крайнего уничижения и поругания. Она, как повествует евангелист Матфей, присутствовала и при погребении Господа. На ее глазах Иосиф с Никодимом внесли в гробницу Его бездыханное тело. На ее же глазах они завалили большим камнем вход в пещеру, куда зашло Солнце жизни...

Верная закону, в котором была воспитана, Мария вместе с другими женщинами пребыла весь последующий день в покое, ибо велик был день той субботы, совпадавший в тот год с праздником пасхи. Но все же пред наступлением дня покоя женщины успели запасти ароматы, чтобы в первый день недели прийти на рассвете к могиле Господа и Учителя и по обычаю иудеев помазать Его тело погребальными ароматами.

Надо полагать, что, сговорившись идти в первый день недели ко Гробу рано утром, святые женщины, разойдясь в пятницу вечером по своим домам, не имели возможности встретиться друг с другом в день субботний, и как только забрезжил свет следующего дня, пошли к гробнице не совместно, а каждая из своего дома.

Евангелист Матфей пишет, что женщины пришли ко гробу на рассвете или, как выражается евангелист Марк, весьма рано, при восходе солнца; евангелист Иоанн, как бы дополняя их, говорит, что Мария пришла ко гробу настолько рано, что еще было темно. Видимо, она с нетерпением ждала окончания ночи, но, не дождавшись рассвета, когда еще кругом царила тьма, побежала туда, где лежало тело Господа.

Итак, Мария пришла ко гробу одна. Увидев камень отваленным от пещеры, она в страхе поспешила туда, где жили самые близкие апостолы Христа – Петр и Иоанн. Услышав странную весть о том, что Господа унесли из гроба, оба Апостола побежали ко гробу и, увидев пелены и свернутый плат, изумились. Апостолы ушли и никому ничего не сказали, а Мария стояла около входа в мрачную пещеру и плакала. Здесь, в этом темном гробе, еще так недавно бездыханным лежал ее Господь. Желая убедиться, что гроб действительно пуст, она подошла к нему – и здесь сильный свет внезапно осиял ее.


Она увидела двух Ангелов в белых одеяниях, сидящих одного у главы, а другого у ног, где было положено тело Иисусово

Услышав вопрос: «Женщина, что ты плачешь?» – она ответила теми же словами, которые только что сказала Апостолам: «Унесли Господа моего, и не знаю, где положили Его». Сказав это, она повернулась, и в этот момент увидела Иисуса Воскресшего, стоящего около гроба, но не узнала Его.


Он спросил Марию: «Женщина, что ты плачешь, Кого ищешь?» Она же, думая, что видит садовника, отвечала: «Господин, если ты вынес Его, скажи, где ты положил Его, и я возьму Его»

Но в этот момент она узнала голос Господа, голос, который был знаком с того самого дня, как Он исцелил ее. Этот голос она слышала в те дни, в те годы, когда вместе с другими благочестивыми женщинами ходила за Господом по всем городам и весям, где раздавалась Его проповедь. Из груди ее вырвался радостный крик: «Раввуни!», что значит Учитель.

Уважение и любовь, нежность и глубокое почтение, чувство признательности и признание Его превосходства как великого Учителя – все слилось в одном этом возгласе. Она больше ничего не могла сказать и бросилась к ногам своего Учителя, чтобы омыть их слезами радости. Но Господь сказал ей: «Не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему; а иди к братьям Моим и скажи им: «Восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему и к Богу Моему и Богу вашему»».

Она пришла в себя и снова побежала к Апостолам, чтобы исполнить волю Пославшего ее на проповедь. Снова вбежала она в дом, где еще пребывали в смятении Апостолы, и возвестила им радостную весть: «Видела Господа!» Это была первая в мире проповедь о Воскресении.

Апостолы должны были благовествовать миру, а она благовествовала самим Апостолам...

Священное Писание не повествует нам о жизни Марии Магдалины по воскресении Христовом, но можно не сомневаться, что если в страшные минуты распятия Христа она была у подножия Его Креста с Его Пречистою Матерью и Иоанном, то несомненно, что она пребывала с ними же и все ближайшее время по воскресении и вознесении Господа. Так святой Лука в книге Деяний апостольских пишет, что все Апостолы единодушно пребывали в молитве и молении с некоторыми женами и Мариею, Матерью Иисуса, и с братьями Его.

Священное Предание повествует, что когда Апостолы разошлись из Иерусалима на проповедь во все концы мира, то вместе с ними пошла на проповедь и Мария Магдалина. Отважная женщина, сердце которой было полно воспоминаний о Воскресшем, оставила родной край и отправилась с проповедью в языческий Рим. И везде она возвещала людям о Христе и Его учении, а когда многие не верили, что Христос воскрес, она повторяла им то же, что сказала в светлое утро Воскресения Апостолам: «Я видела Господа». С этой проповедью она обошла всю Италию.

Предание говорит, что в Италии Мария Магдалина явилась к императору Тиверию (14–37) и благовествовала ему о Христе Воскресшем. По Преданию, она принесла ему красное яйцо как символ Воскресения, символ новой жизни со словами: «Христос Воскрес!» Затем она рассказала императору о том, что в его провинции Иудее был безвинно осужден Иисус Галилеянин, муж святой, творивший чудеса, сильный пред Богом и всеми людьми, казнен по наветам иудейских первосвященников и приговор утвердил назначенный Тиверием прокуратор Понтий Пилат.


Св. равноап. Мария Магдалина пред императором Тиверием

Мария повторила слова Апостолов, что уверовавшие во Христа искуплены от суетной жизни не тленным серебром или золотом, но драгоценной кровью Христа как непорочного и чистого Агнца.

Благодаря Марии Магдалине обычай дарить друг другу пасхальные яйца в день Светлого Христова Воскресения распространился между христианами всего мира. В одном древнем рукописном греческом уставе, написанном на пергаменте, хранящемся в библиотеке монастыря святой Анастасии близ Фессалоник (Солуня), помещена молитва, читаемая в день Святой Пасхи на освящение яиц и сыра, в которой указывается, что игумен, раздавая освященные яйца, говорит братии: «Так мы приняли от святых отцов, которые сохранили сие обыкновение от самых времен апостольских, ибо святая равноапостольная Мария Магдалина первая показала верующим пример сего радостного жертвоприношения».

Мария Магдалина продолжала свое благовестие в Италии и в самом городе Риме. Очевидно, именно ее имеет в виду апостол Павел в своем Послании к Римлянам (16, 6), где вместе с прочими подвижниками проповеди евангельской упоминает Марию (Мариам), которая, как он выражается, «много потрудилась для нас». Очевидно, они беззаветно служили Церкви и своими средствами, и своими трудами, подвергаясь опасностям, и разделяла с Апостолами труды проповедничества.

По Церковному же преданию, она пробыла в Риме до прибытия туда апостола Павла и еще два года спустя после отбытия его из Рима после первого суда над ним. Из Рима святая Мария Магдалина уже в преклонном возрасте переселилась в Ефес, где неустанно трудился святой апостол Иоанн, который с ее слов написал 20-ю главу своего Евангелия. Там закончила святая земную жизнь и была погребена.

Ее святые мощи были в IХ веке перенесены в столицу Византийской империи – Константинополь и положены в храме монастыря во имя святого Лазаря. В эпоху крестовых походов они были перенесены в Италию и положены в Риме под алтарем Латеранского собора. Часть мощей Марии Магдалины находится во Франции близ Марселя, где над ними у подножия крутой горы воздвигнут в честь ее великолепный храм.

Православная Церковь свято чтит память святой Марии Магдалины – женщины, призванной Самим Господом от тьмы к свету и от власти сатаны к Богу.

Погрязшая когда-то во грехе, она, получив исцеление, искренне и бесповоротно начала новую, чистую жизнь и никогда не колебалась на этом пути. Мария возлюбила Господа, призвавшего ее к новой жизни; она была верна Ему не только тогда, когда Он, изгнав из нее семь бесов, окруженный восторженным народом, проходил по городам и селениям Палестины, снискав Себе славу чудотворца, но и тогда, когда все ученики из страха покинули Его и Он, уничиженный и распятый, в муках висел на Кресте. Вот почему Господь, зная ее верность, именно ей первой явился, восстав от гроба, и именно ее сподобил быть первой же проповедницей Своего Воскресения.


Св. мощи равноап. Марии Магдалины в соборе г. Везеля в Баварии (Германия)

Тропарь равноапостольной Марии Магдалине, глас 1

Х ристу́, нас ра́ди от Де́вы ро́ждшемуся,/ честна́я Магдали́но Мари́е, после́довала еси́,/ Того́ оправда́ния и зако́ны храня́щи./ Те́мже днесь всесвяту́ю твою́ па́мять пра́зднующе,/ грехо́в разреше́ние// моли́твами твои́ми прие́млем.

Кондак равноапостольной Марии Магдалине, глас 3

П редстоя́щи, пресла́вная, у Креста́ Спа́сова со ины́ми мно́гими,/ и Ма́тери Госпо́дни состра́ждущи, и сле́зы точа́щи,/ сие́ в похвалу́ приноша́ше, глаго́лющи:/ что сие́ есть стра́нное чу́до?/ Содержа́й всю тварь пострада́ти изво́ли.// Сла́ва держа́ве Твое́й.

Молитва святой равноапостольной Марии Магдалине

О святая мироносице и всехвальная равноапостольная Христова ученице Магдалино Марие! К тебе, яко верней и мощней о нас к Богу ходатаице, грешнии и недостойнии ныне усердно прибегаем и в сокрушении сердец наших молимся. Ты в житии своем страшныя козни бесовския испытала еси, но благодатию Христовою явно тех свободилася еси; и нас молитвами твоими от сети бесовския избави, да непрестанно во всем житии нашем делом, словом, мыслию и тайными помышлениями сердец наших верно послужим Единому Святому Владыце Богу, якоже Тому обещалися есмы. Ты паче всех благ земных Сладчайшаго Господа Иисуса возлюбила еси и Тому чрез все житие добре последовала еси, Божественными учении Его и благодатию не токмо свою душу питающи, но и множество людей от тьмы языческия ко Христа чудному свету приводящи; то ведуще просим тя: испроси нам у Христа Бога благодать просвещающую и освящающую, да ею осеняеми, преуспеваем в вере и благочестии, в подвизех любве и самоотвержения, да неленостно тщимся служити ближним в их нуждах духовных и телесных, памятующе пример твоего человеколюбия. Ты, святая Марие, бодренно благодатию Божиею протекла еси житие на земли и мирно отошла еси во обители небесныя; моли Христа Спаса, да молитвами твоими сподобит нас непреткновенно совершити странствие наше в сей юдоли плача и в мире и покаянии скончати живот наш, Да тако и в святости на земли поживше, вечныя блаженныя жизни на небеси сподобимся и тамо с тобою и всеми святыми вкупе выну восхвалим Троицу нераздельную, воспоим Едино Божество, Отца и Сына и Духа Всесвятаго во веки веков. Аминь.

Ина молитва святой равноапостольной Марии Магдалине

О , святая мироносице, равноапостольная Магдалино Марие! Ты теплою любовию своею ко Христу Богу попрала еси злыя козни вражия и обрела еси безценный бисер Христа и достигла еси Царства Небеснаго. Сего ради к тебе припадаю и умиленною душею и сокрушенным сердцем вопию ти аз недостойный: призри с высоты небесныя на мя, боримаго греховными искушениями; виждь, коль многими грехи и беды на всяк день враг запинает мя, ища моея погибели. Славная и всехвальная ученице Христова, Марие! Умоли возлюбленнаго тобою и возлюбившаго тя Христа Бога, да подаст ми оставление многих моих прегрешений, укрепит мя благодатию Своею трезвенно и бодренно шествовати путем святых заповедей Его и да соделает мя благоуханным храмом Духа Святаго: да тако в мире непостыдно скончаю многотрудное житие мое на земли и вселюся во светлыя и блаженныя обители рая небеснаго, идеже ты со всеми святыми непрестанно радостно славословиши Единосущную Троицу, Отца, Сына и Духа Всесвятаго. Аминь.

Святая равноапостольная Мария Магдалина родилась в местечке Магдала на берегу Генисаретского озера, в Галилее, в северной части Святой Земли, недалеко от того места, где крестил Иоанн Креститель. Когда Господь очистил душу и тело ее от всех грехов, изгнав из нее семь бесов, она, оставив все, последовала за Ним.

Святая Мария Магдалина следовала за Христом вместе с другими женами-мироносицами, проявляя трогательную заботу о Нем. Став верной ученицей Господа, она никогда не покидала Его. Она, единственная, не оставила Его, когда Он был взят под стражу. Страх, побудивший к отречению апостола Петра и заставивший бежать всех других Его учеников, в душе Марии Магдалины был побежден любовью. Она стояла у Креста вместе с Пресвятой Богородицей, переживая страдания Спасителя и разделяя великую скорбь Богоматери. Когда воин приложил конец острого копья к умолкнувшему сердцу Иисуса, мучительная боль одновременно пронзила и сердце Марии.

Иосиф и Никодим сняли с древа Пречистое Тело Господа Иисуса Христа. Жгучими слезами неизмеримой скорби обливала безутешная Мать кровавые раны Непорочного Сына. Драгоценное Тело Иисуса было, по иудейскому обычаю, обвито тонкою плащаницею с благовониями.

Было около полуночи, и по темному своду успокоенных небес уже загорелись звезды, когда Иосиф и Никодим, подняв на плечи Неоценимую Ношу, стали спускаться с вершины смертного холма.

В глубоком молчании они прошли через сад и достигли восточной стороны его, примыкающей к скалистому подножию горы Мория.

Здесь, в каменной стене, образуемой самою природой утесистыми выступами горы, был высечен в скале новый гроб, в котором еще никто никогда не был положен. Слуги отвалили тяжелый камень, заслонявший вход в пещеру, и свет от зажженных огней мгновенно проник под мрачные своды ее. Посередине лежал гладко обтесанный камень. На него и было возложено учениками Тело Незабвенного Учителя. Пресвятая же Богородица и Мария Магдалина смотрели, где Его полагали.

Тяжелый камень был привален к двери гроба.

По прошествии субботы, в первый же день недели, Мария Магдалина приходит ко гробу очень рано, когда было еще темно, чтобы воздать последние почести телу Спасителя, умастив его, по обычаю, миром и ароматами, и видит, что камень отвален от гроба. Со слезами она бежит к Петру и Иоанну и говорит им: “Унесли Господа из гроба, и не знаем, где положили Его”. Они тотчас же последовали за нею и, придя ко гробу, увидели одни пелены и льняной плат, которым была обвязана голова Иисуса, тщательно свернутый, не с пеленами, а на другом месте лежащий. “Они еще не знали из Писания, что Ему надлежало воскреснуть из мертвых” (Ин.20:1-10).

Храня глубокое молчание, Петр с Иоанном возвратились к себе, а Мария Магдалина, измученная неведением и печалью, стояла у гроба и плакала. Плача, она наклонилась, заглянула в гробницу и видит: на том месте, где лежало тело Иисуса, сидят два Ангела в белых одеяниях. “Женщина, почему ты плачешь?” – спрашивают они.

“Унесли Господа моего, и не знаю, где положили Его”. Сказав сие, обратилась назад и увидела Иисуса стоящего; но не узнала, что это Иисус.

“Женщина, почему ты плачешь? – говорит ей Иисус. – Кого ищешь?”

Она, думая, что это садовник, говорит Ему: “Господин! Если ты вынес Его, скажи мне, где ты положил Его, и я возьму Его”.

“Мария!” – вдруг услышала она знакомый, дорогой ей голос.

“Учитель!” – воскликнула она на своем природном арамейском языке и бросилась к Его ногам.

Но Иисус сказал ей: “Не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему; а иди к братьям Моим и скажи им: Восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему”.

Сияя счастьем, возрожденная к новой жизни, Мария Магдалина помчалась к ученикам.

“Я видела Господа! Он говорил со мной!” – с блаженным восторгом, сиявшим яркими лучами в увлажненных слезами прекрасных голубых глазах, сообщала Мария ученикам Иисуса о чудном явлении, которого она удостоилась. И радость ее достигла таких размеров, каких достигала еще недавняя ее скорбь.

“Христос Воскрес! Он воистину Сын Божий! Я видела Господа!…” – это была первая благая весть, которую принесла Мария Магдалина апостолам, первая в мире проповедь о Воскресении. Апостолы должны были благовествовать миру, а она благовествовала самим апостолам:

“Радуйся, из уст Христовых вещание Воскресения первее приемшая;

Радуйся, апостолам глаголы радости первее возвестившая”.

По преданию, Мария Магдалина благовествовала не только в Иерусалиме. Когда апостолы разошлись из Иерусалима во все концы мира, то она пошла вместе с ними. Мария, сохранившая в своем пылающем божественной любовью сердце каждое слово Спасителя, оставила родной край и отправилась с проповедью в языческий Рим. И везде она возвещала людям о Христе и Его учении. А когда многие не верили, что Христос воскрес, она повторяла им то же, что сказала в светлое утро Воскресения апостолам: “Я видела Господа! Он говорил со мной”. С этой проповедью она обошла всю Италию.

Предание говорит, что в Италии Мария Магдалина явилась к императору Тиверию (14-37 гг.) и рассказала ему о жизни, чудесах и учении Христа, о Его неправедном осуждении иудеями, о малодушии Пилата. Император усомнился в чуде Воскресения и попросил доказательств. Тогда она взяла яйцо и, подавая его императору, сказала: “Христос Воскрес!” При этих словах белое яйцо в руках императора стало ярко-красным.

Яйцо символизирует зарождение новой жизни и выражает нашу веру в грядущее общее Воскресение. Благодаря Марии Магдалине обычай дарить друг другу пасхальные яйца в день светлого Христова Воскресения распространился между христианами всего мира. В одном древнем рукописном греческом Уставе, написанном на пергаменте, хранящемся в библиотеке монастыря святой Анастасии близ Фессалоник (Солуни), помещена молитва, читаемая в день Святой Пасхи на освящение яиц и сыра, в которой указывается, что игумен, раздавая освященные яйца, говорит братии: “Так мы приняли от святых отцов, которые сохранили сие обыкновение от самых времен апостольских, ибо святая равноапостольная Мария Магдалина первая показала верующим пример сего радостного жертвоприношения”.

Мария Магдалина продолжала свое благовестие в Италии и в самом городе Риме до прибытия туда апостола Павла и еще два года после отбытия его из Рима, после первого суда над ним. Очевидно, именно ее имеет в виду святой апостол в своем Послании к Римлянам (Рим.16,16), когда упоминает Марию (Мариам), которая “много трудилась для нас”.

Мария Магдалина беззаветно служила Церкви, подвергаясь опасностям, разделяя с апостолами труды проповедничества. Из Рима святая, уже в преклонном возрасте, переселилась в Ефес (Малая Азия), где проповедовала и помогала апостолу Иоанну Богослову в написании Евангелия. Здесь же она, по преданию Церкви, преставилась и была погребена.

Где поклониться мощам Марии Магдалины

В X веке при императоре Льве Философе (886-912) нетленные мощи святой Марии Магдалины были перенесены из Эфеса в Константинополь. Полагают, что во время крестовых походов они были перевезены в Рим, где и покоились в храме во имя святого Иоанна Латеранского. Позднее этот храм был освящен во имя святой равноапостольной Марии Магдалины. Часть ее мощей находится во Франции, в Проваже, близ Марселя. Части мощей Марии Магдалины хранятся в различных монастырях Святой Горы Афон и в Иерусалиме. Многочисленные паломники Русской Церкви, посещающие эти святые места, благоговейно поклоняются ее святым мощам.

“Радуйся, Христова учения славная благовестительнице;

Радуйся, греховныя узы многих человек разрешившая;

Радуйся, Христовой мудрости всех научившая.

Радуйся, святая равноапостольная Марие Магдалино, паче всех благ сладчайшаго Господа Иисуса возлюбившая”.

Величание Марии Магдалине

Величаем тя, святая равноапостольная Марие Магдалино, и чтим святую память твою, весь мир ученьми своими просветившая и ко Христу приведшая.

4 августа 2017 года у часовни на месте строящегося храма Святой равноапостольной Марии Магдалины на Потылихе состоялся уже становящийся традиционным для нашего прихода молебен в честь престольного праздника – дня памяти Святой мироносицы.
Молебен с водосвятием в данную знаменательную дату служили сразу три батюшки – протоиерей о. Николай и иереи о. Алексий и о. Максим. На клиросе в этот день пели под регентством Флора семинаристы – молодые певчие из Сретенского хора.

Несмотря на будний день (пятница) к 13 часам у часовни на праздничный молебен собралось достаточно много прихожан, проживающих на Потылихе и постоянно участвующих в проводимых в часовне богослужениях, и некоторые из прихожан храма Живоначальной Троицы в Троицком-Голенищеве, проживающие вдали от часовни, тем не менее, приехавшие сюда почтить память Святой мироносицы и поучаствовать в нашем общем деле – строительстве храма, начинающемся, прежде всего, с возрождения духовной жизни людей через их
совместную (соборную) молитву, которой, несомненно, освящаются не только каждый участвующий в ней, но и вся духовно окормляемая Божиим храмом округа. И даже люди, проходившие в этот день мимо часовни по своим обычным мирским делам, ненадолго, но останавливались, уже проявляя какую-то заинтересованность: кто-то из них присоединялся к молящимся, а другие, возможно, станут в будущем прихожанами строящегося храма.

Собравшиеся с нетерпением и трепетным волнением ждали начала службы, украсили живыми цветами часовню и вынесенную перед ней икону Святой и даже заранее приготовили столы с угощением к праздничной общей трапезе, назначенной после молебна.
Всё в этот день подчеркивало важность предстоящего события – престольного праздника в честь чтимой нами Святой равноапостольной мироносицы Марии Магдалины.
Священное Предание повествует, что на берегу Геннисаретского озера располагался небольшой город Магдала, в котором родилась и выросла женщина по имени Мария. В Евангелии говорится, что Господь изгнал из Марии семь бесов. С момента исцеления Мария начала новую жизнь, став верной ученицей Спасителя, и всегда следовала за Господом вместе с апостолами и другими благочестивыми женщинами.
Святая разделяла с апостолами благовестнические труды, поэтому она именуется равноапостольной. Евангелие повествует, что в момент шествия Христа на Голгофу, несшего после бичевания тяжелый Крест и изнемогающего под его тяжестью, женщины шли за Ним, плача и рыдая, а Он утешал их. Когда многие ученики Спасителя разбежались, верная Ему Мария Магдалина бесстрашно оставалась у Креста вместе с Богородицей и апостолом Иоанном на Голгофе в момент распятия Господа. Евангелисты перечисляют среди стоявших у Креста и других женщин, следовавших за Господом, но первой среди них всегда называют, тем самым особо выделяя, Марию Магдалину. Она присутствовала и при погребении Господа.
Женщины сговорились идти рано утром в первый день недели ко Гробу Учителя, чтобы по обычаю иудеев помазать Его тело погребальными ароматами. Мария пришла ко гробу первой и увидела камень отваленным от пещеры, о чем поспешно и сообщила самым близким апостолам Христа – Петру и Иоанну, а затем, когда апостолы, не найдя тела Господа во Гробе, ушли оттуда изумленные, Мария осталась одна у входа в пещеру и плакала. Здесь она увидела двух Ангелов в белых одеяниях, сообщивших ей о Воскресении Иисуса Христа, и, обернувшись, увидела Самого Учителя Воскресшим, стоящего около гроба, но не сразу узнала Его, приняв за садовника и умоляя вернуть тело Господа. Узнав же Его по голосу, Святая обратилась к Нему: «Раввуни!» (то есть «Учитель!»). Когда же мироносицы со страхом и великою радостью спешили возвестить ученикам Господа о Его Воскресении, Он встретил их со словами: «Радуйтесь!». Они с великим уважением, любовью, нежностью и глубоким почтением бросились к ногам Великого Учителя и поклонились Ему.
После этой встречи именно Мария Магдалина совершила первую в мире проповедь о Воскресении Христовом. Вбежав в дом, где еще пребывали в смятении Апостолы, она возвестила им радостную весть: «Видела Господа!». Апостолы разошлись из Иерусалима на проповедь во все концы мира, а Мария Магдалина отправилась с проповедью в языческий Рим. Когда многие не верили, что Христос воскрес, она повторяла им: «Я видела Господа».
Мария Магдалина явилась к императору Тиверию и благовествовала ему о Воскресшем Христе. Принесла ему красное яйцо, как символ Воскресения и новой жизни, со словами: «Христос Воскрес!». Благодаря Марии Магдалине обычай дарить друг другу пасхальные яйца в день Светлого Христова Воскресения распространился между христианами.
Особо чтимая Православною Церковью Святая равноапостольная мироносица Мария Магдалина, призванная Самим Господом от тьмы к Свету, избавленная Им от бесов, искренне и бесповоротно начавшая новую, праведную жизнь и никогда не колебавшаяся на этом пути, несомненно, представляет собой для православных людей, особенно женщин, составляющих большинство прихода строящегося храма, пример должного отношения ко Господу и искренней бесстрашной верности Ему.
Участвующие в молебне искренне внимали всему происходящему на богослужении и вдохновенно соборно молились, помня о духовном подвиге чтимой нами Святой мироносицы – верной ученицы Христа.
После праздничного молебна всех собравшихся ожидал приятный сюрприз: сначала
состоялся небольшой концерт наших соседей – ансамбля из Центра русской культуры и искусства под управлением Владимира Девятова с очень душевными песнями, а затем виртуозно выступил с попурри известных музыкальных произведений баянист Николай, под аккомпанемент которого наши прихожане-женщины также спели целый ряд любимых в народе разных веселых и душевных песен.
Так, со строительством храма возрождаются и русские народные традиции. Известно, что в церковных приходах, особенно сельских, издавна было принято после богослужения в
храмовый (престольный) праздник устраивать такие народные гуляния и предлагать народу угощение, тем самым еще раз отмечая особенное отношение к соответствующему дню, когда люди оставляют все свои мирские дела и собираются вместе на общее дело – праздник особо чтимого в приходе святого.
Хочется выразить всем отцам, братьям и сестрам, участвовавшим в нашем престольном празднике в день памяти Святой равноапостольной мироносицы Марии Магдалины, сердечную признательность и от всей души их поблагодарить! Спаси вас, Господи!
Алексей Белов

4 августа 2018 года православная церковь вспоминает святую равноапостольную мироносицу Марию Магдалину. Согласно Евангелию, эта молодая и красивая женщина была большой грешницей. Господь изгнал из нее семерых бесов, после чего она стала преданной ученицей Христа.

Какой праздник отмечают православные 4 августа 2018 года

Город Магдала, в котором родилась женщина, навсегда вошедшая в историю христианства, находился в горах на берегу Геннисаретского озера. В настоящее время здесь находится поселок Медждель.

О деяниях святой повествует Евангелие. Ничего не известно о ее детстве и юности. Есть только данные, что она была очень красива, но очень грешна. Господь изгнал из молодой женщины семерых бесов, и после исцеления Мария стала преданной ученицей Иисуса.

Мария Магдалина вместе с апостолами следовала за Христом, пока он проповедовал, и разделяла все труды благовестнические. Скорее всего, именно ее в том числе имеет ввиду Лука, который писал, что за Господом, несшим после истязания свой крест на Голгофу, шли и плакали женщины.

В Евангелии говорится, что во время распятия Мария находилась на горе. Когда все ученики струсили и предали своего учителя, женщина вместе с Богородицей и апостолом Иоанном находилась у креста.

В окружении Иисуса было много женщин. Среди них была Мария Клеопова, Иоанна, жена Хузы, Сусанна и другие. Однако евангелисты первой всегда называют Марию Магдалину, которая очень выделялась среди общей массы.

Ее вера и верность оказались непоколебимыми не только в дни славы Христа, но и в момент его поругания и унижения. Она была свидетельницей его погребения и видела, как тело Господа внесли в гробницу Иосиф и Никодим. Также она видела, как вход в пещеру был завален огромным камнем.

Марию Магдалину поминают 4 августа 2018 года

Мария была предана Иисусу всей душой. После его похорон женщины решили на следующий день опять прийти к пещере. Мария не могла дождаться окончания ночи и побежала туда, где находилось тело его, еще в темноте.

Она пришла к пещере первая и увидела, что камня, которым заваливали вход, нет на месте. Она быстро побежала к апостолам Петру и Иоанну, потому что они были самыми близкими апостолами Учителя. Услышав странные слова, они поспешили к пещере, и, увидев, что все сказанное правда, ушли в неизвестном направлении. Мария же стояла возле пещеры и плакала.

Потом она подошла туда, где ранее лежало тело Христа. И вдруг разлился свет и показались фигуры двух Ангелов. А повернувшись Мария увидела воскресшего Христа, который был возле гроба. Женщина сначала не узнала его, и лишь услышав его голос поняла, кто перед ней.

Господь отправил ее всем возвестить радостную новость, что Мария и сделала, прибежав к растерянным апостолам. Это была первая проповедь о Воскресении.

Жизнь святой, поминаемой 4 августа 2018 года, после воскресения Христа

Точно не известно, как жила и что делала Мария после воскресения Христова. Однако церковь не сомневается, что она до конца оставалась с апостолами.

Когда ученики Христа разошлись по всему миру с проповедями, то же самое сделала и Мария. Она пошла в языческий Рим. Многие не верили ее словам, однако она все равно проповедовала и говорила, что Господь воскрес. Так она обошла всю Италию.

С этой вестью она дошла до самого императора Тиверия и принесла ему красное яйцо, как символ новой жизни, говоря: «Христос Воскрес!». Так появилась традиция пасхальных яиц, распространившаяся среди христиан по всему миру.

После Рима уже в преклонном возрасте Мария Магдалина переселилась в Ефес, там умерла и была похоронена.

Еще с момента появления первых цивилизаций религия занимала особое место в жизни не только отдельных людей, но и целых государств. Более того, религия оказала огромное влияние на научный прогресс и культурное развитие человечества. С одной стороны именно в монастырях и храмах хранились важнейшие культурные и научные документа, а с другой стороны Церковь занималась гонениями ученых, астронавтов и математиков. То есть, Церковь имела столь сильное влияние, что она могла сдерживать развитие научного прогресса.

Сейчас у Церкви нет столь сильного влияния на развитие науки и жизнь государств, так как большинство стран являются светскими. Но, несмотря на это, количество религий по всему миру, неуклонно растет. На сегодняшний день их количество перевалило за несколько сотен. Все эти религии значительно отличаются друг от друга. Большинство из них имеет незначительное количество приверженцев. Однако есть и такие религии, у которых миллиарды преследователей по всему миру.

Наиболее распространенной религией является христианство. Каждый из приверженцев христианства знает, что эта религия разделяется на несколько конфессий. Именно к христианству относится православие и католицизм. И хотя приверженцы обеих этих конфессий верят в Иисуса Христа, у них есть масса отличий. Эти отличия касаются практически всего, в том числе и отношения к различным святым.

Так, например, православная и католическая церковь совершенно по-разному относятся к Марии Магдалине. При этом в обеих конфессиях этот персонаж является одним из наиболее популярных. Особенно популярна эта Мария в католицизме, так как ее образ оброс легендами и всевозможными домыслами. Наибольшую известность в католицизме она имеет как кающуюся блудница. Но, так или иначе, обе церкви чтят память Марии отдельным праздником.

История праздника

Так как католики и православные по-разному относятся к Марии Магдалине, то совсем неудивительно, что существует две версии истории этого праздника. Каждая из них заслуживает внимания, ведь обе они интересны.

В католицизме

Несмотря на то, что в канонических работах Мария Магдалина упоминается лишь несколько раз, в католической церкви ее принято отождествлять с несколькими библейскими персонажами, чьи имена не называются. Так, например, католики ассоциируют эту святую с женщиной, которая совершила помазание Иисуса. Также католическая церковь именно ее отождествляет с женщиной, которая омывала ноги Мессии. Именно эти домыслы, которые никак не подтверждены каноническими текстами, и создали образ Марии Магдалины.

Помимо того, что католики Магдалину отождествляют с образами этих женщин, они также ассоциируют ее со святой Марией Египетской, которая жила в пятом веке и никакого отношения к евангелиям не имела. Именно благодаря этой ассоциации Магдалина обзавелась чертами кающейся блудницы.

Современные религиоведы отмечают, что к Марии Магдалине прилип образ блудницы, которая увидела Иисуса и решила пойти с ним, оставив свою постыдную профессию, из-за признания Западной церковью, что именно она была той безымянной женщиной, омывавшей ноги Христу.

О том, стоит ли ассоциировать Марию Магдалену с женщиной, которая делала помазание Иисусу, споры ходили по-настоящему долго. Точку в этих спорах поставил Римский Папа Григорий Великий. Именно он официально отождествил Магдалину с той женщиной, которая омывала ноги Иисусу. После этого, образ кающейся блудницы начал набирать огромную популярность на Западе. Более того, именно такой образ Марии Магдалины, который был официально утвержден католической церковью в конце десятого века, популярен на Западе и сейчас.

Мария Магдалина в образе блудницы, которая покаялась, увидев Иисуса, активно используется в театре, опере, художественной литературе и изобразительном искусстве. Кроме того, сейчас по-прежнему большой популярностью пользуются производные от имени Магдалина, например, Мадлен, Магда и другие.

Можно смело сказать, что на Западе появился целый культ Марии Магдалины. В двадцатом веке церковь, стремясь уменьшить количество ошибок в толковании жизни тех или иных святых, перестала отождествлять Магдалину с образом кающейся блудницы. Однако, несмотря на это, люди по-прежнему активно ассоциируют эту святую именно с этим образом. И это неудивительно, ведь как минимум десять веков подряд эта версия активно поддерживалась католической церковью. Кроме того, католическая история Марии Магдалины, обросшая немалым количеством легенд, по-настоящему интересна. Именно поэтому она так полюбилась католикам. Ну а сама Мария в образе «кающейся блудницы» стала одним из наиболее популярных святых.

В православии

В отличие от католиков, приверженцы православной церкви не отождествляют Марию Магдалину с покаявшейся блудницей. Более того, православные не приписывают никаких собственных домыслов к образу равноапостольной мироносицы. С ней не связанно никаких дополнительных легенд и историй. Православная церковь берет информацию о Марии Магдалины исключительно из Нового Завета. Именно поэтому она не столь популярна среди православных людей. Но при этом ее чтят как мироносицу.

Несмотря на то, что Мария Магдалина является одной из наиболее популярных женщин из Библии, уступая по популярности лишь Пресвятой Богородице, о ней не так много написано в Новом Завете. В его евангелиях сказано, что Мария безмерно благодарна Иисусу, за что и следовала за ним практически везде. Дело в том, что Мессия исцелил ее от одержимости бесами, которые мучили ее долгое время.

Также мироносица упоминается в Новом Завете, как одна из тех немногих людей из окружения Иисуса, которые присутствовали на горе во время его казни. В отличие от учеников Мессии, Мария Магдалина, вместе с Богородицей и апостолом Иоанном остались на Голгофе. Возможно, именно поэтому Магдалина была первой, кто встретил Христа после его воскрешения. Стоит отметить, что встреча Христа и Марии является одной из наиболее известных сцен. Она стала популярным сюжетом для многих художников, в том числе и для русского художника Александра Иванова.

После того, как Христос встретил Марию, он приказал ей отправиться к апостолам и сообщить о Воскресении Мессии, что она и сделала. Именно поэтому святую относят к числу жен-мироносиц. Благодаря этому в память о Марии отмечается сразу несколько праздников.

Что касается дня памяти святой мироносицы, то неизвестно, когда именно он появился, ведь почитать Магдалину начали довольно давно. Но, судя по всему, праздник этот существует довольно долго. Хотя его и нельзя назвать наиболее популярным в христианстве.

Как отмечать и праздновать

Так как в католицизме из образа Марии Магдалины сделали настоящий культ, то католики чтят память этой святой практически каждый день. Однако есть у приверженцев этой конфессии отдельный праздник честь этой святой, который отмечается 22 июля.

Что касается православной церкви, то она проводит день памяти мироносицы равноапостольной Марии Магдалины вначале последнего летнего месяца. Отмечается этот праздник 4 августа. В этот день в храмах проводится праздничное богослужение, во время которого вспоминается эта святая.