Здоровье

Франциск ассизский и католическая святость. История и этнология

Святой Франциск Ассизский


Святой Франциск, основатель ордена нищенствующих монахов, родился около 1182 г. в небольшом итальянском городке Ассизи в семье купца. Его отец Пьер Бернардоне торговал мануфактурным товаром и выручал на этом хорошие доходы. Большая часть его жизни проходила в дальних путешествиях. Своему сыну он не дал серьезного образования. По крайней мере, Франциск до самой смерти писал с большим трудом.

Но он научился латыни и неплохо владел французским. В молодости Франциск вел рассеянную жизнь, любил кутежи и развлечения. Его постоянно видели на улице в окружении молодежи, причем роскошью и причудливостью своей одежды он затмевал многих дворян. Отец и мать баловали сына и не мешали ему тратить деньги направо и налево. Их самолюбию даже льстило, что Франциска постоянно окружали дети дворян, которых он привлекает своей расточительностью. Однако даже в эту пору своей распущенности Франциск оставался учтивым и любезным, воздерживаясь от всяких непристойностей. Замечали в нем также особенную щедрость к нищим, которым он зачастую раздавал все свои деньги.

По-настоящему религиозные чувства пробудились в Франциске, когда ему было около 20 лет, после долгой и тяжелой болезни, едва не закончившейся смертью. Молодой человек вдруг оставил своих прежних товарищей, стал задумчив, замкнут и проводил много времени в уединении в одной из пещер неподалеку от Ассизи. Он часто плакал, вспоминая свое распутство, и удивлялся, как мог так долго заблуждаться.

При первой возможности Франциск отправился на богомолье в Рим и здесь предпринял первую попытку нищенства: обменялся своей одеждой с одним нищим и целый день простоял голодным на паперти часовни Св. Петра.

По возвращении из Рима, проведя несколько месяцев дома, Франциск оставил свою семью и поселился поблизости от Ассизи в бедной часовне Сен-Дамиен. Эта заброшенная и пострадавшая от времени церквушка не имела никакого убранства: над голым каменным алтарем возвышалось одинокое распятие. Но она почему-то очень нравилась юноше. Однажды, когда Франциск молился здесь, ему послышался голос: «Разве ты не видишь, что обитель Моя разрушается? - поди же и восстанови ее».

Франциск воспринял эти слова как призыв к началу новой жизни. Между тем отец, недовольный переменой, произошедшей в сыне, стал добиваться его возвращения в родительский дом. В 1207 г. он подал жалобу на него в суд епископа и потребовал: пусть Франциск либо помогает ему в делах, либо отказывается от наследства. Когда епископ обратился к Франциску с вопросом, какое из двух решений он избирает, тот вышел ненадолго из зала суда, затем вернулся совершенно нагим, вручил отцу сверток со своим платьем и все, что имел при себе, а затем объявил, что отныне у него есть только один отец - Отец Небесный. Это был полный разрыв с прежней жизнью.

Одевшись в рубище отшельника, Франциск стал ходить по улицам родного города и просить у людей камни на восстановление церкви. Затем он относил их на своих плечах к часовне Сен-Дамиен. Пропитание он добывал подаянием, а жил в шалаше.

Многие горожане, проникшись сочувствием к молодому человеку, чье обращение было таким неожиданным, начали помогать ему, и к 1208 г. Франциску удалось завершить ремонт здания церкви. После этого он взялся за восстановление другой ветхой часовни Св. Марии Порци-ункулы. Когда и эта работа была окончена, он ожидал нового небесного знака, и вскоре тот последовал.

В феврале 1209 г во время обедни в часовне Св. Девы Франциск услышал из уст проповедника слова, с которыми Христос обратился к Своим ученикам в тот день, когда отправлял их для проповеди Царствия Небесного: «Ходите же, проповедуйте, что приблизилось царствие небесное. Больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте, даром получили, даром давайте. Не берите с собой ни золота, ни серебра, ни меди в пояса свои. Ни сумы на дорогу, ни двух одежд, ни обуви, ни посоха. Ибо трудящийся достоин пропитания». Когда смысл изречения дошел до сознания Франциска, он воспринял его как откровение, как небесный ответ на его душевные поиски. «Вот чего я хочу! - воскликнул он. - Вот чего я искал! С нынешнего дня я буду стараться изо всех сил исполнить эти слова на деле!» Он тут же снял с себя сандалии, ременный пояс заменил веревкой, бросил 312 мешок и посох. Отныне смыслом его жизни сделалось служение одной великой идее: следовать Христу и в полном отчуждении от мира разносить в мире Его слова.

На другой день Франциск отправился в Ассизи и начал проповедовать. Слова его были так просты и сердечны, что все слушающие его были тронуты, а сила его убеждения стала быстро сообщаться другим. Первым его последователем был богатый гражданин Бернардо де Квинтавалле, по завету евангельскому продавший все, что имел, и раздавший при помощи Франциска вырученные деньги бедным. Затем к ним присоединился еще один брат, и тот день, когда их стало трое - 16 мая 1209 г. - считается днем основания францисканского ордена нищенствующих монахов. После того как число его последователей возросло до семи, Франциск счел возможным последовать примеру Христа, разославшего своих учеников проповедовать по миру.

Перед тем как расстаться, он обратился к товарищам со следующими словами. «Идите же по двое по разным областям земли, проповедуя мир людям и покаяние ради отпущения грехов. Вот в чем ваше призвание: ухаживайте за ранеными, утешайте пораженных горем, возвращайте на пути истины заблудившихся. Будьте терпеливы в горе, ни о чем не пекитесь, ибо Господь исполнит Свое обещание. Смиренно отвечайте тем, кто станет вопрошать вас; благословляйте тех, кто станет поносить вас, - и царствие Божие уготовится вам».

Духовенство отнеслось к деятельности францисканцев настороженно и неодобрительно. Епископ Ассизи Гвидон сказал Франциску, что не может одобрить проповедническую деятельность людей, не имеющих духовного звания и благословения церковных властей Он посоветовал Франциску поступить в какой-нибудь из монашеских орденов. «Ваш образ жизни без всякой собственности, - заметил он, - представляется мне слишком суровым и трудным». «Господин, - отвечал ему Франциск - если бы у нас была собственность, нам бы потребовалось оружие для нашей защиты, ибо в ней источник раздоров и тяжб и она обыкновенно препятствует любви к Богу и ближнему, вот почему мы не желаем иметь собственность».

Реакция епископа и ответ Франциска очень показательны и отражают самое существо проблемы, породившей францисканское движение. В XIII в. в духовной жизни европейского общества произошел перелом. Никогда еще богатство и политическое могущество католической церкви не были так безмерны и никогда еще авторитет ее не падал так низко. Большинство монашеских орденов не пользовалось у верующих никаким почтением из-за распущенного (если не сказать распутного) образа жизни.

Духовенство с головой ушло в разрешение своих земных проблем. Пламя высокой духовности, озарявшее ярким светом начальную эпоху христианства, казалось, потухло навсегда. Мистическое озарение сменилось грубыми суевериями, а религиозный культ в большинстве своем ограничивался механическим выполнением религиозных церемоний и обрядов. Деградация церкви все больше и больше волновала западный христианский мир. Реакция против ее материализации выразилась прежде всего в мощном, нараставшем с каждым десятилетием движении за духовную реформацию, за возрождение простоты апостольской церкви. Вместе с тем в XIII в. появилось множество еретических сект. Движение францисканцев также было одной из форм неприятия официальной церкви. Но в отличии от тех, кто критиковал увязшую в политических интригах римскую курию и погрязших в роскоши монахов, Франциск не думал ни о преобразовании церкви, ни о восстановлении старого монашества.

Авторитет папы всегда оставался для него непререкаемым. Он тоже стремился к обновлению душ и возрождению христианства в его первобытной чистоте, но никто никогда не услышал от него ни одного слова осуждения. Святая жизнь была единственное орудие, которое он желал употребить против ослепленных грехом людей, а символическим актом богослужения для него стало нищенство в подражание Христу.

Тем самым Франциск, сознательно или бессознательно, создал совершенно новый идеал монашества, если прежние иноки вдохновлялись подвигами египетских отцов, ушедших в пустыню спасаться от мирских грехов, то целью Франциска было следовать за Христом и осуществлять евангельское совершенство непосредственно в грешном мире.

Чтобы добиться разрешения на проповедь за пределами Ассизской епархии, Франциск в 1210 г. решил отправиться в Рим к папе. Он сказал своим товарищам: «Пойдемте теперь к матери нашей, святой римской церкви, чтобы поведать святому отцу, что Господь начал через нас совершать, дабы мы, согласно Его воле, могли продолжать начатое нами дело». Вопреки ожиданиям многих, в Риме их встретили благосклонно, и Франциск был принят сами папой Иннокентием III. Тот со вниманием выслушал просьбу Франциска, но остерегся освятить своим согласием столь необычное начинание. Он сказал: «Идите с Богом, дети мои, и когда Господь умножит вас числом и возвеличит благостью, я признаю вас достойными более важных поручений и полномочий». Он разрешил францисканцам продолжать проповеди, но потребовал, чтобы все они приняли пострижение. Франциск согласился. И действительно, одобрение, хотя и неофициальное, много способствовало расширению ордена. Если прежде сподвижники Франциска могли обращаться к народу лишь на улицах и площадях, то теперь им разрешили проповедовать в церквах.

По возвращении из Рима Франциск поселился неподалеку от Ассизи - у Риво Торто на берегу ручья, сбегавшего с горы Сабазио. Здесь стоял заброшенный домик, служивший прежде жилищем прокаженных. Поблизости находилось много пещер, которые стали келиями для остальных братьев. Монахи бенедиктинского монастыря уступили Франциску одну из своих часовен, где францисканцы сообща читали евангелие.

Пропитание они добывали тем, что помогали крестьянам в полевых работах. Но главным призванием общины оставалась проповедь мира и покаяния. Источники не дают возможности проследить, как постепенно эта проповедь, исходя из Ассизи, проникла в соседние города и охватила всю Италию. В целом францисканское движение, несмотря на отдельные неудачи, произвело очень сильное впечатление на современников. И многие после проповеди св. Франциска, раздав свое имущество, вливались в число братьев. Постепенно община, собравшаяся около него, разрослась. Возникло множество поселений францисканцев (их называли конвентами).

Во главе каждого из них стояли так называемые блюстители. Вся Италия была разбита на провинции, включавшие находившиеся в их пределах конвенты. Во главе каждой провинции стоял министр. Сам Франциск, не являясь официально главой братства, оставался его душой. Раз в год, в Троицу, все францисканцы собирались у колыбели ордена в Порциункуле. Вид этих сотен, а потом и тысяч людей всех классов общества, босоногих, с непокрытой головой, опоясанных веревками, с бодростью переносящих свою бедность, ютившихся во временных шалашах из ветвей и довольствовавшихся случайным подаянием, красноречиво свидетельствовал об обаянии идеала безусловной бедности.

Но в наивысшей степени этот идеал воплощался в самом Франциске. Его смирение и доброта не имели пределов. Пишут, что однажды народ стал восхвалять его за святость. Тогда Франциск приказал своему спутнику «во имя святого послушания» в противодействие этой хвале поносить его. Уступая принуждению, монах назвал его невежей, негодным и бездельным наемником, на что Франциск, веселый и довольный, сказал ему. «Да благословит тебя Господь, дорогой сын мой, за то, что ты говоришь мне правду: вот какие речи следует слушать сыну Бернардоне». Никогда Франциск не позволял себе унизить хоть чье-либо достоинство. Как-то его ученик Яков Простак привел в дом к братии прокаженного. Франциск выговорил ему. «Ты не должен был этого делать, ибо это не годится ни для тебя, ни для него». Но, сказав это, он тотчас почувствовал угрызения совести и сам наложил на себя следующее наказание: когда все сели обедать, Франциск сказал, что будет есть с прокаженным из одной чаши. Братья не осмелились возражать, хотя прокаженный был весь в язвах и внушал омерзение; особенно ужасны были его скрюченные и сочившиеся кровью пальцы. Всякий раз, опуская руку в чашу, он оставлял в ней кровь и гной. Тем не менее Франциск брал овощи из той же чаши и ел.

Франциск не только проповедовал любовь, но и весь был переполнен любовью и состраданием ко всем живущим в мире. Он просто не мог спокойно видеть чужие мучения и часто раздавал нищим самое необходимое, а если у него ничего не было - отдавал им свой кафтан. Его Житие заполнено рассказами, подтверждающими это.

Один из них сообщает, что как-то раз зимой Франциск возвращался с одним братом из Сиены и встретил нищего. Он сказал спутнику «Надо возвратить этому бедняге его кафтан, который мы получили от Бога временно, до встречи с более бедным».

Спутник стал возражать, напомнив, что им самим предстоит долгий путь, если Франциск отдаст свой кафтан, то ему нечем будет прикрыть свое тело. Но Франциск все равно отдал свой кафтан и объяснил: «Я не хочу быть вором; ибо нам сочтено было бы за воровство, если бы мы не отдали кафтан более нуждающемуся». О его доброте к братьям также сохранилось множество трогательных свидетельств. Сам он вел аскетический образ жизни, но никогда не требовал того же от других монахов и разрешал им во время странствий есть все, что им ни подадут, даже мясо во время поста.

Францисканство не долго оставалось чисто итальянским явлением религиозной жизни.

Ободренный успехом своей проповеди, Франциск решил перенести ее и в соседние страны. Первые миссионеры, отправленные им в Германию и Венгрию, встретили очень плохой прием. Однако, когда в числе францисканцев оказались немцы, дело пошло на лад. Более свободно последователи Франциска чувствовали себя во Франции, где их проповедь с самого начала нашла отклик. (Этому способствовала также булла папы Гонория, изданная в 1219 г. в пользу францисканцев.)

Сам Франциск в том же 1219 г. отправился в Египет, где в это время отряд крестоносцев под предводительством папского легата осаждал укрепленный город Дамиетту. Эта поездка на мусульманский Восток является очень знаменательным событием. До Франциска монахи лишь возбуждали благочестивое рвение христиан против неверных и посылали толпы крестоносцев для их истребления. Идти к ним не с мечом, а с евангелием значило стать выше страстей своего века. Против ожидания, египетский султан принял Франциска очень любезно, несколько раз беседовал с ним, а потом отпустил, не причинив вреда. Когда потом крестоносцы решили переправиться через рукав Нила и 315 вступить с мусульманами в битву, Франциск горячо отговаривал их от этого шага и предрек, что победа будет не на их стороне. Так оно и случилось: христиане потерпели поражение, но через несколько месяцев все-таки взяли Дамиетту. Не дожидаясь окончания войны, Франциск уехал в Сирию, откуда вернулся в Италию.

На родине он занялся составлением устава для своего разросшегося братства.

Сперва в 1221 г. было составлено своего рода наставление, которое заключало в себе все любимые идеи Франциска. Прежде всего речь шла о нестяжании. Каждому вступающему в орден полагалось продать свое имущество и раздать его бедным.

Франциск писал, что его последователи должны добывать пропитание своим трудом и только в крайнем случае прибегать к подаянию. Члены братства отрекались не только от личной собственности, но и от коллективной. Им ничего не могло принадлежать, кроме орудий, необходимых для работы. Позже в своем завещании Франциск выразил эту мысль очень ясно: «Да остерегутся братья принимать церкви и дома и всякого рода постройки для них иначе, как если они вполне соответствуют святой бедности, и пусть они пребывают в них лишь как пришельцы и паломники».

При сборе милостыне францисканцам строго запрещалось принимать деньги. Франциск ненавидел их и внушал братьям словом и примером, чтоб они боялись их, как дьявола. Рассказывают, что однажды какой-то мирянин оставил в церкви Св. Девы монету. Один из братьев, подняв ее, бросил на подоконник. Узнав об этом, Франциск стал жестоко укорять его за прикосновение к монете и успокоился только тогда, когда провинившийся, сняв губами монету с подоконника, вынес ее за ограду и положил губами же на ослиный помет. В правиле 1221 г. рукой Франциска написано: «И если где-либо найдем денарий, то не станем о нем заботиться паче чем о прахе, который попираем ногами». Далее следовали другие положения - о внутреннем устройстве ордена, о миссионерской деятельности и т. п. На основе этого наставления в 1223 г. был разработан подробный устав францисканцев, утвержденный в том же году папой.

Последние годы жизни Франциска прошли в постоянных молитвах и борьбе с недугами, которые постепенно брали над ним верх. Уже в молодости у него была больная печень. Позже присоединились болезни сердца и желудка. Особенное страдание доставляла ему болезнь глаз, от которой он порой совершенно терял зрение. Папа Гонорий, обеспокоенный состоянием Франциска, прислал к нему своих докторов, но и те не смогли ему помочь. Болезни оказались очень запущенными. Вскоре началась водянка, от которой не было спасения. Пишут, что в день смерти Франциск велел снять с себя всю одежду и положить его нагим на голую землю. Так он и умер 3 октября 1226 г.

Белланж Жак. Стигматизация св. Франциска. ок. 1610 г.

(ок. 1182-1226).

Основатель ордена «Меньших братьев», или францисканцев.

Сын зажиточного торговца сукном и одеждой. Настоящее имя - Джованни, а своё прозвище Франческо он, вероятно, получил потому, что его мать была француженкой, или благодаря юношескому пристрастию к балладам французских трубадуров.

Обладая смиренным нравом и щедро подавал милостыню ое уже молодым человеком (согласно Св. Бонавентуре) «возвысился над суетностью» и «отверг наслаждения».

Рассказывается как он однажды отдал свою одежду встреченному на дороге бедному солдату; в ту же ночь ему приснился парящий в воздухе дворец, украшенный воинскими стягами. Сначала он принял это за божественное указание стать воином, но голос свыше сказал, что его видение - «то, что должно быть духовно возделано».

Урожденный Джованни Бернардоне. Родился в Ассизи в 1182 году.

Существует история о том, что он получил прозвище Франческо (означающее «француз») потому, что с ранних лет он учил французский язык и любил петь популярные в то время провансальские баллады.

Мы знаем об этом выдающемся человеке благодаря стараниям его биографа, Св. Бонавентуры. Эта биография, начатая в 1260 году, послужила источником для создания знаменитой серии францисканских фресок в Верхней церкви в Ассизи, работа над которыми была завершена в конце XIII века художником Джотто.

Франциск был отважным воином и веселым молодым человеком. Но, согласно легенде, его духовные качества начали проявляться еще до того, как он посвятил себя Богу, ибо некий человек из Ассизи, встречая Франциска, всякий раз простирал перед ним свой плащ в знак признания того, что перед ним великий человек.

Молясь в обветшалой церкви Св. Дамиана в Ассизи, он услышал голос с распятия, говоривший ему, чтобы он занялся ее восстановлением. С присущим ему рвением Франциск тут же продал часть товаров отца и с радостью предложил вырученные средства священнику. Но последний отверг деньги, опасаясь гнева его отца. Этот инцидент привел к разрыву между отцом и сыном, и Франциск предстал перед епископом. Здесь он скинул с себя дорогие одежды (обнаружив при этом власяницу - хотя художники обычно изображают его обнаженным), и епископ укрыл его своей мантией - символическое отвержение Франциском его земного наследия.

Окончательное решение посвятить себя Богу пришло к Франциску в возрасте двадцати одного года. Однажды на пути в город он встретил нищего солдата, которому из сострадания отдал свою богатую одежду. В ту ночь Франциска посетило видение: перед ним предстал Христос и, указав ему на красивое здание, в котором хранилось много оружия и знамен, объявил, что все это принадлежит Св. Франциску и его солдатам. Сначала Франциск, пытаясь истолковать этот сон, решил, что он должен продолжать свою жизнь, оставаясь солдатом. Но на самом деле Господь велел ему изменить свои планы, ибо, проходя мимо заброшенной церкви Св. Дамиана Ассизского, Франциск заглянул в нее, чтобы помолиться перед распятием, и голос с распятия произнес: «Франциск, иди и восстанови Мой храм, ибо видишь, что он превращен в развалины». Осознав свою миссию, этот пылкий юноша, дабы найти деньги на проект, тайно продал шелка с отцовского склада, ввиду чего отец привлек его к ответственности. При дворе епископа Франциск сорвал с себя свою красивую одежду, вытряхнул все деньги, отдав все это своему разгневанному родителю, и навсегда отрекся от богатой жизни. После чего епископ надел на него мантию.

Своими собственными руками он начал восстанавливать церковь Св. Дамиана, а после того - капеллу Св. Марии Ангельской, названную «Portiuncula» [лат. - «Частица»], близ Ассизи, которая позже стала той церковью, от которой пошли другие церкви ордена. Франциск совершил паломничество в Рим, чтобы испросить папского благословения ордена и санкции проповедовать. Согласно Св. Бонавентуре, это было пожаловано Франци-ску после того, как папе привиделся сон о том, как Латеранская церковь чуть было не рухнула и была спасена лишь Франциском, который поддержал ее. (Церковь Св. Иоанна в Латеране - это резиденция папы в тот период, пока он пребывает в сане епископа Рима.)

Слова Св. Луки: «И сказал им: ничего не берите на дорогу: ни посоха, ни сумы, ни хлеба, ни серебра, и не имейте подйе одежды» (Ин. 9:3) вдохновили Св. Франциска на установление для его ордена простых правил. Это - чистота, кротость, послушание и абсолютная нищета - «моя госпожа Нищета», как Св. Франциск имел обыкновение выражаться.

Св. Франциск отправился в Рим просить утверждения составленного им устава ордена. Сначала папа Иннокентий III неодобрительно отнесся к правилам, ибо его кардиналы сочли их слишком суровыми для человека. Говорят; что папу посетило видение: он увидел, как Св. Франциск подпирает плечом наклонившийся Латеранский собор. Вскоре после этого просьба о разрешении ордену проповедовать была удовлетворена.

Св. Франциск называл членов своего ордена «Frati Minori», что означает «братья меньшие». Своей скромной жизнью они снискали себе огромную популярность, и вскоре их стало можно увидеть повсюду. Их проповеди и жизнь, посвященная Господу, разжигали в людях религиозные стремления.

Орден быстро рос, и имеются свидетельства о видениях и чудесах, сопровождавших деятельность Франциска. Он повстречал трех женщин на дороге в Сиену, которые приветствовали его словами «Добро пожаловать, госпожа Бедность».

таких как изгнание дьявола из Ареццо, чудо на рождественском богослужении в Греччо, где на руках у Св. Франциска появился Младенец Иисус, молитва о воде, на которую было отвечено тем, что забил источник, смерть рыцаря Целано, согласно предсказанию Св. Франциска,

Однажды, когда Св. Франциск не смог появиться перёд своей паствой в человеческом облике, он открыл себя ей в обличий духа. Рассказывают, что во время проповеди Св. Антония Падуанского в провинциальном капитуле ордена в Арле пастве явился Св. Франциск Ассизский, держа руки крестообразно. В другой раз он явился своим братьям в Ассизи в виде ослепительного света, освещающего огненную колесницу, которая проехала по дому трижды.

Один соратник Св. Франциска рассказывал, что имел видение сонма престолов, парящих в небесах, один из которых был намного краше всех остальных. Затем он услышал голос, который объявил, что этот престол, бывший некогда троном падшего ангела, ныне сохранен для Св, Франциска, ибо, как писал Бонавентура, «смиренный будет возвышен до такой превосходной славы, откуда гордый должен быть низвержен».

Много скитаясь и проповедуя во время последнего крестового похода, Франциск оказался в Египте, где ему удалось предстать перед султаном, которого он хотел обратить в христианство. Чтобы засвидетельствовать силу христианской веры, Франциск предложил подвергнуться испытанию - пройти сквозь огонь, если бы имамы султана сделали то же самое. Когда те отказались, он бросил вызов султану «Я войду в огонь один, если ты пообещаешь мне принять христианскую веру, если я выйду невредимым». Это условие султан тоже отклонил.

Св. Франциск путешествовал по Испании, Северной Африке и, в конце концов, оказался в Сирии, где крестоносцы вели битву с сарацинами. Он безопасно проник во дворец самого султана, где предложил помериться силами последователям христианства и ислама, попросив их пройти через огонь. Священнослужители султана отказались участвовать в споре, а сам султан, хотя и остался премного восхищен святым, отклонил обращение в христианскую веру, ибо боялся, что его люди могут восстать против него.

Св. Франциск всегда начинал свои проповеди со слов: «Да успокоит вас Бог». Он снискал такую огромную известность, что его попросили прочитать проповедь перед папой Гонорием III. В присутствии папы Франциск забыл слова проповеди, после чего на него снизошел Святой Дух.

Доброта, присущая францисканцам, выражалась не столько в исцелениях и других чудесах, приписываемых Св. Франциску,

но во многих рассказах о его любви к диким животным и другим тварям и о его власти над ними, которые нашли свое кульминационное выражение в его прекрасной проповеди птицам.

Истории общения Франциска с птицами и животными хорошо известны. Рассказывали, что дикие животные в его присутствии становились кроткими, а иногда даже подчинялись ему. В своей проповеди птицам, о чем рассказано в «Цветочках», он призвал их славить Бога за его благословение, после чего они улетели в небо, образовав фигуру креста. Волк, который наводил ужас на жителей города Губбио и который был укрощен Франциском (история, также рассказанная в «Цветочках»), может являться аллегорией разбойника, который досаждал местным жителям, пока не был обращен Франциском в христианство.

Традиционные рождественские ясли; обычай устраивать их восходит к Франциску, который с разрешения папы воссоздал сцену Рождества в одной пещере в Грекко; эта сцена включала присутствие живых вола и осла.

Подобно другим, кто исповедовал полную сексуальную воздержанность ради своих убеждений, Франциск вынужден был бороться со своими физическими инстинктами - его «демонами», как он называл их. Он одолевал их, катаясь по снегу или бросая свое тело на колючий куст. Житие повествует о том, что в последнем случае расцвели розы там, где капли его крови упали на землю (как анемоны от крови Адониса: ВЕНЕРА, 5).

Удалившись на гору Альверна в 1224 году, Франциск однажды, пребывая в молитве, узрел видение, которое, согласно Фоме Челанскому, представляло собой человека, подобного серафиму о шести крылах, руки его были распростерты, а ноги стояли, «образовав форму креста». Созерцая это, Франццск обнаружил знаки ран Христа, появившиеся на его теле и остававшиеся на нем до самой его смерти, наступившей через два года. Более поздние рассказы внесли изменения в описание видения: Бонавентура говорит о фигуре как о распятом Христе.

Кульминационным моментом жития Св. Франциска явился его сорокадневный пост с молитвами, который он проводил, уединившись на горе. Во время этого ухода от мира ему являлся серафим, распахнувший свои крылья на все небо. В этом видении главной фигурой был распятый Христос, от которого Св. Франциск получил стигматы. Он до конца жизни носил эти стигматы, указывающие на его духовную тождественность с Учителем, которому он безропотно следовал. Простая, благородная и поистине радостная гуманность жизни Св. Франциска стала для всего мира выражением истинной гуманности Спасителя, той гуманности, о которой, к сожалению, часто забывают.

Через два года после получения стигматов Св. Франциск, страдая слепотой и другими недугами, попросил перевезти его в церковь Св. Марии Порциункула. Там в октябре 1226 года он скончался. Говорят, что один монах наблюдал, как душа Св. Франциска возносится на белом облаке на Небеса, а некий сомневающийся по имени Иероним, прикоснувшись к стигматам на теле святого, уверовал в Христа. В 1228 году Св. Франциск был канонизирован папой Григорием IX. Св. Франциск обычно изображен в темно-коричневой рясе своего ордена. Кроме стигматов, его основными атрибутами являются череп, лилия, распятие, волк и ягненок. В цикле художественных произведений, отражающих житие Св. Франциска, более всего популярны символические сцены брака этого святого с бедностью и принятие Младенца Христа из рук Марии.

В момент его смерти один вельможа - Иероним, - сомневавшийся в подлинности стигм, коснулся раны на груди святого и, подобно Фоме, уверовал. Похоронная процессия на пути из Портиункула в Ассизи остановилась у обители Св. Дамиана, где Св. КЛАРА и ее сестры обняли тело и попрощались с ним.

Уже к моменту своей смерти он широко почитается.

Многочисленные легенды о нем обнаруживают параллелизм с библейскими эпизодами:

подобно Моисею, он добыл воду из скалы;

как Илия, явился в огненной колеснице;

у него двенадцать учеников, один из которых отверг его;

один сомневающийся обратился в христианскую веру, прикоснувшись к его ране на боку.

Изображается: в коричневой или серой рясе, на веревочном поясе три узла (Символ трёх религиозных обетов - бедности, целомудрия и послушания).

Не сохранилось ни одного аутентичного портрета.

Его ранний биограф Фома Челанский (Томмазо ди Челано) описывает его как физически хилого, с косматой (нерасчесанной) бородой и слабым зрением.

Легко узнаётся по стигмам (пяти знакам, соответствующим ранам Христа) на руках, ногах и на груди - последняя иногда показывается через овальный разрез на его рясе.

В религиозно-молитвенных темах наиболее частым спутником Франциска является Иероним. В картинах художников Контрреформации он изображается молящимся, утешаемый музицирующими ангелами; он обнимает тело Христа, который склоняется к нему, отделяясь наполовину от креста (ср. БЕРНАРД). Один только Эль Греко создал около пятидесяти картин на тему Св. Франциска.

Атрибуты: крест;

лилия (целомудрие)

череп, особенно в искусстве Контрреформации (напоминание о смертности человека).

В течение эпохи Возрождения изображается г.о.в Италии; обычны повествовательные циклы из его жития. Например, ранее атрибутировавшиеся Джотто росписи в Верхней церкви Ассизи.

В религиозно-молитвенном стиле живописи последовавшей затем эпохи Контрреформации, особенно в Испании, он чаще показан молящимся.

Повествовательные сюжеты:

Парящий в воздухе дворец.

Франциск предстает перед епископом.

Франциск поддерживает Латеранскую церковь.

«Госпожа Бедность».

Бедность, в качестве метафорической «невесты» Св. Франциска, иногда изображается в обряде мистического бракосочетания, в котором Франциск надевает кольцо на палец Бедности. Или этот обряд совершает Христос. Спутницами Бедности являются Целомудрие - фигура, одетая в белое и стоящая внутри защищающей ее башни, и Послушание, носящее ярмо (Нижняя церковь, Ассизи). (Подробнее см ПОСЛУШАНИЕ.)

Испытание огнем.

Животные и птицы.

Сассетта (Национальная галерея, Лондон) изображает волка, готового подписать договор с горожанами.

Целомудрие.

Ранние изображения XIII века основаны на рассказе Фомы Челанского и опускают крест. К концу столетия образ изменился и превратился в Христа на кресте, частично укрытого крылами, с лучами, направленными вниз, на тело коленопреклоненного святого Эта композиция стала традиционной. (Подробнее см. ЕКАТЕРИНА СИЕНСКАЯ, 5.)

На рубеже XII-XIII веков католический Запад был охвачен сильным духовным движением. Оно выразилось в широком распространении ересей. Вальденсы и другие еретики этого времени противопоставляли апостольскую нищету богатству и блеску римской церкви. Их проповедь евангельской бедности производила глубокое впечатление на всех религиозных людей. Знаменитый папа Иннокентий III (1198-1216) счёл нужным обратить этот принцип на пользу римской церкви и оказал тем очень важную услугу ей. Возникшие при нем нищенствующие ордена сделались могущественнейшими опорами папской власти .

В 1182 году у богатого купца в городе Ассизи (итальянская область Умбрия) родился сын, получивший имя Франциска (Франческо). Мальчик рано стал проявлять сильную склонность к странным поступкам. На 25 году жизни Франциска охватил религиозный энтузиазм. Непосредственным поводом к этому было впечатление, произведенное на него (1208 г.) при богослужении в церкви Богоматери чтением того места евангелия от Матфея, в котором передаются слова, сказанные Спасителем в напутствие апостолам, посылаемым на проповедь веры: «Не берите с собой ни золота, ни серебра, ни меди в поясы свои, ни сумы на дорогу, ни двух одежд, ни обуви, ни посоха» (Матф. X, 9, 10). До того дня Франциск любил веселиться; теперь он бросил щегольство, надел нищенскую одежду, стал спать на голой земле с камнем под головой вместо подушки, стал жить милостыней.

Отречение святого Франциска от земных благ. Фреска Джотто, 1297-1299 гг. Церковь святого Франциска в Ассизи

Все в Ассизи смеялись над ним, многие считали его сумасшедшим, отец проклял его; но он продолжал следовать влечению своей души. Красноречивые проповеди Франциска склонили нескольких других энтузиастов подражать ему. Они также отреклись от всякого имущества, решили странствовать вместе с ним, проповедуя покаяние, возвращая заблудших на путь истины. Франциск Ассизский составил для своей нищенствующей общины устав и пошел в Рим просить у папы утверждения новому монашескому ордену. Он имел сильных покровителей, рекомендовавших его вниманию Иннокентия III.

Папа разрешил Франциску основать орден, устав которого возлагал на новую общину обыкновенные монашеские обеты, но вместе с ними придавал небывалое развитие обету нищеты. Орденской одеждой была темно‑серая мантия, опоясанная веревкой, как подпоясывались бедняки. Скоро эту одежду стали носить тысячи людей. Официальным названием монахов нового ордена было минориты («меньшие», то есть ставящие себя ниже других); но обыкновенно их называли францисканцами по имени основателя ордена. Та церковь Богоматери, в которой Франциск Ассизский почувствовал влечение к нищенствующей жизни, была отдана ему и получила название «малого дара» (Порциункула, Portiuncula). Франциск установил, чтобы при этой церкви ежегодно происходило общее орденское собрание.

Прижизненное изображение Франциска Ассизского. XIII век

Франциск Ассизский был человек доброго сердца; его воодушевление производило сильное впечатление. Небольшого роста, темноволосый, с жидкой бородой, с нежными чертами лица, он был одарен звучным голосом, говорил восторженным тоном, и аскетизм его внушал к нему такое уважение, что еще при жизни его считали святым. О Франциске составилось множество легенд, в которых явно выражается стремление выставить его подобным Христу. Франциск Ассизский подавал своим последователям пример исполнения миссионерской обязанности не только между христианами, но и между неверными. В 1219 году он отправился к войску Пятого крестового похода в Дамиетту. Он хотел обратить египетского султана в христианскую веру. Это ему не удалось. Франциск старался приобрести на Востоке мученический венец, не удалось и это: мусульмане не убили его. Франциск основал монастырь своего ордена в Иерусалиме; там францисканским монахам было вверено охранение святого гроба.

Говорить спокойно, логично, Франциск Ассизский не умел, но в его проповедях была неудержимая страсть, действовавшая на впечатлительных людей. Он говорил проповеди деревьям и холмам и проливал так много слез о грехах, что ослеп. Изнуренный аскетизмом, Франциск Ассизский умер в Порциункуле 4 октября 1226 года.

Смерть и вознесение святого Франциска Ассизского. Фреска Джотто, 1300 г. Церковь святого Франциска в Ассизи

Легенда утверждает, что благодать Божия возложила на его тело символы святости: на руках и ногах его были язвы (стигматы), на тех местах, где они находились у распятого Христа. Через два года после смерти Франциск Ассизский был причислен римской церковью к лику святых.

Франциск Ассизский - особенный святой, про которого знают даже далекие от церковной жизни люди. Кто-то слышал про францисканцев, кому-то запомнилось обращение «Брат мой Солнце!», наконец, некоторым повезло побывать в итальянском городке Ассизи. В серии ЖЗЛ издательства «Молодая гвардия» вышло жизнеописание этого необыкновенного человека. Какие уроки мы можем извлечь для себя из этой книги и этой жизни? ЧТД расспросил об этом автора биографии, писательницу и органистку римско-католического собора Анну Ветлугину.

Какой урок мы, люди XXI века, можем получить у святого Франциска?
Пожалуй, главное - что можно иметь в себе совершенную радость, то есть такую, которая не зависит от внешних обстоятельств. Нам часто кажется, что для радости нужны какие-то условия. Мы как будто запрещаем себе радоваться, пока не получим что-то, не достигнем поставленных целей.

А Франциск показывает, что радость - внутреннее состояние. Даже оказавшись в тюрьме, он все время смеялся и пел свои любимые прованские баллады. И это при том, что у него было слабое здоровье, а в тюрьме он провел целый год. Но он не рассматривал страдания как препятствие для радости.

Принято думать, что святые отвергают материальный мир. Но, кажется, Франциск относился к нему с нежностью. Это ведь было необычно для того времени и больше свойственно нашему?
У нас в головах с советских времен прочно засел миф о Средневековье, где церковь насаждала свирепую аскезу, а пламенные еретики типа Джордано Бруно пытались облегчить жизнь простого народа, привнеся в нее комфорт и прогресс. Между тем Бруно был больше эзотериком, чем ученым, и писал трактаты по магии.

А огромное количество еретических сект, наоборот, обвиняли церковь в недостаточно строгой аскезе. Например, некоторые из катаров зашли в своем отрицании материального столь далеко, что считали хлеб Причастия уловкой сатаны, предназначенной для отдаления людей от духовности.

Но ненавидящий все материальное рано или поздно дойдет до ненависти к себе. Франциск же пытался пробудить в людях невиданное доселе отношение к материальному миру как к сущности, созданной Господом.

Бог не считает материю чем-то плохим, раз Сам воплотился в этом мире. В то же время Христос появляется на свет в крайней нищете. Значит, материя не может быть целью человеческой жизни, хотя она и творение Божие. А если так, то надо уважать это творение, как равное нам, но не поклоняться ему. Идея весьма актуальная для сегодняшнего дня!

Можно ли назвать Франциска бунтарем?
Ровно настолько, насколько можно назвать бунтарем Христа, на которого он всю жизнь стремился походить. Это бунт против того самого библейского фарисейства, которое мы сегодня называем давлением социума или общественным мнением. Это бунт духа против буквы, но ни в коем случае не против Церкви, поскольку Церковь - это мистическое образование, она вне человеческого суда.

Поэтому Франциск был готов целовать землю, по которой прошел любой, даже не самый безупречный священник. Все священнослужители, как и Папа Римский, были для него частицами Матери-Церкви.

У Франциска были две сподвижницы - святая Клара и римлянка Джакомина деи Сеттесоли, получившая от него прозвище «брат Якопа». Какими они были и чем интересны нам?
Мы не знаем, каковы эти женщины были на самом деле. По сохранившимся отрывочным сведениям можно предположить, что они воплощали два противоположных типа - Прекрасной Дамы и боевого товарища. Возможно, в Якопе Франциск вообще не видел женщины, но именно с ней он постоянно общался. А от Клары старался быть подальше, хотя и вдохновил ее на подвиг благочестия...

За 800 лет многое изменилось, но эти две женские модели, несомненно, существуют и сегодня.

И в своих сильных проявлениях, наверное, та и другая будет мешать женщине построить гармоничные отношения в паре. А мужчинам, может быть, эта история поможет понять, что именно они ищут в женщине: понимания и похожести или, наоборот, посланника с другой планеты.

Чему еще нас может научить Франциск?
Он учит видеть Другого со всеми его особенностями. Он давал приходящим к нему в Орден очень разные поручения, исходя из свойств их личности. Учил миролюбию - в смысле живого интереса и любви к миру. Все эти его обращения «брат Солнце, брат Заяц, сестрица Цикада» - не преувеличение. Он ощущал себя равноправной частью Божьего замысла, и любая сотворенная былинка была ему действительно родственником.

В этом ощущении родства он дошел до «сестрицы Смерти» и приветствовал ее приход.

А еще у него была удивительная система усвоения текста через проживание. Его «жить по Евангелию» означает почти детскую игру с буквальным следованием каждому прочитанному пункту. Но эта игра захватила массы людей по всему миру и продолжается до сих пор.

Книга вышла в серии ЖЗЛ, а это светская литература. Как возникла мысль поместить в нее жизнеописание святого?
Святые по определению «замечательные люди», но, конечно, их биографии стали появляться в серии только в последние годы, пока их не много: Кирилл и Мефодий, Серафим Саровский и «мой» Игнатий Лойола .

Что касается Франциска, написать что-нибудь о нем, даже точнее - иметь к нему какое-то отношение было моей детской мечтой. Я училась в музыкальной школе, читала биографию Ференца Листа, там упоминалась пьеса «Святой Франциск Ассизский. Проповедь птицам». Так я узнала, что был такой святой. А я втайне считала себя птицей, поэтому почувствовала родство с ним.


Я сама предложила эту тему руководству издательства «Молодая гвардия». Выяснилось, что они как раз планировали биографию Франциска и думали, кому бы ее отдать. А я не только писатель, но и практикующий католик, поэтому моя кандидатура показалась им подходящей.

Для меня эта работа была своего рода миссионерством, попыткой рассказать о том, что для меня важно, во что я верю.

При этом я отдавала себе отчет, что я обращаюсь к широкой аудитории, в которой есть и православные, и неверующие, поэтому я старалась собрать сведения из разных источников и сопоставить их, оставаясь при этом максимально объективной.

В портрете Франциска есть даже такие частности, как влияние ландшафта на характер. Мы и про близких нам людей не всегда размышляем с такой пристальностью... Зачем все эти подробности?
Великие люди, а святые особенно, часто воспринимаются как окончательный «продукт». Нам кажется, что они из другого теста, и бессмысленно даже пытаться достичь их уровня. Но если начать прослеживать их путь, выясняется, что они во многом близки нам.

Мне хотелось не только дать читателю исторические сведения, но и мотивировать его к расширению своих представлений о себе самом.

Разумеется, речь идет не о призыве всем срочно стать святыми. Но о том, чтобы поближе познакомиться с собой, спросить себя не только, «чего я хочу», но и «кто я такой», «для чего я здесь».

А к России Франциск имеет какое-то отношение? Хорошо ли его у нас знают?
Фигура Франциска влияла на многих русских писателей и философов, начиная с Достоевского. Старец Зосима, «идиот» Мышкин, свободные от материальных уз «Бедные люди»... Здесь явно угадываются францисканские мотивы. А Лев Толстой даже продвигал издание первой русскоязычной биографии Франциска.

С наступлением Серебряного века фигура ассизского святого стала одним из значимых культурных кодов целого поколения. Александр Блок, Максимилиан Волошин, Вячеслав Иванов, Борис Пастернак - все они упоминали святого Франциска Ассизского в своих стихах. Дмитрий Мережковский написал о нем философский роман и еще поэму.

До революции существовала Петербургская школа медиевистики, которая исследовала францисканскую традицию. На время большевизма Франциск был забыт, но сейчас постепенно возвращается к нам.

Например, в одной песне Псоя Короленко говорится о Франциске, проповедующем собакам, упоминает его и рэпер Оксимирон.

Сегодня Франциск - один из мостов через культурную пропасть между Россией и Западной Европой.

Тесное мысленное общение с таким героем, как Франциск, вряд ли может пройти без последствий. Как написание этой книги отразилось на вашей жизни?
Я как-то не задумывалась специально об этом. Но сейчас вдруг поняла: время работы над книгой разделило мою жизнь на «до» и «после». Изменилось буквально все - и внутренне, и внешне. Даже на фотографиях я стала выглядеть совершенно по-другому. И то, что происходит сейчас, - гораздо больше соответствует моему представлению о себе.

Франциск Ассизский – почитаемый в Католической Церкви святой, миссионер и учредитель создатель странствующего Ордена францисканцев, которому он и дал свое имя. Это самый известный святой западного монашества. Деятельность Франциска Ассизского стала по сути переломом для идеала аскезы и духовной жизни Католичества.
В настоящей статье мы расскажем о жизни этого деятеля Церкви и оценке его учения Православной Церковью, а также приведем молитву святого Франциска и ее аналоги в Православии. Эта молитва заключает прошения о ежедневной жизни и жизненном призвании каждого христианина.


Житие Франциска Ассизского

Будущий великий деятель города Ассизи, где он и родился, при рождении получил имя Джованни Франческо ди Пьетро Бернардоне. Родители его были богатыми горожанами. Известно, что он получил неплохое образование и с 14 лет уже помогал отцу работать в лавке. Джованни был обычным итальянским парнем, любимцем молодежи, завсегдатаем пирушек, однако всегда мечтал о славе. Сначала он решил стать прославленным рыцарем, однако после ряда неудач обратился к служению Господу. По преданию, во время паломничества ему было видение, после которого он стал стремиться к служению ближним. Известными эпизодами его жизни в этом отношении стали:


    Раздача своей богатой одежды и имущества отца нищим. Отец лишил его наследства, а Франциск публично отрекся от отца, объявив о принятии на себя подвига нестяжания. К сожалению, Франциск не имел духовных наставников. Обычно в церковной традиции человек посещает храм, на исповеди открывает помыслы священнику, а отправившись в монастырь, проходит школу послушания и лишь после этого может принять на себя подвиг, подобный взятому Франциском — подвиг юродства, скитальческой жизни без имущества.


    В начале своего пути он встретил прокаженного — известно, что лепра (проказа) передается при контакте, но Франциск обнял страдальца, увидев в нем лик страдающего Христа.


    Он создал для себя одежду в виде креста и в таком виде странствовал по стране, помогая больным и проповедуя. Свидетели рассказывали, что приводил многих к покаянию через очень эмоциональную речь, с бурной жестикуляцией. Франциск смог собрать средства на реставрацию нескольких храмов.


Вскоре у святого появились последователи, сопровождавшие его в дороге. Его первая община была основана в 1209 г. Братья не раз отправлялись к мусульманам, сарацинам, с миссионерскими целями. Сегодня орден монахов-францисканцев существует во всем миру, и присоединиться к нему может каждый, разделяющий философские учение Франциска Ассизского. Важнейшим постулатом францисканцев является бедность, нестяжание (обет которого дает каждый христианский монах) и любовь к ближним. Такая проповедь была очень актуальна во время Франциска: Католическая Церковь поощряла роскошный образ жизни, многие Римские Папы сами утопали в роскоши, их дворы и в материальной, и в нравственной части были подобны современным им королевским. Христианские добродетели забывались и в монастырях. Францисканцы служили живым возрождением христианского учения, повторением внешней жизни Христа и апостолов, когда они ходили из города в город «без сумы и хлеба», не зная, где остановятся на ночлег завтра.

Вместе францисканцы составили устав Ордена (братства). Франциск отправился в Рим к главе Католической Церкви — Папе, чтобы утвердить устав. Также он был рукоположен самим Папой во диаконы. Известно, что Папе Римскому даже было видение о святом Франциске, который во сне Предстоятеля Церкви не дал обрушиться некой базилике (храму) — это расшифровывают как сохранение Франциском самой Католической Церкви.


Франциск с учениками путешествовали по многим странам с миссионерскими целями: это были Сирия, Марокко, Египет, Германия, Испания, Франция. В самые опасные моменты сила воли Франциска, его авторитет и, конечно, Божия защита охраняли его и его сподвижников даже от иноверцев.


Перед смертью, которая наступила, когда Франциску было лишь 44 года, он просил отнести его в «колыбель Ордена» – часовню Божией Матери Ангельской, где и скончался. Лишь через два года после смерти, что очень скоро по церковным меркам, Франциск Ассизский был торжественно причислен к лику святых.



Храмы в честь Франциска Ассизского

Святой Франциск почитается только Католической Церковью: Православная имеет о нем неоднозначное мнение и не признает пока его святости. В России нет храмов в честь него. Известный костел во имя Франциска Ассизского есть в Вильнюсе; он построен в XV веке, в готическом стиле (несколько раз перестраивался с дополнениями), а богослужения в нем совершают только монахи-францисканцы. Это древнее здание с драматической историей: храм горел, разрушался, был разграблен, использовался во время Второй Мировой войны как склад, и был возвращен ордену францисканцев только в 1990-е годы. Здесь похоронены многие исторические деятели. Францисков костел — одно из самых знаменитых мест Литвы.


Другой известный костел Франциска Ассизского находится в столице Австрии Вене. Храм создан в неороманском стиле, и для многих австрийцев является воплощением национальной идеи, гордости нации, символом национальной эстетики и негасимой веры.



Учение Франциска Ассизского и духовное наследие учителя

Жизнь и деятельность Франциска Ассизского, его роль в истории Католической Церкви и ее культуре уникальна. Изображения святого — его иконы и гравюры — показывают его в коричневой монашеской рясе с поясом из трёх символических узлов, означающих обеты христианского монаха: нестяжание, целомудрие, послушание духовному руководителю и церковному начальству.
На иконе Франциск изображен со стигматами: кровавыми ранами, появляющимися, по учению Католической Церкви, у святых по образу Иисуса Христа. Они должны размышлять о Христе и стараться слиться с ним воедино, физическим свидетельством чего становятся стигматы. Святой Франциск первым в истории получил их.



Восприятие Франциска Ассизского в Православии

Основателя ордена францисканцев часто критикуют в православном богословии. Несмотря на крайне самоуничижительные высказывания, он внешне стремился следовать пути Христа (например, избрал 12 особых близких учеников, преломлял хлеб словно Христос для Причастия). В Посланиях он не делился опытом, а прямо говорил: «Слушайте меня, вашего раба, внимайте голосу Сына Божьего», — то есть был уверен, что через него говорит Сам Бог. Ученики называли его новым воплощением Христа, и сам он не запрещал им делать этого (в отличие от всех православных святых, которые избегали похвалы).
Одним из характерных моментов жития Франциска является явление на горе Альверно. Там его молитва состояла из постоянного повторения слов: «Господи, что значу я в сравнении с Тобой, ничтожный раб?» — то есть он действительно хотел узнать, приблизился ли он к Богу. По словам Франциска, который рассказывал сам об этом братии, он увидел два столпа света: в одном была сила Христа, а в другом — его самого, то есть он увидел себя равным Богу. Это совершенно противоречит природе христианства: Господь Иисус Христос — единственный безгрешный Богочеловек.
Эпизод с появлением стигматов тоже подвергается критике многими православными святыми. По словам Франциска Ассизского, оставшимися в его послании к Ордену, прося о возможности ощущать страданий Христа на Кресте и получив стигматы (раны, подобные Господним), он «почувствовал себя совершенно превращенным в Иисуса». То есть он ощутил себя… Богом. Между тем, Господь ясно говорил, что по благодати, к которой призван каждый человек, все могут стать богами, однако стремясь подражать Христу не внешне, а только внутренне — праведной жизнью. Кроме того, после стигматизации Франциск перестал руководить братиями ордена, заботиться о них и подавать им просимые советы, «предоставив монахам жить, как им хочется». Вероятно, он решил, что может жить для себя и больше не помогать никому — что он исполнил все необходимое и может почивать на лаврах святости.
Многие видения Франциска и францисканцев получены как бурное выражение чувств и эмоций — хотя в практике первых веков христианства есть наставления святых отцов о том, что перед явлениями Божества и видениями всегда в сердце наступает спокойствие и благая тишина.
Наконец, последние слова Франциска также отчасти не согласовываются с христианством. Он не просит прощения у других ни в чем, а только прощает: «Я прощаю всем моим братьям… их обиды и их заблуждения и отпускаю им грехи их». Обычно все святые подвижники стремились увидеть свои грехи и даже перед кончиной исповедовались, прося прощения в возможных невольных обидах. Кроме того, Франциск сказал: «Я исполнил то, что должен был исполнить…. Я возвращаюсь к Богу, да умилосердится Он над вами», — и еще, — «Я не вижу за собою никакого греха, которое не искупил бы исповедью и покаянием».
Можно сравнить его слова со словами перед кончиной святого Сисоя Великого — подвижника, которого одинаково чтит Православная и Католическая Церковь: «Поистине не знаю о себе, положил ли я начало покаянию». Между тем, в отличие от Франциска Ассизского, не совершившего чудес исцелений и не имевшего дара прозорливости, святой Сисой воскрешал мертвых одним словом и имел многие духовные дары, в том числе пророчества и чудотворения.



Молитва Франциска Ассизского

Кроме активной внешней церковной деятельности, Франциск Ассизский составил ряд молитвенных текстов. Поскольку жил он почти тысячу лет назад, до нас дошли только несколько его молитв. Самая известная - «Молитва о мире», которой могут молиться и католики, и православные, и протестанты, хотя некоторые богословы и не принимают ее. Это обращение христианской души к Богу. Написана она просто и содержит просьбы лишь о том, чтобы стать орудием в руках Божьих. Кстати, по сей день неизвестно точно, был ли святой Франциск Ассизский ее автором. Однако само ознакомление с этим текстом принесет каждому верующему человеку духовную пользу.


Молящийся им отрекается от личных требований и просит Бога лишь о том, чтобы исполнять Его волю: помощь Господа, действительно, посещает нас, только если мы готовы слышать Его голос и принимать Его волю. Недаром даже в главной молитве христиан — молитве Господней «Отче наш», данной в Евангелии Самим Иисусом Христом важным прошением являются слова: «Да будет воля Твоя», то есть Божия.


Слова молитвы — это и краткое стихотворное произведение, и небольшой философский трактат, написанный лаконичным языком. Исследователи делят ее на смысловые части: молитва о мире (В значении «обо всех людях»), то есть о том, чтобы помогать всем; молитва об улучшении собственной духовной жизни; молитва-послание к ученикам, в данной случае — к членам ордена францисканцев.



Помоги мне, Господи, стать орудием в Твоих руках для пользы людям,
чтобы туда, где царствует ненависть — я даровал любовь,
туда, где обижаются — я помогал принести и принять прощение,
чтобы врагам своим и чужим я приносил примирение,
сомневающимся в Твоем бытии и благости — давал веру,
чтобы людям, блуждающим во тьме, я нес свет Истины.
Помоги мне, Господи, не ждать утешения, а утешать самому,
Не ждать понимания от других, а понимать их,
Не ждать любви, а дарить ее самому.
Ведь только тот обретает, кто отдает сам,
Только тот находит себя, кто о себе же забывает,
И лишь тот прощен будет, кто простил,
А воскреснет для жизни вечной лишь умертвивший свои страсти.


Всевышний Господи и Боже Всеславный, просвети тьму грехов сердца моего и даруй мне три добродетели великих: веру истинную, надежду несомненную и любовь совершенную, разумение же о вещах и познание Тебя, Господи, чтобы мог я исполнить лишь Твою волю святую. Аминь



В православной традиции подобная сильная молитва на каждый день носит название молитвы Оптинских старцев. Это великие святые подвижники, жившие совсем недавно, аскеты и молитвенники за всех людей, не оставлявшие никого без утешения. В их молитвенном опыте и помощи — Божия благодать, вера, мудрость и понимание предназначения каждого человека в этом мире. Ведь сегодня трудно понять, где приложить себя среди множества возможностей, как поступить в той или иной ситуации. Молитва написана святыми Оптиной пустыни, но кем конкретно-неизвестно. Она называется просто: молитва Оптинских старцев. Читать молитву онлайн можно по тексту ниже:


«Господи, дай мне с душевным спокойствием встретить все, что принесет мне наступающий день.
Дай мне всецело предаться воле Твоей Святой.
Во всякий час сего дня во всем наставь и поддержи меня».


Эта молитва — прекрасное произведение словесности, одновременно несущее великую духовную силу. Молящийся о своем пути, просящий словами Оптинских старцев о руководстве Божием, понимает, что слышать волю Божию необходимо, просить Его о помощи также важно, но нужно и прилагать все свои усилия к тому, чтобы задуманное дело исполнилось.


Продолжение молитвы Оптинских старцев на каждый день:


«Какие бы я не получал известия в течение дня, научи меня принять их со спокойной душою и твердым убеждением, что на все Твоя Святая воля.
Во всех словах и делах моих – руководи моими мыслями и чувствами.
Во всех непредвиденных случаях не дай мне забыть, что все ниспослано Тобою».


Кроме того, не прекращайте ежедневной молитвы и будьте внимательны к себе: Господь говорит с нами в нашем сердце. Когда вы не можете сделать выбор, помолитесь и прислушайтесь к себе. Некая идея, решение появятся как единственно возможные в вашей душе.


Завершение молитвы Оптинских старцев на каждый день:

«Научи меня прямо и разумно действовать с каждым членом семьи моей, никого не смущая и не огорчая.
Господи, дай мне силу перенести утомление наступающего дня и всех событий его.
Руководи моею волею и научи меня молиться, верить, надеяться, терпеть, прощать и любить. Аминь».


Молитвами святых старцев Оптинских, Франциска Ассизского и всех христианских святых да хранит вас милостивый Господь Иисус Христос!