Деньги

Валерий Сюткин: «Теперь мы с Виолой знаем, что за чувства надо бороться. «Разрывался на два фронта, надо было врать»

Валерия Сюткина по праву считают главным интеллигентным человеком в мире шоу-бизнеса. В 90-х его слава была просто колоссальной. В эти времена он был участником культового коллектива «Браво». На концертах группа собирала многотысячные стадионы по территории бывшего Советского Союза. Но Сюткин ушел из этой музыкальной формации, чтобы подарить поклонникам новый ансамбль «Сюткин и Ко», который также был популярен. Потом он занимался другими проектами. Но качество музыки всегда оставалось высоким. Каким был путь Валерия Сюткина? Биография, личная жизнь, дети певца - обо всем этом и пойдет речь в статье.

Корни

Валерий Сюткин появился на свет в конце марта 1958-го в столице Советского Союза. Его отец родился в Перми, успешно окончил техникум и для дальнейшего обучения отправился в Москву. Он стал учащимся военно-инженерной академии. После получения диплома остался в стенах этого заведения и начал заниматься преподавательской деятельностью.

Он считался отличным специалистом, который напрямую был связан с военным подземным строительством. Так, во время Вьетнамской войны он возводил там соответствующие сооружения. Кроме того, участвовал и в строительстве легендарного Байконура.

Помимо этого, по словам певца, дальний предок по линии отца был единомышленником представителей известного семейства Демидовых. В эти давние времена на него обратил внимание даже великий император Петр I.

Говорят, что Валерий Сюткин - еврей. Биография содержит сведения, что мама будущего исполнителя – польская еврейка. Ее родители перебрались из Польши в Одесскую губернию. Именно по этой линии Валерию досталось врожденное чувство юмора. Во всяком случае, свою бабушку он называл одесситкой.

Через некоторое время семейство оказалось в Москве. Там родилась и мама певца. После обучения она работала научным сотрудником.

Первое же знакомство родителей произошло в танцевальном кружке. Со временем эти отношения превратились в роман, который закончился свадьбой. Вскоре у четы появился и Валерий Сюткин-младший.

Знакомство с музыкой

В школе юный Валерий сперва очень неплохо учился. Но когда ему было одиннадцать, он услышал The Beatles. После этого ему было не до учебы. Он окончательно окунулся в модный тогда рок-н-ролл и начал прогуливать уроки. Правда, по гуманитарным предметам, включая литературу, он мог еще выкрутиться. Так как с глубокого детства он постоянно читал. Что касается точных наук, то успеваемость Валерия заметно снизилась.

К счастью, родители поняли талантливого сына и не стали диктовать ему, чем стоит заниматься. Кстати, гораздо позже Валерий признался, что благодарен маме и папе за то, что они дали ему возможность развиваться так, как именно ему хотелось.

…Когда Валерию было тринадцать, родители развелись. Он сильно переживал и не мог простить отца. Лишь десятилетия спустя отец и сын начали снова общаться. Инициатором встречи был сам Валерий. Увы, отца не стало в 2010-м.

Первый заработок

Будучи в восьмом классе, будущему музыканту удалось скопить средства и приобрести настоящую ударную установку. Дело в том, что на каникулах он устроился продавцом и консультантом в магазине «Свет». Советское законодательство не предусматривало трудоустройство школьника. Но подруга мамы Валерия работала в данном заведении. Она смогла договориться с начальством, и на протяжении всего лета юный Сюткин трудился именно там. Он активно демонстрировал покупателям товар. В результате, к концу лета в руках Валерия были астрономические для такого возраста средства. Речь шла о 270 рублях.

Чтобы купить барабаны, музыканту пришлось отправиться к известным столичным фарцовщикам. Именно они продали ему потрепанную ударную установку производства ЧССР.

Становление музыканта

Став счастливым обладателем барабанной установки, он начал играть в школьном ВИА. Через некоторое время он решил освоить и бас-гитару. Юные дарования исполняли композиции Deep Purple, Led Zeppelin, Smokie.

Получив аттестат зрелости, музыканты продолжали музицировать. Коллектив часто приглашали на вечеринки в разных районах столицы. Ребята получали неплохие деньги, но им все равно приходилось официально трудоустроиться. Так, Сюткин в свое время работал и барменом, и дворником, и грузчиком.

Однако играть на танцах ему пришлось не так долго. Ибо в 1976-м его мобилизовали в вооруженные силы.

В армии

Будущий певец Валерий Сюткин, биография которого представлена вашему вниманию в статье, служил на Дальнем Востоке. Он был автомехаником одной из войсковых частей. Через какое-то время Сюткину удалось попасть в военный музыкальный коллектив. Он назывался «Полет». Заметим, через эту группу во время службы прошла целая плеяда известных впоследствии музыкантов. К примеру, таковым был Алексей Глызин.

В «Полете» Сюткин изначально был инструменталистом. Но однажды вокалист заболел. Чтобы продолжить играть, ребята предложили ему попробовать петь. Так и случилось. Музыканты были удивлены, что барабанщик их группы, оказывается, обладает недурным голосом. Он стал основным певцом данного армейского коллектива.

Межвременье

После армии Сюткину снова пришлось браться практически за любую работу, чтобы существовать. Он был грузчиком на вокзале, потом проводником поезда, который курсировал по международным путям сообщения. В свободное время он продолжал играть, пытаясь устроиться в московский коллектив. При этом у Валерия до сих пор не было никакого соответствующего образования. Впоследствии он придумал легенду, что он заочно окончил одно из музыкальных училищ, став профессиональным дирижером хора.

Первый профессиональный ансамбль

В самом начале 80-х Сюткин познакомился с музыкантами из малоизвестной музыкальной формации под названием «Телефон». В результате, он вошел в ряды этой группы. Со временем этот полулюбительский коллектив превратился в профессиональный ансамбль, который гастролировал по территории СССР.

Первая запись, в которой Сюткин принял участие, называлась «Ка-Ка». В 1985-м ВИА удалось записать очередной альбом. К сожалению, это творение оказалось последним в их дискографии. «Телефон» распался.

В рядах «Зодчих»

Когда группа «Телефон» прекратила свою деятельность, Сюткина пригласили в коллектив «Зодчие». Это произошло в 1985. На тот момент в ансамбле играл, в том числе, Юрий Лоза. В итоге, композиции, сочиненные Сюткиным и Лозой, принесли «Зодчим» первую славу. Так, «Время любви» и «Автобус 86» оказались в ротацию на ТВ и радио. А одно из известных изданий Советского Союза заявило, что «Зодчие» и вовсе вошли в ТОП-5 самых популярных ВИА СССР.

Однако, в 1987-м в лагере «Зодчих» наметился кризис. После украинского тура Ю. Лоза решил выйти из состава коллектива. На следующий год группу покинул клавишник. В результате, новый релиз, который вышел в 1989-м, был принят весьма прохладно. Через некоторое время Сюткин также принял решение расстаться с «Зодчими», собрав новый музыкальный проект под названием «Фэн-О-Мэн». Эта формация просуществовала всего лишь два года и записала единственный альбом.

Фронтмен «Браво»

В 1990-м Сюткин стал фронтменом известной группы «Браво». Это предложение пришло со стороны руководителя коллектива Евгения Хавтана.

Сюткин проработал там пять лет. За это время музыкантам пришлось изменить исполнительский стиль и репертуар.

Первый диск с участием нового певца назывался «Стиляги из Москвы». В альбом вошла и песня «Вася», которая буквально взорвала чарты 90-х. Другой хит – «Я то, что надо» - вообще превратился в визитку «Браво». Кстати, эту композицию написал сам Сюткин.

В результате, коллектив обрел второе дыхание. А в имидже участников группы появился оранжевый галстук.

Пик славы «Браво» пришелся на 1993-94 гг. Группа отметила свое первое десятилетие существования и провела грандиозные юбилейные концерты по всей территории бывшего Советского Союза.

Коллектив выпустил еще две пластинки, которые разошлись с огромным тиражом.

Но в 1995-м Сюткин решил уйти из группы. Во-первых, он устал от многочисленных концертов. Во-вторых, у него была иная точка зрения на дальнейшее развитие группы. Хавтан хотел изменить стилистику и имидж коллектива. Но Сюткин категорически был не согласен с мнением лидера «Браво».


Сольное творчество

После небольшого перерыва Сюткин создал совершенно новую музыкальную формацию «Сюткин и Ко», которая, в результате, записала пять пластинок. Дебютный альбом появился на прилавках музыкальных магазинов в 1995-м. Диск назывался «7000 над землей». Одноименная композиция мгновенно попала в ротацию. Последующие альбомы также были успешны.

В 2004-м певец решил обновить команду, расширив состав участников. Теперь группа именовалась «Сюткин рок-н-ролл бэнд». Эта формация записала еще три диска.

Новейшая история

С 2015-го Сюткин работает с группой Light Jazz. Коллектив выпустил уже две пластинки. Последняя датирована 2016-м.

Кроме того, певец сотрудничает и с «Ромарио». Два видеоклипа группы с участием Сюткина – «Без варежек» и «Москва-река» - стали настоящими шлягерами.

Весной минувшего года он участвовал в одном из социальных проектов, который назывался «Музыка в метро». Сюткин спустился в московский метрополитен и исполнил свой хит «42 минуты под землей».

Тогда же на площадке театрального центра ТЦ «На Страстном» он представил публике музыкальный моноспектакль «Восторг». Данную пьесу Сюткин написал сам. Разумеется, главная роль также досталась ему.

В этот же период вокалист появился и на юбилейном шоу культового балета «Тодес». Сюткин тогда спел композицию «Красавчик».


Иные проекты

Периодически Сюткин продолжает преподносить сюрпризы своим почитателям творчества. Так, дуэтом он исполнял песни с такими музыкантами, как Л. Вайкуле, М. Магомаев, А. Макаревич.

Он был и участником новогодних мюзиклов «Старые песни о главном». А два года назад появился в эфире передачи «ДОстояние РЕспублики», спев песню «Остров невезения».

Кроме того, он снимался и в художественных фильмах. Так, в 2007-м он исполнил роль вокалиста ансамбля в картине «День выборов». А в 2014-м в фильме «Чемпионы» он сыграл сам себя.

В семье

Биография Валерия Сюткина, жена, дети - это все не перестает интересовать его поклонниц. За плечами певца три официальных брака.

С первой супругой певец познакомился еще в самом начале 80-х. Возлюбленные сыграли свадьбу, и вскоре у них появилась дочь Елена. Но их семейная жизнь продлилась всего лишь два года.

В конце 80-х Валерий снова отправился в ЗАГС со знакомой его друга. У них родился наследник Максим. Однако и этот союз распался. Ради сына жена Сюткина долго не обращала внимания на приключения неверного супруга. А вначале 90-х певец познакомился с восемнадцатилетней Виолеттой из Риги и не на шутку влюбился.

Девушка трудилась манекенщицей. Потом она сменила работу, став костюмершей группы «Браво».

Как сложилась далее личная жизнь Валерия Сюткина? Биография исполнителя содержит сведения, что рабочие отношения между молодыми людьми стали интимно-романтическими. Певец оставил своей супруге все имущество и вместе с возлюбленной снял квартиру. Вскоре они официально поженились, а через некоторое время, как подтверждает биография, жена Валерия Сюткина Виола подарила ему дочку.


Наследники

Старшая дочь певца Елена блестяще окончила экономический вуз и вышла замуж. В 2014-м у нее появилась очаровательная Василиса, внучка Сюткина. Лена часто общается с отцом.

Единственный сын Валерия Максим занимается туристическим бизнесом. Время от времени он видится с отцом. По словам Сюткина, он помогает ему и делом, и советом.

Младшая дочь оправдала ожидания родителей. Она училась за границей и уже получила диплом. По мнению отца, у нее есть все предпосылки, чтобы серьезно заняться шоу-бизнесом. Но трудно сказать, пойдет ли она по стопам своего отца.


Теперь вам известны биография, национальность Валерия Сюткина и даже подробности его личной жизни. Напоследок хотелось бы отметить некоторые интересные факты:

  1. Среди любимых книг исполнителя - роман «Уловка 22», «Парфюмер» и произведения М. Булгакова, В. Пелевина, М. Жванецкого, Ильфа и Петрова.
  2. Будучи школьником, Валерий никогда не считался пай-мальчиком. Он был скорее хулиганом. Правда, все мальчишки с его района были таковыми. Из его восьми одноклассников лишь трое не были в тюрьме.
  3. Сюткин считает себя «подкаблучником». Супруга не дает ему расслабиться и дома. По ее словам, он всегда должен выглядеть элегантно.
  4. Валерий любит одиночество. Ибо его песни рождаются только тогда, когда он оказывается с гитарой наедине.
  5. Когда родители певца развелись, его мама начала работать уборщицей. Зачастую юный Валера сам мыл полы за нее.
  6. В видео к композиции о стильном оранжевом галстуке снялся бывший «машинист» Евгений Маргулис. Он исполнил роль фотографа.

Я родился в пятницу, 22 марта 1958 года в г.Москве, в доме на углу Яузского бульвара и Подколокольного переулка и не жалею об этом.

Музыкой начал заниматься в начале 70-х, участвуя сразу в нескольких любительских группах в качестве бас-гитариста или барабанщика. Вокалистом стал случайно, заменив внезапно заболевшего солиста. Творческой задачей в то время было исполнение песен как можно ближе к оригиналу, которым являлись произведения уважаемых "Beatles", "C.C.R", "Deep Purple", "Grand Funk Railroad", "Led Zeppelin" и др. С тех пор в графе "Образование" пишу - прослушивание грампластинок и работа над собой на основе услышанного.

Первую свою песню мы написали с моим школьным другом Олегом Драницким. Она называлась: "Сегодня буду спать в кино"

Среди подушек, о, аллах

Лежит жена в одних часах

И мне кивает головой

А я хочу Бриджит Бордо,

Ее и больше никого

Не буду больше спать с женой

Бриджит Бордо, Мерлин Монро, Софи Лорен, -

Вот это то что надо

И лучше нечего желать,

Чем вместе с ними отдыхать,

Сегодня буду спать в кино...

Песня не вызвала восторженного отклика у родителей, но среди 14-ти летних сверстников имела определенный успех, впроем как и все, что делала наша школьная группа "Возбужденная реальность"

Сосредоточив себя на занятиях музыкой, все свои профессии, по которым пришлострудиться, подбирал по принципу "как можно больше свободного от работы времени". Работал учеником повара, грузчиком, сторожем, проводником вагонов зарубежного сообщения.

Организованная в 1979 г. группа "Телефон" после нескольких лет работы в подполье в 1982 году стала профессиональным коллективом. Выпустив несколько успешных магнитоальбомов "Телефон" попал под усиленный контроль комиссий и худ. советов Министерства культуры.

Так как песни советских композиторов мы не исполняли, клавишных инструментов не использовали, и, в подозрительно компактном для профессиональных коллективов того времени составе из 4-х человек пели самозабвенно собственные песни. Безобразие!

После 3-х летних беспрерывных сражений с чиновниками я запутал следы в группе "Зодчие", лидер которой Юрий Давыдов умело обходил бюрократические рифы даже не смотря на то, что в группе помимо меня уже скрывался некоторое время скандально известный Юрий Лоза.

Перемены середины 80-х позволили нам не только легализовать репертуар, но и появиться с криминальными на вчерашний день песнями на радио и TV.

После серии триумфальных гастрольных туров по стадионам и дворцам спорта. Мы разошлись в трех сольных направлениях: "Зодчие" (рук. Ю.Давыдов), Юрий Лоза и трио "Фен-о-Мен" лидером которого был я.

Большое русское ПОП-ТРИО "Фен-о-мен" как мы себя называли, имело весомый вклад в зарождающийся отечественный шоу-бизнес. Мое теловычитание было с лихвой компенсировано телосложением моих коллег Сергея Мирова и Евгения Яковлева. Вес каждого из них уходил далеко за 100 килограммовый рубеж.

В составе этого трио мы объехали всю страну с оркестром "Диапозон" в составе труппы М. Боярского, поработали по контракту в Голландии и выпустили в свет пластинку "Икра зенистая" на фирме "Мелодия".

Но летом 1990 я получил от Е. Хавтана приглашение стать компаньоном и солистом группы "Браво" и с 1990 по 1995 состоялась та ударная пятилетка, которая позволила мне по сегодняшний день считать себя артистом не безнадежным. Мы сделали целую плеяду популярных песен, но к середине 1995 стали по разному видеть будущее "Браво". И с этого момента я взял на себя ответственность ставить собственную фамилию во главе своих новых творческих начинаний.

Не знаю кому принадлежат слова которые к себе не отношу, но полностью с ними согласен: "Гений это тот человек, который знает что талантлив, но... продолжает работать!"

Желаю Всем Здоровья и Удачи!

Слушайте ту музыку которую Вы любите и которая была с Вами в самые грустные и самые счастливые мгновенья жизни!

Bol#180;shoe spasibo!
vladymyr 2006-04-11 13:26:12

Ogromnoe spasibo Valeriiu Siutkinu za ego pesni!S nimi gorazdo legche jit#180;.Ochen#180;radostnye i dobrye!


Мнение
Name

ВАЛЕРИЙ СЮТКИН – СТИЛЯГА ИЗ МОСКВЫ

В ушедшей эпохе было несколько примеров коллективов и певцов, которые стали для своего времени народными не по статусу, а по восприятию публикой. Валерию Сюткину посчастливилось оказаться в этой когорте избранных – тех, кто удачно сочетает сольные выступления с концертами в составе коллектива. Почти за четыре десятка лет главный интеллигент эстрады со своей командой заслужили любовь поклонников и сейчас продолжают их радовать. Певец не гонится за переменчивой модой и не пытается соответствовать тенденциям. Его теплый голос с доверительной интонацией стал залогом успеха любого проекта Сюткина, ведь он (как поется в знаменитой песне) – то, что надо.

Русский с польскими и еврейскими корнями

Сейчас Валерия Сюткина редко можно встретить на шумных вечеринках и тусовках шоу-бизнеса, гораздо чаще он ходит на джазовые концерты. Его клипы не бьют рейтингов музыкальных каналов, а на телевидении не снимают пиар-передачи о подробностях его личной жизни. Такая заказная слава ему не нужна, ведь его зритель и слушатель – думающий и разбирающийся в настоящей музыке.

Валерий появился на свет 1958 года. В жилах Сюткина течет смесь польско-еврейской и русской крови, поскольку бабушка по маминой линии переехала в Москву из Одесской области, а отец родом из Перми. Мама Бронислава Андреевна работала в закрытом военном НИИ, а папа Милад Александрович преподавал в военно-инженерной академии и был видным специалистом по военному подземному строительству. Знакомство молодых людей произошло в танцевальном кружке, затем в новообразованной семье родился сын, детские годы которого прошли под чутким бабушкиным присмотром – родителям приходилось много работать.

Судьбоносная телепередача

Осознанная любовь Валерия к музыке возникла в 11 лет и этот момент отчетливо врезался в память юного Сюткина. В тот день он вошел в комнату и увидел по телевизору политическое обозрение, заставкой к которому служило изображение Бруклинского моста, а музыкальным сопровождением – песня легендарной группы . Конечно, тогда Валерий этого не знал, но сказал родителям, что обязательно научится играть на гитаре эту мелодию. С тех пор он начал усердно заниматься игре на этом инструменте. Старшие приятели со двора отговаривали его от такого выбора и предлагали присоединиться к их группе в роли барабанщика, чтобы выступать на танцевальных вечерах. Валерий поддался уговорам и на время отложил гитару, чтобы самостоятельно выучиться игре на барабанах. Практиковался он на картонных коробках из-под шляп и пустых металлических кофейных банках. Этот коллектив дворовых пацанов оказался первым в его музыкальной карьере.

Родители поощряли его увлечение музыкой, ведь в их районе было немало хулиганистой шпаны, которая и кражами промышляла, и другими мелкими преступлениями. Старшим Сюткиным не хотелось, чтобы их сын пошел по этой же дорожке. Мама знала, что Валерий не придет домой с разбитым носом, потому что музыкантов, которые играли на вечерах танцев, никто не смел трогать. А вот сам Валера занялся творчеством совсем с другой целью – ему хотелось понравиться девушкам. В то время это был самый верный способ покорить сердце красотки. Легче легкого было произвести на девушку впечатление, когда сыграешь на гитаре запрещенный рок-н-ролл.

Спасительное увлечение Валерия Сюткина

В 13 лет юного Сюткина ждал тяжелый удар – родители Валерия развелись. Залечить душевную травму парню помогла любимая музыка. Без нее он уже не представлял своей жизни. Сейчас он осознает, что именно творчество помогло ему не попасть под дурное влияние хулиганистого окружения района. Хотя сам он никогда не был любителем драк и кулачного выяснения отношений. Все лето после 8 класса он работал в магазине электротоваров, и хотя законодательство запрещало подростковый труд, подруга матери уговорила директора магазина пристроить парня на лето вместо себя, пока сама уехала на курорт. За три месяца Сюткин заработал целых 270 рублей и смог купить себе ударную установку. Конечно, пришлось приобрести у спекулянтов подержанные чешские барабаны, ведь найти новую качественную технику в те годы было очень сложно. Проверку на прочность инструмент проходил под хиты группы Led Zeppelin.

Увлечение музыкой полностью захватило Валерия. Оно даже стало причиной прогулов школьных занятий, хотя до этого успеваемость Сюткина была на очень высоком уровне. Спасало только то, что он много читал и мог выкрутиться по гуманитарным предметам, а вот с точными науками начались проблемы. В итоге аттестат зрелости украсили четыре «тройки».

Финансовая независимость

С приобретением барабанной установки закончилась финансовая зависимость Валерия от родителей. Он играл на танцах в своем районе и даже выступал с другими парнями в соседних. Это обеспечило молодому человеку неплохой заработок, хотя не было профессией. Свободных поэтов, художников и музыкантов считали тогда тунеядцами. Чтобы завести трудовую книжку и не слыть бездельником, Сюткину пришлось официально устроиться на работу. В его трудовой биографии много интересных профессий: от бармена и дворника до проводника поезда и помощника повара.

«Полет» к «Фэн-о-мэну»

В 1976 году Валерия Сюткина призвали в армию. Он служи на Дальнем Востоке авиамехаником. Когда солдат не был занят на аэродроме, он пел и играл в ансамбле «Полет».

После демобилизации Валерий организовал новую музыкальную группу и назвал ее «Телефон». Несколько лет коллективу приходилось выступать подпольно, пока в 1982 году одна из филармоний не взяла его под свое крыло. Песни-фельетоны в стиле регги, твиста и рок-н-ролла стали визитной карточкой музыкантов. Со сцены они высмеивали бытовые проблемы и неурядицы простых советских граждан. Им даже удалось выпустить несколько пластинок. После этого коллектив попал под усиленный контроль со стороны художественных советов министерства культуры. Песен советских композиторов в репертуаре группы не было, клавишные инструменты не использовали да и состав был более чем подозрительный – всего 4 музыканта. На очередной обязательной тарификации группа «Телефон» без клавишника исполнила песню «Если бы парни всей Земли» в стили регги. Такое своеволие им дорого обошлось. Члены комиссии посоветовали молодым людям побыстрее трудоустроиться в других ансамблях.

Очень кстати в 1985 году Валерию Сюткину подоспело приглашение из группы «Зодчие» от Юрия Лозы. Тогда этот коллектив входил в пятерку самых популярных в СССР групп. В составе «Зодчих» Валерий выступал до 1989 года, затем создал проект под названием «Фэн-о-мэн», но что-то не заладилось, и его новая группа особого успеха у публики не снискала. Зато впереди Валерия Сюткина ждала грандиозная популярность…

Звездный час Валерия Сюткина

Лидер знаменитой группы «Браво» Евгений Хавтан как раз подыскивал вокалиста коллектива. На одном из концертов группы места музыкантов оказались рядом и Хавтан предложил Сюткину перейти к нему в коллектив. На первой же репетиции Евгений сказал Валерию, что группе нужна песня про стиляг. До этого Сюткин писал композиции, но поэтом себя вовсе не считал. В процессе творческого мозгового штурма родилась знаменитая песня «Вася», которая дала толчок новой волне популярности «Браво». Правда, с первых же дней у Сюткина с Хавтаном возникли разногласия по поводу копны волос на голове Валерия. Такая прическа шла вразрез с образом стиляг, и после долгих пререканий ее пришлось подкорректировать. На той же репетиции родился еще один хит – «Девчонка 16 лет». С двумя новыми композициями и переделанными «Желтыми ботинками» (до этого слова от женского лица исполняла Жанна Агузарова) Сюткин предложил Хавтану отправиться на гастроли, чтобы «обкатать» новый состав коллектива на зрителях. Идея поначалу шокировала Евгения, но он пошел на этот риск. 25 августа 1990 года «обновленная» группа «Браво» приехала в город Сумы на концерт. Успех у публики был ошеломительным. Чтобы досконально влиться в тематику и прочувствовать выбранный группой музыкальный стиль, купил кучу пластинок с рок-н-роллом 1950-60-х годов и тщательно их изучил всего за месяц. Вслед за «Васей» появились другие музыкальные композиции, которые быстро стали известными – «Я то, что надо», «Король Оранжевое лето», «Добрый вечер, Москва!», «Звездный шейк». Эти и другие песни легли в основу диска группы «Браво» «Стиляги из Москвы».

Оглушительная популярность нового коллектива объяснялась романтическим образом стиляг: просторные пиджаки и широкие брюки, солнцезащитные очки, множество разноцветных значков и, конечно же, оранжевый галстук, которому музыканты посвятили целую песню.

В 1993 году свет увидел новый диск коллектива – «Московский бит». Изящность и легкость медленных композиций «Вот и все», «Лунатик» и «Как жаль» соперничали в нем с зажигательными танцевальными песнями «Космический рок-н-ролл» и «Заполярный твист».

Далеко не все

Через пару лет принял непростое решение и ушел из группы «Браво». У него уже был готов сольный альбом, и это не очень понравилось основателю группы Евгению Хавтану. Новый коллектив Валерий назвал «Сюткин и Ко». На творческом счету музыкантов четыре альбома – «То, что надо», «Радио ночных дорог», «Далеко не все» и «004». Позже артист обновил и расширил состав музыкантов и назвал коллектив «Сюткин рок-н-ролл бэнд». За многолетнюю карьеру артист получил не одну профессиональную премию, а его песни не раз признавали шлягерами по итогам года, хотя Валерий признается, что сейчас не пытается вернуть былую славу, ведь в каждом творческом периоде есть своя прелесть.

Семейный «виолизм»

Веселый, добродушный и легкий характер помогают Валерию молодо выглядеть и не обременять лицо унылыми чертами. Если у него появляется свободное от выступлений время, он с любимой женой Виолой отправляется в путешествие. Кстати, создать настоящую счастливую семью Валерию Сюткину удалось только с третьей попытки. Впрочем, сам он говорит, что это его первая и единственная семья, а предыдущие браки называет результатом советских стереотипов общества, когда после месяца встреч порядочный парень был обязан жениться на девушке. От прежних отношений у Валерия есть дочь Елена и сын Максим, а в браке с Виолой у них родилась дочь, которую назвали в честь мамы – Виолой, поэтому в семье Сюткиных царит полный «виолизм».

ФАКТЫ

Общение в Интернете не признает и пользуется достижениями прогресса только для просмотра новостей и заказа билетов на отдых. Он по-прежнему много читает, среди любимых авторов выделяет Патрика Зюскинда, Курта Воннегута, Пауло Коэльо, Виктора Пелевина, Михаила Булгакова, Михаила Жванецкого, Ильфа и Петрова.

Считает, что их с Виолой семейный союз был предначертан на небесах, а врожденная недоступность и некая категоричность жены лишь стимулирует его многолетний интерес к ней. В одном из интервью певец признался, что сначала влюбился в достоинство девушки, поскольку при первой встрече она «отшила» короля российского рок-н-ролла 1990-х годов.

Обновлено: Апрель 7, 2019 автором: Елена

— Допускаю, что молодежь, услышав фамилию Сюткин, спросит: «А кто это?» И это меня ничуть не задевает. Моя пуб­лика — 40-50-летние люди, и их много. К тому же мне уже не хочется той осады поклонников, которая была во время моей работы в «Браво».


В эту суперпопулярную команду я попал случайно. В 1990 году играл в трио «Фен-о-мен», мы много гастролировали, в основном разогревая публику на выступлениях Боярского. Это был период безудержного веселья и легкости бытия… В один из свободных летних вечеров я направился на концерт «Машины Времени». Сажусь на первый ряд, рядом — Хавтан: «Валерка, привет, что делаешь? Может, в «Браво» попоешь?» Я обалдел, в то время у них солистом был Женя Осин, и мне он нравился, в команде смотрелся органично. Хавтан говорит: «Мы с ним расстались три месяца назад. Давай попробуем?» И я, хотя больше тяготел к року, согласился. Группа «Браво» была очень популярным коллективом.

Через пару дней приехал на репетиционную базу, прихватив с собой широкополую черную шляпу — для образа. Вхожу в зал, музыканты уже в сборе. Женя Хавтан с ходу наигрывает мотив — пам-пам-пам-пам и заявляет: «Нам нужна песня про стиляг». А я писал тексты для групп «Фен-о-мен», «Зодчие» и «Телефон», но поэтом себя не считал. Предлагаю: «Жень, давай сценарий сначала набросаем? Про что вообще хотим сказать?»

Тут же родился сюжет: «Красивый герой идет по Москве, все вокруг падают штабелями — и звучит вопрос: кто этот стиляга? «Каждый ответит, каждый ответит… Конечно, Эдик». А все стиляги звали себя как-то вычурно. Нам же хотелось добавить немного иронии. «Может, Петя или Гриша?»


И тут наш басист Сережа Лапин говорит: «Вася!» Хавтан в ужасе: «Только не Вася!» А я зацепился за имя: «Стоп, именно Вася. Раз возникло отторжение, значит, публике запомнится». Так родился хит. На той же самой репетиции мы написали «Девчонку 16 лет». Я предложил не мудрствовать, а просто перевести с английского песню Чака Берри «Sweet Little Sixteen». А то, что моих познаний в языке не хватило для точного перевода, даже к лучшему, потому что текст вышел художественно осмысленным. С этими двумя песнями и «Желтыми ботинками», в которой пришлось переписать текст с женского (ее же пела Жанна Агузарова) на мужской, я предложил Хавтану поехать на гастроли, чтобы сразу понять, правильный ли выбрали путь. Он в ужасе: с тремя песнями гастроли?! Но согласился — была не была…

И вот 25 августа 1990 года мы дали концерт в крошечном театре города Сумы, где собралось человек сто. И… порвали его как Тузик грелку. Успех был ошеломительным. Женя сказал: «Что-то в этом есть…»

Чтобы досконально понять выбранный нами стиль музыки, я купил себе­ огромную коробку пластинок рок-н-ролла 1950-60-х годов и за месяц все их изучил.

— Вы сразу запомнились зрителям не только лирическим тембром голоса, но и стильным внешним видом. Как рождался образ стиляги?


— По ходу пьесы… Мы с Женей как на работу ходили на барахолку Тишинского рынка. А когда ездили на гастроли по маленьким городкам, не гнушались комиссионками. Продавцы радовались, когда мы, основательно покопавшись в завалах, забирали залежалый товар — узкие ботиночки, пальто с подплечиками, короткие и широкие попугайских расцветок галстуки… Хватали все, что находили интересного, неважно, какого размера, надеясь, что кому-нибудь в группе пригодится. Наша публика — это целая армия — ходила не на Сюткина и Хавтана, а на стиль. И концерты воспринимались как возможность в первую очередь показать себя.

— Вы пели в «Браво» в очень неспокойное для страны время. Наверняка на концертах не обходилось без эксцессов?

— У нас в группе был Олег, официально его должность называлась «специалист по общественным связям», а неофициально это был наш телохранитель. Жилистый такой, сухопарый, широкоплечий, внешне на добермана похож. Как-то в Казани на нас наехали двадцать человек местных братков. Так он вышел и один решил вопрос. Его порекомендовал наш продюсер Евгений Фридлянд. Сказал: «Есть толковый парень из Кемерова, хочет у нас работать».

Мы его пригласили на концерт в зал «Россия» — познакомиться и обсудить перспективы сотрудничества. И вот, помню, на песне «Я то, что надо» на сцену залезает такой двухметровый шкаф, садится на стул лицом в зал и закуривает. А потом громко кричит: «Вован, круто выгляжу на фоне стиляг? Сфотографируй меня!» Я продолжаю петь, а что делать… Тут в проходе показался Олег. И далее то, что я увидел, с трудом поддается описанию. Он легко вспрыгнул на сцену, прошел мимо амбала, не поворачиваясь, схватил его за ноздри и поволок за собой. И все — одним движением руки!

За ними из зала выбежали еще пятеро. Когда мы вышли за кулисы, увидели следующую картинку: все шестеро лежат на полу в отключке, а Олег спокойно курит рядом. Он знал толк в ушу, джиу-джитсу и уличной драке. Зарплату, кстати, мы ему не платили. Он обозначил свой интерес так: «Кормите и возите на гастроли. А по субботам буду отдыхать». Ему действительно наша разгульная жизнь была по кайфу. В то время группа «Браво» была большим дружным колхозом, вовсю получающим удовольствие от жизни.


В целом 1990-е прошли гладко. Несколько раз нас кинули на деньги, ну да ладно. Не скажу, что мы как-то уж шиковали. За концерт получали немного. Но поскольку работали «пакетами», то есть давали несколько концертов подряд, то могли заработать рублей по триста, которые потом быстро спускали в Москве. Более серьезные заработки начались с приходом Фридлянда. Мы предложили ему стать нашим компаньоном, поставив четкую цель — совершить прорыв. Вместо того чтобы выступать по деревням, за 500 км от больших городов, взять Москву, Питер, Киев…

Мы с Хавтаном прекрасно дополняли друг друга. Женя — интеллигентнейший тонкий композитор, застенчивый человек, а я — энерджайзер. Из нас двоих получилась гремучая смесь. Фридлянд четко говорил: «Вы можете разругаться в пух и прах, но пока я здесь, будете работать. Ваш тандем — золотая жила».

Женю я ценю и люблю, жаль, что пройти вместе длинный творческий путь нам оказалось не под силу.

Если бы он не приревновал меня к сольному проекту и не включил начальника, мы бы и по сей день могли выступать вместе и сочинять чудесные песни. Но мной нельзя помыкать.

— Жизнь рок-н-ролльщика вряд ли совместима с семейными ценностями? Какой жене понравится, что в каждом городе у ее мужа поклонницы.

— Все зависит от отношений в семье. У нас работал администратором Леша Савельев, общительный веселый парень. В любом городе он в первый же вечер заказывал для нас ужин в лучшем ресторане, приглашал туда финалисток конкурсов красоты, . Мы в то время жили на полную катушку, вкушая все виды веселья. Но это же надоедает, в какой-то момент любой мужчина начинает хотеть настоящих чувств. Меня перемкнуло в 33 года, когда я встретил Виолу. Хорошо, что не раньше, потому что уже успел сделать правильные выводы.

— А те девушки, из вашей бурной молодости, не пытались поехать вслед за вами в Москву?

— Другое было время… Наши поклонницы все верно понимали: молодой мужчина, играющий рок-н-ролл, не может быть примерным семьянином. И уже в первую минуту знакомства все было ясно и понятно: сегодня мы вместе, а про завтра нечего и думать.

Группа «Браво» в 1990-е рвала стадионы. Фото: Из личного архива Валерия Сюткина

— Семью вам удалось построить лишь с третьей попытки, ведь до встречи с Виолой вы уже были женаты, причем дважды.


— Не было попыток, только нынешнюю свою семью я считаю первой и единственной. То, что я сейчас скажу, — это не оправдание, а мое восприятие прошлого. Мой первый опыт, скажем так, сожительства с женщинами определялся одним: тем социальным­ строем и теми условиями, в которых мы все жили. Нынешние молодые даже представить себе не могут, что в конце 1970-х — начале 1980-х годов невозможно было провести время на­едине с приличной девушкой, не сделав ей предложения. Познакомились, прогуляли месяц, и тебя уже ведут знакомиться с родителями… А они с порога смотрят вопрошающе — ну, когда же ты скажешь: «Я люблю вашу дочь и хочу взять ее в жены»? Иначе тебя примут за подонка… В то время так женились многие: лишь бы общество не смотрело косо.

Пока в моей жизни главным был рок-н-ролл, мужское поведение было безобразным. (С улыбкой.) Может быть, таким образом свыше меня готовили к встрече с единственной любовью моей жизни?

Виолу я люблю на молекулярном уровне, на уровне запаха, звука, осязания. Ее врожденная недоступность, иногда прохладная отчужденность, порой категоричность стимулируют мой интерес. А также безупречный стиль, красота и достоинство. Собственно говоря, сначала я влюбился в достоинство, потому что меня, короля российского рок-н-ролла, она взяла и отшила.

— Вы говорили, что Виола пришла в «Браво» костюмером и прямым текстом сообщила всем вам, что не намеревается устраивать здесь свою личную жизнь. Вы сразу поняли, что перед вами — женщина вашей мечты?


— Наша история любви явно зародилась на небесах. Я даже жалею, что первое время рассказывал в прессе про очередность событий. Появилось ощущение заезженной пластинки. Исто­рия-то на самом деле глубже! Поэтому скажу так: не помню, как вообще у нас все началось, наверное, что-то мне подсыпали в пищу. Проснулся — уже живу вот с такой красавицей. (Смеется.)

— Так и напишем.

— Знаете, даже не верится, что с тех пор прошел 21 год, потому что и сегодня Виола юная, красивая, великолепная.

Когда я ставлю себя на ее место, не понимаю: а на хрен ей я был нужен? Ненадежный дамский угодник… Представляю, что подумала ее мама, когда узнала, с кем связалась дочка.

— Учитывая, что на тот момент вы состояли в официальном браке, ваша история любви явно не была легкой?

— Я жил как хотел, мне не задавали вопросов и ничего не требовали… И вряд ли я что-то стал бы менять, не встреться мне Виола. Мужчины ценят налаженный быт и удобство. Но в какой-то момент она сказала: «Стоп, хватит». И мы попробовали пожить отдельно. У меня не получилось, я не смог, она мне была нужна как воздух.


Было безумно страшно рвать налаженную жизнь. Но я сделал это в одну минуту. В то время читал Кортасара «Игру в классики». И меня потрясла одна фраза: «Мы делаем все, чтобы отгородить себя от того, что и называется истинным приключением». Это было прямо в точку применительно к моей ситуации. В тот же день я, как порядочный­ мужчина, ушел из дома в чем был, и мы с Виолой начали жизнь с чистого листа. Долгое время снимали квартиру на Каховской, затем пожили немного с моей мамой, но поняли, что это не вариант, снова снимали и спус­тя несколько лет купили собственную квартиру недалеко от Яузского бульвара, где прошло мое детство.

Похожая история случилась с моим старшим другом. Он, женатый человек, влюбился и пришел ко мне за советом. Увидев, что это не бес в ребро, а настоящие чувства, я так ему сказал: «Приготовься заплатить за свой выбор и хлебнуть по полной программе. От тебя отвернутся друзья, потому что их жены в знак солидарности не станут общаться с твоей новой супругой. Но на нашу с Виолой поддержку рассчитывай, потому что мы знаем по себе — за чувства надо бороться». И вот почти семь лет он безудержно счастлив. У них уже трое детей. А в предыдущем браке детей не было. Мне тоже пришлось пройти через чистилище. К примеру, с моим другом Женей Маргулисом только недавно начали вновь плотно общаться, а его жена Аня стала здороваться с Виолой.

— Что за эти двадцать с лишним лет поняли о семейной жизни?

— То, что надо иметь личное пространство. Например, по тем вопросам, которые касаются исключительно меня, то есть моей мамы или старших детей, я не советуюсь с женой и рекомендую ей со мной эти темы не обсуждать. А в остальном я жене уступаю. Мне кажется, что секрет счастливой семейной жизни очень прост: мужчина должен быть рыцарем.

— Я жил как хотел. Мне не задавали вопросов и ничего не требовали… И вряд ли я что-то стал бы менять, не встреться мне Виола 1993. Фото: Из личного архива Валерия Сюткина

— Иногда таких называют подкаблучниками.

— А любой нормальный мужчина — подкаблучник. Тот, кто может обеспечить своей женщине красивую жизнь, будет счастливым. Женщины — со­здания благодарные. А если к ним относиться как к обслуге, то счастья не видать.

Я, как и , считаю, что только женщины и собаки дают ощущение наполненности жизни. И живу по принципу: «На! Возьмите, сколько вам нужно!» Мне для себя самого ничего не надо.

Я уже потерял многих своих приятелей. Кому-то не повезло, несчастный случай, болезни. Жизнь мимолетна, как комета. И я вывел такую теорию: чтобы мне было хорошо, нужно все отдать близким. Счастье — это «на»!

И вообще я уже пожилой и каждую неделю летаю на самолете, мало ли что… Всеми моими заработками распоряжается жена и теща, которая у меня бухгалтер.

— Многие мужчины опасаются полностью доверять жене: случись что, останутся без кола, без двора.


— Я уже обнулял свою жизнь и ни ра­зу об этом не пожалел. Пока смогу держать в руках гитару, заработаю на кров и пищу. Промурлыкаю свой «Московский бит» тому, кто захочет его послушать. Я с юности уверен, что лишь щедростью завоевываются женские сердца. Речь идет не только о материальных благах. Вы, женщины, любите мужчин за готовность к поступку, к решению.

На вопрос, кто у нас глава семьи, отвечаю, как Вуди Аллен: «Все, абсолютно все в нашей семье делаю я. А жена, она просто принимает решение». При том что мы с Виолой очень разные, когда нашей дочери было три года, она однажды так сказала: «Мама красивая и принципиальная. А папа у нас шутливый».

— Не могу не спросить: а ваши старшие дети не обижены на вас?

— Это у них надо спросить… Для старших я действительно не был отцом в полном смысле слова, но всегда появлялся, когда требовалась моя поддержка. Лене уже 33, она получила диплом юриста, работает специалистом по пиару в иностранной компании. Совсем недавно они с мужем родили дочку. Сразу прислала мне СМС: «Дедуля, поздравляю!» Сыну Максиму 27, он окончил географический факультет МГУ, работает в туризме, головастый парень. Финансово я им помогал до совершеннолетия, ставил, так сказать, на крыло. Теперь они в моей поддержке не нуждаются.

Претензии к тому, что я мало присутствовал в их жизни, принимаются полностью. Как отец я далек от идеала, но все, что должен был сделать, сделал. Не я сказал, но мне нравится фраза: «Я никого и ни в чем не виню, просто так вышло».


Полностью я воспитал лишь одного ребенка — Виолу. Присутствовал при родах, гулял по бульварам с коляской, бегал на молочную кухню, проверял уроки и развивал ее таланты. Хотя, конечно, самое трудное в плане воспитания выпало моей жене. Это я приеду с гастролей и бросаюсь к дочери с объятиями: «Мой барсик, моя птичка, мое солнышко, Виолуся», а ей приходится проявлять строгость. Очень за это ей благодарен.

Осенью нашей дочери исполнится 18. Два года она проучилась в Швейцарии, окончила колледж, этим летом поступила в Американский университет в Париже. Хочет быть сценаристом и театральным режиссером. Но чтобы писать и режиссировать, требуется богатый внутренний мир и опыт. Так что пока, на мой взгляд, ей следует получить общее широкое образование.­ Европа­ в этом смысле хороша, потому что ребенку приходится проявлять самостоятельность — никто не будет по утрам будить и причесывать.


Очень смешно вышло, когда в первый день пребывания в колледже в Швейцарии Виола чуть не попала под отчисление. Вышло это так. На свой день рождения ее пригласил приятель, Тема Шульгин, сын . Йося Пригожин за­ехал за ней, забрал под расписку. И назад привез только в два ночи, к закрытым дверям кампуса… Никто не знал, что студенты должны быть в своих комнатах ровно в 21:00. Поднялась паника, пока Йося пытался решить проблему, директор уже позвонил мне и сказал, что в истории школы это первый подобный случай. Эффектное начало…

— Мне кажется, что секрет счастливой семейной жизни очень прост. Мужчина должен быть рыцарем. С женой Виолеттой и дочерью Виолой. Фото: Александр Кудряков

— Когда девочке было 10 лет, вы выпустили сборник ее рассказов. Вам правда так понравились сочинения ребенка или просто считаете, что его следует подбадривать и мотивировать на успех?

— Как-то Танич спросил пятилетнюю Виолу: «Как называется страна, в которой ты живешь?» — ожидая, что та ответит: «Россия». А она в этот момент рисовала весну — снег такой серый, деревья распускаются… Поднимает голову и говорит:

«Зимний рай» называется наша страна». Она с рождения мыслит нестандартно. Рассказы она начала сочинять в пять лет. Мне нравится такой, процитирую дословно. «Корса — это моя собака. Когда ее принесли, она была маленькая, она считала, что я ее ребенок. Когда на меня однажды напала собака, Корса на нее набросилась. Почему я это пишу? А потому, что сегодня ровно год, как наша Корса умерла. Но вы не расстраивайтесь, мои дорогие, у вас все будет хорошо». Пять лет я собирал все листочки и на ее 10-летие выпустил сборник тиражом 20 экземпляров. Виоле пришлось сочинить предисловие, которое меня убило.

«Когда я начала писать эту книгу, я была очень маленькая, поэтому в ней есть ошибки. На них не надо обращать внимания, потому что фантазии не имеют границ, а поэзия выходит из берегов».

Когда она подарила книги одноклассникам, один мальчик попросил автограф. Она ко мне подбежала: «Пап, как писать автограф?» — «Напиши «От Виолы…» В ее глазах я прочел: приятно что-то сделать самой.

Мне важно, чтобы дети выросли порядочными людьми, умеющими трудиться. Поэтому я и поощряю получение хорошего образования, хотя, положа руку на сердце, считаю, что женщина должна работать тогда, когда она без этого не может. А если может, то пусть лучше занимается своей красотой и созданием в доме уюта.

Сейчас думаю: я же счастливый человек! Всю жизнь занимаюсь любимым делом, пел вместе с Магомаевым, Миансаровой, Хилем и даже сэром Томом Джонсом. Недавно вместе со своей командой «Сюткин Бэнд» нашел другое поле деятельности: мы проводим праздники для хороших талантливых людей. И душа моя ликует, когда пою и вижу в зале танцующих Познера, Жванецкого, Галину Борисовну Волчек… Они мне говорят спасибо — и это высшее наслаждение. Вообще-то быть счастливым просто, надо лишь принять такое решение: «Я буду счастлив» — и все сразу получится.


Я живу с женщиной, которую люблю и с которой хочу прожить до последнего дня вместе, у меня хорошие дети… Но мне уже 56 лет, и я измеряю каждый свой год как одну пятьдесят шестую жизни… И время летит с бешеной скоростью — у-у-у. На мой полтинник один приятель сказал: «Мы с друзьями хотим тебе презентовать пентхауc, не бесплатно, но с большой скидкой». И тут я вспомнил, что мне уже 50, и понял, что не хочу оставшиеся годы тратить на раздачу долгов. И говорю ему: «В 49 лет взялся бы, а сейчас у меня уже нет времени».

Теперь я стал понимать, что все мечты и планы надо соизмерять с возрастом. Я не возьму даже в подарок яхту, самолет и прочее, что меня будет тянуть вниз.

Главный мой тост сегодня такой: «Жизнь коротка, поэтому прощайте быстро. Целуйтесь с любимыми медленно, любите искренне, дружите преданно, веселитесь неудержимо. А остальное жизнь сама посоветует».

Образование: окончил факультет культурологии МГГУ им. Шолохова

Семья: жена — Виолетта; дети — Виола, Максим, Елена; внучка — Василиса

Карьера: работал в группах «Телефон», «Зодчие», «Фен-о-мен». В 1990 году стал солистом группы «Браво». В 1995 году создал группу «Сюткин и Ко», в 2005-м — оркестр «Сюткин Бэнд». Автор шлягеров: «7000 над землей», «Вася», «Я то, что надо», «Дорога в облака», «Как жаль», «Вот и все» и др. Профессор кафедры вокала и худрук эстрадного отделения МГГУ им. Шолохова. Заслуженный артист России

Сюткин Валерий Миладович (р. 1958) – российский музыкант, композитор и автор песенных текстов, исполнитель, бывший солист музыкальных коллективов «Браво» и «Сюткин и Ко». С 2008 года имеет звание Заслуженного артиста России. В Московском государственном гуманитарном университете имени Шолохова преподаёт на кафедре вокала, художественный руководитель эстрадного отделения. С 2016 года входит в состав Авторского Совета РАО.

Родители

Его мама, Бронислава Андреевна (девичья фамилия Бржевицкая), родилась в Москве. А бабушка по материнской линии приехала в столицу из города Балта Одесской области. Валерий называет её одесситкой и считает, что именно по маминой линии ему досталось врождённое чувство юмора. Деда Сюткин ни разу в своей жизни не видел, но, учитывая его фамилию, Бржевицкий, принадлежал он к коренным польским евреям. Мама работала в военном закрытом радиотехническом НИИ младшим научным сотрудником.

Папа, Сюткин Милад Александрович, 1929 года рождения, родом был из Перми. В родном городе он отучился в техникуме с отличием и был направлен в Москву для дальнейшего обучения. В столице он окончил военно-инженерную академию имени Куйбышева. После учёбы ему предложили заняться в академии преподавательской деятельностью, и отец согласился, так он стал москвичом. Милад Александрович был первоклассным специалистом по военному подземному строительству. В годы Вьетнамской войны он ездил в командировку в эту страну, где строил подземные сооружения. Также отец принимал участие в строительстве Байконура.

Родители Сюткина познакомились на занятиях танцевального кружка, где преподавателями были танцоры из коллектива Игоря Моисеева. Мама и папа много работали, поэтому детские годы Валерия прошли под бабушкиным присмотром.

Знакомство с музыкой

Его осознанное знакомство с музыкой произошло в одиннадцатилетнем возрасте, и этот момент Валера запомнил очень хорошо. На каком-то центральном телевизионном канале показывали политическое обозрение «Семь дней», которое вёл Валентин Зорин. На экране появилась заставка, где был изображён Бруклинский мост, и играла музыка. Маленький Валера как раз зашёл в комнату в этот момент, и от услышанной из телевизора мелодии у него по телу побежали мурашки. Мальчик тогда заявил родителям: «Я вырасту и обязательно научусь играть на гитаре эту песню». Тогда он ещё не знал, что это была мелодия группы «The Beatles».

Валера начал обучаться игре на гитаре. Но пацаны со двора (в основном они были старше его на два-три года) сказали, что зря он увлёкся гитарой, лучше бы вступил к ним в группу и играл по вечерам на танцах. У них как раз не было барабанщика. Сюткин послушал старших товарищей, гитару отложил и стал самостоятельно учиться игре на барабанах. Его учебной ударной установкой оказались огромные шляпные коробки из плотного картона и металлические банки из-под индийского кофе. Так он попал в свой первый музыкальный коллектив, играл на установке, собранной из пионерских барабанов. А первыми слушателями Сюткина была московская молодёжь на танцплощадках района Хитровки.

Родители были не против его увлечения, ведь московский район Хитровка славился хулиганистой шпаной. Вокруг Валерия и в картишки поигрывали, и преступления мелкие совершались, не говоря уже о постоянных драках. Но существовал негласный закон: музыкантов, которые играют на танцах, не бьют. И хотя бы за это мама была спокойна и уверена, что сын не явится домой с разбитым в кровь носом.

Первоначальная цель Валериного увлечения музыкой – понравиться противоположному полу. Известно ведь, что в подростковом возрасте, когда начинают играть гормоны, любой парень хочет произвести на девушек впечатление. Для этого нужно было быть спортсменом, или очень умным и начитанным, либо музыкантом. Причём последние ценились больше, ведь они могли играть на гитарах запрещённые в те времена рок и рок-н-ролл.

Школьные годы

Когда Валере было тринадцать лет, развелись его родители. Для юноши это стало тяжёлым ударом, и спасала только музыка. Сейчас он сам признаётся, что, если бы не это увлечение, мог бы пойти по хулиганистой дорожке. Хотя мальчишкой он рос не задиристым, наоборот, старался во всех дворовых конфликтах выступать в роли миротворца.

В 1973 году, после восьмого класса, всё лето на каникулах Валерий подрабатывал в магазине «Свет» в качестве продавца и консультанта. По трудовому законодательству подросток работать ещё не мог. Но мамина подруга, которая в этом магазине была продавцом, договорилась со своим руководством, что за неё всё лето поработает парень Валера, а она со своим любимым мужчиной уехала в Крым.

Сюткин показывал и рассказывал покупателям, как работают пылесосы. За три летних месяца он заработал астрономические для его возраста деньги – 270 рублей. На эту зарплату он купил себе настоящую ударную установку. В те времена сделать это было непросто, Валера поехал в магазин на Неглинке напротив ЦУМа, где его свели с очень известными московскими спекулянтами. У них парень приобрёл чешские старые и потрёпанные барабаны и начал нарезать на них репертуар группы «Led Zeppelin».

Музыка захватила его полностью, Сюткин даже стал прогуливать школьные занятия, хотя до восьмого класса он учился очень хорошо. По литературе и другим гуманитарным предметам ещё можно было как-то выкрутиться за счёт прочитанных книг, а читал Валерий всегда очень много. А вот по точным наукам, таким как физика и математика, успеваемость снизилась. На момент окончания школы в аттестате у Валерия было четыре «тройки».

Начало творческого пути

После того, как у Валеры появилась барабанная установка, он больше ни разу в жизни не брал денег у родителей. Он всё время играл на танцах, причём не только на Хитровке, их музыкальный коллектив стали приглашать в близлежащие районы Москвы. Его увлечение музыкой приносило неплохой заработок, но это была не профессия. Художники, поэты и музыканты так и назывались в то время – свободными. Чтобы не слыть тунеядцем, Сюткину пришлось устраиваться на работу и получать трудовую книжку с официальными записями, среди которых у него немало рабочих мест и профессий – бармен, дворник, грузчик на Белорусском вокзале, проводник поездов, помощник повара в ресторане «Украина».

В 1976 году Валерия призвали в ряды советских вооружённых сил. Он попал на Дальний Восток в военно-воздушные силы, служил авиамехаником. В часы, когда он не был занят на аэродроме, играл и пел в ансамбле «Полёт».

Вернувшись из армии, Сюткин создал новый музыкальный коллектив, которому дали название «Телефон». Около трёх лет они работали подпольно, а с 1982 года стали профессиональной рок-группой.

Музыканты исполняли композиции в стиле реггей, твист и рок-н-ролл. Песни-фельетоны, в которых высмеивались бытовые неурядицы и проблемы, стали их визитной карточкой:

  • «Приятного аппетита» про еду в общепите и советские столовые;
  • «Баллада об общественном транспорте» о постоянных автобусных давках;
  • «Знай наших» про поражения советской сборной по футболу.

Группа «Телефон» выступала под патронатом филармонии, много гастролировала, выпустила несколько дисков («Ка-ка», «Концерт во Владивостоке», «Твист-Каскад»).

В 1985 году коллектив распался, и Валерий перешёл в группу «Зодчие», куда его пригласил певец и гитарист Юрий Лоза. В 1986 году группа входила в пятёрку самых популярных в Советском Союзе музыкальных коллективов. А уже со следующего 1987 года после неудачного выступления на фестивале «Рок-Панорама 87» в «Зодчих» начались брожения. В 1989 году покинул группу и Сюткин.

Валерий создал новый проект «Фэн-О-Мэн», но успеха он не имел.

«Браво»

Летом 1990 года гитарист и лидер группы «Браво» Евгений Хавтан пригласил Валерия в свой коллектив. До этого момента они очень долго искали постоянного вокалиста. Правда, сразу же у них возникли некие разногласия по поводу Валериной причёски, он носил довольно внушительную шевелюру, и с имиджем стиляг она никак не сочеталась. В конце концов, Валера подкорректировал свои волосы под стандарты рок-н-ролла.

Первой песней, исполненной группой «Браво» в обновлённом составе, стала композиция «Вася», которая и дала старт новому витку популярности коллектива. А Валерий впервые проявил себя как автор текста.

Вслед за «Васей» были исполнены и быстро набрали известность такие музыкальные композиции, как:

  • «Держись, пижон!»;
  • «Девчонка шестнадцати лет»;
  • «Я то, что надо»;
  • «Король Оранжевое лето»;
  • «Мне грустно и легко»;
  • «Добрый вечер, Москва!»;
  • «Звёздный шейк»;
  • «Скорый поезд».

А также новая волна популярности началась у знаменитого советского хита 60-х годов «Чёрный кот». Все эти песни вошли в первый диск группы «Стиляги из Москвы».

Оглушительный успех нового коллектива «Браво» был связан с романтическим имиджем стиляг: широкие брюки и просторный пиджак, в которых комфортно было бы танцевать, затемнённые очки, много разноцветных значков и, конечно же, стильный оранжевый галстук, ему была посвящена целая песня, ставшая хитом.

В 1993 году вышел новый диск группы под названием «Московский бит». В него входили как медленные композиции («Вот и всё», «Лунатик», «Как жаль»), которые отличались изящностью и лёгкостью, так и зажигательные мелодии для танцев («Космический рок-н-ролл», «Заполярный твист»).

Сольная карьера

В 1995 году Валерий ушёл из «Браво» и начал заниматься сольной карьерой, создав новую группу «Сюткин и Ко». Они выпустили альбомы:

  • «То, что надо» (1995);
  • «Радио ночных дорог» (1996);
  • «Далеко не всё» (1998);
  • «004» (2000).

В 1995 году музыкальную композицию «7 000 над землёй» признали лучшим шлягером года, Сюткин получил профессиональную премию «Звезда».

В 2004 году Валерий немного обновил коллектив, расширив состав и поменяв название на «Сюткин рок-н-ролл бэнд».

Две его песни («Маршрутка» и «Москва-Нева») принесли певцу награды – Золотой граммофон.

Вне сцены

Валерий очень молодо выглядит, хотя по признанию самого певца, всё у него согласно возрасту, и кое-где болит, и кое-что пошаливает. Просто, по словам Сюткина, с годами черты характера человека проявляются на его лице. А так как у Валерия очень лёгкий, весёлый и добродушный характер, то его лицо не обременено заботами и проблемами, за счёт чего кажется молодым и свежим.

Сюткина часто можно видеть на российском телевидении:

  • Он был ведущим музыкальных передач «И снова шлягер» (канал Культура) и «Два рояля» (РТР).
  • В 2006 году стал на коньки и принял участие в шоу Первого канала «Звёзды на льду», его партнёршей была фигуристка Ирина Лобачёва.
  • С 2016 года является ведущим развлекательной музыкальной программы канала Россия -1 «Субботний вечер».

Общение в интернете Валерий не признаёт, пользуется им для просмотра афиш и новостей. Очень много читает. Среди любимых книг называет:

  • роман американского писателя Джозефа Хеллера «Уловка 22»;
  • роман немецкого драматурга Патрика Зюскинда «Парфюмер»;
  • произведения американского писателя-сатирика Курта Воннегута и бразильского прозаика Пауло Коэльо.

Среди отечественных писателей больше всего любит Михаила Булгакова и Виктора Пелевина. Уже во взрослом возрасте перечитал Тургенева и Достоевского, потому что в своё время школьная программа отбила любовь к русской литературе. Обожает все произведения Ильфа и Петрова, Михаила Жванецкого.

Если у него мало работы и концертов, певец посвящает это время путешествиям. Старается жить сегодняшним днём и получать удовольствие от жизни, сосредотачивается не на материальных, а на личных ценностях – семье и душе. Его главные жизненные цели – работать, веселиться, радоваться каждому дню и воспитывать детей.

Личная жизнь

Певец был женат трижды. От первых супружеских отношений в 1980 году родилась дочь Елена, которая в 2014 году сделала Валерия дедушкой, подарив внучку Василису.
Во втором браке в 1987 году у Сюткина родился сын Максим, он занимается туристическим бизнесом.

В 1993 году Валерий познакомился со своей третьей супругой Виолой, которая пришла в коллектив группы «Браво» работать костюмершей. Она младше Сюткина на семнадцать лет, но разница в возрасте не помешала их браку стать счастливым и долгим.

В 1996 году у Валерия и Виолы родилась девочка, которой дали точно такое же имя, как у мамы. Певец шутит, что с тех пор в его доме царит полный виолизм. Дочь уже окончила колледж в Швейцарии и сейчас учится в Американском университете в Париже.