Инф. технологии

Весенняя страда нод. Презентация к уроку по окружающему миру (старшая группа) на тему: Презентация "Весенняя страда"

НОД по ОО « Познавательное развитие» Ребенок и окружающий мир. с детьми старшей группы.

Тема « Весенняя страда»

Форма организации : путешествие.

Цель : Расширить представления об особенностях сельскохозяйственных работ в весенний период.

Задачи:

Продолжать расширять представления детей об особенностях сельскохозяйственных работ в весенний период.

Развивать любознательность, инициативу. Активизировать словарный запас (весенняя страда, комбайн, агроном и др.)

Воспитывать уважительное отношение к людям, занимающимся сельским хозяйством.

Оборудование: проектор, ноутбук, презентация « Весенняя страда»

Действия педагога

(методы и приёмы)

Материалы и оборудования

Мотивация детей к деятельности

В гости к детям приходят Незнайка и Знайка. Они о чем- то спорят.

Воспитатель « О чем вы спорите?». Ребята, давайте ребята дружно поздороваемся с нашими гостями.

Незнайка. Взрослые говорят, что началась весенняя страда. Почему весной люди начинают страдать? Весной нужно радоваться солнышку!

Воспитатель. Вот в чем дело! Ребята, а вы знаете, что такое весенняя страда? Весенняя страда-это напряженная работа в весенний период по подготовке посевных работ. Ранней весной основной работой является весенняя вспашка земли.

Знайка.Я видел, как трактор работает в поле!

Незнайка.Я тоже хочу посмотреть!

Простановка цели детьми

Как мы можем помочь Незнайке?

Совместная работа с детьми по нахождению средств деятельности

В:- Ребята, мы все вместе посмотрим, как работают трактора на полях. И наши гости и вы, ребята узнаете как же проходит весенняя страда.

Просмотр презентации.

Самостоятельная работа детей по апробации способов деятельности

Незнайка.Как интересно! А какие семена падают в землю?

Воспитатель. Так сеют зерновые и зернобобовые культуры. Зерновые культуры-это растения, дающие зерно-пшеница, рожь, рис, просо, ячмень и т.д. Зерновые культуры- это бобы, горох, соя и др.

Агрономы-специалисты сельского хозяйства-знают, когда и какие сельскохозяйственные работы нужно выполнять. Успех всего года зависит от того, как пройдет весенне-полевая компания.Ведь недаром старая крестьянская мудрость гласит: весенний день год кормит. Давайте рассмотрим зернышко под лупой.

Воспитатель. Что нужно, чтобы зернышко проросло в земле? Из такого зернышка сначала вырастет маленький росточек, потом колосок, затем эти колоски соберут на поле комбайнами и отвезут на мелькомбинат. Пекари сделают тесто и выпекут булочки, хлеб, калачи. Вы знаете, почему хлеб бывает разного цвета? Мука бывает пшеничная-ее делают из пшеницы, а ржаная-ее делают из ржи. Из пшеничной муки выпекают белый хлеб, булочки, караваи, а из ржаной-черный хлеб и ржаные пряники.

Воспитатель показывает семена пшеницы и ржи. Спрашивает у детей, как нужно относиться к хлебу? Что значит его беречь?

Послушайте пословицы о хлебе.

Хлеб всему голова.

Хлеб в пути не в тягость.

Хлеб везде хорош- и у нас, и за морем.

Хлеб да вода-богатырская еда.

Кто без устали работает, тот без хлеба не бывает.

Работай до поту, поешь хлеба в охоту.

Подводит детей к понимаю того, что многие люди потрудились, чтобы можно было покушать вкусный хлеб.

Подведение итога

Просмотр мультфильма «Лёгкий хлеб».

Путешествие по Весне для старшей возрастной группы детского сада.

Автор: Петрова Ольга Васильевна - воспитатель 1 категории города Тольятти АНО ДО «Планета детства «Лада» детского сада №171 «Крепыш».
Назначение: Данный материал предназначен для использования воспитателями детских садов в старшей возрастной группе. Мною представлена непосредственно образовательная деятельность по познавательному развитию «Путешествие по весне».
Образовательная область: Познавательное развитие.

Цель: обобщить знания и представления детей о весенних изменениях в природе.

Задачи:
Упражнять детей в умении устанавливать различные причинно- следственные отношения и связи в использовании элементарной поисковой деятельности, в умении принимать и ставить самостоятельные познавательные задачи.
Развивать умение детей связно рассказывать о наблюдаемых явлениях, объяснять их.
Продолжать учить детей слушать друг друга, дополнять и уточнять ответы товарищей, высказывать свое мнение, доказывать правоту.

Материал:

Ката-схема движения по маршруту

Кроссворд

Репродукции картин разных периодов весны.
Музыка Шаинского - «Голубой вагон».
Металлофон, 2 стакана с водой, свистульки, колокольчики, бумага, барабан.
Музыка Ф. Шопена - «Весенний вальс».
Билет на проезд (символический знак за правильный ответ).Воспитатель: Внимание! Внимание! Желающие отправиться в увлекательное путешествие просим собраться возле паровозика из Ромашкова.
Сегодня паровозик из Ромашкова приглашает нас попутешествовать по весне.
Вот карта-схема, как вы думаете, что это обозначено на ней?
Дети: Остановки, станции.
Воспитатель: Мы будем следовать по намеченному маршруту. На проезд я предлагаю вам приобрести билеты. Билеты выдаются тому, кто вспомнит пословицы или поговорки о весне.
Дети: (называют пословицу или поговорку и получают билет)
Весенний дождь растит, осенний гноит.
Весна да осень - на дню погод восемь.
Весной трех погожих дней подряд не бывает.
Весной запашку затянешь - ножки протянешь.
Весна красна цветами, а осень пирогами.
Весенний дождь лишним не бывает.
Весною сутки мочит, а час сушит.
Весною сверху печет, а снизу морозит.
Кто весною потрудится, тот осенью повеселится.
Матушка весна всем красна.
После самой лютой зимы все равно придет весна.
Пришел марток - надевай семеро порток.
Воспитатель: Проходите, занимайте свои места согласно билетам.
(дети садятся, звучит музыка Шаинского «Голубой вагон»)
Воспитатель: Первая остановка (читают название) «Весенняя». Ребята, а что случилось, если бы весна не сменила зиму?
Дети: День не прибавился бы, не стала бы короче ночь.
Солнышко не светило бы так ярко.
Мы бы не увидели, как тает снег, бегут ручейки.
Не появились бы проталины.
Не прилетели бы перелетные птицы из жарких стран и мы бы не услышали их пение.
Никто бы не увидел, как распускаются первые листочки на деревьях и кустарниках. Как появляется травушка- муравушка.
Мы бы не увидели проснувшихся насекомых.
Воспитатель: Я согласна с вами, что весна приносит с собой много разного чуда. А может ли пахнуть весна? Чем она пахнет?
Дети: Свежая травка пахнет огурцом.
Цветущие деревья – медом.
Ароматом цветов и трав пахнет весна.
Воспитатель: Я думаю вы хорошо знаете первоцветы и предлагаю вам отгадать кроссворд:

1. Из под снега расцветает,
Раньше всех весну встречает. (Подснежник)
2. Из-под снега появились,
Солнцу, ветру удивились,
Будто облако с небес
Синевой окрасив лес? (Пролески/Подлесок)
3. Белые горошки на зеленой ножке? (Ландыш)
4. Кто живет весною с желтой головою,
Солнышко пригреет – голова белеет? (Одуванчик)
5. Шмель цветку очень рад, ах, медовый аромат,
И цветки красивые- розовые, синие. (Медуница)
6. Как гусята разбежались желтые цветочки,
Улыбнулись детворе желтые комочки. (Гусиный лук)
7. Я знаменита не цветами, а необычными листами,
То твердыми, холодными, То мягкими и теплыми. (Мать и мачеха)
Воспитатель:
"Фиалки, ландыши для нас
Веселый лес весной припас.
Но мы их рвать не будем –
Пусть дарят радость людям!" (В. Берестов)
Молодцы отгадали весь кроссворд. Мы продолжаем наше путешествие и следующая станция «Музыкальная». Мы много раз слушали, как звучит весна. Попробуйте изобразить с помощью этих инструментов музыку весны. (На столе стоят металлофон, 2 стакана с водой, свистульки, колокольчики, бумага, барабан).
(Дети имитируют звуки весны)
Воспитатель: Я рада, что вы умеете чувствовать запахи и слушать звуки весны.
А что интересного происходит весной с растениями?
Дети: Все растения начинают расти.
Воспитатель: Давайте представим, что мы семечко из которого начинает расти росточек. (Под музыку Ф. Шопена «Весенний вальс» дети имитируют рост растения, распускание цветка.)
Воспитатель: Какая красивая, зеленая, радующая глаз у нас получилась полянка. А чем занимаются люди весной?
Дети: Сажают цветы, деревья, овощи.
Воспитатель: Зачем это им?
Дети: Овощи для питания, цветы для красоты.
Воспитатель: Весной вырастает много растений и трав, и каждый из них очень важен для природы. Особенно много трав в лесу. Мы часто туда ходим, играем, собираем цветы, но в лесу с нами могут случиться неприятности. А вот и станция «Лесная». Представьте себе, что вы в лесу поцарапали колено. Ваши действия?
Дети: Можно ранку обработать соком чистотела, так как он содержит йод или приложить лист подорожника, так как он обладает противовоспалительным действием.
Воспитатель: А вот и последняя станция «Художественная» Посмотрите, сколько здесь прекрасных пейзажей. Рассмотрите их внимательно и выберите лишь те, которые посвящены весне, а вешая их на мольберт, нужно объяснить свой выбор.


(Дети выбирают картины и объясняют, почему они решили, что эта картина о весне)
Воспитатель: Вот и подошло наше путешествие к концу. Что больше всего вам понравилось, запомнилось в нашем путешествии? (выслушиваются высказывания детей) А теперь я предлагаю вам занять свои места и вернуться в наш детский сад.

Спасибо за внимание!
Творческих успехов!

Итоговое занятие в старшей группе «Весенняя страда»

занятие проходит в музыкальном зале

Цель: продолжать формировать знания о труде хлебороба, учить беречь хлеб, с уважением относится к людям, его выращивающим.

Оформление:

  1. Выставка книг «Где родился каравай»
  2. Выставка хлебных изделий.
  3. Сноп пшеницы и продукты переработки зерна (мука, манка, дробленное зерно, вермишель, макароны)

Дети входят в зал их встречает воспитатель в народном костюме. Обращает внимание детей на выставку хлебобулочных изделий.

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами поговорим о хлебе. А из чего пекут хлеб? (ответы детей).

Главный продукт – это мука. Хлеб бывает черный и белый (показывает).

Как получается такой разный по виду хлеб? (Ответы детей из разной муки)

Правильно, его выпекают из разной муки.

Белый хлеб из пшеничной, черный – из ржаной. Откуда же берутся пшеничная и ржаная мука?

Из пшеницы и ржи. (Воспитатель показывает детям колосья ржи и пшеницы)

Читает пословицу: «Хочешь есть калачи не сиди на печи» - так гласит русская пословица. Вы догадались, о чем идет речь?

Правильно, хочешь калачей – трудись!

Весной, вспахав поля, хлеборобы – запомните это слово – засевают их пшеницей и рожью.

А сейчас я расскажу вам сказку:

Жили были Солнце, Земля и Труд. Земля питала каждую травинку, Солнышко ласкало, а Труд оберегал. Но откуда ни возьмись…

Выходит Лень

Ох, люблю я бездельничать, ох люблю! Больше всего не люблю труд.

Выходит Труд: (в руках у него зерно)

Какое ты маленькое, а сколько в тебе добра.

Лень набрасывается, пытается отнять зерно

Лень: Все равно я стану владычицей земли.

Труд: Владыкой мира станет труд!

Лень: Давай, позовем человека. Пусть он решит, то ли ему обливаться потом, то ли ничего не делать, полеживая в тени..

Труд: Будь, по-твоему. (Появляется ребенок «хлебороб») Вот тебе горсть зерна. Сумеешь вырастить хороший урожай – принесешь всем радость.

Хлебороб: Спасибо, тебе батюшка труд, я тебя не подведу.

Лень: А уж коли не вырастишь, коли захочется тебе подремать, да понежиться, уж тогда мы с тобой друзьями станем.

Звучит музыка «Русское поле» хлебороб сеет зерна. На каждый взмах руки выбегают всходы (дети старшей группы) и встают вкруг.

Лень: Ну, надо же! Труд вверх берет! Эх, была не была! Позову-ка я мороза, пусть заморозит всходы! Эй, вы морозы лютые сюда, сюда!

Влетают морозы (2 воспитателя в костюмах Морозов, синем и красном) и бегают по залу, замораживая всходы.

Хлебороб: Ребята, беда может случиться. Надо помочь всходам.

Морозы: Я мороз синий нос!

Я мороз красный нос!

Померимся силой!

Мы вам сейчас загадаем загадки, если вы отгадаете ваши всходы, а не отгадаете – наши.

Загадки:

Ты не клюй меня дружок,

В землю теплую войду,

К солнцу колоском взойду,

В нем таких тогда, как я

Будет целая семья.

(Зерно)

Маленький, горбатенький

Все поле обежал

Домой прибежал

Всю зиму пролежал.

(Серп)

На солнышке сидит

И усами шевелит,

Разотрешь его в ладони

Золотым зерном набит.

(Колос)

Как во поле на кургане

Стоят девушки с серьгами.

(Овес)

Дети отгадывают все загадки. Морозы убегают.

Лень: Ох, и бездельники эти морозы. Ну, да у меня еще ветры-суховеи про запас есть. Ветры! Ветры-суховеи! Отзовитесь, появитесь!

Вбегают, двое детей в костюмах ветра в руках султанчики, бегают вокруг всходов.

Ну, суши! Ну, губи!

Хлебороб: Нашим всходам нужна влага! В воде их спасение. Там вдали озеро!

Игра «Не пролей воду» . На середине зала миска с водой. Это – озеро. Надо ложкой зачерпнуть воду и быстро перенести её в стакан, который стоит у всходов, тоже делают суховеи, только они носят воду в обратную сторону. В чьем стакане окажется больше воды.

Всходы (дети): Спасибо, ребята напоили нас.

Лень: Горе мне горе! Ухожу я от вас! Фу! Какая противная сказка! И здесь мне не удалось поселиться!

Воспитатель: Да, ребята не сразу стали зерна хлебом, тем, что на столе люди долго и упорно потрудились на земле.

Воспитатель предлагает посмотреть слайд-шоу о труде хлебороба.

Воспитатель: Много народу трудится для того, чтобы у нас на столе всегда был хлеб. Кто внимательно слушал сказку, скажите, что еще нужно для того, чтобы вырос хлеб? (Солнце, ветер и вода). Вот как много для этого нужно. Хлеб берегли «в честь него слагали гимны» им встречали дорогих гостей. О хлебе написано много книг. (Обращает внимание на выставку книг) . Какие книги о хлебе вам читали ваши родители, воспитатели? Давайте сделаем вывод как надо относится к хлебу?


Образовательные задачи:

1.Способствовать углублению и обобщению знаний детей о диких живот-ных, птицах, деревьях, рыбах.

2. Расширять представления о лесе и его обитателях.

3. Продолжать знакомить с характерными особенностями весны.

4. Познакомить со свойствами льда и воды.

5.Продолжать учить понимать и использовать слова, обозначающие соотношение предметов по размеру.

Развивающие задачи:

1.Развивать у детей познавательный интерес к жизни леса и его обитателям.

2. Развивать память, связную речь, умение анализировать.

Воспитательные задачи:

1. Воспитывать интерес детей к жизни леса, умение вести и себя в лесу.

2. Воспитывать любовь, бережное отношение к природе.

3. Проявлять заботу и внимание ко всему живому.

4. Формировать доброжелательность.

Предварительная работа:

1.Рассматривание иллюстраций с изображением диких животных, деревьев, птиц.

2. Рассматривание альбома «Времена года».

3. Беседы о весне.

4. Чтение стихотворений о весне.

5. Загадывание загадок о птицах, животных.

6. Чтение сказок о животных.

7. Дидактические игры «Дикие животные», «Птицы».

Оборудование:

1. Дорожка (из шнуров).

2. Река (голубое полотно).

3. Ветка березы.

4. Лесная лаборатория (2 стола, покрытых полотном).

5. Подносы.

6. Салфетки из ткани.

7. Магнитофон.

8. Красный картон.

Ход:

Воспитатель: Ребята, хотите отправиться в весенний лес?

Дети: Да, хотим.

Воспитатель: Скажите мне, какое сейчас время года?

Дети : Весна.

Воспитатель: А как же вы догадались, что именно весна?

Дети: На улице тепло, снег тает, солнце светит и греет, на деревьях набухают почки, люди сняли тёплые и надели лёгкие куртки.

Воспитатель: Молодцы, ребята. Чтобы попасть в лес, нам нужно пройти по дорожке. (показывает импровизированную дорожку). Какая она?

Дети: Широкая(дети парами проходят по дороге).

Воспитатель: Вот мы и прошли по дорожке. Куда она нас привела?

Дети: К реке.

Воспитатель: Правильно, мы подошли к реке. Весной лед на реке тонкий и хрупкий, он начинает таять и ломаться. А кто это подо льдом?

Дети: Рыба.

Воспитатель: Весной лёдтает и превращается в воду,рыба начинает плавать. Как вы думаете, рыбе холодно подо льдом?

Дети: Холодно.

Воспитатель: Если рыба плавает, то ей не холодно. Теперь пойдём дальше

Чтобы попасть в лес, нам нужно перейти через рекупо этому красивому мосту. Какой он?

Дети: Узкий.

Воспитатель: Молодцы. Чтобы не упасть в реку, возьмемся одной рукой за перила и перейдем по мосту на другую сторону.(дети друг за другом идут по мосту)

Ребята, мы с вами подошли к лесу. Посмотрите, как красив весенний лес.

Март на пятки наступает,

Прогоняя зиму прочь.

Днем снежок немножко тает.

Подмораживает ночь.

Ясным днем сосульки плачут-

Солнце плавит им бока,

Ночью темной слезы прячут-

Предвесення тоска.

(Н.Радивилина)

Ребята, а каких животных, живущих в лесу вы знаете?

Дети: Медведь, заяц, лиса, белка, волк.

Воспитатель: А как называются животные, которые живут в лесу?

Дети: — Дикие.

Воспитатель: — А каких птиц, живущих в лесу весной вы знаете?

Дети : — Синица, дятел, сова.

(Раздается звон капели и входит Весна)

Весна : Здравствуйте, ребята!

Вы меня узнали?

Дети: Здравствуйте!

Весна:

Воспитатель:

Ребята будут вести себя тихо. Весна- красна, а мы с ребятами пришли в лес не с пустыми руками. Мы принесли скворечники. Их сделали дети со своими папами и мамами для скворцов.

Дети дарят Весне скворечники.

Весна:

Молодцы, спасибо вам, ребята. Какие красивые скворечники вы сделали с папами и мамами. Я повешу скворечники на деревья и в них поселятся скворцы. А я хочу рассказать вам о правилах поведения в лесу.

Если в лес пришел гулять,

Свежим воздухом дышать,

Бегай, прыгай и играй,

Только, чур, не забывай,

Что в лесу нельзя шуметь,

Даже очень громко петь.

Испугаются зверюшки,

Убегут с лесной опушки.

Ветки дуба не ломай,

Никогда не забывай.

Здесь не нужно всех ловить,

Топать, хлопать, палкой бить.

Ты в лесу - всего лишь гость.

Здесь хозяин - дуб и лось.

Их покой побереги,

Ведь они нам не враги!

Воспитатель:

Спасибо тебе, Весна, мы с ребятами обязательно запомним эти правила.

Воспитатель:

Посмотрите, сколько вокруг вас деревьев. Этот лес называется смешанным, потому что здесь растут вместе разные деревья. Какие бывают деревья?

Дети: Низкие и высокие.

Воспитатель: А знаете ли вы названия деревьев?

Дети: Знаем.

Воспитатель: Как называется это дерево?

Дети: Береза.

Воспитатель: Что есть у березы?

Дети: Ствол и ветки, а скоро появятся листочки.

Воспитатель: А это что за дерево?

Дети: Елка.

Весна:Что есть у елки?

Дети: Ствол, ветки, хвоя.

Воспитатель: Молодцы, все правильно. За это я приглашаю вас в лесную лабораторию.

(Перед детьми стоят два подноса, со снегом и со льдом)

Посмотрите и потрогайте снег. Какой он?

Дети: — Холодный, мокрый, белый.

Воспитатель:Правильно. А сейчас под комок снега и под кусок льда я положу лист красной бумаги. Что вы увидели через снежный комок?

Дети: Ничего.

Воспитатель: Значит, снег не прозрачный. Что вы увидели через кусок льда?

Дети: Красную бумагу.

Воспитатель: Верно. Значит лед прозрачный. Вот мы с вами и узнали о свойствах льда и снега. Лед прозрачный, а снег - нет.

Спасибо тебе, Весна. Мы узнали много нового и интересного. Только детки наши немножко замерзли. Пора нам домой возвращаться.

Весна:

Чтобы вы не замерзли, я помогу вам быстро вернуться в детский сад. Ветер, ветер, помоги моим друзьям поскорее домой вернуться! До скорой встречи, дети!

Дети: До свидания, Весна!

(Весна уходит, дети садятся на стульчики)

Воспитатель:

Как хорошо снова очутиться в детском саду. А теперь давайте вспомним. Куда мы ходили?

Дети: В лес.

Воспитатель: Где мы шли?

Дети: Шли по широкой дороге и по узкому мостику.

Воспитатель: Кто нам встретился в лесу?

Дети: Весна.

Воспитатель: Что мы узнали о снеге и льде?

Дети: Лед прозрачный, а снег - непрозрачный.

Воспитатель: Молодцы! А сейчас можете поиграть со своими любимыми игрушками.


Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
МБДОУ детский сад № 8 «Елочка» Уренского Муниципального района Нижегородской областиПрезентация по ознакомлению с природой«Весенняя страда»Подготовила: воспитатель старшей группы Мальцева Фируза Николаевна ТЕМА: «ВЕСЕННЯЯ СТРАДА»Программное содержание.Закреплять знания о весенних изменениях в природе.Расширять представления об особенностях сельскохозяйственных работ в весенний период.Воспитывать уважительное отношение к людям, занимающимся сельским хозяйством.Активизировать словарный запас (весенняя страда, комбайн, агроном и др.).Развивать любознательность, творчество, инициативу. Краткое описание слайдов.Слайд 4. Оргмомент. Чтение стихотворения.Слайд 5. За лесами, за лугами Раздается в поле гром: Это тракторы плугами Пашут легкий чернозем.Трактор везет за собой плуг – рыхлитель земли. Он переворачивает верхний слой почвы.Слайд 6. А это борона. Она с острыми зубьями, поэтому называется «зубовая». Борона разбивает крупные комья земли на мелкие. Бороной боронят землю.Слайд 7, 8, 9. Когда земля готова к посеву, к трактору цепляют сеялку. Сеялка делает бороздки.Из сеялки семена равномерно падают на землю в бороздки.Слайд 10-15. Таким способом сеют зерновые и зернобобовые культуры. Зерновые культуры – это растения, дающие зерно – пшеница, рожь, рис, просо, ячмень и другие.Слайд 11. Пшеница (манная крупа). Слайд 12. Рожь. Слайд 13. Рис. Слайд 14. Просо. Слайд 15. Ячмень (крупа перловая и ячневая).Слайд 16. Зернобобовые культуры – это бобы, горох и другие.Агрономы – специалисты сельского хозяйства – знают, когда и какие сельскохозяйственные работы нужно выполнять. Успех всего года зависит от того, как пройдет весенне-полевая кампания. Ведь недаром старая крестьянская мудрость гласит: ВЕСЕННИЙ ДЕНЬ ГОД КОРМИТ. Что нужно, чтобы зернышко проросло в земле? (Из такого зернышка сначала вырастет маленький росточек, потом колосок, затем эти колоски соберут на поле комбайнами и отвезут на мелькомбинат. Пекари сделают тесто и выпекут булочки, хлеб, калачи.Вы знаете, почему хлеб бывает разного цвета? (Мука бывает пшеничная – ее делают из пшеницы, и ржаная – ее делают из ржи. Слайд 17. Из пшеничной муки выпекают белый хлеб, булочки, караваи.Слайд 18. Из ржаной муки выпекают черный хлеб и ржаные пряники.Вывод. Как нужно относиться к хлебу?Пословицы о хлебе.-- Хлеб всему голова.-- Хлеб да вода – богатырская еда.Кто без устали работает, тот без хлеба не бывает.Работай до поту, поешь хлеба в охоту.