Непознанное

Виктор васнецов картины в хорошем качестве. Художник васнецов и его сказочные картины

Великий художник Васнецов Виктор Михайлович родился 15 мая 1848 в селе Лопьял, в семье Михаила Васильевича Васнецова, священника. Отец прочил сыну будущее священнослужителя, и в первые годы становления молодого Васнецова юноша во всем слушался родителей и уже пошел было по стопам отца. Однако через несколько лет его судьба круто изменилась. Биография художника Васнецова содержит страницы становления и расцвета таланта одного из самых известных живописцев за всю историю Российского государства.

У него не было учеников, как, например, у В. И. Сурикова или других известных художников, но мастерство Виктора Васнецова было открыто для подражания любому начинающему живописцу. И молодые художники старались научиться "васнецовским" полутонам, присутствовавшим в его былинных сюжетах, или сочным веселым краскам, делающим пейзажи мастера такими яркими.

Семинария и искусство

В 1858 году по настоянию отца юный Васнецов был определен в духовное училище, где проучился четыре года, а затем продолжил учебу в Вятской духовной семинарии. Тогда же у него открылся талант живописца, и будущий художник стал учиться рисованию у Н. Г.Чернышова, преподавателя гимназии. Затем он с благоволения отца оставил семинарию и переехал в Петербург, где поступил в школу рисования и развития художеств, в класс Ивана Николаевича Крамского. Проучившись в школе один год, Васнецов перевелся в Академию художеств и там продолжил занятия живописью.

Свои студенческие работы художник выставлял для всеобщего обозрения еще в стенах Академии, чтобы они получили оценку признанных мастеров кисти. Отзывы маститых художников на работы начинающего живописца Васнецова были самыми благожелательными, многие критики отмечали творчество молодого художника как новое слово в искусстве.

Товарищество передвижников

После окончания Академии художеств в 1873 году Васнецов-художник стал участвовать в выставках передвижников, организованных в Петербурге и Москве. В "Товарищество" вошли двадцать известных русских художников, среди которых были: Крамской И. Н., Репин И. Е., Шишкин И. И., Д., Суриков В. И. и другие. Виктор Васнецов был представлен в передвижных выставках двумя картинами: "Витязь на распутье" и "Аленушка".

Расцвет и закат

Целью художников-передвижников было знакомство широких масс народа с русским искусством. Выставки проводились повсеместно, в городах и крупных селах, передвижничество развивалось и крепло. Расцвет "Товарищества" пришелся на 1870-1880 годы. Позже деятельность передвижников стала затухать по ряду объективных причин, и в 1922 году состоялась их последняя выставка.

Абрамцево

Русский художник Васнецов входил в "Абрамцевский художественный кружок", организованный промышленником и меценатом Саввой Мамонтовым, хозяином Устраивались встречи художников, скульпторов, писателей и музыкантов под крышей гостеприимного дома Саввы Ивановича, а позже кружок превратился в крупный центр русской культуры. Художники-живописцы приезжали в Абрамцево и месяцами жили там, создавая свои бессмертные полотна. Виктор Васнецов тоже был частым гостем, его вдохновляла нетронутая природа заповедных окрестностей, исконные русские ценности, поля, леса и деревенские люди как неотъемлемая часть пейзажей.

Академия Художеств

В 1893 году Васнецов-художник вошел с состав Академии Художеств и, уже будучи действительным членом Академии, продолжил плодотворную деятельность на поприще воссоздания русской культуры. Революционные движения в начале ХХ века затронули и великого художника. Васнецов не участвовал напрямую в деятельности "Союза русского народа", правомонархической организации, однако косвенно поддерживал черносотенное движение и даже финансировал отдельные издания, как, например, "Книги русской скорби". В 1912 году художник был введен во дворянство Российской Империи. А в 1915-м стал активным членом "Общества возрождения Руси", которое объединило многих художников того времени.

Разнообразие творчества

Творчество художника Васнецова отличается разнообразием стилей, чего нельзя сказать о других русских живописцах. Он создавал картины, используя противоположные жанры, иногда несовместимые друг с другом. Картины бытового характера с реальными персонажами сменялись полотнами со сказочными сюжетами. И все же красной нитью на протяжении всего творческого периода художника проходит былинно-историческая тематика. Именно в этом жанре Васнецовым были созданы его главные шедевры: "Богатыри" (1898 год), "Царь Иван Васильевич Грозный" (1897 год), "Иван-Царевич на Сером Волке" (1889 год), "Аленушка" (1881 год), "Витязь на распутье" (1882 год), "После побоища Игоря Святославовича с половцами" (1880 год).

Церковная тематика

В преддверии ХХ столетия Васнецов-художник, "Богатыри" которого, написанные в 1998 году, стали его визитной карточкой, обращается к религиозной теме. Он пишет картины для Владимирского собора в Киеве и храма Вознесения в Петербурге, известного как собор "Спас-на-Крови" на канале Грибоедова. Позже художник принял участие в росписи интерьера храма Александра Невского, который находится в столице Болгарии, Софии. А для московского храма Рождества на Пресне Васнецов создал эскизы потолочной и настенной росписи.

Гражданские проекты художника

Васнецов-художник в 1917 году полностью переключился на русский народный эпос, его картины-сказки "Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем", написанная в 1918 году, и "Кощей Бессмертный" 1926 года стали последними работами великого художника.

Кроме гениальных живописных полотен, Васнецов создал целый ряд архитектурно-исторических проектов:

  • В усадьбе Абрамцево была построена церковь "Спаса Нерукотворного" по эскизам Васнецова совместно с художником В.Д. Поленовым и архитектором П.М. Самариным (1882 г.)
  • В Абрамцево была построена "Избушка на курьих ножках", садовая беседка по сказочным мотивам (1883 г.)
  • Проект надгробного памятника Юрия Николаевича Говорухи-Отрока, русского писателя, в некрополе московского монастыря Скорбящего (1896 г.).
  • Русский павильон для Всемирной Парижской выставки 1898 года.
  • Проект особняка И. Е. Цветкова, совместно с архитектором Б.Н. Шнаубертом, в Москве на Пречистенской набережной.
  • Проект планировки главного входа Третьяковской галереи, при участии архитектора В.Н. Башкирова в Москве, переулок Лаврушинский (1901 г.).
  • Проект переходного терема из Оружейной палаты в Большой Кремлевский дворец в Москве (1901 г.).
  • Памятный крест, отличающий место гибели Князя Великого Сергея Александровича, в Москве (1908 г.), который был разрушен и впоследствии восстановлен скульптором Н.В. Орловым, а затем перенесен в Новоспасский монастырь.
  • Надгробие В.А. Грингмута праворадикального общественного деятеля, в Москве, в некрополе Скорбященского монастыря (1908 г.).
  • Собор Святого Александра Невского на в Москве, совместно с архитектором А.Н. Померанцевым (1911 г.).
  • Проект художественной почтовой марки, созданной для сбора средств в помощь жертвам войны (1914 г.).

Филателия

Васнецов-художник и его работы в свое время были широко представлены в филателии СССР:

  • Почтовая марка "Третьяковская галерея" художника А.С. Поманского выпущена в 1950 году. На марке изображен главный фасад Третьяковки, выполненный в 1906 году по эскизам Виктора Васнецова.
  • Серия почтовых марок, посвященная 25-летию смерти художника-живописца Васнецова, автор - художник И.И. Дубасов, 1951 год.
  • Почтовая марка с изображением В.М. Васнецова на картине художника И. Крамского", вышедшая в 1952 году в ИТЦ "Марка" под №1649.
  • Почтовая марка "Богатыри" (по картине Васнецова 1881-1898 гг) ИТЦ "Марка" №1650.
  • Почтовая марка "Витязь на распутье" (1882 год), выпущена в 1968 году, оформление художников А.Рязанцева и Г.Комлева, ИТЦ "Марка", №3705.
  • 150-летие рождения Васнецова было отмечено в России выпуском двойной почтовой марки с купоном.

За всю творческую жизнь великого художника им было написано несколько десятков полотен. 24 вошли в Золотой Фонд Русского искусства:

  • Год 1871 - "Могильщик".
  • Год 1876 - "С квартиры на квартиру".
  • Год 1878 - "Витязь на распутье".
  • Год 1879 - "Преферанс".
  • Год 1880 -
  • Год 1880 - "Аленушкин пруд".
  • Год 1880 - "Ковер-самолет".
  • Год 1881 - "Аленушка".
  • Год 1881 - "Три царевны подземного царства".
  • Год 1887 - "Воины Апокалипсиса".
  • Год 1889 - "Иван-Царевич на Сером Волке".
  • Год 1890 - "Крещение Руси".
  • Год 1897 - "Гамаюн".
  • Год 1897 - "Царь Иван Васильевич Грозный".
  • Год 1898 - "Богатыри".
  • Год 1899 - "Гусляры".
  • Год 1899 - "Снегурочка".
  • Год 1899 - "Встреча Олега с кудесником".
  • Год 1904 - "Страшный суд".
  • Год 1914 - "Илья Муромец".
  • Год 1914 - "Поединок Пересвета с Челубеем".
  • Год 1918 - "Царевна-лягушка".
  • Год 1918 - "Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем".
  • Год 1926 -

mp-3 плейер

(музыкальное сопровождение)

Сирин и Алконост. Песнь радости и печали

Прощание Олега с конем. Иллюстрация к “Песни о вещем Олеге” А.С.Пушкина

Васнецов Виктор Михайлович (Viktor Mikhailovich Vasnetsov, 1848–1926), великий русский художник, один из основоположников русского модерна в его национально-романтическом варианте.
Родился в селе Лопьял (Вятская губерния) 3 (15) мая 1848 в семье священника. Учился в духовной семинарии в Вятке (1862–1867), затем в рисовальной школе при Обществе поощрения художеств в Петербурге (где наставником Васнецова был Иван Николаевич Крамской) и в петербургской Академии художеств (1868–1875).

Васнецов - основоположник особого «русского стиля» внутри общеевропейского символизма и модерна. Живописец Васнецов преобразовал русский исторический жанр, соединив мотивы средневековья с волнующей атмосферой поэтической легенды или сказки; впрочем, и сами сказки зачастую становятся у него темами больших полотен. Среди этих живописных былин и сказок Васнецова – картины "Витязь на распутье" (1878, Русский музей, Санкт-Петербург), "После побоища Игоря Святославича с половцами" (по мотивам сказания "Слово о полку Игореве", 1880), "Аленушка" (1881),"Три богатыря" (1898), "Царь Иван Васильевич Грозный" (1897; все картины – в Третьяковской галерее). Некоторые из этих произведений ("Три царевны подземного царства", 1881, там же) представляют уже типичные для модерна декоративные картины-панно, переносящие зрителя в мир грез. Для своей картины "Аленушка" художник долго не мог найти модель. Ни одна из девочек, по мнению художника, не походила на ту сказочную сестрицу Иванушки, которую он так ясно представлял себе. Но однажды художник понял, что у его героини должны быть глаза Верочки Мамонтовой (той самой, с которой Серов писал свою «Девочку с персиками»). И он тут же переписал лицо заново, попросив девочку хотя бы полчаса посидеть перед ним неподвижно.

Мастером декоративной живописи Васнецов проявил себя в панно «Каменный век» (1883-85), написанном для московского Исторического музея, изобразив на нем древних предков славян. Но самым крупным его свершением в области монументального искусства явились росписи киевского Владимирского собора (1885-96); стремясь по возможности обновить византийские каноны, художник вносит в религиозные образы лирическое, личностное начало, обрамляет их фольклорным орнаментом.

Самобытен вклад Васнецова также в историю архитектуры и дизайна. В русском стиле он видел не просто предлог для подражания старине, но и почву для воспроизведения таких свойств древнерусского зодчества, как органическая, «растительная» целостность и декоративное богатство форм. По его эскизам в Абрамцеве были выстроены церковь в духе средневековой псковско-новгородской традиции (1881-82) и шутливо-сказочная «Избушка на курьих ножках» (1883). Им была также разработана декоративная композиция фасада Третьяковской галереи (1906) с гербом Москвы (св. Георгий, побеждающий дракона) в центре.

После 1917 художник ушел целиком в сказочную тему, о чем красноречиво свидетельствуют заглавия последних крупных полотен: «Спящая Царевна», «Царевна-Лягушка», «Кащей Бессмертный», «Царевна Несмеяна», «Сивка-Бурка», «Баба-Яга», «Три царевны подземного царства», «Сирин и Алконост»... Он существовал на пенсию, предоставленную ему, как заслуженному художнику, советской властью, которой он, в свою очередь, вынужден был продать дом, являющийся теперь домом-музеем. В горнице этого дома и по сей день стоит богатырский дубовый стол с изображение огромного Двуглавого Орла во всю ширь, который ярко иллюстрирует масштаб и дух васнецовского монархизма. Значение Васнецова для развития творческой стихии русского монархизма трудно переоценить. Именно на его картинах воспитывалось поколение будущих теоретиков русского самодержавия (И. А. Ильин, П. А. Флоренский). Именно Васнецов дал начало национальной школе в русской живописи (М. Нестеров, П. Корин, И. Билибин). Черно-белые открытки с изображениями картин Васнецова, миллионными тиражами издававшиеся в годы Первой мировой войны, способствовали высокому патриотическому подъему русского духа. Не менее велико было влияние художника и на советское искусство и культуру, именно в васнецовские буденновки (или как они первоначально назывались - богатырки), разработанные художником для одного-единственного праздничного парада царской армии, в силу особого стечения обстоятельств стали формой той армии, которая в 1918-1922 восстановила единство страны и дала отпор иностранной интервенции.

Скончался Васнецов в Москве в своей мастерской, работая над портретом художника М. В. Нестерова.

Младший брат знаменитого Виктора Васнецова, известный гораздо менее, Апполинарий Васнецов также был художником - отнюдь не был его робкой тенью, а обладал вполне самобытным дарованием. Превосходный мастер-пейзажист, А. М. Васнецов прославился как знаток и вдохновенный поэт старой Москвы. Редко кто, однажды увидев, не запомнит его картины, акварели, рисунки, воссоздающие волнующе сказочный и вместе с тем столь убеждающе реальный образ древней русской столицы.

В 1900 году Апполинарий Васнецов стал академиком петербургской Академии художеств, затем руководил пейзажным классом Московского училища живописи, ваяния и зодчества, а с 1918 году возглавлял Комиссию по изучению старой Москвы и проводил археологические исследования при земляных работах в центральной части города.

Внук Виктора Васнецова, Андрей Васнецов, тоже стал художником, впоследствии - основоположником так называемого "сурового стиля". В 1988-1992 гг. Андрей Васнецов был председателем Союза художников СССР, деействительным членом Российской Академии художеств, с 1998 - член Президиума. Был почётным председателем Фонда Васнецовых.

Родился в селе Лопьял Вятской губернии. Сын сельского священника Михаила Васильевича Васнецова и Аполлинарии Ивановны. Всего в семье было шестеро детей, в том числе Аполлинарий Васнецов – художник, известный живописными реконструкциями старой, допетровской Москвы.

Первоначальное образование получил в Вятской духовной семинарии. В 1868–1875 годах учился в Петербургской Академии художеств. В 1876 году был в Париже, затем в Италии. С 1874 года постоянно участвовал в выставках передвижников. В 1892 году получил звание академика. Как и многие русские художники того времени, стремился выйти за границы канонов академического искусства.

С 1878 года Васнецов поселился в Москве, где им были написаны самые известные картины и выработана иллюстративно-фольклорная направленность творчества. Современников поражали огромные полотна на исторические темы и темы русских сказок и былин – «После побоища», «Богатыри» и т.д.

Искусство Васнецова порождало острые дискуссии. Многие видели в нем начало нового, истинно национального направления в русской живописи. Но большинство считало его живопись безынтересной, а попытки возродить византийский и древнерусский стили бесплодными. Особые споры возникли после выхода первого номера журнала «Мир искусство» в 1898 году, где также было представлено творчество Васнецова. «Никак я не мог одобрить и то, что в первом же номере, имевшем как-никак значение известного credo наших идеалов и стремлений, половина иллюстраций была посвящена тому художнику, к которому у меня выработалось определенное отрицательное отношение, а именно к Виктору Васнецову» – негодовал А.Н. Бенуа. Чуть позже Михаил Нестеров писал: «Десятки русских выдающихся художников берут свое начало из национального источника – таланта Виктора Васнецова».

Тем не менее, творчество В.М. Васнецова оказало влияние на художников периода модерн и, особенно, на художников Абрамцевского кружка С.И. Мамонтова, одним из организаторов которого и активным участником он был в 1880-х годах. Васнецов исполнил костюмы и декорации для постановок в театре Мамонтова, в 1881 году вместе с В. Поленовым построил церковь в «русском стиле» в Абрамцеве. В дальнейшем он спроектировал и осуществил немало построек: собственный дом и мастерскую в 3-м Троицком переулке (ныне Васнецова), галерею Цветкова на Пречистенской набережной, фасад главного здания Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке и т.д.

В 1885-1896 годах принимал участие в работе над росписями Владимирского собора в Киеве. Обращение к религиозной теме им было продолжено в мозаиках для храма Вознесения в Петербурге, росписях и мозаиках храма Рождества Иоанна Предтечи на Пресне и т.д.

Был женат на Александре Владимировне Рязанцевой. Имел сыновей: Бориса, Алексея, Михаила, Владимира и дочь Татьяну.

Умер в Москве в своей мастерской во время работы над портретом. Похоронен на Лазаревском кладбище. Позднее его прах был перенесен на Введенское кладбище Москвы.

Виктор Михайлович Васнецов

Сегодня я хочу рассказать вам о русском художнике Викторе Васнецове.

Было время, когда его картины с самого раннего детства входили в жизнь молодого россиянина и это имя (как и картины автора) было известно любому, кто закончил простую среднюю школу.

Художник Виктор Васнецов. Биография

Творческий путь художника Виктора Васнецова начался в 70-х годах девятнадцатого века. Это было время, когда творили такие знаменитые ровесники и современники Васнецова, как Репин И.Е, Суриков В.И., Поленов В.Д. и многие другие. В те времена русская публика с огромным интересом и восторгом следила за успехами зарождающегося «реалистичного искусства» и просто «валом валила» на выставки Товарищества передвижных художественных выставок.

Огромный интерес был не только к живописи. Литература, наука, музыка – всё было интересно, всё было согрето идеей возрождения русской культуры и русских традиций.

Художник Виктор Васнецов родился 15 мая 1848 года в глухом вятском селе Лопатья, в семье сельского священника. Большая семья очень скоро, после рождения Виктора, перебралась в село Рябово Вятской губернии. В этом забытом Богом селе и прошло детство будущего художника.

Быт семьи сельского попа мало отличался от быта просто крестьянина. Тот же огород, скотина, народные песни и сказки.

В скором времени молодой человек отправляется в Вятку и становится учеником духовной семинарии. Учиться было скучно, и Виктор начал брать уроки рисования у учителя гимназии Н.Г. Чернышова. Васнецов с большой радостью и желанием рисовал с гипсов и литографии в Вятском музее, устроился помощником художника Э. Андриолли, который в это время расписывал собор в Вятке.

В 1967 году будущий художник приезжает в Петербург и через год поступает в Петербургскую академию художеств. Тут у него начинается совсем другая жизнь: он подружился с Репиным и Антокольским, Стасовым и Крамским. Бесчисленные собрания и литературные вечеринки, споры о путях развития русского искусства и культуры.

Многие современники художника вспоминали, что в тот период Васнецов увлекся чтением русских былин, изучал национальную культуру, фольклор и народное творчество. Однако, его обучение в академии стало просто формальным – умер его отец и Васнецов больше времени уделял элементарной борьбе с нуждой. Нужно было как-то жить самому и помогать матери, которая осталась одна с малолетними детьми на руках. Может быть поэтому, вспоминая впоследствии годы, проведенные в академии, Васнецов называл своим единственным учителем лишь одного Чистякова П.П., с которым у Виктора сложились дружеские отношения и к которому он очень часто обращался за помощью и советом.

Будучи студентом, Васнецов прославился, как автор многочисленных рисунков, на которых были запечатлены жанровые сценки и городские типы. В газетах критики хвалили молодого автора за наблюдательность и доброжелательный юмор, демократическую симпатию. И предрекали ему великое будущее, как типисту (было такое слово. Это тот, кто рисует типажи).

Однако, Васнецов видит себя серьезным художником и пробует свои силы в живописи. Его жанровые картины замечает публика. Особый успех выпал картине «С квартиры на квартиру».


С квартиры на квартиру

Эту картину приобрел для своей знаменитой выставки П.М. Третьяков.

Критики не ругают художника, но отмечают, что его жанровые картины не отличаются своеобразием по композиции и скромны по живописи.

Совсем другого порядка картина «Преферанс» (1879 г).


Преферанс

Её называют лучшей не только в творчестве молодого художника, но и русской жанровой живописи второй половины девятнадцатого века. Вот, что сказал о этой картине и о художнике Крамской:

Вся русская школа за последние 15 лет больше рассказывала, чем изображала. В настоящее время тот будет прав, кто изобразит действительно не намеком, а живьем. Вы один из самых ярких талантов в понимании типа. Неужели Вы не чувствуете своей страшной силы в понимании характера?

Однако, несмотря на несомненный успех, жанровая живопись не приносила полного удовлетворения самому Васнецову. Хотелось чего-то совсем иного, другие типажи и образы привлекали художника.

Репин зовет Васнецова в Париж – развеяться и осмотреться, напитаться новыми идеями.

Васнецов целый год живет в Париже, изучает живопись современных французских мастеров, посещает музеи. И решает вернуться в Россию, и поселиться в Москве.

Желание жить в Москве совершенно не случайно – Москва давно манит к себе художника. Много лет спустя он напишет:

Когда я приехал в Москву, то почувствовал, что приехал домой и больше ехать некуда – Кремль, Василий Блаженный заставляли чуть не плакать, до такой степени всё это веяло на душу родным, незабвенным.

Нужно сказать, что Москва в тот период привлекала не одного Васнецова. Примерно в то же время в Москву перебираются Репин и Поленов, переезжает из столицы Суриков. Художников остро интересовала древняя столица, как чудотворный оазис, способный напоить искусство живительными силами. Не нужно забывать, что конец девятнадцатого века – это время, когда резко вырос интерес к отечественной истории и отечественной культуре.

Именно в Москве Васнецов совершает «решительный и сознательный переход из жанра». Он вдруг четко осознал, что все эти годы неясно грезил русской историей и русскими былинами, старыми русскими сказками.

И очень скоро на свет появилось первое полотно художника, как результат этих «исторических грез».


После побоища Игоря Святославовича с половцами

«После побоища Игоря Святославовича с половцами» публика и критики встретили достаточно прохладно. «Народ» требовал археологически точного изображения баталии, а «сказку и былину» принимать не хотел.

Художник пытался объяснить, что заимствуя сюжет из «Слова о полку Игореве», он не пытался создать иллюстрацию к произведению. Нет. Он сознательно убрал с полотна кровь и грязь реального боя, и хотел создать героическую картину, которая бы отражала русский дух и привлекала зрителя не ужасными деталями прошедшей сечи, а скрытой драмой, и красотой, и созданием поэтического художественного образа.

Чистяков писал Васнецову:

Вы, благороднейший, Виктор Михайлович, поэт-художник! Таким далеким, таким грандиозным и по-своему самобытным русским духом пахнуло на меня, что я просто загрустил, я, допетровский чудак, позавидовал Вам.

Художник предложил публике совершенно новый художественный язык, который был изначально не понят и не услышан.

Но, так чувствовали не все. Как только картина появилась на выставке, её сразу же приобрел Третьяков, который понял, какие возможности новое направление открывает для русского реализма. И с той поры известный меценат и коллекционер зорко следил за каждым творческим шагом художника.

А между тем, жизнь Васнецова в Москве складывалась просто счастливо: он нашел себе добрых друзей, часто бывал в доме у Третьякова П.М. на знаменитых музыкальных вечерах.

Ещё одним другом, который сыграл большую роль в судьбе художника, стал Савва Иванович Мамонтов. Художник всегда был желанным гостем и в загородном доме, и в знаменитой усадьбе «Абрамцево». Мамонтов просто беззаветно любил русскую старину, народное искусство и поддерживал молодых художников и литераторов. Очень скоро, благодаря стараниям Васнецова, в «Абрамцево» сложился дружный кружок, который состоял из молодых художников, музыкантов, артистов, литераторов, которые видели истоки своего творчества в русской культуре, в её истоках и её уникальности.

Картины художника Виктора Васнецова

Именно в «Абрамцево» (где художник долгое время жил) зародился первый цикл сказочных картин Васнецова. Цикл открывали три картины, которые были написаны по заказу Мамонтова: «Три царевны подземного царства», «Алёнушка», «Иван Царевич на сером волке».


Три царевны подземного царства Алёнушка Иван-Царевич на Сером Волке

Картины со сказочными сюжетами Васнецов писал всю свою жизнь. При всем их разнообразии (и даже неравноценности) все картины объединяет, в первую очередь, желание раскрыть внутреннее содержание русской сказки, создать атмосферу реальную и одновременно фантастическую. Сказочную. С особым пониманием добра и зла. И верой в справедливость и торжество добра.


Ковёр-самолёт
Витязь на распутье

Уже в первых работах художника видна большая любовь к народному костюму и внимание к его деталям. Именно в этот период участники Абрамцевского кружка начинают заниматься углубленным изучением старинного народного костюма, форм и орнаментики. И полученные знания Васнецов использует в написании своих картин.


Спящая царевна Снегурочка

Ярким примером увлечения народным костюмом стал этюд художника «В костюме скомороха».

В костюме скомороха

В 1881 году Васнецов пишет одну из лучших своих сказочных картин - «Аленушка». Эту картину он пишет в Абрамцево. Там же, в Абрамцево, художник приступил к художественному оформлению спектакля «Снегурочка».


Палаты царя Берендея. Эскиз декорации к опере

Спектакль изначально был поставлен в доме Мамонтова, а в последствии, перенесен на профессиональную сцену.

При всем успехе «Аленушки» самым грандиозным замыслом восьмидесятых годов стали «Богатыри». Эту картину художник писал почти двадцать лет (1881-1898). Нужно сказать, что за этот период Васнецов написал несколько больших и очень значимых работ.

Картина-фриз «Каменный век» (1882 – 1885) для Московского Исторического музея - 16 метров в длину, состоящая из трех частей: первая посвящена жизни и быту древних людей, вторая – это сцена охоты на мамонтов, третья – «Пиршество».

Именно благодаря «Каменному веку» художник получил подряд на роспись Владимирского Собора в Киеве.

Эскизы для росписи Владимирского собора. Княгиня Ольга и Нестор-летописец

В 1891 году работы по росписи были почти закончены и художник, вместе с семьей, возвращается в Москву. К этому периоду материальное положение семьи настолько улучшилось, что Васнецовы смогли купить небольшую усадьбу в Абрамцево и построить в Москве небольшой дом с мастерской. Именно в этой мастерской художник возобновляет работу над «Богатырями» и, одновременно, начинает писать картину «Царь Иван Васильевич Грозный» (с этой картиной в 1897 году художник в последний раз выступит на выставке передвижников).

Царь Иван Васильевич Грозный

В 1899 году в Москве открывается первая персональная выставка художника. И центральным произведением выставки становятся «Богатыри».


Три богатыря

В последние годы XIX века Васнецов находится на пике славы: о художнике хорошо и много пишут отечественной и зарубежной прессе, его мастерскую посещают известнейшие музыканты, художники и писатели. Третьяков в своей галерее (уже переданной в дар Москве) строит специальный зал для произведений Васнецова.

В это период художника, вдруг, увлекла архитектура. Много лет назад в Абрамцево по эскизам художника были возведены две небольшие постройки: домашняя церковь и «Избушка на курьих ножках». Позднее – фасад Третьяковской галереи и несколько частных домов в Москве.


Гусляры

«Преданья старины глубокой» ожили благодаря кисти Виктора Васнецова. Богатыри и царевны вышли за рамки книжных строк и иллюстраций. Художник вырос в глуши уральских лесов на русских сказках, звучавших под треск лучины. И уже будучи в Петербурге, воспоминания детства не забыл и перенес те волшебные истории на холст. Рассматриваем сказочные полотна с Натальей Летниковой .

Аленушка

Босая простоволосая девушка на берегу лесной реки. С невыразимой печалью смотрит в глубокий омут. Грустная картина навеяна сказкой о сестрице Аленушке и братце Иванушке, а рисовал сироту с крестьянской девушки из усадьбы Ахтырка, добавляя, как признавался сам, черты Веруши Мамонтовой - дочери известного московского мецената. Девичьей печали вторит и природа, переплетаясь с поэзией народных сказаний.

Иван Царевич на Сером Волке

Мрачный темный лес. И вполне ожидаемый для такой чащи серый волк. Только вместо злобного оскала у хищника человеческие глаза, а на нем - два седока. Настороженный Иванушка бережно придерживает покорную судьбе Елену Прекрасную. Узнаваем не только сюжет русской сказки, но и образ девушки. Художник наделил сказочную героиню реальными чертами - племянницы Саввы Мамонтова, Натальи.

В.М. Васнецов. Алёнушка. 1881 г.

В.М. Васнецов. Иван Царевич на сером волке. 1889 г.

Богатыри

Виктор Васнецов. Богатыри. 1898

Одной из самых известных картин в русской живописи Васнецов посвятил 20 лет жизни. «Богатыри» стали и самой масштабной картиной художника. Размер полотна - почти 3 на 4,5 метра. Богатыри - образ собирательный. Илья, к примеру, это крестьянин Иван Петров, и кузнец из Абрамцева, и извозчик с Крымского моста. В основе картины - детские ощущения автора. «Так и встало перед глазами: взгорья, простор, богатыри. Дивный сон детства».

Песнь радости и печали

Виктор Васнецов. Сирин и алконост. Песнь радости и печали. 1896

Алконост и сирин. Две полуптицы с призрачными обещаниями безоблачного рая в будущем и с сожалениями о рае утраченном. Васнецов приукрасил бесполых птиц, подарив мифическим существам прекрасные женские лица и богатые короны. Пение сирина столь печально, что почернели листья векового дерева, восторг алконоста может заставить забыть обо всем… если задержаться взглядом на картине.

Ковер-самолет

Виктор Васнецов. Ковер-самолет. 1880

Картина для Управления железной дороги. Не поезд и даже не почтовая тройка. Ковер-самолет. Так откликнулся Виктор Васнецов на просьбу Саввы Мамонтова написать картину для нового проекта промышленника. Сказочный летательный аппарат - символ победы над пространством озадачил членов правления и вдохновил самого художника. Мамонтов приобрел картину, а Васнецов открыл для себя новый мир. В котором нет места обыденности.

Три царевны подземного царства

Виктор Васнецов. Три царевны подземного царства. 1884

Золото, медь и уголь. Три богатства, что скрыты в недрах земли. Три сказочные царевны - воплощение благ земных. Гордая и надменная золотая, любопытная медная и робкая угольная. Царевны - хозяйки горных рудников, привыкшие повелевать людьми. Картин с таким сюжетом сразу две. На одной из них в углу - в качестве просителей фигуры двух мужиков, угодливо заглядывающих в красивые холодные лица.

Кощей Бессмертный

Виктор Васнецов. Кощей Бессмертный. 1917–1926

Богатые хоромы с шоколадными, красными и золотыми оттенками. Роскошь парчи и редких пород дерева - достойное обрамление для неподъемных сундуков с сокровищами, и главного сокровища, что Кощею в руки не дается, - молодой красавицы. Девушку интересует меч, которым, правда, Кощея не победить. Образ главного сказочного злодея Виктор Васнецов писал девять лет. Хронологически картина стала для художника последней.