Психология

Виталий Волович: о времени, о себе и о «порочной привычке делать книжки. Буклеты и каталоги к выставкам

Виталий Волович родился 3 августа 1928 года, в Спасске-Дальнем, Приморского края в писательской семье. Мать, Клавдия Владимировна Филиппова (1902-1950) - журналистка (сотрудничала с «Уральским рабочим», «Уральским современником», «Литературным альманахом»), писательница (повести «В гимназии» (1938), «Между людьми» (1940)). Отчим, Константин Васильевич Боголюбов (1897-1975) - писатель, литературовед, исследователь уральской литературы. В 1932 году семья переезжает в Свердловск.

После окончания в 1948 году Свердловского художественного училища Волович начал сотрудничать со Среднеуральским книжным издательством: оформляет обложки книг Н. Куштум «Сторона моя родная» (1953), Б. Дижур «Раздумья» (1954), М. Пилипенко «Дороги» (1955) и др. К наиболее ярким работам этого периода можно отнести иллюстрации к «Кладовой солнца» М. Пришвина, которые одобрил сам писатель: «„Кладовую солнца“ издавали бесчисленное количество раз разные страны, и у меня на полке „Кладовые“ всех размеров и цветов. Но Ваша - лучшая»

Первые работы создавались в технике перового рисунка тушью, затем художник обращается к технике линогравюры, офорта, литографии, книжной и станковой графике; в последнее время использует темперу, акварель, гуашь. Стилистическое своеобразие определяется экспрессивностью, выразительностью линий и штриховки, тягой к монументальности.

Известность Воловичу принесли иллюстрации средневековой литературы: «Слова о полку Игореве», «Ричарда III», «Романа о Тристане и Изольде» и других произведений.

С 1952 года Виталий Волович участвует в художественных выставках, первые работы были выставлены в Ирбите (Свердловская область). В 1956 году принят в Союз художников СССР.

Работы Виталия Воловича находятся в музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина в Москве, Пражской национальной галерее, Моравской галерее в г. Брно, в музее современного искусства в Кельне, в музее И. В. Гете в Веймаре, галереях Екатеринбурга, Саратова, Новосибирска, Перми, Государственной Третьяковской галерее, Государственном русском музее Санкт-Петербурга и др.; в частных собраниях России, Америки, Германии, Франции, Израиля, Австрии, Испании и т. д.

В настоящее время (2009 год) Виталий Волович живёт и работает в Екатеринбурге.

Признание и награды

  • 1973 - Заслуженный художник РСФСР
  • 1995 - лауреат премии имени Г. С. Мосина
  • 1999 - лауреат премии губернатора Свердловской области за выдающиеся достижения в области литературы и искусства
  • 2005 - Золотая медаль Российской академии художеств за серию графических листов к трагедии Эсхила «Орестея»
  • 2007 - Член-корреспондент Российской академии художеств
  • 2007 - Почётный гражданин города Екатеринбурга
  • 2008 - в Екатеринбурге установлена скульптурная группа «Горожане. Разговор», изображающая трёх знаменитых уральских художников Виталия Воловича, Михаила Брусиловского и Германа Метелёва
  • 2008 - Почётный гражданин города Ирбита

А также многочисленные медали и дипломы всероссийских, всесоюзных и международных смотров искусства книги.

Творчество

Циклы

  • «Цирк»
  • «Женщины и монстры»
  • «Средневековые мистерии»
  • «Иерусалим» (1995)
  • «Екатеринбург» (1997)

Иллюстрации

  • «Слово о полку Игореве»
  • «Орестея» Эсхила
  • «Ричард III», «Отелло» Шекспира (1972. Офорт.)
  • «Роман о Тристане и Изольде» Ж. Бедье (1972. Автолитография)
  • «Эгмонт» И. В. Гёте (1980)
  • «Страх и отчаяние в Третьей империи» Б. Брехта (1970. Офорт)
  • Ирландские саги
  • Сказы П. П. Бажова

Библиография

Книги и научные сборники

  • Буторина Е. Виталий Волович // Художники книги: ВААП-Информ. М., 1981.
  • Воронова О. Виталий Волович // Искусство книги: 1972-1980. М., 1987. Вып. 10. С. 169-181.
  • Воронова О. Виталий Волович. Книжная графика. М.: Сов. художник, 1973. 140 с., ил.
  • Голынец Г., Голынец С. Виталий Волович // Советская графика, 78. М., 1980. С. 60-68.
  • Горбачева Н. «Орестея» В. Воловича // Горбачева Н. На палитре памяти: Время. Художники. Выставки. Екатеринбург, 1996. С. 42-43.
  • Ольшанский Д.А. Еврейская традиция в графике Виталия Воловича // Восток – Россия – Запад. Мировые религии и искусство. СПб: Государственный Эрмитаж, 2001. С. 131–134.
  • Ольшанский Д.А. Образы Бертольта Брехта в графике Виталия Воловича // Визуальная культура ХХ века и проблемы современного образования. Пермь, 1999. С. 158–160.
  • Семь Екатеринбургских художников: Виталий Волович. Александр Алексеев-Свинкин. Герман Метелев. Ольга Штукатурова. Владимир Чурсин. Михаил Сажаев. Юрий Филоненко / Сост., дизайн: В. В. Штукатуров. Авторы вступит. ст. Г. С. Холодова, А. В. Степанов. Руководитель проекта Ю. А. Кукарских. Екатеринбург: Промдизайн, 1999. 127 с., ил. (С частичным переводом на англ. яз.)
  • Уроженко О. Виталий Волович: проблемы становления мироотношения (1950-е - середина 1960-х гг.) // Из истории художественной культуры Урала: Сб. науч. тр. Свердловск, 1985. С. 107-121.
  • Уроженко О. Виталий Волович: феномен творческой зрелости (середина 1960-х - 1980-е гг.) // Из истории художественной культуры Урала. Сб. науч. тр. Свердловск, 1988. С. 98-121.

Журнальные публикации

  • Абельская Р. Волович // Вита. 1997. № 10. С. 28-32.
  • Волович В. Мода и свобода // Урал. 1993. № 5. С. 3-9.
  • Воронова О. Свое прочтение Шекспира // Творчество. 1968. № 8. С. 15-16.
  • Голынец С. Виталий Волович // Литература и ты. М.,1977. Вып. 6. С. 213-216.
  • Лебедева В. Монументальность графики // Искусство. 1976. № 6. С. 22-28.
  • Незнанский Л. Графика Виталия Воловича // Искусство. 1966. № 7. С. 32-36.
  • Тубин Я. Летят стрелы каленые. Урал. 1984. № 6.
  • Тубин Я. Серия станковых гравюр В. Воловича по мотивам «Слова о полку Игореве». Советская графика. Вып. 9. М., 1985. С.

Буклеты и каталоги к выставкам

  • Виталий Михайлович Волович: Шестнадцать репродукций / Вступит. ст. Л. Дьяконицына. Л.: Художник РСФСР, 1975.
  • Заслуженный художник РСФСР Виталий Михайлович Волович: Каталог выставки [в Москве] / Сост. и автор вступит. ст. С. В. Голынец. Л. Художник РСФСР, 1977. 32 с., ил.
  • Виталий Михайлович Волович: Каталог выставки/ [Вступит. ст. С. В. Голынца]. Галерея искусства. Карловы Вары, 1977. 25 с., ил. (На чешском яз.)
  • Виталий Волович. Алексей Казанцев Художники путешествуют. Каталог вставки / Сост. и автор вступит. статьи Н. Ф. Горбачева. Свердловск, 1982. с., ил.
  • Виталий Волович: Графика. Буклет / Сост. и автор вступит. статьи. С. В. Голынец. Свердловск, 1984. 16 с., ил.
  • Виталий Волович. Книжная, станковая графика. Каталог выставки / Сост. и автор вступит. ст. Н. Горбачева. Свердловск, 1985. с., ил.
  • Виталий Волович. Книжная станковая графика: Каталог выставки / Сост. и автор вступит. ст. А. И. Корчак. Магнитогорск, 1988.
  • Галерея «Автограф»: Живопись, графика из коллекции Т. Ф. Набросовой-Брусиловской / Сост. каталога Т. Ф. Набросова-Брусиловская. Автор вступит. статей В. М. Волович и Г. С. Метелев. Изд. Е. В. Ройзман. Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 2000. 166 с., ил. (С переводом на англ. яз.)
  • Виталий Волович: Книжная и станковая графика. Каталог собрания / Отв. за вып., сост. выст. и каталога, автор макета и ред. В. Карпов. [Предисловие В. Воловича, послесловие Н. Горбачевой]. Ирбитский государственный музей изобразительных искусств. Ирбит, 1998. 80 с., ил.
  • Виталий Волович: Старый Екатеринбург. [Альбом] / Статьи А. Мосина, В. Воловича, С. Голынца. Координатор проекта С. Прудкова. Екатеринбург: Промдизайн 1998. С. 119, ил. (С частичным переводом на англ. яз.)
«Виталий Волович – личность легендарная, овеянная славой, мифами, поклонением. Можно сказать, что пока в Екатеринбур­ге живет Волович, у города есть будущее».

Так образно характе­ризовал художника его друг и кол­лега Миша Брусиловский. Дей­ствительно, список выставок у нас и за рубежом, в которых участво­вал Волович, перечислить невозможно. Творения художника представлены в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина и Государственной Третьяковской галерее (Москва), Государственном Русском музее (Санкт-Петербург), художественных музеях Екатеринбурга, Ирбита, Новосибирска, Перми, Саратова, Ярославля, а также в музеях и частных собраниях Чехии, Германии, Англии, Австрии, США, Израиля, Франции, Испании.

В атмосфере творчества, любви и дружбы

Виталий воспитывался в атмосфере творчества, любви к художественному слову: мама, Клавдия Владимировна Филиппова – журналист, прозаик, драматург; отчим, Константин Васильевич Боголюбов – известный уральский писатель и литературовед. В их доме часто бывали литераторы Елена Хоринская, Белла Дижур, Юрий Хазанович, Иосиф Ликстанов, иногда приходил и Павел Петрович Бажов. В семье лю­били музыку и театр, одно время Виталий Волович даже хотел стать артистом. Однако в 15 лет поступил в Свердловское художе­ственное училище.

Однокурсники Алексей Казанцев и Юрий Истратов стали друзьями на всю жизнь. Со временем круг друзей, единомышленников в проблемах искусства, расширялся, в него вошли Эрнст Неизвестный, Миша Брусиловский, Геннадий Мосин, Герман Метелев, другие уральские и московские художники. Виталий Михайлович всегда находился в центре этого творческого содружества, был его душой. Воловичу в этой среде предстояло занять особое место, дав пример подвижнического отношения к своему делу, неустанно совершенствуя мастерство, работая ежедневно по десять и более часов, занимаясь в музеях и библиотеках.

После училища Волович сотрудничал со Средне-Уральским книжным издательством, но успех пришел не сразу. Книгочей и интеллектуал Волович начал свой творчес­кий путь с иллюстрирования притч и народных сказок. Оформление сказок народов мира и особенно уральских ска­зов П. Бажова «Малахитовая шка­тулка» стали фун­даментом его будущих успехов. Большой удачей назвал иллюстрации к рассказу «Кладовая солнца» автор этого произведения Михаил Пришвин.

«Ни одного конфликта ни с Сервантесом, ни с Шекспиром…»

Как и у многих талантливых художников, у Виталия Михайловича возникали трудности с официальной работой в Свердловске: в издательстве его обвиняли в формализме, не давали выставляться и даже отзывали дипломы, полученные на различных книжных конкурсах.

«Как-то я собрал свои картины и рисунки и отправился в Москву. Там мне сразу заказали иллюстрации к «Песне о Соколе» и «Песне о Буревестнике» Максима Горького. Книга получила много наград, и мне предложили участвовать в международном конкурсе иллюстраторов в Лейпциге. Я выбрал романы Стивенсона – и получил серебряную медаль! …нет ничего лучше работы с мертвыми авторами: у меня за все время не было ни одного конфликта ни с Сервантесом, ни с Шекспиром, ни с кем-то еще», – улыбается художник.

Удивительно, что для каждой книги, иллюстра­ции к которой создает Волович, он находит адекватные только этому произведению изобрази­тельные средства и техни­ку исполнения, характери­зующие эпоху, героев и отношения между ними: такое под силу лишь великому масте­ру. Так, иллюстрации к «Ричарду III» исполне­ны в жесткой манере гравюры на металле, и стиль этот как нельзя лучше характеризует жестокую эпоху династичес­ких войн средневековой Анг­лии, а оформление средневе­ковой легенды о любви рыца­ря Тристана и королевы Изольды исполнено в технике литогра­фии, живописной и мягкой.

Названные работы мастера имели большой общественный резонанс, были актом гражданс­кого мужества. В художествен­ном же отношении они явились бесспорным вкладом в развитие искусства.

В 1982 году В. М. Воловичу была оказана честь иллюстрировать «Слово о полку Игореве» – шедевр русской словесности. Запечатлев сцены нашествий, сражений и расправ, он подчеркнул антивоенное звучание поэмы.

К постижению основ мироздания

В начале 90-х оказалась ненужной и практически исчезла профессия иллюстратора. С точки зрения экономической, иллюстрации только увеличивают стоимость книги. Лет 14 кряду Волович оставался без работы художника-иллюстратора. Пока не придумал создавать художественные альбомы. В таком формате изданы книги «Средневековый роман», «Парад-алле», «По страницам европейской эротической литературы», куда вошли избранные отрывки из произведений Апулея, Катулла, Овидия, Боккаччо, Генри Миллера, Лоуренса, Овидия, де Сада, Казановы и многих других. И, разумеется, иллюстрации Виталия Воловича.

Есть у В. М. Воловича и живописные циклы – «Чусовая. Таватуй. Волыны» и «Старый Екатеринбург». Вступление к книге «Старый Екатеринбург» заканчивается так:

«Я рисовал – следовательно, я любил». Все его время занимает работа. На свою занятость творец не жалуется, напротив – считает ее счастьем: «Все лучшее, что происходит в моей жизни, происходит в мастерской!».

Удивительно, что накопленное художником мастерство, получивший мощное развитие талант не заглушили в его душе звучащей, как в юности, космической му­зыки сфер. Его работоспособность и самодисциплина поразительны. Виталий Волович не только художник, он еще и боец – вместе с другом Мишей Шаевичем Брусиловским они боролись за создание музея Эрнста Неизвестного, еще одного великого уральца. И победили!

Важным событием в жизни художника стал выход книги «Мастерская. Записки художника». История написания книги драматична: после смерти жены, с которой Виталий Михайлович прожил 47 лет, художник, чтобы пережить потерю, стал писать вечерами. Виталий Волович изложил в книге историю своей жизни. Сам автор рассматривает книгу как «…попытку разобраться в себе, в профессии, может быть, в психологии творчества…» Но содержание ее неизмеримо глубже, значительнее.

Художники должны жить дол­го, чтобы осмыслить и понять свою эпоху и высказать свое суждение о ней. Виталий Михайлович – человек редкостной культуры и образованности – не судит нашу эпоху. Он понимает, что на это имеет право лишь Все­вышний.

Признание и награды В. М. Воловича:

  • Академик Российской Академии художеств
  • Народный художник России
  • Лауреат премии имени Г. С. Мосина и премии губернатора Свердловской области за выдающиеся достижения в области литературы и искусства
  • Золотая медаль Российской академии художеств за серию графических листов к трагедии Эсхила «Орестея»
  • Почётный гражданин города Екатеринбурга и города Ирбита

Заслуженный художник РСФСР (1973 г.), лауреат премии им. Г.С. Мосина (1995 г.), лауреат премии Губернатора Свердловской области за выдающиеся достижения в области литературы и искусства (1999 г.), первый на Урале член-корреспондент Российской Академии художеств (2007 г.).

Родился в 1928 году в г. Спасске на Дальнем Востоке. Умер 20 августа 2018 года в Екатеринбурге.

В 1932 г. переехал в г. Свердловск. Воспитывался в писательской среде, но страсть к рисованию жила в нём с детства. В 1943 г. поступил в Свердловское художественное училище на живописное отделение. Его учителя - А.А. Жуков и О.Д. Коровин, который как опытный книжный график оказал на В. Воловича сильное влияние. Большое значение для художника имело общение в юности с живописцем С.А. Михайловым.

Окончив училище в 1948 г., В. Волович посвятил себя книге. Он иллюстрировал «Кладовую солнца» М. Пришвина, «Малахитовую шкатулку» П.П. Бажова, легенды и сказки народов мира и др.

С 1952 г. участвует в художественных выставках, с 1956 г. - член Союза художников СССР. На всероссийских, всесоюзных и международных смотрах искусства книги В. Волович неоднократно награждался медалями и дипломами. Работал в техниках линогравюры, офорта, литографии, ныне предпочитает акварель, гуашь, темперу.

В 60-е гг. художник создаёт иллюстрации к «Песне о Соколе» и «Песне о Буревестнике» Горького - типичный образец сурового стиля; иллюстрации к балладе Р. Стивенсона «Вересковый мёд» (1965). Символами человеческих страстей и страданий воспринимаются в трактовке В. Воловича герои трагедий Шекспира «Отелло» и «Ричард III» (1968). Наряду с литературой, источником вдохновения для него явился театр. Трагедийность мировосприятия В. Воловича нарастала год от года. Преследующий человека неумолимый рок становится главной темой иллюстраций к исландским и ирландским сагам (1968), где люди представлены в космическом пространстве сплетёнными в тесный клубок со зловещими химерами. Тема борьбы добра и зла - главная в творчестве художника.

В 70-80-е гг. художник работает над циклами станковых работ: «Цирк», «Средневековые мистерии», «Женщины и монстры», «Моя мастерская», которые, как и иллюстрации книжной графики, строятся на исторических параллелях, иносказаниях. В эти годы художник выполняет иллюстрации к ряду классических произведений: «Роману о Тристане и Изольде» Ж. Бедье, к трагедии Гёте «Эгмонт», к «Слову о полку Игореве», к трагедии Эсхила «Орестея» и др.

В. Волович много путешествовал и рисовал с натуры, особенно интересны пейзажи Екатеринбурга. Он словно заново открыл город своего детства. В старинных кирпичных сооружениях, в их нескладной эклектике проявляются очертания средневековых замков и донжонов, возникающие ассоциации акцентируются неожиданными ракурсами, декоративными цветовыми сочетаниями. Художник вносит остроту и напряжённость в восприятие Екатеринбурга: это драматическая повесть о жизни старого города, уходящего в прошлое, но продолжающего отстаивать свою самобытность. В 2006 г. вышел альбом «В. Волович: Старый Екатеринбург. Чусовая. Таватуй. Волыны» (акварель, рисунок, темпера) (в 2-х томах).

Произведения В. Воловича хранятся во многих государственных и частных собраниях в России и за рубежом: в Государственной Третьяковской галерее и в Государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина в Москве, в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге, в музеях Екатеринбурга, Нижнего Тагила, Ирбита, Перми, Челябинска, Магнитогорска, Новосибирска, Красноярска, Саратова, в Пражской национальной галерее, в Моравской галерее в Брно, в Музее современного искусства в Кёльне, в музее И. В. Гёте в Веймаре и других.

https://www.сайт/2018-08-20/chem_proslavilsya_na_ves_mir_vitaliy_volovich_ego_raboty_i_dostizheniya

«Личность легендарная, овеянная славой, мифами»

Работы и достижения, прославившие художника Виталия Воловича на весь мир

Виталий Волович Яромир Романов

В Екатеринбурге сегодня утром скончался художник Виталий Волович. Он был коренным екатеринбуржцем, прожил в столице Урала 85 лет из 90, при этом прославился на весь мир. Принято считать, что известность ему принесли иллюстрации к средневековой литературе, но его работы следует рассматривать и как совершенно самостоятельные произведения. Рисунки Воловича хранятся в Государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина в Москве, Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге, Пражской национальной галерее, Моравской галерее в Брно, Музее современного искусства в Кельне, Музее И. В. Гёте в Веймаре, галереях Екатеринбурга и других российских городов. Волович много путешествовал и рисовал до конца своей жизни..

Мама Виталия Воловича — Клавдия Филиппова была писательницей. В детстве будущему художнику больше нравилась музыка, он мечтал петь в опере, пишет itsmycity.ru . Будучи ребенком, «репетируя арии» в парке имени Павлика Морозова, Волович простудился и заболел ангиной, а пока болел, взялся за карандаш. «Шекспир меня в детстве совершенно поразил, потому что там, помимо самих сочинений, были удивительные рисунки сэра Джильберта… Я стал рисовать именно под впечатлением от этих публикаций — и рисовал взахлёб», — рассказывал позднее сам художник в воспоминаниях, записанных Анной Матвеевой .

Волович В. М. Из серии иллюстраций к трагедии В. Шекспира. «Отелло. Венецианский мавр»ЕММИ

К слову, именно иллюстрации к средневековой литературе и литературе эпохи Возрождения («Роман о Тристане и Изольде», «Ричард III»), принесли ему мировую известность. Он также создал иллюстрации к шедевру древнерусской словесности «Слову о полку Игореве». Успех пришел к нему после Международной выставки книги в Лейпциге в 1965 году, где он представил оформлен-ную и проиллюстрированную им шотландскую балладу Стивенсона.

ЕММИ

Виталий Волович стал иллюстрировать книги сразу после окончания Свердловского художественного училища. В начале 50-х он начал сотрудничать со Средне-Уральским книжным издательством.

Пензенская областная картинная галерея

Одним из первых крупных заказов Воловича были иллюстрации к сказам Павла Бажова, с которым дружила его мать. Добавим, она также была дружна с матерью известного скульптора Эрнста Неизвестного.

«С увлечением делал "Шкатулку", мне все было очень интересно, я как раз пытался найти и оправдать свои вкусы, взгляды. А потом получилось так, что я с треском вылетел из местного издательства как формалист и отправился покорять Москву, с папочкой рисунков вместо трех экю. Там меня встретили иронически и любовно, предложили делать иллюстрации к стихам Горького «Песня о соколе» и «Песня о буревестнике»», — рассказывал Волович. Затем ему предложили проиллюстрировать «Песнь о Сиде» Корнеля и шекспировского «Ричарда Третьего». «И я понял — вот оно, то что надо. А окончательно убедился после того, как принял участие в конкурсе, который проводили в Лейпциге, на лучшие рисунки к поэме Стивенсона «Вересковый мед». Я на полтора месяца закрылся в мастерской, рисовал не отрываясь и в итоге получил за эту серию серебряную медаль. Конечно, награда придала мне определенный вес, я окончательно "переехал" в Средние века и с тех пор больше по договорам с издательствами не работал — только по творческим заявкам», — вспоминал Волович в интервью Art-пятница .

vol-art.ru

Сначала Виталий Волович рисовал тушью, затем начал работать в техниках линогравюры, офорта, литографии. Среди его известных работ — триптих по мотивам пьесы Бертольда Брехта «Страх и отчаяние в Третьей Империи».

«История с издательствами», по словам Воловича, закончилась в 1987 году. «Была разорвана вся эта система заказов, связка художник — писатель. А мне без книг было тяжело. И я придумал образ книги. Идея родилась давно — когда я делал иллюстрации, то сутками сидел в библиотеках, в театральных мастерских, собирал материалы. И рисовал, конечно, на общую тему, не по заказам. Так появились серии "Пустые панцири", "Цирк". Выставлять их отдельно, конечно, было нельзя, все подобное зарубалось на корню. А рисунки для книг пропускали. И я назвал свои "Панцири" так — "Иллюстрации по мотивам средневековой литературы из произведений Кретьена де Труа и Готфрида Страсбургского". А цирковую серию обозначил как "Иллюстрации по мотивам произведения Эдуарда Басса "Цирк Умберто". Насколько я знаю, книга на русский до сих пор не переведена. Но мне это не помешало», — рассказывал Волович.

www.culture.ru

Всего в творчестве уральского художника выделяется несколько крупных серий — «Средневековые мистерии», «Женщины и монстры», «Мастерская», «Иерусалим», а также «Парад-алле!» и «Старый город».

Виталий Волович — народный художник России, заслуженный художник РСФСР и действительный член РАХ. В 2008 году в Екатеринбурге Воловичу и его друзьям — художникам Мише Брусиловскому и Герману Метелёву установили памятник. Скульптурная композиция, изображающая беседующих художников — «Горожане. Разговор», — находится в сквере на проспекте Ленина. Волович — почетный гражданин Екатеринбурга, Ирбита и Свердловской области.

ЕМИИ

Осенью прошлого года, в возрасте 89 лет, Виталий Волович поскользнулся, упал и сломал шейку бедра. В больнице, рассказывая о своем самочувствии журналисту сайт, Волович не жаловался на здоровье, а сетовал: «У меня столько работы, в самом разгаре, было очень жалко прекращать работу».

Е1.Ru

«Виталий Волович личность легендарная, овеянная славой, мифами, поклонением. Можно смело сказать, пока в Екатеринбурге живет Волович, у города есть будущее», — говорил о Воловиче его друг, еще один известный екатеринбуржец Миша Брусиловский, который умер в 2016 году.

Рыцарь добра и красоты

«Виталий Волович — личность легендарная, овеянная славой, мифами, поклонением. Можно сказать, что пока в Екатеринбур­ге живет Волович, у города есть будущее». Так образно характе­ризует художника его друг и кол­лега Миша Брусиловский. Дей­ствительно, только библиогра­фия работ о нём на русском язы­ке насчитывает несколько стра­ниц, а список выставок у нас и за рубежом, в которых он участво­вал, и перечислить невозможно. Творения художника представлены в музеях Велико­британии, Германии, Чехии, во многих частных коллекциях. Какое же счастье, что в экспозиции музея графи­ки нашего города есть прекрасная коллекция работ Виталия Михайловича!

Волович принадлежит к поко­лению людей, чье детство при­шлось на тяжелые тридцатые годы, а ранняя юность со­впала с трагическими для страны годами войны. Его поколение рано узнало горе и рано повзрослело. Виталий Михайлович вы­рос в семье, где много чи­тали, его матушка и отчим были писателями, у них была прекрасная по тем временам библиотека. Лю­били здесь музыку и театр, одно время он даже хотел стать артистом, но судьба распорядилась иначе.

Сразу после окончания Свердловского художе­ственного училища ему пришлось зарабатывать на жизнь. Тогда все жили не­богато, но творческая жизнь интеллигенции того времени была на удивление интересной: в сороковые годы Свердловск был своеобраз­ной духовной Меккой. Сюда с ок­купированных и прифронтовых территорий были вывезены зна­чительные художественные цен­ности, многие творческие орга­низации и целые театральные коллективы.

Судьба каждого большого та­ланта складывается непредска­зуемо и лишь в конце пути вдруг оказывается, что все события в его жизни имели строго опреде­ленный смысл. Вот и выходит, что книгочей и интеллектуал Волович неслучайно начал свой творчес­кий путь с иллюстрирования притч и народных сказок. Это не его воля: таково веление судьбы. Оформление сказок народов мира и особенно уральских ска­зов П.Бажова «Малахитовая шка­тулка» заложили надежный фун­дамент его будущих успехов.

Настоя­щий же успех пришел к нему на Международной выставке книги в Лейпциге в 1965 году, где он представил оформлен­ную и проиллюстрированную им шотландскую балладу Р.Стивенсона. Это романти­ческое произведение, люби­мое им с детства, как-то уди­вительно легло на душу и сер­дце молодого художника. Ил­люстрации к балладе «Вереско­вый мед» ещё как бы продолжа­ют традиции, отработанные на сказочных сериях, но смысловой акцент уже смещается в соци­альную сферу. За эту работу ху­дожник получил свою первую ве­сомую награду — серебряную ме­даль. Во второй половине 60-х и на­чале 70-х годов в издательстве «Художественная литература» одна за другой выходят трагедии Шекспира «Отелло» и «Ричард III» с иллюстрациями В.Воловича, в которых поднимаются вечные темы, волнующие человечество: любви и ненависти, верности и предательства, и страшная тема борьбы за власть.

Удивительно, что для каждой книги, иллюстра­ции к которой он рисует, В.М. Волович находит адекватные только этому произведению изобрази­тельные средства и техни­ку исполнения, характери­зующие эпоху, героев и отношения между ними: такое под силу лишь великому масте­ру. Так, иллюстрации к «Ричарду III» исполне­ны в жесткой манере гравюры на металле, и стиль этот как нельзя лучше характеризует жестокую эпоху династичес­ких войн средневековой Анг­лии, а оформление средневе­ковой легенды о любви рыца­ря Тристана и королевы Изольды в пересказе Ж. Бедье исполнено в технике литогра­фии, живописной и мягкой. В книге Волович строит свой, равновеликий гению Шекспира, театр героев трагедии и характеризует их так точно, что, увидев их раз, никогда не забу­дешь и уж точно ни с кем не спутаешь.

Названные работы мастера, ес­тественно, имели большой общественный резонанс, так как были актом большого гражданс­кого мужества. В художествен­ном же отношении они явились бесспорным вкладом в развитие всего советского искусства, о чем свидетельствует пресса того времени и прекрасная книга о творчестве В. Воловича московско­го журналиста Ольги Вороновой, вышедшая в издательстве «Со­ветский художник» в 1973 году. И ещё об одной особенности его творчества хочется сказать: о рыцарском служении художни­ка добру и красоте. В дебри ка­ких бы чудовищных эпох ни по­гружалась его исследовательс­кая мысль, в сердце художника всегда живет антитеза всем ужа­сам мира, и чаще всего он во­площает ее в образе Женщины. Кем бы она ни была — Прекрас­ной Дамой Средневековья, вер­ной Дездемоной, поверженной жертвой завоевателей или пре­лестной соблазнительницей — она всегда прекрасна. И этому принципу художник никогда не изменял. Он — Рыцарь без страха и упрека.

Виталий Михайлович прошёл большой творческий путь, и путь этот был труден, так как шёл он всегда в гору. Однако творчес­кая судьба вела его удивитель­но последовательно от сказов и романтических баллад к шедев­рам мировой классической ли­тературы, от сочинения соб­ственных притч, в графических сериях, к постижению космичес­ких основ мироздания, так ост­ро прозвучавших в иллюстраци­ях к шедевру отечественной ли­тературы «Слово о полку Игореве» и в живописных произведе­ниях последних лет.

Без всякого сомнения, у уральского художника все есть — талант, мастерство, а в душе его, как в юности, звучит космическая му­зыка сфер. Он понимает, что ему и многим из его сверстников в какой-то степени повез­ло, что молодость пришлась на времена хотя и ненавидимые из-за идеологического удушья, но одновременно художники чувствовали поддержку государства. Во всяком случае, мастерские давали. А это немало.

Его работоспособность и самодисциплина поразительны, они ошеломляют до немоты многочисленных гостей его мастерской. Мастерская (или ателье, как сказали бы иностранцы) для самого маэстро и мастерская для посетителей-гостей - вещи разные. Для Виталия Михайловича «Мастерская» - это и Дом, и Любовь, и Пы­точная, Библиотека, Мир, Космос, - его, только его пространство, которое им создано, обжито, «надышано», по его определению.

Вообще, он красив и гармоничен, хотя ничто не вызывает у него такого сопротивления и смеха, как признание его красивым. Но на самом деле он красив особой красотой: гармонией высокого роста; сутулой, но лад­ной фигурой; силой больших мужских натруженных рук; мелодикой речи; той особой нежностью, «воловической» тонкостью, рафинированностью и дели­катностью, мягкостью внимательных глаз, что и есть, наверное, внутренняя музыка его души.

Художники должны жить дол­го, чтобы увидеть, осмыслить и понять свою эпоху и высказать свое суждение о ней. Мы помним, что самые великие художники мыслители — Леонардо да Вин­чи, Микеланджело и Тициан жили долго, и их суд над своей эпохой был, наверное, самым объектив­ным и всеобъемлющим. Нам по­везло. Виталий Михайлович -человек книжный, редкостно образованный и культурный — не судит нашу эпоху. Он понимает, что на это имеет право лишь Все­вышний. Волович — художник книги, он привязан к тексту и фиксирует эпохи, часто очень от­даленные от нас по времени. Но как фиксирует! В воображении часто возникает как бы парал­лельный мир, переносящий нас из тех далеких эпох в современ­ность, заставляющий нас думать о себе и о своем месте в этом мире.

За большой личный вклад в развитие культуры и искусства города, формирование уникальных коллекций Ирбитского государственного музея изобразительных искусств, эстетическое воспитание подрастающего поколения Воловичу Виталию Михайловичу 28 августа 2008 года присвоено звание Почетного гражданина города Ирбита.

6 июня 2018 г. Правительство Свердловской области отметило академика РАХ, народного художника РФ В.М. Воловича званием «Почётный гражданин Свердловской области».

Зав. методико – библиографическим отделом

МКУК «Библиотечная система» Е.А. Зверева

Список литературы:

Волович, В. М. Парад-алле: графика, рисунок, акварель, гуашь, офорт, шелкография: [альбом] / Виталий Волович. — Екатеринбург: Автограф, 2011. — С. 350.

Решетникова, Н. Большой художник // Урал. – 2002. — № 8. – 253 – 255.