Домашний очаг

Внутриполитическая ситуация в японии. Япония перессорилась со всеми соседями

После ликвидации сегуната Токугава вся полнота власти в стране перешла в руки императорского правительства, состоявшего из представителей тех феодальных кругов, которые в известной степени учитывали интересы японской буржуазии и осуществляли преобразования буржуазного характера. Сравнительно слабая, тесно связанная с феодальными элементами, боявшаяся новых выступлений народных масс, буржуазия в основном поддерживала политику императорского правительства.

«Реформы Мэйдзи» означали первый важный шаг на пути превращения японской феодальной монархии в буржуазную монархию. В свою очередь, сравнительно быстрое капиталистическое развитие страны создавало предпосылки для дальнейшего продолжения и развития этого процесса. Однако значительная часть высшего дворянства и самураев стремилась к сохранению феодально-абсолютистских порядков. Внутри правящего лагеря шла острая борьба.

Князья и самураи, выступавшие во время гражданской войны против сегуната, рассчитывали укрепить свое господство, занять место дома Токугава и использовать императорскую власть для "спасения феодального строя. Ликвидация феодальных княжеств и роспуск самурайских дружин привели к тому, что множество самураев оказались не у дел. Лишь небольшая часть нашла себе место в качестве чиновников государственного аппарата и офицеров реорганизованной армии.

Недовольные элементы самурайства образовали феодальную оппозицию, выступавшую даже против тех умеренных преобразований, которые проводились правительством. В числе руководителей этой реакционной группировки были и некоторые члены императорского правительства (Такамори Сайго и др.).

Политическая программа, опубликованная этой группой, требовала сохранить феодальный строй и военно-феодальную диктатуру. «Мы не должны пытаться проводить цивилизацию Японии слишком быстро, -- говорилось в ней, -- должны отказаться от паровых машин и железных дорог и работать не покладая рук над усовершенствованием нашей военной системы».

Сторонники Такамори Сайго требовали немедленного военного похода против Кореи, в то время как другие члены правительства считали, что к этому походу следует более тщательно подготовиться. Это послужило поводом для выхода в 1873 г. Такамори Сайго и некоторых других министров из императорского правительства.

Недовольство части самураев усилилось после отмены в 1876 г. их пенсий, замененных единовременной компенсацией в размере 5--14-летней суммы прежнего содержания. В результате этого акта бывшие князья и самураи высших рангов получили от государства огромные деньги. Многие из них скупили по низким ценам казенные земли, основали промышленные предприятия и банки. Но суммы, полученные рядовыми самураями, были сравнительно невелики. Часть низшего самурайства восприняла отмену пенсий как новый удар по своим привилегиям.

Такамори Сайго готовил антиправительственный мятеж. Непосредственным поводом для выступления послужил изданный правительством закон, запрещавший носить мечи всем лицам, не находящимся на действительной военной службе. Самурайство лишалось привилегии носить оружие. В начале 1877 г. самурайские отряды во главе с Такамори Сайго начали боевые действия против правительственных войск, но в результате не скольких кровопролитных боев реакционный самурайский мятеж был подавлен.

Ход военных действий показал превосходство регулярной армии над самурайскими дружинами. Поражение мятежа означало поражение сил, которые выступали за возвращение к старому.

Несмотря на то что «преобразования Мэйдзи» были половинчатыми и ограниченными, они значительно ускорили темпы развития капитализма в стране.

Возросла товарность сельскохозяйственного производства, наблюдался известный рост посевных площадей, увеличился вывоз шелка-сырца и чая -- главных японских экспортных товаров того времени. Развитие капитализма в японской деревне сочеталось с укреплением помещичьего землевладения и сохранением полуфеодальных методов эксплуатации крестьянства. Можно сказать, что развитие капитализма в японской деревне шло по «прусскому пути», однако объем и удельный вес феодальных пережитков были здесь несравненно большими, чем в Германии. Развитие капитализма сопровождалось дальнейшим обезземеливанием крестьян, сгоном их с земли. В 1883 г. лишилось земли свыше 33 тыс. крестьян, в 1884 г. -- 70 тыс., в 1885 г.-- 108 тыс.

В 70-х и особенно в 80-х годах развернулось интенсивное промышленное строительство. В 1868--1877 гг. было создано 489, а в 1878--1885 гг. -- 800 новых промышленных предприятий.

Но капиталами для создания крупных фабричных предприятий обладали лишь богатые купеческие дома, сложившиеся еще в феодальную эпоху (Мицуи и др.), которые предпочитали заниматься кредитными и торгово-ростовщическими операциями, приносившими большую прибыль.

В таких условиях важную роль в индустриализации Японии сыграло вмешательство государства. Крупные средства, мобилизованные правительством за счет огромных налогов с населения (главным образом с крестьянства), вкладывались в строительство промышленных предприятий. Экономическая политика японского правительства была тесно связана с его военно-стратегическими планами, со стремлением создать современные армию и военно-морской флот. Правительство приступило к сооружению военных заводов и арсеналов, крупных судостроительных верфей и железоделательных заводов. В других отраслях строились так называемые «образцовые предприятия»: крупные бумагопрядильные, шелкомотальные, ткацкие, спичечные фабрики, стекольные, пивоваренные, цементные и другие заводы.

В 80-х годах "большинство «образцовых предприятий» было по очень низкой цене продано частным предпринимателям. Медные рудники Асио, например, купила фирма Фурукава за сумму, составлявшую немногим более 20% вложений, сделанных правительством. Цементный завод, обошедшийся правительству в 90 тыс. иен, был продан частной фирме за 60 тыс. с рассрочкой платежа на 25 лет. Львиная доля предприятий попала в руки крупнейших капиталистических компаний -- Мицуи, Мицубиси, Фурукава, Ясуда. Нередко они многие годы продолжали получать крупные правительственные субсидии. Правительство предоставляло особые привилегии бывшим князьям и самураям, приступавшим к предпринимательской деятельности. Многие мануфактуры и мелкие фабричные предприятия по переработке сельскохозяйственного сырья строились помещиками. Зачастую японские помещики были одновременно и капиталистическими предпринимателями.

Отмеченные выше особенности промышленного развития Японии определили тесную связь крупной японской промышленной буржуазии с полуфеодальным абсолютистским государством, ее заинтересованность в сохранении и укреплении императорской власти. Это усиливало реакционность крупной японской буржуазии, укрепляло союз между японскими помещиками и капиталистами.

То обстоятельство, что капиталистическая индустриализация Японии осуществлялась в период, когда в Западной Европе и США уже утвердился промышленный капитализм, позволило японцам широко использовать и применять к своим условиям достижения зарубежной науки и техники, методы организации капиталистического производства. Как отмечал выдающийся японский марксист Сэн Катаяма, «японскому капитализму приходилось все создавать наново, начиная от акций и машин и кончая техническими навыками и приемами. Эта творческая работа не была, однако, слепым подражанием европейским образцам. Пересаженную из западных стран промышленность необходимо было приспособить к местным условиям и особенностям, дабы избежать неудач и получить наибольший хозяйственный эффект».

В 70--90-е годы промышленное производство развивалось в Японии более высокими темпами, чем в других капиталистических государствах. Однако его уровень и объем были в Японии значительно ниже, чем в «старых» капиталистических странах. В 1888 г. лишь 15,3% японских промышленных предприятий применяли механические двигатели. До конца 90-х годов почти отсутствовало производство чугуна и стали. Развитие промышленности в Японии серьезно тормозилось сильными пережитками феодализма и отсутствием таможенной самостоятельности (в связи с тем, что сохраняли силу неравноправные договоры). Тем не менее, Япония постепенно превращалась в капиталистическую страну с собственной промышленностью.

Промышленный капитализм побеждал и утверждался в Японии в то время, когда передовые капиталистические страны Запада уже вступили в период перерастания домонополистического капитализма в империализм. Общие закономерности развития мировой капиталистической системы и специфические особенности индустриализации Японии привели к тому, что здесь уже на раннем этапе развития промышленного капитализма стали появляться монополии. Ряд монопольных объединений и компаний возник в Японии в 80-х годах. В значительной степени это было вызвано стремлением японских промышленников выдержать конкуренцию иностранных товаров, беспрепятственно поступавших на японские рынки вследствие низких таможенных пошлин. Передача правительственных предприятий крупной буржуазии также способствовала быстрому росту и укреплению капиталистических концернов.

япония политическая политика война

Начитанают происходить с того момента, как был заключен мирный договор с США в 1952 г., что стало важнейшим рубежом для дальнейшего развития политики в целом. С принятием данного соглашения также меняется политический статус страны в целом.

Замечание 1

Япония приобрела суверенитет, хоть и несколько ограниченный, кровме того заключила ряд важнейших договоров и соглашений, а оккупация закончилась.Тем не менее, еще некоторая зависимость от сильнейших стран, в том числе США, осталась.

Наметилась деятельность либеральных партий на территории государства, в частности во главе с политическим деятелем Ёсида Сигэру была сформирована так называемая Либеральная партия.

Также к 1954 году началось оформление демократической партии, повсеместно распространенной везде. Ее политика была направлена на развитие межгосударственного взаимодействия, а также укрепление внутригосударственного строя.

В 1955 г. на очередном съезде 2 эти партии слились в одну - либерально-демократическую, сокращенно ЛДП. Данная партия представляла интересы народа, японских монополий, а также защищала капитализм и средний класс, основная цель данной партии - дать каждому благо, привести государство к благосостоянию.

В состав данной партии было включено 298 мандатов, в том числе 467 представителей японского парламента. Феномен создания данной партии длительное время изучали на западе, так как далеко не везде преобладали на тот момент двухпартийные системы. Данная партия также характеризовалась:

  • четко оформленной структурой,
  • контактами с финансовой верхушкой государства;
  • многими другимим положениями.

К 60-м годам появляются и другие партии, однако все они представляют схожие политические взгляды.

К 1976 г. наметился кризис основной партии, поэтому ряд депутатов покинули ее, связав это с умиранием партии. Политика была консервативной, что и негативно сказалось на ее существовании.

Кризис ЛДН

После того, как несколько депутатов покинули партию, мотивируя это дряхлостью и упадком партии, был создан Новый либеральный клуб, который кратко именовался НЛК. Говоря о клубе, необходимо было сказать, что он был достаточно популярен. Коммунистическая партия никогда не имела особого авторитета в Японии, а с распадом Советского Союза ее деятельность и вовсе сошла на нет.

Важную роль в отношении политической ситуации в стране сыграла также экономическая и культурная ситуация в стране. Успех Японии был обусловлен в данной сфере сразу несколькими факторами: бурным развитием промышленности, рост производительности, задействованием населения в труде и т.д. Демонстрировались высокие темпы в развитии и производстве, однако отсутствовало решение проблем в сфере экологии, социальной сфере, которые стали особенно заметными в последние годы.

Рисунок 1. Политические партии Японии. Автор24 - интернет-биржа студенческих работ

Современная политика Японии

В последние несколько лет политические течения в Японии поменялись. После того, как по окончанию Второй мировой войны был разгромлен японский милитаризм, началась своеобразная реформа в японских политических рядах. Согласно действующим партиям стали создаваться различные профсоюзы. Их действие было направлено на формирование определенной политической ситуации в государстве. Понадобилось поражение в войне, чтобы политические силы осознали несостоятельность действующей политической системы.

В 1947 году Япония приобрела демократическую конституцию, что позволило ей развиваться и двигаться дальше. В частности, данная конституция содержала целый ряд прогрессивных статей, регламентирующий ряд вопросов, в том числе в политической сфере. Так, например, в ней содержались положения, касающиеся ведения войны, армии и флота, а также возможностей их использования для внешнеполитических целей.

Общественно-политическая атмосфера, которая направлена на создание определенной обстановки, отстаивала интересы наиболее близкой части обществ. Демократические преобразования, а также система американской администрации существенно повлияли на основные положения права и общества. Была выработана методика, обеспечивающая благоприятную реакцию японского общества.

Говоря о послевоенном политическом развитии Японии, также следует упомянуть о способностях быстро приспосабливаться к действующим условиям в мировых масштабах. При этом американская администрация, оказавшая существенное влияние на Японию, разумно определила конкретную методику оптимизации процессов в данной области. Также упор был сделан на развитие хозяйственных связей с другими государствами и развитие информационных технологий. В результате этого развивались информационные технологии, которые стали популярны в рынках мирового масштаба.

Говоря об образе Японии на мировом рынке, также следует сказать, что политическая власть после 2 мировой войны стала достаточно хорошо отлаженной и функционировала в полном объеме. Сегодня Япония является мировой экономической сверхдержавой в сфере информационных технологий, однако до сих пор обсуждается вопросы о ее независимости на международной арене.

На сегодняшний день перед нами предстаёт образ хорошо отлаженного государства, которое функционирует в полной мере. Эффективно работающий механизм политической власти, наличие богатой политической жизни делает данное государство авторитетным на международной арене.

В тоже время зависимость государства от политики других, сравнительно небольшая территория, недостаточность внутренних ресурсов показывает экономическую зависимость данного государства от других. В современных условиях Японии достаточно тяжело развиваться на международной арене в силу ограниченности территории, а также политики многих стран в отношении неё.

Замечание 2

Несмотря на значительные перемены в политической и экономической жизни, Япония до сих пор подвержена традициям. Это, несомненно, налагает некий отпечаток на политические особенности государства, обычаи, в том числе и при общении с международными лидерами.

После ликвидации сегуната Токугава вся полнота власти в стра­не перешла в руки императорского правительства, состоявшего из представителей тех феодальных кругов, которые в известной степени учитывали интересы японской буржуазии и осуществ­ляли преобразования буржуазного характера.

Сравнительно слабая, тесно связанная с феодальными элементами, боявшаяся новых выступлений народных масс, буржуазия в основном под­держивала политику императорского правительства.

«Реформы Мэйдзи» означали первый важный шаг на пути превращения японской феодальной монархии в буржуазную монархию. В свою очередь, сравнительно быстрое капитали­стическое развитие страны создавало предпосылки для дальнейшего продолжения и развития этого процесса. Однако значи­тельная часть высшего дворянства и самураев стремилась к сохранению феодально-абсолютистских порядков. Внутри пра­вящего лагеря шла острая борьба.

Князья и самураи, выступавшие во время гражданской вой­ны против сегуната, рассчитывали укрепить свое господство, занять место дома Токугава и использовать императорскую власть для "спасения феодального строя. Ликвидация феодаль­ных княжеств и роспуск самурайских дружин привели к тому, что множество самураев оказались не у дел. Лишь небольшая часть нашла себе место в качестве чиновников государствен­ного аппарата и офицеров реорганизованной армии.

Недовольные элементы самурайства образовали феодальную оппозицию, выступавшую даже против тех умеренных преоб­разований, которые проводились правительством. В числе руко­водителей этой реакционной группировки были и некоторые члены императорского правительства (Такамори Сайго и др.).

«Мы не должны пытаться проводить цивилизацию Япо­нии слишком быстро, - говорилось в ней, - должны отказаться от паровых машин и железных дорог и работать не покладая рук над усовершенствованием нашей военной системы».

Сторонники Такамори Сайго требовали немедленного воен­ного похода против Кореи, в то время как другие члены прави­тельства считали, что к этому походу следует более тщательно подготовиться. Это послужило поводом для выхода в 1873 г. Такамори Сайго и некоторых других министров из император­ского правительства.

Недовольство части самураев усилилось после отмены в 1876 г. их пенсий, замененных единовременной компенсацией в размере 5-14-летней суммы прежнего содержания. В резуль­тате этого акта бывшие князья и самураи высших рангов полу­чили от государства огромные деньги. Многие из них скупили ио низким ценам казенные земли, основали промышленные предприятия и банки. Но суммы, полученные рядовыми саму­раями, были сравнительно невелики. Часть низшего самурай-ства восприняла отмену пенсий как новый удар по своим при­вилегиям.

Такамори Сайго готовил антиправительственный мятеж. Не­посредственным поводом для выступления послужил изданный правительством закон, запрещавший носить мечи всем лицам, не находящимся на действительной военной службе. Самурай-ство лишалось привилегии носить оружие. В начале 1877 г. самурайские отряды во главе с Такамори Сайго начали боевые действия против правительственных войск, но В; результате не* скольких кровопролитных боев реакционный самурайский мя­теж был подавлен.

Ход военных действий показал превосходство регулярной армии над самурайскими дружинами. Поражение мятежа озна­чало поражение сил, которые выступали за возвращение к ста­рому.

Вы также можете найти интересующую информацию в научном поисковике Otvety.Online. Воспользуйтесь формой поиска:

После ликвидации сегуната Токугава вся полнота власти в стране перешла в руки императорского правительства, состоявшего из представителей тех феодальных кругов, которые в известной степени учитывали интересы японской буржуазии и осуществляли преобразования буржуазного характера. Сравнительно слабая, тесно связанная с феодальными элементами, боявшаяся новых выступлений народных масс, буржуазия в основном поддерживала политику императорского правительства.

«Реформы Мэйдзи» означали первый важный шаг на пути превращения японской феодальной монархии в буржуазную монархию. В свою очередь, сравнительно быстрое капиталистическое развитие страны создавало предпосылки для дальнейшего продолжения и развития этого процесса. Однако значительная часть высшего дворянства и самураев стремилась к сохранению феодально-абсолютистских порядков. Внутри правящего лагеря шла острая борьба.

Князья и самураи, выступавшие во время гражданской войны против сегуната, рассчитывали укрепить свое господство, занять место дома Токугава и использовать императорскую власть для "спасения феодального строя. Ликвидация феодальных княжеств и роспуск самурайских дружин привели к тому, что множество самураев оказались не у дел. Лишь небольшая часть нашла себе место в качестве чиновников государственного аппарата и офицеров реорганизованной армии.

Недовольные элементы самурайства образовали феодальную оппозицию, выступавшую даже против тех умеренных преобразований, которые проводились правительством. В числе руководителей этой реакционной группировки были и некоторые члены императорского правительства (Такамори Сайго и др.).

Политическая программа, опубликованная этой группой, требовала сохранить феодальный строй и военно-феодальную диктатуру. «Мы не должны пытаться проводить цивилизацию Японии слишком быстро, - говорилось в ней, - должны отказаться от паровых машин и железных дорог и работать не покладая рук над усовершенствованием нашей военной системы».

Сторонники Такамори Сайго требовали немедленного военного похода против Кореи, в то время как другие члены правительства считали, что к этому походу следует более тщательно подготовиться. Это послужило поводом для выхода в 1873 г. Такамори Сайго и некоторых других министров из императорского правительства.

Недовольство части самураев усилилось после отмены в 1876 г. их пенсий, замененных единовременной компенсацией в размере 5-14-летней суммы прежнего содержания. В результате этого акта бывшие князья и самураи высших рангов получили от государства огромные деньги. Многие из них скупили по низким ценам казенные земли, основали промышленные предприятия и банки. Но суммы, полученные рядовыми самураями, были сравнительно невелики. Часть низшего самурайства восприняла отмену пенсий как новый удар по своим привилегиям.

Такамори Сайго готовил антиправительственный мятеж. Непосредственным поводом для выступления послужил изданный правительством закон, запрещавший носить мечи всем лицам, не находящимся на действительной военной службе. Самурайство лишалось привилегии носить оружие. В начале 1877 г. самурайские отряды во главе с Такамори Сайго начали боевые действия против правительственных войск, но в результате не скольких кровопролитных боев реакционный самурайский мятеж был подавлен.

Ход военных действий показал превосходство регулярной армии над самурайскими дружинами. Поражение мятежа означало поражение сил, которые выступали за возвращение к старому.

Несмотря на то что «преобразования Мэйдзи» были половинчатыми и ограниченными, они значительно ускорили темпы развития капитализма в стране.

Возросла товарность сельскохозяйственного производства, наблюдался известный рост посевных площадей, увеличился вывоз шелка-сырца и чая - главных японских экспортных товаров того времени. Развитие капитализма в японской деревне сочеталось с укреплением помещичьего землевладения и сохранением полуфеодальных методов эксплуатации крестьянства. Можно сказать, что развитие капитализма в японской деревне шло по «прусскому пути», однако объем и удельный вес феодальных пережитков были здесь несравненно большими, чем в Германии. Развитие капитализма сопровождалось дальнейшим обезземеливанием крестьян, сгоном их с земли. В 1883 г. лишилось земли свыше 33 тыс. крестьян, в 1884 г. - 70 тыс., в 1885 г.- 108 тыс.

В 70-х и особенно в 80-х годах развернулось интенсивное промышленное строительство. В 1868-1877 гг. было создано 489, а в 1878-1885 гг. - 800 новых промышленных предприятий.

Но капиталами для создания крупных фабричных предприятий обладали лишь богатые купеческие дома, сложившиеся еще в феодальную эпоху (Мицуи и др.), которые предпочитали заниматься кредитными и торгово-ростовщическими операциями, приносившими большую прибыль.

В таких условиях важную роль в индустриализации Японии сыграло вмешательство государства. Крупные средства, мобилизованные правительством за счет огромных налогов с населения (главным образом с крестьянства), вкладывались в строительство промышленных предприятий. Экономическая политика японского правительства была тесно связана с его военно-стратегическими планами, со стремлением создать современные армию и военно-морской флот. Правительство приступило к сооружению военных заводов и арсеналов, крупных судостроительных верфей и железоделательных заводов. В других отраслях строились так называемые «образцовые предприятия»: крупные бумагопрядильные, шелкомотальные, ткацкие, спичечные фабрики, стекольные, пивоваренные, цементные и другие заводы.

В 80-х годах "большинство «образцовых предприятий» было по очень низкой цене продано частным предпринимателям. Медные рудники Асио, например, купила фирма Фурукава за сумму, составлявшую немногим более 20% вложений, сделанных правительством. Цементный завод, обошедшийся правительству в 90 тыс. иен, был продан частной фирме за 60 тыс. с рассрочкой платежа на 25 лет. Львиная доля предприятий попала в руки крупнейших капиталистических компаний - Мицуи, Мицубиси, Фурукава, Ясуда. Нередко они многие годы продолжали получать крупные правительственные субсидии. Правительство предоставляло особые привилегии бывшим князьям и самураям, приступавшим к предпринимательской деятельности. Многие мануфактуры и мелкие фабричные предприятия по переработке сельскохозяйственного сырья строились помещиками. Зачастую японские помещики были одновременно и капиталистическими предпринимателями.

Отмеченные выше особенности промышленного развития Японии определили тесную связь крупной японской промышленной буржуазии с полуфеодальным абсолютистским государством, ее заинтересованность в сохранении и укреплении императорской власти. Это усиливало реакционность крупной японской буржуазии, укрепляло союз между японскими помещиками и капиталистами.

То обстоятельство, что капиталистическая индустриализация Японии осуществлялась в период, когда в Западной Европе и США уже утвердился промышленный капитализм, позволило японцам широко использовать и применять к своим условиям достижения зарубежной науки и техники, методы организации капиталистического производства. Как отмечал выдающийся японский марксист Сэн Катаяма, «японскому капитализму приходилось все создавать наново, начиная от акций и машин и кончая техническими навыками и приемами. Эта творческая работа не была, однако, слепым подражанием европейским образцам. Пересаженную из западных стран промышленность необходимо было приспособить к местным условиям и особенностям, дабы избежать неудач и получить наибольший хозяйственный эффект».

В 70-90-е годы промышленное производство развивалось в Японии более высокими темпами, чем в других капиталистических государствах. Однако его уровень и объем были в Японии значительно ниже, чем в «старых» капиталистических странах. В 1888 г. лишь 15,3% японских промышленных предприятий применяли механические двигатели. До конца 90-х годов почти отсутствовало производство чугуна и стали. Развитие промышленности в Японии серьезно тормозилось сильными пережитками феодализма и отсутствием таможенной самостоятельности (в связи с тем, что сохраняли силу неравноправные договоры). Тем не менее, Япония постепенно превращалась в капиталистическую страну с собственной промышленностью.

Промышленный капитализм побеждал и утверждался в Японии в то время, когда передовые капиталистические страны Запада уже вступили в период перерастания домонополистического капитализма в империализм. Общие закономерности развития мировой капиталистической системы и специфические особенности индустриализации Японии привели к тому, что здесь уже на раннем этапе развития промышленного капитализма стали появляться монополии. Ряд монопольных объединений и компаний возник в Японии в 80-х годах. В значительной степени это было вызвано стремлением японских промышленников выдержать конкуренцию иностранных товаров, беспрепятственно поступавших на японские рынки вследствие низких таможенных пошлин. Передача правительственных предприятий крупной буржуазии также способствовала быстрому росту и укреплению капиталистических концернов.

япония политическая политика война

История российско-японских отношений хоть и не долгая, но весьма бурная, в них всегда присутствовали территориальные, экономические и политические вопросы. Сейчас они переживают не лучшие времена: Япония вместе со странами Запада ввела экономические санкции против России, которая теперь пытается развивать отношения с Китаем. В ходе лекции, организованной НИУ ВШЭ, профессор Токийского университета Каору Иокибэ поделился со слушателями японским опытом отношений с США и своим видением перспектив сотрудничества Москвы и Токио. «Лента.ру» записала основные тезисы его выступления.

Может ли Россия противостоять США

Во время своего визита в Россию я наблюдал один неприятный момент - отсутствие у населения интереса (или, по крайней мере, очень слабый интерес) к происходящему в других странах. По-моему, сейчас многие россияне полагают, что международное сообщество по своей сути представляет собой место столкновения силовых интересов различных государств и все решается с позиции преимущества силы.

Конечно, силовое соперничество между государствами - это важный момент, но если мы будем думать только об этом аспекте, то можем упустить из виду нечто более важное. Стране придется сделать выбор: либо подчиниться сильному игроку, либо самому стать сильной и подчинять себе других. Сохранение своего авторитета через силовые решения может обернуться самыми неприятными последствиями.

Россия ни в коей мере не перестает оставаться одной из крупнейших и важнейших стран в мире, но сил соперничать с самым крупным и сильным государством на земле (США) у нее все-таки нет. Кроме того, есть фактор набирающего силу Китая, о котором нельзя забывать.

Возможный выбор в пользу полномасштабной конфронтации с Соединенными Штатами и абсолютной зависимости от Китая мне кажется не очень умным. Для большинства стран мира нужна другая дипломатия, другая внешняя политика, которая, с одной стороны, опиралась бы на поиск взаимодействия и взаимного доверия с более сильными странами, а с другой, была бы способом защиты своих интересов. Про Японию можно сказать, что она преуспела именно в такой политике, обеспечив себе процветание и стабильность.

Наша страна представляет собой островное государство, которое к тому же позже других вошло в систему международных отношений, прекратив проводить политику изоляции лишь в 1850-х годах. Поэтому в некоторых приемах и инструментах дипломатии японцы, может быть, не очень сильны, но мы преуспели в обеспечении стабильных, предсказуемых отношений со странами-партнерами.

Как двойные стандарты США сыграли на руку Японии

После окончания Первой мировой войны европейские государства были ослаблены, и господство в мире перешло к США. Эта ситуация, видоизменяясь и модифицируясь, остается таковой и по сей день. Особенностью новой системы мироустройства стала попытка американцев применять свои ценностные модели, критерии демократии и свободы рыночной экономики ко всем другим странам. Другой стороной такой внешней политики Соединенных Штатов явилась защита собственных национальных интересов - здесь речь уже идет о практичной империалистической Америке. Это привело к тому, что Pax Americana строился на двойных стандартах.

В истории послевоенного периода есть два важных примера того, как страны пытались противостоять американской политике. Первый пример - советский. СССР выбрал путь конфронтации с США, изобличая американскую двуличность. Прямого эффекта это не дало - американцы, сталкиваясь с ситуацией, в которой кто-то бросал вызов им, начинали действовать сразу на обоих фронтах. Они противодействовали Советскому Союзу и идеологически, и с точки зрения реальной политики, что только приводило к усилению этих двойных стандартов. СССР проиграл в военной конкуренции с США, истощил свои ресурсы, а внутри советского общества возобладали силы, придерживавшиеся американских ценностей.

Для американцев это стало важным уроком - они поняли, что от проводимой ими политики нет смысла отказываться. Важно, чтобы сейчас Россия передала свой исторический опыт Китаю, дала ему понять, что, пытаясь бросить вызов США, можно прийти к ухудшению обстановки и добиться противоположного эффекта.

Для Японии господство Америки было в значительной степени выгодно, поскольку у нас к тому времени уже сформировалась и система партийной политики, и промышленность. С одной стороны, страна в 1951 году подписала с Вашингтоном договор о безопасности и таким образом вступила в лагерь западных стран, став союзницей США как империалиста. С другой стороны, в 1947 году в Японии была принята конституция, где обозначались такие ценности, как демократия и пацифизм во внешней политике, а также было введено избирательное право для женщин (что произошло даже раньше, чем в Дании).

Политическая стабильность позволяла нашей стране, при гарантиях безопасности со стороны Соединенных Штатов, использовать гораздо меньше средств на военный бюджет и добиться заметного экономического развития. Для того чтобы поддерживать стабильность во внутренней политике, был необходим баланс политических сил, и его обеспечивало продолжительное господство Либерально-демократической партии Японии (ЛДПЯ).

Несмотря на договор 1951 года, восстановление отношений Токио и Москвы произошло достаточно быстро. Началось японско-советское сотрудничество в энергетической сфере, продиктованное, с одной стороны, нефтяным кризисом начала 70-х годов, а с другой - изменениями в Восточной Азии из-за признания США Китайской Народной Республики и нормализации отношений Вашингтона с Пекином.

Японцы в целом смогли прагматично приспособиться к реальной ситуации в мировой политике. По крайней мере, эта реалистичная позиция всегда существовала в условиях, когда в стране была внутренняя политическая стабильность. Естественно, в этой позиции учитывается, что Япония однажды нанесла огромный ущерб своим соседям: Корее, Китаю и другим. Попытки извне подорвать систему и изменить курс страны вряд ли увенчаются успехом из-за ее стабильности.

Современные проблемы Японии

В японской политике прослеживается одно и то же болезненное явление - в ней никак не может сформироваться эффективная третья сила. Попытки создать ее всегда оканчивались неудачей или расколом. Последний из примеров - Партия японского возрождения, не состоявшаяся как мощная третья сила и расколовшаяся на сторонников ЛДПЯ и Демократической партии Японии (ДПЯ).

Япония до сих пор не понимает, как стабилизировать ситуацию с конкуренцией партий так, чтобы результат способствовал решению внешнеполитических задач. К тому же, если на китайском и корейском направлениях есть определенная стабильность, то в отношениях с Россией территориальная проблема остается своего рода экзаменом, который нам приходится сдавать в условиях существующей в стране политической ситуации.

Нужна ли Россия Японии

Среди части российских консерваторов существует мнение, что Япония и Россия не нужны друг другу и Токио от Москвы хочет только четыре острова. Поэтому Россия якобы может вполне обойтись без Японии и получить то, что ей необходимо от других развитых стран.

Я бы не стал оспаривать это мнение полностью, но свои выводы о проблеме четырех островов каждый может сделать, просто посмотрев на карту и осознав, какие небольшие они по площади. Конечно, есть люди, которые до сих пор уделяют большое внимание этому вопросу, но, по-моему, значение его переоценено.

Что касается природных ресурсов, то они были очень нужны Японии в период бурного экономического роста. Сейчас ситуация другая, население страны постоянно уменьшается, а значит, особой потребности в них нет.

Мне кажется, что это как раз и дает нам шанс построить нормальные двусторонние отношения. Можно сказать, что Россия - единственная из окружающих Японию стран, с которой у нее нет особых проблем, ведь Токио находится в сложных отношениях с соседями по региону.

Для России значение Японии не так велико, как значение Китая или США, но у Токио есть капитал и технологические ресурсы. Наши страны могут стать хорошими друзьями, если эти отношения выпестовать, если избавиться от излишних ожиданий по отношению друг к другу и не особо впадать в отчаяние от неудач.

Какими могут быть отношения России и Японии в будущем

Я думаю, что территориальная проблема не будет причиной серьезной напряженности в отношениях наших стран. Что касается украинского сюжета и санкций, к которым Япония присоединилась, то, с одной стороны, она пытается идти в ногу со своими партнерами, а с другой, ее санкции были введены в более мягком варианте, чем европейские и американские. Японское правительство дает понять, что его позиция несколько отличается от позиции его западных партнеров. Токио посылает сигналы Москве о незаинтересованности в международной изоляции России. В то же время японские власти дают российским коллегам понять, что Япония ждет каких-то позитивных шагов от Москвы, в частности в плане смягчения международной политики.

Между японским премьер-министром Синдзо Абэ и Владимиром Путиным хорошие дружеские отношения. В эпоху Советского Союза на советском направлении у японцев были связаны руки, но уже тогда предшественникам нынешнего главы государства удалось сделать многое. Мне кажется, что Абэ считает себя наследником этой традиции и с этой точки зрения подходит к отношениям с Путиным.

Политика США в Восточной Азии меняется - от сдерживания СССР страна переходит к реагированию на китайский фактор. Возможно, ситуация, связанная с украинским кризисом, не дает поверить в возможность улучшения российско-японских отношений, но пространство для маневра Токио на российском направлении увеличилось. Сейчас мы можем взглянуть на историю отношений двух наших стран незамутненным взглядом, и она сможет подсказать нам правильные ответы на важные вопросы.

Как реагирует Токио на идею сближения Москвы и Пекина

Это сложная тема для японцев. Я считаю хорошей идеей стимуляцию сотрудничества между Китаем и Россией. И Пекин, и Москва, конечно, имеют ряд вопросов и к своим соседям, и к Вашингтону, но обе эти страны не намерены использовать для их решения силовые методы. Поэтому для нас важна не подготовка к последней, решающей схватке, а успешное управление кризисными ситуациями. Мне также кажется, что Китай может стать для России хорошим советчиком по разрешению сложных ситуаций (например, с Украиной). То же самое верно и для Китая - Москва может предупредить Пекин от неправильных решений в Южно-Китайском море.

Часть российских специалистов утверждает, что если США, Западная Европа и Япония продолжат проводить жесткую политику в ситуации с украинским кризисом, то Россия продолжит быть невестой Китая. Я считаю, что это не такая уж страшная угроза. Насчет свадьбы я не уверен, но пара свиданий здесь бы не помешала, ведь до сих пор отношения между Россией и Китаем были не такими уж безоблачными.