Собственный опыт

Военные походы фараонов. Конспект урока

Военные походы фараонов. Урок в 5 классе ФГОС

Учитель: Максимова Вера Заурбековна

Цели урока :

Образовательная - расширить знания учащихся об основных понятиях урока, подвести учащихся к пониманию причин, последствий и характера военных походов фараонов Древнего Египта Развивающая - создать условия для развития коммуникационных умений и навыков, умения обобщать изученный материал, делать выводы.

Воспитательная - способствовать становлению и развитию личности учащихся посредством формирования навыков критического мышления

План урока :

    организационный момент

    Проверка Д/З

    Вооружение египетского войска

    Походы египетских фараонов

    Цели и последствия походов Тутмоса III

    Подведение итогов

проверка Д/З: две карточки с задачами, 2 человека к доске с заданиями.

фронтальный опрос

Какие занятия существовали у древних египтян?

Как жили и чем занимались древнеегипетские земледельцы?

Как жили и чем занимались древнеегипетские ремесленники?

Как жили и чем занимались древнеегипетские вельможи?

Сделай вывод, а равны ли были жители Древнего Египта?

Проверка учащихся(слайд 1)

Мы выяснили, что ремесленники, земледельцы и вельможи - все подчинялись фараону, самому могущественному человеку Древнего Египта. Египетские фараоны старались укрепить свою власть, расширить территорию своего государства и укрепить центральную власть. Для этого они организовывали военные походы

Итак, как вы думаете, какая тема нашего урока? (Слайд 2)

« Военные походы фараонов». Запишем в тетрадь .

А что же мы должны узнать с вами?

1. Что представляет собой египетское войско.

2. Куда совершались военные походы.

3. С какой целью фараоны совершали военные походы.(слайд 3)

Таким образом, цель нашего урока: выяснить, что собой представляет египетское войско, из кого оно формировалось, куда и с какой целью оно совершало военные походы. (слайд 4)

Чтобы организовывать военные походы необходимо было войско: большое и хорошо обученное. В Египте было много чиновников. Некоторые из чиновников вели строгий учёт населения: каждого10 юношу забирали в армию и не на 2-3 года. Быть воином – это профессия на много лет, рабов не брали. Большинство - крестьяне. Войско фараонов делилось на отряды, воины которых владели в совершенстве каким-либо видом оружия.

Посмотрим на схему(слайд 5

а) Телохранители - личная охрана фараона, которая в основном состояла из чужеземцев - наёмников, которые за свою службу получали плату из казны и подарки от самого фараона. - А почему фараон не использовал египтян? (Боялся заговоров).

б) Профессиональное войско - это войско, которое состояло из наиболее опытных, знающих свое дело воинов, которые не только ходили с фараоном в военные походы, но и обучали новобранцев бегать шеренгами, стрелять из лука, владеть топориком и копьем. Они так же, как и телохранители, получали за свою службу плату из государственной казны.

в)Пехота - самая большая часть египетской армии. Исход войны во многом зависел от нее действий, выучки и выносливости. Воины-пехотинцы получали плату из казны. Государством выдавалось оружие, которое в мирное время хранилось на складах. Египетская пехота в мирное время использовалась, как простая рабочая сила на тяжелых работах - на каменоломнях. Принцип отбора был таков: египетские цари брали на военную службу одного из 10 молодых людей, способных носить оружие. Такой способ отбора в армию использовал русский царь Петр I.

Фараоны уделяли огромное внимание своему войску, всячески поощряли нелегкий солдатский труд, раздавали земли наиболее отличившимся, золотые и серебряные знаки отличия. Воины, трудившиеся на каменоломнях, получали от государства ежедневно - около двух килограммов хлеба, кусок жареного мяса, два пучка зелени.

По вооружению пехотинцы делились на легковооруженную (показ на схеме), у которой были лук и стрелы. Тяжеловооруженную - имевшие копье, топорики и щит. г) Колесница . В I тыс. до н.э. в Египте начинают разводить лошадей, привезенных из Азии. Появляется колесничье войско. (Показ). Колесница представляет собой двухколесную повозку, запряженную двумя лошадьми. Лошади выдавались из государственных конюшен. Колесница была легкая и подвижная, так как вся состояла из дерева. У неё были два колеса со спицами. На оси между колесами укреплена площадка, где стояли двое - возница, который управлял конями, ему и принадлежала колесница, другой - стрелок, который бросал в противника дротики (короткое копье) или стрелы. Площадка была защищена бортиком. Она крепилась к длинной палке - дышлу, за которое два коня везли колесницу. - В чем преимущество колесниц перед пехотой? (Скорость, стремительность, внезапность) д)Египетская армия состояла из нескольких соединений по 5 тыс. человек в каждом. 4 тыс. - пехота и 1 тыс. - колесничих. При Тутмосе было 12 соединений.

Сейчас вы откройте свои источники на стр. 48, п.9 пункт з. задание: Выяснить направления походов(в какие страны и для чего совершались походы).(слайд 6)

Во время ответов(Слайд 7)

На юг – в Нубию → золото

На запад – в сторону ливийских племён → скот (коров, овец, коз)

ПОХОДЫ На С-В – Палестину и Финикию → шерстяные ткани, серебро

На Синайский полуостров → медная руда

Какова была судьба пленников?Были ли войны фараонов справедливыми?

Итак, военные походы фараонов в другие страны расширяли территорию Египта, приводили к обогащению знати, но вместе с тем войны постепенно вели к ослаблению царства. Почему?

Длительные войны надолго отрывали земледельцев от их полей. Они возвращались с войны к разорённым полям и домам. Войны разоряли земледельцев - главное население страны, платившее налоги. Поэтому фараоны постепенно перешли к набору в войско наёмников, хорошо подготовленных, но не всегда надёжных в бою. Превращение армии в наёмную ослабило Египетское царство, и оно потеряло владения в Азии, Нубии и с трудом оборонялось от соседей.

Кто совершил самые крупные завоевания? (слайд 8)

В середине 2 тыс. до н.э. во главе Египта стоял фараон Тутмос III, прославившийся своими завоевательными походами. Его имя переводится как «Тот родил его ». При жизни отца он был жрецом в Карнакском храме и наследником не считался, т.к. был рождён от наложницы. 22 года фараон Тутмос III жил не в Египте, которым должен был править. Царица Хатшепсут, его мачеха, захватила власть ещё в 1525 году до н.э., когда её объявили соправительницей Тутмоса II, отца Тутмоса III. Она правила Египтом мирно и спокойно. Снаряжала торговые экспедиции в разные страны, строила богатые храмы. При ней Тутмос стоял во главе египетской армии и проявил себя способным полководцем. Хатшепсут умерла в 1503 году, и уже в этот год Тутмос III собрал большое войско и отправился в Сирию. Ему было непросто: Египет не воевал более 20 лет - старые воины одряхлели, молодые были неопытны.

Летописи царствования Тутмоса III, высечены на стенах знаменитого святилища в Фивах. Сейчас это святилище называют Карнакским, по названию современной деревни Карнак, расположенной на месте Фив. В этой летописи рассказывается об осаде и взятии крепости Мегиддо в 1482 г до н.э. Под Мегиддо были сосредоточены силы правителей Палестины, Финикии, Сирии и Царя города Кадеша, объединившихся для борьбы с Египтом.

Работа с историческим источником

Для осуществления своих целей фараон забывает о простых воинах, которые ради достижения его цели идут в длительные походы, оставляя свою семью, землю, которая за время их отсутствия приходит в негодность. Полученные во время сражений раны, сокращают им жизнь, ведь раненый вождь не нужен фараону. И если кто-то вздумает оказать неповиновение от вельможи до простого ремесленника, их ждет смерть, как и раба невольника. Ведь цель фараона - богатство и власть.

Целью нашего урока было : выяснить, что собой представляет египетское войско, из кого оно формировалось, куда и с какой целью оно совершало военные походы.

Удалось нам достичь нашей цели? Сейчас мы это выясним: откройте свои рабочие тетради на стр. 21, задание 27, у кого нет тетради, выполняете работу по карточкам в своей обычной тетради.(слайд 9)

Д.з .: п.9, р.т стр.22, задание 29(слайд 10)

Армия всегда определяла военную силу и мощь любого государства. На протяжении всей истории древнеегипетской цивилизации армия древнего Египта не всегда была в боеспособном состоянии, которое позволяло бы защитить свое государство от внешних врагов. Если рассматривать периоды развития Египетской цивилизации – Ранний, Древний, Средний и Новое царство, то в период Древнего и Среднего царства Египет был централизованным государством, а его армия была достаточно хорошо организована. Наибольшего расцвета в своем развитие, в том числе и в военной сфере, Египет достиг в период Нового царства. В более поздние периоды древнеегипетская цивилизация постепенно стала приходить в упадок, позволяя иностранным государствам несколько раз завоевывать свои территории, теряя над ними полный контроль и власть. В конечном итоге, Египет, как государство, потерял свою самостоятельность и способность отражать атаки регулярно нападавших на его территории кочевых племен и соседних держав. Таким образом, армия перестала выполнять поставленную перед ней задачу по охране и защите своих территорий, а Египетское государство превратилось в провинцию Римской империи.

Во времена Древнего Царства Египет не обладал регулярной армией – ее составляли новобранцы, набираемые под конкретные походы и сражения. Воины, в случае успеха, могли рассчитывать на богатую добычу, так как трофеи доставались не только фараону, высшим и средним военачальникам, но и простым офицерам и солдатам..

К периоду Нового царства воинское разделение достигло своего пика. Усовершенствованная, хорошо вооруженная армия со строгой кастовой системой выступала надежной опорой и поддержкой фараона. Личная охрана фараона – профессиональные военные, которые нередко были из чужеземцев, поскольку считалось, что иностранцам сложнее организовать заговор против властителя. Профессиональные военные не только ходили в походы с фараоном и принимали участие в сражениях, но и обучали новобранцев.

МОУ Марфинская средняя общеобразовательная школа

Тема: «Военные походы фараонов»

Разработала и провела:

учитель истории

Москва 2007
Тема урока: «Военные походы фараонов»

Да поступит повелитель так, как будет ему удобно,

ибо все мы дышим воздухом лишь по его милости.

(Из египетской летописи)

Цели урока:

Познакомить учащихся с особенностями формирования египетской армии, с направлением внешней политики, совместно с учащимися установить цель военных походов;

Учить школьников работе с историческими документами, умению делать выводы на основе полученных знаний, а также устанавливать причинно-следственные связи;

Формировать умение работать с историческими и контурными картами;

Помочь учащимся правильно определить цель военных походов и их

Результативность.

Оборудование:

Карта «Древний Египет»,

Схема «Древнеегипетская армия»,

Контурные карты.

Словарная работа :

Возничий,

Дротики,

Ход урока:

I. Оргмомент.

II. Проверка домашнего задания по вариантам.

I вариант - выполняет письменную работу по заданиям, написанным на доске.

1. Дать определение следующим словам: вельможа , налоги, дельта, фараон.

2. Построить логическую цепочку по степени важности занимаемых должностей в государстве: писец, фараон, земледелец, вельможа, сборщик налогов, раб, воин.

3. Определить, что здесь является лишним: шадуф, амулет, Нил, насыпи, ил, дельта.

(Работу проверяют ассистенты)

II вариант - развернутый ответ.

Рассказ от имени очевидца египетской гробницы.

Рассказ по выполненному рисунку «В усадьбе вельможи» (творческое задание).

Беседа о жизни вельможи во дворце.

(Делается вывод совместно с учащимися)

III. Работа над новым материалом.

(Учитель обращает внимание школьников к эпиграфу урока)

Сейчас вы услышите отрывок из стихотворения о жизни древних египтян. Ответьте на вопрос: «За что его величество хвалил вельможу?»

Разорив соседнюю страну,

Это войско вернулось благополучно,

Это войско вернулось благополучно,

Захватив много пленных,

Его величество хвалил меня за это чрезвычайно

(Ответ: за удачу в военных походах)

Вот так и называется наша тема урока «Военные походы». Мы выясним с вами, что собой представляет египетское войско, из кого оно формировалось, куда и с какой целью оно совершало военные походы. Работаем по плану.

План урока:

1. Египетское войско.

2. Военные походы.

1. (Работа по схеме)

ДРЕВНЕЕГИПЕТСКАЯ АРМИЯ

соединения

5000 воинов:

4000 пехота +

1000 колесничье войско

ТЕЛОХРАНИТЕЛИ А ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ВОИНЫ ПЕХОТА КОЛЕСНИЧЬЕ ВОЙСКО

тяжеловооруженная легковооруженная

(Рассказ по схеме с использованием аппликации построения войска)

а) Телохранители - личная охрана фараона, которая в основном состояла из чужеземцев - наёмников, которые за свою службу получали плату из казны и подарки от самого фараона.

А почему фараон не использовал египтян? (Боялся заговоров).

б) Профессиональное войско - это войско, которое состояло из наиболее опытных, знающих свое дело воинов, которые не только ходили с фараоном в военные походы, но и обучали новобранцев бегать шеренгами, стрелять из лука, владеть топориком и копьем. Они так же, как и телохранители, получали за свою службу плату из государственной казны .

в) Пехота - самая большая часть египетской армии. Исход войны во многом зависел от нее действий, выучки и выносливости. Воины-пехотинцы получали плату из казны. Государством выдавалось оружие, которое в мирное время хранилось на складах. Египетская пехота в мирное время использовалась, как простая рабочая сила на тяжелых работах - на каменоломнях. Принцип отбора был таков: египетские цари брали на военную службу одного из 10 молодых людей, способных носить оружие. Такой способ отбора в армию использовал русский царь Петр I.

Фараоны уделяли огромное внимание своему войску, всячески поощряли нелегкий солдатский труд, раздавали земли наиболее отличившимся, золотые и серебряные знаки отличия. Воины, трудившиеся на каменоломнях, получали от государства ежедневно - около двух килограммов хлеба, кусок жареного мяса, два пучка зелени.

По вооружению пехотинцы делились на легковооруженную (показ на схеме), у которой были лук и стрелы. Тяжеловооруженную - имевшие копье, топорики и щит.

г) Колесница. В I тыс. до н. э. в Египте начинают разводить лошадей, привезенных из Азии. Появляется колесничье войско. (Показ). Колесница представляет собой двухколесную повозку, запряженную двумя лошадьми. Лошади выдавались из государственных конюшен. Колесница была легкая и подвижная, так как вся состояла из дерева. У неё были два колеса со спицами. На оси между колесами укреплена площадка, где стояли двое - возница, который управлял конями, ему и принадлежала колесница, другой - стрелок, который бросал в противника дротики (короткое копье) или стрелы. Площадка была защищена бортиком. Она крепилась к длинной палке - дышлу, за которое два коня везли колесницу.

В чем преимущество колесниц перед пехотой? (Скорость, стремительность, внезапность)

д) Египетская армия состояла из нескольких соединений по 5 тыс. человек в каждом. 4 тыс. - пехота и 1 тыс. - колесничих. При Тутмосе было 12 соединений.

Сколько же воинов насчитывала его армия?

(Работа с аппликацией)

Как вы думаете, почему я расставила именно так египетскую армию? (Именно такое построение было при больших военных походах)

Кого здесь не хватает? (Фараона).

Как вы думаете, где он будет находиться? (Впереди войска).

Вот так выглядела армия во время военных походов. А как же осуществлялись военные действия? Мы сейчас услышим рассказ об одном из больших сражений.

(Рассказ ученика)

Закрепление: по схеме и аппликации рассказать структуру египетского войска.

2. Куда и зачем посылали воинов египетские фараоны? Одним из таких и был Тутмос, который правил 1500 тыс. лет до н. э. Именно при нем были успешными военные походы.

Сколько лет назад это было?

(Работа с аппликацией на исторической карте).

Южнее Египта находилась страна Нумибия. Она славилась золотыми рудниками.

К западу от Египта жили ливийцы, обладавшие стадами коров, коз и овец.

На северо-востоке, в Азии, совсем близко от Египта, находился Синайский полуостров.

Он был богат залежами медной руды.

Почему Тутмос так легко покорял государства и вывозил оттуда все, что ему было необходимо? (Сильная армия; государства, которые он покорял, не были едиными).

На севере находились Палестина, Сирия и Финикия. Эти государства уже были наслышаны о завоевательских походах Тутмоса, и чтобы защитить себя, они создали военный союз, но и это не испугало фараона. О том, как он совершил поход через горы, вы узнаете из египетской летописи. (Учебник стр. 46)

(Работа с историческим документом)

Что помогло Тутмосу взять город Мегиддо?

Египетские воины возвращались от северных соседей с богатой военной добычей: древесина, шерстяные ткани, украшения

(Закрепление военных походов проводится по контурной карте)

Из каждой страны они привозили то, что им было необходимо. А какой один и тот же товар они привозили из всех стран? (Рабов.)

Они называли их «живой - убитый».

Как вы думаете, почему их так называли?

А как вы думаете, кто больше всего страдал из-за военных походов?

А кто был заинтересован в них и почему?

(Показ инсценировки «Диалог фараона и вождя»).

В: Я имею власть над людьми и могу их наказать по своим законам.

Ф: А я имею власть, данную мне богом. У меня всегда порядок, мои поданные живут в страхе, если они будут нарушать мои законы, значит прогневят бога.

В: Вчера мы совершили кровную месть своим соседям, так как они убили моего соплеменника.

Ф: А я иду на своих соседей всей армией и забираю все, что мне необходимо. Власть и богатство - вот моя цель.

Кто вел беседу?

Почему вы так думаете?

(Учащиеся вместе с учителем делают вывод о причинах и целях военных походов).

Для осуществления своих целей фараон забывает о простых воинах, которые ради достижения его цели идут в длительные походы, оставляя свою семью, землю, которая за время их отсутствия приходит в негодность. Полученные во время сражений раны, сокращают им жизнь, ведь раненый вождь не нужен фараону. И если кто-то вздумает оказать неповиновение от вельможи до простого ремесленника, их ждет смерть, как и раба невольника. Ведь цель фараона - богатство и власть.

Так подходят ли слова эпиграфа к нашему уроку?

IV . Домашнее задание для учащихся.

Выполнить пересказ параграфа 9 и ответить на вопросы к тексту. Написать сочинение-миниатюру на тему: «Военный поход» от имени любого участника.

IV. Подведение итогов и оценка работы учащихся вместе с ассистентами.

Бортникова Т.И.

Древний мир

Слайд 2

Войско фараонов

Около 1500 г. До н.э. Египтом правил фараон Тутмос. В те времена Египетское царство было так сильно, что никакие чужеземцы не угрожали ему. Фараоны использовали сильное войско для завоевания новых земель и удержания под своей властью покорённых стран.

Слайд 3

Большую часть войска составляла пехота. Исход войны во многом зависел от её выучки и выносливости. Набор в войско производили писцы по приказу фараона, большинство новобранцев было из земледельцев. Опытные командиры обучали воинов маршировать и бегать шеренгами, стрелять их лука, владеть копьём, топориком и кинжалом. Ленивых безжалостно избивали палками, раны от побоев на голове теле долго не заживали.

Слайд 4

По роду оружия пехота делилась на стрелков из лука – лучников – и копейщиков. Лук был основным видом дальнобойного оружия. Стрелы часто делались из тростника с бронзовыми наконечниками, их носили в особых футлярах – колчанах. Во время сражения лучники для быстроты и удобства вынимали сразу по несколько стрел и держали их в правой руке между большим и указательным пальцами.

Слайд 5

Египетское копьё состояло из длинного крепкого древка и бронзового наконечника. Защищались пехотинцы небольшими лёгкими щитами удобными в рукопашном сражении. Щиты состояли из деревянной и сплетённой из крепкого тростника основы, обтянутой кожей. Металлические шлемы в Египте были большой редкостью. Обычно воины надевали шапочки из кожи или льна, часто имевшие полосы.

Слайд 6

На древнеегипетской росписи художник прекрасно передал стремительное движение отряда копейщиков, его выучку и сплочённость. Все шагают в ногу, воины в полосатых шапочках вооружены щитами, копьями, топориками и искривлёнными мечами.

Слайд 7

Во главе армии стоял верховный властитель страны – фараон. Во всех важных сражениях он лично командовал войском. Льстивые и угодливые вельможи приписывали фараону все военные победы. «О, если бы не его величество, да живёт он, да здравствует, да будет благополучен! Мы никогда бы не разгромили вражеское войско».

Слайд 8

В середине второго тысячелетия до н.э. египтяне стали использовать боевые колесницы, запряжённые конями. Это позволило создать большое колесничное войско, игравшее огромную роль в египетской армии.

Слайд 9

У колесницы было два колеса со спицами. На оси между колёсами укреплена площадка, где стояли двое – один управлял конями, а другой стрелял из лука и бросал в противников короткие копья – дротики. Площадка крепилась к длинной палке – дышлу, за которое два коня везли колесницу. Вся колесница, включая колёса и спицы, изготавливалась из прочного дерева. На площадке делались обтянутые кожей борта, чтобы защитить ноги возницы и стрелка.

Слайд 10

Завоевания фараонов

Какая страна была завоёвана к югу от Египта?

В какую страну на запад от дельты Нила вторгались войска фараона?

Какой полуостров был захвачен войсками фараона к западу от дельты?

Какие страны к северу от Синайского полуострова покорили египетские войска?

На карте в учебнике найдите название реки, до которой доходили владения египтян на севере?

Слайд 11

Самые крупные завоевания совершил около 1500 года до н. э. фараон Тутмос.

Прочитаем описание одного из походов Тутмоса на с. 46.

Слайд 12

Последствия завоевательных походов

После каждого похода войска возвращались с добычей в столицу Египта, которой становится город Фивы.

Слайд 13

Из завоёванных стран египетские воины гнали толпы пленников. Победитель имел право убить побеждённого. Если же он пощадил пленника, то становился господином его жизни и смерти. Пленников могли превратить в рабов, заклеймить, как скот, и продать.

Сверху вниз - нубиец,

ливиец, житель Азии

Слайд 14

Одних египтян войны обогащали: фараоны щедро награждали военачальников и колесничих. Вельможи становились ещё богаче. Других египтян длительные войны доводили до обнищания. Войны разоряли основное население страны – её тружеников.

Слайд 15

Фараоны часто не доверяли египетским воинам. Для своей охраны они предпочитали наёмное войско из чужеземцев. Наёмники, получавшие плату из казны, казались фараону более надёжной опорой на случай заговора вельмож или возмущения простых египтян.

Интернет-ресурсы

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D1%83%D1%82%D0%BC%D0%BE%D1%81_III

http://www.husain-off.ru/hg7n/images1/drm5-069.gif

http://mathemlib.ru/books/item/f00/s00/z0000011/st027.shtml

http://www.ms77.ru/articles/fashionhistory/drmir/egypt/14917/

http://istoriya-ru.ucoz.ru/news/pokhody_tutmosa_iii_v_aziju/2011-01-31-132#

http://www.trinitas.ru/rus/doc/0211/008a/02111080.htm

http://bronexod.com/forum/lofiversion/index.php?t941.html

http://www.husain-off.ru/hg7n/hg7-a1-14.html

http://www.home-edu.ru/user/uatml/00000754/histbibil/faraon/faraon.htm

Посмотреть все слайды

Урок № 11 Тема урока «Военные походы фараонов»
1. Цель: подвести учащихся к пониманию причин и последствий военных походов фараонов Древнего Египта.

2. Задачи : - образовательные – изучить причины, характер и последствия военных походов фараонов Древнего Египта, научить распознавать интересы различных общественных групп;

- развивающие – продолжить формирование умений правильно работать с исторической картой, использовать документы и произведения искусства как исторический источник, продолжить формирование навыков работы с иллюстрациями учебника, отвечая на вопросы учителя;

- воспитательные воспитать интерес к урокам истории Древнего мира, к прошлому человечества.

Оборудование: карта «Древний Восток. Египет и Передняя Азия», учебник Вигасин А.А. История Древнего мира, карточки –тесты, презентация « Военные походы фараонов»

Ход урока:

1. Организационный момент 1-2мин.

2. Актуализация опорных знаний учащихся по теме :

Ответ ученика у доски (нужно дать определение понятиям, которые были изучены на прошлых уроках, каждое определение ученики записывают в личный словарик): цивилизация, государство, неравенство, фараон, налоги, обмен, папирус, оазис, дельта – 5 мин.


  • Работа по карточкам с индивидуальными заданиями сдают через 5мин.

    1. Какую историю мы изучаем?

    2. Древнюю историю какой страны мы изучаем?

    3. Как сами египтяне называли свою страну? Почему?

    4. Где находится Египет?

    5. О жизни какой части населения мы говорили на прошлом уроке?

    6. Кто такой «вельможа»?

    7. Из каких исторических источников мы узнали о жизни вельмож в Древнем Египте?

    8. С какой целью египтяне изображали на стенах гробниц самого вельможу, его семью и слуг?

    9. Как жили вельможи?

    10. Каковы были занятия вельмож в Древнем Египте?

    11. Как вельможи относились к фараону? Какие чувства они испытывали при встрече с ним?

3. Переход к изучению новой темы.

Вступительное слово учителя по теме: (Мы выяснили, что ремесленники, земледельцы, рабы, писцы и даже вельможи подчинялись фараону самому могущественному человеку Древнего Египта. Египетские фараоны старались укрепить свою власть, расширить территорию своего государства и укрепить центральную власть. Для этого они организовывали военные походы. Вместе с фараонами вельможи участвовали в военных походах. Чтобы нам узнать об этом поподробнее, нужно найти ответы на следующие вопросы… план записан на доске, учитель зачитывает вопросы, которые являются пунктами плана).
4. Изучение новой темы. План:

1.Египетское войско: вооружение, комплектование, виды;

2.Цели военных походов;

3.Походы египетских фараонов;

4.Последствия походов Тутмоса III ;

5.Последствия военных походов для населения завоеванных стран и жителей Древнего Египта.

Что необходимо для ведения военных походов?

Чтобы организовывать военные походы необходимо было войско: большое и хорошо обученное.

В Египте было много чиновников.

? Кто такой чиновник?

(государственный служащий )


  1. Некоторые из чиновников вели строгий учёт населения: каждого10 юношу забирали в армию и не на 2-3 года. Быть воином – это профессия на много лет, рабов не брали. Большинство - крестьяне.
Войско фараонов делилось на отряды, воины которых владели в совершенстве каким-либо видом оружия. Опытные командиры обучали воинов маршировать и бегать ширенгами, стрелять из лука,владеть копьем и кинжалом. Ленивых безжалостно избивали палками, раны от побоев на голове и теле долго не заживали.
Исход войны во многом зависел от действия пехоты, от её выучки и выносливости. По вооружению пехота делилась на:

  • Тяжеловооружённую (копья, топорики, щиты, искривлённые мечи)

  • Легковооружённая (стрелки из лука)

Задание:

Стр. 45 иллюстрация «Военный отряд» (слайд №5,6,7,8,9)

Опишите, каким вы видите египетское войско? Чем вооружены воины?

(сплочённым, стремительным)

В пехотных полках было до 30 тысяч воинов. Это много по тем временам.

В те времена при изготовлении оружия широко использовали бронзу. Бронза это сплав Олова и меди,

Олово какой металл? (очень мягкий, также как и олово, а сплав из этих металлов намного тверже и прочнее.

О чем вы сейчас узнали ?

1. Египетское войско

А) типы: легковооруженное

Тяжеловооруженное

Б) вооружение

В) комплектование

Во 2 тысячелетии в Египте стали разводить лошадей, привезённых из Азии.

? А раньше, силу каких животных использовали египтяне?

(быки и коровы)
Использование лошадей позволило создать большое колесничное войско, являвшееся ударной силой войска фараона.

Боевая колесница представляла собой небольшую двухколёсную повозку, лёгкую и подвижную. В неё обычно впрягали 2-х коней.

Иллюстрация на стр. 46) Опишите внешний облик колесницы. (слайд №10)

Какие египтяне могли приобрести колесницу? Какую роль играли колесницы на войне? Колесница стоила очень дорого, поэтому колесничими могли быть только знатные египтяне

Познавательная задача. Во время сражения египетские колесничие часто прибегали к маневру, который назывался «гнев фараона» и производил страшное опустошение в рядах противника. Чем были опасны колесницы и в чем заключался маневр «гнев фараона»? Ответ: страшны были колесницы концами выступающих осей. Это были острые длинные ножи, которые, когда колесница врывалась в расположение врага, скашивала людей, как траву. Суть маневра «гнев фараона» состояла в том, что колесницы врывались в расположение врага и, развернувшись, мчались вдоль всего фронта от фланга до фланга. 1

О чем вы узнали сейчас, как обозначим пункт нашего плана?

Г) колесничие войско

Итак, египетским фараонам удалось создать сильную боеспособную армию?

. Работа с картой (с. 44 учебника). Учитель просит внимательно посмотреть на легенду карты и ответить на вопросы: используя карту, выясним основные направления походов фараонов. (слайд №12)


  • Каким знаком обозначены походы египетских фараонов? (стрелочки )

  • В какие страны были совершены военные походы египетских фараонов? (Нубия, Ливия, Палестина, Сирия, Финикия, территория Синайского п-ова)
Где находится город Мегиддо? (на территории Палестины). 2. Работа с историческим источником. Учитель зачитывает документ о том, как проходила битва у города Мегиддо, потом задает вопросы классу (Из летописи Тутмоса III, высеченной на стенах храма Амона-Ра в Фивах – Хрестоматия по истории Древнего мира. М., 1987. С. 44-45.) Вопросы:

  • Для чего фараоны совершали военные походы в другие страны?

  • Что захватывали в качестве добычи в таких походах войны Египта?

  • Какой характер носили войны?

  • На доске заполняется таблица; одновременно учащиеся показывают на карте страны, ставшие объектом агрессии Египта и географические направления (северо-восток, юг, запад). Какую добычу привозили египтяне из этих стран?

Ливия

Е

Синайский полуостров, Палестина, Сирия, Финикия

Скот

Г

медь, дерево, серебро, благовония, ткани, украшения

И

П

Е

Т

Нубия

Золото

22 года фараон Тутмос III жил не в Египте, которым должен был править. Царица Хатшепсут, его мачеха, захватила власть ещё в 1525 году до н.э., когда её объявили соправительницей Тутмоса II, отца Тутмоса III. Она правила Египтом мирно и спокойно. Снаряжала торговые экспедиции в разные страны, строила богатые храмы. При ней Тутмос стоял во главе египетской армии и проявил себя способным полководцем. Хатшепсут умерла в 1503 году, и уже в этот год Тутмос III собрал большое войско и отправился в Сирию. Ему было непросто: Египет не воевал более 20 лет - старые воины одряхлели, молодые были неопытны.


Летописи царствования Тутмоса III, высечены на стенах знаменитого святилища в Фивах. Сейчас это святилище называют Карнакским, по названию современной деревни Карнак, расположенной на месте Фив. В этой летописи рассказывается об осаде и взятии крепости Мегиддо в 1482 г до н.э. Под Мегиддо были сосредоточены силы правителей Палестины, Финикии, Сирии и Царя города Кадеша, объединившихся для борьбы с Египтом.

О чем вы узнали?

Фараон Тутмас III
Почему?

Подумайте.

Учитель. Египетское войско возвращается из долгого и трудного похода. Тяжелый дневной переход закончился и воины, расположившись около костров и палаток, вспоминают сражения, делятся планами на будущее. Прислушаемся к их разговорам.

Крестьянин. Я участвую уже во втором военном походе. Посмотрите на мои шрамы. Этот я заработал при взятии крепости Мегиддо, а при штурме другой крепости я чуть не погиб от меча противника. И что же я получил за все тяготы и опасности похода? Все мое имущество умещается вот в этой котомке, домой приду с пустыми руками. А дома ждут меня жена и дети. Как они справляются с хозяйством без мужчины? Ведь уже давно началось время сева, а женщине и малым детям трудно управлять быками, тяжело работать с плугом. А если в этом году по воли бога Хапи вода поднялась высоко в Ниле, то надо вывести воду с поля, иначе зерно сгниет в земле. И сборщикам налогов не объяснишь, что воевал, а не работал. Они все равно будут кричать: «Давай зерно!» Не столько у меня раны болят, сколько душа изболелась за близких.

Второй крестьянин. И у меня те же проблемы. Еще после первого похода взяли у меня за долги быка. Боюсь, как бы за долги не забрали в рабство и жену с сыном. Вдруг приду и увижу пустую хижину, да поле, заросшее сорной травой. К кому тогда обращаться за помощью?
Вельможа. Ну, а я полностью доволен результатами похода. Во время взятия крепости я командовал отрядом колесниц. «Большой дом» остался мною доволен. За храбрость я получил 50 пленников, 300 голов скота, несчетное количество украшений. Посмотрите на мой новый кинжал, украшенный драгоценными камнями. Я сорвал его с пояса раненого в бою противника. А кроме того мне пожаловали большой участок земли в завоеванной стране. Вернувшись домой, я прикажу высечь на стенах гробницы стихи о моих славных подвигах. И довольный владыка возможно назначит меня на новую более высокую должность.

Вопрос учащимся: Каковы результаты походов для военачальников и рядовых воинов?

Итак, военные походы фараонов в другие страны расширяли территорию Египта, приводили к обогащению знати, но вместе с тем войны постепенно вели к ослаблению царства. Почему?

Подумайте.

Длительные войны надолго отрывали земледельцев от их полей. Они возвращались с войны к разорённым полям и домам. Войны разоряли земледельцев - главное население страны, платившее налоги. Поэтому фараоны постепенно перешли к набору в войско наёмников, хорошо подготовленных, но не всегда надёжных в бою. Превращение армии в наёмную ослабило Египетское царство, и оно потеряло владения в Азии, Нубии и с трудом оборонялось от соседей.

Чем отличается наемное войско от крестьянского? В каких случаях фараон предпочитал использовать наемное войско?

Решение проблемного задания Каковы цели походов египетских фараонов? (Слайд №13)

Закрепление: (слайд №14,15,16)

1. Причины завоевательных походов:


  • укрепить____________

  • расширить____________

  • приумножить____________
2. Египетское войско состояло из пехотных полков и___________

3. С помощью линии времени посчитайте, сколько лет назад фараон Тутмос совершил самые крупные завоевания, сколько лет прошло от образования единого Египетского государства до войн Тутмоса

Домашнее задание: слайд № 17

§ 9, повторить § 3 (определение религиозных верований и причины их появления), подготовить сообщение о египетских богах.