Инф. технологии

Выставка "весь бакст". Бакст великолепный

В Москве проходит масштабное культурное событие, которое может иметь не меньший успех, чем недавняя выставка Валентина Серова. В Пушкинском музее открылась ретроспективная экспозиция к 150-летию Льва Бакста — знаменитого художника, иллюстратора и дизайнера. Всему миру Бакст известен, прежде всего, как театральный художник и прославили его легендарные дягилевские сезоны.

Музейные экспонаты на выставке хочется долго рассматривать, трогать руками, настолько притягательны , сшитые по заказу модниц. "Бакст сумел ухватить неуловимый нерв Парижа, который правит модой, и его влияние сказывается везде: как в дамских нарядах, так и в картинных выставках", — писал Максимиллиан Волошин в 1911 году. Художник создал свой бакстовский стиль. И Париж вскоре позабыл, что Бакст — иностранец, что родом он из России.

"Это был первый художник, дизайнер интерьеров, еще не было такого слова, и он даже этого немного стеснялся, но делал это очень увлеченно", — отметил директор Государственного музея изобразительных искусств имени А.С.Пушкина Марина Лошак.

И , и дизайнерские разработки — все имеет успех. Он писал жене: "Заказы сыплются, как орехи с дерева. Тронулась даже Англия и Америка. Просто руками развожу!" Свидетельства мирового признания сейчас находятся в нескольких залах Пушкинского музея: 250 портретов, пейзажей, театральных костюмов, тканей.

После невероятного успеха "Шехеразады" экзотический Восток стремительно вошел в моду: от ярких красок до необычных тюрбанов. "Русские сезоны" сделали Бакста звездой мирового уровня. Ткани по его эскизам реализовались по всему миру в промышленных масштабах.

Три десятка коллекций — государственных и частных, собранных из разных стран — представляют все грани творчества Льва Бакста, вошедшего в мировую историю под именем Леон. В первую очередь, балетными декорациями и костюмами, где остался, по словам Александра Бенуа, "единственным и непревзойденным". В содружестве с Сергеем Дягилевым, Вацлавом Нижинским, Игорем Стравинским художник радикально изменил сам способ существования артиста на сцене.

"Даже в своих эскизах он стремился сделать не просто нейтральные костюмы, он видел костюм актера конкретного. У него костюм не отделялся от личности исполнителя", — сказала заведующая отделом личных коллекций Государственного музея изобразительных искусств имени А.С.Пушкина Наталья Автономова.

Выставка была бы беспрецедентной, прими участие в ней музеи Америки, аплодировавшей Баксту после Первой мировой, где он писал картины, оформлял спектакли, в частности труппы Иды Рубинштейн. Но, как со вздохом сказала Марина Лошак, "несчастный Шнеерсон не дает нам жить, и мы не можем брать американские вещи". Правда, возник проект благодаря американцу. Ее инициатор — специалист по русскому искусству, учившийся в МГУ у Дмитрия Сарабьянова.

"Очень многие посмертные вещи Бакста фальшивые, и надо было быть очень осторожными. Некоторые фальшивки очень хорошие и выглядят почти как Бакст. Мы с сотрудниками музея очень внимательно, осторожно относились к этому, это большая проблема сейчас, и я боюсь после нашей выставки еще будут как грибы после дождя фальшивки", — заявил директор института современной русской культуры при университете Южной Калифорнии Джон Э. Боулт.

Этому проекту предрекают успех, переходящий в ажиотаж. Как тот, что не так давно вызвала , близкого друга и единомышленника Льва Бакста. Косвенно это подтвердила и организатор серовской выставки Зельфира Трегулова: "К выставке в Пушкинском можно применить слова Дягилева, сказанные Жану Кокто: "Удиви меня".

30.06.2016 13:00

«Бриллиантовый клуб» решил посвятить очередную встречу искусству и побывал в Пушкинском музее на выставке, приуроченной к 150-летию со дня рождения одного из самых ярких и оригинальных художников XX века Льва Бакста.

Когда будний день почти завершен, когда ты устал и развинчен от жары и работы, пойти куда бы то ни было - сродни подвигу, решиться на который в одиночку трудно. Зато в хорошей компании, например с участницами клуба, - за милую душу. Тем более на Бакста в Пушкинский, что, прямо скажем, само по себе отличный вариант для приятного вечера.

И вот примерно в семь часов, когда на улице возле музея что-то страшно ухало, скрежетало и грохотало (а где в центре Москвы сейчас не ухает и не грохочет?), «Бриллиантовый клуб» с безупречным keep smiling собрался в прохладном внутреннем раю ГМИИ, чтобы погрузиться в магический мир эстетики Серебряного века.




До экскурсии нам рассказали о том, что дает членство в «Друзьях Пушкинского». Это бесплатный вход в музей без очереди на все выставки, лекции и во все здания, включая усадьбу Голицыных. Плюс можно прийти в Пушкинский за час до открытия и посмотреть все, что хочешь, в тишине и покое. Это похоже на какой-то волшебный депозит: кладешь на карту немного денег, а потом получаешь очень щедрые проценты.


«Сколько надо внести на карту?» - спрашиваем куратора программы Элеонору Тан. «От 4000 рублей - это молодежный вариант. Есть карта за 6000, есть и дороже - семейные и премиальные». «Это в месяц?» - уточняем мы. «Это в год!» - улыбается Элеонора. Чем дороже карта, тем, конечно, интереснее. За 25 000 рублей в год вас будут ждать еще и кураторские индивидуальные экскурсии-превью, приглашения на вернисажи, финисажи и в поездки за границу. Недавно премиальный состав «Друзей Пушкинского» был в Лондоне и Париже, посещая там выставки в сопровождении сотрудников музея. Поездка под ключ стоит около трех тысяч евро. А Третьяковка специально для «Друзей Пушкинского» открывала двери на выставку Серова в свой выходной... В общем, буклеты с информацией обо всех предложениях музея разлетелись в один миг.


Выставка оказалась грандиозна, такая в России проводится в первый раз. Ее готовили целых два года, привозя экспонаты буквально отовсюду: из Центра Помпиду в Париже, музеев Страсбурга и Петербурга, лондонского музея Виктории и Альберта и многих других. Третьяковка, например, предоставила портрет Зинаиды Гиппиус, совершенно драгоценную картину, с которой, кажется, не расставалась никогда.



К слову, портрет Гиппиус произвел на нашу компанию одно из сильнейших впечатлений. Как и ранний портрет Любови Гриценко, тогда еще невесты Бакста, и портрет Философова (который называют портретом Дориана Грея), и «Ужин», являющийся, собственно говоря, портретом жены Бенуа, странно текучим и струящимся. Это знаковые работы, в которых Льву Баксту удалось поймать неуловимое, непередаваемое другими средствами одухотворение, магию красоты.



Знаменитое изображение Гиппиус - это портрет декадентской мадонны, в которой соединились дьявольский эрос и обаяние революции духа. С картины смотрит ядовитая, насмешливая и проницательная умница, вытянувшая ноги в обтягивающем трико. Рядом с Гиппиус совершенно не случайно размещен хрестоматийный портрет Андрея Белого. Эта женщина страшно раздражала поэта, и поэтому Бакст придумал такую каверзу: чтобы сделать портрет Белого «искореженным» гримасой сложных страстей, он заводил с писателем разговор о Гиппиус.




В этот вечер в Пушкинском было какое-то невероятное количество народа, буквально аншлаг, поэтому «Бриллиантовому клубу» принесли наушники, с которыми слушать экскурсовода стало намного удобнее. Не приходилось стоять почти вплотную, можно было, следя за интереснейшим рассказом, подходить поближе к картинам и костюмам.

Балетные, театральные костюмы Бакста - это, пожалуй, самые потрясающие и сложные экспонаты выставки. Уже хотя бы потому, что сохранить их крайне трудно. Но, по счастью, до нас дошел легендарный костюм, сделанный для великого Нижинского, который танцевал партию Призрака розы в одноименном балете в 1912 году. Тот самый, с которого потом поклонницы обрывали розовые лепестки на память. Видно даже места, где эти лепестки обрывались.


Елена Ищеева: «Я только что вернулась из Санкт-Петербурга с экономического форума и свидетельствую - там все ходили на культурные события. Я, например, открыла для себя . Кроме того, мы с мужем всегда завершаем ПМЭФ балетом - на этот раз были в Мариинке на «Жизели». Театр, разумеется, был полон. Сегодня на Баксте ажиотаж, но при этом молчат телеканалы, а пиар выставки - только силами сотрудников музея. И все равно полные залы, люди сами тянутся к подлинной красоте. Я знакома с балетным искусством, я воспитана на этом, и не могу сказать, что изумлена, как если бы познакомилась с шедеврами Бакста впервые. Хотя мне интересно было увидеть подлинный костюм Нижинского, который за сто лет ужался до микроскопического размера. Но это костюм, в котором Нижинский танцевал на сцене, это вызывает настоящий трепет. И я, конечно, приятно удивлена, что так много членов нашего клуба - а сейчас это уже микст, это женская и мужская история - все бросили и пришли. Вот такой истинный порыв, желание прикоснуться к культуре, и делает Россию великой. Это не пропаганда и реклама, нас не зовут сюда наши руководители. Поэтому для меня сегодняшнее открытие - не столько выставка, сколько количество ее посетителей и их вдохновленные лица».



Людмила Антонова, леди с самой лучезарной улыбкой этого вечера, тоже получила от выставки массу впечатлений: «Это было фантастическое время самых красивых женщин и самых вдохновенных мужчин, которые умели восхищаться этими женщинами. Время, когда заканчивалось ар-нуво, начиналось ар-деко, а нашу страну представляли именно такие художники, как Бакст. Поэтому для России большой подарок, что организаторы собрали практически все, что осталось от его блестящего наследия».



Тут надо добавить, что мужчины того времени не только восхищались женщинами, они их украшали. Бакст, например, снял с балерин пачки, заменив их на туники, шарфы и свободные тонкие рубашки, в которых женское тело - воплощенная эротика и красота. Эстетика дягилевских постановок в оформлении Бакста до сих пор оказывает колоссальное влияние на культуру, а тогда, сто лет назад, художник просто перевернул все представления о прекрасном. Старый одряхлевший европейский театр был сметен. Французская пресса ворчала по поводу «этих великих русских», особенно «тех, что рисуют и танцуют» так, что после них стало невозможно смотреть обычный театр.


Мало того, что Бакст раздел женщину, он впервые разрисовал ее тело. Да-да, первые тату, точнее боди-арт, - это тоже Лев Бакст, он делал это раньше футуристов, которые считаются здесь пионерами. На выставке мы видели чудесный костюм Фавна с синим шарфом для партии Нижинского. Известно, что на ногах танцора тоже было вовсе не трико, а искусная роспись на теле. Обнажение для Бакста много значило, но эта невероятная театральная сексуальность не всеми воспринималась однозначно. Например, «Саломея», которую оформлял художник, в Петербурге была запрещена цензурой. Разрешили только танец семи покрывал, где экстравагантную Иду Рубинштейн разворачивали как из кокона, пока не появлялось ее совершенно обнаженное раскрашенное тело.


Владимир Бохмат, бизнесмен: «Я сегодня бросил все дела, чтобы прийти в Пушкинский, и открыл для себя совершенно нового художника. Конечно, я слышал фамилию, но она ни с чем не ассоциировалась. Больше всего меня поразила картина «Древний ужас». Мне она кажется настолько пророческой! Думаю, художник каким-то образом умел смотреть сквозь время и видел беды новой эпохи. Портрет Гиппиус, конечно, очень цепляет, не так, быть может, как Андрея Белого, но Бакст, конечно, смелый человек. Учитывая то время, столетней давности, думаю: как же ему сложно жилось. Но всем гениям сложно».


МОСКВА, 8 июня. /Корр. ТАСС Светлана Янкина/. Выставка "Лев Бакст. Leon Bakst", рассказывающая об одном из самых известных русских художников XX века, участнике объединения "Мир искусства" и звезде дягилевских "Русских сезонов", открылась в Государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина к 150-летию со дня рождения мастера.

Выставка поражает масштабом: сложно вспомнить еще какой-либо проект, который занял бы сразу два здания ГМИИ - главное и Музей личных коллекций. В первом можно увидеть эскизы к постановкам петербургских театров и "Русских сезонов" в Париже, а также выполненные по ним костюмы и продукцию модных домов дизайна Бакста. Во втором демонстрируется раннее творчество Бакста и архивные материалы - от личной переписки и счетов за покупку бокалов до диплома офицера ордена Почетного легиона.

Погружение в контекст

Ранее ГМИИ открыл выставку работ из собрания Ильи Зильберштейна, которая стала основой Музея личных коллекций. Два зала с выставкой Бакста оказались как бы встроены в эту экспозицию, где представлены произведения современников и друзей художника - основателя "Мира искусства" Александра Бенуа, Валентина Серова, Бориса Анисфельда, из-за чего погружение в художественный контекст рубежа XIX-XX получается более полным.

В части, посвященной раннему творчеству Бакста, выделяются масштабное полотно "Встреча адмирала Ф. К. Авелана в Париже 5 октября 1893 года" и небольшая по размеру картина "Купальщики на Лидо. Венеция". В Венецию художник отправился после триумфа "Русских сезонов" в Париже и писал оттуда: "Купаюсь на Лидо в обществе Айседоры Дункан, Нижинского, Дягилева. Купаюсь по горло в эстетических впечатлениях".

Представленный тут же раздел с графическими портретами рубежа XIX-XX веков, на которых изображены художники Филипп Малявин, Исаак Левитан, Константин Сомов и Анна Бенуа, словно связывает показ произведений Бакста в Музее личных коллекций и главном здании.

Если б я был султан

Там в отдельном зале собраны более поздние блистательные портреты художника - "Портрет С. П. Дягилева с няней", "Портрет Зинаиды Гиппиус" и "Ужин", где изображена супруга Александра Бенуа Анна Кид. Ее как-то вечером в парижском кафе встретили Бакст и Валентин Серов, которые вместе работали над оформлением балета "Шехеразада" на музыку Н. А. Римского-Корсакова.

Занавес по эскизам Серова к "Шехеразаде" был показан недавно на его ретроспективе в Третьяковской галерее. Сейчас в ГМИИ можно увидеть рисунки Бакста к этому спектаклю, а также реконструкцию танцев звезды постановки, исполнительницы партии Зобеиды Тамары Карсавиной - черно-белый фильм демонстрируется в Белом зале.

В центре выставочной композиции находится подиум с историческими театральными костюмами из музейных собраний и частных коллекций, в том числе из фонда историка моды Александра Васильева. Фоном им служит занавес для "Элизиума" 1906 года, а на стенах произведения сгруппированы по темам: античные видения, романтические грезы, восточные фантазии. Здесь можно увидеть яркие краски и невероятную пластичность ключевых работ художника в эскизах для "Орфея", "Жар-птицы", "Нарцисса", "Послеполуденного отдыха фавна".

Многие из них хорошо известны, они выставлялись и публиковались, однако хотя бы на примере подборки эскизов к балету "Спящая красавица" на музыку П. И. Чайковского можно увидеть, как много ресурсов пришлось задействовать, чтобы собрать эту масштабную выставку.

Так, эскиз костюма "Доброй феи" поступил из частной коллекции Нины Лобановой-Ростовской, а "Феи Рябины" - из лондонского Музея Виктории и Альберта. Как выглядели эти костюмы на танцовщиках, для которых создавались, можно увидеть здесь же на черно-белых архивных фотографиях.

Несомненно, внимание зрителей привлечет костюм Вацлава Нижинского из балета "Видение розы" тщательностью проработки и сохранностью лепестков, а также сказочное панно "Пробуждение" по мотивам "Спящей красавицы". На нем изображены счастливые молодожены Джеймс и Дороти де Ротшильд, которые и заказали Баксту в 1913 году для оформления своего лондонского особняка серию панно с изображениями членов семьи, друзей, прислуги и даже домашних животных. До недавнего времени эти работы, которые находятся сейчас в поместье Ротшильдов Уоддесдон Мэнор, ныне музее, были недоступны даже для специалистов и до сих пор считаются мало изученными.

Выставка "Лев Бакст. Leon Bakst" продлится до 4 сентября 2016 года. Узнать больше о творчестве художника можно на специально организованной в ГМИИ образовательной программе с лекциями и экскурсиями, в том числе для детей.

Фотография: DR

Этим летом столицу ждет одно из самых знаковых мероприятий в культурной жизни. Впервые в России будет представлена масштабная ретроспективная выставка одного из самых известных и оригинальных художников начала ХХ века - Льва Бакста. Мероприятие приурочено к 150-летию со дня рождения знаменитого живописца.

По словам организаторов выставки, на суд посетителей будет представлено около 200 полотен мастера, а также рисунки, арт-объекты и старинные фотографии из российских и западных собраний. Многие из картин для готовящейся экспозиции будут привезены в Москву впервые.

Лев Самойлович Бакст известен ценителям искусства своим непосредственным участием в организации легендарных "Русских сезонов" Дягилева в Париже и Лондоне. Это он приложил свою руку к костюмам и декорациям таких успешных постановок как "Шахерезада", "Спящая Принцесса" и "Синий Бог". Однако на этом деятельность художника не ограничивалась. Бакст также занимался книжной графикой, работал в индустрии моды и театра. Предстоящая выставка поможет убедиться еще и в дизайнерском таланте мастера. Помимо прочего, на ней будут представлены и некоторые костюмы, при создании которых был задействован Лев Самойлович.

Увидеть все работы художника вживую можно будет в Пушкинском музее. Экспозиция откроется 7 июня и продлится до 4 сентября 2016 года.

Специально ко дню открытия выставки

почетный гость мероприятия, дизайнер Антонио Маррас создал капсульную коллекцию кутюрных платьев, вдохновленных костюмами Бакста.

«Люблю жизнь и веселость и всегда склонен прежде к улыбке, чем к сдвинутым бровям», - не раз признавался Лев Бакст. Эта жажда жизни, оптимизм проявлялись, пожалуй, во многих работах этого, безусловно, талантливейшего человека. Леон Бакст, как называли его на Западе, - это ведь целая планета. «У Бакста „золотые руки“, удивительная техническая способность, много вкуса», - говорили про него современники.

Живописец, портретист, мастер книжной и журнальной иллюстрации, дизайнер интерьеров и создатель высокой моды 1910-х годов, автор статей о современном искусстве, дизайне и танце, увлекшийся в последние годы жизни фотографией и кино. И, конечно, театральный художник, известный во многом своими впечатляющими проектами для «Русских сезонов» Сергея Дягилева в Париже и Лондоне. Его неординарные и динамичные декорации и костюмы обеспечили успех таким легендарным постановкам, как «Клеопатра», «Шехеразада» или «Спящая принцесса», и оказали влияние на общее представление о сценическом оформлении.

При всем при этом нынешняя выставка в Пушкинском музее - первая масштабная ретроспектива творчества Бакста в России, приуроченная к 150-летнему юбилею художника. Мы можем увидеть около 250-ти произведений живописи, оригинальной и печатной графики, фотографии, архивные документы, редкие книги, а также сценические костюмы и эскизы для тканей. В экспозицию включены произведения из различных государственных и частных российских и западных собраний, причем многие из них демонстрируются у нас впервые. Эскизы костюмов для Иды Рубинштейн или Вацлава Нижинского, известные станковые произведения «Портрет Сергея Дягилева с няней» или «Автопортрет», портреты Андрея Белого и Зинаиды Гиппиус - всего не перечислить, нужно идти и смотреть!

Примечательно, что специально ко дню открытия выставки ее почетный гость, дизайнер Антонио Маррас, создал капсульную коллекцию кутюрных платьев, вдохновленных костюмами Льва Бакста. Маррас всегда чувствовал себя не только дизайнером одежды, но и театральным художником, и не случайно некоторые его коллекции часто напоминали изысканно-графичные костюмы Бакста. «С творчеством Бакста я познакомился в Париже 25 лет назад, и с тех пор собираю книги и материалы, посвященные этому художнику, - рассказал на открытии выставки дизайнер. - Сам я родом с Сардинии, и стиль Бакста, фактура его нарядов для меня очень близки. К тому же, мне очень важно, чтобы у наряда были душа и характер, что мы наблюдаем и у Бакста».

На церемонии открытия выставки о Льве Баксте и своем к нему - или его творчеству - отношении говорили многие гости и участники фестиваля, некоторые из которых, к тому же, выступили в тот вечер в качестве экскурсоводов.

Мы старались, чтобы это был рассказ про художника, который создавал мир красоты, который пытался отринуть штампы, чтобы сделать мир вокруг себя прекрасней, чтобы включить абсолютно все краски, которые казались ему важными, в свой рисунок.

Я верю в знаки судьбы. Почему Бакст находится в музее Пушкина? Как вы знаете, Пушкин любил ножки, а Бакст, как выясняется, не любил, потому что год назад, на финальной стадии подготовки нашей выставки, прыгнув от радости, я сломал себе ногу, а несколько месяцев спустя, второй куратор, Наталья Автономова, тоже прыгнула от радости, и тоже сломала ногу. Так что, господа, ходите по выставке с осторожностью.

Это история потрясающего человека, который является нашим национальным достоянием, и, к счастью, через 150 лет к нам возвращается. Я посмотрел его работы, это изумительная выставка, содержательная, объемная. Я считаю, что для меня, для людей, которые любят театр, балет, - это большой подарок. Он и русский, и западно-европейский - он объединил собой целую планету.

«Черешневый лес», как всегда, идеально конструирует программу фестиваля, в которой всегда прослеживаются тончайшие ассоциативные связи: Бакст - великий театральный художник, соединявший в своих костюмах от античности - и, заметьте, мы с вами в музее античных слепков - до безумных ориентальных мотивов, и Маррас, который тоже в своих костюмах соединяет все, что можно. В обоих случаях это пост-модерн - а ведь Бакст этого слова даже не знал. То, что мы видим сейчас в стенах Пушкинского музея, - естественно, органично и прекрасно.

Бакст очень тонко понял суть балета. Движения балета и графика Бакста, представленная на выставке, великолепна. А созданная специально к церемонии открытия капсульная коллекция Antonio Marras стала воплощением любви дизайнера к творчеству Льва Бакста.

С творчеством Леона Бакста я знакома с детства, что совершенно, на мой взгляд, нормально, потому что Бакст - это одна из составляющих русского стиля. Русский стиль западным зрителем воспринимается очень многогранно. Все, что касается его сказочности, фантазийности, - все это по факту оформлено художниками, которые были современниками Бакста, самим Бакстом, и каким-то образом было использовано Дягиевым в «Русских сезонах».

Это удивительно, когда воссоздан стиль, который соответствует времени Бакста, при этом - с костюмами современного дизайнера, и все это тонко и со вкусом обыграно. Я ведь театральный человек, а театральный мир очень яркий, образный. Он не столь графичен, сколько чувственен, и, конечно, у Бакста это выражено в полной мере. Вокруг вкусная, аппетитная, какая-то солнечная фактура, которой в обычной жизни не хватает. Потрясающая выставка.

Детали от Posta-Magazine
Выставка продлится до 4 сентября 2016 года.
Ул. Волхонка, 12