Государство

Когда восстановили храм христа. Храм христа спасителя краткая информация

На Руси военные победы традиционно отмечали закладкой церквей. В декабре 1812 года был обнародован манифест Александра I о создании в первопрестольном граде Москве церкви во имя Христа Спасителя. В архитектурном конкурсе победил проект художника Витберга, но хозяйственника из него не получилось. Строительство храма на Воробьёвых горах пришлось свернуть, а самого Витберга, обвинённого в казнокрадстве и халатности, в 1827 году выслали в Вятку.

История Храма Христа Спасителя началась 25 декабря 1812 года, когда император Александр I подписал манифест о создании в честь победы над армией Наполеона церкви во имя Спасителя Христа. 12 октября 1817 года состоялась торжественная закладка храма на Воробьевых горах. Однако вскоре от постройки на этом месте пришлось отказаться – почва здесь была непрочной из-за подземных ручьев. 10 апреля 1832 года император Николай I утвердил новый проект храма, составленный Константином Тоном. Николай I лично выбрал место для храма.

Алексеевский женский монастырь был переведен в Красное село около Сокольников. Все постройки монастыря сломали. По легенде, игуменья монастыря прокляла разрушителей и предрекла, что на этом месте ни одна постройка долго стоять не будет.

Торжественная закладка нового храма состоялась 10 сентября 1837 года. Он строился почти 40 лет, как храм-памятник, посвященный Отечественной войне 1812. Освящение состоялось в 26 мая 1883 года в день коронации на престол императора Александра III. Работы по возведению храма Христа Спасителя осуществлялись по повелениям четырех российских императоров - Александра I, Николая I, Александра II, Александра III. В нем могли одновременно находиться 10 000 человек. Сооруженное в так называемом русско-византийском стиле, грандиозное по масштабам (высота 103,3 м), здание отличалось роскошью внешнего и внутреннего убранства.

Строительство храма. 1852 год:

Освящение храма. 1883 год:

Храм Христа Спасителя. 1918-1931 гг.:

После революции начались смутные времена. Изъятие церковных ценностей из храма. 1922-1931 гг.:

1931 год. Демонтаж куполов перед взрывом храма:

Решение о сносе храма было принято по плану реконструкции Москвы 2 июня 1931 года на заседании в кабинете Молотова. Храм Христа Спасителя был разрушен несколькими взрывами в субботу 5 декабря 1931 года за 45 минут. Подлинные горельефы были спасены и вывезены на Донское кладбище, где их можно увидеть и сейчас.


Вместо храма собрались строить величайшее здание в истории человечества. Но, строительству Дворца Советов, начатому в 1937 году, не суждено было завершиться - началась Великая Отечественная война, и из подготовленных для монтажа металлических конструкций были изготовлены противотанковые ежи для обороны Москвы, а вскоре едва поднявшееся от уровня фундамента здание пришлось разобрать совсем.

1935-1937 гг.:

1938-1940 гг.:

По одной из легенд, котлован для фундамента Дворца Советов затопила вода и поэтому вместо Дворца Советов пришлось сделать бассейн. Плавательный бассейн "Москва" (архитектор Дмитрий Чечулин) открылся для посетителей в июле 1960 года.

По словам сотрудника бассейна, за все 33 года существования бассейна «Москва» санэпидемстанция ни разу не предъявляла претензии к качеству воды. Воду не только пропускали через песчаные фильтры, но и хлорировали. В бассейне постоянно работала собственная лаборатория, забор воды на пробу осуществлялся каждые три часа (и еженедельно пробы выбирала санэпидемстания). В первые десять лет в цикл водоподготовки были включены бактерицидные установки, облучающие воду ультрафиолетом (ртутно-кварцевые лампы ПРК-7 на 1,0 кВт). Исследования показали, что цикл водоподготовки можно осуществлять и без них, качество воды при этом не страдает.

Бассейн входил в систему гражданской обороны города: при ядерной атаке здесь бы функционировал помывочный (обеззараживающий) пункт.

Из городских легенд можно вспомнить рассказы спасателей, откачивавших людей - посетителей бассейна, которых умышленно топил некий бородатый мужчина, злодея так и не смогли поймать.

Говорят, что изначально бассейн планировался как временная постройка. Строители видели пометку на чертежах, характеризующую объект как «временное сооружение со сроком эксплуатации 15 лет». Бассейн "Москва" был закрыт в 1994 году.

Бассейн снесли по экономическим причинам: после 1991 года стоимость энергоносителей взлетела в заоблачные высоты. Затраты на поддержку температурного режима в зимнее время были очень высоки. Цена на билеты была бы не реальной для подавляющего числа жителей Москвы. Кроме того, подошел срок капитального ремонта с заменой всего трубопроводного хозяйства.

По другой версии, пары воды бассейна негативно влияли на фундаменты близ находящихся зданий, и это было дополнительной причиной сноса бассейна.

Бассейн "Москва". 1969 год:

Снос бассейна. 1994 год:

Проект нового храма выполнен архитекторами М.М.Посохиным, А.М.Денисовым и другими. Строительство нового храма поддерживали многие общественные группы, но несмотря на это, оно было окружено спорами, протестами и обвинениями городских властей в коррупции. Автор проекта воссоздания Денисов отошёл от работы, уступив место Зурабу Церетели, который завершал строительство, отступив от первоначального проекта Денисова, утверждённого московскими властями. Под его руководством на белокаменных стенах появились не мраморные (оригиналы сохранились в Донском монастыре), а бронзовые композиции (горельефы), вызвавшие нарекания, ибо были явным отходом от оригинала. Роспись интерьеров храма была проведена рекомендованными Церетели художниками; культурная ценность этих росписей также спорна. Вместо первоначальной белокаменной облицовки здание получило мраморную, а золочёная кровля заменена на покрытие на основе нитрида титана. Стоит отметить, что эти изменения, внесенные в исторический проект, повлекли за собой смену цветовой гаммы фасада с теплой на более холодную. Крупные скульптурные медальоны на фасаде храма были выполнены из полимерного материала. Под храмом была размещена двухуровневая подземная парковка на 305 машиномест.

19 августа 2000 года состоялось великое освящение храма собором архиереев. В состав современного комплекса Храма Христа Спасителя входят: «Верхний храм» - собственно Храм Христа Спасителя. Имеет три престола - главный в честь Рождества Христова и два боковых на хорах - во имя Николая Чудотворца (южный) и святого князя Александра Невского (северный). «Нижний храм» - Преображенская церковь, сооруженная в память о находившемся на этом месте женском Алексеевском монастыре. Имеет три алтаря: главный - в честь Преображения Господня и два малых придела - в честь Алексия человека Божия и Тихвинской иконы Божией Матери. В стилобатной части размещаются музей Храма, зал Церковных Соборов, зал Высшего Церковного Совета, трапезные палаты, а также технические и служебные помещения.

Земля и здания комплекса Храма Христа Спасителя принадлежат городу Москве. 14 марта 2004 на заседании общественного наблюдательного Совета по восстановлению храма Христа Спасителя было объявлено о передаче храма в бессрочное безвозмездное пользование Русской Православной Церкви; был создан Совет попечителей храма Христа Спасителя. В церковно-административном отношении Храм имеет статус подворья Патриарха Московского и всея Руси.








Адрес: Россия, Москва, ул. Волхонка, 15
Начало строительства: 1839 год
Окончание строительства: 1881 год
Архитектор: А.К. Тон
Разрушен: 1931 году
Построен вновь: 1994 - 1997 годах
Высота: 103 метра
Святыни: частица Ризы Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, святые мощи митрополита Московского Филарета, ковчег с частицами святых мощей, риза Пресвятой Богородицы, глава святителя Иоанна Златоуста, мощи благоверного великого князя Александра Невского, мощи Святителя Ионы митраполита Московского, мощи Равноапостольного великого князя Владимира, мощи Иоанна Крестителя, гвоздь Креста Господня
Координаты: 55°44"40.9"N 37°36"19.1"E
Объект культурного наследия Российской Федерации

Появление храма было связано с желанием россиян увековечить победу над противником в войне 1812 года. А с инициативой его создания выступил армейский генерал Петр Андреевич Кикин. Предложение было рассмотрено государем Александром I, и он издал манифест о строительстве. Храм намеревались построить к годовщине победы российской державы над войсками Наполеона. Разработкой первого проекта святыни занимался художник и архитектор Александр Лаврентьевич Витберг, и уже в середине осени 1817 года на возвышенном месте Воробьевых гор состоялась закладка фундамента.

Вид на храм с Большого Каменного моста

В соответствии с архитекторским проектом церковное здание строили трехсоставным. Предполагалось, что каждая часть будет иметь собственное название: Воплощение, Преображение и Воскресение. В нижней церкви планировали проводить захоронения останков воинов, погибших в сражениях прошедшей войны. Однако почва на территории Воробьевых гор не выдержала тяжести огромного здания и стала оседать. Проект Витберга был признан неудачным, и возведение церкви доверили другому зодчему – Константину Андреевичу Тону.

Строительство перенесли на новое место - участок возле Московского Кремля , на котором ранее располагалась Алексеевская женская обитель. По легенде, одна из здешних монахинь предрекала, что новый храм на месте снесенной обители не простоит и полувека. Как бы там ни было, но закладка церкви в этом месте все равно состоялась. И произошло в начале осени 1839 года. Спустя 21 год, строительство храма подошло к концу. Немного позднее были закончены внутренняя роспись церковных помещений и обустройство прилегающей набережной.


Вид храма с Москвы реки

В 1880 году храм стал кафедральным, а в через три года, 26 мая, в праздник Вознесения Господня его освятили. В этот же день прошла коронация императора России Александра III. Летом освятили церковные приделы. В приделе Николая Святителя церемония прошла 12 июля, а в приделе Александра Невского - 8 июля. После этого богослужения здесь проводились каждый день.

С 1918 года храм лишили финансовой помощи со стороны государства, а в начале зимы 1931 года по приказу Сталина его публично уничтожили. Руины, оставшиеся от грандиозного памятника русского искусства, стали подтверждением слов монахини, ведь храм действительно просуществовал не более 50 лет. Место разрушенной святыни должен был занять Дворец съездов, но в связи с Великой Отечественной войной проект его строительства так и остался нереализованным. За годы войны из-за взрывов эта местность превратилась в огромную яму, и ее использовали для сооружения бассейна.


Вид храма с Патриаршего моста

В конце 80-х годов прошлого века в стране было создано общественное движение, активисты которого стали бороться за возрождение старинного храма. Летом 1992 года появился Фонд возрождения памятников Москвы , и в перечне архитектурных объектов, нуждающихся в восстановлении, в числе первых оказался Храм Христа Спасителя. Так началась его полная реконструкция. Первое богослужение во вновь отстроенном храме прошло на Рождество 2000 года, а освящение церкви - в августе этого же года.

Архитектурные особенности и внешнее оформление храма

Храм Христа Спасителя считается самым большим церковных зданием в России, потому он может вместить около 10 тысяч верующих. Здание храма похоже на равноконечный крест. Его ширина превышает 85 м. Сооружение имеет высоту 103 м, при этом барабан поднимается на 28 м, а купол вместе с крестом уходит ввысь на 35 м. Стены здания достигают толщины в 3,2 м.

Декор фасадов состоит из двух рядов горельефов, сделанных из мрамора. Входные бронзовые двери украшают лики святых. В целом здание удалось восстановить максимально приближенным к старинному оригиналу. И это не удивительно, ведь его строительство велось по чертежам и рисункам, созданным в XIX и XX веках.

Тем не менее, некоторые отличия между постройками всё же имеются. Так, новое здание получило 17-метровую стилобатную часть (цоколь), где нашлось место трапезным, помещениям для технических служб, церкви Преображения, музею и двум залам, в которых проходят Церковные Соборы и совещания Священного Синода. При отделочных работах строители применили панели из мрамора и красного гранита.


Входные порталы храма

Интерьеры самого большого храма России

Общая площадь росписи стен храма превышает 22 тысяч кв. м, причем 9 тыс. кв. м из них – это золоченые поверхности. По периметру стен создана галерея, на стенах которой висят памятные доски с описанием сражений, проведенных русской армией. Здесь можно увидеть имена прославленных полководцев, а также отличившихся в боях солдат.

Внутри собора находятся украшения из декоративных камней, живописные работы и скульптуры. Высокие стены расписаны образами христианских святых и князей, которые не пожалели своей жизни ради Родины. В нижней галерее, на досках написаны имена героев Отечественной войны. Живописное оформление храма было создано целой группой мастеров, руководил которой академик и заслуженный художник страны Н.А. Мухин.


Скульптурная компазиция на стенах храма

Экскурсии по храму

Для туристов в храме организованы два экскурсионных маршрута. Они могут побывать на смотровой площадке, посетить музей и Зал Церковных Сборов, знаменитый своими новогодними ёлками. Экскурсии проводятся и для детей. Во всех экспозициях музея рассказывается об этапах создания храма. Желающие осмотреть четыре смотровые площадки должны собраться в группы, так как подобные экскурсии не проводятся в индивидуальном порядке. Поскольку все смотровые площадки расположены на 4 этаже, для быстрого перемещения к ним предусмотрены лифты. С площадок кварталы столицы и Кремль видны как на ладони.

Обращаясь к истории создания Храма Христа Спасителя , в первую очередь нужно отметить, что связана она с победой русской армии над многотысячными войсками Наполеона.

Император Александр I в канун Рождества Христова 1812 года, когда уже на русской земле не осталось ни одного солдата наполеоновских войск, издал Манифест, в котором говорилось о необходимости создания в Первопрестольной в честь победы в Отечественной войне церкви имени Христа Спасителя.

Москвичи были воодушевлены столь радостным сообщением. Так и случилось был выстроен в благодарность Всевышнему за заступничество и поддержку в тяжелый для России период, он также был свидетельством необычайного мужества русского народа. Но строительство храма началось не сразу, только спустя несколько лет и уже при правлении Николая I, который самолично определил место на берегу Москва - реки в центре столицы предназначавшееся под строительство столь важного сооружения.

Проект храма был создан профессором архитектуры К.А. Тоном и выдержан в русско-византийском стиле. Церемония торжественной закладки храма состоялась еще в 1829г, однако, строительство было закончено только в 1882г во времена правления Александра III.

В мае 1883 года состоялась церемония освящения храма. Высота его была 103 метра, он был на 1,5м выше Санкт-Петербургского Исаакиевского собора. должен был вмещать в себя 10 тыс человек.

В православных храмах России главенствующим является иконостас. Но так было не всегда, изначально иконостас служил преградой, отделяющей алтарь от всего помещения. Врата иконостаса (3 двери) ведут непосредственно в алтарь. Каждая такая дверь имеет свое название, например, Царские врата, это те, что расположены прямо перед престолом, справа от них расположены Южные врата, а слева – Северные врата.

Иконостас в Храме Христа Спасителя имеет восьмигранную форму, это резной иконостас-часовня, напоминающий очертаниями чудесный сказочный дворец в миниатюре.


С его белоснежными стенами и золотыми куполами, величественный и значимый для народа, сразу же стал символом духовности и православия в России. Стены храма были расписаны знаменитыми художниками того времени Верещагиным, Суриковым, Крамским. Люди отовсюду приходили, чтобы увидеть величественное сооружение, тем более что оно рядом с Кремлем на набережной Москва - реки создавало очень интересный бело-красный архитектурный ансамбль.

Взрыв Храма Христа Спасителя

В трагическом для жизни храма 1931 году советская власть решила, что крупнейшему в русской православной церкви храму не место в центре Первопрестольной. И 5 декабря храм был взорван и уничтожена память о великой победе в войне с Наполеоном и о подвиге русского народа. Первый взрыв огромной силы не смог разрушить величественное сооружение и только со второй попытки храм рухнул. Почти полтора года потребовалось строителям, чтобы разобрать обломки храма. На его месте планировалось воздвигнуть колоссальный по размерам Дворец Советов с огромной фигурой Ленина. Однако строительство, которое началось в 1937 году, так и не завершилось в связи с изменением внешнеполитической ситуации и началом в 1941 году Великой Отечественной войны. Тогда конструкции металлического каркаса будущего Дома Советов, готовые к монтажу были отданы для создания противотанковых ежей, которые должны были защитить город.

Война закончилась, а на месте храма еще долгие 13 лет зияла огромная дыра, на месте которой в 1958 году был построен бассейн с названием «Москва».

Строительство Храма Христа Спасителя заново

И только в 1990 годы началось строительство храма заново, оно длилось почти 10 лет, и в 2000 году был освещен. Новый храм представляет собой полную копию того, варварски разрушенного когда-то храма. Только росписи внутри храма, как и утерянные иконы, люстры и лепнину в первозданном виде воспроизвести не удалось.

Но главный иконостас, который по праву считается одной из ценнейших реликвий во всем мире, был воспроизведен по образцу прошлого и имеет высоту 26,6м и форму восьмигранной часовни. Он вырезан из чистейшего белого мрамора и выглядит сделанным из фарфора. Четырехъярусный иконостас Храма Христа Спасителя венчает позолоченный купол из бронзы, внутри располагается престол, а все кресты и многие элементы позолочены. До сегодняшнего дня ведутся работы по украшению внутреннего убранства храма и его иконостаса.

Атмосфера храма производит неизгладимое впечатление, его величественность не давит, а наоборот позволяет почувствовать себя частью чего-то очень светлого и значимого.


Современный Храм Христа Спасителя – это целый комплекс в состав которого входят «верхний» и «нижний» храмы.

«Верхний храм» - сам Храм Христа Спасителя содержит три престола, главный из которых воздвигнут во имя Рождества Христова, южный – Николая Чудотворца, северный – князя Александра Невского.

«Нижним храмом» является Преображенская церковь, которая была создана в память об Алексеевском женском монастыре, который располагался когда-то именно здесь. Три алтаря Преображенской церкви: основной – Преображения Господня, два малых - Тихвинской иконы Божьей Матери и Алексия человека Божия.

На сегодняшний день действует в полном объеме, так же здесь работает музей – филиал исторического музея города Москвы.

Возрожденному храму 10 лет, если вести отсчет от момента его освещения в 2000 году. Существует одна интересная легенда о том, что место под храмом проклятое.

Еще в XVI веке на Чертольском холме, где располагается храм, находился перенесенный со старого места женский Алексеевский монастырь, основателем которого в XIV в. был митрополит Алексей наставник Дмитрия Донского. Когда было решено воздвигнуть именно здесь Храм Христа Спасителя, старинные постройки Алексеевского монастыря были безжалостно уничтожены, а сами монахини переведены в Красное село. Вот тогда-то настоятельница этого монастыря и прокляла место, где была разрушена ее обитель и предрекла каждой постройке на этом месте не более 50 лет жизни.

Конечно, это всего лишь легенда ничем не обоснованная и какая-то совсем не христианская, но изначально храм простоял 48 лет, позже строительство совсем не ладилось, а плавательный бассейн на этом месте прожил всего 30 лет.

Не зависимо от того, что вас подвигнет на посещение Храма Христа Спасителя , вы ни одной минуты не пожалеете о своем решении, ведь это то самое место, которое в котором обязательно нужно побывать.

Романчукевич Татьяна
для женского журнала сайт

При использовании и перепечатке материала активная ссылка на женский онлайн журнал обязательна

История Храма Христа Спасителя в Москве поражает воображение, как и сам храм. Она полна трагических событий, драматических ситуаций, пророчеств и таинств. Святыня, от одного взгляда на которую замирает сердце и которую особо чтут россияне, прошла тернистый путь к сегодняшнему величию. Этот храм можно назвать символом России, ведь его судьба неразрывно связана с судьбой народа, сначала создавшего святыню, потом ее разрушившего, а затем воскресившего.

Задумка

Издавна на Руси возводились церкви в честь окончания воин. Эту святую традицию поддержал и Александр Первый, решивший построить храм, как только Россия победила Наполеона в 1812 году. Соответствующий манифест был подписан императором 25 декабря. В нем Александр выражал почтение и благодарность солдатам, сложившим голову за родину, и утверждал, что в память о подвиге русского народа должна быть построена церковь.

Так началась непростая история Храма Христа Спасителя в Москве.

Первая попытка

Приступив к реализации задумки, Александр Первый объявил конкурс среди архитекторов. Среди них было немало известных и маститых, но победу одержал молодой и неопытный в вопросах архитектуры художник Карл Магнус Витберг. Проект, представленный им, впечатлил царя и был утвержден в 1814 году.

Планировалось, что 237-метровый храм станет самой высокой постройкой планеты, будет состоять из подземной и наземной частей (первая в форме параллелепипеда, а вторая – крестообразная плюс купол). Проект предполагал также триумфальные колонны, отлитые из трофейных французских пушек. А еще на стенах храма должны были увековечить имена всех солдат, павших на поле боя в Отечественной войне.

Возводить сооружение решили на Воробьёвых горах, а руководство строительством Александр доверил Витбергу. Из казны было выделено шестнадцать миллионов рублей. Работы начались в годовщину победы над Наполеоном 12 октября 1817 года.

Честный, но наивный Витберг допустил разворовывание выделенных средств, поэтому строительство затянулось, и спустя семь лет после его начала не было сделано практически ничего. Тем временем ушел из жизни император Александр, которого сменил на престоле его брат Николай Первый. Решением нового царя возведение храма приостановили. Важным фактором здесь оказалось еще и то, что Воробьевы горы совершенно не подходили для такого мощного сооружения – началась просадка песчаных почв и стало ясно, что для храма нужно искать другое место.

Вторая попытка

История Храма Христа Спасителя в Москве могла бы закончиться, так толком и не начавшись, но Николай Первый был решительно настроен продолжить дело брата. Он снова объявил конкурс, выиграть который удалось архитектору Константину Тону. Новое место для сооружения император выбирал лично – им стал Алексеевский монастырь, и будущий храм таким образом должен был смотреть на Кремль.

Монастырь и расположенная рядом с ним церковь всех Святых были взорваны, и с этим событием связана леденящая душу легенда. Она гласит, что одна из монашек предрекла храму, возводящемуся на «костях погибших» религиозных святынь, недолгую жизнь, заявив, что простоит он всего лишь полвека.

Строительство началось в очередную годовщину битвы под Бородино – в августовский день 1839 года - и длилось сорок четыре года. Заканчивалось оно уже при Александре Втором, а функционировать храм начал при Александре Третьем. На реализацию грандиозного проекта было потрачено пятнадцать миллионов рублей.

Над оформлением храма трудились такие известнейшие живописцы и скульпторы России, как Суриков, Крамской, Иванов, Рамазанов и другие.

Функционирование храма до революции

8 июля после двух торжественных освящений Храм Христа Спасителя начал принимать прихожан. И сразу же стал культурно-религиозным центром России. Здесь проводились различные знаковые для страны мероприятия, такие как, например, празднование столетнего юбилея окончания войны с французами и трехсотлетия дома Романовых, избрание российского Патриарха, открытие памятника Гоголю, презентация «Увертюры 1812 года» Петра Ильича Чайковского и другие. При храме функционировала шикарная библиотека, также с первых лет 20 века здесь проводились курсы для рабочих, желающих получить образование Люди приезжали взглянуть на святыню и помолиться в ее стенах изо всех уголков страны. Экскурсии по храму были обычным делом. Во время Первой Мировой войны в помещении Храма Христа Спасителя собирали помощь российским воинам.

Разрушение святыни

С приходом к власти большевиков государственное финансирование святыни, естественно, прекратилось. А в 1931 году история Храма Христа Спасителя в Москве трагически прервалась. «Черное» решение приняли 13 июля, а 5 декабря собор был взорван. Разрушить мощные стены не удалось с первого раза, попытку пришлось повторить. Страшные звуки и удручающая картина «казни» потрясли не только верующих, но и других жителей Москвы, считавших храм неотъемлемой частью столицы.

На месте взорванной святыни Сталин планировал построить Дворец Советов с гигантской статуей Ленина на крыше. Но строительство прервалось во время войны, и больше его решили не возобновлять. Фактически все, что успели сделать – это вырыть огромный котлован и заложить фундамент. Яму позже использовали при создании бассейна «Москва».

Мрамором святыни отделали несколько станций столичного метро, сюда же «ушли» и скамейки из камня. Плиты с именами погибших воинов превратили в крошку и посыпали ею парковые дорожки.

Возрождение

Во время перестройки история Храма Христа Спасителя в Москве получила свое продолжение. Именно тогда верующие начали сбор подписей за «воскрешение» собора. В 90-м году Священный Синод РПЦ дал свое благословение этому начинанию и тогда же на месте бывшего и будущего храма заложили гранитный камень. Начался сбор средств.

К строительным работам приступили в 1994-м. Изначально, автором проекта был выбран реставратор Алексей Денисов, но после ряда громких скандалов, связанных с коррупцией и растратой средств, руководство возведением храма доверили архитектору Зурабу Церетели, который позволил себе несколько отклониться от утвержденного властью проекта.

В Рождественский день 1996 года заложили последний камень в стену парадного входа, а в день Преображения воссозданный нижний храм был освящен Патриархом всея Руси Алексием Вторым. Тогда же стали регулярно проводить богослужения.

Второе освящение уже полностью готового собора произошло во время празднования 850-летия Златоглавой 7 сентября 1997-го.

Для посетителей Храм Христа Спасителя открыл свои врата в последний день второго тысячелетия. Сегодня он является главным православным храмом не только Москвы, но и всей России. Возвышаясь над землей на 105 метров, святыня хорошо просматривается со многих точек столицы и привлекает внимание своим великолепием. Здесь, как и раньше, проходят важнейшие мероприятия государственного уровня, проводятся экскурсии, отпевают выдающихся людей (Алексий Второй, Борис Ельцин, Людмила Зыкина, Сергей Михалков и другие), работает музей.

Храм Христа Спасителя в Москве не только самый главный православный объект страны, но и самый большой. Одновременно в нем могут находиться десять тысяч человек.

Храм Христа Спасителя. Это своего рода храм храмов, оплот христианства. Здесь отпевали Святейшего патриарха Московского и всея Руси Алексия Второго, именно благодаря ему началось возрождение православной веры на всей территории постсоветского пространства.Это не просто необычайно красивое место, это святое место, способное очистить душу человека, помочь установить ему связь с высшими силами.

Совсем недалеко от Кремля, на Пречистенке, стоит символ православной веры — Храм Христа Спасителя . Это своего рода храм храмов, оплот христианства, здесь отпевают известных меценатов, политиков, актеров, людей, жизненный путь которых был ничем иным, как бескорыстным служением Богу и человечеству. Здесь отпевали Святейшего патриарха Московского и всея Руси Алексия Второго, именно благодаря ему началось возрождение православной веры на всей территории постсоветского пространства. Это не просто необычайно красивое место, это святое место, способное очистить душу человека, помочь установить ему связь с высшими силами.

История строительства Храма, его восстановления, необычайно богата. Огромный интерес вызывает даже история улицы, на которой стоит Храм Христа Спасителя. Пречистенка …. Бывшая Чертольская, сколько легенд связано с этим местом, в старину поговаривали, что здесь находятся ворота в ад, многие утверждали, что находящийся рядом овраг — это дело рук самого черта. Все это притом, что Чертольская была дорогой от Кремля до Новодевичьего монастыря, в котором находилась известная каждому христианину чудотворная икона Смоленской Божьей Матери. Неблагозвучное название улицы, имеющей огромной значение, было заменено Великим царем Алексеем Михайловичем, человеком очень набожным и строго чтящим закон Божий. Улица получила название Пречистенская, в честь Пречистой Матери Божией, с течением времени, название улицы сократилось до «Пречистенка», которое в наше время известно, пожалуй, каждому россиянину. К слову, и сейчас об этой прекрасной московской улице ходят недобрые слухи, говорят, что здесь хозяйничает нечистая сила, она словно пытается проверить незыблемость веры идущих в Храм людей.

Строительство Храма Христа Спасителя было начато 23 сентября 1839 года, работы велись почти пятьдесят лет, освящен он был 26 мая 1883 года. Возводился храм, как символ победы русского народа в войне 1812 года над наполеоновскими захватчиками. Первоначальный проект, принадлежавший архитектору А.Л. Витбергу, победившему в конкурсе, был поистине грандиозен. Вся Воробьева гора должна была стать нижней частью храма, где планировалась усыпальница всех погибших в Отечественной войне. Этот план так и не был претворен в жизнь, от услуг архитектора, попавшего в немилость к царю Николаю Первому, пришлось отказаться после того, как в 1827 году грунт Воробьевых гор стал оседать, и строительство стало невозможным. Проект, по которому и был построен величественный храм, был принят в 1832 году, его автором стал архитектор К.А. Тон. Все православные церкви собирали деньги на постройку настоящего чуда света, которое должно было показать миру, как дорога православная вера для русского народа. Из казны царь выделил фантастическую по тем временам сумму - более 15 миллионов рублей. Так было положено начало строительству храма в византийском стиле.

Как уже писалось выше, храм открыл свои двери верующим 26 мая 1883 года, всего 50 лет он был тем местом, где соединялись сердца влюбленных, куда приходили люди со своими проблемами. После прихода советской власти, в 1931 храм был полностью взорван . Видеоархивы до сих пор хранят эти ужасные кадры, когда от огромного храма остается только облако дыма и пепла. На его месте Советы предполагали построить Дворец Советов, планировалось, что он будет символизировать победу большевизма над пережитками прошлого. Как утверждают верующие, Бог не позволил осквернить святое место, и строительство дворца было заброшено в самом его начале. На месте храма открыли плавательный бассейн.

Возрождение святыни началось в 1989 году, когда было принято решение о начале реставрационных работ. Уже в 1990 году был заложен первый камень, огромный вклад в восстановление Храма Христа Спасителя внес Патриарх Московский и всея Руси Алексий Второй. Совсем за короткий промежуток времени, благодаря пожертвованиям верующих, и немалым финансовым вливаниям со стороны государства, 31 декабря 1999 года, все желающие смогли вновь обратиться к Богу в этом уникальном, красивейшем храме. Его освящение состоялось 19 августа 2000 года, и уже на следующий день в храме была канонизирована погибшая в результате варварских действий большевиков царская семья.

Посмотрев на Храм с высоты птичьего полета, можно увидеть, что он имеет форму креста. Его размеры впечатляют, 85 метров в ширину и чуть более 105 метров в высоту, это делает Храм Христа Спасителя самым большим строением подобного рода. Более 10000 человек могут одновременно присутствовать в храме на службах. Позолоченные купола храма покрыты еще и тончайшим слоем алмазной пыли, который призван защитить их от негативного влияния окружающей среды. Скорее всего, именно благодаря нему, создается впечатление, что от куполов исходит какой-то необычный, сверхъестественный свет.

Внутреннее убранство поражает своей роскошью, более чем 22000 квадратных метров занимает роспись, 9000 м 2 которой позолочены. Главный алтарь посвящен самому значимому событию для всех христиан — Рождеству Христову, его иконостас выполнен в виде часовни из драгоценного белого мрамора с бронзовым навершием, которое покрыто сусальным золотом. Южный алтарь посвящен Святому Николаю, а северный - Святому князю Александру Невскому. Свет проникает в зал из 60 окон, 16 из которых находятся в главном куполе храма, 36 над хорами и лишь восемь расположены в коридоре. Причудливая игра света и тени, делает интерьер словно «живым», находясь в храме, постоянно ощущаешь присутствие Духа Святого. Говоря об интерьере храма, в первую очередь, стоит упомянуть роспись главного свода, которая носит название «Отечество». На ней изображен Бог Саваоф, который держит на коленях младенца Иисуса, и голубь, символизирующий в христианстве Святой Дух. На росписи главного купола изображен Спаситель человечества и Богоматерь. Чуть ниже располагаются 33 скульптуры святых, они были воссозданы известным скульптором Церетели. Этот мастер-монументалист, еще в 60-е годы двадцатого века, начавший изучать росписи храмов, внес свой неоценимый вклад в воссоздание собора.

В Храме Христа Спасителя находятся святыни дорогие сердцу каждого верующего. Это частица Ризы Спасителя нашего Иисуса Христа, мощи святого митрополита Московского Филарета Дроздова, который был основателем храма, они были перенесены сюда из Троице-Сергиевской Лавры, по настоянию и благословению Алексия Второго. Кроме этого здесь хранятся частицы мощей Андрея Первозванного, Иоанна Златоуста, и святого князя Александра Невского. Здесь каждый христианин может помолиться у чудотворной иконы Владимирской Божией Матери, и чудотворного образа Смоленской — Устюженской Божией Матери. В Храм из Вифлеема, Алексий Второй привез икону Рождества Христова. Тут можно ознакомиться с прекрасными отреставрированными полотнами известного художника В.П. Верещагина, и списком с чудотворной иконы, носящей название «Мадонна ди сан Лука», находящейся в итальянском городе Болоньи.

Отдельного внимания заслуживают колокола Храма. Большевики уничтожили все заводы, в которых отливались церковные колокола, последняя доменная печь погасла в далеком 1926 году. Еще до начала реставрации Храма Христа Спасителя был объявлен конкурс для предприятий, которые могли рассчитывать на отлив колоколов, его выиграл известный всем литейный цех ЗИЛа. Четыре прекрасных колокола, оглашающих своим звоном столицу России, были водружены на свои места. Самый большой колокол, носящий название «Большой Торжественный», звучит всего четыре раза в году по самым большим и значимым православным праздникам. Второй колокол - «Праздничный» подает свой голос в дни двунадесятных праздников, и два колокола меньшего размера -«Полиелейный» и «Будничный» весом 9,5 и 5 тонн, звучат каждый день, зовя прихожан на службы.

Говоря о Храме, невозможно не сказать о Преображенской Церкви , которая была построена на месте женского Алексеевского монастыря. И по сей день внутренний интерьер церкви полностью соответствует интерьеру 16 века — времени, когда был основан монастырь. В Церкви, как и в основном зале храма, находятся три алтаря. Главный из них - алтарь Преображения Господня, два малых придела - алтарь в честь человека Божия Алексия и алтарь «Тихвинской» иконы Божией Матери. Основная святыня храма — икона Спас Нерукотворный, принадлежащая кисти знаменитого художника Сорокина, она чудом уцелела после разрушения Храма Христа Спасителя. В Преображенской Церкви находится легендарная икона Смоленской Божией Матери, которая не раз защищала православных от вероломных нападений варваров. Также, здесь можно помолиться иконе Святителя Николая, до того как эта икона попала в Преображенскую Церковь, она хранилась в городе Бари, где и находятся, по сей день, мощи Святителя. В Церкви постоянно проходят службы, совершаются таинства крещения и венчания.

Довольно трудно описать словами всю красоту величественного Храма Христа Спасителя, пожалуй, также трудно, как и описать те чувства, которые испытывает человек, находящийся в нем. Каждый, кто верит в Бога, кому близка христианская вера, должен хотя бы раз побывать в этой святыне, оплоте христианской веры. После восстановления этот храм было решено сделать кафедральным собором митрополита Московского, и все главные праздничные службы проводить здесь. Телевизионные трансляции праздничных служб ведутся из Храма Христа Спасителя, которому, за сравнительно короткий отрезок времени, пришлось многое пережить. Но веру в Бога у человека искоренить невозможно, восставший из руин храм - тому подтверждение.