Домашний очаг

Жанровые и композиционные особенности романа И.С. Тургенева «Отцы и дети

Жанр романа «Отцы и дети» можно определить как социально-философский.
Действие его относится к 1859 году, когда в России сложилась революционная ситуация. В русском обществе обострились идейные споры о путях дальнейшего развития страны. И сам жанр романа подчинён их раскрытию - в основе сюжета споры, отражающие общественное настроение поколения 1860-х годов. В эту эпоху разночинцы-демократы выступали за революционный путь развития России, они считали, крестьянскую революцию главным источником коренных изменений в жизни страны. Либералы же предлагали путь постепенных реформ, ограничивающих самодержавную власть, освобождающих крестьян от крепостной зависимости, но сохраняющих помещичьи землевладения. Таким образом, Тургенев показывает возможные пути преобразований России. Этот главный вопрос сформулирован устами Аркадия Кирсанова. Он говорит: «...небогатый край этот, не поражает он ни довольствием, ни трудолюбием, нельзя, нельзя ему так остаться, преобразования необходимы... но как их исполнить, как приступить?..»
Заметим, что острые общественно-политические проблемы отличают романы Тургенева от его повестей. В романах человек предстаёт в общественном бытии, а в повестях на первый план выдвинуты проблемы личной жизни героя. В романах действие обычно происходит динамично, в течение нескольких месяцев, а иногда и недель. Внимание читателя занимает одни главный герой, которого окружает небольшое число второстепенных. Автор показывает его в кризисные моменты жизни, которые составляют основу повествования. В этом заключается «новеллистичность» романа.
Но главную силу тургеневского романа представляет ситуация «rendez-vous», то есть испытание героя любовью. Роман «Отцы и дети» не является исключением. Любовь Павла Петровича Кирсанова к княгине Р. подчеркивает, что это человек эпохи 40-х годов, романтик, живущий в им же самим придуманном мире. Взаимоотношения Николая Петровича Кирсанова с Фенечкой имеют совершенно другую окраску. Эта любовь к пугливому беззащитному существу раскрывает глубину души героя. Но основная любовная интрига сдвинута во вторую часть романа, а первую занимают идейные споры героев, отражающие отношения Кирсанова и Базарова к народу.
Рассмотрим главных участников спора и основные его аспекты.
Павел Петрович Кирсанов - аристократ как по происхождению, так и по убеждениям. «Его аристократическую натуру возмещала совершенная развязность Базарова», - пишет Тургенев. С детства он не был приучен к труду, вёл праздный образ жизни. Ни одного вечера он старался не проводить дома, ему приятно было находиться в обществе, в котором его «носили на руках».
Евгений Васильевич Базаров - полная противоположность Павлу Кирсанову. Он гордится тем, что он, сын полкового лекаря, сам пробивал себе дорогу в жизни и достиг каких-то результатов. Базаров занят естественными науками, главным образом медициной. По словам Аркадия, он «хочет держать на доктора».
Теперь обратимся к основным темам споров. Во-первых, обрести внимание на философский аспект. Здесь Кирсанов выступает как убежденный идеалист и защитник религии. Он с ужасом отмечает, что Базаров отрицает Бога. Ему не понятны материалистические убеждения противника. Основой философских убеждений Базарова являются естественные науки; он сторонник вульгарного материализма, сводящего духовную жизнь к материальной. Для него все высоконравственные предметы представляются предрассудками романтизма, которых он не признает. По его мнению, « порядочный химик в двадцать ряд полезнее всякого поэта».
Такие герои по-разному смотрят на общественно-политические вопросы. Кирсанов - консервативный либерал, выступающий за реформистский путь развития страны. Его идея - английский парламентаризм, то есть классическая конституционная монархия. Он безгранично восхищён английскими лордами. Кирсанов утверждает, что «аристократия дала свободу Англии и поддерживает её». Базаров же выступает за революционный путь развития страны. По цензурным соображениям Тургенев не мог вложить в уста героя революционные лозунги, но по отдельным высказываниям можно судить о его воинственном настроении, он «драться хочет». Но у Базарова нет положительной программы преобразования общественного устройства, так как он нигилист. «Вы всё отрицаете, или, выражаясь точнее, вы всё разрушаете... Да ведь надобно же и строить», - говорит Кирсанов. Мы видим, что в настоящий момент главная цель Базарова - разрушить старую систему жизни русского общества, и не важно, какова будет новая.
А отношения героев к народу близки друг другу. В позиции Кирсанова мы замечаем черты славянофильства. Он говорит, что народ «свято чтит предания, он - патриархальный, он не может жить без веры». Базаров считает народ тёмным, грубым, невоспитанным, но это вызывает у него боль.
Особое место в композиции романа занимают портрет и пейзаж. Тургенев выступает здесь как мастер портретной характеристики персонажа. Он представляет всех своих героев, показывая их во весь рост. В описании внешности важную роль играют детали, манеры, жесты, взгляды.
Например, по описанию внешности Фенечки («Молодая женщина лет двадцати трёх, вся беленькая и мягкая, с тёмными волосами и глазами, с красными, детски-пухлявыми губками и нежными ручками») мы можем судить о её характере. Она мила, простодушна и добра.
Для Павла Петровича, педанта и истинного аристократа, характерны такие детали одежды, как «тёмный английский сьют, модный низенький галстук и лаковые полусапожки».
Не менее важную роль в романе играет пейзаж.
Описание природы в III главе носит социальную окраску. Тургенев показывает нищету, убогость и непривлекательность природы, подчеркивая тем самым состояние России в целом в данный момент.
Давая описание летнего вечера в XI главе, Тургенев явно вступал в спор с утверждениям Базарова о том, что « природа не храм, а мастерская». Этот пейзаж заставил воскреснуть в сознании Николая Петровича многие воспоминания прошедшей жизни. Он снова представил свое первое знакомство с матерью Аркадия, вспомнил время, проведённое с сыном. Таким образом, автор показал огромную силу воздействия природы на человека, пробуждающую все самое хорошее, что есть в его душе.
Рисуя картину сельского кладбища, Тургенев утверждает мысль о том, что природа, как и сама жизнь, вечна. Он пишет: «Какое бы страстное, грешное, бунтующее сердце ни скрылось в могиле, цветы, растущие на ней, безмятежно глядят на нас своими невинными глазами: не об одном вечном спокойствии говорят нам они, о том великом спокойствии «равнодушной» природы; они говорят также о вечном примирении и о жизни бесконечной...»
И последнее, что хотелось бы отметить, говоря о своеобразии романа, -это «тайный психологизм» Тургенева, считавшего, что «писатель должен быть психолог, но тайный». В «Отцах и детях» мы не найдём разветвлённых внутренних монологов героев, автор показывает их состояние через детали, жесты. Например, после разговора Одинцовой с Базаровым чувствуется её внутреннее напряжение, волнение. Автор пишет: «Она поднесла свои склеившиеся пальцы к губам, подула на них и, внезапно, порывисто поднявшись с кресла, направилась быстрыми шагами к двери, как бы желая вернуть Базарова».
Таким образом, в романе мы видим мастерски нарисованный портрет и пейзаж. Тургенев предстаёт перед нами в роли «тайного психолога». Этим и обусловлены жанровые и как следствие композиционные особенности романа.

Художественная форма «Отцов и детей» тесно связана с содержанием романа. Сюжет его построен на постепенно усиливающихся идейных спорах двух вражду­ющих групп. Конфликт между ними заканчивается полным разрывом. Внутрен­ний мир и характер героев раскрываются в спорах-диалогах, из которых становят­ся очевидными взгляды, мысли и вкусы противников. Старая, уходящая Русь не сдается без боя; новая, молодая Россия не только не уклоняется от него, но неиз­менно выходит победителем. «Базаров, по-моему, постоянно разбивает Павла Петровича, а не наоборот», - писал Тургенев.

Тургенев - великолепный мастер речевых характеристик. Речь героев передает не только мысли, но и характеры, привычки, неповторимое человеческое своеобра­зие. Политические убеждения Павла Петровича и Базарова отчетливо проявляются прежде всего в спорах, в речи. Речь Кирсанова-старшего отличается строгой логич­ностью, отвлеченностью от реальной действительности, обилием иностранных слов. Часто он не может подобрать нужное слово на русском языке и заменяет его фран­цузским или английским. Говорит он с подчеркнутой, «изысканной учтивостью». Любезность, мягкость, осторожность проявляются в речи Николая Петровича.

В языке Базарова сказываются остроумие, смелость, резкость суждений, неко­торая грубоватость. В споре с Павлом Петровичем он спокойно, но смело обобщает: «Аристократизм, либерализм, прогресс, принципы... сколько иностранных... и бес­полезных слов! Русскому человеку они и даром не нужны». Основой речи «плебея» Базарова является язык народа. Он часто пользуется пословицами и поговорками, подчас грубоватыми словами и выражениями: «слыхали мы эту песню», «черт меня дернул», «рассиропился» и др. Многие его суждения звучат категорично: «Поря­дочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта», «Попал под колесо - туда и дорога», «Рафаэль гроша медного не стоит».

Портреты героев помогают понять их сущность. Тургенев тщательно выписыва­ет облик Павла Петровича, его костюм, отмечая его красивую «руку с длинными розовыми ногтями», снежной белизны манжет, застегнутый крупным опалом, ду­шистые усы, «прекрасные белые зубы».

В портрете Евгения выделено его лицо, «длинное и худое», которое оживлялось улыбкой и выражало самоуверенность и ум, красную руку, темно-белокурые воло­сы, длинные и густые. Эти детали портрета подчеркивали его трудолюбие, неизне­женность, постоянную и напряженную работу мысли.

Значительно дополняет характеристики героев и окружающая их обстановка. Тургенев изобразил представителей различных социальных групп. Окружающие их вещи, одежда, предметы личного обихода помогают глубже познать их хозяев. Об­становка кабинета Павла Петровича наглядно подтверждает его изысканный арис­тократический вкус. Рабочая комната Базарова сразу же превратилась в лаборато­рию, наполнилась различными запахами, склянками, банками с лягушками для опытов. Это комната ученого, труженика, преданного своей профессии. «Бивуак» отца Базарова, так он называл свой дом, - это дом бедного провинциального лекаря.

Комната Фенечки отличалась чистотой и уютом. Все было просто, опрятно, пах­ло ромашкой, мелиссой, на окнах стояли банки с вареньем, в клетке жил чиж. Обстановка комнаты Фенечки очень скромная, все дышит тишиной и покоем. Со­вершенно иная комната у Кукшиной, эмансипированной женщины. Сумбурная, неопрятная, безвкусная обстановка свидетельствовала о дурном эстетическом вку­се, о какой-то распущенности и неряшливости ее хозяйки.

Понять настроения и переживания героев помогает пейзаж романа. Демократа Базарова привлекают не аромат лесов и полей, а болота с лягушками. Даже у ли­рически настроенного помещика Николая Петровича на первом месте не поэзия природы, а хозяйственные заботы. Оскудение дворянских поместий подчеркивает­ся бедностью пейзажа. Вид убогой и печальной русской деревеньки «с низкими избенками под темными, часто до половины разметанными крышами», опустелые гумна, «мужичков на плохих клячах» сливаются с переживаниями героя.

Нелепость, вздорность затеянной Павлом Петровичем дуэли оттеняется описа­нием «славного, свежего» утра, росы, которая «блистала серебром на паутинках», неба, с которого «сыпались песни жаворонков».

Лирической печалью овеяно описание сельского кладбища, на котором похоронен Базаров, цветы, растущие на его могиле, «говорят... о вечном примирении и о жизни бесконечной».

Проза Тургенева музыкальна и ритмична. По справедливому замечанию зарубежного литератора Ю. Шмидта, «читая его романы, так и кажется, будто слышишь аккомпанемент пения».

    Проблему отцов и детей можно назвать вечной. Но особенно она обостряется в переломные моменты развития общества, когда старшее и младшее поколения становятся выразителями идей двух разных эпох. Именно такое время в истории России - 60-е годы XIX века...

    Молодость - время для усвоения мудрости, старость - время для её применения. Ж.-Ж. Руссо Аркадий Кирсанов, погостив день в имении Базаровых, спрашивает своего старшего друга-учителя, любит ли тот родителей, и получает прямой ответ: «Люблю, Аркадий»...

    Философские взгляды Базарова и их испытания жизнью В романе И.С. Тургенева « Отцы и дети» изображена Россия конца пятидесятых годов девятнадцатого века, время, когда демократическое движение только-только набирает силу. И в результате этого возникает...

    Евгений Базаров- нигилист, а значит, материалист, не признающий догм, проверяющий все только опытом. Он медик, ув- лекается естественными науками. Каждый день его заполнен тру- дом, новыми поисками. Он постоянно находит себе дело. "Базаров вставал...

Романы И. С. Тургенева - своеобразная худо­жественная летопись 60-70-х годов XIX века. Их идеи, темы и образы неразрывно связаны с тем временем, в котором жил и творил писатель.

Можно выделить ряд художественных особенностей романа «Отцы и дети». Этот роман невелик по объему. Его действие развертывается без побоч­ных сюжетов. Стремясь запечатлеть в художест­венной форме быстро сменявшие друг друга этапы развития русской общественной жизни, Тургенев относит действие романа к точно обозначенному времени. Так, сюжетные события в нем начинают­ся определенной датой: 20 мая 1859 г.

Биография героев «Отцов и детей» описывает­ся то подробно и развернуто (Павел Петрович, Ни­колай Петрович), то кратко, бегло (читатель мало знает о прошлом Базарова, Фенички, Одинцовой). Герой романа - типичный и лучший представи­тель своей социальной группы. У Тургенева Евге­нию Базарову отведено особое место. В романе 28 глав. Только в двух из них не появляется Базаров. Он стремится понять, в чем смысл жизни, ради чего стоит жить, работать, наконец, любить. Но его поиски терпят крах. Условия русской жизни обрекают его на неудачу. Умирает Базаров - кон­чается роман. И Тургенев последние, глубоко про­чувствованные строки посвящает Базарову: «Какое бы страстное, грешное, бунтующее сердце ни скрылось в могиле, цветы, растущие на ней, безмятежно глядят на нас своими невинными гла­зами: не об одном вечном спокойствии говорят нам они, о том великом спокойствии «равнодуш­ной» природы; они говорят также о вечном при­мирении и о жизни бесконечной...»

Идейная позиция тургеневского героя особенно наглядно проявляется в спорах. В них. речь идет об остром, непримиримом конфликте не столько между представителями разных поколений, сколько между аристократами и демократами, между либералами и революционерами-разночин­цами.

Очень символичен, значим в романе «Отцы и дети» пейзаж. Так, в начале романа пейзаж отра­жает бедность, нищету, запустение: «Речки с об­рытыми берегами, и крошечные пруды с худыми плотинами, и деревеньки с низкими избами...» Он как бы подводит к мысли о необходимости унич­тожения тех порядков, которыми порождены эти бедность и запустение.

Лиризмом, печалью проникнут пейзаж в пос­ледних строках романа. В описание сельского кладбища, на котором похоронен Базаров, писа­тель вложил неподдельное чувство утраты, ис­кренней боли. И в то же время он утверждает, что «страстное, грешное, бунтующее сердце» его героя билось во имя временных целей.

Композиционная роль пейзажа очень разнооб­разна. Иногда он как бы обрамляет действие, давая читателю представление лишь о том, где и когда это действие происходит.

Нелепость, вздорность затеянной Павлом Пет­ровичем дуэли с Базаровым оттеняется описанием «славного, свежего» утра, росы, которая «блиста­ла серебром на паутинках», неба, с которого «сы­пались песни жаворонков», фигурой крестьянина, гнавшего «двух спутанных лошадей». Вот как на­чинает Тургенев описание этого события: «Утро было славное, свежее; маленькие пестрые тучки стояли барашками на бледно-ясной лазури; мел­кая роса высыпала на листьях и травах, блистала серебром на паутинках...»

Иногда пейзаж рисуется Тургеневым в кон­трасте с настроением и переживаниями героя. Так, картина вечереющего дня настраивает Ни­колая Петровича на мечтательный лад, будит в нем грустные воспоминания, заставляет сопе­реживать, сочувствовать природе. Сочувствуя, Николай Петрович покоряется ее очарованию, лю­бимые стихи приходят ему на память, уми­ротворенный, успокоенный, он думает: «Как хоро­шо, боже мой!»

Язык персонажей романа «Отцы и дети» резко индивидуален, отражает их духовный мир. В речи Кирсанова-старшего мы видим строгую логич­ность, отвлеченность в суждениях, обилие ино­странных слов, произносимых по-русски и по-французски, острую полемичность. В речи Аркадия чувствуется, с одной стороны, юношес­кий задор, подражание «нигилисту», стремление несколько приподнять себя; с другой - болтли­вость, неуравновешенность, страсть к красивой фразе. «Для ради важности держат», - говорил он о тетушке Одинцовой.

В языке Базарова проявляется остроумие, сме­лость, резкость суждений, некоторая грубоватость, «почти дерзость». В жестком споре, когда Павел Петрович, ссылаясь на прошлое, пытался убедить Базарова в ошибочности его взглядов, последний спокойно, но смело сказал, обобщая:

«Аристократизм, либерализм, прогресс, принци­пы... сколько иностранных... и бесполезных слов! Русскому человеку они даром не нужны».

Итак, в языке персонажей Тургенева отража­ется их яркая индивидуальность, широта или, на­оборот, немощность духовного развития, их инте­ресы, наклонности.

Проза Тургенева музыкальна, ритмична. «От­цы и дети» - высокохудожественное произведе­ние XIX века.

В романе Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети» очень ярко и достоверно отразились харак­тер эпохи, те значительные изменения в русской об­щественной жизни, которые произошли в начале ше­стидесятых годов прошлого века, когда на смену дво­рянской идеологии и культуре прокладывала себе дорогу идеология революционно-демократическая, или разночинная.

Тургенев показал борьбу двух общественных групп: старой либеральной дворянской интеллиген­ции и разночинной интеллигенции. Причем роман имеет ярко выраженную антидворянскую направленность, на что указывал и сам автор: «Вся моя повесть направлена против дворянства как передового класса... Это торжество демократизма над аристократией».

Основной принцип построения романа - антитеза. Это заявлено уже в его названии, которое противопоставляет отца и детей, два поколения людей. Противопоставление в семье порождает общечеловеческий конфликт - семейный. Но в романе Тургенева непонимание между отцами и детьми основано не на различии характеров. Их несовместимость происходит по причине идейных расхождений. При таком положении может произойти нарушение преемственности поколений, а это грозит, по мнению затора, гибелью человечеству.

Как антиподы воспринимаются в романе Евгений Базаров, выразитель идей революционно-демократической интеллигенции, и Павел Петрович Кирсанов, главный защитник либерального дворянства. Их столкновения и споры, которые составляют основу сюжета романа, рождают еще один конфликт - социально-политический.

Пути спасения России - вот главный вопрос, вокруг которого ведут яростные споры нигилист Базаров и либерал Кирсанов. Отрицания разночинца основываются на общественных интересах, продиктованы временем и имеют целенаправленный характер. По его собственному признанию, «в теперешнее время» полезнее всего отрицать, разрушать. Для чего? Ответ Базарова звучит как аксиома, не требующая доказательств: «Нужно место расчистить, чтобы потом строить». Беспощадному отрицанию подвергаются все устои самодержавно-дворянской России: самодержавие и церковь, дворянская культура. Увлечение нигилизмом доводит Базарова до крайности: он пытается выбросить из жизни то, без чего не сможет обойтись: искусство и литературу, любовь, красоту природы. Для него «порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта», «Рафаэль гроша медного не стоит», «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник».

Естественно, что Павлу Петровичу, воспитанному на идеалах высоких и благородных, жизнь которого не мыслится без таких понятий, как достоинство и права личности, самоуважение, честь, свобода, христианская мораль и смирение, который в романе выступает как хранитель и накопитель всех культурных ценностей. Нигилизм Базарова чужд, абсурден, неприемлем.

Как антиподы показаны в романе и два друга - Евгений Базаров и Аркадий Кирсанов. Базаров-убежденный нигилист, Аркадий же, находясь под влиянием друга, лишь увлечен идеей отрицания. Но ему чужды те крайности нигилизма, до которых дошел Базаров. Дружба двух по-своему прекрасных людей заканчивается крахом, и вина в этом лежит не только на совести Аркадия.

Автор противопоставил своего главного героя и самой жизни, которую, по его мнению, нельзя свести к какой-либо теоретической формуле. Он показывает готовность Базарова действовать в духе своих демократических убеждений, то есть разрушать чтобы расчистить место для тех, кто будет строить Но Тургенев не дает ему возможности действовать потому что, с его точки зрения, Россия в таких разрушениях не нуждается. Симпатизируя своему герою, он не признаёт того дела, для которого готовил себя Базаров, поэтому заставляет его умереть.

Показав картину трагического противостояния русского общества, Тургенев надеялся своим произведением положить начало сплочению и объединению лучших сил России ради спасительного обнуления Родины, которую он так страстно любил.

Художественные особенности. Художественная форма «Отцов и детей» тесно связана с содержанием романа. Сюжет его построен на постепенно усиливающихся идейных спорах двух враждующих групп. Конфликт между ними заканчивается полным разрывом. Внутренний мир и характер героев раскрываются в спорах-диалогах, из которых становятся очевидными взгляды, мысли и вкусы противников. Старая, уходящая Русь не сдается без боя; новая, молодая Россия не только не уклоняется от него, но неизменно выходит победителем. «Базаров, по-моему, постоянно разбивает Павла Петровича, а не наоборот», - писал Тургенев.

Тургенев - великолепный мастер речевых характеристик. Речь героев передает не только мысли, но и характеры, привычки, неповторимое человеческое своеобразие. Политические убеждения Павла Петровича и Базарова отчетливо проявляются прежде всего в спорах, в речи. Речь Кирсанова-старшего отличается строгой логичностью, отвлеченностью от реальной действительности, обилием иностранных слов. Часто он не может подобрать нужное слово на русском языке и заменяет его французским или английским. Говорит он с подчеркнутой, «изысканной учтивостью». Любезность, мягкость, осторожность проявляются в речи Николая Петровича.

В языке Базарова сказываются остроумие, смелость, резкость суждений, некоторая грубоватость. В споре с Павлом Петровичем он спокойно, но смело обобщает: «Аристократизм, либерализм, прогресс, принципы… сколько иностранных… и бесполезных слов! Русскому человеку они и даром не нужны». Основой речи «плебея» Базарова является язык народа. Он часто пользуется пословицами и поговорками, подчас грубоватыми словами и выражениями: «слыхали мы эту песню», «черт меня дернул», «рассиропился» и др. Многие его суждения звучат категорично: «Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта», «Попал под колесо - туда и дорога», «Рафаэле гроша медного не стоит».

Портреты героев помогают понять их сущность. Тургенев тщательно выписывает облик Павла Петровича, его костюм, отмечая его красивую «руку с длинными розовыми ногтями», снежной белизны манжет, застегнутый крупным опалом, душистые усы, «прекрасные белые зубы».

В портрете Евгения выделено его лицо, «длинное и худое», которое оживлялось улыбкой и выражало самоуверенность и ум, красную руку, темно-белокурые волосы, длинные и густые. Эти детали портрета подчеркивали его трудолюбие, неизнеженность, постоянную и напряженную работу мысли.

Художественные особенности характеристики героев и окружающая их обстановка. Тургенев изобразил представителей различных социальных групп. Окружающие их вещи, одежда, предметы личного обихода помогают лучше узнать их хозяев. Обстановка кабинета Павла Петровича наглядно подтверждает его изысканный аристократический вкус. Рабочая комната Базарова сразу же превратилась в лабораторию, наполнилась различными запахами, склянками, банками с лягушками для опытов. Это комната ученого, труженика, преданного своей профессии.Комната Фенечки отличалась чистотой и уютом. Все было просто, опрятно, пахло ромашкой, мелиссой, на окнах стояли банки с вареньем, в клетке жил чиж. Обстановка комнаты Фенечки очень скромная, все дышит тишиной и покоем.

Понять настроения и переживания героев помогает пейзаж романа. Демократа Базарова привлекают не аромат лесов и полей, а болота с лягушками. Даже у лирически настроенного помещика Николая Петровича на первом месте не поэзия природы, а хозяйственные заботы. Оскудение дворянских поместий подчеркивается бедностью пейзажа. Вид убогой и печальной русской деревеньки «с низкими избенками под темными, часто до половины разметанными крышами», опустелые гумна, «мужики на плохих клячах» сливаются с переживаниями героя.

Лирической печалью овеяно описание сельского кладбища, на котором похоронен Базаров, цветы, растущие на его могиле, «говорят… о вечном примирении и о жизни бесконечной».

Проза Тургенева музыкальна и ритмична. По справедливому замечанию зарубежного литератора Ю. Шмидта, «читая его романы, так и кажется, будто слышишь аккомпанемент пения».-