Деньги

Алексеев александр васильевич дирижер. Педагоги консерватории

Симфонии, оперы Прайера исполняются на крупнейших сценах мира. 3 февраля в Кремлёвском дворце прошёл его балет «Маугли». Музыканты называют его Александром Петровичем. Он и в самом деле очень серьёзен в своём творчестве, суждениях. И только то, что дирижёр во время нашего интервью грыз кусочек сахара, выдавало в нём подростка...

«Цыплёнок жареный»

- Александр, вы родились и выросли в благополучной Британии. Чем вас так влечёт Россия с её проблемами?

Это мой духовный дом. Я очень хочу жить на Русском Севере - в Карелии или Вологодской области. Да, что-то несовершенно в России. Мы с мамой долго искали кафе, где вы назначили интервью. И почему после дома под номером 33 идёт дом 37, так и не понял! (Смеётся ).

Я не согласен с теми людьми, которые уезжают в Америку, но могу их понять. Здесь есть проблемы. Очень сильное влияние Запада. Или возьмите сегодняшнее положение дел в культуре. Например, музыканты в оркестре в Санкт-Петербургской консерватории получают 4 тысячи рублей. Я бы на их месте не играл вообще!

У хореографов Наталии Касаткиной и Владимира Василёва труппа мирового класса, во всех странах их принимают с восторгом. Почти 30 спектаклей поставили... Но в России у них нет своего театра. Бюрократы строят им бесконечные препоны! Позор!

- 15-летний маэстро у дирижёрского пульта - необычное явление...

Думаю, не подобает говорить о моём возрасте. Он тут абсолютно ни при чём! Это не основное моё достоинство. Если у человека есть профессионализм, нет ничего сложного в том, чтобы в 15 лет дирижировать оркестром.

Сегодня ведущая дирижёрская школа, на мой взгляд, в Петербурге. Я очень благодарен Александру Владимировичу Чайковскому (ректор Санкт-Петербургской консерватории им. Рим-ского-Корсакова. - Ред.), что он рискнул и принял меня в консерваторию в 13 лет. Мне посчастливилось попасть в класс к самому выдающемуся педагогу нашего времени - Александру Васильевичу Алексееву. Когда он впервые увидел моё дирижирование, сказал: «Цыплёнок жареный!» - так я «махал крылышками». Я страшно обиделся, но потом понял: Алексеев прав. Многие дирижёры сейчас мордочки строят, подпрыгивают, палочки в зубы берут. Школа Алексеева - это благородство. Техника дирижирования вроде скупая, минимальные жесты - а внутри горит такая эмоция! По Станиславскому. Так дирижируют Мути, Аббадо...

Кстати, а какие эмоции испытываете, читая работы Станиславского? Вы ведь -праправнук Константина Сергеевича...

Ставить на этом ударение я бы не стал. Безусловно, быть потомком Станиславского - для меня честь и ответственность. Я согласен с принципами художественной работы, о которых говорит Константин Сергеевич. Всегда стараюсь вжиться в музыку, которую пишу. На этом можно поставить точку. Потому что я - это я.

Главный среди равных

- Вам приходилось сталкиваться со скепсисом взрослых музыкантов?

Длится он недолго. Даже полупрофессиональный музыкант сразу видит профессионализм дирижёра. Знаете, как меня проверял оркестр в Англии в Барбикане? Тромбонисты приложили инструменты ко рту, а звука не дали: проверить, слышит дирижёр всех музыкантов или только руками машет.

- И что вы сделали?

Ничего. Просто грозно посмотрел, и они всё поняли. Никогда не нужно музыкантов обижать. Обидишь - хуже играть будут. В работе с оркестром дирижёр должен быть главным среди равных. К счастью, я сейчас работаю с коллективами, в которых нет ни одного исполнителя, который играл бы плохо.

Когда я запел в первый раз, моя мама просто сошла с ума - не поверила, что её сын может владеть таким необычным голосом. Но... В последние годы, где бы я ни выступал, просили спеть одно и то же... «Калинка», «О соле мио», «Вдоль по Питерской». Во-первых, я перерос этот репертуар. Во-вторых, профессии дирижёра и певца несовместимы.

Вклад в музыку

Духовная музыка

Для солистов, хора и оркестра

Другие произведения

Фильмография

Александр Васильевич Александров (настоящая фамилия - Коптелов или Коптелев ; 1 (13) апреля 1883, с. Плахино, Рязанская губерния, Российская империя - 8 июля 1946, Берлин, Германия) - советский российский композитор, хоровой дирижёр, хормейстер, педагог. Народный артист СССР (1937). Лауреат двух Сталинских премий первой степени (1942, 1946). Генерал-майор (1943).

Биография

Александр Александров родился 1 (13) апреля 1883 года (по другим источникам - 20 марта (1 апреля) 1883 года) в селе Плахино (ныне - Захаровский район, Рязанская область, Россия) в крестьянской семье.

В 1890-1892 годах учился в земской школе, пел в школьном хоре.

В 1891 году переехал в Санкт-Петербург, где пел в хоре Казанского собора. В 1898 году окончил курс пения Казанской певческой церковно-приходской школы Санкт-Петербурга.

С 1897 года - ученик регентских (дирижёрских) классов Придворной певческой капеллы (ныне Хоровое училище имени М. И. Глинки), по окончании которой в 1900 году получил звание регента. Через некоторое время поступил в Санкт-Петербургскую консерваторию (класс композиции А. К. Глазунова и А. К. Лядова), однако в 1902 году, вследствие болезни и тяжёлого материального положения был вынужден прервать учебу и уехать в Бологое, где работал регентом соборного хора, а также педагогом по хоровому искусству в железнодорожном и техническом училищах.

С 1906 года - в Твери, работал регентом архиерейского хора, вёл хоры в ряде учебных заведений. Написал в это время симфонию и симфоническую поэму «Смерть и жизнь».

В 1909 году продолжил учёбу в Московской консерватории, которую закончил в 1913 году с большой серебряной медалью по классу композиции у С. Н. Василенко, а в 1916 году - по классу пения у У. Мазетти.

С 1913 года - снова в Твери, где с оркестром, солистами и хором осуществил постановку оперы «Пиковая дама» (1913), исполнил фрагменты из опер «Евгений Онегин» (1914) (обе П. И.Чайковского), «Фауст» Ш. Гуно, «Жизнь за царя» М. И. Глинки и «Русалка» А. С. Даргомыжского. В этих постановках был и режиссёром, и дирижёром, и хормейстером, а иногда и певцом. В одном из домашних музыкальных спектаклей спел партию Ленского («Евгений Онегин»), в «Пиковой даме» исполнил партию Чекалинского . В Твери организовал и возглавил музыкальную школу (преобразованную впоследствии в музыкальное училище).

С 1918 по 1922 год - регент Храма Христа Спасителя. В 1919-1930 годах - преподаватель композиции и хорового пения Музыкального техникума имени А. Н. Скрябина (ныне Академическое музыкальное училище при Московской консерватории), одновременно, с 1919 - помощник руководителя 2-й группы Первого государственного хора, в 1921-1923 (в 1926-1930 - дирижёр) - Государственной хоровой капеллы (ныне Государственная академическая хоровая капелла России имени А. А. Юрлова), хормейстер Камерного театра (1922-1928), консультант Государственного оперного театра имени народного артиста Республики К. С. Станиславского и Музыкального театра имени народного артиста Республики В. И. Немировича-Данченко (ныне Московский академический музыкальный театр имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко) (1928-1930) (все в Москве).

С 1918 года - преподаватель (сольфеджио, полифония, дирижёрское и хоровое мастерство), в 1926-1929 - вёл хоровой класс на инструкторско-педагогическом факультете, в 1932-1934 - заведущий хоровой кафедрой, с 1940 - декан дирижёрско-хорового факультета, с 1942 - декан объединенного дирижёрско-хорового и музыкально-педагогического факультетов Московской консерватории (с 1922 года - профессор). Среди его многочисленных учеников - К. Б. Птица, В. Г. Соколов, Д. Б. Кабалевский, К. П. Кондрашин и др.

Инициатор (совместно с В. М. Блажевичем) создания в 1928 году военно-капельмейстерского класса, ставшего основой военного факультета Московской консерватории (1935, c 2006 - Военный институт (военных дирижёров) Военного университета Министерства обороны РФ), в 1929-1936 - заместитель декана военного факультета.

С 1928 года - организатор (совместно с Ф. Н. Даниловичем и П. И. Ильиным) и музыкальный руководитель, с 1935 - начальник, художественный руководитель и главный дирижёр Ансамбля красноармейской песни Центрального дома Красной Армии им. М. Фрунзе (ныне Ансамбль песни и пляски Российской армии имени А. В. Александрова), с которым объехал весь Советский Союз и ряд зарубежных стран (Чехословакия, Монголия, Финляндия, Польша), завоевал в 1937 году «Гран-при» на Всемирной выставке в Париже.

Одновременно, с 1936 года - художественный руководитель Ансамбля песни и пляски ЦДКЖ, с 1937 - инициатор создания и художественный руководитель Ансамбля песни и танца Московского городского дворца пионеров и октябрят (ныне Ансамбль песни и пляски имени В. С. Локтева).

Во время войны создал известные песни «Священная война», «В поход! В поход!», «Несокрушимая и легендарная» и др.

В 1943 году на основе своего «Гимна партии большевиков» создал величественную мелодию, которая с 1944 года официально стала гимном СССР. Слова были написаны Г. А. Эль-Регистаном и С. В. Михалковым, частично отредактированы самим И. Сталиным. Эта же мелодия с 2000 года является Гимном России.

Член Союза композиторов СССР.

Александр Васильевич скончался от разрыва сердца 8 июля 1946 года (по другим источникам - 9 июля) в Берлине, во время европейского турне Краснознамённого ансамбля. Похоронен на Новодевичьем кладбище (участок № 3, фото могилы).

Семья

  • Жена - Ксения Морозова, хористка соборного хора в Бологом.
    • Сын - Александров Борис Александрович (1905-1994) - композитор, дирижер, педагог, народный артист СССР (1958), лауреат Ленинской (1978) и Сталинской премий (1950), Герой Социалистического Труда (1975), генерал-майор (1973), начальник, художественный руководитель и главный дирижёр Краснознамённого ансамбля (1946-1986).
    • Сын - Александров Владимир Александрович (1910-1978) - композитор, дирижёр, заслуженный артист РСФСР (1949), заслуженный деятель искусств РСФСР (1960), руководитель и дирижёр оркестра Краснознамённого ансамбля (1942-1968).
    • Сын - Александров Александр Александрович (1912-1942) - композитор, дирижёр, руководитель оркестра Краснознамённого ансамбля (1938-1942).
      • Внуки - Юрий Александрович и Олег Борисович, также работали в Ансамбле, Евгений Владимирович, директор и хранитель музея Краснознамённого ансамбля и семьи Александровых.
  • Сын - Александров Юрий Александрович (род. 1939) от гражданской жены Людмилы Лавровой, балерины.

Награды и звания

  • Заслуженный артист РСФСР (1933)
  • Народный артист СССР (1937)
  • Сталинская премия первой степени (1942) - за «Гимн партии большевиков» и красноармейские песни
  • Сталинская премия первой степени (1946) - за концертную и исполнительскую деятельность
  • Орден Ленина (1943) - в связи с 60-летием и 40-летием творческой деятельности.
  • Орден Трудового Красного Знамени (1939)
  • Орден Красной Звезды (1935)
  • Орден Белого льва III степени (Чехословакия, 1946)
  • Медаль «За оборону Москвы»
  • Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
  • Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
  • Доктор искусствоведения (1940).

Вклад в музыку

А. В. Александров, сочетая в своём ансамбле традиции российского бытового, камерного, оперного, церковного и солдатского пения, вывел отечественное хоровое искусство на международную профессиональную сцену. Мужской полифонический хор с солистами, смешанный оркестр, состоящий из симфонических и народных инструментов, и балет ансамбля признаны и остаются одними из лучших в мире. По образцу александровского коллектива в России и за рубежом создано и работает ряд военных музыкально-хореографических ансамблей. Им написана музыка к 81 оригинальной песне, сделаны мастерские обработки десятков песен народов разных стран, свыше 70 обработок русских народных и революционных песен.

Наиболее известные произведения 1911-1946 годов

Песни

  • Гимн пятилетки
  • Бронепоезд
  • Забайкальская (сл. С. Алымова)
  • Бейте с неба, самолёты (сл. С. Алымова)
  • Гимн партии большевиков (сл. В. Лебедева-Кумача, 1938)
  • Винтовка
  • Кантата о Сталине (сл. М. Инюшкина)
  • В поход! В поход!
  • Вспомним-ка товарищи (сл. С. Алымова)
  • Священная война (сл. В. Лебедева-Кумача, 1941)
  • Ударом на удар
  • За великую землю Советскую (сл. В. Лебедева-Кумача, 1941)
  • Песнь о Советском Союзе (сл. М. Голодного, 1942)
  • Святое Ленинское знамя (сл. О. Колычева, 1942)
  • Слава Советскому Союзу
  • 25 лет Красной Армии (Несокрушимая и легендарная) (сл. О. Колычева)
  • Песня о Родине
  • Славься Советская наша страна
  • Цвети, Советская страна (сл. B. Лебедева-Кумача, 1943)
  • Наша гвардия (сл. А. Арго, 1944)
  • Песня победы (сл. А. Шилова, 1945)
  • Жить стало лучше (сл. В. Лебедева-Кумача, 1936)
  • Эшелонная (Боевая красногвардейская) (сл. О. Колычева)
  • Песня о военном комиссаре (сл. О. Колычева)
  • Голубая ноченька (сл. С. Алымова, 1933)
  • Волжская бурлацкая (сл. О. Колычева, 1933)
  • Песня о Сталине (сл. С. Алымова)
  • Боевая песня партизан
  • Песня краснофлотцев (Морская песня) (сл. Н. Лабковского, 1943)
  • Бой у озера Хасан (сл. С. Алымова)
  • Дальневосточные частушки
  • На Каспийском сером море (сл. С. Алымова)
  • Налетели на Царицын враны (Смерть партизана) (сл. О. Колычева)
  • О папанинцах (Слава храбрым) (сл. B. Лебедева-Кумача)
  • Орлиное племя (сл. B. Лебедева-Кумача)
  • Партизанская
  • Песня 5-й дивизии (сл. С. Алымова)
  • Песня 11-й армии
  • Песня 2-й Приамурской дивизии (сл. С. Алымова, 1929)
  • Песня 32-й дивизии (сл. С. Алымова)
  • Песня Красногвардейской дивизии (сл. А. Мейера, 1941)
  • Песня о Лазо (сл. Б. Зернит, 1938)
  • Сторонка родная
  • Песня о маршале Рокоссовском
  • Торжественная победная кантата
  • Частушки о частушке (сл. А. Иркутова, 1931)
  • Песня о Донбассе (Шахтёрская)
  • Героическая лётная (сл. С. Алымова, 1934)
  • Гибель «Челюскина»
  • Забайкальские частушки (сл. С. Алымова, 1935)
  • Песня о Климе Ворошилове (сл. О. Колычева и А. Шилова, 1938)
  • Марш артиллеристов (сл. A. Шилова и И. Шувалова, 1941)
  • Плясовая походная (сл. Д. Седых, 1944)

Духовная музыка

  • «Христос воскресе», поэма для хора, оркестра, органа и солистов (1918)
  • Концерт «Помилуй мя, Боже» (1926)
  • 6 песнопений Литургии
  • 2 песнопения Страстной седмицы «Разбойника благоразумнаго»
  • 8 песнопений Всенощного бдения
  • «Величание» святителю Николаю Чудотворцу
  • «Хвалите имя Господне»

Оперы

  • «Русалка», опера, по А. Пушкину (дипломная работа, 1913)
  • «Смерть Ивана Грозного», опера в трёх действиях по пьесе А. Толстого (1913, не окончена)

Для солистов, хора и оркестра

  • «Поэма об Украине» (сл. О. Колычева)

Для оркестра

  • Симфоническая поэма «Смерть и жизнь» (1911)
  • «Симфония fis-moll» в 3 частях (1912)

Другие произведения

  • Соната для скрипки и фортепиано (1-я редакция - 1913, 2-я редакция - 1924)
  • Концерт для хора в четырёх частях (1917)
  • Песенные композиции (монтажи) - «22-я Краснодарская дивизия» (1928), «Первая Конная» (1929), «Особая Краснознаменная Дальневосточная армия» (1929), «Красный флот в песнях» (1929), «Песнь о Магнитогорске» (1930), «7-я Краснознаменная дивизия» (1931), «Перекоп» (1932), «Пути побед» (1933), «Песнь о Царицыне» (1933)
  • Музыкальные обработки революционных и солдатских, народных песен, песен разных народов, произведений оперной и камерной классики: «Ах ты, степь широкая», «Утушка луговая», «Ночуй, Дунюшка», «Вниз по матушке по Волге», «По долинам и по взгорьям», «Глухой, неведомой тайгою», «Гулял по Уралу Чапаев-герой», «Из-за лесу», «Ой, да ты калинушка», «Гей по дороге», «Глухой, неведомой тайгою», «Кабачок» (американская солдатская песня), «Слушай, рабочий», «Наш паровоз», «Там, вдали за рекой», «Плещут холодные волны», «Варяг», «Ноченька», «Во поле берёзонька стояла», «Не осенний мелкий дождичек», «Ты взойди, солнце красное», «Не шуми ты мати, зелёная дубравушка», «Ой, при лужку, при луне», «Калинка», «Сулико», «Сусидко», «Взяв бы я бандуру», «Марсельеза», «Походная», «Типперери», «Хор солдат» Ш. Гуно, «Ода радости» Л. Бетховена, «Тише, тише» Дж. Верди, «Эхо» О. Лассо и др.
  • Музыка к мультфильму «Красная шапочка» (1937)

Фильмография

  • 1942 - Концерт фронту (фильм-концерт) - руководитель Краснознамённого ансамбля песни и пляски

Память

  • Имя А. В. Александрова присвоено Ансамблю песни и пляски Российской армии.
  • Имя А. В. Александрова носит школа в селе Плахино Рязанской области.
  • Имя А. В. Александрова носит государственный концертный зал «Александровский» (Москва).
  • В 2003 году на родине музыканта в селе Плахино открыты бюст и музей.
  • Памятный знак А. В. Александрова установлен на «Аллее звёзд» в Москве.
  • В 1971 году Министерством культуры СССР и Союзом композиторов СССР учреждены Золотая и 3 Серебряных медали имени А. В. Александрова за успехи в создании военно-патриотической музыки, а в 2005 году Министерством обороны РФ - медаль «Генерал-майор Александр Александров».
  • В ряде консерваторий России установлены стипендии имени А. В. Александрова.
  • На доме, в котором в жил А. В. Александров, установлена мемориальная доска.
  • 13 апреля 2013 года, в день 130-летия со дня рождения Александрова, ему открыт памятник в Москве, в сквере перед домом № 20 в Земледельческом переулке, где сегодня располагается ансамбль (скульптор А. Таратынов, архитектор М. Корси).
  • В 2014 году в Рязани, в сквере на улице Советской Армии, открыт памятник А. В. Александрову. Сам сквер ныне носит его имя.

Как важно специалисту быть не только образованным, знающим, но и умеющим организовать дело и умело вести его в избранном направлении. Не случайно в последнее время все чаще приходится слышать, что «талантов у нас много, а вот профессионалов – мало». Как тут не вспомнить крылатую сталинскую фразу «Кадры решают всё!».

Астраханской консерватории, на первых порах ее существования, повезло на высококвалифицированные педагогические кадры. Одним из образованнейших преподавателей (с дипломами двух консерваторий – Ленинградской и Уральской), с многолетним опытом руководящей работы в оркестрах (от военно-духового до филармонического симфонического) и с преподавательским стажем на оркестровых факультетах различных музыкальных учебных заведений был А.В. Романько , старший преподаватель Астраханской консерватории, художественный руководитель и главный дирижер симфонического оркестра, созданного им при филармонии на базе оркестрового факультета консерватории (этот оркестр существовал в 1969 – 1971).

Александр Васильевич Романько родился 29 августа 1930 года в Краснодаре, в семье военнослужащего. Отец его, Романько Василий Фотеевич , был военным дирижером, а мать, Романько Анна Трофимовна – домохозяйкой. В 1938 восьмилетний мальчик поступил сразу во второй класс общеобразовательной школы и тогда же начал заниматься, частным образом, на скрипке. В 1942 Саша окончил пять классов, но затем его учеба прервалась, так как с августа 1942 по февраль 1943 Краснодар находился в фашистской оккупации. Но и после освобождения города Советской Армией подросток не сразу продолжил учебу в школе. Дело в том, что его отец, старший брат и старшая сестра воевали, а мама и сестренка, ослабевшие за время оккупации, не могли работать по состоянию здоровья, поэтому Александр (которому было 12-13 лет) пошел работать на завод, обеспечивая семью продовольственными карточками. Однако уже через год, в 1944, Романько продолжил учебу в шестом классе средней школы. В 1946, окончив семилетку, Александр целый год готовился к поступлению в музыкальное училище и в 1947 стал первокурсником Краснодарского музыкального училища, занимаясь здесь по классу трубы. Одновременно он учился в вечерней общеобразовательной школе, которую закончил в 1950 году.

Летом того же года Романько был призван на службу в Советскую Армию. А поскольку его направили музыкантом в оркестр военной части, дислоцированной в Краснодаре, командное начальство разрешило ему, не прерывая службы в армии, заканчивать музыкальное училище и продолжать учебу в консерватории. А так как Александр Романько в то время был военнослужащим, он поступил в Ленинградскую консерваторию на военно-морской факультет, который готовил дирижеров для оркестров Военно-морских сил СССР. В 1956, по окончании консерватории, его направили в Таллинн дирижером военного оркестра, где он прослужил до апреля 1957 года, а затем уволился в запас (в звании старшего лейтенанта).

Вернувшись на родину, А.В. Романько начал вести в Краснодарском музыкальном училище классы трубы и валторны, а также оркестровый класс, на базе которого он организовал духовой оркестр. Кроме того, в сентябре 1958 ему предложили работать по совместительству дирижером симфонического оркестра Краснодарского краевого Дома работников просвещения и дирижером оперной студии в Доме ученых.

В июле 1961 года А.В. Романько получил предложение от дирекции Алтайской филармонии поехать в качестве дирижера симфонического оркестра на гастроли по Кузбассу, а по окончании поездки занять вакантную должность штатного дирижера этого же филармонического коллектива. Приняв предложение, Александр Васильевич начал работать в Барнауле, но уже зимой 1962 сильно простудился и тяжело заболел. Врачи порекомендовали ему срочно переехать на юг. А поскольку в это время в газете «Советская культура» был объявлен конкурс на должность дирижера городского симфонического оркестра, создаваемого на базе оркестрового отделения Астраханского музыкального училища (с предоставлением жилплощади), А.В. Романько отослал документы на конкурс. Получив телеграмму: «приезжайте», он сразу выехал в Астрахань. Между прочим, кроме работы с оркестром, директор Астраханского музыкального училища В.К. Нечаев предложил Романько преподавать, по совместительству, в училище на оркестровом отделении.

Работая в Астрахани, Романько в 1963 году поступил в Уральскую консерваторию, в класс оперно-симфонического дирижирования профессора М.И. Павермана . Организатор Уральского (Свердловского) симфонического оркестра, основатель уральской школы оперно-симфонического дирижирования, Марк Израилевич воспитал немало известных дирижеров, среди которых Н.Чунихин, Е.Колобов, Е.Бражник, П.Варивода, М.Щербаков и др. И хотя Романько занимался у Павермана заочно, четырехлетнее обучение в его классе (1963-1967) позволило дирижеру военного оркестра (так он квалифицировался по диплому Ленинградской консерватории) глубоко освоить оперно-симфоническое дирижирование и применить полученные знания на практике, в том числе в Астраханском городском симфоническом оркестре (где он работал до октября 1965) и симфоническом оркестре Комитета по радиовещанию и телевидению при Совете Министров Дагестана (тогда ДАССР), которым он руководил в 1965-1969. Именно в дагестанский период, в 1966, А.В. Романько была присвоена тарификация дирижера высшей категории. В его характеристике, подписанной председателем телерадиокомитета ДАССР Г.Гамзатовым , было сказано, что Романько – «дирижер яркой творческой индивидуальности, высокой исполнительской культуры, хорошо знает классический и современный репертуар» (из личного дела А.В. Романько в архиве Астраханской консерватории).

В конце августа 1969 года Александр Васильевич вновь приехал работать в Астрахань – теперь уже старшим преподавателем кафедры оркестровых инструментов молодой консерватории и художественным руководителем симфонического оркестра, создаваемого при областной филармонии. И уже через два-три месяца после начала работы в Астрахани Романько , благодаря своим отличным организаторским способностям и опыту работы в качестве руководителя различных коллективов, смог укомплектовать городской симфонический оркестр музыкантами и в короткий срок подготовить две программы. «В декабре 1969 года состоялось первое публичное выступление оркестра. Программа включала увертюру «Кориолан» и Первую симфонию Бетховена, а также Первый фортепианный концерт Чайковского (солист С.Любарт ). Концерт собрал многочисленную аудиторию (в концертном зале филармонии – Л.В. ) и прошел на хорошем профессиональном уровне», – писал авторитетный астраханский музыковед, кандидат искусствоведения, заведующий кафедрой теории и истории музыки Астраханской консерватории М.А. Этингер в заметке «В новой консерватории» (Музыкальная жизнь, 1970, №5). Следует заметить, что большинство участников филармонического коллектива являлись первокурсниками оркестрового факультета консерватории, одаренность и энтузиазм которых оценили астраханские слушатели, восторженно приветствовавшие оркестр, отличительной чертой которого была «юношеская свежесть и непосредственность» (Руденко В. Звучит симфония // Волга. – 1970. – 23 августа).

Однако в январе 1971 года финансирование филармонического симфонического оркестра было прекращено и, лишившись руководства коллективом (которое давало ему не только творческое удовлетворение но и дополнительный заработок), педагог консерватории оказался в трудном материальном положении (в его семье подрастало двое маленьких детей, к тому же на иждивении находились жена и мать). В такой ситуации он принял разумное решение, согласившись на очередное предложение Алтайской краевой филармонии возглавить симфонический оркестр, где он работал раньше и продолжил в 1971-1977.

Известно, что в 1992-2007 А.В. Романько являлся художественным руководителем и главным дирижером Николаевского государственного симфонического оркестра и преподавателем Николаевского музыкального училища (Украина). Надо сказать, что Николаевский симфонический оркестр был возрожден, после 30-летнего перерыва, именно Романько, который привлек к совместной работе артистов камерного оркестра филармонии, преподавателей музыкального училища, а также квалифицированных педагогов музыкальных школ и одаренных старшекурсников училища. В 2007 году, когда проводился праздничный вечер в честь 15-летия оркестра, в газете «Вечерний Николаев» появилась развернутая статья, в которой говорилось о том, что «с первого дня и все 15 лет бессменным дирижером в коллективе является Александр Романько . Это человек, имеющий за плечами два консерваторских образования, глубокие знания и большой опыт работы» (Христова Н. Симфонический оркестр: эпоха возрождения // Вечерний Николаев.- 2007. – 7 июня).

И как бы ни хотелось заканчивать очерк об Александре Васильевиче Романько на мажорной ноте, все же нельзя не сказать, что Николаевский симфонический оркестр недавно вновь был распущен из-за отсутствия финансирования. 12 мая 2014 года в Николаеве прошел его последний концерт, названный «Парадом дирижеров». На сцену, вслед за художественным руководителем и главным дирижером Николаем Николайчуком (преемником А.В. Романько , работавшем при нем вторым дирижером), выходили один за другим дирижеры Александр Луук , Людмила Кирсанова, Александр Богма и Владимир Алексеев . Поддержать Николаевский оркестр приехали солисты, лауреаты международных конкурсов Александр Жеганов (кларнет), Татьяна Кравченко (фортепиано), Татьяна Орлова (эстрадный вокал) и другие. И оркестранты, и солисты выступали с такой профессиональной и душевной отдачей, словно в последний раз. А заключительные слова ведущей концерта музыковеда Алены Мамедовой – «Сегодня состоялся последний концерт Николаевского симфонического оркестра. Наш оркестр распускается. Но мы не теряем надежды на развитие симфонического музыкального искусства в Украине, особенно на Николаевщине» – растроганная публика слушала стоя…

Л.П. Власенко

заслуженный деятель искусств РФ,

профессор



Советский композитор, хоровой дирижёр, хормейстер, педагог, генерал-майор (1943). Автор музыки Гимна СССР, и положенного на ту же мелодию Гимна Российской Федерации.

Александров награжден орденами: Ленина, Красной Звезды, Трудового Красного Знамени, Белого льва (ЧССР). Дважды лауреат Сталинской премии (1942 - за Гимн партии боль-шевиков и ряд песен, 1946 - за концертную деятельность).

Александров (наст. фам. Коптелов, Коптелев) Алек-сандр Васильевич родился в семье «бессрочноотпускного унтер-офице-ра Василия Александрова Коптелева» (из актовой запи-си ¹37 в метрической книге с. Плахино. Гос. архив Ря-занской обл. Ф. 627. Оп.246-а. Д. 414. Л. 13 об.). В 1890-92 учился в земской школе, пел в школьном хоре. В 1892 приехал в Петербург, где стал певчим хора Казанского собора. В 1898 окончил курс пения Казанской певч. цер-ковно-приходской школы Петербурга. В 1897-1900 зани-мался в регентских классах Придворной певческой капеллы (сольфеджио и историю церк. пения изучал у Е.С. Азеева, гармонию - у А.К. Лядова). В 1900 поступил в Петербургскую консерваторию, обучался у А.К. Глазунова (анализ музыкальных форм, поли-фония) и Лядова (гармония). В 1902 по болезни прервал занятия; возобновил их в 1905 в классе Н.Ф. Соловьёва.

В 1902-06 был регентом соборного храма в Бологом. В 1906-08 жил в Твери, был соборным регентом, вел хор в семинарии и др. В 1908 поступил в Московскую консерваторию, где занимался по классу обязательного фортепиано у О.Н.Кардашевой-Яковлевой, по классу теории (контрапункта и формы) у А.А. Ильин-ского (1909-11), по классу свободного сочинения инструмен-товки у С.Н.Василенко, класс пения У.А. Мазетти (1909-11).

Окончил консерваторию в 1913 по классу композиции Василенко с большой серебряной медалью, а в 1916 - по классу пения, «выдержав экзамен по всем предметам, требуемым про-граммою».

С 1913 снова жил в Твери; с оркестром, солистами и хором осуществил постановку оперы «Пиковая дама» (1913), исполнил фраг-менты из оперы «Евгений Онегин» П.И.Чайковского (1914) и др.; организовал и возглавил музыкальную школу (преобразованную впослед-ствии в музыкальное училище).

В 1918-22 был регентом хора храма Христа Спасите-ля в Москве. С 1919 помощник руководителя: 2-й группы Государственного хора, в 1921-23 2-го Государственной капеллы; С 1936 - художественный руководитель Железнодорожного ансамбля пес-ни и пляски ЦДКЖ, с 1937 Ансамбля песни и пляски Московского городского дворца пионеров и школьников (хормейстер В.Г. Соколов). Член ВКП(б) с 1939.

В 1918-46 преподавал в Московской консерватории С 1922 профес-сор, с 1925 начал работу на хор. подотделе, в 1932-34 заведущий хоровой кафедр, с 1940 - декан дирижерско-хор. факультета, с 1942 - декан объединенного дирижерско-хор. и музыкальный-пед. ф-тов, в 1926-29 вел хоровой класс на инструкторско-пед. ф-те. А. внес весомый вклад в становление и развитие дири-жерско-хор. специальности, воспитал плеяду замечатель-ных учеников. Среди них хор. дирижеры - В. Граб, Г. Дмитревский, И. Зимин, К. Лебедев, И. Маслова, С. Му-син, В. Мухин, К. Сахаров; учившиеся по теоретическимдис-циплинам -Д. Кабалевский, Г. Литинский, Л. Мазель, В. Микошо, В. Соколов, И.Способин, В. Целиковский. Ини-циатор (совместно с В.М.Блажевичем) создания военно-капель-мейстерского класса (1928), ставшего основой Военно--дирижерского факультета консерватории (1935; c 2002 - Московская военная консерватория); в 1929-36 - заместитель декана этого факультета. В 1919-30 препо-давал так же в музыкальный техникуме им. А.Н.Скрябина (общий хоровой класс, спец. гармония, строгий стиль, сольфеджио).

Александров сыграл большую роль в становлении, развитии и создании в 1928 при его участии Ансамбля Красноарм. песни (ныне - Дважды Краснознам. Ордена Красной Звезды академический ансамбль песни и пляски Российской армии им. Александрова). После триумфальных выступлений коллектива на Все-мирной выставке в Париже в 1937 Александров был назначен начальником и художественным руководителем ансамбля. Наиболее яркие и значительные достижения Александорва-композитора и дирижера связаны с работой в ансамб-ле. Александров - автор многих музыкальный обработок и песен в музыкально-литературных ком-позициях (монтажах), с которых начинался репертуар ансамбля. Дирижерский облик Александрова характеризует яркое сочетание «горячности и порывистости его артистиче-ской натуры» и «глубокой музыкальной культуры, освя-щенное самобытным талантом» (К.Б. Птица). После смерти Александрова его имя было присвоено коллективу (1946).

В 1970 Министерством культуры СССР, СК СССР и Главным политуправлением Советской Армии и Военно-морского флота в связи с 25-летием Победы в Великой Отечественной войне учрежде-ны золотая и серебряная медали им. Александрова за вклад в развитие армейского искусства и создание произведений на военно-патриотическую тему. В с. Плахине в 2003 открыт музей Александрова и установлен его бюст (скульптор А.Мельник), имя Александрова присвоено Плахинской средней школе Захаровского района. В 2005 Министерством Обороны РФ учреждена медаль «Генерал-майор Александр Александров».

Александров автор ряда крупных сочинений, но самые значительные его дос-тижения связаны с вокальным, песенным жанром. Им создано свыше 200 оригинальных произведений, обработок народных песен, революционных песен и песен Гражданской войны, многие из кото-рых вошли в золотой фонд отечественной песенной классики:

«По долинам и по взгорьям», сл. С. Алымова (1929), «Горы» (Воробьевские), «Священная война», сл. В. Ле-бедева-Кумача (24 июня 1941), «Поэма об Украине», сл. О. Колычева (1943), «Песня о Советской Армии», сл. Колычева (1943); автор Гимна Советского Союза (1943 г., сл. С. Михалкова и Г.Эль-Регистана, написанно-го на основе сочиненного в 1939 Гимна партии больше-виков на сл. Лебедева-Кумача); эта музыка и ныне явля-ется гимном РФ.

Знаменитый маэстро приехал в Ульяновск поздравить с юбилеем свою подругу

Дирижер академического симфонического оркестра Санкт-Петербургской филармонии Николай Алексеев — человек в Ульяновске известный. Долгие годы — целых 17 лет — он руководил нашим УлГАСО. А потом вернулся к себе на родину — в Питер. На сей раз Николай Геннадьевич приехал поздравить с юбилеем свою давнюю подругу -главного режиссера Ульяновского театра кукол Людмилу Гаврилову.

— Этот праздник нельзя пропускать! У нас еще и «церковные» связи с ее семьей. Люда — крестная моего сына Артема. К тому же, концерт в Ульяновске я запланировал с определенной целью — сделать подарок еще и себе.

Ульяновск для Алексеева — один из «родных» городов. Здесь прошла его молодость. У нас же маэстро научился играть в теннис.

— Я не мечтал стать музыкантом. Меня просто поставили перед фактом — родители отправили учиться на хоровое отделение с семи лет. Так что все мечты на этом закончились, — признался Николай Геннадьевич. — Хоровое училище — это общеобразовательное и музыкальное образование одновременно. Другого пути не было. Туда обычно поступало 25 человек, а заканчивало всего 13.

— Трудно было учиться?

— Сложно сказать, другой жизни я не знал. Педагог по роялю привозил меня перед экзаменом к себе домой и запирал на ключ. Его мама слушала, занимаюсь ли я!

— Какими качествами должен обладать дирижер?

— Наглостью, уверенностью или, если хотите, самоуверенностью. Без них он не сможет выйти на сцену. Если человек чересчур мягкий, он сколь угодно может музицировать дома, но никогда не станет дирижером.

— Сколькими оркестрами сегодня вы «командуете»?

Тремя: голландским, эстонским (с ним на следующий год мы будем праздновать 25 лет, со дня моего первого приезда в Таллин) и Санкт-Петербургским. Это оркестр, с которым я вырос. Где-то лет с десяти начал регулярно ходить на концерты, пел в хоре мальчиков.

— Проблем с языками не возникает?

— Нас очень хорошо учили ремеслу дирижирования, поэтому русский маэстро отличается умением работать руками, а не говорить. А за границей дирижеров называют лекторами. Они любят рассказывать, как и где надо играть. Но показать ничего не могут.

— Как получается все успевать?

Некоторые берут себе и по пять оркестров. Но это уже совсем несерьезно. Приходится успевать. Знаю, что буду делать в 2009 году. Наверное, поэтому меньше болею.

— Концерт в Ульяновске будет благотворительным?

— Да, это в порядке вещей. Много известных музыкантов, работающих за солидные гонорары, несколько концертов в сезоне проводят бесплатно. Просто нужно определить цель. Пока думаем, куда пойдут деньги от выступления. Возможно, в ульяновский Дом ребенка.