Домашний очаг

Анализ стихотворения день и ночь тютчева. День и ночь в поэзии Ф

Одно из самых интересных произведений русской философской лирики, стихотворение «День и ночь» было написано Ф. Тютчевым в 1839 году. В том же году оно было опубликовано в журнале «Современник». Лирический фрагмент по жанру, стихотворение написано в романтическом стиле и относится к философской лирике.

Тютчев раскрывает в нем традиционную для романтической поэзии тему – противопоставление дня и ночи как символов двух полярных состояний человеческой души.

Поэт использует в стихотворении часто встречающуюся в его стихах двухчастную структуру, при которой стихотворение композиционно делится на два восьмистишия. Каждая строфа состоит из двух законченных предложений – четверостиший. Четырехстопный ямб и кольцевая рифмовка, при которой первая и четвертая строки имеют мужскую рифму, а вторая и третья строки оканчиваются женской рифмой, придают стихотворению одновременно и торжественную одическую интонацию, и ноты философского размышления.

В произведении ярко отражается дуальное понимание мира Тютчевым, для которого основу мироздания составляет борьба двух стихийных начал, рождающая мировой порядок и равновесие. Дуалистичность мира отражают в стихотворении два мотива – дневной радости и ночного ужаса. Основу композиции произведения составляет антитеза образа дня и образа ночи. Первая часть стихотворения посвящена дню. День изображается описательными оборотами, включающими эпитеты («покров златотканый», «блистательный покров»), разнообразными приложениями с использованием такого приема, как инверсия дополнений («земнородных оживленье», «души болящей исцеленье»). День характеризуется, как гармония со вселенной, душевный покой. Аллитерация «л» в первой строфе помогает создать образ гармонии, а «д» в начале строк подчеркивает жизнеутверждающее начало Дня, «друга человеков и богов».

Союз «но» в начале второй строфы знаменует центр стихотворения, его перелом. С наступлением ночи, делающей все тайное явным, в душе человека оживают беспомощность и страх перед порождением «ночной бездны» - хаосом. Ночь пробуждает в людях древние природные инстинкты. Инстинктивный страх перед бездонной темнотой зажигает в людях жизнь, заставляя их совершать немыслимые поступки ради жизни. «Роковой мир» ночи таинственен и непостижим, он древнее и сильнее дневного мира, мира земнородных и богов. Днем эта тайна и хаос отделены от человечества покровом, ночью бездна обнажается, «…и нет преград меж ей и нами».

Если в первой части стихотворения динамика отсутствует – нет ни одного глагола (единственное действие - «покров наброшен»), то описание ночи, напротив, насыщено глаголами, обозначающими активные действия (сорвав, отбрасывает, пришла, настала). Ночь активна, она сильнее дня. Энергичный, деятельностный характер образа ночи подчеркивается аллитерацией «р».

Поэт акцентирует основные образы стихотворения с помощью однокоренных слов и лексических повторов, обращения к архаизмам (земнородных, сей, мглами, духов, меж ей и нами). Произведение отличает богатая цветопись (златотканый, меркнет день). Восклицательные окончания обеих строф придают стихотворению декламационную, ораторскую интонацию.

Стихотворение «День и ночь», отражая чувства самого поэта, вмещает всю вселенную с ее гармонией и хаосом, бездной дня и бездной ночи.

Сейчас смотрят:

Роман Достоевского «Преступление и Наказание" - это повествование о том, «как долго и трудно сомневалась, колебалась, билась, металась душа человека между совестью и разумом, добром и злом. Это была упорная, изнурительная борьба, и в конце её наступает признание совести, истины, очищение и обновление человека». Родион Романович Раскольников - главный герой романа. Он «бывший студент», вынужденный оставить учебу из-за нехватки денег, жи

Зима-мое любимое время года. Все белым-бело, не видно грязной земли, мрачных тротуаров, серых голых ветвей, а поэтому и на сердце веселее. От снежного покрова все преображаеся, становится чище, свежее и светлее. Так и хочется слепить снежок и швырнуть в спешащую ватагу школьников. Вот дунул ветерок и с ветки слетела охапка снега... А на другую ветку уселся снегирь, выпятив огненную грудку вперед, и замер, прислушиваясь к гулу маши

Напевно в кожній сім’ї є спільні інтереси або традиції, які об’єднують усіх її членів. У кого-то це приготування традиційної страви або спільна настільна гра, у кого-то відпочинок в певному місці або перегляд старого фільму, а в нашій сім’ї всіх об’єднує спорт.З дитячого садка або шкільної лави нам розповідають про користь занять спортом, проводять зарядки, уроки фізкультури, але багато зупиняються на цьому рівні. У нашій родині спорт с

Вибір – це завжди важко. Ніколи не знаєш, чого краще віддати перевагу, які наслідки дасть той чи інший варіант, в який бік краще качнути чашу терезів. Найкраще розглядати варіанти не тільки з боку розуму, але і з боку моральності, совісті.Моральний вибір – це не просто вибір, зроблений серцем, а вибір, правильний з боку моралі та етики. Це вибір добра чи зла.Часом моральний вибір випадає перед людиною в найдрібніших, але часом і в самих

Чацкий - молодой, искренний, смелый до дерзости, с неуравновешенным, нервным характером; в нем огромный запас сил, и он необычайно активен, рвется к действию, готов вспыхнуть в любую минуту и доказывать кому угодно справедливость своего мнения. Он ошибается, он готов защищать свои идеи, не понимая или не желая понять, что не будет услышан и поддержан. Грибоедов мудр, выдержан и хладнокровен, он отличается исторической прозорливостью («С

1894-1917 гг. - период правления в России императора Николая II, по­лучившего от радикальной оппозиции прозвище «Кровавый» после Ходын- ской трагедии 1896 г. Во внутренней политике перед Ни­колаем II стоял целый ряд проблем: отсутствие политических прав и свобод у населения, нерешенность аграрного и рабочего вопросов. В начале цар­ствования Николай II не предприни­мал серьезных усилий для решения назревших проблем, что привело к револю

«Зощенковский герой» - это не банальный «образ обывателя», а сложно организованный диалог автора и персонажа. Исторически он восходит к таким многозначным явлениям, как рассказчики) «Повестей Белкина», соотношение автор и Чичиков в «Мертвых душах», «диалогическое» слово Достоевского, «лирический герой» поэзии и прозы Козьмы Пруткова, лесковский сказ, «Ich-Erzahlung» чеховской новеллистики. Подобно своим предшественникам, Зощенко достига

Комедия Николая Васильевича Гоголя “Ревизор” имела шумный успех у демократически настроенной публики и резкое неприятие тех, кто увидел в персонажах себя. Николаю Васильевичу Гоголю удалось создать правдивые образы почти реально существующих героев. Самыми яркими в галерее образов комедии являются Городничий и Хлестаков. Несмотря на разницу в летах, они очень похожи. Оба мошенники. Но если Сквозник-Духановский умудренный опытом, зак

«Мцыри» и «Песня про купца Калашникова» с точки зрения жанра сходны - это поэмы. Первая представляет собой романтическую лирическую поэму, вторая - реалистическую историческую поэму. Поэтому они различаются и по предмету изображения, и по композиционно-стилистическим особенностям. В «Песне про купца Калашникова» поставлена проблема чести и долга. В современной ему действительности Лермонтов не нашел, да и не искал, такого жизненного мат

Начало двадцатых годов нашего века…Из истории известно, что это являлось переломным временем в жизни нашей страны. Первая революция, свержение царя, приход к власти большевиков. Все это наносило определенные изменения на жизнь населения России. В обществе выделилось два основных социальных слоя: богатые и бедные. Налицо был полный контраст между ними. Помпезные дворцы и нищие лачуги, роскошные рестораны и ветхие ночлежки и приюты. Как т

Анализ стихотворения Тютчева День и ночь по плану

1. История создания . Ф. И. прославился, прежде всего, в области пейзажной лирики. Но перу великого поэта принадлежат произведения и других жанров. Особый интерес представляет философское стихотворение "День и ночь" (1839 г.).

2. Жанр произведения - философская лирика.

3. Основная тема стихотворения - противостояние дня и ночи. Для автора это не просто разное время суток. День и ночь лежат в основе дуалистического строения всего мироздания. Это две противоположные стихии, подобные добру и злу. Традиционно принято говорить: "под покровом ночи", "ночь накрыла собой..." и т. д. Автор же высказывает очень интересную мысль.

Первична "бездна безымянная", на которую божественная сила набрасывает "златотканный покров", символизирующий собой день. Этот "благодатный покров" закрывает весь существующий на земле мрак и ужас. День приносит "исцеленье" человеческим душам, в которых воцаряются радость и счастье. День доставляет удовольствие и людям, и богам. Идиллия резко обрывается с приходом ночи, которая безжалостно срывает покров с таинственного и страшного мира духов. Человек остается один на один со "страхами и мглами". Ночью боги ничем не могут помочь людям. Мир погружается в атмосферу ужасов и кошмаров.

4. Композиция . Произведение состоит из двух противоположных по смыслу частей. В первой части описан счастливый и безмятежный день, во второй - ужасная ночь.

5. Размер стихотворения - четырехстопный ямб с кольцевой рифмовкой.

6. Выразительные средства . Главным средством художественной выразительности, лежащим в основе структуры и смыслового содержания произведения, является антитеза (противопоставление для и ночи). Она выражена через эпитеты ("златотканный", "блистательный" - "безымянной", "рокового"). День определяется как "земнородных оживленье", "друг человеков и богов". Отсутствие глаголов подчеркивает покой и умиротворение. "Безымянная бездна" ночи описана с большой динамикой ("сорвав, отбрасывает прочь"). Для придания произведению торжественности и значительности поэт широко использует архаизмы: "сей", "земнородных", "мглами".

7. Главная мысль стихотворения заключается в том, что вся Вселенная, в том числе душа человека, делится на две равные половины: темную и светлую. На этом основано равновесие и гармония мироздания. Ночная бездна намного старше дневного мира. Люди смогли частично избавиться от своих страхов благодаря богам. Но с наступлением ночи в душе человека просыпаются древние инстинкты и подсознательные воспоминания о первобытном хаосе. Люди вновь чувствуют себя беспомощными и беззащитными перед таинственными темными силами.

Блестящий дипломат, умный государственный деятель Ф. И. Тютчев был тонким лириком и признанным философом своего времени. Со временем поэт стал понимать гармонию устройства Вселенной, неразрывную связь мужского и женского начал. Он умело противоставлял друг другу образы дня и ночи, подчёркивая их вечное единство. Написанное в 1839 году стихотворение «День и ночь» дважды переиздавалось в журнале «Современник» с момента первой публикации и очень впечатлило Л.Н. Толстого.

Лирический фрагмент создан четырехстопным ямбом, композиционно автор разделил его на два равноценных восьмистишья. При этом он не случайно использовал попеременно мужскую и женскую рифму. По задумке поэта, всё в произведении должно говорить о двойственном начале мироздания и его неповторимой слаженности.

День…
Души болящей исцеленье,
Друг человеков и богов!

Напротив, активная динамика ночи, достигнутая использованием многочисленных глаголов, вносит в человеческие души смятение.

…бездна нам обнажена
С своими страхами и мглами.

Под покровом тёмного времени суток в каждом оживают первозданные низменные инстинкты. Душа не в силах удержать естественные природные порывы и это подсознательно страшит её. Читатель понимает, что ночь главенствует над днём. Но тем, кто живёт в гармонии со всеми сторонами своей сущности, бояться нечего. Тёмной стороне души не победить её светлые проявления и всё останется на своих местах.

Из композиции видно, что автор переживал на тот момент нелёгкий период размышлений об устройстве Вселенной. Он пытался понять, как сложен мир, где, собственно, находиться его личное место в нём. Сможет ли всё-таки человек разгадать загадку постоянной смены дня и ночи? Узнать, кто набрасывает и срывает «златотканый покров» своей могучей рукой? И не здесь ли автор задумывается о единстве великого бога и маленького человека?

Анализ стихотворения День и ночь по плану

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Державина Памятник 9 класс

    Тема роли и призвания поэта затрагивалась многими авторами неоднократно, но именно Г.Р. Державин был первым русским писателем, который избрал темой для произведения собственную уникальность

  • Анализ стихотворения Звезды закрыли ресницы Брюсова

    Произведение относится к раннему романтическому творчеству поэта, написанное в двадцатилетнем возрасте автора.

  • Анализ стихотворения Звезды Есенина

    Стихотворение Звезды поэт написал в 16 лет, совсем молодым, когда учился в церковно-приходской школе. Тем не менее, такая банальная тема могла казаться чрезмерной простой для его времени

  • Анализ стихотворения Настанет день исчезну я Бунина

    Произведение Настанет день, исчезну я написано Буниным в первой половине XX века и относится к философской лирике. Представлено в виде размышления о жизни и смерти.

  • Анализ стихотворения Пленный рыцарь Лермонтова 8 класс

    Произведение является стихотворением зрелого творчества поэта, основной тематикой которого представляется проблема вынужденного затворничества в виде узничества, связанного с трагическим одиночеством.

Стихотворение «День и ночь» было написано Ф.И. Тютчевым в 1839 году. Впервые напечатано в том же году в журнале «Современник». Затем переиздавалось в «Современнике» 1854 и 1868 годов. Л.Н. в своем сборнике стихов поэта отметил это произведение буквами «Т. Г. К.!» (Тютчев. Глубина. Красота).
Стихотворение мы можем отнести к философской лирике, основная тема его – традиционное для романтизма противопоставление дня и ночи как образов, символизирующих два полярных состояния человеческой души. Стиль – романтический. Жанр – лирический фрагмент.
Открывается стихотворение образом светлого, радостного дня:

На мир таинственный духов,
Над этой бездной безымянной,
Покров наброшен златотканый
Высокой волею богов.
День – сей блистательный покров -
День, земнородных оживленье,
Души болящих исцеленье,
Друг человека и богов!

Спокойные, торжественные интонации передают чувства лирического героя. Образ дня создают многочисленные приложения, которые употреблены здесь в определенной смысловой градации: «сей блистательный покров», «земнородных оживленье», «Души болящих исцеленье», «Друг человека и богов!». День – это ясность, порядок, душевный покой. Человек находится в гармонии с богом и Вселенной. Исследователи отмечали, что в первой части стихотворения нет движения, динамики. Здесь нет глаголов, употреблено лишь страдательное причастие «наброшен», день, таким образом, становится у Тютчева пассивным, бездеятельным.
Однако вскоре день сменяется ночью, и в душе лирического героя оживают иные чувства – страх, беспомощность. Открывающаяся взору его «ночная бездна» порождает Хаос, противостоящий Гармонии в лирическом мире Тютчева. Все сокрытое, тайное ночь делает явным. Человек остается наедине с собственной душой, со всей Вселенной, он не может уйти от собственных переживаний . И здесь уже герой противопоставлен Вселенной. В этом же плане мы можем рассматривать здесь символику света и тьмы. Мгла ночи разрушает преграды между человеком и глубинными движениями его души, вызывает к жизни все, что было покрыто «блистательным покровом» дня. Но что там таится, в глубинах подсознания лирического героя? Поэт не дает прямого ответа на этот вопрос:

Но меркнет день – настала ночь;
Пришла – и с мира рокового
Ткань благодатную покрова,
Сорвав, отбрасывает прочь…
И бездна нам обнажена
С своими страхами и мглами,
И нет преград меж ей и нами -
Вот отчего нам ночь страшна!

Здесь уже мы встречаем многочисленные глаголы, краткое страдательное причастие и деепричастие: «меркнет», «настала», «пришла», «отбрасывает», «сорвав», «обнажена». Ночь у Тютчева сильнее дня, она активна, она подавляет героя. И здесь мы вплотную подходит к философскому размышлению о человеке, о темных и светлых сторонах его души. Если человек держится норм добра и разума, то Хаос не сможет уничтожить его. Если же он анархичен и своеволен, то Природа обернется к нему своей темной стороной.
Этот же мотив бессилия человека перед стихией Ночи звучит у Тютчева и в стихотворении «Святая ночь на небосклон взошла»:

И, как виденье, внешний мир ушел…
И человек, как сирота бездомный,
Стоит теперь, и немощен и гол,
Лицом к лицу пред пропастию темной.

На самого себя покинут он -
Упразднен ум, и мысль осиротела -
В душе своей, как в бездне, погружен,
И нет извне опоры, ни предела…

В основе композиции произведения лежит принцип антитезы. Мы можем выделить две части. В первой части поэт создает образ дня, во второй части – образ ночи.
Стихотворение написано четырехстопным ямбом, восьмистишиями, рифмовка – кольцевая. Поэт использует следующие средства художественной выразительности: эпитеты («над…бездной безымянной», «блистательный покров», с мира рокового»), метафору («с мира рокового Ткань благодатную покрова, Сорвав, отбрасывает прочь»), инверсию («Покров наброшен златотканый»), ассонанс («Покров наброшен златотканый»), аллитерацию («Высокой волею богов»). Мы находим высокую лексику («покров», «благодатный») и архаизмы («духов», «земнородных», «сей», «мглами»).
Стихотворение «День и ночь» – одно из лучших в творчестве поэта. Оно тонко и точно передает мироощущение Тютчева, «поэта ночных откровений, поэта небесных и душевных бездн. Он как бы шепчется с тенями ночи, ловит их смутную жизнь и передает ее без всяких символов, без всякой романтики, в тихих, трепетных словах… Это созерцание мира в его ночной стихийности, в его хаотически-божественной правде… Жизнь человеческая объята снами, и светлый день именно сон, от которого мы пробуждаемся в жизнь, в смерть»

История создания и общая характеристика стихотворения «День и ночь»

Стихотворение Ф.И. Тютчева «День и ночь» - одно из лучших произведений русской философской лирики. Оно получило очень высокую оценку современников: Л. Н. Толстой, всегда восхищавшийся талантом Тютчева, сделал на полях принадлежавшего ему издания следующую помету около этого стихотворения: «Глубина! Красота!».

Стихотворение это было напечатано не позже начала 1839 г. и опубликовано в XIV томе журнала «Современник» в том же году. В «Современнике» в 1836 г. уже были напечатаны тютчевские «Стихотворения, присланные из Германии», с подписью «Ф. Т.». Пушкин, публикуя эти стихи в третьем и четвертом томах своего журнала, отозвался о них с восторгом.

Итак, анализируемое стихотворение:

На мир таинственных духов,

Над этой бездной безымянной

Покров наброшен златотканный

Высокой волею богов.

День - сей блистающий покров -

День - земнородных оживленье

Души болящей исцеленье,

Друг человека и богов!

Но меркнет день - настала ночь;

Пришла и с мира рокового

Ткань благодатную покрова,

Сорвав, отбрасывает прочь...

И бездна нам обнажена

С своими страхами и мглами,

И нет преград меж ней и нами -

Вот отчего нам ночь страшна.

Стихотворение «День и ночь» написано четырехстопным ямбом - наиболее нейтральным и традиционным стихотворным размером русской поэзии; четырехстопным ямбом было написано большинство русских стихов XIX века; не составляет исключения и лирика Тютчева, в которой этот размер преобладает. Стихотворение состоит из двух восьмистиший - структура, очень частая у Тютчева, встречающаяся во многих его стихах, например: «Фонтан», «О чем ты воешь, ветр ночной...», «Цицерон», «Поток сгустился и тускнеет...», «Тени сизые сместились...» и другие. Подобная строфическая структура наиболее точно отражает антитезу «дня» и «ночи» - основных образов стихотворения, о которых поэт говорит соответственно в первой и второй строфах. Каждое восьмистишие можно разделить на два четверостишия с опоясывающей рифмой; каждое из четырех получившихся четверостиший представляет собой законченное предложение. Интересно, что обе строфы завершает восклицательная интонация; это характерно для Тютчева (например, стихотворения «Цицерон», «О чем ты воешь, ветр ночной...»). Это объясняется тем, что Тютчев во многих своих стихах выступал в роли оратора, обращающегося к читателю с торжественной речью; недаром стихотворение завершается афористическим выводом: «Вот отчего нам ночь страшна!».

Как уже было сказано, в стихотворении опоясывающая рифма; первая и четвертая строки каждого четверостишия завершаются мужским окончанием, вторая и третья строки - женским. Подобная структура встречается в стихотворениях «Цицерон», «Фонтан», также выдержанных в торжественной декламационной интонации. Необходимо обратить внимание на то, что в первой строфе все мужские окончания (первая, четвертая, пятая и восьмая строки) рифмуются между собой: духов - богов - покров - богов, причем пятая и восьмая строки связаны между собой тавтологической рифмой. Что касается остальных четырех строк, то в них совпадают согласные: безымянной - златотканный, оживленье - исцеленье. Во второй строфе в каждом из четверостиший совпадают ударные гласные: ночь - прочь, рокового - покрова (гласный -о-); обнажена - страшна, мглами - нами (гласный -а-).

В стихотворении весьма изощренная звукопись, как литературный прием следует рассматривать обилие лексических повторов и однокоренных слов: создается впечатление, что поэт хочет акцентировать основные образы стихотворения, что опять-таки связано с ораторским стилем Тютчева.

Изощренность и строгость стихотворной формы делают стихотворение «День и ночь» одним из лучших в русской поэзии.