Семья и Дети

Анализ темы семейных ценностей в романе м.а. булгакова «белая гвардия

По свидетельству исследователя И. Золотусского, более поздний роман Булгакова «Мастер и Маргарита» наследовал от романа «Белая гвардия» вопрос о свете и покое, тему дома, связь частного лица и истории и связь неба и земли. В «Белой гвардии» писатель показал, что созидание духовного мира личности происходит гармонично, когда его источником оказывается дом детства и юности, «окна» которого как бы «распахнуты» в историю своей семьи и историю своего Отечества. Булгаков был абсолютно согласен с Толстым в том, что именно дом и семья вносят в духовную жизнь человека добро, мир и гармонию.

Дом Турбиных - это символ жизни. Несмотря на понимание безвозвратности прошлого, которое разрушено до основания, Турбины стремятся в дом, к семейному очагу, оставшемуся нерушимым. Алексей Турбин приходит к мысли, что воевать нужно только за семейный очаг, за человеческий покой, который позволяет героям романа существовать вне законов социальной эпохи.

Дом в романе населен дорогими людьми. Стены дома украшают портреты предков, а предметы домашнего уюта - это не просто вещи, они одушевлены и участвуют в жизни всех членов семьи. Это «сказочный», «волшебный», «шоколадный», «поэтичный» дом, жители которого живут интересной жизнью - общаются, мечтают, размышляют, слушают музыку, читают любимые книги.

Дом Турбиных - это часы, играющие гавот, источающая тепло изразцовая печь, мебель красного бархата, лучшие на свете шкафы с книгами, пахнущими шоколадом, наконец, знаменитые кремовые шторы... Быт, ставший в наших глазах символом прочности бытия. Поэтизацией быта, домашнего очага во всей его хрупкости и беззащитности булгаковский роман противостоит принципиальной бездомности послеоктябрьской литературы, ее бунту против домашнего очага, ее устремленности к дальним и великим целям, которые якобы только и могут избавить человека от сиротства и отчуждения.

Но дом Турбиных - это не только прочный быт, это и населяющие его люди, это семья, это определенный психологический и культурный склад, который защищает писатель. Уделяя много внимания изображению жизни дома Турбиных, писатель защищает вечные ценности - семью, дом, родину. Читатель постоянно смотрит на все события через восприятие жителей турбинского дома. Этот дом - живое существо. Он живет, дышит, страдает, служит надежным убежищем не только для Турбиных, но и их друзей: Мышлаевскому, Шервинскому, Лариосику. И даже Василиса, не принимающий законов жизни Турбиных, ищет защиты именно в их доме. Елена Турбина, которой «светлая королева» (мать) передала свое душевное тепло, создает особый уютный мир. И когда в огромном Городе тревожно гремят пушки, у Турбиных звучит музыка и ощущается атмосфера душевной близости и влюбленности.

Турбины не замыкаются в своем мире, не утрачивают связи с окружающим миром, находятся в самой гуще событий. И ни в каких ситуациях не утрачивают понятий о чести. Картины семейной жизни, изображенные в романе, пронизаны личными впечатлениями автора, его отношением. Упоминание в "Белой гвардии" имен Толстого и Пушкина, а также их героев, цитатами из М. Лермонтова, Ф. Достоевского, И. Бунина, Д. Мережковского, философа С.Н. Булгакова, появляющиеся на страницах романа образы Саардамского Плотника, тишайшего царя Алексея Михайловича, Александра Первого, звучащая на страницах романа музыка великих композиторов выступают как символы культурного уклада, сформировавшего главное достояние персонажей - их психологический облик: доброжелательность, искренность, цельность, верность, способность любить друг друга и совершать во имя любви чудеса, как это делает Елена, буквально воскрешающая Алексея.

Внутренним стержнем романа является мечта автора о душевном покое, о мирной жизни. Достаточно вспомнить вещий сон («светлый рай») Алексея Турбина, где и белые, и красные равно подлежат высшему милосердию. Алексей Турбин в этом эпизоде передает читателю авторский взгляд на сон: во сне приходит к героям забвение, возникает надежда на искупление. И этой надеждой пронизана последняя глава романа.

В финальных строчках романа писатель обращается к мысли о «вечном Доме»: «Все пройдет, страдания, муки, кровь, голод и мор. Меч исчезнет, а вот звезды останутся, когда и тени наших тел и дел не останется на земле. Нет ни одного человека, который бы этого не знал. Так почему же мы не хотим обратить свой взгляд на них? Почему?» В этих словах содержится призыв писателя помнить о том, что духовный «дом» каждого человека принадлежит вечности, а это значит, что наша жизнь, представляющая собой лишь мгновение, уникальна и самоценна и в жизни каждого человека есть свой сокровенный смысл.

Читайте также.

Роман «Белая гвардия» открывается величественным образом 1918 года: «Велик был год и страшен год по рождестве Христовом 1918, от начала же революции второй. Был он обилен летом солнцем, а зимою снегом, и особенно высоко в небе стояли две звезды: звезда пастушеская - вечерняя Венера и красный, дрожащий Марс». Это вступление как бы предупреждает о тех испытаниях, которые ждут Турбиных. Звезды - это не просто образы, это образы-символы. Расшифровав их, можно увидеть, что уже в первых строках романа автор затрагивает наиболее волнующие его темы: любовь и война.

На фоне холодного и бесстрашного образа 1918 года вдруг появляются Турбины, живущие в своем мире, с чувством близости и доверия. Булгаков резко противопоставляет эту семью всему образу 1918 года, который несет в себе ужас, смерть, боль. В Доме Турбиных тепло и уютно, царит атмосфера влюбленности и дружелюбия. Булгаков с необыкновенной точностью описывает тот мир вещей, который окружает Турбиных. Это «бронзовая лампа под абажуром, лучшие на свете шкапы с книгами, пахнущими таинственным старинным шоколадом, с Наташей Ростовой, капитанской дочкой, золоченые чашки, серебро, портреты, портьеры...» Это «знаменитые» кремовые шторы, создающие уют. Все эти вещи являются для Турбиных приметами старой жизни, навсегда утраченной. Подробно описывая обстановку, с детства окружающую Турбиных, Булгаков стремился показать атмосферу быта интеллигенции, складывавшегося десятилетиями. Для Алексея, Николки, Елены и их друзей дом служит надежным и прочным укрытием. Здесь они чувствуют себя под защитой. «А потом... потом в комнате противно, как во всякой комнате, где хаос укладки, и еще хуже, когда абажур сдернут с лампы. Никогда. Никогда не сдергивайте абажур с лампы! Абажур священен». Кремовые шторки крепче каменной стены будут оберегать их от врагов, «...и в квартире у них тепло и уютно, в особенности замечательны кремовые шторы на всех окнах, благодаря чему чувствуешь себя оторванным от внешнего мира... А он, этот мир, этот внешний мир... согласитесь сами, грязен, кровав и бессмыслен». Турбины понимают это, и поэтому всеми силами стараются уберечь объединяющую и сплачивающую их семью.

Турбины для Булгакова - это идеал семьи. В них отразились все лучшие, необходимые для крепкой семьи человеческие качества: доброта, простота, честность, взаимопонимание и, конечно же, любовь. Но герои дороги Булгакову еще и потому, что при любых условиях они готовы защищать не только свой уютный дом, но и родной Город, Россию. Именно поэтому Тальберг и Василиса не могут быть членами этой семьи. Для Турбиных дом - это крепость, которую они оберегают и защищают только все вместе. И не случайно Булгаков обращается к деталям церковной обрядности: отпевание их матери, обращение Алексея к образу Богоматери, молитва Николки, который чудом спасается от гибели. Все в доме Турбиных проникнуто верой и любовью к Богу и к своим близким, и это дает им силы противостоять внешнему миру.

1918 год стал переломным годом в нашей истории - «ни одна семья, ни один человек не смогли избежать страданий и крови». Эта участь не миновала и семью Турбиных. Представители интеллигенции, лучшего слоя в стране, оказались перед сложным выбором: бежать - так поступает Тальберг, оставляющий жену и близких людей, - или перейти на сторону враждебных сил, что сделает Шервинский, предстающий в финале романа перед Еленой в образе двуцветного кошмара и рекомендующийся командиром стрелковой школы товарищем Шервинским. Но Турбины выбирают третий путь - противостояние. Вера и любовь сплачивают семью, делают ее сильнее. Испытания, выпавшие на долю Турбиных, еще больше сближают их.

В такое страшное время они решились принять к себе в семью чужого человека - племянника Тальберга Лариосика. Несмотря на то что странный гость нарушает покой и атмосферу Турбиных (разбитый сервиз, шумная птица), они заботятся о нем, как о члене своей семьи, пытаются согреть его своей любовью. И, спустя некоторое время, Лариосик и сам понимает, что не сможет жить без этой семьи. Открытость и доброта Турбиных притягивают и Мышлаевского, Шервинского и Карася. Как верно замечает Лариосик: «...а наши израненные души ищут покоя вот именно за такими кремовыми шторами...»

Один из главных мотивов романа - любовь. И это автор показывает уже в начале повествования, противопоставляя Венеру Марсу. Именно любовь придает роману неповторимость. Любовь становится главной движущей силой всех событий романа. Ради нее все совершается и все происходит. «Им придется мучаться и умирать», - говорит Булгаков о своих героях. И они действительно мучаются и умирают. Любовь затрагивает почти каждого из них: и Алексея, и Николку, и Елену, и Мышлаевского с Лариосиком. И это светлое чувство помогает им выстоять и победить. Любовь не умирает никогда, иначе умерла бы жизнь. А жизнь будет всегда, она вечна. Чтобы доказать это, Булгаков обращается к Богу в первом сне Алексея, где ему привиделся рай Господний. «Для него Бог - вечные истины: справедливость, милосердие, мир...»

Об отношениях между Алексеем и Юлией, Николкой и Ириной, Еленой и Шервинским Булгаков говорит немного, лишь намекая на возникшие между героями чувства. Но эти намеки говорят больше любых подробностей. От читателей не может укрыться внезапная страсть Алексея к Юлии, нежное чувство Николки к Ирине. Булгаковские герои любят глубоко, естественно и искренно. Но у каждого из них любовь разная.

Непросто складываются отношения Алексея и Юлии. Когда Алексей убегает от петлюровцев и его жизнь находится под угрозой, Юлия спасает его и уводит к себе. Она не только дарит ему жизнь, но и привносит в его жизнь самое прекрасное чувство. Они испытывают душевную близость и понимают друг друга без слов: «“Наклонитесь ко мне”, - сказал он. Голос его стал сух, слаб, высок. Она повернулась к нему, глаза ее испуганно насторожились и углубились в тенях. Турбин закинул правую руку на шею, притянул ее к себе и поцеловал в губы. Ему показалось, что он прикоснулся к чему-то сладкому и холодному. Женщина не удивилась поступку Турбина». Но о том, как складываются отношения героев дальше, автор не говорит ни слова. И мы можем только догадываться, как сложилась их судьба.

По-иному развивается история любви Николки и Ирины. Если об Алексее и Юлии Булгаков хоть немного, но рассказывает, то о Николке и Ирине - практически ничего. Ирина, как и Юлия, входит в жизнь Николки неожиданно. Младший Турбин, побеждаемый чувством долга и уважения к офицеру Най-Турсу, решает сообщить семье Турсов о гибели их родственника. Именно в этой семье находит Николка свою будущую любовь. Трагические обстоятельства сближают Ирину и Николая. Интересно, что в тексте романа описана лишь одна их встреча, и нет ни одного размышления, признания и упоминания о любви. Неизвестно, встретятся ли они еще раз. Только внезапная встреча и разговор братьев немного проясняют ситуацию: «Видно, брат, швырнул нас Потурра с тобой на Мало-Провальную улицу. А! Ну что же, будем ходить. А что из этого выйдет - неизвестно. А?»

Турбины умеют любить и вознаграждены за это любовью Всевышнего. Когда Елена обращается к нему с мольбой спасти брата, любовь побеждает, и смерть отступает от Алексея. Молясь о милосердии перед иконой Божьей Матери, Елена страстно шепчет: «Слишком много горя посылаешь, мать-заступница... Мать-заступница, неужто не сжалишься? Может быть, мы люди и плохие, но за что же так карать-то?» Елена приносит великую жертву самоотречения: «Пусть Сергей не возвращается... Отымаешь - отымай, но этого смертью не карай». И болезнь отступила - Алексей выздоровел. Так побеждает Любовь. Над смертью, ненавистью, страданием торжествует добро. И так хочется верить, что Николка и Ирина, Алексей с Юлией, Елена с Шервинским и все остальные будут счастливы. «Все пройдет, а Любовь останется», потому что она вечна, так же как и вечны звезды над нашими головами.

В своем романе Булгаков показывает нам взаимоотношения совершенно разных людей: это и семейные узы, и любовные узы. Но какие бы это ни были отношения, ими всегда руководят чувства. А точнее одно чувство - любовь. Любовь еще больше сплотила семью Турбиных и их близких друзей. Поднимаясь над действительностью, Михаил Афанасьевич сопоставляет образы звезд с любовью. Звезды, как и любовь, вечны. И в связи с этим заключительные слова обретают совершенно другой смысл: «Все пройдет. Страдания, муки, кровь, голод и мор. Меч исчезнет, а вот звезды останутся, когда и тени наших тел и дело не останется на земле. Нет ни одного человека, который бы этого не знал. Так почему же мы не хотим обращать свой взгляд на них? Почему?»

Сочинение

Роман М. Булгакова «Белая гвардия», написанный в 1925 г. о Гражданской войне, охватывает период с декабря 1918 г. по февраль 1919 г. Старый мир рушится, и герои романа, русские интеллигенты, потрясенные событиями, изменяющими привычный уклад жизни, втянутые в борьбу между белыми, красными, немцами и петлюровцами, вынуждены принимать решения, влияющие на их дальнейшую жизнь. В центре внимания автора семья Турбиных, проживающих в Городе на Алексеевском спуске, символизирующая те духовные, нравственные идеалы, которые в этих условиях сохранить очень непросто.

Что же представляет дом Турбиных, каковы его традиции, какова атмосфера в доме, не только влияющая на взаимоотношения самых Турбиных и близких им людей, но и на их мысли, чувства, переживания и решения?

После смерти матери в семье остаются два брата – Алексей, доктор, шестнадцатилетний юнкер Николай и сестра Елена. Автор заставляет читателя задуматься о том, разрушится ли этот дом, исчезнут ли его устои, как рухнула Россия после отречения императора. И художник с большой любовью и теплотой описывает турбинский дом как островок домашнего тепла, уюта, согласия и понимания вопреки бушевавшим вокруг него страшным, кровавым событиям, чтобы показать, во имя чего должен жить человек и какие ценности для него важны.

Гражданская война завертела, смяла и покорежила судьбы людей, но не сумела уничтожить атмосферу турбинского дома: абажур на лампе, белую накрахмаленную скатерть, кремовые шторы, зеленную лампу над столом, мерный ход часов, голландскую изразцовую печь, цветы, музыку и книги.

Ларион, житомирский кузен Турбиных, очень верно заметил, что в этом уютном доме войны не чувствуется, потому что здесь живут милые, интеллигентные люди, заботящиеся друг о друге, старающиеся сохранить мирные традиции своего дома. И становится понятно, почему к этому дому так тянутся и Мышлаевский, и Студзинский, и Малышев, и Най-Турс. Излучает теплоту рыжеволосая Елена с головой, «похожей на вычищенную театральную корону», Николка с вечным «вихром», нависшим на правую бровь, и постаревший с 25 октября 1917 года Алексей.

Бешеный ураган революции не сумел нарушить добрых отношений этих искренних и честных людей, презирающих трусость, ложь и корысть.

По словам Николки, «честного слова не должен нарушать ни один человек, потому что иначе нельзя будет жить на свете». Поэтому нам понятны метания Алексея в наступившие времена бесчестия и обмана, когда необходимо было решать, как жить дальше, что и кого защищать, с кем идти. Писатель передает искренние переживания своих героев в связи со сменой власти в Городе. На вечеринке Турбиных решается тот же вопрос: принимать или не принимать большевиков. И Турбины, и Мышлаевский, и Студзинский, и даже Лариосик колеблются, предполагают, тем более что на горизонте появляется новая сила в лице Петлюры. Они видят, что любой захват власти (будь то немцы, белые, большевики или петлюровцы) приводит к разрушению мирной жизни, семьи, дома, к гибели людей. Поэтому герои разочаровываются в своих руководителях. Решая проблему новой жизни, они не отказываются от истины, которая выше всего временного, они заставляют поверить в существование непреходящих нравственных ценностей. Ведь сумели Турбины принять и обогреть своей добротой и сочувствием Лариосика, смог Николка позаботиться о Най-Турсах, заслужить их благодарность. В этих людях есть ответственность за других. И в соответствии с истиной их добро оплачивается добром: незнакомая женщина, рискуя собственной жизнью, спасает Алексея Турбина. Зато с каким презрением относится Булгаков к Тальбергу, мужу Елены, за беспринципность и бесхарактерность: «Чертова кукла, лишенная малейшего понятия о чести». С какой нескрываемый ненавистью пишет о тех командирах, которые перед приходом Петлюры в город бросили армию, состоящую, кстати, из юнкеров, мальчиков-кадетов и студентов. Были и такие… Но были и полковник Малышев, Мышлаевский и Най-Турс. Дворяне, воспитанные на кодексе чести. С большим мастерством написана сцена, когда полковник Малышев узнает о бегстве гетмана, о предательстве командования. Узнает, и первое, что он делает, это распускает свой дивизион. Мгновенная реакция юнкеров – «измена». Малышева пытаются арестовать, и звучит вопрос (один из основных в романе): «Кого желаете защищать?» Настоящая человеческая драма раскрывается в этом маленьком эпизоде. Юнкера плачут. Плачут не только мальчики, которым не дали пострелять. Плачет «белая гвардия». Здесь трагедия личности, которую переживают все истинные интеллигенты в романе, и война для белых офицеров становится своеобразным чистилищем. Кто бежит? Гетман, Тальберг, командование, бросившее гвардию. Кто остается? Турбины «с вечно раскрытой партитурой «Фауста», Мышлаевский, Шервинский. Остаются лучшие. Они не могут расстаться со своей Родиной, со своим народом. А Родина для них, прежде всего, – дом, где царит добро, любовь, покой и уют.

Сколько человечности, простоты и мудрости в заключительных строках романа: «Все пройдет. Страдания, муки, кровь, голод и мор. Мы исчезнем, а вот звезды останутся, когда и тени наших тел и дел не останется на земле. Нет ни одного человека, который бы этого не знал. Так почему же мы не хотим обратить свой взгляд на них? Почему?» Звезды, по Булгакову, – это истина, это те нравственные ценности, к пониманию и сохранению которых должны стремиться люди. Дом будет сохранен, когда будут сохранены его традиции, когда не будет войны, которая разрушает эти традиции, потому что не может быть оправданной войны, так как она не только уносит жизни людей, но и уничтожает то, во имя чего человек рождается: продолжение рода, создание дома, семьи и созидания.

Другие сочинения по этому произведению

«Всякая благородная личность глубоко осознает свои кровные связи с отечеством» (В.Г. Белинский) (по роману М. А. Булгакова «Белая гвардия») «Жизнь дана на добрые дела» (на материале романа М. А. Булгакова «Белая гвардия») «Мысль семейная» в русской литературе по роману «Белая гвардия» «Человек — частица истории» (по роману М. Булгакова «Белая гвардия») Анализ 1 главы 1 части романа М. А. Булгакова «Белая гвардия» Анализ эпизода «Сцена в Александровской гимназии» (по роману М. А. Булгакова «Белая гвардия») Бегство Тальберга (анализ эпизода из главы 2 части 1 романа М. А. Булгакова «Белая гвардия»). Борьба или капитуляция: Тема интеллигенции и революции в творчестве М.А. Булгакова (роман "Белая гвардия" и пьесы "Дни Турбиных" и "Бег") Гибель Най-Турса и спасение Николая (анализ эпизода из 11 главы части 2 романа М. А. Булгакова «Белая гвардия») Гражданская война в романах А. Фадеева «Разгром» и М. Булгакова «Белая гвардия» Дом Турбиных как отражение семьи Турбиных в романе М. А. Булгакова «Белая гвардия» Задачи и Сны М. Булгакова в романе "Белая гвардия" Идейно-художественное своеобразие романа Булгакова «Белая гвардия» Изображение белого движения в романе М. А. Булгакова «Белая гвардия» Изображение гражданской войны в романе М. А. Булгакова «Белая гвардия» Интеллигенция «мнимая» и «настоящая» в романе М. А. Булгакова «Белая гвардия» Интеллигенция и революция в романе М. А. Булгакова «Белая гвардия» История в изображении М. А. Булгакова (на примере романа «Белая гвардия»). История создания романа Булгакова «Белая гвардия» Каким предстаёт белое движение в романе М. А. Булгакова «Белая гвардия»? Начало романа М. А. Булгакова «Белая гвардия» (анализ 1 гл. 1 ч.) Начало романа М. А. Булгакова «Белая гвардия» (анализ 1 главы первой части). Образ Города в романе М. А. Булгакова «Белая гвардия» Образ дома в романе М. А. Булгакова «Белая гвардия» Образ дома и города в романе М. А. Булгакова «Белая гвардия» Образы белых офицеров в романе М. А. Булгакова «Белая гвардия» Основные образы в романе М. А. Булгакова «Белая гвардия» Основные образы романа “Белая гвардия” М. Булгакова Отражение гражданской войны в романе Булгакова «Белая гвардия». Почему так притягателен дом Турбиных? (По роману М. А. Булгакова «Белая гвардия») Проблема выбора в романе М. А. Булгакова «Белая гвардия» Проблема гуманизма на войне (по романам М. Булгакова «Белая гвардия» и М. Шолохова «Тихий Дон») Проблема нравственного выбора в романе М.А. Булгакова "Белая гвардия". Проблема нравственного выбора в романе М. А. Булгакова «Белая гвардия» Проблематика романа М. А. Булгакова «Белая гвардия» Рассуждения о любви, дружбе, воинском долге на основе романа «Белая гвардия» Роль сна Алексея Турбина (по роману М. А. Булгакова «Белая гвардия») Роль снов героев в романе М. А. Булгакова «Белая гвардия» Семья Турбиных (по роману М. А. Булгакова «Белая гвардия») Система образов в романе М. А. Булгакова «Белая гвардия» Сны героев и их значение в романе М. А. Булгакова «Белая Гвардия» Сны героев и их связь с проблематикой романа М. А. Булгакова «Белая гвардия». Сны героев и их связь с проблематикой романа М. Булгакова «Белая гвардия» Сны героев романа М. А. Булгакова «Белая гвардия». (Анализ главы 20 части 3) Сцена в Александровской гимназии (анализ эпизода из главы 7 роамана М. Булгакова «Белая гвардия») Тайники инженера Лисовича (анализ эпизода из главы 3 части 1 романа М. А. Булгакова «Белая гвардия») Тема революции, гражданской войны и судьба русской интеллегенции в русской литературе (Пастернак, Булгаков) Трагедия интеллигенции в романе М. А. Булгакова «Белая гвардия» Человек на изломе истории в романе М. А. Булгакова «Белая гвардия» Чем привлекателен дом Турбиных (по роману М. А. Булгакова «Белая гвардия») Тема любви в романе Булгакова «Белая гвардия» Рассуждения о любви, дружбе, основе романа «Белая гвардия» Анализ романа "Белая гвардия" Булгакова М.А. I Отражение гражданской войны в романе Рассуждения о любви, дружбе, воинском долге на основе романа Человек на изломе истории в романе Дом - сосредоточение культурных и духовных ценностей (По роману М. А. Булгакова "Белая гвардия") Символы романа Булгакова «Белая гвардия» Бегство Тальберга. (Анализ эпизода романа Булгакова «Белая гвардия») Каким предстает белое движение в романе Булгакова «Белая гвардия»

Роман «Белая гвардия» открывается величественным образом 1918 года: «Велик был год и страшен год по рождестве Христовом 1918, от начала же революции второй. Был он обилен летом солнцем, а зимою снегом, и особенно высоко в небе стояли две звезды: звезда пастушеская - вечерняя Венера и красный, дрожащий Марс». Это вступление как бы предупреждает о тех испытаниях, которые ждут Турбиных. Звезды - это не просто образы, это образы-символы. Расшифровав их, можно увидеть, что уже в первых строках романа автор затрагивает наиболее волнующие его темы: любовь и война.

На фоне холодного и бесстрашного образа 1918 года вдруг появляются Турбины, живущие в своем мире, с чувством близости и доверия. Булгаков резко противопоставляет эту семью всему образу 1918 года, который несет в себе ужас, смерть, боль. В Доме Турбиных тепло и уютно, царит атмосфера влюбленности и дружелюбия. Булгаков с необыкновенной точностью описывает тот мир вещей, который окружает Турбиных. Это «бронзовая лампа под абажуром, лучшие на свете шкапы с книгами, пахнущими таинственным старинным шоколадом, с Наташей Ростовой, капитанской дочкой, золоченые чашки, серебро, портреты, портьеры...» Это «знаменитые» кремовые шторы, создающие уют. Все эти вещи являются для Турбиных приметами старой жизни, навсегда утраченной. Подробно описывая обстановку, с детства окружающую Турбиных, Булгаков стремился показать атмосферу быта интеллигенции, складывавшегося десятилетиями. Для Алексея, Николки, Елены и их друзей дом служит надежным и прочным укрытием. Здесь они чувствуют себя под защитой. «А потом... потом в комнате противно, как во всякой комнате, где хаос укладки, и еще хуже, когда абажур сдернут с лампы. Никогда. Никогда не сдергивайте абажур с лампы! Абажур священен». Кремовые шторки крепче каменной стены будут оберегать их от врагов, «...и в квартире у них тепло и уютно, в особенности замечательны кремовые шторы на всех окнах, благодаря чему чувствуешь себя оторванным от внешнего мира... А он, этот мир, этот внешний мир... согласитесь сами, грязен, кровав и бессмыслен». Турбины понимают это, и поэтому всеми силами стараются уберечь объединяющую и сплачивающую их семью.

Турбины для Булгакова - это идеал семьи. В них отразились все лучшие, необходимые для крепкой семьи человеческие качества: доброта, простота, честность, взаимопонимание и, конечно же, любовь. Но герои дороги Булгакову еще и потому, что при любых условиях они готовы защищать не только свой уютный дом, но и родной Город, Россию. Именно поэтому Тальберг и Василиса не могут быть членами этой семьи. Для Турбиных дом - это крепость, которую они оберегают и защищают только все вместе. И не случайно Булгаков обращается к деталям церковной обрядности: отпевание их матери, обращение Алексея к образу Богоматери, молитва Николки, который чудом спасается от гибели. Все в доме Турбиных проникнуто верой и любовью к Богу и к своим близким, и это дает им силы противостоять внешнему миру.

1918 год стал переломным годом в нашей истории - «ни одна семья, ни один человек не смогли избежать страданий и крови». Эта участь не миновала и семью Турбиных. Представители интеллигенции, лучшего слоя в стране, оказались перед сложным выбором: бежать - так поступает Тальберг, оставляющий жену и близких людей, - или перейти на сторону враждебных сил, что сделает Шервинский, предстающий в финале романа перед Еленой в образе двуцветного кошмара и рекомендующийся командиром стрелковой школы товарищем Шервинским. Но Турбины выбирают третий путь - противостояние. Вера и любовь сплачивают семью, делают ее сильнее. Испытания, выпавшие на долю Турбиных, еще больше сближают их.

В такое страшное время они решились принять к себе в семью чужого человека - племянника Тальберга Лариосика. Несмотря на то что странный гость нарушает покой и атмосферу Турбиных (разбитый сервиз, шумная птица), они заботятся о нем, как о члене своей семьи, пытаются согреть его своей любовью. И, спустя некоторое время, Лариосик и сам понимает, что не сможет жить без этой семьи. Открытость и доброта Турбиных притягивают и Мышлаевского, Шервинского и Карася. Как верно замечает Лариосик: «...а наши израненные души ищут покоя вот именно за такими кремовыми шторами...»

Один из главных мотивов романа - любовь. И это автор показывает уже в начале повествования, противопоставляя Венеру Марсу. Именно любовь придает роману неповторимость. Любовь становится главной движущей силой всех событий романа. Ради нее все совершается и все происходит. «Им придется мучаться и умирать», - говорит Булгаков о своих героях. И они действительно мучаются и умирают. Любовь затрагивает почти каждого из них: и Алексея, и Николку, и Елену, и Мышлаевского с Лариосиком. И это светлое чувство помогает им выстоять и победить. Любовь не умирает никогда, иначе умерла бы жизнь. А жизнь будет всегда, она вечна. Чтобы доказать это, Булгаков обращается к Богу в первом сне Алексея, где ему привиделся рай Господний. «Для него Бог - вечные истины: справедливость, милосердие, мир...»

Об отношениях между Алексеем и Юлией, Николкой и Ириной, Еленой и Шервинским Булгаков говорит немного, лишь намекая на возникшие между героями чувства. Но эти намеки говорят больше любых подробностей. От читателей не может укрыться внезапная страсть Алексея к Юлии, нежное чувство Николки к Ирине. Булгаковские герои любят глубоко, естественно и искренно. Но у каждого из них любовь разная.

Непросто складываются отношения Алексея и Юлии. Когда Алексей убегает от петлюровцев и его жизнь находится под угрозой, Юлия спасает его и уводит к себе. Она не только дарит ему жизнь, но и привносит в его жизнь самое прекрасное чувство. Они испытывают душевную близость и понимают друг друга без слов: «“Наклонитесь ко мне”, - сказал он. Голос его стал сух, слаб, высок. Она повернулась к нему, глаза ее испуганно насторожились и углубились в тенях. Турбин закинул правую руку на шею, притянул ее к себе и поцеловал в губы. Ему показалось, что он прикоснулся к чему-то сладкому и холодному. Женщина не удивилась поступку Турбина». Но о том, как складываются отношения героев дальше, автор не говорит ни слова. И мы можем только догадываться, как сложилась их судьба.

По-иному развивается история любви Николки и Ирины. Если об Алексее и Юлии Булгаков хоть немного, но рассказывает, то о Николке и Ирине - практически ничего. Ирина, как и Юлия, входит в жизнь Николки неожиданно. Младший Турбин, побеждаемый чувством долга и уважения к офицеру Най-Турсу, решает сообщить семье Турсов о гибели их родственника. Именно в этой семье находит Николка свою будущую любовь. Трагические обстоятельства сближают Ирину и Николая. Интересно, что в тексте романа описана лишь одна их встреча, и нет ни одного размышления, признания и упоминания о любви. Неизвестно, встретятся ли они еще раз. Только внезапная встреча и разговор братьев немного проясняют ситуацию: «Видно, брат, швырнул нас Потурра с тобой на Мало-Провальную улицу. А! Ну что же, будем ходить. А что из этого выйдет - неизвестно. А?»

Турбины умеют любить и вознаграждены за это любовью Всевышнего. Когда Елена обращается к нему с мольбой спасти брата, любовь побеждает, и смерть отступает от Алексея. Молясь о милосердии перед иконой Божьей Матери, Елена страстно шепчет: «Слишком много горя посылаешь, мать-заступница... Мать-заступница, неужто не сжалишься? Может быть, мы люди и плохие, но за что же так карать-то?» Елена приносит великую жертву самоотречения: «Пусть Сергей не возвращается... Отымаешь - отымай, но этого смертью не карай». И болезнь отступила - Алексей выздоровел. Так побеждает Любовь. Над смертью, ненавистью, страданием торжествует добро. И так хочется верить, что Николка и Ирина, Алексей с Юлией, Елена с Шервинским и все остальные будут счастливы. «Все пройдет, а Любовь останется», потому что она вечна, так же как и вечны звезды над нашими головами.

В своем романе Булгаков показывает нам взаимоотношения совершенно разных людей: это и семейные узы, и любовные узы. Но какие бы это ни были отношения, ими всегда руководят чувства. А точнее одно чувство - любовь. Любовь еще больше сплотила семью Турбиных и их близких друзей. Поднимаясь над действительностью, Михаил Афанасьевич сопоставляет образы звезд с любовью. Звезды, как и любовь, вечны. И в связи с этим заключительные слова обретают совершенно другой смысл: «Все пройдет. Страдания, муки, кровь, голод и мор. Меч исчезнет, а вот звезды останутся, когда и тени наших тел и дело не останется на земле. Нет ни одного человека, который бы этого не знал. Так почему же мы не хотим обращать свой взгляд на них? Почему?»


События романа М.А.Булгакова «Белая гвардия» разворачиваются во времена Гражданской войны в России, начавшейся в 1917 году. В стране царит страх, хаос и паника. В подобной обстановке человеку необходимо место, где он будет чувствовать себя в безопасности, некий маленький островок доброты и спокойствия, незыблемая крепость. Именно таким местом является для семьи Турбиных дом № 13 по Алексеевскому спуску.

Булгаков восхищается этим домом. Несмотря на ужасы войны, здесь всегда уютно и тепло, царит атмосфера любви и доброжелательности. Алексей, Николка и в особенности Елена, хранительница домашнего очага и семейного уюта, тщательно оберегают эту атмосферу. Центральный предмет в квартире – голландская изразцовая печь, где постоянно горит яркое, живительное пламя.

Изразцы разрисованы множеством иллюстраций и надписей, отображающим все то, что волновало членов семьи Турбиных и их друзей в разное время 1918 года. В коридоре стенные часы бьют башенным боем, книги в шкафах пахнут «таинственным шоколадом», в спальне – бронзовая лампа, обязательно с абажуром. На рояле – открытые ноты вечного «Фауста». На столе в столовой – идеально накрахмаленная белая скатерть, праздничный сервиз, свежие цветы. На окнах - кремовые шторы, которые словно отделяют эту тихую гавань от внешнего мира. «Это от Елены, которая не может иначе, это от Анюты, выросшей в доме Турбиных». Все эти вещи не представляют для героев материальной ценности, но они дороги воспоминаниями, в них заложенными.

Семья Турбиных – люди с высокоразвитыми нравственностью и моральными убеждениями.

Порядочность, справедливость, честь, мужество, искренность, сострадание, благородство – все эти качества для них незыблемы и непреложны. Они презирают ложь и трусость, именно поэтому Алексей корил себя за то, что пожал руку Тальбергу перед его бегством из Города. Душевная красота – стержень характера этих людей. В этом доме чтят и с готовностью исполняют завет матери - жить дружно. Турбины дорожат тем, что составляет красоту и радость человеческого бытия не в классовом, а в общечеловеческом понимании. Даже во времена бушующей Гражданской войны для них по-прежнему важны книги, музыка, искусство, любовь, доброта, гостеприимство. Время вторгается в этот дом, разоряет семейное гнездо, но, несмотря на это, герои не меняются нравственно. Двери дома Турбиных всегда открыты для тех, кто в нем нуждается, будь то друзья семьи, а именно Шервинский, Мышлаевский и Студзинский, или дальние родственники (Лариосик), или даже Лисовичи, вынужденные искать помощи из-за ограбления.

Для контраста Булгаков использует описание дома инженера Лисовича, домохозяина. Оно абсолютно противоположно описанию дома Турбиных: прохладная и сырая квартира, полная тишина, пахнет «мышами, плесенью, ворчливой сонной скукой». Сам Лисович и его жена противопоставляются Алексею, Елене и Николке: для этих людей не существует понятий чести, порядочности, долга, любви к Отечеству; они трусливы, жадны, скрытны и двуличны. Главное для Василисы и Ванды Михайловны – собственная безопасность и безбедное существование.

Таким образом, дом для Булгакова – нечто большее, чем обычное жилище. Это место, способное объединить людей, обезопасить от невзгод, подарить тепло семейных традиций, олицетворение мирной жизни и покоя. Именно дом и семья вносят в духовную жизнь человека добро и гармонию.

Обновлено: 2017-07-21

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.