Домашний очаг

Анализ занятия ознакомление художественной литературой. Чтение художественной литературы в детском саду – знакомство дошкольников с удивительным миром книг

Уважаемый председатель Государственной аттестационной комиссии, уважаемые члены комиссии, уважаемые студенты.

Позвольте Вашему вниманию представить выпускную квалификационную работу на тему: «Развитие словаря старших дошкольников в процессе ознакомления с художественной литературой».

Выполнила студентка 5 «А» группы Борисова Е.Г.

Научный руководитель: Фёдорова Татьяна Викторовна

Читаем: Введение - актуальность, проблема, объект, предмет, цель, задачи исследования, гипотеза исследования, научная новизна исследования, теоретическая и практическая значимость…

В 1 главе мы изучили теоретические аспекты проблемы развития словаря детей старшего дошкольного возраста.

Сделали психолого-педагогический анализ формирования словаря старших дошкольников, рассмотрели особенности развития словаря детей старшего дошкольного возраста, определили методику формирования словаря дошкольников в процессе ознакомления с художественной литературой.

Во 2 главе мы провели опытно-экспериментальную работу по развитию словаря детей в процессе ознакомления с художественной литературой.

Целью опытно-экспериментальной работы стало: выявление уровня развития словаря детей 6-7 лет; разработка и апробирование использования произведений художественной литературы и её влияние на развитие словаря старших дошкольников.

Задачи экспериментального исследования:

  • 1. Выявить уровень развития словаря детей 6-7 лет;
  • 2. Разработать и апробировать программу использования произведений художественной литературы;
  • 3. Определить влияние разработанной программы на уровень развития словаря детей 6-7 лет.

Цель констатирующего эксперимента: подобрать диагностирующие методики и выявить уровень развития словаря детей 6-7 лет.

  • 1. Подобрать методику, соответствующую условиям нашего эксперимента.
  • 2. Провести диагностическое обследование детей 6-7 лет, направленное на выявление уровня развития словаря.

Из всего многообразия диагностирующих методик нами была использована методика Л.С. Выготского, О.Н. Усановой «Диагностика развития словаря», которая включила в себя четыре задания.

Цель данной методики: изучение количественного и качественного развития словаря детей 6-7 лет.

По результатам диагностики и в соответствии с критериями дети были распределены по уровням. (Таблица 5) [Приложение 5]

1 уровень (низкий)

К низкому уровню было отнесено 7 детей (35%). У этих детей не сформирован словарь. Дети редко используют в речи антонимы, глаголы, прилагательные, часто допускают ошибки.

2 уровень (средний)

К среднему уровню было отнесено 10 детей (50%). Для детей данной группы характерно использование в речи антонимов, прилагательных, глаголов и обобщающих слов, но употребление их носит не частый характер. Дети испытывают трудности в подборе антонимов и синонимов лишь к отдельным словам.

3 уровень (высокий)

К высокому уровню было отнесено 3 детей (15%). Дети данной группы употребляют прилагательные, антонимы, глаголы. Умеют правильно подобрать обобщающие слова. У детей данного уровня развитие словаря соответствует возрасту.

Качественный анализ результатов констатирующего эксперимента позволил сделать количественную обработку полученных результатов. Они представлены в диаграмме, где указано количество отнесённых к каждому уровню детей, а также процент от общего числа исследуемых детей.

Высокий уровень - 3 детей; средний уровень- 10 детей, низкий уровень -7 детей.

Как видно, к высокому уровню относится 15% детей, к среднему - 50% детей, к низкому - 35% детей.

Констатирующий эксперимент показал, что уровень развития словаря у детей недостаточно высок, и результаты констатирующего эксперимента позволяют выделить следующие недостатки:

  • - бедность активного словаря;
  • - неумение детей выражать словами свои мысли.

Результаты констатирующего эксперимента говорят о необходимости проведения целенаправленной систематической работы по развитию словаря детей.

Следующим этапом нашей работы был:

Подбор и апробирование программы использования произведений художественной литературой в разных видах деятельности детей.

Цель: разработать и апробировать программу использования художественной литературы в процессе развития словаря детей 6-7 лет не только в процессе образовательной деятельности, но и в других видах деятельности.

  • 4. Подобрать произведения художественной литературы, которые педагог будет использовать не только на специально организованных занятиях, но и в других видах деятельности детей.
  • 5. Разработать программу развития словаря с использованием отобранных произведений художественной литературы.
  • 6. Апробировать разработанную программу на дошкольниках 6-7 лет.
  • · Относиться к чтению как к серьёзному и важному занятию с детьми;
  • · Создать условия для слушания, не отвлекать ребенка;
  • · Читать выразительно, вызывая у ребенка интерес к чтению;
  • · Обсуждать прослушанное, рассматривать иллюстрации.

Программа использования произведений художественной литературы в разных видах деятельности

У 6 детей уровень развития повысился со среднего на высокий, у 6 детей с низкого уровня поднялся на средний уровень.

Из рисунка видно, что у всех детей произошла положительная динамика в развитии словаря. Если дети и не повысили свой уровень, то у них улучшились результаты по отдельным показателям.

Анализ результатов после формирующего эксперимента свидетельствует об эффективности разработанного нами комплекса методов и приемов. Группа улучшила свои результаты. Процент детей с низким уровнем развития составил 0%. Соответственно количество детей со средним уровнем повысился на 5% и высоким уровнем развития увеличился на 30%

В процессе работы были замечены такие изменения:

У детей повысился интерес к художественной литературе, они используют в своей речи прилагательные, глаголы, антонимы, сравнения, обобщения; в сюжетно-ролевых играх - дети самостоятельно обыгрывают сюжет литературных произведений.

Произведения художественной литературы в воспитательно-образовательной работе с детьми использовались в интегрированной форме, как на занятиях, так и в процессе самостоятельной деятельности. Свою работу мы строили на следующих основных принципах:

Таким образом, по результатам контрольного эксперимента можно сделать вывод о том, что при систематической работе по развитию словаря детей в процессе использования произведений художественной литературы можно добиться ощутимых результатов.

Исходя из анализа опытно-экспериментальной работы, можно прийти к выводу, что наша гипотеза о том, что художественная литература будет способствовать развитию словаря детей 6-7 лет при соблюдении определенных условий, подтвердилась.

Людмила Матвеева
Самоанализ НОД по чтению художественной литературы «Литературная гостиная «Книги в нашей библиотеке»

Самоанализ непосредственной образовательной деятельности по чтению художественной литературы.

Тема: Литературная гостиная «Книги в нашей библиотеке».

Воспитатель: Матвеева Л. О.

Тип: интегрированное (коммуникация (развитие речи) совместно с ознакомлением с художественной литературой с элементами драматизации).

Представленный конспект – построен в соответствии с ФГОС ДО, а так же дидактическими и общепедагогическими принципами:

Принцип непрерывности (занятие было построено на основе предыдущих занятий и совместных действий воспитателя и детей)

Принцип активности (поддерживалась мотивация и интерес)

Принцип доступности (соответствие индивидуальных особенностей детей)

Принцип психологической комфортности (уверенность, спокойствие, доброжелательность)

Цель НОД: систематизировать знания детей об основных жанрах русской литературы.

Задачи НОД были выбраны в соответствии с образовательной программой МДОУ «Майский детский сад «Солнышко».

В ходе занятия решены следующие задачи:

развивать эмоционально-выразительную речь (использовать логическое ударение, паузу, понимать содержание литературной фразы, использовать невербальные формы выразительности речи (умение интонировать, передавать эмоции и сопереживания с помощью жестов, мимики);

развивать коммуникативные навыки и личностное взаимодействие дошкольников во время выполнения совместных заданий;

развивать связную речь, воображение, фантазию, мышление, умение действовать согласованно по устной инструкции;

совершенствовать умение содержательно и выразительно пересказывать литературные тексты, драматизировать их, использовать речь, как средство общения;

поощрять проявление интереса к смысловой стороне слова; совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи;

воспитывать интерес к русской культуре и прививать любовь к литературе, книге.

При подготовке к занятию были учтены требования программы: интеграция областей, возрастные особенности детей, решение образовательных и воспитательных задач в единстве, учёт положения о ведущей деятельности и смене видов деятельности, создание непринуждённой обстановки, осуществления взаимодействия при ведущей роли взрослого.

Использовались следующие материалы: Портреты писателей И. А. Крылова и К. Д. Ушинского. Выставка книг в библиотеке группы. Дидактическая игра «Подбери рифму с помощью картинок». Мнемотаблицы. Костюмы: лисы, вороны, зайцев, собак, уточек, Васи; макеты: ель, забор, дом, пруд. Книга «Жанры русской литературы», четыре листа ватмана для оформления страниц книги. Изобразительные материалы: гуашь, акварель, цветные карандаши, восковые карандаши, мелки, кисточки, баночка для воды. Аудиозпись (музыкальное сопровождение театрализованной деятельности).

Предварительная работа: Знакомство с творчеством И. А. Крылова и К. Д. Ушинского, рассматривание иллюстраций к их произведениям. Беседы по басням, драматизации отрывков из басен. Беседа о жанрах русской литературы. Разучивание басни, стихотворения, сказки, рассказа, постановка драматизации. Изготовление книжек-малышек по жанрам русской литературы и оформление выставки.

В ходе занятия использовались различные методы и приёмы:

словесный (рассказывание стихотворений, сказки, рассказа, чтение басни, загадки, беседа, вопросы, объяснение);

наглядный (мнемотаблцы, портреты русских писателей);

практический (Дидактическая игра «подбери рифму к картинке», музыкальное сопровождение, создание книги «Жанры русской литературы»).

игровой (драматизация сказки, басни, рассказа, физминутка.)

Использование выше перечисленных приемов способствовало проведению занятия в комфортной эмоционально – окрашенной обстановке. На протяжении всего занятия дети были активными, заинтересованными.

Продолжительность занятия соответствует нормам.

Вывод: Цель занятия достигнута, систематизированы знания детей об основных жанрах русской литературы, поставленные задачи, на мой взгляд, были выполнены.

Публикации по теме:

Формы работы с родителями по чтению художественной литературы ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ ПО ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 1. СЕМИНАРЫ 2. ПРАКТИКУМЫ 3. КОНСУЛЬТАЦИИ для родителей. 4. КОНКУРСЫ - Чтецов,.

Тема: «В гостях у сказки» Задачи: Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие» 1. Формировать внимательное, заботливое.

Опыт работы по дополнительному чтению художественной литературы Предлагаю коллегам свой опыт дополнительного чтения художественной литературы с детьми с целью привития им навыков полного анализа текста.

Открытое занятие по чтению художественной литературы «Медвежонок Бурик» Конспект по художественной литературе на тему: «Медвежонок Бурик» II младшая группа Каранова М. С. Воспитатель г. Сургут Программное.

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ НА 2014-2015 УЧЕБНЫЙ ГОД № Тема Цели Материал.

Перспективное планирование по чтению художественной литературы в средней группе Сентябрь 1-4 - Чтение закличек, песенок, потешек. «Солнышко-вёдрышко…» стр. 105 «Ножки, ножки где вы были?» стр. 138 «Дон! Дон! Дон!» стр. 3.

Цель: закреплять знания детей о литературных жанрах книг; вызывать желание читать книги; учить бережно обращаться с книгами

Задачи:

1. Развивающая

Развивать интонационную речь, изображение и творческое восприятие

Развивать умение учавствовать в коллективном разговоре

Развивать умение составлять диалог

2. Обучающая

Учить детей при помощи эмоций и интонаций передавать образ героев

Закреплять знания детей о литературных жанрах книг

3. Воспитывающая

Способствовать созданию эмоционального настроения

развивать умение сочувствовать, сопереживать, радоваться, общаться

Создавать условия для самореализации

Актуализировать проблему необходимостьи бережного обращения с книгами

Приобщать детей к чтению художественной литературы

Словарная работа : энциклопедия, жанр, библиотека

Предварительная работа:

  • Беседа о жанрах книг;
  • Знакомство с пословицами, рассказами, загадками, стихами, сказками, потешками;
  • Беседа о бережном отношении к книгам;

Анализ целей и задач.

Занятие проводилось в подготовительной группе. Занятие состояло из трех этапов взаимосвязанных между собой, в ходе которых дети поэтапно выполняли различные действия. Данная структура вполне оправдана, так как каждый этап занятия направлен на решение определенных задач и предлагает выбор методов и приемов. Цели и задачи соответствуют целевым ориентирам ФГОС ДО. Для достижения цели создана образовательная среда, цели и задачи соответствуют возрастным возможностям. Прослеживается связь целей и задач с темой образовательной деятельности. Задачи были сформулированы конкретно и соответствовали уровню развития группы.

Анализ организации организованной образовательной деятельности.

В ходе проведения занятия была использована личностно-ориентированная модель деятельности. Дети показали знания программного материла. Преобладали вопросы проблемно-поискового характера. Для активизации детей были использованы следующие методы:

1. Словесный

2. Наглядно - демонстрационный

4. Игровой

и приемы: игровой, указания, показ, художественное слово, поощрение, беседа.

Все дети свободно обращались между собой. Я придерживалась позиции взрослый – «рядом» или «в стороне».

В начале занятия использовала приемы, позволяющие вызвать у детей внутреннюю потребность включения в деятельность, детям было предложено помочь мальчику найти его книгу, таким образом дети были включены в деятельность. Данный прием соответствует возрастным и индивидуальным особенностям детей. Были созданы условия для осознанного принятия детьми «детской» цели. (Фея пригласила детей в ее волшебную страну "Библиотеку"). «Детская» цель соответствовала индивидуальным особенностям, специфике личностных мотивов, эмоциональной сфере, познавательному интересу детей группы. При подготовке к занятию был подобран и изготовлен демонстрационный и раздаточный материал, с учетом возрастных особенностей, интереса детей. Продуманно расположение детей в пространстве. В работе с детьми использовала беседу, загадки на сообразительность, игры - все это способствовало эффективности занятия, мыслительной деятельности и развитию речи детей. Все элементы занятия логически между собой объединены общей темой.

Анализ образовательной деятельности.

Старалась вызвать интерес у детей к виду деятельности, разнообразить материал и задания. Объем информации был достаточный. Использовала сочетание методов самооценки. В ходе образовательной деятельности сочетались различные формы работы:

Групповая;

Индивидуальная.

Во время занятия прослеживалась следующая интеграция образовательных областей «познавательное развитие», «социально-коммуникативное развитие», «речевое развитие», «физическое развитие», которые реализовывались в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей.

Материал для образовательной ситуации был подобран на доступном для детей уровне, соответствовал их психологическим и возрастным особенностям и был рационален для решения поставленных целей и задач. Дети были активны, внимательны, чувствовали себя комфортно. Во время занятия преобладал диалогический стиль общения. Уровень сложности заданий соответствовал возможностям детей, учитывались индивидуальные особенности детей при подборе содержания, форм поддержки и стимулирования творческой деятельности. На протяжении всей образовательной ситуации сохранялась выдержанность сюжетной линии, наличие логической связи между этапами, сохранение целевых ориентиров, мотивации и осмысленного отношения к деятельности на каждом этапе. Все это подтверждают результаты деятельности.

Я считаю, что выбранная мной форма организации занятия была достаточно эффективной, динамичной. Стиль общения преобладал демократический. Старалась быть для детей партнером, помощником, соблюдать нормы педагогической этики и такта. Свои высказывания старалась строить грамотно и доступно для понимания детей, побуждала детей к проявлению инициативы и самостоятельности, поощряла индивидуальные достижения детей.

Данная структура занятия вполне оправдана. Так как каждый этап занятия направлен на решение определённых педагогических задач и предлагает выбор адекватных методов и приёмов. Дети могли самостоятельно выбрать материал и способ действия при решении поставленной задачи.

Считаю, что поставленные в занятии задачи были выполнены. Занятие своей цели достигло.


во второй младшей группе

«В гостях у сказки»

ОО: Коммуникация

Цель: развивать у детей творческое воображение, совершенствовать средства выразительности в передаче образов, обогащать и активизировать словарь через театрализованную деятельность.

Задачи:

    закрепить знания детей о русских народных сказках;

    формировать умение узнавать и называть их по отдельным предметам и иллюстрациям;

    воспитывать любовь и интерес детей к русскому народному литературному ускусству;

    развивать выразительную речь, память, внимание, вызвать интерес к театру.

Методические приемы:

    Игровой (использование сюрпризных моментов) .

    Наглядный (использование кукол) .

    Словесный (напоминание, указание, опросы, индивидуальные ответы детей) .

    Поощрение, анализ занятия.

Материалы к занятию: атрибуты к волшебному сундучку, к сказке «Теремок», счетные палочки, мяч.

Ход занятия:

Сюрпризный момент: под музыку входит Красная шапочка (ребенок) :

Здравствуйте, ребята!

Я из сказки к вам пришла,

Сундучок вам принесла,

Сундучок-то не простой,

Он волшебный, не пустой!

Много сказок в нем живет,

Надо взять их на учет.

Воспитатель: А знаете ли вы сказки?

Дети: Да, знаем!

Воспитатель: 1-2-3-4-5 пора в сказку нам играть, кто к началу опоздал, тот на сказку опоздал.

Воспитатель открывает сундучок и произносит:

Ой, какой здесь беспорядок!

Срочно помощь мне нужна.

Вы, ребята, помогите,

Сказки все мне разберите.

Воспитатель из волшебного сундучка по очереди достает атрибуты к сказкам и проводит беседу по вопросам.

Колобок:

Кто испек колобок?

Куда покатился колобок?

Кого встретил по дороге колобок?

Кто съел колобка?

Какой конец у сказки?

Проблемный вопрос:

    Почему колобок укатился с окошка?

    А что было бы, если бы лиса не съела колобка?

Курочка ряба:

Как начинается сказка?

Какое яйцо снесла курочка ряба?

Кто разбил яйцо?

А как она его разбила?

А что курочка ответила деду и бабе?

Проблемный вопрос:

    А что было бы, если яйцо не разбилось?

    А для чего дед и баба хотели разбить яйцо?

Маша и медведь:

Как Маша попала к медведю?

Что говорил медведь, когда нес короб?

А Маша, что отвечала?

Как закончилась сказка?

Проблемный вопрос:

    Почему Маша решила убежать от медведя?

Репка:

Кто посадил репку?

Кто помог вытащить репку?

Воспитатель: Но мне кажется - дружба. Когда мы вместе, нам под силу любые дела, я предлагаю вам сказать какие вы дружные ребята.

Дети, взявшись за руки, образуют круг:

Мы дружные ребята,

Не ссоримся совсем,

Мы дружные ребята,

Скажите это всем!

Красная шапочка предлагает детям отдохнуть.

Физминутка «Три медведя» .

Три медведя шли домой,

Папа был большой-большой,

Мама с ним поменьше ростом,

Ну, а сын - малютка просто!

Очень маленький он был,

С погремушками ходил,

Дзинь, ля-ля, дзинь, ля-ля!

Воспитатель достает из сундучка макет домика, вопрос: Как в сказках дом называют по-другому? (избушка, теремок) .

Я предлагаю вам смоделировать, построить избушку из наших волшебных счетных палочек (дети работают за столами) .

А сейчас давайте поиграем и вспомним героев сказок.

Игра с мячом «Расскажи какой герой?»:

    колобок - румяный

    дед - старый

    бабка - седая

    заяц - ушастый

    волк - зубастый

    медведь - косолапый

    лиса - хитрая

    репка - большая

    лягушка - зеленая

    мышка - серая

    маша - добренькая

    пирожки - вкусные

    яйцо - золотое

    избушка - деревянная

Воспитатель достает из сундучка маску волка: Мы с вами побываем сейчас еще в одной сказке. Вернее мы покажем сказку, а вы будете настоящими артистами.

Распределение ролей считалкой:

Ежик, ежик чудачек,

Шил колючий пиджачок,

Нам героя выбирать.

Инсценировка сказки «Теремок» .

Итог занятия.

Красная шапочка: Мне очень понравилось бывать у вас в гостях. Много вы сказок знаете. А самое главное вы помогли навести порядок в моем сундучке.

Под музыку дети прощаются с Красной шапочкой и со сказками.

Занятие «Путешествие Колобка » проводилось с подгруппой детей среднего дошкольного возраста.

Цель данного занятия направлена на развитие коммуникативной функции речи и закрепление знаний детей о русских народных сказках с использованием сказкотерапии.

Отбор содержания осуществляется с учетом ФГОС.

Занятие построено с учетом принципа интеграции образовательных областей: коммуникация, познание, социализация.

Сюжет занятия построен в виде игровой ситуации «Путешествие Колобка».

При планировании занятия учитывался принцип доступности содержания для воспитанников: игры, игровые упражнения, дидактические задания подобраны с учетом возрастных особенностей группы детей и их индивидуальных возможностей .

Научность изложения реализовалась на основе адаптированной к дошкольному возрасту ТРИЗ-технологии Светланы Ивановы Гин и методики Ларисы Борисовна Фесюковой «Воспитание сказкой»

В предварительной работе использовались игры – инсценировки по русским народным сказкам, просмотр презентаций, дидактические игры по русским народным сказкам, игры познавательного характера, которые способствовали поисковой активности, развитию речи, творческого воображения.

На организационном этапе был создан позитивный настрой у воспитанников для включения их в образовательную деятельность. Воспитанникам было предложено отправиться в путешествие по русским народным сказкам, дети с интересом приняли игровой сюжет, настроились на совместную деятельность.

Главная задача основного этапа занятия – расширить знания детей о русских народных сказках, о главных героях этих сказок, научить пересказывать сказки.

В структуру занятия включены игры, упражнения, задания на развитие речевой и познавательной активности детей, творческих способностей, на расширение и активизацию словаря, связной речи.

Дидактическая игра « Овощи и фрукты» способствовала формированию умений отвечать на вопросы полными предложениями, расширению и активизации словаря детей.

Дидактическая игра «Ежик» направлена на развитие мыслительной деятельности, логики, моторики рук

Проведение дидактических игр «Назови сказку», «Отгадай загадку», способствовали закреплению знаний детей о русских народных сказках, о главных персонажах сказок.

Физминутка « За стеклянными дверями » была направлена на развитие умения координировать речь с движением и на развитие интонационной выразительности речи.

На заключительном этапе детям было предложено вспомнить, в какие игры они играли, путешествуя по сказке, какие выполняли задания, что им было интересно и запомнилось больше всего. Участие каждого ребенка было отмечено похвалой, положительной оценкой. В конце занятия дети получили в подарок……………….

Фактический ход занятия / / соответствовал запланированному времени. На протяжении всего занятия / /дети были активными, с удовольствием выполняли предложенные игры и упражнения.

Цель занятия достигнута, дети закрепили названия русской народной сказки, её главных героев, научились узнавать сказку по загадке и моделям. Использование игровых приемов способствовало проведению занятия в комфортной эмоционально – окрашенной обстановке.

Цикл рассчитан на год, проводится одно занятие в месяц. Занятие подобного типа позволяет продолжить работу по развитию связной речи у дошкольников