Интернет

Англия. Литература великобритании Сомерсет Моэм - “Луна и грош”

Английская литература имеет целый ряд специфических осо-бенностей, которые порождены своеобразием культуры, социального и политического развития страны. Это в XIX в. определило проблематику литературы и те формы, которые она обрела. Романисты Англии, а именно роман в первую очередь развивается на данном этапе, искали своих героев не среди банкиров, аристократов, тех, кто стремился делать карьеру, как во Франции, - их героями стали и мелкие собственники, как у Дж. Элиот («Мельница на Флоссе»), и даже рабочие, как у Э. Гаскелл («Мери Бартон») или Ч.Диккенса («Тяжелые времена»).
Но социальный протест в английской литературе в отличие от французской проявляется иначе. 1641 год, когда был казнен король и создана конституционная монархия, изменил государственный строй страны. Тема насильственного изменения режима в английской литературе отсутствует, так как новых дантонов или кромвелей не возникает, хотя экстремизм голодных рабочих порой приводит к покушениям на власть имущих. Для английской политической жизни становятся актуальными проблемы безработицы и избирательной реформы, «хлебных законов», порождающих голод бедноты и богатство владельцев поместий. Бунтарские настроения несет в себе поэзия чартистов. Одно из первых мест в этом ряду занимают стихи Т. Гуда, в частности, цитированные во вводной главе; тяжелейшему положению рабочих посвящены стихи К. Дж. Россетти.
Судебная реформа, как и реформа системы образования, оказывается особенно актуальной для английского общества. Как писал Е.Сайо: «До 1832 года в Англии никому и в голову не приходило организовать государственную систему цародного образования» . Тема школы, как и тема воспитания личности, стала одной из центральных в английской литературе. Жанр «романа воспитания» развивался особенно интенсивно именно в Англии.
Открытия в области науки рождают новый тип мышления. «Основы геологии» (1830-1833) Ч.Лайелля, так же как и «Рудименты творения» (1844) Р. Чемберса, свидетельствовали о непрерывности развития животного и растительного мира. Книга Ч. Дарвина «Происхождение видов путем естественного отбора» (1859) совершила переворот в сознании не только англичан, ибо ее выводы противоречили Библии.
Учения экономистов И.Бентама, Д. Милля, Дж. С. Милля, Ж. Б. Сэя ставили своей целью объяснить законы жизни общества.
А. Смит первым обратил внимание на то, что основой благосо-стояния страны являются не запасы денег, а продукты труда человека. Вопрос о человеке трудящемся стал на повестку дня. Решали его по-разному, порой под воздействием социалистов А. К. Сен- Симона и Ш. Фурье. Особое значение приобрели труды Роберта Оуэна (1771 - 1858), который в работе «Новый взгляд на общество, или Опыты о принципах образования человеческого характера» (1813-1816), исходя из убеждения в возможности совершенствования человеческой личности, предполагал, что богатые придут на помощь бедным и создадут условия, способные уничтожить столь резкое разделение классов.
Стремление угнетенных масс добиться изменения своего положения приводит к составлению Хартии. Английское слово charter дало название политическому движению рабочих в первой половине века. Хартия была написана при участии последователей Оуэна, а пиком чартизма стал 1848 г. Именно тогда противостояние богатых и бедных порой приобретает особенно острые формы: в романе «Мери Бартон» забастовщики решают убить хозяина. Предельное напряжение ситуации отражено в романе Диккенса «Тяжелые времена». В литературу Англии на этом этапе вошли безработица и работные дома («Оливер Твист» Диккенса), прозванные тюрьмами для бедных (туда насильно помещали бродяг, а бродяжничество каралось законом - вспомним беднягу Джо из «Холодного дома»!), школы, где детей бьют, а не учат, а если и учат, то тому, что очень далеко от жизни («Николас Никльби» Диккенса, «Джейн Эйр» Ш.Бронте).
Проблемы безработицы и голода рождали проблему перенаселения, избыточных рабочих рук. Священник Т. Р. Мальтус из самых благородных побуждений пришел к выводу о необходимости сократить рождаемость в семьях бедняков, а тем, кто не мог получить работу на родине, предлагал переселиться в колонии. Однако его идеи были встречены с негодованием большей частью общества («Колокола» и «Холодный дом» Ч. Диккенса).
Следует отметить еще одну особенность английской жизни, без которой не будет до конца понятен стиль английского реализма. XIX век - это век открытий археологов, которые восстановили прошлое на основе обнаруженных ими предметов, Г.Шлимана прежде всего. Троя и Вавилон получили свое второе рождение именно в этот век. Внимание к вещному миру впервые приобрело особое значение в творчестве В. Скотта, но и романы исследуемого периода (прежде всего Ч. Диккенса) немыслимы без описаний пространства, в котором обитают герои: оно становится средством характеристики человека.
Период с 1837 по 1902 г. в Англии называют викторианским, ибо в эти долгие годы страной правила королева Виктория. Литература викторианства отличалась стремлением благополучно разрешать конфликты, хотя в самих произведениях жизненные ситуации оставались предельно напряженными; викторианству присуща вера в нерушимость нравственных законов.
Истоки реализма XIX в. следует искать в творчестве писателей предшествующего столетия. Произведения Г. Филдинга «История Джонатана Уайльда Великого» и «История Тома Джонса, найденыша» воспроизводили реальные картины быта, заставляли увидеть скрытые язвы мира. Комическое начало его творчества в первую очередь получило развитие у Диккенса, а также у Э. Троллопа. «Путешествие Хамфри Клинкера» Т.Смоллетта, где комические сцены не менее значительны, открывало возможность многоголосия, а потому и многозначности, требующей размышлений читателя, ибо повествование от лица нескольких действующих лиц создавало «объемность» картины, лишая ее нравственной одно- линейности.
Психологизм романов С. Ричардсона получает развитие в произведениях Дж. Остен, а далее у Ш.Бронте, Дж. Элиот, Э. Троллопа, позднего Диккенса и Теккерея. При этом надо учитывать влияние социальной направленности романов У. Годвина, изоб-ражавшего жизнь людей из самых низов общества.
В. Скотт, обративший внимание на связи личности с ее временем, считавший необходимым передавать характер персонажа, описывая окружающий его предметный мир, также закладывал основы следующего этапа английской литературы. Романтическая литература, использующая сложную философскую символику (С.Т. Колридж, П. Б. Шелли), более глубоко раскрывала идеи произведения. Романтические контрасты, необычность ситуаций и характеров также оказали заметное воздействие на литературу 1830- 1860-х гг.
Одной из особенностей литературы Англии является то, что среди ее писателей много талантливых женщцн: сестры Бронте, Дж. Элиот, Э. Гаскелл. Это создает специфическую тональность, проявляющуюся в особом внимании к женской психологии, к семье и семейным отношениям, где тема любви, ее радостей, ошибок и жертв занимает немалое место, хотя острейшие социальные противоречия привлекают внимание женщин-писатель- ниц не менее, чем мужчин.
Связи творческого сознания писателей и художников Англии 1830 - 1860-х гг. помогают более полно представить жизнь страны.
Они проходят целый ряд значительных этапов, раскрывающих эволюцию искусства, подчиненную изменениям общественных интересов.
Джон Констебл (1776- 1837) в 1830-е гг. ищет новые пути: собор в Солсбери он изображает с разных точек, предвосхищая открытия импрессионистов.
Уильям Тёрнер (1775-1851) не без влияния индустриальной революции середины века создает картину «Дождь, пар и скорость» (1844), вводя в пейзаж с размытыми формами несущийся по мосту паровоз. Ранее на его картинах могли появляться только корабли.
Человек и его духовная жизнь еще в XVIII в. нашли свое воплощение в портретной живописи. Джошуа Рейнольдс (1723-1792) и Томас Гейнсборо (1727- 1788) сохранили на своих полотнах духовный облик англичан того времени. В конце века в число известнейших мастеров портрета вошел Томас Лоренс (1769-1830), развивший традиции своих знаменитых предшественников и испытавший некоторое воздействие романтизма: лица англичан на его картинах помогают понять жизнь страны на грани веков.
Уильям Хогарт (1697-1764) был мастером карикатуры. Изломанные линии на его картинах передают отсутствие гармонии в жизни общества и трагическую сущность бытия отдельного человека. Его традиция была развита Томасом Роулендсоном (1756 - 1827) и Джеймсом Гилреем (1757-1815). Без учета этого направления в английском искусстве трудно себе представить иллюстраторов романов Диккенса (Дж. Крукшенка прежде всего), да и сатирические фигуры, созданные самим писателем.
Романы английских писателей вводят читателя в мир обычных людей, поэтому особый интерес представляет жанровая живопись. Картина Дейвида Уилки (1785 - 1841) «Первые сережки» (1835) лишена социального содержания: юной хорошенькой девушке пожилая дама в очках прокалывает ушко. Девушке страшно и вместе с тем она понимает, что это уже вступление в столь заманчивую «взрослую» жизнь.
Назначение жанровой живописи видели в том, чтобы удовлетворять потребности мещан и буржуа, однако она передает ту обыденную жизнь, которая стала содержанием произведений англий-ских реалистов.
В рамках викторианства развивается так называемое «средневековое возрождение», которое по сути связано с постромантизмом. Но в отличие от искусства романтизма на этом этапе Средние века, оставаясь временем идеальным, ибо в них видели основу духовности, воспринимаются еще и как период наивысшего развития искусства, исполненного высокого духа. Раннее Возрождение, дорафаэлевское, представляется свободным от канонов, а Рафаэль признается вершиной Возрождения - у его последователей видят лишь использование его открытий. «Средневековое возрождение» нашло отражение в живописи и поэзии.
Значительнейшим явлением в искусстве стало возникновение группы прерафаэлитов. В 1848 г. ученики Королевской академии художеств, младшему из которых было 19, а старшему 21 год, отказавшись от канонов Академии, основали свой союз. В него вошли семь человек: они были не чужды мистики, и число семь приобретало у них особый смысл. Название союза связано с именем Рафаэля Санти (1483 - 1520), но и Сандро Боттичелли (1444- 1510), автор «Благовещения», входил в число тех, кто, по мнению прерафаэлитов, создавал подлинные шедевры. Им были особенно близки идеи раннего Возрождения об «антропоморфности окружающего человека мира» и «космичности человека в исконном, греческом значении этого слова, то есть его божественной красоты как выражения абсолютной гармонии внешнего и внутреннего, телесного и духовного, прекрасного и доброго»1. Мысль Петрарки о том, что «любовь - это всеохватывающее, чистое, юношеское чувство, естественно и очень по-человечески идеализирующее женщину» , стала одним из постулатов прерафаэлитов.
Уильям Холмен Хант (1827 - 1910) и Данте Габриэл Россетти (1828- 1882) были вдохновителями движения. В своем творчестве прерафаэлиты хотели передавать правду чувства, индивидуальные движения души.
Идя в чем-то за Констеблом, прерафаэлиты считали, что каждый куст, каждый лист, как бы далеко он ни был расположен от переднего плана картины, должен быть написан предельно точно. Они искали возможности запечатлевать на картинах необычную игру света, стремились передавать на своих полотнах все яркие краски жизни, поэтому обращались порой к экзотике Востока, рыцарским временам. Но перед прерафаэлитами стояли не только чисто художественные задачи: они были убеждены в том, что искусство должно пробуждать высокие чувства, воспитывать человека. Поэтому в их картинах часты были библейские сюжеты или открытая нравоучительность в жанровых сценах. Аллегория и символ, как и на этапе раннего Возрождения, создавали глубинные смыслы произведений.
Впервые прерафаэлиты заявили о себе на выставке 1849 г. Первые картины Джона Эверетта Миллеса (182^-1896) и У. X. Ханта, во многом тематически связанные с романтизмом, были встре-чены спокойно. Скандал возник после появления картин Миллеса «Христос в родительском доме» и Россетти «Благовещение»


(обе 1850). Художников обвиняли в упрощении и снижении пафоса Евангельского текста. На картине Миллеса изображена мастерская столяра Иосифа, с инструментом в грязных руках он наклонился над своим рабочим столом, под которым валяются стружки, а маленький Иисус в ночной рубашке, с заспанным личиком припал к Марии, нежно, по-человечески, целующей свое едва проснувшееся дитя. «Благовещение» вводит зрителя в бедный дом, где на покрытой простой белой простыней постели сидит Мария в ночной сорочке, а ангел приносит ей весть об ее избранничестве. На лице девушки испуг и погруженность в себя. Это не каноническое изображение Девы Марии, а картина из жизни обычного человека, которому открывается его необычный путь. Даже Ч.Диккенс был возмущен таким опрощением библейских сюжетов. Только заступничество виднейшего и авторитетнейшего критика Д.Рёскина заставило общество увидеть значительность искусства нового типа.
Выставка 1852 г., где были представлены картины Ханта «Наемный пастырь» и Миллеса «Офелия», заставила признать появление нового течения в живописи.
«Наемный пастырь» (1851) Ханта открывает ряд жанровых картин прерафаэлитов, в которых назидательность передается почти с аллегорической однозначностью. На картине «Пробудившийся стыд» (1853) он изображает молодого человека, развалившегося в кресле, и женщину, испуганную и встревоженную, которая вырывается из его объятий. На ковре черный кот собирается поймать птичку, рядом валяется испачканная перчатка, на стене видна часть картины с названием «Женщина, застигнутая в прелюбодеянии». Оба произведения отличаются ярким праздничным колоритом. Так, на картине «Пробудившийся стыд» все детали, вплоть до пуговицы манжета на рукаве у мужчины или волосков усов кота, выписаны предельно четко. Картина перегружена предметами мебели, помогающими понять общественное положение персонажей и характер их интересов.


На первой из них Иисус Христос изображен с фонарем в руках около простого домика. Художник отошел от канона. Ночное освещение создает особый эффект: свет исходит от лика Христа, фонарь в руке усиливает символический смысл изображаемого. В духе прерафаэлитов художник особое внимание уделяет игре световых пятен, тщательно воссоздает каждый листик вьющегося растения и каждый изгиб его ствола; столь же детально выписана одежда главного героя.
Д. Г. Россетти. Благовещение
В 1854 г. Хант предпринял путешествие по Святой земле, где и позаимствовал сюжет второй картины. В обычае у иудеев было брать в определенный день двух козлов, одного из которых приносили в жертву, а другого прогоняли в пустыню. Именно его и называли «козлом отпущения» - с ним, брошенным погибать на пустынном берегу Мертвого моря, отпускались грехи совершивших это ритуальное действо людей. Поза козла у Ханта, выражение его глаз, которые скорее можно назвать человеческими, валяющиеся скелеты ранее погибших животных, безжизненность воды и гор вокруг создают символический смысл картины, который должен был обращать мысль и чувство зрителя к страданиям Христа за грехи людей, к неблагодарности и жестокости распявших его.
Д.Э. Миллеса прославила «Офелия» (1852), которую он писал с Элизабет Сиддел, заставив девушку лежать в холодной ванне,





чтобы точнее передать все оттенки на лице тонущей Офелии. Верность натуре соблюдалась также в том, как четко были выписаны каждый листок и травинка, как струились одежды Офелии, упавшей в воду, и в том, что художник изобразил малиновку, о которой пела героиня Шекспира. Перегруженность деталями вторых планов, верность природе и единение модели с ней, столь характерные для прерафаэлитов, проявились в этой картине особенно сильно; она стала как бы эталоном этого течения.
Миллее говорил своими картинами о животрепещущих проблемах современников. «Верь мне» - это утверждение права девушки на полное доверие к ее нравственным принципам со стороны ее отца. Картину можно отнести к числу жанровых полотен с особым вниманием к деталям быта и обстановки.
Связь между семью первыми членами братства распалась к 1852 г., каждый из них пошел своей дорогой. В 1857 г. создалась новая группа семерых; в ее состав вошел Уильям Моррис (1834- 1896), знаток культуры и искусства, художник, оформитель книг, покровитель прикладных искусств, проповедник идей социализ-ма. Фигура в своем роде универсальная, он’создал мастерскую, где работали новые члены кружка Эдуард Берн-Джонс (1833 - 1896), Форд Мэдокс Браун (1821 - 1893), а также Д. Г. Россетти, который после критики его первых картин более не выставлялся, но продолжал свою деятельность как художник, хотя все большее значение приобретали его стихи.
Ф. М. Браун, сочувствовавший социалистам, создал картину «Труд» (1852-1865), где нашел место для рабочих разных про-



фессий, философов и даже дамы, раздающей брошюры. Особое место в творчестве Брауна занимает «Прощание с Англией» (1852 - 1855): тема эмиграции обездоленных, потерявших надежду, которые устремляются в колонии, нашла здесь свое трагическое воплощение. Все горе, вся мука этих людей воплощены в позах и выражении глаз двух центральных фиіур - мужчины и женщины. О том, что в дальний и неведомый путь собрались бедняки, свидетельствуют одежда персонажей и их поклажа. Эта тема не раз появится у Диккенса, но предметный мир выписан у Брауна не менее тщательно, чем в романах этого писателя.
Постепенно бунт прерафаэлитов утратил свою остроту, техника их живописи сблизилась с теми требованиями, которых добивались члены Академии - Миллее сам стал одним из них.
Таким образом, английская живопись середины века соприкасается как тематически (современный человек и его заботы), так и эстетически с реалистическим течением этого периода: налицо то же стремление «вписать» человека в окружающий мир, изображенный со всеми присущими ему деталями, что и в литературе (но во втором случае это прежде всего мир города, дома). Способы передачи действительности - аллегоричность и символика, порой назидательность, мир Средневековья и его легенд, привлекавшие прерафаэлитов, - найдут отражение в поэзии постромантиков.

В XIX столетии английская литература играла все возраставшую роль в мировой культуре, оставаясь гуманистическим искусством, в центре которого стоят проблемы человека и его места в этом мире. Основные художественные системы XIX в. по-разному интерпретировали человеческую личность. Романтики подчеркивали исключительность своих героев, восставая против классицистической концепции единообразия человеческой природы и стремясь подчеркнуть индивидуальные черты его характера. Титанизм романтического героя как личности служил неизменной причиной его конфликта с окружающей средой, от чего не спасало порой и перенесение действия произведений из современного мира в минувшие исторические эпохи, из реальности - в экзотическую, фантастическую обстановку. Как реакцию на романтическую свободную игру воображения можно рассматривать упрочение в конце 1830 - начале 1840-х гг. позиций реалистического искусства, нацеленного на осмысление проблем обыкновенного, взятого из жизни человека, лишенного и традиционных героических качеств, и возможности эти качества проявить. Однако следует помнить, что романтическое и реалистическое искусство XIX столетия развивались параллельно, только в начале века главенствующее положение занимал романтизм, а в 1830-е гг. большую актуатьность приобрело реалистическое искусство. Так, в эпоху безусловного господства романтизма творила Джейн Остин, а современниками Диккенса, Теккерея и Дж. Элиот были романтики А. Теннисон и Р. Браунинг.

Особенности английского романтизма, условной датой рождения которого считается публикация предисловия У. Вордсворта ко второму изданию «Лирических баллад» (1800), определяются спецификой социально-исторического и духовного развития британского общества. Буржуазная революция, которую готовили континентальные просветители, в умеренной, практически бескровной форме произошла в Англии еще в 1688-1689 гг. и получила название «Славной»: благодаря ей буржуазия наряду с аристократией обрела политическую власть и на протяжении всего XVIII в. ее роль в политической жизни государства неуклонно возрастала. При этом уже с середины XVIII в. в английской литературе начинает сказываться недовольство результатами общественно-политического развития. Промышленная революция породила стремительный рост городов и одновременно острейшие социальные проблемы, затронувшие нс только жителей постепенно приходивших в упадок и обезлюдевших деревень, но и перенаселенных индустриальных центров. Все это, вместе взятое, влекло за собой разочарование в перспективах общественного развития и научно-технического прогресса, в буржуазной цивилизации в целом. Кризис просветительской идеологии вызвал к жизни романтическое мировосприятие, основой которого стал разлад между идеалом и действительностью, обусловивший потребность в утверждении самоценности духовно богатой и творческой личности. Критическое отношение к действительности побуждало английских романтиков искать свои идеалы вне буржуазного мира. В этом коренится их явное нежелание изображать настоящее, которому они предпочитали либо прошлое, либо будущее, нередко представлявшиеся в приукрашенном, идеализированном обличье.

Просветительское упование на возможности разума сменяется идеей познающего воображения. В полете фантазии романтики видели божественное откровение, полагая, что именно творческое воображение способно открыть истинную красоту мира. Культ раскрепощенной фантазии обусловил специфику излюбленных романтиками художественных средств - аллегории, гротеска и символа.

Английский романтизм отвергает нормативную эстетику классицизма, отказывается от строгой иерархии жанров, романтики смело движутся по пути экспериментов, создавая произведения синтетических жанров, например лирические драмы и лироэпические поэмы. Отказываясь от раболепного копирования античных образцов, они черпали вдохновение в национальной истории и фольклоре, в творчестве величайших английских поэтов XVI-XVII вв. Спенсера, Шекспира, Мильтона. Шекспир становится знаменем английского романтизма, получает развитие шекспировская критика, а творчество великого елизаветинца приобретает значение символа гениальности и абсолютной творческой свободы. По существу, установление культа Шекспира стало логическим окончанием многовекового спора поклонников античной («древних») и сторонников современной литературы («новых»), завершившегося убедительной победой последних. Важную роль в росте внимания к народному творчеству сыграли собрание народных баллад Т. Перси и «Сочинения Оссиана, сына Фингала» (1765) Дж. Макферсона, который выдал собственные фантазии на темы кельтского эпоса за перевод произведений легендарного барда. Критическое отношение к материализму века Просвещения породило интерес к идеалистической философии, наложившей отпечаток на характер художественных образов романтической литературы.

В противовес выработанному эпохой Просвещения усредненному представлению об абстрактном человеке английские романтики создают образы ярких индивидуальностей, исключительных героев, особые черты характеров которых раскрываются в исключительных ситуациях. В романтических произведениях создается та специфическая эмоциональная атмосфера, которая позволяет авторам показать глубокие и могучие страсти, обуревающие их героев. Характерным признаком литературы этого периода становится интерес к неординарной личности с ее гипертрофированными страстями. Вместе с тем приемы психологического анализа, вошедшие в литературу в этот период, впоследствии были усвоены реалистами середины XIX в., которые применили их для обрисовки характеров обыкновенных героев.

При всей очевидной непохожести на просветителей английские романтики с их бунтарским пафосом отрицания эстетических доктрин предшественников на деле в определенной степени сохраняют верность традициям предыдущего этапа развития литературы. Они не отвергают просветительскую концепцию «естественного человека», просветительский взгляд на природу как великое благое начало, они так же стремятся к справедливости, которая распространилась бы на всех членов общества. Так, В. Скотт считал себя учеником Филдинга, а Дж. Г. Байрон в исторических пьесах итальянского периода очевидно придерживался принципов классицистической драматургии.

Мощным стимулом к развитию английского романтизма как литературного направления стали такие события, как война за независимость США (1775-1783), столетняя годовщина «Славной революции» и Великая французская революция 1789 г. Реакция на события во Франции в Англии была неоднозначной, а с началом якобинского террора даже наиболее оптимистично настроенные англичане, приветствовавшие, выражаясь словами Бернса, парижское «дерево свободы», заняли взвешенную охранительную позицию. Однако ветер революционных перемен, дующий из Франции, породил стремление к личной свободе, в том числе - свободе творчества, определившее принципиальный характер романтической культуры.

Английские романтики творчески воспринимали романтические идеи, рожденные в континентальной Европе. Особенно важными для них оказались теоретические разработки ранних немецких романтиков и мадам де Сталь. Вместе с тем романтический тип сознания в Англии формировался и под влиянием национальных философско-социальных идей. В Англии настроения этих лет вызвали к жизни довольно обширную публицистическую литературу, пытавшуюся осмыслить как результаты французской революции, так и английский опыт буржуазного развития, особенно значение промышленного переворота XVIII в. и его социально- экономических последствий. Наибольший общественный резонанс имели сочинения Эдмунда Бёрка (1729-1797), Томаса Пейна (1737-1809) и Уильяма Годвина (1756-1836).

Бёрк одним из первых в Англии выступил с категорическим осуждением событий во Франции. В трактате «Размышления о Французской революции» (1790) он отстаивал права монархов, отвергая право народов на насильственное ниспровержение их власти. Будучи противником революционных переворотов, Бёрк высказывался за постепенное реформирование общества на основе национальных традиций. Он не отрицал необходимость предоставления определенных прав демократическим слоям населения, особенно крестьянству, но становой хребет государства видел только в монархии и верном ей дворянстве. Иной точки зрения придерживался радикально настроенный Пейн. Участвовавший в войне за независимость США на стороне американцев, в памфлете «Здравый смысл» (1776) он выступил с декларацией права народов на свержение негодных правителей. В «Правах человека» (1791-1792) Пейн продолжил резкую критику монархии, доказывая право народа на изменение политической формы правления в своей стране. Во Французской революции автор видел событие, соответствующее потребностям общественно-исторического развития французского народа. Одновременно он высказывал мысль и по поводу отставания государственного устройства Великобритании от нужд населяющей ее нации. Наибольший резонанс в Англии вызвала работа Годвина «Рассуждение о политической справедливости и о ее влиянии на общую добродетель и благополучие» (1793), в которой источником общественного неравенства называлось неравенство экономическое, в свою очередь, проистекавшее из существования частной собственности. Предвосхищающие утопический социализм идеи Годвина выросли на основе трудов французских просветителей, прежде всего Гельвеция и Руссо, однако связанное с французской революцией насилие вызывало у Годвина неприятие. Способами преобразования мира должны были стать убеждение, положительный пример, сила общественного мнения. Вместе с тем Годвин выступал против общественной собственности, а также отрицал саму идею государства, семьи или любого другого организованного сообщества людей. Выступив поборником граничащего с анархизмом индивидуализма, Годвин так или иначе оказал воздействие на всех английских романтиков.

Английский романтизм представляется движением неоднородным. По хронологическому принципу можно разделить английских романтиков на два поколения: к «старшим», начавшим писать в конце XVIII в., относятся представители «озерной школы», к «младшим» - Байрон, Шелли, Ките, Томас Мур (1779-1852). Подобная классификация весьма условна: так, в нее не вписывается творчество Скотта, который как поэт состоялся уже на рубеже веков, а как прозаик - начиная с 1814 г. За ее пределами остается и творчество Уильяма Блейка (1757-1827), произведения которого были по-настоящему «открыты» лишь через три десятилетия после его смерти. Однако именно Блейк разрабатывал идеи о бесплодности разума, который лишен воображения, об исключительности поэта, могущего прозревать истину и открывать читателям незнаемое. В то же время присущий творчеству Блейка мистический символизм отличает его от творчества других ранних романтиков.

Век романтизма в Англии ознаменовался расцветом лирических жанров поэзии, рождением исторического романа, создателем которого стал В. Скотт. Романтическая проза этого периода представлена также эссеистикой (Ч. Лэм (1775-1834), У. Хэзлитт (1778-1830), Л. Хант (1784-1859), Т. Карлейль (1795-1881) и другие) и рядом «позднеготических» романов, среди которых особое место занимает стоящий у истоков современной научной фантастики «Франкенштейн, или Современный Прометей» (1818) Мэри Шелли (1797-1851).

Еще в начале XIX в. в отношении к роману ощущалось влияние классицистической иерархии жанров, согласно которой роман причислялся к разряду «низких» и считался пригодным лишь для развлечения читателя. Благодаря произведениям В. Скотта отношение к роману коренным образом изменилось: он приобрел познавательное значение. Еще более расширил представление о возможностях романа Т. Карлейль, который присовокупил к требованиям развлекательности и познавательности также требование изображать в романе по-шексировски глубокие и значимые конфликты. Новое отношение к роману вызвало широкое обсуждение вопросов, связанных с теорией жанра, ставшего главным объектом исканий английской эстетической мысли и художественной практики XIX в.

Реализм XIX в. выступает преемником реалистических традиций литературы века Просвещения. От просветительских реалистов заимствуется концепция социальной детерминированности человеческого характера, но новое поколение реалистов не может не учитывать и опыт романтиков, наследуя от них идею детерминированности личности современной ей исторической обстановкой. Великобритания наряду с Францией и Россией относится к числу стран, где реализм XIX в. сложился раньше, чем в других национальных литературах. Если национальная окрашенность романтизма сама по себе вытекала из его эстетических установок, то национальная специфика реализма, безусловно, существующая во всех литературах, объясняется и особенностями общественно-исторического развития конкретной страны, и спецификой национального менталитета. Например, в Англии с ее протестантско-пуританскими традициями, особенно на раннем этапе развития реализма XIX в., заметна устойчивая морализаторская тенденция. Как тенденция дидактизм сохраняется и в реалистическом романе более поздних лет. Все реалисты XIX столетия разделяли мнение о том, что будущее Англии зависит от нравственного уровня ее народа, и все они верили, что судьбу нации решает высокая мораль абсолютного большинства, а не исключительные нравственные качества отдельных выдающихся личностей.

В условиях «бурных» 1830-х и «голодных» 1840-х гг. английские писатели должны были повернуться лицом к реальности, и с конца 1830-х гг. в творчестве английских романистов ведущее место заняла современная тема. Произведения классиков реализма XIX в. - Ш. Бронте, Ч. Диккенса, Э. Гаскелл и У. М. Теккерея - отличает острая социально-критическая пафосность. Всю силу своего таланта выдающиеся романисты направили на то, чтобы заставить современников ужаснуться состоянию общества и попытаться изменить его к лучшему. Если Диккенсу и Гаскелл ближе были проповеднические тенденции и идеи христианского милосердия, определившие этическое содержание их романов, то Теккерей пытался искоренить недостатки посредством бичующей ювеналовой сатиры и доходящей до сарказма иронии, а III. Бронте стремилась утвердить идеал независимой, самоценной личности, само существование которой служило бы образцом для подражания и невысказанным открыто упреком читателям- современникам.

В творчестве этих авторов утверждаются эстетические принципы реализма XIX столетия, появляется герой нового типа, так называемый «маленький» (в противовес титаническому герою-бунтарю эпохи романтизма) человек, пришедший в роман непосредственно из жизни. Герои английского реалистического романа XIX в. определяются не только социальной средой или врожденными задатками; их судьбы, как и судьбы романтических героев со времен Скотта, зависят от исторической обстановки их существования. Усложняется интерпретация процесса взаимодействия героя с окружающим миром. Используя каноны семейно-бытового романа и романа воспитания, столь популярные в творчестве просветительских реалистов XVIII в., английские авторы середины XIX в. углубленно исследовали внутренний мир своих героев, интенсивно разрабатывая приемы психологического письма и подготавливая почву для возникновения собственно психологического романа. В романе Теккерея «История Пенден- ниса» (1848-1850) появился и первый в истории английского реализма рефлектирующий герой - Артур Пенденнис.

Хронологически расцвет реализма XIX в. в Англии совпадает с началом правления королевы Виктории (1837-1901). При этом понятие «викторианская эпоха» обычно включает в себя вторую половину XIX в., оставляя за рамками первые 13 лет царствования знаменитой королевы. Вместе с тем Диккенса, Теккерея, Бронте и Гаскелл, вступивших на литературную арену в 1830-1840-е гг., принято относить к писателям-викторианцам.

В реалистической эстетике на смену концепции романтического двое- мирия приходит диалектический подход к жизненным фактам, стремление видеть в реальности как дурное, так и положительное, достойное похвалы и приумножения. Таким образом, в самой природе реалистического искусства, нацеленного на адекватное отражение жизни, коренится тенденция к взвешенному, объективному изображению жизни. По мере развития реализма XIX в. тенденция к объективности в изображении событий возрастает, что нашло отражение в полемике о правдивости в искусстве. С одной стороны, в абсолютную добродетель реалистического искусства возводилось фотографически точное воспроизведение жизни на страницах художественного произведения, с другой - отстаивалось право художника на игру воображения, поскольку только оно могло помочь осмыслить и типизировать все многообразие жизни. Один из выдающихся критиков второй половины XIX в., Лесли Стивен, высказал мысль о том, что порой значение правдоподобия в литературном произведении переоценивается, и предположил, что романист в своем искусстве должен сочетать обыденное с фантастическим, поскольку правдоподобие является единственно возможным средством достижения правдивости в искусстве.

Реализм XIX в. долгое время называли «критическим», что справедливо характеризует его этическую направленность, роднящую реалистов с романтиками в их неприятии современности с ее измельчавшими нравственными критериями. Однако под влиянием распространившейся в середине века философии позитивизма (О. Конт, И. Тэн, Э. Ренан и другие во Франции, Дж. Ст Милль, Г. Спенсер и другие - в Англии) и событий общественно-политической жизни, среди которых главнейшими были закат чартистского движения, обострение положения в Ирландии и революционные события 1848 г. в Европе, лишавших иллюзии о возможности быстрого и эффективного изменения жизненного уклада, английский реализм, не отказавшись от поисков законов, управляющих миром, значительно углубил бытописательские тенденции. В отличие от литературы Франции, где позитивизм стал философской базой натурализма, в английской литературе это направление не укоренилось, прежде всего потому, что строгая мораль викторианский эпохи накладывала табу на изображение человека как биологического существа, исключая возможность откровенного показа физиологических сцен. Вместе с тем в творчестве ряда английских писателей последней трети XIX - начала XX в. можно проследить влияние натурализма, побуждавшее их определять судьбу героев роковым стечением обстоятельств, понимаемых как неумолимый диктат среды, в котором проявляется действие некой абстрактной, слепой, иррациональной силы. В этом смысле натуралистические тенденции можно проследить в творчестве Дж. Элиот, Джорджа Гиссинга (1857-1903), Джорджа Мура (1852-1933), Артура Моррисона (1863-1945) и Т. Харди, однако ни один из указанных авторов не претворил в жизнь ключевого требования эстетики натурализма, не ограничившись строго «научной» фиксацией фактов. Напротив, в их творчестве ярко выражены аналитические тенденции, даются картины развития личности и общества, исследуются причинно- следственные связи явлений, что сближает этих писателей с классическими реалистами XIX в.

Уверенное продвижение страны по буржуазному пути развития вызывало у многих прогрессивно настроенных людей сомнения в возможности изменить что-либо в существующем порядке вещей. На смену желанию выявить пороки общественного механизма и подтолкнуть мир к их искоренению в литературу приходят апатия, разочарование, неверие в самую возможность постижения законов человеческого бытия. Поздние произведения Теккерея (1850-1860-е гг.) с их стремлением к скрупулезной точности в отражении реальности дали толчок для развития так называемого обыденного, или бытового, реализма, представленного прежде всего творчеством Дж. Элиот и Э. Троллопа. Традиции английской реалистической прозы в творчестве этих авторов сочетаются с ощутимым влиянием идей ведущих английских философов-позитивистов - Герберта Спенсера (1820-1903), Джорджа Генри Льюиса (1817-1878), в меньшей степени - Генри Томаса Бокля (1821 - 1862).

Распространяя действие законов природы на человеческое общество, Спенсер выдвинул концепцию общества как единого биологического организма, уподобив различные его классы специализированным органам и доказывая, что общественное благополучие в целом зависит от правильной работы отдельных органов и гармонического соответствия между ними. Такая теория устанавливала неизбежность классового и расового неравенства. Под влиянием эволюционной теории развития Ч. Дарвина Спенсер полагал, что коренные изменения в общественном организме могут произойти лишь длительным эволюционным путем, утверждая тем самым незыблемость современного состояния общества на протяжении обозримого исторического будущего. К аналогичным выводам приводили и теоретизирования Бокля, вслед за Тэном считавшего цивилизацию функцией, определяемой природными (географическим, климатическим и т.п.) факторами. Опираясь на идеи французского позитивиста О. Конта, Дж. Г. Лыоис полагал, что на современном этане развития знания как наука, так и искусство должны сосредоточиться на изучении конкретных, единичных явлений, не претендуя на вскрытие связей между ними.

Представление о плавном эволюционном изменении общественной жизни как будто бы подкреплялось практикой: сокращалась длительность рабочего дня, в августе 1868 г. вступил в действие новый закон о выборах, по которому впервые избирательное право получили достигшие совершеннолетия представители рабочего класса (впервые рабочие-депутаты были избраны в парламент в 1874 г.), в 1870-1880-е гг. совершенствование политической системы государства продолжалось. В 1872 г. было введено тайное голосование на выборах в парламент, в 1883 г. - принят закон против подкупа избирателей, а в 1884 г. - законодательно закреплен принцип «один человек - один голос», прежде постоянно нарушавшийся. Еще год спустя страна была разбита на избирательные округа по численности населения, что создавало основу для более справедливого представительства народа в парламенте страны. Одновременно в английской политической жизни властвовала двухпартийная система, породившая чередование у власти консерваторов и либералов. Теперь для победы на выборах обе партии активно устремились «в народ», заложив принципы работы с избирателями, не утратившие актуальности и поныне. В то же время такие явные успехи в демократизации общества не вели к качественному изменению жизни нации. В 1880-1890-е гг. в среде английской интеллигенции получили распространение идеи немецкого философа Артура Шопенгауэра (1788-1860), отрицавшего идею прогресса и утверждавшего, что в основе мироустройства лежат не постигаемые разумом закономерности, а некая слепая «мировая воля», противиться которой бесполезно. Все это объясняет, почему в последние десятилетия XIX в. в творчестве писателей- реалисгов все отчетливее слышна безысходно-трагическая тональность, в которую окрашены повествования о столкновениях личности с косным викторианским обществом. Наиболее мощно тема разлада человека со средой, к которой он принадлежит и диктат которой он ощущает, представлена в творчестве Дж. Мередита (1828-1909) и Т. Харди. В русле классической реалистической сатиры создавал свои произведения С. Батлер (1835-1902), нацеливая их против бытового и религиозного лицемерия викторианцев.

Ощущение трагизма бытия побуждало художников второй половины XIX в. искать душевного отдохновения в отвлеченной от крупных социальных проблем и драматических конфликтов обстановке. Многие романисты второй половины XIX в. активно пытались преодолеть свойственный творчеству их предшественников дидактизм, придать роману занимательность, вытесненную в последние десятилетия серьезной социальной, политической и нравственной проблематикой. Так, развивая в целом традиции Диккенса и не чураясь социально значимых тем, У. Коллинз стремился увлечь своих читателей, заинтриговать их, порой отступая от главного для реализма принципа следования жизненной правде в угоду игре воображения. Еще более явный интерес к загадочному и необычайному наблюдается в творчестве писателей-неоромантиков - Р. Л. Стивенсона (1850-1894), Дж. Конрада (1857-1924), А. Конан Дойла (1859-1930), близкого к ним Дж. Р. Киплинга (1865-1936).

Неоромантизм рождается из потребности отойти от документально-точного воспроизведения нелицеприятной реальности в литературе. Однако относящиеся к неоромантизму произведения столь неоднородны, что зачастую его считают не литературным направлением, но лишь стилевой тенденцией. Неоромантизм синтезирует черты как романтической, так и реалистической эстетики. Писателей-неоромантиков объединяет неприятие приземленных героев, которым они противопоставляют образы людей мужественных, отважных, раскрывающих свои качества в череде необычных приключений. Порой неоромантический герой действует в исключительных обстоятельствах, но при этом его поступки всегда реалистически мотивированы и психологически обусловлены.

На протяжении всего XIX в. наблюдалась тенденция рассматривать мир искусства как антитезу удручающей реальности. К концу столетия в Англии, как и в других странах Западной Европы, распространились декадентские настроения, сложился эстетизм, выдвинувший культ «чистого искусства». Если непосредственные предшественники эстетов, Дж. Рёскин (1819-1900) и прерафаэлиты, группа поэтов и живописцев, стремившихся к красоте и синтезу искусств, ставили на одно из ключевых мест в своей эстетике положение о нравственном смысле произведения, то эстеты во главе с О. Уайльдом протестовали против навязывания каких бы то ни было мирских этических норм произведениям искусства. Свой протест против буржуазного утилитаризма они выражали в тезисе о бесполезности всякого искусства. Эстеты также отвергали реалистический объективизм, провозглашая культ субъективного начала в искусстве. Эстетизм как ведущее декадентское направление в Англии сложился в равной степени под влиянием французской поэзии 1850-1870-х гг. и национальных литературных традиций. Он был вспышкой протеста против убогости бытия, однако попытка уйти от реальности в мир красоты оказалась несостоятельной, и к началу XX в. эстетизм как литературное течение себя исчерпал.

В целом литературный процесс в Англии XIX в. может быть охарактеризован взаимодействием - взаимопроникновением и взаимоотталкиванием - элементов перечисленных выше основных направлений. Подобная динамическая картина английской литературы данного периода порой побуждает рассматривать творчество отдельных авторов как эстетически переходные явления. Например, в творчестве Ч. Диккенса, которого традиционно считают классиком реализма XIX в., очевидно сказывается влияние романтической эстетики, исторический роман Скотта представляет собой закономерное порождение эпохи романтизма, но в то время содержит в себе элементы реализма, творчество Т. Харди следует рассматривать как синтез эстетических идей классического реализма и натурализма и т.д. Кроме того, творческая индивидуальность всякого выдающегося писателя неизменно выделяет его среди собратьев по перу, и о принадлежности мастера к тому или иному литературному направлению следует судить по его приверженности основному набору эстетических идей, что позволяет установить присущий ему тип художественного сознания. Такой подход дает, например, возможность отнести к романтизму столь непохожих друг на друга авторов, как Вордсворт и Байрон, к реализму - Диккенса и Теккерея, У. Коллинза и Дж. Элиот, к неоромантизму - Р. Л. Стивенсона и А. Конан Дойла.

Английская литература составляет одну из основных и самых важных частей мировой культуры. Многие произведения писателей и поэтов Англии переведены на другие языки и получили большую популярность во всем мире. Это В. Шекспир, Диккенс, Байрон, Дефо, и многие другие. Истоки английской литературы уходят в далекие времена. И именно по ней можно наблюдать все периоды исторического развития страны и народа, понять особенности их национального характера.
В развитии литературы Англии можно выделить несколько периодов.

Раннее средневековье

Первый относится к раннему средневековью, это 450 — 1066 года. В это время самый популярный жанр — поэма. Можно выделить произведение англо-саксонского эпоса «Беовульф». Это одна из древнейших поэм, которая написана на древне — английском языке. Ни автор, ни время написания этого литературного произведения не известны. В ней описаны славные победы полководца и воина Беовульфа.

Высокое средневековье

Другой период развития литературы относится к Высокому Средневековью. Это 11 — 16 века. Писали в основном романы и баллады. Самый популярный писатель этого времени — Д. Чосер и его «Кентерберийские рассказы». Эта книга содержит несколько новелл, рассказывающие о паломниках, которые идут в Кентербери, чтобы совершить поклон святым мощам. К сожалению, это произведение так и осталось не завершенным. Что интересно — раньше все книги были на латинском языке. Чосер — первый писатель, который начал творить на родном. Выделяется и другой писатель этого времени — Т. Мэлори, который собрал все существующие романы о короле Артуре и его рыцарях и создал такое произведение, как «Смерть Артура». В нем описаны все геройские подвиги рыцарей короля Артура, но Мэлори добавлял и некоторые детали сражений, в которых участвовал сам. По этой причине, в романе, присутствуют ошибки в хронологии событий. Среди баллад огромной популярностью пользуется произведение о Робине Гуде.

Литература эпохи Возрождения в Англии

Следующий период — Возрождение, 16 — 17 века. В основном преобладают такие жанры, как пьесы, сонеты и лирические произведения. В это время творили такие мастера, как В. Шекспир, Т. Мор, Э. Спенсер. Особое развитие в эту эпоху получает театр. Пьесы разыгрываются как в школах, так и в университетах. Педагоги, вместе со своими учениками, сами пишут и разыгрывают спектакли. В Англии театр стал действительно народным. Особой популярностью пользовались пьесы В. Шекспира. Он смог выразить все стороны человеческого характера и чувств. Это любовь («Ромео и Джульетта»), властолюбие («Макбет»), ревность («Отелло»), мстительность («Венецианский купец») и др. Им было написано большое количество сонетов и пьес.

Неоклассицизм в Англии

Далее — неоклассицизм, 17 — 18 века. Английская литература попала под влияние французской культуры. Все произведения были написаны с остроумием и критицизмом. Писали в основном романы и прозу. Особой популярностью пользовались Д. Мильтон, Д.Свифт, Д. Дефо. Мильтона называют вторым поэтом после Шекспира. В его произведениях отражена человеческая судьба, а стих отличается торжественностью и яркостью. Одно самых известных творений этого поэта является «Потерянный рай». В нем он отходит от церкви и вступает в противоречие с ней. Д. Свифт не менее популярный писатель того времени. В своих произведениях он высмеивал человеческие, а так же общественные пороки. Одно из самых известных его творений — «Путешествия Гулливера», в котором так же высмеивал сначала гордыню и большое самомнение лилипутов, затем великанов. Один из создателей английского романа — Д. Дефо. Это самый плодовитый писатель того времени. Он написал более полусотни книг, множество статей для журналов на различные тематики (экономика, религия, психология и др.). В своих произведениях всегда выступал за свободу слова, пропагандировал здравомыслие. Одно из самых популярных его произведений — «Робинзон Крузо».

Романтизм

В период романтизма, 18 — 19 века, появляется такой жанр, как готический роман. В это время написаны такие известные произведения, как «Гордость и предубеждение» Д. Остин, «Путешествия Чарльза Гарольда» Байрон, «Айвенго» В. Скотт, » Франкенштейн» М. Шелли. Все писатели периода романтизма делают упор на личности человека. Все события происходят на фоне страстей, а главные герои обладают бунтарским характером.

Викторианская литература Англии

Викторианская эпоха — 19 и 20 вв. Это следующий, и один из самых важных этапов в развитии английской литературы. Именно в этот период писатели и поэты смогли доказать о важности национальных традиций, духовных ценностей, а так же значение каждого человека в истории. Можно выделить таких викторианских авторов, как Ч. Диккенс, У. Теккерей, А. К. Дойль.

Самое известное произведение У. Теккерея — «Ярмарка тщеславия» по праву можно назвать романом без героя. Акцентируя внимание на зло и пороки в людях, он проповедовал положительные черты, идеалы. Теккерея всегда сравнивали с Диккенсом, хотя это были совершенно разные авторы. Благодаря Диккенсу, сформировалась такая черта национального характера, как «английский юмор». Его самые известные произведения — «Дэвид Копперфильд», «Оливер Твист», «Посмертные записки Пиквикского клуба». Совершенно другой писатель — А. К. Дойл. Он написал большое количество приключенческих, фантастических, детективных, юмористических произведений. Одно из самых популярных его творений — «Приключения Шерлока Хомса».

Модернизм

В начале 20 века в литературной Англии установился модернизм. Это совершенно новый период, ни на какой не похожий. Можно выделить таких писателей модернистов, как Б. Шоу («Пигмалион»), Г. У. Уэльс («Война миров»). Вершиной литературы этого периода является роман Д. Джойса «Улис». Основная тема этого произведения — взаимоотношения между отцом и сыном, но при этом роман включает в себя большое количество философских, исторических и культурных аналогий.

Постмодернизм

В наше время в Англии господствует такое направление, как постмодернизм. Это А. Кристи, Дж. Толкиен, Дж. Роулинг. Они пытаются освободиться от модернизма, тем самым смешивают различные жанры. В английской литературе появляется так называемый «черный юмор».

Англия всегда считалась одной из главных литературной держав. Начиная с Т. Мэлори и вплоть до А.Кристи, английская литература задавала высокие стандарты и на них равнялись все писатели во всем мире.

Остаётся одним из важнейших источников древнейшей истории Англии до 731 года. Беда тщательно и критическим образом подбирал источники для своей истории.

Для хронологии важно сочинение Беды «De sex aetatibus mundi», в котором им впервые введено летосчисление Дионисия Малого до и после рождества Христова, принятое потом в большинстве средневековых летописей.

Христианскими писателями оставлено большое количество сочинений, в которых обработаны библейские и легендарные сюжеты; между ними отличаются сочинения Кэдмона , а также и те, которые приписываются Киневульфу . Надо ещё упомянуть переводы псалмов, гимнов, обработку в стихах сочинений Боэция и др.

Между прозаическими сочинениями самыми древними являются сборники законов, которые восходят к VII в. (Ср. Шмид, «Die Gesetze der Angelsachsen. In der Ursprache mit Uebersetzungen u. s. w.» (Лейпц., 1832; 2 изд. 1858 г.). Из сочинений исторического характера мы знаем вольный перевод Орозия и церковной истории Беды , сделанный Альфредом, а также англосаксонскую хронику, заключающую в себе время до 1164 г. и сохранившуюся в многочисленных списках.

К области богословия принадлежат: перевод Альфреда сочинения «Cura pastoralis», написанного Григорием; переделка Верфертом «Диалога» Григория, затем богатое собрание проповедей Эльфрика , энсгамского аббата, жившего в конце X и в XI веке; дальше сюда принадлежат переводы Священного писания на западно-саксонском и северно-умбрийском наречиях.

Из древних сборников пословиц и поговорок, когда-то весьма популярных между англосаксонцами, некоторые также дошли до нас.

Повести и романы сохранились в виде повествования об Аполлонии Тирском , писем Александра Македонского Аристотелю и др.

Величайшим английским писателем XIV века был Джеффри Чосер ( -), автор знаменитых «Кентерберийских рассказов» . Чосер одновременно завершает эпоху англо-норманской и открывает историю новой английской литературы.

Всему богатству и разнообразию мысли и чувствований, тонкости и сложности душевных переживаний, характеризующих предшествующую эпоху, он дал выражение на английском языке, завершив опыт прошлого и уловив стремления будущего. Среди английских диалектов он утвердил господство лондонского диалекта, языка, на котором говорили в этом крупном торговом центре, где находилась резиденция короля и оба университета .

Но не только он был основателем нового английского языка. Чосер делал общее дело со своим знаменитым современником Джоном Виклифом ( -). Виклиф примыкает к обличительной литературе, направленной против духовенства, но он, предшественник Реформации , идёт дальше, переводит Библию на английский язык, обращается к народу в своей борьбе с папством. Виклиф и Чосер своей литературной деятельностью вызывают интерес к земной природе человека, к личности.

В следующем веке отмечается большой интерес к живой народной поэзии, которая существовала уже и в XIII, и в XIV веках. Но в XV веке эта поэзия проявляет особенно активную жизнь, и наиболее старинные образцы её, сохранившиеся до нашего времени, принадлежат этому веку. Большой популярностью пользовались баллады о Робине Гуде .

Язык первых пьес Шекспира - язык, обычный для пьес данного периода. Это стилизованный язык не всегда даёт драматургу раскрыть своих персонажей . Поэзия часто перегружена сложными метафорами и предложениями, а язык более способствует декламированию текста, чем живой игре. К примеру, торжественные речи «Тита Андроника » , по мнению некоторых критиков, часто замедляют действие; язык персонажей «Двух веронцев » кажется неестественным .

Вскоре, однако, Шекспир начинает приспосабливать традиционный стиль для своих целей. Начальный солилоквий из «Ричарда III » восходит к разговорам с собой Порока , традиционного персонажа средневековой драмы. В то же время, яркие монологи Ричарда позже разовьются в монологи более поздних пьес Шекспира . Все пьесы знаменуют переход от традиционного стиля к новому. На протяжении дальнейшей своей карьеры Шекспир объединяет их, и одним из наиболее удачных примеров смешения стилей может служить «Ромео и Джульетта » . К середине 1590-х годов, времени создания «Ромео и Джульетты» , «Ричарда II » и «Сна в летнюю ночь » , стиль Шекспира становится более натуральным. Метафоры и образные выражения всё больше согласуются с потребностями драмы.

Стандартная поэтическая форма, используемая Шекспиром - белый стих , написанный пятистопным ямбом .

Вторая половина XVI века явилась эпохой Возрождения всех видов искусств и наук в Англии, в том числе и поэзии, которая ещё во многом следовала итальянским образцам. Филипп Сидни начал реформировать английское стихосложение ещё в 1570-1580-х годах, своим творчеством породив целую плеяду прекрасных поэтов, которые получили в литературоведении название «поэты-елизаветинцы»: Эдвард де Вер , Фульк Гревилл, Майкл Дрейтон , Сэмюел Дэниел , Джон Дэвис - всех не перечислить. Но подлинное развитие английская поэзия получила в творчестве Эдмунда Спенсера, который по своему рождению предназначен был отразить в своих блестящих творениях характер этого роста самосознания нации и его религиозного конфликта в эпоху королевы Елизаветы I. Необыкновенная учёность поэта, его замечательное воображение и изящнейший слух позволили гению Спенсера ответить своим творчеством на все эти духовные запросы английского народа, ставшего на путь развития и процветания. Спенсера можно считать родоначальником современной английской поэзии. В его творениях английский стих получил музыкальность, которой тот раньше был лишен. Спенсеровские строки поражает своим метрическим разнообразием, во всех произведениях сохраняя звучность, гибкость и пластичность. Поэзия Спенсера не только образна и возвышенна, она, прежде всего, музыкальна. Спенсеровский стих льётся, словно горный ручей, звеня перетекающими друг в друга рифмами, поражая своими аллитерациями, сочетаниями слов и повторами. Стиль и стихосложение Спенсера соответствуют идеальному ходу его мысли. Поэт не пытался улучшить английский язык, но старые английские слова, соединённые с современным синтаксисом и заключённые в размеры, вдохновлённые чосеровской ритмикой, «производят удивительно прекрасное впечатление» .

Издание «Трагическая история жизни и смерти доктора Фауста» Кристофера Марло

Марло внёс большие изменения в английскую драму. До него здесь хаотически нагромождались кровавые события и вульгарные шутовские эпизоды. Он первым сделал попытку придать драме внутреннюю стройность и психологическое единство. Марло преобразовал стихотворную ткань драмы введением белого стиха , существовавшего до него лишь в зачаточном состоянии. Он начал более свободно, чем его предшественники, обращаться с ударными слогами: трохей , дактиль , трибрахий и спондей заменяют у него властвовавший у его предшественников ямб . Этим он приблизил трагедию к классической драме типа Сенеки , популярной тогда в английских университетах. Современников поражал мощный, полный аллитерационных повторов стих Марло, звучавший для елизаветинской эпохи свежо и необычно. назвал его вдохновение «прекрасным безумием, которое по праву и должно овладевать поэтом », чтобы он смог достичь таких высот.

Главные герои произведений Марло - борцы с огромным честолюбием и грандиозной жизненной энергией. Они выплёскивают свою душу в полных патетики длинных монологах, которые Марло ввёл в арсенал приёмов елизаветинской драмы. Поэт видел подлинные истоки трагического не во внешних обстоятельствах, определяющих судьбу персонажей, а во внутренних душевных противоречиях, раздирающих исполинскую личность, поднявшуюся над обыденностью и расхожими нормами:

Герои Марло неоднозначны, они вызывали у зрителей одновременно ужас и восхищение. Он восстаёт против средневекового смирения человека перед силами природы, против смиренного принятия жизненных обстоятельств. Пьесы Марло были рассчитаны на то, чтобы поражать современников неожиданными театральными эффектами. Например, в финале «Мальтийского жида» на сцене появляется гигантский котёл, где главный герой оказывается сварен заживо. «Эдуард II» - трагедия гомосексуала в гетеросексуальном обществе с многочисленными двусмысленными пассажами в духе Овидия - заканчивается тем, что король погибает от раскалённой кочерги, воткнутой в задний проход .

Наравне с мужчинами активнейшее участие в литературной жизни викторианской Англии принимали женщины

После смерти Диккенса в 1870 году на первый план выдвигаются мастера социального романа с позитивистским уклоном во главе с Джордж Элиот . Крайним пессимизмом проникнут цикл романов Томаса Харди о страстях, бушующих в душах обитателей полупатриархального Уэссекса . Джордж Мередит - мастер тонко психологизированной комедии в прозе. Ещё более изощрённый психологизм отличает сочинения Генри Джеймса , перебравшегося в Англию из-за океана.

Самая ранняя сохранившаяся шотландская пьеса, написанная до Реформации, датируется 1500 годом и называется «Пьеса о пашне» (англ. Plough Play ); в ней символически описываются смерть и замена старого вола . Эта и подобные ей пьесы исполнялись в первое воскресенье после Крещения , когда отмечали начало возобновления земледельческих работ . Под влиянием Церкви содержание таких пьес постепенно стали подводить под христианскую основу , а позже был издан полный запрет на празднование майского праздника , Йоля и прочих праздников, имеющих языческое происхождение, и вместе с ними запретили и пьесы, на них исполнявшиеся .

Пьесы на библейскую тематику, впрочем, часто исполнялись и без этого запрета. Самое раннее упоминание о такой пьесе (её представление было приурочено к празднику Тела и Крови Христовых) относится ещё к 1440 году . Но и драматургия на библейские сюжеты, процветавшая в Позднем Средневековье, исчезла в течение XVI века в результате Реформации .

Пьесы же прочих жанров - аллегории или адаптации античных произведений - были очень популярны в народе и при дворе; в них играли даже монархи . Например, на свадьбе Марии Стюарт в 1558 году в Эдинбурге исполнялась пьеса (до наших дней не дошедшая) «Торжество и игра» (скотс Triumphe and Play ) .

После того, как Яков VI стал английским королём и уехал в 1603 году из Шотландии, драматургия пришла в упадок. В период с 1603 до 1700 года в стране, насколько известно, были написаны только три пьесы, из которых две были поставлены на сцене .

Роберт Бёрнс (1759-1796; в народе был известен как Бард, Айрширский Бард и любимый сын Шотландии ) считается «национальным бардом» Шотландии и одной из самых значительных фигур британского проторомантизма. В своей лирике он использовал элементы античных, библейских и английских литературных жанров, а также продолжал традиции шотландских макаров . Он главным образом известен как поэт, писавший на скотс (основатель современного литературного скотс ), но он знал и английский (в основном шотландские диалекты английского): некоторые из его произведений, например, «Любовь и свобода» (англ. Love and Liberty ) были написаны и на том, и на другом языке .

Кроме собственных стихов, он знаменит своими вариациями шотландских народных песен. Его стихотворение и песня «Auld Lang Syne » (рус. Старое доброе время ) поётся при встрече Хогманая (традиционный шотландский новогодний праздник); а «Scots Wha Hae » (рус. Шотландцы, которые совершили… ) долгое время считалась неофициальным гимном Шотландии .

До развития европейского романтизма Бёрнс был мало известен за пределами Шотландии: до 1800 года только три его произведения были переведены на европейские языки .

Вальтер Скотт (1771-1832) родился в Эдинбурге, но в детстве много времени проводил на ферме недалеко от руин позже увековеченной им в балладе «Иванов вечер» (англ. The Eve of St John , 1808) , в Роксбергшире, в районах, где, по преданиям, жил Томас Лермонт .

Скотт начал как поэт и переводчик с немецкого . Первым крупным его произведением была пьеса «Дом Тополя» (англ. The House of Aspen ), предложенная к постановке в 1800 году ; после нескольких репетиций работа над пьесой была прервана. Так что долгое время Скотт публиковал только лирику, в основном переложения немецких баллад (например, «Владыка огня», англ. The Fire King , ) .

Как и Бёрнс, Скотт интересовался историей шотландской культуры , собирал народные баллады, в частности, он издал сборник «Песни менестрелей с шотландской границы» (англ. The Minstrelsy of the Scottish Border , 1802) в трёх томах . Его первое произведение в прозе, роман «Уэверли, или Шестьдесят лет назад » (1814), считается первым шотландским историческим романом . После написания этого романа Скотт почти полностью перешёл в своём творчестве с поэзии на прозу .

Произведения Скотта, как и стихи Бёрнса, стали символами шотландской культуры и способствовали приобретению ею известности . Скотт стал первым англоговорящим писателем, который при жизни приобрёл всемирную славу .

Роберт Льюис Стивенсон (1850-1894) был знаменит при жизни, но на протяжении XX века в основном считался автором второсортных произведений (детской литературы и литературы ужасов) . В конце XX века у критиков и читателей вновь появился интерес к его книгам .

Кроме собственно художественной литературы, Стивенсон занимался теорией литературы, литературной и социальной критикой; он был убеждённым гуманистом . Он изучал историю и культуру тихоокеанских островов .

Хотя он больше знаменит как прозаик, его лирика также известна читателям по всему миру; его стихотворение «Реквием» (англ. The Requiem ), ставшее и его надгробной надписью, было переведено на самоанский язык и стало патетической песней, до сих пор популярной в Самоа .

Литература на валлийском языке зародилась довольно рано (вероятно, к V-VI веку), причём не только в Уэльсе, но и на юге Шотландии , населённом тогда бриттами . Самые ранние памятники : поэзия Анейрина , Талиесина , Лливарха Старого (валл. Cynfeirdd "первые поэты"), сохранившаяся в средневаллийской записи . Кроме того, о существовании поэзии в Уэльсе свидетельствует небольшое стихотворение «к посоху св. Падарна», относящееся непосредственно к древневаллийскому периоду. Из памятников на латыни можно отметить «О погибели Британии» Гильды Премудрого , а также многочисленные жития.

Расцвет валлийской литературы приходится на -XII века : именно тогда, вероятно, были записаны повести цикла «Мабиногион », аутентичные стихотворения Анейрина и Талиесина, зарождается (отчасти по влиянием гальфридовской традиции) артуровский цикл , появляются более поздние традиции, вязанные с именами древних бардов (тех же Анейрина и Талиесина). Вероятно, мифологический эпос и сказания о национальных героях, таких как Кадваладр , Артур , Тристан и др., существовали и раньше и были общебриттскими. Вероятно, через

Английская литература – это многовековая история, великолепные писатели, неповторимые произведения, которые отображают особенности национального характера. Мы взрослеем с книгами этих великих автором, развиваемся с их помощью. Невозможно передать значение английских писателей и сделанный ими вклад в мировую литературу. Предлагаем вас 10 всемирно признанных шедевров английской литературы.

1. Вильям Шекспир - “Король лир”

История Короля Лира – это история ослепленного собственным деспотизмом человека, который на склоне лет впервые сталкивается с горькой правдой жизни. Наделенный безграничной властью, Лир решает разделить свое королевство между тремя дочерьми Корделией, Гонерильей и Реганой. В день своего отречения от престола он ждет от них лестных речей и уверений в нежнейшей любви. Он знает заранее, что скажут дочери, но жаждет еще раз выслушать славословия в свой адрес в присутствии двора и иностранцев. Лир предлагает самой младшей из них и самой любимой Корделии так рассказать о своей любви, чтобы ее слова побудили его дать ей более “обширную долю, чем сестрины”. Но гордая Корделия с достоинством отказывается выполнить этот ритуал. Туман ярости застилает взоры Лира и, сочтя ее отказ посягательством на свою власть и достоинство, он проклинает дочь. Лишив ее наследства, король Лир отрекается от престола в пользу старших дочерей Гонерильи и Реганы, не осознавая страшных последствий своего поступка…

2. Джордж Гордон Байрон - “Дон Жуан”

“Ищу героя!..” Так начинается поэма “Дон-Жуан”, принадлежащая перу великого английского поэта Джорджа Гордона Байрона. И внимание его привлек герой, хорошо известный в мировой литературе. Но образ молодого испанского дворянина Дон-Жуана, который стал символом соблазнителя и ловеласа, у Байрона обретает новую глубину. Он не в силах противиться своим страстям. Но нередко и сам становится объектом домогательства женщин…

3. Джон Голсуорси - “Сага о Форсайтах”

“Сага о Форсайтах” – это сама жизнь, во всей своей трагичности, в радостях и потерях, жизнь не очень-то счастливая, но свершившаяся и неповторимая.
В первый том “Саги о Форсайтах” вошла трилогия, состоящая из романов: “Собственник”, “В петле”, “Сдается внаем”, в которой представлена история семейства Форсайтов на протяжении долгих лет.

4. Дэвид Лоуренс - “Женщины в любви”

Дэвид Герберт Лоуренс потряс сознание современников свободой, с которой он писал о взаимоотношении полов. В знаменитых романах о семье Бренгуэн – «Радуга» (был запрещен сразу после публикации) и «Женщины в любви» (издан ограниченным тиражом, а в 1922 г. состоялся цензурный процесс над его автором) Лоуренс описывает историю нескольких супружеских пар. «Женщины в любви» были экранизированы Кеном Расселом в 1969 г., получили «Оскар».
«Моя великая религия заключается в вере в кровь и плоть, в то, что они мудрее, чем интеллект. Наш разум может ошибаться, но то, что чувствует, во что верит и что говорит наша кровь, – всегда правда».

5. Сомерсет Моэм - “Луна и грош”

Одно из лучших произведений Моэма. Роман, о котором литературные критики спорят уже много десятилетий, однако до сих пор не могут прийти к единому мнению – считать ли историю трагической жизни и смерти английского художника Стрикленда своеобразной “вольной биографией” Поля Гогена?
Так это или нет, но “Луна и грош” по-прежнему остается подлинной вершиной английской литературы XX столетия.

6. Оскар Уайльд - “Портрет Дориана Грея”

Оскар Уайльд – великий английский писатель, снискавший славу блестящего стилиста, неподражаемого острослова, неординарная личность своего времени, человек, чье имя стараниями врагов и жадной до пересудов черни стало символом порочности. В настоящее издание вошли знаменитый роман “Портрет Дориана Грея” – самая успешная и самая скандальная из всех созданных Уайльдом книг.

7. Чарльз Диккенс - “Дэвид Копперфильд”

Знаменитый роман “Дэвид Копперфилд” великого английского писателя Чарльза Диккенса снискал любовь и признание читателей во всем мире. Во многом автобиографичный, этот роман рассказывает о судьбе мальчика, вынужденного в одиночку сражаться против жестокого, безотрадного мира, населенного злобными учителями, корыстными фабрикантами и бездушными слугами закона. В этой неравной войне Дэвида могут спасти лишь нравственная твердость, чистота сердца и необыкновенный талант, способный превратить грязного оборванца в величайшего писателя Англии.

8. Бернард Шоу - “Пигмалимон”

Действие пьесы начинается летним вечером на площади Ковент Гарден в Лондоне. Внезапно хлынувший проливной дождь, захвативший врасплох пешеходов, заставил их укрыться под порталом собора Св. Павла. Среди собравшихся профессор фонетики Генри Хиггинс и исследователь индийских наречий полковник Пиккеринг, специально приехавший из Индии, чтобы повидаться с профессором. Неожиданная встреча приводит в восторг обоих. Мужчины начинают оживленный разговор, в который вмешивается невероятно грязная девушка-цветочница. Умоляя джентльменов купить у нее букетик фиалок, она издает такие немыслимые нечленораздельные звуки, что приводит в ужас профессора Хиггинса, рассуждающего о преимуществах своей методики обучения фонетике. Раздосадованный профессор клянется полковнику, что благодаря его урокам эта грязнуля запросто сможет стать продавщицей цветочного магазина, в который сейчас ее не пустят даже на порог. Более того, он клянется, что через три месяца сможет выдать ее за герцогиню на рауте у посланника.
Хигинс с огромным энтузиазмом берется за дело. Одержимый идеей во что бы то ни стало сделать из простой уличной девчонки настоящую леди, он абсолютно уверен в успехе, и совершенно не задумывается о последствиях своего эксперимента, который коренным образом изменит не только судьбу Элизы (так зовут девушку), но и его собственную жизнь.

9. Уильям Теккерей - “Ярмарка тщеславия”

Вершиной творчества английского писателя, журналиста и графика Уильяма Мейкписа Теккерея стал роман “Ярмарка тщеславия”. Все персонажи романа – положительные и отрицательные – вовлечены, по словам автора, в “вечный круг горя и страдания”. Насыщенный событиями, богатый тонкими наблюдениями быта своего времени, проникнутый иронией и сарказмом, роман “Ярмарка тщеславия” занял почетное место в списке шедевров мировой литературы.

10. Джейн Остин - “Чувство и чувствительность”

“Чувство и чувствительность” – один из лучших романов замечательной английской писательницы Джейн Остин, которую по праву называют “первой леди” британской литературы. Среди самых известных ее произведений такие шедевры, как “Гордость и предубеждение”, “Эмма”, “Нортенгерское аббатство” и другие. “Чувство и чувствительность” – это так называемый роман нравов, представляющий любовные истории двух сестер: одна из них сдержанна и рассудительна, другая со всей страстью отдается душевным переживаниям. Сердечные драмы на фоне условностей общества и представлений о долге и чести становятся настоящим “воспитанием чувств” и венчаются заслуженным счастьем. Жизнь большого семейства, характеры героев и перипетии сюжета описаны Джейн Остин легко, иронично и проникновенно, с неподражаемым юмором и чисто английской сдержанностью.