Государство

Чехов в усадьбе бабкино, неподалеку от воскресенска - чеховская истра. К истории усадьбы бабкиносергей голубчиков, кандидат географических наук, член союза журналистов Чеховское Бабкино: будет ли оно возрождено

/ Наш край - усадьба Бабкино

Первые упоминания о Бабкине относятся к самому началу XVI века. В Межевом акте 1504 г., устанавливавшем границы Горетова, Сурожского и Мушкового станов, перечисляются пограничные селения разных владельцев. Там сказано: "Земля мушковская сельца Прокофьевского Василия Нефиманова да его ж деревни Орешник и Бабкино" (Леонид. Историческое описание... Новый Иерусалим, 1876). Далее в том же документе упомянута и деревня Михайловка, принадлежавшая селу Бужарову. Фамилия владельца сельца Прокофьевского Василия Нефиманова впоследствии заменила его прежнее название, и "Прокофьевское" превратилось в "Ефиманово". Все эти селения относились тогда к Мушкову стану Дмитровского уезда. В Смутное время многие из них запустели. В Межевых книгах Андрея Загряжского и Гаврилы Владимирова, относящимся к 1628-1630 годам, в месте, где описывается межа села Бужарово, сказано: "через дорогу, что ездят на пустошь Бабкино Богоявленского монастыря вотчины.... направе земля Осипова монастыря (т.е. Йосифо - Волоколамского монастыря - С.Г.) пустошь Большая Михайловская а по левую земли Богоявленского монастыря пустошь Бабкино"..., "... пустошь Михайловская... а налеве земля Богоявленского монастыря пустошь Ефиманова" (РГАДА, ф. 1209, оп.1, кн. 631, л. 574 об.). Таким образом, все бывшие в начале XVI века селения через столетие превратились в пустоши и были отданы монастырям. Впрочем, запустение после Смуты и польско - литовской интервенции 1606-1620 г.г. коснулось всего Западного Подмосковья, населенность которого упала почти на в 10 раз. Цветущий край всего за каких-нибудь два десятилетия превратился в сущности в мертвую пустыню, кладбище. Известно, что польские интервенты были и на территории современного Истринского района - они сожгли тогда деревню Телепнево, Лучинское. Наверняка, в поисках добычи они не обошли и Бабкино.

Медленно поднималась из пепла русская земля. Лишь во второй половине XVII века начинается повторное заселение этих пустошей, и у возрожденных селений появляются новые владельцы, которые довольно часто менялись. Заселялась опустевшая земля и выходцами из-за государственного рубежа, прежде всего литовского (пленными, вольными), мелкой шляхтой, крестьянами. По-видимому именно в это время появились на истринской земле "белорусы и литвины", которые переходили на службу к России, испытав на себе все "прелести" польско-литовского владычества. Так, Ю. В. Готье (Замосковный край в 17 веке. М., 1937) отмечает, основываясь на Писцовых книгах, что в Горетовом стане, в вотчине А. Полева можно было в 1624-25 гг. встретить бобыля Юшку Савостьянова "можарские земли полоняника" (стр. 163).

В начале XVIII века Бабкино значится уже как "сельцо", т. е. местом, где находился двор вотчинника. Неоднократные перемены границ уездов приводили к тому, что соседние селения оказывались одновременно в трех разных уездах: например, Бабкино относилось к Московскому, Михайловка - к Дмитровскому, а Ефиманово - к Рузскому уездам.

В 1724 г. Бабкино находилось во владении мичмана морского флота А. А. Возницына, а после смерти его вдова в 1743 г. продала это сельцо и две деревни сестре Возницына Матрене, мужем которой был контр-адмирал Иван Акимович Синявин (Историческое описание... М., 1996), Межевой план сельца Бабкина и деревни Ефиманова был составлен в 1769 г. В экспликации к нему сказано, что они находятся во владении "морского флота капитана командора Ивана Иванова сына Синявина и вдовы и дочери Полуниных... а внутри того владения состоит пашенной земли 185 десятин, лесу дровяного 234 десятины 1954 кв. саж., сенного покосу 19 дес. 611 кв. саж., под селением, гуменниками и конопляниками 9 дес. 1265 кв. саж. ...в сельце Бабкине и деревне Ефимановой мужска полу 78 душ" (РГАДА, ф. 1354, оп. 867, Б-1 "с". План сельца Бабкина).

На деревню Михайловку, также принадлежавшую Синявину, был составлен отдельный межевой план (там же, оп. 867, М-39. План д. Михайловки). Из более ранних документов известно, что там еще в 1743 г. находился "двор помещика", т.е. эта деревня была сельцом.

В "Экономических примечаниях к планам дач Генерального межевания" 1780-х гг. сказано, что в Бабкине находится "дом господский деревянный, при нем сад с плодовитыми деревьями" (РГАДА, ф.1355, оп.1, д. 755). В то же время эта местность входила в состав очень недолго просуществовавшего (1781-1794 гг.) Воскресенского уезда, но уже вскоре отошла к Рузскому. По составленному в конце XVIII века описанию Московской губернии, сельцо Бабкино с двумя деревнями "состоит за капитан - поручецей дочерью Рукиной и за девицею Надеждою Полуниной" (РГВИА, ВУА N 18861, ч. VI, N 775).

В 1815 г. после смерти Аграфены Полуниной, по решению Звенигородского уездного суда была составлена опись принадлежавшего ей сельца Бабкина, которая рисует картину полностью разрушенного хозяйства. Это хозяйство за долги передавалось поручику Н. С. Сукманову (отметим, что французское нашествие 1812 г. этих мест не коснулось, отряд маршала Богарнэ прошел южнее Воскресенска на Звенигород). По описи 1815 г. в сельце Бабкино был господский дом деревянный ветхий, крыт тесом; скотных изб деревянных ветхих, крытых соломою - 2, при этих избах двор плетневый крыт соломою, господского скота и птицы не имеется. Господских экипажей: карет -1. Господская посуда: кастрюль больших-3, самовар - 1. Земли там числилось пашенной 185 лес., лесу дровяного 234 дес., сенного покосу 19 дес., в целом все имение оценивалось в 6 171 руб.

В конце 30-х гг. XIX века сельцо Бабкино принадлежало госпоже Пушкиной. Владельцы имения вели образцовое сельское хозяйство, и в числе лучших по Звенигородскому уезду было отмечено в 1841 г. в "Московских губернских ведомостях" (N 48, стр. 737). Жители сельца, кроме сельского хозяйства, занимались также выделкой овчинных тулупов (Сборник материалов по изучению Москвы и Московской губернии, Под ред. Н. Бочарова, М., 1864). Вскоре имение было продано А.И. Рукиной за 5 800 руб. (ЦГИА г. Москвы, ф. 98, оп.1, д.107); в семействе Рукиных оно находилось примерно до конца 60-х годов XIX века. В "Указателе селений и жителей Московской губернии" К. Нистрема (М., 1852) отмечено, что "сельцо Бабкино" принадлежит Рукину Владимиру Алексеевичу, коллежскому советнику. В имении "дворовых 10 душ мужского полу, 7 женского, живут на господской усадьбе". В "Извлечении из описаний помещичьих имений" по данным ревизионных комиссий на 1860 г. мы находим, что в имении Рукиина в с. Бабкино в это время проживало 29 дворовых при имении и 150 крепостных крестьян (всего в селе было 36 домов), пахотной земли всего было 180 десятин (на одну душу - 1,2 дес.) (см. Воскресенский уезд Московской губернии, Воскресенск, 1924).

В 1874 г. Бабкино покупает коллежский секретарь Алексей Сергеевич Киселев за 19 тыс. рублей "у какого-то немца" - так сказано в воспоминаниях сестры жены С. В. Киселева, писательницы Н. В. Голубевой (Н. В. Голубева. Воспоминания о Чехове. "Литературное наследие" N 68. М., 1960). Возросшая стоимость усадьбы объяснялась тем, что Киселев приобрел ее с почти построенным домом, с несколькими флигелями и хозяйственными постройками. Достройка дома продолжалась еще почти 12 лет, но зато, по словам той же Голубевой, "Киселевы получили дачу как игрушечку".

А. С. Киселев был главой небогатого семейства и занимал должность земского начальника. Несмотря на свои скромные доходы, А. С. Киселев был попечителем церковно - приходской школы в селе Никулино Он приходился племянником известного при Николае 1 дипломата Киселева, а его жена Мария Владимировна была дочерью драматурга В. П. Бегичева, бывшего в то время директором Императорских театров в Москве и внучкой известного просветителя и масона Н. И. Новикова. Сама она также занималась литературным творчеством - в основном это были детские рассказы.

Приобретенную и обустроенную ими усадьбу Киселевы превратили в место, которое охотно посещали многие деятели искусства и литературы, и все они с большим уважением отзывались о владельцах Бабкина, и оставили о них немало лестных воспоминаний. Именно у Киселевых-Бегичевых останавливался в 1885-87 гг. А. П. Чехов и И. И. Левитан.

На акварелях приезжавшего в Бабкино брата писателя Михаила Чехова запечатлены главный усадебный дом, пристроенная к нему кухня, флигель, в котором жили Чеховы, и вид из-за реки (альбом хранится в Государственном Литературном музее. Рукописные фонды. ОФ-4651).

Одноэтажный барский дом с просторной террасой и мезонином своим главным фасадов был обращен к Истре. Он стоял у крутого обрыва, огороженного балюстрадой, откуда вела крутая лестница к купальне. Около дома были разбиты газоны, цветники, проложены дорожки и аллеи. Усадьба была, скорее всего, построена в 60 -е или 70-е годы, хотя посетивший Бабкино в 1915 г. литературовед Ю. Соболев (Ю. Соболев. Антон Чехов. М., 1916) считал, что дом построен раньше, в 40-е годы XIX века. Соболев отмечал, что дом "поразительно красив, стоит крепко и следов времени на нем незаметно".

В усадебный комплекс, кроме флигеля, в котором жили Чеховы, входили также оранжерея и многочисленные хозяйственные постройки: сараи, погреба, ледники и пр. Усадьба, как хозяйственное заведение, не приносила хозяевам большого дохода, и Киселевы, люди и так довольно среднего достатка, ко второй половине 90-х гг. стояли на грани разорения. Достаточно сказать, что это время в деревне Бабкино жило всего 4 человека (А. П. Шрамченко, Справочная книга Московской губернии, М., 1890). Киселевы вынуждены были продать имение за долги (по-видимому, оно уже было заложено). Купил его отставной гусар - полковник Котляревский, но и сам он вскоре продал Бабкино (ЦГИА г. Москвы, ф.54, оп. 165, д. 259).

Новым владельцем усадьбы стал купец Колесников, который решил полностью сменить профиль усадьбы. Сначала - во флигеле - была устроена мастерская белья, но вскоре новый хозяин задумал открыть еще и художественно-ремесленную школу для крестьянских девочек (там же). Для нее он решил приспособить еще один из флигелей, проект капитальной перестройки которого был разработан и подан на рассмотрение строительного отделения Московского Губернского правления. К чертежам перестройки флигеля прилагался общий план местности с показанием всех построек усадьбы. Из этого чертежа видно, что в Бабкине существовал целый хозяйственный комплекс в форме почти замкнутого четырехугольника, в который входили конюшни, коровник, сараи, Он находился в южной части усадьбы, и к нему подводила дорога. К востоку от строений на плане показан парк, занимавший несколько десятин (ЦГИВ г. Москвы, ф.54, оп. 166, д.419).

Художественно-ремесленная бесплатная школа была открыта в Бабкине в 1912 г; был составлен Устав ее деятельности, в котором записано, что там будут давать познания по разным видам вышивально - белошвейного мастерства. В воспоминаниях Ю. Соболева указано, что школа размещалась и в половине усадебного дома. Только две комнаты еще сохраняли в то время прежнюю, барскую обстановку.

После революции Бабкино было передано в Воскресенское райуправление советскими хозяйствами. В 1920 г. в Акте о его приеме перечислены сохранившиеся усадебные постройки, причем некоторые из них названы по их последнему использованию: барский дом с мезонином, канцелярия, квартира заведующего, корпус 2-х этажный полуразрушенный, сторожка с оранжереей, скотный двор каменный с конюшней, свинарником, каретные сараи, мельницы, кузница, 2 ледника, навесы, амбары. В ведомостях о постройках указано, что в главном доме находилось 12 комнат в нижнем этаже и 3 комнаты в мезонине (ЦГАМО, ф. 4997, оп. 1, д. 599). Кроме того, имеется опись обстановки по комнатам.

Усадебный дом сгорел в 1929 г. (Радченко, Евтюхов "По Истринскому краю", 1934). К настоящему времени сохранились лишь остатки усадебного парка, который входит в число памятников истории и культуры Истринского района, составленном Комитетом по культуре Администрации Московской области.

С Бабкино связно и еще одно имя - извсестного ученого, географа, карстоведа, антропогеографа А. А. Крубера (1878-1940 гг.). Он родился в Воскресенске и в раннем детстве родители вывозили его на лето в Бабкино (см. "Истринские вести" от 20 января 1994 г., статья С. Голубчикова "Географ из Воскресенска").


Многострадальная бабкинская земля ничем не защищена, вполне можно купить ее, и теперь уже с другой целью перелопатить — дабы стоял здесь, на берегу реки, за высоким забором какой-нибудь очередной дворец солидного семейства.

И всё же — как похожа судьба Бабкино на судьбу вишневого сада в знаменитой чеховской пьесе!… Собственно, с Бабкино всё и началось… Ну, то есть вызревал тут «синдром вишневого сада» — это когда, с одной стороны, полная беспомощность, дряблость интеллигентов, а с другой — голый прагматизм предпринимателей, когда исключительно материальная выгода диктует правила игры.

С конца позапрошлого века бабкинская усадьба и ее сад под дамокловым мечом угрозы утраты – в реальном и литературном исполнении: сначала у реальных Киселевых — владельцев усадьбы, потом «У знакомых» — литературных (есть такой у Чехова рассказ, основанный во многом на бабкинских реалиях) и, наконец, у чеховской Раневской в «Вишневом саде».

Раневская потому и появилась, что Антон Павлович почувствовал: частные утраты непутевых хозяев — дворян по происхождению — и частная погибель «какого-то» вишневого сада – отнюдь не случайны. Вот и продолжение истории нелитературного, невыдуманного — нашего Бабкино в том же духе: за Киселевыми — владельцы Котляревские. А они, по той же причине, что у Киселевых, продают имение за долги с торгов. Вот тут-то и появился Лопахин — в виде реального мануфактурщика Алексея Колесникова. Нет, он землю не отдал в аренду под дачи (как намеревался это сделать Лопахин), а занялся устройством в имении швейного производство по пошиву белья… А для этого запланировал перекроить всю усадьбу. И вряд ли выдержал бы бабкинский сад и парк конкуренцию с бельем, да тут подоспела революция. Естественно, не для сбережения дворянской усадьбы, а для того, чтоб – гори всё огнем!

Правда, гореть стало попозже — в 1929 году. И не всё сразу. Еще в начале 50-х некоторые заброшенные постройки доживали свой век, а потом их растащили на дрова. Но самое кощунственное — срыта сама земля, на которой стоял главный усадебный дом, съедена карьером — песок забирали… Да и в других местах следы зубов экскаватора. Даже самый свирепый из Лопахиных, пожалуй, не додумался бы до этого! Что им Чехов — у новых Лопахиных одна путеводная звезда, она под названием – ВЫГОДА.

Ну, а потом наелись вдоволь — получили то, чего желали, и отошли. И сейчас здесь, в полном смысле слова, мерзость запустения, место отвратительной свалки…

Правда, у новейших Лопахиных найдутся капиталы и по-крупнее капитала того предприимчивого купца начала ХХ века. Многострадальная бабкинская земля ничем не защищена, вполне можно купить ее, и теперь уже с другой целью перелопатить — дабы стоял здесь, на берегу реки, за высоким забором какой-нибудь очередной дворец солидного семейства.

С другой стороны, если зацикливаться на возмущении, то так и просидим всю жизнь на «праведном гневе», ничего не сделав для сохранения того, что не измеряется денежными купюрами и является духовной опорой жизни человека. Короче говоря, пора покончить с «синдромом вишневого сада»! Чтобы сказать в итоге – ВИШНЕВЫЙ САД не продан!

Антон Чехов вспоминает Бабкино.

Проблемы – и те, что на поверхности, и те, что внутри и скрыты Чеховым от посторонних глаз, — не могли исчезнуть, раствориться, но всё же, пусть на короткое время, они отступали в те благословенные летние дни в Бабкино.

Позади первое бабкинское лето семьи Чеховых – длинное дачное лето 1885 года: оно начиналось в начале мая и закончилось в конце сентября.

В письме из Москвы 1 октября 1885 года Антон Чехов вспоминает Бабкино. Письмо адресовано Марии Владимировне Киселевой. Но прежде чем привести строки письма, всё же стоит напомнить о той замечательной среде общения, сложившейся в Бабкино, об удивительной её атмосфере, о которой, право, хочется сказать – подарок судьбы.

Сестра Чехова, Мария Павловна, в своих воспоминаниях как-то обмолвилась: «…Самые люди собирались в Бабкине точно на подбор». Да уж… Начиная с хозяев усадьбы Бабкино – дворян Алексея Сергеевича и Марии Владимировны Киселевых.

Мария Владимировна Киселева — внучка выдающегося просветителя, писателя и издателя Н.И. Новикова. Она получила хорошее образование, в том числе музыкальное (в числе ее учителей знаменитый композитор А.С. Даргомыжский), обладала литературными способностями — писала рассказы, сотрудничала в ряде детских журналов. Умная, начитанная, обладавшая художественным чутьем – недаром Чехов в своих письмах (а переписка длилась до начала 1900-го года) будет поверять ей свои глубинные, сокровенные мысли о литературном творчестве. Отец М.В. Киселевой, Владимир Петрович Бегичев, – воспитанник Московского университета, драматург, актер – любитель, в прошлом инспектор репертуара московских императорских театров, а затем и управляющий театрами. Он был весьма колоритной и заметной фигурой артистической Москвы.

Алексей Сергеевич Киселев, занимавший должность земского начальника, происхождения еще более знатного. Его отец, Сергей Дмитриевич, — полковник лейб- гвардии Егерского полка, с 1837 года Московский вице-губернатор. В числе его московских знакомых А.С. Пушкин. С женой С. Д. Киселева Елизаветой Николаевной Ушаковой А.С.Пушкин был в добрых, дружеских отношениях. Павел Дмитриевич Киселев, русский посол в Париже, крупный дипломат в период правления Николая I, приходился дядей А. С. Киселеву. А.С. Пушкин, хорошо знавший Павла Дмитриевича Киселева, назвал его «самым замечательным из наших государственных деятелей».

Однако причастность Киселевых к «сливкам общества» не сделала их высокомерными. Не было в них и тени какой-либо сословной заносчивости. А ведь Чехов никогда и нигде не скрывал, что предки его были крепостные крестьяне, что семья его – из разорившихся лавочников провинциального портового города, сбежавших из Таганрога в Москву в поисках безбедной жизни. Но может быть, тут сказывался некий «эффект почитания» Чехова как писателя? Так ведь ни Антон Чехов, ни его окружение не знали тогда, что «Антон Чехов – великий русский писатель»…

Доброжелательными, сердечными, почти родственными сложились отношения Чеховых с семейством Киселевых — Алексеем Сергеевичем, Марией Владимировной и их детьми Сашей (Чехов называл ее в шутку то Василисой, то Василисой Пантелеевной) и Сережей. И не случайно позже Сережа (Котафей Котафеевич — по «версии» опять же Антона Павловича) жил некоторое время в семье Чеховых в Москве на Садово-Кудринской. «Милые и добрые люди», — скажет Чехов о Киселевых, ставших друзьями Чеховых на долгие годы.

Итак, вот что обитателям Бабкино пишет Чехов: «…В моей бедной душе до сих пор нет ничего, кроме воспоминаний об удочках, ершах, вершах, длинной зеленой штуке для червей… о камфарном масле, Анфисе, дорожке через болото к Дарагановскому лесу, о лимонаде, купальне… Не отвык еще от лета настолько, что, просыпаясь утром, задаю себе вопрос: поймалось что-нибудь или нет? В Москве адски скучно, несмотря ни на что… Был сейчас на скачках и выиграл 4 р. Работы пропасть… Кланяюсь Алексею Сергеевичу так, как коллежские регистраторы кланяются тайным советникам или отец Сергий — князю Голицыну. Сереже и Василисе, которых я каждую ночь вижу во сне, салют и почет. А за сим, пожелав Вам здоровья и хорошей погоды, пребываю преданный А. Чехов».

Конечно же, Чехов вспоминает ещё о многом другом, о чем не упомянул в письме: о чудесной природе Бабкино — об этих, его же словами, «за душу хватающих пейзажах», о встречах с новыми, интересными, талантливыми людьми – гостями Бабкино, о музыкальных и литературных «сходках» в гостеприимном доме Киселевых …

В конце концов, бабкинское лето – это замечательный отдых: тут, кроме рыбалки, охота, ягодно — грибные походы в Дарагановский лес и, конечно же, купание в речке. Кстати, именно в то лето была построена купальня. Вот в тут-то и произошел тот занятный случай, который так великолепно описал Чехов в своем юмористическом рассказе «Налим»…

Нет, проблемы – и те, что на поверхности, и те, что внутри и скрыты Чеховым от посторонних глаз, — не могли исчезнуть, раствориться, но всё же, пусть на короткое время, они отступали в те благословенные летние дни в Бабкино.

А впереди в судьбе Чехова еще два замечательных бабкинских лета…

Елена Штейдле. Краеведческое общество «Наследие»

Бабкино: с какого бока Истринскому району припёка?

Да, был и такой вопрос…Он возник, когда краеведческим обществом «Наследие» и Истринским районным отделением охраны памятников была выдвинута инициатива восстановления парка Бабкино как первого этапа возрождения всего комплекса усадьбы Бабкино. Что ж, попытаюсь ответить. Но прежде чем ответить на сей вопрос, хочется напомнить (ну, на всякий случай…), что жил такой писатель Антон Павлович Чехов, и так случилось, что пересеклась его судьба с нашим истринским краем. Так вот именно в усадьбе Бабкино пребывание А.П.Чехова на истринской земле было наиболее длительным и плодотворным. Здесь состоялось становление Чехова как писателя, многие из рассказов, написанных в Бабкино, вошли в золотой фонд русской литературы, немало сюжетов последующих своих произведений Чехов почерпнул из жизни обитателей усадьбы и окрестных деревень. Не в последнюю очередь свое вдохновение А.П. Чехов черпал в исключительно красивой природе Бабкино, которой писатель неизменно восхищался, говоря о ней – «за душу хватающие пейзажи»…

В Бабкино протекала его дачная жизнь, позже Антон Павлович Чехов вспоминал о ней с теплотой и благодарностью.

Оценивая значение усадьбы Бабкино для истории нашего района, нельзя не учитывать и тот знаменательный факт, что здесь жил и творил выдающийся русский художник И.И. Левитан – друг Чехова. Уже вдали от Бабкино, мысленно возвращаясь на берега Истры,

Левитан писал: «Я не дождусь минуты увидеть поэтичное Бабкино: о нем все мои мечты».

Известно также, что усадьбу посещали видные деятели культуры конца XIX века.

Сохранились план, фотографии и макет усадьбы Бабкино. В перспективе возможно восстановление комплекса усадебных построек.

Кроме историко-культурной значимости, Бабкино обладает значительным эколого-эстетическим, рекреационным и туристическим потенциалом. На территории парка возможно проведение разнообразных историко-культурных, театральных, учебно-просветительских мероприятий.

Немаловажна и большая историко- культурная насыщенность окрестностей Бабкино – если учитывать близость Бабкино к Новоиерусалимскому монастырю, к Преображенской церкви в с. Бужарово и Казанской в д. Полевшине. Безусловно, это является дополнительным фактором привлекательности Бабкино с точки зрения туризма.

Таким образом, основания для возрождения усадебного комплекса Бабкино весьма значительные. И это возрождение, без сомнения, будет способствовать повышению культурного статуса, престижа Истринского района.

Хотя, полагаю, есть вещи и по — важнее престижа. Это – воспитание ума, души и совести человека. В двух словах об этом не скажешь. Но одно несомненно — зримое восстановление чеховских священных мест имеет прямое к этому отношение.

Так с какого же бока Бабкино Истринскому району припёка? Ответ, по-моему, очевиден: Бабкино – это и не сбоку, и не припёка.

Елена Штейдле.

Чеховское Бабкино: будет ли оно возрождено?

Истринское районное отделение охраны памятников о проделанной работе.

Напомню, что краеведческим общество «Наследие» и Истринским районным отделением охраны памятников была выдвинута инициатива возрождения усадьбы Бабкино. Вскоре с этой инициативой ознакомилась Чеховская комиссия Российской Академии наук.

Однако в начале весьма непростого и длительного процесса возрождения усадьбы необходимо решить задачу защиты территории усадьбы от возможных посягательств на нее тех, кто, мягко говоря, далек от целей возрождения мест, связанных с именами А.П. Чехова и И.И.Левитана. Этой защитой является статус памятника истории и культуры. Что же сделано для приобретения территорией усадьбы этого статуса?

Истринское районное отделение охраны памятников обратилось в Министерство культуры Московская области, после получения соответствующей консультации была начата работа по составлению комплекта документации для ходатайства перед Министерством культуры Московской обл. по присвоению территории парка бывшей усадьбы Бабкино статуса охраняемого памятника истории и культуры. Данная работа была завершена к марту 2007 года.

В этот же период районное отделение охраны памятников получило приглашение на Чеховские международные чтения в Мелихово в качестве участников. На Чтениях был представлен доклад о достопримечательностях Истринского района, связанных с А.П. Чеховым. В нем, в частности, были изложены перспективы возрождения усадьбы Бабкино. Истринская инициатива была одобрена участниками Чтений.

Кроме того, районное отделение охраны памятников инициировало включение Истринского района в число муниципальных образований Московской области, участвующих в подготовке и проведении празднования 150-тия со дня рождения А.П.Чехова в 2010 году, оно разработало план мероприятий Истринского района, посвященных юбилею А.П.Чехова.

Один из пунктов этого плана, позже утвержденного Губернатором Московской области Б.В. Громовым, — «Разработка проекта мемориально-исторической территории парка усадьбы Бабкино». Но, опять же, реализация этого пункта невозможна без статуса памятника истории и культуры.

Так что же со статусом? Несколько месяцев комплект документации находился на рассмотрении в Министерстве культуры Московской области. В июле 2007 г. был получен ответ, суть которого заключается в следующем: основания для отнесения территории бывшей усадьбы Бабкино к объектам культурно-историческим значения признаны достаточными, однако необходимы сведения о правовом режиме использования земельного участка данной территории.

Надо сказать, в процессе подготовки документов, Истринское отделение охраны памятников обращалось с запросом о правовом режиме в Истринский филиал ФГУ «Земельная кадастровая Палата», однако ответ получила невразумительный. К сожалению, сложности с документом о правовом режиме продолжились. Документ стал настоящим камнем преткновения.

Наконец, в октябре 2007 г. Министерство культуры направило письмо в Администрацию Истринского района по вопросам территории Бабкино. Но по некоей причине ответ из Администрации не последовал.

Затем Истринское отделение охраны памятников направило вторичный запрос о правовом режима территории. На этот раз ответ, полученный в апреле 2008 г., содержал вполне конкретную информацию: указанная территория расположена на землях категории «земли запаса».

Фактически это означает, что территория может быть освоена в качестве мемориально-исторической, поскольку не находится в частном владении. Полученный документ был направлен в Министерство культуры.

Казалось бы, есть все основания полагать, что мы очень близки к благополучному завершению истории со статусом, но у Министерства появились новые вопросы. Впрочем, в данном случае, разрешимые, а потому надеемся, что в ближайшее время Министерство культуры примет положительное решение в отношении дальнейшей судьбы чеховского Бабкино.

Елена Штейдле.

Памятное место, связанное с именами А.П. Чехова и И.И.Левитана, получило статус выявленного объекта культурного наследия.

Три года усилий, в том числе по преодолению всяческих препонов, всё же оправдались! Многострадальная бабкинская земля бывшей усадьбы Бабкино, которую безжалостно использовали когда-то в качестве карьера, а потом превратили в место свалки, теперь под защитой государства. Это памятное место, связанное с великими именами А.П. Чехова и И.И.Левитана, получило статус выявленного объекта культурного наследия. А ведь было немало скептиков!…

Вот текст распоряжения Министерства культуры Московской области за подписью первого заместителя министра культуры Правительства Московской области Т.Е. Ширшиковой: «Министерство культуры Московской области информирует, что в соответствии с распоряжением Министерства культуры Московской области от 01.07.09 № 249-р «Памятное место, на котором располагалась усадьба «Бабкино», связанная с жизнью и творчеством писателя А.П. Чехова и художника И.И.Левитана, 2-я пол. XIX в.», расположенное по адресу: Истринский муниципальный район, Бужаровское сельское поселение, д. Бабкино отнесено к выявленным объектам культурного наследия».

Статус объекта культурного наследия – своего рода охранная грамота от посягательств на данную территорию частных лиц, преследующих цели садово-дачного и коттеджного строительства. Кроме того, согласно закону об объектах культурного наследия, на охраняемой территории «устанавливается особый режим использования земель, ограничивающий хозяйственную деятельность и запрещающий строительство, за исключением применения специальных мер, направленных на сохранение и регенерацию историко – градостроительной или природной среды объекта культурного наследия.»

Полученный статус должен стать отправной точкой для возрождения парка усадьбы «Бабкино», а в будущем и всего усадебного комплекса.

У Истринского района есть достаточные предпосылки встать в один ряд со знаменитыми священными уголками России, связанными с именами А.П. Чехова и И.И.Левитана. От нашей заинтересованности, от осознания важности поставленной задачи во многом будет зависеть реализация этих предпосылок.

Проведению проектно-изыскательских и восстановительных работ должна предшествовать проработка и согласование многочисленных правовых, земельных вопросов. И, разумеется, требуются большие материальные средства муниципалитета. Несомненно, потребуется и привлечение внебюджетных средств – инвестиционных средств бизнеса, коммерческих структур, средств спонсоров и благотворителей Истринского района.

Впереди работа, масштабы которой весьма значительны, если не сказать – огромны. Но имена великих соотечественников А.П.Чехова и И.И.Левитана стоят наших усилий, стоит усилий достояние культуры, которое должно принадлежать нашим современникам и будущим поколениям.

Хочу выразить признательность за оказанную мне помощь в работе старожилу деревни Бабкино Римме Георгиевне Дудинской, краеведу Евгению Константиновичу Иноземцеву и главному архитектору музея «Новый Иерусалим» Виктору Петровичу Гришину, а также всему краеведческому обществу «Наследие» за моральную поддержку.

Елена Штейдле . Ответственный секретарь Истринского районного отделения охраны памятников.

Маленькая цена за большой готовый

Новый теплый дом: дуплекс-термо для постоянного проживания, жилая площадь 200м2 плюсом к этому: крыльцо 8м2, большая веранда 22м2, два больших балкона 8 и 22м2, лестница, помещение под сауну (спортзал) и топочную на участке 3 сотки в котеджном поселке Рождественский парк рядом с д.Клушино в 19км по Ленинградскому ш. Общая площадь с летними 275м2. В стороне от авиатрасс. Поселок окружен лесом. До леса 50 метров. Экология отличная, нет производств. Тишина. Нет смога и шума. Подъезд круглогодичный асфальт до крыльца. Четыре км через лес озера Круглое, Нерское и Долгое с пляжем. В 7 минутах на авто "Метро", в 10мин Лента, Ашан, Леруа Мерлен и Зеленопарк. 15-20 минут до Москвы, 10 минут до Зеленограда, Сходни и Лобни. В 3км школа, дет. сад и т.д. 4 шоссе: М10, М11, Дмитровское и Рогачевское. Есть готовый полностью "под ключ" с отделкой и отоплением, гор и хол вода, розетки. люстры, бра, чугунная ванная, душевая кабина с гидромассажем ног и спины, сиденьем, вентиляция и т.д 5.5 млн. Полностью меблированный - кухня и лестница из натуральной лиственницы, элитные матрасыи т.д 5.75 млн. Полных два этажа 2.8м плюс ЖИЛОЙ мансардный этаж. Современная удобная планировка с крыльцом, верандой, эркером, двумя балконами. Первый этаж: холл 16м2, кабинет (спальня) 12.5м2, кухня 14м2 с эркером, гостинная-столовая 26м2. Три спальни и холл с эркером на 2 этаже. Санузлы 8, 9 и 10 м2 на каждом этаже. На мансарде: сауна, 2 спальни и кабинет. Качественные окна REHAU, фурнитура ROTTO с энергосбер. поворотно-откидными стекло-пакетами. Дом построен, коммуникации заведены, частично сделан ремонт. Месяц на все РАБОТЫ ПО ОТДЕЛКЕ, ЭЛЕКТРИКЕ, САНТЕХНИКЕ, ВЕНТ И ОТОПЛЕНИЮ И ГОТОВО! Мягкая кровля. Дом очень теплый. Недорогое отопление. Принудительная мощная вентиляция: . Итак: дом 225м2+ крыльцо+веранда+2 больших балкона+3 сотки+Электричество 3 фазы 20Квт+гор. и хол. вода+канализация+ ровные стены+охрана+ оптика 100МБит+2х контурный большой биосептик 8 КУБОВ + металлический кованый забор + стоянка на 3 авто + сосны + вид на лес + асфальт до крыльца. Цена 12700\м2! Коммунальные платежи 0р! Охрана. Строил для себя. Все с запасом. Качественные материалы. На все есть документы. Компактная застройка квартала: со всех сторон жилые дома. Гарантия. Поселок застроен и заселен домами для постоянного проживания. Летом будет газ. Вокруг грибные леса, лесные озера. Озеро Долгое самое чистое в МО. Есть пляжи и зоны отдыха. Пруд 300м. Кругом пансионаты, дома отдыха. санатории. Роскошные заповедные места в 20минутах от Москвы. Дом очень теплый, при этом свежий воздух в каждом помещении: 4 проф. мощных канальных тихих вентилятора. Дороги чистые зимой и летом. В деревне есть фермеры, магазин, свежие продукты. хвойный свежий воздух. Самый высокий участок в центре поселка. На крыше софиты, вент-выводы и металлическая финская система водоотвода. Подъездная дорога через хвойный лес. Рядом пруд и река. Организована система видеонаблюдения. Два дуплекса вместе продаю за 8 млн.


Сегодня немыслимо представить художника без работы на натуре – великолепные русские пейзажисты Саврасов и Шишкин и не менее превосходные мастера французского Барбизона Руссо и Милле в середине XIX столетия открыли миру пленэрную живопись. Их последователь, подаривший миру более тысячи «пейзажей настроения», Исаак Левитан, руководствуясь советами учителей и французскими альбомами, пришел к собственному неповторимому стилю. Для пленэра необходима натура, в поисках которой мастера кисти забирались в неведомые дали, отыскивая их через знакомых, друзей или коллег. Часто это были усадьбы, с их буйной природой, чарующими садами, музыкой по вечерам, театральными постановками, рыбалкой и охотой. Усадьба давала возможность работать и отдыхать. Здесь завязывались дружеские и любовные отношения - это была маленькая жизнь.

Личность и размах художественного творчества Исаака Ильича Левитана представляют собой поистине уникальное явление XIX столетия. При этом для профессионалов и любителей искусства еще во многом неизвестным остается значение в жизни и творчестве художника усадеб, с которыми было связано более 10-ти лет его жизни, самые яркие впечатления юности и зрелой поры, о чем свидетельствуют дневники современников, статьи, письма. Усадьбы Бабкино Киселевых, Затишье, Мелихово Чеховых, Болдино, Островно Ушаковых, Горка Турчаниновых, Успенское С.Т. Морозова, Богородское Олениных, Дугино Н.В. Мещерина, Гарусово, Берново, Покровское становились для Левитана и его друзей приютом, импульсом для творчества, дарившим миру шедевры русской живописи.

Одной из самых светлых страниц усадебной жизни Левитана стало лето 1885 г., а затем 1886 г., проведенные в окрестностях Нового Иерусалима. Имение находилось в пяти верстах от Воскресенска (сейчас г. Истра). Иван Павлович Чехов, работавший в Воскресенске учителем, познакомился с Алексеем Сергеевичем Киселевым - владельцем усадьбы Бабкино - коллежским секретарем, племянником русского посла и друга А.С. Пушкина графа Николая Киселева. Чеховы стали часто бывать в семье Киселевых, а с 1885 года три лета подряд жили у них на даче в Бабкине, где «не говоря уже о действительно очаровательной природе, к услугам были и большой английский парк, и река, и леса, и луга, и самые люди собрались в Бабкине точно на подбор». Киселевы были культурны и образованы. Матери А. С. Киселева - E. H. Ушаковой Пушкин посвящал стихи. Жена Киселева - Мария Владимировна была дочерью бывшего директора московских императорских театров В. П. Бегичева. Она сотрудничала в ряде детских журналов, и Антон Павлович неоднократно помогал ей, давая критические замечания на ее рассказы. Живший летом в усадьбе В. П. Бегичев был близко знаком с А. С. Даргомыжским, П. И. Чайковским, А. Г. Рубинштейном и А. Н. Островским. Его рассказы и воспоминания были очень интересны для молодого Чехова.



Семья Чеховых занимала отдельный флигель. Работая за столиком у большого окна, Антон Павлович любовался красотой бабкинского пейзажа. «Перед моими глазами расстилается необыкновенно теплый, ласкающий пейзаж: речка, вдали лес, Сафонтьево, кусочек Киселевского дома... Слушал я, как поет соловей, и ушам не верил». Бабкинские впечатления широко отразились в чеховских произведениях. «Во всех почти рассказах того времени, - вспоминает М. П. Чехов, - можно увидеть ту или иную картину Бабкина», то или иное лицо из жителей Бабкина и окрестных деревень. «Дочь Альбиона», «Налим», «Верочка» - лишь небольшая часть рассказов, написанных на основе бабкинских впечатлений. Впоследствии Чехов неоднократно бывал в Бабкине наездами. В 1897 году, тяжело больной, он писал из Ниццы М. В. Киселевой: «Здесь очень хорошо, но, тем не менее, все-таки я с удовольствием провел бы Рождество не здесь, а в Бабкине, которое мне так мило и дорого по воспоминаниям».

С Антоном Павловичем Левитана связывала нежная дружба, и естественно, что Чеховы были очень обрадованы, узнав, что Левитан живет по соседству с ними. Однако не обошлось без волнений: однажды Антону сообщили о том, что у художника вновь начались часто мучившие его приступы. Несмотря на ночь и проливной дождь братья Чеховы с фонарями отправились в Максимовку. Долго сидели у постели больного художника, шутили, острили, и Левитан, поддавшись общему настроению, успокоился. Вскоре после этого он поселился вместе с Чеховыми в Бабкине, в отдельном маленьком флигельке.


Бабкино. "Вид с висячего балкона". С рисунка М. Я. Чехова


И. И. Левитан. "К вечеру. Река Истра"

Нередко А. П. Чехов и И. И. Левитан ходили на охоту в Дарагановский лес, расположенный около Максимовки. На опушке леса, вспоминает М. П. Чехов, «стояла одинокая Полевщинская церковь (сейчас памятник архитектуры XVII века), всегда обращавшая на себя внимание писателя. В ней служили всего только один раз в год, на Казанскую, и по ночам до Бабкина долетали удары колокола, когда сторож звонил часы. Эта церковь с ее домиком для сторожа у почтовой дороги, кажется, дала брату Антону мысль написать «Ведьму» и «Недоброе дело».

Несомненно, Бабкино сыграло выдающуюся роль в развитии таланта юных Левитана и Чехова. Молодежь, поселившаяся в имении, наполняла все вокруг кипучей энергией. Вставали в Бабкино рано, с семи утра юный писатель и художник уже работали, потом гуляли по парку, играли в крокет. Из развлечений предпочитали рыбалку, Мария Владимировна простаивала часами с удочкой на берегу и вела литературные беседы с гостями усадьбы. Левитан цитировал множество стихов о природе Тютчева, Фета, Некрасова и Пушкина. Здесь царили шутки, юмор и всяческие забавы. Над флигелем Левитана однажды появился стишок:

А вот и флигель Левитана,
Художник милый здесь живет,
Встает он очень-очень рано
И тотчас чай китайский пьет.
Позвав к себе собаку Весту,
Дает ей кринку молока.
И тут же, не вставая с места,
Этюд он трогает слегка.

В истории Бабкино есть еще одна любопытная страница, связанная с сестрой А.П. Чехова - Марией. В 1885 году, когда началась бабкинская дачная «эпопея» семьи Чеховых, Марии Чеховой было 22 года. Она заканчивала историко-филологический факультет Московских высших женских курсов профессора В.И. Герье и была на пороге самостоятельной жизни. Лето 1885 года стало для Маши своеобразным рубежом. Бабкинское общество (помимо дворян Киселевых - владельцев усадьбы, его составляли весьма образованные, художественно одаренные гости усадьбы) оказалось ее первым опытом светского общения. Она впервые ощутила себя взрослой и привлекательной барышней. «Редко в нашей дальнейшей жизни было столько искреннего веселья, юмора, сколько было их в Бабкине», - вспоминала Мария Павловна Чехова. Главными зачинщиками веселых бабкинских «мероприятий» была семья Чеховых. И неудивительно - Чеховы были неистощимыми выдумщиками шуточных импровизаций, розыгрышей, представлений. Непременной участницей их была и обаятельная Мария. Более того, в Бабкине она была всеобщей любимицей. К тому времени Левитан стал своим человеком в семье Чеховых.


Мария Павловна Чехова вспоминала: «Левитан стал постоянно бывать у нас и сделался для нашей семьи близким человеком … Ближе всего Левитан сошелся с нашей семьей, когда мы поселились в красивом имении Бабкино под Новым Иерусалимом … Я не помню, в каком году я познакомилась с Исааком Ильичом Левитаном, но приблизительно это было в начале 80-х годов, когда Антон Павлович уже переехал в Москву. Левитан учился вместе с братом Николаем в Училище живописи, ваяния и зодчества. Одно время они и жили вместе в номерах на Садовой, где обычно ютилась бедная учащаяся молодежь. Как-то я зашла к брату. Сижу, разговариваю, - входит его товарищ. Коля познакомил нас. «А сестга Чехова уже багышня!» - как бы удивленно сказал товарищ брата, здороваясь со мной. Это и был И. И. Левитан. Он сильно картавил, не произносил звука «р», а вместо «ш» у него получалось «ф», меня, например, он всегда называл Мафа».

Итак, Левитан в Бабкино. Счастливое это время было для Левитана как художника! По словам Антона Чехова, Левитан «чуть не сошел с ума от восторга, от богатства материала» - богатства чудесной природы Бабкино и его окрестностей. Ему вторит брат Михаил: «Бабкино сыграло выдающуюся роль и в художественном развитии творца русского пейзажа И.И. Левитана». Будучи очень эмоциональным, крайне импульсивным человеком, Левитан временами впадал прямо-таки в жесточайшую меланхолию, с другой стороны, эта же предельная, обостренная до болезненности впечатлительность помогала Левитану творить. А в Бабкино - с его радушными, добросердечными Киселевыми, с близкой по духу семьей Чеховых («милая Чехия» - как говорил Левитан) - ему было так хорошо, как редко где бывало. Это было желанное и, увы, совсем не часто посещавшее художника состояние душевного равновесия.


После ужина в главном усадебном доме Киселевых зажигались все лампы. Собирались гости, в том числе московские - певцы, музыканты, актеры. М.П. Чехова, вспоминала: «Представьте себе теплый летний вечер, красивую усадьбу, стоящую на высоком крутом берегу, внизу реку, за рекой громадный лес, ночную тишину... Из дома через раскрытые окна и двери льются звуки бетховенских сонат, шопеновских ноктюрнов... Киселевы, мы всей семьей, Левитан сидим и слушаем великолепную игру на рояле Елизаветы Алексеевны Ефремовой - гувернантки детей Киселевых... Иногда пел гостивший у Киселевых бывший премьер московского Большого театра тенор М. П. Владиславлев. Пела и сама Мария Владимировна Киселева».

Кстати, и сам Левитан отличался музыкальностью. Рассказывали, что Исаак Левитан неплохо пел романсы, подыгрывая себе на гитаре. Именно в Бабкино с Левитаном случилось нечто им непредвиденное: он влюбился. И удивительным было то, что влюбился он не в очередную гостью - молодую московскую актрису, не в «новенькую», а в такую знакомую ему Мафу - Машу Чехову.

Вскоре все стены флигеля Левитана не вмещали всего того, что было написано. Об этом лете, о дружбе, о молодости напоминает картина «Река Истра» (1885-1886, ГТГ), подаренная Чехову. Об этой картине М.П. Чехова вспоминала: «Картина эта написана в 1885 г. и представляет собою вид на реку Истру со стороны усадьбы Бабкино, в которой в то время жили Чеховы и Левитан. Усадьба эта находилась на высоком берегу, несколько отстоявшем от самой реки. Большой дом, в котором жили владельцы Бабкина Киселевы, был построен у самого обрыва этого берега от него открывался широкий вид на окрестности. На этой картине, на горизонте, чуть обозначена деревня Сафонтьево, а справа - тянущийся к горизонту Дарагановский лес». «Бабкинский период» Левитан посвящает пленэрной живописи. В еще одной знаменитой работе видно, насколько тонко молодой художник чувствует обаяние и поэтичность природы: в 1885 г. в Бабкино Левитан начал писать «Березовую рощу», дописанную позже в Плесе в 1889 г. Мария Чехова вспоминала: «Левитан иногда прямо поражал меня, так упорно он работал… Стены его «курятника» быстро покрывались рядами превосходных этюдов». В Бабкино и окрестностях Левитан написал около 20 картин и этюдов, Федоров-Давыдов с грустью заметил: «… конечно не все «бабкинские» этюды дошли до нас. Их сохранилось сравнительно немного». Парадокс бабкинского периода в жизни Левитана заключен в том, что из воспоминаний и писем современников мы очень подробно о нем знаем, но самих живописных работ Левитана сохранилась лишь малая часть: «К вечеру. Река Истра» (Башкирский худ. Музей), «Река Истра», «Усадьба Бабкино» (ялтинский музей А.П. Чехова), «Бабкино» (музей А. Чехова в Таганроге), «Осенний лес» (Музей-усадьба В. Д. Поленова), «Половодье» (Гос. Худ. Музей Белоруссии), «Река Истра», «Портрет Антона Павловича Чехова» (ГТГ) и работы из частных собраний.

Современное состояние Бабкино плачевно, и о замечательной его истории теперь можно говорить лишь в прошедшем времени: в 1929 году сгорел главный усадебный дом, уцелевшие в годы Великой Отечественной войны флигели и часть надворных служб усадьбы оказались в запустении и в середине 50-х годов были разобраны на стройматериалы, а единственно сохранившееся от усадьбы - парк обезображен карьером и превращен в место свалки. Но краеведы верят, что возрождение усадьбы еще возможно, т.к. сохранились план строений усадьбы, фотографии, иконографический материал и макет усадьбы Бабкино. Хочется надеяться, что меры, принятые для сохранения этого уникального историко-архитектурного и мемориального памятника позволят вдохнуть новую жизнь в этот уголок Подмосковья, отмеченный именами Левитана и Чехова.

Трудно переоценить значение Бабкино в творческой судьбе художника, в пространстве усадьбы он работал и отдыхал, пребывал в художественных поисках, наслаждался обществом хозяев и гостей, здесь были созданы благоприятные условия для рождения новых шедевров живописи. После мрачных меблированных комнат Москвы для Левитана усадьба с ее невероятными пейзажами должно быть казалась раем. Не случайно в одном из писем Левитан признался: «Я не дождусь минуты увидеть поэтичное Бабкино: о нем все мои мечты».

Источники и литература .

1. А.А. Федоров-Давыдов. Исаак Ильич Левитан. Жизнь и творчество. - М., 1966.
2. Н.И. Сергиевская. Левитан. – М., 2010.
3. Левитан. Письма. Документы. Воспоминания. - М., 1956.
4. В.А. Петров. Исаак Ильич Левитан. - СПб., 1993.
5. С. Пророкова. Левитан. - М., 1960.
6. Е. Кончин. Загадочный Левитан. - М., 2010.
7. Российская газета от 14.08. 2009. «Усадебный комплекс Бабкино взят под защиту» И. Огилько.
8. С. Голубчиков. К истории усадьбы Бабкино. http://ns.istra.ru/opus4.html.