Интернет

Что удивляло людей 18 века. Культура России в XVIII веке

Каждый петербуржец знает историю любимого города - когда он был основан, в какие годы проходили крупные наводнения, кто из знаменитых поэтов и писателей жил в северной столице. Однако немногие осведомлены о жизни обычных горожан XVIII-XIXстолетий: что люди ели, как развлекались, во что одевались, как обустраивали свой дом. Корреспондент сайт посетил историческую выставку, которая открылась в Петропавловской крепости и узнал о быте петербуржцев той эпохи.

Курс на Европу

Сразу же после основания Петербурга в городе воцарился европейский стиль жизни. Он проявился как в архитектуре и в устройстве интерьера, так и в поведении людей. В начале XVIII века жители Петербурга условно делились на три типа - «подлых», зажиточных и именитых. «Подлые» петербуржцы не были таковыми в буквальном смысле этого слова. В ту эпоху данное определение давали всем беднякам.

Архитектор Доменико Трезини проектировал дома для разных типов петербуржцев. Для «подлых» были предназначены небольшие одноэтажные домики, а для именитых - шикарные двухэтажные дома с резными украшениями. Интерьер в домах был европейским.

«Петербуржцы «среднего класса» украшали комнаты светильниками, гравюрами и зеркалами, - рассказывает историк, руководитель общества «История на Неве» Александр Гордин. - На столах ставили часы, которые в то время были больше похожи на шкатулку. Женщины стали посещать ассамблеи и светские приемы. В 1712 году, когда в Петербург переехал царский двор, в городе появились театры и музеи. При Академии наук была открыта первая общедоступная библиотека. Петербуржцы начали активно просвещаться, посещая культурные заведения города».

Настольные часы в XVIII были похожи на шкатулку. Фото: АиФ/ Яна Хватова

Самый модный город

За 150 лет население Петербурга выросло в три раза: к середине XIX века оно составляло более 500 тысяч человек. В Петербурге жили дворяне, купцы, ремесленники, военные, мещане, крестьяне, представители духовенства и другие. Самым популярным магазином в Петербурге был магазин купцов Елисеевых. Здесь можно было купить все - от дорогих вин до сувениров: например подарочное мыло в упаковке, стилизованной под книгу.

В магазине продавалось сувенирное мыло в стилизованных под книгу упаковках. Фото: АиФ/ Яна Хватова

В XIX веке ассортимент товаров стал очень разнообразным. В продаже появились китайские чаи, самыми популярными из которых считались «Хвост феникса», «Драконовы шарики» и «Воробьиный язык».

Петербург был не только самым культурным, но и самым модным городом страны. Именно Петербург стал лидером по производству и оказанию модных услуг.

«Во второй половине XIX века только на одном Невском проспекте было почти сто магазинов модной одежды, - рассказывает Александр Гордин. - И еще 50 мастерских, где шили одежду на заказ».

Петербург стал городом модниц. Фото: АиФ/ Яна Хватова

В повседневной жизни женщины одевались, как англичанки - строгие платья, юбки и жакеты. Мужчины носили белую накрахмаленную сорочку, жилет, брюки и шляпу-котелок. Выйти на улицу без зонта или трости считалось плохим тоном.

Петербуржцы соблюдали культуру во всем, в том числе и в домашних трапезах.

«Столовые приборы всегда были разложены в строгом порядке, - отмечает Гордин. - А для гостей всегда использовали лучший фарфоровый сервиз».

Меню в петербургских домах было весьма разнообразным, особенно в праздничные дни. Например, на Новый Год обычно подавали жареного поросенка, в Рождество - фаршированную индейку, а в пасху стол ломился от яств: хозяйки готовили куличи, торты, барашка из масла, печеный окорок, холодную телятину, маринованную говядину и баумкухен - традиционную немецкую выпечку. Чтобы покрасить яйца к Пасхе, хозяйки варили их в кастрюле в лоскутах разноцветной шелковой материи. А вот супы варили не в кастрюлях, а в специальных бульотках, похожих на маленькие самовары.

Первый кинотеатр на Невском проспекте

С появлением железнодорожного сообщения петербуржцы начали ездить в поездах. Обычно эти путешествия были исключительно деловыми. Железнодорожные билеты в то время выглядели как небольшая книжечка, куда вклеивалась фотография пассажира и указывался пункт назначения. Специально для путешественников на типографиях печатали крошечные колоды карт размером со спичечный коробок - чтобы они не занимали много места в чемодане. В XIX веке автомобили могли позволить себе только самые богатые люди. Для сравнения, пуд хлеба стоил 2 рубля, а автомобиль - 7 тысяч рублей.

Железнодорожные билеты содержали фото пассажира. Фото: АиФ/ Яна Хватова

Главными развлечениями в Петербурге в конце столетия стали фотография и кинотеатр. В первом кинотеатре на Невском проспекте показывали двадцатиминутные короткометражки, изображающие рабочих на заводе прибытие поезда, сцены с детьми.

«Все новшества были именно в Петербурге, - рассказывает Александр Гордин. - Первые товары из-за границы, первые театры и библиотеки, первые кинотеатры. Петербург был и остается самым современным городом страны».

Узнать подробности быта петербуржцев можно до 31 марта на бесплатной выставке в Комендантском доме Петропавловской крепости с 11 до 18 часов. Выходной день - среда.

Имения русских дворян в 18 веке представляли собой господскую усадьбу с деревнями, лесами, лугами, пашнями, рекой .

Усадьба богатого помещика, знат-ного вельможи

В центре усадьбы располагается господский дом в два этажа. Он выстроен из камня в модном стиле классицизм . Главный фасад зда-ния украшен портиком с колоннами. На фронтоне помещён герб хозяина и его вензель. Вход господского дома обращён в парк, яв-ляющийся гордостью владельца. Липы, клёны, дубы, ели высажены небольшими рощицами. Деревья, посаженные вдоль дорожек, об-разуют аллеи. Через небольшую речку перекинуты изысканные мо-стики. А вот и оранжерея, в которой растут экзотические южные растения — апельсины, бананы, гранаты, лавр… Среди зелени пар-ка проступают контуры модных построек: на пригорке стоит камен-ная круглая беседка, на речном берегу — мельница, а в небольшой лощине — башня, вернее, её искусственные руины. Именно такие романтические парковые сооружения возводили в конце XVIII сто-летия архитекторы. Рядом с барским жилищем стоит дом (флигель) для прислуги. В некотором отдалении расположились церковь и хо-зяйственные постройки — поварня, амбары, ледники и погреба, ко-нюшни, псарня, скотный двор, баня.

Господский дом

Поднявшись по крыльцу и пройдя сквозь дубовые двери господского дома, мы попадаем в просторный вестибюль. От не-го в обе стороны расходится анфилада комнат: парадный зал, гости-ная, кабинет, библиотека, столовая. В буфетной хранятся скатерти, салфетки и посуда. По широкой лестнице мы поднимаемся на второй этаж: здесь расположены спальни, детская комната, будуар — дамская комната… Потолки помещений высокие, украшены лепниной и рос-писью. Полы набраны из дорогого паркета. Стены многих комнат об-тянуты штофом (шёлком), а в библиотеке и кабинете отделаны дере-вом. Вместо печей в доме установлены модные камины. Мебель сде-лана из ценных пород дерева. Дом украшают напольные и настенные часы, множество картин и зеркал, различные осветительные прибо-ры — люстры, настенные бра, подсвечники на столах и каминах.

Торжество в Таврическом дворце в 1791 году

Именно так поступил князь Потёмкин, когда в апреле 1791 г. организовы-вал торжественный приём в Таврическом дворце в Петербурге. На праздник было приглашено три тысячи человек во главе с императрицей. Рядом с дворцом накрыли столы, где могли угоститься люди из народа. Залы двор-ца освещали 140 тысяч ламп и 20 тысяч свечей. В зимнем саду, среди апель-синовых деревьев, кустов роз и жасмина, был устроен фонтан, который бил лавандовой водой. Соловьи заливались пением. В центре сада стояла мра-морная беседка со статуей Екатерины II в образе законодательницы. Как только гости заполнили зал, заиграла музыка. Было приглашено 300 музы-кантов и певцов. При первых звуках музыки в зале появились 24 танцевальные пары во главе с великими князьями Александром и Константином — внуками Екатерины. Затем последовало театральное представление. За ним — бал. А в завершение — ужин. В разных концах дворца накрыли 50 столов. Стол императрицы был сервирован золотой посудой. Потёмкин лично прислужи-вал гостье. Праздник обошёлся хозяину в 200 тысяч рублей.

Культура

Многие исторические списки охватывают, как правило, достижения, совершенные в тот или иной период. Ниже представленный список – это тоже своего рода достижения, но не такие, какими мы их себе представляем. Это немного иной прогресс, достигнутый людьми в 18 веке.


10. Личная гигиена

Сегодня мы высоко ценим личную гигиену, но вплоть до начала 18 века человек мог за всю свою жизнь ни разу не погрузиться в воду. Многие люди полагали, что купание – это нездоровая вещь, а "замачивание" своего тела в воде, особенно горячей, позволяет различного рода болезням и инфекциям проникать в организм. Даже если человек все же решался принять ванну, то он делал это в одежде! Эта привычка сохранилась вплоть до конца 19 века.


9. Дезодорант

До 1880-х годов люди и не думали о создании дезодоранта, несмотря на то, что большинство из них большую часть времени очень дурно пахли, но никакого чувства дискомфорта они от этого не испытывали. Богатые пытались замаскировать дурной запах большим количеством духов, однако, сегодня каждому известно, что такой метод не работает.


Стоит отметить, что еще в 9 веке эрудит Зиряб (Ziryab) предложил идею создания дезодоранта для подмышек, но она не прижилась. Вплоть до 1888 ничего подобного не существовало. Именно в этом году началось серийное производство первых дезодорантов, которые имели феноменальный успех на западе. Эти дезодоранты доступны и сегодня, они выпускаются под брендом "Мама".

8. Груминг

Женщины не ухаживали за волосами на своем теле. В западном мире удаление волос с тела не было обычной практикой вплоть до 1920-х годов. Существуют, безусловно, некоторые страны, женщины в которых до сих пор не предпринимают ничего со своими волосами на теле. Однако, не стоит говорить сейчас об этом.


7. Туалеты

Дома в тот период времени дурно пахли естественными испражнениями человеческого организма. Тогда не существовало водопровода, а большинство людей облегчались в горшок, который можно было оставить до тех пор, пока кто-либо не решался выкинуть его содержимое в ближайшее окно. Позднее горшки сохранились в некоторых домах, но уже были созданы открытые туалеты. Однако, даже в викторианскую эпоху, горшки использовались в качестве экстренного туалета в ночное время.


6. Туалетная бумага

Туалетная бумага была изобретена в конце 18 века, а до тех пор люди пользовались подручными средствами. Богатые могли себе позволить роскошь вытирать себя лоскутами ткани. Бедные пользовались старыми тряпками, листьями, мхом и … руками! Даже древние римляне жили лучше – они для этих целей использовали намотанную на палку ткань, а после погружали ее в ведро с водой. На картинке изображен портативный туалет 18 века.


5. "Постельные" насекомые

Заражение постельными жуками и насекомыми приняло в 18 веке угрожающие размеры. Они считались нормой жизни. К сожалению, эти насекомые, безусловно, были причиной распространения многочисленных заболеваний. Они оставались постоянной проблемой вплоть до современных времен. В викторианскую эпоху женщинам рекомендовалось протирать низ кроватей керосином, чтобы убить всех нежелательных гостей.


4. Время критических дней

У женщин в тот период было несколько "моделей" поведения. Некоторые пользовались куском ткани, причем неоднократно одним и тем же, более того, эти лоскуты сушили на видном месте одновременно с другими вещами, совершенно ничего не стесняясь. Поэтому лучше было не смотреть через забор к соседям. Однако, были и такие женщины, которые не пользовались ничем, и позволяли силе тяжести "делать свое дело".


3. Навоз, навоз и еще раз навоз

В больших городах на улицах пахло смесью навоза, человеческих экскрементов и гниющих растений. Если вы когда-либо задумывались над тем, откуда взялась джентльменская традиция идти ближе к краю дороги, не копайте глубоко, она появилась также из-за того, чтобы защитить свою даму от брызг проезжающих мимо автомобилей. Когда вы в следующий раз увидите в фильме, когда мужчина галантно бросает свой плащ на землю, чтобы его дама прошла, помните: вполне вероятно, что он прикрывает вовсе не лужу.


2. Гигиена полости рта

Зубная гигиена представляла собой нечто большее, чем пользование зубочисткой и вытирание десен тканью. У женщин, как правило, зубы были в худшем состоянии по сравнению с мужчинами в связи с потерей витаминов во время беременности.


У бедных людей все происходило именно так, но для зажиточных итальянская компания Марвис начала еще в начале 1700-х годов изготавливать свою зубную пасту (они по сей день продолжают ее выпускать). Но, откровенно говоря, люди были больше озадачены покупкой мяса, чем заинтересованы в покупке итальянской зубной пасты. Это было абсолютно несущественно.

1. Ртуть

Абсолютно каждый человек в то время был инфицирован вшами. Но не стоит опасаться, так как они выбрали удивительное лечение от этого: ртуть! В 18 веке у Европы был роман с ртутью. Они ее ели, втирали в кожу, становились сумасшедшими и умирали. Что касается "положительных" сторон, то она сначала убивала вшей!

Важный 18 век в истории занимает особое место. Это одна из самых «целостных» эпох, которую называют последним веком господства аристократической культуры. Благодаря этому периоду в наш современный мир пришла культура чистоты и ухода за своим телом. Вот лишь некоторые интересные факты, касающиеся гигиены и быта 18 века в России.

Гигиенические процедуры

Современного человека трудно представить без умывания, принятия ванны или душа. А вот жители того времени считали такие процедуры опасными для своего здоровья. Бытовало мнение, что горячая вода способствует проникновению инфекций в организм. Именно поэтому водные процедуры принимались в одежде вплоть до конца 19 века.

Бытует мнение, что нечастое купание людей является следствием средневековых обычаев. Но в средние века люди мылись гораздо чаще, зная, что неряшливость приводит к эпидемиям. Негативное отношение к водным процедурам — следствие философии эпохи Возрождения, когда слишком частое умывание считали вредным для здоровья.

Что касается полости рта, зубы чистили зубочисткой или протирали тряпкой. Позже было запущенно производство зубной пасты, но позволить купить ее могли только зажиточные люди.

Дезодорант появился в конце 18 века. Неприятные запахи на своем теле люди высшего сословия прятали за слоем парфюмерии. К концу 1800 года запустили производство антиперспирантов, они дошли до наших дней под брендом «Мама».

Уход за волосами и удаление волос на своем теле не входили в привычки людей той эпохи. Хотя и сейчас к удалению волос существует неоднозначное отношение — оно здоровью точно не помогает.

Уборные

Неприятные запахи доносились из каждого дома. Это связано с тем, что туалетов в нашем современном представлении не существовало. Нужду справляли в горшок. Позже появились открытые уборные, содержимое которых выливалось на улицу.

Туалетной бумаги не было, ее изобретение приходится на конец 18 века. Вместо бумаги пользовались тканями, которые было не жалко выбросить.

Зловонные запахи на улицах города были не редкостью. Чтобы защитить свою даму от брызг, которые разлетались от повозки лошадей, джентльмен шел ближе к краю дороги, часто прикрывая ее плащом.

Борьба с насекомыми

В эпоху Возрождения постельные насекомые считались нормой. Они были переносчиками и распространителям многих инфекций. Для борьбы с ними использовался керосин, им протирали низ кроватей.

Ртуть – еще одно оружие в борьбе с насекомыми того времени. С помощью нее люди уничтожали вшей и вредили своему здоровью сами.

Тонкие гребни служили для вычесывания насекомых как у бедных, так и у богатых. Дамы, что были побогаче, покупали расчески из слоновой кости или вовсе из драгоценных металлов.

Жизнь людей

Что касается интересных фактов из жизни 18 века, в России, то они хорошо описаны в книге «Краткие сведения о северных краях» японского ученого Хосю Кацурогава. Вот лишь малая часть странностей, которые удивили японского гостя.

Внешний вид

У русских волосы темного цвета, голубые глаза и носы, как картошка. Крестьяне имеют бороды, а знать бриты. Жители Сибири темноглазые. Все рослые, с правильной осанкой. Миролюбивы, в меру строги и трудолюбивы.

Эталон женской красоты – яркий румянец на щеках. В одежде похожи на немцев, а мужчины напоминают голландцев.

Для получения седины прически присыпают пудрой или крахмалом.

Быт

Дома людей ниже церквей.

Зарплаты выплачиваются деньгами, а не зерновыми культурами.

Говорят на русском, вплетая слова из французского или немецкого языков.

При рождении ребенка дарят деньги. Родственник, который побогаче придумывает малышу имя. Новорожденного помещают в подвешенный к крыше ящик, устланный соломой.

Муж имеет одну жену. Чтоб жениться на русской, иностранцу необходимо принять русскую веру, изменив имя и фамилию. В богатых семьях прислуживают негры от 2 до 8 человек, все зависит от благосостояния хозяина.

Пища

Кушанья сытные. Начинают с ветчины и хлеба, куриного супа и говядины, затем рыбный бульон и в довершение колобки из теста. Перед тем как подать сладости едят гуся и жидкую кашу.

Для приготовления пищи не жалеют сахара и масла. Птицу фаршируют овощами и крупами. Простой люд ест мясо или рыбу с хлебом.

Говядина считается повседневной пищей среди всех слоев населения.

Погода

В стране холодно, это связано с ее месторасположением.

Морозы в Петербурге и Якутске суровы.

Лето не жаркое, поэтому злаковые культуры растут плохо.

Развлечения

Главный праздник в России день рождение Императрицы. В отличие от Нового года он отмечается гораздо пышнее.

Женские роли в театре исполняют актрисы, а не мужчины актеры.

Верхом ездят все. Женщины сидят боком, подгибая одну ногу под себя, а другую свешивают из седла.

Россия всегда была загадкой для многих стран и их представителей. Если говорить о 18 веке, в нем было много того, что сейчас не применяется и забыто, но также появились вещи и явления, которые можно увидеть и в наше время.

Петр I и его реформы широко раздвинули горизонт российской жизни. Во времена правления Екатерины II этот процесс ускорился. Россия все дальше уходила от своей средневековой, во многом изолированной от остального мира культуры и превращалась в просвещенное европейское государство.

Идеи европейских просветителей, государственная практика просвещенных монархов стали достоянием не только императорского двора и просвещенной элиты России. Они проникали в широкие круги населения - дворянство, растущий средний класс и даже крестьянство. И если предшествовавшие крупные повороты в истории европейской цивилизации - эпохи Возрождения и Реформации - прошли во многом мимо России, то эпоха Просвещения стала для нее собственной эпохой. Изменилось отношение к человеку, его месту в системе общества и природы, к целям и задачам общества.

Но в России царил феодализм, абсолютизм достиг своего расцвета, крепостничество, сословные привилегии и ограничения составляли незыблемую основу человеческих отношений. Это приводило к острым противоречиям между еще мощным в России старым миром и новыми явлениями в культуре. И все же новое упорно пробивало себе дорогу.

Одной из особенностей развития российской культуры в это время стало взаимопроникновение достижений русской культуры XVII в. и новых культурных веяний.

Христианское мировоззрение оставалось основным для русского человека. И Петр I, и Екатерина II были глубоко верующими людьми, но проявляли совершеннейшее равнодушие к церковным обрядам, традициям, правилам. Освобожденная от этого постоянного церковного влияния и давления российская культура во всех своих проявлениях становилась все более светской.

Культура содействовала формированию российского общества, она сближала людей как нацию, пробуждала национальное самосознание.

Членами этого общества и этой нации были и императрица, и вельможи, и провинциальные дворяне, и городские жители, и казачество, и крестьянство, в том числе крепостная интеллигенция (актеры, музыканты, живописцы). Конечно, между высшими слоями общества и его низами лежала непреодолимая пропасть, но культура незаметно перекидывала через эту пропасть мостки. Лишь к|н>ностное крестьянство оказалось отверженным в этом новом наступающем мире.

Появление новых культурных ценностей приобретало и условиях многонациональной России интернациональный характер. Новые культурные ценности и просветительские идеи накладывались на культурные традиции и достижения ш-ех народов России и делали их сопричастными к судьбам истей страны. Они начинали ощущать себя россиянами, жителями колоссальной и многонациональной державы.

Носителем новых научных и культурных традиций являлось в первую очередь дворянство. Но это не означало, что русская культура была чисто дворянской. Дворянство создавало и пестовало в России общечеловеческую культуру.

Создателями российской науки и культуры XVIII в. стали также выходцы из-за границы. В течение всего столетия иностранцы оказывали сильнейшее влияние на становление российской цивилизации. Они участвовали в создании системы образования, стояли у истоков организации Академии наук, внесли огромный вклад в развитие русской архитектуры, скульптуры, живописи, театра, музыки. В большинстве своем это были талантливые и увлеченные своим делом люди, которые принесли немало пользы России, передавая русским людям свой опыт, свое мастерство. Но постепенно набирали силу и влияние отечественные таланты.

Образование и просвещение народа

Образование и просвещение народа к концу XVIII в. достигло значительных успехов.

Образование в основном было сословным. Это означало, что каждое сословие имело свою, закрытую от других, систему образования. И чем выше и привилегированней было сословие, тем выше являлся уровень образования.

В 1730-е гг. открылся Сухопутный шляхетский кор­пус, а в 1750-е - Морской шляхетский корпус. Таким образом, армия и флот пополнялись высококвалифицированными кадрами, и одновременно дворянским детям предоставлялась возможность сразу после обучения начать службу в чине офицера, а не тянуть, как при Петре I, солдатскую лямку. Это была привилегия дворянства.

Другими закрытыми учебными заведениями стали Артиллерийский и Инженерный шляхетские корпуса.

Появилось немало частных дворянских пансионов в Москве, Петербурге, других городах. Дворянские дети в таких пансионах и жили, и учились. Одновременно в моду вошло обучение в домашних условиях.

Однако обучение в пансионах и на дому нуждалось в повышении профессионального и общегуманитарного уровня. Это могли дать лишь высшие учебные заведения гражданского типа. В связи с отсутствием в России высших учебных заведений современного уровня вполне естественным шагом властей стало открытие в России сразу двух университетов.

Один, при Петербургской Академии наук, готовил кадры отечественных ученых. Эта цель ограничивала приток в университет тех, кто хотел получить университетское, т.е. универсальное, общее образование. К тому же поступлению в университет предшествовало обучение в академической гимназии.

С открытием в 1755 г. Московского университета положение значительно переменилось. Поначалу здесь было три факультета - философский, юридический и медицинский. На философском факультете изучали математику, механику, физику, географию, филологию. На медицинском факультете значительное место отводилось изучению химии и биологии.

Московский университет стал первым, и единственным, в Европе XVIII в. университетом, в котором не было богословского факультета и не преподавались богословские науки. Новое учебное заведение России покоилось целиком на светских принципах обучения.

Московский университет недаром носит имя великого русского ученого М. В. Ломоносова (1711 - 1765). Он был инициатором его создания, разработал проект университета, настоял на том, чтобы преподавание в нем велось на русском языке, что в пору всеобщего употребления в обучении латыни являлось также необычным. М. В. Ломоносом ловился превращения университета в публичное, т. е. недоступное, учебное заведение.

Не случайно в стенах университета в XVIII в. училось выходцев из семей разночинцев. Из них же формировался преподавательский состав. Уставом университета запрещались телесные наказания студентов. Университет ныл автономной самоуправляемой организацией и не зависел от местных властей. Подчинялся он Сенату.

При университете существовала гимназия. Одна ее сеть предназначалась для детей дворян, другая - для детей разночинцев. Огромную роль в создании университета И.И. Шувалов сыграл фаворит Елизаветы Петровны - И. И. Шувалов (1727-1797). Именно при его активной поддержке М. В. Ломоносов осуществил свои замыслы.

Наряду с учебными заведениями для дворянства в стране расширялась сеть духовных учебных заведений.

Постепенно развивалась сеть общеобразовательных школ. В 1780-е гг. впервые в истории страны была введе­на система народного образования. В Петербургской губернии, а позднее еще в 25 губерниях страны открылись двухклассные и четырехклассные народные училища. В первых детей учили чтению, письму, чистописанию, рисованию, Закону Божьему. Во вторых прибавлялось обучение грамматике, арифметике, геометрии, механике, физике, географии, истории, естествознанию и архитектуре.

Систему образования Екатерина II стремилась поставить на европейский уровень. Ей хотелось, чтобы в стране появились люди широко мыслящие, гуманные, просвещенные. И не только среди дворян, но и среди других со­словий. Для этой цели предполагалось создать закрытые учебные заведения - отдельно для дворян, купечества, прочих обывателей. Обучение там мыслилось проводить на основе принципов просвещения - путем убеждения, без наказаний и принуждения.

Закрытые учебные заведения появились прежде всего в Петербурге. В 1767 г. был открыт Институт благородных девиц (Смольный институт). Отдельными группами в нем обучались девочки из мещанского сословия.

Наука

В центре российской науки оставалась Академия наук с ее тремя отделениями - философским, физическим и историческим. Поначалу членами Академии являлись лишь приглашенные из-за границы ученые. После воцарения Елизаветы Петровны и окончания немецкого засилья во многих сферах общественной жизни страны положение в Академии стало меняться. Двинулись вперед научные исследования, появились среди ученых свои, русские кадры. В 1740-1750-е гг. ведущая роль в Академии принадлежала Михаилу Васильевичу Ломоносову.

Для русской науки Ломоносов стал целой эпохой. Кажется, не было отрасли знаний, в которую он бы ни проник и где ни оставил бы свой замечательный след. Он создал первую в истории России химическую лабораторию. Именно в ходе серии химических опытов он пришел к открытию закона сохранения материи и движения. Ему принадлежит разработка атомно-молекулярной теории строения вещества. Объяснил он и явление нагрева тел: не мифический теплород, как считалось прежде, а движение частиц тела вызывает этот процесс. Астрономы называют Ломоносова отцом своей науки. Именно ему принадлежит честь открытия атмосферы на планете Венера. Немало сделал Ломоносов в области геологии, минералогии, горного дела, географии. Он обосновал великую значимость для России Северного морского пути, по которому и по сей день идут корабли в северо-восточные порты страны.

М. В. Ломоносов никогда не был кабинетным ученым. Он достигал поразительных результатов во многих прикладных науках, совершил ряд открытий, имевших практическое значение. Так, ему принадлежит идея громоотводов, оберегающих людей от атмосферного электричества, от молнии. Он стал основоположником отечественной научной метеорологии. Много трудился он в производственной сфере - в области разработок новых сортов фарфора, стекла, красок, создания мозаики, из которой выполнял великолепные картины.

М. В. Ломоносов был гением не только в области естест­венных наук, но и выдающимся гуманитарием. Он внес большой вклад в формирование русского литературного языка и стал автором Русской грамматики. Его поэтические сочинения, в частности оды в честь Елизаветы

11стровны, побед русского оружия, явились образцом для Г многих литераторов XVIII в. Наконец, М.В.Ломоносов проявил себя как яркий историк. Его «Древняя российская история представляет собой сочинение, наполненное гордостью за историю славянского мира.

Во второй половине XVIII в. шагнула вперед и техническая мысль. Теплотехник И. И. Ползунов (1728-1766) разработал проект универсального парового двигателя. Механик-самоучка И. П. Кулибин (1735-1818) изобрел множество различных механизмов, среди них - удиви- И. П. Кулибин тельные часы. Он предложил проект одноарочного моста через Неву длиной почти 300 м.

Важной частью научной деятельности стали исследовательские экспедиции. Если XVII в. был веком великих русских открытий на востоке, то XVIII в. стал временем их исследования и освоения. Интересовало все - пути сообщения, климат, недра, морские течения, географические очертания Евразийского материка, его население.

С 1733 по 1741 г. при поддержке Сената, Адмиралтейства, Академии наук состоялась Вторая Камчатская экспедиция В. Беринга и А. И. Чирикова в ходе которой был обнаружен пролив, отделяющий Америку от Азии, и назван именем первооткрывателя - Берингов пролив. Экспедиция открыла для мира Северо-Западную Америку. Члены экспедиции исследовали и описали берега Камчатки, Курильские и Алеутские острова, Северную Японию.

Направлялись экспедиции и в Южную Сибирь, Нижнее Поволжье, в Приуралье и на Урал, в Башкирию, на Северный Кавказ, в Крым, к озеру Байкал.

Специальная исследовательская экспедиция отплыла на Аляску. Материалы этих экспедиций широко публиковались в России и за рубежом.

Литература и искусство

Литература второй половины XVIII в. становится все более светской, выходит из-под влияния Церкви. Формируется русский литературный язык, освобожденный от старой церковной речи. Церковно-славянский язык остался лишь в религиозных текстах и в богослужении. Большое влияние на реформу языка оказали сначала М.В. Ломоносов, а позднее писатель и историк Н.М.Карамзин (1766-1826), чей Петру I. Он создает прозаические и поэтические произведения, осуществляет переводы древней и современной европейской классики на русский язык. В ряду произведений классицизма стоят оды М. В. Ломоносова и В. К. Тредиаковского (1706-1768), а также трагедии и комедии А.П.Сумарокова (1717-1777), отца русской драмы, по признанию современников.

Русская литература развивалась быстро. И не успел расцвести классицизм, как на смену ему пришел новый стиль - сентиментализм, с его интересом к внутреннему миру, переживаниям не выдающегося героя, а простых горожан, крестьян. Ярким представителем этого направления стал Н. М. Карамзин, чьей повестью «Бедная Лиза о любовных переживаниях скромной девушки, закончившихся трагедией, зачитывалась вся грамотная Россия.

XVIII в. еще не кончается, а в русскую литературу властно вторгаются начала реализма, под знаком которого существовала литература всего XIX в.

Реалистические мотивы чувствуются в поэтических произведениях Г.Р.Державина (1743-1816), в пьесах Д. И. Фонвизина (1745-1792). Его комедия «Недоросль выводит на сцену ту часть дворянства, которая не хотела никаких новшеств, никакого прогресса и прочно держалась за крепостничество и свои привилегии.

Неотъемлемой частью российской культуры являлось народное творчество. В фольклоре второй половины XVIII в. отражались события и народные герои тех лет - Емельян Пугачев и Салават Юлаев, герои прошлых славных событий, например Богдап Хмельницкий и Максим Кривонос. Знаменитый «Плач холопов, созданный в народной среде, повествовал о ненависти простых людей к крепостному праву.

Многие замечательные архитектурные памятники, подлинное украшение российских городов, были созданы и XVIII в. Чего стоят Петербург, Царское Село, Павловск, Петергоф, ставшие гордостью России и мировыми архитектурными шедеврами!

С именем В.В.Растрелли (1700-1771), итальянского скульптора, работавшего в России, связано появление у нас к стране стиля барокко. В этом стиле он создал знаменитый Зимний дворец, не менее известный Екатерининский дворец в Царском Селе, комплекс зданий Смольного монастыря, Строгановский дворец и другие здания Петербурга.

Следом за барокко в архитектуру России пришел классицизм с его строгими пропорциями, стройными колоннадами, монументальностью, гармоничностью. Ярким выразителем этого стиля стал придворный архитектор Екатерины II, шотландец Ч. Камерон (1730-е - 1812). Он автор ансамбля дворца и парковых сооружений в Павловске под Петербургом, галереи в Царском Селе, других сооружений.

Оставил заметный след в столичной архитектуре знаме­нитый итальянский архитектор Дж. Кваренги (1744- 1817). Это он создал Эрмитаж, Смольный институт, здание Биржи, великолепные дворцы в Петергофе (Большой дворец) и в Царском Селе (Александровский дворец).Все, кто бывал в Москве, видели напротив Кремля на взгорке возвышающийся монументальный и воздушный дом Пашкова (нынешняя Государственная библиотека). Это творение замечательного русского архитектора В. И. Баженова (1738-1799). Ему принадлежат проекты Большого Кремлевского дворца в Москве и Михайловского замка в Петербурге, императорского дворца в селе Царицыне под Москвой, другие постройки. В.И. Баженов был избран профессором Римской академии и действительным членом Болонской и Флорентийской академий.

Богатое архитектурное наследие оставил М. Ф. Казаков (1738-1812). Его главные работы - это здание Московского университета на Моховой, здание Голицынской больницы в Москве (ныне 1-я Градская больница), дом Благородного собрания в Москве (ныне Колонный зал Дома союзов), иные сооружения в Москве, Твери и других городах.

Гордостью русской архитектуры XVIII в. стало творчество И. Е. Старова (1745-1808). Его лучшие творения - Таврический дворец Г. А. Потемкина и Троицкий собор Александре Невской лавры в Петербурге.

В последние десятилетия века в России развернулось мощное усадебное строительство. Продолжало развиваться и деревянное зодчество. Ярким образцом его стал Шереметевский дворец в Останкине, построенный русскими мастерами П. И. Аргуновым, Г. Е. Дикушиным и А. Ф. Мироновым.

Переживала расцвет и русская живопись. Этот расцвет выражался во все большем переходе от условностей иконописи к реалистическим полотнам. В XVIII в. получила развитие портретная живопись. Солдатский сын А. П. Антропов, крепостные художники И. П. Аргунов и Ф. С. Рокотов, выходцы с Украины Д. Г. Левицкий и В. Л. Боровиковский создали блестящую галерею портретов русских монархов, вельмож, государственных деятелей, полководцев.

Появилась историческая живопись библейские и древнерусские темы, а также жанровая живопись. Явлением времени здесь стала крестьянская тема. Художник И. А. Еремеев в своих полотнах показал жизнь простого народа, крестьян. Бытовые картины на крестьянскую тему создал крепостной художник М. Шибанов.

Частью общего развития русского искусства стали скульптура и музыка. Именно во второй половине XVIII в. в России осуществляется переход от прикладной, орнаментальной скульптуры к монументальной и портретной скульптуре. Примером первой является знаменитый Медный всадник - памятник Петру I, сооруженный по указанию Екатерины II французским скульптором Э. М.Фальконе (1716-1791) в 1775 г., а также памят­ник Минину и Пожарскому в Москве, автором которого стал скульптор И. П. Мартос (1754-1835).

Другое направление в скульптуре продемонстрировал Ф. И. Шубин (1740-1805). Он происходил из поморских крестьян, был другом М. В. Ломоносова. Его резцу принадлежат бюсты Екатерины II, Павла I, Ломоносова, Румянцева, Суворова, Потемкина.

В ряду замечательных деятелей культуры второй половины XVIII в. стоит и удивительная фигура основателя русского театра Ф.Г.Волкова (1729-1763). Сын ярославского купца, он стал первым русским актером и зачинателем русского национального театра. Поначалу он работал в Ярославле, затем переехал в Петербург и основал здесь первый профессиональный театр.

В музыкальном искусстве пока еще господствовали заезжие оперные, балетные труппы, но уже пришло время утверждения и самобытных российских талантов. Свою музыку для народных инструментов писал композитор И. Е. Хандошкин (1747-1804), чьи произведения исполняются и до сих пор. Создателем изумительных церковных хоралов стал Д. С. Бортнянский (1751-1825).

Российский быт

Наиболее разительные изменения в жизни населения произошли в Петербурге, Москве и некоторых других крупных городах страны. Петербурге, на Дворцовой набережной, Невском проспекте, вдоль каналов и речек, впадавших в Неву, вельможи строили для себя роскошные дворцы. Берега Невы оделись гранитными набережными. Сделано это было по указанию Екатерины И. Ей же принадлежала мысль сооружения знаменитой решетки Летнего сада.

Дворцы были богаты и изысканны. Аристократы стара­лись сделать их похожими на императорские. Здесь были большие залы, обставленные европейской мебелью гости­ные, удобные комнаты. Изразцовые печи зимой излучали по всему помещению ровное, сухое тепло. Свечи в люстрах и канделябрах прекрасно освещали комнаты, коридоры и переходы.

В этих дворцах гремели балы, устраивались великосветские приемы. Чего стоил знаменитый бал, который дал Г. А. Потемкин в своем Таврическом дворце в честь императрицы! Три тысячи гостей, выступление хора, балета, пантомимы, прием в зале, превращенном в сад с фонтаном и кущей цветущих деревьев, с пением живых соловьев и храмом со статуей Екатерины. Ужин до 2 часов ночи, танцы до утра. 140 тыс. лампад и 20 тыс. свечей освещали это действо.

К концу XVIII в. в Петербурге стало модным содержать аристократические салоны. Здесь слышалась французская речь, кипели споры о политике, литературе, искусстве. В таких салонах начинали блистать российские литературные знаменитости.

Мимо роскошных особняков по Невскому проспекту проезжали щегольские экипажи, прогуливались гвардейские офицеры и нарядно одетые обыватели.

Менялась и Москва. Хотя здесь не было такого богатства и блеска, как в Петербурге, но московская знать не хо отставать от запросов времени. Выравнивались улики. прекратилась хаотичная застройка города, хотя за ится.

Богатые дворяне и купцы строили, как правило, двух, трехэтажные дома усадебного типа. Такой дом был отдельно от улицы садом, газонами, дорожками. Он стоял в глубине пространства, отгороженный от улицы чугунной или железной решеткой, на улицу выходили лишь крылья флигеля. Таких усадебных домов XVIII в. до сих пор и Москве сохранилось немало.

Рядом с ними стояли дома других богатых людей - каменные, изящные здания с колоннами. Там размещалось до 7-8 комнат - гостиные, диванная, спальня, кабинет, детская, столовая, зал для танцев. Здесь тоже стояли вошедшие тогда в моду мебельные гарнитуры, софы и диваны. Ушли в прошлое лавки и грубо сколоченные столы. Появились стулья, кресла, изящные столы на изогнутых ножках, полки для книг. Стены были обклеены обоями.

По вечерам многие российские города освещались фонарями, в которых горело конопляное масло. По центру городов прокладывались, как в Петербурге, брусчатые, а чаще - деревянные мостовые.

Появились городские больницы. Медицинский персонал готовили в госпитальных школах и медико-хирургических училищах. К концу века была создана единая система медицинских учреждений для населения. В каждом губернском городе должен был состоять на службе один доктор, а в уездных городах - один лекарь. Открылись аптеки. Конечно, это было ничтожно и мало для обширной и многомиллионной страны. Строились больницы и на частные средства. Через какое-то время богатые люди передавали их городу.

Малые российские города больше походили на большие села. Кроме двух-трех каменных зданий, остальные дома были деревянными. Немощеные улицы, поросшие травой, лужи после дождей, грязь осенью и весной становились неотъемлемой частью таких городов.

На окраинах располагались рабочие бараки, где жили пришлые работные люди местных мануфактур, разный мастеровой народ. Это были тесные, грязные, душные помещения с нарами вместо кроватей. В таком бараке в общем помещении порой жило несколько десятков человек. Здесь же обитали и семьи. Лишь позднее внутренние по­мещения бараков стали разделять перегородками.

Города и городская жизнь с ее новшествами, конечно, имели огромное значение для общего цивилизационного развития страны. Здесь, как нигде, приживались последние европейские достижения в архитектуре, образовании, просвещении, образе жизни, одежде, питании, отдыхе, развлечениях. Соединенные со старорусскими традициями, обычаями и привычками, они определяли основные направления быта российского населения XVIII в.

Но это вовсе не означало, что новшества захватывали всю страну. Наоборот, они лишь подчеркивали общую застойность, традиционность, бедность российской жизни.

Вне городской цивилизации оставалась огромная область российской жизни - село, деревня, сельское население. Здесь, как и в городах, ощущались большие перепады в условиях жизни, особенностях быта. С одной стороны, частью сельского населения являлось дворянство. После указа о вольности дворянской и Жалованной грамоты дворянству, освобождавших дворян от обязательной государственной и военной службы, значительная часть дворян поселилась в своих поместьях, занялась хозяйством, стала устраивать свою сельскую жизнь.

Конечно же, между представителями сельского дворянства существовали большие различия. Одно дело - богатые помещики, владельцы десятков тысяч крепостных душ. Эти богачи имели роскошные поместья с великолепными лдебными домами, построенными по проектам знаменитых архитекторов. Другое дело - мелкопоместные лнпряне, обладавшие полутора десятками крепостных.

И все же основную часть дворянства составляли средней руки помещики, владельцы сельской усадьбы. Такие чноряне не были отделены от крестьянской жизни непреодолимой стеной. Они постоянно общались с крестьянами, в их усадьбах жили дворовые люди, прислуга из тех крестьян. Господа и слуги годами находились бок о бок, соприкасались с истоками одной и той же народной культуры, традициями, обычаями, поверьями, лечились у одних и тех же знахарей, пили одинаковые настои и парились в бане одинаковыми березовыми вениками. К тому же значительная часть дворянства, вроде фонвизинов-ской госпожи Простаковой, была неграмотной или малограмотной. Сельские усадьбы таких дворян состав­ляли неотъемлемую принадлежность российской сельской жизни.

Последние новшества быта обходили стороной крестьянскую жизнь. Лишь небольшая часть крестьян выбивалась в люди. Они строили в селах хорошие, чистые, с печами-голландками избы, пользовались новыми предметами быта (посудой и мебелью), покупали добротную одежду и обувь, разнообразили еду.