Домашний очаг

Двухсторонняя свастика. Зачем Адольф Гитлер сделал свастику символом национал-социализма

В учебниках мировой истории, документальных фильмах о Второй Мировой войне мы видим знак, который несет в себе идеологию фашизма. Пугающий знак нарисован на нарукавных повязках эсэсовцев, на фашистском флаге. Им отмечались захваченные объекты. Кровавого символа боялись многие страны и, конечно, никто не задумывался, что означает фашистская свастика.

Исторические корни

Вопреки нашим предположениям, свастика - не гитлеровская придумка. Свою историю этот символ начинает еще далеко до нашей эры. В процессе изучения различных эпох археологи видят этот орнамент на одежде и разных предметах быта.

География находок обширна: Ирак, Индия, Китай и даже в Африке найдена погребальная фреска со свастикой. Однако, самое огромное количество подтверждений использования свастики в повседневной жизни людей собрано на территории России.

Само слово переводится с санскрита - счастье , благоденствие . Знак вращающегося креста по некоторым догадкам ученых символизирует путь солнца по куполу небес , является символом огня и домашнего очага. Оберегает дом и храм.

Первоначально в бытовой жизни знак вращающегося креста стали применять племена белых людей, так называемой Арийской расы. Однако, арийцами исторически являются индоиранцы. Предположительно, коренной территорией является Евразийское приполярье, район Уральских гор, а значит и тесная связь со славянскими народностями вполне объяснима.

Позднее эти племена активно переселялись на юг и осели в Ираке и на территории Индии, принеся с собой культуру и религию в эти земли.

Что означает немецкая свастика?

Возродился знак вращающего креста в XIX веке благодаря активным археологическим действиям. Тогда он применялся в Европе в качестве оберега, приносящего удачу. Позже появилась теория об исключительности немецкой расы, и свастика приобрела статус символа многих ультраправых немецких партий .

В своей автобиографической книге Гитлер указал, что придумал эмблему новой Германии самостоятельно. Однако по сути это был уже давно всем известный знак. Гитлер изобразил его черным, в белом кольце, на красном фоне и назвал Хакенкройцем , что по-немецки означает «крюковой крест ».

Кроваво-красное полотно было предложено сознательно для того, чтобы привлечь внимание советского народа и с учетом психологического влияния такого оттенка. Белое кольцо - это знак национального социализма, а свастика - знак борьбы Арийцев за свою чистую кровь.

По гитлеровской задумке крюки - ножи, подготовленные для евреев, цыган и нечистых.

Свастика славян и фашистов: отличия

Однако, при сравнении с фашистской идеологической эмблемой обнаружен ряд отличительных особенностей:

  1. Славяне не имели четких правил по изображению знака. Свастикой считалось достаточно большое количество орнаментов, все они имели свои имена и обладали особой силой. В них встречались пересекающиеся линии, частые разветвления или даже изогнутые кривые. Как известно, в гитлеровской эмблеме существует только четырехгранный крест с острыми загнутыми кончиками в левую сторону. Все пересечения и изгибы под прямым углом;
  2. Индоиранцы рисовали знак красным цветом на белом фоне, однако другие культуры: буддистская и индийская использовали синий или желтый;
  3. Арийский знак был мощным благородным оберегом, который символизировал собой мудрость, семейные ценности и самопознание. По их задумке, немецкий крест - оружие против нечистой расы;
  4. Предки использовали орнамент в предметах обихода. Украшали им одежду, ручники, салфетки, расписывали им вазы. Фашисты применяли свастику для военных и политических целей.

Таким образом, нельзя ставить оба эти знака в одну линейку. Они имеют достаточно много отличий, как в написании, так и в использовании и идеологии.

Мифы о свастике

Выделяют несколько заблуждений , касающихся древнего графического орнамента:

  • Направление вращения не имеет значения. По одной из теорий направленность солнца в правую сторону означает мирную созидательную энергию, а если лучи смотрят влево, то энергия становится разрушительной. Славяне в том числе использовали левосторонний орнамент для привлечения покровительства предков и увеличения силы рода;
  • Автор немецкой свастики не Гитлер. Впервые мифический знак на территорию Австрии привез путешественник - настоятель монастыря Теодор Хаген в конце XIX века, откуда она распространилась на немецкой земле;
  • Свастика в виде военного знака применялась не только в Германии. РСФСР с 1919 года использовала нарукавные значки со свастикой для обозначения калмыцких военных.

В связи с тяжелыми событиями войны свастический крест приобрел резко негативную идеологическую окраску и по решению послевоенного трибунала был запрещен .

Реабилитация арийского символа

Различные государства сегодня по-разному относятся к свастике:

  1. В Америке некая секта активно пытается реабилитировать свастику. Там даже существует праздник реабилитации свастики, который называют Всемирным и отмечают 23 июня;
  2. В Латвии перед хоккейным матчем во время показательного флешмоба танцующие развернули большую фигуру свастики на ледовом катке;
  3. В Финляндии свастика используется на официальном флаге военно-воздушных войск;
  4. В России все еще кипят горячие споры на предмет восстановления знака в правах. Есть целые группы свастикофилов, которые приводят различные положительные аргументы. В 2015 году Роскомнадзор говорил о допустимости демонстрации свастики без ее идеологической пропаганды . В тот же год Конституционный суд запретил использовать свастику в любом виде, в связи с тем, что это аморально по отношению к ветеранам и их потомкам.

Таким образом, отношение к арийскому знаку разное во всем мире. Однако всем нам нужно помнить, что означает фашистская свастика, так как она явилась символом самой разрушительной идеологии в истории человечества и ничего общего с древнеславянским знаком по смысловой нагрузке не имеет.

Видео про значение фашистского символа

В данном ролике Виталий Державин расскажет про еще несколько значений свастики, как она появилась и кто первый начал использовать этот символ:

Четырехлучевая свастика представляет собой двадцатиугольник, с осевой симметрией 4-го порядка. Правильная -лучевая свастика описывается точечной группой симметрии (символика Шенфлиса). Эта группа порождается вращением -ого порядка и отражением в плоскости, перпендикулярной оси вращения - так называемой «горизонтальной» плоскости, в которой лежит рисунок. За счет операции отражения свастика ахиральна и не имеет энантиомера (то есть «двойника», полученного отражением, который не может быть совмещен с исходной фигурой каким-либо вращением). Вследствие этого в ориентированном пространстве право- и левовращающая свастики не различаются. Право- и левовращающая свастики различаются только на плоскости , где рисунок имеет чисто вращательную симметрию. При четном появляется инверсия , где - вращение 2-го порядка.

Можно построить свастику для любого ; при получится фигура, подобная знаку интеграла. Например, символ борджгали (см. ниже) является свастикой с . Свастикоподобная фигура вообще получится, если взять любую область на плоскости и размножить ее вращением раз относительно вертикальной оси , не лежащей в вертикальной плоскости симметрии области .

Происхождение и значение

Иллюстрация из ЭСБЕ.

Слово «свастика» - составное из двух санскритских корней: सु , су , «добро, благо» и अस्ति , асти , «жизнь, существование», то есть «благосостояние» или «благополучие» . Есть и иное название свастики - «гамма́дион» (греч. γαμμάδιον ), так как греки видели в свастике комбинацию четырёх букв «гамма» (Γ).

Свастика - символ Солнца, удачи, счастья и созидания. В западноевропейской средневековой литературе имя бога Солнца древних пруссов Свайкстикса (Svaixtix) впервые встречается в латиноязычных памятниках -начала XVII века : «Sudauer Buchlein» (сер. XV в.), «Episcoporum Prussiae Pomesaniensis atque Sambiensis Constitutiones Synodales» (1530), «De Sacrificiis et Idolatria Veterum Borvssorvm Livonum, aliarumque uicinarum gentium» (1563), «De Diis Samagitarum» (1615) .

Свастика - один из древних и архаичных солярных знаков - указатель видимого движения Солнца вокруг Земли и деления года на четыре части - четыре сезона. Знак фиксирует два солнцестояния: летнее и зимнее - и годовое движение Солнца.

Тем не менее свастика рассматривается не только как солярный символ, но и как символ плодородия земли. Имеет идею четырёх сторон света, центрированный вокруг оси. Свастика предполагает и идею движения в двух направлениях: по часовой и против часовой стрелки. Подобно «Инь» и «Ян» , дуальный знак: вращаясь по часовой символизирует мужскую энергию, против часовой - женскую. В древнеиндийских писаниях различают мужскую и женскую свастики, что изображает двух женских, а также двух мужских божеств.

О значении свастики Энциклопедия Брокгауза Ф. А. и Ефрона И. А. пишет следующим образом:

Этот знак с незапамятных времен употребляется браминистами и буддистами Индии, Китая и Японии в орнаменте и письме, выражая собой привет, пожелание благополучия. С Востока свастика перешла на Запад; ее изображения встречаются на некоторых из древнегреческих и сицилийских монетах, а также в живописи древнехристианских катакомб, на средневековых бронзовых надгробных плитах, на священнических облачениях XII - XIV ст. Усвоив себе этот символ в первой из вышеозначенных форм, под названием «гаммированного креста» (crux gammata ), христианство придавало ему значение, подобное тому, какое он имел на Востоке, т. е. выражало им ниспослание благодати и спасения.

Свастика бывает «правильная» и обратная. Соответственно, свастика противоположного направления символизирует тьму, разрушение. В древности одновременно применялись обе свастики. Это имеет глубокий смысл: день сменяет ночь, свет сменяет тьму, новое рождение сменяет смерть - и это естественный порядок вещей во Вселенной. Поэтому в древности не было «плохих» и «хороших» свастик - они воспринимались в единстве.

Одна из древнейших форм свастики - малоазийская и представляет собой идеограмму четырёх сторон света в виде фигуры с четырьмя крестообразными завитками. Свастика понималась как символ четырёх основных сил, четырёх сторон света, стихий, времен года и алхимической идеи превращения элементов.

Использование в религии

Во многих религиях свастика является важным культовым символом.

Буддизм

Другие религии

Широко используется джайнистами и последователями Вишну . В джайнизме четыре руки свастики представляют четыре уровня существования.

Использование в истории

Свастика - сакральный символ и встречается уже в период верхнего палеолита . Символ встречается в культуре многих народов. Украина , Египет , Иран , Индия , Китай , Мавераннахр , Россия , Армения , Грузия , государство Майя в центральной Америке - вот неполная география этого символа. Свастика представлена в восточных орнаментах, на монументальных строениях и на домашней утвари, на различных оберегах и православных иконах.

В Древнем мире

Свастика обнаружена на глиняных сосудах из Самарры (территория современного Ирака), которые датируются V тысячелетием до нашей эры, и в орнаментах на керамике южноуральской Андроновской культуры . Лево- и правосторонняя свастика встречается в доарийской культуре Мохенджо-Даро (бассейн реки Инд) и древнем Китае около 2000 лет до нашей эры.

Одна из древнейших форм свастики - малоазийская и представляет собой идеограмму четырёх сторон света в виде фигуры с четырьмя крестообразными завитками. Ещё в VII веке до нашей эры в Малой Азии были известны изображения, подобные свастике, состоявшие из четырёх крестообразно расположенных завитков - закругленные концы являются знаками циклического движения. Интересны совпадения в изображении индейских и малоазиатских свастик (точки между ветвями свастики, зубчатые утолщения на концах). Другие ранние формы свастики - квадрат с четырьмя растениевидными закруглениями по краям являются знаком земли, также малоазийского происхождения.

В Северо-Восточной Африке была обнаружена стела царства Мероэ , которое существовало во II-III веках н. э. Фреска на стеле изображает женщину, вступающую в загробный мир, на одежде усопшей также красуется свастика. Вращающийся крест украшает и золотые гирьки для весов, принадлежавшие жителям Ашанты (Гана), и глиняную утварь древних индейцев, и ковры персов. Свастика нередко встречается на оберегах славян , немцев , поморов , куршей , скифов , сарматов , мордвы , удмуртов , башкир , чувашей и многих других народов. Свастика встречается везде, где есть следы буддийской культуры.

В Китае свастика используется как знак всех божеств, которым поклонялись в Школе Лотоса, а также в Тибете и в Сиаме. В древнекитайских манускриптах она включала в себя такие понятия, как «область», «страна». Известны в форме свастики две изогнутые взаимоусеченные фрагменты двойной спирали , выражающей символику взаимоотношения «Инь» и «Ян» . В морских цивилизациях мотив двойной спирали был выражением отношения между противоположностями, знаком Верхних и Нижних вод, а также означал процесс становления жизни. На одной из буддийских свастик каждая лопасть креста заканчивается треугольником, указывающим направление движения и увенчанным аркой ущербной луны, в которой, как в ладье, помещается солнце. Этот знак представляет собой знак мистической арбы, творческий кватернер, называемый также молотом Тора. Аналогичный крест был найден Шлиманом при раскопках Трои.

Свастика изображалась в дохристианских римских мозаиках и на монетах Кипра и Крита. Известна древнекритская закругленная свастика из растительных элементов. Мальтийский крест в форме свастики из четырёх сходящихся в центре треугольников - финикийского происхождения. Был известен также этрускам. Согласно А. Оссендовскому , Чингисхан носил на правой руке перстень с изображением свастики, в которую был вправлен рубин . Этот перстень Оссендовский видел на руке монгольского наместника. В настоящее время этот магический символ известен, главным образом, в Индии и Центральной и Восточной Азии .

Свастика в Индии

Свастика в России (и на её территории)

Различные виды свастики (3-лучевая, 4-лучевая, 8-лучевая) присутствуют на керамическом орнаменте Андроновской археологической культуры (Южный Урал эпохи бронзы).

Ромбо-меандровый свастический орнамент в Костёнковской и Мезинской культурах (25-20 тыс. лет до н. э.) изучал В. А. Городцов . Пока нет достоверных данных о том, где впервые стали использовать свастику, но самое раннее её изображение зарегистрировано не на Руси .

Свастика использовалась в обрядах и строительстве, в домотканном производстве: в вышивках на одежде, на коврах . Свастикой украшали домашнюю утварь. Присутствовала она и на иконах . Вышитая на одежде, свастика могла иметь определённое обережное значение.

Символ свастики использовала как личный знак и символ-оберег императрица Александра Фёдоровна . Изображения свастики встречаются на рисованных открытках императрицы . Один из первых таких «знаков» был поставлен императрицей вслед за подписью «А.» на нарисованной ею рождественской открытке, отправленной 5 декабря 1917 г. из Тобольска подруге Ю. А. Ден .

Послала тебе, по крайней мере, 5 нарисованных карточек, которые ты всегда можешь узнать по моим знакам (“свастика”), выдумываю всегда новое

Свастика была изображена на некоторых денежных купюрах Временного правительства 1917 г. и на некоторых напечатанных с клише «керенок» совзнаках , имевших хождение с 1918 по 1922 гг. .

В ноябре 1919 г. командующим Юго-Восточным фронтом Красной Армии В. И. Шориным был издан , в котором утверждался отличительный нарукавный знак калмыцких формирований с использованием свастики . Свастика в приказе обозначается словом «люнгтн», то есть буддийская «Лунгта», означающая - «вихрь», «жизненную энергию» .

Также, изображение свастики можно видеть на некоторых исторических памятниках в Чечне, в частности на древних склепах в Итум-калинском районе Чечни (т. н. «Город мёртвых»). В доисламский период свастика являлась символом бога Солнца у чеченцев-язычников (Дела-Малх).

Свастика и цензура в СССР

На территории современного Израиля изображения свастики обнаружены при раскопках в мозаиках древних синагог . Так, синагога на месте древнего поселения Эйн-Геди в районе Мертвого моря датируется началом II века, а синагога на месте современного кибуца Маоз Хаим на Голанских высотах действовала в между IV и XI столетиями.

В Северной, Центральной и Южной Америке свастика встречается в искусстве Майя и Ацтеков . В Северной Америке племена навахо , теннесси и огайо использовали символ свастики в ритуальных захоронениях.

Тайское приветствие Сватди! происходит от слова сватдика (свастика).

Свастика в качестве эмблемы нацистских организаций

Тем не менее я вынужден был отклонить все бесчисленные проекты, присылавшиеся мне со всех концов молодыми сторонниками движения, поскольку все эти проекты сводились только к одной теме: брали старые цвета и на этом фоне в разных вариациях рисовали мотыгообразный крест. […] После ряда опытов и переделок я сам составил законченный проект: основной фон знамени красный; белый круг внутри, а в центре этого круга - чёрный мотыгообразный крест. После долгих переделок я нашел наконец необходимое соотношение между величиной знамени и величиной белого круга, а также остановился окончательно на величине и форме креста.

В представлении самого Гитлера, она символизировала «борьбу за торжество арийской расы». В таком выборе соединилось и мистическое оккультное значение свастики, и представление о свастике как об «арийском» символе (ввиду её распространенности в Индии), и утвердившееся уже использование свастики в немецкой крайне правой традиции: её использовали некоторые австрийские антисемитские партии, а в марте 1920 г. во время Капповского путча она была изображена на касках вступившей в Берлин бригады Эрхардта (здесь, возможно, было влияние Прибалтики, так как многие бойцы Добровольческого корпуса сталкивались со свастикой в Латвии и Финляндии) . Уже в 20-е годы свастика стала всё более ассоциироваться с нацизмом ; после 1933 года она окончательно стала восприниматься как символ нацистский по преимуществу, в результате чего, например, была исключена из эмблематики скаутского движения.

Однако, строго говоря, нацистским символом была не любая свастика, а четырёхконечная, с концами, направленными в правую сторону, и повёрнутая на 45°. При этом она должна быть в белом круге, который в свою очередь изображён на красном прямоугольнике. Именно такой знак находился на государственном знамени национал-социалистической Германии с 1933 по 1945 гг., а также на эмблемах гражданских и военных служб этой страны (хотя в декоративных целях, разумеется, применялись, в том числе и нацистами, и другие варианты).

Собственно, нацисты для обозначения служившей их символом свастики использовали термин Hakenkreuz («хакенкройц» , дословно «крюковый крест» , варианты перевода также - «кривой» или «паукообразный» ), что не является синонимом слова свастика (нем. Swastika ), также имеющего хождение в немецком языке. Можно сказать, что «хакенкройц» - такое же национальное название свастики в немецком языке, как «солнцеворот» или «коловрат» в русском или «хакаристи» в финском, и употребляется обычно именно для обозначения нацистского символа. В русском переводе это слово было переведено как «мотыгообразный крест» .

На плакате советского графика Моора «Все на „Г“» (1941) свастика состоит из 4 букв «Г», символизируя первые буквы написанных по-русски фамилий лидеров Третьего рейха - Гитлер , Геббельс , Гиммлер , Геринг .

Географические объекты в виде свастики

Лесная свастика

Лесная свастика - лесопосадка в форме свастики. Встречаются как на открытой местности в виде соответствующей схематичной высадки деревьев, так и на территории лесного массива. В последнем случае, как правило, используется сочетание хвойных (вечнозелёных) и лиственных (листопадных) деревьев.

До 2000 года лесная свастика существовала к северо-западу от поселения Церников, в районе Уккермарк , в земле Бранденбург на северо-западе Германии.

На склоне холма недалеко от деревни Таш-Башат, в Киргизии , на границе с Гималаями находится лесная свастика «Эки Нарин» (41.447351 , 76.391641 41°26′50.46″ с. ш. 76°23′29.9″ в. д.  /  41.44735121 , 76.39164121 (G) ).

Лабиринты и их изображения

Здания в форме свастики

Комплекс 320-325 (англ. Complex 320-325 ) - одно из зданий военно-морской базы десанта в Коронадо (англ. Naval Amphibious Base Coronado ), в заливе Сан-Диего , Калифорния . База находится под управлением военно-морских сил США и является центральной тренировочной и операционной базой специальных и экспедиционных сил. Координаты 32.6761, -117.1578.

Здание Комплекса было построено между 1967 и 1970 годами. Оригинальный проект представлял собой два центральных здания для котельной установки и зоны релаксации и троекратное повторение поворотом под углом в 90 градусов к центральным зданиям L-образного здания казарм. Законченное здание получило форму свастики, если смотреть на него сверху.

Компьютерный символ свастики

В таблице символов стандарта Unicode есть знаки китайских иероглифов 卐 (U+5350) и 卍 (U+534D), являющихся свастиками.

Свастика в культуре

В испанском сериале "Чёрная лагуна" (Русский вариант "Закрытая школа") нацистская организация, разрабатывающая в недрах секретной лаборатории под интернатом, имела герб, в котором была зашифрована свастика.

Галерея

  • Свастика в европейской культуре
  • Свастика в римской мозаике 2 века н.э.

См. также

Примечания

  1. Р. В. Багдасаров. Радиопередача «Свастика: благословение или проклятие» на «Эхо Москвы».
  2. Кораблёв Л. Л. Графическая магия исландцев. - М.: «Велигор», 2002. - С. 101
  3. http://www.swastika-info.com/images/amerika/usa/cocacola-swastika-fob.jpg
  4. Городцов В. А. Археология. Каменный период. М.; Пг., 1923.
  5. Елинек Ян. Большой иллюстрированный атлас первобытного человека. Прага, 1985.
  6. Тарунин А. Прошлое - Коловрат в России .
  7. Багдасаров, Роман; Дымарский Виталий, Захаров Дмитрий Свастика: благословение или проклятие . "Цена Победы" . "Эхо Москвы ". Архивировано из первоисточника 23 августа 2011. Проверено 7 апреля 2010.
  8. Багдасаров, Роман. . - М .: М., 2001. - С. 432.
  9. Сергей Фомин. Материалы к истории Царицына Креста
  10. Письма Царской Семьи из заточения. Джорданвилль, 1974. С. 160; Dehn L. The Real Tsaritsa. London, 1922. Р. 242.
  11. Там же. С. 190.
  12. Николаев Р. Советские «кредитки» со свастикой? . Сайт «Бонистика» . - статья также пубиковалась в газете «Миниатюра» 1992 №7, с.11.. Архивировано из первоисточника 23 августа 2011. Проверено 24 июня 2009.
  13. Евгений Жирнов. Право ношения свастики присвоить всем красноармейцам // Журнал «Власть». - 01.08.2000 г. - № 30 (381)
  14. http://www.echo.msk.ru/programs/victory/559590-echo/ Интервью с историком и религиоведом Романом Багдасаровым
  15. http://lj.rossia.org/users/just_hoaxer/311555.html ЛЮНГТН
  16. Куфтин Б. А. Материальная культура Русской Мещеры. Часть 1. Женская одежда: рубаха, понёва, сарафан. - М.: 1926.
  17. У.Ширер. Взлёт и падение Третьего рейха
  18. цитата из книги Р. Багдасарова «Мистика огненного креста», М., Вече, 2005
  19. Обсуждение терминов Hakenkreuz и Swastika в сообществе Живого Журнала «Linguaphiles» (на англ.)
  20. Адольф Гитлер , «Майн Кампф»
  21. Керн Германн. Лабиринты мира / Пер. с англ. - СПб.: Азбука-классика, 2007. - 432 с.
  22. Azerbaijani Carpets (англ.)
  23. Ли Хунчжи. Чжуань Фалунь Фалунь Дафа

Литература

На русском языке

  1. Уилсон Томас. Свастика. Древнейший известный символ, его перемещение из страны в страну, с наблюдениями о перемещении некоторых ремёсел в доисторические времена / Перевод с англ.: А. Ю. Москвин // История свастики с древнейших времён до наших дней. - Нижний Новгород: Изд-во «Книги», 2008. - 528 с. - С. 3-354. - ISBN 978-5-94706-053-9 .
    (Это первая публикация на русском языке лучшего фундаментального труда по истории свастики, написанного куратором отдела доисторической антропологии Национального музея США Томасом Уилсоном, и изданного впервые в сборнике Смитсоновского института (Вашингтон) в 1896 году).
  2. Акунов В. Свастика - древнейший символ человечества (подборка публикаций)
  3. Багдасаров Р. В. Свастика: священный символ. Этнорелигиоведческие очерки . - Изд. 2-е, исправл. - М .: Белые Альвы, 2002. - 432 с. - 3000 экз. - ISBN 5-7619-0164-1
  4. Багдасаров Р. В. Мистика огненного креста. Изд. 3-е, доп. и исправл. - М.: Вече, 2005. - 400 с. - 5000 экз. - (Лабиринты тайноведения). -

Городская легенда советских пионеров гласила, что свастика - это собранные в круг четыре буквы Г: Гитлер, Геббельс, Геринг, Гиммлер. Дети не задумывались, что немецкие Г на самом деле разные буквы - H и G. Хотя количество руководящих нацистов на Г реально зашкаливало - можно вспомнить еще и Грое, и Гесса, и много кого еще. Но лучше не вспоминать.

Германские нацисты использовали этот знак еще до прихода Гитлера к власти. И почему они проявляли к свастике подобный интерес - совершенно неудивительно: для них это был мистической силы объект родом из Индии, с исконно арийских территорий. Ну еще смотрелось красиво, а лидеры национал социалистического движения вопросам эстетики всегда придавали громадное значение.

Статуя индийского слона со свастикой на территории старого пивоваренного завода Carlsberg в Копенгагене. Никакого отношения к нацизму изваяние не имеет: обрати внимание на точки у центра


Если нам рассматривать свастику не как часть узоров и рисунков, а как самостоятельный объект, то ее первое появление датируется примерно VI-V веками до нашей эры. Ее видно на предметах, найденных на раскопках на Ближнем Востоке. Почему же родиной свастики принято звать Индию? Потому что само слово «свастика» взято из санскрита (литературный древнеиндийский язык), означает «благополучие», а чисто графически (согласно наиболее распространенной теории) символизирует Солнце. Четырехконечность для нее далеко не обязательна, также велико разнообразие углов вращения, наклона лучей и дополнительных узоров. В классическом индуистском виде ее обычно изображают как на рисунке ниже.


Существует множество толкований того, в какую сторону должна вращаться свастика. Обсуждается даже разделение их на женскую и мужскую, в зависимости от направления

В связи с высокой популярностью Солнца среди людей любых рас, логично сложилось, что свастика - элемент символизма, письменности и графики у сотен и сотен древних народов, разбросанных по всей планете. Даже в христианстве она нашла свое место, и существует мнение, что христианский крест является ее прямым потомком. Фамильные черты действительно разглядеть несложно. В нашем дорогом православии свастикоподобные элементы носили название «гамматический крест» и нередко использовались в оформлении храмов. Правда, сейчас обнаружить их следы в России не так легко, так как после начала Великой Отечественной даже безобидные православные свастики подверглись ликвидации.

Православный гамматический крест

Свастика - настолько широко распространенный объект мировой культуры и религии, что удивляет, скорее, редкость ее появления в современном мире. По логике она должна нас преследовать всюду. Разгадка в самом деле проста: после крушения Третьего рейха она стала вызывать столь неприятные ассоциации, что от нее избавлялись с небывалым рвением. Сие забавным образом напоминает историю с именем Адольф, которое было крайне популярно в Германии во все времена, но почти исчезло из обихода после 1945 года.

Умельцы приноровились находить свастику в самых неожиданных местах. С появлением в открытом доступе космических снимков Земли поиск природных и архитектурных казусов превратился в своеобразный спорт. Самый популярный объект для конспирологов и свастикофилов - здание военно-морской базы в Сан-Диего, Калифорния, спроектированное в 1967 году.


Руководство ВМС США потратило 600 тысяч долларов, чтобы как-то избавить это здание от сходства со свастикой, но итоговый результат неутешителен

Российский Интернет и некоторые привокзальные лотки забиты всяческими толкователями славянских языческих свастик, где дотошно, в картинках объясняется, что значит «яроврат», «свитовит» или же «посолонь». Звучит и выглядит захватывающе, однако держи в голове, что никакого научного фундамента под этими мифами нет и в помине. Даже вошедший в обиход термин «коловрат», якобы славянское имя свастики, является порождением домыслов и мифотворчества.

Красивый образец богатой славянофильской фантазии. Особо обрати внимание на название первой свастики на второй странице

Диковинные мистические силы приписывают свастике, отсюда понятен интересен к ней от людей мнительных, суеверных или склонных к оккультизму. Приносит ли она счастье носителю? Сам подумай: Гитлер пользовал ее и в хвост и в гриву, а кончил так плохо, что врагу не пожелаешь.

Большой любительницей свастик была императрица Александра Федоровна. Она рисовала символ всюду, куда только дотягивались ее карандаши и краски, особенно в комнатах своих детей, чтобы росли здоровыми и ни о чем не тужили. Но императрицу расстреляли большевики вместе со всей семьей. Выводы очевидны.

Да, читатель, давайте-ка озадачимся сейчас этим вопросом, зачем Адольф Гитлер сделал свастику символом национал-социализма?!

О том, что свастика — гамматический крест — является арийским символом, большинство современных людей планеты узнало, к сожалению, с подачи Гитлера. Увы, так получилось. Сам нацистский фюрер утверждал, что он ариец, и мол по этой причине он имел полное право взять себе на вооружение арийскую свастику.

Что натворил в истории этот "ариец" мы все знаем. Развязанная им Вторая мировая война (1939-1945 годов) унесла только убитыми 50 миллионов человек разных национальностей и ещё 100 миллионов человек стали калеками. И всё это зверство в отношении многих народов было совершено под знаком арийской свастики. Вот под этим знаком:

В тоже время известно, что несколькими десятилетиями ранее этот же символ-крест, только с другим направлением загиба его концов, был особо почитаем в Российской империи.

Его можно было увидеть, например, на автомобиле царя Николая II и в быту простых россиян. Вот в подтверждение тому ряд фотодокументов.

Полотенце. Тарногский район Вологодской области. Конец XIX века.

Что же символизировал в сознании россиян знак свастики?

Почему и последний российский царь имел его при себе, и простые россияне в недалёком прошлом тоже имели в своём доме свастику в виде вышивок и рисунков?

Если покопаться в энциклопедиях, то можно найти такое объяснение: "свастика издревле была для славян символом благополучия".

Такое определение вполне исчерпывающе объясняет, почему этот символ имел когда-то широкое употребление. Считалось, что он несёт благополучие?! — ну кому же не хочется его иметь?!

Однажды я увидел такие же знаки свастики и на хранящейся в музее старинной одежде православных священников. Музей этот находится в Новодевичем Богородице-Смоленском монастыре.

Лично меня это наличие свастик на старой одежде российских священнослужителей немного удивило, озадачило и потом подтолкнуло к мысли, что свастика — не просто "символ благополучия" , за этим знаком-крестом кроется нечто большее. И мне захотелось копнуть глубже, исследовать эту тему.

В процессе поиска я узнал, что слова "символ благополучия" — это лишь прилагательное. Простой пример: иногда на свадьбах жениху дают задание назвать 10 слов-прилагательных к его невесте, и он начинает перечислять: любимая, ласковая, добрая, заботливая, и так далее... Вот и слова "символ благополучия" — это слова прилагательные...

Уверен, что большинство современных людей, не проводивших подобного поиска как я, ни за что не догадается, что в далёкие времена знак свастики был, оказывается, самым главным символом христианства!

Да, да, самым главным!

Скажу больше: это был единственный крест в истинном христианстве, если под истинным христианством понимать практическую деятельность Иисуса Христа и его учеников-апостолов числом 12 человек.

Так вот, этот символ свастики в учении и практике Иисуса Христа графически обозначал Бога, который есть Дух!

"Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине" (Ин. 4: 23-24).

Слышали, знаете эти слова Христа-Спасителя?

С самого начала это графическое изображение Бога-Духа в виде свастики наполняло Учение Иисуса Христа глубоким мировоззренческим смыслом, можно даже сказать естественнонаучным смыслом.

Представленное здесь изображение датировано 2-5 веком новой эры. Этот рисунок (слева — восстановленный, справа — фрагмент оригинала) был найден на стене в катакомбах Присциллы, в Риме. Трактуется, что голубь здесь изображает душу умершего праведника, который прилетел в Рай причаститься из сосуда с "духом Святым" . Чтобы не писать на чаше слова "дух Святой" или "дух" , рисовавший заменил слова графическим изображением — знаком свастики.

Справка: Катакомбы Присциллы — христианские подземные захоронения II—V веков в Риме, образующие три уровня. Эти катакомбы возникли в месте захоронений римской семьи консула Акилия Глабрия. В I веке н. э. эта семья владела обширными землями. Одна из представительниц этой семьи, Присцилла, была казнена по приказу императора Домициана. В греческой капелле (итал. Capella Greca), названной так по обнаруженным надписям на греческом языке, изображена сцена пира (аллегория евхаристии). В этой капелле сохранились образцы раннего христианского искусства, в том числе древнейшее изображение Девы Марии с младенцем на руках и пророком Исаей или Валаамом, датируемое II веком.

Точно такой же сосуд с "духом Святым" , который охраняют райские птицы, был изображён на старинной мозаичной напольной картине, также относящейся к раннехристианскому творчеству. И здесь мы тоже видим свастику. Это изображение — экранный снимок из документального фильма, рассказывающего о христианстве первых веков. В 2016 году он был показан по российскому телеканалу "Культура".


А сейчас вы увидите и вовсе интересную мозаичную напольную картину одного из раннехристианских храмов. Скажу честно, эта картина меня очень сильно впечатлила!

Это свастика на мозаичном полу в построенной в городе Герас (Jerash) в Северном Иордане в 553 году христианской Православной Церкви "Святого Космаса и Святого Дамиана".

На этой напольной мозаичной картине видны множественные изображения движущихся во все стороны свастик! Так раннехристианский художник постарался передать посредством живописи смысл, который раньше был понятен каждому верующему христианину: "дух Святой" движется в пространстве, и в движении он совершает какое-то ведомое только ему священнодействие.

На представленной картине мы обнаруживаем в виде этаких "кирпичей" свастику разных направлений вращения в проекции — левостороннюю и правостороннюю.

Если простой плоский знак свастики символизирует некое вращение вокруг своей оси в ту или иную сторону, то создавая подобное объёмное изображение свастики, древний православный художник постарался показать некое "духовное движение" в пространстве, в котором угадывается спиральное движение !


Эта мозаичная картина свидетельствует, что в глубокой древности у первых христиан было естественнонаучное представление о "духе Святом" !

И есть свидетельство, (практически доказательство!), что древние видели физический смысл "духа Святого" — в его спиральном движении!

На языке древних учёных — латыни — слово спираль (spīrālis от spīra ) — значит «виток, завиток». А слово spiro в переводе с той же латыни на русский — означает "дуть, веять, быть живым".

Замечу, что в старину народ в России изображение "гамматического креста" не называл "свастикой", а называл словом "ветерок" . Что полностью совпадает со смыслом "дуть, веять, быть живым". Об этом можно прочесть у историка Романа Багдасарова.

Теперь внимание! "Дух Святой" на латыни — Spiritus Sanctus .

Как видим, корень везде один — "spir" , а стало быть и смысл один!

Вот такие чудеса открываются для кого-то (для меня они уже давно открылись!) спустя минувшие века от Рождества Христова!!!

А сейчас нас всех убеждают, и многих убедили уже, буквально вынудили поверить, что главный символ Христианства — это крест, на котором, согласно Евангелий, был распят Спаситель. И никто не задумывается из верующих (вера есть — ума не надо?), что это кощунство — превращать предмет или инструмент убийства святого человека в символ веры. Однако, сегодня, увы и ах, христиане всех конфессий после развязанной Адольфом Гитлером войны почитают символом христианства исключительно только деревянный крест-распятие, ну ещё золотой крест-распятие, который они вешают себе на шею. А если вдуматься, то этот крест не более чем символ мучений и смерти одного из великих просветителей.

Феноменально то, что многие люди сегодня буквально со страхом смотрят на свастику, и в то же время выставляемое напоказ распятие Христа-Спасителя их нисколько не пугает и не шокирует!


Римский спектакль под названием: "посмотрите христиане, что мы сделали с вашим Богом!"

Вы думаете, Адольф Гитлер не знал о подлинном сакральном смысле свастики, когда он взял её в качестве символа нацизма и Второй мировой войны?!

Думаете, он не знал, что в раннем христианстве это был символ Бога, который есть дух?

Разумеется, знал! У него имелась могучая организация "Аненербе", которая была специально создана ещё в 1935 году для "изучения традиций, истории и наследия германской расы с целью оккультно-идеологического обеспечения функционирования государственного аппарата Третьего рейха ".

И если он знал всё, то что тогда?

Зачем раннехристианский символ Бога, символ благополучия, (символ получения блага!), который в дореволюционной России был святым символом, зачем он использовал для того, чтобы 22 июня 1941 года, в день летнего солнцестояния, совершить вероломное нападение на СССР?

Обратите внимание на слово "вероломное", и на тот факт, что нападение на СССР Гитлер спланировал в святой для славян-солнцепоклонников день. Это был, во первых, день летнего солнцестояния, а во-вторых это было воскресенье!

В 1941 году в сводках Совинформбюро про вероломное нападение Германии на СССР было сказано не один раз, и каждый советский человек понимал это по своему. Большинство, разумеется, думало, что это слово относится к политическим взаимоотношениям и договорённостям между Сталиным и Гитлером. Отчасти это было верно. Но ещё больше это было верно в религиозном смысле: использовав свастику в качестве символа войны и нацизма, Адольф Гитлер выступил буквально в роли Анти-Христа . Именно это было с его стороны самым большим вероломством...

Вероломством в том смысле, что он использовал символ христианского Бога для убийства миллионов людей...

Продолжение темы в отдельной статье "ЛОГОВО ДИАВОЛА: правда о Швейцарии, сионизме и евреях!"

Так получилось, что в небольшой, относительно уединенный в Гималаях городок Ревалсар мы прибыли уже достаточно поздно, настолько поздно, что мелким, сонным и ленивым провинциальным гостиницам было тяжко возиться с нашим заселением. Хозяева гостиниц пожимали плечами, качали головами и махая руками куда-то в сторону ночи захлопывали двери перед нашим носом. Зато нас охотно, правда не бесплатно приняли на жительство в в гостевой дом на территории тибетского буддийского монастыря на берегу озера.

Как это бывает нередко для тибетских мест, нашей встречей и размещением занимался индус, поскольку негоже тибетским монахам заниматься денежными и мирскими вопросами. К тому же монастырь уже не первый час был погружен в ночной мрак, а монахам следовало выспаться,чтобы завтра рано утром надо с бодрым и полным благочестия лицом идти на медитацию. Про это и о других горестях мира поведал индус давший нам ключи от гостиничного номера, и чтобы хоть как-то утешить себя настойчиво порекомендовал нам посетить это мероприятие в семь утра.

Основные темы ниже: автобусы и поезда, авиабилеты и визы, здоровье и гигиена, безопасность, выбор маршрута, гостиницы, питание, необходимый бюджет. Актуальность этого текста - весна 2017 года.

Гостиницы

"Где я буду там жить?", - этот вопрос почему-то очень сильно, просто ужасно напрягает тех, кто по Индии еще не путешествовал. Нет такой проблемы. Гостиниц там пруд пруди. Главное выбрать. Далее речь идет о недорогих, бюджетных гостиницах.

По моему опыту есть три основных способа найти гостиницу.

Спиральный

Обычно Вы будете прибывать в новый город автобусом или поездом. Так вот вокруг них почти всегда великая масса гостиниц. Поэтому достаточно немного отойти от места приезда и начать ходить по кругу с всё большим радиусом, чтобы натолкнуться на множество гостиниц. Надписи "Hotel" на значительной территории Индии обозначает место, где можно перекусить, поэтому главными ориентирами служат вывески "Guest house" и "Lounge".

В зонах массового безделья (Гоа, курорты Кералы, Гималаи) развит частный сектор, ну, как у нас на побережье Черного моря. Там можно о жилье интересоваться у местного населения и ориентироваться на таблички "Rent ". В буддистских местах можно жить в монастырях, в индуистских в ашрамах.

Чем дальше отходите от автовокзала или железнодорожной станции, тем ниже цены, но и гостиницы встречаются всё реже и реже. Так что осматриваете несколько гостиниц приемлемых по цене и качеству и возвращаетесь в выбранную.

Если путешествуете группой, то на поиски гостиницы можно отправить одного или двух человек налегке, пока остальные ждут на вокзале с вещами.

Если в отеле отказывают и говорят, что гостиница только для индусов, то настаивать на заселении практически бесполезно.

Спросить таксиста

Для тех, у кого много багажа или просто искать лень. Или хочется поселиться около достопримечательности, например у Тадж-Махала, а не у вокзала. Еще в крупных городах есть места традиционного скопления туристов: в Дели это Мейн-базар, в Калькутте это Садер стрит, в Бомбее тоже как-то называется, но я забыл, то есть туда в любом случае надо ехать.

В таком случае находите водителя моторикшы или такси и ставите задачу, где хотите жить, в каких условиях и за какие примерно деньги. В таком случае Вас иногда могут бесплатно довезти до нужного отеля, даже показать несколько мест на выбор. Понятно, что цена сразу возрастает, торговаться бессмысленно, поскольку в стоимость уже включена комиссия таксиста. Но иногда, когда лень или среди ночи, воспользоваться этим методом бывает весьма удобно.

Бронировать через интернет

Это для тех, кто любит определенность и гарантии, больший комфорт и меньше приключений.

Ну, уж если бронируйте заранее, то бронируйте гостиницы качественней и не слишком дешевые (не меньше 30-40$ за номер), потому что в ином случае нет никакой гарантии, что в действительности всё будет так прекрасно как на фотографиях. Еще мне жаловались, что порой приезжали в забронированную гостиницу, а номера, несмотря на бронь были уже заняты. Хозяева гостиницы не смущались, говорили, что пришел клиент с деньгами, и силы воли отказать не хватило клиенту с наличностью. Деньги возвращали, конечно, но всё равно обидно.

Поиск, заселение и проживание в недорогих индийских гостиницах само по себе может быть самостоятельным приключением, источником веселых, а иногда не очень веселых воспоминаний. Зато будет что дома потом рассказать.

Технология заселения

  • Освободитесь от присутствия "помощников-индусов" и зазывал, их присутствие автоматически повышает стоимость заселения.
  • Заходите в гостиницу, которая кажется достойной Вас и спрашиваете сколько стоит и решаете, стоит ли там жить, заодно успеваете оценить интерьер и услужливость.
  • Обязательно просите показать номер перед заселением, покажите всем своим видом недовольство и возмущение, попросите показать другой номер, скорее всего он, будет лучше. Так можно сделать несколько раз, добиваясь всё лучших условий размещения.

Тех кого интересует энергия Ошо и Будды, медитация и Индия, всех Вас приглашаем в путешествие по местам где родился, прожил первые годы жизни и обрёл просветление величайший мистик 20-го века Ошо! В одном путешествии мы совместим экзотику Индии, медитации, впитаем энергетику мест Ошо!
Также в план тура входит посещение Варанаси, Бодхгаи и возможно Каджурахо (по факту наличия билетов)

Ключевые места путешествия

Кучвада

Небольшая деревня в центральной Индии, где родился и прожил первые семь лет Ошо в окружении и заботе любящих его бабушки и дедушки. В Кучваде до сих пор находится дом, который остался именно таким каким был при жизни Ошо. Также рядом с домом находится пруд, на берегу которого любил часами сидеть Ошо и наблюдать бесконечное движение тростника на ветру, веселые игры и полёты цапель над гладью воды. Вы сможете посетить дом Ошо, провести время на берегу пруда, прогуляеться по деревне, впитать тот безмятежный дух деревенской Индии, который несомненно оказал первоначальное влияние на формирование Ошо.

В Кучваде находится достаточно большой и комфортный ашрам под патронажем саньясинов из Японии, там мы и будем жить, и медитировать.

Небольшое видео-"эмоциональное впечатление" от посещения Кучвады и дома Ошо.

Гадарвара

В возрасте 7 лет Ошо вместе с бабушкой переезжает к своим родителям в небольшой город Гадарвара, где проходят его школьные годы. Кстати, школьный класс, где учился Ошо по прежнему существует, и там даже стоит парта, за которой сидел Ошо. В этот класс можно зайти, посидеть за партой, где в детские годы так много времени провёл наш любимый мастер. К сожалению, попасть в этот класс это дело случая и везения, смотря какой учитель проводит занятия в классе. Но в любом случае Вы можете гулять по улочкам Гадарвары, посетить начальную и среднюю школу, дом где жил Ошо, любимую реку Ошо...

А главное, что на окраине города есть тихий, небольшой и уютный ашрам, где находится место, в котором в возрасте 14 лет Ошо испытал глубокое переживание смерти.

Видео из ашрама Ошо в Гадарваре

Джабалпур

Большой город с более чем миллионом жителей. В Джабалпуре Ошо учился в университете, потом работал в нём преподавателем и стал профессором, но главное, что в возрасте 21-го года обрёл просветление, которое произошло с ним в одном из парков Джабалпура, а дерево под которым это случилось до сих пор растет на старом месте.

В Джабалпуре мы будем жить в тихом и уютном ашраме с великолепным парком.



Из ашрама легко попасть на Мраморные скалы - чудо природы, где любил проводить время Ошо во время своего проживания в Джабалпуре.

Варанаси

Варанаси знаменит своими кремационными кострами, которые горят и днём, и ночью. Но там также есть на удивление приятная набережная, знаменитый храм Каши Вишванатх, прогулки на лодке по Гангу. Рядом с Варанаси находится небольшой посёлок Сарнатх, знаменитый тем, что там Будда прочёл свою первую проповедь, а первыми слушателями были обычные олени.



Бодхгайя

Место просветления Будды. В главном храме города, который окружает красивый и обширный парк, до сих пор растёт дерево в тени которого обрёл просветление Будда.

Кроме того в Бодхгайе стоит множество самых разнообразных буддистских храмов воздвигнутых последователями Будды из множества стран: Китай, Япония, Тибет, Вьетнам, Таиланд, Бирма... Каждый храм обладает своей уникальной архитектурой, убранством, проводимыми церемониями.


Каджурахо

Само Каджурахо не связано напрямую с Ошо, если не считать, что про тантрические храмы Каджурахо Ошо часто упоминал, а его бабушка имела непосредственное отношение к Каджурахо.