Собственный опыт

Европейская архитектура 15 века и начала 20. Европейская архитектура

Ты - не раб!
Закрытый образовательный курс для детей элиты: "Истинное обустройство мира".
http://noslave.org

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

[[К:Википедия:Страницы на КУЛ (страна: Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. )]][[К:Википедия:Страницы на КУЛ (страна: Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. )]]Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. Европейская архитектура Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. Европейская архитектура Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. Европейская архитектура

Европейская архитектура - архитектура стран Европы, отличается многообразием стилей.

Первобытная эпоха

В эпоху бронзы (2- тысячелетие до н. э.) на территории Европы возводили сооружения из крупных каменных глыб, которые относят к так называемой мегалитической архитектуре. Менгиры - вертикально поставленные камни - обозначали место общественных церемоний. Дольмены , состоявшие обычно из двух или четырёх вертикальных камней, перекрытых камнем, служили местами захоронений. Кромлех состоял из плит или столбов, расположенных по кругу. Примером является Стоунхендж в Англии.

Античность

Одними из древнейших сооружений европейской архитектуры являются развалины зданий острова Крит , время создания которых более 1000 лет до н. э. Они являются первыми представителями античной архитектуры , используемой затем Древней Грецией и Римом. Округленные формы колонн и арок носили отпечаток представлений о идеальных формах и воплощали грациозность и красоту. Статуи могли входить в состав строения как часть стены или замена колонн. Эта архитектура влияла не только на храмы и дворцы, но и на общественные заведения, улицы, стены и сами дома. Римская архитектура была сложнее греческой, в ней стали играть всё большую роль арки . Римляне впервые использовали бетон , по крайней мере в Европе. Самые примечательные сооружения: Колизей и акведуки .

Средневековье

Отрывок, характеризующий Европейская архитектура

Я подошла к калитке и попробовала открыть. Ощущение было не из приятных – как будто я насильно врывалась в чью-то жизнь, не спрашивая на это разрешения. Но тут я подумала о том, какой же несчастной должна была быть бедная Вероника и решила рискнуть. Девчушка подняла на меня свои огромные, небесно-голубые глаза и я увидела, что они наполнены такой глубокой тоской, какой у этого крошечного ребёнка просто ещё никак не должно было быть. Я подошла к ней очень осторожно, боясь спугнуть, но девочка совершенно не собиралась пугаться, только с удивлением на меня смотрела, как будто спрашивая, что мне от неё нужно.
Я подсела к ней на край деревянной перегородки и спросила, почему она такая грустная. Она долго не отвечала, а потом, наконец, прошептала сквозь слёзы:
– Меня мама бросила, а я её так люблю... Наверное, я была очень плохой и теперь она больше не вернётся.
Я растерялась. Да и что я могла ей сказать? Как объяснить? Я чувствовала, что Вероника находится со мной. Её боль буквально скрутила меня в твёрдый жгучий болевой ком и жгла так сильно, что стало тяжело дышать. Мне так хотелось им обеим помочь, что я решила – будь что будет, а, не попробовав, не уйду. Я обняла девчушку за её хрупкие плечики, и как можно мягче сказала:
– Твоя мама любит тебя больше всего на свете, Алина и она просила меня тебе передать, что она тебя никогда не бросала.
– Значит, она теперь живёт с тобой? – ощетинилась девчушка.
– Нет. Она живёт там, куда ни я, ни ты не можем пойти. Её земная жизнь здесь с нами, кончилась, и она теперь живёт в другом, очень красивом мире, из которого может тебя наблюдать. Но она видит, как ты страдаешь, и не может отсюда уйти. А здесь она уже находиться дольше тоже не может. Поэтому ей нужна твоя помощь. Ты хотела бы ей помочь?
– А откуда ты всё это знаешь? Почему она разговаривает с тобой?!.
Я чувствовала, что пока ещё она мне не верит и не хочет признавать во мне друга. И я никак не могла придумать, как же объяснить этой маленькой, нахохлившейся, несчастной девчушке, что существует «другой», далёкий мир, из которого, к сожалению, нет возврата сюда. И что её любимая мама говорит со мной не потому, что у неё есть выбор, а потому, что мне просто «посчастливилось» быть немножечко «другой», чем все остальные…
– Все люди разные, Алинушка, – начала я. – Одни имеют талант к рисованию, другие к пению, а вот у меня такой особый талант к разговору с теми, которые ушли из нашего с тобой мира уже навсегда. И твоя мама говорит со мной совсем не потому, что я ей нравлюсь, а потому, что я её услышала, когда больше никто её услышать не мог. И я очень рада, что хоть в чём-то могу ей помочь. Она тебя очень любит и очень страдает оттого, что ей пришлось уйти… Ей очень больно тебя оставлять, но это не её выбор. Ты помнишь, она тяжело и долго болела? – девочка кивнула. – Вот эта болезнь и заставила её покинуть вас. А теперь она должна уйти в свой новый мир, в котором она будет жить. И для этого она должна быть уверена, что ты знаешь, как она тебя любит.
Девочка грустно на меня посмотрела и тихо спросила:
– Она живёт теперь с ангелами?.. Папа мне говорил, что она теперь живёт в таком месте, где всё, как на открытках, что мне дарят на рождество. И там такие красивые крылатые ангелы... Почему она не взяла меня с собой?..
– Потому, что ты должна прожить свою жизнь здесь, милая, а потом ты тоже пойдёшь в тот же мир, где сейчас твоя мама.
Девочка засияла.
– Значит, там я её увижу? – радостно пролепетала она.
– Конечно, Алинушка. Поэтому ты должна быть всего лишь терпеливой девочкой и помочь твоей маме сейчас, если ты её так сильно любишь.
– Что я должна делать? – очень серьёзно спросила малышка.
– Всего лишь думать о ней и помнить её, потому, что она видит тебя. И если ты не будешь грустить, твоя мама наконец-то обретёт покой.
– Она и теперь видит меня?– спросила девочка и её губки начали предательски дёргаться.
– Да милая.
Она на какой-то миг замолчала, как бы собираясь внутри, а потом крепко сжала кулачки и тихо прошептала:
– Я буду очень хорошей, милая мамочка… ты иди… иди пожалуйста… Я тебя так люблю!..
Слёзы большими горошинами катились по её бледным щёчкам, но лицо было очень серьёзным и сосредоточенным… Жизнь впервые наносила ей свой жестокий удар и, казалось, будто эта маленькая, так глубоко раненная, девчушка вдруг совершенно по-взрослому что-то для себя осознала и теперь пыталась серьёзно и открыто это принять. Моё сердце разрывалось от жалости к этим двум несчастным и таким милым существам, но я, к сожалению, ничем больше не могла им помочь… Окружающий их мир был таким невероятно светлым и красивым, но для обоих это уже не мог больше быть их общий мир...

Архитектура итальянского Возрождения и барокко. Возведение купола собора Санта Мария дель Фиоре. Художественные мотивы архитектуры Раннего Возрождения. Строительство уникальных культовых сооружений в Риме. Архитектура Высокого и Позднего Возрождения.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Европейская архитектура XV --начала XIX в еков

Архитектура итальянского Возрождения и барокко

В XIII--XIV вв. города Северной Италии становятся воротами оживленной морской торговли, отняв у Византии роль посредника между Европой и экзотичным Востоком. Накопление денежного капитала и развитие капиталистического производства способствуют быстрому формированию буржуазных отношений, которым уже тесно в рамках феодализма. Создается новая, буржуазная культура, избравшая своей моделью античную культуру; ее идеалы получают новую жизнь, что к дало название этому мощному социальному движению -- Ренессанс, т. в. Возрождение. Могучий пафос гражданственности, рационализма, ниспровержения церковной мистики породил таких титанов, как Данте и Петрарка, Микеланджело Буонарроти и Леонардо да Винчи, Томас Мор и Кампанелла. В архитектуре Ренессанс проявился к началу XV в. Зодчие возвращаются к ясным логичным ордерным системам. Архитектура приобретает светский и жизнеутверждающий характер. Стрельчатые готические своды и арки уступают место цилиндрическим и крестовым сводам, вспарушенным конструкциям. Внимательно исследуются античные образцы, развивается теория архитектуры. Предшествующей готикой был подготовлен высокий уровень строительной техники, особенно подъемных механизмов. Процесс развития архитектуры Италии XV--XVII вв. условно разделяют на четыре основных этапа: Раннее Возрождение-- с 1420 г. до конца XV в.; Высокое Возрождение -- конец XV --первая четверть XVI в., Позднее Возрождение --XVI в., период стиля барокко --XVII в.

Архитектура Раннего Возрождения

Начало Возрождения в архитектуре связано с Флоренцией, достигшей к XV в. необычайного экономического расцвета. Здесь в 1420 г. началось возведение купола собора Санта Мария дель Фиоре (рис. 1, Ф1 -- 23). Работа была поручена Филиппо Брунеллеки, сумевшему убедить городской совет в правильности своего конкурсного предложения. В 1434 г. восьмигранный стрельчатой формы купол, диаметр которого 42 м, был почти закончен. Его строили без подмостей -- рабочие трудились в полости между двумя оболочками купола, только его верхняя часть возводилась с помощью подвесных лесов. Фонарь над ним, тоже по проекту Брунеллески, был достроен в 1467 г. С завершением стройки высота здания достигла 114 м В 1421 г. Брунеллески приступил к перестройке церкви Сан-Лоренцо и сооружению при ней Старой сакристии --небольшой квадратной капеллы. Капелла была первым в архитектуре Возрождения опытом работы над центричными зданиями. В 1444 г. по проекту Брунеллески было закончено крупное городское здание --Воспитательный дом (приют для детей-сирот). Портик Воспитательного дома интересен как первый пример сочетания колонн, несущих арки, с большим ордером обрамляющих пилястр. Брунеллески построил и капеллу Пацци (1443 г.)--одно из самых изящных произведений раннего Возрождения. Здание капеллы, завершенное куполом на невысоком барабане, открывается зрителю легким коринфским портиком с широкой аркой. Во второй половине XV в. во Флоренции строится много дворцов городской знати. Микелоццо в 1452 г. заканчивает сооружение дворца Медичи (рис. 2); в этом же году по проекту Альберти заканчивается строительство дворца Ручеллаи, Бенедетто да Майано и Симон Полайола (Кронака) возводят палаццо Строцци. Несмотря на определенные различия, эти дворцы имеют общую схему пространственного решения: высокое трехэтажное здание, помещения которого группируются вонруг центрального двора, обрамленного арочными галереями. Основной художественный мотив -- обработанная рустом или декорированная ордером стена с величественными проемами и горизонтальными тягами, соответствующими этажным членениям. Сооружение венчалось мощным карнизом. Стены выполнялись в кирпичной кладке, иногда с бетонным заполнением, и облицовывались камнем. Для междуэтажных перекрытий кроме сводов применялись балочные деревянные конструкции. Арочные завершения окон заменяются горизонтальными перемычками. Большую работу по изучению античного наследия и разработке теоретических основ архитектуры выполнил Леон Батиста Альберти (сочинения по теории живописи и скульптуры, «Десять книг о зодчестве»). Крупнейшими работами Альберти как практика являются кроме дворца Ручеллаи перестройка церкви Санта-Мария Новелла во Флоренции (1480 г.), где в композиции фасада впервые использованы волюты, получившие широкое распространение в архитектуре барокко, церковь Сант-Андреа в Мантуе, фасад которой решен наложением двух ордерных систем. Для творчества Альберти характерно активное использование закономерностей ордерных членений фасада, развитие идеи большого ордера, охватывающего несколько ярусов здания. В конце XV в. размах строительства сокращается. Турки, захватившие в 1453 г. Константинополь, отрезали Италию от торговавшего с ней Востока. Экономика страны приходит в упадок. Гуманизм утрачивает свой боевой характер, искусство рассматривается как средство ухода от реальной жизни к идиллии, в архитектуре ценятся изящество и утонченность. Для Венеции в отличие от сдержанной архитектуры Флоренции характерен привлекательный, открытый тип городского дворца, композиция фасада которого с тонкими, изящными деталями сохраняет мавританско-готические черты. Архитектура Милана сохранила черты готики и крепостного зодчества, отраженные в гражданской архитектуре.

Рис. 1. Флорентийский собор Санта Мария дель Фиоре. 1434 г. Аксонометрический разрез купола, план собора.

Рис. 2. Палаццо Медичи-Риккарди во Флоренции. 1452 г. Фрагмент фасада, план.

С Миланом связана деятельность величайшего живописца и ученого эпохи Возрождения--Леонардо да Винчи. Им было разработано несколько проектов дворцов, соборов; был предложен проект города, в котором, предвосхищая развитие градостроительной науки, обращалось внимание на устройство водоснабжения и канализации, на организацию уличного движения в разных уровнях. Большое значение для архитектуры Возрождения имели его исследования композиций центричных зданий и математическое обоснование расчета сил, действующих в конструкциях зданий. Римская архитектура конца XV в. пополнилась работами флорентийских и миланских зодчих, которые в период упадка своих городов перебираются в Рим ко двору папы. Здесь в 1485 г. заложен палаццо Канчеллерия, выполненный в духе флорентийских дворцов, но лишенный суровости и мрачного аскетизма их фасадов. Здание имеет изящные архитектурные детали, тонкую орнаментировку входного портала и оконных обрамлений.

Архите ктура Высокого Возрождения

С открытием Америки (1492 г.) и. морского пути в Индию вокруг Африки (1498 г.) центр тяжести европейской экономики переместился в Испанию и Португалию. Необходимые условия для строительства сохранились только в Риме -- столице католической церкви всей феодальной Европы. Здесь ведущим было строительство уникальных культовых сооружений. Развитие получает архитектура садов, парков, загородных резиденций знати. С Римом связана значительная часть творчества крупнейшего архитектора эпохи Возрождения--Донато Браманте. Темпьетто во дворе церкви Сан-Пьетро ин Монторио был построен Браманте в 1502 г. (рис. 3). Это небольшое произведение зрелой центричной композиции стало подготовительным этапом работы Браманте над планом собора св. Петра в Риме.

Рис. 3. Темпьетто во дворе церкви Сан-Пьетро ин Монторио. Рим. 1502 г. Общий вид. Разрез, план.

Двор с круговой галереей не был осуществлен. Одной из значительных работ по развитию идеи центричной композиции стала постройка церкви Санта-Мария дель Консоляционе в Тоди, имеющей предельную ясность конструктивного замысла и цельность внутреннего пространства, решенного по византийской схеме, но с использованием каркасных ребер в куполах. Здесь часть распорных усилий уравновешивается металлическими затяжками под пятами под-пружных арок паруса. В 1503 г. Браманте начинает работу над дворами Ватикана: двором Лоджий, садом Пиньи и двором Бельведера. Этот грандиозный ансамбль он создает в сотрудничестве с Рафаэлем. Проектирование собора св. Петра (рис. 111), начатого еще в 1452 г. Бернардо Россолино, было продолжено в 1505 г. По Браманте, собор должен был иметь форму греческого креста с дополнительными пространствами в углах, что придавало плану квадратный силуэт. Общее решение основано на простой и ясной пирамидально-центричной композиции, венчаемой грандиозным сферическим куполом. Строительство, начатое по этому плану, было прекращено со смертью Браманте в 1514 г. От его преемника, Рафаэля Санти, потребовали удлинения входной части собора. План в форме латинского креста больше отвечал символике католического культа. Из архитектурных работ Рафаэля сохранились палаццо Пандольфини во Флоренции (1517 г.), частично построенная «Вилла Мадама» -- усадьба кардинала Дж. Медичи, палаццо Видони-Каффарелли, вилла Фарнезина в Риме (1511 г.), проект которой также приписывают Рафаэлю.

Рис. 4. Собор св. Петра в Риме. Планы:

а -- Д. Браманте, 1505 г.; б -- Рафаэля Санти, 1514 г.; в -- А, да Сангалло, 1536 г.; г -- Минел-анджело, 1547 г.

В 1527 г. Рим был захвачен и разграблен войсками испанского короля. Строящийся собор приобрел новых хозяев, которые потребовали пересмотра проекта. Антонио да Сангалло-младший в 1536 г. возвращается к плану в форме латинского креста. По его проекту главный фасад собора фланкируют две высокие башни; купол имеет более высокий подъем, он поставлен на два барабана, что делает его видимым издалека при сильно выдвинутой вперед фасадной части и огромных масштабах здания. Из других работ Сангалло-младшего большой интерес представляет палаццо Фарнезе в Риме (нач. в 1514 г.). Третий этаж с великолепным карнизом и декоративная обработка двора завершена Микеланджело после смерти Сангалло в 1546 г. В Венеции ряд проектов был выполнен Сансовино (Джакопо Татти): библиотека Сан-Марко, реконструкция Пьяцетты. Джорджо Вазари, известный жизнеописатель выдающихся художников, создал улицу Уффиций во Флоренции, завершившую композицию ансамбля площади Синьории.

А рхитектура Позднего Возрождения

Продолжающийся упадок экономики и церковная реакция сказываются на всей культурной жизни Италии. В архитектуре наблюдается отход от спокойной гармонии Высокого Возрождения, оживают готические мотивы, усиливается выразительность форм, вертикализм. В целом для архитектуры Позднего Возрождения характерна борьба двух направлений: одно закладывало творческие основы будущего барокко, другое, развивавшее линию Высокого Возрождения, готовило формирование архитектуры классицизма. Микеланджело Буонарроти-- великий скульптор и живописец --в 1520 г. начал работу над Новой Сакристией при церкви Сан-Лоренцо во Флоренции, где он добился пластически выразительного, но очень напряженного синтеза архитектуры и скульптуры. Интерьер сакристии масштабно «настроен» на крупные размеры аллегорических скульптур членов семейства Медичи, придающих особую монументальность архитектурному пространству. В этот же период Микеланджело работает над проектом библиотеки Лауренциана во Флоренции, выполненным после его смерти Б. Аммана в 1568 г. Особенно знаменита лестница вестибюля библиотеки, где перспективное сокращение ширины маршей и уменьшение размеров ступеней создают иллюзию расширения пространства. Площадь Капитолия -- один из ранних примеров разработки городского ансамбля в истории европейской архитектуры (рис. 5). Микеланджело занимался ее перестройкой с 1546 г. По его проекту площадь симметрично обрамляют портики Капитолийского музея и Дворца консерваторов. Ритм мощных пилястр зданий придает единство всей композиции площади, с которой раскрывается вид на северо-западную часть Рима и Тибр. Крупнейшая работа Микеланджело как архитектора -- продолжение строительства собора св. Петра в Риме, порученное ему в 1547 г. Он принимает за основу схему плана Браманте, но значительно усиливает роль центральной части в композиции, для чего пришлось укрепить опорные столбы подкупопьной конструкции.

Рис. 5. Площадь Капитолия в Риме. Начато в 1546 г. План:

1 -- Дворец сенаторов; 2 -- Дворец консерваторов; 3 -- Музей.

Рис. 6. Вилла Фарнезе в Напрарола. Перестройка 1559--1625 гг. Общий вид, генеральный план.

Рис. 7. Церковь Иль-Джезу в Риме. Нач. в 1568 г. Фасад, план.

Купол после смерти Микеланджело в 1564 г. по его проекту и модели строили Джакомо делла Порта и Доменико Фонтана. Изменена была только конструкция: вместо запланированной Микеланджело тройной оболочки была принята двойная. Смелые искания Микеланджело оказали огромное влияние на последующую архитектуру Италии. В отличие от уравновешенных композиций классической архитектуры его произведения основаны на усилении динамики формы, объема и пластической обработки. Джакомо Бароцци да Виньола уже зрелым архитектором (он спроектировал дворец Фонтенбло во Франции и работал на постройке ватиканского Бельведера) получает в 1559 г. заказ на перестройку виллы Фарнезе в Капрароле. Он реконструирует пятиугольный в плане замок, построенный по проекту Сангалло-младшего, и создает вокруг него целый парковый ансамбль (рис. 6). Работы были закончены только в 1625 г. Церковь Иль-Джезу в Риме, начатая Виньолой в 1558 г., знаменует собой начало возврата к композициям, главное в которых--фасадная плоскость, а структура всего пространства раскрывается изнутри (рис. 7). В этом--влияние готических приемов и соображения экономики (можно не заботиться о скрытых от зрителя боковых фасадах). Композиционные принципы, заложенные Виньолой в архитектуру церкви Иль-Джезу, стали основными в период барокко. Трактат «Правило пяти ордеров» принес ему большую известность как теоретику архитектуры, систематизировавшему законы пропорционирования античных сооружений. Андреа Палладио, внимательно изучавший античное наследие и продолжавший традиции Высокого Возрождения, работал главным образом в Виченце. В 1540 г. его проект побеждает на конкурсе по перестройке палаццо Публико. Готическое здание XV в., перекрытое сомкнутым сводом, Палладио окружает двухъярусными галереями, придавшими ему открытый, гражданский характер (рис. 8). Впечатление композиционной ясности, пластики, ажурности достигается свободной расстановкой арок и колонн большого ордера в сочетании с широким полем антаблемента.

Рис. 8. Палаццо Публико в Виченце. 1549--1614 гг. Фасад, перестроенный А. Палладио.

Палладио продолжает традиции использования «колоссального» ордера, начатые еще Альберти (лоджия дель Капитанио, 1571 г., и палаццо Вальмарана, нач. в 1566 г.). Общеизвестна вилла Ротонда, начатая Палл&дио в 1587 г. (рис. 116). Ее строительство заканчивал Скамоцци. Палладио создано несколько церквей в Венеции. Наиболее значительны из них церкви Сан-Джорджо Маджоре (1580 г.) и Иль-Реденторе, фасады которых решены в барочных мотивах. Палладио написан теоретический труд «Четыре книги об архитектуре», с 1570 г. переиздававшийся на многих языках. Архитектурная школа Палладио стала основой классицизма как архитектурного стиля.

Архитектура барокко в Италии

К началу XVII в. экономическая жизнь Италии пришла в полный упадок. Архитектура развивается только в Риме, где в строительстве культовых зданий особенно сильно проявился стиль барокко.

Для барокко характерны усложненность планов, пышность интерьеров с неожиданными пространственными и световыми эффектами, обилие кривых, пластично изгибающихся линий и иоверхностей; ясности классических форм противопоставляется изощренность в формообразовании. В архитектуре широко используются живопись, скульптура, окрашенные поверхности стен. В 1614 г. заканчиваются, наконец, работы по строительству собора св. Петра. Доменино Фонтана и Карло Мадерна удлиняют восточную ветвь плана и достраивают внушительных размеров вестибюль. При высоте внутреннего пространства собора до отверстия светового фонаря в 123,4 м и диаметре купола 42 м длина главного нефа составила 187 м, ширина -- 27,5, высота --46,2 м (рис. 10). В 1667 г. Джованни-Лоренцо Бернини, талантливый снульптор, сооружает колоннаду на площади перед собором, завершив формирование композиции площади. Совершенно иной по характеру работой Бернини является церковь Сант-Андреа в Риме (1670 г.)--одно из классических произведений барокко. При сооружении парадной лестницы у Сикстинской капеллы («скала Реджиа») Бернини использовал эффект оптической иллюзии, сужая ширину маршей по направлению к верхней площадке. Крупнейшим архитектором итальянского барокко был Франческо Бор-ромини, построивший церковь Сан-Карло у Четырех фонтанов (нач. в 1638 г.) и Сант-Иво во дворе университета в Риме (1660 г.). Обе церкви небольшие с центричным, прихотливым в плане внутренним пространством (рис. 11). Период барокко богат значительными градостроительными работами, к числу которых можно отнести площадь Пьяцца дель Пополо, начатую в 1662 г. архитекторами К. Райнальди и Д. Фонтана. Характерные примеры ансамблевой композиции позднего барокко -- Испанская лестница (А. Спекки и Ф. да Санкти, 1725 г.), ведущая к собору Санта-Тринита деи Монти, а также ансамбль палаццо Поли со знаменитым фонтаном Треви перед ним (Н. Сальви, 1762 г.).

Рис. 9. Вилла Ротонда близ Виченцы. 1567--1591 гг. Общий вид, план

Рис. 10. Собор св. Петра в Риме, Генеральный план Ватикана.

Рис. 11. Церковь Сант-Иво в Риме. 1660 г. Общий вид, план.

В последней работе с исключительным мастерством решен синтез архитектуры и скульптуры и достигнут эффект театрального действия, в котором скульптуры как бы «выступают» на фоне архитектурной декорации. В обоих примерах средствами динамичного сопоставления масс и поверхностей решается задача архитектурной организации пространства. Загородные виллы эпохи барокко отличаются осевым построением композиции, большую часть которой занимает обширный регулярный парк с беседками, фонтанами, каскадами водопадов, широкими лестницами. Наиболее интересные из них -- вилла д"Эсте в Тиволи, начатая в 1549 г. Ли-горио, и вилла Альдобрандини во Фраскати (Джакомо делла Порта, 1603 г.). Кроме Рима великолепные произведения барокко были созданы в Венеции. Лучшая работа Бальдассаре Лонгена -- церковь Санта-Мария делла Салюте (1682 г.) на стрелке Большого канала -- живописная центричная восьмигранная постройка с куполом, барабан которого поддерживают мощные волюты (рис. 12).

Градостроительство Италии периода Возрожден ия и барокко

Ренессанс открыл новые возможности формирования человеческой личности. Художники, архитекторы и градостроители старались создать иные модели жизненной среды человека. В эпоху Ренессанса и барокко развиваются также поиски современных форм функционирования городов; экономические предпосылки и технические достижения делают поиски новой структуры и нового облика города общественной необходимостью. В градостроительстве объектом разработки становятся последовательно идеальные города, затем градостроительные элементы -- площади, парки, ансамбли зданий, а позднее -- и сам город как реальная задача по художественной композиции.

Рис. 12. Церковь Санта Мария делла Салюте в Венеции. 1682 г. Вид с Большого канала, план.

Ее решение усложняется все усиливающимся расслоением общества. На структуре города это отражалось в хаосе застройки кварталов жилища для простонародья с отдельными включениями дворцовых и культовых ансамблей. В эпоху Возрождения строительству городов уделяется особое внимание. Буржуазию не удовлетворяют кривые тесные средневековые переулки. Возникает идея города центричного типа, отражающего синтез рациональных форм римских военных лагерей с естественно развивавшимися концентрическими структурами городов средневековья. Теоретическую основу социальной структуры новых городов пытались создать философы-утописты Томас Мор, Томмазо Кампанелла. А. Филарете в проекте идеального города Сфорцинда впервые предлагает заменить прямоугольную планировочную структуру радиальной схемой уличной сети, обобщая, таким образом, опыт стихийной геометрии развития средневековых европейских городов. В разработках Л. Альберти город насыщается воздухом, зеленью, ощущением пространства. Город понимается как демократическая формация, но делится на кварталы по классовой принадлежности. А. Палладио переоценивает структуры города с позиций барокко. Он предлагает поместить княжеский дворец в центре города, закладывая тем самым основы дворцовых лучевых композиций. Интерес к городскому пейзажу, повседневному быту горожан стимулировал развитие перспективной живописи, жанровых композиций, искусства Возрождения в целом. Некоторые идеальные города были построены: Пальма Нуова по плану Скамоцци (1583 г., рис. 13); Ливорно и Фесте-Кастро в XV в. (арх. Сангал-ло) --эти города не сохранились; Ла Валетта (1564 г.) и Граммикеле (1693 г.). Другой стороной практического градостроительства, реализующего новые принципы в уже сложившихся городах, было создание в аморфной городской среде композиций, ставших впоследствии очагами городских ансамблей. Барокко привлекает пейзаж в качестве одного из основных компонентов городского ансамбля. Продолжается архитектурное формирование городских центров. При этом площадь утрачивает функциональное и демократическое содержание, присущее ей в эпоху раннего средневековья (место торговли, народных сборищ). Она становится украшением города, его парадной частью, скрывающей стихию внутриквартальной застройки. Улицам в эпоху Возрождения не уделялось много внимания. В период барокко главные улицы прокладываются в виде широких проспектов (Виа Корсо в Риме, выходящая на площадь дель Пополо). Ансамбль площади дель Пополо представляет пример трехлучевой композиции, иллюстрирующей принципы барокко в градостроительстве. Две церкви, построенные во время, реконструкции площади, рассекают городское движение на три русла и ориентированы апсидами не на восток, а в соответствии с градостроительным замыслом, входом на север. В архитектуре Возрождения большое значение приобретает разработка проекта с позиций теоретической механики, его инженерное обоснование. Происходит дифференциация работы проектировщика и строителя. Архитектор теперь осуществлял руководство стройкой, но не являлся одним из мастеров, непосредственно участвующих в работе. Вместе с тем он не только детально прорабатывал весь проект, часто на модели, но и продумывал ход строительных работ, использование строительных механизмов для подъема и монтажа. Возвращение к античным -- сомасштабным человеку и конструктивно правдивым -- ордерным системам в выборе художественных средств выразительности объясняется общей гуманистической направленностью культуры Возрождения. Но уже в ранних работах ордер используется для расчленения и усиления выразительности стены на фасаде и в интерьере. а в дальнейшем на стеновую плоскость накладываются две-три ордерные «декорации» разных масштабов, создающие иллюзию глубины пространства. Зодчими Возрождения была преодолена строгая античная взаимосвязь конструкции и формы и выработаны, в сущности, чисто эстетические нормы «изобразительной» тектоники, соответствие которой конструктивной и пространственной логике сооружения соблюдалось в зависимости от постановки общей художественной задачи. В эпоху барокко иллюзорно глубинная трактовка стены продолжается реальными объемными композициями в виде скульптурных групп, фонтанов (палаццо Поли с фонтаном Треви). Не случаен поэтому интерес зодчих Возрождения к работе над городскими ансамблями и решительный поворот к пониманию архитектуры как организованной среды. Но в феодальную эпоху масштаб реализации градостроительных начинаний редко выходил за пределы ансамблей дворцовых или соборных площадей. О. Шуази, характеризуя эпоху Возрождения, писал, что превосходство Ренессанса заключается в том, что он не знал видов искусства, независимых одно от другого, но знал только единое искусство, в котором сливаются все способы выражения прекрасного.

Рис. 13. «Идеальный город» эпохи Возрождения Пальма Нуова, 1593 г.

Материал взят из книги: История архитектуры. (В.Н.Ткачев). При частичном или полном копировании материала ссылка на www.stroyproject.com.ua обязательна.

Подобные документы

    Архитектура Возрождения - период развития архитектуры в европейских странах с начала XV до начала XVII века. Нововведения в использовании строительных техник и материалов, развитие архитектурной лексики. Раннее, высокое и позднее итальянское Возрождение.

    презентация , добавлен 06.04.2012

    Общая характеристика и особенности типичных для Ренессанса сводов: цилиндрический с люнетами, сомкнутый, лотковидный, "зеркальный". Выдающиеся представители в сфере архитектуры Раннего Возрождения и их наследие. Описание наиболее крупных соборов.

    презентация , добавлен 15.10.2013

    Характеристика и особенности эпохи Возрождения. Биография Ф. Брунеллески - великого итальянского архитектора. Характеристика его основных работ: церкви Сан-Лоренцо и Санто-Спирито, Палаццо Питти, купол собора Санта-Мария дель фьори, капелла Пацци.

    реферат , добавлен 05.06.2010

    Собор Санта Мария дель Фьоре как самое знаменитое из архитектурных сооружений флорентийского кватроченто. Архитектурные особенности данного собора и история его строительства. Анализ конструкции и конструктивных средств, примененных Брунеллески.

    контрольная работа , добавлен 08.04.2012

    Строительство сооружений из натурального камня. Сооружения этрусской и раннеримской архитектуры. Расцвет романской архитектуры в Италии в XII веке. Развитие реалистических тенденций готики. Архитектура эпохи Возрождения. Стиль барокко и классицизм.

    реферат , добавлен 11.03.2011

    Культура и идеология средних веков в странах Западной Европы. Церковь как всеобъемлющая сила. Искусство Италии. Архитектура Италии романского стиля. Архитектура Италии раннего Возрождения.

    реферат , добавлен 27.05.2004

    Основные периоды архитектуры Возрождения в Италии, их краткая характеристика и особенности. Черты, получаемые городами эпохи Возрождения под влиянием общественных перемен. Идеологическая борьба буржуазии Италии против средневековых форм религии, морали.

    реферат , добавлен 04.06.2009

    Предпосылки возникновения, историческая характеристика, строительные особенности, отличительные черты, критика и завершение эпохи барокко. Описание "идеального города" эпохи Возрождения. Специфика архитектурных форм и типов сооружений в стиле барокко.

    реферат , добавлен 31.05.2010

    Рассмотрение основных стилей архитектуры: романский, готика, барокко, рококо, классицизм, модернизм и постройки эпохи Возрождения. Архитектура (зодчество) как система зданий и сооружений, формирующих пространственную среду для жизни и деятельности людей.

    презентация , добавлен 10.03.2014

    Архитектура объемных сооружений. Организация садово-паркового пространства и ландшафтно-парковая архитектура. Стили барокко в XVI-XVII веках. Конструктивные элементы, лестницы, двери, столбы и балконы в архитектуре. Зарождение готики и ее развитие.

Первая половина XIX в. проходит как период позднего расцвета неоклассицизма. В середине XIX века архитек­торы находятся в поисках стиля, в связи с чем пытаются возродить в обновленном виде различные стили прошлого: необарокко, неоре­нессанс, неоготика.

Именно в первой половине XIX в. европейские столицы обрели свой архитектурный облик.

Начало революции во Франции было ознаменовано не построй­кой (строили мало и здания были временными), а разрушением здания Бастилии, королевской тюрьмы, олицетворявшей ненавист­ный «старый порядок». Площадь Людовика XV была переименована в Площадь революции и именно здесь были казнены на гильотине сначала Людовик XVI и Мария Антуанетта, а затем Дантон и Робеспьер. В годы революции Париж украшался новыми монумен­тами и скульптурными памятниками, парижские улицы и площади оформлялись для массовых праздников. В 1791 г. церковь Святой Женевьевы была переименована в Пантеон национальных героев Франции, сюда поместили останки Руссо и Вольтера.

Революционная эпоха выбрала неоклассицизм своим официаль­ным стилем (решение было принято Конвентом как высшим зако­нодательным и исполнительным органом Французской респуб­лики). Была образована Комиссия художников, планировавшая изменения в облике города. Неоклассицизм сохранился и в напо­леоновскую эпоху и получил название ампир (от франц. «империя»). Этот стиль выражал величие империи созданной Наполеоном.

Предпринимается реконструкция Парижа и обновление плани­ровки столицы. Проектировщики вдохновлялись древнеримскими памятниками, прославляя военные победы Бонапарта. Так поступил Жан Франсуа Шангрен, сооружая Триумфальную арку на площади Звезды (1806-1807 гг.). Арка стала памятником воинской доблести, не случайно и сама площадь была переименована в 1970 г. в площадь генерала де Голля, политического деятеля, возглавившего в годы Второй мировой войны французское Сопротивление, а затем став­шего президентом Французской республики.

Если Франция избрала неоклассицизм, то в Англии, свободной от революционных потрясений, утвердилась неоготика. Ее приме­ром является здание парламента в Лондоне. Архитектором был Сэр Чарлз Бэрри (1795-1860). Здание напоминает памятники английской готики XVI века, оно отличается четкостью планировки и особой роскошью.

В Германии архитектурным центром была столица - Берлин.

Берлинские постройки чаще всего были вариациями на тему различных исторических стилей (преимущественно древнегреческо­го зодчества или эпохи Возрождения). Примером может служит Старый музей в Берлине (архитектор Карл Фридрих Шинкель (1781-1841).

В скульптуре господствующим стилем также оставался неоклас­сицизм, поддерживавшийся живейшим интересом к античным ше­деврам. Романтизм способствовал проявлению интереса к личности, что отразилось в появлении многочисленных памятников великим людям прошлого. Среди самых значительных имен скульпторов XIX в. следует назвать итальянца Антонио Канова (1757-1822) («Эрот, слетающий к Психее», «Геракл и Лихас», «Паолина Борге-зе-Бонапарт»). Скульптор работал в Италии и во Франции, где создал изображение императора и его близких.

Бертель Торвальдсен (1770-1844), датский скульптор, работав­ший в основном в Италии, затем и по всей Европе. Он создал скульптурные образы Коперника, Гуттенберга, Байрона. В конце жизни он вернулся в Копенгаген и возглавил там Академию худо­жеств.

В середине века облик многих европейских столиц изменился, города росли и перестраивались: шли процессы индустриализации и урбанизации. Наиболее удачно перестройки были осуществлены в Париже и Вене. Символом Парижа стала знаменитая Эйфелева башня, построенная в 1889 г. к открытию Всемирной выставки. Эйфелева башня продемонстрировала технические возможности нового материала - металла. Однако оригинальное художественное решение было признано далеко не сразу, башню призывали снести, называли чудовищной. Время расставило все по местам. Теперь башня - это символ Парижа.

В европейской архитектуре появляется эклектизм (от греч. эклектиос - выбирающий). Эклектизм соединяет элементы различ­ных стилей как в одной постройке, так и в ансамблях. Примером эклектичного архитектурного ансамбля стал венский Ринг, приме­ром отдельного здания - театр «Гранд-Опера» Шарля Гарнье (1825-1898), церковь Сакре-Кер в Париже, построенная Полем Абади.

Завешает вереницу архитектурных стилей XIX в. стиль модерн, своеобразие которого проявилось в освобождении от влияния ан­тичного ордера и в удивительном разнообразии декоративного оформления зданий. Модерн развивался в разных вариантах, по­скольку главным для архитекторов стал принцип импровизации. Если в Америке модерн связан с сооружением первых небоскребов (высотных деловых зданий), то в Европе это были абсолютно непривычные здания, архитекторы которых работали в несхожих манерах.

Модерн завершил поиски XIX в. и стал основанием для развития архитектуры в XX в.

Среди архитекторов модерна можно назвать имя Антонио Гауди (1852-1926). Его здания поражают богатством конструктивных решений и разнообразием в украшении интерьеров. Среди них жилые и доходные дома (Дом Висенса и дворец Гуэль в Барселоне). Там же был построен по его проекту уникальный храм, похожий на готический собор: церковь Саграда Фамилия («Святое семейство»).

Бельгийский скульптор Виктор Орта (1861-1947) подобно гра­фикам и живописцам стремился освободиться от стилевых ограни­чений. Для его творений характерна любовь к орнаментам и комфортабельности жилища, что делает интерьеры модерна немно­го похожими на интерьеры рококо. В Брюсселе им были построены особняки: Отель ван Этевельде, Дом Тасселя, дом Сольве.

В оформлении интерьеров в стиле модерн художники проявляли бесконечную фантазию, могли причудливо сочетать различные исторические стили и эпохи. Появились импульсивные нервные линии, орнамент, изогнутые лестницы, колонны уподобляются деревьям. Орнаменты вызывают в памяти то растения, то морские волны. Окна принимают самую необычную форму. В элементах интерьера и декоративного убранства часто угадываются фантасти­ческие существа. Использовались витражи и мозаика, линии леп­нины могли напоминать улиток и морские звезды.

РЕФЕРАТ

Архитектура Европы XIX-XX веков


1. Зарождение архитектуры


Зарождение архитектуры относится к эпохе первобытнообщинного строя в эпоху позднего палеолита (около 10-го тысяч лет до н.э.), когда возникли первые искусственно построенные жилища и поселения. Были освоены простейшие приемы организации пространства на основе прямоугольника и круга, началось развитие конструктивных систем с опорами-стенами или стойками, коническим, двухскатным или плоским балочным покрытием. Применялись природные материалы (дерево, камень), изготовлялся кирпич-сырец. Все это было освоено человеком раньше, чем появилась письменность.

Конец существования первобытного общества сказался строительством крепостей со стенами или земляными валами и рвами. В мегалитических сооружениях (менгир, дольмены, кромлехи) сочетание вертикальных и горизонтальных блоков камня свидетельствует о дальнейшем освоении закономерностей архитектоники. Например, кромлех в Стоунхендже, Великобритания. Стоит упомянуть также дома на сваях во Франции, глиноплотови дома Трипольской культуры на Украине.


1.1 Архитектура 19 века


Главным архитектурным стилем первой половины 19 века - стал Ампир. Развивая линию позднего классицизма, этот стиль ориентировался на образцы и формы классического искусства античности, преимущественно императорского Рима. Стиль отличается монументальностью форм, широким распространением массивных портиков, триумфальных арок, использованием военных атрибутов и эмблем в архитектурных элементах и орнаментах.

В России классицизм сохранялся до конца 18 - 1-й трети 19 вв. Для этого периода характерны широкий размах пространственных композиций и торжественная парадность художественных образов, отразивших патриотические идеи времени. Через «образцовые проекты», по которым предписывалось строить, классицизм распространился и на рядовую застройку городов.

В 1830-50-х гг. классицизм повсеместно приходит в упадок. Влияние вкусов нового заказчика - буржуазии, разделение труда в строительном деле, отрыв архитектурного творчества от инженерно-технических решений привели к тому, что задачи, которые ставились перед архитектором, были сведены к декорированию зданий, новаторские конструкции скрывались бутафорией, имитировавшей формы прошедших эпох. Использовались формы одного из исторических стилей (классицизма, барокко, готики и др.), подогнанные к системе пропорций и ритму, задававшимися структурой здания, которую создавал инженер, или в декорации смешивались формы, заимствованные из разных стилей, этот стиль получил название Эклектизм.

Противоречия между старыми и новыми архаическими формами и новым назначением зданий пытался разрешить так называемый стиль «модерн», возникший в 1890-е гг. Архитектуру модерна отличает, в первую очередь, стремление к созданию одновременно и эстетически красивых, и функциональных зданий. Большое внимание уделялось не только внешнему виду зданий, но и внутреннему интерьеру, который тщательно прорабатывался. Все конструктивные элементы: лестницы, двери, столбы, балконы художественно обрабатывались.


1.2 Архитектура 20 века


В начале 20 в. велись поиски новых архитектурных форм и на основе сочетания достижений техники с классическими принципами. После 1917 развитие архитектуры западноевропейского общества становится всё более противоречивым, отражая, с одной стороны, интересы правящего класса и его идеологию, с другой - продолжающееся развитие производительных сил, общественный характер производства и растущую силу трудящихся масс (строительство дешёвых жилищ, которое должно было смягчить остроту жилищного кризиса; кооперативное строительство; строительство, ведущееся муниципалитетами во Франции); она испытывает и прямое влияние советской архитектуры. Складывается рационализм, выдвигающий принцип максимальной целесообразности, строгого соответствия структуры здания задачам организации протекающих в нём производственных и бытовых процессов. Опираясь на достижения техники, рационалисты искали средства выразительности в лаконизме и контрастности форм, придавая основное значение конструктивно-технической основе здания и его функцией, организации - функционализм.

В 1930-х гг. функционализм, распространившийся в архитектуре всех западных стран, во многих случаях приобретал характер, безразличный к специфике местных условий, служа апологии прагматизма. В слаборазвитых и колониальных странах функционализм причудливо сочетался с нарочитой экзотичностью колониального стиля.

Перед 2-й мировой войной в ряде стран утверждается неоклассицизм; его преувеличенно монументальные формы, лишённые свойственных классике гуманистических начал, использовались для выражения реакционной идеологии (архитектура фашистской Германии и Италии). Попыткам функционализма выработать интернациональный язык форм, основанный на современной технике, противостояла и органическая архитектура (основоположник - Ф.Л. Райт, США), стремившаяся учесть в своей строительной практике характерные особенности конкретного места и индивидуальные потребности людей, для которых создаётся здание; внесоциальный характер гуманистических тенденций «органической архитектуры» породил её индивидуалистической крайности.

В послевоенные годы принципы функционализма получили истолкование, зависящее от местных условий и культурных традиций: новаторство сочеталось с ярко выраженными чертами национального своеобразия. Эта тенденция противостояла претензиям на международное лидерство, которые были заявлены А. США, где Л. Мис ван дер Роэ выдвинул космополитическую универсальную концепцию, основанную на приведении архитектуры к простоте элементарных геометрических тел и нерасчленённых пространств. Идея универсальности формы, её независимости от местных условий и назначения построек лежит и в основе американского неоклассицизма 1960-х гг., сочетающего современные технические средства с симметрией композиций и салонной красивостью деталей (творчество Э. Стоуна). В противовес ему развился брутализм, сочетающий чёткую функциональную организацию построек с нарочитой массивностью и грубой поверхностью обнажённых конструкций (работы Л. Кана, П. Рудолфа). Многие крупные проектные фирмы, не придерживаясь определенного направления, стремятся следовать за модой.

В европейской архитектуре конце 50-60-х гг. иррационалистические, субъективно-произвольные формы возникли как отражение конфликта между личностью и обществом. Возник брутализм (арх. А. и П. Смитсон, Великобритания). Современные возможности строительной техники, создающей сложные пространственные формы железобетонных оболочек и вантовых покрытий получили художественное осмысление архитектурных сооружениях


2. Архитектурный стиль

архитектура искусство художественный

Архитектурный стиль может определяться, как совокупность основных черт и признаков архитектуры определённого времени и места, проявляющихся в особенностях её функциональной, конструктивной и художественной сторон (назначение зданий, строительные материалы и конструкции, приёмы архитектурной композиции). Понятие архитектурного стиля входит в общее понятие стиля как художественного мировоззрения, охватывающего все стороны искусства и культуры общества в определённых условиях его социального и экономического развития, как совокупности главных идейно-художественных особенностей творчества мастера.

В рамках постмодернистской парадигмы оформилось множество направлений, которые существенно различаются по философии и языковым средствам. Пока идут научные споры о самостоятельности того или иного направления, нет и не может быть единства в терминологии.


2.1 Развитие архитектурных стилей


Развитие архитектурных стилей зависит от климатических, технических, религиозных и культурных факторов.

Хотя развитие архитектуры напрямую зависит от времени, не всегда стили сменяют друг друга последовательно, известно одновременное сосуществование стилей как альтернативы друг другу (например, барокко и классицизм, модерн и эклектика, функционализм, конструктивизм и ар-деко).

В то же время стиль как описательное средство обладает рядом принципиальных недостатков.

Архитектурный стиль, как и стиль в искусстве вообще - понятие условное. Он удобен для осмысления истории европейской архитектуры. Однако для сопоставления истории архитектуры нескольких крупных регионов стиль как описательное средство не подходит. Например, трудно найти соответствие периодам в истории архитектуры Китая архитектурным стилям Европы.

Несмотря на указанные недостатки, архитектурный стиль как описательное средство является частью научного метода истории архитектуры, поскольку позволяет проследить глобальный вектор развития архитектурной мысли.

Существуют такие стили (например, модерн), которые в различных странах именуются по-разному.


2.2 Виды архитектурного стиля


Ампир (от фр. empire - империя). Стиль в архитектуре и искусстве (более декоративном) трёх первых десятилетий XIX века, завершающий эволюцию классицизма. Ориентируясь как и классицизм, на образцы античного искусства, ампир включил в их круг художественное наследие архаической Греции и имперского Рима, черпая из него мотивы для воплощения величественной мощи и воинской силы.

Основные черты стиля:

Øмонументальные формы массивных портиков (преимущественно дорического и тосканского ордеров);

Øвоенная эмблематика в архитектурных деталях и декоре (ликторские связки, воинские доспехи, лавровые венки, орлы и т.п.);

Øдревнеегипетские архитектурные и пластические мотивы (большие нерасчленённые плоскости стен и пилонов, массивные геометрические объёмы, египетский орнамент, стилизованные сфинксы и т.п.);

Амстердамская школа (нидерл. Amsterdamse School). Стиль, возникший и развивавшийся в Нидерландах в первой трети XX века. Вдохновлённый социалистическими идеями, этот стиль применялся при строительстве зданий самого разного назначения, в том числе особняков и многоквартирных домов. На архитектуру Амстердамской школы оказали влияние как неоготика и архитектура эпохи Возрождения, так и работы выдающегося нидерландского архитектора Хендрика Петрюса Берлаге.

Постройки Амстердамской школы, испытавшие влияние экспрессионизма, часто имели закруглённую, «органическую» форму фасадов и множественные декоративные элементы, не носившие функционального назначения: шпили, скульптурные изображения и окна с горизонтальной «расстекловкой», напоминавшей лестницу.

Основные черты стиля:

Øкровля сложной формы;

Øкирпичная основа;

Øбольшое использование украшений;

Øдекоративная кладка стен, художественное стекло, кованые фрагменты, скульптурные украшения;

Ар-деко (фр. art deco букв. «декоративное искусство»). Течение в декоративном искусстве первой половины XX века, проявившееся в архитектуре, моде и живописи, представляло собой синтез модерна и неоклассицизма. В США, Нидерландах, Франции и некоторых других странах ар-деко постепенно эволюционировал в сторону функционализма, в то время, как в странах с тоталитарными режимами (Третий рейх, СССР и др.) ар-деко превращается в «новый ампир». В советской архитектуре в период постконструктивизма были позаимствованы многие элементы ар-деко (напр. гостиница «Москва»).

Основные черты стиля:

Øдорогие современные материалы (слоновая кость, крокодиловая кожа, алюминий, редкие породы дерева, серебро);

Øроскошь, шик;

Øэтнические геометрические узоры;

Øстрогая закономерность;


Архитектура Возрождения . Период развития архитекуры в европейских странах с начала XV до начала XVII века, в общем течении Возрождения и развития основ духовной и материальной культуры Древней Греции и Рима. Этот период является переломным моментом в Истории Архитектуры, в особенности по отношению к предшествующему архитектурному стилю, к Готике. Готика в отличие от архитектуры Возрождения искала вдохновение в собственной интерпретации Классического искусства.

Основные черты стиля:

Øсимметрия, пропорции;

Øполукруглые арки, полусфера купола, ниши, эдикулы;

Øупорядоченное расположение колонн, пилястр и притолок;

Барокко (итал. barocco - «странный», «причудливый»; порт. perola barroca - «жемчужина неправильной формы». Стиль барокко появился в XVI-XVII веках в итальянских городах: Риме, Мантуе, Венеции, Флоренции. Именно эпоху барокко принято считать началом триумфального шествия «западной цивилизации». Для архитектуры барокко (Л. Бернини, Ф. Борромини в Италии, Б.Ф. Растрелли в России) характерны. Часто встречаются развернутые. Купола приобретают сложные формы, часто они многоярусны, как у собора Св. Петра в Риме.

Основные черты стиля:

Øпространственный размах, слитность, текучесть сложных, обычно криволинейных форм;

Øмасштабные колоннады, изобилие скульптуры на фасадах и в интерьерах, волюты, большое число раскреповок, лучковые фасады с раскреповкой в середине, рустованные колонны и пилястры;

Øхарактерные детали барокко - теламон (атлант), кариатида, маскарон;

Био-тек . Архитектурное движение, находящееся пока на стадии написания манифестов. В противоположеность хай-теку, архитектурная выразительность конструкций зданий био-тека достигается заимствованием природных форм. Однако, прямое копирование природных форм не приносит положительных результатов так как в архитектурном сооружении появляются нефункциональные зоны. Следует отметить, что концепция био-тека предполагает не только опосредованное, но и прямое использование форм живой природы в архитектуре (в виде элементов природного ландшафта, живых растений).

Данное движение находится в процессе становления и его исследовательская составляющая преобладает над практической.

Основные черты стиля:

Øконсервативная прямоугольная планировка и конструктивная схема зданий;

Øбиоморфные криволинейные формы, оболочки, самоподобные фрактальным формам;

Достойное эстетическое и экономически-оправданное решение этого противоречия - одна из основных задач био-тека;

Брутализм . Архитектурное направление, отправной точкой для которого стали послевоенные проекты Ле Корбюзье - «жилая единица» в Марселе (1947-52) и здание секретариата в Чандигархе (1953). Название стиля было образовано британскими архитекторами Элисон и Питером Смитсон от французского термина «beton brut» - «необработанный бетон».

Архитекторы-бруталисты всячески подчёркивали грубую фактуру бетона, которую не считали нужным скрывать ни штукатуркой, ни облицовкой, ни покраской.

Брутализм получил наибольшее распространение в Великобритании (особенно в 1960-е гг.) и в СССР (особенно в 1980-е гг.) Многие сторонники этого стиля исповедовали социалистические взгляды, выделяя среди его достоинств не только дешевизну строительства (особенно актуальную в первые послевоенные годы), но и бескомпромиссную антибуржуазность и «честность» этого стиля.

Основные черты стиля:

Øнарочито тяжёлые, монотонные, прямолинейные формы («дома-коробки»);

Øтяжеловесность конструкций и шершавость монохромных поверхностей;

Георгианская архитектура (англ. Georgian architecture). Широко распространённое в англоязычных странах обозначение архитектуры, характерной для Георгианской эпохи, которая охватывает практически весь XVIII век. Этот термин бытует как самое общее обозначение английской архитектуры XVIII века, подобно тому как всё многообразие эклектической архитектуры XIX века пытаются охватить термином «викторианская архитектура».

Основные черты стиля:

Øсимметричная планировка здания;

Øфасады домов в георгианском стиле сложены из плоских красных (в Великобритании) или разноцветных кирпичей (в США и в Канаде) и отштукатуренного белого орнамента;

Øарки и пилястры.

Øвходные двери окрашены в различные цвета и в своей верхней части оснащены окнами пропускающими свет, открывающимися окошками;

Øздания окружены со всех сторон цоколем;

Деконструктивизм . Направление в современной архитектуре, оформившееся как самостоятельное течение в конце 1980-х годов в Америке и Европе и затем распространившееся в том или ином виде по всему миру. Деконструктивизм неразрывно связан с культурой посмодерна, однако принято различать постмодернистскую архитектуру и архитектуру деконструктивистскую.

Возможно, деконструктивистская архитектура самая сложная и отдаленная от массового потребителя, это архитектура мегаполисов и «нового поколения», материальное воплощение экзистенциализма. Часто архитекторы - деконструктивисты не делают различий между реальными объектами и планами и чертежами - все равноценно, что также является пересмотром архитектуры, отказом от иерархии.

Основные черты стиля:

Øвесьма сложные формы, глубокие изломы, оригинальные линии;

Øярко выраженные геометрические формы;

Индо-сарацинский стиль . Один из ретроспективных стилей эпохи архитектурной эклектики, который распространился в Британской Индии в правление королевы Виктории. По сути играл в Индии ту же роль национальной альтернативы универсальному классицизму и его продолжениям, что и неоготика в Европе и английских колониях или псевдорусский стиль в России.

На примере таких бомбейских сооружений, как вокзал Виктории и ворота в Индию, можно выделить основные черты индо-сарацинского стиля.

Интернациональный стиль - ведущее направление модернистской архитектурной мысли периода 1930-60-х гг. Пионерами интернационального стиля были Вальтер Гропиус, Петер Беренс и Ханс Хопп в Германии, наиболее яркими и последовательными представителями - Ле Корбюзье (Франция), Мис ван дер Роэ (Германия-США) и Якобус Ауд (Нидерланды).

Это была архитектура индустриального общества, которая не скрывала своего утилитарного предназначения и способности экономить на «архитектурных излишествах». Неофициальным девизом движения был предложенный Мис ван дер Роэ парадокс: The less is more («чем меньше - тем больше»).

Основные черты стиля:

Øпрямые линии и другие чистые геометрические формы;

Øлёгкие и гладкие поверхности из стекла и металла;

Øжелезобетон, в интерьерах ценились широкие открытые пространства;

Классицизм (фр. classicisme, от лат. classicus - образцовый). Художественный стиль и эстетическое направление в европейском искусстве XVII-XIX вв. Главной чертой архитектуры классицизма было обращение к формам античного зодчества как к эталону гармонии, простоты, строгости, логической ясности и монументальности. Архитектуре классицизма в целом присуща регулярность планировки и четкость объемной формы.

Основные черты стиля:

Øпропорции и формы близкие к античности;

Øсимметрично-осевые композиции;

Øсдержанность декоративного убранства;

Метаболизм (фр. metabolisme от греч. «превращение, изменение»). Течение в архитектуре и градостроительстве середины XX в., представлявшее альтернативу господствовавшей в то время в архитектуре идеологии функционализма. Зародилось в Японии в конце 50-х годов XX века. В основу теории метаболизма лёг принцип индивидуального развития живого организма (онтогенеза) и коэволюции.

Основные черты стиля:

Øмодульность, ячеистость;

Øакцентирование внимания на пустоте, визуальное закрепление незастроенных и неосвоенных пространств при помощи символических пространственных структур;

Неоготика («новая готика»). Распространённое направление в архитектуре эпохи эклектики, или историзма, возрождавшее формы и (в ряде случаев) конструктивные особенности средневековой готики. Возникло в Англии в 40-е годы XVIII века. Развивалось во многом параллельно с медиевистикой и поддерживалось ей. В отличие от национальных направлений эклектики (таких, как псевдорусский или неомавританский стили) неоготика была востребована по всему миру: именно в этом стиле строились католические соборы в Нью-Йорке и Мельбурне, Сан-Паулу и Калькутте, Маниле и Гуаньчжоу, Рыбинске и Киеве. В XIX веке англичане, французы и немцы оспаривали друг у друга право считаться родоначальниками готики, однако пальму первенства в возрождении интереса к средневековой архитектуре единодушно отдают Великобритании. В викторианскую эпоху Британская империя как в метрополии, так и в колониях вела огромное по размаху и функциональному разнообразию строительство в неоготическом стиле, плодами которого стали такие общеизвестные сооружения, как «Биг Бэн» и Тауэрский мост.

Неогрек . Стиль, возникший в 1820-х годах, основанный на «возвращении» к классическим греческим образцам. Отличается от классицизма (и ампира в частности) подчёркнуто археологическим, детальным подходом к воспроизведению греческой классики, очищенной от влияния древнеримской архитектуры и итальянского ренессанса; идеологически, принадлежит к эпохе эклектики, а не классицизма. В России (прежде всего в Москве) вошёл в моду в конце 1860-х годов и продержался до прихода стиля модерн в конце XIX века.

Основные черты стиля:

ØФункционально, архитектура европейского неогрека ограничена музеями, парламентами и храмами (где обращение к греческим образцам оправдывалось высоким назначением здания). Библиотека Сен-Женевьев работы Лабруста - бесспорный неогрек снаружи, однако её интерьеры, подчинённые несущему железному каркасу, вполне эклектичны - железные арки оказались несовместимыми с классическим ордером.

Постконструктивизм . Условное обозначение «промежуточного» стиля советской архитектуры в период 1932-1936 гг., когда под влиянием политических и идеологических факторов происходил переход от авангардизма к неоклассике (к так называемому «Сталинскому ампиру»).

Основные черты стиля:

Øумеренное «обогащение» внешнего облика зданий, преодоление «излишнего аскетизма» архитектуры авангарда;

Øпредпочтение симметричных композиций;

Øкарнизы простейшего профиля, робкое обращение к дорическому ордеру;

Øэлементы классики;

Рококо (фр. rococo, от фр. rocaille - декоративная раковина, ракушка, рокайль). Реже роккоко - стиль в искусстве (в основном, в дизайне интерьеров), возникший во Франции в первой половине XVIII века (во время регентства Филиппа Орлеанского) как развитие стиля барокко.

Основные черты стиля:

Øизысканность, большая декоративная нагруженность интерьеров и композиций;

Øграциозный орнаментальный ритм;

Øбольшое внимание к мифологии, эротическим ситуациям, личному комфорту;

Романский стиль (от лат. romanus - римский). Развивался в западноевропейском искусстве X-XII веков. Романский стиль, художественный стиль, господствовавший в Западной Европе (а также затронувший некоторые страны Восточной Европы) в X-XII вв. (в ряде мест - и в XIII в.), один из важнейших этапов развития средневекового европейского искусства.

Термин «романский стиль» появился в начале XIX века, когда была установлена связь архитектуры XI-XII веков с древнеримской архитектурой (в частности, использование полуциркульных арок, сводов). В целом, термин условен и отражает лишь одну, не главную, сторону искусства. Однако, он вошёл во всеобщее употребление. Псевдоготика, ложная готика или русская готика - предромантическое направление в русской архитектуре екатерининской эпохи, основанное на вольном сочетании элементов европейской готики и московского барокко с гротескными привнесениями работавших в этом стиле архитекторов, нередко насыщенными масонской символикой. После смерти Екатерины II развитие русской готики шло параллельно со становлением неоготического направления в архитектуре Западной Европы, но, в отличие от неоготики, с подлинным средневековым зодчеством русская готика имеет мало общего.

Основные черты стиля:

Øархитектура, преимущественно церковная (каменный храм, монастырские комплексы);

Романтизм (фр. romantisme). Явление европейской культуры в XVIII-XIX веках, представляющее собой реакцию на Просвещение и стимулированный им научно-технический прогресс; идейное и художественное направление в европейской и американской культуре конца XVIII века - первой половины XIX века.

Основные черты стиля:

Øстиль характеризуется утверждением самоценности духовно-творческой жизни личности, изображением сильных (зачастую бунтарских) страстей и характеров, одухотворённой и целительной природы;

Эклектика (эклектизм, историзм). Направление доминировавшее в Европе и России в 1830-е-1890-е гг. В зарубежном искусствоведении употребляются не несущие негативной окраски термины романтизм (для второй четверти XIX века) и боз-ар (для второй половины XIX века). Эклектика сохраняет архитектурный ордер (в отличие от модерна, не использующего ордер), но в ней он утратил свою исключительность. Так, в российской практике, русский стиль К.А. Тона стал официальным стилем храмостроительства, но практически не применялся в частных постройках. Эклектика «многостильна» в том смысле, что постройки одного периода базируются на разных стилевых школах в зависимости от назначения зданий (храмы, общественные здания, фабрики, частные дома) и от средств заказчика (сосуществуют богатый декор, заполняющий все поверхности постройки, и экономная «краснокирпичная» архитектура). В этом принципиальное отличие эклектики от ампира, диктовавшего единый стиль для построек любого типа.

Хай-тек (англ. hi-tech, от high technology - высокие технологии). Стиль в архитектуре и дизайне, зародившийся в 1970-х и нашедший широкое применение в 1980-х. Главные теоретики и практики хай-тека в основном англичане - Норман Фостер, Ричард Роджерс, Николас Гримшоу, на каком-то этапе своего творчества Джеймс Стирлинг и итальянец Ренцо Пиано.

Одним из первых важных осуществлённых сооружений хай-тека принято считать Центр Помпиду в Париже (1977), построенный Ричардом Роджерсом и Ренцо Пиано. Первые лондонские сооружения в стиле хай-тек были построены только в 1980-1990-х (здание компании Ллойдз, 1986. Начиная с 1990-х гг. развивается био-тек и эко-тек - стили, в противоположность хай-теку, пытающиеся соединиться с природой, не спорить с ней, но войти в диалог (особенно это заметно в работах архитекторов родины хай-тека - Англии и итальянца Р. Пиано).

Основные черты стиля:

Øиспользование высоких технологий в проектировании, строительстве и инжиниринге зданий и сооружений;

Øиспользование прямых линий и простых фигур;

Øширокое применение стекла, пластика, металла;

Øтрубчатые конструкции из металла и лестницы, выведенные наружу здания;

Øдецентрированное освещение, создающее эффект просторного, хорошо освещённого помещения;

Øширокое использование серебристо-металлического цвета;

Øвысокий прагматизм в планировании пространства;

Øчастое обращение к элементам конструктивизма и кубизма (в противоположность био-теку),

в виде исключения жертвование функционалом в угоду дизайну и стилю хай-тек;


3. Факторы архитектуры


Как отрасль общественного производства искусство архитектуры зависит от достижений научно-технического прогресса, характера - производственных отношений, от природных и климатических условий, художественных вкусов и др. В последние десятилетия качественные изменения строительной техники, создание новых конструкций и материалов существенно повлияли на современную архитектуру. Многогранность практических потребностей человечества обусловила создание и строительство самых разных типов и видов сооружений, из которых образуются ансамбли, комплексы и целые города. Возникает и развивается градостроительство - проектирование и строительство городов. В процессе развития архитектуры отдельных стран и народов, в зависимости от материальных, духовных и природных условий общественной жизни, сложились различные архитектурные стили, которые определяются своеобразием взаимосвязанных типов сооружений, строительных конструкций и архитектурной формы.

В новейшей эпохи в архитектуре каноническими и даже образцовыми считались архитектурные формулы Витрувия (римский архитектор и инженер второй половины 1 века до н.э.), которые отвечали потребностям своего времени (барокко, классицизм, готика, романский стиль и др.). Именно Витрувий обосновал, что первооснова архитектуры является прочность, польза и красота. За ним красота любого сооружения зависит от пропорций, которые должны соотноситься с определенными, определенными ним, гармоничными отношениями пропорций человеческого тела.

С наступлением периода модернизма (не путать с модерном) и с распространением современных строительных материалов и технологий, с кризисом «единой эпохи» и возникновением принципа разности культур, архитектурная форма почти необратимо стала отрываться от функции. Сегодня форма все чаще зависит не от материала, как во времена Витрувия, а от семиотический претензий заказчика или автора-архитектора. Формулы Витрувия стала интересовать лишь студентов и «классицистов». Развивается в разнообразных стилях архитектура чрезвычайно масштабно и распространено по всему миру, особенно сегодня ценится красота древних обычаев и их модернизация.


Заключение


Традиционное, но логичное рассмотрение сущности архитектуры проводят на основе рассмотрения социальной потребности в ней, специфики её деятельности. Процесс формирования архитектуры происходил достаточно долго, был соотносим с процессом развития человека, его чувственных и интеллектуальных способностей, с его творчеством, деятельностью, со способностью познания, что было неотделимо от процесса развития общества.

На основании культурологического подхода архитектура рассматривается с позиции культурной обусловленности своего возникновения и развития, а формы архитектуры - как культурные формы выражения идеального богатства общества.

Архитектура рассматривается как разновидность искусства, подчас характеризуясь достаточно афористично («архитектура - застывшая музыка»). Это всегда направленное в вечность, всегда актуальное, реализованное настоящее, моделирующее, совершенствующее и развивающее мир человека, общества, человечества. Это всегда целевая направленность на создание социально-значимого нового, более совершенного, так как главнейший вектор архитектуры - это творчество.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Романский стиль (от лат. romanus - римский) - художественный стиль, господствовавший в Западной Европе (а также затронувший некоторые страны Восточной Европы) в X-XII веках (в ряде мест - и в XIII в.), один из важнейших этапов развития средневекового европейского искусства. Наиболее полно выразился в архитектуре.

Франция

Конк (Аверон), вид на деревню и церковь Сент Фуа

Перигё (Дордонь), вид на церковь Сен Фрон , ок. 1120 г.

Перигё , церковь Сен Фрон

Турню (Сона и Луара), церковь аббатства Сен Филибер. После 1020 г.

Ангулем (Шаранта), собор Сен Пьер. Начат ок. 1120 — 1130 гг.

Ангулем (Шаранта), собор Сен Пьер.

Монмажур (Буш-дю-Рон), часовня Сент Круа

Сент Круа в Монмажуре

Сен Нектер (Пюи-де-Дом), монастырская церковь. Начата ок. 1080 г.

Тулуза (Верхняя Гаронна), Сен Сернен. 1080 г. — середина 12 в.

Термин «романский стиль» появился в начале XIX века, когда была установлена связь архитектуры XI-XII веков с древнеримской архитектурой (в частности, использование полуциркульных арок, сводов). В целом, термин условен и отражает лишь одну, не главную, сторону искусства. Однако он вошёл во всеобщее употребление. Основной вид искусства романского стиля - архитектура, преимущественно церковная (каменный храм, монастырские комплексы). Характеристика стиля Для романских построек характерно сочетание ясного архитектурного силуэта и лаконичности наружной отделки - здание всегда тщательно вписывалось в окружающую природу, и поэтому выглядело особенно прочным и основательным. Этому способствовали массивные стены с узкими проёмами окон и ступенчато-углубленными порталами. Основными постройками в этот период становятся храм-крепость и замок-крепость. Главным элементом композиции монастыря или замка становится башня - донжон. Вокруг неё располагались остальные постройки, составленные из простых геометрических форм - кубов, призм, цилиндров.

Испания и Португалия
Замок Лоарре (Уэска), XI — XIII в.

Замок Лоарре

Замок Лоарре. Испания

Саламанка, Старый собор. До середины XII в. — начало XIII в. Испания

Сан-Пере-де-Родес (Жерона)

Сан-Пере-де-Родес

Сан-Пере-де-Родес. Испания

Коимбра (Португалия), собор. Строительство начато ок. 1140 г., освящен в 1180 г.

Коимбра, собор.

Томар (Португалия), храмовая церковь, конец XII в.

Томар, храмовая церковь

Томар . Португалия

Фромиста (Паленсия), Сан Мартин. До 1066 — после 1100 гг.

Саагун (Леон), Сан Тирсо. XII в. Башня реконструирована после 1949 г.

Самора, собор. 1151 — 1171 гг.

Особенности архитектуры романского собора: В основе плана - раннехристианская базилика, то есть, продольная организация пространства Увеличение хора или восточной алтарной части храма Увеличение высоты храма Замена кессонного (кассетного) потолка каменными сводами. Своды были 2 видов: коробовые и крестовые Тяжелые своды потребовали мощные стены и колонны Основной мотив интерьера - полуциркульные арки Тяжесть романского собора «угнетает» пространство Рациональная простота конструкции, сложенной из отдельных квадратных ячеек - травей.

Германия

Шпайер, собор Санкт Мария ундСанкт Штефан. 1027 — 1061 гг.

Шпайер

Шпайер

Вормс, собор Санкт Петер.

Зост, коллегиальная церковь Санкт Патроклус. Ок. 1200 г.

Кёльн, Санкт Мария им Капитоль. 1040 — 1049.

Кёльн, Санкт Панталеон. Конец Х в.

Майнц, собор Санкт Мартин унд Санкт Штефан. 1081 — 1137 гг.

Мария-Лах. Церковь бенедиктинского монастыря. Закончена в 1156 и 1177 гг.

Падерборн, собор Санкт Мария, Санкт Либориус унд Санкт Килиан.Ок. 1220 г.

Лимбург-на Лане, собор. бывшая коллегиальная и приходская церковь Санкт Георг унд санкт Николас. 1215 — 1235 гг.

Если вы энергичный и жизнерадостный человек, то блог peremen.net будет вам интересен. Здесь вы сможете найти много полезной и интересной информации о путешествиях и активном образе жизни!