Инф. технологии

Главная мысль произведения алые паруса грин. Анализ произведения

Грин написал произведение, где маленькая отверженная Ассоль была готова к чуду, и чудо нашло её. Ассоль была воспитана добрым и любящим отцом Лонгрэном. Девочка очень рано потеряла мать, а отец её начал зарабатывать на жизнь тем, что изготавливал и продавал игрушки. Мир игрушек, в котором жила Ассоль, естественно, формировал её достаточно слабый характер, хотя в жизни ей пришлось столкнуться со сплетнями и злом. Мир, с которым ей пришлось столкнуться, испугал её. Убегая от всех проблем, Ассоль пыталась сохранить в сердце красивую сказку об алых парусах, которую рассказал ей добрый человек. Мне было искренне жаль Ассоль, потому что она была изгоем. Никто не понимал её богатый внутренний мир, её волшебную мечту. Дети называли её деревенской дурочкой, а взрослые обходили стороной. Я думаю, что все эти люди глубоко несчастны. Человек, у которого нет сердца, души, не умеет мечтать. И не преступление их, а несчастье в том, что эти люди огрубели душой, и не видят и не замечают прекрасного в мыслях и чувствах. Однажды малышка Ассоль начала понимать, что одними мечтами жить нельзя и что реальность важней мечты. Очень часто жизнь и обстоятельства ломают мечты хрупких и слабых людей, но не сломалась Ассоль.

А где же наш герой? И герой ли он, Артур Грэй, живущий не в хижине, а в родовом замке, в роскоши и полном достатке, единственный отпрыск знатной и богатой фамилии? С замиранием сердца я листаю страницу за страницей. Оказывается, и он тоже мечтатель. А что тут удивительного?! Ведь главное в человеке – внутренний мир, его душа. За деньгами можно спрятаться, они нужны, в современном мире они играют немалую роль, но когда у человека есть что-то высокое в душе, деньги, богатство не являются целью жизни.

Мальчик мечтает о закате, о море, о кораблях, он был рожден капитаном, родители всячески поддерживали его стремления. Общение с людьми?! Грэю в этом плане было легче, чем Ассоль. Он не был изгоем, но мысли его были полны фантазий и воображения. Скорее всего, именно это помогло им найти друг друга.

Так замечательно понимать, что на свете есть другой человек, думающий так же, как и ты. Знакомство двух людей было предначертано судьбою. Однажды по воле случая корабль прибило к берегу возле селения, где жила Ассоль. Идя по лесу, юноша увидел спящую девушку, и она тотчас пробудила волнующие чувства в его душе. Он смотрел на нее не только глазами, но и сердцем, ждущим любви: «Все стронулось, все усмехнулось в нем». Позже в таверне он спросил о том, кто эта девушка, и ему с насмешкой рассказали историю о сумасшедшей, которая ждет принца на корабле с алыми парусами. Что же случилось дальше? «Как будто две струны зазвучали вместе. » Юноша решил, что мечта прекрасной незнакомки непременно должна исполниться. И он должен этому помочь. К тому же для себя он уже решил, что эта девушка непременно станет его женой. Грэй приказал изготовить для своего корабля паруса из алого шелка. Кроме того, он собрал музыкантов, которые могли бы играть так, чтобы заставить плакать сердца. Ведь «море и любовь не терпят педантов». И, когда все было готово, он отправился навстречу своей мечте.

Тем временем ничего не подозревающая Ассоль смотрела на море, обведенное золотой нитью на горизонте и бросающее к ногам девушки алые блики. Там, на краю света, совершалось то, о чем она так долго мечтала. И вот уже наступило то утро, когда к берегу подошел прекрасный корабль с пылающими пунцовым огнем парусами. А там был он – тот, кого она давно ждала. «Он смотрел на нее с улыбкой, которая грела и торопила», – сердце мое готово выскочить, так я переживаю за моих героев. И Ассоль, крича: «Я здесь! Я здесь! Это я!», – бросилась к нему прямо по воде. Так утром летнего дня нашли друг друга Грэй и Ассоль. Так волшебная сила мечты сделала счастливыми двух добрых и любящих людей.

Как жаль, что так быстро закончилась повесть о любви и о том, что даже самые несбыточные мечты могут стать реальностью. Я настоятельно рекомендую прочитать это повествование о чести и бесчестии, трусости и отваге, о достижении поставленной цели всем, кто умеет мечтать, у кого в сердце живет вера в добро. Эта романтическая история творит чудеса с душами людей, после нее хочется верить в чудо. Реалистичность произведения позволяет увидеть прекрасный мир, окружающий нас. И как бы не было плохо на душе, в жизни, каким бы не были окружающие люди, вера во что-то светлое спасает. И это только одна сторона. Другая сторона заключает в себе добрые человеческие отношения, чувство любви, надежду на будущее. «Алые паруса» романтический мир человеческого счастья, сердечное отношение, сострадание, а главное – безграничную любовь двух людей. И если же вы все-таки поверите в мечту, на рассвете посмотрите за линию горизонта, может быть там уже стоит красавец корабль с алыми парусами. Вы только верьте! Каждого из вас ждут свои Алые паруса.

Александр Грин создавал «Алые паруса» в те годы, когда вокруг рушился миропорядок. Он писал сказку о бедной, всеми обиженной и кажущейся бездомной девочке, когда сам был почти нищим и голодным.

Тетрадь с рукописью этой книги писатель возил с собой на фронт, когда его, тридцатидевятилетнего, больного, измученного человека, призвали на войну с белополяками (1919). Он таскал заветную тетрадку с собой по госпиталям и тифозным баракам. И наперекор всему верил, что «Алые паруса» состоятся. Этой верой пронизана и сама повесть.

Её замысел родился ещё в 1916 г. вроде бы случайно. Из мечты детства (море) и случайного впечатления (игрушечная лодочка с парусом, увиденная в витрине магазина) родились у Грина главные образы повести, которую он назвал «феерией». Так обычно называют театральное представление сказочного содержания. Но «Алые паруса» — не пьеса и не сказка, а самая настоящая правда. Ведь совсем не редкость деревни, подобные Каперне. Герои повести не похожи на сказочных, даже такие, как Эгль, только маленькая Ассоль и могла принять его за волшебника. И всё-таки, несмотря на реалистичность героев и картин, «Алые паруса» - феерия.

Образ Ассоль в повести «Алые паруса»

Главные герои — Ассоль и Грэй. Сначала автор представляет Ассоль. На необычность девочки указывает её имя - Ассоль. Оно не имеет никакого «буквального значения». Но «хорошо, что оно так странно», — скажет Эгль.

«Странность» Ассоль не только в имени, но и в словах, и поведении. Особенно это заметно на фоне обитателей Каперны. Они жили обычной жизнью — торговали, ловили рыбу, развозили уголь, злословили, выпивали. Но, как заметил Эгль, они «не рассказывают сказок... не поют песен». «Алые паруса» упоминались ими только как «издевательство» над той, которая верила в них. А когда увидели настоящие алые паруса, то смотрели на них «с нервной и угрюмой тревогой, со злобным испугом», «змеиным шипением вспыхивали остолбеневшие женщины», у них «яд забирался в голову». Примечательно, что не только взрослые озлобились, но и дети... Значит, злоба, жестокость — это не черты отдельных людей, а болезнь, поразившая всех, независимо от возраста.

Ассоль же была совсем другой... Она чужая в Каперне. Девочка могла уйти ночью на морской берег, «где… высматривала корабль с алыми парусами». В природе она чувствовала себя своей.

А ещё она была наполнена любовью. «Я бы его любила», — сказала маленькая Ассоль Эглю, предсказавшему ей алые паруса и принца. Она любит своего отца и утешает его своим чувством. Любовь отделила её от жителей Каперны, объединённых злобой и скудостью души.

Образ Грэя в повести «Алые паруса»

История Грэя тоже начинается с детства. Его окружение — это родители и предки, присутствующие, правда, только на портретах. Грэю полагалось жить по «заранее составленному плану». Логика и течение его жизни были предопределены семьей. Собственно, как и жизнь Ассоль. С той только разницей, что ему предписывалось процветать, а ей прозябать в атмосфере неприятия и даже ненависти окружающих людей. Но программа жизни, составленная для Грэя, очень рано дала сбой. В ней не учли его живой и независимый характер.

Всё началось с того, что Грэй захотел выбрать в жизни роль «рыцаря», «искателя» и «чудотворца». В детстве эта роль проявилась по-детски. Грэй замазал на картине, изображавшей распятого Христа, гвозди. Потом, чтобы почувствовать боль служанки, обварившей руку, он и свою руку обварил. Он подсунул ей свою копилку, якобы от Робина Гуда, чтобы она могла выйти замуж. Картина на стене библиотеки и богатое воображение помогли Грэю определиться с будущим. Он решил, что должен стать капитаном. Грин отдал Грэю свою мечту.

Таким образом, и Ассоль, и Грэй ещё в детстве увидели свое будущее. Только Ассоль просто терпеливо ждала, а Грэй сразу начал действовать. В пятнадцать лет он тайно покидает дом и входит в неведомую ему жизнь моряка. Контраст между домашней и морской жизнью разителен. Там любовь матери, потакание всем его причудам, а здесь грубости, физические нагрузки. Но Грэй «молча сносил насмешки, издевательства и неизбежную брань до тех пор, пока не стал капитаном».

Этот герой — тонкая натура. Он способен понимать знаки судьбы. Когда он впервые увидел спящую Ассоль, «всё стронулось, все усмехнулось в нём». И он надел кольцо на палец спящей Ассоль.

Услышав ее историю, Грэй уже знал, что он будет делать. Грин подробнейшим образом описывает, как он выбирает шёлк для парусов, чтобы показать, насколько для него важно то, что он собирается сделать.

Почему Ассоль и Грэю, настолько отдалённым друг от друга и расстоянием, и положением, всё-таки удалось встретиться? Судьба? Да, несомненно. И Грэй это признает: «Как тесно сплетены здесь судьба, воля и свойство характеров». «Судьбу» он поставил на первое место. Но есть в их истории и закономерности. Все действия Грэя после того, как он узнал о предсказании для Ассоль, абсолютно в его характере: «Я понял одну нехитрую истину. Она в том, чтобы делать так называемые чудеса своими руками».

Конечно, А. Грин приукрасил жизнь. Он показал то, что хотелось бы в ней видеть, а не то, что есть. Но его сказка поддерживает нашу веру в чудеса, которые случаются в жизни. И уже для многих людей.

Алые паруса - это символ надежды, с которой всё и началось...

Основные особенности повести «Алые паруса» :

  • жанр: повесть-феерия;
  • сюжет: предсказание и его исполнение;
  • контрастность «миров»: «блистающий мир» Ассоль и Грэя и будничный мир Каперны и моряков;
  • идеальный герой в центре повествования;
  • присутствие символов;
  • концепция «чуда», творимого собственными руками;
  • встреча двух духовно близких людей как смысловой центр феерии.

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Люксюгунская основная общеобразовательная школа»

Кобяйского улуса Республики Саха (Якутия)

«И думал о счастье…»

Урок-мастерская по обучению графико-символическому анализу

повести А. Грина «Алые паруса»

Выполнила учитель

русского языка и литературы

МКОУ «Люксюгунская ООШ»

Пахомова Екатерина Владимировна

Люксюгун, 2017.

«И думал о счастье…»

«… Я понял одну нехитрую истину. Она в том, чтобы делать так называемые чудеса своими руками».

Цели и задачи :

Познакомить учащихся с системой образов повести;

Развить культуру мышления, способствующую пониманию особенностей эпохи и ее героев;

Создать условия для формирования у подростков интереса к чтению произведений Грина, для пробуждения «дара воображения», для рождения вопросов о смысле жизни и роли мечты в становлении человека;

Обучить графико-символическому анализу текста;

Помочь выявлению чувства, которое возникает после прочтения; показать личное восприятие текста;

Развивать творческие способности учащихся; формировать умение мыслить, делать самостоятельные выводы;

Воспитывать нравственные аспекты: любовь к ближнему, добру и красоте, целеустремленность, волю, мужество, твердость духа, благородство, взаимопонимание, веру в мечту, любовь.

В ходе просмотра иллюстраций (с использованием графико-символического анализа, разработанного д.п.н., профессором С.М. Петровой) и пересказа познакомить учащихся с системой образов повести А.С. Грина «Алые паруса»;

Научить характеризовать образы и выявлять их роль и значение в произведении (Лонгрен, Ассоль, Меннерс, Грэй);

Выделять в произведении сказочное и реальное;

Ввести понятия из теории литературы: феерия, феерическая повесть;

Развивать навыки графико-символического анализа повести;

В ходе анализа, работы над текстом способствовать формированию уважительного отношения к дружбе и любви, раскрыть важность данных понятий в жизни человека.

План урока :

1. Месть.

2. Мечта.

3. Исполнение желаний.

Словарная работа : феерия, феерическая повесть, сказочное, реальное, погребщик, Эгль, скитальческая жизнь.

Оборудование : повесть-феерия «Алые паруса» А. Грина, портрет А.С. Грина, иллюстрации к произведению (алый парус, встреча с Эглем, рассказ Эгля, мечта Ассоль, волнение, исполнение желаний), листочки с таблицами для анализа текста (для самостоятельной работы учащихся).

Ход урока:

1. Слово учителя : На предыдущем уроке вы познакомились с биографией А. Грина. Говорили о жизни и творческом пути, о его необычном жанре – феерии.

1. Феерия – фран слово фея. Волшебное сказочное зрелище.

2. Феерия – это театральная пьеса сказочного содержания.

Слово учителя : Дома вы должны были перечитать повесть А.Грина «Алые паруса». Мне бы хотелось, чтобы вы поделились своими впечатлениями. Так как в вашей книге нет полной версии повести, я хочу вам показать иллюстрации и рассказать, что же случилось в конце повести. Внимательно смотрим на иллюстрации и слушаем мой краткий рассказ.

Учитель показывает иллюстрации:

1. Писатель Александр Грин.

2. Алый парус.

3. Встреча с Эглем.

4. Рассказ Эгля.

5. Мечта Ассоль.

6. Волнение.

7. Исполнение желаний .

2. Графико-символический анализ повести «Алые паруса».

Слово учителя : Сегодня мы научимся графико - символическому анализу художественного произведения. Для того, чтобы сделать графико - символический анализ мы должны понять, что необходимость перехода при решении каких-то заданных в буквенно-цифровой форме задач на язык графических построений часто связана с недостаточным уровнем освоения буквенно-цифрового языка, как такового, что и требует обращения к другому языку. Без понятия «контекст» трудно, а порой невозможно осмыслить и сам текст. Отправной точкой для логических построений является символическое изображение, которое помогает сформулировать проблему. Для решения проблемы нам необходимо найти из текста опорные и ключевые слова, и с помощью этих слов найти знаковое слово . Сначала я объясню вам, что такое опорные слова - это те слова, которые отражают общий смысл произведения. Ключевые слова дают углубленный смысл. И, в-третьих, знаковое слово- это главная идея повести.

Слово учителя : Теперь открыли книги на стр. 6 и достаем листочки, которые я вам раздала. Давайте попытаемся разделить повесть на две главы. О чем говорится в первой части? Сначала найдем опорные слова, затем ключевые и только потом знаковое слово. После этого нарисуем символ. Необходимо слушать и работать внимательно, так как в конце урока мы еще раз проверим вашу зрительную память и внимание. Как вы думаете, какие слова помогут вам рассказать содержание текста?

I глава – Проклятие.

Опорные слова : возвращение, соседка, история, дочь, долг, условие, обручальное кольцо, шторм, сын, лодка, вихрь, просьба.

Ключевые слова : гибельный простор, угроза, молчание, проклятие.

Знаковое слово : месть.

Слово учителя : Вторую главу попытайтесь проанализировать сами. Сначала найдите опорные слова, с их помощью попытайтесь рассказать содержание второй главы. Затем найдите слова с углубленным смыслом и исходя из них сформулируйте знаковое слово. Знаковое слово обычно отражает чувство или состояние души человека.

3.Самостоятельная работа учащихся.

II глава – Мечта.

Опорные слова : страх, замкнутость, сплетни, рассказ, приказчик, обида, грусть, опасность, игрушки, Эгль.

Ключевые слова : одиночество, ненависть, волшебник, сказка.

Знаковое слово : вера.

III глава – Исполнение желаний

Опорные слова : огромный дом, замок, капитан, погребщик Польдишок, надпись, понимание, друзья, мать, отец, низкое общество, кларнет, музыкант, люди, замешательство, корабль, Грэй.

Ключевые слова : религия, фамильное начертание, живая душа, волнение, суета, чудеса

Знаковое слово : счастье

Слово учителя : Ребята, давайте сейчас попытаемся придумать символы каждой главе. Какой символ вы поставили бы первой главе, которая называется у нас «Проклятие»?

Ребята по очереди выходят к доске и рисуют свои варианты:

Пак Володя : (крест) -

Кириллин Дьулус : (стрела) –

Гагарин Яша : (злые глаза) –

Слово учителя : А какой символ вы нарисуете во второй главе – «Мечта»?

Ефремов Миша : (облако) –

Саввин Коля : (стрела вверх) –

Андреева Айыына : (парус) –

Тимофеева Аля : (солнце) –

Осипова Айыына : (часы) –

Слово учителя : И третья глава у нас «Счастье». Давайте придумаем символ.

Сивцева Диана : (звезда) –

Боекорова Диана : (солнце) –

Мыреев Айал : (парус) –

Слово учителя : Теперь достаем тетради и рисуем символы, придуманные нами:

У нас молния означает проклятие, так как молния такое страшное и внезапное.

Парус – веру и мечту. Ассоль мечтает и ждет парус и принца.

И, в-третьих, стрела направленная диагонально означает исполнение желаний. Мечта Ассоль исполняется – алый парус, встретилась с Грэем и то, что Грэй согласился взять с собой ее отца.

Первая

Проклятие

Вторая

Мечта

Третья

Счастье

Внимательно смотрите названия и символы, в конце урока проверим вашу зрительную память, внимательность, знания, умения и навыки.

4. Закрепление изученного материала.

Слово учителя : Все закончили? Теперь отложили листочки и карандаши. Повторяем еще раз знаковые слова и символы. Я все стираю с доски. Так мы проверяем зрительную память и внимание учащихся. Кто хочет выйти к доске и нарисовать символ 1 главы? А кто 2? И 3? Все поняли, что такое графико-символический анализ? Вам оно помогает понять смысл и содержание текста?

Слово учителя : Итак, чему научил нас писатель?

Осипова Айыына : По – моему, графико-символический анализ «Алых парусов» научил нас правильно понять и осмыслить содержание повести, а сама повесть научила нас очень важному – верить в свою мечту, несмотря ни на что.

Гагарин Яша : Быть добрыми, мужественными, бороться с несправедливостью. Он не гасит в сердце читателей огонек надежды, веры в людей, чудеса, в мечту, в любовь.

    Домашнее задание.

Составить небольшое сообщение «Надо верить в чудеса».

Ответ оставил Гость

«Алые паруса» – это повествование о сбывшейся мечте. С детства Ассоль верила, что за ней приплывет принц на белом корабле с алыми парусами. Артур Грэй грезил о море и хотел стать капитаном. Их желания сбылись, жизнь подарила героям встречу и любовь. Но сколько прекрасных страниц, сколько движений души умещается в этой романтичной истории!

Грин намеренно создает контраст между серой обыденностью в маленьком рыбацком поселке и богатым внутренним миром юной героини. Мечты Ассоль, ее чистая и прекрасная душа вызывают подозрение у обывателей. Они считают девушку слабоумной и насмехаются над ее верой в чудо. Эти люди погрязли в повседневных делах, не поют песен и не рассказывают сказок. Их ухаживания за женщинами грубы и примитивны. Все, что не вписывается в привычные рамки, жители Каперны отвергают, поэтому смелый и справедливый Лонгрен и его мечтательница-дочь становятся в поселке изгоями.

Детство героини нельзя назвать безоблачным. Лишившись матери в пять месяцев, Ассоль растет в бедности. Ей приходится управляться по хозяйству и помогать отцу делать игрушки. Это единственный источник дохода маленькой семьи. У Ассоль нет подруг, а сверстники награждают ее оскорблениями и насмешками. Прекрасная мечта о корабле с алыми парусами, подаренная старым сказочником, становится опорой для одинокой девочки на долгие годы.

Портрет Ассоль при встрече с Эглем писатель создает крупными мазками: «стиранное много раз ситцевое платье», «темные густые волосы», «худенькие, загорелые ноги». Мало чем отличается описание героини при встрече с Грэем, когда Ассоль уже лет семнадцать: платье из дешевого муслина, старая косынка, выразительное лицо, слишком серьезные для ее возраста глаза. Грин не считает Ассоль красавицей, он называет ее «живым стихотворением».

В образе Лонгрена писатель воплотил свои представления об идеальном отце. Тот, по сути, посвящает всю свою жизнь дочери. Чтобы не расставаться с малышкой, моряк остается на берегу и находит такой способ заработка, когда можно часто бывать дома. Лонгрен учит Ассоль читать и писать, рассказывает ей о своих странствиях, заботится.

Артур Грэй – мечтатель и романтик. Поэтому он так хорошо понимает Ассоль. Юношу не привлекает обеспеченная жизнь аристократа. Он не хочет, как родители, стать «надменным невольником своего положения». Грэя вдохновляют море, свобода и ветер странствий. Артуру не занимать твердости и упорства в достижении цели, он не боится трудностей. Благородство, щедрость, чувство справедливости и лидерские качества притягивают к нему людей.