Домашний очаг

Годовой объем реализации формула. Расчет объемов продаж и прибыли

Объем продаж – главный показатель результатов работы компании. Его можно выражать в фактическом числе единиц реализованной продукции или в суммарной величине средств, поступивших на счет фирмы после продажи товаров. В экономическом анализе рассчитываются валовый, чистый, целевой и критический ОП. Индикатор используют при анализе прибыли, затрат, точки безубыточности. Источником сведений служат финансовые отчеты, первичные бухгалтерские документы, данные управленческого учета.

 

Центральным показателем, отражающим результат деятельности любой компании, выступает объем продаж. Он показывает, сколько продукции, работ и услуг создала и реализовала фирма. От полученного результата зависит прибыль и стоимость бизнеса.

Объем продаж (Sales volume - SV, ОП) - это показатель результата функционирования компании, который представлен совокупной величиной выручки, полученной за определенный период реализации продукции, работ, услуг. Нередко его называют объемом реализации продукции и рассматривают в качестве синонима выручки.

Справка! Объем продаж в финансовом анализе выражается в стоимостных единицах (руб., долл., евро и др.). Однако для целей управленческого учета не исключается возможность использования натуральных единиц (шт., кг, м и др.).

Показатель SV удобнее всего рассматривать как фактический объем средств, поступивший на счета компании в течение определенного срока. В дальнейшем на его основе рассчитываются иные показатели экономического анализа.

  • Если вычесть из ОП себестоимость продукции , то можно получить валовую прибыль - более точное отражение эффективности работы субъекта бизнеса.
  • Если сопоставить индикатор с постоянными и переменными затратами, то можно рассчитать точку безубыточности .

Важный момент! При анализе ОП невозможно сопоставить его с показателем иных компаний или среднеотраслевым значением. Его сравнивают с результатами деятельности той же компании за предыдущие периоды или плановыми ориентирами.

Sales volume отражает не только результаты работы компании, но и ситуацию на рынке: если спрос на продукцию снижается, появился качественный заменитель, вступили в силу законодательные ограничения - он будет сокращаться.

Объем продаж: классификация

В современной практике экономического анализа применяется несколько разновидностей показателя ОП:

  • Валовый - совокупные продажи за отчетный период по полным ценам без учета возвратов, скидок и иных поправок.
  • Чистый - валовый ОП с вычетом возвратов, льгот, скидок и иных уступок покупателям, что позволяет использовать его в оценке эффективности функционирования фирмы и прогнозировании.
  • Целевой - полученный расчетным путем на основании сведений о целевой прибыли плановый показатель.

Критический - минимальный объем дохода, который даже при неблагоприятном спросе позволяет компании избежать убытков.

Формула расчета объема продаж

Для определения объема реализации продукции недостаточно использования данных из публичной финансовой отчетности компании: потребуется аккумулирование информации из первичных бухгалтерских документов и внутренних документов управленческого учета.

Формулу оценки SV в общем виде можно представить в виде тождества:

ОП = (УПЗ + EBIT) / (Цед - Пред), где:

УПЗ - сумма условно-постоянных затрат;

EBIT - прибыль до уплаты налогов;

Цед — стоимость единицы продукции;

Пред - переменные затраты на каждую единицу товара.

Справка! Условно-постоянные затраты представляют собой расходы, которые остаются неизменными даже в случае варьирования объема выпуска. К их числу относятся амортизация зданий и сооружений, издержки на управление предприятием, арендные выплаты и др. Переменные затраты, напротив, меняются вместе с увеличением или уменьшением количества произведенной продукции.

Значение индикатора и его анализ

Поскольку в формуле ОП учитываются издержки и объем прибыли, то этот показатель используют при анализе:

  • Динамики фактического объема продаж.
  • Изменения уровня цен.
  • Волатильности расходов на производство и сбыт.
  • Маржинального дохода.
  • Спроса на рынке и др.

Важный момент! Совокупный объем реализации - показатель абсолютный. Его можно сравнивать с показателями фирм-конкурентов в том случае, если речь идет об оценке рыночных долей. В остальных случаях анализируется динамика Sales volume, а также его близость к целевому значению.

Общего нормативного значения показателя SV не существует. Каждая фирма определяет для себя критический объем продаж и целевые значения, которые и становятся ориентирами изменения показателя.

Справка! Для определения критического ОП используется формула КОП = УПЗ / (Цед - Пред), поскольку прибыль в точке безубыточности равна нулю.

Процесс оценки динамики объема продаж компании представлен в видеоролике

Примеры расчета коэффициента

Для того чтобы разобраться в практическом применении формулы расчета объема продажи, анализа этого показателя, стоит рассмотреть готовый пример расчета этого показателя для компании «Куб», которая занимается продажей типовой модели видеорегистраторов.

Важный момент! Если компания реализует несколько видов продукции с разными затратами и ценами, то SV рассчитывается отдельно в отношении каждого вида продукции.

Вывод! На протяжении трех лет у компании «Куб» снижается ОП. Эта негативная тенденция протекает на фоне роста EBIT и цены за единицу продукции. Следовательно, причиной сокращения могло стать только падение физической величины реализованной продукции.

Стоит отметить, что критический объем выпуска у исследуемого предприятия меняется по годам. Однако он находится ниже полученного значения и составляет 6,5, 6,1 и 6 соответственно.

Вывод! Пока фактическое значение SV не приблизится к критическому значению, можно не предпринимать никаких действий, однако нужно отслеживать неблагоприятную тенденцию.

Детальная схема расчета объема реализации товаров, работ, услуг и его критического значения приведена в образце , составленном на базе инструментария табличного редактора Excel.

Продаж является комплексным понятием, которое включает в себя весь объем выручки, полученной предприятием за товаров, работ или услуг за отчетный период. Для точного определения объема продаж необходимо опираться на понятие чистого объема продаж. Чистый объем продаж будет равен общей стоимости , работ или услуг с вычетом реализованных товаров, работ или услуг в .

В первую очередь для расчета объема продаж рассмотрим общую формулу вычисления данного значения:

P – объем выпуска;

T – количество проданной продукции.

Из данной формулы вытекает то, что Rt (общая выручка) полностью зависит от объема выпуска (P) товаров, работ или услуг и цены (T) на них.

И для заключения составления идеальной формулы расчета объема продаж, отметим, что при расчете необходимо учитывать величину общих издержек. Потому что величина общих издержек полностью зависит от объема производства, т.е. издержки возрастают согласно увеличению объема производства. В итоге, делаем заключение: объем продаж товаров, работ или услуг предприятием зависит объема выпуска товаров, работ или услуг, т.е. количество продаж предприятия за определенный период устанавливается произведённого товара.

C(P) = Rt(P)-Ct(P), где:

C(P) – объем продаж;

Сt(P) – общие издержки.

Обратите внимание

При планировании объема продаж, нельзя делать упор на большом количестве выпуска товаров, работ или услуг. Потому что безмерное увеличение производства, увеличивает и издержки, которые могут привести не только к уменьшению прибыли, но и нанести убытки.

Полезный совет

При расчете оптимального объема продаж, главным является правильный выбор объема выпуска товаров, работ или услуг, при котором предприятие получит наибольшее количество прибыли за данный период.

Источники:

  • чистый объем реализации

Работа – это выполнение каких-либо действий, направленных на развитие и благо цивилизации. Если говорить о строительстве, то для правильной организации производства необходимо посчитать объем предстоящей работы. Что в последствии и будет заложено в конечную стоимость для потребителя. Как же это сделать?

Инструкция

Посчитайте объемы работ . На сегодня это самый большой объем. Ознакомьтесь с проектными материалами и разместите их в удобном порядке для быстрого поиска. Разделите документацию на группы – отдельно по подземной и наземной части работ.

Подсчитайте объемы работ в определенном порядке: сначала посчитайте для проемов в наружных стенах, потом для внутренних, затем работу стенок, фундамента, всех земляных работ, полов, всех перекрытий, работу крыши, лестниц, балконов, различных козырьков и также крыльца. Приступите к подсчетам работ внутренней и внешней отделки.

Используйте спецификации на различные используемые материалы: железобетонные, деревянные, электротехнические и др. Иными словами определите норму расхода в соответствующих единицах: кубических метрах, квадратных, погонных и т.д.

Подсчитайте каждую из работ исходя из рыночной стоимости одной единицы. К примеру, покраска квадратного метра или прокладка погонного метра кабеля. Учитывайте наложение двойных и тройных слоев при работе с отделочными материалами.

Подсчитайте объем строительных работ с помощью специальных компьютерных программ, к примеру, CADWizard, которые четко и точно сделают смету. Выберите интересующий , выделите его, и программа посчитает весь объем работы на данном участке. Задайте реальный , указав лишь величину одного элемента чертежа, к примеру, стены.

Посчитайте объемы механических работ, не касающихся строительства. Здесь все проще. Выберите за основу какой-нибудь участок работы (объем). Примите его за единицу, например, погрузка-выгрузка одной машины, количество расклеенных листовок, изготовление одной детали и т.д. Проведите подсчет таких единиц, где работа полностью выполнена.

Определите объем умственных работ. Сначала четко поставьте цели, как можно подробнее. Затем в конце отведенного времени пройдитесь по всем пунктам, задачи которых выполнены. Определите в процентном соотношении количество выполненных работ к поставленным задачам. Обратите внимание, что некоторые пункты могут быть более трудоемкими, а значит требующими большего количества времени.

Издержки - это затраты, связанные с обращением готовой продукции и ее производством. В бухгалтерской и статистической отчетности издержки принято отражать как себестоимость. Они включают в себя: расходы по оплате труда, материальные затраты, проценты за кредиты, затраты, которые связаны с продажей товара на рынке и его продвижением.

Инструкция

Издержки подразделяются на общие, переменные и постоянные. Постоянные издержки - это те затраты, которые не зависят в краткосрочном периоде от того, предприятие произведет продукции. Это затраты постоянных факторов производства компании. Общие издержки - это все средства, которые в целях производства затрачивает организация-производитель. К издержкам относятся затраты, которые всегда зависят от количества выпускаемой продукции компании. Это издержки переменных факторов в производстве.

В постоянные издержки включается части финансового , вложенная в оборудование организации. Величина этой стоимости равняется сумме, за которую собственники предприятия смогли бы

Стоимость реализуемой продукции (услуг), формирующей объем продаж, определяется по формуле:

ВР = Цi * Qi

где ВР – выручка от реализации или объем продаж, тыс.руб.

Цi– цена единицы продукии, руб.,

Qi – объем продукции (выполненных работ) в натуральном измерении

Цена рассчитывается исходя из уровня нормативной рентабельности (плановых накоплений) (руб.):

где Зi - затраты на единицу продукции, работ, руб.

К – коэффициент рентабельности (плановых накоплений)

В ООО «Авто-Мир» нормативный уровень рентабельности составляет 25%. Таким образом цена единицы услуг составляет в среднем:

Цi = 1,6 * 1.25 = 2тыс.руб.

Таким образом, выручка предприятия составит:

ВР = 2 * 20000 = 40000тыс.руб.

Таким образом, расчетная выручка предприятия составляет 40000тыс.руб.

3.2 Расчет прибыли

Валовая (балансовая прибыль) определяется по формуле:

П вал = П реал + Ппр ±Вн

где П реал – прибыль от реализации продукции, тыс.руб.

П реал =  (Цi – Ci) * Qi

где Ci – полная себестоимость единицы I-го вида продукции, услуг,

Ппр – прочие виды прибыли, тыс.руб.,

Вн – внереализационные доходы или расходы.

Рассчитаем прибыль от реализации ООО «Авто-Мир»:

П реал = (2,0-1,6) * 20 000 = 8000тыс.руб.

Прочие виды прибыли на предприятии планируются в размере 10% от прибыли от реализации. Внереализационных доходов и расходов предприятие не имеет.

Ппр = 8000 * 10% = 8005тыс.руб.

Рассчитаем валовую прибыль ООО «Авто-Мир»:

П вал = 8000+800,5±0 = 8800тыс.руб.

Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, определяется по формуле:

П ч = Пвал – Нприб

где Пч – чистая (нераспределенная прибыль), тыс.руб.,

Н приб – налог на прибыль, тыс.руб.

Налог на прибыль составляет 20%.

Расчет прибыли сведен в таблицу 11.

Таблица 11

Распределение прибыли

Показатель

Сумма тыс.руб.

1. Выручка от реализации (объем продаж, услуг)

2. Прямые (переменные) затраты

3. Маржинальная прибыль

4. Накладные расходы (условно-постоянные)

5. Прибыль от деятельности

6. Выплаты по кредиту

7. Амортизационные отчисления (включая износ нематериальных активов)

8. Доходы от прочей реализации и внереализационные доходы

9. Балансовая прибыль

10. Налог на имущество

11. Местные налоги

12. Налогооблагаемая прибыль

13. Налог на прибыль

14. Чистая прибыль

Таким образом, чистая прибыль предприятия ООО «Авто-Мир» составит 7202,2тыс.руб.

3.3 Расчет рентабельности

Расчет рентабельности продукции (услуг) проводится по формуле:

Рпрод = П / Сп

где Рпрод – рентабельность продукции,

П – чистая или балансовая прибыль, руб.,

Сп – полная себестоимость.

Расчет рентабельности производства:

Рпр = П / (Фос сг + Ф об сг)

Где Рпр – рентабельность производства,

Фос сг – среднегодовая стоимость основных фондов предприятия, руб.

Ф об сг – среднегодовой остаток оборотных средств, руб.

Рпрод = 7202,2 / 32002,64 * 100 = 22,5%

Рпр = 7202,2 / (13460,1 + 3751,87) = 41,8%.

Таким образом, рентабельность продукции ООО «Авто-мир» составляет 22,5%, а рентабельность производства соответственно 41,8%.

Создание плана продаж – это важная процедура для каждой компании. План продаж является основой для формирования всей системы планирования на предприятии, т.к. от плана продаж непосредственно зависят и остальные компоненты планирования (план закупок, план производства, план расходов, кадровый план и др.)

Китайская народная мудрость гласит:

Если ты не знаешь куда ты идешь, то как ты узнаешь, что ты пришел?

Определив направление движения, мы понимаем как нам можно осуществить и что потребуется в дороге на пути к поставленным целям.

Сразу хотим отметить, что полностью раскрыть тему планирования на предприятии в рамках данной статьи не представляется возможным, т.к. данный вопрос достаточно объемный по содержанию. Данной тематике посвящено не мало хорошей литературы. Мы коснемся только самых важных аспектов планирования.

Давайте поэтапно разберемся, как формируется план продаж на любом предприятии.

Как подготовиться к плану продаж?

Планирование начинается с вводных данных. Если Ваша компания существует на рынке уже не первый год, то у Вас есть статистика за предыдущий период. Если компания только начинает деятельность, то она может полагаться на статистику работы существующих компаний, деятельность которых подходит для конкретного сегмента рынка, разумеется, если такая информация доступна.

Предположим, что данные у нас есть. Проанализировав цифры с привязкой к месяцам мы сможем предположить о наличии или отсутствии сезонности в данном виде деятельности.

Продукция 1 /мес Ср. продажа 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 Итого
Продажи в ед. 2013 г. 713 500 560 710 720 740 720 694 772 762 802 800 780 8560
Продажи в руб 2013 г. 3589 2500 2800 3500 3750 3800 3500 3420 3910 3860 4010 4100 3920 43070
Коэф. сезонности 2013 0,7 0,78 0,98 1,04 1,06 0,98 0,95 1,09 1,08 1,12 1,14 1,09
Продажи в ед. 2014 г. 787 360 380 410 736 810 870 920 986 932 964 1050 1020 9438
Продажи в руб 2014 г. 3941 1800 1910 2100 3580 4100 4300 4750 4980 4710 4870 5200 4993 47293
Коэф. сезонности 2014 0,46 0,48 0,53 0,91 1,04 1,09 1,21 1,26 1,2 1,24 1,32 1,27
Рост продаж в % 9,8 -28 -32 -40 -5 8 23 39 27 22 21 27 27 9,8
Ср. коэф. сезонности 0,58 0,63 0,76 0,98 1,05 1,04 1,08 1,18 1,14 1,18 1,23 1,18

Рассмотрим, каким же образом получены значения ячеек. В строке Продажи 2013 г. графах 1-12 содержится информация о продажах товара за каждый месяц 2013 года в рублях. В столбце Итого содержится общая продажа за весь год.

Формулы наших расчетов:

Ср. продажа = Итого / 12 мес

Коэф. сезонности = Сумма за мес / Ср. продажа

Рост продаж в % = ((Прод. 2014 / Прод 2013) – 1) * 100

Ср. коэф. сезонности = (Коэф. сезонности 2013 + Коэф. сезонности 2014) / 2

Невооруженным глазом мы видим, что первые три месяца года в 2013 и 2014 году для данного вида продукции являются не самыми удачными, т.к. значения Коэф. сезонности

Хотим обратить Ваше внимание на тот факт, что количество проданных единиц продукции за 2014 увеличилось по отношению к 2013 г. на 10,3%, сумма выручки увеличилась только на 9,8%. Данный факт нам говорит о том, что разница в 0,5% была компенсирована за счет прибыли предприятия. Необходимо внимательно следить за данной пропорцией, чтобы не допустить значительного снижения маржинальности как по продукту, так и по компании в целом.

В нашем случае, используется информация всего за два года. Для качественного анализа этого мало, т.к. в рамках данных временных промежутков (2013, 2014 годы) могли быть управленческие и операционные просчеты, которые повлияли на конечный результат. Лучше брать статистику более чем за 3 года. Чем больше данных для анализа, тем меньше конечная погрешность в расчетах.

Для полноценного расчета плана продаж нам необходимо получить следующие цифры:

  • Объём рынка в секторе работы Вашей компании;
  • Долю рынка, которая приходится на Вашу компанию;
  • Объем увеличения ассортимента и (или) качества продукции;
  • Закупочную цену продукции;
  • Среднюю рыночную цену продукции;
  • Процент роста продаж Вашей компании (коэффициент);
  • Средние затраты компании в месяц;
  • Уровень инфляции;
  • Процент девальвации национальной валюты.

Объем рынка посчитать довольно сложно, т.к. не все компании раскрывают сведения о своих продажах. В Росстате можно заказать аналитическую записку, но качество предоставляемой информации очень трудно будет проверить и придется доверять на слово. Примем значение Объем рынка = 25000 рублей.

Получив примерный объем рынка, Вы простым вычислением определяете Долю рынка , которую занимает Ваша компания:

Доля рынка в % = (Итого продажи в руб. за 2014 г. / Объем рынка) * 100 = (8560 / 25000) * 100 = 34,24%

Объем увеличения ассортимента и (или) качества продукции мы рассмотрим в рамках расчета плана продаж.

Примем значение Средней Закупочной цены на Продукцию 1 = 1,5 руб

Примем значение Средней рыночной цены на Продукцию 1 = 6,2 руб

Процент роста компании мы будем определять в рамках расчета плана продаж.

Для удобства расчетов мы будем анализировать одну номенклатурную позицию в рамках данной статьи. В дальнейшем Вы сможете объединить информацию в номенклатурные группы и затем объединить все полученные данные в единый план продаж. При расчетах мы принимаем тот факт, что все затраты предприятия (переменные и постоянные) распределяются пропорционально объему продаж номенклатурной единицы.

Ср. затраты в мес. на ед. продукции = ((Объем продаж ед. в год / Общий объём продаж в год) * Общие затраты в год) / 12

Необходимо поднять данные Вашей компании по средним затратам за месяц для того, чтобы определить необходимую маржинальность на единицу продукции. Будем считать, что Вы уже нашли данное число и примем значение Ср. затраты в мес. (переменные + постоянные) = 550 руб.

Теперь поговорим о рабочем графике.

После семи лет изучения людей мы выявили несколько главных постулатов:

  • В течение рабочего дня, продуктивно совершать звонки можно не более 2х (очень редко 4х) часов.
  • На основе биоритмов человека можно составить дни, в которые менеджеру лучше заниматься бумажной работой нежели звонить, т.к. ущерб от насилия над собой будет влиять на его долгое восстанавление.
  • Обязательно каждое утро необходимо проводить планерки, где руководитель отд. продаж будет подбадривать сотрудников и воодушевлять на свершения (не угрожая и не критикуя). В рамках этих планерок рассматривают положительные и отрицательные кейсы в компании. Совершаются обучающие звонки клиентам.
  • Ежедневно необходимо уделять минимум 1 час на обучение по заранее созданной программе.
  • Ежедневно необходимо уделять минимум 2 часа на деловую переписку с клиентами.
  • Не реже 1 раза в неделю руководитель отдела продаж должен уделять время на работу над ошибками с каждым менеджером по продажам в своем отделе (не менее часа).
  • По заранее выработанной индивидуальной программе должны проводиться очные встречи с клиентами (это зависит от специфики). Людям важно иметь живое общение, т.к. это очень хорошо помогает в развитии навыков продаж и способствует расширению личных контактов.
  • Все намеченные мероприятия и полученную информацию следует вносить в систему, которая поможет централизовать все данные и позволит быстро извлекать нужные данные. Для этой цели лучше всего подходит CRM-система.

На примере CRM-системы Битрикс 24 мы рассмотрим как можно рассчитать план продаж менеджера.

Функционал Битрикс 24 достаточно обширен и позволяет закрыть множество вопросов, которые возникают как у руководителя отдела продаж, так и обычного менеджера.

  • В CRM-системе присутствует база контактов, которая представлена в виде Компаний и Контактов (физ. лиц). Данная база хорошо защищена от кражи недобросовестными сотрудниками. Ваши сотрудники, меняя статус Компании будут планомерно создавать актуальную картину по всем Вашим клиентам. Так Вы сможете быстро проанализировать все стадии взаимоотношений по клиентам, отфильтровать тех, кто требует особого отношения прямо сейчас.
  • В данную CRM-систему встроена IP-телефония и Ваши сотрудники могут совершать звонки клиентам прямо из программы. При этом, (если требуется) сохранятся все записи звонков и их можно будет прослушать прямо из истории общения с клиентом.
  • В системе есть сущности Лид (обращение в компанию или переход на сайт компании с целью уточнить какие-либо вопросы) и Сделка. Данные сущности позволяют систематизировать весь поток информации по каждому обращению в компанию или отследить все этапы совершения сделки с Вашими клиентами.
  • В системе есть функционал Задачи, который поможет передавать информацию от руководства сотрудникам и между сотрудниками для выполнения каких-либо действий, направленных на заключение сделки, ведения сделки или других. Данный функционал позволяет так же производить временные замеры исполнения задачи. Это особенно ценно в компаниях, которые занимаются предоставлением услуг, где ценообразование строится на основании затрат времени.
  • В CRM-систему Битрикс 24 встроен почтовый клиент и теперь все входящие и исходящие важные письма будут в одном месте. Нельзя обойти мимо важнейшего функционала – автоматического анализа содержания письма с целью определить ответственного за его исполнение.

Это только небольшой перечень функционала CRM-системы Битрикс 24, который позволяет рассчитать план продаж менеджера внутри рабочего дня.

Подробнее о функционале современных CRM-систем можно ознакомиться в разделе сайта “Возможности CRM” .

Контроль выполнения плана продаж

Вы составили план продаж. Распределили его по менеджерам. Теперь необходимо осуществлять контроль выполнения всех мероприятий. План продаж – это не только цифры в таблице. Это целый перечень мероприятий и задач, которые необходимо выполнить для того, чтобы в конце отчетного периода получить заветные цифры в отчете.

Хорошо, когда у Вас все сотрудники являются самостоятельными и осознанными, в рабочем плане, людьми. Если у Вас есть не очень опытные сотрудники или нерадивые, то необходим постоянный контроль. Контролировать все мероприятия и выполнение целей можно разными способами:

  • Собирать постоянные собрания;
  • Заставлять сотрудников готовить отчеты;
  • Звонить и уточнять дела по телефону;
  • Писать письма или требовать от сотрудников отправлять их Вам;
  • Постоянно формировать отчеты в программах учета типа 1С;
  • Вести бумажные журналы и др.

Большинство, перечисленных мною способов является морально и профессионально устаревшими. На проведение подобных способов контроля выполнения плана продаж уходит огромное количество времени, а значит сокращается рабочее время сотрудника на достижения плана, т.е. пользуясь подобными методами, Вы неизбежно будете не помогать, наоборот, даже мешать достижению поставленных финансовых целей. Я предлагаю подробно рассмотреть какие, в настоящее время, есть инструменты для контроля выполнения плана продаж.

Невыполнение плана продаж

Невыполнение плана продаж – это серьезная неприятность для любой компании. Такое событие лучше предугадать, чем бороться с его последствиями. Давайте на примере CRM-системы Битрикc 24, рассмотрим как можно предугадать невыполнение плана продаж в Вашей компании. В Битрикс 24 имеется очень хороший инструмент – “Пульс компании”. При помощи него можно наблюдать активность (создание задач, звонков, сообщений в чате, сделок и т.д.) в системе за разные промежутки времени.

Первым и достаточно приблизительным предвестником данного события является низкая активность пользователей в CRM-системе. Если делается всего по чучть-чуть или просто ничего не делается, то Вы должны разобраться по каким причинам это происходит.

Следующим Важным отчетом в системе Битрикс 24 является “Выполнено менеджерами”. Данный отчет показывает количество совершенных телефонных звонков (при условии совершения звонков через систему или создания событий типа “Звонок”), созданных электронных писем, назначенных встреч. Данная информация для руководителя отдела продаж просто бесценна.

Попробуем проанализировать данный отчет. Представим, что Василий Петров, Петр Скворцов, Сергей Воронов – это новые менеджеры по продажам, которые, на текущий момент, проходят обучение в компании. Разумеется, для них нулевые значения совершенных звонков, отправленных писем и выполненных задач является нормальными. Они еще не допущены до полноценной работы и беспокоиться по поводу их работы не стоит.

Ольга Белова находится на больничном и для нее тоже низкая активность вполне естественна. Лидером по количеству совершенных действий в системе является Николай Дрозд. На первый взгляд, все у него прекрасно, но нужно присмотреться. Почему у него нет совсем входящих писем? Так же руководителя отдела продаж должна насторожить всего одна назначенная встреча за отчетный период, когда как по плану у него их должно быть назначено 3 встречи.

К Ивану Рудову вообще возникает масса вопросов. Тут либо на лицо факт неиспользования CRM-системы, либо откровенное игнорирование своих должностных обязанностей.

Как мы видим, такой несложный отчет дает серьезную почву для размышлений как для начальника отдела продаж, так и для руководителя компании.

Это только небольшая часть всех отчетов, которые доступны в CRM-системе Битрикс 24.

Давайте поговорим о причинах невыполнения плана продаж.

Анализируя более семи лет сотни сотрудников, мы пришли к однозначному выводу – большинство людей занимается на работе не тем, чем они реально бы хотели заниматься в жизни. Это настоящий бич нашего современного общества. Естественно, при таком раскладе дел не стоит ждать большого продуктива от таких специалистов. Если ежедневно человек заставляет себя выполнять функционал, который ему не нравится то и результаты будут у него не очень впечатляющие. CRM-системы помогут обнажить большую часть скрываемых фактов и Вам как руководителю многое станет ясно даже уже на этапе внедрения, т.к. появляются сотрудники, которые яростно доказывают, что такая система сильно усложнит работу и будет только мешать. Таков наш опыт. Не все из них плохие работники. Не редко бывает, что люди до конца не вникнут в суть вопроса и просто делают скоропалительные выводы.

CRM-система Битрикс 24 прекрасный инструмент для выявления признаков невыполнения плана продаж даже на ранних этапах, пока у Вас еще есть возможность скорректировать конечные результаты, но она не решает всех задач. Только комплексный подход позволит Вам вывести Вашу компанию на новый качественный уровень работы.

План увеличения продаж

Переходим к заключительной части нашей статьи. Мы рассказали, как подготовиться к плану продаж, как составить расчеты плана продаж на год и разбить его по месяцам и менеджерам. Показали инструменты, которые помогут реализовать план и контролировать его выполнение. Теперь поговорим об технологии увеличения продаж.

Для увеличения продаж необходимо выполнять следующую стратегию:

  • Убедиться, что все сотрудники отдела продаж соответствуют по свои моральным и профессиональным качествам должности менеджера по продажам. В идеале, они должны просто любить свою работу. Только с таким отношением к работе можно добиться выдающихся результатов.
  • Все сотрудники должны постоянно проходить обучение навыкам продаж и коммуникации. Для этого проводятся занятия в рамках ежедневных утренних планерок и приглашаются в компанию сторонние специалисты-тренеры по продажам. Процесс обучения должен быть непрерывным, т.к. в современном мире методы очень быстро устаревают из-за быстрого проникновения в массы. Неплохо привлекать к работе в компанию психологов для того, чтобы помочь преодолевать сотрудникам отдела продаж внутренние барьеры и комплексы.
  • Необходимо избавиться от постоянной критики сотрудников. Если Вы уверены в том, что у Вас работают профессионалы, то нужно им помогать, а не постоянно “пинать”. Нагнетая обстановку, Вы только ухудшаете результаты и способствуете развитию в коллективе негативного настроя. Если у Вас работают только “случайные” люди, которые пришли по знакомству или просто мимо проходили, то тогда винить необходимо того, кто принимал их на работу, т.е. все вопросы к себе. Если у Вас не получается разбираться в людях, то мы советуем обратиться к профессионалам. Экономя на подборе персонала, Вы только теряете деньги и время сотрудников, которые будут вынуждены обучать новичков.
  • Не экономьте на мотивации сотрудников отдела продаж. Если человек работает качественно, то и зарабатывать он должен подобающе. Есть старая мудрость: “Жадность порождает бедность”. Систему мотивации лучше разрабатывать вместе с сотрудниками. Так она лучше приживется и будет более эффективной. Нематериальная мотивация не менее важна чем материальная. Похвала, иногда, бывает нужнее монеты.
  • Необходимо избавиться от постулата: “Незаменимых людей не бывает”. Это очень порочная практика – увольнять человека при первых же конфликтах. На привлечение, обучение и рост сотрудника уходят колоссальные суммы, которые окупятся только в том случае, если сотрудник работает не менее двух лет. По нашим подсчетам, в производственных предприятиях и в компаниях наукоемких отраслей срок окупаемости вообще доходит до пяти лет. Попробуйте подсчитать во всколько Вам обходится сотрудник отдела продаж.
  • Используйте в своей работе CRM-системы, т.к. уровень обслуживания клиентов увеличивается значительно, т.к. сотрудники будут понимать, что они контролируются и уже меньше будут допускать ошибки и халатность.
  • Давайте сотрудникам почувствовать себя нужными. Проявляйте заботу о них. Регулярно нужно проводить коллективные мероприятия и желательно, если среди них будут и неформальные.
  • Не устанавливайте черезмерно завышенные цели по увеличению продаж. Они сильно демотивируют сотрудников и способствуют их уходу.

Для увеличения продаж необходимо выполнять следующую тактику:

  • Разрабатывается план по количеству звонков для менеджера в день, неделю, месяц и т.д.;
  • Разрабатывается план по количеству встреч с клиентами;
  • Разрабатывается план по количеству высланных коммерческих предложений, писем и др.;
  • Разрабатывается система постоянного обучения сотрудников;
  • Разрабатывается план регулярного обзвона всех клиентов;
  • Разрабатывются примерные скрипты общения сотрудков с потенциальными клиентами;
  • Разрабатывается логика телефонных звонков (не путать со скриптами). Сколько раз звонить, в какое время, через сколько перезванивать;
  • Внедряется в компанию и регулярно используется CRM-система;
  • Все задачи и поручения сотрудникам переводятся в рамки CRM-системы;
  • Необходимо начать писать телефонные разговоры сотрудников для работы над ошибками или решения конфликтных ситуаций;
  • Регулярно (каждый день, раз в два-три дня) необходимо проводить планерки, которые не надо путать с “утром стрелецкой казни”. Они должны быть максимально комфортными и заряжать позитивом;

В данной статье рассмотрен один из основных методов прогнозирования - анализ временных рядов. На примере розничного магазина с помощью данного метода определены объемы продаж на прогнозный период.

Одна из главных обязанностей любого руководителя - грамотно планировать работу своей компании. Мир и бизнес сейчас меняются очень стремительно, и успеть за всеми изменениями непросто. Многие события, которые невозможно предусмотреть заранее, меняют планы фирмы (например, выпуск нового продукта или группы товаров, появление на рынке сильной компании, объединение конкурентов). Но надо понимать, что зачастую планы нужны лишь для того, чтобы вносить в них коррективы, и в этом нет ничего страшного.

Любой процесс прогнозирования, как правило, строится в следующей последовательности:

1. Формулировка проблемы.

2. Сбор информации и выбор метода прогнозирования.

3. Применение метода и оценка полученного прогноза.

4. Использование прогноза для принятия решения.

5. Анализ «прогноз-факт».

Все начинается с корректной формулировки проблемы. В зависимости от нее задача прогнозирования может быть сведена, например, к задаче оптимизации. Для краткосрочного планирования производства не так важно, каким будет объем продаж в ближайшие дни. Важнее максимально эффективно распределить объемы производства продукции по имеющимся мощностям.

Краеугольным ограничением при выборе метода прогнозирования будет исходная информация: ее тип, доступность, возможность обработки, однородность, объем.

Выбор конкретного метода прогнозирования зависит от многих моментов. Достаточно ли объективной информации о прогнозируемом явлении (существует ли данный товар или аналоги достаточно долго)? Ожидаются ли качественные изменения изучаемого явления? Имеются ли зависимости между изучаемыми явлениями и/или внутри массивов данных (объемы продаж, как правило, зависят от объемов вложений в рекламу)? Являются ли данные временным рядом (информация о наличии собственности у заемщиков не является временным рядом)? Имеются ли повторяющиеся события (сезонные колебания)?

Независимо от того, в какой отрасли и сфере хозяйственной деятельности работает фирма, ее руководству постоянно приходится принимать решения, последствия которых проявятся в будущем. Любое решение основывается на том или ином способе проведения. Одним из таких способов является прогнозирование.

Прогнозирование - это научное определение вероятных путей и результатов предстоящего развития экономической системы и оценка показателей, характеризующих это развитие в более или менее отдаленном будущем.

Рассмотрим прогнозирование объема продаж, используя метод анализа временных рядов.

Прогнозирование на основе анализа временных рядов предполагает, что происходившие изменения в объемах продаж могут быть использованы для определения этого показателя в последующие периоды времени.

Временной ряд - это ряд наблюдений, проводящихся регулярно через равные промежутки времени: год, неделю, сутки или даже минуты, в зависимости от характера рассматриваемой переменной.

Обычно временной ряд состоит из нескольких компонентов:

1) тренда - общей долгосрочной тенденции изменения временного ряда, лежащей в основе его динамики;

2) сезонной вариации - краткосрочного регулярно повторяющегося колебания значений временного ряда вокруг тренда;

3) циклических колебаний, характеризующих так называемый цикл деловой активности, или экономический цикл, состоящий из экономического подъема, спада, депрессии и оживления. Этот цикл повторяется регулярно.

Для объединения отдельных элементов временного ряда можно воспользоваться мультипликативной моделью:

Объем продаж = Тренд × Сезонная вариация × Остаточная вариация. (1)

В ходе составления прогноза продаж учитывают показатели компании за последние несколько лет, прогноз роста рынка, динамику развития конкурентов. Оптимальное прогнозирование продаж и корректировку прогноза обеспечивает полный отчет о продажах компании.

Применим данный метод для определения объема продаж салона «Часы» на 2009 г. В табл. 1 представлены объемы продаж салона «Часы», специализирующегося на розничной продаже часов.

Таблица 1. Динамика объема продаж салона «Часы», тыс. руб.

Для данных, приведенных в табл. 1, отметим два основных момента:

    существующий тренд : объем продаж в соответствующих кварталах каждого года стабильно растет год от года;

  • сезонная вариация: в первые три квартала каждого года продажи медленно растут, но остаются на относительно низком уровне; максимальные за год значения объема продаж всегда приходятся на четвертый квартал. Такая динамика повторяется из года в год. Данный тип отклонений всегда носит название сезонных, даже если речь идет, например, о временном ряде еженедельных объемов продаж. Этот термин просто отражает регулярность и краткосрочность отклонений от тренда по сравнению с продолжительностью временного ряда.

Первый этап анализа временных рядов - построение графика данных.

Для того чтобы составить прогноз, необходимо сначала рассчитать тренд, а затем - сезонные компоненты.

Расчет тренда

Тренд - это общая долгосрочная тенденция изменения временного ряда, лежащего в основе его динамики.

Если посмотреть на рис. 2, то через точки гистограммы можно от руки начертить линию повышательного тренда. Однако для этого есть математические методы, позволяющие оценить тренд более объективно и точно.

Если у временного ряда есть сезонная вариация, обычно применяют метод скользящей средней.Традиционным методом прогнозирования будущего значения показателя является усреднение n его прошлых значений.

Математически скользящие средние (служащие оценкой будущего значения спроса) выражаются так:

Скользящая средняя = Сумма спроса за предыдущие n-периоды / n. (2)

Средний объем продаж за первые четыре квартала = (937,6 + 657,6 + 1001,8 + 1239,2) / 4 = 959,075 тыс. руб.

Когда квартал заканчивается, данные об объеме продаж в течение последнего квартала прибавляются к сумме данных за предыдущие три квартала, а данные за ранний квартал отбрасываются. Это приводит к сглаживанию краткосрочных нарушений в ряде данных.

Средний объем продаж за следующие четыре квартала = (657,6 + 1001,8 + 1239,2 + 1112,5) / 4 = 1002,775 тыс. руб.

Первая рассчитанная средняя показывает средний объем продаж за первый год и находится посередине между данными о продажах за II и III кварталы 2007 г. Средняя за следующие четыре квартала разместится между объемом продаж за III и IV кварталы. Таким образом, данные столбца 3 - это тренд скользящих средних.

Но для продолжения анализа временного ряда и расчета сезонной вариации необходимо знать значение тренда точно на то же время, что и исходные данные, поэтому необходимо центрировать полученные скользящие средние, сложив соседние значения и разделив их пополам. Центрированная средняя и есть значение рассчитанного тренда (расчеты представлены в столбцах 4 и 5 табл. 2).

Таблица 2. Анализ временного ряда

Объем продаж, тыс. руб.

Четырехквартальная скользящая средняя

Сумма двух соседних значений

Тренд, тыс. руб.

Объем продаж / тренд × 100

I кв. 2007 г.

II кв. 2007 г.

III кв. 2007 г.

IV кв. 2007 г.

I кв. 2008 г.

II кв. 2008 г.

III кв. 2008 г.

IV кв. 2008 г.

Для составления прогноза продаж на каждый квартал 2009 г. надо продолжить на графике тренд скользящих средних. Так как процесс сглаживания устранил все колебания вокруг тренда, то сделать это будет несложно. Распространение тренда показано линией на рис. 4. По графику можно определить прогноз для каждого квартала (табл. 3).

Таблица 3. Прогноз тренда на 2009 г.

2009 г.

Объем продаж, тыс. руб.

Расчет сезонной вариации

Для того чтобы составить реалистичный прогноз продаж на каждый квартал 2009 г., необходимо рассмотреть поквартальную динамику объема продаж и рассчитать сезонную вариацию. Если обратиться к данным о продажах за предыдущий период и пренебречь трендом, можно рассмотреть сезонную вариацию более четко. Так как для анализа временного ряда будет использована мультипликативная модель , необходимо разделить каждый показатель объема продаж на величину тренда, как показано в следующей формуле:

Мультипликативная модель = Тренд × Сезонная вариация × Остаточная вариация × Объем продаж / Тренд = Сезонная вариация × Остаточная вариация. (3)

Результаты расчетов представлены в столбце 6 табл. 2. Для того чтобы выразить значения показателей в процентах и округлить их до первого десятичного знака, умножаем их на 100.

Теперь будем по очереди брать данные за каждый квартал и устанавливать, на сколько в среднем они больше или меньше значений тренда. Расчеты приведены в табл. 4.

Таблица 4. Расчет средней квартальной вариации, тыс. руб.

I квартал

II квартал

III квартал

IV квартал

Нескорректированная средняя

Нескорректированные данные в табл. 4 содержат как сезонную, так и остаточную вариацию. Для удаления элемента остаточной вариации необходимо скорректировать средние. В долгосрочном плане величина превышения объема продаж над трендом в удачные кварталы должна уравниваться с величиной, на которую объем продаж ниже тренда в неудачные кварталы, чтобы сезонные компоненты в сумме составляли примерно 400 %. В данном случае сумма нескорректированных средних равна 398,6. Таким образом, необходимо умножить каждое среднее значение на корректирующий коэффициент, чтобы сумма средних составила 400.

Корректирующий коэффициент рассчитывается следующим образом: Корректирующий коэффициент = 400 / 398,6 = 1,0036.

Расчет сезонной вариации представлен в табл. 5.

Таблица 5. Расчет сезонной вариации

На основании данных табл. 5 можно спрогнозировать, например, что в I квартале объем продаж в среднем будет составлять 96,3 % значения тренда, в IV - 118,1 % значения тренда.

Прогноз продаж

При составлении прогноза продаж исходим из следующих предположений:

    динамика тренда останется неизменной по сравнению с прошлыми периодами;

    сезонная вариация сохранит свое поведение.

Естественно, это предположение может оказаться неверным, придется вносить коррективы, учитывая экспертное ожидаемое изменение ситуации. Например, на рынок может выйти другой крупный торговец часами и сбить цены салона «Часы», может измениться экономическая ситуация в стране и т. д.

Тем не менее, основываясь на вышеперечисленных предположениях, можно составить прогноз продаж по кварталам на 2009 г. Для этого полученные значения квартального тренда надо умножить на значение соответствующей сезонной вариации за каждый квартал. Расчет данных приведен в табл. 6.

Таблица 6. Составление прогноза продаж по кварталам салона «Часы» на 2009 г.

Из полученного прогноза видно, что товарооборот салона «Часы» в 2009 г. может составить 5814 тыс. руб., но для этого предприятию необходимо проводить различные мероприятия.

Полный текст статьи читайте в журнале "Справочник экономиста" №11 (2009 г.).