Разное

Гусли виды и размеры. Что такое гусли

Доклад по музыке про гусли кратко поможет Вам подготовиться к занятию, и Вы узнаете много полезной информации об этом древнейшем инструменте. Доклад про гусли можно дополнить интересными фактами.

Краткое сообщение о гуслях

Что такое гусли?

Гусли — это древнейший щипковый струнный музыкальный инструмент. В России под ними подразумевается некая разновидность лежачих арф. Они существовали на территории Украины, Литвы, Беларуси, России, Латвии, Польши, Эстонии, Финляндии и других европейских стран (где имели свое самобытное название). И в каждой стране они имели свои особенности. Между собой они были схожи веером струн, струнодержателем, колковым рядом и резонатором под струнами по всей длине.

Гусли: история для детей

Точно сказать, кто придумал гусли, и когда это произошло невозможно. В истории финского кантеле, славянских гуслей,латышских кокле, эстонской каннели, литовского канклеса есть только догадки и предположения. Встречаются мнения, что этот струнный инструмент пришел к нам с Китая, где был известен струнный инструмент гуцинь задолго до Рождества Христова. Согласно другой версии лироподобные инструменты были завезены в свои колонии римлянами.

Финны утверждают, что первые кантеле-гусли были сделаны Веймемейнен, в России и Беларуси, что гусли являются модернизированным «музыкальным луком». Поэтому путаница с предположениями невероятная.

В древнерусской рукописи «Повести о белоризце человеке и монашестве» автор изобразил в буквице «Д» фигуру царя, который играл на гуслях. Форма корпуса напоминает шлем. В дальнейшем форма резонаторой плоской коробки менялась: появилась трапецивидная форма. С уменьшением количества струн развились еще крыловидные гусли.

В далеком IX веке их делали из долбленой сухой доски клена или ели. С появлением металлически струн гусли зазвенели. Мастера-умельци столетиями передавали секрет изготовления инструментов своим ученикам. Гусельные наигрыши и песни любили слушать не только простые жители, крестьяне, но и цари. Однако гусляре часто нелестно отзывались о правителях в своих песнях. Поэтому возникали гонения на гусляров. Со временем этот щипковый инструмент из архаичного превратился в сценический профессиональный инструмент с уникальным звучанием.

На сегодняшний день каждый оркестр народных инструментов в своем составе имеет щипковые гусли: клавишые и столовидные. Их звучание придает оркестру колорит древних звонов.

Гусли: виды инструментов

Выделяют такие виды гуслей:

  • Звончатые . Это самые простые и древние гусли. Трапециевидный или треугольный ящик ставился при игре на колени. Количество струн варьировалось в количестве от 7 до 13. Когда звончатые гусли вошли в состав симфонического оркестра, то сразу стаи видны их недостатки: малый диапазон. Тогда было решено строить гусли разных размеров.
  • Щипковые . Оснащены 60 струнами, которые охватывают 5 полных октав. Музыкант играет на гуслях двумя руками, одновременно ведя мелодию на тонких и басовых струнах. Они могут воспроизводить многоголосные сложные произведения.
  • Клавишные . Это самый молодой вид гуслей, который появился в ХХ веке. Они создаются в 4-ех размерах: пикколо, прима, альт, бас. Издают полный, насыщенный, приятный звук.

Как звучат гусли?

Данный самобытный инструмент может издавать мелодичный и нежный голос, может передать журчание ручья и птичье пение, изобразить колокольный перезвон. Источником звука являются гибкие натянутые струны. Каждая из них настроена на нужную звуковую высоту. Она извлекается медиатором или подушечками пальцев. На разных гуслях используются свои приемы звукоизвлечения: арпеджио, бряцание, пиццикато, глиссандо, тремоло.

Гусли интересные факты

  • Исполнитель на гуслях называется гуслист.
  • У царя Ивана Грозного при дворе был ансамбль гуслистов, который его веселил.
  • Патриарх всея Руси Никон приказал в 1654 году сжечь все имеющие в государстве гусли.
  • Первой песней, которая была записана нотами для гуслей, была украинская народная песня «Ой пiд вишнею». Ее записал в Санкт-Петербурге французский композитор Ф. Буальде в 1803 году.
  • Ансамбль гуслистов в мае 1945 года выступил на ступенях поверженного рейхстага в Берлине с концертом в честь победы.

Музыкальный инструмент гусли - что такое? Он относится к струнным щипковым видам. Гусли - инструмент древний, знакомый многим по легендам. Но в современное время услышать его звуки можно в основном в оркестрах, ориентированных на воспроизведение народной славянской музыки. Хотя и до сих пор не перевелись отдельные талантливые мастера, умеющие извлекать музыку из этого древнего инструмента.

Когда были созданы гусли?

С детства все слышали про гусли. Что такое они собой представляют? Это необычный старинный музыкальный инструмент. В прежние времена звуки его часто были слышны в деревенских избах. Об этом инструменте существует много легенд и народных присказок. В первый раз гусли упоминаются в 591 году. Но более точной даты создания этого музыкального инструмента нет ни в одном источнике.

Немного истории

Гусли - что такое? Это музыкальный старинный щипковый инструмент. Но когда он появился - не известно. Есть множество версий. Одна из них - гусли образованы от старинного музыкального лука. Это был довольно примитивный и известный почти во всех странах. В подтверждение этой версии можно добавить, что струна такого музыкального лука называлась «гусла». Но, как и сказано выше, это лишь одна из множества гипотез.

В девятом веке игрой на гуслях славяне удивляли византийских царей. В то время инструмент делался из сухих досок клена или ели. Названия гуслей иногда происходили и от поделочного материала. Например, мастера отдавали предпочтение Но когда начали натягиваться струны из металла, гусли (фото их есть в данной статье) стали называться «звончатые».

Непростая и интересная судьба музыкального инструмента

Судьба и история «роста» гуслей тесно связана с эпической и народной традицией. Секрет изготовления музыкального инструмента передавался столетиями. Песни и наигрыши на гуслях любили все: как простолюдины, так и цари. Но через некоторое время гусляры (или гуслисты) начали подвергаться гонениям. И не последнюю роль сыграли нелестные песни о существовавшей тогда власти.

Со временем менялись корпус и конструкция гуслей, претерпели изменения технология обработки материала и нанесения лака. Изменилась и декоративная отделка. И в результате гусли из грубого народного инструмента превратились в настоящее произведение искусства с уникальным и богатым звучанием.

Описание гуслей

Археологи до сих пор находят старинные русские гусли, которые датируются 11-13 вв. Инструменты были найдены в Польше и России. Все гусли имеют общие детали: струны, колковый ряд, корпус, резонатор и струнодержатель. Но форма и расположение могут быть разными.

Виды гуслей

Кроме трех видов щипковых инструментов, появились современные клавишные, на которых установлена механика. При нажатии открываются струны, и можно быстро подобрать нужный аккорд. Игра на гуслях стала значительно проще. А все старинные инструменты разделены на несколько видов:


Гусли в современное время

Гусли - что такое? Это древний легендарный музыкальный инструмент. В современное время он находится почти в каждом оркестре. Голос гуслей придает общему звучанию неповторимый колорит и изюминку. Интерес к этому музыкальному инструменту в последнее время значительно возрос. Появились современные гусляры, стремящиеся возродить древние традиции и песнопения.

Как играли на гуслях?

Гусли звучали громко, но очень мягко. Это обеспечивали жильные струны. На гуслях музыканты играли, сидя на чем-нибудь твердом. Инструмент укладывался на колени под небольшим наклоном. Вершина опиралась на грудь музыканта. Часто гусляры играли стоя. Некоторые мастера умудрялись даже приплясывать во время извлечения звуков из инструмента.

Игра на гуслях - настоящее мастерство. У современных гуслей, имитирующих старинные, от пяти до девяти по количеству. Расположены последние раздельно. Музыканты играют сидя, прижимая гусли к животу. Вправо обращена узкая сторона инструмента, а влево - широкая. В пальцах правой руки находятся щепка, медиатор, перо или косточка. Ими и извлекают звук из струн. Причем затрагиваются все одновременно. А пальцы на левой руке приглушают слишком громкое звучание.

Мастерские и фабрики

Гусли - музыкальный инструмент, для изготовления которого больших фабрик практически нет. Существуют только маленькие мастерские, которые создаются в деревнях истинными любителями старины. Поэтому каждый экземпляр гуслей по старинному типу становится практически уникальным и неповторимым творческим образцом.

Музыкальный инструмент: Гусли

«В некотором царстве, в некотором государстве….». Так начинаются многие русские народные сказки, которые мы с большим удовольствием любили слушать в детстве. Здесь мы встречали добрых и злых героев, а также очень много разных чудесных волшебных вещей, таких как скатерть–самобранка, шапка – невидимка и гусли–самогуды, заставляющие плясать без устали. Гусли – это традиционный русский народный музыкальный инструмент, звучавший на Руси с незапамятных времен и который упоминался не только в сказках и былинных эпосах, но и в других видах народного творчества, таких как песни и поговорки.

Шутливая народная поговорк: «И в пир, и в мир, и в добрые люди» - подходит к этому славному инструменту как нельзя лучше. Княжеские и боярские застолья, сельские и городские братчины, свадьбы и поминки, языческие игрища и скоморошьи представления – в давние времена все сопровождалось звуком гуслей, которые теперь по праву считаются символом нашей великой страны и выразителем национального характера русского человека. Поэты воспевают их в своих стихах, а художники отображают в своих картинах. В кинематографе звучание гуслей очень часто используется для музыкального оформления чарующей красоты русской природы.

Звук

Звучание гуслей - этого самобытного инструмента завораживает слушателей с первых нот. Его звонкий, но в то же время нежный и мелодичный голос в искусных руках исполнителя может изобразить и колокольный перезвон, и журчание ручья, и птичье пение. Мягкий, насыщенный и переливчатый тембр инструмента создает ощущение мира и покоя.

Источник звука на гуслях - натянутые гибкие струны, каждая из которых настроена на нужную высоту звука. Звук извлекается подушечками пальцев или медиатором.

Гусли, имеющие большое разнообразие видов, отличаются по форме, количеству струн, размеру и настройке. Одни инструменты настраиваются по хроматизму, другие имеют диатонический строй, который может быть изменен по желанию исполнителя. Чем сильнее натянута струна, тем выше издаваемый звук.

На разных видах гуслях используются различные приемы звукоизвлечения, такие, как щипок (пиццикато), арпеджио, бряцание, глиссандо, тремоло и другие.

Фото :

Интересные факты

  • У разных народов есть инструменты очень похожие по конструкции на гусли, но имеющие разные названия. В Литве - канклес, в Латвии – кокле, в Финляндии – кантеле. В Иране – сантур, в Армении – канон, в Китае – гуцинь.
  • Исполнителя на гуслях правильно называть гуслист, а не гусляр, как думают многие.
  • У русского царя Ивана Грозного для его персонального увеселения при дворе существовал ансамбль гуслистов.
  • В 1654 году по особому распоряжению патриарха всея Руси Никона пять больших нагруженных телег со скоморошьими инструментами, в том числе и гуслями, были привезены на берег Москвы - реки и там сожжены при всем народе. Огромный костер полыхал несколько суток.
  • При дворе императрицы Екатерины II камер–гуслистом служил виртуоз–исполнитель, композитор и собиратель народных песен В. Трутовский.
  • В мае 1945 года ансамбль гуслистов выступил в Берлине на ступенях поверженного рейхстага. А также на концерте в Москве, посвященном Параду Победы.
  • Первой песней, записанной нотами для исполнения на гуслях, была украинская народная песня «Ой пiд вишнею». Её записал французский композитор Ф. Буальде в Санкт-Петербурге в 1803 году.
  • В 2006 году в городе Санкт-Петербург, который считается мировой столицей гусельной культуры, был образован «Петербургский клуб гусляров». Основной целью этой организации является активная пропаганда инструмента, изучение, сохранение и развитие исполнительского мастерства на гуслях.

Конструкция

Гусли в настоящее время имеют несколько разновидностей, отличающихся по форме, настройке и количеству струн, но все они имеют характерные конструктивные особенности, включающие в себя три основные части: корпус, струнодержатель и колки.

Корпус крыловидных гуслей включает верхнюю и нижнюю деки, которые соединены между собой обечайкой (рамой).

На верхней деке, при изготовлении которой обычно используется резонансная ель, располагаются резонаторное отверстие, металлическая пластина со штифтами, подставка и порожек.

Резонаторное отверстие или розетка увеличивает длительность и силу звука.

На штифтах, которые располагаются на металлической пластине, закрепляются струны.

Колки, служащие для натяжения струн, изготавливаются из металла и имеют форму цилиндра диаметром 0.7 см и длиной 5 или 6 см.

Подставка и порожек, от которых зависит на уровень высоты струн, изготавливаются из более твердых пород деревьев. В центр подставки и порожка вставляется латунная или медная ладовая пластина.

Нижняя дека изготавливается из клена, березы, ореха, рябины.

Внутри к верхней и нижней деке, для усиления сопротивления и равномерного распределения звуковых колебаний, приклеиваются деревянные бруски, называемые пружинами.

История

История гуслей, одного из самых древнейших инструментов, своими корнями уходит в незапамятные времена. Начало их происхождения как и всех струнных инструментов было связано с тетивой охотничьего лука, которая при сильном натяжении издавала звук приятный для человеческого уха. Затем тетиву, выполнявшую роль струны, прикрепили к корпусу, имевшему полость внутри и служившего в качестве резонатора. Тем самым был получен простейший музыкальный инструмент, который, несомненно, впоследствии эволюционировал и соответственно видоизменялся. Инструмент, подобный гуслям, встречается у многих народностей и имеет самые разные названия. Есть предположение, что у славян имя инструмента связано с той самой звучащей тетивой, которую в старину называли«гусла».

То, что гусли известны на Руси с испокон веков сомнения нет, но одним из первых, косвенных источников, которые содержат изображения инструмента, являются рукописи, относящиеся ко второму веку нашей эры, а также рисунки в древних храмах. Затем уже более достоверно о гуслях мы узнаем в письменах византийцев, датируемых концом шестого тысячелетия, в которых они высказывают свое удивление искусной игрой русичей на инструментах, похожих на кифары. И лишь с середины XX века благодаря находкам научных археологических экспедиций, проводимых в районе древнерусских городов Новгорода и Пскова, мы стали иметь представление о гуслях, на которых музицировали наши далекие предки.

Т акже с гуслями имеют сходство древнегреческая кифара, армянский канон и иранский сантур; к ним относятся: гусли чувашские, гусли марийские (черемисские), гусли клавирообразные и гусли, имеющие сходство с финским кантеле, латышским кокле и литовским канклес. На гуслях играют герои русского былинного эпоса: Садко, Добрыня Никитич, Соловей Будимирович.

Каждый, кто интересуется историей православия на Руси, сталкивается с феноменом крайне негативного отношения церковников к такому, казалось бы, безобидному инструменту, как гусли. Так, ещё проповедник ХII века Кирилл Туровский грозил посмертными муками тем, кто «ворожит, гудит в гусли, сказывает сказки». В требнике XVI века среди вопросов на исповеди есть такие «… не пел ли еси песен бесовских, не играл ли еси в гусли». А игумен Панфил ругал псковичей за то, что во время купальской ночи они «играли в бубны, в сопели и гудением струнным». Исторические документы свидетельствуют, что во времена Алексея Михайловича Романова гусли изымались у населения и сжигались возами. Почему? Сегодня, судя по всему, мы можем ответить на этот вопрос.

Начнем с того, что еще в 1903 году в индийском городе Бомбей вышла в свет книга выдающегося индийского учёного и общественного деятеля Балла Гангадхара Тилака «Арктическая родина в Ведах». Посвятив всю свою жизнь изучению культуры родного народа, он долго и тщательно анализировал древние предания, легенды и священные гимны, рождённые в глубинах тысячелетий далекими предками древних индийцев и иранцев. Суммировав те странные явления, которые были описаны в священных книгах индийцев «Ригведе», «Махабхарате», «Упанишадах» и в иранской «Авесте» Тилак пришёл к выводу, что эти тексты создавались на севере Европы, где-то около Полярного круга. Именно здесь находилась прародина индо-иранцев или, как они себя называли, ариев, часть которых 4-5 тысяч лет назад ушла на территорию Индии и Ирана. Книга Тилака, переведённая на все европейские языки, была впервые переведена на русский язык только в 2000 году. В середине 50-х годов ХХ века выдающийся санскритолог Рахула Санкритьяно описал эти передвижения в своей книге «От Волги до Ганга» и ввёл в научный оборот новый термин «индославы». Заметим, что еще в 1964 году один из крупнейших санскритологов Индии профессор Дурга Прасад Шастри писал: «Если бы меня спросили, какие два языка мира более всего похожи друг на друга, я ответил бы без всяких колебаний – русский и санскрит» .

На санскрите и в русских диалектах «гу» значит «звучать». Не гукнуть – значит, не прозвучать, не издать ни единого звука. Ни гука – ни звука. Но кроме этого в санскрите «гу» имеет еще значение «идти, двигаться». Вспомним, что гусляры зачастую исполняли свои песни не только в положении сидя, но и передвигаясь, для чего подвешивали гусли на тонкие ремешки. Отсюда и русское слово «гулять», а также значение сочетаний «отгулять свадьбу» или «отгулять праздник». В это время мы с вами и двигаемся, и «звучим».

Если глубже разбираться в теме мы увидим, что древние ведические обряды, ритуалы, священные тексты имеют непосредственное отношение к северорусской народной традиции. Общеизвестно огромное значение, которое придавалось в ведической мифологии водоплавающим птицам – гусю, лебедю, утке. Они символизировали небо, свет, огонь, солнце, а также являлись воплощением творца и Вселенной. Так, в санскрите «хамса» - гусь, лебедь, душа, познавшая высшую истину, высший дух, свет, огонь, сакральный музыкальный ритм, музыку Вселенной. В русской народной традиции образы водоплавающих птиц играют исключительную роль. Зачастую именно гусь, лебедь и утка маркируют собой сферу сакрального в обрядовых песнях календарного цикла и в этих же песнях именно гусли являются обязательным компонентом озвучивания сакрального текста.

Тут мы подходим, пожалуй, к самому главному. В древних ведических текстах, в таких эпосах, как «Махабхарата», «Адипарва» и «Ашвамедхикапарва» говорится, что сотворение Вселенной происходило следующим образом: по замыслу и слову, которое является озвученной идеей Творца, появилось огромное яйцо, вечное как семя всех существ. В нём подлинным светом был вечный Брахмо – чудесный, непредставимый, вездесущий, тот, кто есть скрытая и неуловимая причина реального и нереального. Именно БрахмО - как соединение мужского и женского начала. У него было только одно свойство - звук. В «Ашамедхикапарве» Брахмо называют сверхсветлым светом, эфиром. Именно этот сверхсветлый свет создал пространство и породил основу личности, которая по своей сути небесна. Брахмо - это сверхсветлый свет, который изображался на наших русских иконах как светлый золотой фон. Золотой фон - так и называется сверхсветлый свет. В древнеарийских текстах Брахмо, называется эфиром. Эфир - высший из элементов, у него есть только одно свойство - звук.

Эфир порождает семь звуков и аккорд. Затем звуки эфира порождают движение или ветер, и у него уже два свойства - звук и касание, т.е. инерция. Причём, инерция является собственным свойством ветра или движения. В результате сокращения скорости сверх света или эфира, вследствие касания, инерции, появляется видимый свет, состоящий из семи цветов спектра, который ассоциируется с семью первозвуками. Собственными свойствами света являются звучание, касание и образ. Причём, свойством видимого света является именно образ, т.е. всё, что мы видим в проявленном мире, не что иное, как образ.

Итак, рожденный из звука и движения, именно видимый свет находится на пограничье, относясь как свет к миру божественному (Прави), и как образ к миру проявленному (Яви). Исполняя священный гимн, гусляр соединял в одно целое все три мира. Таким образом, ткань вселенной ткётся из нитей - слов, создаваемых ритуальным пением на нитях основы – струнах. В этой структуре музыкальный инструмент фактически идентичен ткацкому станку.

Древние трёхструнные крыловидные русские гусли, а именно такими они и были, это предельно приближенный к идеальному музыкальный инструмент - божественный инструмент .

Вдумайтесь в слова гимнов древней Адхарва Веды, повествующие о сохранении гармонии Вселенной: «Две юницы снуют основу, на шесть колышков две снующих, одна другой протягивает пряжу, и не рвут её, не прерывают. Вот колышки - они основа небу, стали гласы для тканья челноками». Упомянутые в гимне 6 колышков, по три с каждой стороны - это священные столбы, на них натянуты три струны - нити основы (гуны).

Гусляры из года в год, из века в век, из тысячелетия в тысячелетие, постоянно в процессе творческого озарения повторяли акт творения Вселенной. Они гудят, а значит из звука «гу» и движения «гу», созидают третий компонент - видимый свет, творящий все проявленное во Вселенной, весь материальный, иллюзорный, видимый нами мир. Они подпитывают светом космос, не давая хаосу разрушить его, сохраняя наш мир и высший закон бытия. И не случайно о них, которых ещё называли скоморохами, а «скомрат» на санскрите значит «вестник», «посланец», говорили «идущие по свету со светом».

В той борьбе за духовную власть, что шла на Руси в течение тысячелетия, судя по всему, они остались непобежденными, коль скоро, даже в конце XX века сохранилась в России архаическая форма живой гусельной традиции, которая была найдена во время Санкт-Петербургской экспедиции Ленинградской консерваторией в Псковской, Новгородской и Кировской областях.

Несколько интересных фактов о гуслях:

Гусли, пожалуй, один из самых интересных русских народных инструментов. И если вы думаете, что их жизнь ушла в прошлое вместе с Новгородским княжеством, то очень сильно заблуждаетесь.

1. Погудим?

Вообще «гудебными сосудами» на Руси называли почти все струнные инструменты, в том числе и гусли-погуды. Историки доказывают, что «гусли» – исконно русское слово. Глаголом «гудеть» обозначали те звуки, которые извлекаются при соприкосновении со струнами. «Гусль» – это одна струна, а «гусли» – их совокупность. Гусли звучали и в повседневной жизни обычных людей, и на княжеских пирах, гусляры провожали воинов на поле брани, участвовали в обрядах. Под гусли исполняли в основном былины, а также народные песни. Играли на гуслях преимущественно при помощи обеих рук, ставя инструмент вертикально на колени или размещая горизонтально.

2. Широкий модельный ряд

В старину корпус гуслей делали из дробленой сухой еловой или кленовой доски. Особенно мастерами был любим клен явор, отсюда и название гуслей – «яровчатые». Как только струны из жил были заменены на металлические и инструмент «зазвенел», гусли стали называть «звончатыми». Самое малое количество струн, зафиксированное на гуслях, – пять. Это число может доходить до 66. Однако пятиструнность гуслей, по мнению ученых, наилучшим образом соответствует пятитоновому ладу русской песни. По форме выделяли шлемовидные (или псалтырь), крыловидные (звончатые) и трапециевидные гусли.

3. Новгородские раскопки

Особенную ценность археологических раскопок, которые проводились в Новгороде, составляют подлинные гусли I половины XII века. Их изящный корпус выполнен из деревянного бруска. На левой стороне расположена скульптура в виде головы и части туловища дракона, а на тыльной – рисунки птиц и льва. Подобные орнаменты сообщают нам о языческих культах древнего Новгорода. В Новгороде также были найдены маленькие гусельки (предположительно длиной до 37 см), украшенные резьбой и свастикой, иллюстрирующей образ священной лозы.

4. Словиша

На найденных в Новгороде гуслях отчетливо просматривается надпись «Словиша» – имя, происходящее от «славии» и означающее «соловей». По всей видимости, оно принадлежит гусляру, который одновременно является и мастером, изготовившим новгородские гусли. Хотя есть и другая версия, по которой «Словиша» – это личное имя инструмента, а не его владельца. Но в любом случае надпись свидетельствует о том, что гусли принадлежали славянину. Сегодня этим именем нарекают многочисленные коллективы, клубы, школы, где обучают игре на гуслях.

5. А что потомки?

Сегодня в каждом уважающем себя оркестре народных инструментов есть щипковые гусли – столовидные или более поздней, усовершенствованной модели – гусли клавишные. Этот инструмент способен наполнить любую мелодию неповторимым колоритом древних гусельных звонов. Воссозданием древней традиции игры на гуслях занимаются современные гусляры-сказители.

Материал составлен на основе лекций Жарниковой С.В.

Каннель Кюсле Крезь

Гусли - струнный музыкальный инструмент , распространён в России . Является наиболее древним русским струнным щипковым музыкальным инструментом .

Виды гуслей

Крыловидные гусли имеют разнообразную форму, струны натянуты веерообразно, сужаясь к "пятке" (место, где находится струнодержатель). В основном можно выделить инструменты со скошенным корпусом, который сужается по мере приближения к струнодержателю. Толщина инструмента обычно бывает 4-5 см, а длина - не более 800 мм. Особенной чертой, которая и дала название этого вида инструменту, является тонкий, около 6-11 мм, открылок. Он используется для поддержки левой руки, которая от неподвижного нависания над струнами быстро устаёт. Этот вид гуслей от 5 до 17 струн, настроенных по ступеням диатонической гаммы в миксолидийском ладу (пониженная 7-я ступень). Так же нижние или верхние крайние струны могут настраиваться как бурдонные, то есть постоянно звучащие при игре. Существует около 12 различных способов настройки гуслей. На крыловидных гуслях играют, как правило, разом затрагивая все струны ("бряцание") и глуша ненужные струны пальцами левой руки. Это достигается постановкой трёх (иногда четырёх) пальцев между струн, что позволяет быстро менять аккорды. Обычно удар идёт сверху вниз, но для большей плавности звука часто добавляются равные им по силе удары снизу вверх. Играют так же и мелодии (техника "набивания", "выборная", "подщипывания"). Иногда гусляры используют приёмы выщипывания звуков и пальцами левой руки, это обычно безымянный и большой пальцы.

Лировидные гусли

Так же их называют гусли с игровым окном. Имели распространение на территории России в Новгороде. Наиболее древний вид инструмента (находят экземпляры и 7-8 вв.). Гусли с игровым окном (новгородские) с тыльной стороны имеют проём, как у скандинавских лир, в который помещается рука музыканта. Струны приглушаются пальцами левой руки, так же, как и у крыловидных. Инструмент при игре держат вертикально, нижним концом упирая в колено или в пояс. При игре на ходу или стоя может упираться в бедро.

Шлемовидные гусли

Так же гусли-псалтирь. Шлемовидные гусли имеют форму шлема или холма и от 10 до 26 струн такой же настройки, что и у крыловидных (пониженная седьмая ступень). Гусли ставятся так же, как и крыловидные, вертикально на колени музыканта. Правая рука выщипывает мелодию на верхних струнах, задействуя все пальцы, а правая - аккорды, обычно в квинту или кварту на нижних. Можно встретить также и технику игры обеими руками в октаву у черемисов.

Гусли звончатые

Так же их никогда называют академическими, концертными гуслями. Являются сильно изменёнными крыловидными. Убрано крыло и увеличено количество струн, так же есть подставка около колочного ряда, имеются и другие отличия. Являются детищем В.В. Андреева , известного так же усовершенствованием балалайки, домры. Техника игры сильно отличается от игры на крыловидных. Реже используется бряцание, зато часто выщипываются струны левой рукой, создавая фон для правой, которая ведёт мелодию.

Столовидные гусли

Инструмент, возникнувший на рубеже 17-18 вв.. Бытовал и как переносной инструмент, который возлагался горизонтально на колени гусляра. В основном же был распространён как неподвижный инструмент с большим количеством струн (до четырёх октав). Иногда такие гусли попадались в домах зажиточных горожан, где сопровождали застолья. В настоящее время используются и в академической среде, где так же развился в клавишные гусли (которые открывали, по нажатию клавиши соответствующие ей струны, как на крыловидных). Обычно играли на них, как на шлемовидных, но часто попадалось и глиссандо, при глушении струн для образования аккорда.

Особенности игры

На гуслях играют сидя или стоя. При игре сидя гусли ставят на колени ребром, слегка наклонив к корпусу. При игре стоя или во время шествия гусли вешают на верёвочку или ремешок. Гусли кладут на колени или на стол.

Музыкальный репертуар для гуслей разнообразен. Для крыловидных гуслей характерна традиционная игра "под песни " и "под пляску ", "под драку ". Игра под песни отличается плавностью ударов и одинаковым ритмом, а все ритмические рисунки выполняются голосом. Игра под пляску, наоборот, отличается резким и ярко выраженным "маршевым" ритмом. Репертуар для шлемовидных гуслей включал в себя прежде всего игру песенных мелодий, но не исключал игру под пляску и танцы.

Гусли настраиваются диатонически с понижением 7-ой ступени: До-ре-ми-фа-соль-ля-си бемоль-до. В этнографических образцах известно несколько способов настройки включающих в себя бурдон - постоянно звучащие струны во время игры (как у волынки дополнительные дудки или как у колёсной лиры и у гудка). При определённых наигрышах брудоны могут глушиться.

Настройка бурдонов:

  1. для 9-ти струнных гуслей (Псковская область) Соль-до-ре-ми-фа-соль-ля-си бемоль-до;
  2. для 9-ти струнных гуслей (Новгородская, Псковская области) Си бемоль-до ре-ми-фа-соль-ля-си бемоль-до;
  3. для 12-ти струнных гуслей (Новосибирская область) До-до-соль-до-ре-ми-фа-соль-ля-си бемоль-до-до;
  4. для 5-ти струнных гуслей (бельгийский музыковед д-р Гютри, 17 в.) (Ленинградская область) До-фа-соль-си бемоль-до;
  5. строй южнорусский (Воронежская, Курская, Орловская губернии) Соль-си бемоль-до-ре-ми.

Настройка гуслей академической школы (оркестры народных инструментов) такая же как и у прибалтийских (кокле, канклес) и финно-угорских инструментов (кантеле, каннель,санквылтап , нарс-юх), без понижения седьмой ступени: До-ре-ми-фа-соль-ля-си-до.

История

Гусли - музыкальный инструмент, разновидностью которого является арфа , кифара , лира , псалтерий . Также с гуслями имеют сходство древнегреческая кифара (есть гипотеза, что именно она является предком гуслей), армянский канон и иранский сантур ; к ним относятся: гусли чувашские , гусли черемисские , гусли клавирообразные и гусли, имеющие сходство с финским кантеле , латышским кокле и литовским канклес .

На гуслях играют герои русского былинного эпоса : Садко , Добрыня Никитич , Соловей Будимирович . В Слове о полку Игореве упоминается гусляр-сказитель XI века Боян :

Боян же, братие, не 10 соколов
на стадо лебедей пущаше,
но своя вещиа персты
на живая струны вскладаше;
они же сами князем славу рокотаху.

Исследователи начала XX века отмечали поразительное сходство современных им чувашских и черемисских гуслей с изображениями этого инструмента в средневековых русских рукописях (например, в Служебнике XIV века , где в заглавной букве Д представлен человек, играющий на гуслях, и в Макарьевской Четье-Минее года). На этих изображениях исполнители держат гусли на коленях и зацепляют струны пальцами. Совершенно таким же образом в начале XX века играли на гуслях чуваши и черемисы. Струны их гуслей были кишечные; число их не всегда было одинаково. Псалтиревидные гусли, как полагают, занесены были в Россию греками, а чуваши и черемисы заимствовали этот инструмент от русских .

Клавирообразные гусли, встречавшиеся ещё и в начале XX века преимущественно среди русского духовенства , представляли собой усовершенствованный вид псалтиревидных гуслей. Этот инструмент состоял из прямоугольного резонансового ящика с крышкой, который покоился на столике. На резонансовой доске делалось несколько круглых вырезов (голосников), и к ней прикреплялись два вогнутых деревянных бруска. В один из них ввинчивались железные колки, на которые наматывались металлические струны; другой же брус играл роль приструнника, то есть служил для прикрепления струн. Клавирообразные гусли имели фортепианный строй, причём струны, соответствующие чёрным клавишам, помещались ниже соответствующих белым клавишам.

Для клавирообразных гуслей существовали ноты и школа, составленная в начале XIX века Фёдором Кушеновым-Дмитревским .

Кроме псалтиревидных гуслей существовали похожие на финский инструмент кантеле . Вероятно, этот вид гуслей был заимствован русскими у финнов. Уже к началу XX века он почти совершенно исчез.

Изготовление

Обычно делается из уже обработанной доски, иногда - из деревянной колоды, которую расщепляют под нужные размеры. Технология изготовления достаточно проста. Сначала мастер подбирает древесину. Это может быть и сосна, и ель, иногда (в Сибири) - кедр. Раньше так же использовали, а иногда и сейчас, яблоню и клён явор. Затем у расщеплёной и высушенной должным образом доски обозначают форму, вырубают открылок и порожек для колков, если они деревянные. После мастер, обычно вручную, выбирает сзади, спереди или с торца (редкий способ) древесину, создавая резонирующую пустоту. Затем мастер прорубает голосник (резонаторное отверстие), или выжигает несколько маленьких отверстий. На место, с которого мастер начал выбирать инструмент, устанавливают голосную доску (деку). Иногда её втапливают в корпус, а иногда накладывают сверху. Крепить её могут как гвоздями, так и клеем. Здесь же мастер, если нужно, покрывает инструмент морилкой или лаком. К пятке мастер прилаживает струнодержатель. Это могут быть и утицы, держащие стержень со струнами, бывает и металлическая скоба, вбитая в корпус. Реже можно встретить гвоздики, вбитые с торца. В таком случае струны пропускают через порожек. После мастер ставит колки и натягивает струны (обычно их длины высчитываются заранее). Можно встретить и более поздний способ сборки инструмента на раме. Иногда встречаются и двухкамерные гусли, где открылок является продолжением корпуса, разделённого вирбельбанком.