Интернет

Характер марии мироновой. Образ Маши Мироновой в повести Пушкина «Капитанская дочка

Образ Маши (роман А.С.Пушкина «Капитанская дочка».)

Маша Миронова - дочь коменданта Белогорской крепости. Она — обыкновенная русская девушка: «круглолицая, румяная, со светло-русыми волосами, гладко зачесанными за уши». Робкая и чувствительная, она боялась даже ружейного выстрела. Во многом ее робость и стеснение вызваны тем, что она живет довольно замкнуто. Из слов Василисы Егоровны мы узнаем о незавидной судьбе девушки: «Девка на выданье, а какое у ней приданое?» К ней сватается Швабрин. Но Маша отвечает отказом на предложение Швабрина стать его женой. Она не может принять замужества с нелюбимым человеком. Брак по расчету для нее немыслим, окажись она хоть в самом тяжком положении.
Маша искренне полюбила Петра Гринева, однако она ни за что не соглашается выходить замуж без благословения родителей жениха.
Горькая участь ждет девушку впереди: родители ее были казнены, а ее спрятала в своем доме попадья. Но Швабрин силой забрал Машу и посадил под замок, заставляя выйти за него замуж. Когда же наконец приходит долгожданное спасение в лице Пугачева, девушку охватывают противоречивые чувства: она видит перед собой убийцу своих родителей и в то же время своего избавителя. Вместо слов благодарности она закрыла лицо обеими руками и упала без чувств.
Пугачев отпустил Петра с Машей, и Гринев отправил ее к родителям, которые хорошо приняли девушку.
Ярко раскрывается характер Маши Мироновой после ареста Гринева. Она сильно переживала, так как знала настоящую причину ареста и считала себя виновной в несчастьях Гринева. Маша отправляется в Петербург. Она решительно настроена добиться освобождения любимого, чего бы ей это ни стоило.
Встретившись случайно с императрицей, но не зная еще, кто эта женщина, Маша открыто рассказывает ей свою историю. Именно в этой встрече по-настоящему раскрывается характер скромной и робкой русской девушки безо всякого образования, нашедшей, однако, в себе достаточно силы, твердости духа и непреклонной решительности, чтобы отстоять правду и добиться оправдания своего ни в чем не виновного жениха.
Вскоре ее вызвали ко двору, где и объявили об освобождении Петра Андреевича.

Образ Маши Мироновой был дорог и близок автору. Она олицетворяет собой идеал женщины - с чистой, хоть и немного наивной душой, добрым, отзывчивым сердцем, верной и способной к искренней любви, ради которой она готова идти на любые жертвы, совершать самые смелые поступки.

Образ Катерины (пьеса А. Н. Островского «Гроза»)
Для главной героини пьесы островского «Гроза» Катерины в жизни превыше всего правда и глубокое чувство долга.
В детстве Катерину окружала красота и гармония, она жила среди материнской любви и благоухающей природы. Она жила с матерью в деревне, ходила умываться на ключ, слушала рассказы странниц, потом садилась за какую-нибудь работу, и так проходил весь день. Девочка не получила хорошего образования.. Катерине снились волшебные сны, в которых она летала под облаками. Сильно контрастирует с такой тихой, счастливой жизнью поступок шестилетней девочки, когда Катя, обидевшись на что-то, убежала вечером из дома на Волгу, села в лодку и оттолкнулась от берега!…
Мы видим, что Катерина росла счастливой, романтичной, но ограниченной девушкой. Она была очень набожной и страстно любящей. Она любила все и всех вокруг себя: природу, солнце,церковь, свой дом со странницами, нищих, которым она помогала. Но самое главное в Кате то, что она жила в своих мечтах, обособленно от остального мира. Из всего существующего она выбирала только то, что не противоречило ее натуре, остальное она не хотела замечать и не замечала. Поэтому и видела девочка ангелов в небе, и была для нее церковь не гнетущей и давящей силой, а местом, где все светло, где можно помечтать. Можно сказать, что Катерина была наивной и доброй, воспитанной в вполне религиозном духе. Но если она встречала на своем пути то, что. противоречило ее идеалам, то превращалась в непокорную и упрямую натуру и защищала себя от того постороннего, чужого, что смело потревожить ее душу. Так было и в случае с лодкой. После замужества жизнь Кати сильно изменилась. Из свободного, радостного, возвышенного мира, в котором она чувствовала свое слияние с природой, девушка попала в жизнь, полную обмана, жестокости и опущенности.
Катерина вышла замуж за Тихона не по своей воле: она вообще никого не любила и ей было все равно за кого выходить. Дело в том, что у девушки отняли ее прежнюю жизнь, которую она создала для себя. Катерина уже не чувствует такого восторга от посещения церкви, она не может заниматься привычными ей делами. Грустные,тревожные мысли не дают ей спокойно любоваться природой. Кате остается терпеть, пока терпится, и мечтать, но она уже не может жить своими мыслями, потому что жестокая действительность возвращает ее на землю, туда, где унижение и страдание. Катерина пытается найти свое счастье в любви к Тихону, но искренние проявления этой любви пресекаются Кабанихой: «Что на шею-то виснешь, бесстыдница? Не с любовником прощаешься». В Катерине сильно чувство внешней покорности и долга, поэтому она и заставляет себя любить нелюбимого мужа. Тихон и сам из-за самодурства своей матери не может любить свою жену по-настоящему, хотя, наверное, и хочет. И когда он, уезжая на время, покидает Катю, чтобы нагуляться вволю, девушка становится совсем одинокой.
Почему Катерина полюбила Бориса? Наверное, причина в том, что ей недоставало чего-то чистого в душной атмосфере дома Кабанихи. И любовь к Борису была этим чистым, не давала Катерине окончательно зачахнуть, как-то поддерживала ее.
Она пошла на свидание с Борисом потому, что почувствовала себя человеком, имеющим гордость, элементарные права. Это был бунт против покорности судьбе, против бесправия. Катерина знала, что совершает грех, но знала она и то, что дальше жить по-прежнему нельзя. Она принесла чистоту своей совести в жертву свободе и Борису.
И на этот шаг, Катя уже чувствовала приближающийся конец и хотела насытиться любовью, зная, что другого случая не будет. На первом же свидании Катерина сказала Борису: «Ты меня загубил». Грех висит на ее сердце тяжким камнем. Катерина ужасно боится надвигающейся грозы, считая ее наказанием за совершенное. Катерина боялась грозы с тех пор, как стала думать о Борисе. Для ее чистой души даже мысль о любви к постороннему человеку — грех. Катя не может жить дальше со своим грехом, и единственным способом хоть частично от него избавиться она считает покаяния Она признается во всем мужу и Кабанихе. Катя боится бога, а ее бог живет в ней, бог — ее совесть. Девушку мучают два вопроса: как она вернется домой и будет смотреть в глаза мужу, которому изменила, и как она будет жить с пятном на своей совести. Единственным выходом из этой ситуации Катерина видит смерть.
Преследуемая своим грехом, Катерина уходит из жизни, чтобы спасти свою душу.
Бедная, невинная «птичка, заточенная в клетку», не смогла выдержать неволи – Катерина покончила жизнь самоубийством. Девушке все-таки удалось, «взлететь», она шагнула с высокого берега в Волгу, «расправила крылья» и смело пошла ко дну.
Своим поступком Катерина оказывает сопротивление «темному царству».

И из его рассказа у молодого человека составилось не очень хорошее мнение о капитанской дочке. Он увидел ее в доме капитана. Пушкин так описывает ее портрет на страницах «Капитанской дочки»: «девушка лет осьмнадцати, круглолицая, румяная, со светло-русыми волосами, гладко зачесанными за уши, которые у ней так и горели». Горящие уши девушки выдавали зародившееся первое чувство, и в то же время смущение, которого не заметил, находясь под влиянием слов Швабрина о том, что Маша была «совершенною дурочкою». В первую встречу, она не произвела на него какого-либо впечатления.

В тот же день Гринев узнал от капитанши, что Маша – бесприданница. Капитанша не смотрела на молодого человека, как на потенциального жениха, да и молод был Петр Андреевич для сватовства. Заговорила с ним о приданом просто потому, что душа болела за дочку, а в крепости особо и поговорить было не с кем.

Мария Ивановна выросла в Белогорской крепости. Весь ее круг общения составляли родители, Палашка, попадья, да солдаты-инвалиды. В таких условиях нетрудно остаться неразвитой и ограниченной. Но узнав Машу поближе, Гринев увидел в ней благоразумную и чувствительную девушку. Маша была скромна и добродетельна. Несмотря на отсутствие женихов, она не кинулась на шею первому встречному Швабрину, хотя тот был завидным женихом для бесприданницы. Каким-то внутренним чутьем она разглядела его темную душу. О том, что Швабрин сватался к ней, она рассказала Гриневу с трогательной почти детской наивностью. «Алексей Иваныч, конечно, человек умный, и хорошей фамилии, и имеет состояние; но как подумаю, что надобно будет под венцом при всех с ним поцеловаться… Ни за что! ни за какие благополучия!»

Сколько целомудрия и добродетели в одной этой фразе.

В отличие от своей энергичной и деятельной матери, Маша была пуглива, боялась громких выстрелов. Но она была трудолюбива. Всякий раз Гринев заставал ее за каким-либо домашним занятием.

Очнувшись после ранения, Гринев узнал, что Маша ухаживала за ним во все дни его беспамятства. Он был настолько тронут ее присутствием около своей постели, ее нежным, робким поцелуем, что решился сделать ей предложение. На что Маша ответила, что выйдет за него замуж только с благословения его родителей. Это говорит о ее высокой чистой натуре, о прекрасной душе.

Мы помним, что в повести комендантша охарактеризовала Машу как совершенную трусиху. Однако, оставшись одна, без родителей «во вражеском стане», она проявила настоящее мужество и стойкость. Она была готова на любые лишения, даже на смерть, лишь бы не выходить замуж за ненавистного ей Швабрина.

Когда Гринев при содействии освободил Машу и отправил ее вместе с в отцовское имение, его родители со всем провинциальным радушием приняли дочку капитана Миронова у себя. Маша понравилась им своей скромностью, добродетельностью. Матушка, без всяких сомнений оценила ее трудолюбие и хозяйственность.

Но с совершенно другой стороны открывается нам образ Маши Мироновой после получения известия о заключении Петра Андреевича, вся семья надеялась, что это недоразумение, и что оно вскорости разрешится. Не разрешилось. Из письма князя Б. Гриневы и Маша узнали, что Петр Андреевич объявлен бунтовщиком и предателем. Эта новость едва не убила отца. А Маша сообщила, что должна ехать в Петербург.

Эта хрупкая девочка, боявшаяся в крепости ружейных выстрелов, решилась ехать в сопровождении Савельича и Палашки в незнакомую далекую столицу, чтобы защитить своего любимого и восстановить справедливость.

Судьба благоприятствовала ей. Она встретилась с императрицей и рассказала о злоключениях Гринева. Скромность и мужество девушки пленили Государыню, она поверила Маше.

Ведерникова Екатерина

В ходе работы над проектом автор рассмотрела образ Марии Мироновой из повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка", проследила все изменения, произошедшие с главной героиней, объяснила их причину. Ученицей также исследованы отзывы критиков о данном литературном произведении.

Скачать:

Предварительный просмотр:

МБОУ ЦО №44 им. Г.К.Жукова.

« «Образ Маши Мироновой в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»

Выполнила учащаяся 8А класса

Ведерникова Екатерина

Учитель

Соловьева Анна Дмитриевна

Тула

2017

Цель работы : проследить все изменения, произошедшие с Машей Мироновой, объяснить их причину.
Задачи работы : 1. Образ Маши Мироновой.

2. Отзывы критиков о Марии Мироновой как литературной героини.

Введение

  1. Образ капитанской дочки
  2. Характер Маши Мироновой
  3. Эволюция образа Маши Мироновой

Заключение

Введение

Исторические произведения художественной литературы – один из способов познания той или иной эпохи. Всякое историческое произведение познавательно. Главным назначением исторического произведения является попытка связать прошлое и настоящее, заглянуть в будущее.

Наша работа является актуальной, потому что интерес к творчеству Пушкина не ослабевает вот уже более двухсот лет, и каждый раз исследователи находят новые истоки для создания того или иного литературного образа. Писатели разных эпох по разным причинам обращались к прошлому, в прошлом пытались найти ответы на вопросы современности. Этот способ поиска истины остаётся актуальным и до сих пор. Современного человека по-прежнему волнуют проблемы философского характера: что есть добро и зло? как прошлое влияет на будущее? в чём смысл человеческой жизни?. Поэтому обращение современного читателя к исторической прозе закономерно.

175 лет назад в журнале «Современник» впервые была опубликована повесть А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Произведение актуально и по сегодняшний день. Его называют « самым христианским произведением русской литературы».

Мысль исторической повести из пугачевского восстания возникла у Пушкина под влиянием общественной ситуации начала 1830-х годов. В основе повести лежат исторические факты - восстание Емельяна Пугачева. При создании «Капитанской дочки» Пушкин использовал огромное количество источников. На основе секретных материалов составил биографию пугачевского атамана Ильи Аристова.

«В «Капитанской дочке» история Пугачевского бунта или подробности о нем как-то живее, нежели в самой истории. В этой повести коротко знакомишься с положением России в эту странную и страшную годину. » П. А.Вяземский

Повесть Пушкина посвящена крупному историческому событию, а заглавие вроде бы не связано с этим событием. Почему заглавной героиней становится Маша Миронова? Выбор названия позволяет предположить, что образ Маши очень важен, автор хотел показать, как складывалась судьба героев в круговороте исторических событий. Поэтому автор выбирает ее и Петрушу, и показывает их характеры в развитии, в процессе становления личности. Женские образы у А. С. Пушкина – это почти идеал, чистый, невинный, высокий, одухотворенный. Автор с большой теплотой относится к этой героине. Маша – традиционное русское имя, оно подчеркивает простоту, естественность героини. В этой девушке нет каких-то оригинальных, выдающихся черт, к ней как нельзя лучше подходит определение «милая девушка». И в то же время этот образ поэтичен, возвышен и привлекателен. Маша Миронова - воплощение гармонической ясности. Она существует для того, чтобы вносить во все свет, любовь. Это простая русская девушка с самой обыкновенной внешностью, но за этой простотой таится настоящее нравственное богатство. В «Капитанской дочке» тесно переплетаются история любви и сказка, интересы государства, сословия и отдельной личности. На запрос цензора Корсакова П.А.: «Существовала ли девица Миронова и действительно ли была у покойной императрицы?» Пушкин дал письменный ответ 25 октября 1836 года: « Имя девицы Мироновой – вымышлено. Роман мой основан на придании, некогда слышанном мною, будто бы один из офицеров, изменивших своему долгу и перешедших в шайки пугачевские, был помилован императрицей по просьбе престарелого отца, кинувшегося ей в ноги. Роман, как изволите видеть, ушел далеко от истины».

1. Образ капитанской дочки

Пушкин лаконичен при изображении главной героини. «Тут вошла девушка лет осьмнадцати, круглолицая, румяная, с светло-русыми волосами, гладко зачесанными за уши, которые у ней так и горели», - так описывает Пушкин дочь капитана Миронова. Она не была красавицей. Можно отметить, что героиня застенчива, скромна и всегда молчалива. Маша вначале не производит никакого впечатления на Гринева. Но вскоре у Гринева меняется мнение о Марии. «Марья Ивановна скоро перестала со мною дичиться. Мы познакомились. Я в ней нашел благоразумную и чувствительную девушку». Что значат эти слова в словаре Ожегова: «Благоразумие – рассудительность, обдуманность в поступках. Чувствительный – обладающий повышенной восприимчивостью к внешним воздействиям».

Мы догадываемся, что в душе Гринева просыпается, какое-то чувство.… И в 5 главе Пушкин называет нам это чувство – любовь. Обратим внимание на заботу Маши по отношению к Гриневу во время болезни после поединка со Швабриным. Простота и естественность его проявления остаются незамеченными для большинства читателей. Во время болезни Гринев понимает, что любит Машу и делает предложение руки и сердца. Но девушка ничего ему не обещает, а дает понять, что тоже любит Петра Андреевича. Родители Гринева не дают согласия на женитьбу сына с капитанской дочерью, и Мария отказывается выйти замуж за Гринева, жертвуя своей любовью. Исследователь А.С. Дегожская утверждает что, героиня повести была «воспитана в патриархальных условиях: в старину в брак без согласия родителей считался грехом». Дочь капитана Миронова знает, «что отец Петра Гринева – человек крутого нрава», и он не простит своему сыну женитьбы против его воли. Маша не хочет причинять боль любимому человеку, мешать его счастью и согласию с родителями. Так проявляется твердость ее характера, жертвенность. Мы видим, что Марии тяжело, но ради любимого она готова отказаться от своего счастья.

2. Характер Маши Мироновой

После военных действий и гибели родителей Маша остается одна в Белогорской крепости. Здесь открывается нам решительность и твердость ее характера. Швабрин сажает девушку в карцер, не впуская никого к пленнице, давая ей только хлеб и воду. Все эти пытки были нужны для получения согласия на замужество. В дни испытаний и перед лицом опасности Марья Ивановна сохраняет присутствие духа и непоколебимую стойкость, она не теряет силы веры. Мария - уже не застенчивая, всего боящаяся трусиха, а смелая, твердая в своих убеждениях девушка. Мы не могли подумать, что Маша, прежняя тихая девушка, произнесла такие слова: «Я никогда не буду его женой: я лучше решилась умереть и умру, если меня не избавят».

Мария Миронова – человек сильной воли. На ее долю выпадают тяжелые испытания, и она с честью их выдерживает. Когда Гринева забирают в тюрьму эта скромная, застенчивая девушка, оставшаяся без родителей, считает своим долгом спасти его. Марья Ивановна едет в Петербург. В разговоре с императрицей она признается: «Я приехала просить милости, а не правосудия». Во время встречи Маши с императрицей «по-настоящему раскрывается нам и характер капитанской дочки, простой русской девушки, в сущности, без всякого образования, нашедшей, однако, в себе в необходимую минуту достаточно «ума и сердца», твердости духа и непреклонной решительности, чтоб добиться оправдания своего ни в чем неповинного жениха» Д. Благой.

Маша Миронова, из тех героев «Капитанской дочки», в которых, по словам Гоголя, было воплощено «простое величие простых людей». Несмотря на то, что на Маше Мироновой печать другого времени, иной среды, захолустья, где она выросла и сформировалась, она стала у Пушкина носительницей тех черт характера, которые органичны для коренной натуры русской женщины. Подобные ей характеры свободны от восторженного жара, от честолюбивых порывов к самопожертвованию, но всегда служат человеку и торжеству правды и человечности. «Восторг непродолжителен, непостоянен, следственно не в силе произвесть истинное великое совершенство», – писал Пушкин.

3.Эволюция характера Маши Мироновой

С большой симпатией обрисована Пушкиным семья капитана Миронова. Пушкин показывает, что именно в такой семье, патриархальной, добросердечной, с христианским отношением к людям и миру, и могла вырасти замечательная русская девушка Маша Миронова с ее простым, чистым сердцем, высоким моральными требованиями к жизни, с ее мужеством.
В начале произведения перед нами предстает робкая, несмелая девушка, о которой мать говорит, что она «трусиха». Бесприданница, у которой только и есть, что «частый гребень, да веник, да алтын денег». Со временем нам открывается характер Марии. Она способна на глубокую и искреннюю любовь, но благородство не позволяет ей поступиться принципами. Свою героиню А. С. Пушкин подвергает испытанию любовью, и проходит она это испытание с честью. Чтобы достичь благополучия, Маше пришлось перенести немало тяжелых ударов: любимый ранен на дуэли, затем родители жениха не дают своего благословения на законный брак, погибают ее собственные родители. В размеренную жизнь Маши врывается пугачевский бунт. По иронии судьбы это событие, вместо того чтобы разлучить двух влюбленных, соединило их.

Маша Миронова обладает сильно развитым чувством долга и душевным благородством. Ее понятие долга перерастает в понятие верности. Маша Миронова осталась верна сердечной привязанности вопреки страху. Она истинная дочь своего отца. Миронов в жизни был человеком мягким и добродушным, но в экстремальной ситуации проявил решительность, достойную русского офицера. Так же и Маша: она была робкой и впечатлительной, но когда речь зашла о ее чести, она готова была, как и отец, скорее умереть, чем сделать что-либо противное ее совести. Испытания, выпавшие на долю Марьи Ивановны, и сделали ее сильнее. Ее не сломили смерть родителей, домогательства Швабрина, арест Гринева. Маша стала взрослее в этих испытаниях.
Таким образом, на протяжении романа постепенно меняется характер этой девушки.
А. С. Пушкин заставляет страдать свою героиню потому, что относится к ней трепетно и нежно. Он знает, что она вытерпит эти страдания, раскрыв в них самые прекрасные стороны своей души. Душевные качества Маши Мироновой прекрасны: нравственность, верность слову, решительность, искренность. И в награду ей достается заслуженное счастье.


Заключение
Встречаясь с Машей Мироновой на протяжении всего произведения, нельзя не восхищаться ее отзывчивостью, умением сострадать, любить и прощать, готовностью идти на любые жертвы и совершать самые смелые поступки ради любви и дружбы. Я уверена, что обаятельный образ капитанской дочки, созданный А. С. Пушкиным, - достойный пример для подражания и в наши дни.
Маша Миронова из тех героев «Капитанской дочки», в которых, по словам Гоголя, было воплощено «простое величие простых людей». Маша – человек сильной воли. Из робкой, бессловесной “трусихи” она вырастает в смелую и решительную героиню, способную отстоять свое право на счастье. Именно поэтому роман назван в честь нее “Капитанская дочка”. Она истинная героиня. Ее лучшие черты разовьются и проявятся в героинях Толстого и Тургенева, Некрасова и Островского.

«Читая Пушкина, читаем правду о русских людях, полную правду и вот-то полной правды о себе самих мы почти уже и не слышим теперь или столь редко слышим, что и Пушкину, пожалуй бы, не поверили, если б не вывел и не поставил он перед нами этих русских людей столь осязаемо и бесспорно, что усомниться в них или оспорить их совсем невозможно.»Ф.М.Достоевский

«А что за прелесть Мария! Как бы ни было она принадлежит Русской былине о Пугачеве. Она воплотилась с нею, и отсвечивается на ней отрадным и светлым оттенком. Она другая Татьяна того же поэта. П.А.Вяземский. А. С. Пушкин, создавая образ Миши Мироновой, вложил в него свою душу, свою любовь, свое желание видеть в женщине воплощение тех высоких душевных качеств, которые так ценятся во все времена. И Маша Миронова по праву украшает галерею образов русских женщин, созданных нашими классиками.

А. С. Пушкин, создавая образ Миши Мироновой, вложил в него свою душу, свою любовь, свое желание видеть в женщине воплощение тех высоких душевных качеств, которые так ценятся во все времена. И Маша Миронова по праву украшает галерею образов русских женщин, созданных нашими классиками.

Список используемой литературы:

1.Д.Д.Благой. От Кантемира до наших дней. 2 том. - М.: «Художественная литература», 1973

2.Д.Д.Благой. Роман о вожде народного восстания(«Капитанская дочка» А.С.Пушкина)//Вершины. Книга о выдающихся произведениях русской литературы. – М., 1978

3.Петрунина Н.Н. Проза Пушкина: Пути эволюции. – Л.,1987

4.Пушкин в воспоминаниях современников: В 2 томах. – М., 1985

5.Русская критика о Пушкине. – М.,1998

1 вариант сочинения:

В повести А. С. Пушкина "Капитанская дочка" изображено множество ярких и самобытных персонажей - мужественных, решительных, справедливых. Однако мое внимание больше всего привлекла Маша Миронова - главная героиня произведения, дочь капитана Миронова.

Жизнь Маши проходит в Белогорской крепости, комендантом которой является ее отец. Портрет девушки ничем не примечателен: ей около восемнадцати лет, она "круглолицая, румяная, с светло-русыми волосами, гладко зачесанными за уши". Мать считает ее "трусихой", а злобный Швабрин характеризует девушку как "совершенную дурочку".

Однако дальнейшее знакомство показывает, что Маша имеет множество достоинств: она радушная, искренняя, милая, "благоразумная и чувствительная" девушка. Ее ровный характер и приветливость не могут оставить окружающих равнодушными.

Попав в критическую ситуацию, Маша раскрывается с новой стороны. Она проявляет неслыханную стойкость и силу духа, оказавшись в руках ненавистного Швабрина. Беззащитную девушку не могут сломить ни сила, ни угрозы, она готова скорее умереть, чем согласиться выйти замуж за нелюбимого человека. Оставшись без родителей, разлученная со своим женихом, Маша решается в одиночку бороться за свое счастье.

Узнав об аресте Петра Гринева и об обвинении его в измене и предательстве, она едет в Петербург с намерением подать прошение государыне. Уверенная в невиновности любимого, она так просто и искренне рассказывает о его отношениях с предводителем бунтовщиков Пугачевым, что склоняет на свою сторону Екатерину П. "По именному приказу" Гринева освобождают из заключения, кроме того, императрица берется устроить состояние осиротевшей Маши.

Я считаю, что Маша Миронова - одна из лучших героинь в русской литературе. В ней гармонично сочетаются нежность и сила воли, женственность и решительность, чувственность и ум. Знакомство с этой девушкой вызывает искреннюю симпатию и расположение. Мне очень хочется стать похожей на Машу, потому что я считаю ее идеалом женщины.

2 вариант сочинения

В повести «Капитанская дочка» Пушкин нарисовал яркие образы. Описывая поступки героев, их отношение к окружающим, их внешность, передавая мысли и чувства, писатель создает у нас четкое представление об их характерах, то есть об их внутренних качествах.

Одним из персонажей произведения является Маша Миронова - дочь коменданта Белогорской крепости. Во время первой встречи с ней мы видим обыкновенную русскую девушку: «круглолицая, румяная, с светло-русыми волосами, гладко зачесанными за уши». Робкая и чувствительная, она боялась даже ружейного выстрела. Во многом ее робость и стеснение вызваны ее образом жизни: она жила довольно замкнуто, даже одиноко.

Из слов Василисы Егоровны мы узнаем о незавидной судьбе девушки: «Девка на выданье, а какое у ней приданое? частый гребень, да веник, да алтын денег... с чем в баню сходить. Хорошо, коли найдется добрый человек; а то сиди себе в девках вековечной невестою». Но Маша отвечает отказом на предложение Швабрина стать его женой. Чистая, открытая душа ее не может принять замужества с нелюбимым человеком: «Алексей Иваныч, конечно, человек умный, и хорошей фамилии, и имеет состояние; но как подумаю, что надобно будет под венцом при всех с ним поцеловаться... Ни за что! ни за какие благополучия!» Брак по расчету для нее немыслим, окажись она хоть в самом тяжком положении. Маша искренне полюбила Петра Гринева. И она не скрывает своих чувств, открыто дав ему ответ на его объяснение: «Она безо всякого жеманства призналась Гриневу в сердечной склонности и сказала, что ее родители будут рады ее счастью». Однако она ни за что не соглашается выходить замуж без благословения родителей жениха. Маше нелегко было отдалиться от Петра Андреевича. Чувства ее были все так же сильны, но гордость, честь и достоинство не позволяли ей поступить иначе после того, как она узнала о несогласии его родителей на этот брак.

Горькая участь ждет девушку впереди: родители ее были казнены, а ее спрятала в своем доме попадья. Но Швабрин силой забрал Машу и посадил под замок, заставляя выйти за него замуж. Когда же наконец приходит долгожданное спасение в лице Пугачева, девушку охватывают противоречивые чувства: она видит перед собой убийцу своих родителей и в то же время своего избавителя. Вместо слов благодарности «она закрыла лицо обеими руками и упала без чувств».

Пугачев отпустил Петра с Машей, и Гринев отправил ее к родителям, которые хорошо приняли девушку: «Они видели благодать божию в том, что имели случай приютить и обласкать бедную сироту. Вскоре они к ней искренно привязались, потому что нельзя было ее узнать и не полюбить».

Ярко раскрывается характер Маши Мироновой после ареста Гринева. Она сильно переживала, так как знала настоящую причину ареста и считала себя виновной в несчастьях Гринева: «Она скрывала от всех свои слезы и страдания и между тем непрестанно думала о средствах, как бы его спасти». Сказав родителям Гринева, что «вся будущая судьба ее зависит от этого путешествия, что

Она едет искать покровительства и помощи у сильных людей как дочь человека, пострадавшего за свою верность», Маша отправляется в Петербург. Она решительно настроена добиться освобождения любимого, чего бы ей это ни стоило. Встретившись случайно с императрицей, но не зная еще, кто эта женщина, Маша открыто рассказывает ей свою историю и причины поступка Гринева: «Я знаю все, я вам все расскажу. Он для меня одной подвергался всему, что постигло его». Именно в этой встрече по-настоящему раскрывается характер скромной и робкой русской девушки безо всякого образования, нашедшей, однако, в себе достаточно силы, твердости духа и непреклонной решительности, чтобы отстоять правду и добиться оправдания своего ни в чем не виновного жениха. Вскоре ее вызвали ко двору, где и объявили об освобождении Петра Андреевича.

Прочитав произведение, мы понимаем, что образ Маши Мироновой был дорог и близок автору. Она олицетворяет собой, наряду с Татьяной Лариной, пушкинский идеал женщины - с чистой, хоть и немного наивной душой, добрым, отзывчивым сердцем, верной и способной к искренней любви, ради которой она готова идти на любые жертвы, совершать самые смелые поступки.

3 вариант сочинения:

Роман «Капитанская дочка»-зрелое и одно из лучших произведений А.С. Пушкина.В романе создается понорама событий накануне и во время крестьянской войны под предводительством Пугачева. В начале произведения перед нами предстает робкая,несмелая девочка,о которой мать говорит,что она «трусиха».Со временем открывается характер М.Ивановны.Она способна на глубокую и искреннюю любовь.Она готова отказаться от личного счастья,потому что нет благословления родителей. «Нет,П.Андреич-отвечала Маша,-я не выйду за тебя без благословления твоих родителей.Без них не будет тебе счастья.Покоримся воле Божией.Из дочери капитана она становится пленницей Швабрина.Но она готова умереть,лишь бы не стать женой А.Иваныча.Гринев попадает под суд как изменник.Доказать его невиновность может только она.Марья Ивановна находит в себе силы и решимость ехать по двору императрицы.И мы видим,что в этой девушке достаточно решительности,находчивост и ума,чтобы спасти Гринева. Таким образом посепенно меняется характер этой девушки.Она вырастает в смелую и решительную героиню.Именно поэтому роман назвали в ее честь «Капитанская дочка»

Мария Миронова — главная героиня повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» и — её главная загадка. Ничем не примечательная, простая, скромная, без каких-то талантов, увы — некрасивая — деревенская девушка вдруг становится заглавной героиней последнего крупного произведения Пушкина, в котором он проявляет себя как глубокий мыслитель, философ, историк. В чём причина столь удивительной литературной роли?

В повести события, связанные с Машей, занимают немного времени: мы видим её при встрече с Гринёвым, у постели раненного Гринёва, на валу крепости, в момент, когда главный герой забирает девушку из Белогорской, на свидании с императрицей. Во всех эпизодах, кроме последнего, её роль — сопутствующая. Она — героиня второстепенной любовной интриги, смысл которой в XIX веке определяли как «завлечение читателя», чтобы рассказать ему о главном. Только в момент встречи с Екатериной II просьба Маши становится судьбоносной для Гринёва.

Почему же Пушкин называет роман (таков жанр произведения, по мнению некоторых критиков) «Капитанская дочка», читай — «Маша Миронова»? Какую авторскую идею выражает эта почти сказочная, идеальная и потому совершенно неприметная героиня?

Характеристика героини

(Маша " Иллюстрация художника Дмитриевой Г. С. )

Маша действительно сказочная героиня. Она наделена всеми хрестоматийными достоинствами — скромная, стыдливая, всегда поступает «как правильно», чтит родителей и мужа (мужчину), которого любит. Ничто не выдаёт в ней глубокого ума, потому что говорит и действует героиня по писаным законам, внушаемым каждой крестьянской девушке с рождения.

Наверное, чтобы усугубить впечатление незначительности, Пушкин делает Машу ещё и некрасивой. Её портрет при первом свидании с Гринёвым красноречив: «…лет осьмнадцати, круглолицая, румяная, со светло-русыми волосами, гладко зачесанными за уши, которые у ней так и горели». Это слова самого Гринёва, а ведь если мужчина видит красавицу, то запомнятся ему совсем не пламенеющие уши и круглое лицо.

(Ия Арепина в роли Маши из к/ф "Капитанская дочка" 1958, СССР )

С детства круг общения Маши узок и замкнут: родители, деревенские девушки, старые солдаты («инвалиды»). Вдруг в крепости появляется Швабрин — молодой офицер, высланный из Петербурга в «тьмутаракань» за дуэль. Как выясняется, он до приезда Гринёва ухаживал за Машей и даже сватался к ней, но — без результата.

Девушка не бросилась к нему от тоски и безлюдья, и в этом поступке — проявление ума, даже мудрости Маши. Швабрин оказался «гнилым» в своей сути: мстительным и мелочным (очернил девушку перед Гринёвым, обозвав «совершенной дурочкой»), трусливым и неверным (нарушил присягу, предал товарищей, перейдя на сторону Пугачёва), жестоким — принуждал Машу к сожительству, заперев в чулане.

(из строк романа: "Маша рыдала, прильнувъ къ моей груди ")

Мудрость Маши и в том, что она выбирает сердцем Гринёва — человека достойного, благородного. В любви героиня не кокетничает, не играет: «Она безо всякого жеманства призналась мне в сердечной склонности…». В этом поступке — глубокое уважение к мужчине, залог будущей чистоты отношений, когда жена не станет обманывать, что-то скрывать.

Но отец Гринёва решительно запрещает даже помышлять о женитьбе. И если Пётр готов и без благословления отца жениться на Маше, то она — категорически отказывается: «Нет, Петр Андреич, — отвечала Маша, — я не выйду за тебя без благословения твоих родителей. Без их благословения не будет тебе счастия. Покоримся воле божией…»

Это не страх, не глупость. Это — чрезвычайное уважение традиций, родителей, то благочестие, на котором держится мир, семья, в котором единственном возможно настоящее счастье. А ещё этот поступок говорит о максимализме Маши: всё или — ничего. Таково свойство натур не простых, не ограниченных, а страстных, таящих в душе много сил и желаний.