Деньги

Характеристика героев по произведению «одиссея» гомера. Гомер "Одиссея": описание, герои, анализ поэмы

ОДИССЕЙ - герой поэм Гомера «Илиада» и «Одиссея» (между Х-VIII вв. до н.э.), а также многих трагедий и поэм. В греческой мифологии - царь острова Итаки. Сын Лаэрта, муж Пенелопы, отец Телемаха. Рассказывая об О., Гомер употребляет эпитеты «многоумный», «богоравный», «многостойкий», «в испытаниях твердый». Недавно женившийся О. не хотел оставлять прекрасную Пенелопу, которая только что родила первенца-сына. Узнав, что Менелай, Агамемнон, старец Нестор и Паламед, сын царя Эвбеи, приехали на Итаку, чтобы пригласить его участвовать в войне против Трои, О. притворился сумасшедшим, стал пахать поле, запрягши в плуг вола и осла; поле он засевал не семенами, а солью. Хитрость О. разгадал Паламед. Он положил в борозду, по которой шел Одиссей, его младенца-сына. Дойдя до мальчика, О. остановился. Притворство было разгадано. Но с тех пор О. невзлюбил Паламе-да и впоследствии отомстил ему. Грекам предсказали, что первый из них, кто сойдет на троянский берег, погибнет. Когда после долгого плавания корабли достигли Трои, О. бросил свой щит на берег и соскочил на него. Сошедший вслед за ним с корабля Протесилай погиб в первом же бою. Вместе с Менелаем О. участвовал в переговорах с троянцами и предложил покончить дело миром; нужно лишь, чтобы Парис, сын троянского царя Приама, вернул похищенную им жену Менелая Елену. Но троянцы с этим не согласились. Началась многолетняя осада города. Мифы рассказывают, как О. погубил Паламеда - подбросил ему в шатер мешок с золотом и обвинил в предательстве; Паламеда казнили. О. активно участвовал в боях за Трою. В трагедии Софокла «Аякс» рассказано о споре О. с Аяксом за золотые, выкованные богом Гефестом доспехи Ахиллеса, погибшего от стрелы Париса. В другой трагедии Софокла - «Филоктет» (409 г. до н.э.) идет речь о поездке О. и сына Ахиллеса Неоптолема на остров около Лемноса за героем Филоктетом, которому принадлежало оружие Геракла. Было предсказано, что Троя будет взята лишь в том случае, если в боях будет участвовать Филоктет. Герой принял участие в боях и поразил отравленной стрелой Париса, основного виновника войны. Троя, однако, продолжала сопротивляться. Решающую роль в ее взятии сыграла хитрость О., о которой рассказывается в поэме Вергилия «Энеида» (I»Шв. до н.э.). Был сооружен огромный деревянный конь, внутри которого спрятались самые могучие бойцы греков. Остальные же воины взошли на корабли и притворно отплыли от берегов Трои. Троянцы ввезли коня в город. Ночью греки вышли из коня и открыли городские ворота своим вернувшимся соплеменникам. О возвращении О. на родину, длившемся 10 лет, рассказано в поэме Гомера «Одиссея». Боги покровительствовали герою. Один лишь бог моря Посейдон всячески препятствовал ему, ибо О. суждено было ослепить его сына - одноглазого киклопа Полифема. В течение семи лет О. удерживала на своем острове нимфа Калипсо, обещая герою бессмертие. Но О. построил плот и, преодолев бурю, ниспосланную Посейдоном, попал на остров Схерию. Здесь его встретила дочь царя Алки-ноя Навсикая. На пиру у царя О. рассказал о своих приключениях после отплытия из Трои; рассказ занимает песни IX-XII «Одиссеи». Прежде всего О. попадает в землю киконов, разрушает их город, захватывает сокровища и женщин. Но киконы в конце концов разбивают ахейцев и обращают их в бегство. Корабль пристает к земле лотофагов, питавшихся растительной пищей. Вкусив цветы лотоса, спутники О. забыли о возвращении на родину, но О. силой привел их на корабль. Следующие приключения ждали О. на острове киклопов. Одноглазый великан Полифем запирает О. и его спутников в пещере и постепенно пожирает их. Спастись грекам помогла хитрость О. Он изготовил заостренный кол и, когда киклоп заснул, ослепил его. Утром, выгоняя стадо баранов на пастбище, Полифем сел у входа в пещеру и начал ощупывать спины животных. Но О. привязал своих спутников под грудью баранов. Так им удалось спастись, заодно прихватив с собой на корабль и тонкорунное стадо. Путников гостеприимно встречает на своем острове Эол, повелитель ветров. Чтобы облегчить дальнейший путь О., он завязывает все ветры в мешок, оставив лишь легкий попутный ветерок. Но спутники О., решив, что в мешке находятся сокровища, развязывают его в тот момент, когда вдалеке уже показались берега родной Итаки. Ураган гонит корабли в открытое море. О. попадает в землю великанов-лестригонов, а затем на остров волшебницы Цирцеи (Кирки). По ее совету О. спускается в царство мертвых, во владения Аида и его жены Персефоны, чтобы встретиться с тенью прорицателя Тиресия Финского. Тиресий предсказывает О., что он потеряет всех своих спутников, но сам благополучно вернется домой. В царстве Аида О. встречает тени своих друзей, погибших под Троей или умерших позднее. Корабль О. проплывает мимо острова сирен. О. затыкает уши своих спутников воском, чтобы те не слышали губительные песни сирен, себя же велит привязать к мачте, чтобы послушать сладостное пение. О. благополучно проводит свой корабль между чудовищами Сциллой и Харибдой, но теряет в буре всех своих спутников и попадает на остров к нимфе Калипсо, полюбившей его и удерживавшей у себя в течение 7 лет. В последних песнях «Одиссеи» рассказывается о том, как герой возвращается на Итаку, где его ждут сын Телемах и верная супруга Пенелопа, упорно отвергающая притязания многочисленных женихов. О. перебил женихов и счастливо воссоединился с Пенелопой.

Лит.: Stanford W.B. The Ulysses Theme. Oxford, 1963.

Сегодня мы познакомимся с таким интересным персонажем, как Одиссей (иногда его называют также Уллисом). Это царь Одиссей - сын Лаэрта и Антиклеи. Согласно некоторым вариантам мифа, он является сыном Сисифа. Сисиф якобы соблазнил Антиклею до того, как она вышла замуж за Лаэрта. Автолик, отец Антиклеи (согласно Гомеру - "великий клятвопреступник и вор"), был сыном Гермеса, которому он помогал в его хитростях. Отсюда наследственные качества Одиссея, идущие от Гермеса, - ловкость, практицизм, ум. Среди других следует отметить хитрость. Одиссей, характеристика которого нас интересует, в творчестве Гомера приобрел новые черты. Что же он внес в его образ? Давайте разберемся.

Новаторство Одиссея в изображении Гомера

Первоначально биография этого героя не была связана с Троянской войной. Одиссей, история о котором была достоянием лишь авантюрно-сказочных сюжетов, до Гомера не изображался так рельефно. Он был представлен в следующих фольклорных мотивах: ежечасно грозящее гибелью дальнее морское путешествие, пребывание персонажа в "ином мире", а также возвращение мужа именно в тот момент, когда его супруге грозит необходимость заключения нового брака. Эти мотивы были преображены эпосом Гомера о Троянской войне. Поэт внес в них целый ряд важных идей: самоотверженная любовь Одиссея к родному очагу, возвращение на родину, страдание испытавшего гнев богов героя. Отметим, что само имя "Одиссей" происходит от греческого слова, означающего "гневаюсь". То есть его можно перевести как "человек божеского гнева", "ненавистный богам".

Что же пишет Гомер о таком интересном герое, как Одиссей? Мифология предлагает нам множество любопытных сюжетов, однако Троянская война заслуживает особого внимания. То, что Гомер включил этого героя в число вождей, сражавшихся с Троей, привело к тому, что были сформированы представления о его воинских подвигах, о его решающей роли во взятии города (мотив деревянного коня, придуманного Одиссеем). С этого момента фольклорный хитрец, являющийся "разрушителем городов", героизирован. Перед нами предстает отважный Одиссей. Мифология пополняется множеством интересных сюжетов о нем.

Образ Одиссея

Одиссей - это наиболее яркая фигура ионийской ступени эпоса. Царь Итаки является носителем неустанной энергии, практической разумности, способности ориентироваться в непростых жизненных обстоятельствах, умения убедительно и красноречиво говорить, обходиться с людьми. В его изображении, по сравнению с героями других мифов, более ранних (например, таких, как Аякс Теламонид, Диомед или Ахилл), заметна явная новизна. Одиссей побеждает не только лишь оружием, но также и умом и словом. Он отправляется к лагерю троянцев вместе с Диомедом. Однако, приводя соблазненных Терситом воинов к покорности, он не только бьет Терсита и выставляет его на посмешище, но и произносит пламенную, вдохновенную речь, которой возбуждает боевой пыл войск. Одиссей еще более соответствует героике гомеровской "Илиады" тогда, когда отправляется к Ахиллу одним из послов или же во время выступления в совете. Здесь он произносит слова, с которыми не в силах состязаться ни один смертный. Вот какого героя прославил в своем произведении Гомер.

Одиссей "велик душой и сердцем", "славен копьем". Только Филоктет превосходил его в стрельбе из лука. Это отмечает Гомер. Одиссей в его изображении "безупречен". Тем не менее сам герой признается Алкиною в том, что среди людей он славится своими хитрыми измышлениями. Афина подтверждает, что в коварстве и хитрости с ним трудно соревноваться даже богу. Таков Одиссей. Мифология Древней Греции знакомит нас с множеством историй, связанных с ним. Расскажем вкратце о самых известных.

Как проявил себя Одиссей до начала Троянской войны

Одиссей сумел проявить себя еще до начала Троянской войны. Он был среди множества женихов прекрасной царицы Елены, однако предпочел Пенелопу, ее двоюродную сестру, племянницу Тиндарея, которая стала его супругой.

После того как Парис похитил Елену, этот герой должен участвовать в походе на Трою. Одиссей, не желая оставить жену и новорожденного сына Телемаха, притворяется безумным. Однако Паламед изобличает его в притворстве (Одиссей его впоследствии погубил за это), испытав героя на его отеческой любви. Одиссей отправляется под Трою с 12-ю кораблями. Он помогает грекам определить местонахождение Ахилла, которого Фетида спрятала на о. Скирос, а также обнаружить его среди служанок дочери царя Ликомеда (Деидамии). После этого Одиссей вызывается доставить Она была обречена на заклание Артемиде. Греки по его совету оставляют раненого Филоктета на о. Лемнос. Впоследствии он привезет его на 10-м году войны под Трою.

Одиссей до начала войны направляется с Менелаем в Трою, тщетно пытаясь миром уладить дело. Во время осады он мстит Паламеду, которого считает врагом. Одиссей в последний год войны берет в плен Долона, троянского разведчика, и совершает вылазку вместе с Диомедом против царя Реса, который только что прибыл троянцам на помощь. После смерти Ахилла интересующему нас герою были вручены его доспехи, на которые также претендовал Аякс Теламонид. Одиссей, захватив Гелена (троянского прорицателя), узнает от него о том, что для победы необходимо завладеть статуей Афины Паллады, которая находится в Трое в храме этой богини. Царь Итаки под видом нищего пробирается в осажденный город. Он похищает статую. Кроме того, Одиссею, по одной из версий, принадлежит мысль о создании деревянного коня.

Противопоставление двух миров

В биографии Одиссея авантюрно-сказочные сюжеты пронизаны мотивом страдания. Этот герой при своем постоянном благочестии попадает в ситуации, в которых либо им самим, либо спутниками его оно нарушается. Это ведет к новым смертям и страданиям. Суровость и жестокость Одиссея является достоянием архаической героики. Все это отступает на второй план, давая место интеллектуальному героизму. Герою покровительствует Афина. В "Одиссее" характерно противопоставляются страшный древний мир, в котором царят колдуны, людоеды, магия, Посейдон с Полифемом, и богатая замыслами, умная Афина, которая ведет героя на родину, несмотря на все препятствия. Одиссей благодаря ей спасается из мира опасных чудес, увлекающих его.

Не только олимпийцы помогают этому герою. Он заставляет служить себе и Кирку, обращая злое чародейство во благо. Одиссей бесстрашно отправляется в Аид с осознанием своего будущего. Недаром боги боятся, что если они не вернут его домой, Одиссей, "вопреки судьбе", возвратится сам. Поэтому они покровительствуют этому герою.

Как начинается возвращение Одиссея на родину

Одиссей, родина которого - Итака, долгое время пытался вернуться домой. 10 лет заняло его возвращение, которое начинается с падения Трои. Буря забросила его корабли на землю киконов, где ему пришлось вступить в противоборство с ними. Одиссей разорил г. Исмар, однако затем вынужден был отступить под натиском противника, понеся большие потери. Через 9 дней он попал к лотофагам, а после этого - в страну циклопов.

Одиссей у циклопов

Здесь, вместе с 12-ю спутниками, он стал пленником одноглазого Полифема, людоеда-великана. Потеряв 6 товарищей, он споил великана фракийским вином.

Когда Полифем уснул, Одиссей выколол ему глаз заостренным колом. Герой вместе со своими спутниками выбрался из пещеры следующим образом: вцепившись руками в шерсть баранов, которых великан выпускал каждое утро на пастбище. Одиссей, находясь на корабле, назвал себя ослепленному Полифему. Тот призвал на него проклятия Посейдона, своего отца. Гнев его будет преследовать Одиссея в дальнейшем, вплоть до его возвращения на родину.

Одиссей на о-ве Эола

Одиссей, миф о возвращении которого мы описываем, оказывается затем на острове Эола, Здесь в качестве подарка он получает мех с завязанными в нем противными ветрами. Эти ветры должны облегчить путникам возвращение. Они приближают к Итаке флот Одиссея, однако здесь спутники его решают развязать мех просто из любопытства. Ветры, вырвавшиеся на свободу, вновь прибивают флот к о. Эола. Тот отказывает герою в дальнейшей помощи.

У волшебницы Кирки

После того как на флот Одиссея нападают велканы-людоеды лестригоны, лишь корабль Одиссея спасается из 12-ти кораблей. Он пристает к о. Эя, где правит волшебница Кирка. Она превращает половину спутников героя, которых он отправил на разведку, в свиней. Эта же участь грозит и самому Одиссею. Однако Гермес снабдил его чудодейственным корнем "моли", который отвращает действие волшебства. Герой вынуждает Кирку возвратить его пострадавшим товарищам человеческий облик. На этом острове они проводят год.

Одиссей и сирены

Одиссей по совету Кирки посещает подземное царство. Он узнает от тени Тиресия, умершего прорицателя, об опасностях, которые грозят ему по пути на родину, а также в его собственном доме, находящемся в Итаке. Корабль Одиссея, покинув остров, проплывает мимо побережья. Здесь мореплавателей завлекают на прибрежные острые скалы сладкоголосые сирены. Одиссей затыкает уши воском своим спутникам, благодаря чему ему удается избежать опасности. Сам же он слушает их пение, привязанный к мачте. Кораблю героя удается благополучно миновать скалы, плавающие в море, а также пройти через узкий пролив, находящийся между Сцилла, шестиголовое чудовище, успевает стащить с корабля и съесть шестерых его товарищей.

Священные коровы Гелиоса и гнев Зевса

На о. Тринакия Одиссея ожидает новое испытание. Здесь пасутся священные коровы Гелиоса. Одиссей, предупрежденный Тиресием, говорит товарищам о том, что не следует покушаться на этих животных. Однако они голодают и решают его ослушаться. Товарищи, воспользовавшись тем, что Одиссей уснул, убивают коров и едят их мясо, несмотря на сопровождающие трапезу дурные предзнаменования. Зевс в наказание за это богохульство бросает молнию в корабль Одиссея, вышедший в море. Все его спутники гибнут, а самому ему удается спастись на обвалившейся мачте. Через несколько дней Одиссея прибивает к о. Огигия. Нимфа Калипсо, живущая здесь, удерживает героя у себя 7 лет, до тех пор, пока по настоянию Афины боги не приказывают отпустить его на родину.

Как попадает на родину Одиссей

Путешествия его заканчиваются следующим образом. Одиссей сооружает плот, на котором отправляется в плавание. Через 17 дней он видит сушу. Но вот Посейдон обнаруживает его и обрушивает на плот бурю, поэтому Одиссей вынужден прибегнуть к последнему средству - он решает воспользоваться волшебным покрывалом Левкофеи. Герой вплавь достигает о-ва Схерия. Здесь обитает народ феаков. Одиссей с помощью Навсикаи (царевны) находит путь к дворцу Алкиноя, феакийского царя. Он участвует в пире, где сказитель Демодок поет песню о взятии Трои.

Одиссей из-за нахлынувших воспоминаний не может сдержать слез. Он называет себя и начинает рассказ о том, что он пережил за минувшие годы. Народ феаков собирает для него богатые дары. С их помощью на быстроходном корабле попадает домой Одиссей.

Родина, однако, встречает героя не очень-то гостеприимно.

Убийство женихов

Одиссея не узнают, так как Афина преображает его. Он наблюдает за бесчинствами женихов, которые вынуждают Пенелопу взять себе нового мужа. Царь Итаки вступает в борьбу с Иром. Он испытывает всевозможные издевательства со стороны потенциальных женихов. Одиссей в беседе с Пенелопой выдает себя за критянина, который когда-то встретил ее мужа. Он старается внушить женщине уверенность в том, что супруг ее вернется. Между тем нянька Эвриклея, которой жена Одиссея поручает вымыть ему ноги, узнает его по шраму, однако хранит тайну под страхом наказания. По внушению Афины Пенелопа устраивает состязание в стрельбе из лука, который принадлежит Одиссею. Никто из претендентов не может даже натянуть тетиву. Тогда Одиссей берет лук и с помощью Афины вместе с Телемахом убивает своих оскорбителей. Лаэрту и Пенелопе, которые потеряли было надежду на его возвращение, он дает себя знать по приметам, известным лишь им. Афина с согласия Зевса устанавливает мир между царем Итаки и родственниками убитых женихов. После этого Одиссей мирно царствует.

Версии последних лет жизни Одиссея

Телегон (сын Кирки и Одиссея) во время одной из его отлучек прибывает на Итаку. Его послала мать отыскать Одиссея. Между прибывшим и царем Итаки происходит сражение. Телегон в поединке смертельно ранит отца, которого не узнает. После запоздалого опознания, согласно одной из версий, он забирает его тело для погребения к Кирке. Согласно другим версиям, царь Итаки мирно умирает в Эпире или Этолии, где его чтили как героя, обладающего даром посмертного прорицания. Вероятно, местный культ Одиссея существовал издавна. Через некоторое время он распространился по Италии.

Большую популярность приобрел Одиссей. Мифология Древней Греции в наши дни получила большую известность. Древнегреческие мифы знают и любят люди по всему миру.

В плане фабулы (мифологической последовательности событий) «Одиссея» соответствует «Илиаде». Но она повествует не о военных событиях, а о странствиях. Ученые называют ее: «эпическая поэма странствий». На первый план выходит судьба Одиссея - прославление ума и силы воли. «Одиссея» соответствует мифологии позднего героизма. Посвящена последним 40 дням возвращения Одиссея на родину. О том, что центром является возвращение, свидетельствует самое начало.

Композиция: сложнее «Илиады». В «Одиссее» три сюжетных линии: 1) боги-олимпийцы. Но у Одиссея есть цель и никто не может ему помешать. Одиссей выпутывается из всего сам. 2) собственно возвращение - тяжкие приключения. 3) Итака: два мотива: собственно события сватовства и тема поисков Телемахом отца. Некоторые считают, что Телемахия - это поздняя вставка.

Впервые появляется женский образ, равный мужскому - Пенелопа, многомудрая -супруга Одиссея. Пример: она прядет погребальный покров.

Поэма сложнее не только по композиции, но и сточки зрения психологической мотивации поступков.

Основной сюжет «Одиссеи» относится к широко распространенному в мировом фольклоре типу сказаний о «возвращении мужа» к моменту, когда его жена уже готова выйти замуж за другого, и расстраивает новую свадьбу.

Действие поэмы отнесено уже к 10-му году после падения Трои. Все важнейшие герои греческого стана «Илиады», живые и мертвые, выведены и в «Одиссее». Как и «Илиада», «Одиссея» была разбита античными учеными на 24 книги.

Поэма открывается, после обычного обращения к Музе, краткой характеристикой ситуации: все участники троянского похода, избегшие гибели, благополучно вернулись уже домой, один Одиссей томится в разлуке с домашними, насильно удерживаемый нимфой Калипсо. Дальнейшие подробности вложены в уста богов, обсуждающих вопрос об Одиссее на своем совете. Покровительствующая Одиссею Афина предлагает послать к Калипсо вестника богов Гермеса с приказом отпустить Одиссея, а сама отправляется на Итаку, к сыну Одиссея Телемаху. На Итаке в это время женихи, сватающиеся к Пенелопе. Афина побуждает Телемаха отправиться к вернувшимся из-под Трои Нестору и Менелаю разузнать об отце и подготовиться к отмщению женихам (кн. 1).

2-я книга дает картину народного собрания итакийцев. Телемах жалуется на женихов, но народ бессилен против знатной молодежи. Женихи требуют, чтобы Пенелопа остановила на ком-либо выбор. Попутно встает образ «разумной» Пенелопы, при помощи хитростей затягивающей согласие на брак. С помощью Афины Телемах снаряжает корабль и тайно уезжает из Итаки в Пилос к Нестору (кн. 2).

Нестор сообщает Телемаху о возвращении ахейцев из-под Трои и о гибели Агамемнона, но за дальнейшими вестями направляет его в Спарту к Менелаю, возвратившемуся домой позже других ахейских вождей (кн. 3).

Радушно принятый Менелаем и Еленой, Телемах узнает, что Одиссей в плену у Калипсо. Женихи, испуганные отъездом Телемаха, устраивают засаду, чтобы погубить его на возвратном пути (кн. 4). Вся эта часть поэмы богата бытовыми зарисовками: изображаются пиры, праздники, песнопения, застольные беседы. «Герои» предстают пред нами в мирной домашней обстановке.

Начинается новая линия ведения рассказа. Следующая часть поэмы переносит нас в область сказочного и чудесного.

В 5-й книге боги посылают Гермеса к Калипсо, остров которой изображен чертами, напоминающими греческие представления о царстве смерти (самое имя Kalypso - «покрывательница» - связано с образом смерти). Калипсо отпускает Одиссея.

Спасшись, благодаря богине Левкофеи от бури, выплывает на берег о. Схерии, где живет счастливый народ - феаки, мореплаватели, обладающие сказочными кораблями, быстрыми, «как легкие крылья иль мысли», не нуждающимися в руле и понимающими мысли своих корабельщиков. Встреча Одиссея на берегу с Навсикаей. (6 кн)

Алкиной, со своей женой Аретой, принимает странника в роскошном дворце (кн. 7) и устраивает в его честь игры и пир, где слепой певец Демодок поет о подвигах Одиссея. О. плачет. (кн. 8). Есть основания думать, что по исконному смыслу мифа феаки - корабельщики смерти, перевозчики в царство мертвых, но этот мифологический смысл в «Одиссее» уже забыт, и корабельщики смерти заменены сказочным народом, ведущих мирный и пышный образ жизни.

Рассказ Одиссея о приключениях занимает 9-12-ю книги поэмы и содержит ряд фолькл сюжетов. Первое приключение еще вполне реалистично: Одиссей со своими спутниками грабит город киконов (во Фракии), но затем буря в течение многих дней носит его корабли по волнам, и он попадает в отдаленные, чудесные страны. Сначала это - страна мирных лотофагов, «пожирателей лотоса», вкусив его, человек забывает о родине и навсегда остается собирателем лотоса. Потом Одиссей попадает в землю киклопов (циклопов), одноглазых чудовищ, где великан-людоед Полифем - О. ослепляет его.

бог ветров Эол вручил Одиссею мех с завязанными в нем неблагоприятными ветрами, но уже недалеко от родных берегов спутники Одиссея развязали мех, снова их в море. Затем они опять оказываются в стране великанов-людоедов, лестригонов, которые уничтожили все корабли О, кроме 1, кот затем пристал к острову волшебницы Кирки (Цирцеи). Кирка, как типичная фольклорная ведьма, живет в темном лесу, превращает спутников О в свиней, но О с помощью чудесного растения (Гермес помог), преодолевает чары и в течение года наслаждается любовью Кирки (кн. 10).

По указанию Кирки, он направляется в царство мертвых, для того чтобы вопросить душу знаменитого фиванского прорицателя Тиресия. Одиссей беседует со своей матерью, с боевыми товарищами, Агамемноном, Ахиллом, видит различных героев и героинь прошлого (кн. 11)

Возвращаясь из царства мертвых. Одиссей снова посещает Кирку, плывет со своим кораблем мимо смертоносных Сирен, мимо Скиллы и Харибды.

Заключительный эпизод повествования Одиссея рисует жестокость богов и их презрение к людскому горю. На о.Тринакэрии, где паслись стада бога Гелиоса (солнца), Одиссей и его спутники вынуждены были задержаться из-за ветров, закончилась еда. О. заснул, спутники убили священных животных, Зевс погубил корабли. Спасся Одиссей, выброшенный волнами на о. Огигию, где он затем находился у Калипсо (кн. 12).

Феаки, богато одарив Одиссея, отвозят его на Итаку. Царство сказки кончается. Одиссей, превращенный Афиной в нищего старика, отправляется к верному свинопасу Эвмею (кн. 13). Неузнаваемость» героя - постоянный мотив в сюжете о «возвращении мужа». Неузнанность использована для введения многочисленных эпизодических фигур и бытовых картин. Перед слушателем проходит вереница образов, друзей и врагов Одиссея, причем и те и другие изверились в возможности его возвращения.

Пребывание у Эвмея (кн. 14) - идиллическая картинка; преданный раб, честный и гостеприимный, но искушённый тяжелым жизненным опытом и несколько недоверчивый, изображен с большой любовью, хотя и не без легкой иронии. Здесь Одиссей встречается со своим сыном Телемахом. сыну открывается (кн. 15 - 16). В виде нищего бродяги является Одиссей в свой дом. «Узнание» Одиссея неоднократно подготовляется и вновь отодвигается. Лишь старая няня Эвриклея узнает Одиссея по рубцу на ноге.

Ярко изображено насильничание надменных и «буйных» женихов, которое должно повлечь за собой кару со стороны богов; знамения, сны, пророческие видения - все предвещает близкую гибель женихов (кн. 17- 20).

С 21-й книги начинается развязка. Пенелопа обещает свою руку тому, кто, согнув лук Одиссея, пропустит стрелу через двенадцать колец.

О. открывается женихам и с помощью Телемаха и Афины убивает их (кн. 22). Лишь после этого происходит «узнание» Одиссея Пенелопой (кн. 23). Завершает поэму сцена прибытия душ женихов в преисподнюю, свидание Одиссея с его отцом Лаэртом и заключение мира между Одиссеем и родственниками убитых (кн. 24).

Для анализа эпических героев мы составили две таблицы: по образу Одиссея, по образу Дигениса Акрита.

Основные критерии для анализа образов Одиссея и Дигениса были следующими: факты биографии, черты характера и свойства натуры, приемы и средства создания образа.

Образ Одиссея как эпического героя

Про родословную Одиссея в тексте «Одиссеи» говорится не очень много. Славу Одиссей приобретает благодаря участию в Троянской войне и благодаря своим скитаниям, хотя еще до Троянской войны Одиссей был известен как «хитроумный» и «многоопытный», что отражается на уровне постоянных эпитетов. Одиссей был многим известен и прославился на всю Элладу.

В детстве Одиссей получил шрам от вепря, что стало его особой приметой, по которой его всегда можно было узнать. Это же показывает, что герой уязвим и изображается как простой смертный человек, хоть автор и часто называет его «богоравным». Также на это указывают случаи, когда Одиссей был близок к смерти и только с помощью божественного вмешательства выживал. Сила героя тоже не так сильно преувеличена: как только Одиссей устает, он становится менее сильным.

Одиссей обычно бывает осторожен и всегда контролирует свои действия, но исключение все-таки есть: когда Одиссей со спутниками зашли в пещеру Полифема, наелись, его спутники предложили, забрав стада, поскорее уйти из пещеры, но Одиссей сказал им остаться, понадеявшись, что получит подарки от хозяина.

Одиссей был очень хитер, что неоднократно повторяется в тексте. Перед началом боя Одиссей всегда составлял хорошо продуманный, наилучший план, и только после этого пускал в ход свою силу.

Несмотря на «железное» сердце и отвагу, Одиссей, видя труднопреодолимое препятствие на своем пути, впадает в уныние. Одиссей сам себя характеризует, как несчастного, уставшего в странствиях человека.

Одиссей в основном переживает какие-то внешние испытания, из внутренних - переживание гибели спутников и затянувшееся возвращение на родину, но акцент все же ставится на странствиях героя. При описании чувств Одиссея обычно используется внешняя симптоматика героя, про его сердечные муки говорится не очень много.

Одиссей занимает положение басилевса на Итаке. Он управляет народом и относится с ним «как отец с сыновьями». Т. е., несмотря на свое положение, он остается одинаково добр со всеми, что, как говорит Пенелопа, не свойственно для обычных властителей, у которых есть любимые и нелюбимые поданные. Народ уважал Одиссея и подчинялся ему.

Одиссей также был привязан к своим людям и их судьбы были для него не безразличны: он старался спасти своих товарищей, очень горько оплакивал смерть каждого из них.

Одиссей был гостеприимным и сам много где побывал, причем не только по случаю военных походов, иногда он просто гостил.

В «Одиссее», как говорилось выше, акцент делается на подвигах героя, любовь уходит на второй план, хоть в тексте не раз упоминается о привязанности Одиссея к родине, жене, сыну.

Одиссей сильно любит Пенелопу и она остается для него единственной любимой, не заменимой прекрасными богинями. Одиссей считал, что любовь и согласие между супругами - настоящее счастье.

Все боги, кроме Посейдона, благосклонно относились к Одиссею, потому что он часто их чествовал и преподносил им жертвы. Боги распоряжаются судьбой Одиссея, которая уже предрешена. Особую роль в жизни Одиссея занимала Афина: она покровительствовала герою и всячески помогала тому вернуться на Итаку.

У Одиссея была красивая внешность, по словам автора и персонажей.

Ответ:

«Одиссея». Это авантюрно приключенческая фольклорная поэма. Много интересных мотивов: 1. сын отправляется искать своего отца. 2. герой оказывается на свадьбе своей жены. 3. мудрая жена (Пенелопа). Многоумная. Устраивает женихам проверки: натянуть лук Одиссея. Композиция поэмы делится на 6 четверок песен. В каждой реализуется своя тема. 1. телемахида – рассказ о путешествие Телемаха; 2. начало возвращение Одиссея из плена нимфы Калипсо, где он был 7 лет. Возвращается и попадает в бурю, устроенную Посейдоном; 3. Одиссей на пиру у Фиакра, расспрашивает о своих путешествиях: кровожадная Сцилла-Харибда, остров циклопов, остров Сирен. Отправляется домой. 4. прибывает в Итаку. 5. Одиссей встречает своего сына Телемаха, посещает свой дом. Где собрались женихи Пенелопы. 6. мщение женихам, их убийство. Сцена гражданской войны между Одиссеем и гражданами Итаки. Война заканчивается после вмешательства Зевса. Характерная черта – отсутствие третьего измерения, тое сть автор не умеет изображать события, которые происходят одновременно.

3.«Одиссея»: сюжет и композиция.

«ОДИССЕЯ» - греческая эпическая поэма, вместе с «Илиадой» приписывавшаяся Гомеру. Будучи законченной позже «Илиады», «О.» примыкает к более раннему эпосу, не составляя однако непосредственного продолжения «Илиады». Тема «Одиссеи» - странствия хитроумного Одиссея, царя Итаки, возвращавшегося из троянского похода; в отдельных упоминаниях проходят эпизоды саги, время которых приурочивалось к периоду между действием «Илиады» и действием «Одиссеи».

«ОДИССЕЯ» - греческая эпическая поэма, вместе с «Илиадой» приписывавшаяся Гомеру. Будучи законченной позже «Илиады», «О.» примыкает к более раннему эпосу, не составляя однако непосредственного продолжения «Илиады». Тема «Одиссеи» - странствия хитроумного Одиссея, царя Итаки, возвращавшегося из троянского похода; в отдельных упоминаниях проходят эпизоды саги, время которых приурочивалось к периоду между действием «Илиады» и действием «Одиссеи». КОМПОЗИЦИЯ «О». построена на весьма архаическом материале. Сюжет о муже, возвращающемся после долгих странствий неузнанным на родину и попадающем на свадьбу жены, принадлежит к числу широко распространенных фольклорных сюжетов, равно как и сюжет «сына, отправляющегося на поиски отца». Почти все эпизоды странствий Одиссея имеют многочисленные сказочные параллели. Самая форма рассказа в первом лице, примененная для повествований о странствиях Одиссея, является традиционной в этом жанре и известна из египетской лит-ры начала 2-го тысячелетия. Техника повествования в «О.» в общем близка к «Илиаде», но младший эпос отличается бо́льшим искусством в объединении разнообразного материала. Отдельные эпизоды имеют менее изолированный характер и складываются в целостные группы. По композиции «Одиссея» сложнее «Илиады». Сюжет «Илиады» подан в линейной последовательности, в «Одиссее» эта последовательность сдвинута: повествование начинается со средины действия, а о предшествующих событиях слушатель узнает лишь позже, из рассказа самого Одиссея о его странствиях, т. е. одним из художественных средств является ретроспекция. «Песенная» теория, объяснявшая возникновение больших поэм механическим «сшиванием» отдельных «песен», редко применялась поэтому к «О.»; гораздо большим распространением пользуется у исследователей гипотеза Кирхгофа, что «О.» является переработкой нескольких «малых эпосов» («Телемахия», «странствия», «возвращение Одиссея» и т. п.). Недостатком этого построения является то, что оно разрывает на части сюжет «возвращения мужа», целостность которого засвидетельствована параллельными рассказами в фольклоре других народов, имеющими более примитивную форму, нежели «О.»; теоретически весьма правдоподобная гипотеза одной или нескольких «праодиссей», т. е. поэм, к-рые содержали в себе сюжет полностью и легли в основу канонической «О.», наталкивается на большие трудности при попытках восстановить ход действия какой-либо «праодиссеи».
Поэма открывается, после обычного обращения к Музе, краткой характеристикой ситуации: все участники троянского похода, избегшие гибели, благополучно вернулись уже домой, один Одиссей томится в разлуке с домашними, насильно удерживаемый нимфой Калипсо. Дальнейшие подробности вложены в уста богов, обсуждающих вопрос об Одиссее на своем совете: Одиссей находится на далеком острове Огигии, и прельстительница Калипсо желает его оставить при себе, надеясь, что он забудет о родной Итаке,
...но, напрасно желая
Видеть хоть дым, от родных берегов вдалеке восходящий,
Смерти единой он молит.
Боги не подают ему помощи из-за того, что на него разгневан Посейдон, сын которого, киклоп Полифем, был в свое время ослеплен Одиссеем. Покровительствующая Одиссею Афина предлагает послать к Калипсо вестника богов Гермеса с приказом отпустить Одиссея, а сама отправляется на Итаку, к сыну Одиссея Телемаху. На Итаке в это время женихи, сватающиеся к Пенелопе, ежедневно пируют в доме Одиссея и расточают его богатства. Афина побуждает Телемаха отправиться к вернувшимся из-под Трои Нестору и Менелаю разузнать об отце и подготовиться к отмщению женихам (кн. 1).
Вторая книга дает картину народного собрания итакийцев. Телемах приносит жалобу на женихов, но народ бессилен против знатной молодежи, которая требует, чтобы Пенелопа остановила на ком-либо свой выбор. Попутно встает образ «разумной» Пенелопы, при помощи хитростей затягивающей согласие на брак. С помощью Афины Телемах снаряжает корабль и тайно уезжает из Итаки в Пилос к Нестору (кн. 2). Нестор сообщает Телемаху о возвращении ахейцев из-под Трои и о гибели Агамемнона, Спасшись, благодаря чудесному вмешательству богини Левкофеи, от бури, поднятой Посейдоном, Одиссей выплывает на берег о. Схерии, где живет счастливый народ - феаки, мореплаватели, обладающие сказочными кораблями, быстрыми, «как легкие крылья иль мысли», не нуждающимися в руле и понимающими мысли своих корабельщиков. Встреча Одиссея на берегу с Навсикаей, дочерью феакийского царя Алминоя, пришедшей к морю стирать белье и играть в мяч с прислужницами, составляет содержание богатой идиллическими моментами 6-й книги. Алкиной, со своей женой Аретой, принимает странника в роскошном дворце (кн. 7) и устраивает в его честь игры и пир, где слепой певец Демодок поет о подвигах Одиссея и вызывает этим слезы на глазах гостя (кн. 8). Картина счастливой жизни феаков очень любопытна. Есть основания думать, что по исконному смыслу мифа феаки - корабельщики смерти, перевозчики в царство мертвых, но этот мифологический смысл в «Одиссее» уже забыт, и корабельщики смерти заменены сказочным «веслолюбивым» народом мореплавателей, ведущих мирный и пышный образ жизни, в котором, наряду с чертами быта торговых городов Ионии VIII - VII вв., можно усмотреть и воспоминания об эпохе могущества Крита.
Наконец, Одиссей открывает феакам свое имя и рассказывает о своих злосчастных приключениях по дороге из Трои. Рассказ Одиссея занимает 9 - 12-ю книги поэмы и содержит целый ряд фольклорных сюжетов, нередко встречающихся и в сказках Нового времени. Форма рассказа в первом лице также является традиционной для повествований о сказочных приключениях мореплавателей и известна нам из египетских памятников II тысячелетия до н. э. (так наз. «рассказ потерпевшего кораблекрушение»). Первое приключение еще вполне реалистично: Одиссей со своими спутниками грабит город киконов (во Фракии), но затем буря в течение многих дней носит его корабли по волнам, и он попадает в отдаленные, чудесные страны. Сначала это - страна мирных лотофагов, «пожирателей лотоса», чудесного сладкого цветка; вкусив его, человек забывает о родине и навсегда остается собирателем лотоса. Потом Одиссей попадает в землю киклопов (циклопов), одноглазых чудовищ, где великан-людоед Полифем пожирает в своей пещере нескольких спутников Одиссея. Одиссей спасается тем, что опаивает и ослепляет Полифема, а затем выходит из пещеры, вместе с прочими товарищами, повиснув под брюхом длинношерстых овец. Мести со стороны других киклопов Одиссей избегает, предусмотрительно назвав себя «Никто»: киклопы спрашивают Полифема, кто его обидел, но, получив ответ - «никто», отказываются от вмешательства; однако ослепление Полифема становится источником многочисленных злоключений Одиссея, так как отныне его преследует гнев Посидона, отца Полифема (кн. 9). Для фольклора мореплавателей характерно сказание о живущем на плавучем острове боге ветров Эоле. Эол дружелюбно вручил Одиссею мех с завязанными в нем неблагоприятными ветрами, но уже недалеко от родных берегов спутники Одиссея развязали мех, и буря снова отбросила их в море. Затем они опять оказываются в стране великанов-людоедов, лестригонов, где «сближаются пути дня и ночи» (до греков доходили, очевидно, отдаленные слухи о коротких ночах северного лета); лестригоны уничтожили все корабли Одиссея, кроме одного, который затем пристал к острову волшебницы Кирки (Цирцеи). Кирка, как типичная фольклорная ведьма, живет в темном лесу, в доме, из которого над лесом подымается дым; она превращает спутников Одиссея в свиней, но Одиссей с помощью чудесного растения, указанного ему Гермесом, преодолевает чары и в течение года наслаждается любовью Кирки (кн. 10). Затем, по указанию Кирки, он направляется в царство мертвых, для того чтобы вопросить душу знаменитого фиванского прорицателя Тиресия. В контексте «Одиссеи» необходимость посещения царства мертвых совершенно не мотивирована, но этот элемент сказания содержит, невидимому, в обнаженной форме основной мифологический смысл всего сюжета о «странствиях» мужа и его возвращении (смерть и воскресение; ср. стр. 19). на Итаке и путешествие Телемаха, а с 5-й книги внимание концентрируется почти исключительно вокруг Одиссея: мотив неузнаваемости возвращающегося мужа использован, как мы видели, в той же функции, что и отсутствие героя в «Илиаде», а между тем слушатель не теряет Одиссея из виду, - и это также свидетельствует о совершенствовании искусства эпического повествования.



2 вариант:

Вторая поэма, «Одиссея», как и «Илиада», разделена на 24 песни. Ее объем немного меньший – 12 110 стихов. «Одиссея», как и «Илиада», начинается «хрестоматийными» строками, в которых задается тема, укладывается общий характер поэмы:

Муза, скажи мне о том многоопытном муже, который,

Странствуя долго со дня. как святой Илион был разрушен,

Многих людей города посетил и обычаи видел,

Много и сердцем скорбел на морях, о спасенье заботясь

Жизни своей и возврате в отчизну сопутников…

«ОДИССЕЯ»: ОТЛИЧИЕ ОТ «ИЛИАДЫ». Это поэма о длившихся десять лег странствиях Одиссея, о его многокрасочных приключениях и о счастливом, в итоге, возвращении на родной остров Итаку. Если в «Илиаде» преобладают батальные сцены, описываются героические деяния, подвиги на поле брани, то в «Одиссее» меняется общая тональность. В ней на первом плане – сказочно-приключенческая проблематика.

Композиция «Одиссеи» сложнее по сравнению с первой гомеровской поэмой. Если в «Илиаде» события даны в их хронологической, линейной последовательности, то в «Одиссее» она нарушена, используются экскурсы в прошлое, т. е. прием ретроспекции (песни 9-12); перекрещиваются несколько сюжетных линий, а непосредственное действие, как и в «Илиаде», длится всего около 40 дней. т. е. обнимает заключительный этап странствий Одиссея. Кроме того, оно происходит в разных местах.

Исходная ситуация такова. Прошло уже десять лет после падения Трои, участники войны вернулись на родину, только Одиссей все еще не может попасть домой, ибо многострадального героя в течение семи лет задерживает на острове Огигия влюбленная в него нимфа Калипсо. Таким образом, прошло целых двадцать лет, как Одиссей покинул родной остров.

РАЗВИТИЕ СЮЖЕТА. ТЕЛЕМАХ В ПОИСКАХ ОТЦА. «Зачин» поэмы – сцена на Олимпе, где боги решают судьбу Одиссея. Богиня Афина, побывавшая на родине Одиссея Итаке, наблюдает бесчинства женихов, домогающихся Пенелопы, жены Одиссея, которую считают вдовой, расхищающих одиссеево имущество. Афина предлагает послать Гермеса к нимфе Калипсо и поручить ему «наш приговор сообщить, что срок наступил возвратиться в землю свою Одиссею, в бедах постоянному». Во 2-й песне действие переносится на Итаку, где, вопреки наглости и настойчивости женихов, Пенелопа хранит верность мужу, несмотря на его 20-летнее отсутствие. Она всячески демонстрирует свое презрение к женихам, которые проводят время в пирах, развлекаются с рабынями. С помощью всякого рода хитростей Пенелопа оттягивает брак с претендентами на ее руку. Богиня Афина в мужском облике Ментора, сына Алкима. является к сыну Одиссея Телемаху и советует ему, снарядив корабль, отплыть на поиски отца. Женихи же должны еще год ждать от него известий. Телемах проводит народное собрание, но женихи. в первую очередь их заводила Ангиной, обвиняют Телемаха, «необузданного, гордоречивого», и его мать, Пенелопу, в тайных против них умыслах. Они не дали ему корабля, но богиня приходит к нему на помощь. Найдя на И гаке лучший корабль, отправляет его в путь. Сначала Телемах приплывает в Пилос к вещемv старцу, «великой славе ахеян», Нестору. Он – самый старший и мудрый в греческом войске, обложившем Трою. Ему посчастливилось благополучно вернуться в родной Пилос, где он долго царствовал. Его имя, как старейшины рода или социальной группы, стало нарицательным. (В «Горе от ума» Грибоедова говорится: «Тот Нестор негодяев знатных…») Нестор рассказывает Телемаху о возвращении греков из-под Трои, о гибели Агамемнона от руки своей жены Клитемнестры. Телемаху удается побывать в Спарте у Менелая и Елены. Менелай рассказывает о своих странствиях, о том, что встреченный им веший старец Протей сказал ему:

РАЗВЯЗКА СОБЫТИЙ В ПОЭМЕ. Завершение поэмы – повествование о том, как Одиссей отправляется в загробный мир и навещает там своего отца Лаэрта. Там же – души убиенных женихов. Пребывающий в царстве теней Агамемнон отдает дань мужеству Одиссея и восхваляет преданность его жены Пенелопы, не в пример своей супруге Клитемнестре, от предательской руки которой он пал. Тем временем на земле родственники загубленных женихов развязывают войну против Одиссея, но при содействии Афины, известной великим разумом, верной покровительницы Одиссея, герою удается заключить с ними мир. На этом заканчивается вторая поэма Гомера.

«Одиссея» - поэма сказочная и бытовая, действие ее разворачивается, с одной стороны, в волшебных краях великанов и чудовищ, где скитался Одиссей, с другой - в его маленьком царстве на острове Итаке и в ее окрестностях, где ждали Одиссея его жена Пенелопа и его сын Телемах.

Как в «Илиаде» для повествования выбран только один эпизод, «гнев Ахилла», так и в «Одиссее» - только самый конец его странствий, последние два перегона, с дальнего западного края земли до родной Итаки. Обо всем, что было раньше, Одиссей рассказывает на пиру в середине поэмы, и рассказывает очень сжато: на все эти сказочные приключения в поэме приходится страниц пятьдесят из трехсот. В «Одиссее» сказка оттеняет быт, а не наоборот, хотя читатели, и древние и современные, охотнее перечитывали и вспоминали именно сказку.