Психология

История и этнология. Факты

По данным «Новой газеты», на прошлой неделе 4-й отдел по особо важным делам Следственного управления Следственного комитета Чечни возбудил уголовное дело по статье 277 УК РФ - «посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля». Речь идет о расследовании неудачной попытки покушения на жизнь главы Чеченской Республики Рамзана Кадырова, которое готовилось весной прошлого года на территории Ножай-Юртовского района Чечни.

Все задержанные были выходцами из тейпа Беной, некоторые принадлежали к самым известным чеченским фамилиям, другие были родственниками высокопоставленных чеченских чиновников, включая самого главу республики Кадырова. Так, по данным «Новой газеты», был задержан двоюродный брат племянника главы Чечни Ислама Кадырова - Валид Яхиханов.

По информации «Новой газеты», Валид Яхиханов, воспользовавшись близкими отношениями со своим братом Исламом Кадыровым, получил секретный номер телефона главы Чечни, который был известен только ограниченному кругу самых приближенных к Рамзану Кадырову людей (буквально несколько человек).

Этот номер Валид Яхиханов передал Бадруди Ямадаеву, одному из двух оставшихся в живых братьев Ямадаевых.

Бадруди Ямадаев

Ямадаевы - не менее знаменитый, чем Кадыровы, чеченский клан. Выжившие братья считают виновным Кадырова в убийстве депутата Госдумы от ЧР Руслана Ямадаева и командира батальона «Восток» Сулима Ямадаева. На протяжении многих лет именно Бадруди считается самым опасным врагом Кадырова, его кровником.

По информации «Новой газеты», когда Кадырову на его личный секретный номер позвонил его самый опасный враг, он буквально впал в шок.

В результате оперативного и очень жесткого внутреннего расследования (племянник главы Чечни, руководитель его администрации Ислам Кадыров появился в это же время на публике с гипсом на обеих руках) удалось вычислить источник утечки - Вахида Яхиханова. Он и сдал информацию о готовящемся в селе Беной покушении.


Ислам Кадыров на совещании правительства ЧР с гипсом на обеих руках. Май 2016

В селе Беной у Кадырова огромная резиденция. В результате тщательной проверки там было обнаружено заложенное взрывное устройство большой мощности. Также стало известно, что помимо Беноя одновременно готовились нападения на резиденции главы Чечни еще в нескольких крупных населенных пунктах (включая Грозный). У заговорщиков в ходе обысков было изъято в большом количестве новейшее стрелковое оружие, гранатометы, взрывчатка.

Одним из первых из-за этой ситуации пострадал глава РОВД Ножай-Юртовского района Нажуд Гучигов, который стал известен всему миру благодаря своей принудительной женитьбе на несовершеннолетней жительнице села Байтарки Хеде Гойлабиевой

Гучигова обвинили, по сути, в непрофессионализме и сняли с должности главы районного РОВД. В один момент приближенный и обласканный Кадыровым начальник полиции Ножай-Юртовского района лишился всех своих привилегий.

«Беноевский» заговор против Кадырова стал самой масштабной попыткой физического устранения главы Чечни и его ближайшего окружения. Информация о нем тщательно скрывалась. Через три месяца должны были состояться выборы главы республики. Кадыров хотел выглядеть перед Москвой уверенным победителем. Но информация о столь масштабном заговоре могла скомпрометировать его и никак не вязалась с «единогласной» поддержкой населения. О какой поддержке вообще может быть речь, когда в республике бунтует даже элита?

В этом была вторая причина нетипичной для Кадырова сдержанности. Заговорщики были из одного с ним тейпа, являлись выходцами из известных семей, которым Кадыров дал возможность править республикой как своей вотчиной. Радикальные меры только усугубили бы конфликт внутри чеченского правящего класса. Поэтому многие заговорщики были жестоко наказаны, но жизни им сохранили.

Однако точку в этой истории Кадыров ставить все-таки не собирался. Оценив все риски и отказавшись от практик коллективной ответственности, чеченские власти приняли решение использовать в качестве оружия возмездия российский закон. Тем более, как бы смешно это ни звучало, дотянуться до организаторов покушения позволял в этой ситуации только Уголовный кодекс Российской Федерации.

Первым шагом в этой «операции возмездия» стало официальное признание Кадыровым факта попытки покушения. 16 сентября, накануне выборов, когда технически победа уже не вызывала никаких сомнений, Кадыров дал интервью чеченским СМИ. В ходе интервью прозвучал явно санкционированный вопрос, который задала чеченская журналистка: «Об этом долго говорили, это долго обсуждали, я не знаю, слухи это или нет, я прошу вас опровергнуть это или подтвердить, на вас готовилось покушение или нет? Вот недавно вот такие слухи были, просто официального подтверждения этой информации мы не нашли».


Видео пресс-конференции Рамзана Кадырова. Смотрите с 1:05:00

Действительно, - ответил на вопрос Кадыров, - были моменты, но вовремя сработали сотрудники службы безопасности. Ну, так получилось, что не получилось у преступников реализовать свои планы. Но это такие несерьезные моменты, если каждому моменту там придавать значение, то мы перестанем работать, перестанем жить, будем сидеть там, знаешь, и наблюдать, что будет происходить завтра. Поэтому особо на них не надо обращать внимание.

В это же время, по сведениям «Новой газеты» (теперь это подтверждается и фактом возбуждения уголовного дела по ст. 277 УК РФ), МВД по ЧР продолжало проводить комплекс оперативно-разыскных мероприятий с целью установления роли братьев Ямадаевых в этом покушении.

6 сентября в Чечне празднуют День республики. При генерале Джохаре Дудаеве это был День независимости. Новая чеченская власть пытается доказать, что между Ичкерией и Чечней — большая разница


Павел Шеремет, Москва — Грозный


Поездка в Чечню до сих пор — тревожная командировка. Военным и милиционерам здесь, правда, уже не платят "боевые" и новости о терактах и столкновениях с боевиками чаще теперь приходят из других республик Северного Кавказа, но, собираясь в Грозный, вы не можете отделаться от ощущения тревоги. Все чеченское кажется опасным, а все опасное — чеченским. И до сих пор в любом конфликте люди первым делом ищут чеченский след. На поверку потом оказывается, что угонщики машин были ингушами, борсеточники — грузинами, смертницы приехали в российскую столицу из Дагестана, а похитители бизнесмена — самые что ни на есть русские парни. Но первая реакция на любое ЧП всегда одинаковая — чеченский след. Социологи подобрали этому определение — чеченский синдром...

Портретное сходство


У стойки регистрации в аэропорту на рейс Москва — Грозный вы ожидаете столкнуться если не с ваххабитами, то с брутального вида бородачами. Но бородачей нет. В Грозный летят несколько женщин, парочка милиционеров, группа федеральных чиновников, есть еще английский журналист, генерал из Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков и несколько молодых людей явно не кавказской наружности. Поначалу мы смотрим друг на друга с подозрением, мало ли какие у кого дела в Грозном, не на курорт же летим. "Да вы не волнуйтесь, я уже второй раз за месяц лечу. Там все спокойно",— неожиданно улыбается парень в спортивном костюме. "А вы спортсмен? — спрашиваю у парня.— На соревнования летите?" "Я не спортсмен, я связист". "Военный?" — я все еще цепляюсь за свои представления из прошлого, когда других связистов в Чечне, кроме военных, в принципе быть не могло. "Почему военный? — удивляется парень.— Мы там телефонные линии прокладываем в новых районах. Специалистов же нет, вот нас и приглашают на неделю-две"...

Здание аэропорта в Грозном - новое, с иголочки. На фасаде — портреты президентов: Кадырова-отца и Дмитрия Медведева. С другой стороны здания — портрет Владимира Путина, огромный плакат главы республики Кадырова-сына и подпись "Счастье — в служении народу". В Грозном вообще очень много портретов. Чаще всего встречается изображение Ахмад Хаджи Кадырова. Портреты, как правило, подписаны: "Мы помним, мы любим", "Он ушел непобежденным" (это цитата из Путина). Еще много портретов самого Путина и Дмитрия Медведева. Здесь считают, что такая наглядная агитация воспитывает уважение к власти. Это, надо понимать, объясняет множество портретов других героев — Рамзана Кадырова, его покойного брата (на фасаде концертного зала), его матери и ближайших соратников.

В конце августа отмечали день рождения Ахмад Хаджи Кадырова. Обычно это сопровождается масштабными торжествами, но сейчас в Чечне священный месяц рамадан, правоверные мусульмане держат уразу (30-дневный пост, во время которого надо воздерживаться от пищи, питья, игр и зрелищ до наступления темноты), и торжества отменили. До восьми вечера закрыты практически все кафе и рестораны, исчез с прилавков алкоголь.

Улицы города патрулируют активисты Центра духовно-нравственного воспитания и развития, читают людям проповеди прямо на тротуаре. Они настоятельно просят владельцев кафе не работать днем, чтобы не искушать мусульман. Владельцы проявляют сознательность: подавляющее большинство заведений общепита закрыто. Еще активисты останавливают и проводят воспитательные беседы с девушками, которые, на их взгляд, одеты слишком вызывающе — например, ходят без платка на голове или носят кофточки без рукавов. Ссылки на 35-градусную жару не принимаются.

Исмаил дежурит возле центральной городской библиотеки на проспекте имени Путина, это бывший проспект Победы. Он вернулся в Чечню из Тюмени несколько лет назад. С работой трудно, вот он и стал активистом центра.

Я указываю Исмаилу на проходящую мимо эффектную молодую чеченку, одетую вполне себе провокационно с точки зрения нормального молодого парня.

— Вот она, например, провокационно одета?

— Нет, нормально. У нее рукав ниже плеча и платок есть.

— А вот другая девушка идет без платка.

— Да, она представляет для нас опасность. Мы ей уже несколько раз говорили, но она нас не слушает,— вздыхает Исмаил. Он провожает ее взглядом и добавляет: — У нее наверняка сильный характер.

Борьба за нравственность


Мало кто из чеченцев сейчас решится здесь демонстрировать свою независимость. Пару месяцев назад в Грозном какие-то молодые люди нападали на неподобающе одетых девушек, обстреливали их краской из пейнтбольных ружей. Люди говорили, что это делают кадыровцы, потому что нападавшие разъезжали на черных тонированных машинах марки "Лада-Приора". На таких машинах ездили рядовые бойцы президентской гвардии. Но руководство Центра духовно-нравственного развития официально осудило такие нападения, и теперь борьба за чистоту нравов проходит без эксцессов. Директор центра Ваха Хашханов говорит, что "сейчас не ичкерийские времена, когда людей силой принуждали к вере".

Вахе Хашханову 32 года. В середине 1990-х годов Ахмад Хаджи Кадыров отправил его учиться в Ташкент, в Высший исламский институт. Теперь ему поручена важная миссия воспитания чеченской молодежи и противодействия в ее среде ваххабизму. Подозреваю, что и сам центр был создан в том числе, чтобы взять под контроль толпы молодых людей, слоняющихся без работы. Каждый активист получает в центре зарплату примерно 8 тысяч рублей. В условиях, когда найти работу тяжело, это хорошее подспорье.

До войны, по-моему, в Грозном не было ни одной крупной мечети, а сейчас в центре города стоит самая большая мечеть Европы и в разных концах города видны минареты. Справедливости ради надо сказать, что первой в городе восстановили церковь Михаила Архангела, но прихожан в ней практически нет. Набожные грозненские бабушки обижаются, что даже высокие гости из Москвы обходят ее стороной: в мечеть обязательно заедут, а про церковь почему-то забывают. Еще примета — храм круглосуточно охраняют милиционеры из Екатеринбурга.

В Чечне сейчас все делается с именем Аллаха на устах. Даже в перерыве футбольного матча "Терек" — "Спартак" люди молятся за победу родной команды. Молится в отдельной комнатке на стадионе глава республики Рамзан Кадыров, молятся и его соратники. Он побрил голову на время рамадана, побрились и его соратники. Почти все чиновники одеты в арабского типа одежду, длинные рубахи, кафтаны и прочее, как и положено истинному мусульманину.

Рамзан и его команда


Этот всплеск религиозного рвения пугает приезжих из других регионов России. Многим кажется, что в отдельно взятой республике строится исламское государство, которое будет жить по законам шариата, а не Российской Федерации. "Мы все граждане России и хотим жить в сильном и спокойном государстве",— успокаивает вице-премьер Магомед Даудов. 30-летний Герой России курирует в правительстве силовые структуры. В Чечне его все знают как Лорда. Почему Лорд? Такое прозвище-позывной дал Рамзан Кадыров. "На первую встречу с главой республики я пришел в черном костюме и белой рубашке. Рамзан Ахматович сказал, что, мол, мне про тебя всякое говорили, а ты нормальный человек и вообще выглядишь как английский лорд. С тех пор так и приклеилось",— рассказывает Даудов.

Когда началась вторая чеченская война, Магомеду было всего 19 лет. И его, как и многих других молодых парней тогда, в лес загнали жесткие зачистки, которые проводили федеральные войска, видевшие в каждом молодом чеченце потенциального врага. Он вспоминает, как голодный бродил по горам и не понимал, что здесь делает. "Когда Ахмад-Хаджи объявил амнистию, я прятался у своей тетки. На мне не было крови, я сразу же вышел из леса, как и тысячи парней",— говорит Магомед. Его обижают подозрения или сомнения в лояльности нынешней российской власти. "Меня коллеги в России ничем упрекнуть не могут. Я днями и ночами гонялся по горам за настоящими боевиками и террористами. У меня есть Звезда Героя России, но я ее стесняюсь надевать, чтобы не было барьера между мной и людьми. Мы за закон, за сильную и единую Россию. У нас сейчас больше порядка и спокойнее, чем во многих российских регионах",— сверкает глазами молодой вице-премьер. Таких "боевиков" — большинство в окружении Рамзана Кадырова.

Но есть и те, кто реально воевал против федеральных сил. Абу Арсунукаев — начальник охраны Джохара Дудаева, Магомед Хамбиев — министр обороны при Аслане Масхадове. Они старательно избегают публичности и общения с прессой, числятся советниками президента и, как говорят, выполняют его деликатные поручения. Пожизненным муфтием Чечни избран бывший глава Шариатского суда при Масхадове Султан Мирзоев. Многие главы районов и руководители различных подразделение в силовых структурах — это люди, прошедшие через лес и горы. Но не они сегодня — главные игроки. Команда молодого лидера сформирована более замысловатым образом.

Разделение на тейпы и кланы еще недавно считалось главным принципом формирования власти в Чечне. Рассказов и легенд про тейпы множество, звучат они красиво, но реальность сегодня все же иная - в Чечне сейчас вся власть сосредоточена в руках Рамзана. Его авторитет непререкаем, его слово — закон. Ни один клан не осмелится выступить против власти. Означает ли это, что Чечней правит клан из селения Центорой, родового села семьи Кадыровых? Не означает: землячество уже не является основным фактором вхождения в команду, главное — личная и многократно доказанная преданность.

Конечно, в руководстве Чечни много выходцев из Центороя и родственников главы республики. Например, родная сестра Рамзана Кадырова — Зарган --руководитель департамента в министерстве образования. Двоюродный брат - премьер-министр. Но даже самой большой семьи в Чечне не хватит, чтобы черпать из нее кадры для всей республики.

Например, мэр Грозного Муслим Хучиев. Раньше городом управляли либо генералы, либо полевые командиры. Сейчас — бывший журналист. До 2004 года Муслим жил в Москве, работал на канале РТР, занимался ресторанным бизнесом, теперь - всей чеченской столицей. Или ректор Грозненского нефтяного института Хасан Таймасханов, бывший министр сельского хозяйства, его семья была всегда в оппозиции Дудаеву и Масхадову, а Рамзан Кадыров вспоминает, что любил ходить мимо дома Таймасхановых с ичкерийским флагом, дразня соседей. Теперь они в одной команде. А брат ректора — представитель главы Чечни в Москве.

Деньги в республике есть под любые проекты, не хватает специалистов. Поэтому людей активно зазывают возвращаться домой. "Меня призвала республика", — типичное объяснение любого вновь назначенного чиновника. Зазывают как чеченцев, так и русских. Особенно старается министр культуры Дикалу Музакаев. Известный хореограф, руководитель ансамбля "Вайнах", он пережил войну в Ингушетии, а теперь пытается возродить культуру в Чечне и собирает людей по всему миру. Недавно в Грозный переехал из Минска дирижер Алексей Ткачук. Ему поручено создать симфонический оркестр, пусть хотя бы и малый, состоящий из 45 музыкантов. Есть и первые музыканты, его ученики: Павел (труба), Сергей (туба) и Дмитрий (тромбон). На них смотрят как на экзотических персонажей...

Весной 2000 года я снимал документальный фильм о Грозном. Фильм назывался "Город-призрак". Тогда это совсем не казалось художественным преувеличением, мечта Джохара Дудаева перенести чеченскую столицу в другое место едва не воплотилась — город представлял собой груду развалин. Главным человеком в Грозном был тогда человек с автоматом, лучшим видом транспорта — БТР.

Сейчас в чеченской столице невозможно найти следов войны и сегодня это, наверное, действительно самый красивый город на Северном Кавказе. Люди смотрят на эту красоту и не верят своим глазам. За это они готовы простить Рамзану Кадырову многое, даже культ личности.

Правда, не решена проблема с рабочими местами. Зарабатывать оружием чеченцам запретили, других возможностей прокормить себя пока не так много. Как будут жить в Чечне, когда уменьшится поток дотаций из Москвы? Как прокормить многочисленную гвардию главы республики и прожорливые силовые структуры? Как переживут искушение неограниченной властью молодой лидер и его команда? Вопросов много, стереотипов и страхов из прошлого — тоже. Чеченцы привыкают жить в условиях мира, но будущее не выглядит абсолютно безоблачным.

Хотя перемена, безусловно, есть: возвращаясь домой из Грозного, уже не пугаешь близких военными историями, а удивляешь описанием самой большой в Европе мечети, квартала небоскребов, рассказами о чеченских футбольных болельщиках, которые смотрят футбол на стадионе стоя, но в порыве чувств не палят из всех стволов даже в небо.

Ближний круг Рамзана Кадырова

Досье

"Огонек" представляет краткие биографии наиболее преданных соратников президента Чечни


Алханов Руслан Шахаевич, глава МВД Чечни


Родился 27 апреля 1962 года в селе Центорой (Чечня). С сентября 1991 года на службе в органах внутренних дел в Грозном и Гудермесе. В 1999 году возглавил службу безопасности Ахмада Кадырова. По словам Рамзана Кадырова, тогда же он, Руслан Алханов и еще несколько "самых близких" поклялись на Коране, что "будут всю жизнь вместе". Позже господин Алханов командовал республиканским ОМОНом. 9 мая 2004 года был ранен при теракте, в результате которого погиб Ахмад Кадыров. С июня 2004 года возглавляет МВД Чечни. Генерал-лейтенант милиции.

Байсаров Руслан Сулимович, бизнесмен


Родился 9 августа 1968 года в селе Ведучи (Чечня). В начале 1990-х годов занялся бизнесом, открыл в Москве казино, несколько ресторанов, спорткомплекс и салон красоты. В 1994-2002 годах — вице-президент Московской топливной ассоциации. В 2003 году вместе с Шалвой Чигиринским создал компанию Bennfield, ставшую затем крупным акционером Sibir Energy. В 2003-2010 годах — вице-президент Московской нефтегазовой компании. В последнее время занялся восстановлением дорог, мечетей и предприятий Чечни, за что его мать получила от Рамзана Кадырова медаль "за образцовое воспитание детей". В 2007 году вместе с господином Кадыровым совершил хадж в Мекку. Известен также как бывший зять Аллы Пугачевой.

Даудов Магомед Хожахмедович, первый вице-премьер Чечни


Родился 26 февраля 1980 года в селе Шпаковское Ставропольского края. Был боевиком, затем перешел на сторону федералов. Командовал ротой милиции специального назначения МВД Чечни, затем батальоном. С декабря 2006 года — начштаба республиканского ОМОНа. В апреле 2007 года возглавил Шалинское РОВД. 10 марта 2010 года назначен первым вице-премьером Чечни, отвечает за силовой блок. Герой России.

Делимханов Адам Султанович, депутат Госдумы


Родился 25 сентября 1969 года в селе Беной (Чечня). Работал слесарем, снабженцем, торговал автомобилями. Ряд СМИ сообщали, что во время первой войны г-н Делимханов был водителем Салмана Радуева. Во время второй кампании перешел на сторону федералов, работал в службе безопасности Ахмада Кадырова. С августа 2003 года - в органах внутренних дел Чечни. С июля 2006 года — заместитель, а с апреля 2007 года — первый заместитель премьера Чечни Рамзана Кадырова. Избран депутатом Госдумы от "Единой России". С 27 апреля 2009 года находится в розыске по линии Интерпола по подозрению в причастности к убийству в ОАЭ Героя России Сулима Ямадаева. Рамзан Кадыров неоднократно называл г-на Делимханова своим преемником, "правой рукой" и "самым близким другом".

Хучиев Муслим Магомедович, мэр Грозного


Родился 5 августа 1971 года в селе Закан-Юрт (Чечня). Окончил журфак МГУ, работал на телеканале РТР. В конце 1990-х занимался ресторанным бизнесом в Москве. В 2004 году вернулся в Чечню на пост пресс-секретаря президента Алу Алханова. В 2005-2007 годах отвечал за связи Рамзана Кадырова со СМИ. В марте 2007 года назначен главой администрации Грозного.

Материал подготовлен информцентром ИД "Коммерсантъ"


Чеченский тейп – это общность людей, связанных между собой кровным родством по отцовской линии. Каждый из них имел свои общинные земли и тейповую гору (от названия которой часто происходило название тейпа). Тейпы внутри себя делятся на т. н. "гары" (ветви) и "некъи", - термин имеющий значения фамилии. Чеченские тейпы объединены в девять тукхумов, своего рода территориальне союзы. Кровнородственные связи у чеченцев служили целям экономического и военного единения.

Тейповая организация, является ячейкой, где формируется личность. Тейп устанавливает и поддерживает этические нормы, концентрирующиеся вокруг термина «оьздангала», означающего скромность, воспитанность, собранность, чистосердечие, обходительность. Нормы «оьздангала» предусматривают, к примеру, осуждение человека за срезанную им ради баловства ветку; заставляют чеченца сидеть, не откидываясь, не расставляя ног, не крутя головой, не рассматривать пристально женщину и т.д. Человек, следующий нормам «оьздангала», в чрезвычайных обстоятельствах должен проявить мужество и героизм. Этикетные нормы поведения предписывают младшему встать при появлении старшего, идти слева от старшего, занимать определенное место в помещении, сначала накормить гостя и т.д.

Поскольку в традиционном обществе близость территории и крови часто совпадают, то тейп правильнее называть родово-территориальной общностью. Фактически тейп – это группы нескольких родов, живущих на общей территории и находящихся между собой в отношениях социального равенства. Тейповая группа – это общность близкородственных фамилий. В селах и аулах Чечни имеются целые кварталы и улицы, где издавна живут выходцы из одного тейпа и называются они его именем.

Тейповая группа, как и семейная, выступает как целостное образование, каждый ее член стремится поддерживать ее авторитет, осуждение человека за отход от родовых и религиозных предписаний переживается и осуждается всеми ее членами.

В середине XIX века чеченское общество состояло из 135 тейпов. В настоящее время они подразделяются на горные (около 100 тейпов) и равнинные (около 70 тейпов).

В чеченской тейповой номенклатуре обнаруживаются названия, основанные на территориальной принадлежности. Например, Харачой («пещера»), Хьачарой («сливовая долина»), Шарой («ледник»)

Имеются тейпы, чьи названия составлены по производственному признаку, по названиям ремесел. Например, Пешхой («печеделатели»), Дешни («золотых дел мастера»), Хой («стражники»).

Существует также условное деление тейпов на «чистые» и «смешанные». На звание «чистых» претендуют исконно чеченские тейпы, называвшиеся «нохчмакхой», которые населяли район близ горы Нашхо, а затем расселились по всей Чечне (Беной, Центорой, Курчалой, и др.). В ассимилированные или «смешанные» тейпы вошли иноплеменники (Гуной – имеющий родство с терскими казаками, Дзумсой – с грузинами, Варандой – с хевсурами, Харачой – с черкессами, Г1езлой - татарами, Суьли - аварцами, Г1умкхи - кумыками, Жуьтки - евреями-татами).

Чеченский учёный, профессор Лейчий Магомедович Гарсаев, автор более 150 научных и учебно-методических работ, доктор исторических наук, рассказывает:
На юго-востоке Чечни, в ее сердцевине - Нохчмохк (современный Ножай-Юртовский район), в верховьях рек Акх-сай (с тюрк.-белая вода) и Яман-су (плохая вода), в котловине, окруженной лесистыми горами до самого Андийского хребта, сотни лет лежат больше десятка монотейповых поселений. Этот живописный уголок является этническим обществом «Бена». Соседи ‒ дагестанцы называют это место Баян или Баини. Бенойцы ‒ самый крупный из 164 тейпов в чеченском этносе. Они долгое время играли заметную роль в общественной жизни народа. Бенойцы в силу различных трагических причин широко расселились почти во всех населенных пунктах на равнине и частично в горах. Поселенцев этих мест называют беноевцами (беной). Его представители поддерживают тесные взаимоотношения и где бы они ни находились, стараются помочь друг другу в случае опасности или нужды.
Беноевцы ‒ самый влиятельный и крупный по численности тейп в Чечне. Они долгое время играли, да и сейчас играют ведущую роль в общественной жизни народа. Наиболее крупными общинами беноевцы живут в родовом Беное, Шелковском и Гудермесском районах, селениях Новые Атаги, Гойты, Алхан-Юрт, в г. Шали и других населенных пунктах. Больше всего беноевцев живут в г. Урус-Мартан. Представители тейпа беной компактно проживают не только в Чеченской Республике, но и в Республиках Дагестан (часть из них здесь ассимилирована кумыками), Казахстан, Кыргызстан, в Иордании, Турции, Саудовской Аравии и в других странах.
В чеченском представлении истинный беноевец выглядит как человек крупного телосложения, высокого роста с большими ногами. Отличительная черта беноевцев ‒ это чистосердечность, доверчивость к людям и спокойный нрав, самокритичность. «Но если беноевца выведешь из себя, то его ничем не остановишь», - говорят в народе. Тому немало примеров в жизни чеченцев.
Бена очень древнее чеченское селение. Что означает его название, пока точно никто не знает, но известно, что древнейшее государство Урарту на территории Закавказья на языке урартов, язык которых был схож с современным чеченским, называлось «Биайна». Некоторые ученые считают, что беноевцы потомки урартов (проф. К. Чокаев, Л. Бабахян). По беноевским арабоязычным тептарам и генеалогическим преданиям стариков, беноевцы, как и другие родственные им чеченские тейпы (цонтарой, гендергеной, энганой, зандакой, билтой, алларой, гуной, белгатой, курчалой, харачой, эрсаной и другие), являются потомками сирийского шахиншаха (царя) Сайд-Али-аш-Шами и, попав на Кавказ, поселились в X веке нашей эры в местности Нашха (Галанчожский район), откуда переселились в Махкеты, затем на реку Аргун и оттуда легендарный родоначальник беноевцев Биан через Тевзана переселился в место, где основал свой аул Бена более 1000 лет назад.
Эту легенду подтверждают и нашхойцы (Саламат Гаев и др.), указывая место, где проживали предки беноевцев. Оно находится в Галанчожском районе у бывшего нашхоевского аула Моцкара и называется «Бена-кха». После расселения беноевцев на равнине и в горах Чечни появляется много одноименных хуторов и аулов: Бени-Юрт (Надтеречный район), Бенойн Атага (Жима Атаra, Шалинский район), Бена (Шатоевский район), Бенойн котар (Урус-Мартановский район), Бенойн арц (Шалинский район) и т.д.
К тейпу Беной относятся: Первый Президент Чеченской Республики, Герой России Ахмат-Хаджи Кадыров, его сын Глава Чеченской Республики, Герой России Рамзан Кадыров, Председатель Совета Улемов Чеченской Республики Шейх Хож-Ахмед-Хаджи Кадыров. В республике хорошо известны доктор исторических наук, профессор, президент АН ЧР Шахрудин Гапуров из Беноя, писатель Саидбей Арсанов, кандидат юридических наук, философ Адам Дудаев из Новых Атагов, писатель Саид Бадуев, художники Иса Ясаев, Харон Исаев, форматор по художественной скульптуре - Дока Джабраилов и директор этнографического музея «Донди-юрт», заслуженный работник культуры Чеченской Республики Адам Сатуев из Урус-Мартана, оперный певец Мовсар Минцаев из Бени-Юрта Надтеречного района, главный режиссер Русского драматического театра им. М.Ю. Лермонтова Али Майрсултанов из Урус-Мартана, военный летчик Хайрудин Висангариев из Беноя, известные общественные и политические деятели Лечи Умхаев и Шамиль Бено, бывший министр легкой промышленности и вице-премьер Правительства ЧР Муса Дошукаев, бывший министр социального обеспечения ЧР Ваха Магомадов из Урус-Мартана, бывший министр культуры ЧИАССР Ваха Татаев из Толстой-Юрта, боксер-профессионал, мастер спорта международного класса Альберт Гучигов, заслуженный учитель ЧИАССР Джанаралиев Али, заслуженный учитель РСФСР Ясаев Адлан из Урус-Мартана, Мулаев Имран - бывший зам. председателя Совмина ЧИАССР и другие. С самой хорошей стороны показали себя беноевцы-мухаджиры, оказавшиеся в Иордании. Из беноевцев на чужбине были министром путей сообщения Саид Бено, заместителем начальника таможенной службы Амин Бено, генералы Абдул-Латиф Саид Батал, Самих Муса Бено, Сами Абдель-Хади, Абдал-Межид. Беноевцы в чеченской общине Иордании составляют наиболее влиятельную часть.

Принадлежит к тейпу Беной, одному из самых многочисленных и известных чеченских тейпов. Его представители - смелые воины, талантливые руководители и истинные почитатели древних обычаев. Так что же известно о тейпе Кадырова?

Исторические факты

Тейп (род, племя) - единица организации вайнахских народов (чеченцев, ингушей, бацбийцев), отличающаяся общим происхождением входящих в неё людей. Чеченский тейп не является родом в этнографическом понимании. Известны случаи, когда он объединял людей по принципам, а не по кровному родству. Каждый тейп подразделяется на гары и некъи (ветви и фамилии).

Легенды гласят, что у древних чеченцев был котёл из бронзы с выкованными на нём названиями первых двадцати тейпов. Среди них значился и Беной.

Селение Беной упоминается в старинных арабоязычных источниках других народов. Информация о Беное имеется в книге первой половины XV века аланского путешественника и мусульманского миссионера Аздина Вазара. Это говорит о том, что он по праву считается древнейшим.

Один из лидеров по численности

Беной - один из самых многочисленных тейпов Чечни. Представители этого рода утверждают, что из миллиона чеченцев треть принадлежит к их тейпу. Расселены они по всей республике и подразделяются на девять родов: Жоби-некъе, Асти-некъе, Уонжби-некъе, Ати-некъе, Очи-некъе, Чупал-некъе, Девши-некъе, Эди-некъе и Гурж-махкахой.

Крупные общины осели в Беное, Шелковском, Гудермесском районах, селениях Новые Атаги, Урус-Мартан, Гойты, Алхан-Юрт, Шали и других. Больше всего беноевцев - в городе Урус-Мартан. Выходцы тейпа живут в Чеченской Республике, Республике Дагестан, других регионах РФ, Республике Кыргызстан, Республике Казахстан, Турции, Иордании, Саудовской Аравии. Большое количество беноевцев проживает в диаспорах Передней Азии.

Характерные черты беноевцев

В представлении чеченцев истинный беноевец - это человек атлетического телосложения, высокорослый, крупный, с большими сильными ногами. Отличительная черта людей этого рода - спокойный нрав, чистосердечность, порядочность и доверчивость. Но при этом, если их разозлить, они покажут всем свою воинственность. Люди часто говорят: «Если беноевца вывести из себя, то его ничем не остановишь».

На родине они считаются хитроватыми и неуклюжими. Но при этом беноевцы всегда бесстрашны, верны своему долгу и слову. Они отлично знают цену таким понятиям, как «честь» и «порядочность». Именно они много веков назад составили костяк крестьянского народа, который смог избавиться от гнета дагестанской и кабардинской властей. Представители этого тейпа считаются основателями демократии в горах, на которой основан этнический менталитет.

А. Берже в своей книге «Чечня и чеченцы» называет тейп Беной среди коренных самыз знатных чеченских фамилий. Беноевцы как самое крупное по численности племя долгое время играли ведущую роль в общественной и политической жизни Чечни.

Убеждения и ценности

Представители тейпа Беной считаются истинными чеченцами. Они горды своей принадлежностью к этой нации. Национальное имя «нохчий» произносят с достоинством в отличие от некоторых чеченцев, которые неохотно называют себя «нохчий», стараются вывести из употребления это название и заменить на «вайнах».

Люди этого тейпа считают друг друга братьями и сестрами. Помощь близкому - первое правило рода. Независимо от того, сколько километров их разделяют, узнав, что они одного тейпа, беноевцы стремятся всеми силами помочь друг другу в случае опасности или нужды. Защита своей чести, чести брата или всего тейпа - первостепенная задача, ради которой они готовы рисковать своей жизнью.

Военная слава

Беноевцы всегда принимали самое активное участие в войнах. В сражениях они снискали себе неувядающую славу. Особенно значимую роль они сыграли в русско-чеченской войне XVIII - середины XIX веков.

Известно, что, лишь заручившись поддержкой беноевцев, начинали свои движения в Ичкерии и во всей Чечне имамы и полководцы. Когда на чеченцев наседали враги, в народе родилась поговорка «Ва Везан Дела, бенойн орца лолахь!» (О, Великий Боже, дай в помощь беноевское войско).

Представители тейпа проявили свой героизм в Кавказской войне, в Ичкерийском (1842) и Даргинском (1845) разгроме царских армий, в походе на Грузию (1854) и других.

13 мая 1859 года вся Чечня была завоевана, а старшины всех чеченских селений изъявили царскому военному командованию свою покорность. Не покорились только беноевские аулы. Храбрые, смекалистые люди сбегали в леса, образовывали новые общины и вновь противостояли врагам, призывая всех до последнего вдоха защищать родину.