Все вопросы

Как написать служебную записку на повышение зарплаты? Как HR-ру попросить о повышении зарплаты.

Заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующей у конкретного работодателя системой оплаты труда (ч. 1 ст. 135 ТК РФ). Повышение уровня реального содержания заработной платы обеспечивается в том числе путем индексации заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги (ст. 134 ТК РФ).

А если зарплата не повышается, может ли работник написать заявление на повышение заработной платы и как такое заявление составить, расскажем в нашей консультации.

Обязан ли работодатель повышать зарплату?

ТК РФ предусматривает, что коммерческие организации производят индексацию заработной платы в порядке, который установлен коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами (ст. 134 ТК РФ).

Сказанное означает, что в указанных документах должны быть прописаны конкретные порядок, критерии, периодичность индексации заработной платы и работодатель должен следовать им. Если в коллективном договоре, локальных нормативных актах порядок индексации не прописан, работодателю нужно внести в них необходимые изменения (Письмо Роструда от 19.04.2010 № 1073-6-1 ).

Соответственно, отсутствие механизма индексации не может являться для работодателя оправданием, почему заработная плата работникам не повышается.

Итак, повышение заработной платы - обязанность работодателя, а не его право.

Как написать заявление о повышении заработной платы?

Работник не обязан предпринимать какие-либо меры к тому, чтобы работодатель проводил индексацию. Но и запрета на обращение к работодателю по такому вопросу ТК РФ не содержит. Заявление составляется в произвольной форме и адресуется руководителю организации. В заявлении указываются Ф.И.О., должность работника, запрашивающего повышение зарплаты. Необходимо обосновать необходимость повышения зарплаты, в т.ч. со ссылкой на ст. 134 ТК РФ.

Если у работодателя разработан порядок индексации, но он не применяется, следует в заявлении упомянуть и об этом.

Когда у работодателя есть конкретные представления о том, какой уровень заработной платы должен обеспечивать работодатель, об этом также можно указать в заявлении.

Приведем для заявления о повышении заработной платы образец его заполнения.

Заявление может подаваться как от одного работника, так и от их группы. Для коллективного заявления о повышении заработной платы образец бланка может быть аналогичен приведенному выше.

Наряду с заявлением к работодателю работник или коллектив работников может подать заявление в суд с требованием к работодателю установить порядок индексации (если, скажем, он не утвержден работодателем) и, собственно, произвести индексацию зарплаты (ст. 392 ТК РФ). На подачу заявления в суд в связи с отсутствием у работодателя положения об индексации у работника есть 3 месяца со дня, когда он узнал об отсутствии такого документа у работодателя. Такой срок обычно исчисляется с момента, когда работника ознакомили с локальными нормативными актами работодателя. Напомним, что обычно это происходит при приеме работника (ч. 3 ст. 68 ТК РФ).

А на обращение в суд с заявлением проиндексировать зарплату у работника есть 1 год. Он считается, например, с даты, когда работник получил зарплату без индексации (ст. 392 ТК РФ).

Чем грозит непроведение индексации заработной платы?

Поскольку работодатели обязаны проводить индексацию заработной платы, игнорирование такой обязанности может повлечь дисциплинарную ответственность (ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ ):

  • предупреждение или штраф на должностных лиц работодателя от 1 000 до 5 000 рублей;
  • штраф на работодателя-ИП - от 1 000 до 5 000 рублей;
  • штраф на работодателя-организацию - от 30 000 до 50 000 рублей.

Если работодатель продолжит не замечать требование ТК РФ о повышении зарплаты, то при повторном выявлении нарушения в течение года со дня назначения административного наказания за такое же нарушение, выявленное ранее, административная ответственность возрастет (ст. 4.6 , ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ ):

  • штраф на должностных лиц работодателя от 10 000 до 20 000 рублей или дисквалификация на срок от 1 года до 3 лет;
  • штраф на работодателя-ИП - от 10 000 до 20 000 рублей;
  • штраф на работодателя-организацию - от 50 000 до 70 000 рублей.

На может претендовать любой работник, если он тратит дополнительное время, а также выполняет больше обязанностей, чем раньше. Главное – правильно оформить свое требование, чтобы начальство не смогло в ответ промолчать.

Ходатайства и относятся к документам, которые помогают организовать внутреннюю связь на предприятии. Например, между сотрудниками и руководителями с равнозначными позициями. Содержать такие документы могут замечание или предложение, просьбу. Но у них нет официальной формы. Есть лишь рекомендации по заполнению, содержащиеся в ГОСТах.

Передача служебных записок нанимателям выполняется одним из способов, принятых на предприятии:

  1. Через отдел кадров.
  2. Через секретаря в приемной.
  3. Во время личной встречи.

Многие организации отдают предпочтение документообороту в электронном виде. Тогда ходатайство можно отправить, воспользовавшись внутренней сетью. Записка один раз должна пройти регистрацию в установленном порядке. Это делается согласно правилам, установленным на том или ином предприятии:

  • создание отметок в специальном журнале
  • фиксация в регистрационно-контрольных точках

Фиксация должна осуществляться в тот же день, когда документы утверждаются, подписываются, поступают в оборот. Допустимо проводить на следующий день после данных событий. Максимальный срок хранения подобных служебных записок доходит до 1 года.

О структурной составляющей

Отсутствуют какие-либо строгие требования к оформлению внутреннего документа, о котором говорится выше. Порядок обычно оговаривают отдельно, при составлении локальных актов. Они нужны для того, чтобы учесть специфику работы в каждом отдельном предприятии. Следующие действия допустимы к совершению, когда документ только составляется:

  1. Оформление документа в печатном виде.
  2. Ручное составление документа.

В любом случае надо использовать стандартный лист в формате А4. Не рекомендуется применять фирменные бланки конкретного предприятия. Обязательно сохранение общей структуры составления, которая будет выглядеть следующим образом:

  • Шапка. Начинают с правого верхнего угла. В нем надо написать о ФИО и , руководителя-адресата.
  • Далее переходят к наименованию документа. Его размещают в центральной части.
  • Затем идет часть основная. Сначала заявитель должен подробно описать сложившуюся ситуацию, и только потом переходит к самой просьбе, заявлению.
  • Одна из последних частей документа – с информацией о приложениях. Если их несколько, то обязательной становится нумерация. Если в основной части сведения по ним отсутствуют, то необходимо подробно описать каждый документ.
  • Завершающая часть. Внизу ставят дату, когда записка составлена. И пишут о должности составителя вместе с его ФИО. Обязательно наличие расшифровки подписи, самой подписи.

Что должно присутствовать в ходатайстве о повышении зарплаты?

По составлению ходатайств возлагается на руководителей отделений. Но только руководитель предприятия единолично принимает решение о том, стоит ли повышать зарплату. При этом учитываются финансовые возможности, которыми обладает тот или иной отдел. Есть несколько оснований для того, чтобы повысить зарплату сотруднику:

  1. Присвоение новых ученых степеней, квалификационных разрядов.
  2. Продвижение по службе.
  3. Кончается срок испытания.
  4. Прохождение индексационных, аттестационных комиссий.
  5. Сотрудник достигает определенных успехов.

Какие ошибки допускают чаще при составлении документа?

Заявление о повышении заработной платы окажется неэффективным, если его направить руководителю, который не наделен соответствующими полномочиями.

Распространенная ошибка в том, что обращаются непосредственно к своим начальникам. Они не могут ничем помочь, даже если не возражают против требований. Хотя его поддержка лишней не будет ни для кого. Ведь для любой просьбы важно наличие серьезных аргументов. Хорошо, если начальник сможет подтвердить качественное выполнение работы, полное соответствие предъявляемым требованиям.

Важно найти правильный пример, который позволил бы грамотно, последовательно изложить доказательную базу. Если конкретные аргументы отсутствуют, то большинство руководителей просто откажутся от рассмотрения вопроса.

Не нужно писать о том, что больше получают те, кто занимает аналогичные должности. Тогда у начальства будет причина ответить, что на то есть свои . И это будет правильно. Тяжелое финансовое положение тоже не способно будет стать серьезным аргументом. Руководители должны платить за конкретный труд, а не подстраиваться под каждого работника, под его индивидуальные потребности.

Дополнительные правила составления документа

Конкретные правила по составлению подобных ходатайств и записок в законодательстве отсутствуют. Потому допустимо использование так называемой свободной формы. О содержании и структуре документа уже говорилось выше.

Главное – придерживаться нейтрального стиля изложения. Эмоции в таких сообщениях недопустимы. Рекомендуется указать настоящий размер . Чтобы руководителю не пришлось дополнительно тратить свое время на поиск соответствующих данных.

Лучшее решение – цитаты из нормативно-правовых актов. В данном случае интересы защищает не только 132 статья Трудового Кодекса РФ, но и другие источники: статьи 2, 22 и 21.

Можно напомнить, что зарплата должна меняться по мере того, как меняются цены на товары и услуги. Главное, чтобы каждая мысль была выражена максимально конкретно. Разрешается изучать коллективный договор, действующий на том или ином предприятии. Это необходимо, чтобы уточнить, не имеет ли человек права на какие-либо выплаты в связи с этим документом. Возможно применение ссылок на тяжелые обстоятельства в семье.

Но не стоит упираться именно в подобные . Надо помнить о том, что это деловой документ. От официального стиля изложения отходить не рекомендуется.

Сами заявления могут быть не только индивидуальными, но и коллективными. По сравнению с личными жалобами на более низкие заработки, коллективные считаются более серьезными.

Дополнительные соглашения об изменениях в окладе

Допсоглашений требуется два экземпляра, если решение принято положительное. Один из них становится приложением для личных дел сотрудников, и хранится у руководителя. В данном случае соглашение входит в общие условия труда.

Второй передается самому работнику, что становится гарантией его новых обязанностей, прав. Форма, которая была бы строго установлена, для таких отсутствует, как и для служебных записок. Есть лишь некоторые рекомендации, связанные с оформлением. Основа для составления соглашения – приказ по форме Т-5.

Результат рассмотрения служебных записок

Записки об изменениях в окладе становятся основанием для оформления приказа, который подтверждает, что штатное расписание было изменено. В приказе надо описать, меняется оклад в большую, или же в меньшую сторону.

Сам приказ оформляется с использованием свободной формы. Сотрудник кадровой службы обязательно должен ознакомить с этим работника, которого непосредственно касается документ. Копия отдается в бухгалтерию, где заново считают заработную плату. Необходимый пакет документов подшивается в личное дело.

Требования к служебным запискам

Как известно, реквизиты адресата и отправителя располагаются в углу. В данном случае положение может быть двух разновидностей – центрированное и фланговое. Граница левого поля на листке бумаги станет отправной точкой, если выбор сделан в пользу углового флангового расположения. При этом край справа не требует выравнивания.

Если же предпочтение отдано центрированному варианту, то все элементы требуют выравнивания, по отношению к половине листа документа. То есть они должны находиться на равном удалении от центра и одного из краев. Более рациональным считается вариант с угловым расположением. Ведь в этом случае свободное пространство на листе бумаги экономится. Правый угол остается свободным, здесь можно написать резолюцию.

Докладные и объяснительные записки: регистрация

В компаниях довольно часто возникает вопрос о том, требуют ли такие документы обязательной регистрации. Эксперты говорят о том, что это необходимо сделать, если сообщения требуют ответа от руководителя в письменной форме. Ведь это значит, что требуется исполнение определенного . Предполагается дальнейшее применение документа в информационно-справочных целях.

Главное – соблюдать основные правила. Отдельная регистрация проводится для каждой группы документов: внутренних, исходящих и входящих.

Сложным регистрационным номером снабжаются только записки с объяснениями, докладами. Этот же индекс используется, когда регистрируются исходящие документы. Составными элементами могут выступать номер по порядку для бумаги в пределах одного года, а также номер дела согласно номенклатуре, которая применяется в этой сфере.

Повышение зарплаты может оформляться разными формами, как со стороны самого руководителя, так и сотрудников. Каждый выбирает вариант, который считается наиболее удобным и эффективным для того или иного предприятия. Но

Я думаю, что такие ходатайства, в принципе, не имеют места быть вообще. Если тебе не нравится работа из-за заработной платы — ищи другую работу. А как же твои коллеги, которые тоже трудятся не меньше, они не имеют права на повышение зарплаты?! Повышение оклада и т.д. должно быть массовое и не по ходатайству.

Ответить

По-моему, подавать такие ходатайства — абсолютно пустое занятие. Да начальник его даже читать не будет. Вот у нас в фирме, к примеру, заработная плата не поднималась уже несколько лет.

Ответить

У нас некоторым ИТР (бухгалтера, медики) на предприятии выплачивали так называемые «дополнительные премии за особенные заслуги» ежемесячно. Будучи начальником большого отдела, аккуратно намекнула своему руководителю, что не мешало бы и мне повысить зарплату в виде премии (в принципе я должна была в первую очередь получать её как начальник службы). Он мне сказал, идите и заслужите. Хотя я на предприятии работала высококвалифицированным ИТР больше 15 лет. В конце концов, через пару месяцев уволил. Поэтому согласна с предыдущими комментаторами в том, что ходатайство — пустое дело.

Ответить

Мне никогда не доводилось писать такое заявление, хотя работаю уже достаточно давно. Обычно этот вопрос все решают в устной форме и в принципе достаточно успешно. Два раза руководство поднимало мне заработную плату, так как цены постоянно растут и минимальная з/п так же.

Ответить

Если вы считаете, что делаете свою работу идеально, не бойтесь обратиться к своему начальнику с просьбой о повышении зарплаты. Многие люди боятся просить о повышении, даже если они и знают, что заслужили это, используя оправдания вроде «Экономика сейчас не в лучшем состоянии» или «Я никак не могу найти подходящего момента». Если это очень похоже на вас, тогда наступило время прекратить подстраиваться под ситуацию и начать планировать необходимые действия для получения такого заслуженного повышения. Если вы хотите знать, как просить о повышении зарплаты, то ознакомьтесь с шагами ниже.

Шаги

Часть 1

Сбор информации

    Удостоверьтесь что у вас есть достаточное обоснование. Получение повышения является трудной задачей в большинстве отраслей, если у вас нет веских аргументов. Это может быть, например, получение лучшего предложения от другого работодателя или постоянное и качественное выполнение работы, выходящей за рамки установленных обязанностей.

    Будьте реалистичны в ожиданиях. Если компания уже превысила бюджет и находится в плачевном состоянии в результат спада, сокращения производства или других причин, то надежнее подождать лучших времен. В период спада некоторые компании не смогут предоставить повышение зарплаты без риска для вашей работы. Как бы то ни было, это не значит, что вы должны использовать это как оправдание для откладывания разговора бесконечно.

    Ознакомьтесь с политикой вашей компании. Прочитайте правила внутреннего распорядка. Изучите корпоративный сайт компании (если есть) или, самый надежный вариант, поговорите с кем-либо из отела персонала. Ниже приведен список вопросов, которые необходимо прояснить:

    • Требуется ли в компании проходить годовую аттестацию для пересмотра заработной платы?
    • Повышается ли заработная плата в соответствии с установленным планом или уровнем должности?
    • Кто принимает решение или инициирует его принятие?
  1. Объективно оцените вашу «стоимость». Очень легко поверить, что вы стоите больше, особенно если вы чувствуете, что выкладываетесь на 110% каждый день, но вам необходимо показать вашу стоимость по отношению к аналогичным позициям в этой же сфере. Многие работодатели говорят, что они не повышают заработную плату до тех пор, пока работник не начнет выполнять на 20% больше работы, чем он делал при приеме. Ниже приведены важные детали, которые вам следует принять во внимание при оценке своей стоимости:

    • ваша должностная инструкция;
    • ваши обязанности, включая менеджерские или руководящие функции;
    • опыт работы и статус в иерархии компании;
    • уровень образования;
    • ваше место проживания.
  2. Найдите информацию на рынке по аналогичным позициям. Хотя это и может быть тем, что вы учтете, когда в первый раз будете обсуждать свое повышение заработной платы, ваша роль и должностные обязанности могут измениться. Проанализируйте похожие должности в вашей отрасли, чтобы понять, сколько получают другие за аналогичную работу. Определите обычный разброс в оплате для аналогичных должностей в вашем регионе. Получение информации об аналогичных позициях поможет вам чувствовать более уверенно, когда вы пойдете разговаривать с боссом. Вы можете проверить уровень зарплат на таких сайтах, как Salary.com, GenderGapApp, или Getraised.com.

    Следите за тенденциями в отрасли. Выпишите и регулярно читайте хотя бы один отраслевой журнал и старайтесь обсуждать будущее с коллегами.

    • Следует также внимательно смотреть вперед и представлять себе, куда движутся ваша компания и отрасль в целом. Пусть в вашем расписании в конце каждого месяца будет выделено время для критического анализа возможного пути вперед.
    • Привычка смотреть в будущее сослужит вам добрую службу в ежедневной работе и переговорах о заработной плате. Вы будете одним из тех, кто движется вперед и повышает стоимость компании в меняющихся рыночных условиях.
  3. Следите, чтобы босс выполнил обещание. Если ответ был «да», результатом может быть действительное повышение заработной платы. Но отказ от обещаний, а также элементарная забывчивость, также возможны. Не делайте поспешных выводов, если повышение не произошло немедленно. Иногда события развиваются не по намеченному плану, например, босс не нашел поддержки у вышестоящего руководства или столкнулся с бюджетными проблемами.

    • Заставьте вашего босса почувствовать себя неловко в связи с отказом от своих слов (например, упомяните кого-то, кого вы знаете, и кто просил о повышении зарплаты с таким же отказом его босса от своих слов, и как ухудшилось моральное состояние коллектива). Это должно быть сделано незаметно и тактично.
    • Спросите, когда ваш начальник планирует начало повышения зарплаты. Ненавязчивым способом может быть вопрос о том, не надо ли вам подписать какие-либо документы для оформления повышения.
    • Сделайте еще один шаг и скажите вашему боссу: «Полагаю, вы сможете сделать это к концу месяца, после подготовки всех необходимых документов». Это запустит план в действие, чтобы вашему начальнику не пришлось делать этого.

Часть 4

Принятие отказа
  1. Не принимайте отказ близко к сердцу. Если вы позволите отказу испортить вам настроение или повлиять на вашу работу, то ваш босс, скорее всего, решит, что поступил правильно. Если вы получите репутацию человека с тяжелым характером или неспособного воспринять критику, то ваш босс еще менее вероятно поднимет вам зарплату. Как только вы получили окончательное решение босса, ведите себя достойно, насколько это возможно. Не выскакивайте из комнаты и не хлопайте дверьми.

    Спросите вашего босса, что вам следует делать по-другому. Это покажет вашу готовность считаться с мнением босса. Возможным вариантом будет, если вы оба договоритесь об увеличении обязанностей на определенный период времени, что постепенно приведет к новой роли и повышению зарплаты. Это также продемонстрирует вашу преданность работе и вашу способность работать тяжело. Ваш босс увидит в вас энергичного работника, и вы будете у него на карандаше в период следующего повышения заработной платы.

    • Если вы ключевой работник, продолжайте работать на том же уровне и повторите разговор через несколько месяцев.
  2. В продолжение разговора отправьте электронное письмо, чтобы сказать «спасибо». Это обеспечит вас документальным подтверждением с датой, которое вы можете использовать, чтобы напомнить своему боссу во время следующих переговоров. Это также покажет вашему боссу, что вы благодарны за состоявшийся разговор и умеете доводить дело до конца.

    Будьте настойчивы. Ваше желание получить повышение теперь очевидно, и ваш босс должен быть обеспокоен тем, что вы можете начать искать работу где-то еще. Установите дату, когда вы повторите разговор. До этого времени постарайтесь максимально поднять свой уровень работы. Не отлынивайте от выполнения обязанностей, только потому, что вы расстроены, что не получите повышения зарплаты.

  3. Подумайте о поиске новой работы, если ситуация не изменится. Вы никогда не должны мириться с тем, что получаете меньше, чем заслуживаете. Если вы хотите больше, чем компания готова платить, может быть, будет лучше попробовать более высокую должность с более высокой зарплатой - либо в вашей компании, либо в другой. Тщательно продумайте данный вариант, нет необходимости сжигать мосты, только потому, что разговор с боссом не удался.

    • Лучше подождать немного дольше, чтобы попробовать заслужить повышение. Но если прошли месяцы, а вы так и не получили справедливой оценки вашей тяжелой работы, тогда не чувствуйте виноватым, рассматривая предложения других компаний
  • Не самая лучшая идея обосновать повышение зарплаты аргументом вроде «Мне нужны деньги». Гораздо более эффективно доказать, что вы заслуживаете повышение, обосновывая это вашей ценностью для компании. Документирование всех ваших достижений может очень пригодиться в данной ситуации. Например, вы можете оформить список своих достижений в виде части письма с просьбой о встрече для обсуждения или в виде презентации для демонстрации боссу, своего рода шпаргалки во время переговоров по повышению заработной платы. Будьте предельно четки, используйте примеры.
  • Обсуждайте повышение заработной платы, а не требуйте его. Например, вы можете сказать вашему боссу, что хотели бы знать, что вы должны сделать, чтобы повысить свою заработную плату или часовую ставку в ближайшем будущем, вместо того, чтобы требовать повышение заработной платы за предыдущие заслуги.
  • Прежде чем спрашивать о повышении заработной платы или изменения компенсаций будьте уверены, что вы выполнили все проекты, задания и решили все проблемы, возникшие перед вами. Просьбы о повышении зарплаты, когда вы находитесь на середине проекта, редко бывают успешными. Помните, что правильно выбранное время может сыграть ключевую роль!
  • Подберите достоверные сведения заранее (например, из обзоров зарплат) и будьте готовы к переговорам. Будьте вежливы, но тверды во время переговоров и не дайте эмоциям выйти из-под контроля. (Помните, что это только бизнес и ничего личного). Если ваш работодатель не согласен предоставить вам удовлетворительного повышения, попробуйте обсудить альтернативные варианты, например, получение премии по результатам работы, или дополнительную оплату сверхурочных часов, дополнительные привилегии или бонусы. До чего бы вы не говорились, попросите подтверждающий документ с подписью уполномоченного лица.
  • По возможности старайтесь повысить вашу квалификацию. Вы не должны долго ждать или основывать свой запрос только на личной выгоде. Более высокая квалификация означает, что вы можете дать больше работодателю. Пройдите обучение, получите сертификат или лицензию, или попробуйте проявить инициативу и овладеть новыми навыками самостоятельно. После этого используйте это как аргумент, что вы стоите дороже, чем раньше.
  • Подумайте об увеличении количества ваших обязанностей для повышения заработной платы. Это будет более эффективно, чем просто просить о повышении заработной платы. Особенно если ваши текущие обязанности не требуют ничего большего, чем формального выполнения, и ваш работодатель думает, что платит достаточно.
  • Проанализируйте ваши текущие должностные обязанности и ожидания. Будьте уверены, что вы выполняете все полностью, без напоминания и ваши коллеги не вынуждены исправлять ваши ошибки. С этой точки зрения проанализируете, какие участки работы можно улучшить при помощи обновления, иной систематизации или изменения процесса. Помните, что менеджеры рассматривают вопрос о повышении заработной платы как поощрение за совершенное качество, а не за время, потраченное на выполнение минимальных стандартов.
  • Следуйте внутренней иерархии, когда будете просить о повышении заработной платы. Например, если ваш непосредственный начальник является только менеджером, не прыгайте через его голову к директору департамента. Вместо этого, обратитесь сначала к своему непосредственному руководителю и позвольте ему принять решение по обращению к руководству.
  • Изучите внутренние политики вашего работодателя (или другие документы) для получения информации в отношении процедуры повышения заработной платы. Например, если политика четко прописывает, что надо для этого делать, тогда неукоснительно следуйте процедуре. Но если в политике однозначно прописано, что работодатель не производит внепланового повышения заработной платы, тогда лучше подождать с просьбой о повышении до следующей аттестации и попросить большего, чем обычно, повышения заработной платы.
  • Многие компании подписываются на обзоры заработной платы в данной сфере. Попросите вашего босса свериться с обзором, когда определяете ваши новые компенсации, особенно если вы считаете, что ваша оплата гораздо скромнее, чем у аналогичных должностей. Это добавит вам баллов за умение хорошо анализировать данные.

Предупреждения

  • Во время разговора концентрируйтесь на работе и вашей ценности. Никогда не используйте личные проблемы, включая финансовые трудности и другие нужды, как основание необходимости повышения. Это бизнес и то, что показывает личные слабости, не является самым необходимым для знания босса. Разговаривайте, опираясь на ценность вашей работы.
  • Имейте в виду, что у вашего босса есть ограничения по срокам и бюджету.
  • Дважды подумайте, прежде чем угрожать увольнением, если не получите повышение заработной платы. Это редко срабатывает. Вне зависимости от того, насколько в вашем представлении вы ценны для работодателя, не делайте ошибки, думая, что вы незаменимы. На ваше место легко найдут замену за меньшие деньги. Если вы все же покинете компанию после неполучение повышения, будьте внимательны к тому, что вы пишете или говорите в заявлении об уходе, чтобы это не нанесло вам вред в будущем.
  • Работодатель обычно имеет больше опыта в переговорах. Поэтому самая большая ошибка, которую вы можете сделать, так это прийти на переговоры неподготовленным.
  • Оставайтесь на положительной волне. Не используйте это время, чтобы пожаловаться на организацию, коллег, условия работы и др. И не упоминайте своих коллег для сравнения. Это будет похоже на ложку дегтя, даже если вы и похвалите их. Если вам необходимо обратить на что-то внимание, преподнесите это в смягченной форме и предложите пути исправления ситуации в другое время, а не во время разговора о повышении заработной платы.

Нередко руководители структурных подразделений обращаются в службу персонала с просьбой посодействовать в повышении заработной платы подчиненным. HR-специалисты, как правило, охотно соглашаются помочь и походатайствовать перед генеральным директором, выступая своего рода "парламентерами". Но часто ли увеличивают вознаграждения самим сотрудникам отдела персонала? И как быть, если зарплата HR-а в компании уже давно нуждается в добавке, а руководство об этом совсем не задумывается? Эта статья не претендует на обязательное руководство к действию, но описанные в ней приемы были опробованы на практике и могут пригодиться.

В какой форме лучше изложить просьбу о повышении зарплаты - устной или письменной? Если, планируя разговор, вы ждете подходящего настроения начальства или удачного стечения обстоятельств, велика вероятность упустить ответственный момент. Безусловно, стоит предпочесть бумажный вариант. Во-первых, можно подготовить такое обращение в спокойной обстановке. Во-вторых, на любую письменную просьбу должна последовать реакция.

Разберемся с основными правилами составления письма-просьбы. Его традиционная структура - вступление, содержательная часть и заключение. Сегодня на руководителей обрушивается поток информации, поэтому они вынуждены выбирать только самое полезное и интересное - то, что привлекает внимание. Если вы сразу же приступите к просьбе о повышении заработной платы, вряд ли такое письмо будет дочитано до конца. Следовательно, просьбу лучше поместить в конце - после неопровержимых аргументов.

С чего же тогда начать? С похвалы адресату - корректной и обоснованной (в отличие от откровенной грубой лести). Например, если мы называем руководителя экспертом в какой-либо отрасли, он должен действительно являться таковым, иначе подобное высказывание будет воспринято как сарказм. Или представьте себя на месте руководителя, который слышит от подчиненного: "Иван Иванович, вы так прекраснодушны! Повысьте же мне заработную плату". В лучшем случае вы не обратите на столь сладкие речи никакого внимания, а в худшем - почувствуете раздражение. Да, здесь содержится элемент манипуляции - мы воздействуем на тщеславие, взываем к желанию руководителя "быть хорошим", но делать это надо тактично.

Например:

Я глубоко уважаю Вас и искренне благодарен Вам за предоставленные возможности для развития и за участие в интересных проектах. Лучшим доказательством моих слов является мой стаж работы в компании. Напомню, что в среднем по компании он составляет 1,5 - 2 года, я же работаю здесь уже почти 5 лет. Предлагаю Вам ознакомиться с моими суждениями и надеюсь, что Вы будете объективны и отнесетесь к ним с пониманием.

Другой вариант:

Вы являетесь экспертом в области стратегического управления, и я очень надеюсь когда-нибудь дорасти до Вашего профессионального уровня. Под Вашим руководством я прошла путь от рядового ассистента отдела персонала до менеджера по компенсациям и льготам. Поэтому именно с Вами я хотела бы посоветоваться о том, как мне в дальнейшем строить мою карьеру.

Кстати, прежде чем делать комплименты, поинтересуйтесь достижениями генерального директора. Возможно, он недавно опубликовал статью или книгу, стал победителем конкурса или выступал на телевидении? Или он капитан футбольной команды, недавно занявшей первое место в чемпионате? Поздравление, указание на достижение - прием нехитрый, но действенный. Он позволяет войти в ряды ближайшего окружения, вследствие чего собеседник волей-неволей начнет испытывать к вам симпатию.
Переходим к содержательной части. Здесь необходимо как можно более подробно ответить на вопрос, почему вам должны повысить заработную плату.

Например:

За год работы в компании мне удалось:
1) разработать и внедрить следующие локально-нормативные акты и документы:
- правила внутреннего трудового распорядка;
- положение о защите, хранении, обработке и передаче персональных данных;
- положение об оплате труда;
- положение об оказании материальной помощи сотрудникам;
- положение о порядке разработки и утверждения должностных инструкций;
- положение о воинском учете;
- новую редакцию трудового договора между работником и обществом;
- график отпусков;

2) провести аудит трудовых книжек, внести соответствующие исправления и недостающие записи, а также завести:
- книгу учета движения трудовых книжек и вкладышей к ним;
- приходно-расходную книгу по учету бланков трудовых книжек и вкладышей в них;

3) завести журналы (книги) для учета и регистрации внутренних документов:
- журнал регистрации трудовых договоров;
- журнал учета отпусков;
- книгу учета приема, перевода, увольнения работников организации;

4) наладить работу по оформлению документов иностранным гражданам (разрешений на работу, уведомлений о привлечении и увольнении иностранных граждан в миграционную, налоговую службы и центр занятости населения), а также получить квоту на привлечение иностранной рабочей силы в следующем году;

5) успешно пройти проверку состояния работы по воинскому учету в компании.

В течение этого года мною были реализованы несколько проектов:

1) разработка системы стимулирования сотрудников;
2) разработка системы обучения персонала, планов работы сотрудников и т.д.

Хочу напомнить, что эта система позволила значительно снизить коэффициент текучести персонала и количество брака выпускаемой продукции, что обусловило значительную экономию денежных средств. Привлечение персонала путем лизинга операторов из г. Владимира позволило успешно выдержать "сезон", а также значительно снизить фонд оплаты труда.

А что делать, если значимых и явных достижений пока нет? Вспомните о рутинной работе, которую вы проделываете изо дня в день. Оформление приказов о приеме и увольнении, записи в трудовые книжки, бесконечные собеседования на массовые позиции... Если все эти обязанности выполняются качественно, четко и точно в срок, руководители избавляются от многих проблем.

Объем выполняемой мною работы, может быть, незаметен на первый взгляд, но тем не менее он достаточно велик. Если принять во внимание коэффициент текучести в компании, то ведение кадрового делопроизводства занимает 90% рабочего времени: поездки в центр занятости, пенсионный фонд, налоговую и миграционную службы, оформление полисов медицинского страхования (учитывая реорганизацию, необходима большая работа по замене всех полисов), военно-учетный стол. В течение полутора лет для рабочих поездок я использую личный автомобиль, в то время как компанией не компенсируются ни расходы на бензин, ни амортизация транспортного средства. В последние время на меня дополнительно возложена обязанность по ведению табеля учета рабочего времени (усредненный размер заработной платы только табельщика в Московской области составляет 15 000 руб.). За совмещение должностей мне не производится ни доплата, ни оплата сверхурочных, вызванных сложностью сдачи табеля учетного времени в срок. Обращаю ваше внимание на то, что на загрузку табеля учета рабочего времени требуется как минимум 3 часа, т.к. персональный компьютер недостаточно мощный. Рабочий процесс осложняется и тем, что программа не считывает данные по многим сотрудникам и приходится проверять каждого по отдельности.

Также можно рассказать о своем стремлении к профессиональному росту.

Только в 2010 г. я окончил более 10 обучающих курсов по различным направлениям HR-деятельности. Стремясь находиться в курсе последних тенденций и нововведений в кадровой сфере, я стараюсь посещать наиболее значимые профильные мероприятия. Для поддержания высокого профессионального уровня я постоянно занимаюсь самообразованием, читая специализированную литературу.

Прежде чем попросить о повышении вознаграждения, можно выполнить обзор рынка труда. Если окажется, что уровень вашей заработной платы ниже среднерыночного, смело сообщайте об этом факте работодателю. Результаты обзора можно обобщить в таблице, сославшись на источники.

Таблица

Примечание : минимальный уровень - наименьшее значение заработной платы в изучаемом массиве; максимальный уровень - наибольшее значение заработной платы в изучаемом массиве; мода - наиболее часто встречающееся значение заработной платы в изучаемом массиве; медиана, или средний квартиль, - значение заработной платы, расположенное в середине изучаемого массива, упорядоченного по возрастанию; нижний квартиль - значение заработной платы, ниже которого в упорядоченном по возрастанию массиве находится четверть (25%) данных; верхний квартиль - значение заработной платы, выше которого в упорядоченном по возрастанию массиве находится четверть (25%) данных; среднее арифметическое - сумма всех значений заработной платы исследуемого массива, деленная на их количество.

Кроме того, многие HR-специалисты добровольно или вынуждено совмещают в компании несколько должностей. Мало того, что они являются "универсальными солдатами" в своей области, в одиночку занимаясь всеми направлениями управления персоналом, начиная от делопроизводства и заканчивая компенсациями, зачастую они выполняют обязанности табельщика, бухгалтера по заработной плате, секретаря, инженера по охране труда и т.д. В этом случае не лишним будет напомнить руководителю об условиях работы по совмещению, предусмотренных ст. 151 Трудового кодекса РФ, и попросить рассмотреть возможность повышения зарплаты либо снять дополнительные обязанности.
Стоит также обратить внимание на отсутствие компенсации за использование мобильного телефона в служебных целях и оплату проезда, если это требуется.

Совмещение нескольких должностей требует значительных временных затрат и, как следствие, сверхурочной работы, которая никогда не оплачивалась. Мой рабочий день зачастую заканчивается около 20:00, превращаясь в 10-часовой без обеденного перерыва. Предприятие находится достаточно далеко от основных транспортных путей города, и я вынужден ездить на такси, т.к. общественный транспорт и служебный автобус в это время уже не ходят. Стоимость услуг такси в настоящее время составляет 110 руб. (2420 руб. в месяц).

Другой вариант:

Начальники смен все вопросы по персоналу, например о замене сотрудников в случае невыхода, задают в нерабочее время (ночью и в выходные дни). На такие телефонные переговоры требуется от 1000 до 2000 руб. в месяц. Более того, ввиду наличия многочисленных жалоб соискателей на невозможность дозвониться на стационарные телефоны компании, при размещении объявлений о вакансиях я вынужден указывать свой личный мобильный телефон, на который постоянно поступают звонки в нерабочее время.

Еще один аргумент может быть понятен сотрудникам службы персонала, занимающимся оформлением иностранной рабочей силы.

Оформление документов иностранным гражданам - достаточно кропотливая процедура, требующая значительных временных затрат. Если мой рабочий день связан с визитом в ФМС, он начинается в 4 утра - в это время мне уже приходится выезжать на электропоезде в Москву. Это вынужденное обстоятельство: чтобы попасть на прием, нужно оказаться в ФМС как можно раньше и занять очередь, в которой затем приходится стоять на улице в любую погоду.

Полезно продумать возможные причины отказа заранее и "обыграть" их с пользой для себя. Например, если вы опасаетесь, что вам откажут прибавить жалованье из-за кризиса, можно выразить надежду на исключительно заботливое отношение компании к сотрудникам.

Только такое эффективное предприятие, как наше, может в тяжелых условиях кризиса повышать заработную плату своим сотрудникам.

Заключение может выглядеть следующим образом:

Особенности моей деятельности в компании - ненормированный рабочий день, постоянные сверхурочные задания и частые поездки. Кроме того, перегруженность разноплановыми обязанностями и крайне напряженный ритм работы негативно отражаются на личной жизни: вызывают конфликты в моей семье, сказываются на состоянии здоровья. Кроме того, на моем иждивении находятся родители пенсионного возраста, один из которых - инвалид. Мое материальное положение не позволяет мне работать сверхурочно бесплатно.

Разумеется, такие письма-просьбы обычно направляют руководству в острых, критических ситуациях, когда размер заработной платы не увеличивался долгое время. Хочется пожелать всем коллегам, чтобы инициатива повышения заработной платы исходила от руководства, ценящего ваш нелегкий труд.


Статьи этого раздела

  • Как начальство ускоряет профессиональное выгорание сотрудников

    Пять причин потери интереса к работе из-за поведения босса.

  • Как быть, если в кризис счастье привалило

    Деловая литература полна советами, как выжить в кризисных условиях. Особенно часто поминают восточную мудрость про то, что кризис - это новые возможности. И правда, сотни российских компаний именно из-за сокращения импорта, падения курса рубля и прочих прелестей вдруг получили толчок к развитию. Но новые возможности создают и новые проблемы. Эта статья – про то, как с ними быть.
    Публикация основана на личных наблюдениях автора.

  • Когда подчинённые пудрят вам мозги: практическое руководство

    Если вы - руководитель хотя бы с 3-летним стажем, будьте уверенны, подчинённые пудрили вам мозги уже десятки раз. А если - директор Крупного Холдинга, - так вообще каждый день. Хотя вы, возможно, этого и не замечали. Предлагаю инструкцию: как это учуять и что с этим делать.

  • Как максимально эффективно вести табель учета рабочего времени?

    Табель учета рабочего времени - незаменимый инструмент в работе любой организации. Его ведение прописано в законодательстве, а недооценка может негативно повлиять на работу компании. Табель учета позволяет руководителю увидеть общую картину явки сотрудников на работе.

  • Как выбрать подходящую для вас модель контроля персонала

    Многие руководители, решая для себя вопрос, как «держать в узде» подчиненных, вряд ли задумываются над тем, какой стратегии контроля они станут придерживаться. В результате нередко смешиваются элементы совершенно различных стратегий, что и приводит к бесплодности всех усилий. Для большинства руководителей наиболее полезны две стратегии: внешнего контроля и внутреннего стимулирования.

  • Жестокий руководитель. Кого винить?

    В России будущий не довольный своей командой руководитель формируется еще в учебном заведении. Здесь студентов учат, как выстроить работу команды, как повысить эффективность коллектива, но никто не учит личной эффективности. Работа с личной эффективностью, личностный…

  • ТОП-6 ошибок руководства, которые могут помешать развитию компании

    В одной из своих последних статей для Forbes Glenn Llopis, американский предприниматель и бизнес-консультант, рассказал об ошибках топ-менеджмента, которые, в конечном счете, негативно отражаются на успешности их бизнесов.

  • Как небольшим компаниям решать проектные задачи

    Как малому и среднему бизнесу стоит выстраивать процессы управления проектами – «по науке» или «как заведено»? Лучше, как подсказывает здравый смысл, считает Александр Крымов. Читайте о специфике project-менеджмента в небольших компаниях.

  • Проблема российского бизнеса в его поверхностном отношении к персоналу

    Кризис в очередной раз заставляет управленцев оптимизировать свой бизнес и выявить резервы, которые могут быть использованы в новой ситуации. Эксперты кадрового агентства Юнити сравнили российские принципы работы в рекрутменте с немецкими и пришли к выводу, что главной точкой роста является персонал компаний.

  • «Сержанты бизнеса»: проблема линейных менеджеров

    Управленцы низшего звена – это «сержанты» или «прапорщики» компании. Они могут стать самой влиятельной ячейкой в бизнес-иерархии, если позаботиться об их карьерном развитии. Александр Крымов о поиске и обучении линейных менеджеров.

  • Часто используемые стратегии в отношении персонала в периоды финансовой нестабильности

    За последние годы российские компании, преодолевшие кризис 2008 года, последовательно расширяли свой бизнес и, соответственно, подстраивали численность персонала таким образом, чтобы располагать чуть большим количеством работников, чем было абсолютно и минимально необходимо. Однако в последние…

  • Рекомендации работодателям в кризис

    За последние годы российские компании, пережившие и преодолевшие кризис 2008 года, неизменно расширяли свой бизнес и, соответственно, корректировали численность персонала, чтобы обеспечить определенный кадровый резерв, перекрывавший их фактические кадровые потребности. Однако в последние несколько месяцев…

  • Эмпатия в бизнесе – плюс или минус?

    Человеческий ресурс не обезличенное понятие, и HR-специалисту, как ни крути, приходится работать с конкретными людьми, взаимодействовать с ними, пытаться понять их мотивы, причины тех или иных действий, находить общий язык. При этом, «проникая во внутренний мир» коллег, важно самому не стать жертвой манипуляций.

  • Как увеличить производительность труда работников

    Увеличение производительности труда работников может быть про​блемой даже для самого компетентного руководителя. К счастью, многие менеджеры располагают значительным набором средств для повышения мотивации. Так, один из наиболее распространенных способов повысить мотивацию состоит в том, чтобы…

  • Производительность труда в компании: вызовы кризиса

    Производительность труда в России всегда хромала по сравнению с заграницей, хромает сейчас и хромать, по всей видимости, будет. В условиях кризиса стоит вернуться к этому вопросу.

  • Оценка эффективности HR-Департамента

    Как меняется роль HR в современной компании? Каковы ожидания топ-менеджеров от работы HR-департамента? Каким образом в Вашей компании оценивается эффективность HR-департамента.

  • Геймифицируй это: как вдохновить команду на подвиги при помощи игровых механик

    Все чаще на HR-конференциях и страницах отраслевых изданий можно встретить термин "геймификация" - в контексте работы с мотивацией персонала, повышения продаж, укрепления корпоративной культуры и других задач повышения эффективности. Что же такое геймификация и почему именно сейчас HR-сообщество столь активно заговорило об этом инструменте - ведь на самом деле, используется давным-давно.

  • Выходное интервью: понять причины ухода и предпринять меры

    Выходное интервью можно с уверенностью назвать «золотым стандартом» во взаимоотношениях компании и увольняющегося сотрудника. Работодателю очень важно «хорошо» попрощаться с ценным работником и при этом получить от него полезную информацию, как удержать других сотрудников.

  • «Свои» люди в компании. Нюансы отношений

    На практике нередко встречается ситуация, когда высшее руководство устраивает в штат компании своих родственников или знакомых. Такие действия могут нести в себе риски как для работы отдельных подразделений, так и для бизнеса в целом.

  • Что такое управление?

    Любой, даже недавний выпускник программы MBA знает, что можно целый день спорить о самом правдивом, лучшем определении слова управленец. Но это меня утомляет. Поэтому давайте вместе подумаем о главном, о сущности того, что мы ожидаем от профессионального руководителя (мы пока не рассматриваем остальную вашу работу: приумножение прибыли или выпуск более совершенных виджетов). К чему сводится управление?

  • Корпоративные тренинги: менеджерами рождаются или становятся?

    Каждый год на попытки научить лидеров и менеджеров руководить своими служащими и налаживать с ними эффективную обратную связь тратятся миллионы долларов и тысячи часов рабочего времени. Тем не менее значительная часть этих тренингов не дает желаемых результатов. Многие менеджеры так и остаются плохими наставниками. Может быть, причина в том, что этому нельзя научить?

  • Как найти общий язык с подчинёнными? Два примера, которые точно не стоит повторять

    Татьяна была потрясающим, высоко мотивированным менеджером в международной организации, штаб-квартира которой находится в Вашингтоне. Получив продвижение и заняв руководящую должность, она получила в наследство небольшую команду сотрудников. Ее непосредственные подчиненные были весьма категоричны, циничны, прямолинейны…

  • Cоставление управленческой отчетности своими силами и на аутсорсинге

    Помимо финансовой отчетности для акционеров и контрагентов, состоящей из баланса, отчетов о прибылях и убытках и кэшфлоу, все больше компаний регулярно готовят управленческую отчетность, которая необходима высшему руководству для принятия решений.

  • 6 правил успешного аутсорсинга бухгалтерского учета

    Залогом эффективности аутсорсинга бухгалтерии является грамотная подготовка к передаче процесса, которая начинается сразу после принятия решения о переходе на аутсорсинг и оканчивается подписанием договора с поставщиком услуги. Подготовиться к передаче можно самостоятельно, при помощи внешних консультантов или специалистов выбранного провайдера. В любом случае, есть несколько универсальных рекомендаций, которые позволят сделать переход на аутсорсинг максимально четким и быстрым, а его дальнейшее использование - эффективным для компании.

  • Создание команды мечты!

    Если вы действительно хотите сделать скачок вперед в своем личном или профессиональном развитии, то вам придется расширить круг своих тесных связей. Когда вы найдете трех человек, которые помогут изменить вашу жизнь, вашей целью станет привлечение их в свой узкий круг и создание надежных взаимоотношений на основе доверия и уважения. Это здорово, но где искать таких людей?

  • Как правильно составить договор на аутсорсинг
  • Как удержать ценного сотрудника? Прививка от жесткого менеджмента
  • Решение проблем в команде с помощью ситуационного анализа

    Ситуационный анализ (или анализ актуальных ситуаций) любой человек осуществляет повседневно, сознательно или неосознанно. Без него нельзя сделать ни шагу. Анализ текущих событий необходим нам, чтобы определиться, как себя вести в будущем. Ситуационный анализ представляет собой процесс оценивания внешних и внутренних обстоятельств с целью определения рациональной линии поведения. Технологически он состоит из трех последовательных автономных этапов (процедур). Наиболее эффективно ситуационный анализ также применяется для определения командой прикладных проблем и нахождения эффективных решений.

  • Оценка экономической эффективности деятельности службы управления персоналом

    Статья публикуется в рамках сотрудничества HRMaximum и кандидата экономических наук, директора Зеленодольского филиала Института экономики, управления и права, доцента кафедры маркетинга и экономики Института экономики, управления и права (г. Казань) - Руслана Евгеньевича Мансурова. Последние…

  • Надо определить необходимую численность специалистов в компании

    Вопросы определения оптимальной численности персонала компании всегда являлись актуальными и в известной степени спорными. При этом если рассматривать вопросы определения необходимой численности рабочих, то данные вопросы проработаны достаточно хорошо. Еще с советских времен (особенно по промышленным предприятиям) разработаны всевозможные нормативы численности персонала, нормы обслуживания оборудования, нормы времени на различные работы и пр., которые в большинстве своем не потеряли актуальности и в настоящее время в виду низких темпов внедрения нового оборудования и перехода на новые технологии.
    Вопросы определения численности персонала специалистов отделов управления, таких как бухгалтерия, планово-экономический отдел, финансовый отдел и пр. остаются мало проработанными. Если обратится к нормативной базе советского времени, то эти методики и нормы безнадежно устарели в виду резко увеличивающихся требований, предъявляемых в условиях рыночной экономики.

  • Принципы адаптивности в структуре организации

    В динамичном и все более изменчивом мире перестают работать традиционные методы управления, основанные на жестких планах и программируемых решениях. Перемены заставляют сместить акцент с предвидения изменений к методам построения организаций, способных воспринимать изменения и обращать нестабильность в свою пользу. Как и в природе, чтобы выжить в быстро изменяющейся среде, необходимо к ней адаптироваться. Для создания адаптивной организации необходимо понимать законы и особенности ее функционирования.

  • Как бороться с неплатежами потребителей?

    Эта проблема в меньшей степени характерна для розничной торговли и более характерна для сферы услуг.
    На начальном этапе следует постараться связаться с такими контрагентами и сначала в устной, а потом и в письменной форме заявить о своих претензиях. Практика показывает, что в 10-15% случаев это срабатывает. И в нашей книге мы приводим несколько вариантов таких писем.

  • Необходимо оценить экономический ущерб от высокой текучести кадров

    Статья публикуется в рамках сотрудничества HRMaximum и кандидата экономических наук, директора Зеленодольского филиала Института экономики, управления и права, доцента кафедры маркетинга и экономики Института экономики, управления и права (г. Казань) - Мансурова Руслана Евгеньевича. Последние…

  • Работа с фрилансерами: кто прав, кто виноват

    Фрилансеры - работники, которых нанимают на разовые работы, когда нет необходимости в сотруднике в штате или свои сотрудники заняты на других проектах. Мнения о работе с фрилансерами обычно делится 50 на 50: у некоторых был ужасный опыт, у некоторых весьма положительный. Как правило, клиенты продолжают обращаться к тем фрилансерам, с которыми не было проблем в сроках и качестве выполненной работы. В статье мы рассмотрим плюсы и минусы фрилансера, а также особенности процесса работы с ним.

  • Медведь и секретарши (сказ о секретарях и руководителях)

    Жил-был Медведь по имени Михал Потапыч. Был он владельцем среднего купи-продажного бизнеса, а заодно и директорствовал, ибо справедливо полагал, что без надзора Хозяина офисная челядь весь бизнес по норам и дуплам растащит. …

  • Три дракона для начинающего менеджера

    Внимание, коллеги! Прочтите эту статью внимательно. Возможно, она убережёт вас от страшной опасности и поможет не только пережить первые менеджерские проблемы, но и в дальнейшем состояться в качестве успешного руководителя.

  • Особенности управления персоналом малого предприятия

    Особенностью малого предприятия является тесное взаимодействие руководства с персоналом. На малых предприятиях часто отсутствуют документы по регламентации кадровой работы, а существует система неофициальных установок. Это располагает к индивидуальному подходу к каждой ситуации и работнику, однако приводит к возникновению конфликтов, выражению личных симпатий и антипатий руководителя к работникам. Рассмотрим, какие методы эффективного управления персоналом малого предприятия позволят повысить производительность труда и обеспечить успех дела.

  • Синдром Макиавелли. О сопротивлении переменам в организации

    Перемены всегда вызывали сопротивление. Впервые эту тему обозначил основоположник европейской политологии Николо Макиавелли в трактате «Государь» (1513 г.): «Нет ничего более трудного, чем браться за новое, ничего более рискованного … или более неопределённого, чем возглавлять…

  • Экспресс оценка состояния HR-бренда
  • С точностью до наоборот: «вредные советы» по управлению

    Конечно, приведенные далее «рекомендации» по управлению скорее походят на известные «вредные советы» Григория Остера, нежели на руководство к действию. Используя иронию, с помощью этих советов «от обратного» мы стремились наглядно иллюстрировать «запрещенные приемы» руководства, которые не следует использовать в трудовом коллективе, если вы хотите добиться эффективного управления и результативности действий ваших сотрудников. Знание этих приемов также может быть полезно для диагностики недоброжелательного руководства.

  • Как создать внутрифирменную бюрократию

    «Без бумажки ты букашка», - гласит русская пословица. Между прочим, букашки, т.е. насекомые, - самый процветающий класс. Маленькие фирмы вполне комфортно себя чувствуют и без лишних бумажек. Но если ваша «букашка» интенсивно растёт, придётся задуматься и о них!

  • Если подчиненные "звезды"

    Часто в коллективе, которым вы руководите, есть сотрудники более умные, сильные, образованные, чем вы. Это естественный процесс, считают психологи, обычный интеллект, тот, что позволяет нам складывать огромные цифры в уме или разрабатывать конструкцию самого высокотехнологичного лайнера, с возрастом угасает. Пик интеллекта - 25 лет, потом он неуклонно снижается в силу физиологических причин. А вот интеллект этический, дающий нам возможность успешно взаимодействовать с людьми, с возрастом растет. Поэтому вполне закономерно, что юными амбициозными талантами управляют люди зрелые и опытные. Считается, что в современном бизнесе именно этический интеллект более востребован и приносит больше дивидендов, чем обычный, как это ни странно. Но странно ли?

  • Манипулирование руководителем

    Не бывает неманипулируемых руководителей. Если руководитель считает, что по отношению к нему этого не происходит, то это означает только одно: им манипулируют особенно искусно. Односторонняя зависимость одного человека от другого побуждает зависящего вырабатывать разные способы воздействия на своего начальника как защитного, так и наступательного свойств. Ознакомьтесь с предлагаемой коллекцией способов манипулирования и оцените вероятность их проявления в вашем окружении.

  • Система управления по целям (результатам)

    Система управления по целям получила широкое признание среди практиков, так как она обеспечивает хорошие результаты по достижению запланированных показателей. В результате согласования целей на всех уровнях и во всех звеньях усиливается мотивация к работе и заинтересованность в достижении целей и задач. Четкие временные рамки решения задач организации позволяют продвигаться к получению конечного результата малыми шагами.

  • Унификация организационных структур предприятий холдинга. Необходимость изменений при переходе к унифицированной системе оплаты труда

    Процесс формирования холдинга или операционной компании связан с решением целого ряда задач правового, управленческого и политического характера, и, как показывает практика, задаче создания унифицированной организационной структуры не уделяется должного внимания на данном этапе. Вспоминают об…

  • Планирование работы HR-менеджера

    Эффективность работы кадровой службы зависит не только от уровня расходов на управление персоналом, но и от того, как HR-менеджер распоряжается своим самым ценным ресурсом - временем. Нередко важные и срочные дела откладываются из-за низкой самодисциплины, неумения расставить приоритеты в делах, "замусоренного" рабочего пространства, телефонных звонков и посетителей, на которых приходится отвлекаться. HR-специалисты часто задаются вопросом: как правильно организовать работу в течение восьмичасового рабочего дня?

  • Что мешает руководителям эффективно управлять подчиненными

    Используя только три ресурса - опыт, интуицию и здравый смысл, - руководитель незаметно для себя обрастает проблемами. В результате ему приходится постоянно бороться с действительностью, вместо того чтобы получать удовольствие от профессиональной работы. Мы постарались сформулировать те проблемы руководителя, которые представляются наиболее типичными. Не все они присущи всем действующим руководителям. Однако у любого из тех, кто не склонен обременять себя регулярным саморазвитием, отыщутся некоторые из перечисленных помех.

  • Золотые правила управления проектами

    Проекты, по определению, уникальны. Каждый проект организуется для достижения своей специфической цели. Проектом также может быть отдельное предприятие с определенными целями, часто включающими требования по времени, стоимости и качеству достигаемых результатов. Тем не менее, существуют некоторые общие принципы, на основании которых строится управление успешными проектами. Их называют «золотыми правилами» управления проектами.

  • Работа в команде: ключевые факторы успеха

    Командная работа относится к разряду особых случаев делегирования полномочий и ответственности. В условиях традиционной структуры задача и относящиеся к ней полномочия возлагаются на обладателя рабочего места. Объединенная компетенция членов группы должна обеспечивать решение задач и…

  • Оценка эффективности в практике работы российских специалистов PR

    Существует мнение, что оценка эффективности PR необходима прежде всего заказчику. Однако оценка эффективности не только позволяет клиенту оценить, насколько PR-кампания повлияла на объемы продаж и положение бренда на рынке, но и дает возможность убедить клиентов в необходимости проведения PR-мероприятий, указать плюсы и минусы осуществленных мероприятий и сделать рекомендации на будущее. Представляем исследование, проведенное среди российских PR-агентств.

  • Переговорные приемы и хитрости

    Содержательная сторона проведения переговоров строится по простой формуле: передача информации, аргументирование и принятие совместного решения. Однако в осуществлении этих этапов разворачивается основное действие и проявляется искусство переговорщиков. Переговорщику необходимо уметь распознавать, когда по отношению к нему применяется тот или иной прием. Рассмотрим ряд переговорных приемов, которые применяются на протяжении всех трех этапов представленной выше формулы.

  • Как организовать и успешно провести собрание

    Одним из наиболее сложных вариантов делового взаимодействия являются собрания - особенно если они проводятся в ситуации конфликта в организации. Кроме того, для ряда организаций собрания являются высшим органом управления. Эти рекомендации помогут вам придать собраниям более управляемый характер, повысить вероятность их успешного проведения, снизить риски возникновения конфликтов или непредвиденных ситуаций, а также, в конечном итоге, положительно повлиять на стратегические планы организации и психологический климат в коллективе.

  • Отдел продаж может работать как часы

    Отдел продаж любой компании можно сравнить с часовым механизмом, состоящим из втулки, вала, пружины, маятника, рычагов и других элементов, которые движутся по законам механики. Отдел продаж – тоже механизм, только вместо «пружин» и «маятников» - инструменты продаж, вместо часовщика – руководитель отдела продаж.

  • Ключевые обязанности руководителя по организации эффективного управления

    Хорошая работа начинается с тщательной организации. Если вы хотите, чтобы работа была выполнена с должным качеством и в необходимые сроки, необходимо уделить самое пристальное внимание именно организации данного процесса. Если искомые обязанности представить в виде перечня, то в него войдут следующие функции: постановка задачи и организация выполнения, распределение обязанностей и обеспечение взаимодействия, выстраивание взаимоотношений, анализ результатов, аудит эффективности процессов и пр. Как их реализовать на практике?

  • Коэффициенты расчета текучести кадров

    Обычно текучесть кадров отслеживается путем регистрации увольняющихся и предположения, что на место уволившегося будет принят новый работник. Коэффициент половины срока продолжительности работы всегда показывает, что тенденция работников к увольнению из компании наиболее высока в течение первых недель работы; их следует учитывать, чтобы показать, действительно ли компания теряет особенно большое число работников в начале их работы по сравнению с предыдущим периодом. Коэффициент увольнений наиболее легко рассчитывается и широко используется. Однако он может дезориентировать по двум причинам.

  • Последний ресурс: Хаос от лояльности

    «Познакомьтесь. Это Владимир Леонидович, очень порядочный и честный человек», - представляет клиент сотрудника. Консультант прикидывается «чайником» и спрашивает: «А вы, Владимир Леонидович, в организации кто?» И вновь получает ответ от клиента: «Я же сказал! Это…

    Условия бизнеса в России таковы, что эффективнее всего оказываются люди с очень быстрым мышлением. Слишком часто происходят сбои, изменения среды - нужно быстро принимать эффективные решения. Посидеть, оценить, подумать просто нет времени. Успешные бизнесмены с…

  • Особенности российской этики менеджмента

    Каждый народ имеет свои обычаи, традиции, свою культуру, политическое и государственное устройство. Все это оказывает влияние на деловые отношения. К примеру, одним из параметров национального стиля менеджмента является механизм принятия решения (единоличное, коллективное, коллегиальное). К…

  • Человеческими слабостями нужно пользоваться

    Что есть переговоры - процесс, противостояние, битва, просто работа? Переговорщики слишком взаимозависимы. Как сказали Ильф и Петров, согласие - это полное непротивление сторон. Тем более в каждом случае имеешь дело с разными людьми, разными компаниями.

  • Определение SWOT - анализа

    «SWOT – анализ» - классический метод анализа риска и выработки вариантов стратеги проекта. SWOT - это аббревиатура английских слов Strength (сила), Weakness (слабость), Opportunity (возможность), Threat (угроза). Как видно уже из названия, смысл анализа состоит из противопоставления («взвешивания») противоположных качеств проекта:

  • Взгляд извне: Курочка по зернышку/ Труднее всего придется российским бизнесменам

    Уходит кризисный год. Сейчас уже не важно, кончился кризис или нет. За прошедший год возникла новая реальность. Все потихоньку приспособились к новому состоянию рынка: сократили персонал, научились обходиться без кредитов, забыты ипотека, корпоративные праздники и…

  • Сказано - сделано, или методика постановки задач

    Каждый руководитель в своей ежедневной практике делает несколько необходимых вещей: планирует, контролирует, хвалит или ругает и, конечно, раздает задания сотрудникам. Но далеко не всегда и не все получается так, как хотелось бы.

  • Кадровые миграции

    Повышение в должности или изменение круга функциональных обязанностей - не только серьезная "проверка на прочность" сотрудника, но и хороший способ предотвращения ряда сложных проблем в управлении персоналом. Как проходят внутриорганизационные перемещения в компаниях и какие проблемы решает ротация кадров?

  • Оптимизация расходов или сокращение: как найти верный путь?

    В условиях современной финансово-экономической ситуации в стране и в мире многим компаниям приходится искать пути выживания. Кто-то судорожно бросается диверсифицировать бизнес, кто-то в массовом порядке сокращает штаты, а кто-то пытается спастись, секвестрируя бюджет. Как решить, что делать? Ответ на этот вопрос лежит в плоскости системы принятия решений. Но правильнее все-таки принимать пусть даже неверные решения, чем бездействовать и не принимать никаких.

    Устранение деструктивного лидерства

Вашему вниманию неплохой пример заявления , чтобы сэкономить время для подготовки к доставке получателю. Все заявления имеют обязательные разделы для заполнения. Чтобы заполнить их верно нужно понять принцип. Лучше всего осуществить это изучив шаблон, приведенный ниже. Если Вы обнаружили неточность или ошибку, просим напомнить редакции о не верных данных в форме в конце.

Важно хранить в памяти, что правоприменение не стоит в конкретной точке и многие шаблоны начинают становиться старыми. Обязательно необходимо сверять современность изложенных в них ссылок на статьи кодексов. Может быть, что законы уже не нужны.

Повышение зарплаты

Статья 132 Трудового Кодекса РФ устанавливает один из принципов регулирования оплаты труда - оплату в зависимости от количества и качества труда без какой-либо дискриминации. Её положения соответствуют ст.

2 ТК, устанавливающей в качестве принципа правового регулирования трудовых отношений обеспечение права каждого работника на справедливую оплату; ст. 21 ТК, устанавливающей право работника на заработную плату в соответствии с его квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы; ст. 22 ТК, устанавливающей обязанность работодателя обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности.

Для установления зависимости заработной платы работника от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества труда используются тарифные системы оплаты труда (см. ст. 143 ТК и комментарий к ней).
В ст. 132 ТК содержится важное правило о том, что заработная плата работников не ограничивается максимальным размером. В условиях, когда государство не использует методы прямого регулирования размера заработной платы и её размер всецело определяется результатами труда, нормативное установление максимального размера заработной платы невозможно.
Реальная заработная плата - это объём тех благ и услуг, которые работник может фактически приобрести за свою номинальную (денежную) заработную плату. Этот объём зависит не только от величины номинальной заработной платы, т. е. от того размера тарифной ставки (должностного оклада), доплат, надбавок, выплат стимулирующего характера и премий, которые установлены работнику в соответствии с условиями коллективного договора и трудового договора , а также с положениями об оплате труда, действующими в организации, но и от уровня цен на товары и услуги. В качестве одной из государственных гарантий по оплате труда установлено применение мер, обеспечивающих повышение уровня реальной заработной платы.
К числу мер, обеспечивающих повышение уровня реального содержания заработной платы, относится, прежде всего, индексация заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги.
Статья 135 ТК РФ, определяющая порядок установления заработной платы в организациях различного вида и систему источников, закрепляющих нормы об оплате труда в них, изложена в редакции, существенно отличающейся от первоначальной. В настоящее время основные принципы установления заработной платы выглядят следующим образом:
- заработная плата работнику устанавливается трудовым договором;
- системы оплаты труда устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами;
- условия оплаты труда, установленные трудовым договором , не могут быть ухудшены по сравнению с коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами;
- условия оплаты труда, установленные коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами, не могут быть ухудшены по сравнению с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права ;
- условия оплаты труда работников организаций, финансируемых за счёт бюджетных средств, устанавливаются в таком же порядке, однако объёмы финансирования учреждений бюджетной сферы в части средств, идущих на оплату труда, должны соответствовать Единым рекомендациям по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников бюджетных организаций, которые разрабатываются Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений.
Под системой оплаты труда понимается способ установления соотношения между мерой труда и мерой вознаграждения за него, на основании которого строится порядок исчисления заработка работника. Практикой выработаны две базовые системы оплаты труда: повременная и сдельная.
При повременной системе учитывается проработанное время и оплата производится на основе тарифной ставки или должностного оклада. О тарифных ставках и должностных окладах см. ст. 143 ТК и комментарий к ней.
При сдельной системе оплачивается каждая единица произведённой продукции или выполненная трудовая операция. Оплата производится на основании сдельной расценки, которая является расчётной величиной, производной от тарифной ставки и нормы выработки.

Она исчисляется двумя способами: при применении норм выработки - делением тарифной ставки на норму выработки; при применении норм времени - делением тарифной ставки на норму времени. О нормах выработки и нормах времени см. ст. 160 ТК и комментарий к ней.
Наряду с показателем могут устанавливаться и условия премирования, т. е. дополнительные требования, при невыполнении которых премия не начисляется или её размер снижается.
Премии, не предусмотренные системой оплаты труда, носят характер разового поощрения и потому выплачиваются, как правило, нерегулярно и зачастую вне связи с конкретными достижениями в труде по одностороннему усмотрению работодателя.
При написании заявления на повышение заработной платы следует учитывать все факторы: ухудшения семейного положения, увеличение минимального прожиточного минимума, рост цен.

Источники:
www.kadrovik-praktik.ru