Домашний очаг

Как развивать навыки визуализации. Секреты визуализации: как развить способность мыслить образами

По кнопке выше «Купить бумажную книгу» можно купить эту книгу с доставкой по всей России и похожие книги по самой лучшей цене в бумажном виде на сайтах официальных интернет магазинов Лабиринт, Озон, Буквоед, Читай-город, Литрес, My-shop, Book24, Books.ru.

По кнопке «Купить и скачать электронную книгу» можно купить эту книгу в электронном виде в официальном интернет магазине «ЛитРес» , и потом ее скачать на сайте Литреса.

По кнопке «Найти похожие материалы на других сайтах» можно искать похожие материалы на других сайтах.

On the buttons above you can buy the book in official online stores Labirint, Ozon and others. Also you can search related and similar materials on other sites.

Учебник написан в соответствии с Комплексной программой физического воспитания учащихся 1-11 классов. Учебник содержит теоретические сведения об основах физической культуры, обязательный учебный материал по спортивным играм, легкой атлетике, гимнастике, элементам единоборств, плаванию и лыжной подготовке. Описаны также самостоятельные занятия хоккеем, бадминтоном, коньками и скейтбордом.

Основы обучения и самообучения двигательным действиям.
В 13-15 лет происходят большие изменения не только в физическом, нравственном и волевом развитии, но и в умственном. Эти изменения создают предпосылки для овладения многими двигательными умениями и навыками.

На уроках физической культуры вы не только получаете общее представление о выполняемых движениях, но и усваиваете их биомеханические основы (элементы, фазы, периоды); пространственные формы, определяемые направлением, амплитудой, траекторией движения; временные параметры - скорость, темп, ритм, одновременность или последовательность выполнения элементов; силовые характеристики - степень мышечных усилий. При изучении движений и при развитии двигательных способностей нужно опираться на знания из физики, биологии, химии, истории.

Большое значение при освоении двигательных действий имеет выработка умения мысленно воспроизводить движения, которое называется идеомоторной тренировкой. Такая тренировка особенно эффективна, когда движения достаточно хорошо освоены. При этом целесообразно сочетать мысленное воспроизведение движений с проговариванием их вслух, а затем про себя, сосредоточивая внимание на наиболее трудных или недостаточно закрепленных элементах движения. Заниматься идеомоторной тренировкой можно во время ожидания своей очереди для выхода к снаряду, перед прыжком в длину или высоту и т. п.

Оглавление
Введение 5
Раздел 1. Что вам надо знать
§1. Влияние возрастных особенностей организма на физическое развитие и физическую подготовленность 10
§2. Роль опорно-двигательного аппарата в выполнении физических упражнений 12
§3. Значение нервной системы в управлении движениями и регуляции систем организма 14
§4. Психические процессы в обучении двигательным действиям 17
§5. Самоконтроль при занятиях физическими упражнениями 18
§6. Основы обучения и самообучения двигательным действиям 25
§7. Личная гигиена в процессе занятий физическими упражнениями 26
§8. Предупреждение травматизма и оказание первой помощи при травмах и ушибах 28
§9. Совершенствование физических способностей 31
§10. История возникновения и формирования физической культуры 33
§11. Физическая культура и олимпийское движение в России 34
§12. Олимпиады современности: странички истории 36
Раздел 2. Базовые виды спорта школьной программы
§13. Баскетбол 44
§14. Гандбол 55
§15. Футбол 64
§16. Волейбол 75
§17. Гимнастика 84
§18. Легкая атлетика 100
§19. Лыжная подготовка 122
§20. Элементы единоборств 134
§21. Плавание 140
Раздел 3. Самостоятельные занятия физическими упражнениями
§22. Утренняя гимнастика 148
§23. Выбирайте виды спорта 157
§24. Тренировку начинаем с разминки 160
§25. Повышайте физическую подготовленность 162
§26. Коньки 171
§27. Хоккей 177
§28. Бадминтон 185
§29. Скейтборд 190
§30. Атлетическая гимнастика 194
§31. После тренировки 203
§32. Ваш домашний стадион 204
Основные понятия, применяемые в теории физической культуры и спорта 206.

Научением в психологии называется изменение поведения, появляющееся как результат регулярного взаимодействия организма с окружающей средой. В основе научения лежит формирование условного рефлекса, свойственного как человеку, так и животным. Однако человеку также характерно произвольное обучение – самого себя или других, видом которого является так называемое последовательное научение или формирование сложных навыков речи и движения.

«Все бесконечное разнообразие внешних проявлений мозговой деятельности сводится окончательно к одному лишь явлению – мышечному движению» .
И.
М. Сеченов

Этот вид научения представляет собой освоение серии моторных реакций или поведенческих актов и включает в себя три стадии:

  1. Инструктирование - это определение задачи, поставленной перед обучающимся, и объяснение путей ее решения.
  2. Тренировка - выполнение действий, контролируемых сознанием, поначалу в медленном, а затем в более быстром темпе.
  3. Автоматизация действия - достижение состояния, когда движения производятся настолько точно и с большой скоростью, что уже не требуют сознательного контроля, могут быть выполнены «на автомате». В этом случае можно говорить о сформированном навыке.

Такой способ научения используется во всех видах обучения, включающих в себя овладение серией моторных навыков, будь то музыка, спорт, танцы или какие-либо повседневные навыки вроде завязывания шнурков или застегивания пуговиц.

Открытие идеомоторного эффекта

В середине XIX века сразу двое блестящих ученых независимо друг от друга провели похожие опыты и пришли к одинаковым выводам. Этими учеными были химик Шеврель из Франции и английский физик Фарадей. Они провели опыт с так называемым маятником – это небольшой груз, подвешенный на нитке, удерживаемый пальцами руки. Если представить, как нитка раскачивается взад-вперед или по кругу, через некоторое время маятник начнет действительно совершать такие движения со все большей амплитудой. Со стороны это может выглядеть волшебно, но на самом деле – ничего мистического тут нет.

Причиной движений маятника являются так называемые идеомоторные акты - это мысленные представления о каком-либо совершаемом движении, реализуемые соответствующей группой мышц. Эти акты непроизвольны и неосознаваемы, слабо выражены - настолько, что незаметны невооруженному глазу. Однако мышцы при этом все же совершают микродвижения, едва заметно, но достаточно, чтобы быть зафиксированными специальной аппаратурой.

Что такое идеомоторная тренировка

Идеомоторный эффект был описан еще И. П. Павловым: «Когда вы думаете об определенном движении, вы его невольно производите». Идеомоторные тренировки обрели большую популярность в подготовке профессиональных спортсменов, обучении сотрудников правоохранительных органов.

Опыт с маятником подтверждает существование идеомоторного эффекта, кроме того, его проявление зависит от индивидуальных особенностей психики. У кого-то лучше получается раскачивать маятник, пристально глядя на него, другим достаточно думать и представлять это в своем воображении. Это происходит в зависимости от преобладания зрительного либо моторного способа ориентации в пространстве. Для тех, у кого преобладает зрительный способ, важно видение образа, а преобладающая моторная ориентация полагается на ощущения тела и направления силы тяжести.

Также идеомоторный эффект подтверждается эффектом Карпентера:

«Любое восприятие или представление порождает склонность к подобному же восприятию или представлению» . Говоря то же самое простым языком, любое воображаемое движение вызывает моторную реакцию тела, воспринимаемую мозгом как реальную. Это и есть идеомоторный эффект.

Идеомоторная тренировка и научение с точки зрения нейрофизиологии

Головной мозг – тот орган, в котором происходит формирование будущего действия и передаются сигналы мышцам, где и реализуются задуманные движения. Вопрос о нейрофизиологических механизмах воздействия мысленных тренировок в данный момент остается открытым, на этот счет есть лишь теории.

В современной нейрофизиологии существует системно-селекционная концепция научения и теория функциональных систем. Она состоит в том, что в раннем онтогенезе имеют тенденцию к ускоренному созреванию локализованные в разных областях организма части системы, отвечающие за действия, необходимые для выживания. То есть, участок в коре головного мозга, отвечающий за движения, и нервные клетки, и мышцы управляемой им конечности. Нейроны изначально имеют свою специфику, а не приобретают ее, будучи универсальными. Существует также резерв нейронов или так называемые «молчащие» клетки, впоследствии используемые для разных целей. Специализация нейронов - постоянна, они никогда не «забывают» усвоенное, и вновь возникающие специализации нейронов также становятся постоянными. С такой точки зрения, формирование новых структур происходит не за счет повышения проводимости клеток и «проторения путей», а благодаря образованию новых систем из совместно активирующихся нейронов, которые могут находиться в разных частях мозга и напрямую не быть связаны между собой. Создание новой системы для достижения конкретного результата и есть важнейший механизм научения.

Идеомоторный эффект может быть объяснен гипотезой Л. Пиккенхайна о так называемой «внутренней обратной связи», которую можно назвать нейрофизиологической основой этого явления. Л. Пиккенхайн, изучая структуру моторного акта, приходит к выводу, что в основе реальных и мысленных движений лежат схожие механизмы, различие лишь в обратном сигнале о выполненном действии. При идеомоторной тренировке такой сигнал отсутствует, но эффект выполнения все же наступает. Экспериментальным путем было выявлено существование так называемых внутренних обратных связей, возникающих на разных уровнях моторной системы.

Там «возникает на короткое время как бы копия эфферентной команды движения, которая имеется в распоряжении для сравнения с обратной сигнализацией из нижележащих уровней координации » (Пиккенхайн, 1980 г. ).

Эти связи присутствуют при любых движениях, но при идеомоторных движениях объем включенных в действие уровней системы зависит от реалистичности представлений, то есть поддается контролю, но необходим первоначальный образ, на который можно опереться в воображении. Следовательно, эффективность таких тренировок зависит от наличия реального опыта подобных действий.

Выполнение идеомоторных тренировок: секреты успеха

Исследователями данного метода неоднократно упоминалось, что наибольшего успеха можно добиться, сочетая мысленные тренировки с реальными физическими упражнениями. Иными словами, очень сложно будет похудеть, лишь представляя себе бег на беговой дорожке и аэробные упражнения. А вот если сочетать то и другое, то эффективность упражнений будет куда более высокой. Кроме того, существуют условия, при соблюдении которых эффективность значительно возрастает:

  1. Воспроизводить движение мысленно нужно как можно точнее, стараясь приблизиться к реальности.
  2. Нужно подключать к мысленному представлению телесные ощущения, не просто представлять действия в уме, но как бы пропускать их через себя.
  3. Эффект от мысленных тренировок значительно возрастает, если облекать представления в четкие словесные формулировки и проговаривать их про себя перед представлением движения либо во время него.
  4. Начиная разучивать какой-либо элемент движения, нужно вначале представлять его себе в замедленном виде, стараясь лучше отследить и запомнить все нюансы.
  5. Во время тренировки желательно принять позу, близкую к реальному физическому положению, в котором выполняется действие.
  6. 6. Иногда во время идеомоторных упражнений тело начинает непроизвольно двигаться - его «ведет» вслед за воображаемым действием. Это хороший сигнал, он означает установление прочной связи между программирующей и исполняющей системами. При этом есть и обратный вид тренировки - имитация сложного действия, которая выполняется, например, во время разминки. В сочетании эти два вида тренировки могут дать отличный эффект.
  7. Не нужно думать о результате во время действия, лучше ориентироваться на процесс. Ориентировка на результат создает в головном мозге доминанту, мешающую процессу тренировки. Возникает эффект, называемый «очень сильно хотел и перестарался».

К физическому выполнению движения можно приступать тогда, когда идеомоторный образ станет очень четким, ярким и постоянным, «разогреются» соответствующие мышцы.

Очень важно контролировать выполнение действие, чтобы оно было правильным и без ошибок, ведь исправить их в дальнейшем уже будет сложнее. Намного легче в идеомоторной тренировке отработать сложное упражнение правильно, чем потом восстанавливаться после полученной травмы.

Применение идеомоторных тренировок

На идеомоторном эффекте основан аутотренинг, он применим для саморегуляции и развития некоторых навыков, например, техники скорочтения. Также идеомоторные тренировки широко применяются в спорте: за счет мысленного повторения движений спортсмен быстрее осваивает и совершенствует их технику, также это помогает настроиться перед выполнением упражнений, что делает тренировки более эффективными. Особенно широко применяется этот метод в спортивной гимнастике, аэробике, борьбе, йоге и танцах. Возможность увидеть себя со стороны в своем воображении - это большое подспорье в развитии координации и улучшении точности движений. Иногда тренеры используют этот способ, чтобы вывести напряжение определенных групп мышц на необходимый уровень, для создания нужного эмоционального настроя перед спортивными состязаниями.

Еще одно важное применение идеомоторики - это восстановление от последствий тяжелых травм и инсультов, когда тело «забывает» известные раньше действия и приходится обучаться им заново. Иногда обучение напрямую невозможно из-за ограничений подвижности, но если память хранит эти умения, мысленная тренировка способна помочь их восстановить.

Незаменимы идеомоторные тренировки для профессиональных музыкантов. Например, бывают ситуации, когда необходимо тренироваться, а инструмента под рукой нет, и тогда идеомоторная тренировка вполне может стать доступной альтернативой реальной репетиции.

Также в принципе любой навык, необходимый для жизни, может быть сформирован подобным образом. Идеомоторные тренировки позволяют освоить больше навыков в сжатые сроки и сделать это эффективнее, а заниматься ими можно практически в любых условиях, ведь для них необходимо только собственное воображение, свободное время и ничего более.

Идеомоторная тренировка позволяет поднять планку своего возможного максимума: представив сложное действие в своем воображении, затем становится возможным осуществление его в реальности.

Список использованной литературы:
  • 1. Ашмарин Б. А. «Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании (пособие для студентов, аспирантов и преподавателей институтов физической культуры)». - М.: Физкультура и спорт, 1978, 224 с.
  • 2. Забельский С. Ю. «Система биоэкономичного психомоторного здравоукрепления. Инновации в подготовке специалистов по физической культуре и спорту». - Ставрополь: Сервисшкола, 2005, 24 с.
  • 3. Лобзин В. С., Решетников М. М. Аутогенная тренировка. М., 152 с.
  • 4. Леонова А. Б., Кузнецова А. С. «Психические технологии управления состоянием человека». - М.: «Смысл», 2007 г.
  • 5. Карвасарский Д. Б. «Психотерапевтическая энциклопедия». - С.-Пб.: «Питер», 2006 г. Александров Ю. И. «Научение и память: системная перспектива». Лаборатория нейрофизиологических основ психики им. В.Б. Швыркова, институт психологии РАН, Москва.

Редактор: Чекардина Елизавета Юрьевна

Подумайте вот о чем: все, что бы мы ни начинали делать, начинается с мысли.

Любое дело, слово, творение рук наших начинает существовать в нашем воображении. Способность рисовать в воображении то, чему предстоит свершиться, это способность, которая позволяет нам реализовывать наши мечты, достигать поставленных целей.

Чем лучше мы визуализируем желаемое будущее, тем больше у нас шансов воплотить его в реальность.

Тренировка ума есть тренировка тела. Наш мозг не видит разницы между реальным действием и воображаемым. Исследования четко показали, что процесс обдумывания какого-либо действия, - даже если ваше тело находится в это время в состоянии покоя, - активизирует те же нервные узлы, что и при реальном выполнении того же действия.

Чтобы представить это, возьмите кусок веревки, отпустите один конец и раскачайте его. Затем остановите движение и постарайтесь держать руку неподвижно, чтобы веревка не раскачивалась совсем. После этого мысленно представьте себе, что вы раскручиваете веревку круговыми движениями. Скорее всего, веревка начнет раскачиваться, хотя бы медленно.

Приятно думать, что: тренировка ума развивает практически все наши умения и приближает нас к намеченным целям .

Например, многие психологи рекомендуют упражнения для ума для развития всех сторон жизни в целом. Обычно это связано с работой или социальной сферой: чтобы повысить уверенность в себе, устранить трудности в процессе важной встречи или даже создать благоприятные условия для свидания.

Спортсменам высокого класса также рекомендуется использовать визуализацию для совершенствования техники, повышения мотивации, энергии. При опросе олимпийских золотых медалистов выяснилось, что многие из них используют технику визуализации не только для улучшения исполнительского мастерства, но и для выработки чувства, испытываемого в момент награждения .

5 прикладных техник визуализации
Как мы развиваем и применяем мощную технику визуализации?
Здесь я представляю 5 основных упражнений в порядке возрастания сложности. Приступайте к следующему только после того, как основательно отработаете предыдущее. Не торопитесь, потратьте на каждое упражнение столько дней, сколько потребуется, чтобы довести данный навык до совершенства.

1-е упражнение

Возьмите фотографию и тщательно изучите ее. Запомните как можно больше деталей. Затем закройте глаза и попытайтесь воспроизвести изображение в памяти. Вспоминайте как можно больше цветов, птичек в небе, морщинок на коже - чего бы там ни было изображено. При необходимости откройте глаза и постарайтесь запомнить еще больше деталей. Помните, что это не тест: тренируйтесь, пока не научитесь делать это действительно хорошо.

2-е упражнение

Для второго упражнения нам потребуются три измерения: возьмите небольшой предмет – ручку или ключ. Исследуйте его и снова запоминайте как можно больше деталей. Продолжайте упражняться столько времени, сколько потребуется.
Теперь закройте глаза и представьте мысленно этот предмет. Проблема будет в том, что вы должны научиться «вращать» предмет в своем воображении. Постарайтесь мысленно «увидеть» каждую деталь, но с разных ракурсов. Когда почувствуете себя уверенно при выполнении этого задания, начинайте мысленно перемещать этот предмет. Мысленно «положите» его на воображаемый стол. «Направьте» на него яркий свет, представьте пляшущие тени, отбрасываемые этим предметом.

3-е упражнение

Это упражнение основано на предыдущем и может представлять сложность для одних людей, тогда как другим покажется достаточно легким. На этот раз попытайтесь воспроизвести в памяти свой объект, но с открытыми глазами.

Попытайтесь увидеть его в реальном мире, прямо перед собой. И снова перемещайте его, вращайте, играйте с ним. Наблюдайте, как он взаимодействует с другими объектами в вашем окружении. Представьте его, лежащим перед вами на клавиатуре, отбрасывающим тень на компьютерную мышь или мысленно перебросьте его через чашку с кофе.

4-е упражнение

Здесь начинается самое интересное. На этот раз вы помещаете в воображаемую картинку самого себя . Представьте себе самое любимое место. Я предпочитаю представлять свой любимый пляж. Теперь представьте в этом месте себя. Важно, чтобы вы находились мысленно в этом месте, а не просто представляли себе его.

Далее представляйте себе другие места, одно за другим. Что вы слышите? Слышите шуршание листьев, разговоры людей? Как насчет ощущений? Чувствуете ли вы песок, на котором стоите? А запахи? Можете ли вы представить, как вы едите мороженое, и оно проскальзывает вам в горло?

Опять же, убедитесь, что вы находитесь мысленно в этом месте, а не просто думаете о нем. Научитесь делать ваше изображение как можно более стабильным, живым, детальным.

5-е упражнение

В последнем упражнении учимся делать изображение еще более живым. Воспроизведите мысленно изображение. Теперь начинайте двигаться в нем, взаимодействуйте с деталями окружения. Поднимите камень. Посидите на лавочке. Пройдите по воде. Поваляйтесь по песку.

Затем включите в изображение кого-нибудь еще. Пусть это будет ваш возлюбленный. Танцуйте с ним (с ней). Или представьте своего друга. Беседуйте с ним (с ней). Представляйте, как он (она) улыбается во время разговора.

Представляйте, как он (она) игриво похлопывает вас по плечу. Какие ощущения?

Детали и реализм
Мы придаем значение деталям и реализму по одной простой причине, - практика не может быть совершенной. А как вы, должно быть, слышали, только совершенная практика приводит к совершенству.

Если бы я попросил вас представить себе, как вы добиваетесь желаемой цели - будь это успешная деловая встреча, романтическое свидание, спортивное выступление, - вы, наверное, немедленно вообразили бы себя в этой ситуации в лучшем виде. Вы круто выглядите, легко одерживаете победу, и все в вас незамедлительно влюбляются. Это все хорошо, и может повысить мотивацию, но, если вы попытаетесь резко, без подготовки воплотить это в реальность, вы потерпите неудачу.

Реализм – самая важная сторона визуализации. Солдаты тренируются в таком же снаряжении, которое будут использовать в бою. Никто не научится боевым навыкам, играя в компьютерные игры.

То же касается умственных тренировок. Все должно быть как можно более реалистичным. Я боксер-любитель, и всегда использовал метод визуализации для помощи в тренировках. Мое первое ментальное «кино» было представление самого себя, действующего на ринге как Мухаммед Али. Но реальность меня отрезвила, - когда я впервые встретился с живым оппонентом.

Оказалось, мои мысленные образы до этого были лишь фантазиями - построением воздушных замков. Я просто попусту тратил время.

Но когда я начал заниматься визуализацией соответствующим образом, я понял, что даже мысленно повторяю свои обычные ошибки. Сердце сильно билось, кулаки сжимались, я чувствовал себя одолеваемым страхом. И это все в то время, как я просто сидел на диване!

Означало ли это поражение? Нет, это означало прогресс. С тех пор мои мысленные тренировки стали работать на меня. Потому что я перенес на «ментальный ринг» все свои недостатки и страхи, а все успехи, которых я там достиг, я переносил в реальный мир.

Применение визуализации к вашим целям
Что делать, если речь идет не о физических навыках? Что, если ваша цель - деньги, новая карьера или романтические выходные?

Метод визуализации в таких случаях применяется точно так же. Вот несколько советов по применению визуализации для достижения своих целей:

1. Концентрируйтесь на позитиве
Распространенная ошибка – концентрация на том, что является противоположностью вашим целям. Когда я хотел сбросить лишний вес, я представлял себя с пузом на всю комнату, и думал, что это зрелище будет стимулировать меня похудеть. Но это было ошибкой: представляя себя толстым, я и оставался толстым. Надо было представлять такой живот, который я хотел бы иметь в итоге.

2. Имейте, а не просто желайте
Думайте о том, чего вы на самом деле хотите. Дальше: имеете ли вы это? Вероятно, нет. Чаще всего, желание противоположно обладанию. Итак, визуализируя, не представляйте, что вы хотите этого, представляйте, что вы это уже имеете.

3. Будьте настойчивы
Вам придется много поработать над достижением цели. Ваше сознание – это мускулы, также как и ваше тело. Успешные бодибилдеры не достигли своего успеха, тренируясь 2 минуты в день. Они тяжко трудились для этого. Сделайте свою цель страстью, манией, смыслом жизни.

4. Будьте конкретны
Многие люди имеют довольно расплывчатые цели. Они смутно представляют, насколько они хотели бы быть богаты или как славно хотели бы попутешествовать. Куда? О, я никогда об этом не думал. Это все равно как сеть в машину, имея смутное желание купить… что-нибудь. Ведь вы же не будете себя так вести, верно?

Вы имеете конкретную цель: Я иду в супермаркет, чтобы купить шампунь и зубную пасту. Так же и с вашими жизненными целями. Детализируйте их максимально: конкретное количество денег, конкретный результат встречи, каковой бы она ни была.

Визуализация – очень мощный инструмент для достижения целей.

Движения и действия

Человек, совершая любую деятельность, пользуется движениями - врожденными (безусловно-рефлекторными) и приобретенными (условно-рефлекторными). Безусловно рефлекторных движений приобретают в течение жизни. Они в результате опыта, обучения и воспитания перестраиваются в соответствии с требованиями условий жизни, культуры производства и поведения. Такие движения, как ходьба, речь, письмо, чтение, связанные с обработкой материалов, игрой на инструменте, художественное творчество под влиянием обучения и воспитания постоянно меняются.

В процессе деятельности в зависимости от ее цели и содержания, материала и способов его обработки движения объединяются в различные комплексы и системы.

Систему движений, направленных на присвоение предмета или его содержания, называют действиями.

Различают виды действий:

Предметные, или внешние действия направлены на овладение предметами, контакты с людьми, с животными, растениями и тому подобное.

Умственные действия оказываются в восприятии, деятельности памяти, мышления и т. Они образуются на почве внешних, предметных действий. Предметные ДЕЙСТВИЯ в результате интериоризации, то есть их переноса во внутреннюю жизнь человека, становятся смыслом умственной деятельности.

Интериоризация - это перенос структур внешней деятельности во внутреннюю психическое (определенную схему, образ, модель, алгоритм и др.).

На первых этапах усвоения опыта дети и взрослые оперируют конкретными предметами, средствами наглядности, сравнивают, раскладывают и объединяют их, находят причинные зависимости и их взаимодействие. Затем, в результате интериоризации этих внешних действий с предметами, человек начинает оперировать образами этих предметов и связями и зависимостями между ними. На еще более высоком этапе развития эти операции осуществляются с помощью понятий, выраженных в слове.

В психике мышления и интериоризированные внешнее отрабатываются. Последнее находит логическое оформление, связывается с предыдущим опытом, становится частью системы.

Однако часто человек сначала формирует определенную схему действий в своей психике, а затем эти умственные действия переносит наружу, то есть воплощает определенное внутреннее психическое во внешнюю.

Так происходит екстериоризация - перенос внутренних, умственных действий наружу (в психомоторные действия).

Знания, навыки и умения

Осуществление любой деятельности требует от человека овладения необходимыми для нее средствами. Прежде всего оно предполагает выработку у человека навыков и умений пользоваться ими для достижения поставленной цели.

Умение там, где знания определенной дела сочетается с умением в выполнении действий, из которых состоит эта деятельность. Умеет управлять автомашиной тот, кто, следуя установленным правилам, делает это умело, четко и безупречно, кто имеет навыки в этом деле. Умеет составлять план ученика, у которого произведено определенные навыки работы над текстом. Так же и умение играть на музыкальном инструменте, рисовать, выполнять физкультурные упражнения и другие задачи опирается на определенные навыки. Итак, умение - это готовность человека успешно выполнять определенную деятельность, основанная на знаниях и навыках.

Поскольку деятельность человека, как правило, состоит из целого ряда различных действий, умение их выполнять также состоит из ряда частных умений. Например, умение управлять автомашиной предполагает умение завести двигатель, регулировать его работу, управлять рулем, следить за дорогой, за работой машины. Умение ученика учиться означает умение планировать свою домашнюю учебную работу, выделять главное и второстепенное, устанавливать между ними причинно-следственные связи, рациональными способами заучивать заданный текст и тому подобное. Комплекс частных, тесно взаимосвязанных умений охватывает все то, что называют умением: управлять машиной, учиться, играть на музыкальном инструменте, рисовать.

Навыки. Выполняя то или иное действие определенное количество раз, человек упражняется в ее исполнении. Она выполняет действие все быстрее, легче, свободнее, это требует меньше напряжения, усилий и волевого контроля, количество ложных движений уменьшается. В целом ее исполнение становится в определенной степени автоматизированным. Итак, навыки оказываются в автоматизированном выполнении действий. Они формируются путем многократных упражнений. Навыки - это компоненты умений.

Наличие навыков облегчает человеку выполнения сознательных задач. По сознанием остается возможность начинать, регулировать и завершать действие, а само движение происходит без какого-либо дальнейшего вмешательства воли как реальное повторение того, что уже делали тысячи раз (И. Сеченов). Человек может осознавать и автоматизированные компоненты, то есть движения, из которых складывается определенная деятельность. В случае необходимости она может направлять свое внимание на саму технику написания букв с целью, например, вывести их каллиграфически, красиво. Может осознавать движения артикуляционных органов при произношении звуков, привычные движения пальцев при игре на музыкальном инструменте с целью их проконтролировать, изменить кое-что в них. Человек начинает осознавать движения, если появляются осложнения, препятствия в их исполнении.

Процесс формирования умений и навыков. Умения и навыки формируются у человека в процессе его обучения. Выделяют три основных его фазы. Первая начинается с осознания задачи и способов его выполнения. Так, опытный мастер выясняет и показывает новичку, как выполнять те или иные производственные операции, а последний знакомится с ними. Обучая учеников писать, их также знакомят с тем, как надо выводить каждую букву. Затем учащиеся, пробуют применить полученные объяснения на практике, то есть выполнять соответствующие действия.

На основании объяснений, зрительного восприятия, показа действия образуется первых, еще общее, схематическое зрительное представление о пространственных и временные особенности действия - о направлении и амплитуду движений, их скорость, согласование и последовательность. Упражнения сопровождается значительным волевым усилием и чувством уверенности, веры в свои силы или сомнения, нерешительностью, робостью. Эти переживания сказываются на эффективности упражнения, способствуя ему или задерживая его.

На основе тренировок, то есть многократного повторения определенных действий с целью их закрепить и усовершенствовать, постепенно последовательность движений становится слаженной, а действия - более четкими и согласованными. Ловкость переходит во вторую, высшую фазу своего совершенства. Физиологическим фундаментом является укрепление в коре больших полушарий головного мозга временных нервных связей, их специализация, выработки системы, то есть образование определенного динамического стереотипа.

Тренируясь, человек ускоряет выполнение действий. Устраняются лишние движения и уменьшается напряжение во время выполнения. Это означает, что иррадиация возбуждения, которая проходила в начале и предопределяла значительное количество лишних движений, меняется его концентрацией. Лишние движения, которые не находят "делового подкрепление", постепенно тормозятся как неадекватные определенной ситуации. Адекватные движения становятся экономнее, четче, точнее.

На физиологическом уровне совершенствования выполнения действия меняется соотношение анализаторов, которые участвуют в этом процессе. Такое изменение проявляется, в частности, в том, что уменьшается роль зрительных и повышается роль двигательных ощущений в регуляции действия. Это можно наблюдать при формировании производственных, спортивных умений и навыков, умений играть на музыкальном инструменте и т.

Однако решающее значение в формировании навыков и умений имеет регулировку движений на основе самоконтроля. Самоконтроль способствует выработке тонких зрительных, слуховых и двигательных дифференцировок, а это, в свою очередь, способствует точности действий. В процессе повышения сноровки зрительный контроль за ходом действия, имеет ведущее значение в начале упражнения, постепенно уменьшается, продвижение а сражаясь контроля за движениями, то есть контроля за действием тех органов, которые ее осуществляют.

С повышением уровня автоматизированности движений меняется роль зрительного восприятия в процессе выполнения действия. Сначала зрительное восприятие и действие совпадают, например, восприятие буквы сочетается с ее произношением. Такое сочетание неизбежно и необходимо, но оно очень замедляет выполнение задания.

Иногда восприятие вследствие упражнения начинает опережать действие. Так, в случае быстрого, выразительного чтения произношение прочитанного предваряется восприятием не только отдельных складов, но и целых слов, следующих за тем словом, которое произносят. Следующие элементы текста, которые воспринято, готовят дальнейшие движения и таким образом обеспечивают быстрый темп и высокую эффективность выполнения действия.

Каждое действие состоит из большего или меньшего количества движений. Умелое выполнение действия требует объединения этих движений в целостный акт, а этих актов - в еще более сложную действие.

Физиологическим основой объединения движений в целостное действие является образование "ассоциации ассоциаций", то есть цепей временных нервных связей, определенных их систем. Закрепляясь, последние становятся стереотипными. Эта стереотипность и является основой автоматизированного выполнения действия. В этой связи волевое усилие намного уменьшается, медленное сосредоточение внимания на движениях переходит в состояние после произвольного внимания, движения становятся более уверенными и точными, облегчается сознательный контроль за процессом выполняемого действия.

Такой уровень развития навыка характерен для последней, третьей фазы сноровки. На этой фазе действия становятся заученными, что позволяет совершенствовать их, доводить до определенного уровня мастерства.

Непрерывное формирование навыков и умений начинается обычно со словесных объяснений и усвоения правил действия. Оценка выполненных действий, осознание их результатов так же осуществляются в основном с помощью слова. Слово, участвуя в процессе формирования навыков и умений, способствует выработке четкой последовательности, темпа и ритма движений, их системы.

Уровень сформированности навыков и умений во многом зависит от сознательного отношения, готовности личности к выработке в себе умений и навыков, интерес в лучшем выполнении действий, связанных с решением задачи.

Важное место в этом процессе также занимает учета индивидуальных, особенностей человека: тыл нервной системы, опыт, теоретические знания, наклонности и способности.

Перенос и интерференция навыков. Навыки, которые мы приобретаем, в определенной степени опираются на ранее сформированные навыки. Это означает, что вновь динамические стереотипы наслаиваются в коре больших полушарий головного мозга на ранее сложившиеся стереотипы, что они не только сосуществуют, но и взаимодействуют. Ранее сформированные навыки могут и способствовать выработке новых навыков, и тормозить, задерживать этот процесс.

Часто сформированные ранее навыки способствуют усвоению новых, облегчая этот процесс, или наоборот усложняют.

Это явление переноса обусловлено прежде всего наличием похожих и тождественных черт в уже сложившейся и новой навыках, общих приемов выполнения соответствующих действий. Элементы сложившейся навыки входят при этом в структуру вновь навыки и этим облегчают процесс овладения ею. Таким образом, происходит применение ранее произведенных временных нервных связей, определенных их групп в новых ситуациях, их обобщения.

Перенос проявляется также в том, что, научившись выполнять определенное действие одним органом (например, писать правой рукой), человек может без специального упражнения выполнить это действие (правда, менее совершенстве) и другим органом, например, левой рукой или ногой или головой.

Однако ранее выработанные навыки иногда оказывают негативное, тормозящее влияние на формирование новых навыков, что проявляется в снижении производительности действий, возникновении ошибок и тому подобное. Такое явление называется интерференцией навыков. В интерференции оказывается соперничество между некоторыми уже сформированными и вновь создаваемыми стереотипами.

Интерференция имеется тогда, когда на один раздражитель производятся две или несколько различных реакций.

Интерференция проявляется тогда, когда ранее выработанные приемы воздействия применяют в новой ситуации без учета ее отличия. Это происходит, например, тогда, когда оператор переходит на работу с прибора старой конструкции на прибор новой конструкции, в котором изменена последовательность операций.

В общем интерференция возникает при определенных обстоятельствах. Зная эти условия и предусматривая их действие в той или иной конкретной ситуации, можно ее избежать.

Навыки поддерживаются на должном уровне совершенства, если их используют. А по истечении определенного времени их не применяют, они ослабляются. Системы временных нервных связей, является их физиологическим основой, начинают тормозиться. Выполнение соответствующих действий замедляется, снижается их качество. Например, длительный перерыв в вождении автомобиля, в производственной, музыкальной, спортивной деятельности приводит к снижению уровня совершенства, ухудшение качества выполнения соответствующих действий. Поэтому специалистам в любой области деятельности приходится постоянно тренироваться, чтобы поддерживать свои навыки на должном уровне совершенства.

Чем меньше навыки сформированы, закреплены, тем быстрее они ослабляются, что проявляется в деавтоматизация выполняемых действий.

Нарушения, расстройства навыков наступают вследствие патологических изменений в работе мозга. В случае патологических изменений обычно разрушаются сначала сложные и позже выработаны навыки, затем - менее сложные и раньше сформированы.

Разновидности навыков и умений. Навыки и умения являются частью любой деятельности человека. Различают их в зависимости от содержания деятельности Тех потребностей человека, которые удовлетворяют через них. В соответствии с этим различают умения и навыки самообслуживания, производственные, языковые, умственные, творческие, спортивные и т.

Наибольшую группу составляют производственные навыки и умения человека, которые дифференцируются по отдельным видам производственного труда.

Исследование формирования производственных умений показывают, что их можно разделить на три группы:

Конструктивные, связанные с представлениями о продуктах труда, с конструированием последних по рисункам, моделями, описаниями и с проявлением этих представлений в словах, моделях, проектах, рабочих движениях;

Организационно-технологические, связанные с подбором необходимых орудий труда и материалов, с определением способов их обработки, с планированием и контролем самого труда;

ОПЕРАЦИОННЫЕ, связанные с применением орудий труда и материалов для изготовления определенного продукта труда, с выполнением необходимых для этого производственных операций.

Особую группу составляют языковые навыки и умения, которые являются составной речи человека, направленного на удовлетворение его потребности в общении с другими людьми, в обмене мнениями. К этой группе относятся навыки и устного, и письменной речи. Умственные навыки и умения оказываются в выполнении различных видов умственной деятельности (например, запоминание определенного материала, решение арифметических и других задач, выполнения умственных операций, исследовательских задач, теоретическая работа в той или иной области). Различные навыки и умения объединяются также в художественные, спортивные и другие разновидности.

Отдельные виды навыков и умений тесно взаимосвязаны и переплетаются. Так, умственные умения всегда тесно связаны с умением выполнять устный и письменный работу. К сложных производственных умений всегда входят умственные компоненты. В то же время умение выполнять, например, исследовательскую экспериментальную работу в той или иной отрасли стесняет ся навыки практического оперирования необходимыми для этого приборами, измерительными и другими орудиями.

Все имеющиеся у человека навыки и умения является ее положительным достоянием. Поэтому умелых людей так ценят в жизни. Что в большей степени человек обладает навыками и умениями в какой области деятельности, тем больше его ценят как мастера своего дела.

Особенно большое значение навыки и умения имеют в творческой деятельности человека. Наличие умений и навыков является необходимым условием ее сознательной творческой деятельности. В процессе деятельности они все больше совершенствуются. Навыки и умения, способствуя развертыванию творческой деятельности человека, тем самым становятся одним из важнейших факторов общего умственного развития человека. Если бы человек не был способен приобретать навыки, она не могла бы продвинуться на один ступень развития, задерживаясь за постоянных бесчисленные осложнения.

1. Понятие идеомоторной тренировки

Идеомоторная тренировка (ИТ) - это планомерно повторяемое, сознательное, активное представление и ощущение осваиваемого навыка. Идеомоторная тренировка может применяться на всех этапах подготовки специалиста.
Активное представление реально выполняемых двигательных навыков способствует овладению ими, их укреплению, корректированию, а также ускорению совершенствования.

Представление движений можно классифицировать следующим образом:
. как идеальную картину (образец) реальных действий, которые, будучи программой двигательной деятельности, выполняют программирующую функцию;
. как образ, который помогает процессу освоения движения и выполняет таким образом тренирующую функцию;
. как образ, который возникает в процессе контроля и исправления движений по ходу их выполнения, как связующее звено и осуществляет тем самым регуляторную функцию.

Все три функции характеризуются синхронностью.

Механизм воздействия идеомоторной тренировки выражается в том, что за счет использования мышечного потенциала происходит неосознанная и невидимая иннервация мышц, импульсная структура которой соответствует ощущаемым, представляемым или воображаемым движениям.

"Жизненность", или "реальность", представления идеомоторного двигательного акта определяет объем вовлеченных во "внутреннюю реализацию" уровней и этим самым эффективность идеомоторной тренировки.
Также оправдала себя следующая структура идеомоторной тренировки, разработанная на основе этих принципиальных научных позиций.

I. Внутренняя актуализация:

а) экспозиционная фаза (программа нижней ступени аутогенной тренировки; некоторые упражнения);
б) обсервативная фаза (наблюдения) - оптическое изображение двигательного цикла с особым акцентированием основных моментов с помощью кино- видеозаписей или кинограмм;
в) идеомоторная фаза (3-5-кратное повторение внутреннего представления в соответствии с письменным заданием).

II. Внешняя реализация:

а) имитационная фаза-элементы идеомоторного упражнения реально выполняются во временной последовательности в общих чертах ("намек" на движение) или как бы повторяя воображаемое;
б) фаза практической тренировки (упражнение, тренированное идеомоторным методом, выполняется практически).

2. Сущность идеомоторной тренировки

Сущность идеомоторной тренировки в следующем. Представляя движение, спортсмен как бы видит себя со стороны. Способность видеть себя со стороны является немалым подспорьем для подготовки спортсменов, и эту способность необходимо развивать.

Некоторые спортсмены лучше представляют себе фиксированные образы, чем движения в целом. В добавление к мысленному представлению своих движений путем визуальных представлений большинство спортсменов используют и мысленную самооценку кинестетических ощущений, связанных с воспоминанием о выполнении того или иного движения.

Очень важно для спортсмена иметь в своем арсенале способность к развитию и совершенствованию тех ощущений, которые соответствуют выполнению определенной деятельности. А это также отдельный аспект спортивной тренировки. Многие тренеры помогают своим воспитанникам заблаговременно вывести на необходимый уровень напряжение соответствующих мышечных групп. Спортсмены, которым необходимо повысить свою эмоциональную настройку перед выходом на старт, стараются представить себя в ответственных соревновательных ситуациях. Те же спортсмены, кому, наоборот, надо снять излишнее напряжение, стремятся увидеть себя отдыхающими или выполняющими упражнения в спокойных условиях Абрамова А.Н. Такая разная психология. - М.: Современник, 2002, 28 с..

Для понимания сущности идеомоторной тренировки нужно определить разницу между мысленным представлением движений и обычным процессом образных представлений человека. Идеомоторная тренировка включает тщательное целенаправленное изучение и повторение одного образа при целой серии представлений.

Визуальные и кинестетические мысленные представления реальных движений рекомендуется использовать гимнастам, акробатам, поскольку для них очень важно уметь осознавать и представлять себе точное положение своего тела в пространстве в любой момент действия. Мысленное повторение применяется для того, чтобы помочь спортсменам путем воспроизведения зрительных и кинестетических представлений лучше усвоить особенности техники выполнения сложного движения.

Развивая свои способности к образному представлению тех или иных ситуаций, вы через некоторое время обнаружите, что легко можете воспроизводить их в своей памяти. Вместо того, чтобы запоминать группы отдельных образов, а уже потом создавать из них в своем сознании целые картины, вы, напротив, можете видеть сразу полную картину действий в их развитии, а в случае необходимости вычленять из нее отдельные кадры.

Достижению успеха в идеомоторной тренировке способствуют следующие факторы: идеомоторная тренировка должна осуществляться только в состоянии активной деятельности; мысленно движения должны воспроизводиться в точном соответствии с ритмом реальных действий.

Техническое мастерство спортсмена во многом зависит от того, как он умеет пользоваться закономерностями, которым подчиняется процесс представления. Закономерности:

1. Чем точнее мысленный образ движения, тем точнее выполняемое движение.

2. Идеомоторным называется лишь такое представление, при котором мысленный образ движения связан с мышечно- двигательными ощущениями спортсмена.

3. Эффект воздействия мысленных представлений заметно возрастает, когда они облекаются в точные словесные формулировки.

4. При разучивании нового движения надо представлять его исполнение в замедленном темпе.

5. При овладении новым движением следует представлять его в той позе, которая близка к реальному выполнению этого движения.

6. Во время идеомоторного представления движения оно начинает осуществляться настолько сильно и явственно, что спортсмен начинает невольно двигаться.

7. Перед выполнением упражнения не следует думать о конечном результате.

3. Идеомоторная тренировка и настройка к действию

Непосредственная подготовка к спортивному движению несет в основном психологическую направленность. Именно психическая готовность в короткое время непосредственной подготовки к движению в большей мере подвержена изменениям, чем функциональная или техническая.

Выделяется два этапа в непосредственной подготовке к движению. Задача первого этапа сводится к улучшению функциональных возможностей спортсмена и работоспособности организма. На этом этапе используются следующие средства: ходьба, бег, прыжки. Это есть так называемая разминка.

Задачей второго этапа является установление оптимальных взаимоотношений между структурой предстоящего движения и деятельностью центральной нервной системы.

Для составления индивидуальных идеомоторных программ необходимо знать, какими мыслями должно быть занято сознанием спортсмена. У большинства спортсменов в мыслительной деятельности центральное место занимает представление о предстоящем движении и тактическом действии.

При разработке индивидуально эффективных идеомоторных программ следует учитывать ряд моментов:

В начальной фазе в процессе выполнения некоторых основных упражнений должна повышаться внутренняя "готовность к воображению" и снижаться интенсивность воздействия внутренних и внешних помех;

Часто отвлекающиеся спортсмены, которым легко помешать, могут наговорить содержание программы на магнитофонную ленту и перед идеомоторной тренировкой прослушать запись. Благодаря этому им легче будет сосредоточиться и вообразить услышанное;

Число повторений в идеомоторной тренировке (2-5) зависит от уровня подготовленности спортсменов и задач обучения. Более сложные двигательные навыки отрабатываются с помощью более коротких повторений во время одного занятия, перерывы между которыми также должны быть сокращены;

Информация, которую получает спортсмен во время тренировки, должна быть сформулирована ясно и однозначно, должна сопровождаться объяснениями, как надо выполнять упражнения.

Во многих работах указывается, что действенное улучшение может быть достигнуто только при сочетании идеомоторной и физической тренировки. При этом влияние идеомоторной тренировки на формирование умений и навыков наиболее эффективно, когда обучаемый предварительно ознакомлен с упражнениями и действиями или имеет определенный двигательный опыт. В то же время отдельные исследования (Д. Джонс, 1963; А. А. Белкин, 1965) показывают, что посредством только идеомоторной тренировки можно в глубокой форме овладеть новым упражнением (совсем незнакомым действием) без предварительного его выполнения. Но этой способностью обладают только отдельные высококвалифицированные спортсмены. Рядом исследований установлено, что идеомоторная тренировка дает возможность установить ошибки или переделывать уже усвоенный двигательный навык, а может сопровождаться эффектом, если мысленное выполнение действия недостаточно точно и тщательно.

4. Принципы идеомоторной тренировки

Процесс обучения идеомоторному методу надо строить на основе общеизвестных дидактических принципов: последовательности, доступности, индивидуализации. Кроме них необходимо учитывать и следующие специальные принципы:

1. Принцип мотивированной заинтересованности, предполагающий привитие спортсменам серьезного отношения к методу.

2. Принцип универсальной эффективности. Идеомоторная подготовка эффективна во многих аспектах: обучении технике, настройке на выступление, воспитании творческого отношения к тренировочному процессу.

3. Принцип доминирующей эффективности. В наибольшей степени тренирующий эффект проявляется в овладении пространственными характеристиками движения, затем временными.

4. Принцип отсроченного эффекта. Первые занятия по этому методу не дают результата. Это происходит из-за отсутствия программ представления движения и связей в коре головного мозга.

5. Принцип индивидуальности. Варианты идеомоторной настройки зависят от индивидуально- психологических различий спортсмена. Спортсмены с сильной нервной системой обычно начинают идеомоторные выполнения движения непосредственно перед стартом. Со слабой нервной системой проделывают это намного раньше, и используют ее чаще и намного эффективнее.

6. Принцип содержательной эффективности. Наибольший реальный тренирующий эффект представления движения достигается при идеомоторном воспроизведении в мышечно- двигательных образах узловых моментов действия, его результативной сути.

7. Принцип вербализации. Проговаривание или четкое словесное обозначение основных моментов действия усиливает тренирующий эффект представления движения.

8. Принцип дозирования. Целесообразно мысленно повторять задание 5 раз, а сложные задания- однократно.

5. Задачи и средства идеомоторной тренировки

При организации идеомоторной тренировки со спортсменами решаются следующие задачи:

Задача 1 - создать у занимающихся устойчивый интерес к идеомоторной тренировке, стремление полноценно использовать ее в тренировочном процессе.

А) Средства- беседы. Методические указания: разъяснить занимающимся, что качество выполняемого упражнения зависит в основном от того, какой образ движения складывается в сознании человека. Главная причина ошибок в технике- неправильное или расплывчатое представление о движении. Спортсмены, неумеющие сосредотачивать свое внимание на деталях техники движения, не способны прислушиваться к своему телу. Тренировка у них сводится к бездумному механическому повторению упражнений.

Б) Средства- анализ тренировочных занятий. Методические указания: необходимо выяснить, как понимает спортсмен направленность и значимость каждого занятия и выполняемых упражнений. Спортсмен должен понять, что при механическом, бездумном повторении движения в нем нередко закрепляются ошибки. Представления искажаются. Надо научить спортсмена прислушиваться к себе, ощущать свои мышцы, контролировать свое состояние.

В) Средства- анализ специальной разминки. Методические указания: спортсмену должно быть ясно, что очень часто они выполняют ее суетливо и поспешно, не всегда есть время для пробных попыток.

Г) Средства- сравнение сложившихся двигательных представлений с оптимальным эталоном движения. Методические указания: напомнить о том, что субъективные мышечно- двигательные представления только тогда способствуют успешному формированию навыка, когда они способствуют оптимальному варианту техники.

Задача 2 - научить спортсменов находить в движении основные моменты.

Средства: объяснение с анализом кинограмм, графических зарисовок, кинокольцовок и других наглядных пособий. Показ и самостоятельное выполнение действий. Самоотчет спортсмена.

Задача 3 - развитие у занимающихся умений вызывать мышечно- двигательные представления и ощущения.

Средства: самоанализ, самоконтроль. Мысленное выполнение упражнений и действий.

Итак, головной мозг - орган, где формируется программа будущего движения, а остальные системы организма, в первую очередь опорно-двигательный аппарат, выполняют намеченную программу. От того, насколько успешно функционируют программирующая и исполняющая системы, и от того, насколько хорошо они взаимосвязаны, зависит качество конечного результата нашей деятельности.

Для того, чтобы мысленные образы будущего движения воплощались предельно эффективно, надо правильно пользоваться ими. Причем пользоваться совершенно сознательно, активно, а не просто полагаться на те процессы, которыми природа одарила наш организм. Представление, как психический процесс, подчиняется определенным законам.

Первое положение - чем точнее мысленный образ движения, тем точнее, "чище" выполняемое движение.

Второе положение - идеомоторным называется лишь такое представление, при котором мысленный образ движения обязательно связан с мышечно-суставным чувством человека.
Мысленные представления могут быть "зрительными". В этом случае человек видит себя как бы со стороны, будто на экране телевизора. Надо хорошо уяснить, что такие "зрительные" представления обладают очень малым тренировочным действием. Ведь в этом случае импульсы, рожденные в головном мозгу, почти не передаются на мышцы, которые должны выполнять задуманное движение. Поэтому работа идет как бы вхолостую, не возникает достаточной активности в соответствующих мышцах. В этом можно убедиться и на опыте с висящим грузом. Мысленно представьте себя как бы в "зеркале", "посмотрите" на себя со стороны и попытайтесь, глядя на тот, "зеркальный", висящий сбоку груз, представить, что он раскачивается, - получится намного хуже.

Рассогласованность между программирующим органом - головным мозгом и исполняющим аппаратом - мышцами и суставами особенно хорошо заметна во время наблюдении за обнаженным телом неподвижно сидящего или лежащего с закрытыми глазами человека. В тех случаях, когда он мыслит идеомоторно, "пропускает" представления о движении "через себя", в его мышцах довольно отчетливо видны микросокращения и микрорасслабления. Если же представления имеют чисто зрительный характер, то никаких микродвижений в мышцах не возникает, хотя человеку кажется, что он "пропускает" мысленные представления через свой организм. Следовательно, наблюдая за мышцами человека во время идеомоторной тренировки, можно легко выяснить, насколько его мысленные представления о том или ином техническом элементе достигают цели.

Третье положение - исследования ряда авторов, в частности АД.Пуни, Ю. З. Захарьянц и В. И. Силина, Е. Н. Суркова и др. доказали, что эффект воздействия мысленных представлений заметно возрастает, если их облекать в точные словесные формулировки. Надо не просто представлять то или иное движение, а одновременно проговаривать его суть про себя или шепотом. В одних случаях слова нужно произносить параллельно с представлением движения, а в других - непосредственно перед ним. Как поступать в каждом конкретном случае, - подсказывает практика. В том, что слова заметно усиливают эффект мысленного представления, легко убедиться во время опыта с висящим на пальце предметом. Если не просто представлять, что груз начинает раскачиваться, предположим, вперед-назад, а начать произносить слова "вперед-назад" вслух, то амплитуда колебаний сразу же увеличится.

Четвертое положение - начиная разучивать новый элемент техники, надо представлять его исполнение в замедленном темпе, так, как мы это видим при демонстрации кинопленки, заснятой рапид-методом. Замедленное промысливание технического элемента позволит точнее представить все тонкости изучаемого движения и вовремя отсеет возможные ошибки.

Пятое положение - при овладении новым техническим элементом мысленно представлять его лучше в той позе, которая наиболее близка к реальному положению тела в момент выполнения этого элемента.

Когда человек, занимаясь идеомоторикой, принимает позу, близкую к реальному положению тела, возникает гораздо больше импульсов от мышц и суставов в головной мозг, которые соответствуют реальному рисунку движения. И головному мозгу, программирующему идеальное идеомоторное представление о движении, становится легче "связываться" с исполняющим аппаратом - опорно-двигательным. Другими словами, у человека появляется возможность более осознанно отрабатывать необходимый технический элемент.

Вот почему так полезны тренажеры, позволяющие принимать самые различные позы, особенно, где движения часто происходят в воздухе, после отрыва от точек опоры. Побывав в состоянии своеобразной невесомости человек начинает лучше чувствовать тонкие элементы техники движения и лучше представлять их.

Шестое положение - во время идеомоторного промысливания движения оно иногда осуществляется настолько сильно и явственно, что человек начинает невольно двигаться. И это хорошо, так как говорит о налаживании прочной связи между двумя системами - программирующей и исполняющей. Поэтому такой процесс полезен - пусть тело как бы само по себе включается в исполнение того движения, которое рождается в сознании. Такую картину приходилось видеть наиболее часто при занятиях с фигуристами. Стоя на коньках с закрытыми глазами, они неожиданно для себя начинали плавно и медленно двигаться вслед за мысленными идеомоторными представлениями. Как они говорили, их "ведет".

Вот почему в тех случаях, когда идеомоторные представления реализуются не сразу, с затруднениями, можно рекомендовать сознательно и осторожно связывать идеомоторные представления с соответствующими движениями тела и таким способом соединять мысленный образ движения с мышцами, выполняющими его.

Несколько слов о так называемых имитациях. Имитируя, выполняя как бы в намеке реальное движение или часть его, человек помогает формированию более четкого представления о нужном ему техническом элементе, идя, так сказать, от периферии, от мышц, к центру, к головному мозгу. Так что имитация самых разных движений, которую нередко можно увидеть во время разминки - хорошее подспорье в подготовке к выполнению того или иного трудного упражнения.

Но, имитируя, нужно сознательно связывать исполняемые движения с их мысленным образом. Если же имитации проводить формально или думать о другом, пользы имитирующие действия не принесут.

Седьмое положение - неправильно думать о конечном результате непосредственно перед выполнением упражнения. Это одна из довольно распространенных ошибок.

Когда в сознании доминирующее положение занимает забота о результате, она вытесняет самое главное - представление о том, как достичь этого результата. Вот и выходит, что, например, стрелок думает о том, что ему необходимо попасть в "десятку", эта мысль начинает мешать точным представлениям о тех технических элементах, без выполнения которых попасть в "десятку" просто невозможно. Поэтому он и не попадает. "Перестарался, очень хотел", - говорят в таких случаях, забывая о том, что для достижения желаемого результата надо думать не о нем, а опираться на мысленные образы тех действий, которые ведут к этому результату.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании (пособие для студентов, аспирантов и преподавателей институтов физической культуры). - М.: Физкультура и спорт, 1978, 224с.

2. Забельский С.Ю. Система биоэкономичного психомоторного здравоукрепления. Инновации в подготовке специалистов по физической культуре и спорту: Ставрополь: Сервисшкола, 2005, 24с.

3. Лобзин В.С., Решетников М.М. Аутогенная тренировка. М., 152 с.