Домашний очаг

Как жили и чем питались наши предки. Как жили наши предки Рассказ по истории как жили наши предки

Существует множество теорий о том, как произошел человек. Как жили наши предки? Кем они были? Вопросов очень много, а ответы, к сожалению, неоднозначны. Что ж, попробуем разобраться, откуда произошел человек, и как он жил в далекой древности.

Теория происхождения

  • Существует несколько теорий о том, как появился человек: он - создание космоса, существо из другого мира;
  • создатель человека - Бог, именно он заложил все возможное, чем обладает человек;
  • человек появился от обезьяны, эволюционируя и выходя на новые ступени развития.

Что ж, поскольку большинство ученых все-таки придерживаются третьей теории, ведь человек так похож по своему строению на животных, разберем именно эту версию. Как жили в самой глубокой древности?

Первый этап: парапитек

Как известно, предком и людей, и обезьян был парапитек. Если сказать примерное время существования парапитека, то эти животные населяли Землю около тридцати пяти миллионов лет назад. Несмотря на то, что ученым известно слишком мало о столь древних млекопитающих, есть множество доказательств того, что человекообразные обезьяны - это эволюционировавшие парапитеки.

Второй этап: дриопитек

Если верить еще недоказанной теории происхождения человека, то дриопитек - это потомок парапитека. Однако точно установленный факт - дриопитек - предок человека. Как жили наши предки? Точное время жизни дриопитека до сих пор не установлено, однако ученые говорят, что жили они на Земле примерно восемнадцать миллионов лет назад. Если говорить об образе жизни, то, в отличие от парапитеков, которые селились исключительно на деревьях, дриопитеки уже селились не только на высоте, но и на земле.

Третий этап: австралопитеки

Австралопитек является прямым предком человека. Как жили наши предки-австралопитеки? Установлено, что жизнь этого древнего млекопитающего зародилась около пяти миллионов лет назад. Австралопитеки уже больше походили на современного человека своими повадками: они спокойно передвигались на задних лапах, использовали самые примитивные орудия труда и защиты (палки, камни и т. д.). В отличие от своих предшественников, австралопитеки питались не только ягодами, травами и другой растительностью, но и ели животное мясо, поскольку эти самые орудия часто служили и для охоты. Несмотря на то, что эволюция явно шла вперед, австралопитек был больше похож на обезьяну, нежели на человека - густой волосяной покров, небольшие пропорции и средний вес все-таки отличают их от современного человека.

Четвертый этап: человек умелый

На данном этапе развитии эволюции предок человека ничем не отличался от австралопитека по своему внешнему виду. Несмотря на умелый отличался тем, что он мог свободно делать орудия труда, средства для защиты и охоты самостоятельно. Все изделия, которые производил этот предок, были сделаны, в основном, из камня. Некоторые ученые даже склоняются к тому, что в своем развитии человек умелый дошел до того, что он пытался передавать информацию себе подобным с помощью определенных сочетаний звуков. Однако теория о том, что именно в это время уже существовали зачатки речи, не доказана.

Пятый этап: человек прямоходящий

Как жил наш предок, которого сегодня мы называем «человеком прямоходящим»? Эволюция не стояла на месте, и теперь данное млекопитающее очень напоминало современного человека. Кроме того, уже на этом этапе развития человек мог издавать звуки, которые служили определенными сигналами. Значит, можно сделать вывод о том, что речь в это время уже была, однако она была нечленораздельной. На этом этапе у человека очень сильно увеличился объем головного мозга. Благодаря этому человек умелый работал уже не одиночно, а работа была коллективной. Этот человеческий предок мог охотиться на крупных животных, поскольку орудия для охоты уже были достаточно сложными, чтобы убить большого зверя.

Шестой этап: неандерталец

Очень долго теория о том, что неандертальцы были прямыми предками человека, считалась верной и принималась многими учеными. Однако исследования показали, что неандертальцы не имели никаких потомков, а значит, ветвь этого млекопитающего была тупиковой. Несмотря на это, по своему строению неандертальцы очень схожи с современным человеком: большой головной мозг, отсутствие шерсти, развитая нижняя челюсть (это говорит о том, что неандертальцы обладали речью). Где жили наши "предки"? Неандертальцы жили группами, устраивая свои жилища на берегах рек, в пещерах и между скалами.

Последний этап: человек разумный

Учеными доказано, что этот вид появился 130 тысяч лет назад. Внешнее сходство, строение мозга, все умения - все это говорит о том, что человек разумный - это наш прямой предок. Именно на этом этапе революции люди начинают свое собственное выращивание средств пропитания, селятся не просто группами, а семьями, ведут свое личное хозяйство, держат свой собственный скотный двор и начинают исследование новых культур растений.

Славяне

Как жили наши Это уже окончательно развитый предок современного человека, которому свойственно деление на расовые группы. Предки человека, живущие в эпоху Средневековья, в основном были славянами. Вообще, данная раса появилась в прибалтийских землях, а вскоре из-за своей многочисленности расселилась по всей территории западной Европы и северо-западной части России. Кроме того, славяне вели постоянные битвы, отличались особой техникой владения оружия и стойкостью в бою. Славяне - это предки конкретно русского, германского, прибалтийского и других народов.

Вся жизнь трудовых людей проходила в работе. Они сеяли и жали хлеб, рубили избы. Пахали косулями и сохами, боронили деревянными боронами, сеяли вручную из лукошка, жали серпами, молотили цепами, траву косили косами-горбушами. Так как земля не могла прокормить крестьянина, он вынужден был искать заработок на стороне. Многие крестьяне ежегодно уходили из деревни на промыслы – шли пешком наниматься на лесозаводы в Архангельске.

Распорядок дня крестьянской семьи

Крестьянская семья была основой передачи всех трудовых навыков, обычаев, нравов. Муж выполнял мужские работы – пахал, косил, возил дрова, сено: лошадь была в его полном ведении.

Жена – мать вела все женские работы. Жала, молотила, пряла, ткала, ухаживала за скотом, готовила пищу , вела учет припасов.

Мальчики приучались с 8- 10 лет к мужским работам, девочки — к женским. Распорядок дня в крестьянской семье был освящен веками. И он почти не менялся.

Утро хозяйки

В доме раньше всех встает хозяйка. Умывшись, она начинает хлопотать у печи: открывает заслонку, бросает в печь вперекрест сухие дрова – и пламя быстро обнимает всю заднюю половину печи.

Перед самым огнем она ставит чугуны с водой для заварки кормов животным: Это незыблемое правило в хозяйстве, скотина всегда на первом месте, ей надо задать корм раньше, чем сам сядешь за стол.

Обряжаться со скотиной женщины ходили с зажженной лучиной. Так как в руках были ведра с пойлом и водой, лучинку приходилось нести в зубах. Во дворе ее вставляли в щель на стене. Напоив и накормив коровушку, приступали к дойке.

Список использованной литературы:

Бострем Л. Архангельский музей деревянного зодчества. Архангельск, 1984. Волков В. Русская деревня. «Белый город» М. 2005.

Гнездов С. В. Звон колоколов твоих Россия. 1997

Костомаров Н.И., Домашняя жизнь и нравы великорусского народа. М., Экономика, 1993

Ополовников А.В. Избы на Севере // Лес и человек. М. Лесная промышленность. 1980

Плотников Н. Выставочные давности. /Летопись Севера. Историко-краеведческий сборник. Архангельск. 1990 г.

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Если вы думаете, что люди в прошлом были менее эксцентричными, чем нынешнее поколение, то вспомните их моду и традиции - там найдется немало удивительного.

сайт составил небольшой список того, что наши предки считали нормальным, и выяснил, что мы с вами не такие уж странные.

Первый и второй сон

Европейцы, жившие в Средние века, практиковали то, что в наше время называют двухфазным сном . Первый сон начинался с закатом солнца и длился примерно до полуночи, затем люди просыпались и бодрствовали 2—3 часа. Кто-то в это время молился или читал, а другие общались с домочадцами или соседями. Затем наступало время второго сна, который продолжался до восхода солнца.

Живые будильники

Knocker-up , или человек-будильник, - это профессия, которая существовала с конца XVIII века до 1920 года. В обязанности таких людей входило пробуждение тех, кто должен был отправиться на работу. "Будильники" стучали в окна своих клиентов палками или стреляли в них горохом из духовой трубки. Не совсем ясно, кто будил самих knocker-up, но есть версия , что они вовсе не ложились спать до работы.

Платья для мальчиков

Начиная с XVI века и примерно до 1920 года мальчиков до определенного возраста (4—8 лет) было принято одевать в платья , и это никого не смущало. Вероятно, основной причиной этого была дороговизна одежды, а платья было легче шить на вырост. Традиция не миновала даже семью Николая II - на фото его сын царевич Алексей в платьице, похожем на те, что носили его сестры.

Чопины

Чопины , также известные как цокколи и пьянелли, - вид обуви на платформе, высота которой могла достигать 50 см. Неудивительно, что носившим эти туфли требовалась помощь слуг, чтобы в буквальном смысле не пасть жертвой моды. Впрочем, носили чопины не только из стремления к красоте, а еще и для того, чтобы не испачкать одежду в уличной грязи.

Кровопускание от всех болезней

Боязнь водных процедур

В Средние века в некоторых странах считалось, что вода приносит человеку лишь болезни, а вшей называли "божьими жемчужинами". Эти убеждения разделяли и монархи. Изабелла Кастильская гордилась тем, что в своей жизни мылась только дважды: при рождении и перед свадьбой. Как-то кавалер обратил внимание на ее грязные руки и ногти, на что королева ответила: "О, видели бы вы мои ноги!"

Посмертные фотографии

Еще один обычай , который в наше время выглядит если не жутко, то как минимум очень странно. Но в XIX веке это был способ сохранить память об ушедших близких. Как правило, усопшим перед фотографированием придавали "живой" вид: усаживали в естественных позах и рисовали им глаза на закрытых веках - так же, как на этой фотографии.

Радиоактивные продукты и косметика

В начале XX века радиация воспринималась людьми как исключительно положительное явление, чем не преминули воспользоваться мошенники: в продаже появились косметика, продукты и напитки, обогащенные радием и торием, радиоактивные сувениры и даже приборы для насыщения воды радиоактивными элементами.

Увы, не обошлось без жертв: атлет Эбен Байерс выпивал огромные дозы напитка Radithor, в результате чего скончался. "Уолл Стрит Джорнал" отреагировал на это печальное событие ехидной заметкой: "Вода с радием отлично ему помогала. До тех пор, пока у него не отвалилась челюсть".

Героин как лекарство от кашля

Удивительно, но 100 лет назад героин считался безвредной альтернативой морфину и продавался в аптеках как лекарство от кашля. Причем его рекомендовали даже детям. Впоследствии было выяснено, что героин превращается в морфин в печени, и в 1924 году его использование было запрещено, однако в

Марина Катакова
Конспект занятия «Как жили наши предки-славяне» (старшая группа)

Цель занятия : Формировать представление о жизни древних славян.

Воспитывать интерес к истории своего народа, развивать интерес к предмету . Закрепить знания о хлебе как об одном из величайших богатств на земле. Продолжать знакомить с традициями русского народа. (Рассказать детям об обрядах, связанных со сбором урожая на Руси и выпечкой первого хлеба нового урожая). Воспитывать уважение к труду людей, бережное отношение к продуктам труда, к хлебу, как продукту, особо почитаемому людьми. Развивать внимание, память, устную речь, логическое мышление, обогащать словарный запас.

Оборудование : подбор иллюстраций, презентация по теме.

Ход занятия.

Приветствие : Здравствуйте, мои хорошие. Сегодня мы начинаем изучение нашего Отечества. Отправляемся с вами в путешествие в далекие времена, когда жили наши предки , узнаем, в каких условиях они жили и чем занимались . Итак, сегодня мы узнаем о жизни древних славян.

Слушаем. Славяне – это обширная группа племен и народов , принадлежащих к одной языковой семье, т. е. их язык, был очень похожим. Жили славяне племенами . Каждое племя состояло из рода. Род – это семья. Значит, племя состояло из нескольких семей. Несколько племен составляли племенные объединения. (Показ слайда)

Поселение. (Показ слайда) . Время было беспокойное, жители соседних поселков часто воевали между собой, поэтому селились славяне обычно в местах, окруженных крутыми склонами, глубокими оврагами или водой. Они возводили вокруг поселений земляные валы, копали рвы, ставили частокол. И дома было удобно строить на такой земле. Внутри поселения находились избушки, помещения для скота, выгул для скота.

Жилище и быт . (Показ слайда) . Дома древних славян были углублены в землю. Строились они из тонких слоев деревьев – жердей, очищенных от веток и коры, крыша тоже из жердей и покрыта соломой. Внутри такого дома было всегда прохладно, темно и сыро. Окошки на ночь закрывали досками или соломой, стекол не было. В углу находилась печь, сложенная из камня, которая обогревала дом, на ней же готовили еду. Печь топилась «по-черному» , это значит, что трубы не было, а дым выходил через окна, двери, отверстия под крышей. В доме находился стол и лавки. Постель заменяла солома, покрытая звериными шкурами.

Позже строились избы. Посмотрите, вот изба (Показ слайда) . В таких избах много лет назад жили наши предки . Изба сделана из дерева, какая она красивая! В избе находилась самая большая комната, которая называлась хатой. На самом почетном месте в хате был Красный угол, там располагались иконы. Перед иконами семья молилась. Главной в хате была печь – матушка. Её очень любили. Она давала тепло. В печи пекли хлебы, пироги и варили щи да кашу. На печке спали дети и бабушка. На печи лечили всех, кто болел. Здесь же и сказки детям сказывали. В хате стоял сундук, в нём хранилась одежда. Раньше не было магазинов, и люди всё делали все своими руками. В каждом доме была прялка. На прялке женщины пряли нитки. Из ниток на таком станке – кросна, женщины сами ткали ткани и шили одежду. Нарядную одежду, которая была очень дорогая, хранили в сундуке, тогда не было шкафов. В нашей хате есть полочки красоты. На них стоит красивая посуда и игрушки, сделанные и расписанные народными мастерами. Рассматривание игрушек : богородские, городецкие, дымковские. Люди делали посуду и игрушки тоже сами. Раньше были очень большие семьи, но все жили дружно и весело , любили друг друга. Старшие любили детей , учили их всему доброму. А младшие почитали своих родителей, дедушек и бабушек, слушались их.

Чем занимались древние славяне? (Показ слайда) .

Занятия древних славян :

Рыболовство – в озерах и реках было много рыбы. Брали только крупную рыбу. Ловили гарпуном и сетями. (Показ слайда) .

Собирательство диких ягод, орехов, грибов, трав, в жизни славян играло большую роль. (Показ слайда) . Весной, когда кончались припасы, собирали молодые побеги и листья лебеды, крапивы. Лебеда часто заменяла хлеб, из нее в голодное время пекли лепешки.

Охота – в лесах много всяких зверей : медведей, кабанов, лис, волков…Их шкуры служили одеждой и одеялом . (Показ слайда) .

Бортничество – славяне занимались сбором меда, так как в леммах обитало много диких пчел. Использовали мед и в пищу и в качестве лекарства. Собирательство меда лесных пчел называлось бортничеством (борть – "дупло дерева", где жили дикие пчелы ) .

Так же занимались славяне строительством.

Скотоводство. Детенышей некоторых животных славяне стали постепенно приручать и выращивать. (Показ слайда) .С появлением домашнего скота увеличилось потребление мяса и молока, люди стали меньше зависеть от природы.

Гончарное дело – изготавливали глиняную посуду. (Показ слайда) .

Земледелие было самым главным занятием . (Показ слайда) .

Труд очень тяжелый. Зимой вырубался участок лесса. Весной выжигался. Зола служила удобрением. Землю пахали сохой, рыхлили мотыгой, затем засевали. Человек с ситом ходил и разбрасывал зерна по вспаханному полю. При ветре не сеяли.

– Как вы думаете, почему?

Чтобы семена закрыть землей, поле обрабатывали бороной.

Отгадайте загадку : «Мягкий, пышный и душистый, он и черный, он и белый, а бывает подгорелый». Правильно, хлеб. Ставлю на стол каравай : «Вот он Хлебушек душистый!

Вот он теплый, золотистый.

В каждый дом, на каждый стол, он пожаловал, пришел!

В нём здоровье, наша сила, в нём чудесное тепло. Сколько рук его растило, охраняло, берегло.

В нем - земли родимой соки, солнца свет веселый в нем.

Уплетай за обе щеки, вырастай богатырем!»

Хлеб называли «жито» – от слова жить, так как являлся главным продуктом питания. До наших времен сохранились пословицы :

Хлеб – всему голова.

Хлебную кроху уронить да не поднять, в жизни удачи не видать. Слава хлебу на столе!

Посевная работа начиналась с чего? Правильно, землю надо было вспахать Что делали далее? (сеяли) . К этому событию особенно готовились. Мылись в бане, надевали чистую рубаху и с лукошком на груди выходили в поле. Из лукошка разбрасывали семена. Дождик поливает, солнышко согревает, все лето созревают зёрна в колосьях, осенью собирают урожай. К сбору урожая хлеба наши предки относились трепетно , с большим почтением, исполняя особые обряды. Собирали хлеб только женщины и называли их жницами. Жницы надевали белую одежду. С утра до вечера, не разгибая спины, собирали они колосья, связывали в пучок, складывали в снопы. Снопы обмолачивали, очищали зерна. Куда увозили очищенные зерна? (на мельницу) Куда увозят муку? (на хлебозавод) А что делают из муки на хлебозаводе? (Пекут хлеб, вкусные булочки, бублики, пирожки)

Вот какой долгий и трудный путь от зернышка до каравая. Теперь мы знаем, как достается хлеб и сколько для этого требовалось терпения, труда, мудрости. Считалось большим преступлением бросить даже его маленькую крошку хлеба. «Хлеб нельзя на пол бросать, если не хочешь беды наживать» . После сбора урожая пекли особый каравай. Каравай всегда был круглый, как Земля. Каравай обязательно ломали (показ) . Первый кусочек назывался зачин, и его клали под икону, так благодарили Бога, за хороший урожай. Второй кусочек клали на окно, угощая умерших родственников. Третий кусочек старшему в семье . Четвертый - гостям. А остальное делили между взрослыми и детьми, (отламываю детям по кусочку) Крошки относили птичкам, чтобы они были сытые и веселые, уничтожали вредных насекомых. На Руси всегда было почтительное отношение к хлебу. Народ говорил :

«Хлеб - всему голова!» А какие пословицы о хлебе знаете вы? Без хлеба нет обеда. Хлеб на стол - так и стол престол. Хлеб батюшка – вода матушка. Слава миру на земле! Слава хлебу на столе!

«Труд земной и орудия труда» . Найди соответствие между перечисленными занятиями и орудиями труда . Соедини линией.

Ткачество Прялка

Кузнечное дело Молот

Плотничество Коса

Пахота Топор

Жатва Плуг

Сенокос Серп

Во что верили древние славяне? (Показ слайда) Богов было много. Чтобы боги были добрее к людям, в их честь устраивали праздники (Ивана Купала 23-24 июня)

– Почему славяне считали, что всеми явлениями природы повелевают боги? (славяне считали, что лес, деревья, реки, солнце и ветер – все живое, одушевленные; не имели представления о науке )

– Что просили у богов? (дождя, удачной охоты, обильного урожая)

Вера древних славян

– Какой главный бог? (Перун)

Перун. (Показ слайда) . Грозное славянское божество. Он считался покровителем воздушных явлений. Рука его управляла громом и молниями. Это был грозный бог, его считали еще богом войны. В честь него ставились деревянные идолы, сделанные из могучего дуба. (Показ слайда) .

Стояли идолы под открытым небом, а рядом с ними был камень, на котором приносили жертву этому богу. И место это называли храмом Перуна.

Сварог. (Показ слайда) . Бог неба ("сваро" – небо) . Бог ненастья, ветров, ураганов. По преданию бросил с неба на землю кузнечные клещи и научил людей ковать железо. Послал людям небесный огонь, чтобы люди на нем готовили пищу, грелись около него и использовали для добрых дел. Сварог являлся покровителем кузнецов.

Даждьбог. Сын Сварога. Бог жатвы, хранитель ключей земли. По преданию закрывает землю на зиму, а весной отпирает. (Показ слайда) .

Велес. Бог-покровитель животных, особенно домашних. Хранил животных от болезней и помогал людям ухаживать за ними. (Показ слайда)

Макошь. Одни из самых главных богинь восточных славян, "ма"-мать, "кошь"-корзина. Мать хорошего урожая, богиня урожая, подательница благ. От количества урожая зависела судьба человека, поэтому и была еще названа богиней судьбы. (Показ слайда) .

Ярило. Божество пробуждающейся природы, покровитель растительного мира. Ярило отождествлялся с солнцем. К нему обращались люди в своих песнях и просьбах о теплом лете, хорошем урожае. (Показ слайда)

Славяне считали, что их родную природу населяют духи и фантастические существа.

– В каких фантастических существ верили славяне?

Одни, по мнению славян, были добрыми духами, а другие – злыми.

Леший. Обитатель и хранитель лесов. Люди считали, что когда он идет лесом, то равен с лесом, когда идет по траве равен траве, а людям являлся в образе человеческом. (Показ слайда)

Домовой. Живет в домах. Если полюбит хозяина, то печется о хозяине, а не полюбит, так хозяина разорит. Чтобы задобрить домового хозяйки обычно оставляли тарелочку с едой около печки. (Показ слайда)

Русалка. Полу дух женского рода. Русалки живут в реке, но в ясную погоду выходят на берег, но лишь заметят прохожего – возвращаются в реку. (Показ слайда)

Беседуем :

Кто такие славяне? Подумайте, на какое слово похоже (от них ведет начало русский народ. «Славяне» похоже на слово «слава» , а это значит, что славяне – это славный народ).

Какие были древние русичи? (Русичи были светловолосые, голубоглазые, высокого роста, плечистые, крупного телосложения, добрые, гостеприимные, смелые. Они любили свою Родину. Когда надо, становились отважными воинами и не жалели жизни за матушку-землю и отчий дом).

Расскажите о домах славян.

Из чего строилась изба?

А где находилась хата?

Какое место выбирали для поселения?

Что держали рядом с домом?

Каково было убранство дома древних славян?

Зачем нужна в доме печь?

Из чего была сделана одежда славян?

Чем занимались древние славяне?

Как нужно относиться к хлебу?

Что вы запомнили о богах и духах славян?

Обобщаем : В избе была большая комната-хата, где жила большущая семья : и папа, и мама, и дедушки, и бабушки, и дяди, и тети, и много – много ребятишек. В хате в переднем углу находился Красный угол с одной или несколькими иконами, где вся семья молилась, наши предки были православными . В углу хаты располагалась большая печь. Печь давала тепло, кормила семью. На печи спали дети и бабушки, лечили заболевших, детям рассказывали сказки. В хате ночью спали на лавках, сундуках, полатях и даже на полу, т. к в семья была очень большая. Древние славяне занимались : рыболовством, собирательством, охотой, бортничеством,

скотоводством, гончарным делом – изготавливали глиняную посуду и земледелием. Верили разным богам и духам.

Играем : «Я вижу красоту!» (Дети называют предметы , которые им понравились в хате) . Хоровод «Каравай»

Творим, рисуем, радуемся. Раздаю детям раскраски о жизни славян.

Прощалочка : Мир, любовь, добро – мальчикам. Кланяются мальчикам

Мир, любовь, добро – девочкам. Кланяются девочкам.

Мир, любовь, добро – всем взрослым. Все кланяются.

Мир, любовь, добро - всем людям на земле. Ручки вверх.

«Какое у тебя настроение?» (Выбрать пиктограмму, соответствующую своему эмоциональному настроению)