Здоровье

Конспект занятия для детей старшей группы. Составление рассказа по картине "Зимние забавы"

Граханова Мария Валерьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Частное дошкольное образовательное учреждение "Рыжики"
Населённый пункт: Челябинск
Наименование материала: конспект
Тема: Составление рассказа по картине "Зимние развлечения"
Дата публикации: 21.03.2016
Раздел: дошкольное образование

Занятие по развитию речи в подготовительной группе «Составление рассказа по картине»
ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ: учить составлять отдельные предложения и общий сюжетный рассказ по картинке; развивать способность самостоятельно придумывать сюжет, не повторяющий рассказ товарищей; развивать связную речь; развивать память, внимание, логическое мышление; воспитывать любовь и умение видеть красоту зимней природы. МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ: Словесные – вопросы, объяснения, загадывание загадок, словесная игра, составление предложений, составление рассказов, пальчиковая гимнастика. Наглядные –рассматривание картины “Зимние развлечения”. Практические – разгадывание кроссворда. СЛОВАРНАЯ РАБОТА: упражнять детей в правильном подборе признаков, определений и сравнений к заданному слову, активизировать употребление в речи однокоренных слов, к слову зима – снег. Формировать грамматически правильную речь и активизировать словарь. ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: прогулки, ежедневные наблюдения, рассматривание иллюстраций о зиме, рассматривание картины «Зимние развлечения». Знакомство с пословицами, стихотворениями о зиме; разгадывание загадок о зимних явлениях и решение кроссвордов. ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ: опорные картины о зиме, кроссворд, маркер, картина “Зимние развлечения”, снежки-муляжи. Ход занятия: Воспитатель: Ребята, я приготовила вам кроссворд, вы хотите его разгадать? Тогда внимательно слушайте загадки, которые я вам буду загадывать, а ответы мы будем записывать в пустые клетки. - Вы готовы? Начинаем. (Загадывание загадок) Всё лето стояли, Зимы ожидали. Дождались поры - Помчались с горы. (Санки) Жил я посреди двора, Где играет детвора, Но от солнечных лучей Превратился я в ручей. (Снеговик) Льётся речка - мы лежим, Лёд на речке - мы бежим. (Коньки) Думал, что мел, Потому что был бел. А в руки взял – А он водою стал. (Снег). 1
Воспитатель: Кто догадался, о чем мы сегодня с вами будем разговаривать? (о зиме). Но мы не случайно будем говорить сегодня об этом времени года, на самом деле сейчас какое время года (поздняя осень)? А какой сегодня день, какое число? (18 ноября) кто знает, что это за день? (18 ноября – день рождения деда мороза). Я предлагаю нашей группе подготовить подарок для Деда Мороза, но это будет не игрушка, не открытка, а необычные ваши рассказы о зимних развлечениях. Мы запишем ваши рассказы на диктофон, и отправим деду морозу электронное письмо с аудиозаписью рассказов. А чтобы наши рассказы получились интересными и неповторяющимися, давайте вспомним Чем покрыта земля зимой? Какие бывают ветра? Что происходит зимой на реке? Какие стоят деревья? А что бывает только зимой? Чтобы бывает зимой (опорные картинки) Воспитатель: Мы говорили с вами про катание на санках зимой, и я вспомнила четверостишие:
Мчусь, как ветер, на санях,

Вдоль лесной опушки.

Рукавицы на руках,

Шапка на макушке. (Саша Черный)
Воспитатель: Ребята, в этом стихотворении есть слово, которое употребляется в разном значении. Подумайте и скажите, что это за слово, и в каком значении оно здесь употребляется. Шапка – это головной убор. - Верно, а какие еще значения слова шапка мы знаем? Шапка из снега на деревьях. Когда я была маленькой я тоже любила кататься на санках и лыжах с горки. А горки мы насыпали из снега. А вы знаете, ведь горку можно построить даже из слов. Хотите попробовать построить горку из слов? Мы будем придумывать, называть слова и строить горку. Посмотрим, насколько высокая горка у вас получится (прикрепляем снежки из ваты на доску). Начинаем: Зима какая? (снежная, суровая, морозная, красивая, веселая, нарядная, холодная, вьюжная). 2
Снег какой? (пушистый, белый, легкий, мягкий, холодный, колючий, рассыпчатый, липкий, искристый, хрустящий, серебристый, мокрый). Настроение какое? (веселое, радостное, праздничное, новогоднее, шаловливое, хорошее, прекрасное). Какие вы молодцы, назвали много разных слов, высокая горка у вас получилась.
Физкультминутка
Давай, дружок, смелей, дружок, Кати по снегу свой снежок (дети идут по кругу) Он превратится в снежный ком И станет ком снеговиком. (кругообразные движения руками) Его улыбка так светла Два глаза, шляпа, нос, метла. (дети показывают улыбку, глаза) Но солнце припечет слегка - Увы, ... и нет снеговика. (дети присаживаются на корточки) Беседа по картине. При составлении рассказа учитывайте: -Какое время года здесь изображено? - Зачем пришли дети на горку, и что там происходило? -Чем занимались дети? -В конце рассказа скажите, какое у ребят было настроение, почему вы так решили. - Вспомните слова, которые украсят ваш рассказ и сделают его интересным. Не забудьте, что детей при рассказывании можно называть по-разному (дети – детвора, ребята, мальчики и девочки, они). Рассказы детей по картине. Педагог записывает рассказы на диктофон. Итог занятия. Рефлексия. Что мы сегодня делали? Как Вы думаете, какие чувства возникнут у Деда Мороза, слушая наши рассказы? Какое у него будет настроение? P.S. После занятия мы с детьми вместе прослушали все записанные рассказы. И я сказала им, что отправлю по электронной почте Деду Морозу. Сама же записала ответное письмо от Деда Мороза, отметив, каждого ребенка группы. Радости детей не было предела! 3
Какая погода зимой, если на улице: Снег – снежная Холод – холодная Мороз – морозная Ветер – ветряная Солнце – солнечная Назовем ласково Снег – снежок мороз – морозец ветер – ветерок Лед – ледок зима – зимушка метель – метелица Санки – саночки холод – холодок дерево – деревце Звезда – звездочка солнце – солнышко день – денек Ночь – ночка 4
Вариант 1. Однажды, зимним днем, когда стояла хорошая морозная погода, ребята пришли на горку. Хотя горка была не высокая, здесь всегда собирается много детворы. Дети оделись тепло: в зимние шапки, шубы, валенки. Морозный воздух и игры разрумянили ребятам щеки. Самый отчаянный лыжник скинул с себя пальто, ему стало жарко от быстрой езды. На горке собралось много ребят. Все хотели скатиться, но на пути произошло веселое происшествие. Два товарища решили лихо скатиться на санках с горы, но на половине пути перевернулись прямо в снег. Им весело, они смеются и машут друзьям. Дети на верху терпеливо ждут своей очереди и хохочут над случившимся. А вдалеке, на катке, мальчишки, словно настоящие спортсмены стремительно скользят по льду на коньках. У всех собравшихся ребят веселые лица у них хорошее, радостное настроение. Они любят зиму за чудесные развлечения. Вариант 2. Наступил выходной день. На улице стояла морозная зимняя погода, выпало много снега. Снег лежал шапками на крышах домов и ветвях деревьев. Дети оделись тепло: надели зимние шапки, шубы и валенки, взяли санки и лыжи и отправились на горку. Хотя горка была не высокая, здесь всегда собиралось много ребят. Дети затеяли веселую игру: быстро скатывались с горы и взбегали вверх. Но вот на спуске с горы произошло забавное происшествие. Два мальчика перевернулись с санок прямо в сугроб. Им весело, они смеются и кричат своим товарищам, чтобы те подождали, пока ребята поднимутся. Дети на горе ждут с нетерпением. Всем хочется во весь дух скатиться с горки. От морозного воздуха и игры у ребят разрумянились щеки. Им весело. Чудесное время года зима. Вариант 3. Наступила зима. Она укутала землю белым пушистым снегом. Толстым льдом сковала водоемы… нарядила деревья До самых корней в тяжелые снежные шубы, нахлобучила белоснежные шапки, пуховые варежки на ветки надела. Укутала так, чтобы не было им холодно. Только ребятишкам Мороз Красный нос ни почем. Посмотрите как им весело. Те, кто поменьше взяли санки и лыжи, и пошли на горку, а кто постарше – коньки, и на каток. Нарушает тишину зимней природы веселый, задорный детский смех. На картине художник изобразил веселые радостные лица детей. Они смеются, хохочут, улыбаются, радуются чудесному зимнему дню. Двое мальчиков упали в сугроб, но им не больно, пушистый снег, как пуховая перина принял их в свои объятия. Как прекрасна русская зима! 5

«Обучение рассказыванию

по картине « Зимние развлечения »

Вид непосредственно-образовательной деятельности : развитие речи , коммуникация. Старший дошкольный возраст 5-6 лет.

Цель : Учить детей целенаправленному рассматриванию картины - целевое восприятие, последовательное рассматривание отдельных самостоятельных эпизодов, оценка изображенного; воспитывать умение составлять логичный, эмоциональный и содержательный рассказ .

Задачи :

1. Образовательные :

Расширять и обогащать знания детей об особенностях зимней природы ;

Учить рассказывать о содержании сюжетной картины ;

Стимулировать творческую активность детей, формировать умение развивать сюжет изображения на картине .

2. Развивающие :

Продолжать развивать речь как средство общения;

Активизировать в речи детей слова, относящиеся к теме «Зима» ;

Обогащать речь прилагательными;

Совершенствовать диалогическую форму речи.

3. Воспитательные :

Формировать дружеские отношения между детьми, совместное взаимодействие;

Воспитывать бережное отношение к природе.

Интеграция образовательных областей.

Образовательная область «Коммуникация» :

Совершенствовать и активизировать речь;

-развивать свободное общение со взрослыми и детьми.

Образовательная область «Познание» :

-развивать способность наблюдать явления природы, замечать их изменения;

Воспитывать интерес к познанию окружающего мира;

Закрепить признаки зимы.

Образовательная область «Социализация»

Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми;

Формировать привычку слушать собеседника и не перебивать его без надобности;

-развивать выполнение правил и норм поведения.

Виды деятельности : познавательная, коммуникативная, двигательная.

Формы организации совместной деятельности : подгрупповая.

Методы и приемы : репродуктивные и поисковые вопросы, дидактическая игра «Построим горку» ,беседа, составление рассказа по картине , схема- мнемотаблица, пальчиковая гимнастика.

Активизация и обогащение словаря : суровая, ветреная, снежная, вьюжная.

Материалы и оборудование к НОД : магнитная доска, схема- мнемотаблица «Зима» , картина « Зимние развлечения » .

Предварительная работа :

Чтение стихов о зиме,

рассматривание иллюстраций ,

Беседы по данной теме;

Наблюдение за погодой на прогулке;

Конечный результат на ребенка (планируемые результаты)

Обогащен словарный запас ребенка;

Умение составлять рассказ по сюжетной картине .

Ход занятия

Дети совместно с воспитателем входят в группу.

Воспитатель : Ребята, давайте поздороваемся с гостями.

Дети : Здравствуйте.

В. Молодцы.

В. Отгадайте загадку :

Снег на полях

Лед на водах

Вьюга гуляет

Когда это бывает?

В. Верно. Сегодня мы поговорим о зиме. Что происходит в природе зимой?

Д. Становится холодно. Солнце греет мало. На улице сильный мороз.

В. Молодцы. Какие стоят деревья?

В. Что лежит на крышах домов и на улице?

В. Отвечаем полным предложением.

В. Что надевают люди зимой?

Д. Шапку, шубу, теплые сапоги.

В. Как живется зверям и птицам зимой?

Д. Трудно.

В. Почему? Как можно им помочь?

Д. Сделать кормушки, давать им корм.

В. Верно. Мы должны заботиться о зимующих птицах.

В. Какие вы знаете зимние игры ?

Д. Можно играть в снежки, лепить снеговика, кататься на санках, лыжах, с горки.

В. Верно. Зима- чудесное время года для игр. Когда я была маленькой, я тоже любила кататься на санках с горки. А горки, мы насыпали из снега. А вы знаете, ведь горку можно построить даже из слов. Хотите попробовать построить горку из слов?

В. Мы будем придумывать, называть слова и строить горку. Посмотрим насколько высокая горка получится у вас. / Прикрепляет снежки из ваты на доску/.

В. Начинаем :

Зима какая?

Холодная

Морозная

Ветреная

Снег какой?

Пушистый

Холодный

Рассыпчатый

В. Какие вы молодцы, назвали много разных слов о зиме, высокая горка получилась у вас!

Беседа по картине « Зимние развлечения » .

В. Садимся на стульчики. / Перед детьми мольберт, картина « Зимние развлечения » /. Ребята, внимательно посмотрите на картину и скажите какое время года запечатлено? Почему вы так думаете?

Д. /называют свои ответы/ На картине зима , потому что снег лежит на земле, деревьях и кустах.

В. Какая погода стояла в тот зимний день ? Однажды в теплый зимний день дети вышли на прогулку. Всем нашлось дело по душе. Чем были заняты дети?

Д. Дети вышли на прогулку, кататься на лыжах, на санках.

В. Молодцы, верно. /выслушивает и оценивает ответы детей/.

Один ребенок сразу же побежал на горку. Артемий, продолжи, что он делал на горке. /Воспитатель передает слово ребенку/.

Д. /рассказ ребенка/ .

В. Молодец, Артемий. Ребята, посмотрите на снеговика. Что делают девочка?

Д. Девочка прикрепляет ему метлу, а мальчик одевает на голову ведерко.

В. Ребята, какой снеговик получился?

Д. Красивый. В ярком шарфике, нос из морковки.

В. Что делает мама ребенка?

Д. Мама везет маленького ребенка на санках.

В. А кто рядом бежит, радостно визжит?

Д. Рядом бежит собака.

В. Куда собрались старшие дети?

Д. Они собрались кататься на лыжах.

В. Верно. Посмотрите, каких птиц видите на картине ?

Д. С красной грудкой- снегири.

В. Ребята, а сейчас надо составить рассказ о картине в целом . Попробует рассказать Арина .

Д. /рассказывает/

В. Молодец, Арина. Настя хочет добавить в рассказ что- то интересное . /Слово передается Насте/…Молодцы, ребята.

В. Какое настроение у детей? Почему вы так думаете?

Д. Детям весело, у них радостные лица, они улыбаются.

В. Ребята, чей рассказ был интереснее ?

В. /Если дети рассказали хорошо , образец не давать/.

Ребята, понравилась вам картина , которую написал художник?

В. Как можно иначе назвать картину ? Какое название лучше всего подходит : «Пришла зима» , « Зимние развлечения » ?

Д. /предлагают свои ответы/.

Физкультурная пауза :

Как на горке снег, снег,

И под горкой снег, снег.

И на елке снег, снег,

И под елкой снег, снег,

А под елкой спит медведь

Тихо, тихо, не шуметь.

Уточнение словаря по теме «Зима» по мнемотаблице, пальчиковая гимнастика :

Раз, два, три, четыре, пять (Загибаем пальчики по одному)

Мы во двор пришли гулять. («Идём» по столу указательным и средним пальчиками)

Бабу снежную лепили, («Лепим» комочек двумя ладонями)

Птичек крошками кормили, (Крошащие движения всеми пальцами)

С горки мы потом катались, (Проводим указательным пальцем пр.р. по ладони л.р.)

А ещё в снегу валялись. (Кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой)

Все в снегу домой пришли. (Отряхиваем ладошки)

Съели суп и спать легли. (Движения воображаемой ложкой, руки под щёки)

В. Ребята, давайте вспомним, что мы сегодня делали на занятие?

Д. /ответы детей/.

В. Учились составлять рассказ по картине « Зимние развлечения » . Да зима волшебное время года, на улице снег чистый, пушистый, дышится легко, морозный воздух вливает в нас бодрость и мы рады проказам матушки-зимы.

Молодцы, ребята, умницы! Занятие окончено.

Теплова Анна Германовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад "Улыбка"
Населённый пункт: город Долинск, Сахалинская область
Наименование материала: Конспект НОД
Тема: "Составление рассказа по картине Зима"
Дата публикации: 17.05.2017
Раздел: дошкольное образование

Конспект занятия в старшей группе по развитию речи.

МБДОУ «Улыбка» г.Долинск

Теплова А.Г., воспитатель

Тема: «Составление рассказа по картине «Зимние забавы». Дифференциация звуков [с-

Цель: закреплять представление детей о зиме, через различные виды деятельности.

Задачи:

Образовательная: учить детей составлять описательный рассказ по пейзажной картине

предложений,

соблюдая

композицию

рассказа,

совершенствовать

монологическую речь детей.

Развивающая: развивать наблюдательность, умение чувствовать и передавать в рассказе

настроение, заключенное в пейзаже; закреплять знания детей о зимних месяцах; обогащать

словарь детей поэтическими, изобразительными терминами.

Воспитывающая: формировать у детей интерес к эстетической стороне окружающей

действительности

средствами

изобразительной

деятельности;

воспитывать

положительное

отношение к природе, стремление беречь её; прививать доброжелательное отношение друг

другу, создавая коллективную работу.

Предварительная работа:

явлениях,

праздниках,

растений,

животных и людей зимой.

Рассматривание

дидактических

«Зимние развлечения».

Экскурсия в зимний парк с родителями с целью наблюдения за разнообразием и красотой

зимнего пейзажа.

Приоритетно образовательная область: «Речевое развитие».

Интеграция

образовательных

областей: «Познавательное

развитие»,

«социально-

коммуникативное», «Физическое развитие».

В и д ы

д е т с к о й

д е я т е л ь н о с т и: игровая,

познавательно-исследовательская,

коммуникативная, музыкально-художественная.

Оборудование: картинки на данную тематику, картинки животных, вата, домик, снеговик.

Ход занятия.

I.Организационный момент.

Звучит музыка, воспитатель загадывает загадку:

Кто – угадай-ка

Белая хозяйка?

Тряхнет перинкой –

Над миром пушинки.

Дети: Зима

Воспитатель: Дети, а почему вы решили, что эта загадка про зиму?

Дети : белая хозяйка это зима.

Воспитатель: А вы любите зиму?

Дети: Да

Воспитатель: А почему вы любите зиму?

Дети: Зимой снег

Воспитатель: А что можно делать зимой?

Дети: Кататься на санках, лыжах, коньках, играть в снежки.

Воспитатель: Дети вы хотите прогуляться в зимний парк.

Дети: Да

Воспитатель:

Давайте мы отправимся туда на автобусе, но для этого нужно приобрести

билеты.А приобрести их не так просто.

картинки

изображением животных:

насекомых.

правильно выполнит задание, тот получит билет. Поднимите картинки те, в названии которых

есть звук «ш».

Дарина, кто у тебя? Произнеси слово протяжно, выделяя звук «ш». В каком месте слова

стоит звук «ш»? (Лягуш-ш-шка – звук «ш» находится в середине слова).

Воспитатель: - Теперь поднимите картинки те, у кого названия животных начинаются

со звука «с».

Воспитатель: - Амин, кто у тебя? Выдели звук «с» в слове «собака». В каком месте слова

стоит звук «с»? (С-с-собака – звук «с» стоит в начале слова).

Воспитател ь: молодцы ребята. А теперь мы отправляемся в зимний парк.

II.Основная часть .

1.Беседа по картине.

Воспитатель: Зима – чудесное время года, многие писатели, поэты воспевали зимнюю

красоту . Послушайте, какое красивое стихотворение о зиме написал великий русский поэт А.

С. Пушкин.

Здравствуй, гостья зима!

Просим милости к нам

Песни севера петь

По лесам и степям.

Есть раздолье у нас –

Где угодно гуляй;

Строй мосты по рекам

И ковры расстилай.

Нам не стать привыкать-

Пусть мороз твой трещит:

Наша русская кровь на морозе горит!

Воспитатель: Очень красивое стихотворение. Многие художники писали картины о зиме.

Посмотрите,

принесла картину.

учиться составлять

картине. Как можно назвать картину?

Дети: Прогулка детей.

Воспитатель:

придумали

название,

правильно

эта картина

называется«Зимние забавы ». Какое время года художник изобразил на этой картине ?

Дети: Зиму.

Воспитатель: А почему вы думаете, что зима?

Дети: Кругом лежит снег, дети катаются на санках, лыжах, коньках.

Воспитатель: Кого вы видите на картине? Как одеты дети?

Дети: Ребят, они одеты в спортивные куртки и лыжный костюм.

Воспитатель: Ребята

на прогулке могут замерзнуть руки. Я вам покажу как можно

согреть их. Давайте сделаем гимнастику для наших ручек.

2.Пальчиковая гимнастика:

Падал снег на порог выполнение по действию.

Кот слепил себе пирог

А пока лепил и пек

Ручейком пирог утек

Пирожки себе пеки

Не из снега – из муки.

3. Упражнение «Придумай рассказ».

Воспитатель: Давайте, придумаем рассказ по этой картине. Я составила рассказ, а вы

послушайте.

«В солнечный, зимний денек, дети пришли к реке, чтобы покататься на санках с горки.

Дети весело катаются с горки. Сережа и Алеша катаются на лыжах. Вдалеке на замершей реке,

дети катаются на коньках. В этот день всем было очень весело».

Воспитатель:

хочет рассказать

картине «Зимние

Воспитатель: Молодцы, дети, вы придумали интересные рассказы по картине.

(Дети рассказывают составленные рассказы)

4.Физминутка.

«Наконец пришла зима, (дети разводят руки в стороны)

Стали белыми дома (складывают руки домиком на головой)

Снег не улице идет, (двигают руками сверху вниз)

Дворник улицу метет, (имитируют)

Мы катаемся на санках, (приседают, руки вытягивают вперед)

Пишем на катке круги, (руки закладывают за спину. Медленно кружатся)

Ловко бегам на лыжах, (имитируют)

И играем все снежки. (Лепят и бросают снежки)»

Воспитатель: Наше путешествие подошло к концу. Нужно возвращаться в детский сад.

Давайте сядем в наш автобус пристегнем ремень, поехали.

III. Заключительная часть.

Воспитатель: Дети, о чем мы сегодня с вами говорили?

Дети: О зиме.

Воспитатель: Что вы учились делать?

Дети: Составлять рассказы по картине «Зимние забавы».

  • Закрепление представлений о зиме и ее предметах.
  • Уточнение, расширение и активизация словаря по теме “Зима и зимние забавы”. Активизация глагольного словаря, словаря прилагательных.
  • Совершенствование грамматического строя речи (согласование прилагательных с существительными, составление простых предложений, употребление простых предлогов).
  • Совершенствование навыков звукового анализа слов (выделение согласного на фоне слова).
  • Коррекционно-развивающие цели. Развитие длительного плавного выдоха, диалогической речи, зрительного внимания, мышления, общей моторики, координации речи с движением.

    Коррекционно-воспитательные цели. Формирование доброжелательности, самостоятельности, ответственности.

    Оборудование. Наборное полотно, сюжетная картина “Зимние забавы”, сюжетные картинки-фрагменты, мяч, картинка с изображением вьюги, полоски-схемы слов (по количеству детей), цветные карандаши.

    Ход занятия

    1. Организационный момент (объявление темы занятия, создание эмоционально-положительного фона. Активизация словаря по теме “Зима”, совершенствование грамматического строя речи)

    Дети проходят в кабинет и встают рядом со своими стульчиками.

    Закрепление представлений о зиме и ее предметах. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме “Зима и зимние забавы”. Активизация глагольного словаря, словаря прилагательных. Совершенствование грамматического строя речи (согласование прилагательных с существительными, составление простых предложений, употребление простых предлогов). Совершенствование навыков звукового анализа слов (выделение согласного на фоне слова).

    Сейчас сядет тот, кто подберет слова по теме “Зима”.

    Логопед произносит прилагательные, а дети подбирают к ним существительные.

    Снежный (что?)....Морозный (что?)….Сильный (что?)….

    Снежная (что?)….Ледяная (что?)….

    Белый (что?)…. Холодная (что?)….

    Логопед: Молодцы, правильно подобрали слова.

    2. Рассматривание сюжетных картинок – фрагментов к сюжетной картине “Зимние забавы”, самостоятельное составление предложений по картинкам – фрагментам (расширение глагольного словаря, развитие диалогической речи)

    На наборном полотне выставлены картинки –фрагменты. Детям дается время для свободного рассматривания, а затем логопед задает вопросы

    Кто изображен на картинках?

    Что делают дети?

    В какое время года можно играть в эти игры?

    3. Игра с мячом “Какой? Какая? Какое?” (активизация словаря прилагательных)

    Логопед предлагает детям встать и поиграть в мяч.

    Логопед: Сейчас я буду вам бросать мяч и задавать вопрос, а вы будете ловить его и давать ответ на этот вопрос.

    Снег какой? - белый, холодный, скрипучий.

    Ветер зимой какой - колючий, холодный сильный.

    Воздух зимой какой? - свежий, морозный, холодный.

    Горка какая? - Ледяная, скользкая, высокая.

    Лед какой? - блестящий, скользкий, гладкий.

    Логопед предлагает детям подойти к наборному полотну и помещает на него картинку южного зимнего дня.

    Логопед : На этой картине изображена вьюга. Что такое вьюга и как можно назвать вьюгу по-другому (метель, буран, сильный ветер)?

    Сейчас мы поиграем в игру - Вьюга, вы будете петь звук “у” то тихо, то громко, в зависимости от того, буду я поднимать или опускать руку. Чем выше рука, тем громче вы должны петь, чем ниже - тише петь.

    5. Беседа по сюжетной картине “Зимние забавы” и ее фрагментам (развитие связной диалогической речи, зрительного внимания)

    Логопед помещает на наборное полотно картину “Зимние забавы” и ее фрагменты, предлагает детям сопоставить картину в целом и картинки-фрагменты, вместе придумывают название картины, составляют предложения.

    6. Упражнение “Снеговик” (координация речи с движением, развитие общих речевых навыков).

    Логопед приглашает пройти детей на ковер и выполнить упражнение.

    Давай, дружок, смелей, дружок, Идут по кругу, изображая,
    Кати по снегу свой снежок. Будто катят ком.
    Он превратится в толстый ком, “Рисуют” руками круг.
    И станет ком снеговиком. “Рисуют” снеговика.
    Его улыбка так светла! Улыбаются.
    Два глаза, шляпа, нос, метла. Показывают глаза,
    Прикрывают голову ладошкой,
    Трогают нос, держат метлу.
    Но солнце припечет слегка - Приседают
    Увы! - и нет снеговика. Разводят руками
    В. Егоров

    7. Составление рассказа по картине “ Зимние забавы” (развитие связной речи, зрительного внимания)

    Логопед: Давайте составим рассказ по картине, вспомним какое время года на ней изображено, кто изображен на ней, что делают дети на картине, какие зимние развлечения нарисованы на ней?

    Дети составляют предложения, логопед при необходимости помогает, задает наводящие вопросы.

    8. Упражнение “Определи место звука в слове” (совершенствование навыка звукового анализа слов - выделение согласного на фоне слова)

    Логопед предлагает детям пройти за стол, на котором лежат полоски-схемы слов. На наборном полотне картинки с изображениями: кот, носок, персик, комар, окно, ветка.

    Логопед: Посмотрите, пожалуйста, на задание. Нужно будет закрасить соответствующую клеточку, определив место звука (к) названиях картинок. Первая клеточка - звук в начале слова, вторая - в середине слова, третья - звук в конце слова.

    Дети выполняют задания и комментируют свои действия.

    9. Окончание занятия (оценка работы детей)

    Детям предлагается вспомнить все задания, которые выполнялись на занятии, сказать, что больше всего им понравилось делать.

    Конспект занятия по развитию речи в старшей группе по теме:

    Обучение рассказыванию по картине «Зимние развлечения».

    Цель: развивать умение детей составлять простые распространенные предложения по картине.

    1. Образовательные:

    Расширять и обогащать знания детей об особенностях зимней природы;

    Учить рассказывать о содержании сюжетной картины;

    Стимулировать творческую активность детей, формировать умение развивать сюжет изображения на картине.

    2. Развивающие:

    Продолжать развивать речь как средство общения;

    Активизировать в речи детей слова, относящиеся к теме «Зима»;

    Обогащать речь прилагательными;

    Совершенствовать диалогическую форму речи.

    3. Воспитательные:

    Формировать дружеские отношения между детьми, совместное взаимодействие;

    Воспитывать бережное отношение к природе.

    Материалы и оборудование: картина «Зимние развлечения», белая бумага размером 1/ 2 альбомного листа, цветные карандаши, цветные восковые мелки

    Предварительная работа:

    Чтение стихов о зиме,

    Рассматривание иллюстраций,

    Беседы по данной теме;

    Наблюдение за погодой на прогулке.

    Ход занятия

    Вводная часть:

    Воспитатель: Ребята, давайте поздороваемся с гостями.

    Воспитатель: Отгадайте загадку:

    По лесам и по полям

    Я спешила в гости к вам.

    По горам и по тропинкам,

    Уложила я тропинки,

    Запорошила дорожки,

    Разукрасила окошки,

    Радость детям подарила

    И на санках прокатила

    Д. Зимушка - зима.

    В. А сейчас какое время года? (Зима.)

    В. Назовите зимние месяца. (Декабрь, январь, февраль.)

    В. Верно. Сегодня мы поговорим о зиме. Что происходит в природе зимой?

    (Становится холодно. Солнце греет мало. На улице сильный мороз. Кругом снег.)

    В. Молодцы. Какие стоят деревья? (Белые.)

    В. Что лежит на крышах домов и на улице? (Снег.)

    В. Что надевают люди зимой? (Шапку, шубу, теплые сапоги.)

    В. Как живется зверям и птицам зимой? (Трудно.)

    В. Почему? Как можно им помочь? (Сделать кормушки, давать им корм.)

    В. Верно. Мы должны заботиться о зимующих птицах.

    В. Какие вы знаете зимние игры? (Можно играть в снежки, лепить снеговика, кататься на санках, лыжах, с горки.)

    В. Молодцы! А сейчас отгадайте загадки.

    Есть, ребята, у меня
    Два серебряных коня
    Езжу сразу на обоих
    Что за кони у меня (коньки)

    Бегут по дорожке
    Доски да ножки(лыжи)

    Ой, насыпало снежка
    Вывожу коня-дружка.
    За верёвочку-узду
    Через двор коня веду
    С горки вниз на нём лечу
    А назад его тащу. (санки)

    Что за нелепый человек
    Пробрался в 21 век
    Морковка-нос. В руке- метла
    Боится солнца и тепла. (снеговик)

    Этой палкой бей смелей,

    Чтоб удар был как из пушки,

    Это палка - для хоккея

    И она зовётся ….. (клюшка)

    Давай, дружок, смелей, дружок,

    Идут по кругу, изображая,

    Кати по снегу свой снежок.

    Будто катят ком.

    Он превратится в толстый ком,

    "Рисуют" руками круг.

    И станет ком снеговиком.

    "Рисуют" снеговика.

    Его улыбка так светла!

    Улыбаются.

    Два глаза, шляпа, нос, метла.

    Показывают глаза,

    Прикрывают голову ладошкой,

    Трогают нос, держат метлу.

    Но солнце припечет слегка -

    Приседают

    Увы! - и нет снеговика.

    Разводят руками

    В. Верно. Зима - чудесное время года для игр. Когда я была маленькой, я тоже любила кататься на санках с горки и играть в снежки. Я и сейчас хочу с вами поиграть в снежки. Я буду бросать вам снежок и задавать вопрос. А вы должны его поймать и ответить на вопрос.

    В. Итак, начнём.

    Зима какая? (Снежная, холодная, суровая, морозная,)

    Снег какой? (Белый, пушистый, холодный, скрипучий, жесткий, рассыпчатый, мягкий, липкий, лёгкий)

    Настроение какое? (весёлое, радостное, прекрасное)

    В. А хотите посмотреть, как проводят время зимой другие дети? (Да.)

    (педагог демонстрирует картину «Зимние развлечения») .

    Основная часть:

    Рассмотрим картину, какое время года изображено на картине?

    Почему вы думаете, что зима?

    Что вы на ней видите, расскажите (дети катаются на санках с горки, катаются на лыжах, на коньках по льду, несколько детей лепят снеговика) .

    Каким был снег в тот день, когда гуляли дети? (белым, чистым, липким) .

    Почему думаете, что снег липкий? (потому, что лепят снеговика) .

    Какие лица у детей? (веселые, радостные, улыбчивые) .

    Дети замерзли когда гуляли? (нет, у всех щеки красные, дети много двигаются, одеты в теплую, зимнюю одежду)

    «Куянкай»

    Ак куянкай утырган,

    Колакларын селкетә.

    Менә шулай, менә шулай баш өстенә куеп,

    Колакларын селкетә. кулларын селкетәләр

    Куян,туӊа башлагач,

    Аякларын җылыта.

    Менә шулай,менә шулай әле бер,әле икенче куллары

    Аякларын җылыта. белән кул аркаларын сыйпыйлар

    Куян һаман да туӊа,

    Сикергәләп тә куя.

    Менә шулай,менә шулай куяннар кебек

    Сикергәләп тә куя. сикерәләр

    В. - Итак, послушайте мой рассказ.
    Наступила зима. Дети вышли на прогулку. Света и Таня катаются на коньках. Коля и Вася играют в хоккей. Маша и Петя катаются на лыжах с горки. Наташа, Вика и Тимур катаются на санках с горы. Вера и Дима делают снеговика. Всем было хорошо и весело. Настроение у всех детей было радостное.

    В. А теперь вы ребята попробуйте рассказать мне свой рассказ. (Воспитатель слушает рассказ 4 -5 детей, помогает, если возникают трудности, добивается полного и развернутого ответа, следит за грамотным построением предложений).В. Молодцы. Задание «Закончи предложение». Дети должны закончить предложение, а затем повторить его полностью :

    Зимой бывает снегопад, а осенью….листопад.
    - Зимой бывает снег, а летом… дождь.
    - Зимой снег падает, а весной…тает.
    - Зимой катаются на санках, а летом…на велосипеде.
    - Зимой лес спит, а весной… просыпается.
    - Зимой катаются на коньках, а летом…на роликах.
    - Зимой бывает холодно, а летом… жарко.
    - Зимой деревья белые, а осенью… жёлтые.
    - Зимой растут сугробы, а летом растут… цветы.
    - Зимой лепят снеговика, а летом… песочные пирожки.
    - Зимой насекомые прячутся, а весной…вылезают.

    В. - Ребята, вы хорошо поработали на занятии, а сейчас предлагаю стать художниками и нарисовать, как вы любите развлекаться зимой.

    Итог. Итак, наше занятие подошло к концу. Мы сегодня вспомнили, какое весёлое время года - зима. Как много игр и забав она нам приготовила. Ребята, а что вам понравилось на занятии? Запомнилось?

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

    общеразвивающего вида «Детский сад № 2 «Алтынчеч»

    Мензелинского муниципального района

    Республики Татарстан

    Конспект занятия по развитию речи в старшей группе