Разное

Консультация для родителей: "Если в вашей семье ребенок с ограниченными возможностями". Консультация для родителей «Кто такие дети с ОВЗ

Итоговое задание
Тематика консультаций для родителей обучающихся с ОВЗ
Родители детей с ОВЗ сталкиваются с рядом проблем:
изолированность родителей от родительской общественности,
отсутствие контакта ребенка со сверстниками;
страх, опасение того, что отношения ребенка со сверстниками не сложатся;
отсутствие объективной картины учебного процесса в школе;
нахождение родителей «наедине» с проблемами своего ребёнка.
Главная цель в работе ПЕДАГОГА с семьей ребенка с ограниченными возможностями – помочь семье справиться с трудной задачей воспитания ребенка с ОВЗ, способствовать социальной адаптации СЕМЬИ, мобилизовать ЕЕ возможности.
Основные принципы организации работы учителя с родителями детей с ОВЗ:
1) принимать учеников с ОВЗ "как любых других детей в классе",
2) включать их в одинаковые виды деятельности, хотя ставить разные задачи,
3) вовлекать учеников в коллективные формы обучения и групповое решение задач,
4) использовать и другие формы коллективного участия - игры, совместные проекты, лабораторные, конкурсы, викторины, смотры знаний и т.д.
Основные направления сотрудничества педагогов с родителями следующие:
1) Психолого-педагогическое просвещение родителей (родительские университеты; конференции, круглые столы с участием педагогов-предметников и др.)
2) Вовлечение родителей в учебно - воспитательный процесс (дни открытых дверей; открытые уроки и внеклассные мероприятия и др.)
3) Участие родителей в управлении учебно-воспитательным процессом
(участие родителей класса в работе родительского комитета и др.)Основными формами взаимодействия с родителями детей с ОВЗ является индивидуальная, групповая и коллективная работа.Индивидуальная работа педагога с родителями детей с ОВЗ
Диагностико-аналитическая работа: анкетирование, посещение семьи, консультации, беседы, совместные занятия «ребенок, педагог, родитель» и т.дГрупповые и коллективные формы
1.Родительские лектории, практикумы
2. Обмен опытом родителей по семейному воспитанию и обучению детей с
3.Родительское собрание
4.Совместные досуговые мероприятия
5.Тематические консультации
6.Совместное участие родителей и детей в различных интеллектуальных, спортивных, творческих конкурсах и турнирах, совместных проектах.Структура групповых занятий с родителями:
Начало занятия (обсуждение домашнего задания, краткий обзор предыдущего занятия)
Теоретическая часть (информационный блок)
Практическая часть (психогимнастические упражнения, игры, тренинги)
Подведение итогов занятия (обратная связь, выдача памяток)
Домашнее задание
План консультативных мероприятий с родителями
№ Тема Задачи, содержание Время проведения
Родительское собрание «Мы вместе» Диагностика.
Сбор информации о семьях учащихся, их классификация, обозначение целей и направлений в работе сентябрь
Консультации со специалистами из «Центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции г.Нижнеудинск»:
логопед,
логопед-дефектолог, психолог Помощь в создании условий для полноценного личностного и интеллектуального развития обучающегося на каждом возрастном этапе, его адаптации и интеграции в условиях сегодняшней реальности. В течение года
Встречи проводятся по предварительному запросу учителей или родителей с практической, исследовательской или профилактической целью.
Школа здоровья: спорт, игра, дружба» Влияние и значение физической культуры для детей с ОВЗ
октябрь,
апрель
Беседа с родителями «Психологический комфорт в семье и школе» предупреждение возникновения проблем развития ребенка;
помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения октябрь
Тренинг «Как ребенку с ОВЗ справиться с негативными ситуациями» Развитие у ребенка навыков преодоления стрессовых ситуаций. Роль родительской поддержки и выбор методов работы в данных ситуациях ноябрь
Семинар-практикум «Организация безопасности жизнедеятельности детей с ОВЗ в школе, на улице, дома» Занятие направлено наформирование у родителей знаний о том, как учащихся с ограниченными возможностями выработатьсознательное и ответственное отношение к вопросам личной безопасности,безопасности окружающих сентябрь,
март,
май
Развитие памяти у детей. Как учить детей запоминать зрительную и слуховую информацию Влияние игры на развитие памяти детей с ОВЗ.
Обзор игровых методик и моделей ноябрь
Круглый стол «Формирование позитивных детско-родительских отношений» Создание благоприятной реабилитационной и коррекционно-обучающей среды в период его пребывания дома и в школе. декабрь
Беседа с родителями «Понимание – залог психологического здоровья» Коррекционно-развивающая работа и психопрофилактическая работа по результатам полученных диагностических данных. выявление и сопровождение учащихся «группы риска». январь
Беседа «Эмоциональное общение и его роль в нервно-психическом развитии ребенка». Своевременное выявление детей группы риска по эмоциональным нарушениям и нуждающимся в специализированной помощи. февраль
Беседа «Труд - важнейшее средство в коррекционно-воспитательной работе с детьми дома» Развитие и совершенствование трудовых навыков.
Включение воспитанников в посильную трудовую деятельность через практические занятия
Воспитание аккуратности, самостоятельности, умение довести начатое дело до конца. март
Круглый стол «Агрессивное поведение у детей. Его коррекция средствами семейного воспитания» Родителям важно научить ребенка не подавлять, а контролировать свою агрессию; отстаивать свои права и интересы, а также защищать себя социально приемлемым способом, не ущемляя при этом интересы других людей и не причиняя им вреда. апрель
Праздник, посвященный окончанию учебного года. Ярмарка достижений. Мероприятие «родители, дети, педагог» май
Совместные занятия с детьми Коллективные творческие дела на каникулах и в учебное время. в течение года

Родителям, воспитывающих детей с ОВЗ

Ранний возраст является тем ответственным периодом жизни человека, когда формируются наиболее фундаментальные способности, определяющие дальнейшее развитие человека. Так, по некоторым наблюдениям психологов, ребенок в возрасте до 3-х лет приобретает от 60 до 70% информации об окружающем мире, а за всю оставшуюся жизнь – 30-40%. И именно поэтому в раннем возрасте лежат истоки многих проблем, с которыми сталкиваются родители и педагоги (сниженная познавательная активность, нарушения в общении, замкнутость и повышенная застенчивость или, напротив, агрессивность и гиперактивность детей и т. д.).

В нашем государстве есть особые дети, которые имеют различные отклонения в развитии. Таких детей принято называть — дети с особыми образовательными потребностями или дети с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности.

Задумайтесь о том, что чувствуют родители, когда понимают, что их ребёнок не такой, как остальные дети.

Матери, у которых рождаются дети, имеющие специфические патологии развития, испытывают психологический шок, разочарование. Чувство вины, позора, боязнь многих трудностей в процессе лечения этого ребёнка, его воспитания и социальной адаптации, приводит некоторых родителей к отказу от своего малыша или к распаду семей.

Родителям «обычных» детей стоит задуматься о том, что никто не застрахован от несчастного случая: неизлечимой болезни, пьяного водителя, взрыва петарды, который в одночасье может нарушить устоявшуюся жизнь. Например, певица Д. Гурцкая родилась слепой, а С. Л. Брайль, разработавший шрифт для слепых, потерял зрение в 3-х летнем возрасте. Великий русский писатель Ф.М. Достоевский страдал эпилепсией.

На людей с ограниченными возможностями здоровья мы смотрим с удивлением, настороженностью, а иногда даже с брезгливостью. Чаще всего родители пытаются отгородить своего ребёнка от общения с детьми с ограниченными возможностями здоровья, думая, что общение с ним отрицательно скажется на развитии их чада. Дело обстоит как раз наоборот. Общаясь с ребёнком с ограниченными возможностями, играя с ним, проявляя к нему внимание и заботу, нормально развивающиеся дети становятся добрее и терпимее к недостаткам других.

Советы для родителей, воспитывающих ребенка с ОВЗ.

Придерживание следующих правил облегчит вашу жизнь и жизнь вашего ребенка:

  1. Преодолевайте страх и отчаяние.
  2. Не тратьте время на поиски виновного. Его просто не бывает.
  3. Определите, какая помощь необходима вашему ребенку и вашей семье, и начинайте обращаться к специалистам:

медицинская помощь (консультация у детского психоневролога и других специалистов);

— психолого-педагогическая помощь (обучение в специализированном учреждении на основе рекомендаций ПМПК)

В силу огромной роли семьи, ближайшего окружения в процессе становления личности ребенка необходима такая организация социума, которая могла бы максимально стимулировать это развитие, сглаживать негативное влияние заболевания на психическое состояние ребенка.

Родители – основные участники психолого-педагогической помощи детям с ОВЗ, особенно если ребенок по тем или иным причинам не посещает учебное учреждение.

Для создания благоприятных условий воспитания в семье необходимо знать особенности развития ребенка, его возможности и перспективы развития, организовать целенаправленные коррекционные занятия, сформировать адекватную оценку, развивать необходимые в жизни волевые качества.

Для этого важно активное включение ребенка в повседневную жизнь семьи, в посильную трудовую деятельность, стремление к тому, чтобы ребенок не только обслуживал себя (самостоятельно ел, одевался, был опрятен), но и имел определенные обязанности, выполнение которых значимо для окружающих (накрыть на стол, убрать посуду).

В результате у него появляются интерес к труду, чувство радости, что он может быть полезен. Уверенность в своих силах. Часто родители, желая избавить ребенка от трудностей, постоянно опекают его, оберегают от всего, что может огорчить, не дают ничего делать самостоятельно.

Такое воспитание по типу гиперопеки приводит к пассивности, отказу от деятельности. Доброе, терпеливое отношение близких должно сочетаться с определенной требовательностью к ребенку. Нужно постепенно развивать правильное отношение к своему состоянию и возможностям. Родители не должны стыдиться своего ребенка. Тогда и он сам не будет стыдиться своей болезни, уходить в себя и свое одиночество.

Пока дети маленькие, родителям это кажется это неважным, они все делают за них, но, в конце концов, это перерастает в большую проблему, решить которую с годами все труднее.

Если мать постоянно подменяет действия ребенка, происходит остановка его развития, растет страх беспомощности и зависимость от посторонней помощи, и в такой обстановке ребенок теряет самостоятельность.

Все это приводит в конечном итоге к социальной пассивности. Физические недостатки ведут к изолированности ребенка от внешнего мира и общения со сверстниками и взрослыми. Создается замкнутый круг-звено «физических недостатков» сменяет звено «психических недостатков».

Вырастая, подобный ребенок оказывается неспособным к самостоятельной жизни не столько из-за своего дефекта, сколько из-за несвоевременного формирования личностного развития. Задача родителей (да и специалистов) состоит в разрыве этого порочного круга и создания условий для адекватного развития и формирования личности детей-инвалидов.

Каждый ребёнок имеет право на полноценно прожитое детство.

ДОБРО ПОРОЖДАЕТ ДОБРО.

ДЦП у детей

Детский церебральный паралич (ДЦП) – тяжелое заболевание нервной системы, поражающее головной мозг. При этом наиболее страдают центры, отвечающие за произвольные движения, то есть происходит нарушение работы опорно-двигательного аппарата. Поражение имеет непрогрессивную природу, что не ведет к дегенерации мозга. Оно является следствием одноразовой травмы головного мозга и не прогрессирует. Поражение происходит еще во время внутриутробного развития, при родах или в ранний постнатальный период. Признаки заболевания появляются, как правило, уже в первый год жизни ребенка.

Церебральный паралич всегда появляется в детстве. А все изменения и нарушения головного мозга, происходящие по разным причинам у взрослых, имеют совсем иной характер, течение и последствия.

Основные причины ДЦП у детей

Причин детского церебрального паралича может быть множество. На сегодняшний день существует более 400 предрасполагающих к этому заболеванию факторов.

В зависимости от различных участков мозга, подвергнувшихся повреждению, и соответственно от особенностей двигательных нарушений различают разные формы ДЦП:

  1. Спастический церебральный паралич, подразделяющийся на диплегию и гемиплегию;
  2. Дискинетический (экстрапирамидный) ДЦП, при котором выделяют атетоидную (гиперкинетическую) и атактичную формы;
  3. Смешанные формы.

Существуют различные методы диагностики ДЦП, в том числе еще в период беременности. В последнее время отмечается тенденция учащения случаев заболевания ДЦП: 1-3 случая на каждую тысячу новорожденных. Группу риска составляют недоношенные и дети с низким весом. Причем новые методы спасения и лечения таких младенцев приводят к увеличению заболеваемости их церебральным параличом.

К сожалению, восстановление нервной, мышечной и двигательной координации при детском церебральном параличе невозможно: дефекты мозга и аномально сформированные функциональные связи центральной нервной системы остаются практически вне терапии. Но все же существует лечение ДЦП, при котором действия направлены на помощь больному и облегчение состояния. Такой ребенок должен научиться приспосабливаться к жизни. И ведущая роль в адаптации ребенка с ДЦП принадлежит несомненно родителям.

Наберитесь терпения и никогда не опускайте руки! Многие детки счастливо проживают свои жизни с этим страшным диагнозом. Помогите им в этом!

Аутизм у детей

Жизнь под стеклянным колпаком

Существует мнение, что аутизм не психическое заболевание, а расстройство развития. Считается, что нельзя вылечить окончательно, но терапия на ранней стадии, поможет ребенку преодолеть некоторые ограничения. Персонаж Дастина Хоффмана в «Человеке дождя» имеет мало общего с жизнью людей, страдающих аутизмом. Они обычно обращают на себя внимание своим необычным поведением.

Свой маленький мир - симптомы аутизма

Большая часть родителей заявляет, что в начале развития не замечали у детей каких-либо отклонений. Подозрение, что «что-то не так» обычно возникает, когда малышу исполняется 2-3 года. Ребенку очень трудно общаться с внешним миром. Он не говорит (или перестает говорить), не понимает обращенные к нему жесты, а иногда даже простые слова. Любое изменение в окружающей обстановке или в ежедневных ритуалах вызывает панику, потому что мир становится для него все менее понятным. Аутичные дети обычно привязываются к объектам и определенному порядку, поэтому они могут истерично реагировать на ремонт, изменение цвета стен в его комнате или отклонение от обычного маршрута в школу.

Одним из признаков аутизма , дающем о себе знать у многих больных, является выполнение стереотипных движений, таких как покачивание, размахивание руками. Попытки вмешаться в их поведение могут вызвать гнев. Ребенок не умеет наладить контакт с окружением, сторонится других детей. Он создает свой собственный мир, как будто живет под стеклянным колпаком. Остальные люди живут для него слишком быстро и непредсказуемо.

Причины аутизма - загадка природы

Хотя аутизм был описан более 60 лет назад, до сих пор не ясно, что является причиной проблемы. Существует гипотеза, что он может возникнуть вследствие минимального повреждения головного мозга в области мозжечка (нарушения иногда можно увидеть на томографии). Возможно, это связано с протеканием беременности. Говорится также о влиянии окружающей среды - гипотеза предполагает, что аутизму способствует отравление тяжелыми металлами. Некоторые исследователи полагают, что в развитии этого расстройства могут играть роль генетические факторы. Независимо от причин аутизма , ясно одно - родители должны внимательно наблюдать за ребенком и в случае «подозрительного» поведения как можно скорее проконсультироваться с врачом.

Лечение аутизма - важно не упустить время

Ранняя диагностика и терапия приносит значительные улучшения у детей. Тяжесть симптомов аутизма может быть большей или меньшей. В последнем случае терапия дает очень хорошие результаты. К сожалению, не существует никаких конкретных тестов, которые могут однозначно определить страдает ли ребенок аутизмом. Единственный способ диагностики - внимательное наблюдение за малышом дома, на детской площадке, среди ровесников. Опытные терапевты, психологи и психиатры могут диагностировать и в какой-то мере помочь избавиться от сложностей, связанных с аутизмом . В таком случае применяется индивидуальная терапия к каждому маленькому пациенту. Не существует единого метода, лечения аутизма . Терапия призвана улучшить функционирование центральной нервной системы ребенка. Это кропотливая работа для родителей, педагогов, психологов, терапевтов, логопедов. Конечно, дети не должны быть изолированы от общества – общение в детском садике или школе очень важно. Исследования показывают, что более 30 % людей с аутизмом приобретают социальные навыки, которые позволяют им работать и вести довольно самостоятельную жизнь.

Аутизм - не игнорируйте проблему

Аутизм у детей может диагностировать только специалист (например, психолог или психиатр), но некоторые симптомы должны насторожить в первую очередь родителей. Вот они:

  • Задержка развития речи - ребенок не лепечет до 12 месячного возраста, не говорит первых слов до 18 месячного возраста.
  • Не пытается выразить свои потребности - ни словом, ни жестом, не отзывается на имя.
  • Не обращает внимания, когда кто-то показывает ему что-нибудь. Указывает только на то, что его интересуют, на такие объекты может смотреть часами.
  • Ребенок редко улыбается другим людям. Имеет неразвитую мимику.
  • Предпочитает одиночество. Игнорирует людей или неадекватно реагирует на них.
  • Не подражает поведению сверстников, не принимает участия в играх с другими детьми. Такие дети часто используют игрушки необычным способом.
  • Повторяет одни и те же движения – качает головой, бегает по кругу, принимает странные позы.
  • Порою производит впечатление глухого. Необычно реагирует на звуки.
  • Кроме того, стоит обеспокоиться, если ребенок утрачивает ранее приобретенные социальные и языковые навыки.

Советы для родителей детей с ОВЗ

5 (100%) 3 голосов

В настоящее время в России насчитывается более 2 млн. детей с ограниченными возможностями здоровья (8% всех детей) , из них около 700 тыс. составляют дети-инвалиды.

  • с нарушением слуха (слабослышащие) ;
  • с нарушением зрения (слабовидящие) ;
  • с тяжелыми нарушениями речи;
  • с нарушениями опорно-двигательного аппарата, в том числе с детским церебральным параличом (лёгкая форма) ;
  • с задержкой психического развития;
  • с нарушением интеллекта, а также с иными ограничениями в здоровье (с выраженными расстройствами эмоционально – волевой сферы, в т.ч. с ранним детским аутизмом, комплексными нарушениями) .

Для семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, важным и приоритетным является коррекционно-развивающая, компенсирующая и реабилитационная работа, которая направлена на восстановление психофизического и социального статуса ребенка, а также способствующая его социальной адаптации.

Для обеспечения полноценной психолого-педагогической помощи ребенку с ОВЗ в условиях дома, родителям необходимо знать основные направления, методы и приемы взаимодействия со своим ребенком. Рассмотрим их подробнее.

Для ребенка с ОВЗ (вне зависимости от его диагноза) очень важно развивать свои телесные ощущения и двигательную активность. Для этого можно воспользоваться следующими нехитрыми приемами:

  • Раскачивание ребенка (в гамаке, в покрывале, на качелях и т.д.) с проговариванием стихов, потешек и песенок;
  • Качание на гимнастическом мяче (лежа на спине, на животе, с упором на ноги, на руки, сидя) ;
  • Ходьба по различным поверхностям (по камушкам, по песку, по губкам, по каштанам, гороху, массажным коврикам и т.д.) ;
  • Лазанье, перелезание через папу, маму, эмоционально-заразительные ласкательные игры (накрывшись простыней, с прикосновениями и т.д.) ;
  • Развитие сенсорных ощущений руки (рисование на ладошке, отпечатками ладошки, ступни; лепка из соленого теста и пластилина) ;
  • Катание на велосипеде;
  • Игры с мячом (бросание мяча вверх, от себя, катание мяча друг другу, ловля мяча, удар по мячу ногой, при этом используя разную силу удара по мячу.) «Ударь как слон» , «Ударь как мышонок» );
  • Пальчиковые игры;
  • Массаж рук до локтя и ног до колена с использованием контраста (Суджоку и резиновый колючий мячик, зубная щетка, макияжная кисть и т.д.) .

Взаимодействуя с ребенком, говорите простыми короткими фразами. Сопровождайте все бытовые ситуации показом предмета и короткой фразой, с добавлением естественного жеста. Например: «Это тарелка. Будем кушать» (жест – рука ко рту) или «Это мыло. Будем мыть руки» (жест – рука трет руку) .

Одним из самых простых и эффективных приемов является подключение к играм ребенка (а именно: стараться поддержать его игру и включаться в нее) – повторять за ним то, что он делает, ждать его реакции, вырабатывать эмоциональный отклик и очередность в играх. Постепенно, после того, как совместное внимание к игре уже есть, необходимо включать игры с правилами.

Также можно использовать элементы «Холдинг-терапии» . Например: Держите ребенка на коленях, подолгу рассказывайте ему истории из жизни, пропевайте песенки-потешки, при этом покачивая ребенка, похлопывая, поглаживая, стараясь установить контакт «глаза в глаза» .

Постепенно включайте все новые истории – короткие, доступные и очень эмоционально насыщенные, старайтесь заряжать своими эмоциями ребенка (вместе сопереживать главному герою, вместе переживать страх и преодолевать его и т.д.) .

Если возможно, предложите ребенку поучаствовать в домашних занятиях – пропылесосить, налить сок в стакан, мыть посуду или стирать руками предметы своей одежды (носовой платок, носки) . Можно рекомендовать ввести в распорядок дня ребенка обязанность (например, раздать столовые приборы перед ужином для всех членов семьи) .

Обязательным условием развития речи детей является стимуляция речевой активности. Предлагайте ребенку выбор, ограниченный двумя-тремя предметами: «Ты будешь кушать йогурт или кашу? Ты наденешь красный свитер или рубашку?» и т.д. Поначалу ответом может служить взгляд в сторону заинтересовавшего предмета или в дальнейшем указательный жест. Необходимо говорить с ребенком о том, что вы сейчас видите, что будете делать вместе, что ощущаете от увиденного. Не оставляйте без внимания его чувства: «Тебе больно? Покажи, где больно. Давай поглажу, пожалею» . Так же работайте и с положительными эмоциями (где были, что видели, что понравилось) .

Развивайте слуховое восприятие: слушайте бытовые шумы (ветер, дождь, скрип двери, телефон, шум транспорта, шум кипящей и журчащей воды) . Можно вместе с ребенком извлекать звуки с помощью предметов – постучать деревянной или металлической палочкой (ложкой) по различным предметам и объектам, находящимся в доме. Привлекайте внимание ребенка к различным звукам.

Соблюдайте четкость и последовательность требований. Обсудите их с членами своей семьи и старайтесь сделать так, чтобы все взрослые неукоснительно соблюдали эти требования. Разработайте собственную систему наказаний и поощрений. Старайтесь добиваться того, чтобы ребенок доводил начатое дело до конца (взял игрушку – поиграл – убрал на место) .

Для формирования пространственно-временных представлений обязательно проговаривайте вслух свои действия и действия ребенка (сначала мы проснулись, умылись, позавтракали, поиграли, погуляли и т.д.) . Для того, чтобы ребенок лучше осваивал порядок своей деятельности, создайте свое собственное визуальное расписание (с помощью картинок, обозначающих то или иное действие) .

При обучении новому знанию (введение новых понятий) можно использовать систему трехступенчатого урока:

1. Четко, медленно называем (даем потрогать, попробовать и т.д., т.е. вызываем как можно больше ощущений, развиваем межсенсорную интеграцию) .

Например: сначала ребенку показывают лимон: «Это лимон» .

2. Действуем с предметом (дай, спрячь, найди, положи и т.д.) .

Например: «Давай потрогаем лимон ручкой, щечкой, лобиком? Лимон гладкий? Понюхай лимон. Ароматный. Попробуй лимон. Кислый. Покати лимон. Катится. Положи лимон на тарелку. Дай лимон папе» .

3. Задаем вопрос: «Что это?» (ребенок отвечает) .

В целом, работа ребенка должна быть продумана и организована взрослыми так, чтобы представлять собой четкую последовательность конкретных деятельностей, между которыми можно было бы отдохнуть. Взрослому не нужно ставить перед собой множество целей, а разбить их на несколько небольших задач, которые будут решаться постепенно: от одной переходя плавно к следующей.

Очень важно не забывать поддерживать здоровый образ жизни при воспитании ребенка с ОВЗ (отдых, спорт, прогулки, полноценное питание, гибкое соблюдение режима дня) . В семье необходимо сохранять доброжелательную обстановку, проявлять терпение заботу и мягкое руководство деятельностью ребенка. Забота и правильная организация деятельности оптимизирует развитие ребенка.

Светлана Пименова
Консультация для родителей «Ребенок с ОВЗ»

Дети с ОВЗ. Кто они?

Что означает аббревиатура ОВЗ? Расшифровка гласит : ограниченные возможности здоровья.

К данной категории относятся лица, которые имеют особенности в развитии как в физическом, так и в психологическом. Фраза «дети с ОВЗ» означает, что данным детям необходимо создание специальных условий для жизни и обучения.

С расстройством поведения и общения;

С нарушениями слуха;

С нарушениями зрения;

С речевыми дисфункциями;

С изменениями опорно-двигательного аппарата;

С отсталостью умственного развития;

С задержкой психического развития;

Комплексные нарушения.

Дети с ОВЗ отличаются наличием физических и психических отклонений, которые способствуют формированию нарушений общего развития.

Но необходимо разобраться в данном вопросе более подробно. Если говорить о ребенке с незначительными ОВЗ, то необходимо отметить, что при создании благоприятных условий, можно избежать большей части проблем с развитием. Многие нарушения не являются ограничителями между ребенком и окружающим миром . Грамотное психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ позволит им овладеть программным материалом и обучаться вместе со всеми в общеобразовательной школе, посещать обычный детский сад. Они могут свободно общаться со своими ровесниками.

Роль родителей

Как быть родителям , у которых ребенок с ОВЗ . Получение такого вердикта приводит родителей в состояние беспомощности, растерянности. Многие пытаются опровергнуть поставленный диагноз, но в итоге приходит осознание и принятие дефекта. Родители адаптируются и принимают разные позиции – от «Я сделаю все, чтобы мой ребенок стал полноценной личностью» до «У меня не может быть нездорового дитя» . Родители должны знать правильные формы помощи своему ребенку , несмотря на виды ОВЗ, способы адаптации, особенности развития.

Рождение ребенка с нарушениями в развитии всегда является стрессом для семьи. Проблема воспитания и развития «особого» ребенка чаще всего становится причиной глубокой и продолжительной социальной дезадаптации всей семьи.

Дети с ограниченными возможностями находятся в очень сложном положении эмоционально, морально и психологически. Детям нужно учиться функционировать в быту и общаться с людьми, но из-за своих ограниченных физиологических возможностей они не могут полноценно выполнять какую-либо деятельность.

Оптимальным может считаться такое поведение взрослых, которое позволяет детям-инвалидам быстрее адаптироваться к своему положению, приобрести черты, компенсирующие их состояние. Эгоистическая любовь родителей , стремящихся оградить своих сыновей и дочерей от всех возможных трудностей, мешает их нормальному развитию. Дети-инвалиды остро нуждаются в родительской любви , но не любви-жалости, а любви альтруистической, учитывающей интересы ребенка , просто потому, что ребенок есть , такой – какой есть. Малышу предстоит дальнейшая не самая легкая жизнь, и, чем более самостоятельным и независимым он будет, тем легче сможет перенести все трудности и невзгоды. Дети, о которых идет речь, нуждаются не в запретах, а в стимуляции приспособительной активности, познании своих скрытых возможностей, развитии специальных умений и навыков. Конечно, закрывать глаза на то, что малыш серьезно болен, нельзя. При этом и постоянно держать его под стеклянным колпаком тоже не годится. Чем меньше внимание больного будет сконцентрировано на нем самом, тем больше вероятность и успешность взаимодействия его с окружающими. Если родителям удастся научить ребенка думать не только о себе, то судьба его сложится гораздо более счастливо.

Что касается самих родителей –

не забывайте о себе!

Депрессия - нередкий спутник родителей больного ребенка . Механизмом запуска для нее может послужить и длительное ожидание диагноза, и ненадежность, невнимание близких и друзей в тяжелое время, и отчаяние в глазах ребенка , и бессонные ночи. На фоне постоянной, хронической усталости и недосыпания, достаточно мелочи, чтобы спровоцировать нервный срыв. Но ведь малышу вы нужны сильными, бодрыми, уверенными. Поэтому, необходимо научиться справляться и с этим. Психологическая поддержка может оказаться для вас одной из важных процедур на пути адаптации, как вас, так и вашего ребенка .

Очень важно найти того, кто сможет помочь вам, хотя бы на время, или просто даст выспаться. Преодолеть сложный период может социальный работник, психолог или те родители , у которых ребёнок с похожим отклонением в развитии, и они успешно преодолели трудный период.

Видя вас бодрыми, веселыми, верящими в лучшее, малыш станет чаще улыбаться и тем самым приближать свое выздоровление.

Не лишайте себя жизни, удовольствий и интересных событий. Что-то вы можете делать вместе с ребенком , но у вас обязательно должна быть и собственная жизнь.

Слепая жертвенность не принесет пользы ни ребенку , ни вам. Если вы будете удовлетворены жизнью, вы несравнимо больше сможете дать и нуждающемуся в вас маленькому человеку.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Ребенок и природа» Консультация для родителей «Ребенок и природа» Уважаемые родители, все мы живем в мире природы, и ребенка надо знакомить с многообразными.

Консультация для родителей «Гиперактивный ребенок» ГИПЕРАКТИВНЫЙ РЕБЕНОК Неусидчивость: в каком случае следует обращаться к врачу Совместная жизнь с неусидчивым ребенком напоминает попытки.