Домашний очаг

Кранах старший мадонна под яблоней. Мадонна с младенцем под яблоней

Впервые в залах ГМИИ им. А.С.Пушкина собираются вместе произведения великой династии мастеров, ознаменовавших переход от Северного Возрождения к маньеризму: сорок восемь живописных полотен и полсотни графических работ семейства Кранахов предоставлены музеями Готы (замок Фриденштайн), Берлина, Мадрида, Праги, Будапешта, Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода и несколькими российскими коллекционерами.

Основатель династии — Лукас Кранах Старший (1472 — 1553), придворный живописец саксонских курфюрстов, от одного из патронов, Фридриха III Мудрого, получивший семейный герб, крылатую змейку с рубиновым кольцом в пасти. Кранах Старший немало преуспел в карьере. Будучи одним из самых зажиточных горожан Виттенберга, он неоднократно избирался бургомистром этого городка в Саксонии. И все же прославился он прежде всего как художник, замечательный портретист и величайших мастер гармоничного синтеза человеческих фигур и пейзажа.

Лукас Кранах Старший
Моление о чаше

Лукас Кранах дружил с Мартином Лютером, и именно благодаря портрету его кисти мы сегодня знаем, как выглядел знаменитый деятель немецкой Реформации. Живописец основал семейную художественную мастерскую, процветавшую более сотни лет. Среди самых известных работ Лукаса Кранаха: «Юдифь с головой Олоферна», «Мадонна с младенцем», «Венера и амур», «Плоды ревности. Серебряный век», «Мистическое обручение святой Екатерины Александрийской, со святыми Доротеей, Маргаритой и Варварой».

Лукас Кранах Старший
Мадонна с младенцем (Мадонна в винограднике)

Продолжатель дела отца — Лукас Кранах Младший (1515–1586). В доставшейся ему по наследству мастерской он занимался, прежде всего, тиражированием отцовских оригиналов, религиозных сцен, мифологических аллегорий и парадных портретов. С наступлением творческой зрелости, Кранах Младший от копирования отказался, отчасти следуя изменениям моды, происходящим при саксонском дворе. Художник пристрастился к крупноформатным полотнам и картинам-эпитафиям, которые заказывали представители богатых семей, исповедовавших лютеранство.

Лукас Кранах Старший
Плоды ревности (Серебряный век)

Его младший брат, Ганс Кранах (1513-1537), также стал живописцем и трудился в мастерской отца. Семейную традицию продолжили также внук Август Кранах, сын Лукаса Кранаха Младшего (1554-1595) и правнук, Лукас Кранах III (1586-1645).

Северное Возрождение термин, описывающий эпоху Возрождения в северной Европе, во всей Европе за пределами Италии, к северу от Альп .

По понедельникам московские музеи не работают. Но это не значит, что у публики нет возможности познакомиться с прекрасным. Специально для понедельников редакция сайт запустила новую рубрику "10 неизвестных", в которой мы знакомим вас с десятью произведениями мирового искусства из собрания московских музеев, объединенных одной тематикой. Распечатывайте наш гид и смело отправляйтесь с ним в музей, начиная со вторника.

В ГМИИ им.Пушкина открылась выставка "Кранахи. Между Ренессансом и маньеризмом". 48 живописных и более 50 графических произведений из собраний музеев Готы, Берлина, Мадрида, Праги, Будапешта, Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода и нескольких российских частных коллекций отражают разные этапы развития творческой традиции семьи Кранахов.

Лукас Кранах Старший, "Венера и Амур", 1509

В первую очередь, когда приходишь на выставку в ГМИИ, надо понимать, что Кранахов было как минимум четыре: Лукас Кранах Старший, Ганс Кранах и Лукас Кранах Младший – его сыновья, и Лукас III Кранах – его внук. При этом у Лукаса Кранаха Старшего была еще и целая мастерская, которая дописывала его работы или, наоборот, делала подготовительные этапы.

Лукас Кранах Старший, "Мистическое обручение Святой Екатерины Александрийской со святыми Варварой, Доротеей и Маргаритой", 1510-е

Лукас Кранах Старший. "Мистическое обручение Святой Екатерины Александрийской со святыми Варварой, Доротеей и Маргаритой", 1510-е

К лучшим произведениям Лукаса Кранаха Старшего относят исполненную во второй половине 1510-х годов картину "Мистическое обручение святой Екатерины Александрийской, со святыми Доротеей, Маргаритой и Варварой". На картине мистическое обручение святой Екатерины происходит на фоне характерного скалистого пейзажа северной природы и темного занавеса, который держат маленькие ангелы. В центре композиции – младенец Христос, поддерживаемый Богоматерью. Одной рукой он надевает обручальное кольцо на палец святой Екатерины, другой касается символической виноградной грозди, которую держит Мадонна. Изображение дополнено фигурами святых дев в нарядных придворных платьях и с их атрибутами: драконом у Маргариты, корзиночкой с цветами у Доротеи и башней за спиной у Варвары.

Лукас Кранах Старший, "Христос и Богоматерь", 1516-1520

Картина "Христос и Богоматерь" небольшая по формату, но очень смелая по композиционному решению для своего времени. Портреты персонажей взяты максимально крупно в отрыве от традиционных религиозных сюжетов, из-за чего дистанция между ними и зрителем полностью стирается. Лукас Кранах Старший действительно был новатором, завершающим эпоху Дюрера и всего Северного Возрождения и открывающим новый период в истории живописи.

Лукас Кранах Старший, "Мадонна с младенцем (в винограднике)", 1523

"Мадонна с младенцем (в винограднике)", 1523

Конечно, выставка не отражает и десятой части творчества мастера, но тем не менее дает представление о характерных особенностях живописи каждого из художников династии. Картины в экспозицию собирались буквально со всего света, но среди них есть и те, которые все время находятся в постоянном собрании ГМИИ. Одна из них – "Мадонна с младенцем (в винограднике)".

Лукас Кранах Старший, "Большая Мадонна с младенцем под яблоней", 1526

Картина "Большая Мадонна с младенцем под яблоней" приехала в Москву из Санкт-Петербургского Эрмитажа. Если сравнить эту работу с предыдущей, то можно заметить несколько характерных особенностей, важных для всей живописи Лукаса Кранаха Старшего: это, в первую очередь, обобщенные, сглаженные черты округлых лиц Мадонны и младенца, узкие миндалевидные глаза и почти никак не выраженные эмоции. Еще одна интересная деталь – почти все женские персонажи у Кранаха рыжеволосые. Возможно, у него была одна модель, с которой он их писал.

Лукас Кранах Старший, "Женский портрет", 1526

Кранах всегда очень точен в деталях: будь то детали одежды, тонкие пряди волос, которые он отделяет золотистыми прорисовками, или элементы пейзажа – все это можно разглядывать до бесконечности. А самый внимательный зритель обязательно заметит и знаменитую подпись мастера – крошечного крылатого дракона, который может быть нарисован где угодно.

Лукас Кранах Старший, "Грехопадение, изгнание из рая и воскрешение", 1529

В этой картине объединено сразу несколько библейских сюжетов: грехопадение Адамы и Евы и изгнание из рая композиционно расположены в левой части картины, справа же изображены распятие и воскрешение Христа. Сюжеты дополнены массой интересных и необычных деталей. Например, в левой части смерть, изображенная в виде скелета, гонит Адама из рая вместе с дьяволом, а в правой части агнец божий топчет скелет, символизируя тем самым воскрешение Христа и победу над смертью.

Лукас Кранах Старший, "Юдифь на пиру у Олоферна", 1531

У этого произведения сюжет тоже очень сложный, состоящий из нескольких линий. На переднем плане Юдифь сидит за одним столом с Олоферном, одетым по моде XVI века в окружении воинов. А на заднем плане, вдали у шатров можно разглядеть, как Юдифь кладет голову Олоферна в мешок. При этом существует еще и картина большого формата, изображающая точно такую же композицию с шатрами, то есть продолжение или следующий кадр сюжета.

Лукас Кранах Старший, "Христос и грешница", 1532

Лукас Кранах Старший и мастерская, "Христос и грешница", 1532

Картина принадлежит к позднему этапу творчества художника, когда он работает в основном вместе со своей мастерской. По тому, как написаны лица на этом произведении, можно сказать, где Кранах работал сам, а где ему помогали подмастерья. Центральные образы Христа и грешницы принадлежат самому мастеру: его кистью написаны крупные черты лица, ярко выделяющиеся на темном фоне. Толпа вокруг, изображенная с различными выражениями и гримасами, скорее всего создавалась его учениками.

Лукас Кранах Младший, "Мадонна с младенцем", 1537

Лукас Кранах Младший продолжал многогранную деятельность в семейной мастерской, занимаясь, в первую очередь, повторением отцовских оригиналов, созданных в самых разных жанрах – от религиозных и мифологических сцен до аллегорий и серийных портретов. Так как его старший брат Ганс умер еще при жизни отца, Лукас возглавил мастерскую в 22 года, при этом он уже имел большой художественный опыт.


Лукас Кранах Старший. «Мадонна с Младенцем под яблоней» конец 1520х холст (перевод с дерева) темпера, масло Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж Справа, на стволе дерева значок дракона. Поступила в середине XIX века (до 1859).

В образе мадонны с младенцем, в руках которого изображены хлебец и яблоко, заключено характерное для живописи годов Реформации символическое содержание: Мария - «вторая Ева», искупившая, в качестве матери Христа, грех «первой Евы». Яблоко - символ грехопадения Адама, хлебец - символ «тела Христова». Т.е. искупления Христом «первородного греха» Адама.


Лукас Кранах Старший. «Мадонна с Младенцем под яблоней» фрагмент

Предполагают, что моделью для этого образа послужила Сибилла Клевская, невеста Иоганна Фридриха Саксонского, у которого Кранах состоял на службе. Ему доверили воспитание юного Иоганна Фридриха. И в 1526 году художник во главе Саксонского посольства прибыл ко двору курфюрста Иоганна III Миротворца в Бранденбурге, чтобы посватать его дочь Сибиллу за своего воспитанника. Тип лица Сибиллы с тех пор не только повторяется в ее многочисленных портретах, вышедших из мастерской Кранаха, но и встречается в образах его библейских и мифологических персонажей. Кранах необычно часто для лютеранина писал образ Мадонны. Лютер, с которым дружил художник, относился к этому терпимо. Видимо, большинство заказчиков было католиками.
Эта работа вдохновила Иосифа Бродского написать стихотворение, которое он так и назвал — «Иллюстрация»:
В накидке лисьей — сама хитрей,
чем лиса с холма
лесного, что вдалеке
склон полощет в реке,
сбежав из рощи, где бог,
охотясь, вонзает в бок
вепрю жало стрелы,
где бушуют стволы,
покинув знакомый мыс,
пришла под яблоню из
пятнадцати яблок — к ним
с мальчуганом своим.
Головку набок склоня,
как бы мимо меня, ребенок,
сжимая плод, тоже смотрит вперед.
Бродский, сосчитавший точно все яблоки, прекрасен тут своей метафорой — или ненамеренной ошибкой: на картине нет никакой накидки, вместо нее — рыжие волосы, но хитроватый прищур и ощущение лисы присутствуют.


Лукас Кранах Старший. «Венера и Амур» (1509) переведена с дерева на холст в 1850, при этом формат изменен, темпера, масло Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.

В 1769 году Екатерина II приобрела крупную коллекцию из более 600 картин у наследников саксонского министра, графа Генриха фон Брюля, в которой была и картина Лукаса Кранаха Старшего «Венера и Амур», - первая работа Кранах, попавшая в Россию.
Слева на листке бумаги монограмма и дата LC со знаком дракона.
По обе стороны головы Венеры - двустишие, предостерегающее от соблазна: «Всеми силами души гони Купидоново сладострастие, иначе твоей ослепительной душой овладеет Венера». Автором латинского дистихона мог быть кто-либо из виттенбергских гуманистов, с которыми Кранах был особенно тесно связан после поездки в Нюрнберг в 1508 году (Шоль или Сибутус).
Это самое первое из известных науке обращений Лукаса Кранаха к теме Венеры, к языческой традиции, к теме, контрастирующей с тем, о чем говорили в Виттенберге — городе протестантском, где были популярны диспуты о христианской вере. Впрочем, недаром там же был и университет, в котором те же ученые мужи могли предаваться диспутам и об античных богах. Кранах здесь делает то, что до него осмеливались сделать только люди вроде Боттичелли: он поклоняется фактически античным богам, выставляя их на всеобщее обозрение. Фронтальное изображение обнаженной женщины, конечно, должно было шокировать современников. В картине очень много отсылок к творчеству Альбрехта Дюрера: сама постановка фигуры на темном фоне, записка с левой стороны от Венеры отсылает к иллюзионистским приемам дюреровского творчества. Однако сам Дюрер изображал так лишь Еву, а не античное божество. Одновременно в этой картине начинает проявляться еще один важный для Кранаха сюжет — тема, именуемая немецким словом Weibermacht, «власть женщин над мужчинами».
После 1530 года Кранах и его мастерская многократно обращались к этому сюжету. Насчитывается около 35 картин кисти Кранаха, его учеников, последователей и подражателей с изображением Венеры и Амура.


Мастерская Лукаса Кранаха Старшего "Неравная пара (богатый крестьянин и молодая куртизанка" (Нач. 1530 Дерево (бук?) масло Собрание Светланы Антоновой Москва


Лукас Кранах Старший "Неравная пара (старуха и молодой человек)" начало 1520х дерево (бук) темпера, масло Музей изящных искусств Будапешт


Лукас Кранах Старший "Неравная пара (старуха и молодой человек)" фрагмент


Лукас Кранах Старший.» Адам и Ева. Грехопадение» 1527 дерево (бук) темпера, масло. Москва, ГМИИ им.А.С.Пушкина

Из ""трофейного фонда"": Работа "Адам и Ева" ("Грехопадение") долгое время считалась одним из главных шедевров коллекции в Готе. Картину, в которой Кранах предстает не только как мастер обнаженной натуры, но и как тонкий ландшафтный художник, саксонские курфюрсты приобрели для своего собрания еще в 1624 году. Эта картина первой "выбралась" из спецхрана. Впервые она была показана на выставке "Дважды спасенные" в 1995 году.


Лукас Кранах Старший.» Адам и Ева. Грехопадение» фрагмент

Лукас Кранах Старший был убежденным сторонником Лютера. В сознании людей той эпохи грехопадение было связано с проблемой личной ответственности человека за свои поступки. Лютеране много размышляли над текстами Ветхого Завета. В Книге Бытия детально описано сотворение Адама и Евы и их изгнание из райского сада. Грехопадение, отказ от покаяния и изгнание прародителей из Эдема повергло будущее человечество в суетность земной жизни.


Лукас Кранах Старший. «Грехопадение, изгнание из рая и искупительная жертва Христа (Аллегория Ветхого и Нового Завета)» (1529) Дерево (липа) темпера масло Гота, Фонд замка Фриденштайн

Чрезвычайно важный в контексте исторической ситуации и для творчества Кранаха сюжет, существующий в нескольких версиях и вариантах, вплоть до повторения в книжной миниатюре. Программу этой картины, как считается, мог придумать сам Филипп Меланхтон — радикальный сторонник Лютера и идеолог Реформации. Здесь в единой истории заключены взгляды Лютера и Кранаха на судьбу человеческого рода и на отношения между человеком и Богом. Снабжена она текстовыми пояснениями по нижнему краю, чтобы зритель не запутался.
Начинается аллегория сотворением человека и мира, Господь отделяет воду от суши, мир, ему внимают ангельские хоры. Тут Адам и Ева совершают свое грехопадение, а здесь является падший человек, которого преследуют по пятам Смерть и Дьявол, два главных врага. Дьявол непременно обращает на себя внимание зрителей своим каким-то странным нутром с сочетанием биологии и механики, похожим на рисунки сумасшедших, но так или иначе это все нас отсылает, конечно же, к Босху.


Моисей показывает на свой Закон, свои заповеди.


Лукас Кранах Старший. «Грехопадение, изгнание из рая и искупительная жертва Христа (Аллегория Ветхого и Нового Завета)» фрагмент

Другая сцена разворачивается на второй половине, где этот самый человек, нуждающийся в спасении, приходит к Крещению через Иоанна Крестителя и на него проливается божественная кровь Христова, которая смывает грехи. Рядом снова изображены Смерть и Дьявол, они лежат здесь, поверженные, в сторонке, и над ними — триумф божественного Агнца, Агнца Божьего, то есть, символа Христа, и пещера, где совершается его воскресение, и вот он сам здесь с флагом святого Георгия, победителя дракона, символ всей победы.
И здесь параллель двух эпох, времени старого и времени нового: здесь справа — какой-то кранаховский город, очевидно, 1529 года, а слева — пустыня египетская, в которой евреи оказываются атакованы дикими змеями. Это поклонение Медному змею — как предвозвестник, парафраза событий Нового Завета, изображение этого змея становится очевидной визуальной параллелью Распятия. Немаловажный нюанс: кроме Моисея и Иоанна Крестителя, нигде в этой истории нет посредников между человеком и Богом — ни прелатов, ни епископов — в полном соответствии с пятью принципами протестантского богословия, пятью протестантскими «Только...»


Лукас Кранах Старший. «Портрет кардинала Альбрехта Бранденбургского» 1526 Холст, перевод с дерева, темпера, масло Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж

Католический кардинал Альбрехт Бранденбургский был непримиримым врагом Реформации, истреблял протестантов огнем и мечом и был сторонником в этом деле самых радикальных мер. Портрет несколько пострадал — в особенности правый глаз — при реставрации в Эрмитаже в XIX веке. Техника перевода картин с дерева на холст, от которой сегодня все единодушно отказались, была, начиная с XVIII столетия, попыткой сохранить картины на досках от воздействия жуков и от других опасностей, но принесла гораздо больше вреда, чем пользы.


Мастерская Лукаса Кранаха Старшего. курфюрст Саксонии Иоганн Фридрих Великодушный. 1528. Дерево (буг) масло ГМИИ им. А.С.Пушкина

Интересна история, которая произошла уже в старости Кранаха Старшего. Его воспитанник Иоганн Фридрих Великодушный, который возглавил коалицию протестантских князей, потерпел поражение в битве при Мюльберге, где ему противостояли католики во главе с Карлом V. Иоганн Фридрих в качестве пленника был отправлен в замок, недалеко от Инсбрука. И вот 75-летний художник добровольно едет к своему покровителю, чтобы разделить с ним изгнание и тяжесть поражения, оставив мастерскую на попечение младшему сыну, выступив как верный вассал своего покровителя; при этом лояльность его была штукой относительной. Кранах работал и на католиков, и на протестантов, стремился сделать хороший бизнес в любой ситуации. Там художник прожил пять лет. Когда Иоганн Фридрих Великодушный был прощен и отправлен в Веймар, Кранах едет туда же. Благо там же жила его дочь со своей семьей. В Веймаре до сих пор есть могила Кранаха - на старом кладбище Якобсфриденхоф.


Лукас Кранах Старший и мастерская. Портрет дамы с яблоком. 1527 Дерево (дуб) темпера, масло Прага. Картинная галерея Пражского града


Лукас Кранах Старший. «Женский портрет» (1526) дерево (буг) масло Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж. Поступила в конце XVIII века (до 1797 года)

Эта работа из Эрмитажа является суммой всех кранаховских женских портретов: в ней его стереотипно написанные костюмы со шнуровкой, и его плоскостно написанные руки, и немецкий пейзаж, и характерную красную шляпу, в которую одеты его многочисленные Венеры, куртизанки и многие другие персонажи, вышедшие из кранаховской мастерской. В чертах лица модели с узкими глазами и несколько плосковатым лицом, писанным не то в фас, не то в профиль, не то одновременно и так и так, видят предположительно или вполне достоверно портрет Сибиллы фон Клеве, Сибиллы Клевской, которая была супругой Иоганна Фридриха Великодушного и которая могла этими своими чертами наделить многих других кранаховских красавиц..


Лукас Кранах Старший. «Женский портрет» фрагмент

Причиной частого повторения этого женского образа может быть также почтение к жене вероучителя (Лютера), посаженным отцом которой на свадьбе был младший сын Лукас Кранах и к невесте наследника княжества, которому художник впоследствии сопутствовал в годы плена.
Украшения на шее — по утверждению современных ученых — не золото, а делались из дерева по специальной технике, напоминавшей папье-маше


Лукас Кранах Старший и мастерская «Сибилла фон Клеве, герцогиня Саксонская» 1535 дерево (бук темпера, масло Гота, Фонд замка Фриденштайн

Портрет из музея в Гейдельберге, хотя попал к нам из Готы. В конце войны немцы перевезли музейные сокровища в штольни в Тюрингии, Саксонии, и произведения из разных музеев там оказались рядом. Небольшое изображение, напоминающие сегодняшние открытки, оно было чем-то между листовкой и визитной карточкой и основывалось на печатной графике, которая раскрашивалась. Текст, нанесенный типографским способом, перечисляет заслуги портретируемого. Образ Сибиллы фон Клеве искажен почти до карикатуры. Особенно это заметно при сравнении с предыдущим портретом Сибиллы фон Клеве.


Сибилла Клевская (17 января 1512 — 21 февраля 1554) — супруга Иоганна Фридриха, курфюрста Саксонии. Приходилась сестрой Анне Клевской, четвёртой жене короля Англии Генриха VIII.

Сибилла Клевская была старшей дочерью герцога Клевского Иоганна III и Марии фон Юлих-Берг (1491—1543). В сентябре 1526 года Лукас Кранах сосватал 14-летнюю Сибиллу за наследника саксонского престола Иоганна-Фридриха Великодушного. Венчание прошло в начале июня 1527 года в замке Бург.С Иоганном-Фридрихом у неё было четверо сыновей: Иоганн Фридрих II (8 января 1529 — 9 мая 1595), герцог Саксен-Готский в 1554—1566 гг, Иоганн Вильгельм (11 марта 1530 — 2 марта 1573), Иоганн Эрнест (5 января 1535 — 11 января 1535), Иоганн Фридрих III (16 января 1538 — 31 октября 1565). Иоганн-Фридрих Великодушный умер две недели спустя после смерти своей жены, Сибиллы Клевской. Вместе они поддерживали реформаторское движение.
Множество портретов Сибиллы Клевской создал Лукас Кранах Старший. На самом раннем (1526) она изображена невестой (Государственные художественные собрания, Веймар). Уже после её смерти Кранах закончил алтарь в веймарской церкви, где портрет Сибиллы дополняет портрет её мужа. Так же Кранах создал шутливый аллегорический портрет Сибиллы в виде Юдифи с головой Иоганна Фридриха в руках.

.
Лукас Кранах Старший и мастерская «Курфюрст Саксонии Иоганн Фридрих Великодушный», 1530х дерево (бук) темпера, масло Гота, Фонд замка Фриденштайн

Портрет из музея в Гейдельберге, хотя попал к нам из Готы. Та же история, что и с предыдущим портретом.


Лукас Кранах Старший и мастерская «Курфюрст Саксонии Иоганн I Твердый», 1530х дерево (бук) темпера, масло Гота, Фонд замка Фриденштайн

Как и два предыдущих - небольшое изображение, напоминающие сегодняшние открытки, оно было чем-то между листовкой и визитной карточкой и основывалось на печатной графике, которая раскрашивалась. Текст, нанесенный типографским способом, перечисляет заслуги портретируемого.

Иоганн Твёрдый (Постоянный) (; 30 июня 1467, Мейсен — 16 августа 1532) — саксонский курфюрст с 5 мая 1525. Сын саксонского курфюрста Эрнста. Юность провёл при дворе императора Фридриха III. Участвовал в походах Максимилиана I против венецианцев и венгров. После смерти отца управлял Саксонией вместе с братом Фридрихом Мудрым, а после смерти последнего (1525) стал единовластным правителем Саксонии. Он был одним из первых последователей Лютера и в августе 1525 года приказал духовенству своей страны проповедовать лишь чистое евангельское учение. Твёрдость, с которой курфюрст Иоганн вынес угрозы лишить его курфюршества за отступление от католичества, доставила ему название Твёрдого.


Лукас Кранах Старший и мастерская «Курфюрст Саксонии Фридрих III Мудрый», дерево (бук) темпера, масло Гота, Фонд замка Фриденштайн

Фри́дрих III Му́дрый (17 января 1463, дворец Хартенфельс в Торгау — 5 мая 1525, Лохау) — курфюрст Саксонский с 26 августа 1486 года. Сын курфюрста Эрнста, которому и наследовал в 1486 году после его смерти. Остальными владениями управлял вместе со своим братом Иоганном Твёрдым. Благодаря хорошему воспитанию, усердному чтению и общению с учёными, отличался редким знанием произведений древних писателей. Пользовался большим уважением императора Максимилиана I и у всех имперских князей. В 1502 году он основал Виттенбергский университет, о развитии которого много заботился. Из этого университета, в котором одно время профессорами были Лютер и Меланхтон, разлилась потом по всей Германии волна Реформации. Фридрих стал могущественным защитником Лютера и после его осуждения на Вормсском сейме предоставил ему убежище в Вартбурге. В 1519 году после смерти императора Максимилиана курфюрсты предложили Фридриху императорскую корону, но, чувствуя себя недостаточно сильным для этого, он отклонил их выбор и способствовал избранию внука Максимилиана, Карла Испанского, отплатившего ему потом неблагодарностью. Не признавая себя открыто сторонником учения Лютера, Фридрих беспрепятственно допускал его распространение в своей стране. Умер Фридрих посреди в разгар Крестьянской войны. Он не был женат, ему наследовал его брат, Иоганн Твёрдый. Его статуя входит в состав памятника Лютеру, воздвигнутого в Вормсе.


Лукас Кранах Старший и мастерская (Ганс Кранах?). «Юдифь на пиру в лагере Олоферна» (1531), дерево (липа) темпера, масло Гота, Фонд замка Фриденштайн

Парные картины "Юдифь на пиру в лагере Олоферна" и "Юдифь, обезглавливающая Олоферна" из старого собрания замка Фриденштайн в Готе впервые упомянуты в инвентаре 1644 года. Предполагают, что ассистентом художника был его старший сын Ганс Кранах.

Здесь - наглядный символ женского могущества: ведь красотой своей Юдифь соблазняет Олоферна, который потом за это жестоко наказан, ему отрубают голову. Но кроме этой истории есть здесь и иллюстрация того мира придворной жизни, турниров, пиров и праздников, который Кранах застал при саксонском дворе и к украшению которого приложил руку. Такие парадные, торжественные изображения, утопающие в пейзаже, за которые, как известно, его особенно ценил саксонский курфюрст, интересно рассматривать. Еще одна прекрасная деталь - еда на столе. На картине Олоферн чертами лица и характерным фасоном щегольски сдвинутой набок широкополой шляпы напоминает Карла V, императора Священной Римской империи, ревностного католика и злейшего врага саксонского курфюрста Иоганна Твердого, на службе у которого состоял Кранах. В протестантских кругах поступок библейской героини Юдифи воспринимался как символ отважного тираноубийства, противостояние германских вольных городов религиозной экспансии Карла V.


История Олоферна подается здесь как бы между прочим, как рассказ о вещах, которые Лукас Кранах видел сам, и вот тут в углу очень кстати приходится его автопортрет. Художник показывает пальцем на стол, за котором он как бы символически сам присутствует.


Лукас Кранах Старший и мастерская. «Юдифь на пиру в лагере Олоферна». Фрагмент


Лукас Кранах Старший и мастерская (Ганс Кранах?)., «Юдифь, обезглавливающая Олоферна» (1531) дерево (липа) темпера, масло Гота, Фонд замка Фриденштайн

На фоне основного события происходит масса всего: парадные турниры, рыцарские сходы, игроки в кости, которые, конечно же, воплощают такой же образ греха и могут быть аллегорией грешного ассирийского войска, погрязшего в праздном времяпрепровождении, — а над всем этим высится собор в духе поздней готики, изображающий, если верить книгам, город Варбург.


Лукас Кранах Старший и мастерская (Ганс Кранах?)., «Юдифь, обезглавливающая Олоферна» фрагмент

Христианские богословы трактовали библейскую историю иудейки Юдифи, обезглавившей вождя ассирийского войска Олоферна, защищая свой народ, как символическую победу чистоты и смирения над похотью и гордыней. В Италии эпохи Возрождения Юдифь чаще всего представляли как молодую прекрасную женщину с мечом в правой руке и отрубленной головой Олоферна в левой. Рядом было принято изображать старуху-служанку для различия с Саломеей, одинокой юной особы, держащей серебряное блюдо с головой Иоанна Крестителя.


Лукас Кранах Старший «Плоды ревности (Серебряный век)» 1530 дерево (дуб), темпера, масло Подпись в виде изображения дракона и дата справа внизу. Не позднее 1851- собр. Христиана Шухардта, Веймар; до 1873 собр. Ф.Липпмана, Вена; с 1891 собрание -Д.И.Щукина, Москва; с 1918 2-й Музей старой западной живописи; с 1924 в коллекциях ГМИИ.

Возможно, сюжет был подсказан художнику его друзьями-гуманистами из Виттенбергского университета, которые полагали, что праведная земная жизнь и богоугодные дела способны после смерти возвратить душу человека в потерянный прародителями рай. Картина «Плоды ревности» навеяна, вероятно, сюжетом древнегреческого поэта Гесиода «Труды и дни», и рассказывает нам ту же историю, что и новозаветное предание, — историю об ухудшении человека, о том, как с течением времени происходят изменения. О том, как на смену золотому веку приходит серебряный, серебряному — бронзовый и каждый раз жители этих веков становятся все несчастнее, все наглее, все агрессивнее, им все труднее ладить друг с другом. Группа на переднем плане разрывает между собой некую девушку, за что ее прозвали «плодами ревности» и видели в ней массу разнообразных аллегорий. Протестантский нравоучительный смысл все же ясен: перед нами человечество, первобытное, дикое и странное, оно уже подверглось тем самым воздействиям греха, тем самым событиям, которые находят свою параллель в истории Адама и Евы. Она, эта группа, могла быть подсмотрена Кранахом на одном алтаре Мемлинга, ныне хранящемся в Варшаве. Но в правой части здесь равнодушно взирают на эти события очень стереотипные кранаховские обнаженные девицы, которых искусствовед Бернард Айкема, не стесняясь в выражениях, обзовет Лолитами, — и в них тоже несомненный секрет кранаховского успеха.


Лукас Кранах Старший и мастерская. «Лукреция» (1535) дерево (липа или тополь) темпера, масло Нижний Новгород, Нижегородский государственный художественный музей

Один из самых характерных сюжетов кранаховской мастерской, иногда штампованных и одновременно довольно забавных, — это Лукреция, которая является персонажем древнеримской истории о чести и доблести, образцом добродетели. Будучи супругой одного римского патриция, она была обесчещена сыном тирана Тарквиния Гордого и должна была смыть с себя позор единственным возможным способом по римскому законодательству — она должна была заколоть себя, сделать это на глазах у мужа. Это событие послужило началом бунта, поднятого Луцием Юнием Брутом и привело к свержению царской власти в Риме и к установлению республики. Именно поэтому на протяжении веков римской истории и в дальнейшем Лукреция была весьма почитаема. Кранах превращает этот сюжет в немного гламурную позирующую девушку с обнаженной грудью, которая, естественно пользовалась спросом и продавалась очень хорошо — есть более 20 повторений этой истории. Девушки на них всегда меняются в угоду вкусу заказчика. Работа эта из Нижегородского музея и давно не проходила реставрацию, а ранее была в фонде ГМИИ.

http://www.m24.ru/m/galleries/4816/
http://www.colta.ru/articles/art/10621?part=1
Государственный Эрмитаж Живопись XIV-XVI веков. Редакторы М.И. Артамонов и В.Ф.Левинсон-Лессинг Совместное издание издательства Артия, Прага и издательства «Советский художник» Ленинград 1965г

Эпоха Ренессанса на немецких землях имела свои особенности из-за бурных крестьянских войн и процессов Реформации. Передовые идеи Лукаса Кранаха в изобразительном искусстве принесли окончательную победу гуманистических идеалов в разрозненную Германию.

Мадонна Кранаха – бледнолицая красавица-мать с длинными пышными рыжими волосами, золотистыми волнами ниспадающими на ее плечи и грудь. Образ богоматери созвучен с немецким народным идеалом красоты, одновременно похожа и на Венеру итальянского живописца Боттичелли, и целомудренную римлянку Лукрецию, жену царя Коллатина, и прекрасную принцессу из давних немецких сказок.

Острый подбородок, высокий лоб, бледная коже, четко очерченные губы и узкие широко расставленные глаза – очевидная дань модны популярным тогда чертам лица немецких красавиц. Одежды немецкой Мадонны эпохи Возрождения характерны для верхушки общества – королевских семей и аристократов.

Красный лиф платья, темно-зеленая накидка на плечах и золотистая с металлическим теплым отблеском ткань длинных рукавов – ярких и богатых оттенков. Обе руки придерживают младенца, стоящего на ее коленях, а лицо – спокойное, умиротворенное, исполненное величием и небывалой мудрости.

Младенец также светловолосый, как и его земная матерь. Подобен также и разрез глаз и форма удлиненных ушей. В руках святое дитя держит горбушку хлеба и спелое яблоко с дерева, что растет позади.

Для христианства эпохи Ренессанса это были символы искупления первородного греха и придают дополнительный смысл полотну – младенец Иисус знает, с какой целью он пришел в человеческий мир и готов принять свою тяжелую, но важную миссию.

Царственный вид матери и дитя, их естественные позы и мудрые печальные взгляды, смотрящие прямо на художника, сотворившего это полотно, придают величественный и, одновременно, очень земной вид.

На втором плане, прямо за спиной Мадонны, изображена яблоня, увешенная многочисленными краснощекими яблоками. Эти плоды также не случайны в картине Кранаха.

С одной стороны, создают обычный мирный пейзаж, а с другой стороны символизируют дерево с которого Адам и Ева вкусили запретный плод и женщина предстает в образе новой Евы, несущей избавление от древнего первородного греха. Далее раскинулся типичный саксонский пейзаж с горами и древним замком на склоне, зеленая долина с кристально чистым озером.

Многие живописные картины Лукаса Кранаха Старшего сознаны на религиозную тематику, а художественные особенности мастера северного Ренессанса состоят в том, что на своих полотнах он отошел от классических рамок изображения характерных для предыдущей эпохи, пропитав такие картины как «Мадонна с Младенцем под яблоней» передовыми идеями времени – гуманистическими принципами и идеалами.

26 марта в ГМИИ имени А.С. Пушкина прошла организованная в поддержку сайт экскурсия по выставке «Кранахи. Между Ренессансом и маньеризмом» , где демонстрируются картины Лукаса Кранаха Старшего (1472-1553) и представителей нескольких поколений этой прославленной династии. Старший научный сотрудник Отдела искусства старых мастеров Василий Расторгуев рассказал о выставке. Записала Александра Шестакова.


© ГМИИ им. А.С. Пушкина

. . .

Эта выставка не только впервые представляет в России творчество отдельно взятой художественной династии Кранахов, но и имеет в своей основе вескую историческую причину. Дело в том, что в собрании ГМИИ с 1946 года сохраняется некоторое количество работ, ранее бывших частью собрания замка Фриденштайн в Готе, и теперь, впервые за 70 лет, пришло время эти работы показать, объединив их в экспозиции с теми произведениями, которые нам были одолжены из замка Фриденштайн, а также из музеев Будапешта, Мадрида и Берлина.

Карьера Лукаса Кранаха начинается в 1506 году, когда он переезжает в город Виттенберг и становится придворным художником курфюрста Саксонии. Он не только пишет маслом картины, но и расписывает дворцы, создает декорации для театральных представлений и вообще выполняет самую разнообразную работу, вплоть до чеканки монет по собственным эскизам и иллюстрирования книг в собственной печатной мастерской. Лукас Кранах, помимо того что был превосходным художником, представляется нам сегодня как человек довольно предприимчивый: он несколько раз избирался бургомистром города, жил в огромном доме, пожертвованном ему саксонским курфюрстом, имел монополию на торговлю алкоголем и держал главную аптеку в городе. У него в каком-то смысле была живописная фабрика, и его иногда изобилующий повторами метод отчасти своим возникновением обязан тому, что в 1509 году он съездил в Нидерланды и познакомился там с техникой копирования: по прозрачной кальке методом игольчатого перевода контура делалась репродукция. Полезно также понимать, что Лукас Кранах занимает почетное третье место в немецкой живописи после Альбрехта Дюрера и Ганса Гольбейна. Если Дюрер для нас - самый изысканный, образованный и «ренессансный» художник Германии, Гольбейн - тоже замечательный интеллектуал, общавшийся с массой людей, занимавших важные места в плеяде немецких гуманистов, то Лукас Кранах - персонаж в некоторой степени более досягаемый, тиражный, но и более народный - в хорошем смысле этого непростого слова. Без него живопись и культуру того времени представить сегодня невозможно. Его религиозные и светские сюжеты есть в большинстве музеев мира. Запомнился он и большим количеством портретов, изображавших различных исторических лиц. Кроме того, он близко знал Лютера - и знакомство прямо отразилось на его живописи. Кранах для нас - это художник немецкой Реформации, хоть и работавший как на католиков, так и на протестантов. Что же касается его творческой эволюции и ее этапов, то тут ярче всех высказался знаменитый искусствовед Макс Фридлендер, сказав, что до 1506 года мы имели художника, заряженного внутренним динамитом, а потом он постепенно угасает и мы смотрим на его иссякающую творческую силу и в то же время на увеличение количества работ мастерской, сделанных по формам, уже найденным Кранахом. Хотя это утверждение, как любая красивая фраза, верно лишь отчасти.