Семья и Дети

Краткая биография вальтера скотта самое главное. Вальтер Скотт: биография краткая и творчество Произведение скотта

Вальтер Скотт (Scott) – знаменитый английский романист. Родился в 1771 г., в Эдинбурге. Происходя из древней шотландской фамилии, Скотт рос среди строго монархических и религиозных традиций, а живописные горы Шотландии, её развалины и исторические памятники рано пробудили в его впечатлительной душе поэтические и исторические интересы. Здоровый и крепкий физически, хотя и хромой на одну ногу (с двухлетнего возраста), обожавший привольную деревенскую жизнь, мальчик в школе не занимался систематически, учился, чему хотел, но рано стал выделяться среди товарищей искусством рассказывать фантастические истории о замках, рыцарях. Десяти лет он уже знал много шотландских баллад и собирал народные песни. Этот материал дал ему первые сюжеты для стихотворных обработок.

Портрет Вальтера Скотта. Художник В. Аллан, 1844

Сын юриста, Вальтер Скотт в 1792 г. получил звание адвоката, но так как практики у него было немного, то досуг употреблялся на поэтические занятия. Появившийся в 1796 г. перевод баллад Бюргера: «Леноры » и «Дикий охотник» обратил внимание на Скотта в литературных кружках. Последовавшая затем женитьба (1797) и избрание в шерифы (судьи) графства Селькирского (1799), доставив ему спокойную, счастливую семейную жизнь и обеспеченное положение, дали еще больше возможностей всецело посвятить себя поэтической деятельности.

В 1801 г. вышла первая значительная его баллада «Гленфинлас», за которою последовал сборник «Баллады шотландской границы» (1802). Привыкшая к безжизненным, рассудочно холодным произведениям царившей тогда поэтической школы Поупа , английская публика была поражена задушевностью, теплотой и богатством фантастических красок в произведениях нового поэта. Его успех растет с появлением большой его поэмы «Песнь последнего менестреля» (1805), блестяще рисующей древнюю ратную жизнь. Он упрочивается эпопеей, необыкновенно художественно изображающей историческую битву англичан и шотландцев 1513 года: «Мармион. Повесть о битве при Флоддене» (1808), и достигает апогея в «Деве озера» (1810 г.), которая в картине, исполненной вдохновения, смелости и красоты, знакомит читателя с природою и характером населения горной Шотландии.

Вальтер Скотт и исторический роман

Но имея по преимуществу эпический талант, особенно искусный во внешних описаниях, Скотт не обладал ни богатым лирическим разнообразием, ни драматическою силою, и когда в 1811 г. вышел «Чайльд-Гарольд» Байрона , ему стало ясно, что с этим мощным гением он не может состязаться в области поэзии. Тогда Скотт вступил на новую дорогу. Избрав своею специальностью форму исторического романа, он показал себя столь оригинальным и талантливым в этом, малоразработанном тогда литературном жанре, что сочинения его стали предметом подражания писателей всех стран, а имя его – известным всему миру.

С 1814 г. он стал выпускать длинный ряд новелл-романов, начиная с романа «Уэверли, или Шестьдесят лет назад», который воскрешает старые шотландские обычаи и принадлежит вместе с последовавшими затем романами: «Гай Мэннеринг», «Антикварий» и «Роб Рой» к лучшим произведениям романиста. До 1831 г. вышло 74 тома исторических романов Вальтера Скотта, между которыми лучшими считаются: «Ламмермурская невеста», «Легенда о Монтрозе», «Айвенго» (наиболее художественное и важное по историческому значению произведение), «Квентин Дорвард», «Вудсток» и другие. Обладая неистощимым даром рассказчика и необыкновенною способностью к характеристикам, Скотт вместе с тем оказал своими романами немаловажное влияние на развитие и направление европейской историографии, так как в его изображении ярко выступало историческое значение местных условий, природы, расы, степени культурного развития, сословных отношений. Как художнику, ему, однако, может быть поставлена в упрек чрезмерная иногда растянутость в описаниях, а как историку – исключительная привязанность к светлым сторонам средневековой жизни и недостаточное оттенение её мрачных сторон.

В 1826 г. Вальтер Скотт неожиданно разорился, и это несчастие, заставив писателя слишком спешить с выпуском новых произведений для покрытия долгов, роковым образом отозвалось на качестве его последних романов, которые далеко уступают по оригинальности замысла и выдержанности исполнения первым произведениям. Кроме исторических романов. Скотт оставил несколько прекрасных биографий (Драйдена, Свифта и др.) и два раза обработал историю Шотландии . Умер он от инфаркта в 1832 г.

ВАЛЬТЕР СКОТТ
(1771 — 1832)

Вальтер Скотт родился 15 августа 1771 года в столице Шотландии Эдинбурге в семье шотландского баронета, состоятельного юриста. Был девятым ребенком в семье, в которой было двенадцать детей. В январе 1772 года Скотт заболел детским параличом, потерял подвижность правой ноги и навсегда оставшись хромым. Дважды (в 1775 и 1777 годах) маленький Скотт находился на лечении в курортных городках Бат и Престонпанс. В 1778 году Скотт возвращается в Эдинбург. С 1779 года он учится в эдинбургской школе, в 1785 году вступает в эдинбургский колледж.

Важным для Скотта становится 1792 год: в Эдинбургском университете он выдержал экзамен на звание адвоката. С этого времени Вальтер Скотт становится уважаемым человеком с престижной профессией, имеет собственную юридическую практику. Двадцать четвертого декабря 1796 года Скотт женится на Маргарет Карпентер, в 1801 году у него рождается сын, а в 1803 году — дочь. С 1799 года он становится шерифом графства Селкерк, с 1806 года — секретарем суда.

Первые литературные выступления В. Скотта приходятся на конец 90-х годов: в 1796 году выходят переводы двух баллад немецкого поэта Г. Бюргера «Ленора» и «Дикий охотник», а в 1799 году — перевод драмы И. В. Гете «Гец фон Берлихингем». Первым оригинальным произведением молодого поэта стала романтическая баллада «Иванов вечер» (1800). Именно с этого года Скотт начинает активно собирать шотландский фольклор и, как результат, в 1802 году издает двухтомный сборник «Песни шотландской границы». В сборник вошло несколько оригинальных баллад и множество проработанных южно-шотландских легенд. Третий том сборника вышел в 1803 году.

Вальтер Скотт, при слабом здоровье, имел феноменальную работоспособность: как правило, он публиковал не менее двух романов в год. В течение более чем тридцатилетней литературной деятельности писатель создал двадцать восемь романов, девять поэм, множество повестей, литературно-критических статей, исторических трудов.

Романтические поэмы 1805-1817 лет принесли ему славу выдающегося поэта, сделали популярным жанр лиро-эпической поэмы, объединяет драматическую фабулу средневековья с живописными пейзажами и лирическими песнями в стиле баллад: «Песнь последнего менестреля» (1805), «Мармион» (1808), «Дева озера» (1810), «Рокби» (1813) и др. Скотт стал основателем жанра исторической поэмы.

В сорок два года писатель впервые представил на суд читателей свои исторические романы. Как и его предшественники на этом поприще, Скотт называл многочисленных авторов «готических» и «антикварных» романов, особенно его увлекала деятельность Мэри Эджуорт, в творчестве которого отражена ирландская история. Но Скотт искал свой собственный путь. «Готические романы» не удовлетворяли его чрезмерным мистицизмом, «антикварные» — непонятностью для современного читателя.

После долгих поисков Скотт создал универсальную структуру исторического романа, проведя перераспределение реального и вымышленного так, чтобы показать, что не жизнь исторических лиц, а постоянное движение истории, которое не может остановить ни одна из выдающихся личностей, является настоящим объектом, достойным внимания художника. Взгляд Скотта на развитие человеческого общества называют провиденциалистским (от лат. Providence — Божья воля). Здесь Скотт идет следом за Шекспиром. Исторические хроники Шекспира постигали национальную историю, но на уровне «истории королей». Скотт перевел исторических личностей в плоскость фона, а на авансцену событий вывел вымышленных персонажей, на долю которых влияет смена эпох. Таким образом, Скотт показал, что движущей силой истории выступает народ, народная жизнь является основным объектом художественного исследования Скотта. Его древность никогда не бывает размытой, туманной, фантастической; Скотт является абсолютно точным в изображении исторических реалий, поэтому считается, что он разработал явление Исторического колорита, то есть мастерски показал своеобразие определенной эпохи. Предшественники Скотта изображали историю ради истории, демонстрировали свои выдающиеся знания и таким образом обогащали знания читателей, но ради самих знаний. У Скотта не так: он знает историческую эпоху детально, но всегда связывает ее с современными проблемами, показывая, как подобные проблемы находили свое решение в прошлом. Итак, Скотт — создатель жанра исторического романа; первый из них — «Уэверли» (1814) — появился анонимно (следующие романы вплоть до 1827 года выходили как сочинения «автора «Уэверли»»).

В центре романов Скотта лежат события, связанные со значительными социально-историческими конфликтами. Среди них — «шотландские» романы Скотта (написанные на основе шотландской истории) — «Гай Маннеринг» (1815), «Антикварий» (1816), «Пуритане» (1816), «Роб Рой» (1818), «Легенда о Монтроза» (1819). Наиболее удачными среди них есть «Пуритане» и «Роб Рой». В первом изображено восстание 1679 года, что было направлено против реставрированной династии Стюартов в 1660 году; герой «Роб Роя» — народный мститель, «шотландский Робин Гуд».

В 1818 году появляется том Британской энциклопедии со статьей Скотта «Рыцарство». После 1819 года усиливаются противоречия в мировоззрении писателя. Ставить остро, как раньше, вопросы классовой борьбы Скотт больше не решается. Однако тематика его исторических романов стала заметно шире. Выходя за пределы Шотландии, писатель обращается к древним временам истории Англии и Франции. События английской истории изображены в романах «Айвенго» (1820), «Монастырь» (1820), «Аббат» (1820), «Кенилворт» (1821), «Вудсток» (1826), «Пертская красавица» (1828). Роман «Квентин Дорвард» (1823) посвящен событиям во Франции времен правления Людовика XI. Местом действия романа «Талисман» (1825) становится восточное Средиземноморье. Если обобщить события романов Скотта, то мы увидим особый, своеобразный мир событий и чувств, гигантскую панораму жизни Англии, Шотландии и Франции в течение нескольких веков, с конца XI до начала XIX века.

В творчестве Скотта 20-х годов, при сохранении реалистической основы, временем увеличивается присутствие и существенное влияние романтизма (особенно в «Айвенго» — романе из эпохи позднего средневековья). Особое место в ней занимает роман из современной жизни «Сент-Ронанские воды» (1824). В критических тонах показано обуржуазивание дворянства, сатирически изображается титулованная знать. В 20-х годах был опубликован ряд произведений Вальтера Скотта на исторические и историко-литературные темы: «Жизнь Наполеона Бонапарта» (1827), «История Шотландии» (1829 — 1830), «Смерть лорда Байрона» (1824)».

Потерпев в конце 20-х годов финансовый крах, Скотт за несколько лет заработал столько, что почти полностью рассчитался с долгами, которые превышали сто двадцать тысяч фунтов стерлингов. В жизни он был примерным семьянином, человеком доброй, чувствительной, тактической воли; любил свое поместье Эбботсфорд,- который перестроил, сделав из него небольшой замок; очень любил деревья, домашних животных, хорошее застолье в семейном кругу. Умер он от инфаркта 21 сентября 1832 года.

Создав исторический роман, Скотт установил законы нового жанра и блестяще воплотил их на практике. Даже семейно-бытовые конфликты он связал с судьбами нации и государства, с развитием общественной жизни. Творчество Скотта существенно повлияла на европейскую и американскую литературы. Именно Скотт обогатил социальный роман XIX века принципом исторического подхода к событиям. Во многих европейских странах его произведения легли в основу национального исторического романа.


Вальтер Скотт - знаменитый британский писатель шотландского происхождения, основоположник исторического романа - родился в шотландской столице, городе Эдинбург, 15 августа 1771 г. Его отцом был успешный зажиточный юрист. Будучи совсем маленьким, Вальтер переболел полиомиелитом, из-за чего на всю жизнь стал хромым. Окружающие удивлялись великолепной памяти и подвижному уму мальчика. Детские годы его прошли на ферме деда и в доме дяди неподалеку от Келсо.

В родной город Вальтер возвратился в 1778 г., а со следующего года он становится учащимся столичной школы. В 1785 г. получает образование в Эдинбургском колледже. В стенах этого учебного заведения он с компанией друзей создал «Поэтическое общество», увлекался немецкими поэтами, изучал немецкий язык. В 1792 г. после окончания Эдинбургского университета получил адвокатский диплом. Познания Вальтера Скотта были чрезвычайно широкими, но большую часть интеллектуального багажа он приобрел за счет самообразования.

После университета Вальтер Скотт приобретает собственную практику и в то же время начинает увлекаться собиранием старинных песен и баллад Шотландии. На поприще литературы он впервые выступил, переведя в 1796 г. две поэмы немецкого поэта Бюргера, однако читающая публика на них не отреагировала. Тем не менее Скотт не перестал заниматься литературой, и в его биографии всегда имело место сочетание двух амплуа - юриста и писателя. В конце 1799 г. стал главным судьей в графстве Селкиршир и на этой должности оставался до самой смерти.

Опубликованные в 1802-1803 гг. три тома «Поэзии Шотландской границы» сделали его известным человеком. Вышедшая в 1805 г. поэма под названием «Песнь последнего менестреля» была очень популярной не только в Шотландии, но и в Англии, в годах и весях ее перечитывали, читали наизусть отрывки. Ряд других поэм, а также опубликованный в 1806 г. сборник лирических стихов и баллад позволили Скотту примкнуть к славной когорте британских романтиков. С некоторыми из них, в частности, с Байроном , Вордсвортом, Кольриджем, Скотт был знаком лично и находился в дружеских отношениях. Он стал модным, но подобная репутация была для него, скорее, тягостной. Однако благодаря «моде на Скотта» у читателей возник интерес к шотландской истории и фольклору, и особенно это стало заметно, когда писатель начал публиковать романы.

Из 26 произведений этого жанра лишь один, «Сент-Ронанские воды», освещал современные ему события, остальные же описывают, главным образом, прошлое Шотландии. Первый роман, под названием «Уэверли», был напечатан в 1814 г., причем автор предпочел скрыть свое имя, что делал на протяжении больше чем 10 лет, за что общественность прозвала его Великим Инкогнито. В 1820 г. Георг IV наградил Вальтера Скотта титулом баронета. На протяжении 20-30-ых гг. он не только писал романы («Айвенго», «Квентин Дорвард», «Роберт, граф Парижский»), но и предпринял ряд исследований исторического характера (опубликованные в 1829-1830 гг. два тома «Истории Шотландии», девятитомник «Жизнь Наполеона» (1831- 1832)).

Литературное творчество принесло Вальтеру Скотту немалые деньги. Однако из-за издателя и типографа он разорился; будучи вынужден оплачивать крупные долги, работал на пределе интеллектуальных и физических возможностей. Романы, последних лет жизни писались больным и невероятно уставшим человеком, что отразилось на их художественных достоинствах. Однако лучшие произведения этого жанра стали классикой мировой литературы и определили вектор дальнейшего развития европейского романа XIX ст., заметным образом повлияв на творчество таких крупных писателей, как Бальзак , Гюго , Стендаль и др.

Вследствие первого апоплексического удара, случившегося в 1830 г., у Вальтера Скотта оказалась парализованной правая рука, после чего последовало еще два удара. 21 сентября 1832 г. он скончался от инфаркта в шотландском Эбботсфорде; местом захоронения стал Драйбург.

Биография из Википедии

Сэр Ва́льтер Скотт, (англ. Walter Scott, /ˈwɔːltə skɒt/; 15 августа 1771, Эдинбург - 21 сентября 1832, Эбботсфорд, похоронен в Драйборо) - всемирно известный шотландский писатель, поэт, историк, собиратель древностей, адвокат. Считается основоположником жанра исторического романа.

Родился в Эдинбурге, в семье состоятельного шотландского юриста Уолтера Скотта (1729-1799) и Энн Ратерфорд (1739-1819), дочери профессора медицины Эдинбургского университета. Был девятым ребёнком в семье, но, когда ему было полгода, в живых осталось только трое. В семье из 13 детей выжило шестеро.

В январе 1772 года заболел детским параличом, потерял подвижность правой ноги и навсегда остался хромым. Дважды - в 1775 и в 1777 годах - находился на лечении в курортных местечках Бат и Престонпанс.

Детство его тесно связано с областью Шотландского пограничья, где он проводил время на ферме своего деда в Сэндиноу, а также в доме своего дяди близ Келсо. Несмотря на свой физический недостаток, уже в раннем возрасте поражал окружающих живым умом и феноменальной памятью.

В 1778 году возвращается в Эдинбург. С 1779 года учится в эдинбургской школе, в 1785 году вступает в Эдинбургский колледж. В колледже увлекся альпинизмом, окреп физически, и приобрел популярность среди сверстников как отличный рассказчик.

Много читал, в том числе античных авторов, увлекался романами и поэзией, особо выделял традиционные баллады и сказания Шотландии. Вместе со своими друзьями организовал в колледже «Поэтическое общество», изучал немецкий язык и знакомился с творчеством немецких поэтов.

Важным для Скотта становится 1792 год: в Эдинбургском университете он выдержал экзамен на звание адвоката. С этого времени он становится почтенным человеком с престижной профессией и имеет собственную юридическую практику.

В первые годы самостоятельной адвокатской практики много ездил по стране, попутно собирая народные легенды и баллады о шотландских героях прошлого. Увлекся переводами немецкой поэзии, анонимно опубликовал свои переводы баллады Бюргера «Ленора».

В 1791 году познакомился со своей первой любовью - Уильяминой Белшес, дочерью эдинбургского адвоката. В течение пяти лет пытался добиться взаимности Уильямины, однако девушка держала его в неопределённости и в конце концов предпочла ему Уильяма Форбса, сына состоятельного банкира, за которого и вышла замуж в 1796 году. Неразделённая любовь стала для молодого человека сильнейшим ударом; частички образа Уильямины в последующем не раз проявлялись в героинях романов писателя.

В 1797 году женился на Шарлотте Карпентер (Шарлотта Шарпантье) (1770-1826). У супругов родилось четверо детей (София, Уолтер, Анна и Чарлз).

В жизни был образцовым семьянином, человеком хорошим, чувствительным, тактичным, признательным; любил своё имение Эбботсфорд, которое перестроил, сделав из него небольшой замок; очень любил деревья, домашних животных, хорошее застолье в семейном кругу.

В 1830 году он переносит первый апоплексический удар, который парализовал его правую руку.В 1830-1831 Скотт испытывает ещё два апоплексических удара.

В настоящее время в поместье Скотта Эбботсфорд открыт музей знаменитого писателя.

Творчество

Сэр Вальтер Скотт. Портрет работы Джона Грэма Гилберта

Вальтер Скотт начал свой творческий путь с поэзии. Первые литературные выступления В. Скотта приходятся на конец 90-х годов XVIII века: в 1796 году выходят переводы двух баллад немецкого поэта Г. Бюргера «Ленора» и «Дикий охотник», а в 1799 году - перевод драмы И. В. Гете «Гец фон Берлихинген».

Первым оригинальным произведением молодого поэта стала романтическая баллада «Иоаннов вечер» (1800). Именно с этого года Скотт начинает активно собирать шотландский фольклор и, как результат, в 1802 году издает двухтомный сборник «Песни шотландской границы». В сборник вошло несколько оригинальных баллад и множество переработанных южношотландских легенд. Третий том сборника вышел в 1803 году. Всю читающую публику Великобритании более всего покорили не его новаторские по тем временам стихи и даже не его поэмы, а прежде всего первый в мире роман в стихах «Мармион» (на русском языке впервые появился в 2000 году в издании «Литературные памятники»).

Романтические поэмы 1805-1817 годов принесли ему славу величайшего поэта, сделали популярным жанр лиро-эпической поэмы, которая совмещает драматичную фабулу Средневековья с живописными пейзажами и лирической песней в стиле баллады: «Песня последнего менестреля» (1805), «Мармион» (1808), «Дева озера» (1810), «Рокби» (1813) и др. Скотт стал подлинным основателем жанра исторической поэмы.

Проза уже известного тогда поэта началась романом «Уэверли, или Шестьдесят лет назад» (1814). Вальтер Скотт, при своем слабом здоровье, имел феноменальную работоспособность: как правило, он публиковал не менее двух романов в год. В течение более чем тридцатилетней литературной деятельности писатель создал двадцать восемь романов, девять поэм, множество повестей, литературно-критических статей, исторических трудов.

Иллюстрация к «Уэверли». Художник Джон Петти

В сорок два года писатель впервые представил на суд читателей свои исторические романы. Как и его предшественники на этом поприще, Вальтер Скотт обязан многим авторам «готических» и «антикварных» романов, особенно его захватывала деятельность Мэри Эджуорт, в творчестве которой отображена ирландская история. Но Скотт искал свой собственный путь. «Готические» романы не удовлетворяли его избыточным мистицизмом, «антикварные» - непонятностью для современного читателя.

После продолжительных поисков Вальтер Скотт создал универсальную структуру исторического романа, проведя перераспределение реального и вымышленного так, чтобы показать, что не жизнь исторических лиц, а постоянное движение истории, которое не может остановить ни одна из выдающихся личностей, является настоящим объектом, достойным внимания художника. Взгляд Скотта на развитие человеческого общества называют «провиденциалистским» (от лат. Providentia - Божья воля). Здесь Скотт идет следом за Шекспиром . Историческая хроника Шекспира постигала национальную историю, но на уровне «истории королей».

Вальтер Скотт перевел историческую личность в плоскость фона, а на авансцену событий вывел вымышленных персонажей, на судьбу которых влияет изменение эпохи. Таким образом, Вальтер Скотт показал, что движущей силой истории выступает народ, сама народная жизнь является основным объектом художественного исследования Скотта. Его древность никогда не бывает размытой, туманной, фантастической; Вальтер Скотт стремился к точности в изображении исторических реалий, потому считается, что он разработал явление «исторического колорита», то есть искусно показывал своеобразие определенной эпохи.

Предшественники Скотта изображали «историю ради истории», демонстрировали свои выдающиеся знания и таким образом обогащали знание читателей, но ради самих знаний. У Скотта не так: он знает историческую эпоху детально, но всегда связывает её с современной проблемой, показывая, как подобная проблема находила своё решение в прошлом. Следовательно, Вальтер Скотт - творец жанра исторического романа; первый из них - «Уэверли» (1814) - появился анонимно (следующие романы вплоть до 1827 года выходили как произведения автора «Уэверли»).

В центре романов Скотта лежат события, которые связаны со значительными социально-историческими конфликтами. Среди них - «шотландские» романы Скотта (которые написаны на основе шотландской истории) - «Гай Мэннеринг» (1815), «Антиквар» (1816), «Пуритане» (1816), «Роб Рой» (1818), «Легенда о Монтрозе» (1819), «Пертская красавица» (1828).

Наиболее удачными среди них являются «Пуритане» и «Роб Рой». В первом изображено восстание 1679 года, которое было направлено против восстановленной в 1660 году династии Стюартов; герой «Роб Роя» - народный мститель, «шотландский Робин Гуд».

В 1818 году появляется том «Британской энциклопедии» со статьей Скотта «Рыцарство».

После 1819 года усиливаются противоречия в мировоззрении писателя. Ставить остро, как раньше, вопрос классовой борьбы Вальтер Скотт больше не осмеливается. Однако тематика его исторических романов стала заметно шире. Выходя за пределы Шотландии, писатель обращается к давним временам истории Англии и Франции. События английской истории изображены в романах «Айвенго» (1819), «Монастырь» (1820), «Аббат» (1820), «Кенилворт» (1821), «Вудсток» (1826).

Роман «Квентин Дорвард» (1823) посвящён событиям во Франции времен правления Людовика XI. Местом действия романа «Талисман» (1825) становится восточное Средиземноморье эпохи крестовых походов.

Если обобщить события романов Скотта, то мы увидим особенный, своеобразный мир событий и чувств, гигантскую панораму жизни Шотландии, Англии и Франции, в течение нескольких веков, с конца XI до начала XIX века.

В творчестве Скотта 1820-х годов, при сохранении реалистичной основы, имеет место существенное влияние романтизма (особенно в «Айвенго» - романе из эпохи XII века). Особенное место занимает роман из современной жизни «Сент-Ронанские воды» (1824). В критических тонах показано обуржуазивание дворянства, сатирически изображается титулованная знать.

В 1820-х годах был опубликован ряд произведений Скотта на историческую и историко-литературную тему: «Жизнь Наполеона Бонапарта» (1827), «История Шотландии» (1829-1830), «Смерть лорда Байрона» (1824). Книга «Жизнеописание романистов» (1821-1824) дает возможность уточнить творческую связь Скотта с писателям XVIII века, особенно с Генри Филдингом, которого он сам называл «отцом английского романа».

Романы Скотта распадаются на две основные группы. Первая посвящена недавнему прошлому Шотландии, периоду гражданской войны - от пуританской революции XVI века до разгрома горных кланов в середине XVIII века и более позднему времени: «Уэверли» (1814), «Гай Маннеринг» (1815), «Эдинбургская темница» (1818), «Шотландские пуритане» (1816), «Ламмермурская невеста» (1819), «Роб Рой» (1817), «Монастырь» (1820), «Аббат» (1820), «Сен-Ронанские воды» (1823), «Антиквар» (1816) и др.

В этих романах Скотт развертывает необыкновенно богатый реалистический типаж. Это целая галерея шотландских типов самых разнообразных социальных слоев, но преимущественно горожан, крестьянства и деклассированной бедноты. Ярко конкретные, говорящие сочным и разнообразным народным языком, они составляют фон, который можно сравнить только с «фальстафовским фоном» Шекспира. В этом фоне немало ярко комедийного, но рядом с комическими фигурами многие плебейские персонажи художественно равноправны с героями из высших классов. В некоторых романах - они главные герои, в «Эдинбургской темнице» героиня - дочь мелкого крестьянина-арендатора. Скотт по сравнению с «сентиментальной» литературой XVIII века делает дальнейший шаг на пути демократизации романа и в то же время дает более живые образы. Но чаще все же главные герои - это условно идеализированные молодые люди из высших классов, порой лишенные большой жизненности.

Вторая основная группа романов Скотта посвящена прошлому Англии и континентальных стран, преимущественно Средним Векам: «Айвенго» (1819), «Квентин Дорвард» (1823), «Кенильворт» (1821), «Карл Смелый, или Анна Гейерштейнская, дева Мрака» (1829) и др. Здесь нет того интимного, почти личного знакомства с ещё живым преданием, реалистический фон не столь богат. Но именно здесь Скотт особенно развертывает своё исключительное чутье прошлых эпох, заставившее Огюстена Тьерри назвать его «величайшим мастером исторической дивинации всех времен». Историзм Скотта - прежде всего внешний историзм, воскрешение атмосферы и колорита эпохи. Этой стороной, основанной на солидных знаниях, Скотт особенно поражал своих современников, не привыкших ни к чему подобному.

Данная им в «Айвенго» (1819) картина «классического» Средневековья в настоящее время несколько устарела. Но такой картины, одновременно тщательно правдоподобной и раскрывавшей такую непохожую на современность действительность, в литературе ещё не было. Это было настоящим открытием нового мира. Но историзм Скотта не ограничивается этой внешней, эмпирической стороной. Каждый его роман основан на определенной концепции исторического процесса в данное время.

Так, «Квентин Дорвард» (1823) дает не только яркий художественный образ Людовика XI и его окружения, но вскрывает сущность его политики как этапа в борьбе буржуазии с феодализмом. Концепция «Айвенго» (1819), где центральным фактом для Англии конца XII века выдвинута национальная борьба саксов с норманнами, оказалась необыкновенно плодотворной для науки истории, - она была толчком для известного французского историка Огюстена Тьерри.

При оценке Скотта надо помнить, что его романы вообще предшествовали работам многих историков его времени.

Для шотландцев он - больше, чем просто писатель. Он возродил историческую память этого народа и открыл Шотландию для остального мира и в первую очередь - для Англии. До него в собственно Англии, особенно в её столице Лондоне, шотландской историей почти не интересовались, считая горцев «дикими». Произведения Скотта, появившиеся сразу же после Наполеоновских войн, в которых шотландские полки покрыли себя славой, заставили образованные круги Великобритании в корне изменить своё отношение к этой бедной, но гордой стране.

  • Большую часть своих обширных знаний Скотт получил не в школе и университете, а с помощью самообразования. Все, что его интересовало, навсегда запечатлевалось в его феноменальной памяти. Ему не требовалось изучать специальную литературу перед тем, как сочинить роман или поэму. Колоссальный объём знаний позволял ему писать на любую избранную тему.
  • Романы Скотта первоначально выходили без имени автора, и инкогнито было раскрыто только в 1827 году.
  • В 1825 году на лондонской бирже разразилась финансовая паника, и кредиторы потребовали оплаты векселей. Ни издатель Скотта, ни владелец типографии Дж. Баллантайн не смогли уплатить наличными и объявили себя банкротами. Однако Скотт отказался последовать их примеру и взял на себя ответственность за все счета, на которых стояла его подпись, что составило 120 000 фунтов стерлингов, причем долги самого Скотта составляли лишь малую часть этой суммы. Изнурительный литературный труд, на который он себя обрек, дабы выплатить огромный долг, отнял у него годы жизни.
  • Романы Скотта пользовались огромной популярностью в России среди читающей публики, и поэтому сравнительно быстро переводились на русский язык. Так, роман «Карл Смелый, или Анна Гейерштейнская, дева Мрака», опубликованный впервые в Великобритании в 1829 году, уже в 1830 году вышел в Петербурге, в Типографии Штаба отдельного корпуса внутренней стражи.
  • Известного писателя-исторического романиста Ивана Лажечникова (1790-1869) называли «русским Вальтером Скоттом».
  • Термин «фрилансер» (букв. «вольный копейщик») впервые был употреблен именно Вальтером Скоттом в романе «Айвенго» для описания «средневекового наёмного воина».
  • В 1971 году к 200-летию со дня рождения писателя королевская почта Великобритании выпустила почтовую марку достоинством в 7,5 пенса.

Проза

Вальтер Скотт, Бертель Торвальдсен

  • Уэверли, или Шестьдесят лет назад (1814)
  • Гай Мэннеринг, или Астролог (1815)
  • Чёрный карлик (1816)
  • Антиквар (1816)
  • Пуритане (1816)
  • Эдинбургская темница (1818)
  • Роб Рой (1818)
  • Айвенго (1819)
  • Легенда о Монтрозе (1819)
  • Ламмермурская невеста (1819)
  • Аббат (1820)
  • Монастырь (1820)
  • Кенилворт (1821)
  • Приключения Найджела (1822)
  • Певерил Пик (1822)
  • Пират (1822)
  • Квентин Дорвард (1823)
  • Сент-Ронанские воды (1824)
  • Редгонтлет (1824)
  • Талисман (1825)
  • Обручённая (1825)
  • Вудсток, или Кавалер (1826)
  • Два гуртовщика (1827)
  • Вдова горца (1827)
  • Комната с гобеленами (1828)
  • Пертская красавица, или Валентинов день (1828)
  • Карл Смелый, или Анна Гейерштейнская, дева Мрака (1829)
  • Граф Роберт Парижский (1831)
  • Замок опасный (1831)
  • Осада Мальты (1832)

Поэзия

  • Песни шотландской границы (1802)
  • Песнь последнего менестреля (1805)
  • Мармион (1808)
  • Дева озера (1810)
  • Видение дона Родерика (1811)
  • Рокби (1813)
  • Поле Ватерлоо (1815)
  • Властитель островов (1815)

Прочее

  • Жизнеописания романистов (1821-1824)
  • Смерть лорда Байрона (1824)
  • Жизнь Наполеона Бонапарта (1827)
  • Рассказы из истории Франции (1827)
  • Дедушкины рассказы (1829-1830)
  • История Шотландии (1829-1830)
  • О демонологии и колдовстве

Сэр Вальтер Скотт (англ. Walter Scott) - всемирно известный английский писатель, поэт и историк, шотландец по происхождению. Считается основоположником жанра исторического романа. Обладал феноменальной памятью.

Биография

Родился в Эдинбурге в семье адвоката Вальтера Скотта (1729-1799), его мать, Анна Резерфорд, была дочерью профессора медицины Эдинбургского университета. В семье из 12 детей выжило шестеро, Вальтер был 9-м по счёту ребёнком. В раннем возрасте переболел детским параличом, что привело к атрофии мышц правой ноги и пожизненной хромоте. Несмотря на физический недостаток, уже в раннем возрасте он поражал окружающих живым умом и феноменальной памятью. Детство Скотта тесно связано с Шотландскими границами, где он проводил время на ферме своего деда в Сэндиноу, а также в доме своего дяди близ Келсо.

В колледже Скотт увлекся альпинизмом, окреп физически, и приобрел популярность среди сверстников как отличный рассказчик. Он много читал, в том числе античных авторов, увлекался романами и поэзией, особо выделял традиционные баллады и сказания Шотландии. В 1786 года Вальтер Скот поступил учеником в контору отца, а с 1789 по 1792 гг. изучал право, готовясь стать адвокатом. Вместе со своими друзьями организовал в колледже «Поэтическое общество», изучал немецкий язык и знакомился с творчеством немецких поэтов.

В первые годы самостоятельной адвокатской практики Вальтер Скотт ездил по стране, попутно собирая народные легенды и баллады о шотландских героях прошлого. Он увлекся переводами немецкой поэзии, анонимно опубликовал свои переводы баллады Бюргера «Ленора». В 1791 году он познакомился со своей первой любовью - Вильяминой Белшес, дочерью эдинбургского адвоката. Скотт пять лет пытался добиться взаимности Вильямины, однако девушка держала его в неопределённости и в конце концов предпочла ему Вильяма Форбса, сына состоятельного банкира, за которого и вышла замуж в 1796 году. Неразделённая любовь стала для молодого человека сильнейшим ударом; частички образа Вильямины в последущем не раз проявлялись в героинях романов писателя.

Романы Скотта распадаются на две основные группы. Первая посвящена недавнему прошлому Шотландии, периоду гражданской войны: от пуританской революции XVI в. до разгрома горных кланов в середине XVIII, - а отчасти и более позднему времени ["Уэверли", «Гай Маннеринг» (Gay Mannering, 1815), «Эдинбургская тюрьма» (The Heart of Midlothian, 1818), «Шотландские пуритане» (Old mortality, 1816), «Ламермурская невеста» (The bride of Lammermoor, 1819), «Роб Рой» (Rob Roy, 1817), «Монастырь» (The Monastery, 1820). «Аббат» (The Abbot, 1820), «Воды св. Ронана» (St. Ronan’s Well, 1823), «Антиквар» (The Antiquary, 1816) и др.]. В этих романах Скотт развертывает необыкновенно богатый реалистический типаж. Это целая галерея шотландских типов самых разнообразных социальных слоев, но преимущественно типов мелкой буржуазии, крестьянства и деклассированной бедноты. Ярко конкретные, говорящие сочным и разнообразным народным языком, они составляют фон, который можно сравнить только с «фальстафовским фоном» Шекспира. В этом фоне немало ярко комедийного, но рядом с комическими фигурами многие плебейские персонажи художественно равноправны с героями из высших классов. В некоторых романах - они главные герои, в «Эдинбургской тюрьме» героиня - дочь мелкого крестьянина-арендатора. Скотт по сравнению с «сентиментальной» литературой XVIII в. делает дальнейший шаг на пути демократизации романа и в то же время дает более живые образы. Но чаще все же главные герои - это условно идеализированные молодые люди из высших классов, лишенные большой жизненности.

Вторая основная группа романов Скотта посвящена прошлому Англии и континентальных стран, преимущественно средним векам и XVI в. («Айвенго» (Ivanhoe, 1819), «Квентин Дорвард» (Quentin Durward, 1823), «Кенильворт», (Kenilworth, 1821), «Анна Гейерштейнская» (Anne of Geierstein, 1829) и др.). Здесь нет того интимного, почти личного знакомства с еще живым преданием, реалистический фон не столь богат. Но именно здесь Скотт особенно развертывает свое исключительное чутье прошлых эпох, заставившее Огюста Тьерри назвать его «величайшим мастером исторической дивинации всех времен». Историзм Скотта -прежде всего внешний историзм, воскрешение атмосферы и колорита эпохи. Этой стороной, основанной на солидных знаниях, Скотт особенно поражал своих современников, не привыкших ни к чему подобному. Данная им картина «классического» средневековья («Ivanhoe» - «Айвенго», 1819) в настоящее время сильно устарела. Но такой картины, одновременно тщательно правдоподобной и раскрывавшей такую непохожую на современность действительность, в литературе еще не было. Это было настоящим открытием нового мира. Но историзм Скотта не ограничивается этой внешней, чувственной стороной. Каждый его роман основан на определенной концепции исторического процесса в данное время. Так, «Квентин Дорвард» дает не только яркий художественный образ Людовика XI и его окружения, но вскрывает сущность его политики как этапа в борьбе буржуазии с феодализмом. Концепция «Айвенго», где центральным фактом для Англии конца XII в. выдвинута национальная борьба саксов с норманнами, оказалась необыкновенно плодотворной для науки истории, - она была толчком для известного французского историка Огюста Тьерри. При оценке Скотта надо помнить, что его романы вообще предшествовали работам многих историков его времени. В 1830 году он переносит первый апоплексический удар, который парализовал его правую руку. А в 1832 году, не оправившись после четвертого удара, Вальтер Скотт скончался.

В настоящее время в поместье Скотта Эбботсфорд открыт музей знаменитого писателя.

Сэр Вальтер Скотт (Walter Scott, 15 августа 1771 – 21 сентября 1832) – всемирно известный английский писатель, переводчик, историк и адвокат. Считается, что именно Вальтер Скотт является родоначальником нового жанра в литературе – исторического романа.

Детство

Вальтер Скотт родился 15 августа в Эдинбурге. Его отец был потомственным юристом, чьи предки проживали на территории Шотландии. Мать будущего писателя была аристократического происхождения и являлась дочерью потомственных врачей.
Вальтер был девятым по счету ребенком в семье из 13 детей. Однако из-за царившей в то время эпидемии чумы и холеры в живых осталось лишь трое детей, в том числе и Вальтер.

Через год после рождения малыш заболевает детским параличом. На тот момент в мире не существовало ни методики лечения, ни специалистов, которые могли бы помочь ребенку справиться с болезнью. Поэтому Вальтер Скотт, пережив наиболее тяжелое состояние и пойдя на поправку, полностью потерял подвижность и чувствительность правой ноги (в дальнейшем именно это повлияло на его своеобразную хромую походку).

Из-за своего заболевания, которое сильно ослабило детский организм, Скотт несколько раз вынужден уезжать на курорты для лечения. За несколько лет своей жизни он побывал в Бате и Престонпанс, восстанавливая пошатнувшееся здоровье. А затем был переправлен из Эдинбурга на ферму деда, располагавшуюся в Сэндиноу, где родители планировали полностью излечить ребенка от паралича (но, к сожалению, их стремление не дало результата).

Юность и начало писательской карьеры

В 1785 году, закончив среднюю школу, Вальтер Скотт поступает в Эдинбургский колледж. Этот период является переломным во всей биографии будущего писателя.

Сначала он старается максимально повысить свою физическую выносливость и некоторое время даже занимается альпинизмом, несмотря на свой физический недостаток. К слову, именно благодаря спорту Вальтеру удается укрепить организм и иммунитет для последующих многочисленных путешествий.

Кроме того, молодой человек начинает серьезно увлекаться литературой и, в особенности, античными рукописями, балладами, легендами и преданиями родной Шотландии. За свои стремления, а также за невероятно богатый словарный запас, приобретенный Скоттом после чтения многочисленных книг, он становится душой компании и получает статус отличного рассказчика.

В этот же год Вальтер Скотт вместе с несколькими друзьями-одногруппниками организовывает в колледже «Поэтическое общество». Его участники получают возможность не только делиться впечатлениями о прочтенных книгах, но и изучать немецкий язык, а также приносить для рецензии собственные рассказы и стихотворения. Вскоре «Поэтическое общество» становится одним из самых популярных в колледже.

В 1792 году Скотт решает попробовать себя в юридической сфере деятельности и успешно сдаёт все экзамены на юриста. Ему поручают сразу несколько дел, в результате чего он вынужден некоторое время ездить по стране. Вальтер не теряет времени – он совмещает работу юриста с коллекционированием новых и еще более интересных шотландских легенд. К слову, некоторые из них он даже переводит на английский язык. В частности, в это время он анонимно публикует свой перевод баллады Бюргера «Ленора».

С 1796 года Вальтер Скотт уходит с должности юриста и концентрирует своё внимание на творческой карьере писателя. Первоначально он уже открыто публикует переводы баллад «Дикий охотник» и «Ленора», а позже, в 1799 году, перевод на немецкий драмы Гёте «Гец фон Берлихинген». С 1800 года начинается активное самостоятельное творчество начинающего писателя. В публикациях появляются такие произведения Скотта, как «Иванов вечер», «Песни шотландской границы», «Мармион» и другие.

Спустя некоторое время Вальтер Скотт приступает к созданию своих знаменитых исторических романов. Следуя традициям Шекспира, он описывает, скорее, не самих персонажей, создавая историю для них, а наоборот, – рассказывает о неизбежном и постоянном течении этой самой истории, которая влияет на жизнь и поступки каждого героя. Подобный взгляд Вальтера Скотта на мир в скором времени назовут «провиденциалистским» (от латинского слова, обозначающего Божью волю).

Первым историческим романом Скотта становится «Уэверли», законченный и опубликованный в 1814 году. Далее следуют такие произведения с социально-историческими конфликтами, как «Гай Мэннеринг» (1815), «Антиквар» (1816), «Пуритане» (1816), «Роб Рой» (1818), «Легенда о Монтрозе» (1819) и другие. После их выхода Вальтер Скотт становится известным на весь мир, а многие из его произведений в разное время ставятся в театре и кино.

Личная жизнь

Вальтер Скотт был дважды женат. Впервые он влюбился в 1791 году в Вильямину Белшес – дочь известного в городе адвоката. Молодые люди находились в сложных отношениях, так как Виньямина на протяжении пяти лет держала Скотта немного в отдалении. Наконец, когда между влюбленными произошел серьезный разговор, выяснилось, что Виньямина уже давно обручена с сыном местного банкира, поэтому Вальтер оказался наедине со своим разбитым сердцем и недостижимым желанием вернуть первую любовь.

Спустя шесть лет он знакомится с обычной девушкой – продавщицей Шарлоттой Карпентер, на которой женится через полгода. У счастливой пары рождается двойня. Детей Скотт очень любил и дорожил ими.