Домашний очаг

Крепостные актеры. Крепостные театры XVIII–XIX вв Смотреть что такое "крепостной театр" в других словарях

7 марта (23 февраля по старому стилю) 1803 года скончалась Прасковья Ивановна Жемчугова-Ковалева, знаменитая актриса, крепостная графов Шереметьевых. Яркий драматический талант, необыкновенный голос и красота быстро сделали Прасковью, дочь крепостного кузнеца Ковалева, доставшегося в наследство жене Шереметьева-старшего, примой крепостного театра, а позже и графиней Шереметьевой. Сама императрица Екатерина II, восхищенная игрой Жемчуговой, наградила ее алмазным перстнем в знак признания ее таланта. Мы решили рассказать об одаренных крепостных, ставших более знаменитыми, чем их хозяева.

Прасковья Жемчугова

Прасковья Жемчугова. Портет работы крепостного художника Аргунова

Судьба Прасковьи Ковалевой могла бы сложиться иначе, если бы не мода того времени на крепостные театры и не редкий дар – необыкновенный завораживающий голос. 8-летнюю Прасковью забрали в графское имение в Кусково и стали обучать сценическому мастерству, танцам, музыке, игре на арфе и клавесине, иностранным языкам. Тогда же она получила и псевдоним Жемчугова: Шереметьев хотел поменять крестьянские фамилии своих актрис на псевдонимы, образованные от имен драгоценных камней – Жемчугова, Бирюзова, Гранатова. Считается, что псевдоним Жемчугова актриса получила за нежный «жемчужный» голос.

Свою первую роль Прасковья сыграла в 11 лет, она предстала служанкой в опере Гретри «Опыт дружбы». На торжественном открытии театра Шереметьевых, приуроченном к победе в войне с Турцией 22 июня 1795 года, Прасковья блистала в главной роли турчанки Зельмиры, полюбившей русского офицера, в музыкальной драме И. Козловского на текст П. Потемкина «Зельмира и Смелон, или Взятие Измаила». В семнадцать лет Жемчугова сыграла свою лучшую, по отзывам современников, роль Элианы в «Браках Самнитян». Именно за эту роль император Павел I пожаловал Прасковье жемчужное ожерелье, а владельца театра, к тому времени им стал сын графа Шереметьева, одарил званием обер-гофмаршала.

В 1798 году граф Николай Шереметьев дает вольную Прасковье и всей семье Ковалевых, а в 1801 году, получив разрешение царя на неравный брак, венчается с актрисой. По просьбе жены, по проекту архитектора Джакомо Кваренги, граф построил Странноприимный дом - одно из первых учреждений в России по оказанию медицинской помощи беднякам и сиротам. От него ведет свою историю НИИ Скорой помощи имени Склифосовского.

Прасковья Жемчугова скончалась в 1803 году от чахотки в возрасте 34 лет, через три недели после рождения сына Дмитрия. Была похоронена в Петербурге в фамильной усыпальнице графов Шереметевых в Александро-Невской Лавре.

Прасковья Жемчугова в роли Элианы («Браки Самнитян» А. Гретри). Акварельный портрет Ш. де Шамиссо.

Михаил Щепкин

Михаил Щепкин. Портрет работы художника Н.В. Неврева.

Основоположник русского реалистического театра Михаил Щепкин родился в Курской губернии в семье графа Г. С. Волькенштейна, который организовал домашний театр для забавы детей, тогда юный Михаил и увлекся лицедейством. В 1805 году состоялся его дебют на профессиональной сцене: совершенно случайно понадобилось заменить актера в спектакле по пьесе Л.-С. Мерсье. С этого времени с разрешения графа Волькенштейна актер начал играть в театре братьев Барсовых в Курске.

Большое влияние на молодого актера оказал князь В. Мещерский, манера игры которого поразила Щепкина. Сам он считал, что его превращение в настоящего актера произошло под воздействием игры Мещерского. Он на сцене «не играл, а жил». С тех пор Щепкин стал воплощать в жизнь реалистичную манеру игры, пользуясь принципом «внутреннего оправдания роли». Щепкин пропагандировал вживание в образ изображаемого персонажа, чтобы зрители почувствовали искренность игры. Эта новая сценическая манера сделала Михаила Щепкина первейшим актером провинции. В 1822 году поклонники его таланта собрали необходимую сумму и выкупили актера из крепостной зависимости. Для того, чтобы собрать нужную сумму был организован спектакль, с платой по подписке. В 1822 году уже свободный Щепкин был приглашен в труппу московского Малого театра, за которым позже закрепилось неофициальное название «Дом Щепкина». В столице он блестяще исполнял роли Шейлока в «Венецианском купце» Шекспира, Фамусова в грибоедовском «Горе от ума» и городничего в «Ревизоре» Гоголя.

Новые принципы актерской игры: глубокое проникновение в характер и осмысление персонажа, получившие распространение благодаря Щепкину, позже легли в основу знаменитой «системы Станиславского». Именем Щепкина были названы Высшее театральное училище при Государственном академическом Малом театре в Москве, областной драматический театр в Белгороде и улицы в Москве, Курске, Алма-Ате.

Тарас Шевченко

Будущий Национальный герой Украины Тарас Шевченко родился в Киевской губернии в семье крепостного помещика Энгельгардта, который, заметив талант мальчика к рисованию, отправил его учиться в Санкт-Петербург к художнику В. Ширяеву, намереваясь сделать из Тараса своего крепостного живописца. В Петербурге талантливый крепостной был представлен секретарю Академии художеств В. И. Григоровичу, художникам А. Венецианову и К. Брюллову, поэту В. Жуковскому, благодаря стараниям которых, Шевченко был выкуплен из крепостной зависимости. Для этого портрет Жуковского, написанный Брюлловым, был разыгран в лотерее, и полученные 2500 рублей пошли в счет свободы Шевченко. В знак благодарности Жуковскому Шевченко посвятил ему одно из наиболее крупных своих произведений - поэму «Катерина».

В 1840 году в Петербурге вышел «Кобзарь» - первый украинский сборник стихов Шевченко. Вскоре он публикует «Гайдамаки» - свое самое крупное поэтическое произведение, «Тополя», «Катерина», «Наймичка», «Хусточка», «Кавказ». За свою поэму «Сон», содержавшую сатиру на императрицу, Шевченко был отправлен в ссылку с запретом писать и рисовать. Освободила его амнистия после смерти Николая I.

Шевченко, написавший более тысячи художественных произведений, считается основоположником современной украинской литературы и норм литературного украинского языка. Кроме того, Тарас Шевченко - один из самых известных мастеров украинской живописи. Его именем назван Национальный университет в Киеве, набережная в Москве, украинские театры и станция киевского метро.

Андрей Воронихин

Портрет Андрея Воронихина. Гравюра Виктора Боброва с живописного оригинала начала XIX века.

Русскому архитектору Андрею Воронихину повезло родиться в семье крепостных графа А. С. Строганова, известного мецената и благотворителя. Строганов открыл несколько художественных школ, в одной из которых у известного иконописца Юшкова обучался живописи и Воронихин. Вскоре сам граф обратил внимание на талант юноши и отправил его учиться в Московскую школу архитектуры, где его наставниками стали В. И. Баженов и М. Ф. Казаков. Граф Строганов даровал вольную Воронихину в 1785 году, и через год молодой человек отправился изучать архитектуру, механику, математику и естественные науки во Франции и Швейцарии вместе с сыном графа.

В 1791 году молодой архитектор приступил к своим первым работам - отделке интерьеров Строгановского дворца, построенном по проекту Растрелли, приверженца стиля барокко. Воронихин же предпочитал простоту классицизма. Есть мнение, что именно европейское путешествие, во время которого Воронихин познакомился с образцами античной архитектуры, предопределили его любовь к классицизму, который обращался к формам античного зодчества как к эталону гармонии, логичности и красоты. В том же стиле классицизма он перестроил интерьеры Строгановской дачи и нескольких других домов.

Самой известной работой Воронихина стал Собор Казанской иконы Божией Матери, выполненный в стиле ампир. После окончания строительства Воронихин был награжден орденом Святой Анны второй степени, и вошел в историю как один из основателей русского ампира.

Иван Свиязев

Крепостной княгини Шаховской архитектор Иван Свиязев получил образование в Императорской Академии художеств. На экзамене в 1817 году за свой проект «Почтовый двор» он получил серебряную медаль 2 степени, однако через год Свиязева отчислили из академии из-за статуса крепостного. Свиязев был отпущен на волю в 1821 году, после чего сразу получил звание художника-архитектора Академии художеств.

Десять лет архитектор работал в Перми, где по его проектам были построены училище для детей канцелярских служителей, дом гражданского губернатора, духовная семинария. Свиязеву принадлежит окончательный проект колокольни Спасо-Преображенского собора, где сейчас размещается Пермская художественная галерея. В 1832 году Свиязев переехал в Петербург, там он работал архитектором и преподавателем в Горном институте, где издал первое в России «Руководство к архитектуре», принятое для преподавания в Горном институте и других учебных заведениях. За этот труд Свиязев удостоился звания члена Академии Наук, которая дала почетный отзыв на его работу, а самого архитектора стали приглашать в разные учебные заведения читать лекции по архитектуре. Помимо этой работы, Свиязев также опубликовал «Учебник архитектуры», «Основания печного искусства» и ряд статей, напечатанных в «Горном Журнале», «Журнале Министерства Государственных. Имуществ», «Журнале изящных искусств» и «Трудах Императорского Вольного Экономического Общества».

КРЕПОСТНОЙ ТЕАТР, тип частного театра в России, домашний дворянский (помещичий) театр с участием крепостных. Домашние представления устраивались в России ещё в конце 17 века, но широкое распространение крепостной театр получил во 2-й половине 18 - начале 19 века; существовал вплоть до отмены крепостного права. В крепостном театре, помимо крепостных, могли участвовать актёры-любители из дворян и «вольные» профессионалы (актёры, музыканты); при этом в одних театрах играли только сами дворяне или их дети, крепостными же осуществлялось обеспечение представлений (строительство и оборудование сцены, изготовление декораций и костюмов, музыкальное сопровождение и т.д.); в других - играли как дворяне-любители, так и «домовые», или «собственные», актёры (то есть крепостные). В некоторых крепостных театрах на главные роли приглашались «вольные» артисты публичной императорской сцены или частной профессиональной антрепризы; иногда же «вольные» российские и иностранные знаменитости фигурировали только как капельмейстеры, балетмейстеры и театральные педагоги, а исполнителями были в основном «собственные» актёры. Домашние помещичьи театры могли превращаться в публичные с платой за вход. Крепостные актёры и музыканты иногда выкупались «в казну».

Один из первых и самых выдающихся крепостных театров - театр графов Шереметевых. Начал свою деятельность около 1765 года как любительский дворянский в Санкт-Петербурге, затем (в конце 1770-х годов) оформился как крепостной театр в Москве в доме на Большой Никольской улице. В это же время в подмосковной усадьбе П. Б. Шереметева в селе Кусково были сооружены 3 театра: «воздушный» (то есть на открытом воздухе), Малый, затем Большой. Расцвета труппа Шереметевых достигла в середине 1780-х годов, когда её владельцем стал Н. П. Шереметев, выстроивший в начале 1790-х годов новый великолепный театр-дворец в подмосковной усадьбе Останкино. Шереметевы содержали огромный штат крепостных мастеров, среди которых: архитекторы П. И. Аргунов, А. Миронов, Г. Дикушин; художники Аргуновы, К. Фунтусов, Г. Мухин, С. Калинин; машинист Ф. Пряхин; музыканты С. А. Дегтярёв, Г. Я. Ломакин, инструментальный мастер И. А. Батов и др. Они работали под руководством и рядом с прославленными европейскими и русскими «вольными» мастерами. Труппа и оркестр включали более 200 человек. Лучшими актёрами были П. И. Ковалёва (Горбунова, по сцене - Жемчугова), Т. В. Шлыкова (Гранатова), Г. Кохановский, А. Новиков, Т. Беденкова, А. Буянова (Изумрудова), А. Калмыкова (Яхонтова), Ф. и М. Урусовы (Бирюзовы) и др. Артистам полагалось жалованье деньгами и продуктами. Руководил труппой крепостной «библиотекарь его сиятельства» В. Г. Вороблевский, получивший образование в Славяно-греко-латинской академии и побывавший вместе с Н. П. Шереметевым за границей. Он же занимался переводами и переделками пьес. В репертуар входило более 100 пьес, основную часть которых составляли комические оперы, а также комедии, оперы и балеты.

К концу 1810-х годов относится расцвет другого выдающегося крепостного театра, принадлежавшего князю Н. Б. Юсупову. В 1819 в Москве «в Яузской части под №83» было построено театральное здание, имевшее партер, полуциркульный амфитеатр, бельэтаж и 2 галереи. Летом театр функционировал в усадьбе Архангельское, где сохранились театральное здание, построенное в 1817-18, и часть декораций, написанных П. ди Г. Гонзаго. В театре Юсупова давали главным образом оперы и пышные балетные представления; лучшими актрисами были А. Борунова, С. Малинкина, А. Рабутовская. Около 1811 в Москве появился театр П. А. Познякова, находившийся в Леонтьевском переулке. Здесь давали в основном очень пышно обставленные комические оперы (декорации писал итальянский живописец Дж. Б. Скотти). Крепостных актёров обучали С. Н. и Е. С. Сандуновы. Одна из лучших актрис этого театра - Любочинская. В Москве в конце 18 - начале 19 века действовали также театры С. С. Апраксина, Г. И. Бибикова, И. Я. Блудова, Н. А. и В. А. Всеволожских, П. М. Волконского, И. А. Гагарина, Л. К. Нарышкина, Н. И. Одоевского, Н. Г. и Б. Г. Шаховских и др. В Санкт-Петербурге известны были домашние театры Ε. П. Барятинской, П. А. Голицыной, Ε. Ф. Долгорукой, А. А. и Л. А. Нарышкиных, А. Н. Нелидинской, А. С. Строганова, И. Г. Чернышёва, цесаревича Павла Петровича и др.

К концу 18 века крепостные театры начинают появляться в провинциальных городах и в удалённых от центра имениях. В 1780-х годах в своём имении в Шклове крепостной театр создал С. Г. Зорич (бывший фаворит императрицы Екатерины II). Его театр, по свидетельству современников, был «преогромный», в репертуаре были драмы, комедии, комические оперы и балеты. В драматических спектаклях, кроме крепостных, участвовали кадеты Шкловского кадетского корпуса и дворяне-любители, среди которых славился князь П. В. Мещерский (его игру высоко ценил М. С. Щепкин). В балетах танцевали только крепостные, лучшие из них - К. Буткевич и П. Азаревичева (Азаревич). После смерти Зорича балетная труппа в 1800 выкуплена казной для петербургской императорской сцены. Среди многих домашних театров выделялся театр гр. А. Р. Воронцова, существовавший (около 1793-1805) в селе Алабухи Тамбовской губернии, а затем в селе Андреевское Владимирской губернии. В репертуар входили в первую очередь пьесы русских драматургов. В труппе насчитывалось от 50 до 60 человек, включая музыкантов, живописцев, машинистов, портных, парикмахеров и т.п.; артисты, получавшие ежегодное вознаграждение деньгами и вещами, делились на «первостатейных» (13-15 человек) и «второстатейных» (6-8 человек). Во главе труппы стоял «директор театра» из крепостных актёров (сначала И. Петров, затем Ф. Яковлев). Лучшей актрисой и певицей считалась М. Каптелова, первым актёром - Ф. Яковлев, затем Я. Кирилов.

В начале 1790-х годов появился театр князя Н. Г. Шаховского, который летом располагался в селе Юсупово Нижегородской губернии, а зимой в самом Нижнем Новгороде. В 1797 князь построил театральное здание и в Москве, в «Серпуховской части». Однако (вероятно, из-за материальных соображений) в Москве театр Шаховского играл недолго. Это был один из первых коммерческих крепостных театров, где взималась плата за вход. Летом Шаховской вывозил свой театр на весь июль на Макарьевскую ярмарку. Репертуар состоял из трагедий, комедий, драм, опер с балетами и водевилей. Труппа в 1820 насчитывала около 90 человек. Наиболее известные актёры - А. Ершов, М. Поляков, Д. Завидов, А. Вышеславцева, Н. Пиунова, А. и Н. Стрелковы. После смерти Шаховского (1824) его наследники продали театр (1827). Актёры получили вольную и продолжали играть на сцене театра, ставшего городским. Подобный публичный крепостной театр был создан в Казани П. П. Есиповым (около 1803-14), до этого имевшим домашний крепостной театр в селе Юматово под Казанью. Лучшими актёрами труппы Есипова считались Ф. Львов, знаменитая «Феклуша» и Кузьмина (она послужила А. И. Герцену прототипом героини повести «Сорока-воровка»). В 1815 открылся театр графа С. М. Каменского в Орле, также публичный, с платой за вход - один из самых крупных провинциальных крепостных театров: только в первый год было поставлено около 100 комедий, драм, трагедий, водевилей, опер и балетов. Граф скупал для своей труппы талантливых актёров у многих помещиков, а также приглашал на первые роли прославленных «вольных» артистов (у него играли М. С. Щепкин и др.). Крепостной театр внёс ценный вклад в развитие национального театрального искусства, содействовал его широкому распространению не только в крупных городах, но и в провинции.

Лит.: Голицын А. Л. Из прошлого. Материалы крепостных помещичьих театров в Орловской губернии. Орел, 1901; Дризен Н. В. К истории крепостного театра // Столица и усадьба. 1914. №12/13; Сахновский В. Г. Крепостной усадебный театр. Л., 1924; Евреинов Н. Н. Крепостные актеры. 2-е изд. Л., 1925; Кашин Н. П. Театр Н. Б. Юсупова. М., 1927; Бескин Э. Крепостной театр. М.; Л., 1927; Елизарова Н. А. Театры Шереметевых. М., 1944; Гозенпуд А. Музыкальный театр в России. От истоков до Глинки. Л., 1959; Старикова Л. М. Театральная жизнь старинной Москвы. М., 1988; Лепская Л. Репертуар крепостного театра Шереметевых. М., 1996; Красовская В. Русский балетный театр от возникновения до середины XIX в. 2-е изд. СПб., 2008.

Нашим современникам, фанатеющим по исполнителям ролей в блокбастерах и телесериалах, трудно представить, что когда-то профессия артистов была тяжким, подневольным и неоплачиваемым трудом. О вековом бремени, легшем на плечи самой зависимой профессии, в «домашних» театрах крепостной России и пойдет дальше речь.

Когда существовали «крепостные театры»?

«Крепостной», часто называемым «домашним», театр существовал почти полторы сотни лет. Корни явления уходят в петровские времена, когда активно прививались новые формы развлечений знати. Так, один из российских исследователей темы Татьяна Дынник называет датой рождения явления - день бракосочетания королевы Екатерины II, когда актер стал «ревизской душой». И в доказательство приводится отрывок из воспоминаний современника, описывающего день 15 ноября 1722 года с упоминанием о приказании герцогини Мекленбургской одного из провинившихся актеров наказать двумя сотнями ударов батагов, применявшихся по отношению к крепостным. О завершении эпохи свидетельствует документ 1844 года о совещании Комитета по устройству «сословия дворовых людей», на котором Николай I выразил мнение, что крепостные «театральные труппы, оркестры и пр., теперь везде уже почти вывелись или выводятся. В Петербурге, сколько знаю, это есть уже только у Юсупова и Шереметева; у последнего, впрочем, не по вкусу, а потому, что он не знает, куда с этими людьми деваться».

Крепостной театр в Кусково

Что это за явление?

Театр крепостных для именитых семейств был движимым имуществом, которым они распоряжались на правах собственности в целях развлечений и коммерции. Афиша наполнялась оперными сочинениями, балетами, комедиями и драмами. И сама затея оказывалась частью городской, а не усадебной жизни. К началу XIХ века в России на 155 коллективов только 52 располагались в усадьбах, а 103 в городских особняках: в Москве - 53, Петербурге – 27, и в других городах - 23. Хозяева прикладывали немалые усилия, чтобы их «домашние радости» казались «столичными».

Стоит отдельно отметить, что дотация подобных коллективов считалась роскошью и подразумевала значительные траты, ввиду чего подобное баловство могли позволить лишь владельцы очень больших состояний.


Крепостной театр Шереметевых в Фонтанном доме

Самые известные крепостные театры

* князя Г.А.Потемкина в Таврическом дворце (Шпалерная ул., дом 47, Санкт-Петербург),
* в Юсуповском дворце на Мойке, дом 94 (Санкт-Петербург),
* во дворце Нарышкиных-Шуваловых на Фонтанке, дом 21 (Санкт-Петербург),
* наследника престола Павла Петровича (усадьба в селе Павловское),
* графа Б.П. Шереметева в Фонтанном доме - 34 (Санкт-Петербург),
* князя Н. Б. Юсупова (подмосковное село Архангельское),
* генерала С. С. Апраксина (Ольгово),
* графини Д. П. Салтыковой (Марфино),
* «Наполеоновский театр» П. А. Познякова в доме на Никитской (Москва) и др.


Крепостной театр Гонзаго в селе Архангельское

Кого отбирали в артисты?

Актерское дело оказалось трудом подневольным, палочным, носило часто временный характер. Штат исполнителей набирался из крепостных по главному критерию – претендент должен быть «видным собою», в смысле, красиво сложенным, иметь статную фигуру. Согласно указу Шереметева, исполнительницы домашних театральных постановок брались из девочек-сирот 15-16 лет, «лицом и корпусом не развращены и притом и грамоте умеющие». Однако часто соблюдалось только первое требование, отчего большинство артистов были малообразованы. Так, в письме Шереметеву один из преподавателей декламации в доме графа, знаменитый актер Иван Дмитревский отмечал у учащихся невероятно низкий уровень владения русским языком, без которого «актером хорошим быть весьма трудно».

Как проходили репетиции?

Учитывая тот факт, что грамотных крепостных не каждый мог себе позволить, отобранных исполнителей мучили разучиванием ролей «с голоса» и бессмысленными повторами репетиций, проводимые даже ночью.


Крепостной театр Н. А. Дурасова в Люблино

Чему учили еще?

Мастерству актера, декламации, пению, музицированию, правописанию, истории литературы, иностранным языкам, общему курсу естественных наук. Для этого в труппу набирали молодых людей, способных к обучению.

Где жили актеры?

Беспокойный народ артистов жил изолированно, в отдельных флигелях, где-нибудь на задворках, «подальше от глаз», но под пристальным оком строгого контроля и армейской дисциплины.

«Делать нечего , - говорит у А. И. Герцена один владелец крепостного театра, - порядок в нашем деле - половина успеха; ослабь сколько-нибудь вожжи - беда: артисты - люди беспокойные. Вы знаете, может быть, что французы говорят: легче армией целой управлять, нежели труппой актеров ».


Крепостной театр графа Шереметева в Останкино

Сколько получали крепостные артисты?

Учитывая, что «принимающая» сторона, брала на себя «полную дотацию», т.е. затраты на размещение, проживание и еду, артисту не доставалось на руки ничего. Лишь у состоятельных вельмож возникали поощрения и подарки, но это считалось большой редкостью.

Особый случай - домашний театр графа Шереметева, где актерам было положено жалование от 10 до 60 рублей в год. Столько мог получать опытный камердинер или управитель. Граф для всей челяди установил три уровня окладов: «низовая», т.е. дотация соответствовала самой низкой ставке, затем «дача против лакеев», т.е. равная с лакеями, и «верховная дача», которая и определяла привилегированный статус причастных к театру.


Неизвестный крепостной художник. Дворец в Марьине. 1816

Какие применялись наказания?

Поддерживали жесткие правила дисциплины суровые наказания за всякие нарушения и провинности. Николай Лесков в новелле «Тупейный художник» описал несколько реалистичных примеров графской тирании хозяина крепостного театра в Орловской губернии, графа Сергея Каменского, который был невероятно жесток с крепостными. Граф лично работал кассиром и продавал билеты. Кроме развлечения гости получали угощения в виде долек зефира, моченых яблок и меда. Все замечания по игре граф записывал и прямо во время антракта ходил за кулисы, где специально приготовленными плетками проводил расчеты с нерадивыми исполнителями так жестко, что их крики доносились до утонченного слуха почетных гостей.

Однако наказания в виде телесных порок чаще применялись только к мужчинам. Женщин преследовала иная участь. Так, например, за графом Шереметевым водилась привычка забывать платок во время обхода опочивален актрис, о котором внезапно вспоминал ночью, неожиданно посещая девичьи спальни, отчего довольно скоро обзавелся большим количеством внебрачного потомства.

При этом сам жестоко наказывал за всякие нарушения «приличных правил». Так, например, ученица его домашнего театра Беляева отправилась как-то на обучение в дом актера Сандунова в одной бричке с учеником Травиным. Граф обрушил свой страстный гнев на голову обоих, возмущаясь тем, что «девка ездила вместе с холостым», после чего их строго наказал.


Крепостной помещика Н.Н.Демидова, великий русский актер Степан Мочалов (1775-1823)

Чего актеры боялись больше всего?

Ходили многочисленные легенды об ужасающих инцидентах, коими сопровождались наказания артистов за провинности. Так, например, во время одной сцены на играющего мнимое чудовище актера набросилась собака, которая разрывала исполнителя на куски. Хозяин дома запретил всем вмешиваться, дав «покончить дело», после чего велел повесить псину и сослать подальше артиста.

Как описывает И.Арсеньев, странная привычка была у графа Н.Б.Юсупова, развлекавшего своих московских гостей после окончания представления тем, что сам выходил в светло-синем фраке с напудренным париком с косичкой, а кордебалет являлся в «природном виде». Еще один пример того, как часто «домашний театр» реализовывал представления владельца о развлечениях, коих тому недоставало.


Фрагмент иконы «Страшный суд»

Чем поощряли настоящий талант?

Кроме ценных подарков и денежных премий особой же благодатью считалась перемена фамилии. Так, например, после прохождения уроков декламации знаменитого актера Ивана Дмитревского юным девицам поменяли фамилии: Кучерявинкова стала Изумрудовой, Ковалева - Жемчуговой, Буянова - Гранатовой, Чечевицина - Яхонтовой. А грубо именующиеся мужчины получили фамилии Каменев, Мраморнов, Сердоликов и пр.

Прима Шереметьевского театра Прасковья Жемчугова (Ковалева) после концерта перед Павлом I в феврале 1797 года настолько поразила красотой и нежностью тембра лирического сопрано, что получила в подарок «императорский дар» - перстень в тысячу рублей. А в 1801 году актриса стала супругой графа Шереметева. Однако о тайном браке стало известно только в 1803, после рождения первенца Дмитрия, которому достались несметные богатства и полторы сотни тысяч крепостных душ. Но через двадцать дней великая актриса скоропостижно скончалась от чахотки.

Какие дополнительные преимущества получал владелец?

Екатерина II после спектакля знаменитого крепостного театра в шереметевском имении при селе Кусково выразила невероятное удивление от великолепного зрелища, «приятно выделяющегося изо всего, что ради нее устраивалось ». Что позволило графу Николаю Шереметеву последнее десятилетие XVIII века целый год проводить в Петербурге, в своем Фонтанном доме, куда вместе с ним приезжали артисты, оркестранты, художники и балетные танцовщики.

Как «крепостные» становились «служащими»?


В 1820-х годах коллективы крепостных театров постепенно расформировывались. Разорение многих знатных фамилий позволило Дирекции императорских театров приобрести несколько крепостных исполнителей, музыкантов, цирюльников и швей. Но положение при переходе крепостного от помещика в профессиональный коллектив не изменилось. Введенный 17 декабря 1817 года закон об «исключении артистов и других театральных служителей из подушного оклада», благодаря которому таланты получали свободу от «ревизской» зависимости, положения зависимых талантов не изменил. Новые руководители из дирекции тоже относились к ним, как к вещи.

Почём «крепостной» талант?

В 1828 году Дирекция приобрела у князя Чернышева коллектив музыкантов за 54 тысячи рублей. Две тысячи за душу. Но выяснилось, что исполнители оркестра либо «не игрывали», либо «играли худо», отчего часть отдали на переучивание, часть - в «турецкую музыку», а остальных - в переписчиков нот. Определили жалование от 250 до 500 рублей в год (при том, что вольным платили 1000), расквартированы во пристройку к Аничкову дворцу, плюс женатым с детьми прибавили полста рублей. Это плачевное состояние вынудило крепостных даже написать письмо министру двора Волконскому с просьбой «принять под покров несчастных», но силы не имело и перемен участи не принесло.

Чем занимался «крепостной» в императорских театрах?


Распорядок дня служащего императорского театра традиционен и для сегодняшнего дня: утренние репетиции, дневные занятия по «совершенствованию себя в искусстве» и вечерний выход на публику. При этом невероятно короткий репетиционный период при большом репертуаре и никаких «халтур» или дополнительного заработка.

Отчего многие служащие страдали от пьянства. Показателен случай декабря 1833 года с гобоистом Черниковым, который вернулся после трехдневного отсутствия голым. В объяснительной виновный рассказал, что тонул в развратной и разгульной жизни, оказавшийся должником в разных местах, ввиду чего оставлял у владельцев трактиров «плащ у проживающего у Синего моста в подмастерьях у мастера Мильса - Карла Ивановича, жилет, манишка и галстук в царицынском трактире, брюки - в Екатерингофской ресторации, а казенный театральный гобой - в трактире «Отель дю Нор»... Инструмент заложен у маркера Ивана за 30 руб., а брато денег не более 14 р., остальные все проценты».

Еще одного музыканта за пьянство посадили в тюремную камеру при Большом театре и выдали наказание плетями с предупреждением, что при повторном подобном случае будет уволен и отправлен в солдаты.

Как угасала традиция?


«Гости слушают цыганский хор» (гравюра Л. Серебрякова по рисунку В. Шрейдера, 1871 год)

К моменту отмены крепостного права в 1861 году крепостной театр сохранялся лишь в музыкальном варианте праздничных песнопений, когда выступали умеющие петь лакеи и девки. Их творчество стало истоком для хождения «народной песни», а также невероятно популярных тогда сентиментальных романсов. В церемонии прогулок или гуляния на лодках или за городом хоры считали обязательными атрибутом, так же как и группа певчих в домашних церквах знати. В случае особой крайности достатка заводили «лакея», способного во время гулянок по реке или лесу управляться «со скрипицей». Вот одно типичное объявление из «Ведомостей»: «Продается человек 25 лет, большого росту, умеющий писать и играть на скрипице и годный в лакейскую должность. Видеть его и о цене узнать на Галерном дворе, в Английском трактире у г. Фавля». Но и этой традиции был положен конец Указом Николая I 1841 года о запрете продажи крепостных поодиночке.

Что такое «Крепостной театр ГУЛАГА»?


Термин «крепостной театр» использовался и в ХХ веке, и обозначал пример черного юмора советского диссидентства по отношению распространенного в советской репрессивной системе явления. Неожиданное возвращение традиции «крепостных художников» образовалось в череде массовых арестов тоталитарного режима из попавших в заключение профессиональных актеров, режиссеров, музыкантов, танцоров и других деятелей театральных профессий. Из плодов их труда администрация зоны придумала поощрительную систему, когда за «стахановские» достижения в лагерном труде заключенный получал дополнительные льготы в виде клубного билета с хорошими местами на просмотр спектаклей и литературных вечеров. «Крепостные труппы Гулага» тоже считались элементами не только развлечения, но и престижа.

Материал из Юнциклопедии


Крепостной театр возник в России во второй половине XVIII столетия, когда дворянское сословие получило от Екатерины II неограниченную власть над крестьянами, земли, дворцы, усадьбы, тысячи крепостных душ.

Крепостные актеры не освобождались от своих обычных обязанностей: они по утрам работали в поле, на кухне, на скотном дворе, а вечером должны были «представлять» на театре. Провинившихся артистов строго наказывали. И несмотря на все это, история сохранила для нас имена выдающихся крепостных актеров, истинных талантов. Среди них - Т. В. Гранатова (Шлыкова), П. И. Жемчугова (Ковалева), музыканты С. А. Дегтярев, Г. Я. Ломакин, инструментальный мастер И. А. Батов и другие.

Тринадцатилетней девочкой сыграла роль Луизы в опере «Беглый солдат» юная дочь кузнеца Параша Ковалева, растрогав и покорив публику шереметевского театра. Ей, жемчужине шереметевской труппы, пожаловали псевдоним Жемчуговой. У нее был замечательный голос (лирическое сопрано) и большой драматический талант. Среди лучших ее ролей - Элиана в опере А. Гретри «Самнитские браки». Крепостная Параша Жемчугова стала графиней Шереметевой. Но вскоре она умерла от чахотки.

Дивным убранством театральные здания в подмосковных усадьбах Шереметевых Кусково и Останкино соперничали с Эрмитажным театром Екатерины II и лучшими театрами Европы. Крепостные из труппы Шереметевых учились у лучших актеров того времени - И. А. Дмитревского, С. Н. и Е. С. Сандуновых, П. А. Плавилыцикова.

Крепостные театры отличались друг от друга и составом труппы, и репертуаром. Если у Шереметевых в основном давались оперы, преимущественно западноевропейские, то в театрах Юсупова в Москве и имении Архангельском ставились балеты и была сильная балетная труппа, обучавшаяся у знаменитого московского танцмейстера Иогеля.

Драматические спектакли ставились в театрах А. Р. Воронцова в Алабухе и Андреевском под Москвой. Друг А. Н. Радищева А. Р. Воронцов был просвещенным человеком своего времени. Его крепостные артисты получали жалованье, и это был единственный театр, в котором достоинство крепостных не унижалось, где были отменены телесные наказания. На сцене театра Воронцова шли «Дмитрий Самозванец» А. П. Сумарокова, «Бригадир» и «Недоросль» Д. И. Фонвизина, комедии Мольера.

Трагическая, бесправная судьба крепостного артиста волновала лучших русских писателей. М. С. Щепкин, начинавший свою деятельность крепостным актером, подсказал А. И. Герцену сюжет повести «Сорока-воровка», рассказывающей о жестоких нравах театра Каменского в Орле, о гибели талантливой актрисы Кузьминой, названной в повести Анетой. С потрясающей силой описаны Н. С. Лесковым страдания и горести крепостной актрисы Любы и театрального парикмахера Аркадия в рассказе «Тупейный художник».

Крепостные театры способствовали формированию провинциальной сцены в России - в Нижнем Новгороде (ныне Горький), Орле, Пензе, Казани, Харькове и других городах, широкому распространению театрального искусства, утверждению в нем реалистического демократического направления.

Целью данного реферата является систематизация, накопление и закрепление знаний о крепостном театре в России в 18 веке.

Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи:

Рассмотреть историю крепостного театра;

Охарактеризовать театральных деятелей - Щепкина, Семенову, Жемчугова;

Подвести основные итоги реферата.

В процессе написания реферата мною были изучены учебники по мировой художественной культуре, очерки истории русской культуры XVIII века, статьи о театральных деятелях.

Крепостной театр существовал в России на протяжении примерно столетия (с середины 18 в. до середины 19 в.). Крепостной театр был двух типов – усадебный и городской. Первый представлял собой хорошо устроенные помещения с большим репертуаром, большой труппой артистов, с детства подготавливаемых к театральной деятельности, оркестром, балетом, хором и солистами. К этому же типу относятся и так называемые «балаганные театры», показывавшие свои спектакли на больших ярмарках в уездных городах, в посадах при монастырях и т.д. Ко второму типу относятся усадебные театры, носившие замкнутый характер – для забавы самих господ и приглашенных гостей. Лишь на первый взгляд такие крепостные сцены существовали замкнуто: очевидна их живая связь с общественной и культурной жизнью России.

Рождение национального профессионального театра связано с именем Ф.Г. Волкова (1729-1763) и городом Ярославлем, где он впервые поставил драмы своего великого земляка Д. Ростовского, а затем первые трагедии А.П. Сумарокова. С 1756 года публичный театр открывает свой занавес и в Санкт-Петербурге. Создателем репертуара и директором театра был драматург Сумароков. А гениальным актером и режиссером был Федор Григорьевич Волков. Подтверждением его гениальности служит последнее его творение - «Торжествующая Минерва», в котором проявились многочисленные таланты Волкова. «Театральное искусство знал он в высшей степени»,- вспоминали современники. Ставился этот грандиозный праздник по случаю восшествия на престол Екатерины II. Во время торжества Ф. Волков простудился и безвременно скончался «к великому и общему всех сожалению».

В труппе Волкова начал свою актерскую карьеру знаменитый актер И.А. Дмитриевский (1736-1821), который с 1779 руководил частным театром на Царицыном лугу. На сцене этого театра впервые была поставлена комедия Д.И. Фонвизина «Недоросль», в которой сам И.А. Дмитриевский сыграл роль Стародума.

В Москве существовал университетский театр с итальянской труппой Д. Локателли. А в 1780 году открылся Петровский театр, в репертуаре которого были как драматические, так и оперные спектакли.

Своеобразным явлением культурной жизни второй половины XVIII в. был крепостной театр.

В конце XVIII в. роль театра в общественной жизни значительно выросла и стала предметом публичных обсуждений.

Все названные вопросы требуют дальнейшего подробного рассмотрения и изучения.

1. История крепостного театра

История русского театра делится на несколько основных этапов. Начальный, игрищный этап зарождается в родовом обществе и заканчивается к XVII веку, когда вместе с новым периодом русской истории начинается и новый, более зрелый этап в развитии театра, завершаемый учреждением постоянного государственного профессионального театра в 1756 году.

Термины “театр”, “драма” вошли в русский словарь лишь в XVIII веке. В конце XVII века бытовал термин “комедия”, а на всем протяжении века –“потеха” (Потешный чулан, Потешная палата). В народных же массах термину “театр” предшествовал термин “позорище”, термину “драма” – “игрище”, “игра”. В русском средневековье были распространены синомичные им определения – “бесовские”, или “сатанические”, скоморошные игры. Потехами называли и всевозможные диковинки, привозившиеся иностранцами в XVI – XVII веках, и фейерверки. Потехами называли и воинские занятия молодого царя Петра I. Термину “игрище” близок термин “игра” (“игры скоморошеские”, “пировальные игры”). В этом смысле “игрой”, “игрищем” называли и свадьбу, и ряженье. Совершенно иное значение имеет “игра” в отношении музыкальных инструментов: игра в бубны, в сопели и т. д. Термины “игрище” и “игра” в применении к устной драме сохранились в народе вплоть до XIX – XX веков.

Первый общедоступный театр появился в Москве в 1702 году. Это был театр Кунста-Фгорста, так называемая «комедийная храмина». Просуществовал он недолго. Популярностью у москвичей не пользовался. Петр I придавал театру особое значение в связи с тем, что требовал от театра пропагандировать идеи государственности и через театральные подмостки провозглашать свою внутреннюю и внешнюю политику. Поэтому при Петре I широкое распространение получают всенародные масштабные действия: три-умфачьные шествия, маскарады, фейерверки. Петр I «выдвинул театр из царского дворца на площадь».

В 1730-е годы в Москве появлялись «публичные игрища» на масленицу, на которых представляли «Евдона и Берфу», «Соломона и Гаера». А с 1742 года в Москве представляла «Немецкая комедия» - постоянно действующий городской театр, на чьи спектакли ходило много народа.

Подневольных актеров обучали профессиональные артисты, композиторы, балетмейстеры. Нередко крепостные артисты воспитывались в казенных театральных и балетных школах, а свободные артисты играли рядом с ними на крепостной сцене. Случалось, что крепостные, сданные своими владельцами «напрокат», появлялись и на императорской сцене (в таких случаях в афишах и программах крепостных не называли «господином» или «госпожой», а просто писали фамилии). Известны случаи, когда крепостные артисты выкупались казной для зачисления на императорскую сцену, – столыпинские крепостные вместе с дворовыми актерами помещиков П.М.Волконского и Н.И.Демидова вошли в труппу образованного в 1806 казенного театра, известного ныне как Малый театр. Из крепостных артистов вышли М.С.Щепкин, С.Мочалов (отец трагика П.С.Мочалова), Е.Семенова, по словам А.С.Пушкина, «единодержавшая царица трагической сцены», и многие другие.

Широко известны такие крепостные труппы, как театр графа С.М.Каменского в Орле. Специальная постройка имела партер, бельэтаж, ложи, галерею. Капельдинеры были одеты в особые ливрейные фраки с разноцветными воротниками. В графской ложе, перед его креслом, лежала специальная книга для записи во время спектакля промахов артистов и оркестрантов, а на стене за креслом висели плетки для наказания. В течение полугода в 1817, по сообщению «Друга Россиян», в театре графа Каменского «к увеселению публики города Орла было поставлено 82 пьесы, из коих было 18 опер, 15 драм, 41 комедия, 6 балетов и 2 трагедии». Имение графа не сохранилось, но в Орловском драматическом театре им. И.С.Тургенева с конца 1980-х годов существует мемориальная «сцена графа Каменского» с реконструированной сценической площадкой, небольшим залом, занавесом, музейной и гримировальной комнатой. Здесь играют камерные спектакли, а над креслом последнего ряда висит портрет графа и розги для наказания.

К такому же типу публичных крепостных театров принадлежал и театр князя Шаховского, постоянная резиденция которого находилась в специально обустроенном помещении в Нижнем Новгороде. Ежегодно в июле князь привозил свой театр на Макарьевскую ярмарку. Репертуар крепостного театра включал спектакли драматические, оперные, балетные. Подобный тип театра изображен в повести Вл.А.Сологуба Воспитанница – нравы и быт театральных деятелей начала 19 в. передан здесь с тем же трагизмом, что и в повести А.И.Герцена Сорока-воровка . Имеются достаточно точные сведения о репертуаре крепостных театров в 1790-х годов, в основном это сочинения В.Левшина и И.Карцелли: комические оперы Король на охоте , Свадьба господина Волдырева , Своя ноша не тянет , Мнимые вдовцы и др.

Более сложным репертуаром и устройством отличались театры при господских усадьбах. В своем исследовании В.Г.Сахновский отмечает, что устраивались они «чаще как забава, как развлечение или стремление ответить господствующей моде, реже, а для правильной оценки искуства театра в России, да и для оценки художественной культуры в России вообще тем существенней – как потребность в формах театра выразить свое жизнеощущение, миропонимание и, следовательно, утолить страсть к искусству сцены». Наибольшую роль в развитии «инстинкта театральности» в русском дворянстве играл, по общему мнению исследователей темы, уездный господский театр. Самыми известными театрами вельмож екатерининского и александровского времени в Москве и Санкт-Петербурге был театр князя Юсупова на Мойке и в подмосковном Архангельском, графов Шуваловых на Фонтанке, Потемкина в Таврическом дворце, графов Шереметевых в Кускове (позже в Останкине), графов Апраксиных в Ольгове, графов Закревских в Ивановском, графов Паниных в Марфине (Н.М.Карамзин, посещавший этот театр, написал для крепостного театра пьесу с пометкой «только для Марфина»), графов Загряжских в Яропольце Волоколамском.

2. Щепкин Михаил Семенович (1788–1863)

Русский актер. Родился 6 ноября 1788 в с.Красное Обоянского уезда Курской губернии в семье крепостных графа Г.С.Волькенштейна. В 1800 году во время учебы в Судженском народном училище (1799–1801) Щепкин исполнил роль слуги Розмарина в комедии А.П.Сумарокова Вздорщица , в 1801–1802 играл на домашнем театре графа Волькенштейна, в том числе Актера (роль «с трансформацией») в комедии Н.Р.Судовщикова Опыт искусства , Степана-сбитенщика и помещика-галломана Фирюлина в комических операх Я.Б.Княжнина Сбитенщик и Несчастье от кареты . Учась в Курском народном училище (1801–1803), попал за кулисы городского театра братьев М.Е., А.Е. и П.Е.Барсовых – переписывал тексты ролей, суфлировал, в 1805, в бенефис актрисы П.Г.Лыковой, с успехом заменил проигравшегося и запившего актера в роли Андрея-почтаря в Зоа Л.-С.Мерсье. Несколько лет Щепкин совмещал обязанности секретаря своего помещика, графа Волькенштейна, с артистической деятельностью в труппе Барсовых. В 1816 вступил в труппу И.Ф.Штейна и О.И.Калиновского, игравшую в городах южной и юго-западной России. В 1818 перешел в Полтавский театр, руководимый писателем И.П.Котляревским. Специально для Щепкина, сразу занявшего ведущее положение в труппе, Котляревский написал роли выборного Макогоненко и поселянина Михайло Чупруна в «малороссийских операх» Наталка-Полтавка и Москаль-Чаровник . После распада театра в 1821 актер вернулся в труппу Штейна, возглавлявшего в то время Тульский театр.