Все вопросы

Кто такие амиши в америке. Беглецы от цивилизации: амиши – кто это такие


Одна из самых известных групп религиозных меньшинств в мире, амиши знамениты своим традиционным образом жизни. Они живут намного проще, чем подавляющее большинство людей, часто сугубо за счет сельского хозяйства и промысла. Вокруг этой группы, которая отделилась от меннонитов несколько веков назад, ходит множество легенд, поэтому попытаемся разобраться, что же на самом деле является правдой.

Происхождение амишей

Термин «амиши» происходит от имени Якоба Аммана, швейцарского анабаптиста и меннонита, который яростно выступал за буквальное толкование Библии. Его идеи вызвали раскол в церкви, а последователи Аммана, которые ушли с ним, стали известны как амиши.

Крещение и брак

Крещение у амишей происходит чаще всего в 18-22 лет. Пока этого не произойдет, человеку не разрешается вступать в брак. Также на момент вступления в брак оба будущих супруга должны состоять в церкви.

Ненасилие

Амиши – отъявленные пацифисты и отвергают любую форму насилия. Именно поэтому они не участвовали ни в одной войне.

Безликие куклы

Тот, кто увидит куклы амишей, ничего не зная о них заранее, наверняка вспомнит парочку фильмов ужасов. У них попросту нет лиц. Безликие куклы, как полагают, должны удержать людей от гордости и тщеславия. Также по подобной причине амиши не играют на музыкальных инструментах, утверждая, что инструменты представляют собой метод самовыражения, который будет стимулировать развитие чувства гордости и превосходства.

Румспринга

Когда ребенку в семье амишей исполнится 16 лет, он становится «румспринга». В течение определенного времени ему разрешено выходить на улицу и делать вещи, которые, как правило, запрещены в общине амишей. В течение этого времени подросток должен определиться, примет ли он крещение и станет членом Церкви амишей или навсегда покинет общину.

Амиши в цифрах

Амиши впервые эмигрировали в Северную Америку в начале 1700-х годов и изначально осели в Пенсильвании. Сегодня более 300 тысяч амишей живут в более чем 28 штатах США и в Канаде.

Роль женщины у амишей

Женщина в семье амишей в первую очередь является домохозяйкой, в обязанности которой входит приготовление пищи, домашнее хозяйство и помощь соседям. «На людях» же женщина, как правило, следует примеру своего мужа.

Избегание и отлучение

Амиши могут наказывать членов своего общества двумя различными способами. Первым из них является «избегание», при котором члены сообщества ограничивают все контакты с нарушителем, чтобы посрамить его и указать на ошибочность его пути. Более серьезное наказание – «отлучение». Это полное прекращение контакта с человеком и изгнание его из общины. Даже родители должны прекратить контакты со своим ребенком, если тот был отлучен от церкви.

Автомобили

В целом, хорошо известен тот факт, что амиши не могут использовать моторизованные транспортные средства, такие как автомобили. В основном они используют лошадей и коляски-двуколки.

Знаменитые бороды

Если просто посмотреть на мужчину амиша, сразу можно сказать – он женат или нет. После свадьбы каждый амиш сразу же начинает растить бороду.

Платья женщин

У женщин амишей после свадьбы есть другая традиция. Они надевают свой свадебный наряд (который обязательно должны пошить сами) на воскресные церковные службы.

Образование

Дети амишей учатся в маленьких школах на один класс у учителей из общины. После окончания такого начального образования ребенок начинает получать профессиональное обучение (к примеру, сельскохозяйственные и плотницкие навыки) у своей семьи и членов общины.

Проповедование

Амишей отличаются от других христиан тем, что они не участвуют в миссионерской работе или евангелизации. Проще говоря, они не пытаются обратить как можно больше людей в свою веру.

Лекарства

Общины амишей, как правило, не возражают против использования современной медицины и прибегают к ней в серьезных случаях. Поскольку у амишей нет страховки, деньги на оплату лечения больного собирают всей общиной.

Переход в веру амишей

Те, кто хочет вступить в Церковь амишей, столкнутся с определенными трудностями. Во-первых, нужно выучить немецкий диалект, на котором говорят пенсильванские амиши (некоторые говорят только на немецком языке), а также отказаться от современных удобств, которых попросту нет у амишей. Новообращенного селят в семье амишей, чтобы он адаптировался к их образу жизни. После достаточного периода акклиматизации в церкви проводится голосование по вопросу целесообразности признания потенциального новообращенного членом общины.

Начались в субботу с поездки в «страну Амишей». Хотя, если честно, применить слово «страна» для этого не вполне корректно, потому что там живут не только амиши, но и американцы. Многие блоггеры так называют места проживания амишей, потому что слово country переводится как страна, но это только одно значения этого слова, но есть также понятие деревня, территория, местность, область. Поэтому я применил бы определение местность или территория проживания этих удивительных людей.

Дома их стоят вперемешку с другими жителями штата. Но верно и то, что графство или округ Ланкастер, действительно является местом компактного проживания большого количества амишей. Кроме Пенсильвании, большие общины их проживают в Огайо и в Индиане

Наш путь лежал в небольшой район Ланкастера под названием Bird in Hand (в переводе – птица в руке). О чем говорит это название, нам, людям, далеким от такого образа жизни? Да просто они предпочитают иметь синичку в руке, чем любоваться шикарным журавлем где-то высоко-высоко в небе.

Об амишах в интернете много материалов. Пишут о них даже те, кто никогда не видел этих таинственных и очень простых людей, кто не был в местах их проживания. А это породило много неточностей в вопросах их вероучения и ежедневных бытовых моментах. Этому еще способствует то, что разные общины амишей на самом деле имеют различия. То, что одни общины применяют в своей жизни, другим категорически запрещено. Но основные постулаты веры являются общими для всех.

В своей статье я опишу то, что видел и слышал от нашего гида, совмещая с информацией туристического бюро, организовавшего для нас эту удивительную по своей доброте экскурсию на ферму. Все фотографии сняты мною лично, за исключением миниатюры, которая взята с экскурсионного сайта.

Для того чтобы узнать немного больше о жизни амишей, мы воспользовались услугами экскурсионного бюро Aaron & Jessica’s Buuggy Rides . Если вы владеете английским языком, вы можете сами познакомиться с этим бюро по ссылке, которую видите.

Кто такие амиши

Те, кого сегодня называют амишами (по названию самой большой общины), на самом деле состоят из не сильно отличающихся друг от друга протестанских общин: из которых самые большие - это собственно амиши старого порядка (Old Order Amish, почти как «русские староверы»), меннониты (Mennonites) и бретрены (Brethren). Первыми из них появились Меннониты (от Menno Simons - основателя секты) в 40-х годах 16 века, как протестантское течение, характеризующееся анабаптизмом (перекрещенчеством). Меннониты, как и все анабаптисты, не признают крещения детей и считают что вера - дело сознательное, и решать вопрос выбора веры каждый должен сам. А потому крестились повторно, в возрасте 16-20 лет, не учитывая раннее крещение (что было для католиков однозначной ересью). Уже принимая во внимание данное положение вероучения, говорить об амишах как о секте не совсем верно. Кстати, этот факт дает повод некоторым блоггерам думать, что и сейчас амиши крестят младенцев, а потом перекрещиваются в зрелом возрасте. Напомню, этот факт исторический и сейчас крещение совершают только взрослым амишам.

Амиши всегда признавали веротерпимость и в теории, и на практике. Кроме того, амиши, в отличие от других протестантских течений и сект, никогда не проповедовали своё учение. Это отчасти связано и с другим важным пунктом учения меннонитов - ненасилием.

Амиши Старого Порядка (названы так в честь Якоба Аммана) отделились от меннонитов в 1600 году и пошли еще дальше: они уже были против любого вмешательства окружающего мира в их жизнь и считали, что ничего хорошего от него ждать не приходится.

После длительных и масштабных гонений, которым амиши подвергались на родине за обычай крещения во взрослом возрасте и противостояния союзу церкви и государства, они в начале 18 века, по приглашению видного квакера Уильяма Пенна, переселились на юг американского штата Пенсильвания. И сейчас именно Пенсильванию, а точнее графство Ланкастер - можно условно назвать «страной амишей». Их здесь проживает более 20 тысяч человек. Так же много амишей живет в штате Огайо. В общей сложности сейчас насчитывается около 225 тысяч амишей, которые проживают на территории США и Канады.

Но началось зарождения народа амишей с переселения в 1720-х годах в Пенсильванию около 300 человек. Приезжали эмигранты и в 19 веке, но в любом случае народ как таковой сложился уже в Америке. У амишей многодетные семьи (обычно по 7-8 детей). По оценкам демографов численность амишей удваивается каждые 16-20 лет. Этот рост особенно удивителен на фоне сегодняшнего общего демографического кризиса в развитых странах.

Вероучение и религиозная деятельность амишей

Вероучение амишей основывается на определённом, достаточно буквальном и строгом, толковании Библии. Основные положения вероучения амишей заключены в «Декларации главных положений нашей общей христианской веры». Членство в Церкви амишей начинается с крещения по вере, которое обычно совершается в возрасте от 16 до 25 лет. Осознанное крещение по вере - это также необходимое условие для вступления в брак. После приобщения к церкви, каждый член общины может вступать в брак только с единоверцами. У амишей нет церквей. Собрания и богослужения проводятся каждое второе воскресенье на дому у членов конгрегации (местной общины) по очереди.

Местная религиозная организация амишей обычно состоит из 20-40 семей, живущих неподалёку друг от друга, часто по соседству. Конгрегация возглавляется епископом, или «полным служителем» (нем. völliger Diener), вместе с несколькими священниками и диаконами.

По правилам, в каждой конгрегации должны быть, как минимум, один «полный служитель», который является также главой общины, 2 служителя и диакон. Они избираются пожизненно голосованием всех членов общины и не пользуются никакими привилегиями. Но лидеры разных общин иногда собираются для решения различных вопросов и заключения договоров между общинами.

Традиции

Образ жизни амишей установлен «Орднунгом» (англ. Ordnung- установленный порядок, устав), который незначительно различается в разных общинах. И в разных церковных округах одной общины правила тоже могут слегка отличаться. Порядки, приемлемые в одной общине, могут быть недопустимы в другой. Трудно что-то говорить об образе жизни и культуре амишей вообще, потому что всего несколько общих положений будут истинны для всех амишей.

«Орднунг» - это скорее практическое руководство к жизни в общине, нежели религиозная доктрина, определяющая понятие греха.

Избыток современных удобств и развлечений может подорвать основы обращенного к богу образа жизни", — считают амиши, и поэтому продолжают жить по законам предков.

Вот теперь познакомимся с законами их предков, и попробуем понять чем амиши отличаются от нас. Ответ очевиден — многим, если не всем. Ведь они живут примерно в 19 веке, и отвергают все достоинства цивилизации, хотя не во всем цивилизация имеет достоинства.

Транспорт

Такого количества гужевого транспорта как в Ланкастере вы не увидите больше нигде. Первое, что поражает посторонних при въезде в места проживания амишей — повозки, запряженные лошадьми.


Амиши принципиально не пользуются автомобилями, считая их слишком легким и соблазнительным способом перемещения в окружающий мир, добра от которого они не ждут. И хотя сегодня среди американцев иметь свою лошадь намного престижнее, чем какой-нибудь дорогой автомобиль, для амишей лошадь всегда была и по-прежнему остается не роскошью, а средством передвижения.

Самые распространенные экипажи - это характерные прямоугольные кабинки. Сами амиши называют эти кабинки «багги». Молодой амиш получает в подарок багги в день своего совершенолетия. Стоимость багги составляет 5000—8000 долларов. Каждая повозка оснащена светоотражающими треугольниками и поворотниками. Управлять ею может любой, даже ребенок, и никаких прав на это не требуется.

Еще одним средством преодоления расстояний являются индивидуальные самокаты. На таком самокате в основном ездят дети, проезжая большие расстояния между деревнями. А знаете почему нет педалей? Правильно, чтобы не слишком быстро ехать. Чтобы не спешить в след современным скоростям – этому все соответствует в жизни амишей.


Хотя большинство амишей не управляют автомобилями, они могут нанимать водителей и фургоны. Например, чтобы поехать в гости к другой семье амишей, раз в месяц съездить в бакалейный магазин или ездить на работу за пределы фермы. Все это регулируется местными решениями конгрегаций.

На практике, транспортная доступность амишей увеличивается, а их изоляция уменьшается. На лошади можно проехать за один раз максимум 40 км, после чего ей нужен продолжительный отдых. Это ограничивает радиус ежедневных поездок амишей 20-ю километрами от дома. Кроме того, на больших расстояниях конный экипаж может выдерживать среднюю скорость не более 16 км/ч, а это очень мало для экстренной транспортировки (в случаи аварии, болезни и так далее). В некоторых регионах между поселениями амишей установлено регулярное автобусное сообщение. Поездки по железной дороге тоже допускаются.

Одежда и внешний вид

Общее во всей одежде амишей - скромность и простота. Одежда не должна привлекать внимание разрезами, раскраской или любыми другими штучками. Застёжки, крючки или булавки используются чаще, чем пуговицы, молнии или липучки. Застёжки-кнопки используются на повседневной одежде, а плоские пуговицы - на рабочих рубашках и брюках. Ограничение на использование кнопок - это дань традиции, а также чтобы избежать хвастовства своей одеждой перед другими

Женщины всегда ходят с покрытой головой, волосы собраны в аккуратный пучок или заплетены, на голове чепчик, шляпа, платок. Длинные и пышные волосы считаются у амишей признаком женской красоты, но эту красоту лицезреть положено только мужу. Женщины носят длинные (ниже колен, часто до щиколотки) одноцветные платья простого покроя. Передники (у незамужних - обычно белые, у замужних - чёрные или пурпурные) часто носят дома, и всегда надевают на богослужение. Начиная с подросткового возраста, девочки обычно носят платок - большую косынку (треугольный кусок ткани), края которой прикалывают булавками к переднику. Либо чепчик, накидку или другой подобный головной убор. В холодные месяцы женщины могут надевать длинный шерстяной плащ. Украшения и макияж недопустимы.



Мужчины тоже одеты согласно правилам – в шляпах, рубашках, пиджаках и широких штанах темного цвета на подтяжках. Одежда шьется женщинами самостоятельно и поэтому платья у женщин и рубашки у мужчин часто бывают одного цвета. Дети носят рубашки и платья того же цвета, что и родители.

Рубашка у мальчика из того же материала, что и платье у мамы

Отличительная черта мужской половины амишей – это шляпы. Их носят и дети, и взрослые.

«Том Сойер»

Шляпы двух типов, соломенные желтые для работы и черные фетровые для торжеств. Еще одно отличие – бороды. Бороды разрешено и положено носить женатым мужчинам.

Обручальные кольца запрещаются и борода — это своего рода социальный признак мужчины. А вот усы нельзя носить, потому что они у амишей ассоциируются с европейскими армейскими офицерами и с милитаризмом вообще. По этой же причине запрещено носить ремни с пряжками, все брюки только на подтяжках.

Современные технологии

Амиши выступают против любой связи с внешним миром. Поэтому существует запрет на использование сетевых линий электропередач, проводных телефонов и газовых трубопроводов. Некоторые утверждают, что амиши вообще не используют электричество. На самом деле это не так. На фотографиях видно, что ни к одному дому, ни к одной ферме действительно не подходят провода электропередач.

Но в тоже время разрешено использовать генераторы на бензине. В домах используются холодильники, работающие на балонном газу, на фермах используются электрические доильные аппараты, да и поворотники на конных телегах работают на батареях. Даже некоторые швейные машины имеют эдектропривод, работающий на автомобильном аккумуляторе. Но нужно отметить, что каждая община имеет свои правила, и многие послабления принимаются советом после обращения члена общины.

По этой же причине не используются телефоны в доме. Хотя можно использовать таксофон, то есть телефон с односторонней связью. Иногда таксофон имеется у кого-то на участке, но предназначен он для нескольких семей.

Язык

Внутри семей используется пенсильванский немецкий язык, но в школе изучается английский язык.

Образование

Амиши не стремятся дать своим детям большее образование, чем обязательные восемь классов средней школы, полагая, что и этих базовых знаний вполне достаточно, чтобы подготовиться к жизни амиша. Обычно школа у амишей представляет одну комнату, в которой сидят ученики всех возрастов. Учителями работаю молодые незамужние девушки, которые сами недавно закончили эту школу. Изучаются предметы, пригодные для дальнейшей работы в общине.

Семья

Иметь детей, растить их, и жить в ладу с соседями и родственниками - вот важнейшие функции амишской семьи. Амиши верят, что Бог благословляет большие семьи. Семья обеспечивает своему члену определенный статус как в семье, так и в общине. Прежде всего, человек позиционируется как член семьи, а не как индивидуальность. Каждый имеет работу, положение, ответственность соответственно своего статуса.


Повседневная работа по дому обычно традиционно разделена между мужчинами и женщинами. Традиционная семья амишей даёт своим детям большую часть образования и обучения. Хотя формальное образование заканчивается восьмым классом, мальчик или девочка далее учатся тому, что им предстоит делать, став взрослыми. Мальчики работают с отцом в поле, на конюшне или в мастерской.

Девочки — в доме или в саду, неподалёку от матери. Практическим навыкам работы обучают в семье, как это было многие века в традиционном обществе. В общем и целом, молодые амиши следуют примеру своих родителей, занятых, как правило, тяжёлым физическим трудом, и стремятся стать производительной частью семьи.

Глава мужу - Христос, а глава жене - муж. К сожалению, большой кризис нашего времени - это мужчины, которые берут на себя ту ответственность, которую Бог возложил на их плечи. Не принимать этой ответственности - значит работать спустя рукава и нарушить волю Бога.

Медицина

Амиши не имеют своих врачей. Обычно они используют народные средства — лечение травами. Но при острой необходимости все же обращаются в больницы. Роды обычно принимают повивальные бабки, у которых всегда есть работа, так как обычные семьи имеют 7-10 детей. Амиши не имеют медицинских страховок, поэтому в случае вынужденного обращения в больницу, или при операции, они самостоятельно оплачивают все услуги врачей. Если расходы большие, помогает вся община.

Образ жизни и культура амишей

Семьи и общины амишей, как правило, консервативны и стараются сохранить более традиционный образ жизни, более архаичные отношения в семье, чем окружающее их большое общество. Браки амиши допускают только с другими амишами, реже с меннонитами.

В трудных ситуациях, будь то трудности материальные или психологические, большинство из них полагается только на помощь своей семьи, близких родственников и других членов своей общины. Многие не приемлют пенсионного, медицинского, социального и иного страхования, как частного, так и публичного.

В США давно существующие общины-поселения амишей даже освобождаются от обязанности платить взносы на обязательное для других граждан социальное страхование, так как они фактически не пользуются его преимуществами и осознанно отказываются получать социальную поддержку от государства (но обеспечивают приемлемый уровень жизни зависимых людей своими силами).

Как и другие анабаптисты, амиши придерживаются пацифистских убеждений и отказываются от прохождения любого рода военной службы, а также от другого применения насилия для защиты. Даже обращения амишей в суд для защиты своих прав встречаются нечасто. В прошлом отказ от военной службы приводил к преследованиям амишей государственными властями, и послужил одной из причин их массовой эмиграции из Европы в Америку. В настоящее время и в США, и в Канаде, где проживает большинство амишей, обязательная военная служба по призыву отменена, армии стали полностью профессиональными.

В отношениях между амишами и окружающим миром есть еще одна отличительная черта, не свойственная другим протестанским общинам. Это - испытательный срок, окольничество (rumspringа) для подростка в возрасте от 16 лет до принятия осознанного решения о крещении по вере в Церкви амишей.

Покинув общину и привычный уклад жизни, подросток в это время может увидеть все стороны жизни в окружающей действительности — как позитивные, так и негативные. Самостоятельно сделать совершенно осознанный добровольный выбор между жизнью «в миру» и жизнью в религиозной общине – дело непростое. По сути, это первое в жизни серьезное испытание на прочность.

Через некоторое время подросток уже делает окончательный выбор – возвращается в общину, принимает крещение или уходит в «мир», и тогда теряется всякая связь с родными, всякая надежда на помощь. Здесь важно понимать: каким бы необычным или даже странным ни казался образ жизни и верования амишей, каждый из них сделал выбор сам, имея альтернативу. И уже одно это непростое решение делает человека взрослым и ставит его на одну чашу весов с остальными членами своего маленького общества. А вот насколько можно идти на компромиссы с окружающим миром - этот вопрос в разных группах амишей решён по-разному.

Одна из десяти библейских заповедей гласит: «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли» (Исх.20:4)

Амиши эту заповедь понимают дословно, и поэтому большинство отказывается фотографироваться. Поэтому прежде чем запечатлеть кого-то из амишей, желательно спросить у экскурсовода разрешение. Камеру у вас не отнимут, но неудовольствие в глазах вы прочтете. Власти даже пошли навстречу и разрешили иметь паспорт без фотографии, хотя по большому счету это всего лишь формальность, так как на самолетах они не летают, а в пределах Америки паспорт им не нужен.

Фермы амишей в Ланкастере

В графстве Ланкастер есть около 4800 мелких хозяйств. Это больше, чем в любом другом округе Соединенных Штатов. Примерно 2000 из этих хозяйств — молочные фермы, а остальные 2800 — производители мяса птицы и продуктов из свинины. Так вот фермы амишей в Ланкастере составляют примерно 1500 единиц от общего числа.



Знакомьтесь — ослик
А это родильное отделение фермы Перед входом в молочное отделение

Соответственно этому, округ Ланкастер производит молока, яиц и мяса птицы больше, чем любой другой округ в США. А по производству свиней он занимает почетное четвертое место. Это производство требует и много кормов. В среднем за год округ импортирует около 600 тысяч тонн зерна, большинство из которого выращивается в Огайо и в Индиане. Сено закупается даже в Канаде.

Молочные продукты амишей славятся по всей Америке, и, несмотря на более высокие цены на их продукцию, пользуются огромным спросом.

Кроме молочного производства, амиши славятся своими столярными изделиями. Мебель, сделанная из натурального дерева, хоть и простовата, но славится своим качеством.

Отношения амишей с окружающим обществом

Со времени возникновения, амиши испытывали на себе значительное давление со стороны окружающего их современного мира. Например, законы США о детском труде создают угрозу для освящённого временем образа жизни общины и вызывают много вопросов по поводу обращения с детьми в семьях, а также по поводу взглядов амишей на психологическую и медицинскую поддержку. Современное общество не придаёт большого значения тем крепким эмоциональным и духовным связям между людьми, беспрецедентной взаимной поддержке и взаимопомощи, которые существуют в семьях и общинах амишей.

Амиши вызывают споры и разногласия в современном обществе насчёт их методов воспитания малолетних детей, которые очень отличаются от обычных. Эти люди сознательно отдалились от современного общества и построили собственное, где у них свои правила и порядки. Ведь они же не просто так отказываются от многих благ цивилизации – они видят в этом смысл жизни и путём таких ограничений получают понятные им одним блага.

Мои впечатления о жизни амишей

За один день, конечно, трудно получить полное представление об этой общине. А еще труднее представить себя в их обществе. Вывод напрашивается сам собой – община амишей по всем понятиям не является сектой. Это стиль жизни, который основан на привычке, передающейся из поколения в поколение, записанной в сознании на уровне генома. В чем-то они безусловно привлекают – своей простотой быта, добротой, верностью дедовским традициям и убеждениям. Заслуживают уважения их внутрисемейные отношения: почтение к родителям, к старшим, и вообще их понимание важности семьи. Нам бы так!

К сожалению, нам, детям цивилизации, пожалуй, непросто согласиться с ними. Мы живем в век скоростей и технологий. Вроде бы все, что окружает нас, направлено на то, чтобы сделать жизнь легче и комфортней. И все же не хватает времени даже на простое общение. Телефоны, компьютеры, которые с одной стороны помогают услышать и увидеть своих родных и близких через огромные расстояния, в то же время безнадежно разъединяют нас, мешая общению с другом на соседней улице, братом или сестрой в комнате за стеной.

Отказываясь от средств коммуникации, амиши отдают предпочтение личному общению. Они никуда не торопятся. Как это важно! Все что нужно для жизни, они успевают сделать за световой день. Остается масса времени для жен, для мужей и для многочисленных, обласканных родительским вниманием детишек. Вот оно – счастье! Остается только завидовать этим детям природы тихой светлой завистью.

Амиши пользуются благами цивилизации, но по принципу: «не навреди» и «можно ли без этого обойтись?». То есть машинка есть электрическая и механическая. И та, и та — шьет. У них будет механическая. Каждое новшество очень тщательно взвешивается главой общины и решается, можно ли данный факт допустить в жизненные правила или нет. Как часто мы совершаем бездумные покупки, только потому, что такая вещь есть у соседа. Как часто покупаются здесь, в Америке, дома, машины только чтобы не выглядеть беднее, чем соседи, чем друзья. И «гонка вооружения» набирает новые обороты. А простота, даже одинаковость в одежде у амишей, исключает малейший намек на выпячивание своей гордыни.

Можно конечно порассуждать, а что было бы с амишами, если бы вокруг не было цивилизации? Можно поговорить о молодом поколении амишей, которое хоть и имеет право выбора, но это выбор птички из клетки. Им проще жить по привычке – дома, в семье, в общине, чем бороться за выживание в чуждом для них мире.

А как вам такая вековая мудрость амишей — женщина может быть счастлива только тогда, когда ей надо кормить как минимум 7 человек. Многие ли наши женщины согласятся с этим высказыванием?

Вот такие мысли посетили меня после поездки в «страну амишей». И наверное при возможности, такую поездку стоит повторить, что бы снова хоть ненадолго остановится и подумать, а все ли правильно в нашей цивилизации?

И еще немного фотографий

Столярное производство очень распространено у амишей

Согласно Википедии амиши отличаются простотой жизни и одежды, нежеланием принимать некоторые современные технологии и удобства. Движение последователей Якоба Аммана возникло в 1693 году в Европе, но потом большинство амишей были вынуждены, спасаясь от преследований, эмигрировать в Америку. В настоящее время большинство амишей проживает в США и Канаде.

Наверно, амиши – это все же больше религиозное движение. Главная черта их вероучения - следование Священному Писанию. Первостепенное значение амиши придают содержащемуся в Послании Павла к римлянам положению об отделении церкви от государства. Основная часть странных людей по возможности и с учетом силы воли отказывается от любых технических средств, связывающих их с внешним миром: электричества, водопровода, центрального отопления, телефона. Наверно, в туалет они тоже бегают в сарай за домом.


Амиши - приверженцы старого традиционного образа жизни. Большинство из них носит одежду и головные уборы определённых цветов (зеленый, синий) и фасонов (у мужчин пуговицы имеются только на рубашках и брюках, на костюмах, жилетах и пальто они запрещены), ездит в старинных повозках, запряжённых лошадьми, использует только стальные колёса, пашет землю конным плугом.

Им запрещается служить в армии, фотографироваться, водить автомобили и летать на самолётах, иметь компьютеры, телевизоры, радиоприёмники, носить наручные часы и обручальные кольца.

Браки амиши заключают только со своими единоверцами.

Здесь, в Америке существуют отдельные поселения амишей. Причем, в отличие, например, от голландских поселений, которые больше напоминают декорации к фильмам, для амишей это нормальная жизнь. Амишей много в Иллинойсе, Индиане и Мичигане. То есть у них в запасе довольно большая территория. Много амишей живет также в Канаде. Амиши ценят ручной труд, простой сельский быт, практически не используют современную технику. И автомобилями не пользуются.

Интересно, что у амишей в семье, как правило, 7 детей. Отсюда ясно, что популяция амишей одна из самых быстрорастущих в мире. Если в 1920 году амишей было всего 5 000, то в прошлом 2011 уже 26 1150.


К амишам в США довольно пренебрежительно относятся, несмотря на видимую толерантность. Наверно, если бы амиши были инвалидностью или какой-то рабской расой, то теперь бы снискали больше уважения. Поэтому в разговоре американцев амиш - синоним неандертальца, человека, добровольно отстающего в развитии.


Мне вот амиши искренне нравятся. Несмотря на обособленность, они вступают в торговые отношения с обычными людьми. Амиши занимаются сельским хозяйством по старинке. А это значит, что коровы у них пасутся на лугах, и курам они в корм антибиотиков не добавляют. Еда у них полностью натуральная. Правда, дико звучит для всех нас – людей, выросших на свежем деревенском воздухе, с бабушками и Тузиками в будке?

А теперь вот я ищу-свищу по прилавкам фермерские или амишевы продукты, чтобы хотя бы отдаленно напоминали ТЕ самые, из детства. Разумеется, это все прекрасные продукты. Они подороже, но яйца у амишей, например, с желтым желтком и вкусные. Мебель они тоже сбывают: прочная, солидная, крепкая и, как водится, дорогая.

Я вот все думаю: может, скоро и наши бабульки словят фишку и начнут торговать свежими огурцами у обочины не за 20 рублей за ведро, а, скажем, за 200 за полкило.


Вы наверное, заметили в двух предыдущих моих рассказах есть фото женщин в длинных
платьях и чепчиках.Выглядят они,скажем так, немного необычно на фоне окружающих
и девочки просили меня подробнее рассказать, кто они и почему так одеты.

Так вот: на фото амиши-меннониты.

Честно сказать, о жизни амишей знаю только по рассказам,хотя вижу их довольно часто, но близко никогда с ними не сталкивалась.
По всей Америке в разных местах живут десятки самых различных сект, поскольку один из основных принципов страны - свобода вероисповедования.
Пока сектанты не нарушают закон, их не трогают и они живут по тем обычаям, которые у них приняты.
Амиши – христианское течение меннонитского происхождения.
Основатель его- Якоб Амман, священник из Швейцарии, эмигрировавший в Эльзас (Германию) во второй половине XVII века.

Те, кого сегодня называют амишами (по названию самой большой секты), на самом деле состоят из не сильно отличающихся друг от друга протестанских сект, из которых самые большие – это собственно амиши старого порядка (Old Order Amish, почти как «русские староверы»), меннониты (Mennonites) и бретрены (Brethren).

Первыми из них появились Меннониты (от Menno Simons – основателя секты), еще в 1530 году.
В отличие от других протестантов они, например, крестили только тех, кто достиг 18-летнего возраста.
Амиши Старого Порядка (названы так в честь Якоба Аммана) отделились от меннонитов в 1600 году и пошли еще дальше: они уже были против любого вмешательства окружающего мира в их жизнь.
В конце 17-го века большинство амишей были вынуждены, спасаясь от преследований, эмигрировать в Америку.

Сейчас амиши живут в 20 штатах США,их много в нашем Висконсине и вряд ли кому-то из вас известно, что в Соединенных Штатах в ХХI веке живут десятки тысяч людей, предпочитающие лошадь автомобилю и трактору, практически не пользующиеся электричеством и телефоном, минеральными удобрениями и другими достижениями цивилизации.
И живут эти люди не только в глубинке,их самая большая община находится в штате Пенсильвания, всего в полутора часах езды от Филадельфии.

Внешне представители разных сект амишей почти не отличаются друг от друга, как почти не отличается и их жизненная философия.
Неслучайно сами себя амиши называют «plain people», то есть простыми людьми.
Все они носят очень простую одежду:женщины – обязательно длинные платья, поскольку Библия учит скромности.

Платья однотонные из тонкой материи, похожей на шерсть, но с обязательным передником: у замужней женщины он черный, у незамужней – белый.
Фасон такого платья стабилен последние двести лет.

Даже свадебное платье шьется однотонным, без украшений,такого же фасона, чтобы завтра можно было его надеть на работу.
Строго регламентированы внешние различия холостых, женатых и замужних.
Это форма шляп и чепчиков, цвет платья и другие несущественные мелочи.

Так чепчики для замужних женщин в виде сердечка.
Они обходятся без ювелирных украшений, не пользуются косметикой и парфюмерией и не носят короткие стрижки.

В память о тех печальных временах, когда на исторической родине их преследовали прусские солдаты, одетые в яркую форму с широкими поясами и большими пуговицами, мужчины вместо ремней носят только подтяжки,а женщины всячески стараются избегать пуговиц, заменяя их булавками и заколками.
Меннониты одеваются как амиши, но их традиции менее строгие.

У них нет разводов, но юношам позволяется достаточно свободно общаться с девушками на выданье.
Свободно – это значит разговаривать, шутить, прогуляться вместе в воскресный день.
Появление женщин-амишей на улицах с наступлением темноты без особых причин считается распутством.

Мужчины носят соломенные или черные фетровые шляпы.
Только женатые мужчины имеют право носить бороду,но усы амиши не носят, они запрещены по закону.
В армии обычно амиши не служат,они никогда в своей американской истории не воевали.
Амишевские мужские шляпы:

Справа высокая шляпа – для праздника, а слева шляпы пониже, которые имеют право носить юноши,которые могут уже жениться.

Брюки поддерживают подтяжки, пуговиц на брюках нет, их заменяет система крючков, петель и завязочек, как носили моряки.

Интересно, что у амишей в семье, как правило, 7 детей, поэтому популяция амишей одна из самых быстрорастущих в мире.
Если в 1920 году амишей было всего 5000, то в прошлом, 2011, уже 261150.
Амиши отличаются также нежеланием принимать некоторые современные технологии и удобства,ценят ручной труд, простой сельский быт, практически не используют современную технику.

Ездят на повозках с лошадьми,они принципиально не пользуются автомобилями, считая их слишком легким и соблазнительным способом перемещения в окружающий мир.
Самые распространенные амишские экипажи – это прямоугольные кабинки, которые они называют «багги» (от слова «bug» – жук, а «buggy» соответственно «жучок»).
Для амишей лошадь всегда была и по прежнему остается не роскошью, а средством передвижения.

Для индивидуального передвижения амиши также часто используют самокаты.
Кроме гужевого транспорта и самокатов другое существенное отличие быта амишей от быта цивилизованной части человечества – это практически полное отсутствие в их домах электричества и телефонов.
Причем они не против электричества как такового, все дело, оказывается, в проводах, которые его подводят и, по их мнению, служат еще одной тропинкой из тлетворного внешнего мира.
Это же относится и к трубам, подводящим газ.

Им запрещается служить в армии, фотографироваться, водить автомобили и летать на самолётах, иметь компьютеры, телевизоры, радиоприёмники, носить наручные часы и обручальные кольца.
А вот электрическими устройствами и мобильными телефонами без проводов, на батарейках амиши пользуются.

Вот, кстати, моё фото, сделанное в сент-луисской арке: у амиша-меннонита в руках мобильный.

Школы амишей– это особая тема.
Все ученики, как и в рассказе Толстого, сидят в одной комнате и учатся восемь лет.
Преподают в этих школах девушки, сами недавно их закончившие и еще не вышедшие замуж.
В школах они изучают только те предметы и только в том объеме, который им пригодится на фермах: ботанику, зоологию, арифметику, основы геометрии,английский и немецкий языки.

Амиши считают, что для традиционной фермерской жизни такого образования вполне хватает, однако если кто-то хочет дать детям современное образование, то может записать их в ближайшую обычную школу.
Из книг, не считая детских, они оставили себе только Библию.
Из картин – настенные календари и газету, которую сами печатают про погоду, урожай, надои, посев или жатву.

Из простых библейских ценностей, к которым старались вернуться все протестанты, амиши главными почитают семью, честность и работу на земле.
Считая семью одной из трех главных жизненных ценностей, амиши уделяют большое внимание и общинной жизни.
Например, если кому то из амишей нужен новый дом (образовалась семья или случился пожар), строят его всей общиной.
Собираются десятки, если не сотни мужчин и за один день (!) возводят большой деревянный дом буквально под ключ.
Женщины в этот день готовят на всех еду, и заканчивается такой день совместным обедом.

В 1985-м году на экраны страны вышел фильм под названием "Свидетель" с Харрисоном Фордом в главной роли.
Лучшего фильма про амишей не найти, смотрела я его на одном дыхании.
Причём, режисёр показал общину амишей с огромным уважением и симпатией.

Действие фильма происходит в общине амишей, и там они как раз коллективно строят дом.
Дома амишей, как и большинство домов в Америке, деревянные.
Если на снимках они выглядят кирпичными или даже каменными, то это только облицовка: каркас и все перекрытия из дерева.
Внешне дома амишей ничуть не отличаются от домов других американцев.

Выдает их только сохнущая на веревке стирка, так как электрических сушилок у них нет,и стоящие во дворах и возле ферм выпряженные багги.

Кстати, большие «красноармейские» звезды на домах амишей – старинный знак, имеющий тот же смысл, что и подкова: на удачу.
Подковы тоже иногда попадаются, но звезды чаще.
Неотъемлемой частью интерьера дома амишей является одеяло из лоскутков – называемое куилт (quilt), а также деревянные вещи – сундуки, стулья, кровати, кресла-качалки.

Незатейливая детская игрушка.
Детские игрушки – простые, самодельные: тряпичные куклы, деревянные паровозики, кубики.
У амишей нет домов для престарелых.
Если в чьем-то доме есть пожилой человек, который уже сам не может за собой ухаживать, устанавливается список дежурств и помогает вся община.

Среди амишей есть весьма не бедные, даже по американским стандартам, люди.
Объясняется это их очень низкими расходами: они не покупают машины, не платят за бензин, у них нет моргиджей (ипотек) на дома.
Кроме того, амиши не покупают страховки.
Даже за посещение врача они платят наличными.
Если кому-то из них требуется серьезная операция, сбрасывается вся община.
Амиши не покупают дорогую одежду, еду, ювелирные украшения, косметику и парфюмерию, не употребляют спиртное, а самое главное – работают на своих фермах и в мастерских от зари до зари.

По официальной статистике Министерства сельского хозяйства, амишевские фермы среди самых продуктивных в стране.

Сельским хозяйством амиши занимаются по старинке; коровы их пасутся на лугах и продукты у них экологически чистые и качественные.
Всегда с удовольствием покупаю продукты в магазине амишей: продавцы очень улыбчивые и внимательные, впрочем, в Америке по -другому и не бывает,а одеты продавцы также в строгие платья и чепчики.

Кроме того, что амиши прекрасные фермеры они еще и знамениты своими ремеслами.
В их деревнях есть множество магазинчиков поделок и сувениров, сделанных их руками.

Амиши – известные столяры и плотники, они делают добротную, слегка старомодную, но зато настоящую деревянную мебель.
Мебель от амишей делается только из дерева, без древесно-стружечных плит.
Мебель довольно-таки дорогая, но очень крепкая и надежная.
Любители такой мебели приезжают за ней даже из Филадельфии и Нью-Йорка.

Фотографировать амишей непросто.
У меня почти нет фото амишей, они не любят когда их фотографируют и сами никогда не фотографируются.
По этой причине государство специально для амишей разработало паспорта без фотографий.
Посмотрите, большинство этих фото амишей из интернета со спины или сделаны украдкой.

Семейных фото в домах амишей не найдёшь, но на стенах у них висят так называемые «семейные списки».

Примерно такие.
Один список родителей, другой – современной семьи – имя, месяц и год рождения.

Но не пытайтесь найти у них даже самую скромную амишевскую церковь – их у амишей просто нет.
Амиши и в этом вопросе пошли еще дальше меннонитов: они вообще отменили церковь, буквально следуя Библии, ибо сказано в Писании: «Не в рукотворных храмах живет Всевышний».
Для чтения Библии амиши по очереди собираются еженедельно в собственных домах.

Даже в повседневной жизни они до сих пор умудряются буквально следовать Библии, проповедуя в быту три заповеди: скромность, простоту и покорность.
Амишем нельзя стать по велению сердца, им можно только родиться.
По правилам амишей, всем членам общины один раз в жизни, в юности, предоставляют выбор: или окончательно принять крещение, или отказаться и покинуть общину амишей, уйти в большой мир.
До этого им разрешается попробовать пожить в миру, посмотреть,что и как там.
Он может увидеть все стороны жизни окружающего мира, как позитивные, так и негативные,и сделать совершенно осознанный добровольный выбор между жизнью «в миру» и жизнью в религиозной общине амишей.

Самое поразительное, что до 95 процентов молодёжи, поглядев на мирскую жизнь, возвращаются обратно в общину.
Только в зрелом возрасте они принимают обдуманный шаг – крещение.

Большинство «странностей» жизненного уклада амишей связано с их желанием оградить свою жизнь и жизнь своих детей от тлетворного влияния внешнего мира.
Собственно, это старый философский спор, чего больше приносит прогресс: добра или зла.
Ответа на него до сих пор нет, потому он и философский, но амиши, по-прежнему твердо верят, что время можно остановить если не в отдельно взятой стране, то, по крайней мере, в отдельно взятой общине.
Никто им в этом в Америке не мешает, и Бог им в помощь!

Текст составлен по материалам открытых источников интернета.

Строго говоря, амиши — это религиозное движение. Но я пишу про амишей потому, что их тут, в США, многие знают и частенько приводят в пример. Так и говорят: «Ну, ты настоящий амиш!». Вам интересно стало? — Ну так слушайте.

Я сейчас смотрю сериал «Friends». Потихоньку одолеваю серию за серией, поставив английскую звуковую дорожку. Мне нравится, заодно язык подтягиваю. Так вот в этом сериале или ситкоме амишей вспоминают через две серии на третью.

В основном, это выглядит так. Например, один из героев фильма собирается составить простенькую таблицу на компьютере. А второй его спрашивает: «А зачем на компьютере, обычной ручкой на бумаге разве нельзя?»

На что получает ответ: «No, Amish boy!» То есть, как бы: «Нельзя, неандерталец!» Уловили про амишей? Это люди, которые… дальше из Википедии:

…отличаются простотой жизни и одежды, нежеланием принимать некоторые современные технологии и удобства. Движение последователей Якоба Аммана возникло в 1693 году в Европе, но потом большинство амишей были вынуждены, спасаясь от преследований, эмигрировать в Америку. В настоящее время большинство амишей проживает в США и Канаде.

То есть, в Америке существуют отдельные поселения амишей. Причем, в отличие, например, от голландских поселений, которые больше театральные, постановочные, для амишей это нормальная жизнь.

Амишей много в нашем штате Иллинойс, также рядом — в Индиане и Мичигане. Ну, в общем, они по Америке хорошо расселились. Много амишей живет также в Канаде.

Амиши ценят ручной труд, простой сельский быт, практически не используют современную технику. Ездят на повозках с лошадьми, автомобилей у них не бывает.

Интересно, что у амишей в семье, как правило, 7 детей. Отсюда ясно, что популяция амишей одна из самых быстрорастущих в мире. Если в 1920 году амишей было всего 5000, то в прошлом 2011 уже 261150.

Дело в том, что амиши занимаются сельским хозяйством по старинке. А это значит, что коровы у них пасутся на лугах и курам они в корм антибиотиков не добавляют. С ума сойти просто! 🙂

То есть, у них пища натуральная. В магазине у меня жена всегда ищет коробки с яйцами от амишей. Они подороже, но там яйца с желтым желтком и вкусные.

Мебель от амишей делается только из дерева, без древесно-стружечных плит. Мебель довольно-таки дорогая, но очень крепкая и надежная.

Интересные ребята эти амиши. Сами живут и другим не мешают. Я долго размышлял, стоит ли про них писать на этом сайте, а потом решил, что кому-то это будет интересно.

Вот несколько фотографий амишей. Фотки не мои, я к ним в деревню не ездил пока. Но что-то мне подсказывает, что я туда съезжу! 🙂

Кстати, сами амиши никогда не фотографируются. И поэтому государство специально для амишей разработало паспорта без фотографий. Посмотрите, большинство фоток со спины или украдкой!










P.S. Оказывается, есть фильм про амишей с очень известными артистами. В главных ролях Харрисон Форд и Келли Макгиллис (помните врача из «Top Gun» с молоденьким Томом Крузом). А фильм называется «Свидетель». Вот его рекламный ролик.