Работа

Кто такие бедуины? Бедуины и их культура в дахабе.

Произошло это в одночасье, сразу по прибытии нашей журналистской группы в крупнейший туристический центр Египта Хургаду. «Поедете на пустынное сафари?» — спросила экскурсовод Таня. Еще бы! О чем разговор? И уже урчат моторами взнузданные по-походному джипы — целый караван, и рассаживается в них веселая, разноязыкая толпа: русские, французы, итальянцы. «Держитесь, — предупреждает Таня наш экипаж, — вам достался лихой водитель». И понеслись.

100 километров в час по песку вовсе не то же самое, что по хорошему шоссе. Да лихой водила знай себе расчетливо кидает машину то влево, то вправо. Единственная среди бескрайнего простора горка, конечно же, наша. Замерев от ужаса, все покорно ждут, пока мощная машина вскарабкается наверх, чтобы с криком отчаяния устремиться вместе с ней в бездну.

«Следующим номером нашей программы — мираж», — объявляет Таня. Мираж по заказу? Бедная пустыня! Неужели ее приручили до такой степени? Разминая конечности, все вышли из джипов и стали озираться. И — ничего. «Вы, наверно, хотите увидеть сказочный город, — засмеялась Таня, — или огромную бутылку с «пепси». А что главное в пустыне? Правильно, вода.

Так вот, если долго смотреть вдаль, на горы, а потом опустить глаза туда, где скалы смыкаются с песком, можно заметить небольшое озеро».

Мы дружно вытаращились в указанном направлении и — как планировалось — увидели наконец то самое озеро. Когда летом, в жару, едешь дорогой, часто наблюдаешь такой же эффект «мокрого асфальта». Ты приближаешься — лужа удаляется или исчезает совсем. В общем, могу констатировать: на довольного жизнью путника, за которым по пустыне тащится груженный прохладительными напитками джип, мираж не способен произвести должного впечатления.

Еще 10 минут езды — и мы в гостях у бедуинов.

Бедуины — это кочевые африканские племена. Как цыгане, с той лишь разницей, что сытому раздолью европейских столиц бедуины предпочитают гордое одиночество в пустыне. Самый нелепый вопрос: зачем они кочуют? И самый достойный ответ: потому что им так нравится. Они никуда не спешат, не ведают мирской суеты и живут вечно (или по крайней мере 90 лет). Бедуины гораздо более рьяные мусульмане, чем остальные, оседлые, арабы. В пустыне они чувствуют себя ближе к Аллаху и очень ценят эту свою богоизбранность. А воду находят, ориентируясь на поведение птиц и верблюдов.

Прекрасно разбираются в целебных свойствах каждого случайного корешка или «верблюжьей колючки», умеют ловить газелей и буквально «из ничего» печь лепешки. Но цивилизация уже добралась и до вольных странников. Всех их переписали, задокументировали, заставляют служить в армии. Появились целые деревни — страшно сказать — оседлых бедуинов. Вот в такую-то деревню, числом в 40-45 жителей, нас и привезли. Прямо в гости к «шейху района», сотрудничающему с властями и живущему в основном доходами с туризма.

Шейх сказочно богат: у него целых пять верблюдов и автомобиль «Нива». И хотя шейх оказался каким-то чересчур современным (у него даже жена только одна, и не потому, что мало денег, а потому что однолюб), экскурсия по деревне вышла очень познавательной.

Каменный дом — только у шейха — сараюшка, по нашим представлениям. Остальные жилища из картона и прочих отходов турбизнеса. Вот так — из муки и воды — пекут лепешки, можно попробовать, так — нанизывают бусины для украшений, можно купить. Там — голубятня (голуби — любимое лакомство бедуинов), здесь – загончик с двумя газелями. Дальше «ботанический сад» — если уж есть водный источник, нужно сажать кактусы и пальмы.

И в завершение экскурсии — катание на верблюдах. Я долго выбирала себе «корабль пустыни», чтобы был поменьше ростом — страшно ведь сразу оказаться на двухметровой высоте, а вдруг «понесет»? И выбрала. Но в придачу к нему прилагался погонщик лет четырех от роду. Погонщика-то я не заметила, а потом было уже поздно. Кривляясь и подпрыгивая, как любой нормальный ребенок, маленький бедуинчик поминутно дергал поводья «моего» верблюда, а мне оставалось только надеяться на то, что умное животное само знает, как себя вести.

Закат в пустыне, когда красное солнце, послушно вписываясь в твою программу, усаживается именно на ту скалу, где его удобнее всего сфотографировать, достоин отдельной книги. Ни длинных сумерек, ни рассеянных лучей, ни полутонов — только что был день, и сразу ночь. Причем «белая ночь», почти как на Севере. Просто лунный свет отражается не от снега, а от песка. А звезд на небе — целый астрономический атлас.

Потянуло вкусным дымком из бедуинской деревни — на костре дошли до кондиции городские куры, которых всю дорогу тащил за нами джип-трудяга. Нарезаны салаты, очищены фрукты, готовы горячие лепешки. Разложены подушки на деревянных настилах — никаких столов, конечно, не полагается. Зато есть салфетки и одноразовые тарелки, так что санитарно-гигиенических проблем тоже не возникает. Здесь же, возле «раздачи», вертится наглый, откормленный приезжими бедуинский кот — рыжий и усатый. Протянул лапу к ближайшей тарелке и — хвать с нее куриную ногу! Даже убегать поленился, прекрасно знает, что, пока он под защитой туристов, наказания не последует.

Уставшие и слегка осоловевшие после застолья все медленно бредут к джипам. Довольные тем, что их наконец-то оставляют в покое, бедуины достают свои музыкальные инструменты — какие-то дуделки и стучалки типа бубнов — и вдохновенно исполняют заунывную прощальную песню. «Спасибо вам, — комментирует Таня, что вы скрасили наше одиночество». Уезжать не хочется. Не зря же гиды постоянно рассказывают об одной европейской туристке, которая так вдохновилась простой и здоровой жизнью бедуинов, что попросилась к ним. На время. Две недели ее, воздевающую руки к небу, еще встречали в деревне следующие группы. А потом она пропала. «Ее приняла пустыня», — сказал шейх, положив тем самым начало красивой легенде.

Нас тоже приняла пустыня. И пусть все выглядело несколько театрально, но песок и скалы, честное слово, были настоящими. Так добрый, могущественный великан может приласкать, а может, играючи, продемонстрировать свою силу. И тогда ласковое солнце прожжет все живое насквозь, а колючий ветер иссушит останки несчастного странника. Мы не нарушали законов пустыни, и она отпустила нас с миром.

P. S. В последнее время современные бедуины все больше живут за счет туризма. Правда и им теперь приходится думать о таких туристически-бюрократических вещах, как например, гостиница отчетные документы и прочая, прочая.

О том, как мы побывали в пустыне Сахара и про тамошних обитателей – бедуинах, расскажу в нашей сегодняшней статье.

Кто это такие? У нас принято так называть человека, который, ну совсем не…понимает ничего. А на самом деле это кочевые жители, независимо от национальной принадлежности. По сути, коренное население этой страны. Определить сколько точно таких кочевников проживает в Египте, не представляется возможным. Примерно от 50 до 150 тысяч. Почему такая разница?

Дело в том, что это этническое население не регистрирует своих детей. Вообще. Да и сами многие обходятся без документов, удостоверяющих личность. Государство к ним никаких претензий не имеет, потому что это часть истории страны.

Появились они на берегах Красного моря примерно 150 лет назад. А вообще по миру не менее 5 тысяч лет. Так и кочуют везде. Меняя свою территорию проживания раз в 7-10 лет. Переезжают, когда кончиться вода в колодце.

На джипах по Сахаре

Мы попали на экскурсию к ним после заезда на квадрациклах. Нас попросили пересесть на джипы, и мы отправились по , без каких-либо дорог и указателей искать, где они находятся.

За рулем нашей машины находился пожилой, с обветренной грубой кожей мужчина, почти старик. Сколько ему было лет, непонятно, но транспорт вел лихо. Быстро лавируя между насыпей и поднимая кучу пыли за собой.

Кстати, мы все в обязательном порядке, были в арафатках (такие клетчатые косынки, закрывающие нос и рот), так как пыль — мелкий песок, летели с ужасной скоростью и прямо в лицо.

Проехав примерно час от базы, впереди показались какие-то хижины. Рядом стояли еще несколько припаркованных джипов с туристами.

Вид с горы

Цивилизация только для туристов

Конечно, эта территория была облагорожена для таких, как мы, любопытных приезжих. Даже нашли приличный туалет. Но, как сказал наш сопровождающий, катают на верблюдах и лошадях желающих, настоящие бедуины. Это их, определенный тип заработка.

Потом прошли под навес, в котором две женщины на огне и простом металлическом листе, пекли лепешки. Которые напоминают обычный лаваш. На фото это видно.

Малышня бегала между навесами из пальмовых листьев, некоторые постарше, уже понемногу зарабатывали: катали желающих на осликах и небольших лошадках. В предыдущих статьях есть фотографии юных кормильцев. Одна из туристок презентовала им сладости. Вы бы видели, с каким счастьем в глазах эти дети делили шоколадку.

Потом мы прошли в другую крытую постройку, там один из местных продавал изделия из мази на верблюжьем молоке, амулеты из их костей.

Местные снадобья

В одном из углов постройки демонстрировался даже скелет этого животного.

Кто главный в деревне бедуинов

Иерархия построена таким образом, что без разрешения старейшины ты можешь только кушать и ходить в туалет. Все остальное решают за тебя.

  • На ком женится — спроси разрешения
  • Построить себе дом — получи добро
  • Купить скот — если позволят старшие

И так во всем и всегда. Вот такая она, бедуинская жизнь.

Вернусь к рассказу о том, как они переезжают на новое место.

Для того, что бы найти, где есть вода и туда переехать всем жителям, они вот что придумали. Две недели не поят и после этого отпускают ее гулять куда захочет. Где она остановилась, и начала ногой копать, тут несколько человек роют колодец. Через некоторое время все складывают свои пожитки и отправляются в другой дом.

Перерыв в работе

Продолжительность жизни бедуинов в Египте, как ни странно, в среднем 100-120 лет. Странность в том, как без всяких врачей и в принципе без медицины вообще так долго можно прожить? Оказывается дело в том, что за все время у них совершенно отсутствуют стрессы.

Так, как связь с внешним миром минимизирована. Некоторые, вообще никогда не выезжают за пределы общины. Нервная система не подвержена никаким волнениям. Лечит всех бедуинов шаман. Женщины выходят замуж лет в 12-13 и рожают столько детей, сколько даст Бог.

Живут себе припеваючи, без гаджетов и интернета, их это вполне устраивает.

Основное их занятие выращивать заниматься земледелием и разводить скот. Как только они умудряются вырастить что-то на таких почвах непонятно.

Вывод: Хотите жить так долго – идите туда на поселение.

Самостоятельно ехать в деревню к бедуинам нельзя

Вообще-то, самостоятельно ездить в этнические поселения, по Синаю, запрещено, так как были случаи похищения ими людей для обмена.

Потом мы поднялись на гору. Тропинка очень туда крутая и довольно долгая. Вершина просто высокая и, наверное, без всякого названия.

Сверху открывались такие красивые места. Вся открытая местность с хижинами, горы Сахары и вдалеке, настоящая экзотическая деревня. Туда шел одинокий путник, с какой- то котомкой на плече. Никаких туристов там нет, и никогда не будет за следующие, 100 лет. И живут они там долго-долго. Нам наверное, 120 лет не прожить.

Пора в домой

Солнце стало садиться, и поднялся небольшой ветерок. Надо спускаться и возвращаться в цивилизацию.

Потом был ужин на базе, где мы брали машины и квадрациклы. Нам устроили показательное выступление с танцами по стеклам, красивая девушка необычно, по- восточному, танцевала. И Мы на закате курили кальян…

Но было немного грустно. Как там они одни в Сахаре? Им не страшно?

Наверное, нет, уже привыкли за 100 лет жизни…

Это тоже интересно:

5 идей, как удивить подарком Любимую Откуда появился человек — тайна всех времен, которая с каждым днем становится все более спорной

Настоящий бедуин не променяет свой шатер и верблюда даже на шикарный коттедж в городе и новенький внедорожник. Кочевникам тяготы и лишения жизни в пустыне в сто раз милее благ цивилизации. Впрочем, так уж ли тягостно им живется? Попробуем разобраться.

Фото: today.appstate.edu

Слово "бедуин" в переводе означает "житель пустыни". А жить в пустыне – значит постоянно кочевать по ее бескрайним просторам, такова специфика этого сурового края. Свои бесконечные походы по пескам народ бедуинов начал примерно пять тысяч лет назад, и с тех пор их образ жизни претерпел лишь минимальные изменения. Перманентное состояние похода является для каждого бедуина скорее жизненным кредо и философской позицией, чем суровой необходимостью. Переходы по кажущимся европейцам безрадостными просторам народ пустыни воспринимает как благословление свыше, и каждый бедуин твердо уверен, что на условной социальной лестнице он стоит на ступеньку-другую выше оседлых арабов. Широко известен железобетонный принцип пустынных жителей, в соответствии с которым даже самый бедный бедуин не выдаст свою дочь за горожанина из многоэтажного дома, каким бы тот ни был обеспеченным. Ибо жизнь в городах и поселках противна самой природе кочевников. Стремление к походному образу жизни на лоне милой сердцу пустыни гораздо сильнее для любого бедуина, чем соблазны так называемого цивилизованного образа жизни.

Фото: dakhlabedouins.com

Мнение о постоянных тяготах и лишениях в жизни пустынных обитателей – всего лишь распространенное заблуждение. В реальности основная масса кочевников является, пусть и не богачами, но людьми вполне обеспеченными. Они по понятным причинам ничего не производят и не выращивают, но перегоняют по родным просторам немалые стада верблюдов, коз и овец. Поэтому в большинстве случаев бедуины не бедствуют. В их повседневный рацион входят довольно разнообразные продукты, включая рыбу, фрукты и всевозможные зерновые. Все это кочевники покупают или выменивают при посещении населенных пунктов. В плане жилья, вопреки еще одному заблуждению, бедуины выгодно отличаются от пушкинских цыган, которые «в шатрах изодранных ночуют». К примеру, сотканный из козьей шерсти зимний шатер бедуина оценивается в немалую сумму в две тысячи американских долларов.

А вот рассказы о глубокой привязанности восточных кочевников к их извечным спутникам верблюдам имеют все основания считаться даже приуменьшенными. На верблюдах племена перемещаются при кочевье, верблюжье молоко крайне питательно и, по бедуинским поверьям, имеет сильнейшие целебные свойства, а отходы жизнедеятельности верблюдов используются для разведения костров. Мало того, что верблюд является основой благосостояния семьи, к нему еще и относятся с особым религиозным почитанием. По обычаям бедуинов, – а строгое следование обычаям, традициям и заветам предков является основой образа жизни для любого кочевника пустыни – тело отошедшего в мир иной животного следует похоронить на специальном верблюжьем кладбище!

Даже когда речь заходит о таком важном деле, как поиск воды в пустыне, бедуины полагаются опять же на чутье своих горбатых друзей. Если верблюд, испытывающий жажду, ложится на землю и наотрез отказывается двигаться дальше, значит, есть смысл копать именно в этом месте. Для рытья колодцев, кстати, современные бедуины с удовольствием используют экскаваторы – традиции традициями, но за техническим прогрессом народ пустыни старается поспевать. Хотя в своих путешествиях по пустыне бедуинские племена полностью обходятся без электричества, как и тысячи лет назад.

Фото: fran-oise.blogspot.com

Женщины бедуинов, слыхом не слыхивавшие об эмансипации, привычно занимаются жилищем и подрастающим поколением. Мужчины, кроме заботы о стадах, активно занимаются охотой. Это только в голливудских боевиках пустыни населены сплошь ядовитыми гадами и неупокоенными египетскими жрецами. Маршруты кочевья бедуинов пролегают по таким регионам пустыни, в которых умелый охотник без труда добудет и газель, и волка, и зайца. Разнообразные птицы также нередко попадают в руки бедуинов-охотников. А ловля таких малоприятных тварей, как скорпионы, нужна пустынникам для бальзамирования ядом чучел животных (в этом искусстве бедуины достигли немалых успехов).

Вечерний досуг племени может проходить в оттачивании искусства танца и рассказа – мастерство сказителей и поэтов у бедуинов в крови. Старики учат молодежь читать Коран. Но особое внимание на вечернем привале уделяется кофе. Этот ароматный напиток занимает в жизни бедуинов особое место, а тонкости кофейной церемонии напоминают схожие тонкости японского чаепития. Кофе, по словам жителей пустыни, должен быть "крепким, как любовь, и горьким, как жизнь". Воистину же поэты!

Фото: fineartamerica.com

Консерватизм бедуинов имеет-таки разумные рамки. Еще век-другой назад племена кочевников одним из основных направлений своей деятельности считали помощь путникам и сопровождение караванов в пустыне. Причем помощь встречному страннику по традиции оказывалась на безвозмездной основе, но только если тот действительно нуждался в воде, еде и крове, и только на три дня и три ночи. Ныне с караванами в пустыне ситуация напряженная, и бедуинские общины осваивают туристический бизнес. Аравийская пустыня близ туристических центров усеяна бутафорскими деревнями кочевников. Они ходят туда, как на работу, и усиленно имитируют свой "быт" перед объективами туристических фотоаппаратов. Шейх племени нередко по совместительству является его менеджером по туризму.

Фото: howthehillsaremade.blogspot.com

В последнее время официальные власти направляют немало усилий на приучение бедуинов к оседлому образу жизни. Гражданин с ПМЖ для правительства, к примеру, Египта гораздо ценнее, чем вольный кочевник, который даже в переписи населения не участвует по идейным соображениям. Поэтому молодежи бедуинских племен предлагается возможность получения образования, создаются условия для занятия бизнесом... Но даже шейх бедуинов, устав сиживать в роскошном городском особняке, отправляется время от времени в длительное путешествие по бесконечно любимой ему пустыне, сменив шуршание шин дорогой иномарки на мерную поступь флегматичного верблюда. Зов пустыни силен.

Фото: kukmor.livejournal.com

Пустыня, верблюды, бедуины…
Каир и восточный базар…
Пирамиды и древности…
Египет в 1997 г. разительно отличался от того, что мы можем видеть в 2014 г.
Репортаж из Египта 1997 г.
Египет, каким мы его уже никогда не увидим.

(Фотографии при клике увеличиваются и открываются в отдельном окне)

Глава 2. Бедуины

Бедуины (араб. بدوي‎‎ badawī, во множ. числе beduan - «обитатель пустыни (степи)», «кочевник») – так принято называть всех жителей арабского мира, которые ведут кочевой образ жизни, независимо от их национальности или религиозной принадлежности. В основном, их так называют европейцы, не очень желающие разбираться в отличиях разных кочевых племен. На наш взгляд, понятие бедуины так же условно, как понятие «советский народ». Вроде бы и есть такой народ, такое крупное сообщество, но, по сути, оно распадается на более мелкие группы. Так и бедуины распадаются на кочующие племена с родовой культурой.

Предполагают, что бедуины кочуют по пустыне не менее 4-5 тысяч лет. Точно никто не знает. Сначала бедуины были язычниками. Потом их обратили в христианство европейские миссионеры (те миссионеры, которых бедуины не зарезали). Потом молодая напористая религия ислам вытеснила христианство в сознании бедуинов. Кочевые племена (и бедуины в их числе) часто отдают предпочтение исламу, т.к. эта религия более удобна для кочевой жизни: каждый раз строить церковь и возить с собой иконостас с колоколами не очень комфортно. Бедуины стали говорить на арабском языке. Поскольку прокормить в пустыне ораву наездников и скотоводов трудно, бедуины совершали набеги на африканские племена, особенно племена Судана. Бескрайняя зловеще-красноватая Нубийская пустыня являлась отличным убежищем для воинственных племен бедуинов. Таким образом, через бедуинов ислам успешно распространялся на юг Африки, подрывая успехи христианских миссионеров. Бедуины захватывали, как отдельных черных жителей Африки, так и целые деревни, обращали их в рабство и уводили с собой в пустыню. Путь из рабства в бескрайней пустыне был только один – принять ислам.

Понятно, что большинство здравомыслящих пленников, не так давно принявших христианство под давлением миссионеров, достаточно легко соглашались на замену только что приобретенного христианства на ислам. При этом они, конечно, втайне сохраняли свои первоначальные языческие культы. Но обретя освобождение от рабства, бывшие пленники не получали полноценную свободу в нашем понимании. В сердце Сахары, вдали от родных мест у них был небольшой выбор: уйти и погибнуть в пустыне от жажды, уйти и погибнуть в пустыне от рук воинственных племен или остаться и стать полноценным бедуином-кочевником. Большинство выбирали жизнь.

Получается, что ислам как религия и культура, многим обязан «отсталым» бедуинам. Именно эти кочевники, в том числе, расширяли границы исламского мира на благо оседлых и более просвещенных мусульман. Получается, что нищие бедуины продемонстрировали успешность своего стиля жизни, подчинив себе огромные пустынные территории и увеличив свою численность за счет бывших пленников едва ли не быстрее, чем многодетные оседлые мусульмане крупных поселений. А то, что бедуины не скопили крупных материальных ценностей и не создали значительных памятников культуры – а зачем это бедуину? В пустыне понты не нужны.

«Натура у них корыстная, хищническая, вероломная; они сладострастны и мстительны до самозабвения, но в то же время трезвы, гостеприимны, даже самоотверженны, в особенности для близких им людей, и рыцарски вежливы. Политическое и социальное устройство их такое же, как у других племен, ведущих патриархальный образ жизни. Они живут родами в шатрах или шалашах, деревни их управляются шейхами, и род из 40-50 таких деревень подчинен кади, который в одно и то же время и судья, и военачальник. Все бедуины исповедуют теперь магометанство, за исключением некоторых племен в Сирии, образующих особые секты. Они превосходные наездники, ловкие охотники, необыкновенно искусны в бросании мяча; другие удовольствия их состоят в танцах, пении и слушании сказок. В умственном отношении они очень мало развиты, но, тем не менее, им нельзя отказать в здравом смысле, живости ума и пламенной фантазии, как показывают их сказки и поэзия. Впрочем, общая характеристика бедуинов теперь едва ли возможна, так как, при широком распространении этих кочевников, многие черты их сгладились или, напротив, ярче обрисовались под влиянием различных помесей и местных условий. Вообще, название «бедуины» не может служить уже обозначением одной определённой народности, а скорее целой группы племён, с более или менее смешанным с арабским элементом. Все такие племена называют бедуинами – в отличие от тюркских кочевников Средней и Северной Азии». .

«Бедуинские племена арабского происхождения захватили пространство, простирающееся от западной границы Персии до Атлантического океана и от гор Курдистана до культурных государств негритянских народов Судана. Однако, на этом обширном пространстве, они являются господами только в пределах пустыни, тогда как в удобных для земледелия странах, в Месопотамии, Халдее, на сирийской границе, в Варварийских владениях, нельских странах и у северной окраины Судана, рядом с ними и посреди них живут народы иного происхождения. Особенно в Африке именем «бедуины» называют себя и такие кочующие племена, которые ничего общего не имеют с арабами, а принадлежат к хамитической отрасли, но которые с течением времени усвоили себе отчасти арабский язык и выдают себя за настоящих бедуинов или арабов, пришедших из Аравии. В физическом и нравственном облике бедуинов ясно сказывается их семитическое происхождение, но видоизмененное под влиянием другого склада жизни. В общем они хорошо сложены, очень худощавы, скорее жилисты, чем мускулисты, но вместе с тем отличаются силой, юркостью, выносливостью и привычкой ко всякого рода невзгодам». .

То, что среди бедуинов встречаются вполне успешные люди, доказывает фотография ниже.

Зайд бен Султан ан-Нахайян, впоследствии президент ОАЭ, во время бедуинского образа жизни. ( фото.) Об удивительном 14-м правителе из рода ан-Нахайян, правящего на территории эмирата Абу Даби уже около 250 лет, читайте в Википедии .

Бедуины делятся на племена и хамуллы (кланы). Управляющий родом кади обычно воплощает абсолютную власть: и духовную и светскую, и гражданскую судебную и военную лидерскую. Кади может управлять довольно большим сообществом в несколько десятков поселений. Руководителем поселения является шейх. Власть шейха передается от отца к старшему сыну.

«У бедуинов издавна существует традиция кровной мести, тем более что конфликты между племенами и хаммулами не являлись редкостью. Существует также традиционный для бедуинского общества механизм разрешения конфликтов между племенами и хаммулами. В этих случаях шейхи не участвующих в конфликте племён договариваются о материальной компенсации нанесённого ущерба и, после его выплаты, объявляется «сульха» (в переводе «прощение»), после чего конфликт считается исчерпанным. Среди бедуинов существует также обычай под названием «моар». Суть его состоит в следующем, перед свадьбой семья жениха выплачивает родителям невесты оговорённую заранее сумму денег, на которую невесте покупаются ювелирные украшения». .

«Традиционная бедуинская свадьба всегда проводится в палатке (даже если у семьи есть фешенебельная вилла) и считается тем более уважаемой, чем больше на ней присутствует гостей. Длится она 3 дня. Первый вечер предназначен для танцев и рисованию хной на ладони (традиция рисования хной на ладони, «хина», широко распространена в арабских странах Северной Африки и существует так же и у евреев – выходцев из мусульманских стран). Во второй вечер празднуют саму свадьбу – невеста должна быть в белом платье. А в третий вечер – праздничный стол с родственниками и друзьями, основным блюдом которого является мясо. Основа бедуинской кухни – это блюда, приготовленные из баранины. Специфические бедуинские блюда, такие как фалашиа (пресный хлеб, напоминающий еврейскую мацу), шай бил нана (мятный чай). Для приготовления праздничного свадебного стола обычно режется несколько десятков овец». .

Бедуины присутствуют не только в пустыне между Нилом и Красным море, о которой мы ведем речь, но и в Израиле. Более того, они играют там важную роль.

«В настоящее время численность израильских граждан бедуинского происхождения приближается к 150 тысячам человек. Израильские бедуины разделяются на «южных» и «северных», значительно разнящихся по своей культуре. Меньшая их часть («северные») в течение последних ста-ста пятидесяти лет осела на севере Израиля (поселения Аль Гейб, Заразир) и традиционно занимается земледелием. Основная же масса израильских бедуинов («южные») проживает в пустыне Негев, и основным их занятием издревле было кочевое животноводство (главным образом овцеводство). Их традиционным одеянием являет галабея – белая туника, и куфия – головной убор из ткани и двумя хлопковыми обручами. Женщины традиционно закрывают лицо бурку – платком, украшенном монетами, золотом или медными подвесками. Цвет вышивки на женских одеждах определяется их статусом. Красный носят замужние женщины, голубой или синий – незамужние.

Израиль, на всём протяжении своей истории, проводит в отношении бедуинов политику, направленную на расселение бедуинов в постоянных местах проживания и прекращение ведения ими кочевого образа жизни. Для этой цели бедуинам, решившим оставить кочевой образ жизни, предоставляется целый ряд льгот и привилегий. В результате основная масса израильских бедуинов переселилась в деревни. Первая из них (Телль Шева) была основана в 1974 году. Кроме этого в Негеве (главным образом, в районе Беэр-Шевы) существуют бедуинские деревни с многотысячным населением (Сегев Шалом, Лакия, Хура, Арроэр). Однако самым удачным проектом оказалась деревня Рахат, основанная в 1974 году невдалеке от автотрассы Беэр-Шева – Телль-Авив. В настоящее время в Рахате проживает 45 тысяч жителей (треть всех израильских бедуинов), и эта бедуинская деревня получила статус города. Бедуины, осевшие в организованных израильским правительством населённых пунктах (так называемые «законные бедуинские поселения»), практически все перешли от разведения овец к современным профессиям. В последние годы среди них стремительно растёт число имеющих высшее образование. Очень многие из них (в особенности жители Рахата) успешно занялись бизнесом. Но незначительное число израильских бедуинов и по настоящее время продолжает вести традиционный кочевой образ жизни, и периодически меняют своё место жительства (так называемые «незаконные бедуинские поселения»: аль-Бутым, ад-Денират и другие).

Бедуины служат в израильской армии, призываясь туда на добровольной основе. Примерно 50 % бедуинов служат сегодня в рядах ЦАХАЛ. Солдаты-бедуины в служат в боевых и элитных подразделениях на самых трудных и опасных участках. Немало бедуинов есть также в составе пограничной охраны и полиции. Есть также Бедуинский батальон ГАДСАР (Батальон бедуинских следопытов), входящий в состав Южного военного округа, бедуинский батальон спасателей при командовании тыла израильской армии и другие. Знание местности, острое зрение и прирождённые свойства воина пустыни делают бедуинов весьма полезными в разведке и в патрулировании. Как правило, גשש («гашаш» – бедуин-следопыт) идёт впереди воинской колонны, по только ему понятным признакам определяя заминированные участки. По сломанной веточке, по едва заметному следу на песке бедуин может понять, где и когда прошли террористы, где можно ждать засады. Они также способны организовать засаду таким образом, что бы она была полной неожиданностью для террористов». .

Ну, а теперь мы вернемся к классическим кочевым бедуинам, живущим и кочующим между Нилом и Красным морем. В то время как большинство наших соотечественников и даже иностранцев грели свои ленивые тела на пляжах, мы поехали к бедуинам. Посмотреть, как люди живут и свой кругозор расширить. В то время, в 1997 году, поездка к бедуинам не была таким откровенно туристическим шоу. Мы взяли проводника, который знал несколько десятков слов на английском, и поехали к бедуинам. Но об этом в следующей главе…

Электронное СМИ «Интересный мир». 24.03.2014

Дорогие друзья и читатели! Проект «Интересный мир» нуждается в вашей помощи!

На свои личные деньги мы покупаем фото и видео аппаратуру, всю оргтехнику, оплачиваем хостинг и доступ в Интернет, организуем поездки, ночами мы пишем, обрабатываем фото и видео, верстаем статьи и т.п. Наших личные денег закономерно не хватает.

Если наш труд вам нужен, если вы хотите, чтобы проект «Интересный мир» продолжал существовать, пожалуйста, перечислите необременительную для вас сумму на карту Сбербанка: Мастеркард 5469400010332547 или на карту Райффайзен-банка Visa 4476246139320804 Ширяев Игорь Евгеньевич.

Также вы можете перечислить Яндекс Деньги в кошелек: 410015266707776 . Это отнимет у вас немного времени и денег, а журнал «Интересный мир» выживет и будет радовать вас новыми статьями, фотографиями, роликами.

ОАЭ : 846 000
  • Марокко Марокко : 150 000
  • Тунис Тунис : 118 000
  • Израиль Израиль : 115 000
  • Сирия Сирия : 100 000
  • Ливан Ливан : 49 000
  • Палестина Палестина : 19 000
  • САДР САДР : 12 800

  • В Израиле

    В настоящее время численность израильских граждан бедуинского происхождения приближается к 150 тысячам человек. Израильские бедуины разделяются на «южных» и «северных», значительно разнящихся по своей культуре. Меньшая их часть («северные») в течение последних ста - ста пятидесяти лет осела на севере Израиля (поселения Аль Гейб, Заразир) и традиционно занимается земледелием. Основная же масса израильских бедуинов («южные») проживает в пустыне Негев, и основным их занятием издревне было кочевое животноводство (главным образом овцеводство). Их традиционным одеянием является галабея , белая туника, и куфия - головной убор из ткани и двумя хлопковыми обручами. Женщины традиционно закрывают лицо бурку, платком, украшенном монетами, золотом или медными подвесками. Цвет вышивки на женских одеждах определяется их статусом. Красный носят замужние женщины, голубой или синий - незамужние.

    Израиль, на всём протяжении своей истории, проводит в отношении бедуинов политику, направленную на расселение бедуинов в постоянных местах проживания и прекращения ведения ими кочевого образа жизни. Для этой цели бедуинам, решившим оставить кочевой образ жизни, предоставляется целый ряд льгот и привилегий. В результате основная масса израильских бедуинов переселилась в деревни. Первая из них (Телль Шева) была основана в 1974 году . Кроме этого в Негеве (главным образом, в районе Беэр-Шевы) существуют бедуинские деревни с многотысячным населением (Сегев Шалом, Лакия, Хура, Арроэр). Однако самым удачным проектом оказалась деревня Рахат , основанная в 1974 году невдалеке от автотрассы Беэр-Шева - Тель-Авив . В настоящее время в Рахате проживает 45 тысяч жителей (треть всех израильских бедуинов), и эта бедунская деревня получила статус города. Бедуины, осевшие в организованных израильским правительством населённых пунктах (так называемые «законные бедуинские поселения»), практически все перешли от разведения овец к современным профессиям. В последние годы среди них стремительно растёт число имеющих высшее образование . Очень многие из них (в особенности жители Рахата) успешно занялись бизнесом. Но незначительное число израильских бедуинов и по настоящее время продолжает вести традиционный кочевой образ жизни, и периодически меняют своё место жительства (так называемые «незаконные бедуинские поселения» : аль-Бутым, ад-Денират и другие).

    Бедуины служат в израильской армии, призываясь туда на добровольной основе. Примерно 50 % бедуинов служат сегодня в рядах ЦАХАЛ . Солдаты-бедуины служат в боевых и элитных подразделениях на самых трудных и опасных участках. Немало бедуинов есть также в составе пограничной охраны и полиции. Есть также Бедуинский батальон ГАДСАР (Батальон бедуинских следопытов), входящий в состав Южного военного округа, бедуинский батальон спасателей при командовании тыла израильской армии и другие. Знание местности, острое зрение и прирождённые свойства воина пустыни делают бедуинов весьма полезными в разведке и в патрулировании. Как правило, גשש («гашаш» - бедуин-следопыт) идёт впереди воинской колонны, по только ему понятным признакам определяя заминированные участки. По сломанной веточке, по едва заметному следу на песке бедуин может понять, где и когда прошел противник, где можно ждать засады. Они также способны организовать засаду таким образом, чтобы она была полной неожиданностью для противника.

    Социальная организация

    Все бедуины подразделяются на племена и хамуллы (кланы). Традиционно руководителем племени бедуинов является шейх . Звание шейха передаётся от отца к сыну. Кроме того, в бедуинском обществе (как и вообще в среде мусульман-суннитов) существует институт «кади ». Кади - это лицо духовного сана, на которого возложено осуществление актов гражданского состояния. Особенно важна его роль в регистрации брака.

    Культура

    У бедуинов издавна существует традиция кровной мести, тем более, что конфликты между племенами и хаммулами не являлись редкостью. Существует также традиционный для бедуинского общества механизм разрешения конфликтов между племенами и хаммулами. В этих случаях шейхи не участвующих в конфликте племён договариваются о материальной компенсации нанесённого ущерба и, после его выплаты, объявляется «сульха» (в переводе «прощение»), после чего конфликт считается исчерпанным. Среди бедуинов существует также обычай под названием «моар». Суть его состоит в следующем, перед свадьбой семья жениха выплачивает родителям невесты оговорённую заранее сумму денег, на которую невесте покупаются ювелирные украшения.

    Свадебная церемония

    Традиционная бедуинская свадьба всегда проводится в палатке (даже если у семьи есть фешенебельная вилла) и считается тем более уважаемой, чем больше на ней присутствует гостей. Длится она 3 дня. Первый вечер предназначен для танцев и рисованию хной на ладони (традиция рисования хной на ладони, «Хенна» Хна широко распространена в арабских странах Северной Африки и существует также у евреев - выходцев из мусульманских стран). Во второй вечер празднуют саму свадьбу - невеста должна быть в белом платье. А в третий вечер - праздничный стол с родственниками и друзьями, основным блюдом которого является мясо. Основа бедуинской кухни - это блюда, приготовленные из баранины. Специфические бедуинские блюда - фалашиа (пресный хлеб, напоминающий еврейскую мацу), шай бил нана (мятный чай). Для приготовления праздничного свадебного стола обычно режут несколько десятков овец.

    Напишите отзыв о статье "Бедуины"

    Примечания

    Литература

    • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

    Ссылки

    Отрывок, характеризующий Бедуины

    Кроме общего чувства отчуждения от всех людей, Наташа в это время испытывала особенное чувство отчуждения от лиц своей семьи. Все свои: отец, мать, Соня, были ей так близки, привычны, так будничны, что все их слова, чувства казались ей оскорблением того мира, в котором она жила последнее время, и она не только была равнодушна, но враждебно смотрела на них. Она слышала слова Дуняши о Петре Ильиче, о несчастии, но не поняла их.
    «Какое там у них несчастие, какое может быть несчастие? У них все свое старое, привычное и покойное», – мысленно сказала себе Наташа.
    Когда она вошла в залу, отец быстро выходил из комнаты графини. Лицо его было сморщено и мокро от слез. Он, видимо, выбежал из той комнаты, чтобы дать волю давившим его рыданиям. Увидав Наташу, он отчаянно взмахнул руками и разразился болезненно судорожными всхлипываниями, исказившими его круглое, мягкое лицо.
    – Пе… Петя… Поди, поди, она… она… зовет… – И он, рыдая, как дитя, быстро семеня ослабевшими ногами, подошел к стулу и упал почти на него, закрыв лицо руками.
    Вдруг как электрический ток пробежал по всему существу Наташи. Что то страшно больно ударило ее в сердце. Она почувствовала страшную боль; ей показалось, что что то отрывается в ней и что она умирает. Но вслед за болью она почувствовала мгновенно освобождение от запрета жизни, лежавшего на ней. Увидав отца и услыхав из за двери страшный, грубый крик матери, она мгновенно забыла себя и свое горе. Она подбежала к отцу, но он, бессильно махая рукой, указывал на дверь матери. Княжна Марья, бледная, с дрожащей нижней челюстью, вышла из двери и взяла Наташу за руку, говоря ей что то. Наташа не видела, не слышала ее. Она быстрыми шагами вошла в дверь, остановилась на мгновение, как бы в борьбе с самой собой, и подбежала к матери.
    Графиня лежала на кресле, странно неловко вытягиваясь, и билась головой об стену. Соня и девушки держали ее за руки.
    – Наташу, Наташу!.. – кричала графиня. – Неправда, неправда… Он лжет… Наташу! – кричала она, отталкивая от себя окружающих. – Подите прочь все, неправда! Убили!.. ха ха ха ха!.. неправда!
    Наташа стала коленом на кресло, нагнулась над матерью, обняла ее, с неожиданной силой подняла, повернула к себе ее лицо и прижалась к ней.
    – Маменька!.. голубчик!.. Я тут, друг мой. Маменька, – шептала она ей, не замолкая ни на секунду.
    Она не выпускала матери, нежно боролась с ней, требовала подушки, воды, расстегивала и разрывала платье на матери.
    – Друг мой, голубушка… маменька, душенька, – не переставая шептала она, целуя ее голову, руки, лицо и чувствуя, как неудержимо, ручьями, щекоча ей нос и щеки, текли ее слезы.
    Графиня сжала руку дочери, закрыла глаза и затихла на мгновение. Вдруг она с непривычной быстротой поднялась, бессмысленно оглянулась и, увидав Наташу, стала из всех сил сжимать ее голову. Потом она повернула к себе ее морщившееся от боли лицо и долго вглядывалась в него.
    – Наташа, ты меня любишь, – сказала она тихим, доверчивым шепотом. – Наташа, ты не обманешь меня? Ты мне скажешь всю правду?
    Наташа смотрела на нее налитыми слезами глазами, и в лице ее была только мольба о прощении и любви.
    – Друг мой, маменька, – повторяла она, напрягая все силы своей любви на то, чтобы как нибудь снять с нее на себя излишек давившего ее горя.
    И опять в бессильной борьбе с действительностью мать, отказываясь верить в то, что она могла жить, когда был убит цветущий жизнью ее любимый мальчик, спасалась от действительности в мире безумия.
    Наташа не помнила, как прошел этот день, ночь, следующий день, следующая ночь. Она не спала и не отходила от матери. Любовь Наташи, упорная, терпеливая, не как объяснение, не как утешение, а как призыв к жизни, всякую секунду как будто со всех сторон обнимала графиню. На третью ночь графиня затихла на несколько минут, и Наташа закрыла глаза, облокотив голову на ручку кресла. Кровать скрипнула. Наташа открыла глаза. Графиня сидела на кровати и тихо говорила.
    – Как я рада, что ты приехал. Ты устал, хочешь чаю? – Наташа подошла к ней. – Ты похорошел и возмужал, – продолжала графиня, взяв дочь за руку.
    – Маменька, что вы говорите!..
    – Наташа, его нет, нет больше! – И, обняв дочь, в первый раз графиня начала плакать.

    Княжна Марья отложила свой отъезд. Соня, граф старались заменить Наташу, но не могли. Они видели, что она одна могла удерживать мать от безумного отчаяния. Три недели Наташа безвыходно жила при матери, спала на кресле в ее комнате, поила, кормила ее и не переставая говорила с ней, – говорила, потому что один нежный, ласкающий голос ее успокоивал графиню.
    Душевная рана матери не могла залечиться. Смерть Пети оторвала половину ее жизни. Через месяц после известия о смерти Пети, заставшего ее свежей и бодрой пятидесятилетней женщиной, она вышла из своей комнаты полумертвой и не принимающею участия в жизни – старухой. Но та же рана, которая наполовину убила графиню, эта новая рана вызвала Наташу к жизни.
    Душевная рана, происходящая от разрыва духовного тела, точно так же, как и рана физическая, как ни странно это кажется, после того как глубокая рана зажила и кажется сошедшейся своими краями, рана душевная, как и физическая, заживает только изнутри выпирающею силой жизни.
    Так же зажила рана Наташи. Она думала, что жизнь ее кончена. Но вдруг любовь к матери показала ей, что сущность ее жизни – любовь – еще жива в ней. Проснулась любовь, и проснулась жизнь.
    Последние дни князя Андрея связали Наташу с княжной Марьей. Новое несчастье еще более сблизило их. Княжна Марья отложила свой отъезд и последние три недели, как за больным ребенком, ухаживала за Наташей. Последние недели, проведенные Наташей в комнате матери, надорвали ее физические силы.
    Однажды княжна Марья, в середине дня, заметив, что Наташа дрожит в лихорадочном ознобе, увела ее к себе и уложила на своей постели. Наташа легла, но когда княжна Марья, опустив сторы, хотела выйти, Наташа подозвала ее к себе.
    – Мне не хочется спать. Мари, посиди со мной.
    – Ты устала – постарайся заснуть.
    – Нет, нет. Зачем ты увела меня? Она спросит.
    – Ей гораздо лучше. Она нынче так хорошо говорила, – сказала княжна Марья.
    Наташа лежала в постели и в полутьме комнаты рассматривала лицо княжны Марьи.
    «Похожа она на него? – думала Наташа. – Да, похожа и не похожа. Но она особенная, чужая, совсем новая, неизвестная. И она любит меня. Что у ней на душе? Все доброе. Но как? Как она думает? Как она на меня смотрит? Да, она прекрасная».
    – Маша, – сказала она, робко притянув к себе ее руку. – Маша, ты не думай, что я дурная. Нет? Маша, голубушка. Как я тебя люблю. Будем совсем, совсем друзьями.
    И Наташа, обнимая, стала целовать руки и лицо княжны Марьи. Княжна Марья стыдилась и радовалась этому выражению чувств Наташи.
    С этого дня между княжной Марьей и Наташей установилась та страстная и нежная дружба, которая бывает только между женщинами. Они беспрестанно целовались, говорили друг другу нежные слова и большую часть времени проводили вместе. Если одна выходила, то другаябыла беспокойна и спешила присоединиться к ней. Они вдвоем чувствовали большее согласие между собой, чем порознь, каждая сама с собою. Между ними установилось чувство сильнейшее, чем дружба: это было исключительное чувство возможности жизни только в присутствии друг друга.
    Иногда они молчали целые часы; иногда, уже лежа в постелях, они начинали говорить и говорили до утра. Они говорили большей частию о дальнем прошедшем. Княжна Марья рассказывала про свое детство, про свою мать, про своего отца, про свои мечтания; и Наташа, прежде с спокойным непониманием отворачивавшаяся от этой жизни, преданности, покорности, от поэзии христианского самоотвержения, теперь, чувствуя себя связанной любовью с княжной Марьей, полюбила и прошедшее княжны Марьи и поняла непонятную ей прежде сторону жизни. Она не думала прилагать к своей жизни покорность и самоотвержение, потому что она привыкла искать других радостей, но она поняла и полюбила в другой эту прежде непонятную ей добродетель. Для княжны Марьи, слушавшей рассказы о детстве и первой молодости Наташи, тоже открывалась прежде непонятная сторона жизни, вера в жизнь, в наслаждения жизни.
    Они всё точно так же никогда не говорили про него с тем, чтобы не нарушать словами, как им казалось, той высоты чувства, которая была в них, а это умолчание о нем делало то, что понемногу, не веря этому, они забывали его.
    Наташа похудела, побледнела и физически так стала слаба, что все постоянно говорили о ее здоровье, и ей это приятно было. Но иногда на нее неожиданно находил не только страх смерти, но страх болезни, слабости, потери красоты, и невольно она иногда внимательно разглядывала свою голую руку, удивляясь на ее худобу, или заглядывалась по утрам в зеркало на свое вытянувшееся, жалкое, как ей казалось, лицо. Ей казалось, что это так должно быть, и вместе с тем становилось страшно и грустно.
    Один раз она скоро взошла наверх и тяжело запыхалась. Тотчас же невольно она придумала себе дело внизу и оттуда вбежала опять наверх, пробуя силы и наблюдая за собой.
    Другой раз она позвала Дуняшу, и голос ее задребезжал. Она еще раз кликнула ее, несмотря на то, что она слышала ее шаги, – кликнула тем грудным голосом, которым она певала, и прислушалась к нему.
    Она не знала этого, не поверила бы, но под казавшимся ей непроницаемым слоем ила, застлавшим ее душу, уже пробивались тонкие, нежные молодые иглы травы, которые должны были укорениться и так застлать своими жизненными побегами задавившее ее горе, что его скоро будет не видно и не заметно. Рана заживала изнутри. В конце января княжна Марья уехала в Москву, и граф настоял на том, чтобы Наташа ехала с нею, с тем чтобы посоветоваться с докторами.

    После столкновения при Вязьме, где Кутузов не мог удержать свои войска от желания опрокинуть, отрезать и т. д., дальнейшее движение бежавших французов и за ними бежавших русских, до Красного, происходило без сражений. Бегство было так быстро, что бежавшая за французами русская армия не могла поспевать за ними, что лошади в кавалерии и артиллерии становились и что сведения о движении французов были всегда неверны.
    Люди русского войска были так измучены этим непрерывным движением по сорок верст в сутки, что не могли двигаться быстрее.
    Чтобы понять степень истощения русской армии, надо только ясно понять значение того факта, что, потеряв ранеными и убитыми во все время движения от Тарутина не более пяти тысяч человек, не потеряв сотни людей пленными, армия русская, вышедшая из Тарутина в числе ста тысяч, пришла к Красному в числе пятидесяти тысяч.
    Быстрое движение русских за французами действовало на русскую армию точно так же разрушительно, как и бегство французов. Разница была только в том, что русская армия двигалась произвольно, без угрозы погибели, которая висела над французской армией, и в том, что отсталые больные у французов оставались в руках врага, отсталые русские оставались у себя дома. Главная причина уменьшения армии Наполеона была быстрота движения, и несомненным доказательством тому служит соответственное уменьшение русских войск.