Разное

Мадонна под яблоней. Мадонна с Младенцем под яблоней


Лукас Кранах Старший. «Мадонна с Младенцем под яблоней» конец 1520х холст (перевод с дерева) темпера, масло Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж Справа, на стволе дерева значок дракона. Поступила в середине XIX века (до 1859).

В образе мадонны с младенцем, в руках которого изображены хлебец и яблоко, заключено характерное для живописи годов Реформации символическое содержание: Мария - «вторая Ева», искупившая, в качестве матери Христа, грех «первой Евы». Яблоко - символ грехопадения Адама, хлебец - символ «тела Христова». Т.е. искупления Христом «первородного греха» Адама.


Лукас Кранах Старший. «Мадонна с Младенцем под яблоней» фрагмент

Предполагают, что моделью для этого образа послужила Сибилла Клевская, невеста Иоганна Фридриха Саксонского, у которого Кранах состоял на службе. Ему доверили воспитание юного Иоганна Фридриха. И в 1526 году художник во главе Саксонского посольства прибыл ко двору курфюрста Иоганна III Миротворца в Бранденбурге, чтобы посватать его дочь Сибиллу за своего воспитанника. Тип лица Сибиллы с тех пор не только повторяется в ее многочисленных портретах, вышедших из мастерской Кранаха, но и встречается в образах его библейских и мифологических персонажей. Кранах необычно часто для лютеранина писал образ Мадонны. Лютер, с которым дружил художник, относился к этому терпимо. Видимо, большинство заказчиков было католиками.
Эта работа вдохновила Иосифа Бродского написать стихотворение, которое он так и назвал — «Иллюстрация»:
В накидке лисьей — сама хитрей,
чем лиса с холма
лесного, что вдалеке
склон полощет в реке,
сбежав из рощи, где бог,
охотясь, вонзает в бок
вепрю жало стрелы,
где бушуют стволы,
покинув знакомый мыс,
пришла под яблоню из
пятнадцати яблок — к ним
с мальчуганом своим.
Головку набок склоня,
как бы мимо меня, ребенок,
сжимая плод, тоже смотрит вперед.
Бродский, сосчитавший точно все яблоки, прекрасен тут своей метафорой — или ненамеренной ошибкой: на картине нет никакой накидки, вместо нее — рыжие волосы, но хитроватый прищур и ощущение лисы присутствуют.


Лукас Кранах Старший. «Венера и Амур» (1509) переведена с дерева на холст в 1850, при этом формат изменен, темпера, масло Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.

В 1769 году Екатерина II приобрела крупную коллекцию из более 600 картин у наследников саксонского министра, графа Генриха фон Брюля, в которой была и картина Лукаса Кранаха Старшего «Венера и Амур», - первая работа Кранах, попавшая в Россию.
Слева на листке бумаги монограмма и дата LC со знаком дракона.
По обе стороны головы Венеры - двустишие, предостерегающее от соблазна: «Всеми силами души гони Купидоново сладострастие, иначе твоей ослепительной душой овладеет Венера». Автором латинского дистихона мог быть кто-либо из виттенбергских гуманистов, с которыми Кранах был особенно тесно связан после поездки в Нюрнберг в 1508 году (Шоль или Сибутус).
Это самое первое из известных науке обращений Лукаса Кранаха к теме Венеры, к языческой традиции, к теме, контрастирующей с тем, о чем говорили в Виттенберге — городе протестантском, где были популярны диспуты о христианской вере. Впрочем, недаром там же был и университет, в котором те же ученые мужи могли предаваться диспутам и об античных богах. Кранах здесь делает то, что до него осмеливались сделать только люди вроде Боттичелли: он поклоняется фактически античным богам, выставляя их на всеобщее обозрение. Фронтальное изображение обнаженной женщины, конечно, должно было шокировать современников. В картине очень много отсылок к творчеству Альбрехта Дюрера: сама постановка фигуры на темном фоне, записка с левой стороны от Венеры отсылает к иллюзионистским приемам дюреровского творчества. Однако сам Дюрер изображал так лишь Еву, а не античное божество. Одновременно в этой картине начинает проявляться еще один важный для Кранаха сюжет — тема, именуемая немецким словом Weibermacht, «власть женщин над мужчинами».
После 1530 года Кранах и его мастерская многократно обращались к этому сюжету. Насчитывается около 35 картин кисти Кранаха, его учеников, последователей и подражателей с изображением Венеры и Амура.


Мастерская Лукаса Кранаха Старшего "Неравная пара (богатый крестьянин и молодая куртизанка" (Нач. 1530 Дерево (бук?) масло Собрание Светланы Антоновой Москва


Лукас Кранах Старший "Неравная пара (старуха и молодой человек)" начало 1520х дерево (бук) темпера, масло Музей изящных искусств Будапешт


Лукас Кранах Старший "Неравная пара (старуха и молодой человек)" фрагмент


Лукас Кранах Старший.» Адам и Ева. Грехопадение» 1527 дерево (бук) темпера, масло. Москва, ГМИИ им.А.С.Пушкина

Из ""трофейного фонда"": Работа "Адам и Ева" ("Грехопадение") долгое время считалась одним из главных шедевров коллекции в Готе. Картину, в которой Кранах предстает не только как мастер обнаженной натуры, но и как тонкий ландшафтный художник, саксонские курфюрсты приобрели для своего собрания еще в 1624 году. Эта картина первой "выбралась" из спецхрана. Впервые она была показана на выставке "Дважды спасенные" в 1995 году.


Лукас Кранах Старший.» Адам и Ева. Грехопадение» фрагмент

Лукас Кранах Старший был убежденным сторонником Лютера. В сознании людей той эпохи грехопадение было связано с проблемой личной ответственности человека за свои поступки. Лютеране много размышляли над текстами Ветхого Завета. В Книге Бытия детально описано сотворение Адама и Евы и их изгнание из райского сада. Грехопадение, отказ от покаяния и изгнание прародителей из Эдема повергло будущее человечество в суетность земной жизни.


Лукас Кранах Старший. «Грехопадение, изгнание из рая и искупительная жертва Христа (Аллегория Ветхого и Нового Завета)» (1529) Дерево (липа) темпера масло Гота, Фонд замка Фриденштайн

Чрезвычайно важный в контексте исторической ситуации и для творчества Кранаха сюжет, существующий в нескольких версиях и вариантах, вплоть до повторения в книжной миниатюре. Программу этой картины, как считается, мог придумать сам Филипп Меланхтон — радикальный сторонник Лютера и идеолог Реформации. Здесь в единой истории заключены взгляды Лютера и Кранаха на судьбу человеческого рода и на отношения между человеком и Богом. Снабжена она текстовыми пояснениями по нижнему краю, чтобы зритель не запутался.
Начинается аллегория сотворением человека и мира, Господь отделяет воду от суши, мир, ему внимают ангельские хоры. Тут Адам и Ева совершают свое грехопадение, а здесь является падший человек, которого преследуют по пятам Смерть и Дьявол, два главных врага. Дьявол непременно обращает на себя внимание зрителей своим каким-то странным нутром с сочетанием биологии и механики, похожим на рисунки сумасшедших, но так или иначе это все нас отсылает, конечно же, к Босху.


Моисей показывает на свой Закон, свои заповеди.


Лукас Кранах Старший. «Грехопадение, изгнание из рая и искупительная жертва Христа (Аллегория Ветхого и Нового Завета)» фрагмент

Другая сцена разворачивается на второй половине, где этот самый человек, нуждающийся в спасении, приходит к Крещению через Иоанна Крестителя и на него проливается божественная кровь Христова, которая смывает грехи. Рядом снова изображены Смерть и Дьявол, они лежат здесь, поверженные, в сторонке, и над ними — триумф божественного Агнца, Агнца Божьего, то есть, символа Христа, и пещера, где совершается его воскресение, и вот он сам здесь с флагом святого Георгия, победителя дракона, символ всей победы.
И здесь параллель двух эпох, времени старого и времени нового: здесь справа — какой-то кранаховский город, очевидно, 1529 года, а слева — пустыня египетская, в которой евреи оказываются атакованы дикими змеями. Это поклонение Медному змею — как предвозвестник, парафраза событий Нового Завета, изображение этого змея становится очевидной визуальной параллелью Распятия. Немаловажный нюанс: кроме Моисея и Иоанна Крестителя, нигде в этой истории нет посредников между человеком и Богом — ни прелатов, ни епископов — в полном соответствии с пятью принципами протестантского богословия, пятью протестантскими «Только...»


Лукас Кранах Старший. «Портрет кардинала Альбрехта Бранденбургского» 1526 Холст, перевод с дерева, темпера, масло Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж

Католический кардинал Альбрехт Бранденбургский был непримиримым врагом Реформации, истреблял протестантов огнем и мечом и был сторонником в этом деле самых радикальных мер. Портрет несколько пострадал — в особенности правый глаз — при реставрации в Эрмитаже в XIX веке. Техника перевода картин с дерева на холст, от которой сегодня все единодушно отказались, была, начиная с XVIII столетия, попыткой сохранить картины на досках от воздействия жуков и от других опасностей, но принесла гораздо больше вреда, чем пользы.


Мастерская Лукаса Кранаха Старшего. курфюрст Саксонии Иоганн Фридрих Великодушный. 1528. Дерево (буг) масло ГМИИ им. А.С.Пушкина

Интересна история, которая произошла уже в старости Кранаха Старшего. Его воспитанник Иоганн Фридрих Великодушный, который возглавил коалицию протестантских князей, потерпел поражение в битве при Мюльберге, где ему противостояли католики во главе с Карлом V. Иоганн Фридрих в качестве пленника был отправлен в замок, недалеко от Инсбрука. И вот 75-летний художник добровольно едет к своему покровителю, чтобы разделить с ним изгнание и тяжесть поражения, оставив мастерскую на попечение младшему сыну, выступив как верный вассал своего покровителя; при этом лояльность его была штукой относительной. Кранах работал и на католиков, и на протестантов, стремился сделать хороший бизнес в любой ситуации. Там художник прожил пять лет. Когда Иоганн Фридрих Великодушный был прощен и отправлен в Веймар, Кранах едет туда же. Благо там же жила его дочь со своей семьей. В Веймаре до сих пор есть могила Кранаха - на старом кладбище Якобсфриденхоф.


Лукас Кранах Старший и мастерская. Портрет дамы с яблоком. 1527 Дерево (дуб) темпера, масло Прага. Картинная галерея Пражского града


Лукас Кранах Старший. «Женский портрет» (1526) дерево (буг) масло Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж. Поступила в конце XVIII века (до 1797 года)

Эта работа из Эрмитажа является суммой всех кранаховских женских портретов: в ней его стереотипно написанные костюмы со шнуровкой, и его плоскостно написанные руки, и немецкий пейзаж, и характерную красную шляпу, в которую одеты его многочисленные Венеры, куртизанки и многие другие персонажи, вышедшие из кранаховской мастерской. В чертах лица модели с узкими глазами и несколько плосковатым лицом, писанным не то в фас, не то в профиль, не то одновременно и так и так, видят предположительно или вполне достоверно портрет Сибиллы фон Клеве, Сибиллы Клевской, которая была супругой Иоганна Фридриха Великодушного и которая могла этими своими чертами наделить многих других кранаховских красавиц..


Лукас Кранах Старший. «Женский портрет» фрагмент

Причиной частого повторения этого женского образа может быть также почтение к жене вероучителя (Лютера), посаженным отцом которой на свадьбе был младший сын Лукас Кранах и к невесте наследника княжества, которому художник впоследствии сопутствовал в годы плена.
Украшения на шее — по утверждению современных ученых — не золото, а делались из дерева по специальной технике, напоминавшей папье-маше


Лукас Кранах Старший и мастерская «Сибилла фон Клеве, герцогиня Саксонская» 1535 дерево (бук темпера, масло Гота, Фонд замка Фриденштайн

Портрет из музея в Гейдельберге, хотя попал к нам из Готы. В конце войны немцы перевезли музейные сокровища в штольни в Тюрингии, Саксонии, и произведения из разных музеев там оказались рядом. Небольшое изображение, напоминающие сегодняшние открытки, оно было чем-то между листовкой и визитной карточкой и основывалось на печатной графике, которая раскрашивалась. Текст, нанесенный типографским способом, перечисляет заслуги портретируемого. Образ Сибиллы фон Клеве искажен почти до карикатуры. Особенно это заметно при сравнении с предыдущим портретом Сибиллы фон Клеве.


Сибилла Клевская (17 января 1512 — 21 февраля 1554) — супруга Иоганна Фридриха, курфюрста Саксонии. Приходилась сестрой Анне Клевской, четвёртой жене короля Англии Генриха VIII.

Сибилла Клевская была старшей дочерью герцога Клевского Иоганна III и Марии фон Юлих-Берг (1491—1543). В сентябре 1526 года Лукас Кранах сосватал 14-летнюю Сибиллу за наследника саксонского престола Иоганна-Фридриха Великодушного. Венчание прошло в начале июня 1527 года в замке Бург.С Иоганном-Фридрихом у неё было четверо сыновей: Иоганн Фридрих II (8 января 1529 — 9 мая 1595), герцог Саксен-Готский в 1554—1566 гг, Иоганн Вильгельм (11 марта 1530 — 2 марта 1573), Иоганн Эрнест (5 января 1535 — 11 января 1535), Иоганн Фридрих III (16 января 1538 — 31 октября 1565). Иоганн-Фридрих Великодушный умер две недели спустя после смерти своей жены, Сибиллы Клевской. Вместе они поддерживали реформаторское движение.
Множество портретов Сибиллы Клевской создал Лукас Кранах Старший. На самом раннем (1526) она изображена невестой (Государственные художественные собрания, Веймар). Уже после её смерти Кранах закончил алтарь в веймарской церкви, где портрет Сибиллы дополняет портрет её мужа. Так же Кранах создал шутливый аллегорический портрет Сибиллы в виде Юдифи с головой Иоганна Фридриха в руках.

.
Лукас Кранах Старший и мастерская «Курфюрст Саксонии Иоганн Фридрих Великодушный», 1530х дерево (бук) темпера, масло Гота, Фонд замка Фриденштайн

Портрет из музея в Гейдельберге, хотя попал к нам из Готы. Та же история, что и с предыдущим портретом.


Лукас Кранах Старший и мастерская «Курфюрст Саксонии Иоганн I Твердый», 1530х дерево (бук) темпера, масло Гота, Фонд замка Фриденштайн

Как и два предыдущих - небольшое изображение, напоминающие сегодняшние открытки, оно было чем-то между листовкой и визитной карточкой и основывалось на печатной графике, которая раскрашивалась. Текст, нанесенный типографским способом, перечисляет заслуги портретируемого.

Иоганн Твёрдый (Постоянный) (; 30 июня 1467, Мейсен — 16 августа 1532) — саксонский курфюрст с 5 мая 1525. Сын саксонского курфюрста Эрнста. Юность провёл при дворе императора Фридриха III. Участвовал в походах Максимилиана I против венецианцев и венгров. После смерти отца управлял Саксонией вместе с братом Фридрихом Мудрым, а после смерти последнего (1525) стал единовластным правителем Саксонии. Он был одним из первых последователей Лютера и в августе 1525 года приказал духовенству своей страны проповедовать лишь чистое евангельское учение. Твёрдость, с которой курфюрст Иоганн вынес угрозы лишить его курфюршества за отступление от католичества, доставила ему название Твёрдого.


Лукас Кранах Старший и мастерская «Курфюрст Саксонии Фридрих III Мудрый», дерево (бук) темпера, масло Гота, Фонд замка Фриденштайн

Фри́дрих III Му́дрый (17 января 1463, дворец Хартенфельс в Торгау — 5 мая 1525, Лохау) — курфюрст Саксонский с 26 августа 1486 года. Сын курфюрста Эрнста, которому и наследовал в 1486 году после его смерти. Остальными владениями управлял вместе со своим братом Иоганном Твёрдым. Благодаря хорошему воспитанию, усердному чтению и общению с учёными, отличался редким знанием произведений древних писателей. Пользовался большим уважением императора Максимилиана I и у всех имперских князей. В 1502 году он основал Виттенбергский университет, о развитии которого много заботился. Из этого университета, в котором одно время профессорами были Лютер и Меланхтон, разлилась потом по всей Германии волна Реформации. Фридрих стал могущественным защитником Лютера и после его осуждения на Вормсском сейме предоставил ему убежище в Вартбурге. В 1519 году после смерти императора Максимилиана курфюрсты предложили Фридриху императорскую корону, но, чувствуя себя недостаточно сильным для этого, он отклонил их выбор и способствовал избранию внука Максимилиана, Карла Испанского, отплатившего ему потом неблагодарностью. Не признавая себя открыто сторонником учения Лютера, Фридрих беспрепятственно допускал его распространение в своей стране. Умер Фридрих посреди в разгар Крестьянской войны. Он не был женат, ему наследовал его брат, Иоганн Твёрдый. Его статуя входит в состав памятника Лютеру, воздвигнутого в Вормсе.


Лукас Кранах Старший и мастерская (Ганс Кранах?). «Юдифь на пиру в лагере Олоферна» (1531), дерево (липа) темпера, масло Гота, Фонд замка Фриденштайн

Парные картины "Юдифь на пиру в лагере Олоферна" и "Юдифь, обезглавливающая Олоферна" из старого собрания замка Фриденштайн в Готе впервые упомянуты в инвентаре 1644 года. Предполагают, что ассистентом художника был его старший сын Ганс Кранах.

Здесь - наглядный символ женского могущества: ведь красотой своей Юдифь соблазняет Олоферна, который потом за это жестоко наказан, ему отрубают голову. Но кроме этой истории есть здесь и иллюстрация того мира придворной жизни, турниров, пиров и праздников, который Кранах застал при саксонском дворе и к украшению которого приложил руку. Такие парадные, торжественные изображения, утопающие в пейзаже, за которые, как известно, его особенно ценил саксонский курфюрст, интересно рассматривать. Еще одна прекрасная деталь - еда на столе. На картине Олоферн чертами лица и характерным фасоном щегольски сдвинутой набок широкополой шляпы напоминает Карла V, императора Священной Римской империи, ревностного католика и злейшего врага саксонского курфюрста Иоганна Твердого, на службе у которого состоял Кранах. В протестантских кругах поступок библейской героини Юдифи воспринимался как символ отважного тираноубийства, противостояние германских вольных городов религиозной экспансии Карла V.


История Олоферна подается здесь как бы между прочим, как рассказ о вещах, которые Лукас Кранах видел сам, и вот тут в углу очень кстати приходится его автопортрет. Художник показывает пальцем на стол, за котором он как бы символически сам присутствует.


Лукас Кранах Старший и мастерская. «Юдифь на пиру в лагере Олоферна». Фрагмент


Лукас Кранах Старший и мастерская (Ганс Кранах?)., «Юдифь, обезглавливающая Олоферна» (1531) дерево (липа) темпера, масло Гота, Фонд замка Фриденштайн

На фоне основного события происходит масса всего: парадные турниры, рыцарские сходы, игроки в кости, которые, конечно же, воплощают такой же образ греха и могут быть аллегорией грешного ассирийского войска, погрязшего в праздном времяпрепровождении, — а над всем этим высится собор в духе поздней готики, изображающий, если верить книгам, город Варбург.


Лукас Кранах Старший и мастерская (Ганс Кранах?)., «Юдифь, обезглавливающая Олоферна» фрагмент

Христианские богословы трактовали библейскую историю иудейки Юдифи, обезглавившей вождя ассирийского войска Олоферна, защищая свой народ, как символическую победу чистоты и смирения над похотью и гордыней. В Италии эпохи Возрождения Юдифь чаще всего представляли как молодую прекрасную женщину с мечом в правой руке и отрубленной головой Олоферна в левой. Рядом было принято изображать старуху-служанку для различия с Саломеей, одинокой юной особы, держащей серебряное блюдо с головой Иоанна Крестителя.


Лукас Кранах Старший «Плоды ревности (Серебряный век)» 1530 дерево (дуб), темпера, масло Подпись в виде изображения дракона и дата справа внизу. Не позднее 1851- собр. Христиана Шухардта, Веймар; до 1873 собр. Ф.Липпмана, Вена; с 1891 собрание -Д.И.Щукина, Москва; с 1918 2-й Музей старой западной живописи; с 1924 в коллекциях ГМИИ.

Возможно, сюжет был подсказан художнику его друзьями-гуманистами из Виттенбергского университета, которые полагали, что праведная земная жизнь и богоугодные дела способны после смерти возвратить душу человека в потерянный прародителями рай. Картина «Плоды ревности» навеяна, вероятно, сюжетом древнегреческого поэта Гесиода «Труды и дни», и рассказывает нам ту же историю, что и новозаветное предание, — историю об ухудшении человека, о том, как с течением времени происходят изменения. О том, как на смену золотому веку приходит серебряный, серебряному — бронзовый и каждый раз жители этих веков становятся все несчастнее, все наглее, все агрессивнее, им все труднее ладить друг с другом. Группа на переднем плане разрывает между собой некую девушку, за что ее прозвали «плодами ревности» и видели в ней массу разнообразных аллегорий. Протестантский нравоучительный смысл все же ясен: перед нами человечество, первобытное, дикое и странное, оно уже подверглось тем самым воздействиям греха, тем самым событиям, которые находят свою параллель в истории Адама и Евы. Она, эта группа, могла быть подсмотрена Кранахом на одном алтаре Мемлинга, ныне хранящемся в Варшаве. Но в правой части здесь равнодушно взирают на эти события очень стереотипные кранаховские обнаженные девицы, которых искусствовед Бернард Айкема, не стесняясь в выражениях, обзовет Лолитами, — и в них тоже несомненный секрет кранаховского успеха.


Лукас Кранах Старший и мастерская. «Лукреция» (1535) дерево (липа или тополь) темпера, масло Нижний Новгород, Нижегородский государственный художественный музей

Один из самых характерных сюжетов кранаховской мастерской, иногда штампованных и одновременно довольно забавных, — это Лукреция, которая является персонажем древнеримской истории о чести и доблести, образцом добродетели. Будучи супругой одного римского патриция, она была обесчещена сыном тирана Тарквиния Гордого и должна была смыть с себя позор единственным возможным способом по римскому законодательству — она должна была заколоть себя, сделать это на глазах у мужа. Это событие послужило началом бунта, поднятого Луцием Юнием Брутом и привело к свержению царской власти в Риме и к установлению республики. Именно поэтому на протяжении веков римской истории и в дальнейшем Лукреция была весьма почитаема. Кранах превращает этот сюжет в немного гламурную позирующую девушку с обнаженной грудью, которая, естественно пользовалась спросом и продавалась очень хорошо — есть более 20 повторений этой истории. Девушки на них всегда меняются в угоду вкусу заказчика. Работа эта из Нижегородского музея и давно не проходила реставрацию, а ранее была в фонде ГМИИ.

http://www.m24.ru/m/galleries/4816/
http://www.colta.ru/articles/art/10621?part=1
Государственный Эрмитаж Живопись XIV-XVI веков. Редакторы М.И. Артамонов и В.Ф.Левинсон-Лессинг Совместное издание издательства Артия, Прага и издательства «Советский художник» Ленинград 1965г

Мадонна с младенцем под яблоней.1520-1530 гг. Лукас Кранах Старший (1472-1553)
Размеры: 87 х 59 сантиметров.
поступление 1851 г.
Lucas Cranach I. The Virgin and Child under an apple tree.
Творчество выдающегося немецкого художника Лукаса Кранаха Старшего - мастером северного ренессанса, особенно наглядно отражает своеобразие немецкого Возрождения, которое возникло в несколько иных, отличных от Италии социально-политических условиях и окончательно сформировалось в бурную эпоху крестьянской войны и Реформации. В период расцвета своих творческих сил Кранах был близким другом Мартина Лютера и оставил замечательную галерею портретов великого реформатора и его современников. Его творчество, питавшееся передовыми идеями времени, так же как и творчество гениального Дюрера, означало окончательную победу в немецком искусстве земных начал, светских, гуманистических идеалов и принципов реализма.

Мадонна с младенцем под яблоней» выражает немецкий народный идеал красоты человека и патриотические чувства любви к родной земле. Рыжеволосая красавица-мать с пышной, ниспадающей на плечи прической и, по-видимому, «модным» тогда разрезом глаз сродни тем героиням, которые предстают на портретах и мифологических картинах художника. Прозрачная газовая ткань, прикрывающая ее шею, еще больше увеличивает это сходство с Венерой, Лукрецией или аллегорической фигурой Чадолюбия. Чертами верного наблюдения действительности отличается и младенец, в фигуре которого художник подчеркивает пропорции детского тельца. Яблоко в его руке и яблоня с красными плодами являются символом Мадонны как новой Евы, искупающей человечество от первородного греха. Однако в общем художественном строе картины аппетитные, налитые спелым соком плоды являются, скорее, как бы символом нового, чувственного восприятия жизни. Превосходный пейзаж заднего плана изобилует подробнейшими деталями реальной немецкой действительности. Она находится в яблоневом саду на фоне пейзажа с видом Саксонии замком и горами.
Кранах изобразил Мадонну в образе молодой женщины, напоминающей принцессу из немецких сказок. Одежда Мадонны соответствует одежде немецких аристократок. Цветовая гамма картины разнообразна и насыщена благородным красным, желтым, золотистым, зеленым и их оттенками. Мадонна и Младенец Иисус, с деликатно подчеркнутыми пропорциями детского тельца, внимательно смотрят на зрителя, словно давая понять, что они знают все, что приготовила им судьба и они готовы это принять. Взгляд удлиненных глаз Богоматери печален и задумчив - она знает, что должна потерять сына. Прямым намеком на это служат яблоко и хлеб в руках Младенца, символы искупления греха.

Лукас Кранах старший (Lucas Cranach the Elder, Lucas Cranach der Ältere, 1472-1553) родился в Кронах в Северной Франконии (позже художник использовал название места рождения в качестве своей фамилии), его отец Ханс Майер был художником и первоначально обучил сына искусству рисования. Где Кранах продолжил свое художественное образование доподлинно неизвестно, но есть мнение, что он работал в Бамберге и Ашаффенбурге, а также работал в Вене в 1500-1503 гг.

В 1504 г. герцог Фридрих III, курфюрст Саксонии (также известен как Фридрих Мудрый) предложил Кранаху должность придворного художника. Кранах вступил на эту должность и служил при дворе всю свою жизнь. Кранах выполнял обязанности художника-декоратора, писал портреты, алтари, занимался ксилографией, гравюрами, а также разрабатывал монеты. До 1508 г. он расписал часть алтарной стены в Замковой Церкви в Виттенберге. С 1508 г. свои инициалы на картинах Кранах заменил на печать в виде змея, причем он ставил ее не только на свои работы, но и на понравившиеся художества своих учеников в качестве символа одобрения. Фридрих Мудрый даровал Кранаху разрешение на монопольную продажу лекарств в Виттенберге, художник имел лицензии на продажу вин, несколько раз избирался членом городского совета Виттенберга. Интересно, что его аптека действовала до 1871 г., после чего сгорела во время пожара. В 1508 г. он с дипломатической службой курфюрста отправился в Нидерланды, где он встретился с императором Священной Римской империи Максимилианом I на церемонии присяги его преемника восьмилетнего эрцгерцога Карла (впоследствии ставшего Карлом V). Для них он написал портреты. Спустя несколько лет Максимилиан I поручил Кранаху (а также Альбрехту Дюреру) проиллюстрировать свой молитвенник.

Кранах (как и герцог Фридрих III) был дружен с реформаторами на самом раннем этапе зарождения протестантского движения. Кранах впервые написал портрет Лютера в 1520 г., когда Лютер был монахом-августинцем. Как известно, пять лет спустя, Лютер отказался от своих религиозных обетов. Кранах присутствовал на помолвке Лютера и Катарины фон Бора, к тому же он стал крестным отцом их первого ребенка в 1526 г.

Смерть курфюрста Фридриха Мудрого и курфюрста Иоанна не изменила положения Кранаха при дворе, при Джоне Фридрихе I художник дважды становился бургомистром Виттенберга (в 1531 и 1540 гг.). Он неоднократно доказывал свою преданность герцогам Саксонии. Кранах перестал быть придворным художником после поражения курфюрста Иоганна Фридриха I в битве при Мюльберге в 1547 г. В 1550 г. он последовал за герцогом, который был заключен в тюрьму императором Карлом V. Иоганн Фридрих был освобожден в 1552 г. и вернулся на север, Кранах последовал за ним. Год спустя художник скончался в Веймаре.

Первые живописные картины Кранаха были созданы на религиозные темы. Но все же художник увлекался гравюрами, поэтому он не был так плодовит как, например, Альбрехт Дюрер. Он много уделял внимания черному контуру на белом фоне без использования светотени, может быть, поэтому он не отличался блестящим умением владеть цветом, светом и тенью.

На следующем этапе творчества его основными работами стали портреты. Благодаря ему мы сейчас знаем, как выглядели лидеры Реформации. Он рисовал Мартина Лютера, его жену и детей. Он выполнял огромное количество заказов от княжеских и придворных особ, а также многих представителей католической церкви (Альберта Бранденбургского, архиепископа Майнца, герцога Альба и др.). Известно, что в 1532 г. Кранах получил заказ от Фридриха III и его брата Джона на 60 портретов, вполне понятно, почему многие из этих картин не самого высокого качества. Картины религиозной тематики отражали развитие протестантской Реформации. Он создал ряд картин в «лютеранской» манере, где изображал Христа традиционно, а апостолы без ореола и с лицами лидеров-реформаторов. Его руке принадлежат также пропагандистские гравюры, направленные против папства и католического духовенства.

Как ни странно, в Кранах ввел моду на небольшие картины с мифологическими сюжетами. Они были несколько наивны по композиции, фигуры тонкими и вытянутыми, женская натура практически всегда была обнаженной, или слегка задрапирована тканью, особенно часто встречаются героины в широких головных уборах. Такую же манеру можно проследить и в картинах на библейские сюжеты. В его поздних работах в стиле ню можно проследить влияние итальянского искусства той эпохи: соблазнительные позы, маленькие головы, узкие плечи, высокая грудь и талия.

Лукас Кранах старший оставил нам большое художественное наследие, некоторые его картины встречаются в нескольких копиях или вариантах. Объясняется это тем, что художник разработал метод, позволявший ему быстро создавать картины: в его мастерской работали оба его сына Ганс Кранах и Лукас Кранах младший, которые активно участвовали в написании портретов и сюжетов, работы были подписаны печатью Лукаса Кранаха старшего. Известно, что у художника было еще три дочери. После смерти отца сыновья Кранаха продолжали создавать версии его картин и сейчас довольно трудно доподлинно определить авторство некоторых из них.

Путеводитель по картинной галерее Императорского Эрмитажа Бенуа Александр Николаевич

Кранах, Лукас старший

Кранах, Лукас старший

Больше всего посчастливилось Эрмитажу с Лукасом Кранахом, современником Дюрера, пережившим его на многие годы и бывшим любимым художником саксонских герцогов, а также одним из первых адептов Лютера. Наше собрание обладает шестью картинами этого разностороннего, странного мастера, который соединил в себе все достоинства и недостатки искусства своей родины: трогательную поэзию, большую искренность и в то же время какую-то грубость, склонность к карикатуре, а часто и небрежный дилетантизм. Кранах писал очень много и в то же время управлял аптекарским делом, исполнял свои придворные обязанности, а в два приема был даже бюргермейстером Виттемберга. Такая разбросанная и усиленная деятельность, вдали от главных культурных центров Германии (в Нюрнберге он был лишь в молодых годах, а всю жизнь провел в Саксонии), не могла не сказаться в дурном смысле на его творчестве.

К счастью, все картины Кранаха в Эрмитаже принадлежат к эпохе его расцвета. Во главе их стоит восхитительная Мадонна , странный, некрасивый и в то же время пленительный тип которой принадлежит всецело художнику.

Лукас Кранах Старший . Мадонна с младенцем под яблоней. Холст, масло, переведена с дерева. 87х59. Инв. 684

На этой довольно еще “готической” по манерному изяществу картине Кранах сочинил и прелестный, ему лишь свойственный аккорд красок. Резкое сопоставление зеленовато-синего и красно-желтого тона в одежде Богоматери смягчено серыми полутонами на лицах и на тельце Младенца, нежным румянцем Мадонны и рыжим цветом ее волос с их золотистыми рефлексами. Прелестен также пейзаж позади Мадонны, на котором так красиво выделяется листва и “улыбающиеся”, крепкие, зардевшие яблочки. В этом наивном и милом приеме так же, как в хитро придуманном эффекте резко темнеющего кверху неба (вследствие чего дали кажутся более прозрачными и сияющими), есть что-то северное. Да и от всей картины веет романтикой холодного северного лета, и сказочность настроения подчеркивается вычурным замком на горе.

В ином несколько роде “Мадонна в винограднике” , странную композицию которой нужно, кажется, объяснить тем, что перед нами лишь вырезок из большой картины. В фасовом повороте Мадонны, в изысканной правильности ее черт как будто сказались итальянские впечатления. Но если это и так, то, во всяком случае, немец, “готик”, здесь опять-таки обнаружился вполне, как в угловатости поз и жестов, так и во всем зеленом ясном тоне, наконец, в чудесном пейзаже с его неприступной скалой и прозрачным студеным озером, обсаженным низенькими деревьями.

Курьезная борьба между Ренессансом и средневековьем сказывается в “Венере” , помеченной 1509 годом.

Лукас Кранах Старший. Венера и Амур. 1509. Холст, масло, переведена с дерева. 213х102. Инв. 680. Из собр. Брюля, Дрезден, 1769

Подобно Боттичелли, произведения которого Лукас мог видеть во время своей поездки по Италии, немецкий художник поставил богиню любви на черный гладкий фон, очевидно, из желания дать ей б?льшую статуарность, рельефность. Ведь языческие “кумиры” стали именно тогда входить в моду, даже в Германии. Но еще менее, нежели у итальянцев, мы не найдем у немца ничего античного. Их идеал женской прелести повергает даже нас, прошедших школу академизма, в некоторое недоумение. Однако в то же время в этих картинах, во всей цельности, во всей откровенности отразилась не только личная чувственность обоих художников, но и мечта о плотском грехе всего средневековья, и когда вникнешь в эту мечту, то она начинает казаться менее странной и непонятной. Угловатость в жестах, промахи анатомии легко поставить на счет малого знакомства художников с нагим человеческим телом, и, во всяком случае, эти недочеты не мешают проявиться силе соблазна Венериных чар. Тангейзер должен был находиться именно в объятиях Кранаховой Венеры (и отнюдь не в объятиях Праксителевой Венеры), и ласки этой неуклюжей, пухлой богини с китайским лицом могли обладать, быть может, большей силой дурманящего прельщения, нежели прелесть “правильной”, холодной красавицы.

Та же “готическая venustas” встречается и во всех женских типах Кранаха, в их миндальных, раскосых глазах, в их вспухших к подбородку овалах, в их падающих плечах, в робких жестах рук, в жеманно изогнутых позах. Одна из таких красавиц (коих Лукас написал великое множество) изображена и на нашем, неправильно считающемся герцогиней Сивиллой.

Лукас Кранах Старший . Женский портрет. 1526. Дерево, масло. 88,5х58,5. Инв. 683

В этой картине (относящейся к 1510-м годам) для нас все теперь странно: и мода с блинчатой шляпой, с узлами на узких рукавах, с тяжелым ожерельем на шее, и самый тип с его высоким лбом и китайскими глазками, и скромно сложенные на выступающем животе ручки в раструбных перчатках. И все же можно поддаться женственной прелести этого идеализированного типа, можно понять его тихую таинственность, его юную, нежную хрупкость.

Из книги 100 великих картин автора Ионина Надежда

ПОРТРЕТЫ МАРТИНА ЛЮТЕРА Лукас Кранах Старший Среди целого ряда немецких живописцев выделяется Кранах Старший, настоящее имя которого - Лукас Зундер. Этот поразительно энергичный человек был придворным художником князя Фридриха Мудрого, его награждали деньгами,

Из книги Из рассказов о древнеисландском колдовстве и Сокрытом Народе автора Кораблев Леонид Леонидович

СЛЕПЫЕ Питер Брейгель Старший История не сохранила точной даты рождения Питера Брейгеля Старшего. Считается, что он родился между 1525 и 1530 годами, в небольшой деревушке к востоку от славного торгового города Антверпена. Почти пять столетий, миновавшие с тех пор, стерли в

Из книги История искусства как история духа автора Дворжак Макс

Часть I. Наш старший род (об эльфах) «…во время поездки в лесу король Дании повстречал эльфов»… И молвила эльфийская владычица Галадриэль: «…Однако если вы преуспеете - наша сила уменьшится, красота Лотлориэна потускнеет, и безжалостное время сотрет его с лица земли. И

Из книги Чеченцы автора Нунуев С.-Х. М.

Из книги Путеводитель по картинной галерее Императорского Эрмитажа автора Бенуа Александр Николаевич

Муслим Магомаев-старший В России и далеко за ее пределами хорошо известно имя певца и композитора, долгие годы остававшегося бесспорным кумиром молодежи - Муслима Магомаева. Но не многие знают, что имя свое певец получил в память о деде. А дед - старший Муслим Магомаев

Из книги 1000 мудрых мыслей на каждый день автора Колесник Андрей Александрович

Пальма, Якопо старший О Пальме в Эрмитаже можно иметь лишь очень одностороннее представление по превосходному мужскому портрету (симфония серого с черным), чрезвычайно типичному для венецианского Ренессанса, но, к сожалению, испорченному реставрацией. Пальма старший.

Из книги Законы успеха автора Кондрашов Анатолий Павлович

Труа,франсуа де Старший Лучше представлен Де Труа-старший - двумя пышными, но сильно потемневшими картинами (“Сусанна” и “Дочери Лота”), в которых уже выразилась жеманная грация XVIII века и выступает “дряблая” чувственность, характерная для эпохи регентства. Франсуа

Из книги автора

Лукас, Лейден ван Окончательно мы вступаем в Ренессанс с изучением картины староголландского мастера Лукаса из Лейдена (1494 - 1533) , более известного в качестве поразительно виртуозного гравера. Картины Лукаса величайшая редкость, и наш триптих является поэтому большой

Из книги автора

Ост, Якоб ван Старший Какой-то стиль Людовика XIV сказывается и в прекрасной картине ван Оста (1600 - 1661), изображающей двух престарелых супругов, поклоняющихся Мадонне и Младенцу Христу. Ост, вроде Ромбутса, был в первой половине своей деятельности убежденным караваджистом

Из книги автора

Юден, Лукас Ван Бален, Ян ван Дальнейшее развитие фламандского пейзажа (не знавшего того расцвета, который пейзажная живопись получила в Голландии) довольно трудно проследить по коллекциям Эрмитажа. Из произведений славных пейзажистов - сотрудников Рубенса мы имеем

Из книги автора

Стенвейк, Хендрик Старший Врис был один из главных северных представителей Ренессанса, но лучший ученик его Стэнвейк (принужденный бежать во время религиозных смут и умерший во Франкфурте - городе Эльсгеймера) специализировался на готических церквах, в которых он любил

Из книги автора

Неффс, Петер Старший Нэффс-старший представлен в Эрмитаже, пожалуй, в чрезмерном обилии. Но и его “церкви” стоит рассматривать. Живописных достоинств в этих сухоньких, мелких картинках не найти, но иные из них дают все же прелестные разрешения задач светотени

Из книги автора

Тенирс, Давид Старший Впрочем, реалистические картины Давида Тенирса-старшего (1582 - 1649) не доказывают его связи с великим немецким художником. Давид Тенирс Младший (ранее - Давид Тенирс Старший). Искушение св. Антония. Холст, масло. 99х132. Инв. 3780. Из музея Академии

Из книги автора

Марк Порций Катон (Старший) (234–139 гг. до н. э.) политик и полководец... Душа влюбленного живет в чужом теле. ... Если ты скрываешь правду, то тебя считают обманщиком, а если сочиняешь неправду – вруном. ... Ученость есть сладкий плод горького корня. ... Одно дело успевать, другое

Из книги автора

Лукас Джордж Уолтон Лукас-младший (р. 1944) – американский кинорежиссер, продюсер и сценарист, один из самых успешных в финансовом отношении деятелей киноиндустрии США. Научиться делать кино очень легко. Очень трудно определиться, о чем делать кино. Мечты чрезвычайно

Из книги автора

Холмс Старший Оливер Уэнделл Холмс (1809–1894) – американский врач и писатель. Главное в нашей жизни не то, где мы стоим, а то, в каком направлении движемся. Чтобы достичь заветной цели, мы должны куда-то плыть – иногда по ветру, иногда против ветра, но плыть, а не дрейфовать

Чтобы увидеть шедевры мирового уровня многие стремятся попасть в заграничные музеи. При этом не всем известно, что за Винсентом Ван Гогом не обязательно ехать в далёкий Амстердам, а за Эдгаром Дега — в Париж. Наоборот, любители живописи из разных стран специально прилетают в Москву, чтобы в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина оценить одно из крупнейших художественных собраний зарубежного искусства. Сегодня в коллекции ГМИИ находится около 700 тысяч произведений разных эпох — АиФ.ru рассказывает о самых знаменитых шедеврах постоянной экспозиции.

Где находится:

В Пушкинском музее хранится сразу 7 картин Ван Гога, в том числе одно из его самых известных произведений — «Красные виноградники в Арле. Монмажур». Долгое время считалось, что это единственная работа, которую знаменитому постимпрессионисту удалось продать при жизни. На самом же деле, их было больше, а пейзаж «Красные виноградники в Арле» за приличные по тем временам 350 франков приобрела бельгийская художница Анна Бош . После этого Ван Гог с восторгом писал своему брату Тео , что его картины, наконец-то, начали покупать.

Впервые «Красные виноградинки» были выставлены на экспозиции символистов в Брюсселе, где привлекли внимание своими яркими красками и тревожным эмоциональным состоянием. Если внимательно присмотреться к картине, можно увидеть, что солнце будто вылеплено из мазков. Очевидно, нидерландский художник выдавливал краски прямо на холст.

Где находится: Отдел искусства стран Европы и Америки XIX-XX вв — зал «Галерея искусства стран Европы и Америки XIX-XX веков».

Пабло Пикассо сегодня считается одним из самых дорогих художников мира, а его знаменитая картина «Девочка на шаре» — ещё один предмет гордости Пушкинского музея.

На картине испанского мастера изображена бродячая группа акробатов. Почти весь холст занимают двое: хрупкая гимнастка, балансирующая на шаре, и мощный атлет, — благодаря которым художник обыгрывает контраст движения и неподвижности.

Ещё в 1913 году картину приобрёл в Париже московский предприниматель Иван Морозов , а в 1948-ом она попала в коллекцию Пушкинского музея. Примечательно, что из-за своей ценности «Девочка на шаре» очень редко покидает пределы нашей страны. Например, Пикассо лично обращался в музей с просьбой временно вывезти картину, чтобы представить на одной из своих последних персональных выставок, но советские чиновники отказали автору. Только в 2011 году, когда проходил год Испании в России, картина была вывезена в музей Прадо в Мадриде.

Где находится: Отдел искусства стран Европы и Америки XIX-XX вв — зал «Галерея искусства стран Европы и Америки XIX-XX веков».

Одной из самых любимых моделей знаменитого француза Пьера Огюста Ренуара в 1870-е годы была Жанна Самари . Молодую актрису театра «Комеди Франсез» Ренуар писал четырежды, но портрет, который хранится в ГМИИ, искусствоведы единогласно называют лучшим (хотя он считается подготовительным этюдом к её большому парадному портрету, хранящемуся сегодня в Эрмитаже).

«Её радостный смех, её очаровательный детский характер, её милые шутки, всё в ней привлекало Ренуара, который никогда не делал портрета с большим удовольствием, чем этот», — вспоминал друг Ренуара Жорж Ривьер .

Известно, что оригинал картины обладает необычным оптическим эффектом, который не способны передать репродукции: при взгляде под определенным углом зелёное платье Жанны становится синим.

Где находится: Главное здание ГМИИ им. А.С. Пушкина — зал № 8.

«Мадонна с младенцем» — один из трёх шедевров Лукаса Кранаха Старшего, хранящийся в Пушкинском музее. Картина была написана ещё в 20-е годы XVI века и дошла до нас повреждённой (утрачены нижняя и правая часть композиции, изображающие беседку, увитую виноградом).

Знаменитый немецкий мастер написал Мадонну в образе самой обычной земной женщины. Но в картине всё равно были сохранены общехристианские символы: виноградная лоза — истинная церковь, кисть винограда, которой касается младенец — его будущая жертвенная смерть, струя воды, выбивающаяся из скалы — источник новой жизни.

Где находится: Отдел искусства стран Европы и Америки XIX-XX вв — зал «Галерея искусства стран Европы и Америки XIX-XX веков».

Знаменитого француза Эдгара Дега не занимали пейзажи, он рисовал сюжеты из обычной жизни, а одной из его излюбленных тем стал балет.

Самой известной «балетной» картиной художника считаются «Голубые танцовщицы», которые сегодня находятся на втором этаже Пушкинского музея. Впервые увидев полотно так близко, зрители отмечают, что движения танцовщиц создают ощущение танца, поэтому трудно сказать, изображены на картине четыре балерины или это фигура одной и той же танцовщицы, но в разных поворотах. Кроме того, картина походит на кадр, не сумевший вместить всё происходящее. Считается, что здесь сказалось увлечение художника фотографией, однако современники смеялись над этой манерой Дега, приписывая ему «неумение» уложиться в размеры полотна.

Где находится: Отдел искусства стран Европы и Америки XIX-XX вв — зал «Галерея искусства стран Европы и Америки XIX-XX веков».

В постоянной коллекции Пушкинского музея можно увидеть более 10 работ одного из основоположников импрессионизма Клода Моне. Но среди них есть одна, которую не случайно путают с одноимённой картиной Эдуарда Мане — «Завтрак на траве».

Моне задумал огромное полотно (шириной более шести метров) для участия в Салоне 1866 года на ту же тему, с которой его коллега за пару лет до этого произвёл настоящий фурор. Но если Мане изобразил пикник с участием одетых джентльменов и обнажённых дам, Моне запланировал скандал иного рода — создать импрессионистскую картину, которая бы получила официальное признание в Салоне. Героями своего полотна он сделал друзей (один из них даже изображён дважды), а женские модели, в основном, взял с обложек модных журналов.

Однако накануне выставки художник, неудовлетворённый своей работой, забросил почти оконченное монументальное полотно и разрезал холст на три части (два сохранившихся фрагмента находятся в Музее Орсэ в Париже). Позже мастер вернулся к этой теме и написал уменьшенный вариант композиции, оказавшийся в собрании ГМИИ.

Где находится: Главное здание ГМИИ им. А.С. Пушкина — зал № 10.

«Артаксеркс, Аман и Эсфирь» — самая «многострадальная» картина Рембрандта. В 1819 году она была повреждена при пожаре, после чего её переносили на новый холст и реставрировали целых четыре раза.

В Пушкинский музей картина крупнейшего представителя золотого века голландской живописи попала в 1924 голу, а создавалась она в последнее десятилетие жизни мастера. В её основе лежит библейский сюжет: жена персидского царя Артаксеркса, иудейка Эсфирь, обвиняет во время пира любимца царя царедворца Амана в желании истребить её народ. Не случайно на пиршественном столе лежат яблоко и виноград, символы греха и искупления, а круглое блюдо, по которому катится яблоко, напоминает о колесе Фортуны.








Историки искусства признают, что гений Рембрандта развивался по восходящей, и последние работы художника – уникальны. Художника привлекают моменты самых сильных человеческих переживаний, поэтому картины последнего периода творчества Рембрандта - «Артаксеркс, Аман и Эсфирь» (1660), «Отречение апостола Петра» (1660), «Возвращение блудного сына» (1666/1669), «Еврейская невеста» (1665) - наполнены драматическим напряжением.

Мадонна с Младенцем
Ок. 1525. Дерево, масло, 58x46. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.

Лукас Кранах - один из самых известных мастеров немецкого Возрождения. Он учился живописи у своего отца. В 1502-1503 Кранах работал в Вене, позднее он совершил путешествие по Нидерландам и почти 45 лет служил при Дворе Саксонских курфюрстов (1505-1550) в Виттенберге. С 1520 Кранах был тесно связан с М. Лютером. В творчестве художника отразились многие явления, присущие немецкому Возрождению. Мастер работал в различных жанрах: писал картины на религиозные, мифологические, античные сюжеты, а также портреты. Как и многие мастера Возрождения, Кранах занимался гравированием, преимущественно в технике гравюры на дереве. Картина "Мадонна с Младенцем" относится к зрелому периоду творчества Кранаха, когда у художника определился особый, узнаваемый тип в изображении женского лица, чуть скуластого, с удлиненным разрезом глаз, тонко очерченными бровями - своеобразного канона женской красоты, который повторялся в изображаемых им Мадоннах с 1520-х. Картина сохранилась не полностью, часть доски была обрезана (при каких обстоятельствах - не известно). Мадонна изображена на фоне виноградной лозы (виноградника) - символа истинной Церкви Христовой. Другие известные произведения: "Суд Париса". 1529. Нью-Йорк, Музей Метрополитен; "Мадонна с Младенцем под яблоней". Эрмитаж, Санкт-Петербург; "Венера и Амур". 1509. Эрмитаж, Санкт-Петербург.