Деньги

Маленькие рассказы тургенева читать. Иван Сергеевич Тургенев

Рассказы Тургенева

07c5807d0d927dcd0980f86024e5208b

В Москве жила барыня. В ее дворе работало много челяди, самым приметным из которых был дворник Герсим из деревни. Он был с рождения глухонемой, но очень сильный физически. Сначала Герасим скучал по своей деревне, но вскоре привык к городу. С работой он справлялся быстро, после сельских работ, его нынешние обязанности казались ему шуткой.

Герасиму выделили каморку, на которую он повесил замок, он не любил гостей. Среди других работников барыни была прачка Татьяна, которая понравилась Герасиму и он начал за ней ухаживать. Но барыня решила выдать Татьяну замуж за Капитона - пьяницу-башмачника. Зная огромную силу Герасима, и Татьяна и Капитон побаивались решения барыни. Но решились на хитрость - Герасим терпеть не мог пьяных, Татьяну уговорили изобразить пьяную девушку и хитрость удалась. Когда Герасим увидел пошатывающуюся Татьяну, он сам приволок ее к Капитону, говоря тем самым кто ей пара.

Так Татьяна вышла за Капитона, Герасим же долго сокрушался по этому поводу. Через год Капитон спился окончательно и его вместе с женой выслали в деревню. Герасим в тот день долго сидел у себя в каморке и лишь под вечер вышел и пошел на прогулку.

Прогуливаясь вдоль реки, Герасим увидел маленького щенка, который никак не мог выбраться из тины. Герасим взял его, положил за пазуху и понес домой. Дома он постелил щенку соломы, налил молока в блюдце и научил собачку пить молоко. Назвал он ее Муму. Целую ночь Герасим провозился с Муму и лишь под утро уснул довольным сном.

Через восемь месяцев Муму выросла и стала взрослой собакой испанской породы. Муму очень привязалась к Герасиму, а он к ней. Муму охраняла его каморку и метлы, ходила возле него, но никогда не заходила в господский дом.

Однажды барыня из окна увидела Муму и собачка ей очень понравилась. Барыня велела привести ее к ней. Слуга бросился поймать Муму, но та не давалась в руки чужим и убежала к Герасиму. Слуга объяснил Герасиму, что барыня желает видеть Муму и Герасим передал собаку слуге. Когда Муму принесли в барские хоромы, она испугалась и прижалась к стенке. Перед ней поставили блюдце с молоком, но она не стала пить. Барыня подзывала к себе Муму, но та не шла. А когда барыня наклонилась к ней, чтобы погладить, Муму оскалила зубы.

Это очень не понравилось барыне. И она велела вынести Муму из дома. На следующий день барыня дала задание избавиться от собаки своему дворецкому Гавриле. Гаврила передал задание Степану и тот изловил Муму тайком от Герасима. Затем Степан отвез Муму на Охотный ряд, где продал ее за полтинник.

Герасим весь день искал Муму и обошел пол-Москвы в ее поисках. Но вернулся домой ни с чем и загрустил. Однако ночью он почувствовал, что кто-то его легонько толкает. Это была Муму с обрывком веревки на шее. Герасим и Муму очень обрадовались друг другу. На следующий день Герасим запер Муму в своей каморке, чтобы ее никто не увидел. Однако он был глухонемым и не знал, что проходящие мимо его каморки могут услышать лай Муму. Что и случилось. Но услышавшие не спешили доносить барыне, что Герасим прячет Муму в своей каморке.

Ночью Герасим вывел Муму на прогулку. Внезапно она учуяла пьяного и громко залаяла. Это разбудило барыню и она немедленно приказала дворецкому избавиться от собаки. Дворецкий вместе с толпой прибежали к каморке Герасима, но замок их сдержал. Поутру они все же достучались до Герасима и он вышел на крыльцо вместе с Муму. Гаврила передал ему требования барыни и Герасим знаками дал понять, что сам избавится от Муму. Молодому парнишке поручили проследить за Герасимом, чтобы он не обманул.

Через час Герасим в праздничном кафтане вышел из каморки. На веревке он вел Муму. Они зашли в трактир, где Герасим купил для Муму последнюю в ее жизни тарелку щей и покрошил в нее хлеба. Герасим долго смотрел как ест Муму и на его глаза навернулись слезы. Когда Муму поела, они вышли из трактира и пошли к реке. По дороге Герасим взял 2 кирпича и они пришли к лодкам. Посадив Муму в лодку, они отплыли от берега и уплыли подальше от Москвы. Там Герасим привязал к кирпичам веревку, на другом конце сделал петлю и накинул ее на шею Муму. В последний раз он прижал ее к себе и простился с ней. Затем он поднял кирпичи и Муму над водой, отвернулся и разжал руки. Он не слышал ни визга Муму, ни всплеска, лишь увидел круги, разбегавшиеся по воде. Затем Герасим вернулся на берег.

Он дошел до своей каморки, собрал вещи в узелок, привязал его на палку и отправился в свою деревню. Барыня на следующий день забеспокоилась его отсутствием, но вскоре получила известия из его деревни о том, что Герасим вернулся. Он быстро вклинился в работу и вновь стал косить сено. И жил с тех пор в одиночестве. С женщинами он не связывался и собак тоже не заводил.

Рассказ Тургенева "Муму" входит в .

Рассказы Тургенева

59b90e1005a220e2ebc542eb9d950b1e

Интересный рассказ про охотника, который ходил по лесу, настрелял дичи, но с наступлением темноты потерялся и вышел на бежин луг к костру, возле которого сидело 5 детей, гнавших скот на утреннее пастбище. Автор прилег у огня, рассказал кто он и откуда, затем притворился спящим. А дети завели разговоры о нечистой силе: домовых, водяных, русалках, духах и привидениях. В рассказе присутствует подробное описание живописной природы в различное время суток, а также описание одежды ребят. Поутру автор просыпается и уходит с бежина луга. А один из этих 5 мальчиков по имени Павел, в течении года погибает, упав с лошади.

59b90e1005a220e2ebc542eb9d950b1e0">

Иван Сергеевич Тургенев известен в русской и мировой литературе, как основоположник сюжетов, в которых отражается реальность. Небольшое количество романов, написанных писателем, принесли ему огромную известность. Большую роль также сыграли повести, рассказы, очерки, пьесы, стихи в прозе.

Тергенев активно печатался при жизни. И хотя не каждое его произведение вызывало восторг у критиков, равнодушным оно не оставляло никого. Споры вспыхивали постоянно не только из-за литературных разногласий. Всем известно, что в то время когда жил и работал Иван Сергеевич цензура была особенно жёсткой, и писатель не мог открыть говорить о многих вещах, которые затрагивали бы политику, критиковали власть или крепостное право.

Отдельные произведения и полные собрания сочинений Тергенева выходят в свет с завидной регулярность. Самым объёмным и полным собранием сочинений принято считать выпуск издательства «Наука» в тридцати томах, который объединил все произведения классика в двенадцать томов, а в восемнадцати томах опубликовал его письма.

Художественные особенности творчества И.С.Тургенева

Большинство романов писателя имеют одинаковые художественные черты. Часто в центре внимания оказывается девушка, которая красива, но не прекрасна, развита, но это совсем не значит, что она очень умная или образования. По сюжету всегда за этой девушкой ухаживает несколько претендентов, но она выбирает одного, того, кого автор желает выделить из толпы, показать его внутренний мир, желания и стремления.

По сюжету каждого романа писателя эти люди влюбляются друг в друга, но обязательно в их любви что-то присутствует и не даёт возможности быть сразу же вместе. Стоит, наверное, перечислить все романы Ивана Тургенева:

★ «Рудин».
★ «Дворянское гнездо».
★ «Отцы и дети».
★ «Накануне».
★ «Дым».
★ «Новь».

Чтобы лучше понять произведения Тургенева, его особенности писательского труда, следует более подробно рассмотреть несколько его романов. Ведь большая часть романов написана еще до того, как в России была осуществлена крестьянская реформа и всё это нашло своё отражение в произведениях.

Роман «Рудин»


Это первый роман Тургенева, который сначала был определён самим автором как повесть. И хотя основная работа над произведением была законченна в 1855 году, автор несколько раз вносил корректировки и доработки в свой текст. Это было связанно с критикой товарищей, к которым в руки попадала рукопись. А в 1860 году, уже после первых публикаций автор добавил эпилог.

В тургеневском романе действуют следующие герои:

⇒ Ласунская.
⇒ Пигасов.
⇒ Панднлевский.
⇒ Липина.
⇒ Волынцев.
⇒ Басистов.


Ласунская является вдовой тайного советника, которая была очень богата. Дарью Михайловну писатель награждает не только красотой, но и вольностью в общении. Она участвовало во всех разговорах, стараясь показать свою значимость, которую в реальности совсем не имела. Забавным она считает Пигасова, который проявляет некую злобу ко всем людям, но особенно не любит женщин. Африкан Семенович проживает один, потому что он очень честолюбив.

Интересен тургеневский герой из романа – Константин Панделевский, так как национальность его определить было невозможно. Но самое примечательным в его образе – это необычное умение ухаживать за дамами так, что они потом постоянно покровительствовали ему. Но вот с Липиной Александрой он дел никаких не имел, так как женщина, несмотря на свой молодой возраст, была уже вдовой, хотя и без детей. От мужа ей досталось большое наследство, но чтобы она не спустила его, проживала вместе с братом. Сергей Волынцев был штаб-ротмистром, но уже в отставке. Он порядочен, и многие знали, что он влюблен в Наталью. Молодой учитель Басистов ненавидит Панделевского, зато уважает главного героя – Дмитрия Рудина.

Главный герой бедный человек, хотя по своему происхождению он дворянин. Он получил хорошее образование в университете. И хотя вырос в деревне достаточно умен. Умел красиво и долго говорить, чем и удивлял окружающих. К сожалению, его слова и дела разнятся. Его философские взгляды понравились Наталье Ласунской, которая в него влюбляется. Он постоянно говорил, что тоже влюблен в девушку, но это оказалось ложью. И когда она его обличает, то Дмитрий Николаевич тут же уезжает, а вскоре погибает во Франции на баррикадах.

По композиции весь тургеневский роман делится на четыре части. В первой части рассказывается о том, как Рудин приезжает в дом к Наталье, впервые ее видит. Во второй части автор показывает, как сильно девушка влюблена в Николая. Третья часть – это отъезд главного героя. Четвертая часть – это эпилог.

Роман «Дворянское гнездо»


Это второй роман Ивана Сергеевича, работа над которым длилась два года. Как и первый роман, «Дворянское гнездо» увидело свет в журнале «Современник». Это произведение вызвало бурю в литературных кругах, от разногласия в толковании сюжета, до откровенного обвинения в плагиате. Но произведение имело большой успех у читательской аудитории, а название «Дворянское гнездо» стало настоящей крылатой фразой и прочно вошло в обиход в плоть до наших дней.

В романе действует большое количество героев, которые всегда будут интересны по своему характеру и тургеневскому описанию читателям. Женские образы произведения представлены Калитиной, которой уже исполнилось пятьдесят лет. Марья Дмитриевна была не только богатой, но и очень капризной дворянкой. Она была настолько избалована, что в любой момент могла заплакать из-за того, что ее желания не исполняются. Особые неприятности ей доставляла тетка, Марья Тимофеевнеа. Пестовой было уже семьдесят лет, но она легко и всегда всем говорила правду. Были у Марьи Дмитриевны дети. Лизе, старшей дочери, уже исполнилось 19 лет. Она приветлива, и очень набожна. В этом сказалось влияние няни. Вторым женским образом в тургеневском романе является Лаврецкая, которая не только прекрасна, но и замужем. Хотя после её измены муж оставил ее за границей, но только это Варвару Павловну все равно не остановило.

Героев в романе много. Есть те, которые играют важную роль в сюжете, а есть эпизодичные. Например, несколько раз в тургеневском романе появляется некий Сергей Петрович, который является сплетником из светского общества. В город по своей работе приезжает симпатичный Пашин, который очень молод, имеет положение в обществе. Он угодлив, но легко нравится окружающим людям. Стоит отметить, что он весьма талантлив: сам сочиняет музыку и стихи, а затем исполняет их. Но вот только душа его холодна. Ему нравится Лиза.

В дом Калитиных приходит учитель музыки, который был потомственным музыкантом, но судьба была против него. Он беден, хотя и немец. Он не любить общаться с людьми, но зато превосходно понимает все, что происходит вокруг него. К главным героям можно отнести и Лаврецкого, которому тридцать пять лет. Он родственник Калитиных. Но образованием своим он не мог похвастаться, хотя само по себе человек он был добрым. У Федора Ивановича есть благородная мечта – пахать землю, потому что ничего другого у него ничего не получилось. Он рассчитывает на друга, поэта Михалевича, который и поможет ему реализовывать все планы.

По сюжету Федор Иванович для реализации своей мечты приезжает в губернию, где знакомиться с Лизой и влюбляется в нее. Девушка отвечает ему взаимностью. Но тут приезжает неверная супруга Лаврецкого. Он вынужден уехать, а Лиза уходит в монастырь.

Композиция тургеневского романа разбивается на шесть частей. В первой части идет рассказ о том, как Федор Иванович приезжает в губернию. И поэтому во второй части рассказывается о самом главном герое. В третьей части и Лаврецкий, и Калитины, и другие герои отправляются в Васильевское. Здесь начинается сближение Лизы и Федора Ивановича, но об этом уже рассказывается в четвертой части. А вот пятая часть очень печальная, так как приезжает жена Лаврецкого. Шестая часть – это эпилог.

Роман «Накануне»


Этот роман был создан Иваном Тургеневым в ожидании переворота в России. Главным героем его произведения становится болгарин. Известно, что написан роман известным писателем был в 1859 году, а уже на следующий год он был опубликован в одном из журналов.

В основе сюжета рассматривается семья Стаховых. Стахов Николай Артемьевич, который не только говорил хорошо по-французски, но и был великим спорщиком. К тому же, он слыл еще и философом, которому дома было все время скучно. Он познакомился со вдовой-немкой и все время проводил теперь у нее. Такое положение вещей сильно огорчало его супругу, Анну Васильевну, женщину спокойную и грустную, которая жаловалась всем в доме на неверность своего мужа. Дочь свою любила, но по-своему. Кстати, Елене на тот момент уже было двадцать лет, хотя с 16 лет она вышла из-под родительской опеки, и жила потом все равно что сама. У неё была потребность постоянно заботится и бедных, несчастных, причём всё равно люди это или животные. Но для окружения она казалась немного странной.

Елена была просто создана, чтобы разделить свою жизнь с Дмитрием Инсаровым. У этого молодого человека, которому едва исполнилось 30 лет, удивительная и необычная судьба. Его предназначение состояло в том, чтобы освободить свою землю. Поэтому Елена следует за ним, начинает верить в его идеи. После смерти супруга решает посвятить себя благородной миссии - становится сестрой милосердия.

Значение тургеневских романов


Во всех романах известного писателя Ивана Сергеевича Тургенева отражена история русского общества. Он не просто изображает своих персонажей и рассказывает их жизненные истории. Писатель проходит путь вместе со своими героями и проводит по этому пути читателя, заставляя вместе пофилософствовать о том, в чем заключается смысл жизни, что такое добро и любовь. Огромную роль в тургеневских романах играют и пейзажи, которые отражают настроение действующих персонажей.

М.Катков писал о тургеневских романах:

«Ясность идей, мастерство в обрисовке типов, простота в замысле и ходе действия».

Романы Тургенева имею не только воспитательное, но и историческое значение, так как писатель раскрывает нравственные проблемы всего общества. В судьбах его героев угадываются судьбы тысяч россиян, живших более ста пятидесяти лет назад. Это настоящий экскурс в историю как высшего общества, так и простого народа.


Написан в 1878 году. Иллюстрация того, как русские люди относились тогда к журналистам. Ещё тогда:))

Двое друзей сидят за столом и пьют чай.
Внезапный шум поднялся на улице. Слышны жалобные стоны, ярые ругательства, взрывы злорадного смеха.
- Кого-то бьют, - заметил один из друзей, выглянув из окна.
- Преступника? Убийцу? - спросил другой. - Слушай, кто бы он ни был, нельзя допустить бессудную расправу. Пойдем заступимся за него.
- Да это бьют не убийцу.
- Не убийцу? Так вора? Всё равно, пойдем отнимем его у толпы.
- И не вора.
- Не вора? Так кассира, железнодорожника, военного поставщика, российского мецената, адвоката, благонамеренного редактора, общественного жертвователя?.. Все-таки пойдем поможем ему!
- Нет... это бьют корреспондента.
- Корреспондента? Ну, знаешь что: допьем сперва стакан чаю.

(Из "Senilia. Стихотворения в прозе". Оригинал )

РУССКИЙ ЯЗЫК

Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей Родины, - ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя - как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!

ДВА БОГАЧА

Когда при мне превозносят богача Ротшильда, который из громадных своих доходов уделяет целые тысячи на воспитание детей, на лечение больных, на призрение старых - я хвалю и умиляюсь.
Но, и хваля и умиляясь, не могу я не вспомнить об одном убогом крестьянском семействе, принявшем сироту-племянницу в свой разоренный домишко.
- Возьмем мы Катьку, - говорила баба, - последние наши гроши на нее пойдут, - не на что будет соли добыть, похлебку посолить...
- А мы ее... и не соленую, - ответил мужик, ее муж.
Далеко Ротшильду до этого мужика!

У бабы-вдовы умер ее единственный двадцатилетний сын, первый на селе работник.
Барыня, помещица того самого села, узнав о горе бабы, пошла навестить ее в самый день похорон.
Она застала ее дома.
Стоя посреди избы, перед столом, она, не спеша, ровным движеньем правой руки (левая висела плетью) черпала пустые щи со дна закоптелого горшка и глотала ложку за ложкой.
Лицо бабы осунулось и потемнело; глаза покраснели и опухли... но она держалась истово и прямо, как в церкви.
«Господи! - подумала барыня. - Она может есть в такую минуту... Какие, однако, у них у всех грубые чувства!»
И вспомнила тут барыня, как, потеряв несколько лет тому назад девятимесячную дочь, она с горя отказалась нанять прекрасную дачу под Петербургом и прожила целое лето в городе!
А баба продолжала хлебать щи.
Барыня не вытерпела наконец.
- Татьяна! - промолвила она. - Помилуй! Я удивляюсь! Неужели ты своего сына не любила? Как у тебя не пропал аппетит? Как можешь ты есть эти щи!
- Вася мой помер, - тихо проговорила баба, и наболевшие слезы снова побежали по ее впалым щекам. - Значит, и мой пришел конец: с живой с меня сняли голову. А щам не пропадать же: ведь они посолённые.
Барыня только плечами пожала - и пошла вон. Ей-то соль доставалась дешево.

ПРОКЛЯТИЕ

Я читал байроновского «Манфреда»...
Когда я дошел до того места, где дух женщины, погубленной Манфредом, произносит над ним свое таинственное заклинание, - я ощутил некоторый трепет.
Помните: «Да будут без сна твои ночи, да вечно ощущает твоя злая душа мое незримое неотвязное присутствие, да станет она своим собственным адом»...
Но тут мне вспомнилось иное... Однажды, в России, я был свидетелем ожесточенной распри между двумя крестьянами, отцом и сыном.
Сын кончил тем, что нанес отцу нестерпимое оскорбление.
- Прокляни его, Васильич, прокляни окаянного! - закричала жена старика.
- Изволь, Петровна, - отвечал старик глухим голосом и широко перекрестился: - Пускай же и он дождется сына, который на глазах своей матери плюнет отцу в его седую бороду!
Сын раскрыл было рот, да пошатнулся на ногах, позеленел в лице - и вышел вон.
Это проклятие показалось мне ужаснее манфредовского.

«ПОВЕСИТЬ ЕГО!»

Это случилось в 1805 году, - начал мой старый знакомый, - незадолго до Аустерлица. Полк, в котором я служил офицером, стоял на квартирах в Моравии.
Нам было строго запрещено беспокоить и притеснять жителей; они и так смотрели на нас косо, хоть мы и считались союзниками.
У меня был денщик, бывший крепостной моей матери, Егор по имени. Человек он был честный и смирный; я знал его с детства и обращался с ним как с другом.
Вот однажды в доме, где я жил, поднялись бранчивые крики, вопли: у хозяйки украли двух кур, и она в этой краже обвиняла моего денщика. Он оправдывался, призывал меня в свидетели... «Станет он красть, он, Егор Автамонов!» Я уверял хозяйку в честности Егора, но она ничего слушать не хотела.
Вдруг вдоль улицы раздался дружный конский топот: то сам главнокомандующий проезжал со своим штабом.
Он ехал шагом, толстый, обрюзглый, с понурой головой и свислыми на грудь эполетами.
Хозяйка увидала его - и, бросившись наперерез его лошади, пала на колени - и вся растерзанная, простоволосая, начала громко жаловаться на моего денщика, указывала на него рукою.
- Господин генерал! - кричала она, - ваше сиятельство! Рассудите! Помогите! Спасите! Этот солдат меня ограбил!
Егор стоял на пороге дома, вытянувшись в струнку, с шапкой в руке, даже грудь выставил и ноги сдвинул, как часовой, - и хоть бы слово! Смутил ли его весь этот остановившийся посреди улицы генералитет, окаменел ли он перед налетающей бедою - только стоит мой Егор да мигает глазами - а сам бел, как глина!
Главнокомандующий бросил на него рассеянный и угрюмый взгляд, промычал сердито:
- Ну?..
Стоит Егор как истукан и зубы оскалил! Со стороны посмотреть: словно смеется человек.
Тогда главнокомандующий промолвил отрывисто:
- Повесить его! - толкнул лошадь под бока и двинулся дальше - сперва опять-таки шагом, а потом шибкой рысью. Весь штаб помчался вслед за ним; один только адъютант, повернувшись на седле, взглянул мельком на Егора.
Ослушаться было невозможно... Егора тотчас схватили и повели на казнь.
Тут он совсем помертвел - и только раза два с трудом воскликнул:
- Батюшки! батюшки! - а потом вполголоса: - Видит Бог - не я!
Горько, горько заплакал он, прощаясь со мною. Я был в отчаянии.
- Егор! Егор! - кричал я, - как же ты это ничего не сказал генералу!
- Видит Бог, не я, - повторял, всхлипывая, бедняк.
Сама хозяйка ужаснулась. Она никак не ожидала такого страшного решения и в свою очередь разревелась! Начала умолять всех и каждого о пощаде, уверяла, что куры ее отыскались, что она сама готова всё объяснить...
Разумеется, всё это ни к чему не послужило. Военные, сударь, порядки! Дисциплина! Хозяйка рыдала всё громче и громче.
Егор, которого священник уже исповедал и причастил, обратился ко мне:
- Скажите ей, ваше благородие, чтоб она не убивалась... Ведь я ей простил.
Мой знакомый повторил эти последние слова своего слуги, прошептал: «Егорушка, голубчик, праведник!» - и слезы закапали по его старым щекам.

Жил-был на свете дурак.
Долгое время он жил припеваючи; но понемногу стали доходить до него слухи, что он всюду слывет за безмозглого пошлеца.
Смутился дурак и начал печалиться о том, как бы прекратить те неприятные слухи?
Внезапная мысль озарила наконец его темный умишко... И он, нимало не медля, привел ее в исполнение.
Встретился ему на улице знакомый - и принялся хвалить известного живописца...
- Помилуйте! - воскликнул дурак. - Живописец этот давно сдан в архив... Вы этого не знаете? Я от вас этого не ожидал... Вы - отсталый человек.
Знакомый испугался - и тотчас согласился с дураком.
- Какую прекрасную книгу я прочел сегодня! - говорил ему другой знакомый.
- Помилуйте! - воскликнул дурак. - Как вам не стыдно? Никуда эта книга не годится; все на нее давно махнули рукою. Вы этого не знаете? Вы - отсталый человек.
И этот знакомый испугался - и согласился с дураком.
- Что за чудесный человек мой друг N. N.! - говорил дураку третий знакомый. - Вот истинно благородное существо!
- Помилуйте! - воскликнул дурак. - N. N. - заведомый подлец! Родню всю ограбил. Кто ж этого не знает? Вы - отсталый человек!
Третий знакомый тоже испугался - и согласился с дураком, отступился от друга.
И кого бы, что бы ни хвалили при дураке - у него на всё была одна отповедь.
Разве иногда прибавит с укоризной:
- А вы всё еще верите в авторитеты?
- Злюка! Желчевик! - начинали толковать о дураке его знакомые. - Но какая голова!
- И какой язык! - прибавляли другие. - О, да он талант!
Кончилось тем, что издатель одной газеты предложил дураку заведовать у него критическим отделом.
И дурак стал критиковать всё и всех, нисколько не меняя ни манеры своей, ни своих восклицаний.
Теперь он, кричавший некогда против авторитетов, - сам авторитет - и юноши перед ним благоговеют и боятся его.
Да и как им быть, бедным юношам? Хоть и не следует, вообще говоря, благоговеть... но тут, поди, не возблагоговей - в отсталые люди попадаешь!
Житье дуракам между трусами.

ГОЛУБИ

Я стоял на вершине пологого холма; передо мною - то золотым, то посеребренным морем - раскинулась и пестрела спелая рожь.
Но не бегало зыби по этому морю; не струился душный воздух: назревала гроза великая.
Около меня солнце еще светило - горячо и тускло; но там, за рожью, не слишком далеко, темно-синяя туча лежала грузной громадой на целой половине небосклона.
Всё притаилось... всё изнывало под зловещим блеском последних солнечных лучей. Не слыхать, не видать ни одной птицы; попрятались даже воробьи. Только где-то вблизи упорно шептал и хлопал одинокий крупный лист лопуха.
Как сильно пахнет полынь на межах! Я глядел на синюю громаду... и смутно было на душе. Ну скорей же, скорей! - думалось мне, - сверкни, золотая змейка, дрогни, гром! двинься, покатись, пролейся, злая туча, прекрати тоскливое томленье!
Но туча не двигалась. Она по-прежнему давила безмолвную землю... и только словно пухла да темнела.
И вот по одноцветной ее синеве замелькало что-то ровно и плавно; ни дать ни взять белый платочек или снежный комок. То летел со стороны деревни белый голубь.
Летел, летел - всё прямо, прямо... и потонул за лесом.
Прошло несколько мгновений - та же стояла жестокая тишь... Но глядь! Уже два платка мелькают, два комочка несутся назад: то летят домой ровным полетом два белых голубя.
И вот, наконец, сорвалась буря - и пошла потеха!
Я едва домой добежал. Визжит ветер, мечется как бешеный, мчатся рыжие, низкие, словно в клочья разорванные облака, всё закрутилось, смешалось, захлестал, закачался отвесными столбами рьяный ливень, молнии слепят огнистой зеленью, стреляет как из пушки отрывистый гром, запахло серой...
Но под навесом крыши, на самом кра́юшке слухового окна, рядышком сидят два белых голубя - и тот, кто слетал за товарищем, и тот, кого он привел и, может быть, спас.
Нахохлились оба - и чувствует каждый своим крылом крыло соседа...
Хорошо им! И мне хорошо, глядя на них... Хоть я и один... один, как всегда.

Не правда ли, это звучит немного необычно: Тургенев - и сказки? Мы знаем Ивана Сергеевича как автора замечатель-ных романов, множества повестей и рассказов, в том числе его знаменитых охотничьих рассказов, вошедших в сборник с подзаголовком «Записки охотника». Тургенев - поэт, драма-тург, автор 83 произведений редчайшего в русской литерату-ре жанра - стихотворений в прозе. Тургенев известен как талантливый сотрудник многих русских и зарубежных газет и журналов сере-дины девятнадцатого столетия. А многие из почитателей великого его таланта, пытаясь понять Тургенева глубже, внимательно изучают многотомное, почти шеститысячное собрание писем писателя к родным, близким, едино-мышленникам; писем деловых - и маленьких записок, к друзьям - и к людям, в которых он ошибался. Почти невозможно перечислить всех сто-рон деятельности И. С. Тургенева - литератора, гражданина, человека. И потому заголовок данной статьи звучит действительно немного необычно.

Но вот в № 157 газеты «Орловский вестник» от 6/18 сентября 1881 года появилось сообщение следующего содержания: «Говорят, Иван Сергеевич Тургенев готовит к печати новое сочинение и сказки для детей».

На каком основании автор этого сообщения строил свои предположе-ния? Ведь он являлся официальным лицом, т. е. представителем большого и, несомненно, талантливого, как следует из знакомства с содержанием этой газеты того времени, коллектива, и вряд ли редактор «Орловского вес-тника» взял бы на себя такую смелость, как помещение на странице газеты сообщения, по поводу которого «говорят». Конечно же, под ним должны были быть достаточно веские основания.

Тургенев - и сказки? Даже те из нас, кто достаточно хорошо знает твор-чество Ивана Сергеевича Тургенева, не припоминают, чтобы где-либо печатались сказки этого автора.

Однако документы свидетельствуют, что такие намерения у Ивана Сер-геевича были.

Летом 1881 года, в последний приезд писателя на родину в Спасском было многолюдно. Гостями его в это лето, как, впрочем, и всегда, когда он бывал здесь, были многие друзья писателя, имена которых были уже всеоб-ще известными. В это лето приехали к Ивану Сергеевичу его друзья Полон-ские, в семье которых было трое детей.

В своих воспоминаниях Яков Петрович Полонский очень интересно рас-сказал о том, что «дети вообще любили Тургенева и обращались с ним иног-да без всякой церемонии, готовы были теребить его и за нос, и за бороду, и всегда он им что-нибудь рассказывал», часто лежа на большом удобном ди-ване, получившем прозвище «Самосон». Дети не давали ему отдохнуть, но он был настолько терпелив, относился к ним с таким большим пониманием, что никогда не делал им замечаний, не прогонял, а мужественно переносил все эти неудобства. Когда же видел, что отдохнуть не удастся, начинал рас-сказывать им только что придуманные сказки. Дети прекращали шалить и внимательно слушали Ивана Сергеевича, так как все его сказки действитель-но были очень хороши.

Я. П. Полонский в тексте своих воспоминаний приводит в сокращении слышанные им лично от И. С. Тургенева две сказки: «Капля жизни» и «Само-знайка». Последнюю Тургенев сочинял и рассказывал в несколько приёмов и детям, и взрослым. Эту сказку слушал даже Лев Николаевич Толстой и от души смялся вместе со всеми.

Чем интересны сказки Тургенева? О чём думал писатель, представляя слушателям своих сказочных героев?

Для ответов на эти вопросы необходимо, как нам кажется, вкратце восп-роизвести их содержание.

Сказка «Капля жизни» наряду с тем, что интересна, ещё и очень поучи-тельна. Она знакомит нас с мальчиком, которой, пытаясь спасти свою боль-ную мать, идёт в страшную пещеру, где должен найти каплю чудодействен-ной живой воды, способную исцелить больную. Но пещера населена мно-жеством гадов самого разнообразного вида, с злыми глазами, страшных и отвратительных. Храбрый малыш, который беззаветно любит свою мать, преодолевает смертельный страх, проходит мимо гадов, находит и прогла-тывает чудодейственную каплю, став обладателем всего, что только доступ-но человеческому пониманию. Он благодаря чувству человеколюбия и сме-лости проник в тайны человеческого организма и стал могуществен, богат, а слава о нём далеко пошла по свету.

Дня через два или три, как свидетельствует Полонский, «начиналась но-вая сказка. что ещё раз доказывало, до какой степени фантазия Тургенева была ещё свежа и неистощима».

Вот эта вторая, рассказанная в несколько приёмов сказка. «Жили-были два мальчика - два брата», один из которых, по имени Самознайка, был са-моуверен, хвастлив, а потому часто лжив. Второй, по имени Рассудитель-ный, был вдумчив, рассудителен, иногда мнителен. Самознайка ни над чем на задумывался. Как только назревала новая трудная ситуация, он выкрикивал: «О, я знаю, я сумею, я найду» и т. д. И естественно, у него ни-чего не получалось, так как он никогда ни о чём не задумывался, и все дей-ствия его получали характер легкомысленного хвастовства. Над ним поте-шались вслух, его стыдили, пытались усовестить, но тщетно: Самознайка был неисправим. Дошло до того, что, не желая быть уличённым в незнании ответа на вопрос, что же это за шестая часть света, о которой он говорит, мальчишка, не раздумывая, ответил: «География».

Над этой-то концовкой и хохотали слушатели Ивана Сергеевича, среди которых был и Лев Николаевич Толстой.

А у брата Самознайки, Рассудительного, всё ладилось, всё ему удава-лось, так как он был честен и вдумчив.

Не правда ли, и в сказках, сочинённых им, Тургенев оставался верен сво-им принципам: его герои - честные, принципиальные - всегда намного выше тех, которые противостоят им.

В январе 1881 года Софья Андреевна Толстая обратилась к Тургеневу с просьбой написать что-либо для журнала «Детский отдых», издававшегося её братом П. А. Берсом. В скором времени, т. е. в октябре следующего го-да, Тургенев выслал Толстому рассказ для детей «Перепёлка» с сопроводи-тельным письмом: «Вот Вам, милый Лев Николаевич, тот небольшой рас-сказ, который я обещал графине для детского журнала, издаваемого её братом».

Немного ранее Иван Сергеевич сообщал Льву Николаевичу о том, что когда-то он был свидетелем героического подвига матери, маленькой птич-ки перепёлки, которая жертвовала жизнью ради жизни своих птен-цов.

А еще раньше, в 1849 году, Тургенев описал похожий эпи-зод в письме из Франции к Полине Виардо: «Знаете ли Вы, - писал он ей, - что куропатки отлично разыгрывают представления? Они очень хорошо умеют притворяться, будто они ранены, будто они насилу летают, они кричат, они пищат, и всё это, чтобы заманить собаку и отвлечь её от места, где находятся птенцы. Материнская любовь третьего дня чуть не обошлась очень дорого одной из них: она так превосходно сыграла свою роль, что Султан схватил её. Я возвратил свободу этой отважной матери и слишком хорошей актрисе».

«Перепёлка» была напечатана вместе с рассказами Льва Николаевича Толстого «Кав-казский пленник», «Чем люди живы» и др. с иллюстрациями Виктора Михайловича Васнецо-ва, Владимира Егоровича Маковского, И. Е. Репина, В. И. Сурикова в декабре 1882 года, когда Тургенев был уже смертельно болен.

Таким образом, «Орловский вестник» имел достаточно оснований для своего сообщения от сентября 1881 года. Ему предшествовала письменная просьба С. А. Толстой, вероятно, рождённая не без рассказов о сюжете са-мого Л. Н. Толстого, и письменное согласие Ивана Сергеевича написать рас-сказ для детей. А кроме того, сообщению газеты могли способствовать и известия из самого Спасского-Лутовинова, где летом 1881 года Тургенев действительно сочинял экспромтом и рассказывал свои сказки и детям, и взрослым.

В подтверждение всему сказанному имеет смысл привести ещё одно интересное свидетельство. Обратимся к сборнику воспоминаний со-временников о Тургеневе, где в комментариях к воспоминаниям Я. П. По-лонского читаем: «В парижском архиве И. С. Тургенева хранится рукопис-ный титульный лист детской книжки, составленный самим Тургеневым, следующего содержания: «Рассказы и сказки для детей Ив. Тургенева. 1 Пере-пёлка. Буживаль, 1882».

По всей вероятности, И. С. Тургенев предполагал издать специальный сборник для детского чтения. Однако замысел этот не осуществился.

Жизнь великого русского писателя И. С. Тургенева оборвалась рано, на 65-м году. Несомненно, продлись его годы, он обязательно записал бы свои, сочинённые и рассказанные им в разное время сказки для детей, на-писал бы новые детские сказки, рассказы, повести, - и у детей всего мира появился бы новый, интересный, незабываемый сказочник - Иван Сергее-вич Тургенев.

Тургенев известен своими поучительными рассказами о любви, семье и дружбе, но мало кто знает, что писатель также писал сказки. Автор хорошо ладил с детьми, они же свою очередь отвечали тем же, постоянно сидели у него на коленях, теребили его волосы, но больше всего они любили слушать его истории. Обычно писатель рассказывал их, лежа на большом диване. Иван Сергеевич также планировал издать свой сборник детских сказок, но, к сожалению, осуществить задуманное у него не получилось.

  1. «Капля жизни». Данная сказка по размеру совсем небольшая, но довольно интересная и приятная. В ней Иван Сергеевич рассказывает про маленького мальчика, у которого серьезного болели родители, но ему повезло узнать про каплю жизни, которая позволит не только лечить всех вокруг, но и откроет ему тайны жизни. Герой не побоялся страшных чудищ и все-таки смог выпить эту каплю, чтобы помочь семье. Храбрость ребенка поражает, не каждый решится на такое. И, в конце концов, его смелость окупится ему. В будущем он станет богатым и известным. Мораль: ради помощи родным стоит рискнуть. Читать само произведение…
  2. «Серебряная птица и желтая лягушка». Эта сказка не может не затронуть ваше сердце своей искренностью. В этой истории рассказ идет об одной особенной лягушке, которая отличалась от других своим цветом. Она была желтой. Зеленые лягушки отказывались дружить с ней, потому что она отличалась от них, но, в конце концов, она обрела друга в лице цапли. Мораль сказки в том, что разница между людьми - это не плохо, а в порядке вещей, и не надо презирать человека за то, что он не похож на других. Что всегда найдется тот, кто примет тебя таким, какой ты есть, появится тот, кто полюбит твои особенности. Читать само произведение…
  3. «Самознайка» . Эта история о мальчике, который очень много врал и всем всегда говорил, что он самый умный в мире. Он все-все знает. Однажды ему сказали, что река очень глубокая-не ходи туда, на что самознайка сказал, что и так это знает, упал в воду и утонул. В конце рассказа Иван Сергеевич Тургенев подводит нас к тому, что лучше сказать, что ты чего-то не знаешь, чем безосновательно хвалиться. Читать само произведение…
  4. «Степовик» . Произведение написано на французском, не закончено. Весьма печален тот факт, что эта история не закончена, потому что очень интересно узнать, что же было дальше. В сказке говорится о мужчине, который однажды в степи повстречал маленького человечка, который весь был сделан из веточек и травы. Повествование обрывается на моменте знакомства путешественника и этого существа. Читать само произведение…

Тургенев написал всего четыре сказки, но также он занимался переводами сказок Шарля Перро. Еще Иван Сергеевич создал несколько оперетт, которые были поставлены на частной вилле писателя. Каждая из них имеет сказочный мотив.

  1. «Последний колдун». Премьера состоялась в начале августа 1867 года. К сожалению, сохранилось очень мало копий данной оперетты. Но те, кто имел возможность услышать ее, говорили, что она была прекрасно написана, и желание увидеть ее на большой сцене возрастало по мере того, как уменьшалось количество приглашений. Довольно трудно найти что-то конкретное о сюжете оперетты. Единственное, что точно известно — она была написана об эльфах и сказочных созданиях.
  2. «Людоед». Вышла в мае 1968 года. По сюжету схожа с «Последним колдуном». Некий волшебник с помощью магии держит в плену юную девушку. Но позже принц отнимает у него магический посох и спасает даму и других пленниц, беря в заложники людоеда. Сюжет дорабатывался от представления к представлению.
Интересно? Сохрани у себя на стенке!