Здоровье

Науки которые включает в себя география. Структура географической науки

География - это одна из древнейших наук в мире. Еще первобытные люди изучали свою местность, чертили на стенах своих пещер первые примитивные карты. Разумеется, современная наука география ставит перед собой совсем иные задачи. Какие именно? Что она изучает? И какое определение можно дать этой науке?

Определение географии: основные проблемы и трудности

Если физика учит "как", история объясняет "когда" и "почему", то география рассказывает "где". Конечно, это весьма упрощенное представление о данном предмете.

География - наука очень старая. Сам термин имеет древнегреческие корни и дословно переводится как "землеописание". Да и фундамент ее был заложен именно в античности. Первым ученым-географом называют Клавдия Птолемея, который еще во втором веке издал книгу с недвузначным названием: "География". Труд состоял из восьми томов.

Среди других ученых, которые сделали солидный вклад в развитие географии как науки, стоит выделить Герхарда Меркатора, Александра Гумбольдта, Карла Риттера, Вальтера Кристаллера, Владимира Вернадского,

Точное и единое определение географии до сих пор остается достаточно сложной задачей. Согласно одному из нескольких толкований, наук, изучающих различные аспекты функционирования и строения географической Существует еще одно определение географии, по которому эта наука изучает закономерности распространения любого явления по земной поверхности. А вот профессор В.П. Буданов писал о том, что хоть содержание географии определить весьма сложно, но её объектом вне всякого сомнения выступает поверхность всего земного шара.

География как наука о географической оболочке Земли

Все же главным объектом изучения выступает географическая оболочка Земли. Отечественная наука дает следующее определение данного термина. - это целостная и непрерывная оболочка планеты Земля, которая состоит из пяти структурных частей:

  • литосферы;
  • гидросферы;
  • атмосферы;
  • биосферы;
  • антропосферы.

Причем, все они находятся в тесном и постоянном взаимодействии, обмениваясь веществом, энергией и информацией.

Географическая оболочка имеет свои параметры (мощность - примерно 25-27 километров), а также обладает определенными закономерностями. Среди таковых целостность (единство компонентов и структур), ритмичность (периодичная повторяемость природных явлений), широтная зональность, высотная поясность.

Структура географической науки

Разграничение между естественными и жирной линией прошло по "телу" некогда единой географической науки, разбросав отдельные её дисциплины в совершенно разные плоскости научного исследования. Таким образом, некоторые физикогеографические отрасли более тесно связаны с физикой или химией, нежели с населением, либо экономикой.

География Земли делится на две большие дисциплины.

  1. Физическая.
  2. Социальная и экономическая.

В состав первой группы входят гидрография, климатология, геоморфология, гляциология, география почв и прочие. Нетрудно догадаться, что они занимаются изучением природных объектов. Ко второй группе относится населения, урбанистика (наука о городах), страноведение и другие.

Связи с другими науками

Насколько тесно связана география с другими науками? Какое место она занимает в системе научных дисциплин?

География имеет самые тесные связи с такими науками, как математика, история, физика и химия, экономика, биология и психология. Как и любая другая дисциплина, она также генетически связана с философией и логикой.

Стоит отметить, что некоторые из этих межнаучных связей были настолько сильными, что породили совершенно новые так называемые сквозные дисциплины. К таковым можно отнести следующие:

  • картография (география + геометрия);
  • топонимика (география + лингвистика);
  • историческая география (география + история);
  • почвоведение (география + химия).

Основные географические проблемы на современном этапе развития науки

Как ни странно это звучит, но одной из важнейших географических проблем является определение географии как науки. Более того, методологи и теоретики настолько увлеклись решением этой задачи, что уже возник вопрос, а существует ли такая наука вообще?

В XXI веке возросла роль прогностической функции географической науки. С помощью огромного количества аналитических и фактических данных строятся различные геомодели (климатические, геополитические, экологические и т.п.).

Главная задача географии на современном этапе - не только осознавать глубокие связи между природными явлениями и общественными процессами, но и научиться их предугадывать. Одним из важнейших разделов науки сегодня является геоурбанистика. С каждым годом растет численность городского населения в мире. Крупнейшие города планеты сталкиваются с новыми проблемами и вызовами, которые требуют немедленного и конструктивного решения.

Первые представления о земной поверхности имелись у первобытных охотников и собирателей. Передавая будущим поколениям сведения об окружающем мире, древние люди оставляли рисунки на камне и кости, на коре деревьев и шкурах животных. Так были заложены начальные основы географических знаний.

Рождение науки о Земле

География - одна из древнейших наук. Её название происходит от двух греческих слов: geo - Земля, grapho - пишу (описание). Возникнув в глубокой древности, география сначала действительно имела описательный характер. Путешественники и мореплаватели, полководцы и торговцы брали с собой учёных, чтобы те составляли описания новых земель и народов. Греческий учёный Эратосфен более 2200 лет назад впервые собрал эти описания в научный труд о природе Земли и назвал его «География».

Около 500 лет назад - в эпоху Великих географических открытий - география в течение двух столетий была королевой наук. Монархи и богатые купцы лично обсуждали с географами планы будущих экспедиций и щедро финансировали их путешествия в надежде получить несметные сокровища. За короткий исторический период па карте мира появилась большая часть океанических пространств и обитаемых земель. В это время география представляла собой свод самых разнообразных сведений. Она давала ответы на вопросы «что это?» и «где это расположено?», указывая местонахождение различных объектов на поверхности Земли. Однако белыми пятками на картах даже в 18 веке оставались Арктика, Австралия, многие внутренние районы материков.

Но мере развития географии её главной задачей стало изучение законов, но которым живёт и развивается наша планета. География начала превращаться из описательной дисциплины в науку, отвечающую на вопрос «почему?». Для этого у географов возникла необходимость понимать и объяснять причины появления и изменения объектов и явлений природы.

Географические науки

Современная география - это сложная разветвлённая система, или «древо» наук. География - единственная наука, которая объединяет разнообразные (знания о природе и людях. Все географические объекты и явления, созданные природой, изучает физическая география. Население и созданные деятельностью людей объекты изучает общественная география. Одна из важнейших задач современной географической науки в целом - исследование многообразного взаимодействия природы и общества для решения стоящих перед человечеством глобальных (мировых) проблем, например, проблемы обеспечения населения продовольствием, природными богатствами, в том числе топливом и водой. Очень важны задачи исследования Мирового океана и космоса. Особое место среди географических наук занимает картография - наука о географических картах. Тесно связана с географией родственная ей наука геология.

Географы сегодня - это специалисты многих профессий. Воды суши исследует гидролог, льды - гляциолог, неровности поверхности Земли - , животный и растительный мир планеты - биотеограф. Геоэкологи предсказывают последствия воздействия человека на природу. В систему географических наук входят и дисциплины практического характера, например медицинская и военная география.

Процесс развития географии, одной из старейших наук, длителен и сложен.

На первых этапах развития географии она была наукой описательной единой. Первые исследователи – географы занимались описанием Земли. Они описывали все, что видели в чужой стране: природу - рельеф, климат, растительность, животных, - описывали хозяйство, нравы, обычаи, быт людей, государственное устройство. Обобщений же теоретического характера делалось мало, зарождались лишь элементы теории. Однако постепенно география превращалась в науку теоретическую, т.е. изучающую процессы и явления, законы природы, размещение и развитие хозяйства и др.

Как только география перешла от описания явлений к их изучению и осмыслению, она разделилась на две основные ветви – физическую и экономическую географии. В каждой из этих ветвей сформировались по два направления. В физической географии – это общая физическая география и страноведение, в экономической – экономическая и социальная география мира и экономико-географическое страноведение.

Из науки описательной, описательно-познавательной она постепенно превращалась в науку экспериментально - преобразовательную, конструктивную.

В географии, как и в других науках, происходил и происходит сложный объективный процесс их дифференциации – процесс выделения разделов, специализированных более узких отраслей, подотраслей, учений, теорий и т.д.

Так, изучением компонентов ГО занимаются частные (компонентные) физико-географические науки, в свое время вычленившиеся от некогда единой физической географии. К ним относятся геология (наука о геологическом строении и истории геологического развития), геоморфология (наука о рельефе), климатология (наука о климате), океанология (наука об Океане), гидрология суши (наука о водах суши), почвоведение (наука о почве), биогеография (наука о закономерностях распределения и сочетания биоценозов и образующих их организмов), палеогеография (изучающая историю формирования природных комплексов) и многие др. Многие из частных наук, в свою очередь, делятся на дочерние науки. Формируется своеобразное «древо наук».

Уже отмечалось, что если физическая география – наука естественная, то география экономическая относится к наукам общественным, так как изучает структуру и размещение производства, условия и особенности его развития в различных странах и районах. Хозяйственная деятельность людей, размещения производства зависят от природных условий и вместе с тем оказывают на них существенное воздействие. В свою очередь, экономическая география также делится на множество частных наук: география промышленности, сельского хозяйства, населения, география городов, транспорта и т.д.

Наряду с процессами дифференциации, также объективно идут процессы интеграции научных исследований – объединения отдельных разделов, отраслей, подотраслей, учений, теорий и др. в одно целое. Оба, казалось бы, противоположных и взаимоисключающих процесса связаны с требованиями общественной практики, со специализацией и концентрацией производства, с совершенствованием методов научных исследований, с НТП и происходят на разных уровнях развития науки. Таким образом, дифференциация и интеграция в науке – 2 стороны единого процесса познания.

И если процесс дифференциации идет стихийно, то процессы интеграции нуждаются в организации и поддержке, в международном признании. Для интеграционных процессов, включающих глубокие межнаучные обобщения, нужны сильные, широко образованные ученые. В процессе интеграции возникают междисциплинарные «пограничные» направления, обычно отличающиеся свежестью выводов, яркостью, практической значимостью. Они находят выражение, например, в создании синтетических карт (водохозяйственных, медико-географических и т.д.).

В свете сказанного прогрессивны идеи формирования единой географии на основе современных достижений физической и экономической географии. Например, без использования результатов физико-географических исследований не может обойтись экономическая география. Она «должна опираться на закономерности развития природных комплексов разного масштаба, изучаемые физической географией». Связь физико-географических исследований с экономической географией придает им определенную целенаправленность и практическую значимость.

Методы географических исследований. Общенаучным философским методом является метод материалистической диалектики, в соответствии с которым все природные объекты и процессы рассматриваются не как единожды созданные и застывшие образования, но рассматриваются в их диалектическом развитии. От Вселенной до капли воды в природе все живет, все развивается.

В географии, кроме того, имеются свои специфические методы – инструментальных наблюдений, полевых исследований, методы сравнений и обобщений, картографический, дистанционный с помощью аэрофотосъемки и космических наблюдений, математические (количественные) методы, методы моделирования. Особое место в изучении природы и общества занимает теория систем.

Теория систем появилась в 30 – годах прошлого столетия. Впервые ее основы были сформулированы американским ученым Берталанфи и относилась в основном к математике. В последние десятилетия она становится общенаучным методом в изучении сложных объектов и взаимодействий. «Система – есть комплекс элементов, находящихся во взаимодействии». Многие природные комплексы давно изучаются как системы, что находит отражение даже в названиях, в терминологии (речная, гидрографическая система, система муссонной циркуляции, система течений, экономическая, финансовая система и др.). Природные системы существуют как в органическом, таки в неорганическом мире, они могут быть простыми («хищник – жертва», «ручей-овраг») и сложными («система природа-население-хозяйство»). Элементы системы и системы с окружающей средой объединены прямыми и обратными связями, обладают устойчивостью, многие из них саморегулирующиеся, саморазвивающиеся. Природные материальные системы обладают обменом вещества и энергии, являясь в основном открытыми. Закрытые системы создаются преимущественно в лабораторных условиях.

К характеристикам системы относят целостность объекта, переработку информации в нем и о нем, специфическое поведение объекта, выраженное понятием миссии существования или функции, его специфическое строение (структура) и миссии существования (функции), необходимость управления объектом, свойства развития и саморазвития, открытость системы, в силу чего она способна к самосовершенствованию, иерархическое строение, взаимосвязь целого и частей, системное качество объекта и др. Система - это нечто большее, чем простая сумма элементов, из которых она состоит. Новое качество суммы элементов порождается их взаимокоординацией в системе и взаимодействии со средой.

Существует три основных группы определений системы. К первой группе относятся определения, в которых система предстает как комплекс объектов, процессов и явлений, имеющий место в реальной действительности, независимо от наблюдателя. Задача последнего заключается в поиске способа выделения системы из ее среды, анализе системы с целью выявления механизма ее функционирования и осуществления управляющего воздействия на систему.

Вторая группа определений связана с попыткой провести координацию между понятиями системы и модели. В данном случае цель исследователя состоит в реализации абстрактного отображения объекта действительности с присущими ему свойствами и отношениями в модель. Моделирование процессов с помощью математических расчетов – один из основных современных методов изучения тех процессов и явлений, наблюдать которые человек не может в силу их сложности, связанной с временными или пространственными масштабами, либо в силу других причин.

Третий класс определений представляет собой компромисс между двумя первыми. Системой считается искусственно создаваемый комплекс элементов и взаимосвязей между ними, предназначенный для решения определенной организационной, экономической, технической и т.п. задачи.

Любая система включает понятия «элементы», «отношения», «связь», «целое», «целостность». Как часть целого она принадлежит к более крупной системе. В качестве целого она имеет автономность, независимость, связанность, внутреннюю замкнутость от среды. Среду образуют те предметы, с которыми система в окружающем мире связана, и некоторые посредством этой связи оказывают на нее влияние.

В свете теории систем, ГО, биосфера рассматривается как сложнейшая система высокого порядка, суперсистема, объединяющая живое и косное вещество, состоящая из множества систем низших рангов. Для ГО как суперсистемы характерны геологическая, биологическая и социальная формы движения материи. Каждая система – есть часть другой системы более высокого порядка, и в свою очередь состоит из систем более низких уровней организации. Элементы систем и их связи могут быть описаны математически, следовательно, поддаются моделированию, особенно с помощью ЭВМ, что позволяет разработать теорию исследований природы. Исследования с использованием методов теории систем – это качественно новый уровень изучения природно-территориальных и социально-экономических комплексов.

Системный подход применяется теперь при изучении, как статики, так и динамики природных комплексов (геосистем).

Современные ее задачи географии определяются острой необходимостью активного вмешательства науки в вопросы воздействия общества на природу. Рациональное использование природы, восстановление, охрана, целенаправленное преобразование требуют понимания ее комплексности, знания структуры, закономерностей развития природных комплексов, прогноза возможных их изменений.

На стыке географии со смежными науками возникают новые научные направления, количество которых быстро растет. Это, например, научное краеведение, регионоведение, историческая география, географическое ресурсоведение, медицинская, военная, инженерная география, география отдыха и туризма и многие др.

География и геоэкология. Последствия взаимодействия общества и окружающей среды глобальны и привели к изменению среды обитания человека вплоть до угрозы его существованию как вида, где два процесса наиболее опасны: загрязнение среды обитания и истощение ресурсов. Разрешение назревших противоречий между сложившимся характером производства и природой, порожденных потребительским отношением к последней, возможно на основе постоянного мониторинга окружающей среды, научного анализа причинно-следственных связей происходящих негативных явлений. Сложность природно-антропогенных систем требует научного обоснования для выбора оптимальных решений по предупреждению, ликвидации и восстановлению нарушений и естественных опасных свойств в биосфере, для определения направлений рационального природопользования в конкретных регионах и сферах. Эффективность системы управления качеством окружающей среды и природопользованием - главное условие безопасности среды обитания для жизни, здоровья и благосостояния человека.

Все перечисленные направления исследований и действий по своей сути являются предметом географии, потому что только география изучает среду обитания человека – ГО. Однако возникшие проблемы одновременно являются и экологическими. Экология - комплекс наук, исследующих различные аспекты отношений живых организмов и условий среды. Хотя изначально экология возникла как наука биологическая, в настоящее время произошло значительное расширение сферы использования термина, он часто применяется не в своем первоначальном значении. Экология как наука изучает взаимоотношения организмов и их популяций со средой обитания. Но она не может справиться с задачей изучения аспектов взаимодействия человеческого общества со средой обитания, потому, что это совершенно иной тип взаимоотношений, при котором кардинально меняется сама среда обитания. И здесь нельзя обойтись без географии. Поэтому возникла новое научное направление – геоэкология.

Геоэкология – географическая экология, научная дисциплина, научное направление на стыке географии и экологии, изучающее законы взаимодействия геосфер Земли с учетом деятельности человека.

Особым направлением в современных научных исследованиях являются также основы рационального природопользования – призванные разработать научные подходы к использованию различных видов природных ресурсов и природных условий, обосновать необходимые ограничения экологического характера для устойчивого развития.

Устойчивое развитие - такое развитие обще­ства, при котором улучшаются условия жизни человека, а воздействия на окру­жающую среду остаются в пределах хо­зяйственной емкости биосферы, так что не разрушается природная основа функ­ционирования человечества. При устойчивом развитии удовлетворение потребностей осуществ­ляется без ущерба для будущих поколе­ний. В соответствии с этим, кон­цепция устойчивого развития подразумевает развитие ре­гиона через самоорганизацию при рамоч­ной внешней поддержке, предупрежда­ющей возможность его перехода в состо­яние необратимой деградации среды.

Одной из задач геоэкологии является формирование ноосферного мышления , выражающего идею формирования человека с новым типом мышления, способного к экологически целесообразной деятельности через подготовку эрудированных специалистов с высоким интеллектуальным, нравственным и духовным потенциалом, имеющих глубокие научные знания об устройстве мира, о глобальных, региональных и локальных экологических проблемах и их истоках, об основах устойчивого развития, владеющих умениями и навыками практических действий в управлении качеством окружающей среды и природопользования в сфере своей профессиональной деятельности.

Конструктивная география, или конструктивное направление в географии, ставит своей целью разработку целенаправленного конструирования географической среды, конструктивных подходов к управлению ее качеством, оптимизацию взаимодействия общества с окружающей средой.

Географическое прогнозирование – часть более широкого прогнозирования (разработки социально- экономических прогнозов) – новый необходимый этап развития географии. Основывается на использовании математического моделирования и предсказания вероятных сценариев развития отдельных процессов в их взаимодействии.

Когда я оканчивала школу, то ЕГЭ ещё не придумали. Сейчас я часто слышу, что тесты весьма сложные, и решила испытать себя, заглянув в список приблизительных тем и заданий по географии. Вот, что из этого получилось.

Наука о Мировом океане

Попала я на раздел географических наук. Первый вопрос касался науки, изучающей протекающие в Мировом океане процессы. Мне было известно, что название ей - океанология. Эта наука охватывает настолько много моментов в данной сфере, что её раздробили на более узкоспециализированные:

  1. Химическая океанология.
  2. Физическая.
  3. Техническая.
  4. Взаимодействие океана и атмосферы.
  5. Морская.
  6. Промысловая.

Грунты под сооружения

Поведение грунтов, предназначенных для сооружений, и их взаимодействие с элементами техносферы изучает инженерная геология. В её структуре выделяют три раздела-компонента: инженерная геодинамика, грунтоведение и региональная инженерная геология.

Климат и рельеф Земли

Климатические условия Земного шара, закономерности климатообразования и их размещение на планете исследуется наукой климатологией.

Рельеф, характер поверхности, история развития и происхождение форм рельефа, закономерности их распространения изучается геоморфологией. В этой науке детально изучаются уровни рельефа: элементы, формы и комплексы.

Земная кора

Состав, строение, характер поверхности, а также закономерности развития земной коры нашей планеты входят в круг интересов науки геологии. Она охватывает множество отдельных наук, которые имеют свои конкретные объекты изучения и используют собственные методы исследования. Примеры этих наук: тектоника, вулканология, минералогия, палеонтология и даже вышеупомянутая инженерная геология.

Население и влияние специфики территории на его здоровье

Наука, внимание которой сосредоточено на населении Земли, закономерностях распределения и воспроизводства, на миграции его, численности, составе, именуется демографией.

Влияние особенностей географической среды на здоровье людей, порядок распространения болезней изучается медицинской географией.

А) геоэкология б) биогеография в) медицинская география

А) геоэкология б) биогеография в) медицинская география

Тест по теме «География: древняя и современная наука»

1. Название науки «география» с греческого языка переводится как

А) землеописание б) земленаблюдение в) земленачертание

2. Кто из ученых древности впервые применил термин «география»

А) Геродот б) Эратосфен в) Аристотель

3. Наука о географических картах

А) геоморфология б) картография в) страноведение

4. Все географические объекты и явления, созданные природой, изучает:

А) физическая география б) общественная география

5. Наука о воздействии природных и хозяйственных условий территории на здоровье людей

А) геоэкология б) биогеография в) медицинская география

6. Какая из перечисленных географических наук является общегеографической

А) геоморфология б) география населения в) страноведение

7. Какая из перечисленных географических наук изучает животный и растительный мир планеты

А) геоэкология б) биогеография в) медицинская география

8. Какая из перечисленных географических наук исследует воды суши

А) гидрология б) геоморфология в) океанология

9. Наука, изучающая природные льды на Земле и в её атмосфере

А) гидрология б) гляциология в) океанология

10. Какая из перечисленных географических наук предсказывает последствия воздействия человека на природу

А) геоэкология б) биогеография в) медицинская география