Инф. технологии

Теперь требуется обратить внимание на чистоту звука. Теперь важная информация для раздела «блокфлейта для начинающих»

Урок 1. Берем свирель правильно.

Свирель ученическая состоит из ствола и мундштука. Мундштук – это свисток, а ствол это часть свирели с отверстиями, которые регулируют высоту звука. Для удобства обучаемого отверстия на стволе окружены бугорками. Всего бугорков с отверстиями ШЕСТЬ, и считаются они от мундштука. На нижней части ствола (противоположной отверстиям) находятся бугорки-подставки для больших пальцев.

Берем свирель ученическую за конец ствола, противоположный мундштуку правой рукой как карандаш. Пока никакие отверстия правой рукой не закрываем. Пальцами левой руки закрываем отверстия 1, 2 и 3 соответственно указательным, средним и безымянным, а большой палец левой руки располагаем на верхней подставке внизу свирели.

Чтобы свирель зазвучала, надо знать несколько правил:

  1. Звуки, которые вы сейчас создадите, – не простые! Они волшебные. Они умеют дружить и ссориться, они могут быть глубокими и поверхностными, легкими и тяжелыми, яркими и тусклыми. Надо только научиться различать их, слышать их голоса. Будьте осторожнее! Звук – он живой!!! И рождается он только в тишине…
  2. Свирель не любит, когда в нее сильно дуют, – она начинает плакать, кричать, визжать. Достаточно легкого дыхания и она ответит вам также ласково.
  3. Отверстия должны быть плотно закрыты мягкими подушечками пальцев, чтобы в них не проходил воздух. И сила тут не нужна, только сноровка и находчивость. Закройте три отверстия! Прижмите посильнее пальцы… А теперь переверните руку и посмотрите на отпечатки, оставленные бугорками – если у вас на пальцах кружочки, то задание выполнено правильно и звук будет красивый.
  4. Поиграв на свирели, надо ее хорошенько вымыть теплой водой – от воды звук становится красивее, чище. Затем вытереть свирель чистой тряпочкой или высушить ее и сложить в специальный пакет.

Теперь, держа свирель правой рукой, возьмем кончик мундштука зубами и пропоем шепотом:

МА-МА, ПА-ПА, ТЕ-ТЯ, ДЯ-ДЯ

  • одно верхнее отверстие (№ 1) и сыграем: БА-БУШ-КА, ДЕ-ДУШ-КА;
  • два верхних отверстия: ТА-НЯ, ВА-НЯ;
  • три верхних отверстия: ПА-РО-ХОД, СА-МО-ЛЕТ

Одни звуки получились длиннее, а другие короче. В музыке короткие и длинные звуки, которые можно простучать или прохлопать, называются РИТМОМ. Ритм очень легко записывается:

Более сложные ритмы обозначаются так:

целая длительность
половинная длительность
четвертная с точкой и
восьмая длительности

Ритмы сыгранных вами слов легко можно записать так:

И так можно записать и сыграть любое имя. Попробуйте теперь озвучить свое!
На одном звуке мы с вами можем сыграть любую скороговорку, дразнилку, потешку, поговорку!


А теперь давайте представим, что мы пришли в лес! Слышите, как поют птицы? Высоко на ветке сидит соловей и поет:

А чуть ниже птичка побольше:

А еще ниже?

Будьте внимательнее!
Не забывайте: когда мы играем 2 или 3, все предыдущие отверстия закрыты!
А каких птиц мы еще можем изобразить с помощью свирели? Подумайте!

Заказать облегченную версию Свирельки, которая содержит всё для обучения игре
на инструменте свирель ученическая шестидырочная можно в форме ниже

Облегченная "Свирелька"

только для свирели ученической

Перед тем, как рассказать, что такое игра на блокфлейте позвольте несколько простых и, в тоже время, очень важных рекомендаций. Рекомендации эти касаются методов игры на любой продольной свистковой флейте.

Ведь, ? Это обыкновенная дудочка. Музыканты их называют так: продольная свистковая флейта из группы деревянных духовых. Такие дудки издавна известны многим, а может и всем, народам мира. К ним относятся, например, свирель и сопилка, а также многие другие музыкальные инструменты, принцип игры на которых одинаков. Между прочим, игра на блокфлейте становится очень модной, потому, что это легко и увлекательно, и ещё очень красиво.

Свирели популярны и сейчас

Итак, научиться достаточно просто. Даже без специального музыкального образования за несколько занятий можно начать играть на такой дудочке. Что надо знать, приступая к занятиям?

При игре на продольных флейтах есть несколько простых правил, которые пригодятся вам независимо от того будете вы играть на блокфлейте, или играть на свирели, или играть на сопилке.

Постановка тела для игры на блокфлейте

1. Учиться играть на блокфлейте лучше стоя. Но можно и сидя. Никто не запрещает. Держите блокфлейту под углом примерно 45 градусов, как показано на рисунке. В этом случае звук от инструмента будет направлен прямо на слушателя. Поэтому количество градусов можете не запоминать, главное чтобы свистковое отверстие было направлено на слушателя, а не в потолок или в пол.

так держать блокфлейту правильно

2. Голову держите прямо и чуть приподнято. Нельзя зажимать горло! Все-таки, блокфлейта это духовой инструмент и вам придется в неё дуть… Запрокидывать голову тоже не следует. Устанете. Да и глаза пялить в ноты с запрокинутой головой это ещё то занятие… В общем, как вы уже начинаете понимать, при игре на блокфлейте, главное, это удобство музыканта. Вам должно быть комфортно и приятно играть . Ведь, своему любимому занятию вы будете посвящать свое время.

Если поняли как держать голову, при игре на духовых инструментах, поставьте лайк:

Как держать кончик свистка губами при игре на блокфлейте

3. Сейчас поднесите блокфлейту ко рту. Плотно обхватите губами кончик свистка. Кончик свистка блокфлейты похож на клюв. Так его иногда и называют. Так вот, обхватите губами клюв блокфлейты. Правильно сделать это так: нижнюю часть клюва кладем на середину нижней губы и накрываем верхнюю часть клюва верхней губой.

Кончик клюва должен быть достаточно близко к зубам, но не касаться их. Делайте это без напряжения, чтобы вы могли свободно вдыхать и выдыхать воздух ртом. Вдох через уголки губ чуть растянув губы в улыбке. По поводу вдыхания воздуха через нос при игре на блок-флейте разные авторы дают разные рекомендации. Некоторые авторы допускают такой вдох, другие категорически против. В любом случае, основной вдох делается через уголки губ.

В зависимости от мелодии вдох может быть быстрым или медленным, но всегда глубоким. Одновременно, не старайтесь набрать воздуха «полную грудь» — это затруднит выдох, ускорит его и ухудшит звучание блокфлейты. Положение клюва во рту должно быть таким: кончик клюва не касается зубов

4. Пока никаких отверстий на блокфлейте не закрывайте. Плавно извлеките из блокфлейты звук произнеся слово «ту». Некоторые произносят слово «та». На самом деле, все равно, что вы будете «произносить». Главное здесь, — произносить «ту» без голоса, соблюдая артикуляцию для «т». Язык следует отводить назад, чтобы освободить проход для воздуха. Никогда не извлекайте звук, просто выдыхая воздух. Помните об участии языка при звукоизвлечении. Язык закрывает и открывает поток воздуха. Звук вы должны прекращать языком. Звук не должен прекращаться сам по себе, например, когда закончился воздух для выдоха.

Извлекаем первые звуки

5. Потренируйтесь извлекать звук плавно без рывков и срывов. Вдувать воздух в блокфлейту следует спокойно, плавно, ровно, полным потоком как при пении. От скорости струи воздуха зависит звук блокфлейты. Медленно меняйте силу воздушной струи. Не выдыхайте весь воздух из легких, так как это затруднит дыхание из-за чего вы быстро утомитесь и качество звучания блокфлейты будет плохим.

Извлеките подряд несколько звуков «ту, ту, ту, ту». Звучание каждого «ту» прекращайте закрытием языком отверстия блокфлейты. На этом этапе постарайтесь понять как меняется звучание блок-флейты в зависимости от того с какой силой вы дуете. Почувствуйте, когда блокфлейта начинает звучать, а когда просто издает противный свист. Не делайте резких «вдувов», будто вы разгневанный футбольный судья.

Флейта это ваша подруга и вам лучше поскорее привыкнуть друг к другу. Некоторые флейтисты уверяют, что они сразу чувствуют, если вдруг на их блокфлейте поиграет посторонний. Как извлекать ноты и играть мелодии на блок флейте подробно рассказано на страницах этого самоучителя игры на блокфлейте, а сейчас ещё одно важное общее правило при игре на блокфлейте:

Блокфлейта это индивидуальный инструмент. Поэтому самоучитель «Игра на блокфлейте» рекомендует: вымойте руки и, при возможности, почистите зубы перед игрой. И вам будет приятно и блокфлейте полезно… Содержите свою блокфлейту в чистоте. Протирайте её снаружи мягкой тканью. Внутри блокфлейту протирайте специальной щеткой или тканью на палочке-протирке. Некоторые духовые инструменты, например деревянные, требуют дополнительного ухода в виде смазки. Пластмассовые инструменты можно мыть, а затем вытереть и просушить. В общем случае, соблюдайте правила ухода за инструментом, рекомендованные его производителем. Серьезные производители музыкальных инструментов кладут при продаже блокфлейты палочку.

Теперь пора правильно взять блокфлейту в руки, чтобы начать играть на блокфлейте. Посмотрите короткое (всего 1 минуту) видео, как играет ребенок. На видео есть крупные планы и хорошо видно как располагать пальцы на отверстиях блокфлейты. Выступление Софии Куренной на международном фестивале-конкурсе «Звездный Олимп»:

На этом первое занятие самоучителя завершено.

После отработки упражнения и усвоения материала на странице Самоучитель игры на блокфлейте переходите ко второму занятию:

Второе занятие:

или ознакомьтесь с историей этого удивительного музыкального инструмента ниже на этой странице.

Немного из истории продольной флейты

Костяной дудочке из рога оленя, найденной археологами возле села Молодове Черновицкой области примерно 20 тысяч лет.

У свистковой флейты звуки образуются в результате рассекания потока воздуха о грань, в отличие от других духовых инструментов в которых используется язычок. Продольные свистковые флейты включают целое семейство духовых музыкальных инструментов: сопилка, свирель, блокфлейта, дводенцивка, флояра, дудка, вистл это далеко не полный перечень продольных флейт.

Слово «свирель » очень древнее. Оно встречается ещё в древнеславянском языке и существовало даже до разделения этого языка на восточную, западную и южную ветви.

Конструкция этих инструментов настолько проста, что некоторые музыканты играют на собственноручно изготовленных флейтах. Наверное, отсюда родилась пословица «каждый хозяин в свою дуду дудит». Кстати, тот кто играет на флейте обычно называется флейтист. Играющий на сопилке называется сопилкарь. Музыка флейты звучит в разных стилях от народного до самых современных.

Долгое время продольные флейты изготовлялись в основном в диатоническом строе, когда полное открытие и закрытие отверстий приводило к звучанию нот без диезов и бемолей. Для извлечения таких звуков надо было прибегать к дополнительным приемам. Игра на диатонических инструментах чем-то напоминала игру исключительно на белых клавишах фортепиано.

Современная ситуация

В последнее время стали широко распространяться инструменты хроматического строя. Этому, в частности, способствовало изобретение в Украине в семидесятых годах двадцатого столетия Дмитрием Деменчуком десятидырочковой хроматической сопилки. По своим исполнительским и техническим возможностям она стоит значительно выше своих предшественниц.

Несмотря на то, что продольная флейта наиболее приспособлена для самостоятельного виртуозного исполнительства, она становится ведущим мелодийным инструментом в оркестрах и ансамблях народной музыки. И с успехом используется как основной, так и как дополнительный инструмент в музыкально-образовательных заведениях. Используется она, конечно же, и в домашнем музицировании и музыкальном образовании детей.

разные блокфлейты и сопилки

Переходите ко второму занятию.

Всем привет!:)
Сегодня будет необычный, не свойственный для моего блога пост. Тем не менее, очень нужный многим людям, которые наверняка найдут в нем ключ к решению своих задач.

Дело в том, что пару дней назад я совершенно спонтанно и неожиданно для себя купил в музыкальном магазине… музыкальный инструмент. Нет, не большой и не дорогой, но самый настоящий. Этим музыкальным инструментом оказалась обычная блокфлейта.

Блокфлейта

Таким образом, мне просто захотелось подудеть в большую свистульку с дырками, позаписывать ее чудные звуки и даже вставлять их изредка в качестве сэмплов в свои музыкальные треки. Поэтому как-то раз идя с работы я зарулил в музыкальный магазин, чтобы купить ее. Стоит она от 176 рублей, но цена более-менее качественной модели начинается только от 500. Лучше брать блокфлейту фирмы Yamaha серии 2х или 3х, барочной или немецкой системы – на небольшую разницу в аппликатуре этих двух систем не обращайте серьезного внимания: она минимальна. Свистулька фирмы Hohner стоит дороже, в районе 1500-2000 рублей.

А вообще – берите то, что вам будет по душе и по карману. В любом случае, мы – чистый лист, и правила любой из блокфлейт будем принимать как должное. Переучиваться нам не с чего. А пластмассовый звук, если такой будет иметь место, все равно так или иначе присутствует в моделях низшего ценового сегмента. Дорогие деревянные модели вряд ли кто будет покупать – а вдруг не понравится учиться в принципе? Или разонравится инструмент. Поэтому берем то, что нравится. МОЖНО недорогое, можно.

С или F, или как я ложанулся

Единственный аспект: просите продавца, чтобы блокфлейта была в ключе “ДО мажор” , или попросту С . Для подобных инструментов написано подавляющее количество учебников и видеоуроков, в том числе и представленная ниже книжка, и также звучит она куда более приятнее, чем блокфлейта в ключе “ФА” (F) . Я поспешил и купил именно такую – в “фа”. Вы, конечно, тоже можете взять любую, а при занятиях брать ноты согласно аппликатуре вашего инструмента, но лично мне блокфлейта в ключе ФА звучит очень высоко. Еще бы: самый низкий звук, который она способна издать – это фа второй октавы. Сопраниссимо.
Про систему – барочную или немецкую – еще раз повторю, сильно не переживайте. Отличия в аппликатуре незначительны и указаны в инструкции к инструменту. Выучите так, как того потребует инструмент.

Итак, с выбором инструмента определились, купили. Домой принесли. Подудели, может быть, даже. Что дальше. Вот тут и наступает пора представить на ваш суд один очень неплохой самоучитель по игре на блокфлейте.

Самоучитель игры на блокфлейте для начинающих

Эта книга попалась мне в руки совсем недавно, когда я так же решил освоить диковинный для себя инструмент. Искал долго, пересматривал какие-то видеоуроки, смотрел выступления флейтистов, разучивал километры каких-то аппликатур… В общем, всё оказалось выше моих сил, каша в голове образовывалась крутая, и тут я познакомился именно с этой книгой. Называется она “Без музыкалки - самоучитель для сачков” и предназначена на самых-самых зеленых представителей класса самоучек – без нотной грамоты, без слуха и каких бы то ни было прочих заявок в крутые музыканты, автор страница за станицей, упражнение за упражнением постепенно раскрывает для нас весь мир этого замечательного инструмента.

Скачать книгу “Без музыкалки - самоучитель для сачков”

Скачать книгу можно из моего Яндекс.Диска – вот .
Распечатайте и принимайтесь за обучение! Кстати, книжка бесплатна, так что ничего у автора я не украл. Я только лишний раз высказал ему свое признание.

Кстати, распечатайте и аппликатуру:

Аппликатура блокфлейт Ямаха в ключах “С” и “F”.
Для обоих систем – барочной (английской) и немецкой (немецкой (прим. Кэпа).

Повесьте на стенку и учите. Учите. Учите. Ставьте пальцы, играйте “Чижика-пыжика” , читайте книжку и играйте. Одним словом – занимайтесь. Блокфлейта – это тот инструмент, который отплатит сполна своей преданностью и мелодизмом, если к ней отнестись с душой, за очень и очень небольшие затраты. Как материальные, так и умственные:)

То есть больше вам ничего не нужно. БОЛЬШЕ. НИЧЕГО. НЕ НУЖНО.
Только инструмент, книга и аппликатура. И усидчивость. И терпение. И желание. ВСЁ.

Upd. Заниматься нужно под метроном!

Чувство ритма, игра в ансамбле, под гитару – все эти навыки замечательно нарабатываются, если учиться под метроном. Это касается не только блокфлейты, но и любого другого инструмента. Поэтому не пренебрегайте этим простым решением, и КПД ваших занятий будет в разы выше.

Скачать метроном, которым сам пользуюсь: .

Этот пост был частью нового проекта Алаборна музыкальному обучению игре на инструментах, нотной теории и основам гармонии, технике вокала. Следите за новостями в моем блоге и дальше будет только лучше.

Флейта для начинающих может показаться каким-то волшебным инструментом, на котором играют только особенные люди. Все гораздо проще. Игра на флейте это всего лишь навык. Но люди, играющие на флейте, действительно особенные, потому что они проявили прилежание и стали музыкантами. Продолжаем обучение игре на флейте для начинающих.

Занятие 3. Флейта для начинающих. Начнем с ноты си первой октавы.

Игра на флейте левой рукой

Нота си первой октавы — самая простая нота:

Возьмите флейту двумя руками, как вы это делали на втором занятии. Закройте пальцами левой руки клапана до и си, а также правым мизинцем нажмите рычаг 10.

Пробуйте извлечь ноту си первой октавы. Выдувайте ноту деташе — с атакой языка (произносите беззвучное «ту»). Как правило эта нота получается сразу. Вы уже достаточно потренировались на первом и втором занятиях извлекать из флейты звук. Поэтому и теперь нота си получится достаточно быстро и легко.

Теперь требуется обратить внимание на чистоту звука .

Нота должна быть чистой и красивой. Для получения красивого тембра соблюдайте следующие рекомендации:

  • губы излишне не напрягайте. Конечно, для управления струей воздуха, губы надо держать в определенной форме, но это должно быть естественным напряжением. Губы должны быть живыми и напряжены ровно на столько, чтобы струя воздуха выдувала звук. Не делайте губы «деревянными» — ни звука не получите и ни играть долго не сможете;
  • растянутость губ также должна быть всего лишь достаточной. Излишняя растянутость не требуется. Игра должна приносить удовольствие, поэтому сразу избавляйтесь от скованности;
  • это же касается и пальцев рук. Пальцы держите свободными. Прикладывайте только такое усилие, которое требуется для закрытия игровых клапанов. Не давите на клапана изо всех сил. Ни к чему это. Только силы потратите и инструмент можете повредить;
  • струя выдуваемого воздуха должна быть ровной и направлена точно в отверстие дульца флейты. При этом, чтобы получилось это самое «точно» подгонять надо дульце под струю. То есть стоя перед зеркалом и выдувая ноту губы должны быть, все-таки, в удобном положении и, при необходимости, можно сдвинуть флейту вправо/влево, чтобы найти правильное положение инструмента для чистого красивого звука. Ловить красоту изменяя губами форму воздушной струи ошибка, потому что замучаетесь ловить. Поэтому найдите правильное положение дульца у губ и всегда держите флейту в этом положении.
К занятию 3 вы уже знаете и умеете достаточно, чтобы теперь начать просто играть на флейте.

Программа, конечно, играть вместо вас на флейте на будет, но даст вам возможность воспользоваться набором нот мелодий для обучения игре на флейте. Кроме того, Свирелька проиграет мелодии в удобном для обучения именно вам темпе и покажет аппликатуру каждой ноты мелодии в реальном времени.

В общем, берите и пользуйтесь:

Свирелька для флейты

Проверьте как написан e-mail, чтобы
Свирелька к Вам точно дошла!

Попробуете сыграть первую мелодию? Всего на одной ноте!
Вот, пожалуйста, припевка «Андрей-воробей, не гоняй голубей!»

Вот так она звучит:

К пальцам нажатым для ноты си добавляется нажатие средним пальцем левой руки на клапан ля (3):

  • большой палец левой руки нажимает на клавишу си (1), указательный палец нажимает клапан до (2), средний палец нажимает клапан ля (3) ;
  • мизинец правой руки нажимает рычаг 10;
  • остальные пальцы находятся на своих клапанах и НЕ нажимают их — клапана остаются открытыми.

Выдуваем ноту деташе — с атакой языка (произносим «ту»). Нота ля не намного сложнее предыдущей ноты си, поэтому и теперь у вас все получится.

Не напрягайте губы и пальцы. Сейчас не требуется длинных нот. Научитесь извлекать чистый красивый тембр и избавьтесь от страхов и излишних напряжений в теле. Стойте ровно, чуть наклонившись вперед, горло свободно (не наклоняйте и не запрокидывайте голову).

Все, о чем говорилось для ноты си про напряженность и растянутость губ, состояние пальцев, воздушную струю, примените и к ноте ля.

Сыграйте мелодию из двух нот (флейта для начинающих):

Звучит мелодия «Ой, весна-весна» на флейте так:

Это еще одна нота по игре похожая не предыдущие.

К пальцам нажатым для ноты ля добавляется нажатие безымянным пальцем левой руки на клапан соль (4):

  • большой палец левой руки нажимает на клавишу си (1), указательный палец нажимает клапан до (2), средний палец нажимает клапан ля (3), безымянный палец нажимает клапан соль (4) ;
  • мизинец правой руки нажимает рычаг 10;
  • остальные пальцы находятся на своих клапанах и НЕ нажимают их — клапана остаются открытыми.

И положение пальцев у ноты соль, и все остальное похоже на предыдущие ноты. Все также выдуваем ноту соль приемом деташе — с атакой языка (произносим «ту»). И по-прежнему учимся играть на флейте без напряжения и ступора в теле. Нота соль получится также легко как и си и ля.

Поздравляем вас! Вы научились играть на флейте левой рукой.

Этого достаточно, чтобы сыграть первое подготовительное упражнение из Школы игры на флейте Н.Платонова. Кажется это лучшая школа, по которой обучают сейчас в музыкальных заведениях.

Если не успеваете (все-таки, это флейта для начинающих ), можно замедлить на обучающей Свирельке темп игры, чтобы вам было комфортно.

Бонус. Играем на флейте ноту до второй октавы.

В завершение занятия 3 разучим еще одну ноту для левой руки. Нота до второй октавы. Это позволит значительно расширить ваш репертуар 🙂

Итак, возьмите флейту как для ноты си первой октавы и отпустите клапан си (1), то есть больше на нажимайте клапан большим пальцем левой руки. Все остальное оставляем нажатым:

  • указательный палец левой руки нажимает клапан до (2) ;
  • мизинец правой руки нажимает рычаг 10;
  • остальные пальцы находятся на своих клапанах и НЕ нажимают их — клапана остаются открытыми.


Играем деташе! Каждую ноту отделяем атакой языка. Звучит нота до второй октавы так:

И теперь вы можете сыграть подготовительное упражнение № 2 Школа игры для флейты Н.Платонова:

Как видите флейта для начинающих вполне доступный инструмент и, если вы продолжите так же настойчиво заниматься, то вскоре сможете играть бегло и уверено.

Для проверки, как вы освоили материал занятия 3 попробуйте самостоятельно сыграть эти ноты:

получиться должно так:

это упражнение поможет вам прочувствовать движение пальцев левой руки.

Светлана Пономарёва
Учимся играть на свирели в детском саду

Учимся играть на свирели в детском саду

Пономарёва Светлана Николаевна

музыкальный руководитель

ДОУ ЦРР Детский сад «Счастливое детство »

Новоусманского района Воронежской области

Так несмело, неумело,

Но ведь мастера нашла!

Подарил ей мастер трель,

Превратив её в свирель .

(Н. Пикулева) .

Свирель – один из древнейших музыкальных инструментов, оставшийся при этом неизменным до сих пор. Имеет множество разных названий в различных странах. В России называется «сопилка» , но более известен под названием «свирель » . Является национальным народным инструментом в десятках государств. Очень распространён в странах причерноморья и средиземноморья от Украины до Португалии. Тысячелетиями свирель являлась неизменным атрибутом пастухов. Пастухи и подпаски очаровывали мелодичными напевами своих рожков и свирелей , подобно Лелю из сказки – пьесы Александра Островского «Снегурочка» . И умели они не только играть , но и делать свои инструменты.

Вспомните :

«Я пойду, пойду погуляю,

Белую берёзу заломаю :

Срежу я с берёзы три пруточка –

Сделаю из них я три гудочка…

Теперь не надо заламывать берёзки – давайте лучше охранять зелёных друзей.

«Гудочки» - свирели изготовила Завидовская фабрика игрушек.

С воронкой – раструбом КЛАРНЕТ

Или без раструба СВИРЕЛЬ

Известны миру сотни лет,

Такой свирелью в старину ,

Крестьянских коз со всех дворов

Сгоняли в поле на стерню. Ведь сочная трава лугов

Была для барских лишь коров…

В эпоху Римской империи свирели вместе с барабанами были главными инструментами военных оркестров. Это сочетание оказалось столь удачным, что до сих пор часто используется в военных маршах.

У свирели очень характерный хрипловатый нежный звук, поэтому она обычно используется как солирующий инструмент. Для неё в разное время писались серьёзные музыкальные произведения.

При всех этих достоинствах игра на свирели проста .

При обучении игры на свирели с дошкольниками я использую свирели , изготовленные Завидовской фабрикой игрушек. Она представляет трубку длиной около 30 см со свистковым устройством с одной стороны и с шестью отверстиями. При первых отверстиях закрываются пальцами левой руки, а с четвёртого по шестое – пальцами правой руки.

Звукоизвлечение произносится лёгким певческим дыханием, близким к слогу «ХА» или «ТУ» , а если дунуть чуть СИЛЬНЕЕ – звук будет ОКТАВОЙ ВЫШЕ. Под текстами песен помечено, СКОЛЬКО отверстий надо ЗАКРЫТЬ для данного слога.

Ва - си - лёк, ва - си - лёк,

Мой- лю – би- мый - цве - ток.

Как говорил Гамлет – «…играть на свирели очень просто… Нужно только зажимать пальцами дырки, дуть ртом в конец свирели и из неё польётся волшебная музыка…»

Не зря именно на этом инструменте учат играть детей не только в музыкальных школах, но даже в детских садах . Это не сложно.

Обучая детей подготовительной группы игре на свирели я использую незаменимое пособие педагога – музыканта Эдельвены Яковлевны Смеловой непреклонной в своём стремлении возродить наши корни – свирельное и балалаечное искусство, чтобы миллионы Анечек и Ванечек снова стали ЛЕЛЯМИ.

Её система приобщения к музицированию общедоступна и демократична, способствует познанию мира через музыкальное творчество разных времён и народов.

Эта система с успехом применялась Смеловой в Шри Ланке, стране самобытной культуры, своеобразной, не похожей на нашу письменность и записи нот.

Эдельвена Смелова одержима идеей обучения ВСЕХ! нотной грамоте : «Ведь нот всего семь! – меньше, чем цифр и букв, - не устаёт доказывать она».

И с этим я соглашусь с ней, целиком и полностью поддерживаю её.

Тетрадь для дошкольников и младших школьников «Играем на свирели , рисуем и поём» А. И. Конч ставит своей целью – научить ребёнка музицировать на свирели по цифрам (донотный период) и через инструментальное исполнение развивать координацию его слуха и голоса. Это пособие подготовлено к программе «Приемственность» ,

А. И. Конч предлагает последовательность разучивания.

Чтобы играть на чудо – инструментах, не обязательно сразу осваивать нотную грамоту, достаточно научиться считать хотя бы до семи.

И кем бы ни стали наши дети, у них должны быть ловкие пальцы, чуткое сердце и добрая душа.

Литература :

1. Конч, А. И. Играем на свирели , рисуем и поём. Тетрадь для дошкольников и младших школьников. – М.: ГНОМ и Д, 2011. -72с.

2. Смелова, Э. Я. Ежеквартальный детский музыкальный журнал «ХОРОВОД» М.: Инкоцентр, 2011. – 15с.

3. Петелин А. С., Горькова Л. Г. Развитие творческих способностей детей средствами музыки. – Воронеж, ВОИПКРО, 2003.

4. Ветлугина Н. А. Музыкальное воспитание в детском саду . – М.: Просвещение. 1981.

5. Ветлугина Н. А. Детский оркестр . – М.: Просвещение.

6. Кононова Н. Г. обучаем игре на детских музыкальных инструментах. -1990.

7. Радынова О. П. Музыкальное воспитание дошкольников. – М.: Просвещение : Владос, 1994.

8. Ветлугина Н. А. Эстетическое воспитание в детском саду – М ., - 1985.

9. Малахова Л. Музыкальное воспитание детей дошкольного возраста. –Ростов – на – дону : Феникс, 2008. – с. 42.

10. Метлов Н. А. Музыка – детям. – М.: Просвещение, 1985.