Инф. технологии

Николай Семенович Лесков. Биографическая справка

Николай Семёнович Лесков родился 16 (по старому стилю 4) февраля 1831 г. в селе Горохово Орловской губернии в семье чиновника (сына священника); мать его была дворянкой. Детские годы писателя прошли в орловском поместье родственников матери, а затем в Орле. Учился будущий писатель в орловской гимназии, но смерть отца и пожар, уничтоживший почти все достояние семьи, не дали ему возможности окончить курс. С 1847 г. состоял на службе сначала в орловской уголовной, затем в киевской казённой палате. Недостаток образования он пополнял чтением, посещал в качестве вольнослушателя Киевского университета лекции по агрономии, криминалистике, государственному праву, анатомии.
В 1853 г. Лесков женится на дочери киевского коммерсанта Ольге Васильевне Смирновой. В 1857 г. он выходит в отставку и поступает на частную службу к своему родственнику, управляющему крупными поместьями. Работая его помощником, много ездит по стране, сопровождая крестьян-переселенцев.
В 1861 г. Лесков расстается с женой и переезжает в Петербург, чтобы всецело отдаться литературному творчеству. Незадолго до этого в петербургских журналах появляются его очерки и статьи. Одна из этих статей – о петербургских пожарах (автор требует или опровергнуть слухи о том, что пожары были организованы студентами, или обнаружить и наказать виновных) – послужила началом его длительной полемики с революционными демократами. Лесков стал объектом оскорбительных подозрений. Незаслуженная обида побудила его уехать за границу (в качестве корреспондента газеты «Северная пчела»), а главное – во многом изменить взгляды на прогресс и пути к нему, на революционное движение.
В 60-годы Лесков пишет повести и рассказы, в основном посвященные быту провинциальной России; наиболее известные из них – «Леди Макбет Мценского уезда», «Житие одной бабы», «Воительница». Многие его произведения печатаются под псевдонимом М. Стебницкий. Во второй половине 60-х – начале 70-х гг. появляются антигилистические романы «Некуда», «На ножах». Последний принес писателю скандальную известность и стал своего рода кризисом, которым завершилось у Лескова сведение счетов с революционным движением 60-х годов.
В 1865 г. гражданской женой Лескова становится Екатерина Степановна Бубнова; в 1866 г. родился их сын Андрей (будущий биограф писателя).
С началом 70-х гг. наступает вторая половина деятельности Лескова, почти свободная от злобы дня. Крупный успех романа «Соборяне» позволил и читателям и самому автору определить главный его талант и призвание – видеть и показывать яркую колоритность самых серых, на первый взгляд, положений и слоев русского быта. Один за другим появляются превосходные повести и рассказы: «Запечатленный ангел», «Очарованный странник», «Несмертельный Голован», составившие в «Собрании сочинений» Лескова особый том под общим заглавием «Праведники». В 1881 г. читателям представлен знаменитый «Левша».
В конце 70-х, в 80-х гг. улучшаются отношения писателя с либеральной прессой. Соответственно такому примирению существенно изменилось отношение Лескова к «консерваторам», что отразилось и на служебной его карьере. Его увольняют из министерств (Народного просвещения и Государственных имуществ, в учебных отделах которых он успел проработать очень недолго). Писатель, впрочем, с радостью принял отставку, видя в ней подтверждение своей независимости.
Большое влияние оказал на Лескова Лев Толстой, с которым они познакомились в 1887 г. Отчасти под этим влиянием, писатель отдается почти исключительно интересам и вопросам религиозно-нравственным, всегда его волновавшим.
В последние 12–15 лет его жизни литературное положение Лескова было двойственным. Несмотря на крупное имя, он был одинок, не составлял литературного центра. Критика мало им занималась. Это не помешало, однако, крупному успеху полного собрания его сочинений. На некоторые произведения Лескова накладываются цензурные запреты, что отражается и на его здоровье, и на психологическом состоянии.
Умер Николай Семенович Лесков в Петербурге 5 марта (по старому стилю 21 февраля) 1895 г.

Николай Семенович Лесков родился 4 (16) февраля 1831 года в сельце Горохово Орловской губернии. Русский писатель, публицист, литературный критик. Отец Лескова – заседатель Орловской уголовной палаты, мать – потомственная дворянка.

Детство Лескова прошло в Орле и в Орловской губернии; впечатления этих лет и рассказы бабушки об Орле и его жителях отразились во многих произведениях Лескова. В 1847-1849 гг . Лесков служил в Орловской палате уголовного суда; в 1850-1857 гг . занимал различные должности в Киевской казенной палате. В мае 1857 г . поступил в хозяйственно-коммерческую компанию, которую возглавлял англичанин А.Я. Шкот, муж тетки Лескова. С 1860 г . начал сотрудничать в петербургских газетах, публикуя статьи либеральной направленности о злоупотреблении и общественных пороках в современной России. В 1861 г . переехал в Санкт-Петербург. Приход Лескова в литературу из среды, далекой от профессионального писательского сообщества, а также впечатления провинциального быта, чуждого столичному жизненному укладу, во многом определили своеобразие его общественной и литературной позиции.

В 1862 г. Лесков напечатал первые художественные произведения: рассказы «Погасшее дело» (в переработанной редакции – «Засуха»), «Разбойник» и «В тарантасе» - очерки из народной жизни, рисующие представления и поступки простых людей, странные и противоестественные с точки зрения образованного читателя. В первых рассказах Лескова уже присутствуют черты, характерные и для более поздних его произведений: документализм, объективность повествования.

С 1862 г. Лесков – постоянный сотрудник либеральной газеты «Северная пчела»: в своей публицистике выступал приверженцем постепенных, эволюционных перемен, критикуя революционные идеи литераторов журнала «Современник» и считая вредными для общества антиправительственные настроения радикально-демократической интеллигенции. Лескову были чужды социалистические идеи имущественного равенства: стремления к насильственным изменениям социального и политического строя представлялось ему столь же опасным, как и ограничение свободы правительством. 30.05.1862 г. в газете «Северная пчела» Лесков выступил с заметкой, в которой потребовал от правительства открыто подтвердить или опровергнуть слухи о причастии студентов к пожару в Санкт-Петербурге. Демократичная и либеральная интеллигенция превратно восприняла статью как донос, содержащий утверждение об организации поджогов радикально настроенными студентами. На репутацию Лескова легло клеймо политического провокатора, поддерживающего власть в борьбе против свободолюбия и свободомыслия.

1864 г . – антинигилистический роман «Некуда».

1865 г . – роман «Обойденные», рассказ «Леди Макбет Мценского уезда».

1866 г . – роман «Островитяне».

1867 г . – вторая редакция очерков «Русское общество в Париже».

1870-1871 гг . – второй антинигилистический роман «На ножах».

1872 г . – роман «Соборяне».

1872-1873 гг . – повесть «Очарованный странник».

1873 г . – повесть «Запечатленный ангел».

1876 г . – рассказ «Железная воля».

1883 г . – «Зверь».

1886 г . – сборник «Святочные рассказы».

1888 г . – рассказ «Колыванский муж».

1890 г . – незавершенный роман-иносказание «Чертовы куклы».

В рассказах конца 1870-х – 1880-х гг. Лесков создал галерею персонажей-праведников, которые воплощают лучшие черты русского народного характера и одновременно выделены как натуры исключительные:

1879 г . – «Однодум».

1880 г . – «Несмертельный Голован».

Сказочные мотивы, сплетение комического и трагического, нравственная двойственность персонажей – черты творчества Лескова, в полной мере свойственные и одному из самых известных его произведений – сказу «Левша» (1881 г .).

В середине 1880-х гг. Лесков сблизился с Л.Н. Толстым, разделяя многие идеи его учений: самосовершенствование личности как основа новой веры, противопоставление истинной веры православию, отвержение существующих социальных порядков. Поздний Лесков крайне резко отзывался о православной церкви, подвергал резкой критике современные общественные институты. В феврале 1883 г . Лесков уволен из Ученого комитета Министерства народного просвещения по рассмотрению книг, издаваемых для народа, в котором служил с 1874 года . Его сочинения с трудом проходили через цензуру. В поздних произведениях Лескова на первый план выступает критика общественных норм и ценностей: рассказ «Зимний день» (1894 ), повесть «Заячий ремиз» (1894, опублик. в 1917 ).

Творчество Лескова представляет собой сплав различных стилевых и жанровых традиций: очерка, бытового и литературного анекдота, мемуарной литературы, низовой лубочной словесности, церковной книжности, романтичной поэмы и повести, авантюрного и нравоописательного романа. Стилевые открытия Лескова, его нарочито неправильное, «ощутимое» слово, доведенная им до виртуозной техники сказа предвосхитили многие опыты в литературе 20 века.

Ключевые слова: Николай Лесков, подробная биография Лескова, критика, скачать биографию, скачать бесплатно, реферат, русская литература 19 века, писатели 19 века

Лесков Николай Семенович – выдающийся русский писатель 19 века, художественное творчество которого было не всегда справедливо оценено его современниками. Свою литературную деятельность начинал под псевдонимом М. Стебницкий.

Биография Лескова кратко

Родился 4 февраля 1831 г. в Орловской губернии. Его отец был сыном священника, но по роду службы получил дворянство. Мать была из небогатого дворянского рода. Мальчик рос в богатом доме дяди с материнской стороны и учился в орловской гимназии. Смерть отца и потеря в страшных орловских пожарах 40-х годов, небольшого состояния, не позволили ему окончить курс. В 17 лет он начинает службу мелким канцелярским работником в орловской уголовной палате. Позже переходит на службу в киевскую палату и чтением пополняет свое образование. Как секретарь рекрутского присутствия часто выезжает в уезды, что обогатило его жизнь знанием народного быта и обычаев. С 1857 г. переходит на частную службу к своему дальнему родственнику Шкотту, который управляет богатыми имениями Нарышкина и графа Перовского. По роду службы Николай Семенович много разъезжает что добавляет ему наблюдений, характеров, образов, типажей, метких слов. В 1860 г. он помещает несколько живых и образных статей в центральных изданиях, переселяется в 1861 году в Петербург и полностью отдается литературе.

Творчество Лескова

Стремясь к справедливому объяснению петербургских пожаров, Николай оказался втянутым в двусмысленную ситуацию, из-за нелепых слухов и сплетней был вынужден уехать за границу. За границей он написал большой роман ”Некуда”. В этом романе, который вызвал целый шквал негодующих откликов со стороны передового российского общества, он, придерживающийся либерального здравомыслия и, ненавидя любые крайности, описывает все негативные моменты в движении шестидесятников. В негодовании критиков, среди которых был Писарев, было не замечено, что автор отметил много положительного в движении нигилистов. Например, гражданский брак казался ему вполне разумным явлением. Так что обвинение его, в ретроградстве и, даже в поддержке и оправдании монархии, были несправедливы. Ну, тут уж автор пишущий еще под псевдонимом Стебницкий, что называется "закусил удила» и напечатал еще один роман о движении нигилистов "На ножах”. Во всем его творчестве это самое объемное и самое плохое произведение. Он и сам в последствии терпеть не мог вспоминать об этом романе – бульварно-мелодраматическом образце второсортной литературы.

Лесков – русский национальный писатель

Покончив с нигилизмом, он вступает во вторую, лучшую половину своей литературной деятельности. В 1872 году выходит роман "Соборяне”, посвященный быту духовенства. Эти старгородские хроники принесли автору большой успех. Автор осознает, что его основное литературное призвание – это найти яркое, колоритное пятно среди повседневности серых будней. Появляются один за другим замечательные рассказы "Очарованный странник”, "Запечатленный ангел” и другие. Эти произведения, составившие целый том в Собрании сочинений под общим названием "Праведники”, совершенно изменили общественное мнение в обществе к Лескову и даже сказалось на его карьере, правда, очень незначительно. Уже в 1883 году он подает в отставку и радуется полученной независимости и пытается отдаться всецело вопросам религиозно-нравственным. Хотя трезвость ума, отсутствие мистицизма и экстаза чувствуется во всех последующих произведениях, и эта двойственность сказывается не только на произведениях, но и на самой жизни писателя. Он был одинок в творчестве. Ни один русский писатель не мог похвастаться таким обилием фабул, какие существуют в его рассказах. Ведь даже на сюжетных поворотах "Очарованного странника”, которого автор излагает колоритным и оригинальным языком, но сжато и емко, можно написать многотомное произведение с большим количеством героев. Но Николай Семенович в литературном творчестве грешит таким недостатком, как отсутствие чувства меры, и это частенько уводит его со стези серьезного художника на тропу занимательного анекдотиста. Умер Лесков 21 февраля 1895 г, похоронен в Петербурге.

Родился 4 февраля (16 февраля) 1831 года в селе Горохове Орловской губернии в семье следователя и дочери обедневшего дворянина. У них было пятеро детей, Николай был старшим ребенком. Детство писателя прошло в городе Ореле. После ухода отца с должности, семья переезжает из Орла в село Панино. Здесь и началось изучение и познание Лесковым народа.

Образование и карьера

В 1841 году в возрасте 10 лет Лесков поступил в Орловскую гимназию. С учебой у будущего писателя не складывалось – за 5 лет учебы он окончил всего 2 класса. В 1847 году Лесков благодаря помощи друзей отца устроился на работу в Орловскую уголовную палату суда канцелярским служащим. В шестнадцатилетнем возрасте произошли трагические события, о которых стоит упомянуть даже в краткой биографии Лескова – от холеры умер отец, а все имущество сгорело при пожаре.

В 1849 Лесков при помощи дяди-профессора перевелся в Киев чиновником казенной палаты, где позже получил должность столоначальника. В Киеве у Лескова появился интерес к украинской культуре и великим писателям, живописи и архитектуре старого города.

В 1857 Лесков ушел с работы и поступил на коммерческую службу в большую сельскохозяйственную компанию своего дяди-англичанина, по делам которой за три года объездил большую часть России. После закрытия фирмы, в 1860 году вернулся в Киев.

Творческая жизнь

1860 год считают началом творческого Лескова-писателя, в это время он пишет и публикует статьи в различные журналы. Через полгода он переезжает в Санкт-Петербург, где планирует заниматься литературной и журналистской деятельностью.

В 1862 году Лесков стал постоянным сотрудником газеты “Северная пчела”. Работая в ней корреспондентом, посетил Западную Украину, Чехию и Польшу. Ему была близка и симпатична жизнь западных народов-побратимов, потому он углубился в изучение их искусства и быта. В 1863 году Лесков вернулся в Россию.

Долго изучая и наблюдая за жизнью русского народа, сочувствуя его горестям и нуждам, из-под пера Лескова выходят рассказы “Погасшее дело” (1862), повести “Житие одной бабы”, “Овцебык” (1863), “Леди Макбет Мценского уезда” (1865).

В романах “Некуда” (1864), “Обойденные” (1865), “На ножах” (1870) писатель раскрыл тему неготовности России к революции. Максим Горький сказал «…после злого романа „На ножах“ литературное творчество Лескова сразу становится яркой живописью или, скорее, иконописью, - он начинает создавать для России иконостас её святых и праведников».

Имея разногласия с революционными демократами, Лескова отказывались публиковать многие журналы. Единственным, кто печатал его работы, был Михаил Катков, редактор журнала “Русский вестник”. Лескову с ним было невероятно сложно работать, редактор правил практически все произведения писателя, а некоторые и вовсе отказывался печатать.

В 1870 - 1880 он написал романы “Соборяне” (1872), “Захудалый род” (1874), где раскрыл национальную и историческую проблематику. Роман “Захудалый род” не был дописан Лесковым из-за разногласий с издателем Катковым. Также в это время он написал несколько повестей: “Островитяне”(1866), «Очарованный странник» (1873), “Запечатленный ангел”(1873). К счастью, “Запечатленного ангела” не коснулась редакторская правка Михаила Каткова.

В 1881 году Лесков написал рассказ “Левша” (Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе) – старинной легенде о мастерах оружейного дела.

Повесть “Заячий ремиз”(1894) была последним большим произведением писателя. В нем он критиковал политическую систему России того времени. Повесть была опубликована лишь в 1917 году после Революции.

Лев Толстой говорил о Николае Семеновиче Лескове как о «самом русском из наших писателей», Антон Чехов , наряду с Иваном Тургеневым , считал его одним из своих главных наставников.

Личная жизнь писателя

Личная жизнь в биографии Николая Лескова складывалась не очень удачно. Первой женой писателя в 1853 году стала дочь киевского коммерсанта Ольга Смирнова. У них было двое детей – первенец, сын Митя, который умер в младенчестве, и дочь Вера. Жена заболела психическим расстройством и лечилась в Петербурге. Брак распался.

В 1865 году Лесков жил с вдовой Екатериной Бубновой. У пары появился сын Андрей (1866-1953). Со второй женой он разошелся в 1877 году.

Последние годы

Последние пять лет жизни Лескова мучали приступы астмы, от которой впоследствии он и скончался. Умер Николай Семенович 21 февраля (5 марта) 1895 года в Санкт-Петербурге. Похоронили писателя на Волковском кладбище.

Хронологическая таблица

  • В биографии Лескова интересных фактов из жизнисобрано немало. К примеру, он был идейным вегетарианцем. Он верил в то, что убивать животных нельзя. И даже одним из первых предложил создать специальную книгу с рецептами для вегетарианцев.
  • посмотреть все

С полотна работы одного из великих портретистов конца XIX — начала ХХ века Валентина Серова смотрит на нас уже совсем седой человек — Николай Семёнович Лесков. Время — 1894 год. Всё написано, всё сказано, но таинственно-насмешлив, а быть может, сострадателен его взгляд — живой, тёмный на светлом лице.

Род Лесковых идёт из самых глубин Орловского полесья: в селе Лески́ на речке Гостомля́ священником был прадед писателя. Глубоко религиозен был отец, «дворянин по выслуге», надворный советник. Мать — из семьи московской, купеческой, церковной и глубоко верующей. Детство Николая прошло в Орле, в малых сёлах и на хуторе Орловщины. Там ребёнком видел он страшный голод крестьян, впечатления которого уже не изгладятся из памяти (чудесный рассказ «Несмертельный Голован» и др.).

Не получив последовательного образования, Лесков отличался начитанностью, изумлявшей других литераторов. В 1847 году поступил в Орле в палату уголовного суда — материал для будущего писательства получал он там в изобилии. В 1849 году перевёлся в Киев. Там ждала совершенно другая жизнь — просвещённое общество, Киевский университет, где Лесков вольнослушателем посещал курсы по государственному праву, криминалистике, анатомии, агрономии. Главное — Киев, «мать городов русских», изобиловал древними памятниками архитектуры и культуры Руси.

Лесков стал говорить по-украински и по-польски, познакомился с великим поэтом Украины Тарасом Шевченко. Очень важны были и те впечатления, которые Лесков получил, сопровождая партию крестьян-переселенцев из родной ему Орловщины в Саратовскую губернию. Картины «навечной разлуки» близких, распродажи крестьянских хозяйств, тяжести путешествия на барке — всё это и ещё многое вошло в очерки-отчёты, которые он писал своему нанимателю, родственнику матери, обрусевшему англичанину Шкотту. Очерки привлекли внимание литераторов.

С 1860 года Лесков печатается в столичных журналах, в 1861 году полностью посвящает себя литературной работе и переезжает в Петербург. Писатель сближается с литераторами «Отечественных записок» и противопоставляет себя «Современнику» Н. Г. Чернышевского и Н. А. Добролюбова.

В самом начале деятельность его была омрачена досадным случаем, сыгравшим роковую роль в литературной судьбе. Речь идет о пожарах в Торговых рядах Петербурга. Вероятнее всего, это была провокация полиции против студентов, которые и обвинялись в происшедшем. Н.С. Лесков выступил со статьёй в «Северной пчеле». В ней он требовал от полиции либо найти и наказать виновных, либо опровергнуть слухи, взбудоражившие общество. Статья была воспринята как «донос» полиции на студенчество, вызвала резкую отповедь публициста Д.И. Писарева, возмущение молодёжи. С тех пор «пятно» на репутации писателя мешало критикам по достоинству оценивать его произведения. Так накалена была общественная атмосфера, так резко и непримиримо боролись «все против всех», так рьяно наступали на государство и самодержавие нигилисты, что за Лесковым навсегда закрепилось прозвище «антинигилист».

За границей Лесков пишет действительно «антинигилистический» роман «Некуда » (1864). Первый роман писателя посвящён молодёжи 1860-х годов, её поискам и заблуждениям. Название романа — «Некуда» — обозначает обречённость революционного пути. «Надо испытать все мирные средства, а не подводить народ под страдания»; «Никакими форсированными маршами идти некуда…» — пояснял писатель смысл своего романа. Это была обдуманная и справедливая позиция, но роман вызвал такую реакцию революционно настроенных общественных кругов, что, по словам М. Е. Салтыкова-Щедрина, имел в литературной судьбе Лескова «роковое и почти трагическое значение».

Однако Николай Семёнович Лесков занял своё место в русской классической литературе — особое, до сих пор прочное, значительное. В середине 1860-х годов Лесков создаёт особый жанр — «русскую новеллу», в которой быт уездной, глухой Руси изображается ярко и сильно. Замысел состоял в том, чтобы создать двенадцать очерков «типических женских характеров». Появляются «Житие одной бабы » (1863), через годы переработанное и названное «Амур в лапоточках », знаменитая «Леди Макбет Мценского уезда » (1865), «Воительница » (1866).

«Леди Макбет Мценского уезда» высоко оценил Ф.М. Достоевский и напечатал в журнале «Эпоха». По очерку «Леди Макбет Мценского уезда» Дмитрий Шостакович написал оперу «Катерина Измайлова» (впервые представлена в 1934 году в Ленинграде). Название дано опере по имени главной героини. Знаменитый художник Борис Кустодиев создал к тексту иллюстрации. «Иной раз в наших местах, — начинает новеллу Лесков, — задаются такие характеры, что, как бы много лет ни прошло со встречи с ними, о некоторых из них никогда не вспомнишь без душевного трепета. К числу таких характеров принадлежит купеческая жена Катерина Львовна Измайлова, разыгравшая некогда страшную драму, после которой наши дворяне, с чьего-то лёгкого слова, стали звать её “Леди Макбет Мценского уезда”». Ряд страшных преступлений, порождённых жаждой власти и страстью, приводит лесковскую Катерину к волжским волнам.

Н. С. Лесков написал ещё несколько романов, в числе которых — «Обойдённые » (1865), в котором содержится резкая полемика с романом «Что делать?» Н.Г. Чернышевского; «На ножах » (1870—1871), который также сатирически изображал революционно настроенных шестидесятников. Критика осудила роман безоговорочно, и Лесков был отвергнут прогрессивной общественностью и печатью.

Лучшие произведения принадлежат перу зрелого Лескова. В них он и разрабатывает литературную форму сказа, в них создаёт героический, былинный, вызывающий у русского человека гордость и изумление образ народного богатыря — бунтаря-праведника: внутренне свободного, но терпеливо превозмогающего любые испытания судьбы, щедро одарённого внутренней силой.

Начал писатель свой подлинный путь с романа «Соборяне » (1872). Форма сказа кристаллизуется в повестях «Очарованный странник » (1873), «Запечатленный ангел » (1873).«Запечатленный ангел» — поразительный по языку и силе сказ, в котором народный живописец из артели каменщиков-староверов повествует о русской иконописи, творениях Андрея Рублёва и Симона Ушакова, о мастерах Палеха и Мстёры, о фресках Софии Новгородской и Киевской, о древних иконописных школах. Всякому, кто интересуется историей древнего и народного русского искусства, нужно прочитать этот шедевр Лескова, по праву называемый жемчужиной русской литературы.

Самые значительные и яркие произведения Н.С. Лескова 1880-х годов — рассказ «Несмертельный Голован » (1880), «Сказ о косом Левше и о стальной блохе » (1881), «Тупейный художник » (1883). Лучшие художники Серебряного века и первой половины ХХ века иллюстрировали эти произведения: М. В. Добужинский («Тупейный художник»), Д. И. Митрохин («Заячий ремиз»), Б. М. Кустодиев («Леди Макбет Мценского уезда», «Штопальщик»).

Источник (в сокращении): Михальская, А.К. Литература: Базовый уровень: 10 класс. В 2 ч. Ч. 1: уч. пособие / А.К. Михальская, О.Н. Зайцева. - М.: Дрофа, 2018