Работа

Окончание периода разрядки международной напряженности можно отнести. Разрядка международной напряжённости

По сравнению с предыдущим десятилетием в международных отношениях наметились позитивные тенденции, хотя в ряде случаев возникали отголоски «холодной войны», дестабилизация, конфликтные ситуации. В 1970-е гг. получил развитие процесс так называемой разрядки международной напряженности. Лидеры ведущих европейских государств, учитывая угрозу международной безопасности в связи с бесконтрольной гонкой вооружений, возможности ядерной войны, в которой не будет победителей, стали искать мирные пути развития международного сообщества.

При всех противоречиях главы государств противоположных систем стремились к сближению, поиску путей мирного разрешения возникавших проблем. Впервые о разрядке стали говорить во второй половине 1960-х гг. после установления дружеских отношений между СССР и Францией. Оба государства сотрудничали и в 1970-е гг. Тогда же взаимоотношения между этими странами строились на основе Протокола о политических консультациях и Принципах сотрудничества. Подобные документы Советский Союз подписал с Великобританией, Италией и Данией.

С приходом к власти в Западной Германии социал-демократов коренным образом изменились отношения СССР с ФРГ. Реваншистские высказывания бывших руководителей Западной Германии были заменены на установление добрососедских отношений этой страны со своими соседями. ФРГ пошла на заключение договоров не только с СССР, но и с Польшей, ГДР, Чехословакией, Венгрией и Болгарией. Руководство ФРГ признало послевоенные границы с соседними государствами по линии Одер-Нейсе, хотя ратификация договоров в самой Западной Германии проходила не просто.

Особую значимость в 1970-е гг. приобрели «Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН» (1970 г.) и Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (1975 г.).

1 августа 1975 г. был подписан Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе главами государств и правительств 33 европейских стран, а также США и Канады. В документе зафиксирован принцип неделимости европейской безопасности, т.е. право всех государств-участников СБСЕ на равную безопасность.

В Заключительном акте выделено десять основных принципов, являющихся в настоящее время основными принципами международного права: 1) неприменение силы или угрозы ее применения; 2) мирное урегулирование споров; 3) невмешательство во внутренние дела суверенных государств; 4) уважение прав человека и основных свобод; 5) нерушимость границ; 6) уважение территориальной целостности; 7) равноправие и право народов на самоопределение; 8) суверенное равенство государств; 9) сотрудничество государств; 10) добросовестное выполнение обязательств.

В мае 1972 г. руководители СССР и США подписали договор об ограничении систем противоракетной обороны (ПРО) и Временное соглашение о некоторых мерах в области ограничения стратегических наступательных вооружений (ОСВ-1). Договор по ПРО действовал до 2002 г., когда из него вышли США.

Обе стороны по этому договору обязывались не развертывать такие системы, которые бы обеспечивали защиту всей территории страны от ракетного нападения. Разрешалось прикрыть два района, позднее решили ограничиться противоракетной обороной одного района. Договор ОСВ-1 предусматривал отказ обеих сторон в течение пяти лет сооружать новые пусковые установки межконтинентальных баллистических ракет, но без их сокращения.

К середине 1970-х гг. Советскому Союзу удалось договориться с США по ограничению гонки стратегических вооружений и взаимному запрету создания общенациональных систем противоракетной обороны. СССР приходилось тратить немало средств на поддержание паритета в вооружениях с США. По ряду позиций Соединенные Штаты опережали Советский Союз в системе вооружений. Это касалось высокоточных ракет с кассетными многозарядными боеголовками индивидуального наведения; крылатых ракет большой дальности; высокоэффективных противотанковых средств; лазерных прицелов для орудий и т. п.

Чтобы поддержать в боеготовности свои вооруженные силы, Советскому Союзу приходилось проводить модернизацию военной техники, совершенствовать средства доставки ядерного оружия, сохранять паритет с США. В отдельных видах вооружения СССР добился значительных достижений. Это касалось создания ядерных боеголовок с разделяющимися частями индивидуального наведения, мобильных твердотопливных ракет РСД-10 (SS 20) с боеголовками, оснащенными тремя разделяющимися головными частями индивидуального наведения. Страны ОВД по численности вооруженных сил превосходили страны НАТО – 5 и 3 млн. человек соответственно.

США и другим странам Запада приходилось считаться с мощным военным потенциалом СССР. В этом отношении Советский Союз по-прежнему являлся великой державой. Однако равенство в вооружениях и опережение по ряду направлений военной техники давалось высокой ценой. Спад и застой в экономике ставил СССР в разряд далеко не передовых стран. Его внешнеэкономические связи, построенные на экспорте сырья, при снижении цен на мировых рынках отрицательно отражались на бюджете Советского Союза, жизненном уровне народа. Колоссальные расходы на оборону еще более усугубляли положение.

В сложной обстановке стагнации в экономике СССР вынужден был вкладывать немалые средства для того, чтобы заручиться политической поддержкой как социалистических, так и развивающихся стран. Но это не всегда удавалось.

В 1970-е гг. во внешней политике Советский Союз приоритет отдавал сотрудничеству, прежде всего, с социалистическими государствами, развивающимися странами и лишь затем с ведущими западными державами. Как и в предыдущие годы, внешнеполитические и внешнеэкономические контакты со странами социализма предусматривали со стороны Советского Союза поставки дешевых энергоресурсов, помощь в строительстве промышленных объектов, военное сотрудничество.

В отношениях со странами третьего мира акцент был сделан также на помощь в развитии различных отраслей экономики этих государств, военно-техническом сотрудничестве. Постепенно новые независимые, развивающиеся государства стали отходить от тесного взаимодействия с СССР. Они предпочитали более активно сотрудничать с западными странами, получая кредиты и другую помощь.

В 1970-е гг. США свои внешнеполитические действия стали увязывать с внутренними проблемами в СССР. Так, в 1974 г. режим наибольшего благоприятствования в торговле с СССР был поставлен в зависимость от свободного выезда евреев из Советского Союза – поправка Джексона-Вэника, принятая Конгрессом США. Договор ОСВ-2 в 1976 г. был увязан с соблюдением прав человека в СССР. Это свидетельствовало об ухудшении отношений между двумя великими державами.

Особое значение для Советского Союза имела позиция западных государств по отношению к войне в Афганистане. В 1973 г. в Афганистане была свергнута власть короля. Народно-демократическая партия Афганистана (НДПА) стремилась объединить левые антиправительственные силы, а президент М. Дауд ориентировался на помощь западных стран. Весной 1978 г. был арестован Генеральный секретарь ЦК НДПА Н.М. Тараки. В апреле афганская армия свергла правительство Дауда. Революционный Совет провозгласил страну Демократической Республикой Афганистан (ДРА).

Руководители республики заявили о своей приверженности марксизму-ленинизму и предложили создать независимую экономику, провести аграрную реформу и т.д. Но предлагаемые реформы не получили поддержки широких слоев населения. СССР оказывал помощь новой власти. В руководстве Афганистана началась борьба за власть. В сентябре 1979 г. был убит Н.М. Тараки и к власти пришел Х. Амин.

Страница 1

1970-е годы вошли в историю международных отношений как период разрядки напряженности. Сотрудничество стран с разными социально-экономическими системами временно вытеснило конфронтацию, льды "холодной войны" начали таять.

Предпосылками разрядки стали прекращение вьетнамской войны, военно-стратегический паритет (равенство) СССР и США, достигнутый к началу 1970-х годов, урегулирование отношений с ФРГ.

В 1969 г. к власти в ФРГ пришли социал-демократы в союзе со свободными демократами. Канцлером ФРГ стал председатель СДПГ Вилли Брандт. Он коренным образом изменил "восточную политику" своей страны: отказался от реваншизма прежней правящей коалиции ХДС-ХСС, признал послевоенные границы в Европе.

12 августа 1970 г. в Москве был подписан договор между СССР и ФРГ по урегулированию двусторонних отношений. Стержнем Московского договора стали обязательства сторон по территориальному вопросу. ФРГ отказалась от претензий на территорию бывшей Восточной Пруссии, вошедшей в состав СССР в 1945 г. в качестве Калининградской области, выразила готовность заключить договоры с ГДР, ПНР, ЧССР. Обе стороны обязались рассматривать как нерушимые сейчас и впредь границы всех государств в Европе. Одновременно В. Брандт добился от Л.И. Брежнева согласия не препятствовать мирному объединению двух Германий, если для этого возникнут в будущем благоприятные условия. Договор был ратифицирован после заключения Четырехстороннего соглашения по Западному Берлину.

Четырехстороннее соглашение между СССР, США, Великобританией и Францией по Западному Берлину было подписано 3 ноября 1971 г. Оно признало за ним статус "вольного города", не принадлежащего ФРГ. Последняя должна была свернуть в нем политическую деятельность.

7 декабря 1970 г. был подписан договор между ПНР и ФРГ, по которому последняя признала западную границу Польши. 21 декабря 1972 г. по договору между ФРГ и ГДР оба государства признали друг друга как независимые и суверенные. В следующем году они были приняты и состав ООН. 11 декабря 1973 г. был подписан договор между ФРГ и ЧССР, сутью которого стало признание мюнхенского договора от 29 сентября 1938 г. недействительным с самого начала.

Заключенные договоры и соглашение расчистили путь к Общеевропейскому совещанию по безопасности и сотрудничеству в Европе, которое стало важнейшим международным политическим событием 1970-х годов. Его созыв предусматривала Программа мира, принятая XXIV съездом КПСС (30 марта – 9 апреля 1971 г.).

Совещание прошло в три этапа и растянулось на два года (1973-1975). Первый этап, на уровне министров иностранных дел 33 европейских государств, а также США и Канады, тесно связанных с Европой, прошел в июле 1973 г. в столице Финляндии Хельсинки. Три группы стран-участниц (ОВД, НАТО, нейтральные страны) предложили для обсуждения проекты документов по трем "корзинам" вопросов: безопасности, экономическому и гуманитарному сотрудничеству.

Второй этап совещания, на уровне экспертов, проходил в Женеве с сентября 1973 г. по июль 1975 г. На нем были выработаны согласованные проекты по основным документам.

30 июля – 1 августа 1975 г. в Хельсинки состоялся третий, решающий этап – совещание на высшем уровне. Впервые в послевоенной истории Европы за один стол сели руководители 35 государств, в т.ч. США и Канады, и в торжественной обстановке подписали Заключительный акт Хельсинкского совещания на высшем уровне.

Стержнем Заключительного акта и главным политическим итогом совещания стала "Декларация принципов", которыми государства-участники обязались руководствоваться во взаимных отношениях. Таких принципов было 10: суверенное равенство государств; неприменение силы или угрозы силой; нерушимость границ; территориальная целостность государств; мирное урегулирование споров; невмешательство во внутренние дела; уважение прав человека; равноправие народов; взаимовыгодное сотрудничество; добросовестное выполнение обязательств по международному праву.

В 1977 г., эти принципы были внесены в Конституцию, СССР как принципы мирного сосуществования государств с различным общественным строем.

После 1975 г. встречи представителей 35 государств стали называть Хельсинкским процессом, или движением СБСЕ (Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе). В 1977-78 гг. состоялась Белградская встреча, в 1980-83 гг. и в 1985 г. – Мадридская встреча, в 1988-89 гг. – Венская встреча. Она приняла решение преобразовать движение СБСЕ в ОБСЕ, Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе.

Советское руководство расценило итоги Хельсинкского совещания на высшем уровне не только как победу сил мира и разума, но и как крупную победу СССР. Хельсинки-75 считали логическим завершением курса Ялты-45, "духа Ялты". Ведущие капиталистические страны признали сферой влияния СССР Восточную и Центральную Европу. Казалось, доктрина "отбрасывания социализма" потерпела сокрушительное поражение. Однако последующее развитие международных отношений показало, что это было самообольщением. Борьба с социализмом и советским влиянием лишь изменила свои формы, стала более изощренной. В 1989-1991 гг. союзниками США в этой борьбе парадоксальным, на первый взгляд, образом стали руководители СССР и РСФСР.

Поражение группы Н.И. Бухарина и укрепление личного режима власти И.Сталина
Сначала большинство партийного руководства разделяло положения бухаринской программы и следовало обозначенным им курсом. Однако постепенно внутри назревал новый раскол, порожденный трудностями и противоречиями нэпа, процессами, происходившими в мире и международном социалистическом движении, особенно остро обозначившимися во второй поло...

Сельское хозяйство в период империализма. Замедленное развитие капитализма в сельском хозяйстве
Отсталость России была особенно заметна в сельском хозяйстве. Характерная особенность экономического развития страны в начале XX столетия состояла в том, что в ней было «самое отсталое землевладение, самая дикая деревня - самый передовой промышленный и финансовый капитализм». Россия оставалась аграрной страной: 97 млн. человек из 125,6 ...

Золотоордынское иго. Освободительная борьба русского народа
Обескровленные земли Руси, лежащие в руинах, вошли в основанное Батыем феодальное государство, которое называлось Золотая Орда. Территориально оно занимало бассейн нижней Волги. Население захваченных земель завоеватели обложили различными налогами, беспощадно грабили земледельцев и ремесленников, уводили молодежь в рабство. Золотоордынс...

Разрядка - Период в международных отношениях (70-е годы ХХ века), для котрого характерно ослабление противоборства между сверхдержавами и нормализация отношений между ними, взаимные уступки и компромиссы. В этот период принимаются меры по ограничению гонки вооружений и развития сотрудничества в различных сферах.

Основными предпосылками разрядки были: во-первых, между США и СССР в конце 70-х годов был установлен военно-стратегический паритет, во-вторых, в результате острых кризисов и опасных региональных конфликтов руководство обеих сверхдержав убедилось в пагубности "балансирования" на грани войны.

Разрядка 70-х годов заложила фундамент дальнейшего движения к ограничению арсеналов оружия массового уничтожения. Она показала возможность достижения договоренности по всем вопросам международной безопасности. Новый тип отношений формировался в период 1963-1973 гг Характерной чертой их стали методы мирного урегулирования конфликтов. В июля 1968 г. был открыт к подписанию договор о нераспространении ядерного оружия, который вступил в силу в1970 В настоящее время его подписали более 160 стран.

Разрядка принесла ощутимые сдвиги в Европе. Начало им положил приход к власти в ФРГ в 1969 г. Коалиционного правительства социал-демократов и свободных демократов во главе с Вилли Брандтом.

3 сентября 1971 между СССР,США, Англией и Францией было достигнуто соглашение относительно Западного Берлина, согласно которой город получал особый статус и не должно было принадлежать ФРГ.

Переговоры об ограничении стратегических вооружений (ОСВ) - серия двусторонних переговоров между СССР и США по вопросу о контроле вооружений. Было проведено два раунда переговоров и подписано два договора: ОСВ-I (1972) и ОСВ-II (1979).

Переговоры между СССР и США с целью ограничить ядерные запасы начались в 1969 году в Хельсинки. Договоры, подписанные лидерами стран по итогам переговоров именуются ОСВ-1 и ОСВ-2. На основе этих договоров были позже подписаны договоры СНВ

ОСВ-I - общепринятое название первого Договора об ограничении стратегических вооружений. Этот договор ограничивал количество баллистических ракет и пусковых установок обеих сторон на том уровне, на котором они находились в тот момент. Договор также предусматривал принятие на вооружение новых баллистических ракет, размещаемых на подводных лодках строго в том количестве, в котором были ранее списаны устаревшие баллистические ракеты наземного базирования.

Стратегические ядерные силы Советского Союза и Соединённых Штатов изменились в характере в конце 60-х. Советская программа предусматривала развертывание тяжёлых баллистических ракет наземного базирования и ввод в строй новых ракетных подводных крейсеров. С 1968 СССР ежегодно развертывал до 200 новых ракет. Количество же ракет, которыми располагали США (1054 МБР, 656 БРПЛ), с 1967 оставался неизменным. Однако увеличивалось число ракет с разделяющимися головными частями (РГЧ). Одно из положений договора требовало от обеих сторон ограничить число участков, защищенных системами ПРО, до одного. Советский Союз развернул такую систему вокруг Москвы в 1966, а США - вокруг двенадцати пусковых установок на базе Гранд-Форкс.

Переговоры продолжались с 17 ноября 1969 до мая 1972. За это время было проведено несколько встреч в Хельсинки и Вене. Долгое время переговоры не давали результатов и заходили в тупик, но в мае 1971 года было подписано предварительное соглашение по ПРО. Переговоры закончились 26 мая 1972 в Москве подписанием Договора по ПРО и Временного соглашения между Соединёнными Штатами Америки и Союзом Советских Социалистических Республик об определённых мерах относительно ограничения стратегического наступательного вооружения.

Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (Хельсинки). Заключительный акт 1975 года, его основное содержание.

Ключевым событием разрядки в Европе стало совещание по вопросам безопасности и сотрудничества на континенте, которая состоялась в столице Финляндии Хельсинки в три этапа:

На первом этапе 3-7 июля1973 совещание министров иностранных дел выработала повестку дня и определила основные направления работы.

На втором (18Сентябрь 1973 - 21 июля 1975) эксперты подготовили основные документы совещания по вопросам безопасности, экономических и гуманитарных проблем.

1 августа1975 руководители 33 европейских государств, а также США и Канады подписали Заключительный акт совещания. Его сердцевиной является Декларация принципов, которыми государства-участники будут руководствоваться во взаимных отношениях.

Декларация включает следующие принципы:

1. Уважение суверенитета.

2. Неприменение силы или угрозы силой.

3. Нерушимость границ.

4. Территориальная целостность государств.

5. Мирное урегулирование споров.

6. Невмешательства во внутренние дела.

7. Уважение прав человека и основных свобод.

8. Равенство и право народов распоряжаться собственной судьбой.

9. Сотрудничество между государствами.

10. Добросовестное выполнение обязательств по международного права.

Помимо Декларации, были приняты следующие документы, как "Сотрудничество в области экономики, техники, окружающей среды "," Сотрудничество в гуманитарных и других областях ","Вопрос безопасности сотрудничества в Средиземноморье", "О мерах укрепления доверия и некоторые аспекты безопасности и разоружения ".

Хельсинский совещание стало переломным событием периода разрядки. Даже возвращение к конфронтации в начале 80-х годов не смогло пересилить значение хельсинского процесса.

Заключительный акт: Межгосударственные договорённости, сгруппированные в несколько разделов:

В международно-правовой области: закрепление политических и территориальных итогов Второй мировой войны, изложение принципов взаимоотношений между государствами-участниками, в том числе принципа нерушимости границ; территориальная целостность государств; невмешательство во внутренние дела иностранных государств;

В военно-политической области: согласование мер укрепления доверия в военной области (предварительные уведомления о военных учениях и крупных передвижениях войск, присутствие наблюдателей на военных учениях); мирное урегулирование споров;

В экономической области: согласование основных сфер сотрудничества в области экономики, науки и техники и защиты окружающей среды;

В гуманитарной области: согласование обязательств по вопросам прав человека и основных свобод, в том числе свободы передвижения, контактов, информации, культуры и образования, право на труд, право на образование и медицинское обслуживание.

53. Завершение войны во Вьетнаме. «Гуамская доктрина Никсона». Парижская конференция по Вьетнаму. Основные решения.

После подписания договора о перемирии южновьетнамские войска имели численность более миллиона человек, вооружённые силы Северного Вьетнама, дислоцированные на территории Южного, насчитывали более двухсот тысяч солдат.

Соглашения о прекращении огня на территории Южного Вьетнама не выполнялись. Как коммунисты, так и южновьетнамские правительственные войска в ходе боёв делили подконтрольную территорию. Северный Вьетнам продолжал перебрасывать подкрепление своим войскам на юге по «тропе Хо Ши Мина», что было облегчено прекращением американских бомбардировок. Кризис в экономике Южного Вьетнама, как и уменьшение объёмов американской военной помощи под давлением Конгресса США в 1974 году способствовали падению боевых качеств южновьетнамских войск. Всё большее количество территорий Южного Вьетнама де-факто отходили под власть Северного Вьетнама. Правительственные войска Южного Вьетнама несли потери. В декабре 1974 - январе 1975 северовьетнамская армия провела пробную операцию по захвату провинции Фуоклонг, чтобы проверить реакцию США. Убедившись, что США не намерены возобновлять своё участие в войне, в начале марта 1975 года северовьетнамские войска развернули широкомасштабное наступление. Южновьетнамская армия была дезорганизована и в большинстве районов не сумела оказать адекватного сопротивления. В результате двухмесячной кампании северовьетнамские войска заняли большую часть Южного Вьетнама и подошли к Сайгону. 30 апреля1975 года коммунисты подняли знамя над Дворцом Независимости в Сайгоне - война закончилась.

Гуамская доктрина – доктрина, выдвинутая Ричардом Никсоном 25 июня 1969 года во время выступления перед военнослужащими на острове Гуам. Суть Гуамской доктрины заключалась в том, что США отказывались от своего обязательства защищать своих союзников от внешней агрессии силами своей армии, кроме случаев агрессии со стороны крупных держав, таких как Китай или СССР. В этом случае им гарантировалась защита от ядерных ударов и авиационная и военно-морская поддержка. С местными коммунистическими движениями или с враждебными соседями союзники США должны были разбираться своими силами.

Данный шаг США был позитивно воспринят всем остальным миром. К 1973 году США завершили вывод войск из Вьетнама, и в 1975 году война во Вьетнаме закончилась полной победой вьетнамских коммунистов.

В ходе войны погибло 56555 американских военных, 303654 американцев получили ранения, а после вывода американских войск противники США одержали полную и безоговорочную победу в войне. Всё это отрицательно сказалось на состоянии американского общества – итог Вьетнамской войны рассматривался как поражение США, всей стране была нанесена психологическая травма. Однако ещё во время войны США стали искать способы снятия международной напряжённости, а это в совокупности с новой внешнеполитической доктриной сделало возможным разрядку в международных отношениях. В результате США смогли улучшить отношения с КНР и СССР и впоследствии играть на противоречиях между ними, что укрепило позиции США на мировой арене.

Парижское соглашение 1973 о прекращении войны и восстановлении мира во Вьетнаме, подписано 27 января министрами иностранных дел ДРВ, США, Временного революционного правительства Республики Южный Вьетнам (ВРП РЮВ) и сайгонской администрацией; текст П. с. разработан в ходе парижских переговоров четырёх сторон по Вьетнаму, которые велись с января 1969. В соответствии со ст. 1 П. с. США обязались уважать независимость, суверенитет, единство и территориальную целостность Вьетнама

Последующие ст. обусловливали немедленное прекращение военных действий в Южном Вьетнаме, а также всех военных операций США против ДРВ; полный вывод из Южного Вьетнама в течение 60 дней войск и военного персонала США и др. иностранных государств, союзных США и сайгонской администрации.

Подписание П. с. явилось важной победой вьетнамского парода, миролюбивых сил всего мира в борьбе против империалистической агрессии, значительным вкладом в разрядку международной напряжённости.

54. Проблемы ближневосточного урегулирования в 1960–1970-е годы. Кэмп-Дэвидские соглашения.

Кэмп-Дэвидские соглашения - заключение израильско-египетского мирного договора.

В 1978 году на саммите в Кэмп-Дэвиде, (США) было заключено предварительное соглашение, а в 1979 году в Вашингтоне Менахем Бегин и Анвар Садат подписали договор о мире между Израилем и Египтом.

В 1978 году президент США Джимми Картер пригласил А. Садата и М. Бегина на саммит в Кэмп-Дэвид, чтобы обсудить с ними возможность окончательного мирного договора. Переговоры проходили с 5 по 17 сентября 1978 года и окончились подписанием в Вашингтоне двух документов, озаглавленных «Принципы для подписания мирного договора между Египтом и Израилем» и «Принципы мира на Ближнем Востоке». 26 марта 1979 года Бегин и Садат подписали в Вашингтоне Египетско-израильский мирный договор, положивший конец войне между двумя государствами и установивший между ними дипломатические и экономические отношения.

По условиям договора, Израиль возвращал Египту Синайский полуостров и признал «законные права палестинского народа». Было также достигнуто обоюдное принципиальное согласие на предоставление автономии жителям контролируемых Израилем территорий до окончательного решения вопроса об их будущем политическом статусе.


Похожая информация.


Как особенности советского строя влияли на внешнюю политику СССР во второй половине 1960-х - начале 1980-х гг.?

Особенности советского строя: тоталитаризм, вера и активное использование административных способов управления, плановая экономика влияли на внешнюю политику таким образом, что руководство СССР во внешней политике, так же как и во внутренней, пыталось действовать с позиции силы. Внешняя политика СССР основывалась на тезисе о радикальном изменении соотношения сил в мире в пользу СССР и союзных ему стран. Позиции США и НАТО оценивались как ослабленные. Такие настроения в советских верхах усилились с начала 1970-х гг., когда удалось достичь стратегического паритета с США в военной сфере. Примерное равенство сил лишало любую из сверхдержав возможности победы в войне. Согласие Запада на ведение переговоров о разрядке международной напряжённости расценивалось как свидетельство его слабости и успехов советской дипломатии.

Назовите причины непродолжительности периода разрядки.

Советское руководство расценивало хельсинкский процесс исключительно как собственную победу и попыталось её закрепить. Причём оно рассматривало его итоги лишь с точки зрения признания границ в Европе и принципа невмешательства. Западные же страны полагали, что ключевым является пункт о соблюдении прав человека в СССР и странах Восточной Европы. Обе стороны пытались использовать новую ситуацию для изменения в свою пользу соотношения сил в Европе и мире. Вот почему разрядка оказалась недолгой.

1. Раскройте роль СССР в ряде региональных конфликтов в странах Африки, Азии и Латинской Америки.

СССР оказывал всестороннюю помощь и поддержку Демократической Республике Вьетнам в её борьбе против американской агрессии. С июня 1967 г., после начала арабо-израильской войны на Ближнем Востоке, СССР занял проарабскую позицию и направил в Египет и Сирию оружие и военных специалистов. На стороне Индии СССР выступил во время её войны с Пакистаном в середине 1960-х гг. и в индо-пакистанском военном конфликте в 1971 г.

Многолетняя борьба за освобождение от португальских ко¬лонизаторов Анголы, Мозамбика, Гвинеи (Бисау) при поддержке СССР в 1975 г. завершилась провозглашением их независимости. Во внутренней борьбе, развернувшейся в этих странах, СССР поддерживал группировки просоветской ориентации, оказывал им значительную помощь, направляя военных советников. В Анголе и Мозамбике был провозглашён курс на строительство социализма.

3. Приведите примеры, свидетельствующие о разрядке международной напряжённости в 1960- 1970-х гг.

1. Предложение стран Варшавского договора о проведении общеевропейского Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе и его проведение

2. В мае 1972 г первый в истории визит президента США (Р. Никсона) в Москву: подписаны договоры об основах взаимоотношений двух стран, об ограничении систем противоракетной обороны (ПРО) и стратегических наступательных вооружений (СНВ).

3. Наряду с подписанным в 1973 г. (в ходе визита Брежнева в США) соглашением о предотвращении ядерной войны, они явились основой поворота от конфронтации к разрядке в отношениях Восток - Запад.

4. Подписание 1 августа 1975 г. в Хельсинки Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе главами 33 европейских государств, а также США и Канады.

4. Что такое «доктрина Брежнева» и как она проявлялась?

«Доктрина Брежнева» проявлялась в мероприятиях по разрядке международной напряженности

5. Расскажите о развитии отношений между СССР и США в 1970-х - начале 1980-х гг.

Внешняя политика СССР основывалась на тезисе о радикальном изменении соотношения сил в мире в пользу СССР и союзных ему стран. Позиции США и НАТО оценивались как ослабленные. Такие настроения в советских верхах усилились с начала 1970-х гг., когда удалось достичь стратегического паритета с США в военной сфере. Примерное равенство сил лишало любую из сверхдержав возможности победы в войне.

Согласие Запада на ведение переговоров о разрядке международной напряжённости расценивалось как свидетельство его слабости и успехов советской дипломатии.

США действительно не только были вынуждены считаться с новыми военно-стратегическими реалиями, но и пытались выйти из вьетнамского тупика. Не последнюю роль сыграло и то, что, по мнению Запада, режимы в СССР и в союзных ему странах способны сохранять свою силу лишь в условиях жёсткого военного и политического противостояния, а в условиях нормализации отношений будут ослаблены.

На рубеже 1960-1970-х гг. начался период, получивший название «разрядка международной напряжённости».

В 1969 г. европейские государства и страны НАТО поддержали предложение стран Варшавского договора о проведении общеевропейского Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. Состоялись визиты Президента США Р. Никсона в СССР и Генерального секретаря ЦК КПСС СССР Л. Брежнева в США.

Подписаны договоры об основах взаимоотношений двух стран, об ограничении систем противоракетной обороны (ПРО) и стратегических наступательных вооружений (СНВ). Наряду с подписанным в 1973 г. соглашением о предотвращении ядерной войны, они явились основой поворота от конфронтации к разрядке в отношениях Восток - Запад.

Уже с начала 1960-х гг. советское руководство, как и руководство США, стремилось ослабить прямое военное противостояние, перенося его в различные регионы.

СССР оказывал всестороннюю помощь и поддержку Демо¬кратической Республике Вьетнам в её борьбе против американской агрессии. С июня 1967 г., после начала арабо-израильской войны на Ближнем Востоке, СССР занял проарабскую позицию и направил в Египет и Сирию оружие и военных специалистов. На стороне Индии СССР выступил во время её войны с Пакистаном в середине 1960-х гг. и в индо-пакистанском военном конфликте в 1971 г.

Многолетняя борьба за освобождение от португальских колонизаторов Анголы, Мозамбика, Гвинеи (Бисау) при поддержке СССР в 1975 г. завершилась провозглашением их независимости. Во внутренней борьбе, развернувшейся в этих странах, СССР поддерживал группировки просоветской ориентации, оказывал им значительную помощь, направляя военных советников. В Анголе и Мозамбике был провозглашён курс на строительство социализма.

С 1974 г. после свержения монархии и начала Гражданской войны в Эфиопии СССР начал военную поддержку режима М.X. Мариама, провозгласившего социалистический путь развития Эфиопии и пытавшегося копировать советскую модель.

Многолетняя поддержка СССР (с помощью Кубы) никарагуанских повстанцев способствовала свержению в 1979 г. реакционного режима А. Сомосы и приходу к власти Сандинистского фронта национального освобождения во главе с Д. Ортегой.

Все эти локальные конфликты несли на себе печать противостояния СССР и США, а территории указанных выше стран становились полигонами для проверки эффективности советского и американского оружия, правильности планов и разработок их военного командования.

Разрядка оказалась недолгой. Вслед за начавшейся на Западе кампанией в защиту прав человека в СССР начал размещать ядерные ракеты средней дальности на терри¬тории ГДР и ЧССР. Это создавало дополнительную угрозу западноевропейским странам и изменяло в пользу СССР стратегический баланс сил в Европе и мире, что вызвало бурную реакцию на Западе. С началом ввода советских войск в Афганистан (декабрь 1979 г.) период разрядки был завершён.

6. Почему к началу 1980-х гг. от СССР окончательно дистанцировался Китай?

Проблемы отношений с Китаем обусловлены в основном большей или меньшей самостоятельностью страны в проведении внутренней и внешней политики. Руководство ССССР пыталось диктовать китайским товарищам как руководить страной и как строить отношения с другими странами. С конца 1960-х гг. советско-китайские отношения обострились настолько, что вспыхивали вооружённые конфликты на границе.

Продолжите заполнение в тетради таблицы «Холодная война»: этапы, события, особенности» - см. после §28

2. Познакомьтесь с «Декларацией принципов взаимоотношений и сотрудничества стран», подписанной в Хельсинки. Оцените значение данного документа для преодоления «холодной войны». Почему Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе не смог гарантировать дальнейшее сближение ведущих стран мира?

«Декларацией принципов взаимоотношений и сотрудничества стран», подписанной в Хельсинки закреплены межгосударственные договорённости, сгруппированные в несколько разделов:

в международно-правовой области: закрепление политических и территориальных итогов Второй мировой войны, изложение принципов взаимоотношений между государствами-участниками, в том числе принципа нерушимости границ; территориальная целостность государств; невмешательство во внутренние дела иностранных государств;

в военно-политической области: согласование мер укрепления доверия в военной области (предварительные уведомления о военных учениях и крупных передвижениях войск, присутствие наблюдателей на военных учениях); мирное урегулирование споров;

в экономической области: согласование основных сфер сотрудничества в области экономики, науки, техники и защиты окружающей среды;

в гуманитарной области: согласование обязательств по вопросам прав человека и основных свобод, в том числе свободы передвижения, контактов, информации, культуры и образования, право на труд, право на образование и медицинское обслуживание; равноправие и право народов распоряжаться своей судьбой, определять свой внутренний и внешний политический статус.

Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе не смог гарантировать дальнейшее сближение ведущих стран мира потому, что в этих странах были разные политические и экономические системы.

Влияние на развитие советской внешней политики министра иностранных дел в 1957-1985 гг. А.А. Громыко оценивается очень высоко всеми участниками дипломатических отношений и даже его оппонентами.

Знавшие Громыко дипломаты и сотрудники советских спецслужб отмечали, что по складу характера Андрей Андреевич был весьма замкнутым во всём, что касалось его личной жизни. Поэтому приглашение к нему на дачу на обед для обсуждения дипломатических вопросов являлось редким исключением. По свидетельству Вячеслава Кеворкова, такие встречи обычно касались сугубо конфиденциальных даже по мидовским меркам вопросов и проходили на уютной веранде загородного дома Громыко. Жёсткую и мрачноватую манеру министра вести переговоры Кеворков охарактеризовал так: «К встрече с Громыко, как к смерти, живого человека подготовить нельзя».

В официальной биографии, изданной в 2002 году МИД РФ под редакцией министра Игоря Иванова, говорится о больших заслугах Громыко перед советским государством, о том, что он снискал уважение даже у своих политических оппонентов, а в дипломатических кругах Громыко называли «патриархом дипломатии». Вместе с тем Громыко назван «продуктом своей эпохи, её порядков и представлений», отмечается «отсутствие того блеска и дипломатического изящества, которым отличались его предшественники Чичерин и Литвинов». Указано на «ошибки и заблуждения Громыко, присущие советским деятелям его поколения», «промахи и неверные решения». Это касается, прежде всего, таких драматических страниц советской истории, как ввод войск в Чехословакию (1968) и в Афганистан (1979). В истории подавления «Пражской весны» Громыко, который вошёл в Политбюро ЦК КПСС и стал влиять на ключевые государственные решения только с 1973 года, отвечал лишь за внешнеполитическое прикрытие акции. В 1979 году Громыко уже сам разделил политическую ответственность за вторжение в Афганистан с Брежневым, Андроповым и Устиновым: если в марте он ещё возражал, то в декабре по неясным до сих пор причинам уступил давлению коллег по Политбюро, принявших решение о вводе войск.

19 октября 2014 года министр иностранных дел РФ Сергей Лавров назвал Громыко «великим дипломатом советской эпохи»; отмеченное в западной прессе сравнение с Громыко оценил как лестное для себя

4. Раскройте взаимосвязь внешнеполитического курса СССР и внутренних проблем развития страны.

Взаимосвязь внешнеполитического курса СССР и внутренних проблем страны прямая:

поддержка развивающихся стран, гонка вооружений, сохранение блока социалистических стран требовало больших финансовых затрат. Следовательно, эти средства не поступали на нужды развития страны.

Нашли отражение в плакатах тех лет такие темы и проблемы:

Разрядка международных отношений

Борьба за мир

Противостояние двух систем

6. «Быть может, мир именно сейчас находится на перепутье и от того, как будет разрешён афганский кризис, зависит весь ход событий ближайших лет и даже десятилетий» (из открытого письма А.Д. Сахарова). Почему учёный даёт такую оценку участия советских войск в войне в Афганистане? Сравните афганский конфликт с Карибским кризисом 1962 г.

Учёный даёт такую оценку участия советских войск в войне в Афганистане потому, что был убежден, что все международные конфликты в условиях существования атомного оружия должны разрешаться дипломатическими средствами. Кроме того, Афганистан – территория, которая за всю свою историю никогда никем не могла быть завоевана (потребуется много средств и сил для его покорения), это – ключевая территория с точки зрения торговых путей, связующая территория между востоком и Западом. решение афганской проблемы означало нормализацию отношений между Западом и Востоком.

Несмотря на это, афганский конфликт не сравним по напряженности с Карибским кризисом, потому что в Карибском конфликте существовала реальная угроза применения ядерного оружия.

Разрядка (политика)

Дж. Картер и Л. И. Брежнев подписывают договор об ограничении стратегических вооружений (ОСВ-II), Вена, 18 июня 1979 г.

Разрядка международной напряжённости (в средствах массовой информации часто просто разрядка ) - политика, направленная на снижение агрессивности противостояния стран социалистического и капиталистического лагеря. Термин появился в начале 70-х годов XX века и является калькой с французского détente, однако часто используется применительно к политическим процессам во взаимоотношениях СССР и США с конца 60-х до конца 70-х годов.

Политические предпосылки разрядки

К второй половине 1960-х в мире сложилась достаточно стабильная биполярная политическая система: Восточный и Западный блоки, возглавляемые СССР и США, достигли стратегического равновесия, основанного на доктрине гарантированного взаимного уничтожения (MAD, англ. Mutual Assured Destruction ) - СССР догнал США в мощи ядерных сил. В свою очередь США в ходе выполнения программы Аполлон совершили в 1969 г. высадку на Луну , продемонстрировав свой выигрыш - или догнав СССР - в «космической гонке».

Европа

Вместе с тем продолжавшаяся гонка ядерных вооружений, сосредоточение управления ядерными силами запада в руках США и ряд инцидентов с носителями ядерного оружия вызвали усиливающуюся критику ядерной политики США. Противоречия в принципах управления ядерным оружием в командовании НАТО привели к выходу Франции в из состава этой организации. 17 января произошёл один из крупнейших инцидентов с ядерным оружием: загоревшийся при заправке в воздухе бомбардировщик B-52 ВВС США произвёл аварийный сброс четырёх термоядерных бомб над испанским селением Паломарес. После этого инцидента Испания отказалась осудить выход Франции из НАТО и ограничила военную деятельность ВВС США на территории страны, приостановив испано-американский договор г. о военном сотрудничестве; переговоры о возобновлении этого договора в окончились неудачей.

США

Восток

Советско-китайский разрыв. Пограничный конфликт на острове Даманский . Китайские переговоры Никсона. Опасения СССР о создании китайско-американского альянса.

От договоров 1972 года до Хельсинкских соглашений 1975

  • 1967
    • январь: начато осуществление советско-американского космического эксперимента «Союз - Аполлон».
    • 23 и 25 июня, Гласборо (США): встречи председателя Совета министров СССР А. Н. Косыгина с президентом США Л. Б. Джонсоном.
    • 20 декабря основание Института США АН СССР, в 1971 - переименован в Институт США и Канады АН СССР; с 1991 - Институт США и Канады РАН.
  • 1969, 17 ноября, Хельсинки : начало переговоров между СССР и США об ограничении стратегических наступательных вооружений.
  • 1971, 30 сентября, Вашингтон , подписаны:
    • Соглашение между СССР и США о мерах по усовершенствованию линии прямой связи СССР-США;
    • Соглашение о мерах по уменьшению опасности возникновения ядерной войны между СССР и США.
  • 1972
    • 11 апреля: подписано очередное Соглашение между СССР и США об обменах и сотрудничестве в научной, технической, образовательной, культурной и других областях.
    • 22-30 мая: визит Никсона в СССР (первый официальный визит действующего президента США в Москву за всю историю отношений). Встреча Генерального секретаря ЦК КПСС Л. И. Брежнева с Р. Никсоном. В ходе встречи подписаны:
      1. Договор между СССР и США об ограничении систем противоракетной обороны (Договор по ПРО);
      2. Временное соглашение между СССР и США о некоторых мерах в области ограничения стратегических наступательных вооружений (ОСВ-1);
      3. документ «Основы взаимоотношений между СССР и США»;
      4. Соглашение между СССР и США о сотрудничестве в области охраны окружающей среды;
      5. Соглашение между правительством СССР и правительством США о сотрудничестве в области медицинской науки и здравоохранения;
      6. Соглашение между правительством СССР и правительством США о сотрудничестве в области науки и техники (продлено в 1977);
      7. Соглашение между СССР и США о сотрудничестве в исследовании и использовании космического пространства в мирных целях (продлено в 1977);
      8. Соглашение между правительством СССР и правительством США о предотвращении инцидентов в открытом море и в воздушном пространстве над ним.
    • 18 октября, Вашингтон, подписаны:
      1. Соглашение между правительством СССР и правительством США о торговле;
      2. Соглашение между правительством СССР и правительством США об урегулировании ленд-лиза, взаимной помощи и претензий;
      3. Соглашение между правительством СССР и правительством США о порядке финансирования.

Культурное и экономическое сотрудничество

Окончание разрядки

  • 1979, 25 декабря: дворец Хафизуллы Амина взят штурмом группой советского спецназа ГРУ , а сам он убит. Начало вторжения СССР в Афганистан .
  • 1980
    • 4 января: в связи с вводом советских войск Афганистан президент США Дж. Картер объявил о решении американской администрации отложить рассмотрение и ратификацию Договора ОСВ-2 в Сенате США; отсрочить открытие новых американских и советских консульств; прекратить или сократить экспорт в СССР ряда товаров, в том числе сельскохозяйственной продукции (8 января на поставки этой продукции было наложено эмбарго); приостановить экономические, научно-технические и культурные обмены между СССР и США.
    • 12 апреля: Национальный олимпийский комитет США принял решение не посылать команду США на Олимпийские игры 1980 года в Москву. К бойкоту Олимпийских игр присоединилось свыше 60 стран.
    • 6 августа: опубликовано сообщение о принятии администрацией Дж. Картера «новой ядерной стратегии», сформулированной в президентской директиве № 59.
  • 1981
    • 6 августа: президент США Р. Рейган отдал распоряжение о полномасштабном производстве нейтронного оружия.
    • 30 ноября: в Женеве начались переговоры между СССР и США об ограничении ядерных вооружений в Европе.
    • 28 декабря: опубликовано заявление президента США Р. Рейгана о введении санкций в отношении Советского Союза в связи с событиями в Польше - приостановить полеты самолетов «Аэрофлота» в США, отложить проведение ряда переговоров, ужесточить порядок выдачи разрешений на продажу СССР некоторых видов оборудования, отказаться от продления двусторонних соглашений, срок которых истекал в 1981.

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Разрядка (политика)" в других словарях:

    У этого термина существуют и другие значения, см. Разрядка (значения). Дж. Картер и Л. И. Брежнев подписывают договор об ограничении стратегичес … Википедия

    Разрядка: Разрядка (политика) разрядка (снижение) международной напряжённости. Разрядка (психология) многозначный термин, обозначающий различные процессы (механизмы) восстановления психического равновесия субъекта, обеспечивающие понижение для… … Википедия

    Дж. Картер и Л. И. Брежнев подписывают договор об ограничении стратегических вооружений (ОСВ II), Вена, 18 июня 1979 г. Разрядка международной напряжённости (в средствах массовой информации часто просто разрядка) политика, направленная на… … Википедия

    Разрядка: Разрядка (типографика). Разрядка (политика). Разрядка (психология) … Википедия

    РАЗРЯДКА, и, жен. 1. см. разрядить 2, ся 2. 2. Успокоение, ослабление (напряжённых отношений, нервного состояния). Нервная р. 3. В отношениях между странами: отказ от политики недоверия и напряжённости, от вмешательства во внутренние дела, от… … Толковый словарь Ожегова

    - (détente) Буквально ослабление. Термин использовался для характеристики периодов ослабления напряженности в отношениях между США и СССР во время холодной войны (Cold War) и напрямую ассоциировался с процессом (и прогрессом) контроля над… … Политология. Словарь.

    разрядка - РАЗРЯДКА1, и, ж Состояние успокоения, ослабления напряженных отношений, нервного состояния. Проблемы, которые здесь обсуждались, требовали такого напряжения ума, что постоянная разрядка была необходима (Гран.). РАЗРЯДКА2, и, ж Политика отказа от… … Толковый словарь русских существительных