Психология

Внешнеполитический курс. отношения с ссср

1. Обострение международной напряженности в первой половине 80-х гг.

2. Перестройка в СССР и изменения в отношениях Востока и Запада.

3. Система международных отношений на рубеже веков.

На рубеже 70 - 80-х годов разрядка сменилась новым обострением международной напряжённости. Это было вызвано действиями СССР по укреплению своих позиций в мире. В 1975 - 1979 гг. СССР укрепил свои позиции в Африке за счёт Анголы, Мозамбика и Эфиопии, в Азии - за счет Камбожди, в Америке - за счет Никарагуа. Заметно выросли поставки советского оружия в Сирию и Ливию. В 1978 г. СССР разместил в Европе новый класс ракет СС-20, что изменило в пользу СССР баланс ядерных сил в Европе. В декабре 1979 г. СССР ввёл свои войска в Афганистан и установил там просоветский режим. Все эти действия СССР были расценены властями США как стремление советского руководства к мировому господству. На советские действия США ответили бойкотом Московской Олимпиады 1980 г. и установлением запрета на поставки в СССР продовольствия и новейшего оборудования. На более решительные действия президент Картер не решился.

Отношения между США и СССР ещё более обострились после прихода к власти в США Р. Рейгана , считавшего, что Картер ведёт себя слишком мягко. Рейган резко увеличил расходы на производство вооружения, рассчитывая экономически измотать СССР, чьё экономическое положение постоянно ухудшалось. В 1983 г. США начали разработку программы СОИ, которая предусматривала создание в космосе ракетно-ядерного щита для защиты США от советских ракет. Одновременно США развернули работу над созданием самолёта-невидимки «Стеллс». В 1981 - 1984 гг. США увеличили производство ядерных и обычных вооружений, усилили военную помощь оппозиции в Никарагуа, Афганистане, Анголе и Мозамбике.

На эти действия США СССР ответил размещением своих ракет в ГДР и Чехословакии, а в 1983 г. он прервал переговоры с США о сокращении стратегических вооружений и стал наращивать свой военный потенциал. Кроме того, между США и СССР развернулась настоящая идеологическая война. Обе стороны обвиняли друг друга в стремлении к мировому господству и заявляли о решимости предпринять всё, чтобы такого господства не допустить.

Одновременно с ухудшением отношений между сверхдержавами увеличилось число локальных конфликтов. В феврале - марте 1979 г. разразилась война между Китаем и Вьетнамом. В 1980 г. началась война между Ираном и Ираком из-за спорного участка приграничной территории. Она длилась до 1988 г. и завершилась безрезультатно, несмотря на крупные потери с обеих сторон. В 1982 г. произошла война между Великобританией и Аргентиной из-за Фолклендских (Мальвинских) островов, спорной территории между двумя странами. В 1982 г. Израиль ввёл войска на территорию Ливана и захватил 30-километровую полосу вдоль израильско-ливанской границы, чтобы закрыть проникновение палестинских боевиков на свою территорию.


С середины 80-х годов в развитии международных отношений начался новый этап. Он был связан с приходом к власти в СССР нового руководства во главе с М. Горбачёвым , который сформулировал концепцию нового политического мышления, содержавшую новую философию внешней политики СССР. С 1985 г. Горбачёв выдвинул целую серию предложений по разоружению и по расширению сотрудничества между СССР и западными странами. Лидеры западных стран поначалу осторожно отнеслись к этим предложениям, считая их пропагандистским ходом. Однако советские инициативы получили широкую поддержку населения западных стран, что заставило политиков реагировать на предложения Горбачёва.

Одним из проявлений такой реакции стало возобновление советско-американского диалога на высшем уровне. С 1985 г. встречи руководителей СССР и США стали регулярными, на них лидеры сверхдержав обменивались своими взглядами по важнейшим международным проблемам и согласовывали позиции своих стран. Изменилось и содержание советско-американских отношений: от противоборства на международной арене СССР и США перешли к сотрудничеству и по целому ряду международных проблем занимали единую позицию. Это сотрудничество позволило в конце 80-х годов урегулировать локальные конфликты в Никарагуа и на юге Африки. Одновременно во второй половине 80-х годов активизировалось сотрудничество между СССР и США в экономической, научно-технической и культурной сферах. США начали оказывать СССР экономическую помощь, а также подтолкнули страны Западной Европы и Японию к увеличению такой помощи СССР.

Изменения в советско-американских отношениях позволили впервые в послевоенное время начать процесс разоружения. В декабре 1987 г. США и СССР подписали договор РСМД, по которому уничтожались ядерные ракеты средней и малой дальности, составлявшие более 4% всех ядерных вооружений . В июле 1991 г. США и СССР подписали договор СНВ-1, предусматривающий сокращение на 30 % стратегических наступающих вооружений. После распада СССР Россия продолжила курс на разоружение. В январе 1993 г. США и Россия подписали договор СНВ-2. 2003 г. США и Россия подписали договор СНВ-3, который не был ратифицирован. Но в 2009 г. был подписан новый договор о сокращении числа ядерных зарядов. Одновременно началось сокращение и других видов вооружений. В 1990 г. было подписано соглашение между НАТО и ОВД о сокращении обычных вооружений в Европе примерно на 2/3. В 1993 г. более 150 стран подписали соглашение по химическому оружию. Оно вступило в силу в 1997 г. и предусматривает ликвидацию химического оружия в течение 10 лет.

Перемены во внешней политике СССР позволили вывести на новый уровень общеевропейский процесс. В 1989 г. СССР отказался от подавления антикоммунистических революций в странах ЦЮВЕ и позволил им проводить самостоятельную внешнюю политику. СССР также не стал противиться объединению Германии, которое произошло 3 октября 1990 г. В ноябре 1990 г. в Париже была принята Хартия для новой Европы, в которой ОВД и НАТО обязались строить отношения на основе партнерства и дружбы. В июне-июле 1991 г. были распущены СЭВ и ОВД. Таким образом, завершился раскол Европы надвое, снизился уровень военного противостояния и появились возможности для создания единой Европы.

В 90-е годы произошли серьёзные изменения в расстановке сил на международной арене. После распада США стали безоговорочным мировым лидером. Многие страны мира в своей внешней политике стали ориентироваться на США, что позволяло США добиваться принятия в ООН выгодных для себя решений. Одновременно США всё чаще начали диктовать свои условия разным странам мира и даже вводили через ООН санкции против стран, чья политика не устраивает Вашингтон. США стали все чаще использовать силу для укрепления своих позиций в мире (операция «Лис в пустыне» против Ирака в 1998 г., военная операция НАТО против Югославии в 1999 г., разгром движения Талибан в Афганистане в 2001 г., свержение иракского режима в 2003 г.). Стремление США к мировой гегемонии вызвало недовольство среди других стран. В 90-е годы многие специалисты считали, что Россия, Китай или страны ЕС станут противовесом США на международной арене. Но на сегодняшний день ни одна из этих сил так и не смогла стать таким противовесом.

Внешняя политика СССР. Отношения с сопредельными государствами, Евросоюзом, США, странами «третьего мира»

Для защиты своих национальных интересов любое государство проводит определенную (успешную или безуспешную) внешнюю политику. Это деятельность государства и других политических институтов общества по осуществлению своих интересов и потребностей на международной арене.

Внешнеполитическая деятельность Советского государства во второй половине 40-х годов совершалась в обстановке глубоких перемен на международной арене. Победа в Отечественной войне повысила авторитет СССР. В 1945 г. он имел дипломатические отношения с 52 государствами (против 26 в предвоенные годы). Советский Союз принимал активное участие в решении важнейших международных вопросов, и прежде всего в урегулировании послевоенного положения в Европе.

Между СССР и странами Восточной Европы были заключены договоры о дружбе и взаимной помощи. Идентичные договоры связали Советский Союз с ГДР, созданной на территории Восточной Германии, Корейской Народно-Демократической Республикой (КНДР.) и Китайской Народной Республикой (КНР). Соглашения с Китаем предусматривало оказание ему кредита в размере 300 млн. долларов. Подтверждалось право СССР и Китая на пользование бывшей КВЖД. Страны достигли договоренности о совместных действиях в случае агрессии со стороны какого-либо из государств. Были установлены дипломатические отношения с государствами, получившими независимость в результате развернувшейся в них национально-освободительной борьбы (так называемые развивающиеся страны).

Начало "холодной войны". С окончанием Отечественной войны произошли изменения во взаимоотношениях СССР с бывшими союзниками по антигитлеровской коалиции. "Холодная война" - такое название получил внешнеполитический курс, проводимый обеими сторонами в отношении друг друга в период второй половины 40-х - начале 90-х годов. Он характеризовался, прежде всего, враждебными политическими акциями сторон. Для решения международных проблем использовались силовые приемы.

Помимо "западного" и "восточного" военно-политических блоков возник загадочный "третий мир". К странам "третьего мира" относятся государства, сравнительно недавно освободившиеся от колониальной зависимости, имеющие невысокий уровень экономического развития и неустойчивую политическую систему.

После Второй мировой войны колониальная система начала стремительно распадаться. Великобритания и Франция - основные колониальные державы - теряли свои владения в Африке, Азии, Индокитае, на Ближнем Востоке. К какому блоку примкнут правительства освобождённых стран? Нередко они и сами этого не знали, озабоченные тем, как удержать власть среди военно-революционного хаоса. И тогда Сталин принялся за наследство одряхлевшего "британского льва". Те из государств "третьего мира", которые пользовались активной военной и экономической поддержкой СССР, получили название "стран социалистической ориентации".

Новый генеральный секретарь ЦК КПСС М.С. Горбачёв и его сторонники, министр иностранных дел Э.А. Шеварднадзе и заведующий международным отделом ЦК А.Н. Яковлев, резко изменили характер внешней политики СССР. После долгих и трудных переговоров с Рейганом 8 декабря 1987 г. было заключено советско-американское соглашение об уничтожении ядерных ракет средней и меньшей дальности.15 мая 1988 г. начался вывод советских войск из Афганистана. Горбачёв полностью отказался от поддержки просоветских режимов в Восточной Европе, и в результате "демократических революций" к 1990 г. "восточный блок" перестал существовать. В "холодной войне" двух сверхдержав, начавшейся в 1946 г., победили США. СССР (после августа 1991 г. - Российская Федерация) отказывается от статуса сверхдержавы, предпочитая сосредоточить все силы на внутренних политических и экономических реформах. В октябре 1993 г. Б.Н. Ельцин подписал «Пакт о Капитуляции» России перед США, после чего Российская Федерация обрела статус экономической «колонии».

Охлаждение в отношениях между СССР и США, начавшееся на рубеже 70-х и 80-х годов, отразилось и на общем состоянии международных отношений. Многие позитивные решения, достигнутые в период разрядки, уходили в прошлое. Вновь начались проволочки на переговорах по разоружению, увеличилось вмешательство великих держав в региональные конфликты, что отнюдь не способствовало их разрешению. Государства усилили пропагандистские кампании, направленные друг против друга. Вначале США с союзниками, а потом СССР бойкотировали олимпийские игры 1980 и 1984 гг. Антисоветская истерия в США и антиамериканская в Советском Союзе создавали неблагоприятную атмосферу для любых контактов.

В 80-е годы продолжала наращиваться гонка вооружений. В 1983 г. президент США Рональд Рейган объявил о стратегической оборонной инициативе (СОИ) – программе по использованию космического пространства для обеспечения безопасности США и их союзников. С технической точки зрения, программа была далека от реальности. Предполагалось, что в космосе будут размещены специальные лазеры, способные уничтожать советские ракеты в момент их запуска. Крупнейшие корпорации и исследовательские лаборатории получили государственное финансирование на совершенствование военных технологий. Рональд Рейган дал фактический старт новому витку гонке вооружений, провоцируя Москву на адекватный ответ. Как известно, экономика Советского Союза не смогла долго выдерживать взятый американцами темп. Советские лидеры пытались перехватить инициативу на дипломатическом фронте, выдвигая все новые мирные инициативы, однако Запад на них практически не реагировал. В Европе начали разворачивать ядерные ракеты средней и малой дальности, что, в свою очередь подтолкнуло развитие антивоенного движения в странах Западной Европы.

В 1982 и 1983 годах отношения между США и СССР становились все напряженней. Москва обвинила Вашингтон во вмешательстве во внутренние дела Польши. С приходом Р.Рейгана в Белый Дом, американцы активизировали помощь профсоюзному объединению «Солидарность», которое организовала акции протеста и активно боролась с правительством В.Ярузельского. США активно поддержал Ватикан: Папа Иоанн Павел II (поляк по национальности) фактически разрешил использовать авторитет католической церкви, очень влиятельной в Польше, и ее организационные возможности для поддержки протестующих. В свою очередь, Рейган объявил о введении экономических санкций против Варшавы и объявил о размещении ракет Першинг-II в Европе. Первые ракеты появились на базах Великобритании и Германии в ноябре 1983г.

США также развернули экономическую войны против СССР, стремясь помешать строительству советского газопровода в Европу. Газопровод имел принципиально важное значение как для Советского Союза, нуждавшегося в валютных поступлениях, так и для западноевропейских союзников, которым необходим был российских газ. Для строительства трубопровода Москве нужны были трубы большого диаметра, которые тогда в Советском Союзе не выпускались. Американцы надеялись, что ограничение поступлений американской техники негативным образом скажется на проекте строительства газопровода. Однако западноевропейские фирмы во главу угла поставили интересы бизнеса, а не политики. Строительство газопровода было успешно завершено. Тем не менее, начало 80-х годов характеризовалось очень жесткой торговой войной между США и СССР.

В странах третьего мира, Москва и Вашингтон продолжали расширять сферу влияния. После интервенции США в Ливан (1983 г.), СССР увеличивает объемы военных поставок в Сирию. Москва по-прежнему вела боевые действия в Афганистане, где советской армии противостояли моджахеды, поддерживаемые и вооружаемые американцами через территорию соседнего Пакистана. В Латинской Америке ареной противостояния стали Никарагуа и Сальвадор, куда через территорию Кубы, поступала советская материальная и финансовая помощь силам, боровшимся с режимами, получавшими поддержку от США. В Юго-Восточной Азии в центре противостояния оказались Кампучия и Лаос, где столкнулись интересы разных стран – СССР, Вьетнама, Китая, США. Напряженные отношения между Пекином и Москвой осложняли ситуацию в регионе. В 1983 г. в небе над территорией Советского Союза советский истребитель сбивает корейский пассажирский самолет, нарушивший границу СССР и не отвечавший на запросы диспетчерских служб. Гибель самолета, на борту которого, как потом выяснилось, находились гражданские люди, был использован Западом для раздувания антисоветской истерии.

Первая половина 80-х годов стали одним из наиболее напряженных периодов в советско-американских отношениях. Начатый Рейганом «крестовый поход» против коммунизма встретил адекватную реакцию лидеров СССР. Они прекратили любые контакты, прервав все переговоры по актуальным проблемам разоружения и безопасности в Европе. В Советском Союзе объявили о том, что «период разрядки был похоронен Америкой». Даже либерально настроенный А.Яковлев характеризуя советско-американские отношения, говорил о самом низком уровне доверия, который когда-либо существовал за всю их историю. Ситуация меняется только в 1985 г., когда обе стороны согласились возобновить все переговоры по проблеме ядерного оружия.

В марте 1985 г. генеральным секретарем КПСС становится М.С. Горбачев. Уже в середине 1985 г. он пытается активизировать дипломатические отношения между странами, и выходит с целым рядом инициатив по ограничению гонки вооружения. В ноябре 1985 г. происходит первая из четырех встреч в верхах между президентом Рейганом и Горбачевым, где удается совершить прорыв и вывести отношения между двумя странами из застоя. В октябре 1986 г. в столице Исландии Рейкьявике Горбачев пытается убедить президента прекратить программу «звездных войн». В декабре 1987 г. в Вашингтоне был подписан исторический документ о запрете целой категории вооружения – ракет малой дальности. Более того, был разработан механизм контроля за выполнением этого соглашения. Последняя встреча на высшем уровне прошла в Москве 29 мая – 2 июня 1988 г. Она подтвердила готовность лидеров двух держав встречаться на регулярной основе, даже если по итогам встречи не предвиделось конкретных договоренностей.

Улучшение отношений с Соединенными Штатами стало ключевым моментом внешнеполитической стратегии Горбачева. Развитие гласности и плюрализма с восторгом встречали на Западе. Началась мода на Советский Союз. В это время Москва приступает к свертыванию своей «интернациональной» помощи третьим странам. Одновременно в Вашингтоне разгорелся скандал, получивший название Ирангейт, или Иран-контрас. Оказалось, что чиновники администрации участвовали в незаконном использовании денежных средств для тайного финансирования подрывных операций в странах Центральной Америки. Таким образом, создалась ситуация, когда различные противоборствующие стороны в странах третьего мира перестали получать помощь от своих «покровителей». Конфликты, лишенные фона идеологического противостояния двух центров силы, из «международных» стали локальными.

В 1989 г. Овальный кабинет Белого Дома занял бывший вице-президент в администрации Р.Рейгана - Дж.Буш, который собрал одну из самых профессиональных внешнеполитических команд в новейшей истории США. Вашингтон приступил к переоценке своей политики в отношении СССР.

На исходе ХХ века все более очевидным становилось завершение периода существования евроцентричного мира. Со времен античности международные связи замыкались или концентрировались на Европу. Все, происходящее в Европе, благодаря ее экономической, военной и интеллектуальной мощи, отражалось на остальном мире. В настоящее время мы являемся свидетелям появления новой тенденции, когда события, например, в Азиатско-Тихоокеанском регионе воздействуют на события в Европе. Потенциал АТР огромен, здесь проживает две трети населения планеты, он дает две трети мирового ВВП и более трети мирового торгового оборота. Не на Европу, а на Азию приходились наиболее высокие темпы прироста американской торговли (объем торгового оборота США с его странами составлял около 400 млрд. долл.) и инвестиций. Однако, несмотря на это, Западная Европа сохраняла первостепенное значение для США на рубеже 80-90х годов.

Удельный вес Америки в мировой экономике начал медленно снижаться, ЕС по этому показателю обогнал США. Но в период президентства Дж.Буша эти тенденции только становились «видимыми» для политиков. Внешнеполитическая инерция требовала первоначального решения именно европейских проблем, которые действительно были очень острыми. «Холодная война» началась в Европе и там она должна была завершиться.

В конце 80-х годов проходят «бархатные революции» в странах Восточной Европы. В 1988 г. радикальные изменения произошли в Венгрии: 76-летний Янош Кадар ушел в отставку, после чего новый лидер объявил о начале радикальных реформ в экономической и политической жизни страны. В октябре 1989 г. Венгерская Социалистическая Республика избавляется от слова «социалистическая». Демократизация в Венгрии напрямую затронула интересы ГДР: через ее территорию восточные немцы получили возможность проникать в ФРГ и просить там политическое убежище. Тысячи «перебежчиков» дестабилизировали ситуацию на границе. Москва не могла уже влиять на события, как это было в 50-60 годы. Распад социалистического лагеря и появление новых действующих лиц на европейской арене стали реальностью и заставили лидеров США и СССР взяться за разработку новой стратегии для Европы. Необходимо было дать четкий ответ на вопросы о будущем НАТО, ОБСЕ, ОВД и отреагировать на изменившуюся конфигурацию сил в регионе.

В октябре 1989 г. Горбачев посещает Восточный Берлин для участия в праздновании 40-летия образования ГДР. В это время восточные немцы не прекращали акций протеста, требуя радикальных реформ. Горбачев лично одобрил курс на реформирование ГДР. Однако процессы уже не контролировались ни Берлином, ни Москвой. 9 ноября пала Берлинская стена, разделявшая Берлин на Западный и Восточный. Восточные немцы впервые с 1961 г. получили возможность свободно переходить границу с Западной Германией.

В ноябре наблюдавшие за событиями в Германии чехи и словаки вышли на улицы городов и заставили коммунистическую партию отдать власть. «Переворот» в Чехословакии вошел в историю под названием «бархатной революции». Пришедший к власти бывший диссидент В.Гавел, отказался выполнять внешнеполитические обязательства «члена социалистического лагеря». Он закрыл тренировочные лагеря для террористов, прекратил продажу пластида террористическим группам и таким государствам как Ливия и Сирия. Прага первая из соцстран нормализовала отношения с Израилем. В начале 1990 г. Москва согласилась с требованием Праги вывести свои войска с территории страны.

В отличие от Чехословакии, Венгрии, ГДР, Болгарии и Польши румынская революция получилась кровавой. Авторитарный режим Н.Чаушеску не хотел без боя сдавать свои позиции. Тем не менее, в течение нескольких месяцев во всех странах Восточной и Центральной Европы, находившихся в сфере влияния СССР, коммунисты потеряли власть. Горбачев ничего не предпринял, чтобы остановить этот процесс. К сожалению, Москва не смогла оговорить выгодные для себя условия, фактически сдавая позиции в регионе.

После достаточно сложного для американских дипломатов Парижского саммита Конференции по Безопасности и Сотрудничеству в Европе в ноябре 1990 г., в ноябре 1991 г. предстояла встреча глав государств стран НАТО в Риме. На ней предполагалось принять новую «стратегическую концепцию» и завершить процесс формирования «обновленного альянса», о чем была достигнута предварительная договоренность на Лондонской встрече в июле 1990 г. В декабре 1991 г. происходит знаменитая встреча в Маастрихте (Нидерланды) где принимается соглашение об экономическом и политическом союзе стран Западной Европы. Европейский Совет преобразуется в Европейский Союз. В июле 1992 г. на саммите ОБСЕ достигается соглашение об участии этой организации в разрешении конфликтов, угрожающих безопасности Европы.

Темпы «строительства» новых институтов на европейском континенте поражали как академическое сообщество, так и политиков. В пылу развернувшихся дискуссий очень часто терялось осознание всей хрупкости и неустойчивости происходивших изменений. Более того, в ходе дебатов между европейцами и американцами было потеряно, на наш взгляд, ощущение реальности. Мало кто понимал, зачем и для чего строились или модифицировались «старые институты периода холодной войны». Трудно не согласиться с одним из непосредственных участников выработки европейской политики США Робертом Хатчингсом. Оценивая этот период с точки зрения формирования новой системы безопасности в Европе, он писал, что все участники тех дискуссий были скорее похожи на инженеров, обсуждавших проблемы организации производства и забывших, что международные отношения и дипломатия требуют кардинально иных механизмов решения проблем. Созданные в пылу эйфории институты и разработанные механизмы показали свою неэффективность как в предотвращении возникновения угроз безопасности в Европе, так и в создании долгосрочных, надежных доверительных отношений между Западом и Россией.

В середине февраля 1989 администрация Дж.Буша приступила к разработке новой национальной стратегии, которая была призвана учесть бы произошедшие в мире изменения. Тогда же с целью проведения консультаций по основным вопросам международной политики в поездку по столицам западноевропейских союзников отправился государственный секретарь Д. Бейкер.. Большинство из союзников, за исключением Великобритании, выказали желание увидеть существенные изменения во внешней политике США, с учетом серьезных перемен происходивших как в странах Центральной и Восточной Европы, так и в Советском Союзе. Особую позицию заняли лидеры Франции и Германии. Они выступили за уступки со стороны альянса в вопросе о тактическом ядерном оружии.

Весной в Хамтрэмке, штат Мичиган, президент Дж.Буш заявил о готовности США «принять» изменения статус-кво на европейском континенте. "Соединенные Штаты никогда не признавали законность существования разделенной Европы. Мы не признаем сфер влияния, если это отрицает суверенное право на самоопределение. Холодная война началась в Восточной Европе, и закончиться она должна там же". В речи президента объявлялось о готовности США оказать поддержку процессу политических и экономических реформ в странах Восточной Европы, а также выражалась уверенность, что подобные изменения выгодны и Советскому Союзу.

Горбачев признал неизбежность распада социалистического лагеря, более того многие западные лидеры видели реальные шаги советских лидеров в направлении улучшения отношений с Западом. Решение о выводе войск из Афганистана, официально позитивная реакция на падение Берлинской стены и смену коммунистических режимов в странах Восточной Европы, визит Горбачева в Рим и историческая встреча с Папой Римским в 1989 г. свидетельствовали о реальной трансформации советского внешнеполитического курса. Лидер СССР вынужден был признать, что ситуация в стране требовала изменения внешнеполитического курса. Ресурсы и возможности страны реализовывать прежнюю политику на международной арене были ограниченными.

В 1989 г. Горбачев объявляет о долгосрочной стратегии улучшения отношений с Западом. Предлагалось активизировать переговоры по проблеме контроля за вооружением, договориться о сокращении численности советской армии, признать право на самоопределение стран Восточной Европы. Предметом обсуждения должны были также послужить вопросы прав человека, урегулирования региональных конфликтов, условия участия СССР в решении глобальных проблем. В период нахождения у власти Горбачева, идеологический аспект советско-американских отношений фактически потерял свое значение.

Американцев, так же как и советских лидеров, беспокоили проблемы сокращения обычного вооружения в Европе. Ликвидация советского военного присутствия стало необходимым условием оказания американской помощи процессу восточноевропейской либерализации, в первую очередь это относилось к Польше и Венгрии. В марте же 1989 г., проведенное сотрудниками министерства обороны США исследование, основанное на секретных данных разведки, показало, что советские войска, расположенные в Восточной Европе отказались от поддержания режима «постоянной боевой готовности». Это означало, что армия стран Варшавского договора не готовилась первой начать боевые действия в Европе, более того, СССР сознательно шел на смягчение напряженности в регионе. Таким образом, уже в начале 1989 г. высшие чины администрации знали, что у войск НАТО значительно увеличилось время предупреждения атаки на континенте. Советская армия в Восточной Европе отказалась от наступательной стратегии на европейском театре военных действий.

В серии официальных выступлений весной 1989 в Техасе, Бостонском университете, Академии береговой гвардии, а также на пресс конференциях в Европе президент Буш обрисовал свое видение внешнеполитической стратегии США в условиях менявшегося мира. Суть нового подхода заключалась в официальном признании уменьшения роли США в мире и возросшего влияния новых центров силы - Западной Европы и Японии. Президент предложил отказаться от советско-американской конфронтации и попытаться интегрировать Советский Союз в сообщество демократических стран. Именно тогда было заявлено о необходимости укрепления системы международной безопасности, первые очертания стала приобретать стратегия коллективной безопасности. В Европейском Союзе президент США видел эффективный механизм, способный трансформировать политику и экономику стран Восточной Европы и привести к созданию "общего европейского дома".

В первой половине 1989 г. в Вашингтоне официально признали появление нового центра экономической и политической интеграции в Западной Европе, способного разделить с Соединенными Штатами бремя ответственности за безопасность в регионе. В этот период были озвучены новые направления внешнеполитического курса США: активизация переговорного процесса по сокращению обычного вооружения в Европе и программы предоставления помощи странам разваливающегося социалистического лагеря.

Осенью же этого года, в политических кругах США развернулась серьёзная борьба по вопросам внешнеполитической линии в отношении происходивших в Европе перемен. Новый импульс дебатам дала публикация 4 января 1990 г. газетой "Нью-Йорк Таймс" заключительной части статьи "Конечный кризис Советов" за подписью "Мистер Х", помещенной в зимнем номере (за 1990 г.) журнала "Дедалус", являющегося органом Американской академии наук и искусств. Статья привлекла к себе внимание самим фактом появления на свет под псевдонимом, призванным, очевидно, послужить напоминанием о статье "Истоки советского поведения", опубликованной в 1947 г в журнале "Foriegn Affairs" и ставшей, как известно, философским обоснованием поворота США к стратегии "сдерживания" Советского Союза. Но главное все же - содержащийся в статье набор идей, которые во многом шли вразрез как с общей концепцией политики администрации Буша, так и сферой её практических действий.

В самом сжатом виде суть позиции автора статьи можно свести к следующим моментам. Во-первых, говорилось об обреченности перестройки в СССР и тщетности любой помощи, которую может предложить Запад Москве. Во-вторых, конструктивная роль Запада в отношении стран бывшего социализма виделась в том, чтобы облегчить бремя гонки вооружений и одновременно содействовать постепенному формированию структур частного бизнеса в советской экономике, экономического и политического плюрализма в целом. США, по мнению автора, могли бы содействовать созданию свободных экономических зон (на условиях МВФ) в таких регионах СССР, как Прибалтика, Армения или Дальний Восток.

В это же время госсекретарь Д.Бейкер сделал несколько официальных заявлений, содержание которых говорило о продолжении поиска в администрации новых концепций и идей. В Берлинском пресс-клубе 12 декабря 1989 г. и в Совете по международным отношениям 30 марта 1990 г. впервые было заявлено, что новая национальная стратегия США будет нацелена на использование плодов мирных революций в странах Восточной Европы, создание механизмов и поддержание институтов, обеспечивающих продолжение происходящих изменений. В этих выступлениях мы находим относительно краткие, но обстоятельные определения главных стратегических направлений американской доктрины национальной безопасности. В последующие месяцы ни один из членов администрации не подверг пересмотру концептуальные положения, представленные Бейкером в конце 1989 начале 1990 гг.

"За пределами сдерживания лежит демократия", - заявляя об этом, Д.Бейкер фактически дал сигнал к началу принципиальных изменений в характере американской национальной стратегии. Основное внимание предлагалось уделить "новой миссии - распространению и консолидации демократии в мире". Вместо того, чтобы ориентировать американскую внешнею политику на сдерживание советской военной экспансии и влияния, Соединённые Штаты, по мнению Бейкера, должны были сосредоточить свои усилия и ресурсы для достижения "новых" целей: создание "международного демократического сообщества". По существу, долгосрочной задачей США объявлялось формирование регионального политического порядка, в котором "свободный человек и свободные правительства" будут составлять "кирпичики" будущей системы безопасности. Выполнение этих задач предусматривалось в первую очередь в Европе, которая только что пережила "шок", вызванный "падением берлинской стены". Столь пристальное внимание к Старому свету обусловлено той значимостью, которую Европа представляет для безопасности США. Следует учитывать и тот факт, что события, прокатившиеся по странам социалистического лагеря, заставили политиков больше внимания уделять этому региону. К тому же, именно к Европе настоятельно рекомендовали обратить самое пристальное внимание ведущие эксперты и аналитики еще до церемонии инаугурации президента.

В приведенных выступлениях Бейкер охарактеризовал процесс демократизации как ключевой механизм создания новой Европы в условиях окончания "холодной войны". Распространение либеральных ценностей и институтов будет, как полагал госсекретарь, иметь стимулирующий эффект на внутреннем и международном уровнях. Демократизация, по мнению некоторых экспертов, как раз и служила основным сдерживающим фактором разрастания международных конфликтов.

Противостояние двух соперников в "холодной войне" завершилось неожиданным для большинства аналитиков распадом Советского Союза и укреплением позиций США. Однако окончание "холодной войны" вряд ли корректно оценивать в терминах победы и поражения, как бы того не хотелось многим. Скорее, следует сказать, что завершился очередной этап в развитии международных отношений. 90-е годы открыли перед бывшими противниками новые возможности реализации своих исторических амбиций.

Отношения с западноевропейскими странами носили противоречивый, но в целом конструктивный характер. Во второй половине 60-х гг. началась разрядка во взаимоотношениях между СССР и Францией. Президент Шарль де Голль посетил Москву летом 1966 г. В 1966-1970 гг. визиты французских и советских министров иностранных дел и глав правительств были продолжены. С этого времени стали быстро развиваться советско-французские экономические связи. Новый президент Франции Ж. Помпиду и Л. И. Брежнев подписали в октябре 1971 г. документ "Принципы сотрудничества между СССР и Францией".

Улучшились отношения Советского Союза с Федеративной Республикой Германии. Осенью 1969 г. на выборах в бундестаг победу одержала СДПГ. Новое руководство страны заявило о нерушимости послевоенных границ в Европе и де-факто признало существование ГДР. Все это послужило основой заключения мирного договора между ФРГ и СССР в августе 1972 г. В этом договоре были подтверждены западные границы Польши и граница между ГДР и ФРГ. В последующие годы политические и экономические отношения двух стран развивались достаточно стабильно. Во второй половине 70-х гг. ФРГ превратилась в одного из основных внешнеэкономических партнеров Советского Союза.

Аналогично развивались отношения СССР с большинством других европейских и неевропейских стран. Наиболее натянутыми на протяжении всего периода они были с Великобританией и Японией. Лишь после победы лейбористов в Англии в 1974 г. начался процесс улучшения англо-советских политических и экономических отношений. Несмотря на то что экономические связи СССР и Японии были достаточно успешными, внешнеполитические отношения оставались на весьма низком уровне. СССР так и не заключил с Японией мирного договора и, следовательно, с формальной точки зрения находился с ней в состоянии войны. Основная причина заключалась в том, что Япония требовала возвращения четырех островов Южно-Курильской гряды, которые СССР получил после второй мировой войны. Советский Союз, в свою очередь, отказывался вести переговоры по этому вопросу.

В общем русле развития отношений между странами Западной Европы и СССР находились и отношения Москва - Вашингтон. Вторая половина 60-х гг. была омрачена войной США во Вьетнаме. В начале 1970 г., по мере уменьшения значения вьетнамского фактора и усиления советско-китайских противоречий, обе стороны пошли на серьезное улучшение отношений. Немаловажным фактором было и то, что американская администрация стремилась не отстать от Западной Европы, усиленно разыгрывающей "советскую карту".
1972 г. был годом важного поворота в советско-американских отношениях. Это было связано с визитом в мае президента США Р. Никсона в Москву. Начиная с этого времени и вплоть до 1975 г. мир жил в атмосфере разрядки напряженности и "согласия" между Соединенными Штатами и Советским Союзом. В результате этого визита были подписаны соглашения об ограничении стратегических вооружений (ОСВ-1), устанавливались количественные ограничения на строительство противоракетной обороны, межконтинентальных ракет наземного базирования и на подводных лодках.

Пиком разрядки стало состоявшееся в столице Финляндии Хельсинки Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ). Работа по подготовке совещания проходила в Хельсинки с 1973 по 1975 г. В июле - августе 1975 г. был подписан Заключительный акт Совещания, в котором приняли участие главы 33 европейских государств, а также США и Канады. Этот акт зафиксировал и узаконил политико-военное и социально-экономическое положение, которое сложилось в послевоенной Европе и в мире.

За 1973-1976 гг. СССР и США обменялись визитами руководителей государств, в ходе которых обсуждались военные, политические и экономические вопросы. За этот период общий объем советско-американской торговли увеличился в 8 раз при росте товарооборота в целом между Востоком и Западом в 5 раз. Не имея возможности немедленно компенсировать импорт равным объ-. емом экспортных поставок, СССР прибег к долгосрочным кредитам и крупномасштабным соглашениям о сотрудничестве с западными фирмами. Советские руководители отдавали предпочтение ввозу последних образцов техники, поручая иностранным фирмам строительство целых заводов. Для американской администрации развитие такого обмена должно было иметь политически выгодные последствия: реальное включение Советского Союза в мировую экономику содействовало бы упрочению существующего мирового порядка; экономическая разрядка могла иметь своим продолжением и политическую либерализацию в СССР. Тем не менее Советскому Союзу не удалось получить статуса наиболее благоприятствуемой нации.

По инициативе сенатора Джексона американский конгресс связал предоставление этого статуса с обязательством советского правительства снять ограничения на эмиграцию советских граждан еврейской национальности. Советское руководство сочло требование неприемлемым. Однако этот инцидент"имел лишь символическое значение для экономики, поскольку таможенные препятствия не играли важной роли для страны, где цены на экспортную продукцию назначались независимо от ее себестоимости. В то же время ввоз современной техники в Советский Союз сильно тормозили запреты на поставку стратегического оружия в страны социалистического лагеря. Советско-американский торговый обмен развивался главным образом за счет массовых закупок Советским Союзом зерна. Несмотря на многочисленные плюсы от развития обмена между Востоком и Западом, в СССР зазвучали голоса против политики разрядки. Оппозиционное новому курсу течение заявило о себе уже в 1974 г.

В свою очередь, к концу 70-х гг. стало ухудшаться и отношение Запада к сотрудничеству с Востоком. Ярким проявлением этого процесса стал отказ американского Сената ратифицировать договор о дальнейшем ограничении гонки вооружений (ОСВ-2) (подписанный в Вене в июне 1979 г.), а также "двойное решение" НАТО о размещении в Западной Европе американских ракет средней дальности, ввод советских войск в Афганистан. В начале 80-х гг. практически прекратились конструктивные контакты с западными странами. США даже ввели в 1980 г. как санкции против советских действий в Афганистане эмбарго на поставки зерна в СССР. В средствах массовой пропаганды социалистических и капиталистических стран возобладали термины периода "холодной войны". Нагнетание международной обстановки происходило всю первую половину 80-х гг., вплоть до прихода к власти М. С. Горбачева.

Чем ближе было окончание войны и становился очевидным неизбежный крах гитлеровского государства, тем большее значение приобретали политические и экономические взаимоотношения Советского Союза со странами Центральной и Юго-Восточной Европы. СССР последовательно выступал защитником национального суверенитета и независимости молодых демократических государств, твердо отстаивал принцип невмешательства в их внутренние дела. Следуя ленинским заветам, Советское правительство неизменно стремилось защитить право народов самим решать свою судьбу, выбирать друзей и союзников, тем самым утверждая практику международных отношений нового типа.

Уже в ходе войны отношения Советского государства с союзными странами: Польшей, Чехословакией и Югославией - получили значительное развитие. Большое значение в этом сыграли заключенные договоры о дружбе, взаимопомощи и послевоенном сотрудничестве.

Советское правительство, желая всячески укреплять и расширять советско-польскую дружбу и идя навстречу демократическим силам Польши, приняло предложение Временного польского правительства и заключило с ним 21 апреля 1945 г. Договор о дружбе, взаимной помощи и послевоенном сотрудничестве. С советской стороны договор подписал Председатель Совета Народных Комиссаров СССР И. В. Сталин, от имени правительства Польши - премьер-министр и министр иностранных дел Э. Осубка-Моравский.

В договоре выражалось желание «закрепить коренной перелом в истории советско-польских отношений в сторону дружественного, союзного сотрудничества, сложившегося между СССР и Польшей в ходе совместной борьбы против германского империализма» {911} . Согласно договору стороны обязались продолжать вооруженную борьбу против Германии до окончательной победы, а в послевоенное время укреплять дружественное сотрудничество между обеими странами на основе взаимного уважения их независимости, суверенитета и невмешательства во внутренние дела, развивать экономические и культурные связи и помогать друг другу в восстановлении хозяйства. Общественность обеих стран встретила советско-польский договор с глубоким удовлетворением. На митинге в Варшаве, посвященном подписанию договора, была принята резолюция, в которой говорилось: «Польский народ отдает себе отчет в том, что от дружбы с Советским Союзом зависят независимость, экономический и культурный расцвет Польши» {912} . Этот договор стал залогом свободы и независимости Польши, ее дальнейшего развития по социалистическому пути {913} . Договор явился значительным вкладом в укрепление европейской безопасности и международных позиций Временного польского правительства. Заключение договора во многом способствовало тому, что и западные державы изменили свое отношение к этому правительству и пошли наконец на выполнение Крымских соглашений о создании Польского правительства национального единства.

Постепенно складывалось и экономическое сотрудничество СССР с народной Польшей. Еще в октябре 1944 г. было подписано советско-польское экономическое соглашение. На его основе СССР поставлял Польше каменный уголь, нефтепродукты, муку, хлопок. Правительство СССР приняло решение об оказании материально-технической помощи для восстановления основных районов Варшавы. Советский Союз оказывал народной Польше помощь в обеспечении ее продовольствием, промышленными товарами, сырьем, а также в восстановлении народного хозяйства. В июле 1945 г. были заключены торговый договор и соглашение о взаимных поставках товаров между СССР и Польшей. В договоре предусматривалось применение обеими сторонами принципа наибольшего благоприятствования во всех вопросах экономических взаимоотношений {914} .

Отношения между СССР и Чехословакией продолжали развиваться на основе договора от 12 декабря 1943 г. Народы Чехословакии видели в Стране Советов своего искреннего друга, который оказал им помощь в освобождении от оккупантов. Перспективы дальнейшего развития дружественных отношений между Чехословакией и Советским Союзом рассматривались правительствами этих стран во второй половине марта 1945 г. во время переговоров в Москве. Были обсуждены вопросы, связанные с освобождением Чехословакии от гитлеровских захватчиков, установлением на ее территории власти чехословацкого правительства, оказанием помощи в деле укрепления и расширения чехословацкой армии, а также помощи населению {915} .

31 марта в Москве были заключены соглашения, по которым СССР оказывал Чехословакии безвозмездно значительную военно-материальную помощь {916} . Тем самым укреплялось боевое содружество армий и народов СССР и Чехословакии. Правительство Национального фронта чехов и словаков заявило, что «с самого начала будет осуществлять на практике сотрудничество с Советским Союзом во всех направлениях - в военном, политическом, экономическом, культурном...» {917} . СССР оказал Чехословакии помощь в возрождении экономики страны. Он передал Чехословакии предприятия, перешедшие в его собственность в качестве военных трофеев, выделил продовольствие, промышленные товары и сырье {918} . Все это способствовало укреплению братских взаимоотношений между народами обеих стран. Отмечая интернациональный подвиг советских людей во имя освобождения чехословацкого народа, Готвальд 9 мая 1945 г. на митинге в Братиславе заявил, что «и в будущем мы останемся верными этому братскому союзу...» {919} .

Союз и дружба между СССР, Польшей и Чехословакией, закалившиеся в годы войны, оказали благоприятное воздействие на развитие отношений между этими государствами в послевоенное время.

Успешно развивались отношения дружбы и сотрудничества между СССР и Югославией. Советский Союз поставлял югославской армии на завершающем этапе войны в Европе значительное количество вооружения, боеприпасов, снаряжения, обмундирования, медицинского имущества и материалов. Он оказывал дипломатическую поддержку новой, народной власти Югославии, помог ей защитить свой суверенитет и отразить попытки западных держав вмешиваться в ее внутренние дела.

5 апреля в Москву прибыла югославская правительственная делегация, чтобы обсудить шаги по пути развития дружественных отношений между Югославией и СССР. Выступая на аэродроме, И. Броз Тито заявил: «Чувствую большую радость, что могу сегодня здесь, в великой столице Великого Советского Союза, передать горячее приветствие и глубокую благодарность Советскому Союзу за ту огромную моральную и материальную помощь, которую он дал и дает народам Югославии в их тяжелой борьбе против германского оккупанта и его квислингов» {920} . 11 апреля был подписан договор о дружбе, взаимной помощи и послевоенном сотрудничестве между СССР и Югославией. Его заключение явилось важнейшим событием в упрочении братских отношений между обеими странами и укрепило положение Югославии как одной из союзных держав антигитлеровской коалиции. Наряду с политическими статьями в договоре содержались положения о развитии и углублении экономических и культурных связей. 13 апреля было подписано советско-югославское соглашение о взаимных поставках товаров на 1945 год.

Большое внимание Советское правительство уделяло развитию дружественных отношений с Болгарией, Румынией и Венгрией. Важную роль в обеспечении благоприятных внешних условий для укрепления народной власти и социальных преобразований в этих странах сыграли заключенные с ними соглашения о перемирии, имевшие справедливый и демократический характер. Выполнение условий соглашений осуществлялось под контролем союзных контрольных комиссий, работа которых проходила под общим руководством советского главнокомандования, действовавшего от имени союзных держав. В то же время СССР оказывал всестороннюю помощь народам Болгарии, Румынии и Венгрии в восстановлении народного хозяйства и укреплении международных позиций.

Неуклонно крепли советско-болгарские отношения. Участие болгарской Народной армии в боевом содружестве с Советской Армией, Народно-освободительной армией Югославии и другими армиями антигитлеровской коалиции в войне против фашистской Германии давало возможность занять народу Болгарии достойное место среди свободолюбивых народов. СССР последовательно отстаивал независимость и безопасность новой Болгарии на международной арене, предоставлял ей экономическую помощь. 14 марта 1945 г. было заключено соглашение о взаимных поставках товаров, а 16 марта подписано советско-болгарское соглашение о передаче Болгарии безвозмездно вооружения и военного имущества {921} . Всесторонняя советская помощь народной Болгарии укрепляла и развивала дружбу между советским и болгарским народами.

После выхода из войны Румынии в стране в первое время не было еще правительства, которое хотело бы и могло обеспечить выполнение требований своего народа по искоренению фашизма и установлению сотрудничества с СССР. В результате многомесячной революционной борьбы трудящихся, руководимых коммунистической партией, в Румынии были преодолены все попытки реакционных сил, опиравшихся на поддержку США и Англии, укрепиться у власти. Созданное 6 марта коалиционное правительство демократических партий во главе с П. Гроза с первых шагов начало проводить в своей внешней политике курс на установление дружественных отношений с Советским Союзом. Со своей стороны правительство СССР оказало материальную помощь Румынии, экономическое положение которой вследствие войны, саботажа эксплуататорских классов, а также сильной засухи было крайне тяжелым. Совместными усилиями румынских нефтяников и советских воинов к апрелю было восстановлено 1217 из 1450 нефтяных скважин, что позволило значительно увеличить добычу нефти. Советский Союз предоставил Румынии заимообразно 300 тыс. тонн зерна {922} . 5 мая в Москве было подписано советско-румынское торговое соглашение и соглашение об экономическом сотрудничестве и взаимных поставках товаров. Кроме того, Советский Союз передал Румынии большую часть германского имущества, подлежащего вывозу в СССР в счет репараций.

После заключения перемирия с Венгрией происходило упрочение отношений Советского Союза и с этой страной. 4 апреля Советская Армия завершила освобождение Венгрии. 17 марта министр иностранных дел Временного национального правительства страны Я. Дьёндьёши и политический советник Союзной контрольной комиссии в Венгрии Г. М. Пушкин обменялись письмами, на основании которых Советское правительство, удовлетворяя просьбу венгерского правительства, оказало помощь продовольствием Будапешту и другим промышленным центрам {923} .

Советские воины восстановили в Венгрии значительное количество железнодорожных путей и мостов, разрушенных гитлеровцами, ввели в строй часть подвижного железнодорожного состава. В июле венгерским властям в Будапеште было передано 300 заводов, введенных в строй воинами Советской Армии, а 27 августа заключены советско-венгерский договор об экономическом сотрудничестве, а также торговое соглашение о взаимных поставках товаров {924} .

Крепла дружба между советским и албанским народами. Народ Албании понимал, что изгнание оккупантов из страны было бы невозможно без победы Советской Армии над гитлеровской Германией. В решении Антифашистского национально-освободительного совета Албании отмечалось: «Красную Армию мы считаем главной силой, которая разгромила заклятого врага человечества... За это мы признательны Советскому Союзу, и наш народ никогда не забудет большую помощь и героическую борьбу Красной Армии, которая спасла нас от катастрофы» {925} . Сразу же после окончания войны СССР направил в Албанию суда с зерном и продуктами, помог ее народу ликвидировать угрозу голода в неурожайный год. 18 июня в Москву прибыла правительственная делегация Албании. Во время переговоров были решены вопросы экономической и финансовой помощи албанскому народу.

Дружественные отношения СССР с народами стран Центральной и Юго-Восточной Европы, вступившими на путь глубоких революционных преобразований, имели большое значение: они способствовали становлению и укреплению в них демократического строя, давали им возможность успешно бороться с внутренней и внешней реакцией. Уже в конце войны у СССР складывались такие отношения нового типа с Польшей, Чехословакией, Югославией, Албанией, Болгарией, Венгрией и Румынией, которые способствовали формированию основ будущего содружества социалистических стран Европы. Этот процесс оказал существенное воздействие на развитие событий во всех государствах Центральной и Юго-Восточной Европы, на обстановку в Европе и во всем мире в пользу сил демократии и социализма.