Государство

Олдингтон направление. Биография ричарда олдингтона

Пока Ричард учился в лондонском университете, он успел познакомиться с Эзрой Паунд, а также Х. Д. (Хильдой Дулитл), на которой он женился в 1913 году. Он был одним из ведущих имажистов (имажинистов) и помог внести коррективы в “Эгосит” – главное периодическое издание имажистов (имажинистов).

Ранние стихотворения Ричарда Олдингтона, которые отличались внеочередной словесной точностью, были опубликованы под названием “Картинки” в 1915 году. Последующими работами, которые появились в 1919 году, были “Образ Войны” и “Образ Желания”, последний из двух названных символизировал отход автора от чистого имажизма.

Первый роман Олдингтона, “Смерть Героя” (1929), был горьким обвинением в сторону Войны. Затем последовал роман “Дочь Полковника” (1931), с такими же намерениями, как и в ранней работе, сатирически укусить. Олдингтом чувствовал себя безупречно, когда находился в гневном состоянии художественного и интеллектуального мятежа. Эксперименты с мягкой сатирой оказалась менее эффективными.

После Второй Мировой Войны он опубликовал мало поэзии. Его наиболее важная работа была в биографии – “Веллингтон” (1946); “Портрет гения, но…” (1950), “Исследование Д. Лоуренса”; “Лоуренс Аравийский” (1955), резкая портретная критика T.E. Лоуренса; и “Портрет белого южанина: Жизнь и работа Роберта Луиса Стивенсона” (1957).

Оценка по биографии

Ричард Олдингтон, при рождении Эдвард Годфри Олдингтон, появился на свет 8 июля 1892-го в Портсмуте (Portsmouth), и был сыном адвоката. Он учился в Дуврском колледже и год пробыл студентом Лондонского Университета. Олдингтон не смог продолжить обучение из-за финансовых проблем в семье. В 1911-м он познакомился с поэтессой Хильдой Дулитл (Hilda Doolittle), бисексуалкой и основательницей имажизма, и через два года они сыграли свадьбу.

Олдингтон стал частью группы имажистов, и его поэтические формы заполнили собранную Эзрой Паундом (Ezra Pound) антологию "Des Imagistes" 1914-го. В этот период поэзия Ричарда являла собой незарифмованный вольный стих, но позже обросла кадансами, длинными и чувственными. Олдингтон разделял убежденность Томаса Э. Хьюма (Thomas E. Hulme) в том, что эксперименты с традиционными японскими стихотворными формами способны проторить дорогу авангардной литературе в Англии, и поэтому часто ездил в Британский музей, чтобы изучать гравюры в технике nishiki-е.

В 1915-м Ричард и его жена переехали в Лондон, где их отношения начали давать трещину из-за легких увлечений на стороне и их мертворожденного ребенка. В 1914-1916 гг. Олдингтон был литературным редактором журнала "The Egoist" и там же вел свою колонку. В 1916-м он примкнул к армии, где был распределен в пехотный полк. В 1917-м Олдингтон получил ранение на Западном фронте. Скорее всего, он так до конца жизни и не оправился от ужасов войны, и его мучило посттравматическое стрессовое расстройство.

В 1919-м Олдингтон и Дулитл попытались спасти свой брак, после того как родилась ее дочь от Сесила Грея, друга писателя Д. Г. Лоуренса. Дулитл жила с Греем, пока Олдингтон воевал, а затем была по уши втянута в лесбийские отношения с богатой писательницей Брайхер. В конце концов, супруги решили расстаться друзьями и оставались таковыми до конца своих дней. Развод был оформлен только в 1938-м.

Олдингтон пожелал "самоизгнать" себя из Англии в 1928-м. Он много лет прожил в Париже, где сначала его спутницей была Бриджит Патмор. Писатель также был пленен красотой и очарованием Нэнси Кунард, которая была музой самых выдающихся писателей и художников 20-го века. После развода в 1938-м он женился на Нэтте Макклоу, некогда невестке Патмор.


Наибольшую известность Олдингтон получил за его стихотворения периода Первой мировой войны и за произведение "Смерть героя" ("Death of a Hero") 1929-го, ныне признанное одним из самых известных антивоенных романов. В 1930-м он опубликовал вульгарный перевод "Декамерона" ("The Decameron"). В 1942-м Ричард и Нэтта перебрались в США (USA), где он начал писать биографии.

Его биография Томаса Эдварда Лоуренса наделала много шума из-за спорных утверждений автора. Олдингтон первым публично сообщил, что Лоуренс был незаконнорожденным. Писатель также утверждал, что Лоуренс был гомосексуалистом. Запятнание иконы английского истеблишмента было воспринято Англией враждебно, и Олдингтон принял решение не возвращаться на родину.

Ричард умер во Франции, в Сюри-ан-Во, департамент Шер, (Sury-en-Vaux, Cher), 27 июля 1962-го, вскоре после своего визита в Москву, где был хорошо встречен своими советскими поклонниками. В некрологе в газете "Times" Олдингтон был назван представителем сердитого молодого поколения, который, после того как вошел в моду, так и остался сердитым стариком.

(1962-07-27 ) (70 лет) Гражданство:

Великобритания

Род деятельности:

поэт, прозаик

Направление:

Первая мировая война и послевоенные годы

Олдингтон и Хильда Дулитл с 1915 года жили отдельно друг от друга. В 1919 году Олдингтон и Хильда попытались спасти свой брак. К этому времени Хильда родила дочь от Сесила Грея, друга писателя Дэвида Герберта Лоуренса . Хильда Дулитл жила с Греем, пока Олдингтон был на фронте. Спасти брак им не удалось, и формально они рассталась, хотя развод оформили лишь в 1938 году . Они сохранили дружеские отношения до конца жизни.

Двадцатые и тридцатые годы

В двадцатые годы Олдингтон, до того известный в основном как поэт, стал уделять все большее внимание прозе. Его роман «Смерть героя» (англ.) русск. (англ. Death of a Hero ; ), частично автобиографический, входит ныне в число самых известных антивоенных романов, наряду с романами Ремарка и Хемингуэя . Книга повестей «Кроткие ответы» () продолжила эту линию в творчестве писателя. Следующий роман писателя, «Все люди - враги» (), также проникнут неприятием милитаризма , хотя и является более светлой и даже жизнеутверждающей книгой, чем «Смерть героя».

Сороковые и пятидесятые годы

В середине 1940-х гг. писатель переехал в США , где начал писать биографии. Написанная им в 1946 году биография герцога Веллингтона «A Life of Wellington: The Duke» была награждена престижной британской литературной премией имени Джеймса Тайта Блэка (англ. James Tait Black Memorial Prize ). Он также опубликовал книги о писателях Р. Л. Стивенсоне и Д. Г. Лоуренсе . Вышедшая в 1955 году разоблачительная книга Олдингтона «Lawrence of Arabia: A Biographical Inquiry» о другом Лоуренсе - Лоуренсе Аравийском , иконе английского истеблишмента - была принята в Англии враждебно, и писатель решил не возвращаться на родину.

Ближе к концу жизни он переселился из США в Европу, жил во Франции . Незадолго до смерти Олдингтон приезжал в СССР , где был горячо встречен почитателями его таланта.

Наследие

Современники называли Олдингтона самым «английским» писателем своего века . Его имя выгравировано в Вестминстерском аббатстве на камне с именами шестнадцати «поэтов великой войны» . Его ранние имажистские и военные стихи входят в золотой фонд английской поэзии, однако его антивоенные романы до сих пор замалчиваются официальным английским литературоведением.

Библиография

  • 1915 Образы (1910-1915) / Images (1910-1915)
  • 1919 Образы желания / Images of Desire
  • 1915 Образы войны / Images of War
  • 1919 Война и любовь: Стихи 1915-1918 / War and Love: Poems 1915-1918
  • 1923 Ссылка и другие стихотворения / Exile and Other Poems
  • 1929 Смерть героя / Death of a Hero
  • 1931 Дочь полковника / The Colonel’s Daughter
  • 1932 Кроткие ответы (пять повестей) / Soft Answers
  • 1933 Все люди - враги / All Men Are Enemies
  • 1934 Женщины должны работать / Women Must Work
  • 1938 Семеро против Ривза. Сатирический роман / Seven Against Reeves: A Comedy-Farce
  • 1939 Отверженный гость / Rejected Guest
  • 1946 Герцог (жизнь Веллингтона) / A Life of Wellington: The Duke
  • 1950 Восхищенный (жизнь Д. Г. Лоуренса) / An Appreciation: D. H. Lawrence 1885-1930
  • 1954 Самозванец Лоуренс: Человек и легенда / Lawrence L’Imposteur: T.E. Lawrence, The Legend and the Man
  • 1957 Портрет бунтаря: Жизнь и труды Роберта Льюиса Стивенсона / Portrait of a Rebel: The Life and Work of Robert Louis Stevenson (русский перевод: Олдингтон Р. Стивенсон: Портрет бунтаря / Пер. с англ. и примеч. Г.А.Островской. Науч. ред. и авт. послесл. Д.Урнов.. - М. «Молодая гвардия», 1973. - 288 с. - (ЖЗЛ ; Вып. 527). - 150 000 экз . )

Примечания

Ссылки

  • Стихи Олдингтона из «Антологии имажизма» (пер. Анатолия Кудрявицкого)

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • Писатели по алфавиту
  • Родившиеся 8 июля
  • Родившиеся в 1892 году
  • Умершие 27 июля
  • Умершие в 1962 году
  • Поэты Великобритании
  • Английские поэты
  • Писатели Великобритании
  • Писатели на английском языке
  • Имажизм

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Олдингтон, Ричард" в других словарях:

    - (Aldington) Олдингтон (Aldington) Ричард (1892 1962) Английский писатель, поэт. Среди произведений биографические романы о герцоге А. Веллингтоне, О. де Бальзаке, Р.Л. Стивенсоне, Д.Г. Лоренсе, сборники стихов Образы древние и новые (1915),… … Сводная энциклопедия афоризмов

    - (Aldington) (1892 1962), английский писатель. Стихи (сборник «Образы войны», 1919, и др.; поэма «Хрустальный мир», 1937). Пафос стоического пессимизма в романе «Смерть героя» (1929) и «Все люди враги» (1933) о судьбах «потерянного поколения».… … Энциклопедический словарь

    Олдингтон (Aldington) Ричард (8.7.1892, Хэмпшир, Великобритания, ≈ 27.7.1962, Сюри ан Во, Шер, Франция), английский писатель. Литературную деятельность начал как поэт. С 1913 редактировал имажистский (см. Имажизм) журнал «Эгоист» («Egoist»), 1 я… … Большая советская энциклопедия

    Олдингтон, Ричард - ОЛДИНГТОН (Aldington) Ричард (1892 1962), английский писатель. Сборники стихов “Образы древние и новые” (1915), “Образы войны” (1919). В романах “Смерть героя” (1929) и “Все люди враги” (1933) судьба пережившего безумие 1 й мировой войны… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    - (Aldington, Richard) (1892 1962), английский писатель, работавший в разных жанрах. Родился в 1892 в Портсмуте (графство Гэмпшир), учился в Дуврском колледже и Лондонском университете. Приобрел известность как член кружка поэтов имажистов,… … Энциклопедия Кольера

    Ричард Олдингтон (англ. Richard Aldington;настоящее имя Эдвард Годфри Олдингтон; 8 июля 1892 27 июля 1962) английский поэт, прозаик, критик. Биография Олдингтон родился в Портсмуте и обучался в Дуврском Колледже и в Лондонском Университете.… … Википедия

    ОЛДИНГТОН Ричард - ОЛДИНГТОН (Aldington) Ричард (1892—1962), английский писатель. Ром. «Смерть героя» (1929, п. 1932), «Дочь полковника» (1931, п. 1935), «Все люди — враги» (1933, п. 1937), «Истинный рай» (1937, п. 1938) и др. Сб. рассказов «Дороги к… … Литературный энциклопедический словарь

    Олдингтон, Ричард Ричард Олдингтон (англ. Richard Aldington;настоящее имя Эдвард Годфри Олдингтон; 8 июля 1892 27 июля 1962) английский поэт, прозаик, критик. Содержание 1 Биография 1.1 Поэт имажист … Википедия

Великобритания

Олдингтон (Aldington) Ричард (8.7.1892, Хэмпшир, Великобритания, - 27.7.1962, Сюри-ан-Во, Шер, Франция), английский писатель.

Ричард Олдингтон родился 8 июля 1892 года в Портсмуте (графство Хэмпшир, Великобритания). Учился в Дуврском колледже и в Лондонском университете, однако из-за недостатка средств высшее образование ему получить не удалось. Литературную деятельность он начинал как поэт, известность получил как член кружка имажистов. С 1913 года Олдингтон редактировал имажистский журнал "Эгоист". В годы Первой Мировой войны он добровольцем участвовал в боях на Западном фронте, военные впечатления легли в основу поэтического сборника "Образы войны" (1919). Классическим произведением литературы "потерянного поколения" стал роман Ричарда Олдингтона "Смерть героя" (1929) - первый и самый известный его роман. В "Смерти Героя" рассказывается о жизни и смерти Джозефа Уинтерборна, представителя британской интеллектуальной молодежи времен первой мировой войны. Описание жизненного опыта Уинтерборна, его отношений с родителями, женой и любовницей, которые так или иначе приводят молодого художника к гибели на фронте, становятся для автора способом исследования судьбы целого поколения. Роман, наряду с "Прощай, Оружие" Хемингуэя и "На западном фронте без перемен" Ремарка составил знаменитый триумвират литературы "потерянного поколения".Он был переведен на многие языки и принес писателю заслуженное признание, как и последовавшие "Дочь полковника" (1932), "Сущий рай" (1937), "Семеро против Ривза" (1938). Сборник рассказов "Дороги к славе" (1930) и роман "Все люди - враги" (1933) отличает страстное осуждение и сатирическое развенчивание лицемерного общества. Один из самых эрудированных писателей своего времени, Ричард Олдингтон также занимался переводческой деятельностью, публиковал литературно-критические работы (статьи, воспоминания, эссе), был автором ярких жизнеописаний ряда писателей и политических деятелей. За биографию герцога Веллингтона (1946) он был награжден премией памяти Джеймса Тейта Блейка. Большой успех завоевали книга о Д.Г.Лоренсе и биография английского "чудака" "Удивительная жизнь Чарлза Уотертона" (1949). Из-за травли буржуазной печати писатель покинул родину и многие годы жил за ее пределами, в 1939 году он эмигрировал в США, с 1946 года жил во Франции, где в деревушке Сюри-ан-Во на юге страны умер 27 июня 1962 года.

1-я мировая война 1914-18, в которой Ричард Олдингтон участвовал добровольцем, определила характер его послевоенного творчества, в частности содержание и пафос романа "Смерть героя" (1929, рус. пер. 1932) - классическое произведение литературы "потерянного поколения". Страстное осуждение, сатирическое развенчание лицемерного общества Ричард Олдингтон продолжил в сборнике рассказов "Дороги к славе" (1930) и в романе "Все люди - враги" (1933, рус. пер. 1937). Выход из трагического положения, в котором оказался мир после войны, Ричард Олдингтон видит в личном счастье и любви героев. Другие наиболее известные романы Ричард Олдингтон - "Дочь полковника" (1931, рус. пер. 1935), "Сущий рай" (1937, рус. пер. 1938), "Семеро против Ривза" (1938, рус. пер. 1968). В 1939 Ричард Олдингтон эмигрировал в США, с 1946 жил во Франции. Занимался главным образом переводами и др. литературной работой. Автор биографий ряда писателей и политических деятелей, литературно-критических работ (статьи, воспоминания, эссе), в которых отстаивает ценность произведений классиков, даёт оценку сложному искусству писателей-модернистов.

Принадлежит к поколению писателей, чье творчество развивалось подвлиянием войны. Его имя стоит в одном ряду с именами Хемингуэя, Ремарка,Барбюса. Творчество Олдингтона связано с литературой так называемого«потерянного поколения», иллюзии и надежды которого были убиты войной.Романы Олдингтона прозвучали смелым обвинительным актом против войны, этобыли книги суровой жизненной правды, рассказывавшие о трагедии миллионов.

Несмотря на свойственный им пессимизм писатели «потерянного поколения» никогда не впадали в нигилизм: они любят людей, сочувствуют им. Олдингтон в предисловии к «Смерти героя» писал: «Я верю в людей, я верю в какую-то основную порядочность и чувство товарищества, без которого общество не может существовать».

Как и многие из его современников, Олдингтон испытал известное влияние «психологической школы». Это проявилось в повышенном внимании писателя к психологическим нюансам, в стремлении воспроизвести прихотливое движение потока сознания. Но Олдингтон решительно осуждал формалистическое экспериментаторство, назвал роман Джойса «Улисс» «чудовищной клеветой на человечество».

Испытав воздействие модернизма, послевоенное творчество Олдингтона развивалось в русле английского критического реализма.

В 1929 году был опубликован роман «Смерть героя». К теме первой мировой войны обращались многие романисты, драматурги и поэты Англии: Б.Шоу в пьесе «Дом, где разбиваются сердца», Шон О(Кейси в «Серебряном кубке», Томас Гарди в своих стихах, «окопные поэты» Уилфрид Оуэн и Зигфрид Сэссун и др.

«Смерть героя» - роман больших обобщений, история целого поколения. Сам Олдингтон писал: «Эта книга является надгробным плачем, памятником, быть может, неискусным, поколению, которое горячо надеялось, боролось честно и страдало глубоко».

Почему разразилась война, кто несет за это ответ? Эти вопросы встают на страницах романа. «Весь мир повинен в пролитой крови», - делает заключение автор.

Герой романа - молодой человек Джордж Уинтербуорн, в 16 лет прочитавший всех поэтов, начиная с Чосера, индивидуалист и эстет, который видит вокруг себя лицемерие «семейной морали», кричащие социальные контрасты, декадентское искусство.

родители, ни жена, ни подруга не смогли постичь меру его отчаяния, понять его поэтическую душу или хотя бы не травмировать ее расчетом и деловитостью. Война надломила его, пропало желание жить, и в одной из атак, он подставляет себя под пулю. Мотивы «странной» и совсем негероической смерти Джорджа малопонятны для окружающих: о его личной трагедии мало кто догадывался. Его смерть была скорее самоубийством, добровольным выходом из ада жестокости и бессовестности, честным выбором бескомпромиссного таланта, не вписавшегося в войну.

Олдингтон стремится как можно глубже анализировать психологическое состояние героя в основные моменты его жизни, чтобы показать, как он расстается с иллюзиями и надеждами. Семья и школа, основанные на лжи, пытались сформировать Уинтербуорна в духе воинственного певца империализма

Киплинга, но у них ничего не получилось. Герой Олдингтона упорно сопротивляется среде, хотя его протест пассивен. Олдингтон изображает сатирически викторианскую Англию: «Чудная, старая Англия! Да поразит тебя сифилис, старая сука! Ты из нас сделала мясо для червей».

Лондонский период жизни героя Олдингтона, когда он занимается журналистикой и живописью, позволяет автору показать картины глубокого кризиса, упадка и разложения культуры накануне мировой войны. Обвинительный тон романа приближается к памфлетному: журналистика – «унизительнейший вид унизительнейшего порока – умственная проституция». Достается в романе и известным метрам авангарда: Лоуренсу, Мэдоксу, Элиоту, которых нетрудно узнать за шифрами фамилий Бобб, Шобб, Тобб.

Выход из заколдованного круга одиночества герои «потерянного поколения» находили в любви, в мире чувств. Но любовь Уинтербуорна к Элизабет, его чувство к Фанни отравлены ядом цинизма и аморальности, которые захватили сверстников героя. Важнейшим этапом формирования личности героя стала война, совместная жизнь в окопах с простыми солдатами, чувство товарищества были откровением для него, это было его великим открытием человека. Но здесь принципиальная разница между романами Барбюса и Олдингтона. У Барбюса, согласно его мировоззрению, мы наблюдаем процесс революционизирования сознания солдат, которые приходят к пониманию необходимости борьбы за свои права. У Олдингтона, в силу его индивидуализма, в солдатах наблюдается пассивность, готовность слепо повиноваться приказу. Для Барбюса солдатская масса не индивидуализируется, у него там нет интеллигентов. Героем Олдингтона именно ста интеллигент, служивший рядовым - художник Уинтербуорн. Писатель изображает сложный внутренний мир далекого от народа человека, связанного с миром искусства. Его самоубийство - признание своей неспособности изменить мир, признание слабости и безысходности.

Роман Олдингтона уникален по форме: «Эта книга – не создание романиста-профессионала. Она, видимо, вовсе и не роман. В романе, насколько я понимаю, некоторые условности формы и метода давно уже стали незыблемым законом и вызывают прямо-таки суеверное почтение. Здесь я ими совершенно пренебрег… я написал, очевидно, джазовый роман».

Как видим, книги о войне расходились с традиционным жанром романа, любовная проблематика была потеснена военной, что существенно влияло на поэтику. Вероятно, джазовые импровизации и тягучие мелодии больше отвечали тому безнадежному отчаянию, с которым мужчины и женщины «потерянного поколения» ловили убегающие мгновения юности, не насыщавшие их и не приносящие удовлетворения.

Итак, роман Олдингтона – это «надгробный плач». Отчаяние захлестывает автора так сильно, что ни сострадание, ни сочувствие, ни даже любовь, столь спасительные для героев Ремарка и Хемингуэя, не могут помочь. Даже в ряду других книг «потерянного поколения», бескомпромиссных и резких, роман Олдингтона по силе отрицания пресловутых викторианских ценностей не имеет себе равных. Эстафету Олдингтона в развенчании «добродетелей» Англии возьмет в 50-е годы один из самых «сердитых» англичан – Джон Осборн.

Многие читали роман Ричарда Олдингтона "Смерть героя" (1929) - или хотя бы слышали о нем. Тот же, кто не знаком с этим произведением, без труда найдет в библиотеке или в рунете перевод 1961 года Норы Галь, благо издавался он в бывшем СССР десятки раз. Причина известности понятна: вместе с книгами Ремарка и "военными" романами двадцатых годов Хемингуэя он образует своеобразный "триптих", посвященный Первой мировой войне. Однако читатели едва ли догадываются о том, что достоверная история, рассказанная в "Смерти героя", лежит в основе сюжета еще одной книги совсем другого автора.

О том, что роман Олдингтона имеет автобиографическую подкладку, специалисты, конечно, знали. Но не писали. В советское время полагали, что разбираться в биографической подоплеке произведений - все равно что заглядывать в спальню через замочную скважину: неприлично! Литература подлежит серьезному анализу в терминах борьбы направлений, классов, группировок. С этой "глобальной", как сегодня говорят, точки зрения какое нам дело до того, что в "Смерти героя" Олдингтона за действующими лицами стоят определенные прототипы (разумеется, со всеми известными поправками на ироническую дистанцию между героями произведения и его автором)? Что Джордж Уинтерборн - это сам Олдингтон, Элизабет Пастон - Хильда Олдингтон, его первая жена-американка, на которой он женился в 1913 году и с которой развелся в 1938-м, а расстались они гораздо раньше, еще в 1917-м, а Фанни Уэлфорд, подружка Элизабет, - это тоже реальное лицо, некая Дороти Йорк?

Действительно, автобиографическое измерение мало что добавляет к пониманию литературы. Да и сама литература не личными подробностями из жизни писателей жива - правда, на других основаниях, нежели те, что были предписаны ей советскими литведами.

Только здесь особый случай. Оказывается, другую версию истории, изложенной в "Смерти героя" - и об этом учебники литературы, увы, молчат, - написала женщина: та самая, что у Олдингтона выступает под именем Элизабет Пастон, а в литературе ХХ века известна как Хильда Олдингтон, Хильда Дулитл, Хельга или Х.Д. Ее роман "Вели мне жить" (1960) не то что никогда не переводился - не упоминался в российской печати.

Кто же такая Х.Д.? Мы знаем о Хильде Дулитл (1886-1961) по сборнику "Слышу, поет Америка" (1960), где было напечатано несколько ее стихотворений в переводе. Но никогда не связывали с ней литературу потерянного поколения. Да и какая может быть связь между поэтом классических, мифологических тем и парнями, воевавшими на западном фронте в Первую мировую войну?

Оказывается, самая прямая! Дело в том, что Х.Д. описывает то же время, те же события, что и Олдингтон в романе "Смерть героя". И делает это как женщина-поэт: не срезая острые углы, не копаясь в мелких чувствах и обидах. Собственно, о таком грезили феминистки нескольких поколений как об идеале: заполучить историю, рассказанную с обеих - мужской и женской - точек зрения.

Это тем интереснее, что события, даты, повороты сюжета очень похожи. И притом представлены, истолкованы, поданы совершенно по-своему, хотя одинаково талантливо. Это сравнимо с тем, как в давние времена устраивали поэтические турниры на лучшее описание, скажем, розы. Только здесь объектом состязания оказывается Первая мировая война и судьба молодого поколения.

Совпадений нет. Все разное - взгляд, оптика, манера письма, оценки, общая тональность разговора… Зато сложенные вместе створки "складня" дают объемное, стереоскопическое изображение. Вот бы опубликовать оба романа под одной обложкой!

И что еще интересно, - в романе Х.Д. действует "звездный" состав прототипов, которые легко угадываются за фигурами персонажей: Ричард Олдингтон, Д.Г. Лоренс, Фрида Лоренс, сама Х.Д. и другие, менее известные нашему читателю имена англоязычной литературы ХХ века.

Жантиева Д.Г. Ричард Олдингтон. – В кн.: Жантиева Д.Г. Английский роман ХХ века. М., 1965
Парчевская Б.М. Ричард Олдингтон: Биобиблиографический указатель. М., 1965
Урнов М.В. Ричард Олдингтон. М., 1968
Олдингтон Р. Собрание сочинений, тт. 1–4. М., 1988–1989

Ричард Олдингтон (настоящее имя - Эдвард Годфри Олдингтон) - знаменитый английский прозаик, поэт, литературный критик - родился 8 июля 1892 г. в Хэмпшире; его отцом был адвокат. Интерес к литературе, главным образом к поэзии, пробудился в Ричарде очень рано. Образование он получал в Дуврском колледже, позднее - в Лондонском университете, однако обладателем ученой степени ему стать не удалось из-за сложностей материального характера.

В 1912 г. Олдингтон примкнул к кружку имажистов – представителей модернистского литературного направления, участвовал во всех выпускаемых ими антологиях, на протяжении 1914-1917 гг. был редактором журнала «Эгоист». Его считают одной из главных фигур имажизма.

Жизнь литератора изменилась с началом Первой мировой войны, в которой Ричард Олдингтон участвовал добровольно: служил на Западном фронте, сначала в качестве рядового, позднее - офицера. События и характер военного времени наложили огромный отпечаток на мироощущение литератора, определили настрой и характер послевоенного творчества. Впечатления той трагической поры были положены в основу стихотворного сборника «Образы войны» и «Образы желаний» (опубликованы в 1919 г.). Первый из них признан одной из лучших книг всей англоязычной поэзии.

До 20-х гг. Олдингтон был известен в качестве поэта, однако с наступлением нового десятилетия акцент постепенно смещается на прозаические произведения. Роман «Смерть героя», в какой-то мере произведение автобиографическое, сразу же после опубликования был признан образцом литературы «потерянного поколения», пронизанной ощущением безнадежности и трагизма. Сегодня его считают одним из известнейших романов антивоенной направленности наряду с произведениями Хемингуэя и Ремарка .

Начало 40-х гг. было ознаменовано в судьбе Олдингтона эмиграцией в США. Перемены произошли и в его литературной деятельности: он стал писать биографии. За жизнеописание герцога Веллингтона (1946) ему была присуждена престижная английская литературная премия.

В этот период Олдингтон пишет также работы литературно-критического характера, занимается переводами. Его последнее крупное произведение (опубликовано в 1955 г.) - «Лоуренс Аравийский», разоблачающее Томаса Эдуарда Лоуренса, полковника британской разведки, любимца английской публики - вызвало крайне негативную реакцию на родине, и Олдингтон принял решение туда больше не возвращаться. На закате жизни он переехал во Францию, где и скончался 27 июля 1962 г.

Будучи, по признанию современников, «самым английским» писателем XX века, он вместе с тем вспоминается, главным образом, как автор военной поэзии и произведений, относящихся к имажинизму. Официальное английское литературоведение до настоящего времени не включает в поле зрения его выдающиеся антивоенные романы.