Непознанное

Онегин. Характеристика евгения онегина с цитатами

Основным персонажем произведения является Евгений Онегин, представленный автором в образе двадцатишестилетнего молодого богатого петербургского дворянина. Герой описывается в романе в качестве образованного модного франта, хорошо владеющего французским языком и немного латынью, имеющего приличные манеры, ведущего праздный образ жизни, не имея должности, любящего времяпровождение на званых балах и театральных постановках. Характерными чертами Онегина поэт называется безразличность, холодность, язвительность и злословие, выражающиеся в его резком охлажденным уме, презрительном отношении к людям и постоянной скуке везде и всюду. Отличительной особенностью Евгения Онегина является отсутствие способности на глубокое, истинное чувство любви, являясь опытным сердцеедом, покорившим сердце Татьяны Лариной.

Татьяна Ларина

Вторым главным персонажем произведения является Татьяна Ларина, изображенная в романе в образе простой семнадцатилетней девушки, происходящей из небогатой дворянской семьи и живущей в российской глубинке. Девушка хорошо образованна, но при этом плохо изъясняется на русском языке, поскольку с детства воспитывается в общении на французском языке, хотя очень увлекается чтением и созерцанием окружающей природы. Татьяна отличается непримечательной внешностью, хотя и обладает своеобразной особой очаровательностью. По характеру Татьяна описывается в качестве умной, волевой, упрямой женщины, в которой сочетаются молчаливость, отрешенность, мечтательность и большое воображение. Татьяна, познакомившись с Онегиным, испытывает к юноше искреннее и чистое чувство, но оно не находит взаимности в Евгении. Впоследствии Ларина соглашается на брак с князем, жизнь с которым строится у девушки на обоюдном уважении, верности и честности.

Владимир Ленский

Одним из основных героев романа представлен автором Владимир Ленский, описываемый в качестве молодого черноволосого красивого дворянина восемнадцати лет, получившим немецкое образование, являющимся другом и соседом Евгения Онегина. Ленский хорошо воспитан, занимается шахматами, музицированием, пишет стихи. Владимир отличается мечтательностью, сочетающейся с увлечением философией, романтизмом, пылким, восторженным характером, выражающимся в его наивности, доверчивости, простодушии, вере в добро. Ленский обладает способностью на искренние, нежные чувства к женщине и настоящую дружбу. В финале произведения Владимир умирает, будучи сраженный выстрелом Онегина на дуэли из-за невесты Ленского Ольги Лариной, которая спустя время становится женой иного человека.

Ольга Ларина

Ольга Ларина является одной из основных героинь романа, младшей сестрой Татьяны Лариной, прелестной светловолосой девушкой с голубыми глазами, красивыми плечами, изящной грудью и звонким голосом. Ольга обладает веселым, живым, беспечным, шаловливым нравом, отличаясь ветреностью, резвостью, общительностью, простоватой глупостью. Неспособность Ольги на обдуманные поступки и ее увлечением женским кокетством становятся причиной смерти Владимира Ленского, страстно любившего Ольгу Ларину и считающегося ее женихом.

Муж Татьяны

Второстепенным героем произведения представляется муж Татьяны Лариной, изображенный в образе князя, являющимся давним товарищем и дальним родственником Онегина, с которым во времена юности они вместе развлекаются.

Мать Прасковья

Также второстепенными персонажами романа являются члены Ларинского семейства, включающего отца девушек Дмитрия Ларина, мать Прасковью, а также няню Филипьевну. Супруги Ларины проживают счастливую семейную жизнь, поскольку отличаются разумностью, мудростью и добрым отношением друг к другу и окружающим. Филипьевна изображается в качестве добродушной крестьянки, в раннем тринадцатилетнем возрасте вышедшей замуж без любви по воле своих родителей.

Княжна Алина и Зарецкий

В качестве второстепенных героев произведения представлены поэтом княжна Алина, являющаяся двоюродной тетей сестер Лариных, старой, больной женщиной, у которой семья останавливается при приезде в Москву на ярмарку невест, несмотря на недомогание любящей устраивать званые ужины, а также секундант Ленского на дуэли, изображенный в образе его приятеля, господина Зарецкого, имеющего большой опыт в проведении дуэлей, отличающийся здравым смыслом, острым умом, но при этом обладающий злым языком, выражающимся в нехороших сплетнях, расчетливостью, хитростью. В молодости Зарецкий проявляет себя как буян, картежник и повеса, оставшийся на всю жизнь старым холостяком, но при этом имеющий многочисленных незаконнорожденных детей от крепостных крестьянок. По прошествии времени Зарецкий изменяется и на закате своей жизни занимается обучением своих детей и спокойным ведением хозяйства.

Герои произведения Евгений Онегин

Роман «Евгений Онегин» жемчужина произведений А.С.Пушкина. Произведение нравоучительное и образы героев показывают, что такое хорошо и плохо. В творении все внимание уделено не только центральным героям, но и второстепенным. Здесь нет плохих или хороших персонажей, все они неоднозначны и не подвергаются жесткой критики.

Главными героями являются Татьяна Ларина и Евгений Онегин.

Онегин молодой богатый дворянин, живет в Петербурге, он, как и все столичное дворянство проводит свое время на балах, в театре и поиске новых развлечений. В романе ему примерно 26 лет, тщательно следит за своей внешностью, одевается по моде. Несмотря на праздную жизнь, он не чувствует удовлетворения, постоянно грустит. Онегин снискал славу ловеласа, он не глупый молодой человек, у него много талантов, но в обществе его считают лишь милым и умным. Евгений эгоист, он зависим от общественного мнение, он не ценит близких. Его искренность заключается лишь в тоске и безразличии. Из-за страха упасть в глазах общества убивает друга.

Татьяна Ларина дочь провинциального дворянина. Для Пушкина она стала воплощением русского национального характера. Она тихая и спокойная, шумным компаниям предпочитает книги. Наедине с собой она чувствует себя комфортнее. Ей примерно 17 лет, ее красота неброская, одевается просто. Несмотря на скромность, влюбившись в Онегина, делает первый шаг. В итоге получив отказ, она берет себя в руки и начинает жить заново, выходя замуж за достойного, но нелюбимого мужчину. Спустя два года ей хватает сил отказать Онегину, несмотря на ее любовь. Ведь она верна мужу.

Второстепенные персонажи, не менее важны в этом произведении.

Владимир Ленский молодой и богатый дворянин. Лучший друг Онегина и его полная противоположность. Владимир мечтатель, он верит в любовь, доброту и дружбу. С детства он влюблен в Ольгу Ларину, младшую из сестер. Несмотря на большую популярность у девушек, Владимир хочет жениться на Ольге, пишет и посвящает ей стихи. Ленский приревновал младшую Ларину к Онегину, и в результате погиб от руки друга на дуэли.

Ольга Ларина младшая сестра Татьяны, ее противоположность. Она красивая кокетка, ее персонаж не наделен глубиной. Младшая Ларина веселая, ветреная и беззаботная. В результате ее ветрености и шаловливости, на дуэли гибнет Ленский. Ольга недолго оплакивает его и выходит замуж за молодого офицера.

Прасковья Ларина мать Татьяны и Ольги. В юношестве была мечтательной особой. Она любила одного сержанта, но ее выдали замуж за другого. Первое время она не могла с этим смириться, но со временем привыкла к замужней жизни и научилась аккуратно управлять мужем.

Няня Татьяны Филипьевна. Добрая старушка, с младенчества ухаживает за старшей Лариной, поучает ее жизненными историями и всячески оберегает.

Князь N муж Татьяны, его жизнь посвящена службе Родине. Он любит Татьяну и готов на все ради нее.

Зарецкий сосед и друг Ленского и Онегина. Зарецкий не глупый, но жестокий и безразличный. После бурной молодости живет в своем имении, жены нет, но есть незаконные дети от крестьянок. Был секундантом на дуэли у Ленского. Его можно считать самым отрицательным героем, ведь в его силах было остановить дуэль и примирить друзей.

Что такое мечты? Нужно или их претворять в жизнь? Можно сказать, что мечты – это одна из прекрасных и не уничтожаемая частица в нашем существовании. Любой из нас относится к ним по-разному. Например, Вася очень сильно хочет исполнить свою мечту

  • Сравнительная характеристика Печорина и Максима Максимыча в романе Герой нашего времени

    Два офицера, выведенные в романе, показаны для сравнения представителей описываемого социального слоя и профессии. Непохожесть Максима Максимыча на Печорина служит Лермонтову для акцентирования внимания читателя на своеобразии «лишнего человека».

  • Сочинение Гордость - это хорошо или плохо? 5 класс

    Очень часто в жизни мы можем услышать слово «гордость». Что же это такое? Гордость – это яркая эмоция человека, показывающая его отношение к своим успехам и успехам других. При этом, гордость, как я считаю

  • Смысл названия комедии Недоросль Фонвизина сочинение

    До написания Фонвизиным комедии «Недоросль», это слово использовалось для обозначения человека не достригшего совершеннолетия

  • Центральный персонаж «Евгения Онегина», романа в стихах, именем которого произведение и названо, уроженец Петербурга, молодой дворянин, избалованный светскими вечерами и приёмами. Он холост и способен составить достойную партию любой из «элитных» невест. Манеры Евгения не просто хороши, они «вылощены» до блеска. И ему ничего не стоит вскружить голову даже самой избирательной даме.

    Онегин хорош собой, обходителен, образован, одет по последней моде и внимательно следит за внешним видом. Несмотря на то, что герой прожил на свете чуть больше четверти века и постоянно находится в кругу шумных друзей, его существование отравлено депрессивным состоянием. Эта «благородная» хандра связана с неопределённостью, в которой живёт Евгений. Он тяготеет к вольной, ничем необремененной жизни, но среди праздной толпы чувствует себя одиноким. Чему хотел бы посвятить свою жизнь, пушкинский герой ещё не знает. Непостоянство в отношениях, званые вечера, светские беседы, где герою нет равных, ему порядком надоели. Но для того, чтобы посвятить себя упорному труду, Онегин слишком ленив. Возможно, так к молодому барину подкрался «кризис 30-ти лет».

    Находясь на перепутье, он приезжает в глубокую провинцию, чтобы вступить в наследство, оставленное ему умирающим дядюшкой. Евгений останавливается в новом имении. И от неспешного деревенского быта начинает ещё больше хандрить. Чтобы как-то развеяться, он заводит дружбу с соседом, местным романтиком и поэтом Владимиром Ленским, который знакомит его с семьёй Лариных. Ленский сватается к их младшей дочери Ольге. Онегин же сразу отмечает, что её старшая сестра намного интереснее. Татьяна влюбляется в городского гостя буквально с первых минут знакомства. Воспитанная на французских романах, девушка пишет избраннику своего сердца письмо на французском языке, где признаётся ему в любви. Но пылкость девушки Евгений отвергает, так как понимает, что такая партия, как Татьяна Ларина, создана исключительно для отношений в браке. Жениться герой пока не готов.

    Спустя некоторое время, Ленский привозит Онегина на званый вечер в доме Лариных. Справляются именины Татьяны. Евгению становится скучно, он злится на юного друга и ради «юмористической» мести танцует и флиртует с его невестой. Ленский из ревности вызывает городского пижона на дуэль. Шутка обращается трагедией — молодой поэт умирает во время поединка. Онегин покидает деревню и отправляется в длительное путешествие.

    Вернувшись в Петербург через два года, герой встречается на балу с Татьяной, теперь уже замужней дамой. Продолжая любить его, девушка дала согласие на брак с богатым человеком, князем N. Теперь она холодна и неприступна для Онегина. Увидев её другой, Евгений понимает, что влюблён. Он пишет и передаёт Татьяне письма, но не получает ответов. Добившись личной встречи, Онегин пылко признаётся в любви. Но «новая» Татьяна твёрдо ему отказывает, объяснив, что он опоздал, и она никогда не нарушит клятвы верности супругу. Герой остаётся один и слышит, как приближаются шаги князя N.

    Цитаты Онегина

    Мы все учились понемногу
    Чему-нибудь и как-нибудь,
    Так воспитаньем, слава богу,
    У нас немудрено блеснуть...

    Быть можно дельным человеком
    И думать о красе ногтей...

    Кто жил и мыслил, тот не может
    В душе не презирать людей...

    Чем меньше женщину мы любим,
    Тем легче нравимся мы ей
    И тем ее вернее губим
    Средь обольстительных сетей...

    Но жалок тот, кто всё предвидит,
    Чья не кружится голова...

    Лихая мода, наш тиран,
    Недуг новейших россиян...

    И вот общественное мненье!
    Пружина чести, наш кумир!
    И вот на чем вертится мир!...

    Москва… как много в этом звуке
    Для сердца русского слилось!
    Как много в нем отозвалось!...

    Слишком часто разговоры
    Принять мы рады за дела...

    Блажен, кто смолоду был молод,
    Блажен, кто вовремя созрел...

    Запретный плод вам подавай,
    А без того вам рай не рай...

    Любви все возрасты покорны...

    Я думал: вольность и покой
    Замена счастью.
    Боже мой! Как я ошибся…

    План характеристики литературного героя:
    1. Где родился и живёт Онегин, каково его положение в обществе?
    2. Какое образование получил Онегин, было ли такое образование исключением в дворянской среде?
    3. Чем занят Онегин, чем увлекается, какие книги читает?
    4. Как повлияла на Онегина светская жизнь?
    5. Какие четы героя отмечает подружившийся с ним автор романа?
    6. Чем занят Онегин в деревне?
    7. Что узнаёт Татьяна об Онегине в его доме?
    8. Как автор романа оценивает ответ Онегина на письмо Татьяны?
    9. Почему Онегин принял вызов Ленского?
    10. Как чувствует себя после дуэли и путешествия?
    11. Что приносит Онегину встреча с Татьяной в высшем свете?

    Онегин — молодой столичный аристократ 20-х годов XIX в., получивший типичное аристократическое воспитание под руководством гувернеров. Учили его «всему шутя», «чему-нибудь и как-нибудь», но Онегин все же получил тот минимум знаний, какой считался обязательным в дворянской среде: он знал немного классическую литературу, римскую и греческую, поверхностно — историю, имел даже представление о политэкономии Адама Смита. Такое образование, безукоризненный французский язык, изящные манеры, остроумие и искусство поддерживать разговор делают его, на взгляд общества, блестящим представителем светской молодежи своего времени. На светскую жизнь у Онегина ушло около восьми лет. Но он был умен и стоял значительно выше окружавшей его толпы. Неудивительно, что он почувствовал отвращение к своей пустой и праздной жизни. «Резкий, охлажденный ум» и пресыщение удовольствиями света привели к тому, что у Онегина наступило глубокое разочарование жизнью. Томясь скукой, Онегин пробует искать смысла жизни в какой-либо деятельности. Его при влекла литературная работа. Но попытка писать «зевая», от скуки, не могла, конечно, увенчаться успехом. Отомстила за себя и система его воспитания, не приучившая его к труду: «ничего не вышло из пера его».
    Онегин начинает читать. И это занятие не дало результатов: Онегин «читал, читал, а все без толку», и задернул полку книг «траурной тафтой».

    В деревне, куда Онегин уехал из Петербурга для получения наследства, он делает еще одну попытку практической деятельности. Характер Онегина раскрывается дальше в следующем сюжетном плане: дружба с Ленским, знакомство с Татьяной Лариной, дуэль с Ленским, путешествие, любовь к Татьяне и последняя встреча с ней. По мере развития действия романа обнаруживается сложность натуры Онегина. Онегин выступает в романе как яркая, незаурядная личность. Это человек, явно выделяющийся из окружающего общества, как одарённостью натуры, так и душевными запросами.

    «Резкий, охлажденный ум», «мечтам невольная преданность», неудовлетворенность жизнью — вот что создавало «не подражательную странность» Онегина и возвышало его над средой «самолюбивой ничтожности». Вслед за характеристикой Онегина в первой главе Пушкин вспоминает свои мечты о свободе («Придет ли час моей свободы?») и добавляет:

    Онегин был готов со мною
    Увидеть чуждые страны.»

    Эти строки проливают свет еще на одну важную черту душевного облика Онегина — на его вольнолюбие. «Знаком ли вам? И да, и нет … » спрашивает и отвечает Пушкин, словно сомневаясь, что читатель правильно поймет сложный общественный тип Онегина. А герой романа был действительно таким общественным типом, отдельные черты которого Пушкин мог раскрыть только намеками. «Онегинство» было распространенным явлением в России в годы, когда писался роман. Объяснение этого явления нужно искать в общественно-политической обстановке страны. В 20-е годы «дней александровых прекрасное начало» уже минуло, сменившись реакцией. Уделом лучших людей русского общества становились скука, разочарование. Отмечая именно это, Пушкин писал в 1828 г. о князе П. Вяземском: «Как мог он на Руси сохранить свою веселость?» Правда, в кругах наиболее передового русского общества уже назревало политическое движение, которое привело потом к восстанию декабристов. Но это было тайное движение, которое не охватывало всех передовых людей. Большинству русской интеллигенции оставалось или идти на службу, т.е. присоединиться к толпе «хопопьев добровольных», или стать в стороне от правительственного курса политики, оставаясь праздными наблюдателями общественной жизни.

    Онегин избрал второе. Позиция Онегина — позиция праздного человека, но эта позиция была формой протеста против официальной России. Трагедия Онегина заключалась в его «душевной пустоте», Т.е. в том, что у него не было положительной программы, высоких целей, которые наполнили бы его жизнь общественным содержанием. Жизнь его — жизнь «без цели, без трудов». Не становясь на сторону правительства, Онегин не участвует и в борьбе с правительственной реакцией. Он остается в стороне от действующих исторических сил, выражая недовольство жизнью лишь В «злости мрачных эпиграмм». Этой пассивности способствовали и некоторые свойства его характера: барское отвращение к труду; привычка к «вольности и покою», безволие и ярко выраженный индивидуализм (или «эгоизм», по выражению Белинского). Онегин заслужил право быть главным действующим лицом романа, но жизнь обрекла его на роль главного бездействующего лица истории. Уделом Онегина становятся жизнь скитальца и одиночество. Вернувшись в Петербург после путешествия, он всем «кажется чужим». Он оказывается «лишним человеком» в своем обществе. Так называли людей, которые, возвышаясь над окружающей средой, оказывались неприспособленными к жизненной борьбе и терпели крушение и в общественной жизни, и в личном быту.

    Роман заканчивается сценой встречи Онегина с Татьяной после трехлетней разлуки. Как сложилась дальнейшая судьба Онегина? Есть основание думать, что потрясение, испытанное Онегиным, могло послужить к его возрождению. Действительно, сохранившиеся отрывки десятой (сожженной) главы романа позволяют утверждать, что автор предполагал ввести Онегина в кружок декабристов. Но эта новая страница жизни героя была только намечена автором, но не раскрыта. В романе Онегин предстает как живой символ «лишних людей» своей эпохи.

    Подведем итоги прочитанного.

    Евгений Онегин — молодой человек, петербургский аристократ, получивший поверхностное, оторванное от национальной почвы домашнее образование.

    Гувернёр-француз не заботился о нравственном воспитании Евгения, не приучил его к труду, поэтому основное занятие Онегина, вступившего во взрослую жизнь, — погоня за удовольствиями.

    Представление о том, как он прожил восемь лет в Петербурге, даёт описание одного дня героя. Отсутствие серьёзного дела и постоянная праздность наскучили герою и привели его в молодые годы к разочарованию в светской жизни. Попытка заняться делом не приносит результатов, так как он не умеет трудиться.

    Жизнь в деревне не стала для него спасением, так как смена обстановки без работы
    над собой, внутреннего духовного перерождения не избавила Онегина от хандры.

    Важно увидеть, как герой проявляет себя в дружбе и любви. Приходим к выводу, что Онегин, покорявший светских красавиц, поступил благородно по отношению к Татьяне.

    В образе главного героя романа А.С. Пушкина « » воплотился тип «современного человека» пушкинской эпохи. Над осмыслением и художественным воплощением этого образа работал свыше десяти лет.

    Евгений Онегин - личность сложная и глубоко противоречивая. С одной стороны, он эгоистичен и жесток: «проникнутый тщеславием, он обладал сверх того еще особенной гордостью, которая побуждает признаваться с одинаковым равнодушием как в своих добрых, так и дурных поступках». С другой стороны, он раним, имеет тонкую душевную организацию, ему присущ дух, стремящийся обрести свободу. Именно эти качества привлекают внимание читателя и ставят образ Евгения Онегина в ряд незаурядных «героев нашего времени». Знакомство читателя с Евгением Онегиным происходит уже в первой главе, которая открывается внутренним монологом героя, наполненным желчной иронией и нескрываемым раздражением. Перед нами предстает «молодой повеса», который ни в чем не видит смысла и равнодушен, казалось бы, ко всему на свете. Он зло иронизирует по поводу болезни своего дядюшки: эта болезнь оторвала юношу от привычной, но порядком опостылевшей светской жизни в Петербурге, но ради денег он готов «на вздохи, скуку и обман».

    В начале романа Онегин изображается преимущественно через авторское повествование и описания. Первая глава дает нам представление о душевном недуге Евгения Онегина и истоках «русской хандры», овладевшей им. Первопричина онегинской хандры, на мой взгляд, состоит в одновременном подчинении героя обществу и вступлении с ним в конфликт. С детства воспитание и образование Онегина не было глубоким: французский гувернер, «чтоб не измучилось дитя, учил его всему шутя». Последствия этого воспитания: Онегин в совершенстве владел французским языком, легко танцевал мазурку, непринужденно кланялся, благодаря чему «свет решил, что он умен и очень мил». К тому же Онегин был признанным ловеласом:

    • Как он умел казаться новым,
    • Шутя невинность изумлять,
    • Пугать отчаяньем готовым.
    • Приятной лестью забавлять.

    Возникает естественный вопрос: неужели Онегин просто легкомысленный, поверхностный человек? Казалось бы, последующие события полностью подтверждают эту мысль. С юного возраста он с головой окунулся в светскую жизнь. Но, освоив в совершенстве «науку страсти нежной», он скоро к ней остыл. Когда ему наскучил свет, он покинул его. Охладев к жизни в обществе, в уединении, в деревенской тишине он с удовольствием просыпался в семь утра, плавал в реке. Но вскоре и деревенская жизнь ему наскучила.

    • Короче: русская хандра
    • Им овладела понемногу;
    • Он застрелиться, слава богу,

    Это первое авторское «я» в первый же миг создает неповторимую дружественную атмосферу, а также иллюзию присутствия автора в созданном им мире героев. Но функции автора в романе этим не ограничиваются. Он выступает и как творец произведения, определяющий соотношение сюжетных линий, и как один из персонажей романа, вступающий в прямые и опосредованные контакты с другими героями, а также открыто высказывающий свое отношение к ним. Исследователи романа говорят и о его третьей функции: автор появляется на страницах романа как поэт Пушкин во всем неповторимом своеобразии творческого облика. Поэт знакомит читателей с отдельными фактами своей биографии, своими взглядами на поэзию. Создается впечатление, что, разработав определенную литературную программу, Пушкин активно утверждает ее на страницах романа. Как творец автор проявляет себя, в первую очередь, во вступлении* предоставляя на суд читателей ряд собственных переживаний:

    • Небрежный плод моих забав.
    • Бессонниц, легких вдохновений,
    • Незрелых и увядших лет,
    • Ума холодных наблюдений
    • И сердца горестных замет.

    Первую главу Пушкин начинает внутренним монологом еще не известного читателям героя, и лишь впоследствии он объясняет роль этого сюжетного элемента:« и тем я начал свой роман ». В конце романа поэт решает « навсегда » оставить героя « в минуту злую для него ». Заканчивая третью главу упоминанием о встрече Онегина и Татьяны в саду, автор говорит читателям: «Но следствия нежданной встречи сегодня, милые друзья, пересказать не в силах я; мне должно после долгой речи и погулять и отдохнуть…» Погружаясь в собственные размышления, поэт будто забывает о существовании своих героев и, снова-таки неожиданно, вспоминает о своей прямой обязанности рассказчика: «А что ж Онегин? Кстати, братья! Терпенья вашего прошу… »

    Описывая события , произошедшие уже после дуэли, автор вдруг включает в свой текст упоминание о молодой горожанке, которая среди поля увидела простую надпись: «и слеза туманит нежные глаза». В голове этой горожанки возникают вопросы, связанные с судьбой героев этой печальной истории: что стало с Ольгой, где теперь ее сестра, где «этот пасмурный чудак, убийца юного поэта»? Автор дает обещание осветить дальнейшую судьбу своих героев, но сейчас:

    • Другие, хладные мечты.
    • Другие, хладные заботы
    • И в шуме света и в тиши
    • Тревожат сон моей души.

    Поэт порой намеренно создает иллюзию авторской свободы в компоновке и отборе художественного материала. В этом искусственном приеме, с одной стороны, можно усмотреть замысел искусного рассказчика, ведущего непринужденную, но увлекательную беседу со слушателями-читателями. Но, с другой стороны, это прием настоящего мастера, в совершенстве владеющего избранной им манерой повествования. Этими же приемами, хотя и не на таком высоком уровне, пользуются создатели современных сериалов, в которых каждая из серий представляет собой вполне законченную в сюжетном плане историю, но для того чтобы удержать внимание зрителей, авторы прибегают к различным уловкам, в том числе утверждая свое право на свободную компоновку и отбор художественного материала.

    Атмосферу интимности, дружеского доверия в романе создают многочисленные обращения автора к читателю, как, например:

    • Призрака суетный искатель,
    • Трудов напрасно не губя,
    • Любите самого себя,
    • Достопочтенный мой читатель!

    В другом своем качестве - как один из персонажей романа - автор выступает только в отношении Онегина. Указание автора на его личные контакты с Онегиным выделяет этот образ среди других персонажей романа. Поэт упоминает о своей встрече с героем в Петербурге. Описывает он также первое смущение, которое вызвала у него манера общения Онегина: язвительный спор, шутка, с желчью пополам, злость мрачных эпиграмм. Сообщает он и об общих с Онегиным планах «увидеть чуждые страны».

    На страницах романа автор предстает и как поэт, формулирующий свое литературное кредо и определяющий собственные творческие задачи. В связи с образом Ленского, поэта-романтика, с чистым сердцем, открытым для идеальной любви и дружбы, Пушкин вступает в полемику с литераторами, преуменьшающими достоинства элегии как жанра лирики. Говоря о том, что посвящает Ольге элегии, которые полны «истины живой», поэт отмечает важность этого жанра и вспоминает в этой связи о творчестве поэта-элегика Н.М. Языкова:

    Так ты, Языков вдохновенный, В порывах сердца своего, Ф, Поешь бог ведает кого…

    Самые популярные статьи :



    Домашнее задание на тему: Образ и характеристика Евгения Онегина в романе А.С. Пушкина .

    Евгений Онегин

    ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН - герой романа в стихах А.С.Пушкина «Евгений Онегин» (1823-1831). Блестящий столичный аристократ, последний отпрыск знатного дворянского рода и потому «наследник всех своих родных» (один из них - престарелый дядюшка, в чью деревню отправляется Е.О. в самом начале романа), он ведет жизнь праздную, беспечную, независимую, полную изысканных наслаждений и разнообразных «очарований». «Забав и роскоши дитя», он довольствуется домашним образованием и не обременяет себя службой (в реальной жизни это было практически невозможно). Но Е.О. не просто «молодой повеса», он - петербургский денди, что создает вокруг него ореол исключительности и загадочности. Как культурно-психологический феномен, дендизм «отличается прежде всего эстетизмом жизненного стиля, культом утонченности, красоты, изысканного вкуса во всем - от одежды, от «красы ногтей» до блеска ума». Он предполагает также культ собственной индивидуальности - «соединение неповторимой оригинальности, бесстрастного равнодушия, тщеславия, возведенного в принцип,- и не менее принципиальной независимости во всем» (А.Тархов).

    Несомненная внутренняя оппозиционность такого типа поведения («не добиваться ничего, беречь свою независимость, не искать места - все это называется при деспотическом режиме быть в оппозиции»,- разъяснял как раз в»Шв.О. А.И.Герцен) нередко принимала политическую окраску, приводила к вольномыслию, увлечению освободительными идеями. Примером может служить общество золотой молодежи «Зеленая лампа» (ее членом был Пушкин), находившееся в сфере внимания декабристского «Союза Благоденствия». Не случайно описание времяпрепровождения петербургского щеголя в стихотворном сборнике «ламписта» Я.Толстого «Мое праздное время» (1821) стало одним из импульсов изображения дня Е.О. в первой главе.»Швнодушие к чинам и служебной карьере, культ праздности, изящного наслаждения и личной независимости, наконец, политическое вольнодумство образуют внутренне единый комплекс, характерный для поколения 1820-х гг. и запечатленный в образе Е.О.

    Разумеется, о вольномыслии героя, о его причастности к околодекабристскому кругу говорить можно было лишь намеками. Но эти намеки многозначительны и красноречивы. Критическое отношение Е.О. к высшему свету и соседям-помещикам, добровольное деревенское отшельничество (своего рода внутренняя эмиграция), облегчение участи крепостных (вполне «декабристский» по духу жест), чтение Адама Смита, бывшего в ходу у декабристов, изображения Байрона и Наполеона - «властителей дум» поколения - в деревенском кабинете Е.О., долгие беседы и споры с Ленским на самые острые и животрепещущие темы современности, наконец, прямое сопоставление Е.О. с вольнодумцем, философом-денди Чаадаевым, упоминание о знакомстве героя с лихим гусаром, декабристом Кавериным, рассказ о его дружбе с героем-автором, опальным поэтом, и готовность Е.О. сопутствовать ему в побеге за границу - все это свидетельствует об истинном масштабе личности Е.О., о его принадлежности к героям времени, остро ощущавшим свою историческую предназначенность и общественную невостребованностъ, мучительно решавшим проблему выбора жизненного пути.

    Беглость такого рода намеков - одна из главных особенностей повествования в «Евгении Онегине». Ее художественный эффект - в том, что повседневно-бытовой облик и поведение героя раскрываются здесь пространно и подробно, а о его внутреннем мире, его чувствах, переживаниях, взглядах говорится как бы мимоходом и вскользь. Эффект этот возможен потому, что живая, непринужденная беседа автора с читателем, имитирующая дружескую болтовню, предполагает, что и автор, и герой, и читатель - это «свои» люди, понимающие друг друга с полуслова.

    Той же цели служат явные и скрытые сопоставления Е.О. с героями европейской и русской литературы: Фаустом, Чайяьд-Гарольдам, Адольфом Б.Констана, Мельмотом Скитальцем Ч.-Р.Метьюрина, грибоедовским Чацким, наконец, с пушкинскими Алеко и Пленником. Эти многочисленные аналогии помогают уяснить духовно-нравственный облик героя, понять мотивы его поступков, смысл переживаний и взглядов, они как бы договаривают то, что недоговорено автором. Такой способ изображения позволяет Пушкину отказаться от занимательности действия, внешней интриги и сделать главной пружиной развития сюжета драматические противоречия в характере Е.О.

    Уже в первой главе, относительно самостоятельной и служащей предысторией героя, Е.О., вчера еще беспечный повеса и франт, гений в искусстве любви, переживает мучительный и острый духовный кризис, причины и последствия которого сложны и многообразны. Это и пресыщенность «вседневными наслаждениями», «блистательными победами»; это охлаждение чувств, мучительные воспоминания и угрызения совести; это и усиление оппозиционности, предчувствие конфликта с властью и отчуждения от общества (ожидание грядущей «злобы слепой Фортуны и людей», готовность к эмиграции). Наконец, мрачность и озлобленность Е.О., овладевшая им хандра, его равнодушие к жизни и презрение к людям, сходство с байроновским Чайльд-Гароль дом - все указывает на то, что душа Е.О. во власти демонизма - беспощадно-трезвого отношения к жизни, приправленного ядом сомнения в безусловности высших духовно-нравственных ценностей и общественных идеалов. Тем самым гражданские потенции героя поставлены под вопрос.

    В «деревенских» главах (II-VI) демонизм Е.О. проявляется все более отчетливо и в конце концов приводит его к катастрофе. Герой проходит здесь ряд испытаний (отношения с обществом, дружба, любовь), ни одного из которых он не выдерживает. Глубоко презирая соседей-помещиков, невежд и крепостников, Е.О. тем не менее страшится их суда и принимает вызов Ленского на поединок. «Всем сердцем юношу любя», он - хотя и невольно - убивает на дуэли своего единственного друга. Сразу оценив душевную чистоту, абсолютную естественность, искренность Татьяны, столь несхожей со светскими красавицами, разгадав незаурядность ее натуры и ощутив свое внутреннее сродство с нею, Е.О., считая себя «инвалидом» в любви и «врагом Гимена», своей холодной проповедью причиняет ей невыносимые страдания, едва не погубившие героиню. («Увы, Татьяна увядает, бледнеет, гаснет и молчит!») Недаром в символически-вещем сне Татьяны Е.О. представляется ей не просто прямым убийцей, но и предводителем шайки «адских привидений», т.е. демоническим героем.

    С другой стороны, новые для Е.О. деревенские впечатления, прикосновение к миру русской народности и старины, встреча с «русской душою» Татьяной - натурой цельной, решительной и страстной, дружба со своим антиподом - поэтом-романтиком, мечтателем-энтузиастом Ленским, готовым без раздумья пожертвовать жизнью во имя собственных убеждений и возвышенных идеалов,- подго-таачивают духовное обновление героя.

    Потрясение, вызванное невольным убийством Ленского, открывает Е.О. опасность и гибельность демонического индивидуализма, приводит его к новому кризису, необходимости вновь изменить жизнь. Покинув места, «где окровавленная тень ему являлась каждый день», Е.О. отправляется в странствие по России. И не только для того, чтобы забыться в дороге: жизнь «без цели, без трудов» становится для него невыносимой.

    Маршрут Е.О. не случаен. Его влекут места, связанные с героическими страницами русской истории: Нижний Новгород - «отчизна Минина», волжские просторы, овеянные легендами о Разине и Пугачеве, «жилище вольности» Кавказ, наконец, «брега Тавриды» - место ссылки Мицкевича и Пушкина. Ему необходимо своими глазами увидеть, каково современное состояние России, есть ли в ней источники и возможности осмысленной, исторически значимой деятельности. Итоги долгих странствий Е.О. безрадостны («тоска, тоска!..»). Героический период русской истории, кажется ему, остался в прошлом. В современности повсюду торжествует «меркантильный дух», мелкие, ничтожные интересы. Теперь лишь сфера частной жизни может оказаться для него спасительной. В таком душевном состоянии возвращается Е.О. в Петербург, где и происходит его новая встреча с Татьяной, уже чудесно преобразившейся, ставшей княгиней и придворной дамой - «законодательницей зал».

    Противоречив и финал романа. С одной стороны, вспыхнувшая в душе героя страсть знаменует собой возможность и даже начало его духовно-нравственного обновления. С другой - безнадежная любовь к Татьяне приводит его на край гибели. И без того «на мертвеца похожий», Е.О. выслушивает суровую и убийственную для него отповедь Татьяны-княгини, а затем следует внезапное явление мужа-генерала, столь напоминающее явление статуи Командора в «Каменном госте».

    Однако Пушкину важна именно принципиальная возможность нравственного возрождения Е.О., ибо подлинным героем романа является не он, а некий «сверхгерой» - современный человек вообще. С этой точки зрения Ленский, Е,О. и герой-автор, уже изживший демонический комплекс и как бы синтезирующий черты Е.О. и Ленского, представляют собой разные грани этого единого сверхгероя, закономерные этапы его эволюции.

    Художественное исследование противоречивого сознания современного человека, его напряженно-конфликтных отношений с обществом и процесса его духовных исканий, впервые предпринятое Пушкиным в «Евгении Онегине», во многом определило магистральную линию развития русской литературы XIX»Шв. и породило целую галерею персонажей, генетически восходящих к Е.О., - от лермонтовского Печорина до героев Ф.М.Достоевского и Л.Н.Толстого.

    Лит.: Белинский ВТ. Сочинения Александра Пушкина. Статья восьмая // Белинский В.Г. Поли, собр. соч. М., 1955. T.VTI; Писарев Д.И. Пушкин и Белинский // Писарев Д.И. Соч. М„ 1956, Т.З. С.306-338; Ключевский В.О. Евгений Онегин и его предки // Ключевский В.О. Исторические портреты. М., 1990; Семенко И.М. Эволюция Онегина (К спорам о пушкинском романе) // Русская литература. 1960, №2; Непомнящий В. Начало большого стихотворения // Непомнящий В. Поэзия и судьба. Над страницами духовной биографии Пушкина. М., 1987; Лотман Ю.М. Роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин». Комментарий. Л., 1983; Бочаров С.Г. Французский эпиграф к «Евгению Онегину» (Онегин и Ставрогин) // Московский пушкинист. М., 1995.

    Первое появление Е.О. на театральной сцене произошло 24 апреля 1846 г., когда в Александрийском театре было показано «драматическое представление», сочиненное Г.В. Кугушевым для В.А.Каратыгина, игравшего главную роль. В инсценировке пушкинские строки были «дополнены» претенциозными стихами и сюжетными изобретениями. Получив письмо Татьяны, Е.О. читал и недвусмысленно комментировал его Ленскому. Ольга была переименована в Надежду; Зарец-кий оказывался давним другом семьи Лариных. Возник новый персонаж - князь Дольский, будущий муж Татьяны,- их брак был обусловлен «разочарованием в своих юных мечтах» (из рапорта цензора). Драма начиналась сценой письма Татьяны, за которым следовали свидание с Е.О., затем - дуэль, петербургский бал, встреча Е.О. с Татьяной и ее отповедь.

    В дальнейшем театральная жизнь пушкинского героя была связана главным образом с оперой П.И.Чайковского «Евгений Онегин» (1879), ставшей самым популярным произведением русской музыкальной драматургии. Концепция оперы побудила П.И.Чайковского смягчить, а местами - снять в характере Е.О. пушкинские иронические краски и, по выражению критиков, «подновить» героя на тургеневский лад, упразднив в речах и манере признаки породившей его эпохи. Музыка обнаруживает внутренний мир Е.О.: резонерствуя, он искренне доброжелателен, сетуя на равнодушие, правдив. Онегинские «мелодии-позы» исполнены сдержанного, приветливого достоинства. Когда же в душе его «разрешается зима», именно музыка возвещает о переломе в развитии образа - рождении любви: Чайковский вводит в музыкальную характеристику Е.О. ранее принадлежавшую Татьяне тему любовных надежд.