Здоровье

Оплакивание Христа. Микеланджело

Микеланджело Буонарроти. Ватиканская Пье … Википедия

- (от итал. pieta – милосердие), в живописи и скульптуре изображение Богоматери, оплакивающей мёртвого Христа, лежащего у неё на коленях. Этот иконографический тип часто встречается в западноевропейском искусстве 13–17 вв. Наиболее известна «Пьета» … Художественная энциклопедия

- (Michelangelo Buonarroti) (1475 1564), итальянский скульптор, художник, архитектор и поэт. Еще при жизни Микеланджело его произведения считались наивысшими достижениями искусства Возрождения. Юность. Микеланджело Буонарроти родился 6 марта 1475 в … Энциклопедия Кольера

Микеланджело - Буонарроти (Michelangelo Buonarroti) 1475, Капрезе 1564, Рим. Итальянский скульптор, живописец, архитектор, поэт. Один из величайших мастеров итальянского Возрождения. Работал во Флоренции (кон. 1480 х 1490 е, 1501 1505, 1520 1533), Болонье (1495 … Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия

- (Michelangelo Buonarroti) (1475 1564) итальянский скульптор, живописец, архитектор, поэт. С наибольшей силой выразил глубоко человечные, полные героического пафоса идеалы Высокого Возрождения, а также трагическое ощущение кризиса гуманистического … Большой Энциклопедический словарь

Микеланджело Портрет Marcello Venusti (1535) Имя при рождении: Michelangelo di Francesci di Neri di Miniato del Sera i Lodovico di Leonardo di Buonarroti Simoni Дата рождения: 6 марта 1475 … Википедия

Микеланджело Портрет Marcello Venusti (1535) Имя при рождении: Michelangelo di Francesci di Neri di Miniato del Sera i Lodovico di Leonardo di Buonarroti Simoni Дата рождения: 6 марта 1475 … Википедия

Микеланджело Портрет Marcello Venusti (1535) Имя при рождении: Michelangelo di Francesci di Neri di Miniato del Sera i Lodovico di Leonardo di Buonarroti Simoni Дата рождения: 6 марта 1475 … Википедия

Микеланджело Портрет Marcello Venusti (1535) Имя при рождении: Michelangelo di Francesci di Neri di Miniato del Sera i Lodovico di Leonardo di Buonarroti Simoni Дата рождения: 6 марта 1475 … Википедия

Книги

  • Галерея Брера. Милан , Милюгина Елена. Альбом знакомит читателя с историей создания и художественными сокровищами миланской галереи Брера. Основанная на базе Академии изящных искусств как школа шедевров для начинающих художников и…
  • Галерея Брера Милан , Милюгина Е.. Альбом знакомит читателя с историей создания и художественными сокровищами миланской галереи Брера. Основанная на базе Академии изящных искусств как школа шедевров для начинающих художников и…

Шедевр в деталях. Пьета - Микеланджело Буонарроти

Микела́нджело Буонарро́ти, полное имя Микела́нджело ди Лодо́вико ди Леона́рдо ди Буонарро́ти Симо́ни (итал. Michelangelo di Lodovico di Leonardo di Buonarroti Simoni; 6 марта 1475, Капрезе - 18 февраля 1564, Рим)- итальянский скульптор, художник, архитектор, поэт, мыслитель. Один из крупнейших мастеров эпохи Возрождени и раннего барокко.


Микеланджело
Пьета 1499год
Мрамор. Высота 174 см
Святого Петра, Ватикан

«Оплакивание Христа» - первая и наиболее выдающаяся пьета, созданная Микеланджело Буонарроти. Это единственная работа скульптора, которую он подписал (по сообщению Вазари, подслушав разговор зевак, которые спорили о её авторстве). Копии «Пьеты» можно видеть во многих католических храмах по всему миру, от Мексики до Кореи

Фигуры Девы Марии и Христа были высечены 24-летним мастером из мрамора по заказу французского кардинала Жана Билэра для его гробницы. В XVIII веке статуя была перенесена в одну из капелл базилики святого Петра в Ватикане. При транспортировке были повреждены пальцы левой руки Мадонны.

В 1972 году на статую напал со скальным молотком австралийский геолог венгерского происхождения Ласло Тот, кричавший, что он Христос. После реставрации статуя была установлена за пуленепробиваемым стеклом справа от входа в собор.

Ватиканская «Пьета» - одно из произведений, в которых историки искусства видят водораздел между кватроченто и Высоким Возрождением. Итальянский мастер переосмыслил в духе высокого гуманизма традиционное для северной готики скульптурное изображение безжизненного Христа на руках матери. Мадонна представлена им как совсем юная и прекрасная женщина, которая скорбит об утрате самого близкого ей человека.

Несмотря на сложность соединения в одном изваянии двух столь крупных фигур, композиция «Пьеты» безупречна. Фигуры трактованы как единое целое, их соединение поражает слитностью. Вместе с тем скульптор тонко противопоставляет мужское и женское, живое и мёртвое, нагое и прикрытое, вертикальное и горизонтальное, чем вносит в композицию элемент напряжения. «Пьета» послужила образцом для последующих трактовок этого иконографического сюжета.

Крупные, ломающиеся складки одеяния Мадонны не только намеренно усиливают драматический излом лежащего на её коленях тела, но и служат своеобразным пьедесталом для всей пирамидальной композиции. В этих изощрённых складках угадывается скрытая мощь, как духовная, так и физическая, контрастирующая с мягкими чертами лица Богоматери.

По степени законченности и проработки деталей «Пьета» превосходит почти все прочие скульптурные произведения Микеланджело.

Часто бывает так, что репродукции не передают реального впечатления от произведений искусства. Так же и с "Пьетой" Микеланджело, которая находится в Ватикане. Великий мастер создал скульптуру из мрамора всего в 24 года по заказу французского кардинала Жана Билэра для его гробницы. Это его первая и самая выдающаяся "Пьета". Копии есть по всему миру. А еще одна более поздняя "Пьета" Микеланджело находится в музее Ватикана.

Микеланджело, мне кажется, был на земле личным представителем Господа Бога. "Пьета" просто удивительна!


Посмотрите-ка, что пишут сухари-искусствоведы в Википедии: "Ватиканская «Пьета» — одно из произведений, в которых историки искусства видят водораздел между кватроченто и Высоким Возрождением. Итальянский мастер переосмыслил в духе высокого гуманизма традиционное для северной готики скульптурное изображение безжизненного Христа на руках матери. Мадонна представлена им как совсем юная и прекрасная женщина, которая скорбит об утрате самого близкого ей человека".

Сложно не согласиться, но я скажу иначе. Посмотрите, какая тонкость и плавность линий, сколько боли и утраты в самой позе Мадонны. С какой анатомической точностью создана скульптура. И каким мертвым выглядит Христос. Все его мышцы утратили силу. Живой так не может выглядеть.

К слову о слове "Пьета": наверняка, не все такие махровые доморощенные искусствоведы, как большинство моих знакомых, потому поясню, что "Пьета" по-итальянски означает "жалость". Со временем изображения мертвого Христа на коленях у Девы Марии стали называть "Пьетами". В "Пьетах" нет никаких иных героев, кроме скорбящей Мадонны и мертвого Христа.

А это еще одна "Пьета" Микеланджело из музея Ватикана

Интересные факты о Ватиканской "Пьете"

Факт 1. В XVIII веке статуя была перенесена в одну из капелл базилики святого Петра в Ватикане. При транспортировке были повреждены пальцы левой руки Мадонны.

Факт 2. Как и со многими выдающимися произведениями, однажды с "Пьетой" случилась беда. В 1972 году на статую напал австралийский геолог венгерского происхождения Ласло Тот со скальным молотком. Разумеется, он кричал что он Христос. После реставрации статуя была установлена за пуленепробиваемым стеклом справа от входа в собор. Так она там и стоит.

Еще пару фи в адрес искусствоведов. Посмотрите, как они проводят свое рабочее время. Чтобы все так жили:)

Факт 3. Известный искусствовед Димитрио Мартинелли высказал однажды мысль, что в композиции противопоставляется горизонтальное вертикальному, образуя образ креста. Красивая, правда, мысль? Именно поэтому она тут же стала популярной среди многих других исследователей. Однако в январе 2017 г., как раз, когда мы с cizerot были там, группа историков искусства Возрождения во главе с Джованни Кисселино, изучила архивы Ватикана и полностью опровергла это утверждение. Мне одной интересно, что они такого увидели в "Пьете" сейчас, чего не видели раньше?

Факт 4. Тогда же в январе этого года ученые обнаружили косвенные свидетельства того, что одна из задумок скульптора - отражение в композиции канонического треугольника (Бог-Отец, Бог-Сын и Бог-Святой Дух), что крайне нетипично для католической культуры. Интересно, как это изменит суть произведения Микеладжело?

Факт 5. Ватиканская Пьета - единственная работа Микеланджело, которую он подписал.

Posts from This Journal by “Рим” Tag

  • Сто километров по Риму: Santa Maria Maggiore ночью

    Впервые нам удалось запечатлеть прекрасную церковь Санта-Мария Маджоре (Santa Maria Maggiore) в ночное время. Посмотрите, какая грандиозная…

  • Сто километров по Риму: Фонтан Четырех рек

    Мы с cizerot очень любим бывать на Пьяцца Навона (Piazza Navona), и особенно нам нравится расположенный на ней Фонтан Четырех рек…

  • Сто километров по Риму: По улицам древнего города

    Будучи в Риме, все время мчишься от памятника к памятнику. Однажды мы решили просто погулять по центральным улицам города. Вероятно,…

  • Сто километров по Риму: Делегация

    Подписывайтесь на меня в Youtube в Instagram в Facebook

  • Сто километров по Риму: Уличные артисты

    Лучший друг из песка Танец под мостом Музыкант возле Пантеона Подвис в воздухе недалеко от фонтана Треви Подписывайтесь на…

Микеланджело Буонарроти. Самые известные скульптуры: "Вакх", "Скорбящая Мадонна", "Пьета с Никодимом". Сцены оплакивания Христа. Искусство Флоренции во времена правления доминиканского монаха-аскета Савонаролы.

Конец XV века - это было трудное для Флоренции время: в результате вторжения французов в 1494 году Медичи были изгнаны и на четыре года её "захватил" Савонарола .

Доминиканский монах Савонарола был страстным борцом с несправедливостью, проповедовавший благороднейшие идеи христианства, равенства и справедливости. Но вместе с тем, человек аскетичный и фанатичный, Савонарола был врагом искусства, считая его развратным. Он вызывал у Микеланджело противоречивые чувства. Микеланджело , конечно, был полностью за справедливость. Но, с другой стороны, он знал цену истинному меценатству: за 40 лет Медичи вложили в произведения искусства 6637 золотых флоринов, что означает 2,5 тонны золота! И уж тем более, Микеланджело не мог согласиться с Савонаролой , что произведения искусства нужно считать развратом.

Ботичелли , попавший под сильное влияние Савонаролы , своими руками бросил несколько своих работ в так называемые «костры покаяния». И Микеланджело принял единственное правильное решение - бежать из Флоренции в Болонью. В Болонье Микеланджело выполнил две небольшие статуи в церкви Святого Доминика, которые украшают её до сих пор. Но болонские мастера приняли Микеланджело враждебно, прекрасно понимая, что теперь только ему будут давать заказы. В одном из писем Микеланджело пишет, что ему даже грозили смертью.

"Вакх"

В конце 1495 года Микеланджело ненадолго возвратился во Флоренцию, где новое республиканское правительство никак не могло справиться с городскими волнениями. К тому же, нагрянула эпидемия чумы. Как нельзя кстати, пришло приглашение от кардинала Рафаэля Риарио, считавшего, что "золотые руки" Микеланджело пригодятся в Риме. И в 1496 году Микеланджело уехал из Флоренции в "вечный город", где получил большой заказ на статую Вакха для кардинала Риарио. И, хотя статуя работы Микеланджело была высоко оценена, Риарио не купил статую, потому что его увлечения ограничивались древнеримским искусством, к тому же, он подозрительно относился к современным мастерам, пусть даже гениальным. В настоящее время "Вакх" считается первым шедевром Микеланджело .

"Вакха" купил римский банкир Якопо Галли, страстный коллекционер, который уже приобрёл несколько работ Микеланджело . Знакомство с банкиром сыграло важную роль в карьере Микеланджело .

Микеланджело Буонарроти, "Вакх" (он же бог вина Бахус), 1497 год

"Скорбящая Мадонна"

Вскоре последовал новый заказ - на изготовление "Скорбящей Мадонны" . Заказ на скульптурную группу был получен благодаря посредничеству Якопо Галли, который познакомил Микеланджело с кардиналом Жаном де Вилье Фезанзаком. Договор был заключён 26 августа 1498 года, заказчиком был французский кардинал Жан де Вилье Фезанзак. В договоре сохранились слова поручителя Якопо Галли, который утверждал, что «это будет наилучшее произведение из мрамора, существующее в наши дни, и что ни один мастер в наши дни не сделает его лучше».

Время подтвердило пророческие слова Галли. Этот грандиозный заказ, за который Микеланджело должен был получить 450 дукатов, открыл новый этап в его творчестве. Микеланджело отнёсся к заказу очень серьёзно: он открыл собственную мастерскую и нанял команду помощников, сам ездил в Каррские каменоломни выбирать мраморные блоки. Условия договора были далеко не идеальными - ему сказали, что ваять и указали размер. Но для Микеланджело это не имело значения, он выполнил все требования заказчика.

Сцена оплакивания Христа в изобразительном искусстве традиционно называется "Пьета" . Эта тема была популярна и в готическом искусстве, и в эпоху Ренессанса. Готика знала два типа подобного оплакивания: либо это была юная Мария, чьё прекрасное лицо не было омрачено постигшим её горем, либо это была пожилая богоматерь, охваченная страшным отчаяньем.

Микеланджело решительно отошёл от привычных установок: в скульптурной группе "Скорбящая Мадонна" его Мария молодая, но за её сдержанностью угадывается вся глубина её горя. В североевропейском искусстве существовал образ молодой Марии с мёртвым Христом на коленях. Микеланджело внёс своё слово в традиционную иконографию: он был первым, кто соединил в скульптуре две фигуры, взятые в одном изваянии в натуральную величину, и положил взрослого мужчину на колени женщине. Несмотря на сложность соединения в одной скульптурной группе двух крупных фигур, композиция "Пьеты" безупречна. Фигуры образуют низкий треугольник, точнее - это коническая структура. Учёные подсчитали, что, если обе фигуры встанут, то Иисус будет ростом 1,75 м, а Мария - 2,04 м. На перевязи, идущей через левое плечо Мадонны, Микеланджело в первый и последний раз вырезал надпись: «Микеланджело Буонарроти , флорентиец исполнил». Может быть тогда, в свои 23 года, он догадывался, что это гениальнейшая скульптура.

"Пьета с Никодимом"

Свои последние 10 лет Микеланджело работал над вариантом плиты для собственного надгробия - "Пьеты с Никодимом" . По утверждению Вазари, голова Никодима была автопортретом старого Микеланджело . За шесть дней до смерти Микеланджело разбил эту скульптуру, потому что понял, что не сможет превзойти свою первую "Пьету" . Его ученик Тиберия Калькани попросил разрешения собрать отбитые куски статуи и после смерти учителя сам завершил его работу. Сейчас она выставлена во Флоренции.

Уже после установки скульптурной группы "Пьета" в соборе Святого Петра стало очевидно, что молодой Микеланджело превосходил в мастерстве всех современных ему скульпторов. Имя 25-летнего скульптора получило широкую известность в Италии и большей части Европы. Отделка мельчайших деталей скульптуры была такой совершенной, что гипсовые слепки тела Иисуса были разосланы в различные школы и академии.

"Пьета" и сегодня производит незабываемое впечатление, потому что «в этой скульптуре отражено не горе Марии, а горе всего человечества» (В.Н. Лазарев, искусствовед), скорбное свойство нашего мира убивать всё лучшее, возвышенное, а потом сожалеть о содеянном.

В 1972 году на статую напал со скальным молотком австралийский геолог Ласло Тот, кричавший: "Я - Иисус Христос, Христос восстал из мёртвых!". Шедевральной скульптуре было нанесено 15 ударов молотком, в результате которых, кроме многочисленных мелких увечий, у Девы Марии были повреждёны - нос, левый глаз, а левая рука вообще отбита (до уровня локтя). Реставрация скульптуры потребовала времени более полугода. После реставрации статуя была установлена за пуленепробиваемым стеклом справа от входа в соборе Святого Петра. Самая большая несправедливость заключается в том, что настоящее месторасположение скульптуры противоречит художественной идее творца: сегодня "Пьета" доступна для изучения зрителей только с одной точки, из-за этого теряется полная композиция обозрения.

Микеланджело – величайший художник и скульптор, оставивший потрясающее культурное наследие для будущих поколений. Среди современников творца, ценителей искусства, простых туристов огромный интерес вызывает уникальное творение — Пьета Микеланджело. Скульптурная композиция расположена в Ватикане, в Церкви Святого Петра. Творение великого мастера стало символом сострадания и жалости для всего верующего народа.

Описание и символическое значение

Пьета Микеланджело – скульптура, олицетворяющая всю скорбь, горе матери, потерявшей ребенка. Шедевр выполнен из светлого мрамора, причем для работы мастер выбрал цельную глыбу. Это подчеркивает стремление автора создать чистое, искреннее произведение. Скульптура имеет пирамидальную форму, однако рассмотреть шедевр со всех сторон не получится, так как тыльная часть скрыта от глаз стеной собора.

В основе скорбящего образа – библейские события. Скульптура изображает, измученную от горя Деву Марию, которая склонилась над своим распятым сыном. Скорбящая мать держит Христа на руках в позе, характерной для кормления младенцев. Великий скульптор отсек все лишнее от мраморной глыбы и подарил верующему миру образ истинной скорби, сострадания, безысходности, трагизма.

Поражает, насколько реалистично творец смог передать все нюансы трагического сюжета. Они проявляются в самых мелких деталях: искаженной горем лицо Богоматери, следы от распятья на руках, пронзенные ребра Христа, бесцельный взгляд Марии и немой вопрос в глазах. Голова и тело женщины покрыты грубой тканью с большим количеством изломов, складок. Некоторые эксперты говорят о том, что таким образом мастер пытался передать надломленность, изможденность материнской души, невосполнимость утраты ребенка.

Как и во многих других творениях, Святая Мария изображена молодой девушкой, хотя по возрасту в то время ей должно было быть около 50 лет. На ее лице нет морщин, у женщины худощавая фигура, руки гладкие, кожа упругая. Исследователи объясняют этот факт следующим образом. Согласно библейским историям Христос был рожден Марией от Святого Духа. Хотя впоследствии у женщины были еще дети от земных мужчин, для верующих она осталась символом чистой, светлой, нетронутой девушки. Поэтому в период Возрождения все творения изображали Богородицу как символ молодости, непорочности, одухотворенности.

Микеланджело удалось создать грандиозную скульптуру и с точки зрения профессионализма скульптора, и с точки зрения эмоциональной наполненности творения.


Фото:

Как создавался шедевр

Библейская история о необъяснимом воскрешении Иисуса всегда интересовала скульпторов, художников, писателей. Неудивительно, что именно это событие стало основой для создания великим Микеланджело Буонарроти своего главного скульптурного творения. Большинство скульпторов того времени категорически не верили, что неизвестный «талант» сможет создать композицию, достойную на века стать символом христианской религии.

Микеланджело создавал Пьету (к слову с итальянского «жалость, скорбь, милосердие») на заказ для влиятельного государственного деятеля Ж. де Лагрола. Он служил послом при дворе Папы Римского. Скульптуру планировалось установить в церкви, которую кардинал выбрал для себя в качестве погребальницы. Капелла относилась к французской христианской общине. Поспособствовал тому, что для создания скульптуры кардинал выбрал малоизвестного в то время Микеланджело банкир Я. Галли. Этот банкир и общественный деятель был покровитель Буонарроти, помогал ему реализовать свой талант.

Стараниями Я. Галли в мае 1498 г. был заключен контракт между Буонарроти и Ж. де Лагрола на выполнение библейской скульптуры. Работа над будущим шедевром началась на следующий же день после подписания договора, ведь влиятельный покровитель пообещал, что композиция будет готова уже через год. Микеланджело вместе с помощниками отправился в каменоломни в Каррару, чтобы лично выбрать блок для будущего творения. Мастер долго искал и, наконец, его взору предстала гладкая, без трещин, шероховатостей, ярких вкраплений, глыба телесного цвета. Подсобные рабочие помогли доставить мраморный блок в мастерскую скульптора, где проходила работа по созданию мирового скульптурного шедевра. Умелые руки автора с легкостью отсекали лишние куски мрамора, представляю миру потрясающий образ скорбящей Матери.

Работа над скульптурой заняла немного больше времени, чем предполагал автор. Однако факт шедевральности произведения после официального представления уже никто не мог отрицать. Скульптура стала красивейшим мраморным творением эпохи Ренессанса в Риме. Этот факт подтверждают многочисленные копии скульптурной композиции, которые сегодня выполняются для состоятельных частных заказчиков, музеев, церквей.

Разрушение и реставрация

Скульптурная композиция не один раз подвергалась транспортировке, поэтому лики Святых имели небольшие повреждения. Сгладить все сколы, царапины, трещинки помогали регулярные реставрационные работы. Благодаря этому шедевр можно и сегодня лицезреть, практически, в первозданном виде.


Фото:

Культурное наследие чуть не было потеряно в 1972 году, когда скульптурная композиция подверглась акту вандализма. Психически не здоровый геолог Ласло Тот, представив себя одним из материальных воплощений Иисуса, надругался над скульптурой. Обезумевший геолог с помощью молотка отбил от скульптуры более 5 десятков мраморных кусков. В результате его действий было повреждено лицо Богородицы, отбита часть руки Христа, накидка, покрывавшая тело женщины.

Большинство отбитых кусков мрамора было найдено и использовано для реставрации скульптурного шедевра. Для восстановления недостающих элементов реставраторы использовали мрамор с тыльной стороны скульптуры. Профессиональный подход реставраторов позволил полностью восстановить скульптуру, сделать максимально незаметными мраморные включения из заднего плана скульптуры. Реставрационные работы продолжались более 9 месяцев и только в конце 1973 г. паломники вновь смогли наслаждаться мировым шедевром.

Вандал был схвачен и осужден главой Ватикана за порчу культурного наследия. А скульптура Микеланджело уже много лет находится под надежной защитой в главной церкви Ватикана. Скульптурная композиция возвышается над головами туристов и паломников, а для большей безопасности окружена акриловым закаленным стеклом.


Фото:

Интересные факты о Пьете Микеланджело

С гениальным произведением связано немало конфузов, интересных историй, о которых мало кто знает. Например, для настоящих ценителей скульптурного искусства интересными могут быть такие факты:

  • Мраморная Пьета – единственная скульптура мастера, на которой расположен его автограф. Писатели-биографы и искусствоведы рассказывают, что причиной этого стали неугасающие споры завистников о подлинности творения и авторстве Буонарроти. Мастер тайно остался в капелле, где была представлена Пьета, и написал на перевязи Марии свое имя. Поскольку римский скульптор был малограмотен, то допустил ошибку в имени, которая стала визитной карточкой работы. И сегодня никто не решается исправить эту ошибку, чтобы не нарушить целостность и уникальность композиции;
  • Изначально скульптурная композиция состояла из двух элементов – скорбящей Матери и мертвого Сына на ее руках. Основание, на котором сейчас расположена скульптура, было создано спустя более ста лет Ф. Барромини;
  • Работа Микеланджело была воспринята как настоящий мировой шедевр, поэтому итальянцы не смогли оставить без внимания скульптуру. Творение было признано «национальным культурным достоянием» и перевезено в Собор Святого Петра в Риме в конце XVIII века. Подлинную скульптуру и сегодня можно увидеть в главной церкви Ватикана;
  • Естественность и натуральность – главные критерии, которых пытался достичь мастер, выполняя заказ французского кардинала. Эти характеристики нашли свое отражение в «росте» скульптуры. Так, по подсчетам специалистов рост Иисуса составляя около 175 см., Марии – 168 см. Размеры статуи (без основания) соответствуют указанным параметрам (174, 195, 69 см.);
  • Серьезный скандал разразился вокруг юности Богородицы. Скульпторы эпохи Возрождения говорили о том, что скорбящая мать изображена чересчур молодой. Микеланджело же дал отпор нападкам, высказав утверждение, что девственницы гораздо дольше сохраняют юношескую красоту.

Несмотря на многочисленные споры вокруг Пьеты, бесспорно одно – это скульптурный шедевр, который на века запечатлен в истории мирового искусства.