Домашний очаг

Особенности образования в финляндии кратко. Финская модель образования

20.03.13

Успех бесплатного образования в Финляндии был большой темой для обсуждения в образовательных кругах за последний год. Мы уже упоминали об особенностях школьного образования в Финляндии и публиковали видео выступления известного специалиста в этой области .

Нина Смит, уроженка Финляндии, предложила разоблачить слухи, витающие вокруг финского образования. Нина – образовательный консультант, которая получила научную степень и право на преподавание в университете Ювяскюля в Финляндии. Она – опытный педагог, который обеспечивает учителей персонализированными инструментами, помогающих им расширять знания и создавать наиболее эффективные и эмоционально безопасные классные комнаты.

Понятно, что Нина не может рассказывать об опыте работы со всеми учениками и учителями в Финляндии, но она владеет полученным ей собственным образованием там, а также преподает там несколько лет; она имеет несколько важных событий и способна понять суть, чтобы поведать ее нам. На каждое утверждение Нина отвечала факт это, выдумка или и то и другое.

1) Учителям в Финляндии платят как докторам.

Вымысел. Начальная зарплата для учителя небольшая (около 40-50 тысяч долларов в год, примерно 3-4 тысячи долларов в месяц), но если это постоянный контракт, то они получают также оплачиваемое лето. Врачам платят больше, но, как правило, в Финляндии разница в зарплатах между профессиями небольшая ().

2) Профессиональному развитию придают большое значение в Финляндии и учителя рассматриваются как уважаемые специалисты.

Факт. Это двойной вопрос. Профессиональный рост рассматривается, как необходимый для учителей, но обычно они могут самостоятельно принимать решения относительно их профессионального развития. Простые учителя должны иметь научные звания, которые наиболее важны в образовании и незначительны в разносторонних школьных предметах, а также других незначительных выбранных предметах. Учителя – это часть научного сообщества и их мнение об образовании уважают. Обычно обучение – это выбранная карьера, а не стартовая площадка для чего-либо еще.

3) У учителей в Финляндии много самостоятельности в выборе потребностей студентов: государственный стандарт образования очень общий и не предписывающий.

Факт. Государственный стандарт образования содержит цели и основное содержание для различных школьных предметов, но школы и районы создают свои собственные учебные планы в рамках государственного стандарта. Учителя делают выбор, как помочь студентам достичь целей ().

4) У учащихся в Финляндии больше, чем один час перерыва в день.

Факт. По базовым требованиям для школьного образования должно быть 45 минут обучения/изучения и затем 15-минутный перерыв. Учащиеся первого и второго класса идут в школу на 4 часа в сутки и в это время включается 75 минут перерыва. Во время перерыва студенты выходят наружу, чтобы играть – и их поощряют за физическую активность.

5) В Финляндии нет никакого принудительного тестирования.

Факт. Учителям доверяют оценивать, что на их взгляд, лучше всего приносит пользу в обучении их студентов. Обратная связь в процессе обучения подчеркнута стандартным тестированием ().

6) Школа не начинается для финских детей до 7 лет.

Факт. Год перед школой называют дошкольным, и это добровольно для всех учащихся, а не принудительно для 6-летних. Предполагается, что там ученики научатся основам чтения, как учиться и как принимать участие в групповой деятельности.

7) Высококачественное раннее детское образование бесплатно в Финляндии.

Факт, и немного миф. Дошкольный (год перед началом школы) период относится к формальной системе образования и бесплатен. Те же самые требования, регулирующие также обучение 6-летних в школах, действительны в дневных центрах для 6-летних, а обучение в них - это выбор родителей, который часто зависит от их занятости. Каждый ребенок имеет право на высококачественное раннее детское образования, но бесплатно ли это - зависит от уровня дохода родителей. Раннее детское образование в большой степени финансируется, таким образом, самая высокая ежемесячная оплата за работу с детьми составляет 264 евро (350$) за ребенка в дневном детском центре.

8) В Финляндии нет никаких частных школ.

И то и другое. В Финляндии общее законодательство и для частных (финансируемые только государством) и для общественных (городом или государством) школ. В прошлом году было 85 частных школ в Финляндии, составляющие около 3% от всего учащегося населения.

9) Требуется родительское участие.

Вымысел. Родителей поощряют к вовлечению в образование их детей, но это не обязательно. Учащиеся очень независимы, включая дорогу в школу и домой, если расстояние меньше 5 км. Они идут или едут на велосипеде, или родители подвозят их.

10) В Финляндии нет никаких сообществ учителей, и это необходимо для лучшего образования.

Вымысел. На самом деле более чем 95% учителей являются членами профсоюза учителей (OAJ), который является составляющим Союз Объединений Профессионального и Старшего Руководящего Персонала в Финляндии (AKAVA). Но, отношения между школами, высшими должностными лицами образования и союзом конструктивны ().

11) Финские дети добиваются большего успеха в школе, чем ученики в других странах, просто потому что уровень бедности гораздо ниже.

Вымысел. Уровень бедности в Финляндии, конечно, ниже, но что действительно имеет значение в образовании - это объективность в совокупности с качеством. Вместо того, чтобы выдвинуть на первый план персональную работу и соревнование обучающихся, в Финляндии фокусируются на способности школ предоставить одинаково хорошее образование различным ученикам. Основное образование абсолютно бесплатно, включая: обучение, школьные материалы, школьную еду, здравоохранение, стоматологическое обслуживание, специализированное образование и корректирующее обучение. Финской особенностью является бесплатный горячий обед, который ежедневно предоставляется всем. Голодные студенты не могут учиться хорошо ().

12) Финский способ преподавания никогда не мог быть использован в других странах (например США), потому что население там более разнородное.

И то и другое. Никакая образовательная система никогда не должна копироваться в другой культуре, это точно так же, как никакая информация не должна быть общепринятой, но она должна усваиваться и/или приспосабливаться, чтобы стать пригодной. Но отдельные способы и практики по облегчению обучения отдельных детей и стимулированию сотрудничества и познанию могут легко быть переняты ().

Практически невозможно сказать, школы каких стран являются лучшими в мире. Однако есть такая страна, школьники которой отлично выполняют Международную программу по оценке образовательных достижений учащихся (PISA), включающую в себя экзамены по математике, чтению и естественным наукам. Это может стать неожиданностью для многих, но Финляндия, страна с населением 5,5 миллионов человек, последовательно входит в топ 5 лучших образовательных систем в мире, уступая только азиатским странам.

Стабильно высокие показатели сподвигли многих преподавателей изучить школы Финляндии, чтобы попытаться узнать «секрет фирмы». Многие люди во всём выражают удивление, интерес и даже зависть по отношению к высокой производительности финских студентов, спрашивая: «Почему страна размером с Нью-Мексико лучше США в академической успеваемости?» Ниже мы приводим 10 причин, почему финская школьная система образования производит такие отличные результаты.

Школьная система образования даёт детям мощный старт

Финское правительство оказывает мощную поддержку молодым семьям

Одна из причин, почему финские школы способны показывать высокие результаты, заключается в том, что дети в Финляндии приходят в школу с сильным фундаментом. Финское правительство очень сильно помогает семьям, начиная с их знаменитых «бэби боксов», содержащих одежду, книги и другие предметы необходимости для младенцев в течение первого года, который предоставляется бесплатно для каждой будущей матери в Финляндии. Молодым родителям дают широкие возможности, чтобы контактировать со своими детьми; матери получают 4 месяца оплачиваемого отпуска по беременности и родам, а также имеется дополнительный 6-месячный отпуск для одного из родителей, также с полной оплатой.

Если родители решили отправить ребенка в детский сад, правительство выделяет средства на высококвалифицированный персонал (преподаватели имеют степень бакалавра); максимальная стоимость за ребенка составляет $ 4000 в год. Все дошкольные воспитательные учреждения абсолютно бесплатны, чем активно пользуется большинство финских родителей, а это означает, что когда дети начинают ходить в школу в возрасте 7 лет, они приходят туда уже с неплохими знаниями. Как объясняют представители финского министерства образования: «Мы рассматриваем этот комплекс мероприятий как право каждого ребёнка на детский сад. Это не место, где вы бросаете дитё, в то время как сами работаете. Это место для ребёнка, чтобы играть, учиться и заводить друзей».

Высококлассные преподаватели

В Финляндии профессия учителя очень почитаема

В Финляндии очень многие хотят стать преподавателями; учителя рассматриваются наравне с другими специалистами, такими как юристы и врачи. Степень магистра (полностью оплачиваемая правительством Финляндии) является необходимым условием для должности преподавателя, соответственно конкуренция в этой специальности очень высока. Один из членов приёмной комиссии сообщает, что в 2012 году в Университет Хельсинки поступило более 2300 заявок на 120 мест в начальной программе педагогического образования.

Требование степени магистра означает, что финские учителя, как правило, имеют от 5 до 7,5 лет образовательной подготовки к своей профессии, прежде чем они будут самостоятельно вести занятия. Поскольку преподаватели провели долгое обучение, они более склонны рассматривать преподавание как пожизненную профессию, и финское общество уделяет учителям особое внимание, которое, в свою очередь, дает им возможность ещё более эффективно выполнять свою работу.

Особенная свобода преподавания

В Финляндии приветствуются инновации в процессе обучения

Имея преподавательский состав, состоящий из лучших и самых ярких личностей, широко образованных для своей работы, правительство Финляндии свободно предоставляет учителям большую автономию в своих классах. Преподавателям дают свободу для тестирования инновационных подходов к обучению, таких как уроки математики «на открытом воздухе».

По сравнению с учителями в других странах, таких как США, финские преподаватели, как правило, проводят меньше времени в классе, чем их зарубежные коллеги. В то время как средний школьный учитель в США может потратить 1,080 часов преподавания в течение учебного года из 180 дней, финский учитель средней школы потратит около 600 учебных часов за тот же период. Это дополнительное время дает финским учителям больше возможностей для разработки новых стратегий обучения и индивидуальной оценки, изучения потребностей своих учеников.

В Финляндии очень ёмкая национальная система образования, например: математические задачи для 1–9 классов занимают только 10 страниц. Большинство решений по учебным программам принимаются на местном уровне, учителями и директорами школ, а преподаватели и студенты оцениваются своими коллегами и руководителями. Финским преподавателям, как правило, предоставляется больше свободы в процессе обучения, и этим они отличаются от других учителей по всему миру.

Равные возможности для каждого

В Финляндии одинаково уделяют внимание всем ученикам

Некоторые критики широкой применимости образовательных стратегий Финляндии указывают на относительно однородное население Финляндии и отсутствие других проблем студентов в её школах. В некотором смысле они правы; щедрая социальная защита в Финляндии означает, что даже самые бедные дети имеют доступ к достаточному питанию, жилью и здравоохранению. Тем не менее население Финляндии становится всё более разнообразным (4% иностранцев с 2011 года), при этом некоторые школы обучали более 50% детей-иммигрантов. Причём финские школы опережают своих северных соседей со сходным составом населения.

Одним из факторов, помогающим образовательным учреждениям показывать высокие результаты, является общенациональный приоритет на достижение равенства, как среди школ, так и среди студентов. Если ученик начинает отставать, государство быстро выделяет средства, чтобы помочь ему достигнуть цели, которую ему поставил учитель. В качестве примера приведём вам слова одного финского учителя, в чьей школе в основном учатся дети иммигрантов: «Детей из богатых семей с большим количеством знаний можно обучить глупыми учителями. Мы пытаемся помогать слабым ученикам. Это глубоко в нашем сознании».

Цель заключается в том, чтобы обучить всех детей, в том числе с особыми потребностями, в тех же самых обычных классах. Классы формируются по уровню способностей, гарантируя высокие ожидания от всех учеников, а учителя, в свою очередь, всегда готовы помочь ученикам догнать своих одноклассников. Этот акцент на равенстве окупается; Недавнее исследование показало, что в Финляндии наименьшее различие между самыми слабыми и сильными учениками, чем в любой стране мира.

Преподаватели не орентированы на подготовку к тестам

В Финляндии нет ориентации на подготовку к тестам

Несмотря на то, что финские дети обычно показывают лучшие результаты на международных тестах по математике и чтению, стандартизированное тестирование не является частью финской системы образования. Есть только обязательный государственный тест для финских учеников в конце последнего года средней школы. До этого могут быть дополнительные тесты на районном уровне, но результаты не обнародуются, и им не уделяют особого внимания ни учителя, ни школы, ни даже родители или средства массовой информации.

Отсутствие акцента на стандартизированных тестах означает, что финские преподаватели имеют большую гибкость в том, как они структурируют свои уроки, а также свободу оценки прогресса своих учеников с использованием более индивидуализированных показателей. При обсуждении использования стандартизированных результатов испытаний в американском стиле для оценки учителей один из финских директоров описывает, насколько эта идея является неприемлемой для финской системы образования, сказав: «Если вы будете следить только за статистикой, вы упустите человеческий аспект.» Чиновник из Министерства образования Финляндии также преуменьшает успех финских студентов на международных тестах, говоря: «Мы не очень заинтересованы [в результатах испытаний]. Это не то, что мы собираемся делать».

Дети начинают ходить в школу в более позднем возрасте

Детей в Финляндии отправляют в школу позже обычного

Очевидно, что высококачественные субсидированные дневные детские и дошкольные варианты означают, что даже если финские дети начинают ходить в школу в позднем возрасте, неформально обучаться и проходить подготовку к школе они начинают гораздо раньше. Тем не менее, в возрасте до 7 лет, основной упор делается на практическое обучение, в процессе игры и движения. Если дети не проявляют интереса и желания, от них не ждут, что они научаться читать в детском саду. Данный подход подкреплён исследованиями, показывающими отсутствие долгосрочных преимуществ для детей, которые учатся читать в детском саду.

Директор финской школы утверждает, что такой расслабленный подход к обучению лучше подходит для нужд и способностей самых юных учеников, говоря: «У нас не торопятся. Дети учатся лучше, когда они к этому готовы. Зачем их подгонять? «Дети счастливы, потому что все финские школы разделяют эту философию, родители не беспокоятся, что их дети отстают от своих сверстников.

Игры являются частью расписания

Прогулки и игры являются частью учебного плана

Арья-Сиско Холаппа, советник Национального совета образования Финляндии, подчеркивает важность того, чтобы дети учились с удовольствием, говоря: «Есть старая финская пословица. Те вещи, которые вы узнаёте без радости, вы легко забудете. В соответствии с этой философией, в каждой финской школе пытаются сделать так, чтобы дети были счастливы во время обучения. В дополнение к стандартным урокам языка, математики и естествознания, дети посещают широкий спектр дополнительных занятий по иностранным языкам, искусству/ремеслам, этике и музыке. В перерывах между занятиями дети отправляются на улицу в течение 15 минут 4 раза в день, независимо от погодных условий. Финские учителя и родители рассматривают эти нерегламентированные прогулки как необходимую часть процесса обучения.

Акцент на радость выходит за пределы аудитории. У финских детей обычно больше свободного времени, поскольку им меньше задают на дом, чем их сверстникам в других развитых странах.

Все ходят в государственные школы

В Финляндии школы помогают друг другу

Одним из самых необычных аспектов финской школьной системы является почти повсеместное присутствие государственных школ. В Финляндии очень мало частных школ. Паси Сальберг, представитель Министерства образования Финляндии и автор финских учебников говорит: «Чему мир может научиться у образовательных системы в Финляндии? В финской системе образования сотрудничеству уделяется больше внимания, чем конкуренции, вот почему школы Финляндии настолько сильны.

В Финляндии каждый заинтересован в успехе и качестве государственных школ страны. Инновации, хорошо работающие в одной школе, быстро переходят на другие, поэтому лучшие методики могут помочь каждому ученику. Школы не соревнуются между собой по количеству учеников и результатам тестов. В Финляндии все одинаково вкладываются в качество школ (в отличие от многих развитых стран, где государственные школы конкурируют с частными, уводя студентов, преподавателей и финансирование).

У финских детей большие перспективы, с учетом их интересов и сильных сторон

По окончании школы у детей большие перспективы

Финская система школ исключительно хороша для учеников средней школы; 93% финских студентов окончили профессиональный или академический ВУЗы значительно быстрее, чем их сверстники во многих других развитых странах. Финским детям во время учёбы предоставляется выбор: продолжить обучение по программам профессионального образования, готовящих их для работы в строительстве, здравоохранении, туризме и поступить в политехнический институт, или записаться в учебную программу, готовящую их к поступлению в университет. Около 43% студентов идут по профессиональному пути.

Финское образование давно и стабильно занимает лучшие позиции во всевозможных рейтингах, перечислять которые не позволяет масштаб статьи. Однако самый главный «приз» образовательной системы страны стоит упомянуть: согласно международным исследованиям, которые раз в 3 года проводит авторитетная организация PISA, финские школьники показали самый высокий в мире уровень знаний. Они также стали самыми читающими детьми планеты, заняли 2-е место по естественным наукам и 5-е – по математике.

Но даже не это так восхищает мировое педагогическое сообщество. Невероятно, что при таких высоких результатах финские школьники проводят наименьшее количество времени за учебой, а финское государство затрачивает на свое качественное и бесплатное образование весьма умеренные средства в сравнении со многими другими странами.

В общем, есть какая-то тайна, разгадать которую пытаются педагоги разных держав. Финны ничего не скрывают и с удовольствием делятся опытом, организуя семинары, как в своей стране, так и по всему миру.

Среднее общеобразовательное обязательное обучение в Финляндии включает школу двух ступеней

  • нижняя (alakoulu), с 1-го по 6-й класс
  • верхняя (yläkoulu), с 7-го по 9-й класс.

В дополнительном 10-м классе учащиеся могут улучшить свои оценки. Затем дети отправляются в профессиональный колледж, либо продолжают учебу в лицее (lukio), 11–12 классы, в нашем, привычном понимании.

Финская школа исповедует постепенную нагрузку, доведенную до максимума только для добровольцев, выбравших «лукио», тех, кто очень хочет и способен учиться.

7 принципов «средней» ступени финского образования

Равенство:

  • школ.

Нет ни элитных, ни «слабеньких». В самой крупной школе страны учится 960 учеников. В самой маленькой – 11. Все имеют абсолютно одинаковое оборудование, возможности и пропорциональное финансирование. Почти все школы – государственные, есть десяток частно-государственных. Разница, кроме того, что родители вносят частичную оплату, в повышенных требованиях к ученикам. Как правило, это – своеобразные «педагогические» лаборатории, следующие выбранной педагогике: Монтессори, Френе, Штайнера, Мортана и Вальдорфская школы. К частным относятся и учреждения с преподаванием на английском, немецком, французском.


Следуя принципу равенства, в Финляндии существует параллельная система образования «от детских садов до университетов» на шведском языке.

Не забыты и интересы саамского народа, на севере страны можно обучаться на родном языке.

До недавнего времени финнам было запрещено выбирать школу, следовало отдавать детей в «ближайшую». Запрет сняли, но большинство родителей так и отдают детей «поближе», ведь все школы одинаково хороши.

  • всех предметов.

Углубленное изучение одних предметов в ущерб другим не приветствуется. Здесь не считается, что математика важнее, к примеру, искусства. Наоборот, единственным исключением для создания классов с одаренными детьми могут быть склонности к рисованию, музыке и спорту.

  • родителей.

Кто по профессии (социальному статусу) родители ребенка, учитель узнает в последнюю очередь, в случае необходимости. Вопросы учителей, анкеты, касающиеся места работы родителей, запрещены.

  • учеников.

Финны не сортируют учеников на классы, учебные заведения по способностям или карьерным предпочтениям.


Также нет «плохих» и «хороших» учеников. Сравнение учеников друг с другом запрещено. Дети, как гениальные, так и с большим дефицитом умственных способностей, считаются «особенными» и учатся вместе со всеми. В общем коллективе обучаются и дети на инвалидных креслах. При обычной школе может быть создан класс для учащихся с заболеваниями органов зрения или слуха. Финны стараются максимально интегрировать в общество тех, кому требуется особое отношение. Разница между слабыми и сильными учащимися – самая маленькая в мире.

«Меня возмущала финская система образования, когда в школе училась моя дочь, которую по здешним меркам можно отнести к одаренным. Но когда в школу пошел сын, у которого обилие проблем, мне сразу все очень понравилось», – делилась впечатлениями русская мама.

  • учителей.

Нет «любимых» или «ненавистных грымз». Учителя тоже не прикипают душой к «своему классу», не выделяют «любимчиков» и наоборот. Любые отклонения от гармонии ведут к расторжению контракта с таким учителем. Финские учителя должны лишь выполнять свою работу наставника. Все они одинаково важны в трудовом коллективе, и «физики», и «лирики», и учителя труда.

  • равенство прав взрослого (учителя, родителя) и ребенка.

Финны называют этот принцип – «уважительное отношение к ученику». Детям с первого класса объясняют их права, в том числе, и право «жаловаться» на взрослых социальному работнику. Это стимулирует финских родителей к пониманию, что их ребенок – самостоятельная личность, обижать которую запрещено как словом, так и ремнем. Унижать учеников у педагогов не получается в силу особенностей профессии учителя, принятых в финском трудовом законодательстве. Главная особенность состоит в том, что все учителя заключают контракт только на 1 учебный год, с возможным (или нет) продлением, а также получают высокую зарплату (от 2 500 евро – помощник, до 5 000 – учитель-предметник).


  • Бесплатность:

Кроме самого обучения, бесплатны:

  • обеды
  • экскурсии, музеи и вся внеклассная деятельность
  • школьное такси (микроавтобус), которое забирает и возвращает ребенка, если ближайшая школа находится дальше двух км.
  • учебники, все канцелярские принадлежности, калькуляторы, и даже ноутбуки-планшетники.

Любые сборы родительских средств на любые цели запрещены.

  • Индивидуальность:

Для каждого ребенка составляется индивидуальный план обучения и развития. Индивидуализация касается содержания используемых учебников, упражнений, количества классных и домашних заданий и отводимого на них времени, а также преподаваемого материала: кому «корешки» – более подробное изложение, а от кого требуются «вершки» – кратко о главном.


На уроке в одном и том же классе дети выполняют упражнения разного уровня сложности. И оцениваться они будут согласно персональному уровню. Если отлично выполнил «свое» упражнение начальной сложности, получи «отлично». Завтра дадут уровень выше – не справишься, ничего страшного, снова получишь простое задание.

В финских школах, наряду с обычным обучением, есть две уникальные разновидности образовательного процесса:

  1. Поддерживающее обучение «слабых» учеников – то, чем в России занимаются частные репетиторы. В Финляндии репетиторство популярности не имеет, школьные учителя добровольно справляются с дополнительной помощью во время урока или после него.
  2. – Коррекционное обучение – связано с устойчивыми общими проблемами в усвоении материала, например, из-за непонимания неродного финского языка, на котором ведется обучение, или в связи со сложностями с запоминанием, с математическими навыками, а также с асоциальным поведением некоторых детей. Коррекционное обучение проводят в малых группах или индивидуально.
  • Практичность:

Финны говорят: «либо мы готовим к жизни, либо – к экзаменам. Мы выбираем первое». Поэтому экзаменов в финских школах нет. Контрольные и промежуточные тесты – на усмотрение учителя. Существует только один обязательный стандартный тест по окончании средней общеобразовательной школы, причем, учителя не пекутся о его результатах, ни перед кем за него не отчитываются и детей специально не готовят: что есть, то и хорошо.


В школе преподают только то, что может понадобиться в жизни. Логарифмы или устройство доменной печи не пригодятся, их и не изучают. Зато здешние детишки с детства знают, что такое портфолио, контракт, банковская карта. Умеют высчитать процент налога на полученное наследство или заработанный в будущем доход, создать сайт-визитку в Интернете, просчитать цену товара после нескольких скидок, или изобразить «розу ветров» на данной местности.

  • Доверие:

Во-первых, к школьным работникам и учителям: нет проверок, РОНО, методистов, обучающих как обучать и проч. Программа образования в стране – единая, но представляет собой только общие рекомендации, и каждый педагог использует тот метод обучения, который считает подходящим.

Во-вторых, доверие к детям: на уроках можно заниматься чем-то своим. Например, если на уроке литературы включен учебный фильм, но ученику не интересно, он может читать книгу. Считается, что ученик сам выбирает, что для него полезнее.

С этим принципом тесно связаны два других:

  • Добровольность:

Учится тот, кто хочет учиться. Педагоги постараются привлечь внимание ученика, но если у него начисто отсутствует интерес или способности к учебе, ребенка сориентируют на практически полезную в будущем, «несложную» профессию и не будут бомбить «двойками». Не всем строить самолеты, кто-то должен хорошо водить автобусы.


В этом финны тоже видят задачу средней школы – выявить, стоит ли данному подростку продолжать обучение в лицее, или достаточно минимального уровня знаний, кому полезнее пойти в профессиональное училище. Надо отметить, что и тот и другой путь в стране одинаково ценится.

Выявлением склонностей каждого ребенка к определенному виду деятельности путем тестов и бесед занят штатный школьный специалист – «учитель будущего».

В общем, процесс обучения в финской школе мягкий, деликатный, но это не значит, что можно «забить» на школу. Контроль школьного режима обязателен. Все пропущенные уроки будут «отсижены» в прямом смысле. Например, для ученика 6-го класса учитель может найти «окошко» в расписании и посадить его на урок во 2-м классе: сиди, скучай и думай о жизни. Будешь мешать младшим – час не засчитают. Не выполняешь заданное учителем, не работаешь на уроке – никто не будет вызывать родителей, грозить, оскорблять, обращаясь к умственной неполноценности или лени. Если родители так же не озабочены учебой своего ребенка, он спокойно не перейдет в следующий класс.

Оставаться на второй год в Финляндии не позорно, особенно после 9-го класса. К взрослой жизни нужно готовиться серьезно, поэтому в финских школах есть дополнительный (необязательный) 10-й класс.

  • Самостоятельность:

Финны полагают, что школа должна научить ребенка главному – самостоятельной будущей успешной жизни.


Поэтому здесь учат размышлять и самим получать знания. Новых тем учитель не рассказывает – все есть в книгах. Важны не заученные формулы, а умение пользоваться справочником, текстом, Интернетом, калькулятором – привлекать нужные ресурсы к решению текущих проблем.

Также школьные педагоги не вмешиваются в конфликты учащихся, предоставляя им возможность подготовиться к жизненным ситуациям всесторонне, и развить умение постоять за себя.

Школа, школа, ты мне снишься

Учебный процесс в «одинаковых» финских школах, тем не менее, организован очень по-разному.

Когда и сколько учимся?

Учебный год в Финляндии начинается в августе, с 8 по 16, единого дня не существует. А заканчивается в конце мая. В осеннем полугодии имеется 3–4 дня осенних каникул и 2 недели рождественских. Весеннее полугодие включает по неделе февральских – «лыжных» каникул (финские семьи, как привило, отправляются вместе кататься на лыжах) и пасхальных.

Обучение – пятидневка, только в дневную смену. Пятница – «короткий день».


Чему учимся?

1–2 кл.: изучаются родной (финский) язык и чтение, математика, природоведение, религия (согласно вероисповеданию) или «Жизнепонимание» для тех, кого религия не волнует; музыка, ИЗО, труд и физкультура. На одном уроке может изучаться сразу несколько дисциплин.

3–6 кл.: начинается изучение английского языка. В 4-м классе – еще один иностранный язык на выбор: французский, шведский, немецкий или русский. Вводятся дополнительные дисциплины – предметы по выбору, в каждой школе они свои: скорость печатания на клавиатуре, компьютерная грамотность, умение работать с деревом, хоровое пение. Почти во всех школах – игра на музыкальных инструментах, за 9 лет обучения дети попробуют все, от дудочки до контрабаса.

В 5-м классе добавляется биология, география, физика, химия, история. С 1-го по 6-й класс обучение ведет один учитель почти по всем предметам. Урок физкультуры – это любая спортивная игра 1–3 раза в неделю, в зависимости от школы. После урока обязателен душ. Литература, в привычном для нас понимании, не изучается, это скорее, чтение. Учителя-предметники появляются только в 7-м классе.

7-9 кл: финский язык и литература (чтение, культура края), шведский, английский, математика, биология, география, физика, химия, основы здоровья, религия (жизнепонимание), музыка, ИЗО, физкультура, предметы по выбору и труд, который не разделяется отдельно «для мальчиков» и «для девочек». Все вместе учатся варить супы и вырезать лобзиком. В 9-м классе – 2 недели знакомства с «трудовой жизнью». Ребята находят себе любое «рабочее место» и с великим удовольствием отправляются «на работу».


Кому нужны оценки?

В стране принята 10-балльная система, но до 7-го класса применяется словесная оценка: посредственно, удовлетворительно, хорошо, отлично. С 1-го по 3-й класс отметки в любых вариантах отсутствуют.

Все школы подключены к государственной электронной системе «Wilma», что-то вроде электронного школьного дневника, к которому родители получают личный код доступа. Педагоги выставляют оценки, записывают пропуски, информируют о жизни ребенка в школе; психолог, социальный работник, «учитель будущего», фельдшер тоже оставляют там нужную родителям информацию.

Оценки в финской школе не имеют зловещей окраски и требуются только для самого ученика, применяются для мотивации ребенка в достижении поставленной цели и самопроверки, чтобы мог улучшить знания, если пожелает. Они никак не отражаются на репутации учителя, школы и районные показатели не портят.


Мелочи школьной жизни:

  • территория школ не огорожена, охрана при входе отсутствует. Большинство школ имеет систему автоматического замка на входной двери, попасть в здание можно только согласно расписанию.
  • дети не обязательно сидят за партами-столами, могут и на полу (ковре) разместиться. В некоторых школах классы оборудованы диванчиками, креслами. Помещения младшей школы устланы коврами и ковриками.
  • форма отсутствует, так же как и какие-то требования по поводу одежды, можно прийти хоть в пижаме. Сменная обувь требуется, но большинство детей младшего и среднего звена предпочитают бегать в носках.
  • в теплую погоду уроки часто проводятся на свежем воздухе у школы, прямо на травке, или на специально оборудованных в виде амфитеатра лавочках. Во время перемен учеников младшей школы обязательно выводят на улицу, пусть даже на 10 минут.
  • домашнее задание задают редко. Дети должны отдыхать. И родители не должны заниматься с детьми уроками, педагоги рекомендуют вместо этого семейный поход в музей, лес или бассейн.
  • обучение «у доски» не применяется, детей не вызывают пересказывать материал. Учитель коротко задает общий тон уроку, затем ходит между учениками, помогая им и контролируя выполняемые задания. Этим же занимается и помощник учителя (есть такая должность в финской школе).
  • в тетрадях можно писать карандашом и стирать сколько угодно. Мало того, и учитель может проверить задание карандашом!

Одна моя знакомая, недавно переехавшая в Финляндию, в прошлом году повела ребенка в 1-й класс. Она волновалась и готовилась к событию, как и положено, согласно русским традициям. Позже эмоционально делилась необычным опытом:


«Сбор возле школы в 9 утра, 14 августа. Первый шок. Впечатление, что дети «как спали, так и пришли». Мой сын в пиджачке с галстуком и букетом выглядел как приглашенный артист. Цветов кроме нас никто не дарил, бантов, шаров, песен и прочих атрибутов праздника не было. Директор школы вышла к школьникам 1–4 классов (старшие – в другом здании), сказала пару приветственных слов и поименно указала ученикам, кому в какой класс. Все. Здравствуй, наше самое первое сентября!

Все иностранцы определены в один класс: шведы, арабы, индус, англичанка, по паре детишек из Эстонии, Украины, России. Финская учительница и 3 переводчика. Некоторые дети посещают 1-й класс второй год, поэтому они тоже «на подхвате», в помощь.

Второй шок, уже с положительной стороны: от родителей никакой подготовки к школе не требуется. Буквально все, «от ранцев до сланцев» (портфель, наполненный «канцелярией», шлепки для бассейна, даже полотенце) ребенку выдали в школе. От родителей вообще ничего не требуется: «все хорошо, ваш ребенок замечательный», говорят всем. Единственное, о чем заботятся – достаточно ли времени проводят вместе ребенок и родители.

Третий, запомнившийся момент – столовая. На сайте школы меню на месяц, ребенок сам накладывает себе, что хочет из предложенного, на его школьной странице в Интернете есть «корзина». Меню учитывает любые предпочтения ребенка, любую диету, если таковая имеется, нужно только сообщить, также есть вегетарианская кухня. В столовой дети, как и в классе, сидят каждый за своим столом».

Вот так выглядит финское среднее образование в очень кратком изложении. Может быть, кому-то оно покажется неправильным. Финны не претендуют на идеал и не успокаиваются на достигнутом, даже в самом хорошем можно найти минусы. Они постоянно исследуют, насколько их школьная система соответствует происходящим изменениям в обществе. Например, в данный момент готовятся реформы, предполагающие разделить математику на алгебру и геометрию, и увеличить часы преподавания по ним, а также выделить литературу и общественную науку как отдельные предметы.


Однако самое главное финская школа определенно делает. Их дети не вскрикивают по ночам от нервного перенапряжения, не мечтают поскорее вырасти, не испытывают ненависти к школе, не терзают себя и всю семью, готовясь к очередным экзаменам. Спокойные, рассудительные и счастливые, они читают книжки, легко смотрят фильмы без перевода на финский язык, играют в компьютерные игры, гоняют на роликах, великах, байках, сочиняют музыку, театральные пьесы, поют. Они радуются жизни. И между всем этим успевают еще и учиться.

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Согласно исследованиям, финские школьники - одни из лучших учеников планеты. При этом они проводят в школе меньше времени, чем дети из других стран, а уроки делают максимум полчаса в день.

сайт рассказывает о том, в чем секрет финского образования, которым восхищается весь мир.

14. Все бесплатно

Финское образование - бесплатное . И все остальное - обеды, экскурсии, принадлежности для школы - тоже бесплатно. Если ученики живут дальше чем в 2 километрах от школы, их подвозит на уроки и домой школьный автобус. Все это оплачивает государство: на образование выделяется целых общего бюджета страны.

13. К каждому ученику индивидуальный подход

Здесь на одном уроке ученики могут выполнять разные по сложности задания - в зависимости от того, что им по силам. Дети с разными физическими и умственными способностями учатся вместе. Если ребенок не справляется, учителя организуют для него индивидуальные занятия. Дополнительно преподаются и другие предметы, например, родные языки для детей эмигрантов.

Считается, что школьник сам может выбрать, что для него полезнее: когда ему неинтересен урок, он может заниматься чем-то своим - читать книгу или шить.

12. Оценки сообщают только самому ученику

Оценочная система в Финляндии 10-балльная, но до 3-го класса в финской школе оценок не ставят. С 3-го по 7-й - оценки словесные: от «посредственно» до «отлично». Свои баллы знает только сам школьник. Ругать за оценки здесь не принято, они используются для того, чтобы мотивировать ребенка совершенствовать свои знания и корректировать его индивидуальный учебный план.

11. На уроки можно ходить даже в пижаме

В финских школах нет школьной формы. На уроки можно ходить в чем угодно: никаких требований к одежде не предъявляют. Часто дети не надевают в классе даже обувь и ходят в носках.

9. Домашних заданий очень мало

Финские учителя считают, что дети должны отдыхать и проводить время с родителями, а не за уроками. Домашние задания занимают немного времени и могут быть очень интересными: например, на уроке истории могут попросить взять интервью у бабушки, чтобы выяснить, какой была жизнь в 50-х годах, и найти отличия между тем временем и современной жизнью.

8. А экзаменов нет вообще

Финские учителя говорят: «Готовить нужно либо к жизни, либо к экзаменам. Мы выбираем первое». Поэтому экзаменов в школах Финляндии нет. Учителя могут по своему усмотрению провести контрольную, но обязательным считается только стандартный тест в 16 лет, по окончании средней школы.

7. В некоторых финских школах отменили все предметы

Одно из новых направлений финской системы образования - изучение явлений вместо конкретных предметов (phenomenon based learning). Вместо уроков - 6-недельные «разделы», во время которых школьники изучают одну тему с разных сторон. Например, тема мигрантов изучается с точки зрения географии (откуда они приехали?), истории (что произошло перед этим?), культуры (какие у них традиции?). Дети сами придумывают вопросы и находят на них ответы.

Как бы ни было здорово учиться, все равно самое любимое время ребенка - перемена. Финские школьники после каждых 45 минут обучения отдыхают не менее 15 минут.

С тех пор как я приехала в страну тысячи озер я постоянно слышу от местных жителей, что у них лучшее в мире образование. Постоянно хотелось спросить: «Кто это решил?». Мне это заявление слегка напоминает слоган: «Корм для собак становится вкуснее и вкуснее!»…. А кто это решает, сами собаки, или люди пробуют каков он на вкус? Итак….. Образование.

Начну с того, что я работаю учителем, поэтому не просто вилами по воде вожу и теоретически предполагаю что и как происходит в финских школах, а знаю систему изнутри. Сразу хочу предупредить, что мнение свое я никому абсолютно не навязываю, это мой личный взгляд на вещи, я не соц.бюро, не провожу опросы, не сопоставляю таблицы, не записываю данные исследований.

Слышали когда-нибудь от знакомых, или бабушек и дедушек, что надо было ребенка отдать учиться в Россию, там бы из него сделали человека. А то в вашей Финляндии ничему не научится, загубили умную голову!!! Я слышала… что же на деле?

1. Образование в Финляндии я не считаю лучшим. Оно среднее. Однако огромным плюсом является то, что оно реально приближено к жизни. Я со времен своей школы помню как пыталась справиться с физикой и химией, хотя была отличницей, но просто абстрактные формулы гуманитарию давались очень тяжело. В Финляндии очень широко используются принципы Дьюи, учимся на практике и играя. Тут дети не просто учат что такое плотность предметов, а пытаются понять почему камень, например весит меньше в воде. Они не тупо зазубривают от чего зависит скорость маятника, а на уроках физики проводят эксперименты и сами записывают полученные результаты.

2. Программа не является сверхъестественной, но когда приезжают ребята из России, при том, что учатся они, судя по описаниям их родителей и их самих с утра до вечера, и с вечера до утра, уровень знаний оказывается одинаковым. Значит что то здесь работает лучше, чем в России, раз с меньшим количеством прилагаемых усилий удается добиться такого же результата.

3. Из плохого: сужу только по своим детям, плохо развивают память. В начальной школе, когда дети впитывают все как губка, можно и нужно задавать на дом учить стихи наизусть. Ну правда, очень хорошо для дальнейшего процесса, чтобы ребенок хорошо все запоминал.

4. Очень разнородный преподавательский состав. И в России, конечно это есть, но здесь просто бывают неконтролируемые кадры. Моей дочери очень не повезло в начальной школе. Учительница так кричала, что ее боялись переспросить. В результате пришлось в скайпе брать дополнительного учителя по нескольким предметам, а также к 5 классу мы заработали нервный срыв, попали в больницу с жуткими головными болями, отнялись ноги, и некоторое время после этого наблюдались у невропатолога. Мы перевелись в другую школу... Там картинка изменилась до с точностью наоборот. Учительница настолько не справлялась с классом, что вместо того, чтобы учить детей, пол урока снимала их с парт. И ничего особо не сделать. Если у учителя «virka», то его не сдвинуть. Профсоюз очень сильный и все в результате сводится к вашим словам, против слов учителя. Поверьте, вы проиграете в этом сражении (бывают учителя с диагнозом… у нас в одной из школ, в начальных классах есть учительница с диагнозом шизофрения.юю ничего, пару недель осенью, пару весной отдыхает, а остальное время бодрячком).

При этом есть огромное количество профессионалов своего дела, действительно учителей от Бога, у которых надо учиться вести уроки, держать внимание учеников.

5. Учитель на замену. Наверняка ваши дети, если они учатся в школе, рассказывали, что у них сегодня был замещающий. А вы знаете, что для того, чтобы замещать в школе не нужно специальное образование. Меня сначала удивляли рассказы о том, что мы смотрели фильм, мы ничего не делали, замещающий же был. Теперь я знаю. Задача учителя на замену не учить, а следить за тем, чтобы физически все сохранились в первозданном виде… расшифрую: чтобы дети друг друга не переубивали. Провести пару уроков это отличный способ подработки для студентов, или только что закончивших 11 класс.

6. С точки зрения работы учителя очень напрягает полное отсутсвие субординации учитель-ученик. Причем то ли от избыточного желания получить ваше внимание, то ли по глупости, многие стараются говорить явные пошлости, или ругаться матом, вполне даже по-русски, если знают что ты русский (а это тяжело спрятать).

7. Однако мне нравится, что в Финляндии равные шансы на одинаковое образование у всех. В России уж слишком явное нынче разделение на элитные школы и простые, в рабочих районах. Есть деньги, есть хорошие учителя, возможности, учебники. Нет, ну на нет и суда нет. В Финляндии все могут подняться до той ступени образования, до которой захотят… Все что для этого надо, это приложить немного усилий. Поступление в университет обычно не составляет большого труда… Для этого не нужен блат, деньги и знакомства. Все что нужно, немного подготовиться.

8. Финны очень гордятся тем, что в их стране есть возможность учиться всю жизнь. Можно получить сто профессий. Не подошла одна, иди переучивайся. За партой сидят разновозрастные ученики и это норма. Могу только из своего опыта учебы в высших учебных заведениях сказать, что все более расслабленно. Нам, после учебы в России, (я, кстати до сих пор вижу кошмары по ночам, что завтра экзамен), очень тяжело понять, как так учиться то можно.

9. Финское образование очень адаптировано. Если ребенок отстает, его не отправляют в специальную школу, они есть, но их мало, в основном стараются построить процесс так, чтобы все учились вместе. А если кто-то не понимает чего-то по одному предмету, именно этим предметам по упрощенным книгам с ним занимаются специальные преподаватели. Остальное же время он находится в классе.

10. Кстати, еще одна интересная находка финской школы, система отсидок. Если ты провинился, грубо разговаривал с учителем, мешал на уроке окружающим, ты получаешь штрафной час, или отсидку. Для молодых час их жизни это очень много, поэтому это серьезное наказание. С педагогической точки зрения мне не очень понятно почему надо час сидеть молча и ничего не делать. Более продуктивно было бы выдать дополнительные задания, например, можно было бы отсиживать с пользой для головы)))) Нет, просто сидят……

11. Очень хорошо работают школьные психологи. Чаще всего в каждой школе есть свой, штатный психолог. Если ребенок провинился, с ним проводят беседу. Там обычно разбирается каждый конкретный случай. Дальше вашему чаду предложат рассказать о случившемся родителям дома (кстати, эта часть чаще всего бывает самой сложной для подростка). А потом еще позвонит учитель, уточнит, что вы в курсе, и что дома тоже ситуация будет проговариваться.

Подведу итог. Думаю финское образование далеко не лучшее в мире. Но оно одно из самых приближенных к реальной жизни. Дети здесь учатся без стресса, у них много свободного времени после школы, которое можно потратить на различные секции или просто на общение с друзьями, при этом кто хочет, тот учится и знает. Идиотами финских подростков точно не назовешь. Развитые, веселые ребята. Не всегда с ними просто, но однозначно всегда зажигательно и интересно.

С любовью из Финляндии,
Alina Suomalainen