Интернет

Откладывание дел на потом. Прокрастинация - что это такое? Прокрастинация: причины, симптомы, методы преодоления и лечения

Почему нам так хочется отложить дела на потом, что такое прокрастинация и что делать.

Большинство из нас делает такую простую вещь, как ленится. Лень очень приятна, понежится дольше в постели, посмотреть телевизор с пивом или сериалы вкушая семечки и просто побездельничать,- в этом нет ничего плохого, иногда этого требует сам наш организм, что бы отдохнуть и душой и телом.

Вот только не редко это заходит слишком далеко и приобретает бесконтрольную форму. Одно из проявлений лени,- это откладывание дела "на потом"- прокрастинация .

Прокрастинация вязко вмешивается в нашу жизнь разными способами,- заставляет откладывать ответственное на самый последний момент, вынуждает воспринимать посильные дела как непосильные, приводит к конфликтам, паники; держит в тревоге и не позволяет расслабиться и отдохнуть; лишает уверенности и вызывает чувство вины и несостоятельности.

Практически никому не хочется покидать комфортную среду ради дел и заниматься чем то, пусть полезным и нужным, но неприятным, нудным и утомительным, требующим терпения, а иногда просто человеку не хочется покидать зону комфорта.

А спросите себя, часто ли вы осознавая важность дела и то, что это может изменить вашу жизнь, по какой то причине откладывали задуманное? И делали ли вообще что то потом?

Почему человек откладывает на "потом" зная что это никак не продвинет его к желаемому результату? Одна из главных причин, это не желание лишаться этого комфортного состояния в котором он на тот момент прибывает, попросту лень.

Не редко это имеет под собой свой подтекст,- таким образом он проявляет свое несогласие, главным для него становиться доказать свою правоту и оправдать свой отказ от деятельности, при этом утрачивается ответственность.

Из- за такого подхода все дела делаются на половину, вяло, а возможно и вообще останавливаются, а это никак не свойственно понятию достижения успеха. Откладывая на "потом" люди косвенно выражают свое нежелание достижения цели.

Такая форма лени входит в привычку . Откладывая неприятные, нужные дела, человек со временем откладывает и самые важные дела, они начинают казаться и быть для него неприятными.

Здесь есть ещё такой подводный камень, как неоправданная, обманчивая надежда,- "Я обязательно это сделаю завтра (потом)".

Но по большому счету это самообман и ничего более. И снова все остается не сделанным.

Человеку нужно что то сделать, что то важное, но лень делать сейчас. Или хочет чего то достичь или к примеру, изменить что то в себе, своих привычках. Решает с чего надо начать и говорит себе- "Все, с понедельника или с завтрашнего дня буду другим и начинаю заниматься собой или что то делать.

Сознательно он понимает что для него это важно, но он вновь откладывает с надеждой, что сделает позже, а сейчас ему так не хочется покидать эту зону комфорта.

И как правило, все на этом заканчивается, потому как к этому времени мыслительный процесс несколько меняется, вперед выходят другие мысли, и это уже из искреннего, сильного желания превращается в некую борьбу с самим собой, причем, часто с малой надеждой.

А ясное видение, эмоциональная сила и мотивация того, задуманного- спадает, и меньше остается энергии чтобы преодолеть сложное начало, где как раз и ждет основная борьба и .

И чем больше таких неудачных попыток, тем с каждым разом, меньше становится веры, сил и энергии для осуществления желаемого.

На таком вот и не доделываются нужные дела, останавливаются мечты, забываются цели и человек не достигает того что хотел.

Поэтому так важно не откладывая начать и довести свое начатое или задуманное до конца. А все последующие 2, 3, 5 и 10ые цели и дела, внутренне для вас, уже будут достигаться все легче и легче. Ваша Вера в себя уже станет сильна, вы просто поверите и будете твердо знать, что вы можете сделать, а Вера посильней чем даже Знания. Сначала идет Вера, а потом уже Знания.

Подходите всегда с мыслью - "Если я не сделаю что то сейчас(сегодня) значит я не сделаю никогда ". Это будет помогать вам настраиваться на действия.

Поверьте друзья, прокрастинация это ненужная и очень хреновая штука, хотя на первый взгляд и кажется вполне безобидной. И вы бы сейчас не за что не нашли бы этот дурацкий сайт если бы я откладывал на потом.

Поведение человека, при котором жажда откладывать на потом, наполнено и другими скрытыми причинами,- недовольство и разочарование результатами, осознание своих неправильных действий, боязнь ошибки или недостаточность подготовки.

Если боитесь ошибки или не уверены в своей подготовленности, то хочу заметить словами одного, добившегося цели, человека.

Даже если наши правильные действия хоть чуть чуть перекрывают совершенные ошибки 51%- 49%, все равно мы добьемся успеха. И делать все нужно немедленно, так как для настоящего успеха Вы никогда не окажетесь достаточно подготовлены, и к тому же отложив- вы вряд ли вообще что то сделаете,- слова очень известного, успешного человека Бодо Шефера.

К тому же, такое поведение приводит человека к состоянию, когда ослабевает сила воли, падает продуктивность работы и желание делать эту работу. Постепенно это может привести к постоянному(хроническому) стрессу, снижению и к . Помните об этом.

А ещё нужно начинать постепенно мыслить более рационально, пробовать планировать свое рабочее время и разбивать большие дела на на небольшие планы. И разделять их на важные и менее важные (что бы не рваться на части и получать максимальную пользу) Определив это самое важное, не откладывая, просто взять и сделать или хотя бы начать делать.

Прокрастинация – это психологическая проблема человека, откладывание дел на потом, в результате они так и остаются невыполненными. Вначале эта проблема не кажется глобальной, однако, это не совсем так. Синдром откладывания важных дел является привычкой, с которой просто необходимо бороться.

Откладывание дел на потом – этот процесс знаком каждому человеку. Однако, если он входит в привычку и становится стереотипом поведения, это становится уже проблемой и называется прокрастинацией. Ее синдром таит в себе определенную опасность.

Человек, привыкший откладывать важные дела на потом, в результате отказывается от них, что ведет к деградации и развитию депрессии. Оглянувшись назад, можно увидеть массу упущенных возможностей. Для дальнейшей реализации человека как личности это становится опасным. Нужно срочно принимать меры. Иначе чувство хронического недовольства жизнь начнет пожирать вас изнутри.

Не стоит ожидать, что вам удастся перестать откладывать все на потом сразу и без усилий. Положительные результаты имеют место лишь в случае, если будут приложено максимальное количество сил со стороны самого человека. Привычка откладывать все на потом отступит, если правильно определить ее истинную причину, воспользоваться советами и рекомендациями.

С чего начать?

В сущности, синдром откладывания не является заболеванием. Однако стремление откладывать дела на потом может спровоцировать серьезные нарушения в здоровье человека. Чтобы этого не случилось, от нее рекомендуется избавиться. Перед началом процесса необходимо определить тип прокрастинаторов, к которому относится человек.

Напряженный прокрастинатор:

  • Страх перед достижениями. Некоторые боятся, что впоследствии от них будут требовать этого постоянно, некоторые боятся потерять из-за этого друзей, встречаются и такие люди, которые считают себя просто недостойными успеха. Установку такого типа следует менять на позитивную.
  • Страх неудачи. Получить неудачный результат будет более болезненно, чем совсем ничего не делать. Еще одна сторона этого типа хорошо сформулирована Авраамом Линкольном: «Лучше молчать, и казаться идиотом, чем сказать, и развеять последние сомнения».
  • Противостояние: «Меня невозможно заставить что-то сделать». В этом случае необходимо спросить у себя, кому станет хуже, если дело не будет сделано. Возможно, этот противостояние является просто протестом ради протеста. Стоит ли тратить всю жизнь, агрессивно доказывая свою личную свободу, вместо того, чтобы привнести в нее что-либо полезное?

Расслабленный прокрастинатор;

  • Неприятие отдельного вида деятельности и стремление ее избегать. Выходом будет новая установка – стремление откладывать неприятную работу является выбором студентов и необразованных людей.


От жизненных трудностей не спрятаться, раньше или позже с ними придется встретиться лицом к лицу. Перестать откладывать неприятные дела на потом можно, сделав всего семь шагов. Применить рекомендации следует незамедлительно, ибо отодвинув их на потом, человек опять окунется в прокрастинацию.

  1. Заведите ежедневник. Дела требуют учета, поэтому следует составить список дел, которые откладывались на потом, и определить приоритеты. Разным цветом маркера сделайте личные пометки – по срочности, по личной заинтересованности, по степени важности. Проставьте рядом примерную дату выполнения – вы увидите, что завтра будут следующие дела, поэтому откладывать ничего не следует. Совет: продумайте для себя систему поощрения и наказания.
  2. Большую работу из многих составляющих можно разделить на блоки: «Большого слона нужно есть по частям». Неприятную работу, на которую необходимо затратить много времени, можно разбить на временные промежутки: «Я поделаю 15 минут и отдохну». Психологически к такой работу будет гораздо легче подойти – она уже не будет казаться невыполнимой. Рекомендуем сделать между этапами перерыв.
  3. Запишите все стандартные фразы, используемые для прокрастинации, и для каждой подберите контраргументацию. «Я смогу сделать это завтра» — «Это следует сделать сегодня, а завтрашний день я потрачу на поход в кино, шопинг и т.д.». Ищите позитивные моменты, закладывайте в аргументы побольше положительного, и жизнь перестанет быть безрадостной.
  4. Не отвлекайтесь от основного дела. Сосредоточьтесь только на одном из дел и не отвлекайтесь на посторонние. Например, начиная уборку в шкафу, занимайтесь только уборкой, а не примеркой нарядов. Выполнив основное дело, вы сможете заняться более интересными для себя.
  5. Составьте детальный план реалистичных целей, определив каждую, как краткосрочную или долгосрочную. После достижения даже маленькой из них вознаграждайте себя за ответственность и трудолюбие. Похвалите и порадуйте себя, ведь вы выполнили дело в срок, не откладывая его надолго.
  6. Ищите правильную мотивацию и личную заинтересованность, ведь, по словам Кэлвина Кулича, «ничто в жизни не заменит упорства». Придумайте позитивную причину – и дело пойдет гораздо легче. К примеру, делая новый проект, вы приближаетесь к прибавке в зарплате.
  7. Если вы не представляете, как подступиться к какому – либо делу и правильно его выполнить, просто начните его делать. Наше поведение тоже подчиняется закону инерции. Это значит, что энергию необходимо затрачивать только вначале какого либо дела. А дальше становиться ощутимо легче – в силу в ступает закон инерции. В процессе деятельности решение придет само собой, вы втянетесь и незаметно даже для себя выполните задание. Похвалите себя! Ведь вы не потратили много времени, чтобы настроиться, подготовиться к выполнению и детально продумывать последовательность действий.

Как получить результат максимально быстро?

Любая привычка вырабатывается в течение 21 дня. Советуем выработать некий деловой режим – начинать дела в один и тот же час. Если начал в срок, непременно похвали себя, немного, слегка. Чтобы было не так скучно, разработайте личный ритуал включения в работу. После 21 дня, скорее всего, привычка откладывать дела на потом исчезнет, а вместо нее появится новая, полезная.

Кстати, причиной промедления может стать желание сделать работу суперсовершенно. И человек начинает терять время, собирая информацию. А нужно всего лишь приступить к работе. По принципу Парето, 20% имеющейся информации уже дают 80% необходимых для работы сведений. А остальное – это просто потеря времени, так как недостающие 20% можно вычислить только в процессе выполнения практической работы. Для сокращения времени поиска и обработки информации подойдет самый простой план, поэтому не нужно все усложнять.

Разрешите себе быть несовершенными, и вы сможете начать делать работу быстро. Самый лучший учитель – это практика, ее опыт бесценен. Сделав что-либо однажды, в последующем вы сделаете это гораздо быстрее и лучше. Научитесь радоваться малому, поощряйте себя за вовремя начатое и не отложенное на потом дело.

Если даже результат получится не совсем тем, как вы ожидали, ободрите себя – ведь вы сделали это!

Сегодня я расскажу что такое прокрастинация, каковы её симптомы и как с ней бороться, в чем заключается лечение прокрастинации

Добрый день, уважаемые читатели. С вами Дмитрий Шапошников.

Сегодня мы поговорим с вами о таком явлении как прокрастинация.

Наверняка вы, также как и я, замечали за собой время от времени весьма странное поведение. Вам нужно выполнить конкретную важную задачу, однако какое-то непонятное внутреннее чувство мешает вам приступить к работе.

Вместо этого вы все время норовите отвлечь себя другими, более приятными вещами. А в итоге тратите время на второстепенное, что приводит к срыву сроков, перенапряжению, неудовлетворенности самим собой и даже стрессам. Может быть это лень, а может что-то другое? Что делать?

Ниже, я поделюсь с вами личным опытом. Вперед, друзья!

1. Что такое прокрастинация на самом деле?

Термин «прокрастинация» (procrastination) дословно означает «задержка» и «откладывание на завтра». Это понятие вошло в обиход в 1977, когда вышли две серьёзные научные статьи, посвященные данной проблеме.

В России этим вопросом никто не занимался вплоть до середины 2000-х. Понятно, что прокрастинация была всегда, но научным исследованием феномена ученые занялись относительно недавно.

Самое простое определение прокрастинации:

Прокрастинация - это откладывание на неопределенный срок важных, сложных и неприятных дел, которые, тем не менее, выполнить необходимо.

Наука психология определяет данный термин более многословно:

Прокрастинация – это склонность индивида к постоянному откладыванию конкретных важных и срочных задач путем их замещения посторонними делами.

Прокрастинатор хорошо понимает, что не сделанные дела грозят профессиональными и личными неприятностями, но ничего не может с собой поделать – игнорирует важную задачу, занимаясь чем угодно, только не её выполнением.

Прекрасно осознавая необходимость выполнения конкретных дел, человек замещает их развлечениями и отвлекается на бытовые мелочи.

Явление знакомое многим, даже если слово «прокрастинация» вы слышите в первый раз.

В отличие от ленивого человека, который просто лежит на диване перед монитором, прокрастинатор всегда чем-то занят, но этот вид деятельности непродуктивен, неэффективен и не приносит результатов в виде личного развития, совершенствования и умножения благосостояния.

Прокрастинация почти всегда приводит к жизненным проблемам и болезненным психологическим результатам.

Наиболее полное психологическое исследование явления проведено профессором Пирсом Стилом в его труде «Уравнение прокрастинации». Учёный считает, что ритм жизни современного человека почти полностью состоит из откладывания важных дел.

Проблему он видит в отсутствии привычки следовать собственным намерениям и особенностях человеческой психологии.

Типичный пример прокрастинации

Студенту пора выполнять дипломную работу, и он решает приступить к ней прямо сейчас, сроки «горят». Он включает компьютер, открывает нужные материалы и решает налить себе кофе.

Придя на кухню, обнаруживает, что кофе осталась одна ложка. Он откладывает дела (написание диплома), собирается в магазин, покупает кофе, приходит домой и снова садится за рабочее место. Тут он решает посмотреть почту или новые сообщения в соцсетях.

Смотрит, отвечает, вступает в переписку. Так проходит несколько часов, а работа ещё даже не начата. Неожиданно студент обнаруживает, что день прошёл, а диплом по-прежнему остался на нулевой стадии выполнения.

Я уверен, что у многих из вас бывали подобные ситуации.

2. Причины, симптомы и последствия прокрастинации

Лабораторное изучение прокрастинации показывает, что явление возникает вследствие противодействия 2-х зон головного мозга: лимбической системы и фронтальной коры.

Первая отвечает за сиюминутные удовольствия и относится к бессознательной сфере нашей личности. Вторая – наш планировщик, который заботится о благосостоянии в долгосрочной перспективе.

Конфликт между этими зонами лишает человека возможности работать в полную силу и делать свои дела именно тогда, когда это нужно сделать – то есть прямо сейчас.

Но не только физиология мозга – причина нашей неэффективности. Существуют и другие причины этого состояния, и их достаточно много.

Причины прокрастинации

Ниже я приведу самые распространенные причины. В любом случае, их может быть и больше у каждого конкретного человека.

Вот несколько из них :

  1. Пониженная самооценка. Это распространенное состояние. Неуверенность в своих силах: человек считает, что у него не получится выполнить конкретную задачу и сомневается, стоит ли тратить на неё время, силы и энергию. О том, на нашем сайте уже есть популярная статья.
  2. Склонность к перфекционизму. Перфекционизм - это желание в любом деле достичь идеального результата. Стремление к совершенству заставляет нас цепляться к деталям, переделывать готовые проекты и постоянно думать о качестве работы. Сам по себе перфекционизм не так уж плох, если он не сказывается на сроках выполнения задачи и выступает причиной полного отказа от работы.
  3. Самоограничение. Это следствие подсознательного страха человека выделиться из толпы, стать успешнее, чем другие, и превратиться в объект завышенных требований. Самоограничение часто обусловлено критикой человека со стороны.
  4. Дух противоречия. Многих людей раздражают навязанные им программы и планы и они подсознательно стремятся «вырваться на свободу». Откладывание дел, согласно данной причине, выступает своего рода демонстрацией независимости.
  5. Скучная и неприятная работа. В этом случае всё понятно – кому хочется заниматься тем, что ему не нравится. Наверное, это самая частая и объективная причина возникновения прокрастинации.
  6. Неумение определять приоритеты. Человек мечется от одного дела к другому и как следствие, выбирает самый легкий путь - ничего не делать.
  7. Неумение организовать своё время. В этом случае человек неграмотно распоряжается своим временем. В нашей статье про вы сможете найти рекомендации по эффективному планированию своего времени.

Теперь я расскажу о симптомах прокрастинации. Может и вы найдете у себя некоторые их них.

Симптомы прокрастинации

Симптомов, также как и причин прокрастинации, существует множество.

Перечислю здесь самые распространенные :

  1. Невыполнение запланированного объема работы. Например, вы планируете сегодня выполнить 5 дел и это действительно возможно сделать без проблем в вашей ситуации. Но по прошествии дня вы обнаруживаете, что сделали от силы 1-2 задачи. Не страшно, если это редкие случаи, но если так происходит довольно часто, задумайтесь, вдруг что-то идет не так.
  2. Срыв сроков важных дел. Соблюдение сроков и прибытие в назначенное время в определенное место называют пунктуальностью. Если у вас эта самая пунктуальность страдает, то это может быть грозным симптомом.
  3. Ухудшение отношений на работе и в семье. Ваши отношения с начальством, клиентами, коллегами или второй половиной могут ухудшиться вследствие промедления и невыполнения данных обещаний.

Если вы часто наблюдаете у себя такие негативные проявления, то эти симптомы могут свидетельствовать о том, что вы подвержены прокрастинации. Это первые «звоночки», которые должны вас насторожить.

Последствия прокрастинации

Они бывают довольно страшными, но все поправимо, так что не отчаивайтесь.

Среди них могут быть:

  • отсутствие карьерного роста;
  • увольнение;
  • низкая личная эффективность;
  • депрессия;
  • раздражительность;
  • недосыпание и бессонница;
  • постоянная фрустрация (подавленность);
  • прострация и нервное напряжение;
  • конфликты с окружающими;
  • финансовые проблемы.

Друзья, на самом деле все не так страшно. Известная поговорка гласит: «У страха глаза велики», в случае с прокрастинацией она подходит на 100%. В следующем разделе мы поговорим о том, стоит ли бороться с этим явлением.

3. Стоит ли бороться с прокрастинацией?

Большинство разумных людей считает прокрастинацию абсолютным злом: они намерены искоренять в себе стремление откладывать важные дела по мере сил и возможностей.

Однако часть ученых считает, что борьба с прокрастинацией бесполезна и нецелесообразна. Более того, говорят сторонники данной теории, в решении важных задач откладывание и замещение позволяет нам в конечном итоге сделать больше. Некоторым людям даже более комфортно работать в режиме «дедлайн», когда сжатые сроки заставляют мозг работать на «полных оборотах».

Сторонники пользы прокрастинации полагают, что откладывание каких-то дел позволяет нам решить, действительно ли важна данная задача, и понять, стоит ли тратить на неё собственную энергию. Прокрастинация позволяет нам экономить силы и выступает своеобразной страховкой от неудач и разочарований.

Данная теория будет верна лишь в том случае, если задача, которую мы откладываем, действительно незнакомая и совершенно новая. Если же целесообразность и польза откладываемых дел нам предельно ясна, то прокрастинация – лишь один из видов «деятельной лени».

Бороться с прокрастинацией, несомненно, стоит, но делать это надо разумно. Как и в решении многих других задач, наиболее эффективным является научный подход в сочетании с ежедневной практикой.

4. Как победить прокрастинацию – 5 действенных методов

Вылечить и победить прокрастинацию вполне возможно, если подойти к делу прагматично.

Стоит также запастись терпением – за один день от привычки откладывать избавиться невозможно. Лучшее лекарство здесь у каждого своё, но я выбрал наиболее действенные методики, которые помогают справиться с этим явлением мне и моим друзьям.

Метод 1. Работайте со списками дел

Поскольку наша личная эффективность во многом зависит от рационального использования времени, необходимо структурировать день заранее, составив список дел. В список вносятся задачи разной важности, которые действительно необходимо сделать именно сегодня.

В идеале всё просто: если дела нет в списке, значит, выполнять его не требуется.

Но самое главное даже не это: сам факт того, что вы записали все свои дела в один список уже будет работать на вас!

Список дел тоже надо составлять в соответствии с целесообразностью. Можно воспользоваться матрицей Эйзенхауэра: разбить все дела на 4 категории и в первую очередь обращать внимание только на срочные и важные задачи.

Пример

Если в вашем списке отсутствует переписка в социальных сетях с подругой о планах на выходные, то заниматься этим не следует (по-крайней мере, до того, как основная задача не будет решена).

Важные дела – это те, что напрямую влияют на ваше личное благосостояние, соответствуют вашим личным целям и жизненным ценностям.

Метод 2. Откажитесь от ненужных задач

Иногда мы можем откладывать какие-либо дела просто потому, что они для нас потеряли актуальность. Возможно, важность этих дел потеряна не совсем, а частично. Именно поэтому они откладываются.

По какой-то причине мы для себя не приняли решение отказаться от них или переформулировать, то есть не додумали этот вопрос до конца. В этом и заключается проблема!

«Висящая задача» забирает часть нашего ресурса, как открытое приложение в компьютере. Что делать? Нужно прояснять свою мотивацию!

Есть дела, от которых можно просто отказаться из соображений чисто профессионального характера. Мелкие дела и всякого рода отвлечения могут убить даже самый перспективный проект.

Метод 3. Дробите большие задачи на части

Старый, но весьма эффективный и проверенный способ – разбить одно большое дело на несколько маленьких «делишек». Главная задача остаётся неизменной, но теперь приступать к ней уже не так страшно.

Локальная неудача психологически не так опасна, как крупный провал – кроме того, если одно маленькое дело вдруг не заладилось, его всегда можно заменить другим.

Опять же, желательно производить разбивку наглядно: то есть на бумаге или в электронном ежедневнике. Любой большой проект можно разделить на множество подпунктов – нужна лишь регулярная практика в занятиях подобного рода.

Почаще вспоминайте китайскую поговорку: «Большая дорога начинается с маленького шага» . Забудьте на время о дороге – делайте шаги. Не пишите книгу, пишите абзацы.

Так, шаг за шагом вы будете уменьшать влияние прокрастинации на вашу жизнь.

Метод 4. Изолируйте рабочее место

Рабочее место должно быть только рабочим. Это означает, что свой рабочий ноутбук не стоит использовать для развлечений, дружеской переписки и игр.

Даже если вы трудитесь удаленно, и за вами не следят зоркие глаза начальника, отнимать у себя рабочее время, наполняя его посторонними делами, по меньшей мере, нецелесообразно.

По словам упомянутого выше профессора Стила, одно из главных препятствий нашей эффективности – импульсивность. Человеку свойственно отвлекаться от важных дел, особенно если его постоянно окружают раздражители.

Посмотрите вокруг себя и устраните из поля зрения все вещи, которые могут потенциально отвлечь вас. Это касается не только материальных предметов, но и, к примеру, закладок на компьютере. Порядок на рабочем месте способствует порядку в голове (и наоборот).

Метод 5. Примите свое несовершенство

Не стоит беспокоиться по поводу собственного совершенства, поскольку достичь его невозможно. Любой психолог вам скажет, что идеал – лишь наше представление о ситуации, а не сама ситуация.

Перфекционизм часто является причиной прокрастинации, наш страх сделать что-то не на «отлично» останавливает нас и мешает начать действовать.

Запомните правило

«Лучше плохо начинать, чем хорошо бездействовать!» - цитата .

Чувство неуверенности и страха мешают нам развиваться, творить, зарабатывать и получать то, что мы желаем получить. Достижения невозможны, если вместо их воплощения в жизнь мы занимаемся размышлениями о неудачах и трудностях.

Следует принять собственное несовершенство и делать дело, не особо думая о конечном результате.

Можете взять за правило следующее утверждение неизвестного мне автора: "Просто делай то, что должен и будь что будет! "

Для наглядности представляю методы борьбы с прокрастинацией в виде таблицы:

Метод Что делать Результат
1 Работа со списком дел Ежедневно записывать дела Ненужные задачи исключаются сами собой
2 Отказ от ненужных задач Анализ задач и отказ от несущественных Освобождается пространство для нужных дел
3 Дробление задач Разделить объёмную задачу на несколько частей Исчезает чувство страха и неуверенности
4 Изоляция рабочего места Убрать всё лишнее из поля зрения Возрастает сосредоточенность
5 Принятие собственного несовершенства Не пытаться достичь идеала Уменьшается страх критики

Как видите, если задаться целью, то можно успешно искоренить это явление.

5. Лечение прокрастинации – мнения известных ученых

О лечении прокрастинации написано большое количество научных трудов, книг-исследований. Наиболее доступными и ориентированными на практику мне показались работы Пола Грэма и Джона Перри.

Пол Грэм известный бизнесмен, программист, эссеист. В своих трудах, посвященных повышению личной эффективности, он утверждает, что прокрастинацию вылечить невозможно, но зато можно использовать её с пользой для себя.

Грэм утверждает, что прокрастинировать нужно умело.

Он выделяет 3 варианта прокрастинации:

  • не делать ничего;
  • заниматься чем- то менее важным;
  • заниматься чем-то более важным.

Хорошая прокрастинация, по утверждению Грэма, это когда ты делаешь одно дело, а не занимаешься всеми делами сразу. Не быть у себя самого на побегушках довольно просто, нужно лишь свести к минимуму все отвлекающие факторы.

Джон Перри , профессор Стэндфордского университета, тоже предлагает использовать естественное стремление к откладыванию дел себе во благо.

Ученый советует структурировать ежедневные дела, но таким способом, чтобы во главе списка оказались неважные и не срочные дела, а в разряде второстепенных задач – наиболее важные и нужные проекты.

По сути, профессор предлагает прокрастинаторам заняться утонченным самообманом – искусством, которым любители откладывать владеют в совершенстве. Ученый также считает, что нужно не сокращать количество ежедневных задач, а увеличивать их, чтобы не лишить себя мотивации.

Может это кому-то и помогает, дай Бог, но лично для меня это метод самообмана и мне он не по душе.

Стоит также увидеть небольшое интересное видео Джона Келли, иллюстрирующее прокрастинацию:

6. Тест на прокрастинацию

Чтобы понять, насколько прокрастинация владеет вашей жизнью, пройдите небольшой тест.

Ответьте на несколько простых вопросов. За ответ «да» поставьте себе 1 балл, «нет» - 0 баллов.

  1. Я часто ловлю себя на мысли, что занимаюсь задачей, которую нужно было выполнить вчера (неделю, месяц назад).
  2. Планируя встречу, я всегда думаю о деталях.
  3. Я всегда отвечаю на письма, даже не на самые важные и срочные.
  4. Я редко принимаю решения сразу.
  5. Когда мне необходимо выполнить сложную работу, я долго обдумываю, как буду это делать.
  6. Я часто спешу, стараясь успеть выполнить работу вовремя.
  7. Я стараюсь не думать о приближении сроков задачи работы (заказа, проекта).
  8. Я часто говорю «Лучше сделать это завтра».
  9. Я легко отвлекаюсь на раздражители.
  10. Лучшие помощники в моей работе – кофе, чай, энергетики и другие бодрящие напитки.
  11. Я - фаталист: если работа не идёт, то с этим ничего не поделаешь.
  12. Я не могу начать работу, если не выполнены бытовые задачи.

Оценить результаты теста несложно: если набралось 5 и более «да» - вы настоящий прокрастинатор. Если менее 5, то у вас обычное состояние относительно этого явления.

7. Заключение

Подведём итоги, друзья! Прокрастинация – зло, но вполне преодолимое. Тысячи успешных людей занимаются этим ежедневно, совершенствуясь в своих навыках.

В заключение посмотрите видео от эксперта Марии Долиной о том, как победить прокрастинацию:

Главное – просто начать двигаться в нужном направлении, преодолевая трудности и решая локальные задачи по мере их поступления.

Своими наблюдениями и собственными секретами борьбы с этим «недугом» делитесь в комментариях! Желаю вам душевной гармонии!

Прокрастинация

Можно отметить также существование в большинстве языков пословиц типа «Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня», «Промедление смерти подобно», «Семеро одного не ждут». Немецкая поговорка: «„Morgen, morgen nur nicht heute“ - sagen alle faulen Leute» ("Завтра, завтра, не сегодня - так лентяи говорят"), английские: «Procrastination is the thief of time» (Откладывание - вор времени), «Delays are dangerous» (Промедления опасны). При этом однако существуют и поговорки в защиту прокрастинации - "Утро вечера мудреней", "Работа не волк, в лес не убежит".

Довольно точное описание феномена прокрастинации даёт Эдгар По в своей новелле «Бес противоречия»:

Перед нами работа, требующая скорейшего выполнения. Мы знаем, что оттягивать ее гибельно. Мы слышим трубный зов: то кличет нас к немедленной, энергической деятельности важнейшее, переломное событие всей нашей жизни. Мы пылаем, снедаемые нетерпением, мы жаждем приняться за труд - предвкушение его славного итога воспламеняет нам душу. Работа должна быть, будет сделана сегодня, и все же мы откладываем ее на завтра; а почему? Ответа нет, кроме того, что мы испытываем желание поступить наперекор, сами не понимая почему. Наступает завтра, а с ним еще более нетерпеливое желание исполнить свой долг, но по мере роста нетерпения приходит также безымянное, прямо-таки ужасающее - потому что непостижимое - желание медлить. Это желание усиливается, пока пролетают мгновения. Близок последний час. Мы содрогаемся от буйства борьбы, проходящей внутри нас, борьбы определенного с неопределенным, материи с тенью. Но если единоборство зашло так далеко, то побеждает тень, и мы напрасно боремся. Бьют часы, и это похоронный звон по нашему благополучию. В то же время это петушиный крик для призрака, овладевшего нами. Он исчезает - его нет - мы свободны. Теперь мы готовы трудиться. Увы, слишком поздно!

Таким образом, можно сделать вывод, что прокрастинация была всегда. Но в конце XX века актуальность проблемы возросла настолько, что появилась необходимость её изучения, были созданы теории и методики измерения уровня прокрастинации, техники ее ослабления.

Причины прокрастинации

Для прокрастинации существует огромное количество поводов: каждый человек оправдывает своё отлынивание по-своему. Достаточно очевидно, что основная причина прокрастинации - это отсутствие желания делать откладываемое, лень и отсутствие силы воли. Вопрос в том, почему эти факторы проявляются в каждом конкретном случае и что делать, чтобы избежать их. Существует множество теорий , которые пытаются объяснить данное явление, но ни одна из них не является общепризнанной и универсальной.

Беспокойство

По этой теории, единственной и основной причиной прокрастинации является чувство беспокойства, стресс . Кто больше подвержен стрессу, тот больше подвержен прокрастинации. Одним из источников беспокойства является страх перед будущим: человек беспокоится, что не сможет выполнить важную работу, проявит некомпетентность, не оправдает ожиданий, и поэтому неосознанно пытается оттянуть момент, когда придётся предъявлять её результаты. Другой источник - перфекционизм , проявляющийся в попытке достичь совершенства, концентрации на деталях и игнорирования ограничений по времени. Перфекционисты также зачастую получают удовольствие от крайних сроков, от ещё большего давления обстоятельств, от работы «в последнюю ночь»; они сознательно или подсознательно убеждены в том, что качество их работы зависит от давления сверху, и чем оно больше - тем лучше результаты.

Самоограничение

По этой теории, прокрастинатор ограничивает себя из подсознательного страха стать успешным, выделиться из массы и показать себя лучше, чем другие (становясь, к примеру, возможным объектом завышенных требований, критики, зависти; кроме того, может играть роль субъективно низко оцениваемая личная способность действовать в изменившихся (после начала или завершения дела) условиях). В любом случае, как и в первой теории, ключевым словом является «страх».

Непокорность (дух противоречия)

В соответствии с данной теорией, нас раздражают навязанные роли , программы, планы, и мы откладываем дело, чтобы продемонстрировать (окружающим, руководству, миру) свою самостоятельность и способность действовать в соответствии со своим собственным решением. Будучи подверженными внешнему давлению, мы вступаем в конфликт с массой или руководством. Этим способом «бунтари», анархисты отстаивают свое собственное мнение. Они всегда недовольны своим положением и легко попадают в ловушку неделания - они тратят всю свою жизнь на доказательство своей независимости от общественного мнения, что делает их рабами идеи; в итоге их деятельность ограничивается именно генерацией идей.

Теория временно́й мотивации

Все вышеперечисленные теории не объясняют проблему целиком. Оппоненты выделяют в них два основных недостатка: они объясняют причину уклонения от решения задач, но не причину их откладывания, и не объясняют главного - зависимости между прокрастинацией и беспокойством (к примеру, перфекционисты менее подвержены прокрастинации, чем другие люди). Более обоснованной считается теория временно́й мотивации (англ. temporal motivation theory ).

Согласно этой теории, субъективная полезность действия (Utility), которая и определяет желание человека его совершать, зависит от четырёх параметров: уверенности в успехе (Expectancy), ценности, то есть предполагаемого вознаграждения (Value), срока до завершения работы (Delay) и уровня нетерпения, то есть чувствительности к задержкам (G). Человек считает более полезным дело, если уверен в его удачном завершении и ожидает по его результатам большого вознаграждения. Напротив, субъективно менее полезными кажутся дела, до завершения которых осталось ещё много времени. Кроме того, чем болезненнее мы переносим задержки, тем менее полезными нам кажутся дела, на завершение которых требуется некоторое время.

Следуя данной теории можно сделать вывод, что уровень прокрастинации тем ниже, чем больше ожидания от дела и чем более ценны его результаты лично для человека, и тем выше, чем менее настойчив человек (так, импульсивные люди более подвержены прокрастинации) и чем дальше до достижения цели (чем ближе цель, тем усерднее мы работаем). Другими словами, наилучшим образом работа выполняется тогда, когда по отношению к ней имеются высокие ожидания и личная заинтересованность, а время достижения сведено до минимума.

Техники борьбы с прокрастинацией

Поскольку прокрастинация напрямую зависит от степени мотивации (интереса к работе и позитивных ожиданий от её завершения), в некоторых случаях решить проблему можно, сменив работу (бросив учёбу), но это не универсальные и очень радикальные меры, и большинство людей на них не способны. К тому же если высокий уровень прокрастинации у данного человека связан с повышенной тревожностью и отсутствием навыков планирования, то высока вероятность, что и смена вида деятельности не поможет (или поможет только на первых порах).

Какого-то определённого рецепта, гарантирующего избавление от прокрастинации, не существует. Однако в рамках дисциплины time management (управление временем) существует целый ряд методик , позволяющих в большей или меньшей степени снизить уровень прокрастинации и, таким образом, повысить реальную отдачу от труда, что влечёт за собой повышение удовлетворённости от жизни и избавление от стресса.

Категоризация использования времени

Обычно не возникает особых проблем с прокрастинацией у людей, которые для себя могут провести черту, недвусмысленно разделяющую дела на срочные и те, выполнение которых может подождать. Люси Макдональд , ссылаясь в качестве источника идеи на Дуайта Эйзенхауэра , а также Стивен Кови, автор методики Franklin Time Management («Управление временем по Франклину») и книги «Семь навыков высокоэффективных людей», предлагают разделять все дела по двум критериям: важности и срочности. Таким образом, выделяется всего четыре категории дел, на которые уходит время:

1. Важные и несрочные (Important and Not Urgent - Priority Principle) Именно эти дела имеют наибольшее влияние на жизнь человека в целом, при этом прокрастинация в первую очередь затрагивает именно их. Сюда входит всё то, ради чего человек живёт, его наиболее перспективные цели и задачи , то, что придаёт смысл всей жизни. Поэтому необходимо осознавать наличие этой категории дел и помнить о них, как о вехах, определяющих направление движения. На ежедневном уровне это выглядит так:

  • Что соответствует жизненным целям и ценностям, то, с чего человек должен начинать свой день: вставая с постели, напоминать себе, что у него есть жизненный проект.
  • Выполняя важные и срочные дела из категории 2, следует помнить, что всё это делается ради «важных и несрочных» жизненных целей, и осознавать, для каких именно: работаю, потому что хочу здоровую семью, посещаю уроки английского, потому что хочу открыть дверь в Европу, вырываю больной зуб, потому что мне важно моё здоровье. То есть это ваш ежеминутный фильтр на любые дела.
  • В этой категории нужно учесть время на отдых и разрешить его себе предоставить. Без здоровья и сил следующие категории не понадобятся.
2. Важные и срочные (Important and Urgent - Crisis Management) Сюда входят все действительно неотложные дела: аварийная ситуация , болезнь , крайний срок, семейный кризис , угроза жизни. Как правило, с их исполнением не возникает особенных трудностей. 3. Неважные и срочные (Not Important and Urgent - Distractions as Denial) Всякие якобы неотложные, но в действительности не влияющие на жизнь мелочи. Соседи пригласили, 52-х летие тёщи, ежедневные беседы во время обеда, 5-разовая встреча с покупателями, ежедневная уборка дома. Неважность этих дел не означает, что их все можно вообще не делать, но человек должен осознавать, что они не слишком существенны и отказ от них в пользу дел 1 и 2 категории, если это необходимо, должен быть лёгким и естественным. 4. Неважные и несрочные (Not Important and Not Urgent - Busy with the «Trivial Many») Это «тривиальное множество» (trivial many) - категория ежедневных дел, которые делают очень маленький вклад в качество жизни, либо не делают его вообще, но отнимают время. Этим делам даётся время, когда человек не знает, в каком направлении лучше двигаться: всегда отвечать на все звонки, болтать с родственниками в рабочее время, затягивающиеся чаепития, деловой и личный спам, интернет-блоги, игра в карты, посиделки до поздней ночи.

Воспитание трудолюбия

Успех порождает успех. Исходя из этого, человеку следует поддерживать позитивный настрой, находя в любом предыдущем действии приятные последствия и, как следствие, делая их стимулом для дальнейшей активной деятельности. Необходимо награждать себя за успехи, поддерживать ощущение собственной полноценности. Начиная новое дело, быть уверенным в том, что в прошлом были успешные действия, праздновать маленькие ежедневные победы, но не останавливаться на них, отслеживать соотношение побед и задач.

Продуктивно осознание того, что бегство от неприятных переживаний, желание предельно облегчить свою жизнь за счет развлечений ничем не обосновано. Поскольку неприятными переживания становятся только тогда, когда человек сам их так оценивает, ему следует учиться получать удовольствие от работы и избегать неудовольствия от оценки ее количества.

Для избавления от «духа противоречия», чувства навязывания обязанностей извне, следует заменять формулировку «я обязан» (сделать) на «я выбираю» (сделать) - субъективно превратив обязанность в акт доброй воли. Вариантом данной техники будет составление расписания, в котором центральное место занимают не дела с перерывами на отдых, а отдых, перемежающийся с делами.

Планирование дел

Необходимо планировать свой день и выделять время на каждую работу с учётом отдыха, возможных задержек и так далее. Вместо последовательного выполнения задач, когда нельзя приступить к началу следующей, пока не закончишь предыдущую, одновременно осуществляется выполнение нескольких разных задач - по частям. Можно отводить короткие временные блоки (от 5 до 30 минут) на то, чтобы позаниматься чем-то и затем переключиться на другое, либо намечать в этом блоке сделать что-то конкретное и небольшое по объему. Расписание нужно составлять заранее; лучше потратить на это какое-то время вечером, чтобы наутро знать, что делать и как разумно использовать время. Когда список дел нагляден, то, даже откладывая что-то на потом, вы всё равно выполняете полезную работу. Список можно составлять, ранжируя дела по приоритетам, но выполнять в распорядке важности не обязательно, сначала можно сделать то, что легче.

Одной из полезных для борьбы с прокрастинацией методик планирования является Getting Things Done («Доведение до результата»), разработанная Дэвидом Алленом . Базовая идея методики: стресс возникает, в том числе, из-за необходимости постоянно помнить о большом количестве дел различной важности и срочности и постоянно стоящей проблемы выбора: «Что же делать прямо сейчас?». Поэтому необходимо разгрузить мозг, перенеся все планы на внешние носители (записи на бумаге, электронные календари и планировщики и так далее), распределить их по категориям (текущие дела, проекты, постоянные обязанности и так далее), важности и срочности, чётко определив то, что нужно выполнить в конкретное время, и зафиксировав сроки, где они имеют значение. В результате в каждый момент времени чётко известно, какие дела необходимо делать в первую очередь, и можно сконцентрироваться на работе, выделив для периодических корректировок планов специальное время и более не возвращаясь к проблеме выбора между текущими делами.

Аллен настаивает на том, что любые дела, даже самые малозначительные, должны быть включены в план. Цель этого, однако, не в том, чтобы составить однозначный «календарь будущего» и придерживаться его со всей возможной скрупулёзностью, а прямо противоположная. Планируя свои дела, люди имеют склонность включать в планы прежде всего сложные, важные и трудоёмкие задачи, требующие большого времени на решение, а также дела, имеющие однозначную хронологическую привязку (встречи, совещания, официальные мероприятия). Прочие дела заполняют свободные места в рабочем графике. Но жизнь полна случайностей: запланированное совещание может начаться на 10 минут позже, оговорённая за месяц встреча может сорваться… В графике внезапно появляется «окно». Если у человека наготове список дел, которые он может выполнить в данных условиях за освободившееся время (а время, обычно, невелико, и «большие» задачи в него не втиснуть), он использует это время. Если списка «мелких» задач под рукой не окажется, время, с большой вероятностью, будет потеряно. Также Аллен советует при планировании «крупных» задач (проектов) не ограничиваться «крупноблочным» планированием (выделением времени на весь проект), а, напротив, для каждого крупного проекта всегда иметь хотя бы одну запланированную конкретную задачу (например, в рамках, возможно, многолетнего проекта «Разработка системы X для заказчика Y» в задаче «Согласование технического задания», на которую отводится месяц, должно быть запланировано с конкретной критической датой что-то вроде «Позвонить секретарю Семён Семёныча и договориться о совещании по согласованию ТЗ»). Для прокрастинатора такое планирование позволяет преодолеть боязнь начала конкретных действий по проекту, поскольку неопределённый план «сделать что-то по задаче» превращается в совершенно конкретное действие, не требующее дополнительных пояснений и размышлений.

Джон Перри - профессор философии из Стэнфорда, - ввёл понятие «структуризированной прокрастинации». Согласно его теории, прокрастинацию можно не подавлять, а превратить в подспорье для работы. Поскольку большинство прокрастинаторов, отлынивая от важных дел, всё равно чем-то занимается, нужно лишь направить их деятельность в более важное русло, чем, к примеру просмотр Интернета . Профессор Перри предлагает выстраивать структуру задач так, чтобы важные и срочные дела, конечно, стояли во главе списка, но после них шли чуть менее важные, но, тем не менее, требующие выполнения работы. Заядлый прокрастинатор, естественно, пропустит самое важное дело, но зато вместо этого выполнит что-то полезное. Перри отмечает, что структурированная прокрастинация требует определённой доли самообмана, поскольку по сути представляет собой подмену одних задач на другие.

Однако если есть категория задач, которые данный человек откладывает упорно и постоянно, то, чтобы справиться с прокрастинацией, надо обязательно понять, что неприятного и невыполнимого есть именно в этих делах. Возможно, что эти задачи можно передать кому-то другому или сделать так, чтобы их вообще не нужно было выполнять. Может быть, осознав причину, человек сможет сам избавиться от проблемы. В любом случае, нужно рассмотреть неприятные занятия глубже.

Распределение усилий

Эта техника знакома всем спортсменам - необходимо научиться распределять свои силы, планировать свою деятельность так, чтобы всё задуманное было осуществлено без надрыва.

Любопытно, что в восточных практиках [каких? ] дела, которые планируются и не исполняются, приравниваются к непосильной ноше. Энергия расходуется впустую, когда мы не осуществляем то, что запланировали, и планируем то, чего никогда не осуществим. Чувство вины съедает наши внутренние энергетические резервы. Чем больше остается незавершенных дел, тем меньше сил на то, чтобы их свершить.

Поэтому суть техники можно выразить следующими словами - не планируй вперед, если есть незаконченные дела. Перед тем как начать, распредели свои силы заранее, оставив время на полный упадок сил. Держи дыхание, чтобы не стать загнанной лошадью.

Управление целями

Вышеупомянутые системы «управления по Франклину» и GTD рекомендуют выстраивать задачи по приоритетам, причём признаками особой важности может выступать как срок исполнения, так и значимость задачи. При этом планирование должно производиться на нескольких уровнях, от глобального («цели всей жизни»), через определение этапов достижения цели, и так - до конкретных планов на 3-5 лет, на год, на месяц, на ближайшие дни. На каждом из уровней должны быть определены базовые ценности, атрибуты, по которым можно будет определить степень достижения цели, навыки, которые должны быть освоены, максимально полное представление о себе, о том, что лично человек собирается достигнуть.

Сегодня мы с вами рассмотрим такую очень распространенную вредную привычку как прокрастинация и поговорим о том, как перестать откладывать дела на потом . Вы узнаете, что такое прокрастинация, каковы ее основные причины, как происходит лечение прокрастинации, как бороться с прокрастинацией.

Мой опыт общения показывает, что многие люди даже не знают такого понятия, хотя у них это присутствует.

Наверняка кто-то из них, прочитав название, подумал о какой-то болезни, тем более, я тут упомянул слово “лечение”. На самом деле, прокрастинация – это не медицинский, а скорее психологический термин, что он означает и чем вредит – об этом далее.

Что такое прокрастинация?

Термин “прокрастинация” заимствован из английского языка (procrastination), где он состоит из двух латинских слов: crastinus - завтра и pro – на. Таким образом, термин “прокрастинация” дословно означает “откладывание на завтра”. Возник он относительно недавно – в 1977 году.

Прокрастинация – это психологический термин, означающий привычку постоянно откладывать важные и неудобные дела на потом под разными предлогами.

Человека, страдающего прокрастинацией, называют “прокрастинатор”.

Эта вредная привычка присутствует в той или иной степени у 80-90% людей, причем, более чем у половины из них наблюдается в довольно явном виде, а для 20% является крайне серьезной проблемой, требующей незамедлительного решения. Признаки прокрастинации могут наблюдаться во всех сферах человеческой жизнедеятельности: в работе, учебе, бизнесе, домашних делах и т.д. Важно, что прокрастинатор всегда четко осознает, что ему нужно выполнить ту или иную важную задачу, но при этом всячески старается откладывать дела на потом, придумывая для этого разные предлоги, которые нужны, в первую очередь, ему же самому, чтобы как-то оправдать откладывание дел. Чаще всего такими предлогами становятся банальные – занятия, не приносящие никакой пользы. Рассмотрим, что такое прокрастинация на примере.

Человек, зарабатывающий , знает, что ему нужно собраться с мыслями и написать статью под заказ или на продажу. Он включает компьютер и думает: ну сейчас заварю себе кофе и начну писать… Идет на кухню и обнаруживает, что закончился сахар. Тогда он идет в магазин, покупает сахар, возвращается, заваривает кофе. Перед написанием статьи решает проверить новости в соцсетях и находит там тему, которую ну очень хочется откомментировать. Оставляет комментарий, в это время ему пишет друг, какое-то время уходит на общение с другом. Далее поступают ответы на оставленный комментарий, и он вступает в дискуссию с оппонентами. Таким образом, под разными предлогами он откладывает важное дело на потом – налицо прокрастинация. Причем, от этого в данном случае страдает его заработок, а возможно – и дальнейшее сотрудничество с заказчиком.

Важно отличать прокрастинацию от : когда человек ленится – он просто не хочет выполнять какую-либо работу, не осознает ее необходимость и важность и не испытывает никаких эмоций по этому поводу. А прокрастинация – это специальный поиск аргументов, которыми человек оправдывает перед собой откладывание дел на потом, при этом осознавая важность необходимой работы. “Сначала сделаю это (неважное), а потом возьмусь за то (важное)” – вот главный принцип прократинатора, который берется за выполнение нужного дела только тогда, когда уже полностью исчерпаны все возможные отговорки и отвлекающие факторы.

Точно так же следует отличать прокрастинацию от отдыха, “ничегонеделания”: при ничегонеделании человек восполняет свою энергию, а при прокрастинации – теряет, растрачивая по пустякам.

Прокрастинация – это не врожденное, а приобретаемое свойство человеческой психики. А это значит, что ее можно лечить, с ней можно бороться.

Прокрастинация “в малых дозах” – это вполне нормальное и безобидное явление, как и лень “в малых дозах”, и ничегонеделание. Но когда она приобретает характер вредной привычки и оказывает негативный эффект на какую-то сторону человеческой жизни (работу, быт, отношения в семье и т.д.), а тем более, на все эти стороны сразу – это превращается в серьезную проблему, с которой нужно бороться, и чем раньше начать эту борьбу – тем лучше.

Чтобы знать, как бороться с прокрастинацией, необходимо, прежде всего, проанализировать основные причины, из-за которых она возникает.

Прокрастинация: причины.

1. Нелюбимая работа. Самая распространенная причина прокрастинации – занятие нелюбимым делом, не приносящим морального удовлетворения. Вполне логично, что человек будет стараться всячески оттягивать выполнение работы, которая ему не по душе.

2. Неверная расстановка приоритетов. Часто люди не умеют правильно определять, что является важным делом, а что нет, либо даже не задумываются об этом, что еще хуже, как следствие – у них развивается прокрастинация.

3. Отсутствие жизненных целей. Если человек не , и, соответственно, не стремится к их достижению – естественно, ему незачем спешить выполнять важные дела, и у него будет развиваться прокрастинация.

4. Отсутствие планирования времени. Еще одна причина прокрастинации кроется в отсутствии : когда человек не имеет четкого, зафиксированного плана действий – у него возникает гораздо больше соблазнов отложить выполнение важных дел.

5. Недостаток знаний, навыков, умений. Если у человека отсутствуют , необходимые для выполнения какой-то конкретной работы – он тоже будет всячески стараться ее откладывать, тем самым, развивая у себя прокрастинацию.

6. Неумение принимать решения. Когда человека одолевают нерешительность и сомнения, он не может , колеблется, постоянно откладывая на потом, и это приводит к развитию прокрастинации.

7. Страхи и фобии. Причиной прокрастинации также могут выступать различные страхи и фобии, присутствующие у человека. Например, боязнь , боязнь поражения, боязнь успеха (и такое бывает!), боязнь мнения других людей и т.д.

8. Перфекционизм. И последняя причина прокрастинации, которую я хочу упомянуть – это перфекционизм, стремление к идеалу: при нем человек любит откладывать дела на потом, “до лучших времен”, которые в реальности никогда не наступают.

Прокрастинация: последствия.

Феномен прокрастинации, на первый взгляд кажущийся вполне безобидным, может привести к очень серьезным негативным последствиям, в том числе, даже со здоровьем.

1. Потеря продуктивности. Прежде всего, прокрастинация существенно снижает и полученные результаты труда.

2. Негативное отношение. Человек, страдающий прокрастинацией, постепенно вызывает к себе негативное отношение окружающих его людей: работодателей, клиентов, партнеров и даже друзей и близких, поскольку не может выполнить свою работу, свои обещания в срок.

3. Перенапряжение и стрессы. Когда человек постоянно откладывает дела на потом, в какой-то момент он попадает в цейтнот, сталкивается с необходимостью успеть сделать много дел за короткий промежуток времени, в результате испытывает сильнейшее нервное и/или физическое перенапряжение и . Чем существенно подрывает свое здоровье.

Как вы видите, последствия прокрастинации очень серьезные, что еще раз говорит о том, что с этой вредной привычкой надо бороться. Борьба с прокрастинацией настолько важна, что психологи очень часто используют для ее обозначения медицинский термин – “лечение прокрастинации”. Рассмотрим, как бороться с прокрастинацией, самые эффективные методы и способы такого лечения.

Прокрастинация: лечение.

1. Осознание проблемы. Для начала нужно четко осознать и признаться себе, что у вас есть эта проблема, что она вам мешает, и что вы намерены с ней бороться. Без этого ничего не получится.

2. Правильная расстановка приоритетов. Думая о том, как перестать откладывать дела на потом, вы, прежде всего, должны научиться правильно разделять всю свою работу на важную и неважную, срочную и несрочную. Для этих целей есть замечательный инструмент, который называется . Начните применять ее в своей повседневной жизни и работе – так вы сможете бороться с прокрастинацией.

3. Вера в свои силы. Лечение прокрастинации будет слабоэффективным, если у вас будет отсутствовать главный компонент – , в то, что вы сможете выполнить все стоящие перед вами задачи.

4. Планирование времени. Очень эффективный способ борьбы с прокрастинацией – планирование своего рабочего и личного времени. Составляйте себе план действий на месяц, на неделю, на день и строго следуйте намеченному плану – так вы уже не сможете откладывать важные дела на потом.

5. Делегирование полномочий. Если причина прокрастинации кроется в том, что вам постоянно приходится выполнять какую-то нелюбимую и неприятную работу, подумайте о том, чтобы делегировать ее выполнение кому-то другому. Возможно, для другого человека она будет более приемлемой, а вы таким образом сможете избавиться от прокрастинации.

6. Смена работы. Если вам ненавистна вся ваша работа (что, к сожалению, не редкость) – всерьез задумайтесь о том, чтобы ее сменить на то, что вам больше по душе. Не нужно мучать себя всю жизнь, деньги, которые вы зарабатываете, не стоят этого! Тем более, я уверен, что вы все равно можете зарабатывать больше, при этом занимаясь любимым делом, вся проблема в том, что вы боитесь . Признайтесь себе в этом и ищите варианты.

7. Отношение к ситуации. Есть золотое правило психологии: если не можешь изменить ситуацию – измени свое отношение к ней. Его в полной мере можно применить и для борьбы с прокрастинацией. Попробуйте посмотреть на дела, которые вы откладываете на потом, под другим углом, и они, возможно, вам покажутся уже не такими нежелательными, и даже полезными.

8. Борьба со страхами и фобиями. Лечение прокрастинации может заключаться в избавлении от страхов, которые служат причиной откладывания дел на потом. Это психологический вопрос, на который, я думаю, вполне можно найти ответ в интернете.

9. Источник мотивации. Если вы все еще не знаете, как перестать откладывать дела на потом – найдите себе то, что будет вас мотивировать к выполнению дел. Например, деньги, которые вы получите за работу, похвала начальника, результат вашей работы и т.д. Даже если ничего из этого не служит для вас мотивацией – выдумайте себе этот источник, например, пообещайте купить себе пирожное, которое вы любите, в случае, если вы справитесь с работой в срок. Это отлично помогает!

10. Саморазвитие. И, наконец, общая подскажет вам, как бороться с прокрастинацией: вы будете ставить себе цели, разрабатывать план их достижения, выполнять его, анализировать свои действия и т.д. У людей с высоким уровнем развития личности прокрастинация фактически невозможна.

Теперь вы знаете, что такое прокрастинация, чем она опасна, и как с ней бороться, как перестать откладывать дела на потом. Надеюсь, что эта информация была вам полезна, и вы сможете применить ее себе во благо.

До новых встреч на – сайт, который повысит ваш уровень финансовой грамотности и поможет вам достичь успеха в любом деле!